Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Придорожная полоса участка автомобильной дороги местного значения. FAQ Важная информация о дорогах. Кто и как устанавливает пределы придорожной зоны

Статья 26. Придорожные полосы автомобильных дорог

1. Для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.

2. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:

1) семидесяти пяти метров — для автомобильных дорог первой и второй категорий;

2) пятидесяти метров — для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

3) двадцати пяти метров — для автомобильных дорог пятой категории;

4) ста метров — для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

Придорожная полоса автомобильной дороги — можно ли строить дом?

текст в предыдущей)

5) ста пятидесяти метров — для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

3. Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

4. Решение об установлении границ придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении границ таких придорожных полос принимается:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района или строительство которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района, а также в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях сельских поселений (за исключением случая, установленного пунктом 3.1 настоящей части);

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

3.1) органом местного самоуправления сельского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территории сельского поселения (в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений);

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

4) органом местного самоуправления городского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского поселения или строительство которых планируется осуществлять в границах городского поселения;

Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

5) органом местного самоуправления городского округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского округа или строительство которых планируется осуществлять в границах городского округа.

Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение.

(см. текст в предыдущей)

6. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

7. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.

8. Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье — технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

8.1. Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 8 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

9. Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. минимальным расстоянием от источника
вредного воздействия до границы жилой
застройки, ландшафтно-рекреационной
зоны, зоны отдыха, курорта.

4.

Санитарный разрыв имеет режим санитарнозащитной зоны, но не требует разработки
проекта его организации. Величина разрыва
устанавливается в каждом конкретном случае
на
основании
расчетов
рассеивания
загрязнений
атмосферного
воздуха
и
физических факторов (шума, вибрации и др.).

5.

6.

Санитарные разрывы автомобильных дорог
устанавливаются не на всем протяжении
прохождения трассы автомобильной дороги, а
лишь в тех случаях, когда рядом расположена
жилая застройка.

7.

Автомобильные дороги общей сети I, II, III категорий следует проектировать в
обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Расстояния от бровки
земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в
соответствии со СНиП 2.05.02-85 , но не менее:
до жилой застройки 100 м,
до садоводческих товариществ 50 м;
для дорог IV категории следует принимать соответственно 50 и 25 м.
Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует
предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее

<*> Abuzyarova D.F. Off-the-road shores of automobile roads as zones with special conditions of use.

Абузярова Д.Ф., юрисконсульт ООО "Саратовская городская юридическая контора N 1".

Статья посвящена правовым вопросам, возникающим в сфере нормативного регулирования придорожных полос автомобильных дорог. В статье освещены вопросы отнесения придорожных полос к зонам с особыми условиями использования.

Ключевые слова: придорожная полоса, автомобильная дорога, Земельный кодекс Российской Федерации.

The article is devoted to legal issues arising in the sphere of normative regulation of off-the-road shores of automobile roads. The article deals with the issues of attribution of off-the-road shores to the zones with special conditions of use.

Key words: off-the-road shores, automobile road, Land code of the Russian Federation.

Для всех земель промышленности и иного специального назначения характерным является наличие зон с особыми условиями использования. Как определено в п. 3 ст. 87 ЗК РФ, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, радиационно и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

В ЗК РФ отсутствуют нормы, содержащие определения охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования, а также исчерпывающий перечень случаев их установления. Для характеристики режима земель в этих зонах необходимо использовать либо отдельные нормы ЗК РФ, либо специальные нормативные правовые акты <1>.

<1> См.: Земельное право: Учебное пособие / Под ред. К.Г. Пандакова. Саратов: Ай Пи эр Медиа, 2010. С. 96.

В соответствии со ст. 1 ГсК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов РФ, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые законодательством РФ. Из вышеизложенного следует, что зоны с особыми условиями использования могут иметь различные наименования (охранные, санитарно-защитные и т.д.) в зависимости от режима их использования.

Придорожные полосы автомобильных дорог имеют собственное наименование и не могут быть однозначно отнесены ни к санитарно-защитным зонам, ни к охранным зонам по следующим основаниям. Анализ нормативных правовых актов позволяет определить, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в целях охраны прилегающих территорий и иных компонентов окружающей среды от негативного воздействия, которое может быть оказано тем или иным объектом промышленности. Санитарно-защитные зоны представляют собой территории, которыми предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, отделяются от жилой застройки. Санитарно-защитные зоны - обязательный элемент любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека <2>. Придорожные полосы автомобильных дорог законодательством не относятся к санитарно-защитным зонам. Вместе с тем при осуществлении дорожной деятельности в придорожных полосах используется понятие "санитарный разрыв".

<2> См.: Трифонов А.С. Основные положения и характеристика правового режима земель промышленности // Имущественные отношения в РФ. 2006. N 1; СПС "КонсультантПлюс". 2010.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 (в ред. от 6 октября 2009 г.) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" <3> для автомагистралей устанавливаются санитарные разрывы. Санитарный разрыв определяется минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Санитарный разрыв имеет режим санитарно-защитной зоны, но не требует разработки проекта его организации. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации и др.).

Таким образом, санитарные разрывы автомобильных дорог устанавливаются не на всем протяжении прохождения трассы автомобильной дороги, а лишь в тех случаях, когда рядом расположена жилая застройка. Следовательно, отнести все придорожные полосы автомобильных дорог к санитарно-защитным зонам не представляется возможным.

Что касается охранных зон, то ими признаются территории (земельные участки) и акватории, прилегающие к охраняемым объектам и специальным трассам проезда и предназначенные для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов или поддержания необходимых условий их эксплуатации, в границах которых устанавливаются в соответствии с законодательством государства особые условия использования территорий и водных объектов <4>. В соответствии с приведенным определением основной целью установления охранных зон является охрана самих объектов государственной охраны, обеспечение нормальных условий их эксплуатации и исключения возможности их повреждения. Так, установление охранных зон предусмотрено для объектов системы газоснабжения <5>, объектов железнодорожного транспорта <6>, объектов культурного наследия <7> и т.д.

<4> Модельный закон о государственной охране // Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружеств Независимых Государств. 2007. N 39 (часть 1). С. 295 - 316.
<5> Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) "О газоснабжении в Российской Федерации".
<6> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ (в ред. от 28.04.2008) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
<7> Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (в ред. от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Определяя цели установления охранных зон, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <8> охранные зоны устанавливаются в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Следовательно, еще одной целью установления охранных зон, предусмотренной Законом "Об охране окружающей среды", является защита окружающей среды от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной деятельности.

<8> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133; 2004. N 35. Ст. 3607, N 27. Ст. 2711; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 26. Ст. 3012; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418.

Таким образом, анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что охранные зоны создаются как с целью защиты объектов государственной охраны и обеспечения нормальных условий их эксплуатации, так и с целью защиты окружающей среды от неблагоприятного воздействия, исходящего от указанных объектов.

В определении придорожных полос автомобильных дорог, содержащемся в п. 16 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9>, называется несколько целей установления последних: обеспечение безопасности дорожного движения; обеспечение сохранности автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры; обеспечение дальнейших перспектив развития автомобильной дороги. Такая основополагающая цель любой охранной зоны, как защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия самой автомобильной дороги, в определении не указана. Кроме того, ни земельное, ни градостроительное законодательство не называет придорожные полосы автомобильных дорог охранными зонами. На наш взгляд, на сегодняшний день это не вполне оправданно по следующим причинам: законодатель не использует по отношению к придорожным полосам автомобильных дорог понятие охранных зон; установление придорожных полос автомобильных дорог не в полной мере соответствует целям установления охранных зон.

<9> СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553; 2008. N 20. Ст. 2251, N 49. Ст. 5744; 2009. N 29. Ст. 3582.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что придорожные полосы автомобильных дорог следует рассматривать как иные зоны с особыми условиями использования, устанавливаемые в соответствии с законодательством. Вместе с тем, с нашей точки зрения, использование земель в придорожных полосах автомобильных дорог по своим характеристикам более схоже с режимом использования земель в охранных зонах. В связи с этим полагаем, что следует уточнить содержание и значение придорожных полос автомобильных дорог. Для этого следует дополнить законодательное определение придорожных полос автомобильных дорог указанием на то, что они являются охранными зонами, а в связи с этим указать такую основополагающую цель установления любой охранной зоны, как защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия со стороны объектов автомобильного транспорта.

Указанные изменения позволят внести ясность в определение статуса придорожных полос автомобильных дорог как зон с особыми условиями использования. Отнесение придорожных полос автомобильных дорог к охранным зонам будет способствовать более эффективному правовому регулированию отношений по использованию земельных участков в границах придорожных полос, учитывая при этом особый режим использования земельных участков в пределах таких зон.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420
"Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования"

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3065) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлять земельные участки в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, как правило, во владение, пользование или в аренду.

3. Федеральной дорожной службе России и Министерству юстиции Российской Федерации в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с настоящим постановлением.

Правила
установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель.

2. Придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 метров каждый, считая от границы полосы отвода (далее именуются - придорожные полосы).

3. Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земель.

Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются.

4. Контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления федеральными автомобильными дорогами), а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

а) для автомобильных дорог IV и III категории - 50 метров;

б) для автомобильных дорог II и I категории - 75 метров;

в) для подъездов к столицам республик, краевым и областным центрам, городам федерального значения, центрам автономной области и автономных округов, а также для участков федеральных автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения до 250 тыс.человек, - 100 метров.

Придорожные полосы для указанных подъездов начинаются на расстоянии не менее 25 километров от границы города по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления, по территории которых проходит участок этой автомобильной дороги;

г) для участков автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения свыше 250 тыс.человек, - 150 метров.

6. В границах поселений размер придорожной полосы для существующих федеральных автомобильных дорог устанавливается до границы существующей застройки, но не более 50 метров, а для строящихся - в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил.

7. Обозначение границ придорожных полос осуществляют органы управления федеральными автомобильными дорогами.

8. Земли, занятые придорожными полосами, подлежат в установленном порядке учету в государственном земельном кадастре.

9. В пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (сооружения со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и объектов дорожного сервиса.

Действие настоящего пункта не распространяется на объекты, находящиеся в эксплуатации, а также на объекты, строительство которых началось до 1 июля 1998 г.

10. Размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:

а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;

б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

11. Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к федеральной автомобильной дороге и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.

12. Размещение инженерных коммуникаций в пределах придорожных полос допускается только по согласованию с Федеральным дорожным агентством или уполномоченными ею органами, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами.

При этом:

a) если размещение инженерных коммуникаций за пределами придорожных полос по условиям рельефа затруднительно или нецелесообразно, то размещение в пределах придорожных полос линий связи и высоковольтных линий электропередачи напряжением от 6 до 110 кВт возможно только при соблюдении следующих условий:

размещение коммуникаций не требует их переустройства в случае реконструкции федеральной автомобильной дороги;

расстояние от границы полосы отвода федеральной автомобильной дороги до оснований опор воздушных линий связи и линий электропередачи должно составлять не менее 50 метров на участках федеральных автомобильных дорог, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 5 настоящих Правил, и не менее 25 метров на участках автомобильных дорог, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 и в пункте 6 настоящих Правил;

б) в местах пересечения федеральных автомобильных дорог воздушными линиями связи и высоковольтными линиями электропередачи расстояние от основания каждой из опор этих линий до бровки земляного полотна автомобильной дороги должно быть не менее высоты опоры плюс 5 метров, но во всех случаях не менее 25 метров.

13. В договорах или решениях на предоставление земельных участков для размещения некапитальных зданий и сооружений в пределах придорожных полос должны предусматриваться обязательства владельцев и собственников этих объектов осуществить за свой счет их снос или перенос в случае, если эти здания и сооружения создадут препятствия для нормальной эксплуатации федеральной автомобильной дороги при ее реконструкции или будут ухудшать условия движения по ней.

15. Решения о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию с соответствующими органами управления федеральными автомобильными дорогами и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

16. Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах придорожных полос лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить в органы, указанные в пункте 15 настоящих Правил, технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.

Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в придорожной полосе либо мотивированный отказ в согласовании оформляются в месячный срок с даты получения документов от заявителя.

17. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, имеют право:

а) осуществлять хозяйственную деятельность на указанных земельных участках с учетом ограничений, установленных настоящими Правилами;

б) возводить на предоставленных им земельных участках объекты, разрешенные настоящими Правилами;

в) получать информацию о проведении ремонта или реконструкции федеральной автомобильной дороги.

18. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, обязаны:

а) соблюдать правила охраны и режим использования земель в пределах придорожных полос, а также нормы экологической безопасности;

б) не допускать нанесения вреда федеральной автомобильной дороге и расположенным на ней сооружениям, соблюдать условия эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения;

в) обеспечивать допуск на принадлежащие им земельные участки представителей органа управления федеральной автомобильной дорогой и иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль за использованием земель, а также своевременно исполнять выданные ими предписания;

г) согласовывать с органом управления федеральной автомобильной дорогой и Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставление земельных участков в пределах придорожных полос, а также строительство на принадлежащих им таких земельных участках зданий и сооружений;

д) в случаях, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, осуществлять снос и перенос возведенных на земельных участках некапитальных зданий и сооружений.

19. Возведенные с нарушением настоящих Правил в пределах придорожных полос здания и сооружения признаются в установленном порядке самовольной постройкой, а в отношении лиц, их построивших, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

20. Органы управления федеральными автомобильными дорогами имеют право:

а) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за использованием земель в пределах придорожных полос, в том числе для предупреждения чрезвычайных ситуаций или ликвидации их последствий, и с этой целью посещать земельные участки, находящиеся в пределах придорожных полос;

б) согласовывать строительство в пределах придорожных полос зданий и сооружений, участвовать в приемке этих объектов в эксплуатацию;

в) вносить предложения об отмене решений об отводе земельных участков в пределах придорожных полос или о размещении на этих участках объектов, принятых с нарушением настоящих Правил и законодательства Российской Федерации;

г) давать предписания собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, в том числе об устранении в установленные сроки нарушений, связанных с режимом использования этих земель.

21. Органы управления федеральными автомобильными дорогами обязаны:

а) рассматривать материалы, связанные с предоставлением земель в пределах придорожных полос или размещением на этих землях объектов, и подготавливать заключение по ним в установленный настоящими Правилами срок;

б) участвовать в проведении инвентаризации земель придорожных полос, содействовать ведению государственного земельного кадастра этих земель;

в) информировать собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, о проведении ремонта или реконструкции автомобильных дорог;

г) при необходимости компенсировать в соответствии с законодательством Российской Федерации собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков ущерб, причиненный в результате доступа на эти участки.

22. Органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации:

а) осуществляют контроль за соблюдением собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков в пределах придорожных полос законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и с этой целью могут посещать земельные участки, расположенные в пределах придорожных полос;

б) в пределах своей компетенции рассматривают материалы, связанные с предоставлением земельных участков или размещением объектов в пределах придорожных полос, согласовывают эти материалы или дают мотивированный отказ в их согласовании;

в) вносят предложения об отмене решений о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или о размещении на этих участках объектов в случае, когда такие решения приняты с нарушением норм безопасности дорожного движения;

г) дают собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, предписания по устранению в установленные сроки недостатков, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

23. За нарушение настоящих Правил собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Методика выполнения работы:

    Изучается выданный картографический материал масштаба 1:10000;

    Проводится установление, выделение и графическое нанесение территорий охранных зон;

    На картографическом материале оформление территорий и нанесение соответствующих границ производится в цвете согласно принятому условному обозначению.

В соответствии с выданным техническим заданием охранная зона магистрального трубопровода, транспортирующего сжиженный углеводный газ, будет составлять 100 метров с каждой стороны от оси трубопровода. В переводе на картографический материал это значение будет равно 1см.

1.5 Охранные зоны автомобильных дорог

С целью охраны автомобильных дорог, создания возможностей для их развития, обеспечения условий для их содержания и движения по ним в зависимости от назначения и функционального признака дорог на прилегающих к ним земельных участках создается охранная зона, в пределах которой по решению Правительства для землевладельцев и пользователей земель устанавливаются особые требования.

Ширина охранной зоны на государственных автомобильных дорогах устанавливается в зависимости от их назначения и размещения, но не менее 20 м с обеих сторон от оси автомобильной дороги. Для частных автомобильных дорог ширину охранной зоны устанавливают органы местного публичного управления.

Полоса отвода автомобильных дорог устанавливается в целях обеспечения сохранности и прочности а/д и а/д сооружений. Размер полосы в зависимости от категории:

В полосу отвода а/д, кроме земляного полотна, входят земли, занятые защитными навесами, постоянными линейными сооружениями, служебными жилыми и производственными зданиями, сигнальными и указательными знаками, парапеты, пешеходные и велодорожки, сооружения на съездах и пересечениях дорог, летние тракторные и объездные дороги, и другие специальные сооружения, обеспечивающие прочность земляного полотна.

В пределах а/д устраиваются посадки на полосе отвода а/д. Без согласования с дорожными органами воспрещается производство строительных, геологоразведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а так же устройство наземных сооружений. Кроме того, установление дорожных знаков и указателей необходимо согласовывать с органами ГИБДД. Так же запрещается распашка участков, покос травы, рубка и повреждение деревьев.

Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных дорог и их сохранности формируют придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон полосы отвода дороги участков земли, шириной не менее 50м каждый, считая от границы полосы отвода с установлением особого режима использования земель, включающего ограничение хозяйственной деятельности в пределах зон.

    для дорог IV и III категории – 50м;

Для подъездов к столицам республик, центрам краев, областей, округов – придорожная зона 100м.

Придорожная полоса для указанного подъезда начинается не менее чем за 25км до границы города. В границах поселений размещение придорожной полосы устанавливают по границе существующей застройки, но не более чем за 50м и не менее чем за 6м.

В пределах охранных зон а/д запрещается: капитальное строительство сроком больше 10 лет, кроме зданий ГАИ .

Похожие публикации