Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Уравнивания прав всех субъектов хозяйственной деятельности. Предприятие как основной субъект хозяйственного права. В зависимости от форм собственности, на базе которой они функционируют, различают государственную, коммунальную, коллективную, частную и сме

Субъекты хозяйственного права многообразны. Их классификация может осуществляться по различным признакам.

Прежде всего, можно различать субъекты хозяйственного права в зависимости от формы собственности, на базе которой они действуют. С этой точки зрения различаются субъекты хозяйственного права, действующие на основе частной собственности, государственной собственности и муниципальной собственности.

Наиболее важное значение в условиях рыночной экономики имеют субъекты, действующие на основе частной собственности. К ним относятся индивидуальные предприниматели, корпоративные предприятия - хозяйственные товарищества и общества, некоторые другие хозяйствующие субъекты. субъект хозяйственный право некоммерческий

На базе государственной собственности действуют унитарные государственные предприятия, государственные территориальные образования, органы государственного регулирования экономики.

Субъектами, действующими на базе муниципальной собственности, выступают муниципальные предприятия, муниципальные образования и органы, осуществляющие муниципальное регулирование хозяйственной деятельности (органы местного самоуправления).

Классификация субъектов хозяйственного права может также проводиться в зависимости от наличия или отсутствия у них прав юридического лица. Права юридического лица имеют важное значение для субъектов, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность. Они называются обычно хозяйствующими субъектами и, как правило, имеют права юридического лица. В связи с этим понятие хозяйствующего субъекта нередко отождествляется с понятием юридического лица.

Однако такое отождествление не может быть признано правильным. Хотя большинство хозяйствующих субъектов (например, предприятия и другие коммерческие организации) действительно обладают правами юридического лица, есть и такие субъекты, которые осуществляют хозяйственную деятельность, но юридическими лицами не являются. Примером могут служить не только индивидуальные предприниматели (нередко называемые субъектами, действующими без образования юридического лица), но и некоторые коллективные субъекты, например, крестьянские (фермерские) хозяйства. Не обладают правами юридического лица также подразделения предприятия, в том числе обособленные подразделения - филиалы и представительства.

Юридическое лицо - это субъект отношений, регулируемых гражданским законодательством, к числу которых относятся, например, отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением предпринимательских договоров. Но предприятие выступает не только в таких отношениях (отношениях по горизонтали), но и в отношениях, связанных с государственным и иным регулированием их деятельности (в отношениях по вертикали). И в тех и в других отношениях предприятие выступает как единый субъект права. Даже в тех отношениях, для участия в которых необходимо иметь права юридического лица, предприятие действует как таковое, как организация, обладающая правами юридического лица наряду с другими правами. Имеющиеся у предприятия права юридического лица являются составным элементом хозяйственной правоспособности (хозяйственной компетенции). В правосубъектности хозяйствующего субъекта органически сочетаются частноправовые и публично-правовые элементы.

Классификация субъектов хозяйственного права может быть проведена и по выполняемым ими функциям. С этих позиций могут быть выделены следующие виды субъектов предпринимательского права.

Прежде всего, это субъекты хозяйственной деятельности. Они непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность, являются хозяйствующими субъектами. К этой группе субъектов предпринимательского права относятся индивидуальные предприниматели, предприятия, производственные кооперативы, другие коммерческие организации. Для этой группы субъектов ведение хозяйственной деятельности является основной задачей. Данные субъекты играют наиболее важную роль в сфере предпринимательства. Они занимают главное место среди субъектов хозяйственного права.

Существуют и такие субъекты хозяйственного права, основная задача которых состоит в социальной, культурной, научной и иной нехозяйственной деятельности. Они являются некоммерческими организациями и действуют в качестве субъектов предпринимательского права в случаях, когда для выполнения их основных задач оказывается необходимым вступление в хозяйственные правоотношения, заключение предпринимательских договоров и совершение других подобных действий.

Включение некоммерческих организаций в сферу хозяйственного права объясняется тем, что данная отрасль права охватывает, как отмечено выше, не только предпринимательскую деятельность, но и хозяйственную деятельность в более широком смысле. В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность является основным видом хозяйственной деятельности. Поэтому именно на нее ориентировано хозяйственное право. Некоммерческая хозяйственная деятельность охватывается предпринимательским правом как тяготеющая к деятельности предпринимательской.

Некоммерческие организации не имеют цели получения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В случае получения прибыли некоммерческая организация использует ее для обеспечения своей основной деятельности, причем полученная прибыль не может распределяться между участниками данной организации.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» предусматриваются организационно-правовые формы, в которых могут создаваться эти организации. Такими организационно-правовыми формами являются общественные организации, религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также некоторые другие организационно-правовые формы.

Всякая некоммерческая организация является юридическим лицом, имеет имущество на праве собственности или оперативного управления, самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация создается на основе устава или учредительного договора и имеет специальную правоспособность. Она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Другую группу субъектов хозяйственного права составляют субъекты, осуществляющие регулирование (организацию) хозяйственной деятельности.

Субъектами, осуществляющими регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, являются, прежде всего, государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления. Они регулируют хозяйственную деятельность на соответствующей территории, организуют предпринимательскую деятельность созданных ими государственных и муниципальных предприятий. ФАС регулирует деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке.

В то же время в данную группу входят субъекты, осуществляющие не только государственное, но и внутрисистемное регулирование хозяйственной деятельности. Речь идет о центрах хозяйственных систем, об органах, возглавляющих производственно-хозяйственные комплексы.

Подразделяя субъекты хозяйственного права на осуществляющие хозяйственную деятельность и регулирующие ее, необходимо отметить, что это деление не является абсолютным. В некоторых случаях функции ведения и регулирования хозяйственной деятельности могут сочетаться и осуществляться одним субъектом. Субъект, ведущий в основном хозяйственную деятельность, может выступать в качестве органа регулирования такой деятельности. Так, в холдингах головная организация является хозяйствующим субъектом (предприятием), но в отношениях с дочерними предприятиями она выступает в качестве субъекта, регулирующего (организующего) их деятельность.

Возможна и противоположная ситуация, когда субъект, действующий в основном в качестве органа регулирования хозяйственной деятельности, сам осуществляет такую деятельность. Например, государственные и муниципальные образования (субъекты РФ, городские и сельские поселения) являются субъектами, регулирующими хозяйственную и иную деятельность на своей территории. Но, будучи собственниками имущества, они могут выступать как субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Особое место занимают внутрихозяйственные субъекты - подразделения предприятий (хозяйствующих субъектов). Они могут участвовать во внутрихозяйственных отношениях, складывающихся в пределах предприятия между данными подразделениями, а также между ними и предприятием в целом. Таким образом, внутри предприятия складываются отношения как по горизонтали (между подразделениями), так и по вертикали (между подразделениями и предприятием в целом).

Подразделения предприятия могут быть двух видов: внутренние и обособленные. Внутренние подразделения могут участвовать только во взаимоотношениях с другими подразделениями или с предприятием в целом. Их деятельность замкнута рамками предприятия. Такими подразделениями являются цеха, производства, хозяйства и другие подобные подразделения. Они действуют только внутри предприятия, их организационное и имущественное обособление внутри предприятия носит относительный характер и достигается путем утверждения структуры предприятия и средствами бухгалтерского учета. Оно проявляется главным образом на крупных промышленных предприятиях при определении функций, прав и обязанностей внутренних подразделений.

Обособленные подразделения (филиалы, представительства) участвуют не только во внутрихозяйственных отношениях, но и в отношениях с другими организациями, действуя при этом от имени предприятия. Их правовое положение определяется в общих чертах в законодательстве и конкретизируется в локальных нормативных актах.

Цель изучения темы: освоить правовой статус субъектов хозяйственного права

Задачи изучения темы:

Уяснить понятие и классификацию субъектов хозяйственного права;

Изучить правовой статус граждан как субъектов хозяйственного права;

Освоить организационно-правовые формы и особенности способа действия предприятий как субъектов хозяйственного права;

Изучить порядок организации, реорганизации и ликвидации юридических лиц

Субъектами регулируемых нормами права хозяйственных отношений являются граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Классификацию субъектов хозяйственного права можно проводить по ряду признаков.

  • 1. В зависимости от наличия или отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ст.23 ГК РФ) и на организации (ст.50 ГК РФ). Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими субъектами. Предпринимателем признается также глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Ст.25 ГК РФ определяет очередность удовлетворения требований кредиторов:
    • а) предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
    • б) производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по выплате вознаграждений по авторским договорам;
    • в) удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;
    • г) погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
    • д) производятся расчеты с другими кредиторами.
  • 2. В зависимости от цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество, товарищество на вере, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие (потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, учреждения, объединения юридических лиц в виде союзов или ассоциаций, благотворительные и иные фонды).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Согласно ст.48 ГК РФ выделяют следующие признаки юридического лица:

  • а) организационное единство, т.е. юридическим лицом может быть признана только организация, структурированный коллектив людей;
  • б) имущественная обособленность - каждое юридическое лицо обладает имуществом, которое учитывается на балансе юридического лица и не является имуществом его учредителей;
  • в) самостоятельная имущественная ответственность - если при ответственности имущества не хватило на погашение долгов, то долги считаются погашенными, но, как исключение, - субсидиарная ответственность;
  • г) способность юридического лица выступать в гражданском обороте от своего имени.

Целями создания юридического лица являются:

  • - оформление коллективных интересов;
  • - объединение капиталов;
  • - ограничение предпринимательского риска;
  • - управление капиталом.

Учредительными документами юридического лица являются его устав, учредительный договор или устав и учредительный договор. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций - фирменное наименование, включаются в единый Государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Государственный реестр содержит в себе сведения о всех созданных, реорганизованных и ликвидированных предприятиях независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности.

Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством либо учредительными документами юридического лица.

Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником юридического лица, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Юридическое лицо может быть реорганизовано и ликвидировано. При реорганизации все права и обязанности или их часть реорганизуемого юридического лица переходят к иным субъектам права, т.е. происходит универсальное правопреемство. Реорганизация может осуществляться путем слияния, присоединения, разделения, выделения, или преобразования. Ликвидация - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

  • 3. По признаку происхождения собственности субъекты делятся на публичные, т.е. учрежденные государством или субъектами федерации, и частные, учрежденные гражданами и юридическими лицами.
  • 4. По признаку происхождения капитала субъекты делятся на национальные, совместные и предприятия полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
  • 5. По экономическим показателям субъекты делятся на малые, средние и крупные предприятия.
  • 6. По признаку основной деятельности различают субъекты, действующие в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и т.д.

Хозяйственным законодательством предусматриваются отдельные виды субъектов хозяйственного права: казенные предприятия, финансово-промышленные группы, кредитные организации и др.

Основы правового положения казенных предприятий установлены нормами ГК РФ, Закона об унитарных предприятиях.

Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с указанным законом, унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В зависимости от собственника казенное предприятие может быть федеральным, находиться в собственности субъекта РФ либо являться муниципальным казенным предприятием.

Законодательство РФ помимо создания казенных предприятий, разрешает создание унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное предприятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. Эти вопросы казенное предприятие обязано согласовывать с органом власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Решение об участии в коммерческой или некоммерческой организации принимается с согласия собственника.

Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по обязательствам. Вместе с тем, существенной особенностью их правового положения является обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприятия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Казенное предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий данного вида:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;

при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Устав федерального казенного предприятия утверждает Правительство РФ. Содержание устава и порядок внесения в него изменений определяется в ст. 9 Закона об унитарных предприятиях. В казенных предприятиях уставный фонд не создается.

Особенности правового положения казенного предприятия во многом обусловлены правовым режимом его имущества, которое, как уже отмечалось, закрепляется за предприятием на праве оперативного управления. Важно также отметить, что Закон об унитарных предприятиях предусматривает особый порядок распределения доходов предприятия, который должен быть определен Постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Собственнику имущества казенного предприятия законодательство предоставляет широкие полномочия, перечень которых приведен в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Назовем некоторые из них:

принятие решения о создании предприятия, реорганизации и ликвидации, утверждение устава;

определение целей, предмета, видов деятельности предприятия, дача согласия на его участие в составе иных юридических лиц, в объединениях коммерческих организаций;

определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

назначение на должность руководителя предприятия, заключение с ним трудового договора;

согласование приема на работу главного бухгалтера, заключение с ним трудового договора;

дача согласия на распоряжение имуществом, на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, на совершение крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества;

утверждение показателей экономической эффективности деятельности предприятия, контроль их выполнения;

утверждение бухгалтерской и иной отчетности, принятие решения о проведении аудиторских проверок, определение размера оплаты услуг аудитора;

изъятие у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого и используемого не по назначению имущества;

доведение до казенного предприятия обязательных для исполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждение сметы доходов и расходов.

Правовое положение данных субъектов определяется Законом о ФПГ. Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо Полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.

Целью создания ФПГ является технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие Договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово - промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности финансово-промышленной группы обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Если в составе ФПГ есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории этих государств или осуществляющие на их территории капитальные вложения, такая ФПГ регистрируется как транснациональная. Если ФПГ создается на основе межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной (международной).

Правовые основы создания и деятельности кредитных организаций в РФ установлены Законом о банках. Кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять предусмотренные Законом о банках банковские операции. Кредитные организации могут образовываться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Законом предусмотрено создание двух видов кредитных организаций: банков и небанковских кредитных организаций. Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В отличие от банка, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К небанковским кредитным организациям, в частности, относятся организаций, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг, клиринговые учреждения.

Кредитные организации являются одним из элементов банковской системы РФ, в которую входят также действующий на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (далее - Закон о ЦБ РФ) Банк России, филиалы и представительства иностранных банков.

Перечень банковских операций и других сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации определен ст..5 Закона о банках. Для кредитных организаций предусмотрена исключительная хозяйственная правоспособность. Государственная регистрация кредитной организации и выдача ей лицензии производятся в порядке определенном Законом о регистрации, Законом о банках, Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций

В Банк России учредители кредитной организации представляют документы, перечень которых приведен в ст. 14 Закона о банка. На основании этих документов Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лице лицензии или об отказе в этом. Законом установлен срок для принятия решения - не более шести месяцев с даты представления необходим документов.

Особое место среди субъектов хозяйственного права занимает государство - Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (ст.124-126 ГК РФ). Российская Федерация, субъекты федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами.

Урегулированные нормами хозяйственного права правоотношения, которые возникают в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности являются хозяйственными правоотношениями .

В структуру хозяйственного правоотношения входят: субъекты правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.

У хозяйственных правоотношений в качестве объектов выступаютвещи, в том числе деньги и ценные бумаги; работы и услуги; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности; охраняемая информация; нематериальные блага.

Cубъектами хозяйственных правоотношений являются юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. В хозяйственном праве чаще всего это действия участников правоотношений. События не играют здесь существенной роли, они встречаются в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.

Действия участников подразделяют на: правомерные и неправомерные .

Различают горизонтальные и вертикальные хозяйственные правоотношения. Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами хозяйствования, участниками правоотношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Вертикальные правоотношения складываются в хозяйственном обороте между субъектами хозяйствования и уполномоченными государственными органами, носят административно-правовой характер.

Тема 2
Субъекты хозяйственной деятельности

2.1. Понятие и признаки субъектов хозяйственного права.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственной деятельности. Правовое положение индивидуального предпринимателя.

2.3. Юридические лица и их виды.

2.4. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2.5. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования.

2.1. Понятие и признаки субъектов
хозяйственного права

Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные специальной компетенцией субъекты хозяйствования ,

Обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность,

Зарегистрированные в установленном порядке, а также осуществляющие руководство такой деятельностью,

Приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Основным признаком субъекта хозяйствования является наличие у него обособленного имущества . Правовыми формами такого обособления является: право собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления.

Для субъектов хозяйствования, ведущих предпринимательскую деятельность, основной целью деятельности является извлечениеприбыли. Это означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями.

К предпринимательской деятельности близко примыкают, но ею не являются две группы деятельности:

1) ведение деятельности некоммерческими организациями;

2) хозяйственно-организаторская, либо властно-регулирующая деятельность государства.

Деятельность некоммерческих организаций осуществляется
в постоянном взаимодействии с предпринимателями и организациями. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а достижение иных целей. В частности, некоммерческие организации, осуществляя хозяйственную деятельность, также являются субъектами хозяйственного права, но не являются субъектами хозяйствования.

Хозяйственно-организаторская деятельность государства как собственника является предпосылкой создания организаций, определения содержания их деятельности и прекращения в соответствующих случаях. В этих отношениях, тесно связанных с предпринимательской деятельностью, государство является субъектом хозяйственного права , так как оно действует через свои органы в качестве субъектов, реализуя властные функции в целях защиты публичных интересов в области экономики.

У такого субъекта как государство, в компетенции преобладает хозяйственно-организаторская деятельность в отношении субъектов, действующих на базе предоставленного государством имущества.
С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, требований соблюдения порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение.

Хозяйственная компетенция является необходимым элементом хозяйственной правосубъектности, которая означает, что субъект получает возможность приобретать права и обязанности с момента создания (государственной регистрации) и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта правами (на имущество, фирменное наименование, выбор сферы хозяйствования и т. д.).

Для каждого хозяйствующего субъекта означает, что он отвечает сам своим имуществом. При наличии в уставе дополнений ответственность может восполняться и другой имущественной сферой.

Проводя классификацию субъектов хозяйственного права, необходимо проводить их отличие по разным признакам:

– государственные и частные предприятия в зависимости от того, на какой форме собственности они основаны;

– государство, организации, их подразделения, индивидуальные предприниматели в зависимости от характера их хозяйственной компетенции.

Все субъекты хозяйствования, являющиеся юридическими лицами, в свою очередь разделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

От имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени субъекта хозяйствования (юридического лица) выступает его орган.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственного права. Правовое положение индивидуального
предпринимателя

Статья 22 ГК РБ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.

Он направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Согласно ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» субъектами предпринимательства являются:

· физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

· группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.

Субъектами предпринимательства не могут быть :

– несовершеннолетние (Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает возможность приобретения несовершеннолетним полной дееспособности с 16 лет (эмансипация) и осуществлять предпринимательскую деятельность);

– лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

– лица, признанные в установленном законом порядке ограниченно дееспособными;

– лица, лишенные предпринимательской правоспособности на время по приговору суда;

– лица, занимающие должности или осуществляющие деятельность, не совместимые с предпринимательством (в частности, не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, руководителям государственных коммерческих организаций).

Правовой статус предпринимателя в Республике Беларусь приобретается посредством государственной регистрации. Порядок создания и регистрации конкретных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь.

Имущественной базой физических лиц-предпринимателей по общему правилу является собственность. Однако эта база может быть представлена арендованным имуществом. Правосубъектность индивидуального предпринимателя в сфере хозяйственного права является специальной ,характеризующейся хозяйственной компетенцией, так как он ведет предпринимательскую деятельность, осуществляет производство товаров (работ, услуг) с соблюдением установленных законом правил, реализует их (в том числе оптом) как результаты предпринимательской деятельности, а не предметы потребления, ставшие гражданину ненужными или излишними.

Для реализации своей предпринимательской компетенции гражданин вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме запрещенных законом. Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо иметь специальное разрешение (лицензию), сертификат компетентности на оказание услуг.

Предприниматель имеет право:

заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

выступать истцом и ответчиком в суде;

осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

Предприниматель обязан:

выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров;

осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;

соблюдать права и законные интересы потребителей;

получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством, соблюдать установленный порядок ценообразования;

представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.

Имущественная ответственность предпринимателя наступает в случаях:

¾ нарушения действующего законодательства;

¾ невыполнения заключенных договоров;

¾ нарушения прав собственника и других субъектов;

¾ загрязнения окружающей среды;

¾ обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

¾ сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;

¾ выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

¾ незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения;

¾ использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

¾ получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

¾ заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.

В перечисленных выше случаях суд по иску заинтересованной стороны может обязать предпринимателя, осуществившего указанные действия, прекратить противоправные действия, восстановить положение, предшествовавшее правонарушению, возместить причиненный ущерб и осуществить иные действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Убытки, причиненные предпринимателю в результате выполнения указаний органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю, подлежат возмещению этими органами.

Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится на основании законодательных актов Республики Беларусь.


Содержание:

Введение

Субъекты хозяйственной деятельности – это носители хозяйственных прав и обязанностей, наделенные компетенцией, обладающие обособленным имуществом, зарегистрированные в уставном порядке или легитимированные иным образом, осуществляющие хозяйственную деятельность, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.
Для того чтобы субъект хозяйственной деятельности являлся субъектом хозяйственных правоотношений необходимо:
      Наличие правовой нормы, предусматривающей возникновение прав и (или) обязанностей
      Наличие у субъекта хозяйственной правоспособности и хозяйственной дееспособности
      Наличие юридического факта – событие или действие, влекущее за собой образование прав.
Существует несколько признаков, по которым классифицируются субъекты хозяйственной деятельности. Они могут быть:
      по форме собственности - государственные, муниципальные, частные;
      по происхождению капитала – национальные, иностранные, совместные;
      по размеру капитала - крупные, средние, малые;
      по образованию юридического лица - индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства, юридические лица.
Субъект хозяйственной деятельности может быть создан путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

1.Понятие хозяйственного права

Предмет хозяйственного права. Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
В составе предмета хозяйственного права можно выделить три группы отношений:
отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности (предпринимательские отношения)
отношения, тесно связанные с предпринимательскими, в том числе и некоммерческие, возникающие в процессе хозяйственной деятельности
отношения по государственному регулированию экономики
Хозяйственное право регулирует отношения по государственному воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают по вертикали между государством и иными субъектами хозяйствования.
Горизонтальные и вертикальные связи объединены экономическим содержанием отношений, поскольку они возникают и развиваются в ходе реализации предпринимательской деятельности, при государственном воздействии на хозяйственный оборот. И в вертикальной, и в горизонтальной части - это единый хозяйственный оборот, то есть сумма связей, складывающихся в воспроизводственных процессах.
Метод хозяйственного права. Применяемый в хозяйственном праве метод регулирования отношений характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов, что дало основание утверждать, что в хозяйственном праве существует не один, а несколько методов правового регулирования.
Взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества, характерная черта хозяйственно-правового метода регулирования.
Принципы хозяйственного права. Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.
Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится в первую очередь на основе следующих принципов:

Принцип экономической свободы, защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании
Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов
Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма
Принцип законности

2.Субъекты хозяйственного права

Существенными признаками предпринимателя, как субъекта хозяйственного права, является наличие у него обособленного имущества и самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам, вытекающим из хозяйственных отношений. Без имущественного обособления и самостоятельной ответственности не может быть хозяйствующего субъекта. Обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация. Осуществление предпринимательства без регистрации является незаконным и все, полученное в результате такой деятельности, подлежит обращению в доход государства. Для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности необходимо специальное разрешение (лицензия). Основным субъектами хозяйственного права являются юридические лица.
Как субъекты гражданского права, юридические лица обладают следующими признаками:
- организационное единство (юридическое лицо - это организованный коллектив, осуществляющий производственные, социальные или иные функции и имеющий свою систему органов управления и контроля, наделенных соответствующей компетенцией);
- имущественная обособленность (каждое юридическое лицо имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету);
- самостоятельная имущественная ответственность (юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам, ответственность других субъектов гражданского права, в том числе учредителей, по обязательствам юридических лиц может иметь место лишь в предусмотренных законом или договором случаях);
- наличие фирменного наименования (коммерческая организация должна имеет фирменное наименование и выступать под этим наименованием в гражданском обороте).
Действующее гражданское законодательство определяет также порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц. Под реорганизацией юридического лица понимается его преобразование, которое может быть осуществлено различными способами, посредством слияния, присоединения, разделения, выделения, изменения организационно-правовой формы. Решение о реорганизации принимается учредителями либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
Под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности. При ликвидации отсутствует правопреемство. Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно - по решению его учредителей или в принудительном порядке, по решению суда в установленных законом случаях, в том числе при неплатежеспособности (банкротстве) юридического лица.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ (АРТЕЛИ), ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Полное товарищество создается на основе учредительного договора, в котором должно быть указано наименование товарищества, его местонахождение, порядок совместной деятельности по созданию товарищества, размер и состав складочного капитала и ряд других положений.
Под товариществом на вере понимается хозяйственное товарищество, а котором участвует как минимум одно лицо, отвечающее по обязательствам товарищества своим имуществом (полный товарищ) и как минимум одно лицо, несущее связанный с деятельностью товарищества риск в пределах сумм внесенных вкладов (вкладчик).
Общество с ограниченной ответственностью учреждается одним или несколькими физическими лицами. Учредители 000 не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный капитал.
Общество с дополнительной ответственностью является разновидностью общества с ограниченной ответственностью. Отличие общества с дополнительной ответственностью от общества с ограниченной ответственностью заключается в наличии дополнительной ответственности учредителей, кратной их вкладу в уставный капитал (ст.95 ГК РФ), то есть учредители общества с дополнительной ответственностью отвечают по обязательствам общества не только вкладом, внесенным в уставный капитал, но и другими своими средствами. Размер дополнительной ответственности законодательством не установлен и определяется самими учредителями.
Новый Гражданский кодекс РФ внес значительные изменения в правовое регулирование деятельности акционерных обществ.
Под акционерным обществом понимается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, и участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью АО, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Различия между ними заключаются в следующем. Открытыми признаются акционерные общества, которые вправе увеличивать уставный капитал путем открытой подписки на выпускаемые акции. Акционеры открытого АО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Закрытыми признаются акционерные общества, акции которых могут распространяться лишь среди заранее определенного круга лиц. Эти общества не вправе производить открытую подписку. Их участники обладают преимущественным правом на приобретение акций, уступаемых другими участниками. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти. В случае, если число акционеров закрытого общества превысит этот предел, закрытое акционерное общество в течение одного года должно быть преобразовано в открытое АО.
Производственные кооперативы (артели) являются прежде всего объединениями лиц, а не капиталов. Они основаны на личном участии членов кооператива в деятельности артели. Каждый член кооператива, независимо от величины его пая, имеет на общем собрании кооператива один голос.
Упорядочено правовое положение государственных и муниципальных предприятий. Они могут существовать в форме так называемого унитарного предприятия, имущество которого является неделимым, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИМЕЮЩИЕ ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС

Правовое положение субъектов хозяйственного права предопределяется не только организационно-правовой формой, но и в значительной мере зависит от характера их деятельности. Особым правовым статусом обладают, в частности, банки, биржи; имеет свою специфику предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
Инвестиционная компания представляет собой организацию, имеющую специальную компетенцию в сфере эмиссии (выпуска) и обращения ценных бумаг.
Инвестиционные фонды выпускают акции с целью привлечения средств инвесторов. Эти средства они вкладывает в ценные бумаги, а также на банковские счета и во вклады, а акционерам выплачивает доходы, получаемые от этих вложений. Инвестиционные фонды могут быть открытыми и закрытыми. Открытый инвестиционный фонд обязан выкупать свои ценные бумаги по требованию их владельцев, а закрытый делать этого не обязан". "
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (ИМУЩЕСТВО СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ)

Сущность права собственности заключаетс я в том, что оно закрепляет принадлежность тех или иных материальных благ субъекту хозяйствования. Содержание права собственности раскрыто в пункте первом статьи 209 ГК РФ, оно включает в себя владение, пользование и распоряжение принадлежащим собственнику имуществом. Под правомочием владения понимается фактическое обладание имуществом, основанная на законе возможность иметь его у себя. Правомочие пользования представляет собой хозяйственное и иное использование имущества. Наиболее существенным правомочием собственника является право распоряжения имуществом. Оно означает возможность определения собственником юридической судьбы имущества посредством его отчуждения, одами в аренду, обременения залогом. В полном объеме правомочия владения, пользования и распоряжения могут принадлежать только собственнику. Другие субъекты хозяйствования (не являющиеся собственниками) могут обладать ими в ограниченных пределах. Как правило, они обладают правомочиями владения и пользования, но не обладают в полном объеме правомочием распоряжения собственностью, не могут определять по своему усмотрению (без ведома собственника) юридическую судьбу вещи.
Под правом хозяйственного ведения понимается право государственного или муниципального унитарного предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом. В соответствии с пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса" Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной и складочный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
и т.д.................

Субъекты хозяйственного права - лица правомочные быть участниками отношений урегулированных хозяйственным законодательством.

Основные признаки субъектов хозяйственного права:

1. Получение в установленном порядке специального статуса.

2. Наличие хозяйственной компетенции.

3. Наличие обособленного имущества.

4. Самостоятельная имущественная ответственность.

Для того чтобы осуществлять деятельность, лицо должно обладать правосубъектностью, т.е. получит в установленном порядке право быть субъектом хозяйственных отношений. Правосубъектность извлекается посредством государственной регистрации, либо посредством прямого указания закона (для государства и субъектов РФ).

Только с момента государственной регистрации лицо получает право осуществлять хозяйственную деятельность от своего имени. Хозяйственная деятельность без регистрации противозаконна, а доходы от такой деятельности подлежат изъятию бюджета.

Наличие хозяйственная компетенция.

Хозяйственная компетенция субъектов хозяйственных правоотношений – это совокупность принадлежащих им правомочий по осуществлению предпринимательской деятельности. Объем таких полномочий определяется законодательством, учредительными документами и получаемыми в установленном порядке специальными разрешениями (лицензия).

Выделяется общая, ограниченная, специальная и исключительная компетенция субъектов хозяйственного права.

Общая компетенция состоит в праве хозяйствующих субъектов своими действиями приобретать права и обязанности необходимые для участия в хозяйственных отношений: совершать сделки, пользоваться неимущественными правами, распоряжаться имуществом и т.д. Общей компетенцией обладают почти все виды субъектов.

Каждый предприниматель вправе в той или иной степени ограничить свою компетенцию. Такое ограничение, как правило, содержится в учредительных документах (устав, положение и т.д.). Несмотря на то, что решения об ограничении принимается предпринимателем самостоятельно, он не вправе выйти за пределы установленных ограничений. Так сделка, совершенная субъектом в нарушении предусмотренных уставом компетенции, будет признана недействительной.

Специальная компетенция – это объем правомочий, предоставленный субъекту хозяйственного права законом. Как правило, специальной компетенцией в сфере хозяйственного права наделяются унитарные предприятия и некоммерческий организации.

Обладание исключительной компетенцией означает отказ от иных видов предпринимательской деятельности за исключением избранной. Исключительной компетенцией обладают субъекты, осуществляющие банковскую деятельность, страховую, инвестиционную и т.д.


Наличие обособленного имущества.

Это требование законодательства направлено на обеспечение экономической базы, осуществление предпринимательской деятельности. Обособленность имущества означает наличие правовой связи между лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и имуществом. Правовой формой обособления является право собственности или иное вещное право (хозяйственное ведение, правовое управление). Обособленное имущество учитывается на балансе предпринимателя и служит основой для имущественной ответственности. Формально-юридическим признаком наличия обособленного имущества признается банковский счет.

Самостоятельная имущественная ответственность субъекта.

Самостоятельная имущественная ответственность субъекта означает, что он отвечает за свои действия принадлежащим ему имуществом. По общему правилу хозяйствующий субъект несет ответственность самостоятельно, а его учредители за деятельность созданного ими субъекта не отвечают, исключения из этого правила предусматриваются законодательством. Пример: государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенных (бюджетных) предприятий. На основании статьи 64 ГК РФ субсидиарная, т.е. дополнительная ответственность может быть возложена на учредителей предприятия признанных несостоятельным (банкротом), если будет установлено, что банкротство вызвано указаниями учредителей.

Похожие публикации