Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Юрист в правоохранительных органах. Общая характеристика психологии профессиональной деятельности юриста. Адвокатура и адвокаты

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста рассматривается с позиции требований, предъявляемых к его личности

Психология профессиональной деятельности юриста предназначена для удовлетворении потребности общества в совершенствовании работы правоохранительных органов, специалистов в области юриспруденции. Она способствует росту качества судопроизводства, прокурорского надзора, исполнения судебных решений, укрепляет судебную власть в государстве в целом, выдвигая на первое место задачу кадрового обеспечения, выполненную профессионально. В этой лекции вы узнаете, что нужно для успешного решения этой задачи.

В первую очередь тема «Психология профессиональной деятельности юриста» должна рассматриваться с всестороннего исследования специфики профессиональной деятельности юриста (юрисконсульта), ее точного, научно обоснованного описания с помощью создания профессиограммы. Формирование требований, предъявляемых к личности выпускника юриста, его психофизиологическим качествам, составляет содержание психограммы. Она определяет точные критерии его профессиональной и психологической пригодности (непригодности) к деятельности в правоохранительных органах, государственно-правовых и прочих структурах.

Правовая регламентация деятельности юриста

Психология юриста включает некоторые особенности профессиональной деятельности. В первую очередь психологи при составлении профессиограммы должны обратить внимание на правовую регламентацию профессии и деятельности юриста.

Правоприменительная деятельность всех групп работников государственно-правовых органов регламентируется довольно четко. Нарушением закона считается отступление от основных служебных обязанностей, выход за рамки должностных полномочий. Все это отражает низкий уровень знаний и отсутствие профессиональной компетентности. Потребность в соблюдении нравственных и правовых норм можно считать доминирующей среди прочих социально значимых потребностей, формирующих правосознание специалиста. Она формирует высокий уровень социализации личности, нормативность поведения, высочайшую ответственность перед обществом. Это интегративное свойство важно рассматривать, как один из основных факторов профессиональной пригодности юристов в законодательных актах.

Характеристика профессиональной деятельности включает развитое правосознание, стремление специалиста соблюдать нравственные, правовые норм поведения в неожиданных ситуациях (профессиональный риск):

  • Коррупционный риск на службе возникает в процессе конфликта интересов, который представляет собой ситуацию личной (прямой или косвенной) заинтересованности юриста. Она влияет или может повлиять на требуемое исполнение юристом служебных обязанностей. Здесь часто проявляются противоречия между личным интересом и нравами (законным интересом) граждан, предприятий, общества или государства, способный причинить вред правам и законным интересам последних. Личная заинтересованность определяется возможностью получения специалистом в силу исполнения должностных обязанностей дохода в виде денежных средств, ценностей, прочего имущества или услуг (прав) имущественного характера для себя или третьих лиц. Эта ситуация предполагает безусловную обязанность принять меры, способные исключить вероятность проявления конфликта интересов. Юрист должен уведомить правоохранительные органы о случившихся случаях склонения его к совершению нарушений коррупционного характера.
  • Получение (приобретение) юристами благ, назначений для себя и третьих лиц, характеризующееся отступлением от норм. Данные блага предоставляются «просто так», «из уважения», а на самом деле используются для формирования неформальных отношений со специалистом, который занимает должностное положение. Вынужденная расплата, требуемая от юриста за предоставленные ему услуги, может проявляться в виде советов, раскрывающих служебную тайну, отказа от объективных, непредвзятых подходов в разрешении определенных дел, принятии соответствующих решений в обход законодательства.
  • Провокация взятки, которая часто может осуществляться в завуалированной форме. Ее передача может сопровождаться своеобразной «словесной разведкой» взяткодателя, который выражает не соответствующую работе юриста благодарность, многозначительно обещает отблагодарить и т.д. Если должностное лицо решительно не пресекает такую ситуацию, то это часто толкуется в качестве подтверждения оценки им своих служебных действий, как действительно заслуживающих особой «благодарности». В некоторых случаях взяткодатель ведет себя более решительно, сразу выкладывая предметы взятки со ссылкой на существующие обычаи. Он уверяет, что ничего не просит взамен, а действует по принятым местным традициям. Единственным выходом из такого положения со стороны юриста является решительное поведение, способное в зародыше пресечь мысль о возможности предложения взятки. Необходимо незамедлительно вызвать свидетелей, доложить руководству правоохранительных органов о провокации или о факте попытки передать взятку. Надежный барьер в этом случае представлен приемом таких посетителей в присутствии других юристов или сотрудников.
  • Посещение различных мест отдыха, развлечений, включая заведения сомнительного характера. Здесь проще всего оказаться жертвой провокации с вовлечением в конфликты, которые могут быть организованы для дискредитации руководителя, лица, имеющего ответственное служебное положение.
  • «Случайное» знакомство в общественных местах (гостиница, ресторан). Данная случайность заблаговременно может быть организована лицом, которое заинтересовано в неформальных отношениях с юристом с целью его дискредитации.
  • Допрос свидетеля (потерпевшего), получение объяснений от третьих лиц в квартире, в гостиничном номере, за исключением ситуаций, когда человек серьезно болен. Юрист должен понимать, что в таких случаях возможны провокации со стороны допрашиваемых и их ближайшего окружения. Эти действия также могут быть направлены на дискредитацию следователя (дознавателя) попытками перевода отношений на неформальный уровень. В последующем на юриста оказывается давление.
  • Обещания юриста (например, адвоката) в отношении возможного благополучного разрешения возникшего спорного вопроса, уголовного дела и др. Часто заинтересованные лица придают выгодную интерпретацию подобным обещаниям. В этом случае они используют всевозможные клеветнические жалобы, подтверждая «злоупотреблений» по службе специалиста, вымогательства взятки, распространение различных инсинуаций.

Особенности профессиональной деятельности юриста

Выделим еще несколько важных особенностей профессиональной деятельности юриста. Во-первых такая деятельность характеризуется властным, обязательным характером профессиональных полномочий. Часто использование специалистом правоохранительных органов определенных властных служебных полномочий способно затронуть интересы граждан, юридических лиц, предприятий.

Замечание 1

Небольшие отступления от законодательных требований в использовании служебных полномочий должностными лицами способны приводить к тяжким последствиям, причинять моральный вред, нравственное страдание, негативно отразиться на авторитете и репутации, сформировать отрицательное мнение об этом представителе власти.

Подобные конфликтные ситуации требуют принятие решений с использованием властных полномочий по закону и собственной совести. Это требует от юриста (работника правоохранительных органов) глубоких профессиональных знаний, а также определенного уровня профессиональной компетентности. Юрист должен обладать особыми личностными качествами:

  • аналитический склад ума,
  • способность прогнозировать последствия принимаемых решений,
  • эмоционально-волевая устойчивость,
  • справедливое, уважительное отношение к людям,
  • нормативность поведения.

Второй особенностью профессиональной деятельности юридических работников является экстремальный характер правоохранительной деятельности. Работа юристов, в первую очередь тех, кто борется с преступностью, характеризуется высокой напряженностью, что обусловлено выполнением большого объема сложнейшей, разносторонней деятельности при условии острой нехватки информации и времени. Помехой является и активное противодействие заинтересованных лиц, которые часто игнорируют нормы права. Нервные и психические перегрузки юриста усугубляются также нерегулярной сменой условий труда, отсутствием привычного режима жизни, вынужденным отказом от обычных видов отдыха. Все это способно привести к развитию стойкого состояния психической напряженности, неустойчивому эмоциональному состоянию, невротическим реакциям, психосоматическим, функциональным расстройствам и различным заболеваниям. По этой причине юристы, особенно те из них, кто служит в правоохранительных органах, должны быть в отличной физической форме, обладать высокой степенью нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости, работоспособности.

Замечание 2

Эти качества рассматриваются, как один из важнейших факторов профессиональной пригодности таких специалистов.

В-третьих, профессия юриста носит творческий, нестандартный характер. Работа таких сотрудников характеризуется тем, что они часто имеют дело с различными жизненными ситуациями, которые требуют тщательного подхода к их разрешению, внимательного изучения, вдумчивого анализа возникших правоотношений. Необходимо учитывать не только профессиональные правовые, но и узкие знания из различных сфер науки, техники, культуры и др. Юрист должен также обладать для этого развитым интеллектом, творческим потенциалом.

В-четвертых, труд юриста характеризуется процессуальной самостоятельностью, персональной ответственностью. Особенно это касается специалистов, которые работают в следственных органах, в прокуратуре, суде, полиции и др.

Для процессуальной самостоятельности следователей, прокуроров, судей, судебных исполнителей предполагается высокая степень ответственности. Для баланса между этими сторонами профессиональной деятельности необходим высокий уровень профессиональной адаптивности, личностная интеграция, социальная зрелость; эмоционально-волевая устойчивость; развитый интеллект, гибкое творческое мышление; смелость, решительность, уверенность в себе, ответственность за принятые решения, настойчивость, поддержание высокой степени самоконтроля.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

  • Глава 1. Аудиторная и самостоятельная работа студента
  • 1.1. Основные принципы подготовки к занятиям и самостоятельная работа студентов.
  • 1.2. Конспектирование лекций
  • 1.3. Подготовка к практическим занятиям
  • 1.4. Письменные работы (доклады, рефераты, эссе)
  • 1.5. Курсовые и дипломные работы.
  • 1.6. Подготовка к экзамену или зачету
  • Глава 2. Юридическая терминология, юридической культура и этика, юридические средства и технологии.
  • 2.1. Понятие и содержание юридических терминов
  • 2.2.Краткая историография юриспруденции.
  • 2.3. Юридическая культура и этика: понятие, содержание и основные признаки
  • 2.4. Юридические средства и технологии.
  • 2.5. Понятие и виды юридических документов.
  • Глава 3.Юридическое образование: виды, формы, методы.
  • 3.1. Понятие и виды юридического образования. Болонский процесс.
  • 3.2. Образовательные технологии и методы обучения
  • 3.3. Понятие информационных юридических сайтов, баз данных и систем
  • 3.4. Ааэп, как образовательное учебное заведение
  • Глава 4. Виды юридической деятельности. Деятельность юриста в социально-экономической сфере.
  • 4.1. Понятие и основные виды юридической деятельности
  • 4.2. Нормотворческая деятельность и работа в органах юстиции
  • 4.3. Адвокатская деятельность и нотариат
  • 4.4. Корпоративный юрист, юридические услуги и юридические фирмы
  • 4.5. Понятие квалифицированной юридической помощи
  • Глава 5. Деятельность юриста в правоохранительной сфере.
  • 5.1. Понятие и виды правоохранительной деятельности.
  • 5.2. Работа в органах внутренних дел и ее виды.
  • 5.3. Следствие и дознание: понятие и принципы деятельности.
  • 5.4. Прокуратура: понятие и функции
  • 5.5. Судебная система рф: понятие, структура, цели и принципы деятельности
  • 1. Цели освоения дисциплины
  • 3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
  • Структура и содержание дисциплины «Введение в специальность»
  • Структура дисциплины «Введение в специальность»
  • 4.2. Содержание дисциплины «Введение в специальность»
  • Тема 1 .Аудиторная и самостоятельная работа студента.
  • Тема 2. Юридическая терминология, юридическая культура и этика, юридические средства и технологии.
  • Тема 3 . Юридическое образование: виды, формы, методы.
  • Тема 4. Деятельность юриста в нормотворческой и социально-экономической сфере.
  • Тема 5. Деятельность юриста в правоохранительной сфере.
  • Приложение №3. Примерные тесты для проверки знаний
  • 1) Государственный экзамен
  • 1) Министерство образования
  • 11. Точно ли вы приходите на деловые встречи, собрания, совещания, заседания?
  • 12. Какое значение вы придаете своевременности выполнения поручений, заданий, просьб?
  • Лебедев, к.К. Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист): Учебно-практическое пособие/ Лебедев к.К.. - м.: Юристъ, 2001. - 475 с.
  • Упоров, и. В. Профессия - юрист/ и. В. Упоров. - м.: аст; Ростов н/д.: Феникс, 1999. - 403 с.
  • Чуфаровский, ю.В. Введение в юридическую специальность/ Чуфаровский, ю.В.. - м.: Социально-политическая мысль, 2004. - 96 с.
  • Шугрина, е.С. Техника юридического письма: учебное пособие/ е. С. Шугрина; Американская ассоциация юристов. - м.: Дело, 2000. - 271 с.
  • Глава 5. Деятельность юриста в правоохранительной сфере.

    5.1. Понятие и виды правоохранительной деятельности.

    К сожалению, до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как "правоохранительная деятельность". Данное понятие является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х г.г. Приведем наиболее распространенное определение правоохранительной деятельности.

    Под правоохранительной деятельностью следует понимать государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка . Таким образом, к существенным признакам правоохранительной деятельности относят:

    во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия;

    во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта;

    в-третьих, реализация правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

    в-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы.

    Правоохранительная деятельность имеет не только сложные и многогранные цели, задачи и функции, но и довольно сложную структуру. Она может быть классифицирована на ряд относительно укрупненных групп, образований, направлений. Это, например, борьба с преступностью в целом, с организованной преступностью, с экономической преступностью, оперативно-розыскная деятельность, следственная деятельность, борьба с нарушениями правил дорожного движения, борьба с административными правонарушениями, деятельность по профилактике правонарушений, борьба с противопожарной безопасностью, укрепление общественного порядка и ряд других направлений. Каждый из них имеет важное значение и в известной мере относительно самостоятельный характер.

    5.2. Работа в органах внутренних дел и ее виды.

    Структура МВД достаточно сложная, назовем лишь главные его структуры:

    Следственный департамент;

    Федеральная миграционная служба:

    ГУ вневедомственной охраны;

    ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения:

    ГУ по обеспечению охраны общественного порядка;

    ГУ по противодействию экстремизма;

    ГУ собственной безопасности;

    ГУ по обеспечению безопасности на транспорте;

    ГУ уголовного розыска;

    ГУ по обеспечению экономической безопасности.

    Подробное раскрытие деятельности каждого подразделения займет достаточно много времени, кроме того эти вопросы будут изучаться в других юридических дисциплинах, поэтому остановимся на краткой характеристике лишь основных видов деятельности, а именно оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания.

    Регулируется ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ, от 12.08.1995 г.

    Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

    Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

    Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

    Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

    Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

    Установление имущества, подлежащего конфискации.

    При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

    2. Наведение справок.

    3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

    4. Проверочная закупка.

    5. Исследование предметов и документов.

    6. Наблюдение.

    7. Отождествление личности.

    8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

    9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

    10. Прослушивание телефонных переговоров.

    11. Снятие информации с технических каналов связи.

    12. Оперативное внедрение.

    13. Контролируемая поставка.

    14. Оперативный эксперимент.

    Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

    Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

    1. Наличие возбужденного уголовного дела.

    2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

    1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

    3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

    4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

    3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

    4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

    5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность:

    1. Органы внутренних дел Российской Федерации.

    2. Органы федеральной службы безопасности.

    4. Федеральные органы государственной охраны.

    6. Таможенные органы Российской Федерации.

    7. Служба внешней разведки Российской Федерации.

    8. Федеральная служба исполнения наказаний.

    9. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

    Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

    Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

    Каждый школьник, который становиться перед выбором будущей специальности обучения задумывается, кем он в последствии, сможет работать, приобретя ту или иную профессию. Правоохранительная деятельность: кем можно работать – это вопрос, который интересует многих.

    Обратите внимание! Правоохранительная деятельность предполагает осуществление контроля над реализацией прав граждан РФ и охрана этого права от нарушений, обеспечение их в законных рамках.

    Те, кто выбрал именно эту специальность, могут работать в правоохранительных органах, но также важно знать суть обучения по данному направлению. Среди основных примечательных особенностей следующие:

    1. Контроль над исполнением .
    2. Организация работы судовых органов.
    3. Вершение правосудия.
    4. Обнаружение/расследование правонарушений.
    5. Юридическая помощь, охрана правопорядка, защита граждан.
    6. Защита законных интересов граждан.

    Как видно направления обучения достаточно разнообразны, в перечень специальностей, по которым в будущем можно будет работать, закончив обучение по специальности правоохранительная деятельность:

    • Криминалист.
    • Полицейский.
    • Прокурор.
    • Секретарь суда.
    • Сотрудник правоохранительных органов.
    • Следователь.
    • Судья.
    • Юрисконсультант.
    • Юрист.

    Специфика

    Такая специальность, требует сознательности в ее выборе. Стоит понимать, что слишком легко поступить на обучение не получиться. Начинать учиться можно как после 9 так и после 11 класса. Если окончено 9 классов общеобразовательной школы, существуют такие формы обучения:

    1. Дневная форма – 3 года 6 месяцев.
    2. Заочная – не более 5 лет.
    3. Вечерняя – не более 5 лет.

    Если имеется образование в 11 классов школы, то формы такие:

    • Дневная – 5 лет.
    • Заочная – 6 лет.
    • Вечерняя форма – 7 лет.
    • Смешанная – 7 лет. Эта методика все больше набирают популярности, подразумевает классно-урочную схему смешанную с интернет-образованием. В том числе проводиться онлайн тестирование знаний.

    Предметы, подлежащие изучению

    В процессе учебы, представлены к освоению множество предметов, которые помогут в будущей работе по специальности. Ядро знаний по направлению правоохранительная деятельность общее, в зависимости от специализации может быть более углубленное изучение того или иного предмета.

    Среди ключевых дисциплин:

    1. Основы государственности.
    2. Юриспруденция.
    3. Право: криминальное, административные, международное, гражданское, конституционное и другие.
    4. Делопроизводство, судопроизводство, документооборот.
    5. Проведение оперативно-розыскных мероприятий.
    6. Физподготовка, занятие помогающие освоить , методиками самозащиты.
    7. Другие специальные предметы.

    Самые востребованные профессии

    Обучить могут на любую из указанных выше специализаций, но есть некоторые, самые востребованные после завершения курса обучения.

    Адвокат (дознаватель)

    После получения данной квалификации человек имеет право работать в защите интересов и прав граждан и/или организаций. Он оказывает юруслуги по разным отраслям права, может выступать защитником в суде, помогает в формировании документов, занимается рассмотрением дел по ДТП. Специалисты этого направления затребованы на рынке труда РФ.

    Полицейский

    Устроившись на работу по специальности, после завершения обучения нужно будет выполнять следующие задачи:

    Пристав

    Специалисты этого направления могут работать по следующим отличным сферам:

    1. Обеспечение порядка деятельности судов.
    2. Взыскание долгов и посещение дома должника.

    Важно! Рабочий день такого специалиста, зачастую, ненормированный – это следует учитывать выбирая данное направление. Выходы в ночное время и в выходные дни – нормальная практика.

    Участковый

    Это уполномоченный полиции, которые ведет контроль криминогенной ситуации на вверенном участке, районе города, в поселке.

    Юрист

    Очень востребованная данная специальность в коммерческих структурах, так как юрист имеет право осуществлять следующую деятельность:

    • Преподавательскую.
    • Политическую.
    • Работать в финансовых организациях.

    Вывод

    Любая из предложенных специализаций востребована в любом регионе страны. Имея подобное образование, найти работу не будет проблемой.

    В правоохранительной системе РФ существует 12 органов.

    Все их условно можно разделить на три вида:

    • проводящие расследование правонарушений и осуществляющие наказание;
    • оказывающие правовую помощь;
    • обеспечивающие порядок, безопасность.

    Государственные правоохранительные органы обязаны действовать на основании закона. Но иногда их работа выходит за рамки законодательного регламента. Это может быть связано с неверной трактовкой конституционных прав или другими факторами. В этом случае физические и юридические лица могут оспорить решение, действия правоохранительных органов.

    Споры с прокуратурой

    В прокуратуру можно обратиться за помощью в любом вопросе нарушения прав и свобод. Большая важность и расширенные полномочия сотрудников приводят к злоупотреблению положением.

    Споры с прокуратурой серьезный вопрос. Не принимаются сетования по поводу очередей, отсутствия бланков или других мелких вопросов.

    Поводом для обращения с жалобой служит:

    • безосновательный отказ в принятии заявления;
    • отказ по причине, не указанной в законодательных актах;
    • безосновательный отказ в проведении проверки;
    • бездействие;
    • затягивание рассмотрения без необходимости и пояснений;
    • нарушение сотрудниками прав обращающегося;
    • оскорбление гражданина сотрудником.

    Жалоба на правоохранительные органы

    Жалоба на конкретное лицо и на правоохранительные органы исполнительной власти в целом в лице прокуратуры отличается. В первом случае письмо подается в то же отделение, где работает сотрудник.

    Процесс подачи следующий:

    • направляется заявление в соответствии с заданной формой;
    • документ подается лицу, ответственному за прием канцелярии. Если с ним нет возможности наладить контакт, то старшему по чину относительно нарушителя;
    • с лица, принявшего документ, берется расписка о приеме. В ней указывается дата подачи, ФИО получателя и его роспись;
    • на рассмотрение выделяется месяц.

    Само письмо делится на три части:

    • шапка – в ней указывается ФИО руководителя подразделения, адрес прокуратуры и контакты заявителя;
    • информационный блок – в нем описывается нарушение, приводятся статьи, в соответствии с которым нарушены права, перечисляются конкретные требования заявителя;
    • в конце перечисляется список приложений – обязательно проставляется подпись и дата составления.

    Если жалоба начальнику не помогла, следует обращаться в вышестоящие органы. При обжаловании соблюдается иерархия с приложением к заявлению отчетности в виде предыдущих заявлений, расписок о принятии и ответов. Если местные правоохранительные органы не отреагировали, заявление направляется в Генеральную прокуратуру РФ или судебный орган.

    Вести тяжбы с государственными органами довольно сложно в силу их осведомленности во всех тонкостях процесса. Гражданину, не подкованному в законодательных вопросах, может быть предъявлен встречный иск о клевете. Потому многие отступают, стараясь не противоречить служащим, что приводит к распространению произвола.

    Юристы Компании «Правовое решение» не раз отстаивали права граждан и организаций в тяжбах с правоохранительными структурами.

    Доскональное знание законодательства дает нам явное преимущество даже в работе по жалобам на прокуратуру. Сами занимаемся сбором доказательств в пользу вины должностного лица, подразделения. Выигрываем споры с правоохранительными органами в суде с компенсацией клиенту всех издержек от лица виновного.

    Ждем Вашего звонка для решения конфликтной ситуации.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

    Введение

    Заключение

    Введение

    Юрист должен обладать необходимым комплексом личностных качеств и объемом профессиональных знаний, умений и навыков. Юрист должен иметь личностные качества, которые соответствуют той важной социальной роли, для выполнения которой он предназначен. К таким личностным качествам относятся: высокая гражданственность, интеллектуальность, нравственность, развитое чувство долга и ответственность за исполнение своих обязанностей, принципиальность и независимость в принимаемых решениях, преданность своему делу, чувство непримиримости с правонарушениями, справедливость, высокая гуманистическая нравственность, профессиональная этика, личная безупречность, общительность (коммуникабельность).

    К юристам, сотрудникам органов внутренних дел, кроме того, предъявляются повышенные требования по состоянию здоровья, предусмотренные законодательством о прохождении службы.

    Недооценка личностных качеств при выборе юридической профессии ведет к осложнениям и трудностям в правовой работе, непригодности лица для работы в правоохранительных органах.

    К общим профессиональным требованиям, предъявляемым к юристу, относятся: обладание глубокими и прочными теоретическими знаниями, современным правовым и экономическим мышлением, способностью разбираться в политических течениях и государственной политики, знаниями действующего законодательства, умение применять знания в своей практической профессиональной деятельности, владение практическими навыками по специальности. Юрист также должен обладать высокой общей и профессиональной культурой, знать и умело применять методы управления, воздействия на людей, уметь вести правовую пропаганду и воспитательную работу среди населения, владеть методами научной организации труда, постоянно повышать свою квалификацию, уметь работать в условиях развития рыночных отношений.

    Юрист должен знать основы философии, экономических и политических учений, психологии, научной организации управления и труда в объеме, необходимом для квалификационного выполнения юридической работы, применения правовых норм, укрепления законности и правопорядка, реализации правоохранительных функций. Необходимым предварительным условием успешного изучения конкретных отраслевых наук является знание обще юридических наук: теории государства и права, истории государства и права.

    Профессия юриста требует знания содержания отраслевых юридических наук, к которым относятся: конституционное право, административное право, гражданское право, семейное право, международное право и другие отрасли права. От юриста требуется знание отраслей права и законодательства, Конституции РФ, уставов субъектов Федераций, директивных документов высших органов государственной представительной и исполнительной власти по вопросам укрепления законности, правопорядка, совершенствования управления действующего законодательства и практики его применения.

    Актуальность моей контрольной работы заключается в том что, юриспруденция остается огромной силой, разбираясь в ней, человек может чувствовать себя защищенным во многих вопросах, это весьма многогранная деятельность, юристы работают, могут работать в разных сферах юриспруденции, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуре и адвокатуре. Она осуществляется во всех сферах социальной жизни. Даже сейчас профессия юриста популярна и престижна, хотя несколько лет назад, она занимала ещё высшие позиции.

    Задачи моей контрольной работы следующие:

    1. Раскрыть основные виды юридической работы.

    2. Деятельность суда по осуществлению правосудия.

    3. Прокуратура в системе правоохранительных органов

    4. Раскрыть особенности профессиональной деятельности следователей и дознавателей.

    5. Рассказать о роли адвоката в правоохранительной деятельности и в судебном процессе.

    суд прокуратура следователь адвокат

    1. Основные виды юридической работы

    Юридическая работа - это весьма многогранная деятельность. Она осуществляется во всех сферах социальной жизни. Юристы работают в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуре и адвокатуре. Специалисты-правоведы работают в юридических отделах, бюро и т.п. предприятий и социально-культурных учреждений, в кооперативных организациях, общественных объединениях, в органах, осуществляющих международные связи, в образовательных и научно-исследовательских учреждениях. Специалисты юридического профиля используются в контрольных и инспекционных органах (торговли, финансов и др.), в комиссиях по защите прав несовершеннолетних и других комиссиях, состоящих при органах исполнительной власти и местного самоуправления, в аппарате отделов и управлений исполнительных органов. Юристы возглавляют комитеты по законодательству и другие комитеты законодательных органов. Наметившая тенденция привлечения к работе указанных органов специалистов, имеющих юридическое образование, обусловлена построением правового государства, повышением роли права и юристов в жизни общества.

    В зависимости от содержания юридической работы, сферы ее применения, форм и методов ведения она делится на соответствующие виды. К основным видам относятся: правосудие, прокурорский надзор, оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность), совершения нотариальных действий, правовая работа в государственных органах, на предприятиях в учреждениях и организациях. Существование различных видов юридической работы обусловливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида работы маловероятно.

    Соответственно перечисленным видам юридической работы рассмотрим юридические специальности: прокурор, судья, следователь, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

    Прокурор - это должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению надзора за точным и неуклонным исполнением законов федеральными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, органами, осуществляющими оперативно-розыскную и следственную деятельность, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

    Прокурор осуществляет уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры и постановления судов. На должности прокуроров района, города, в установленном порядке назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. Прокуроры должны в установленном порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных объединений и принимать меры по своевременному восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили.

    Надзирая за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в пределах своей компетенции требует для проверки уголовные дела, материалы, документы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления. Важным инструментом контроля за соблюдением законности является проверка прокурором всего доказательственного материала по делу, поступившему от органа дознания или предварительного следствия с обвинительным заключением. Прокурор имеет право отменить незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Он вправе отстранить лиц, производящих дознание или следователя от дальнейшего ведения расследования, если допущены нарушения закона. Прокурор возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении, приостанавливает производство по уголовным делам, утверждает обвинительные заключения и направляет уголовные дела в суд. Прокурор наделен правом участвовать при рассмотрении дел в судах. Он, в частности, дает заключения по возникшим во время судебного разбирательства вопросам, высказывает суду свои соображения о применении меры уголовного наказания, предъявляет иски, поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам, опротестовывает незаконные решения, приговоры, определения и постановления суда, незаконные действия судебного пристава-исполнителя и др.

    При осуществлении надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных - в изоляторах временного содержания, местах содержания под стражей - следственных изоляторах, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в целях проверки соблюдения законов систематически посещает эти места, знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты мерам принуждения. Немедленно освобождает лиц, которые незаконно содержатся в местах лишения свободы или в нарушении закона подвергнуты задержанию, аресту, принудительному лечению или воспитанию. Прокурор проверяет также соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации указанных учреждений законам, регулирующим порядок и условия содержания этих лиц в этих учреждениях и местах исполнения наказаний, приостанавливает их исполнение и опротестовывает.

    К наиболее важным профессиональным особенностям работы прокурора относятся:

    1. универсальность (прокурор должен быть специалистом в предварительном следствии, в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания и назначение судом мер принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу и, разумеется, специалистом в общенадзорном деле),

    2. организаторский характер прокурорской деятельности;

    3. искусство устной речи (должен придавать своим выступлениям в суде, на собраниях публицистическую страстность, точно и аргументированно излагать свои мысли);

    4. принципиальность и настойчивость, объективность и неподкупность в деле обеспечения законности.

    Требования, предъявляемые к прокурору, распространяются на всех работников прокуратуры - заместителей и помощников прокуроров, прокуроров отделов и управлений.

    Судья - должностное лицо, назначенное Президентом России в установленном законом порядке в состав судебного органа для осуществления правосудия на профессиональной основе, а также мировой судья, назначенный (избираемый) на должность законодательным органом государственной власти субъекта РФ, либо избираемый населением соответствующего судебного участка. Согласно действующему законодательству судьей может быть назначен гражданин, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Социальная роль и правовой статус судьи характеризуется рядом особенностей.

    Судья судов общей юрисдикции выполняет важные функции по осуществлению правосудия.

    Правовой статус судьи характеризуется независимостью, он подчиняется только закону. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их назначения, несменяемостью, неприкосновенностью судей, строгой юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении судебных решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

    Судьи обладают властными полномочиями, необходимыми для осуществления правосудия. Эти полномочия определяются законодательством. В частности, судья имеет право: требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, вносить представления в государственные органы, общественные организации, должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений, запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров.

    Работа судьи характеризуется применением норм разных отраслей права. Из этого следует, что судья должен обладать универсальными правовыми знаниями, высоким профессионализмом, жизненным опытом и опытом юридической работы, мудростью, быть независимым, принципиальным при рассмотрении и разрешении дела, объективным, обладать выдержкой и невозмутимостью при выполнении возложенных на него задач, способностью вести, направлять судебный процесс, решимостью взять на себя ответственность за судьбу дела, умением поддерживать высокий судейский авторитет, быть достойным своего звания судьи.

    Следователь - должностное лицо органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, прокуратуры, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, назначенное в установленном порядке и наделенное исключительной функцией производства предварительного следствия, то есть правом совершения действий, состоящих в выяснении совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела, и решения вопроса о предъявлении конкретному лицу обвинения в совершении преступления. Предварительное следствие начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.

    Постановления следователя обязательны для всех должностных лиц и граждан. Все решения следователь принимает самостоятельно. Следователь исполняет указания начальника следственного отдела и прокурора, связанные с обеспечением законности, полноты, всесторонности и объективности предварительного следствия.

    Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является не зависимым советником по правовым вопросам. Оказывает юридическую помощь, дает консультаций и разъяснения по правовым вопросам, устных и письменных справок по законодательству, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера, представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, трудовым делам, экономическим спорам, по делам об административных правонарушениях. Важная роль принадлежит адвокату в деятельности органов предварительного расследования и суда. Адвокат в досудебном и судебном производстве выступает в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. Права и обязанности адвоката при выполнении поручений регламентируются законодательством об адвокатуре, уголовно-процессуальным и иным законодательством. Адвокатом может быть гражданин, имеющий юридическое образование и стаж работы в качестве юриста не менее двух лет. Окончившие высшие юридические учебные заведения и не имеющие стажа работы по специальности или имеющие стаж менее двух лет принимаются в члены коллегии лишь после прохождения соответствующей стажировки.

    К профессиональным обязанностям адвоката относятся: доверительный характер отношений с клиентом; строгое соблюдение профессиональной тайны; он не может разглашать сведения, сообщенные ему клиентом; адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя потерпевшего, истца, ответчика; труд адвоката оплачивается из средств, поступающих от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь. Эти особенности требуют от адвоката универсальной правовой подготовки, широкой общей и правовой эрудиции, мастерства устной речи, умения аргументировать свои выводы, опровергать доводы другой стороны, умение устанавливать контакт с клиентом, располагать его к доверию.

    Нотариус - лицо, совершающее нотариальные действия, то есть действия, придающее юридическую силу договорам, документам, направленные на обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

    Нотариальная деятельность осуществляется государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой, которые могут иметь свою нотариальную контору. В осуществлении своих полномочий нотариусы независимы и руководствуются законами и иными нормативными актами. Нотариусы наделены правом совершать следующие нотариальные действия: удостоверять сделки, факт нахождения гражданина в живых, в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, во время предъявления документов, выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, налагать и снимать запрещения отчуждения имущества, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верность перевода документов с одного языка на другой, принимать депозиты денежных сумм и ценные бумаги, документы на хранение и другие действия. Государственные нотариусы, кроме того, имеют право выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества.

    К качествам, свойственным специальности нотариуса, относятся: скрупулезность, точность, строгость, аккуратность.

    Юрисконсульт - работник правовой службы органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, состоящих в должности начальника юридического отдела, главного юрисконсульта, юрисконсульта.

    Главной задачей юрисконсульта является использование правовых средств для обеспечения высокой эффективности деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций при соблюдении законности.

    На юрисконсульта возлагается контроль за законностью приказов и распоряжений, издаваемых руководством, дача заключений по правовым вопросам, составление юридических документов, участие в подготовке проектов договоров и соглашений, заключаемых с другими органами и их визирование; ведение в судах общей юрисдикции и арбитражных судах дел, по которым орган, предприятие, учреждение, организация выступают в качестве истца или ответчика; предъявление претензий при поставке недоброкачественной продукции или оборудования, заявление претензий транспортным организациям по поводу недостачи, порчи грузов и т.д.

    Требования, предъявляемые к юрисконсульту, работнику юридической службы, сводятся к следующему: знание гражданского, налогового и иного законодательства, действующего в той или иной социальной сфере; основ предпринимательской и коммерческой деятельности, умение правильно организовать претензионную работу.

    Деятельность юристов в органах внутренних дел, исходя из задач и функций ОВД, носит правоохранительный характер. В связи с этим их успешное выполнение зависит от участия в реализации этих задач и функций юристов.

    Согласно действующему законодательству, следователи органов внутренних дел, также как и следователи других органов, должны иметь высшее юридическое образование. Большинство сотрудников аппаратов ОВД и служб также должны иметь профессиональную юридическую подготовку. К ним относятся сотрудники оперативно-розыскных служб, сотрудники административных служб (ППС, профилактики, участковых уполномоченных милиции, охраны, государственной инспекции по безопасности дорожного движения и др.).

    Выпускники высших образовательных учреждений юридического профиля назначаются, как правило, на первичные должности оперативного сотрудника, следователя, участкового уполномоченного милиции и др., замещаемые лицами начальствующего состава в соответствии с законодательством о прохождении службы в органах внутренних дел.

    2. Деятельность суда по осуществлению правосудия

    Правосудие - это осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законом деятельность судов по рассмотрению уголовных дел в судебном заседании и их законному, обоснованному и справедливому разрешению.

    Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом. Осуществляя правосудие, суд реализует судебную власть, единственным носителем которой он является.

    Правосудие может осуществляться только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (с последующими изм. и доп.). Согласно этому Закону (ст. 4) в России не допускается создание чрезвычайных судов (например, судов ad hoc - для рассмотрения конкретного дела) и каких-либо иных судов, не предусмотренных указанным Законом. Никакие другие государственные органы и должностные лица не вправе брать на себя судейские функции и осуществлять правосудие по уголовному делу.

    Исключительное право суда на осуществление правосудия по уголовному делу обусловлено тем, что деятельность суда осуществляется в особом правовом режиме, который создает наиболее благоприятные условия для всестороннего и объективного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Ни одна форма государственной правоприменительной деятельности не заключает в себе такого числа правовых гарантий для вынесения по делу законного и справедливого решения, нежели правосудие.

    Особенности правового порядка рассмотрения и разрешения дела при осуществлении правосудия определяют содержание многих принципов уголовного судопроизводства.

    Рассмотрение уголовного дела при осуществлении правосудия происходит в форме открытого, устного судебного заседания. Процедура судебного заседания предполагает непосредственное исследование всех доказательств, собранных по уголовному делу: допросы свидетелей, осмотр вещественных доказательств, оглашение документов и т.д.

    Важной чертой судебных заседаний является участие сторон обвинения и защиты, наделенных равными процессуальными правами. Состязание сторон, каждая из которых наделена правом представления доказательств, помогает суду всесторонне рассмотреть дело и вынести по нему обоснованный приговор (постановление, определение).

    Процедура вынесения судом приговора, исключающая какое бы то ни было постороннее воздействие, с соблюдением тайны совещательной комнаты, также является характерным признаком правосудия. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда с целью помешать осуществлению правосудия является преступлением.

    Разрешая уголовное дело, суд оценивает представленные сторонами доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь при этом законом и совестью (ст. 17 УПК).

    Только в рамках такой процедуры лицо может быть признано виновным в совершении преступления и подвергнуто уголовному наказанию, что и определяет содержание принципа презумпции невиновности.

    Правосудие осуществляется не только при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции, а охватывает собой производство по делу во всех судебных инстанциях. В каждой из них правосудие осуществляется в особенной форме, соответствующей назначению этой стадии процесса.

    В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. N 4-П подчеркивается, что "правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости..." В Постановлении от 20 апреля 1999 г. N 7-П Конституционный Суд РФ отметил, что возложение на суд обязанности в той или иной форме подменять деятельность органов и лиц, осуществляющих уголовное преследование, "препятствует независимому и беспристрастному осуществлению правосудия судом, как того требует ст. 120 (ч. 1) Конституции Российской Федерации". В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. N 1-П отмечается, что "наделение суда полномочиями по возбуждению уголовного преследования не согласуется с конституционными положениями о независимом правосудии". Именно поэтому в новом УПК из круга полномочий суда исключены все те полномочия, которые ориентированы на осуществление уголовного преследования и реализуются следователем, дознавателем и прокурором.

    Граждане России участвуют в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей в порядке, предусмотренном УПК (до 2003 г. сохранено участие в отправлении правосудия народных заседателей).

    3. Понятие, задачи и место прокуратуры в системе правоохранительных органов Российской Федерации

    Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующие институты защиты прав граждан, включающие в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, составляют в целом систему правоохранительных органов.

    В российском законодательстве отсутствует понятие «правоохранительные органы». Однако в нормативных актах данная формулировка встречается. Например, в п. І Положения о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567, речь идет о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью. В ч. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» сказано, что «Генеральный прокурор российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов». Формулировку «правоохранительные органы» можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Например, в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270, говорится о «правоохранительных органов», «правоохранительной системе», о «правоохранительной деятельности». Это понятие применяется и в других документах как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.

    В результате, к правоохранительным органам можно отнести: суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, нотариат. Это те органы, которые составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д. Прокуратура РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

    4. Особенности профессиональной деятельности следователей и дознавателей

    Профессиональная деятельность правоохранительных органов - деятельность государственная. Государство ставит перед этими органами определенные цели и задачи, направленные на защиту от преступных посягательств граждан, собственности и пресечения преступлений, посягающих на порядок управления. Государство создает специальные системы, переподготовки и усовершенствования правоохранительных органов. Эти требования предъявляются как по отношению ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, каждому ее работнику.

    Уголовный процесс - это само производство движения уголовных дел в точном соответствии с установленным уголовно - процессуальным правом процедурой, переход из одной стадии в другую. В рамках уголовного процесса заметную и важную роль играет предварительное следствие. Предварительное следствие - это целенаправленный процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем. Основным определяющим компонентом психологической структуры в деятельности следователя является его познавательная активность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых им полностью восстанавливается прошлое событие, все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление. Именно на предварительном следствии производится процесс создания модели прошлого события преступления.

    Начиная процесс собирания фактов, следователь часто заранее не знает конечного результата сбора этих сведений, не может составить полную мыслительную модель имеющегося в прошлом события. Эта особенность познавательной деятельности приводит к существенным трудностям при сборе, отборе, оценке получаемой информации, к необходимости к выдвижению и проверки большого количества самых разнообразных версий по поводу природы действительной ценности тех или иных фактов, взаимосвязи между отдельными фактами.

    В деятельности следователя существенное значение приобретает криминалистическое знание и опыт, которые создают условия для понимания имеющейся информации, ее правильного выбора. Эти знания и опыт являются необходимой предпосылкой для активизации воссоздающего воображения.

    Познание прошлого события всегда основывается на фактах настоящего, в связи с этим возникает необходимость построения мысленных моделей, взаимосвязей фактов, явлений настоящего с прошедшим событием. Познание включает в себя и практическую сторону по проверке, оценке познаваемых фактов, явлений. В процессе этой деятельности широко применяются эксперименты с объектами, выявленными в процессе познавательной работы.

    На предварительном следствии процесс познания отличается неупорядоченностью поступления информации. Приток информации здесь не всегда зависит от желания и не поддается полному регулированию лицом, осуществляющим познание. Объем информации, скорость, время ее поступления во многом зависят от обстоятельств, в ходе которых осуществляется познание. Поэтому познание в предварительном расследовании предстает, как развивающийся процесс, состоящий из ряда умственных и практических действий при их постоянном взаимопроникновении. Диалектическое взаимопроникновение чувств и практики делает оценку доказательств составной частью процесса доказывания, где они тесно переплетаются с другими его элементами: собиранием, закреплением и проверкой доказательств. Посредством рационального мыслительного процесса, следователь совершает как бы переход от познанных фактов к вызвавшему их событию прошлого. Познавательная деятельность не сводится к одному лишь мыслительному процессу. Получение знаний в любой области протекает как взаимодействие чувственных и рациональных моментов, прямо или опосредовано связанных с опытом.

    Следственные действия: допрос, эксперимент, обыск, опознание, осмотр и прочее различны по своему содержанию. Выполнение каждого из них связано с использованием множества разнообразных приемов, выработанных следственной практикой и криминалистической наукой. Одна и та же задача может быть решена различными приемами и средствами, одно и тоже обстоятельство установлено разными путями. Помимо высших форм интеллектуальной деятельности профессия требует от следователя множество чисто технических и манипуляторных умений и действий: аккуратно подшить дело, перепечатать документ на машинке, составить топографический план местности, изготовить слепок, произвести фотосъемку. Для профессии следователя характерно преодоление сопротивления его деятельности со стороны отдельных лиц, а в некоторых случаях и макро групп. Следователь в поисках истины по делу нередко сталкивается с пассивным или активным сопротивлением со стороны заинтересованных в неправильном исходе дела лиц. Наиболее заинтересован в этом сам преступник, который, как правило, всеми силами активно противодействует следствию. Успех расследования таит в себе угрозу жизненному благополучию виновного, что придает ему максимальную энергию и изобретательность. Неравенство в положении следователя и заинтересованных лиц связано еще с тем, что последние знают какие обстоятельства желательно скрыть, тогда как следователь сплошь и рядом имеет весьма неполное представление о том, что именно должно и может быть установлено по делу.

    Следственная тактика с психологической стороны в значительной части представляют собой борьбу характеров, интеллекта, воли, нравственных принципов следователя и участвующих в деле лиц. Другой психологический аспект следственной тактики заключается в проблеме психологического контакта следователя с лицами, оказавшимися в сфере расследования. Расследованию характерно индивидуальность труда. Являясь основным работником по делу, следователь лично выполняет подавляющее большинство разнообразных по своему характеру действий. Организация своей собственной индивидуальной работы дело более простое, чем организация коллективного труда. Возникает необходимость распределения обязанностей, увязки и координации действий, налаживание взаимной информации, согласование и контроля за исполнением. Индивидуальность следственной работы подкрепляется процессуальной самостоятельностью следователя. Это очень важная черта, налагающая своеобразный отпечаток на всю психическую деятельность.

    Своеобразной чертой расследования является необходимость сохранения следственной тайны. Расследование неизбежно связано с проникновением в личную жизнь людей, изучение прошлого уклада жизни, семейных отношений и сугубо интимных обстоятельств. Оглашение этих данных способно причинить огромный вред, привести к компрометации людей и личной трагедии. Большой вред может причинить, разглашение некоторых ухищренных методов совершения и сокрытия преступления. Известно немало случаев, когда преступники обогащают свой опыт и знания, вынашивают новые способы совершения и сокрытия преступлений. Но дело не только в умении хранить тайну. Необходимо соблюдать специальные требования конспирации, чтобы не выдать служебных секретов, предотвратить их просачивание за пределы того круга лиц, которые занимаются работой по этому делу. Особую осторожность должен проявлять следователь при освещении того или иного дела в печати. Изучение газетных поступлений показывает, что многие публикации по уголовным делам имеют характер судебной хроники, сенсационных сообщений и происшествий. Исходя из этого, следователь должен обладать самостоятельными принципами деятельности. Система принципов позволяет наиболее полно и всесторонне раскрыть основные свойства рассматриваемой деятельности, ее качественную сторону, установить социальную обусловленность и ценность каждого из принципов, их взаимосвязь и общую направленность.

    В данную систему входят следующие руководящие принципы:

    1. законность;

    2. публичность;

    3. равенство граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности;

    4. национальный язык расследования;

    5. неприкосновенность личности, жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

    6. всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела;

    7. обеспечение прав и законных интересов участников предварительного следствия; презумпция невиновности; быстрота производства предварительного следствия; процессуальная самостоятельность и ответственность следователя; привлечение общественности к участию в раскрытии и расследовании преступлений.

    Таким образом, психологические особенности следователя как личности накладывают отпечаток, и играет первоначальную роль в практике следственной работы.

    5. Участие адвоката в судебном разбирательстве. Роль адвоката в правоохранительной деятельности и в судебном процессе

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации в демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

    1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан входят в обязанность государства. На страже законности и правопорядка стоят суд, правоохранительные органы государства и различные общественные организации. В числе их в Конституции РФ названа и адвокатура.

    2. В Конституции РФ закреплено положение том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, помощь оказывается бесплатно.

    Адвокатура - это профессиональное добровольное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.

    Адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: он - защитник, т.е. защищает. Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок особого рода:

    1. привлечения к уголовной ответственности,

    2. предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового наказания,

    3. а также в других случаях.

    Устранение таких ошибок является прерогативой должностных лиц и органов, ответственных за производство по уголовному делу либо осуществляющих надзорные полномочия.

    Задача защитника состоит в том, чтобы своими ходатайствами, жалобами, возражениями, объяснениями обращать внимание компетентных должностных лиц на допущенные следственные и судебные ошибки и требовать их устранения.

    Обращая внимание в своих ходатайствах на грубые нарушения законности, допущенные сотрудниками милиции или следователями, адвокаты способствуют не только устранению ошибок по конкретному делу, но и улучшению стиля работы правоохранительных органов.

    Успешный выбор и реализация защиты обвиняемого во многом зависит от профессионального мастерства адвоката, от его умения анализировать материалы дела, вести допрос, формулировать вопросы к экспертам. В распоряжении защитника находятся различные средства, с помощью которых он спорит с обвинением. Он может, в частности:

    1. обращать внимание суда на недостаточность доказательств, положенных в основу обвинения;

    2. указывать на не исследованность версии, опровергающей или ставящей под сомнение версию обвинения;

    3. опровергать обвинение путем критики лежащих в его основе доказательств;

    4. доказывать факты, несовместимые с теми, которыми обосновано обвинение.

    Выбор способа действий зависит от защитника, который должен учитывать доказательственную ситуацию по делу.

    Однако следует подчеркнуть, что защита обвиняемого, ни при каких обстоятельствах не может превращаться в защиту преступления. Адвокат не может по просьбе обвиняемого прибегать к незаконным методам защиты, несоответствующим правилам процесса. Из деятельности адвоката совершенно исключены подтасовка фактов, их искажения, подговор свидетелей или постановка им наводящих вопросов.

    В судебном разбирательстве по любому делу может участвовать защитник. Порядок приглашения защитника подсудимым, его родственниками или по его просьбе судом, а также назначение защитника, когда закон требует его обязательного участия, определяются ст. 48 и 49 УПК. Уголовное дело не может быть рассмотрено в судебном заседании без участия защитника как в случаях, когда участие защитника является обязательным по закону, так и тогда, когда он был приглашен по соглашению См постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г (п. 17) .

    В судебном разбирательстве защитник принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, излагает суду точку зрения защиты по существу обвинения, а также об обстоятельствах, смягчающих ответственность, о мере наказания и гражданско-правовых последствиях преступления (ст. 249 УПК). Позиция защитника по всем этим вопросам должна быть продиктована только соображениями защиты.

    При неявке защитника в судебное заседание суд принимает одно из следующих решений:

    1) о замене защитника, не явившегося в судебное заседание, другим, если подсудимый не возражает против этого;

    2) об отложении судебного разбирательства для замены защитника (также с согласия подсудимого);

    3) об отложении разбирательства дела и назначении судебного заседания на такое время, которое позволило бы защитнику, не явившемуся в суд по уважительной причине, принять участие в разбирательстве дела БВС РФ. 1997. № 4. С. 5, 8. .

    Защитник может быть отстранен от участия в судебном заседании, если подсудимый заявит о своем отказе от него. Отказ от защитника допускается только по инициативе подсудимого (ст. 50 УПК). Согласие подсудимого на рассмотрение дела без неявившегося в суд защитника не может быть приравнено к отказу от защитника. При неявке защитника суд вправе принять отказ подсудимого от участия защитника только в том случае, если была реально обеспечена явка в суд другого адвоката.

    Недопустимо принятие отказа от защитника, если этот отказ последовал в ответ на предложение суда заменить неявившегося защитника другим, когда неявка была вызвана уважительными причинами и обеспечение его участия в деле не потребует отложения разбирательства на длительный срок. Суд не может провести судебное разбирательство без участия защитника и в том случае, если подсудимый заявил о своем отказе от конкретного адвоката, хотя вообще он не возражает против участия защитника при рассмотрении его дела.

    Отказ подсудимого от защитника не обязателен для суда по делам несовершеннолетних, лиц, страдающих физическими или психическими недостатками, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, а также обвиняемых в совершении преступления, за которое в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь (п. 2--5 ст. 49 УПК). В этих случаях защитник может участвовать в деле вопреки воле подсудимого.

    По просьбе подсудимого или с его согласия защитник может быть заменен другим. Если суд принимает такое решение в ходе судебного следствия, то защитнику по его ходатайству должна быть предоставлена возможность принять участие в исследовании ранее рассмотренных судом доказательств. Для этого судебное следствие может быть возобновлено либо защитнику предоставляется право изучить протокол судебного заседания и задать вопросы ранее допрошенным в суде лицам. Вновь вступившему в дело защитнику необходимо предоставить время для подготовки к судебному разбирательству (ст. 251 УПК). Закон не предусматривает ограничение этой подготовки каким-либо сроком.

    В Конституции РФ предусмотрено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких способов является помощь адвоката. Участие адвоката в судебном разбирательстве по своей природе является отношениями представительства. Причем он может участвовать в процессе как вместо, так и наряду с представляемым, так как в соответствии с законом граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.

    Адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

    Оказывая юридическую помощь, адвокат:

    1) дает консультации и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме;

    2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

    3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

    4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве и прочее.

    Если вам требуется консультация по какому-либо юридическому вопросу, обращайтесь в наше адвокатское бюро. Опытные юристы и адвокаты помогут решить любую правовую проблему, а также представят ваши интересы в суде.

    Стоимость услуг зависит от сложности дела, затрат времени на подготовку и ведение дела в суде. Стоимость услуг оговаривается в каждом конкретном случае отдельно с клиентом.

    Заключение

    Подводя итоги настоящего исследования, необходимо отметить, что процесс осуществления правосудия в нашей стране - явление не одномоментное и не столько связанное с рассмотрением конкретных судебных дел, сколько с общим социально-правовым состоянием государства и общества. Многоплановость правосудия определяет постоянное развитие его принципов, обмен положительным опытом с другими государствами, неиссякаемое стремление исследования его сущности.

    Профессия юриста является одной из самых древних в истории цивилизации. Она появилась вместе с правом. Ее роль возрастала по мере развития законодательства, повышения регулирующего значения права в жизни общества. Знание права и умение его применять стало важным условием для осуществления многих функций государства. Профессии юриста принадлежит важная социальная роль. Юристы защищают интересы личности, ее права, свободы, собственность, интересы общества, государства от преступных и иных противоправных посягательств. Они призваны вести борьбу за справедливость, гуманность, законность, правопорядок. Социальная роль юриста особенно возрастает в правовом государстве, где соблюдению и исполнению юридических норм придается важнейшее значение.

    Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

    Участие адвоката в судебном разбирательстве осуществляется на основании договора клиента с адвокатом. В законе такой договор называется соглашением.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации: принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»;

    2. Федеральный закон от 13 января 1996 г. « Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№ 3.-Ст. 150

    3. Федеральный закон от 22 августа 1996г. «О высшем послевузовском профессиональном образовании» //Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1996. -- № 35. -- Ст. 12

    4. Рекомендация по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных правовых актов в образовательных учреждениях МВД России: Сборник. Том 1. - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2006.- 136с.

    5. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. - М.: Издательский книготорговый дом «ЗЕРЦАЛО-М», 2005.

    6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года // Справочная правовая система «Консультант-Плюс»;

    ...

    Подобные документы

      Характеристика организационно-правовых основ деятельности прокуратуры в России. Определение ее места в системе государственных и правоохранительных органов. Полномочия и прокурорский надзор, как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры.

      дипломная работа , добавлен 27.03.2011

      Сущность, понятие и значение правоохраны. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные направления, задачи и цели. Понятие правоохранительных органов, их система. Понятие и виды государственных правоохранительных органов, их характеристика.

      курсовая работа , добавлен 13.08.2008

      Рассмотрение действующей системы правоохранительных органов и правовых аспектов деятельности основных правоохранительных органов. Определение правоохранительной деятельности и характеристика ее функций. Оперативно-розыскная деятельность. Судебная система.

      реферат , добавлен 07.12.2010

      Деятельность правоохранительных органов и иных организаций, осуществляющих контроль над правонарушениями, преступлениями. Основное содержание исполнительно-распорядительной деятельности полиции. Виды методов и форм правоохранительной деятельности ОВД.

      курсовая работа , добавлен 26.04.2015

      Понятие, признаки и направления правоохранительной деятельности. Конституционный контроль и правосудие. Общая характеристика правоохранительных и судебных органов, их роль и место в системе органов государства. Стратегия координационной деятельности.

      реферат , добавлен 23.01.2015

      Основные принципы организации деятельности адвокатуры и её задачи. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами, в том числе и бесплатно. Органы Адвокатской палаты и их полномочия. Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката.

      контрольная работа , добавлен 22.06.2012

      Основные функции правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих ее. Меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Задачи правоохранительных органов, которые они решают в борьбе с преступлениями.

      курсовая работа , добавлен 24.09.2016

      Правоохранительные органы Российской Федерации. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов. Функции правоохранительных органов. Основные направления деятельности. Судебная власть. Понятие правосудия.

      курсовая работа , добавлен 24.01.2007

      Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов. Юридические основы правоохранительной деятельности в РФ. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в России. Органы внутренних дел, их полномочия, принципы деятельности.

      реферат , добавлен 03.06.2008

      Место полиции в обществе: историческая ретроспектива. Образование полиции и её роль в Российской Федерации. Правовые основы деятельности правоохранительных органов, их специфика и главные особенности. Роль полиции в правоохранительной деятельности.

    Похожие публикации