Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Крестьянско фермерское хозяйство правовое положение. Крестьянское фермерское хозяйство. Что входит в программу поддержки

Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

Согласно п.3 ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пп.3 п.1 ст.21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство прекращается в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства.

В соответствии со ст.223 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Основанием для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) является решение, принятое регистрирующим органом по представленным документам (п.6 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630).

Решение о государственной регистрации прекращения крестьянских (фермерских) хозяйств принимается на основании поступающих из арбитражных судов копий решений суда о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства.

При регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей вносится запись не об индивидуальном предпринимателе, а о крестьянском (фермерском) хозяйстве, главой которого является определенное лицо; правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуального предпринимателя в случае банкротства не тождествен как по порядку формирования конкурсной массы, так и по последствиям признания названных субъектов несостоятельными (банкротами).

В связи с чем на главу крестьянского (фермерского) хозяйства не распространяются положения ст. 216 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) устанавливающие запрет на осуществление индивидуальным предпринимателем признанным банкротом предпринимательской деятельности, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом в течение пяти лет с даты завершения в отношении такого лица процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве.

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

Вопрос-ответ из СПС «Консультант Плюс»

В соответствии с п. 1 ст. 259 Гражданского кодекса РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что фермерское хозяйство прекращается в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" перечень документов, представляемых для государственной регистрации кооператива, определяется в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий (налоговый) орган представляется следующий комплект документов:

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001 , утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439;

Учредительные документы юридического лица (устав, учредительный договор);

Решение о создании юридического лица (протокол либо договор о создании);

Документ об уплате государственной пошлины.

При этом прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на основании листа З "Сведения о крестьянских (фермерских) хозяйствах, на базе которых создается производственный кооператив или хозяйственное товарищество" заявления по форме N Р11001.

Необходимо учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 указанного Федерального закона фермерское хозяйство прекращается в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства.

Учитывая изложенное, в комплекте документов представляется также решение членов фермерского хозяйства о его прекращении.

5) на основании решения суда.

ЭТО ИНТНРЕСНО . Вопрос-ответ. СПС «Консультант Плюс». В случае смерти главы К(Ф)Х должны ли члены этого хозяйства сообщить в регистрирующих орган (налоговую службу) о его смерти?

Пунктом 3 ст.85 Налогового кодекса РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных фактов.

Таким образом, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, глава которого умер, не требуется сообщать об этом в регистрирующий (налоговый) орган.

Основания прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства приведены в ст.21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". При этом в данном случае смерть главы крестьянского (фермерского) хозяйства не является основанием для прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Учитывая изложенное, при получении в установленном порядке информации о смерти физического лица, являвшегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства и зарегистрированного в порядке, установленном для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в государственный реестр регистрирующим (налоговым) органом вносится запись о смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае прекращения деятельности К(Ф)Х в первом и во втором случаях для внесения соответствующей записи в реестр необходимо представить в регистрирующий орган (ИФНС № 14 по Кировской области):

1. заявление по форм Р26002,

2. документ об уплате госпошлины,

3. документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами . Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

  • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
  • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
  • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

Особенности правовой регламентации согласно 74-ФЗ

  • Работа без создания юр. лица (п. 3 ст. 1).
  • Применение к КФХ предписаний ГК РФ, регламентирующих деятельность коммерческих структур.
  • Хозяйство может быть создано одним человеком, признающимся его главой.
  • Хотя его деятельность связана с с/х, оно по умолчанию не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но может обрести такой статус.
  • Для целей взаимодействия с кредитными учреждениями и госструктурами к КФХ применимо законодательство о малом предпринимательстве (п. 1 ст. 2).
  • Взаимные права и обязанности участников регламентируются соглашением о создании КФХ.

Требования к организационной форме

Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

  • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
  • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

  • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
  • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
  • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
  • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

  • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
  • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

  • фермерское хозяйство;
  • его глава.

Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

Регламентация по Гражданскому кодексу

Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет .

Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

  • добровольного членства;
  • обязательного трудового участия в деятельности;
  • объединения имущественных вкладов.

Примечательно следующее:

  • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
  • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
  • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

Правовой режим активов

Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

  • общее имущество членов;
  • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
  • личное имущество членов.

В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или . Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

Плюсы и минусы

Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

Права и обязанности

КФХ вправе:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
  • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
  • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
  • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
  • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
  • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
  • передавать участок или его часть в аренду.

Оно обязано:

  • обеспечить целевое использование земель;
  • осуществлять мероприятия по их охране;
  • вносить плату за землю;
  • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
  • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

Налоги и отчетность

Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

  • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
  • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

  • обычной традиционной схемы (ОСНО);
  • одного из вариантов ;

Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется . Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

  • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
  • ведение в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
  • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

Оплата налогов и взносов:

  • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
  • уплата с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.

"Налоговый вестник", N 6, 2000

Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества, находящегося в его пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

В соответствии со ст.1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" [далее - Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"] ведение хозяйства осуществляется на основе пользования земельным участком. Земельный участок может находиться у членов хозяйства в собственности как на праве аренды, так и на других законных основаниях: в пожизненном наследуемом владении или в собственности.

1. Выделение земельного участка

Работники колхозов и совхозов, а также сельские пенсионеры имеют право на земельную долю (пай) согласно Положению о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708. Согласно п.16 названного Положения в случае выхода из коллективных хозяйств они вправе требовать выделения земельного участка в натуре. Что касается негосударственных кооперативов, созданных после реорганизации колхозов и совхозов, следует руководствоваться нормами Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", согласно которому уставом сельскохозяйственного кооператива может быть предусмотрено право выходящего участника на получение земельного участка.

Для получения земли с целью создания фермерского хозяйства необходимо направить заявление в адрес общего собрания указанных организаций с просьбой о выделении участка. Размер земельного участка, предоставляемого выходящему участнику, не должен превышать размера земельной доли или земельного участка, который этот участник передал кооперативу при вступлении в него. Земельный участок бывшему члену колхоза, совхоза выделяется в соответствии с его долей в сельскохозяйственных угодьях этого коллективного хозяйства.

2. Получение земельного участка

Право на создание крестьянского хозяйства и на получение для этого земельного участка имеет любой дееспособный гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Для некоторых категорий граждан: ветеранов Великой Отечественной войны, руководителей и специалистов сельскохозяйственных органов местного самоуправления, сельскохозяйственных специалистов, проработавших в колхозе или в совхозе не менее пяти лет, многодетных и приемных семей - законодательство устанавливает специальные преимущества в получении участков.

Для получения земельного участка с целью ведения фермерского хозяйства необходимо обратиться с заявлением к главе местной администрации. В случае если претендентов на получение окажется несколько, при отборе граждан, пожелавших вести крестьянское хозяйство, местная администрация вправе провести конкурс. Местной администрации также предоставлено право в определении конкретных условий, на которых будет выделен земельный участок. Предельная норма предоставления земли устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации.

После этого администрация рассматривает заявление гражданина в месячный срок и выносит постановление о предоставлении или отказе в предоставлении земли.

3. Аренда земли

Наиболее часто применимым способом для получения земельного участка является получение земли на праве аренды посредством заключения договора аренды с собственником земли либо с арендатором, у которого есть право субаренды. При этом собственником земли может быть государство, организация (предприятие, учреждение) либо частное лицо. При заключении договора аренды земельного участка особенно тщательно необходимо подойти к его изложению и содержанию, оговорив при этом следующие условия: определение месторасположения участка, его границ; арендную плату; государственную регистрацию договора аренды.

Работы по определению границ участка выполняются районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству либо специализированными землеустроительными организациями, а также физическими лицами, имеющими лицензии на право выполнения таких работ. Выполненный план границ участка прикладывается к договору и является его неотъемлемой частью.

В обязательном порядке необходимо пройти государственную регистрацию договора аренды, которая осуществляется в учреждениях юстиции, а в тех субъектах Российской Федерации, где такие учреждения еще не созданы, можно обратиться в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Без такой регистрации в соответствии с нормами ст.ст.164, 165 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) сделка признается недействительной.

4. Правовой статус фермерских хозяйств

До принятия и введения в действие части первой ГК РФ крестьянские (фермерские) хозяйства образовывались как юридические лица в соответствии с Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который наделял крестьянские (фермерские) хозяйства правами юридического лица, осуществляющего производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в его пользовании земельных участков, хотя хозяйство и было представлено отдельным гражданином, семьей или группой лиц.

Согласно названному Закону членами хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

Крестьянское (фермерское) хозяйство регистрировалось органом местного самоуправления после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка. Органы местного самоуправления заводили на каждое крестьянское (фермерское) хозяйство регистрационную карточку и вносили его в похозяйственную книгу.

Имущество хозяйства принадлежало его членам на праве общей долевой собственности. При единогласном решении членов хозяйства имущество могло находиться в общей совместной собственности. Члены хозяйства осуществляли пользование общим имуществом по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению таким имуществом имел право совершать глава хозяйства без особой на то доверенности либо доверенное лицо. При выходе одного из членов хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежали, а часть имущества (вклад, доля, пай) могли компенсироваться деньгами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливались по взаимной договоренности всех членов хозяйства, а при ее отсутствии - судом, при этом срок выплаты компенсации не должен был превышать пяти лет.

Наследование имущества крестьянского хозяйства производится по правилам ст.27 и в соответствии с ч.3 ст.15 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а наследование земельного участка и права аренды земельного участка - по правилам ст.ст.61 и 62 Земельного кодекса РСФСР.

С введением в действие части первой ГК РФ правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с п.1 ст.257 названного Кодекса определяется с иных позиций: оно принадлежит членам хозяйства на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Таким образом, правовая модель, которая была закреплена в Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в ГК РФ приобрела иной смысл. Если члены хозяйства желают использовать организационно - правовую форму юридического лица, то они должны создать для этого хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Общим имуществом хозяйства являются также плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства и используемые членами хозяйства по взаимной договоренности. Доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

При выходе из хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, разделу не подлежат. В то же время вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей совместной собственности на это имущество. Указанные правила подлежат применению и тогда, когда после смерти одного из членов хозяйства открывается наследство.

В соответствии с п.5 ст.6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации до 1 июля 1999 г. подлежали индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными объединениями, благотворительными фондами, и другие, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные до введения в действие части первой ГК РФ в соответствии с положениями Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", под действие указанного положения не подпадают.

Положениями ГК РФ предусмотрены две возможные формы существования крестьянских (фермерских) хозяйств со дня введения в действие гл.4 ГК РФ. Согласно ст.23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, в соответствии со ст.259 ГК РФ на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. При этом правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных до введения в действие гл.4 ГК РФ, подлежит приведению в соответствие с указанными нормами.

Однако ни Федеральным законом от 30.11.1994 N 52-ФЗ, ни иными федеральными законами не установлены предельные сроки для приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с положениями ГК РФ. Решение данного вопроса в настоящее время во многом зависит от местных властей. Следовательно, членам крестьянского (фермерского) хозяйства необходимо помнить, что в связи с тем, что конкретные сроки и порядок приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств законами не определены, изменение статуса скорее является правом членов хозяйства, чем обязанностью.

Таким образом, до тех пор пока в законодательстве не будут установлены предельные сроки для приведения правового статуса, хозяйства могут продолжать заниматься деятельностью в качестве юридических лиц.

Для изменения правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного до введения в действие части первой ГК РФ, его главе необходимо подать заявление на имя главы администрации района с просьбой о регистрации изменения. На основании заявления глава администрации издает распоряжение о регистрации изменения правового статуса хозяйства. С момента регистрации все права и обязанности прежнего хозяйства - юридического лица переходят к крестьянскому (фермерскому) хозяйству без статуса юридического лица, которому выдается новое свидетельство о регистрации хозяйства.

После регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства глава хозяйства обязан получить в регистрационной палате свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) дано экономическое определение термина "индивидуальный предприниматель" - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

После этого необходимо пройти процедуру постановки на учет в налоговых органах, внебюджетных фондах, органах статистики. Глава хозяйства приобретает статус индивидуального предпринимателя, а само хозяйство является особой формой предпринимательства и предполагает в своем составе наличие и других членов, которые также получают доход от деятельности.

Участники хозяйства договариваются о том, каким образом будет использоваться имущество хозяйства. Так, по общему правилу имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, то есть без определения доли каждого из собственников в соответствии со ст.257 ГК РФ. Каждый член хозяйства вправе совершать сделки по распоряжению этим имуществом, если соглашением между ними не установлен другой порядок. Если же члены хозяйства желают заранее определить долю каждого в общем имуществе, они вправе составить и подписать соответствующее соглашение. Можно также договориться о том, как будут распределяться и использоваться плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства.

При замене правового статуса крестьянского хозяйства - юридического лица на статус крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица с регистрацией главы в качестве индивидуального предпринимателя происходит передача имущества от собственника крестьянского хозяйства - юридического лица в собственность индивидуального предпринимателя - физического лица. Такая передача не означает изменения или утраты имущественных прав членов хозяйства.

5. Налоговый учет

В соответствии с п.1 ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Глава хозяйства, получивший свидетельство индивидуального предпринимателя, в течение 10 дней после государственной регистрации обязан подать заявление в налоговый орган по месту жительства о постановке на учет. Заявление о постановке на учет подается по форме N 12-2-1, утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц". К документам, обязательным к предъявлению и подтверждающим сведения Заявления, относятся:

  • свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Кроме документов, необходимых для постановки на учет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства дополнительно представляет в налоговый орган документы, подтверждающие право владения землей и о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

При постановке на учет по месту жительства каждому налогоплательщику - физическому лицу присваивается единый по всем видам налогов и сборов на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

После завершения процедуры постановки на учет главе хозяйства выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства, что служит основанием в подтверждении факта постановки на учет в налоговом органе.

В случае если глава хозяйства намерен осуществлять свою деятельность не по месту жительства, он обязан заполнить заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства. В дальнейшем налоговый орган по месту жительства направит заверенную копию заполненного заявления в налоговый орган по месту осуществления деятельности и уведомит главу хозяйства о необходимости явки в налоговый орган по месту осуществления деятельности.

В налоговом органе по месту осуществления деятельности глава хозяйства предъявляет свидетельство о государственной регистрации; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документы, подтверждающие право владения землей и о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Совместная деятельность

Для достижения результата, а также эффективного решения общих проблем путем объединения совместных усилий в практической деятельности крестьянские (фермерские) хозяйства очень часто применяют такую форму договорных отношений с другими участниками хозяйства, как договор простого товарищества (договор о совместной деятельности). Создание и ликвидация простого товарищества происходят без государственной регистрации.

Договоры простого товарищества заключаются в соответствии с гл.55 ГК РФ, когда двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключенного для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели.

При заключении договора простого товарищества должны быть решены вопросы, касающиеся денежной оценки вкладов; обязанностей товарищей по содержанию общего имущества и пользованию им; собственности; порядка возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей. Очень четко и конкретно необходимо также прописать и установить порядок ведения общих дел, ответственности товарищей по общим обязательствам, порядок распределения доходов и покрытия расходов и другие вопросы, необходимые для выполнения договора.

Ведение общих дел простого товарищества и учета доходов и расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов. Участники, ведущие общие дела, ведут учет доходов и расходов в одной Книге учета как по совместной деятельности, так и по деятельности, не связанной с выполнением работ по договору простого товарищества. Учет доходов и расходов в Книге ведется раздельно с тем, чтобы по окончании года можно было четко разграничить, какие доходы или произведенные расходы относятся к совместной деятельности, а какие к основной.

Доля дохода, причитающаяся каждому участнику простого товарищества, определяется исходя из общего дохода по данным учета за минусом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода от совместной деятельности. Доход, полученный в результате совместной деятельности, распределяется между участниками до налогообложения в соответствии с условиями договора.

По окончании года в декларации о доходах глава хозяйства отражает валовой совокупный годовой доход, полученный хозяйством в целом по основной и по совместной деятельности, аналогично подлежат отражению расходы, связанные с получением этих доходов от основной и совместной деятельности, произведенные хозяйством в целом.

Для выполнения работ, связанных с осуществлением совместной деятельности, простым товариществом могут привлекаться иные физические лица либо члены колхозного (фермерского) хозяйства. Поскольку простое товарищество не является юридическим лицом, следовательно, оно не может являться работодателем для этих граждан, но на участниках договора лежит ответственность по удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога с заработной платы и вознаграждений и взносов во внебюджетные фонды. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные в виде начисленной заработной платы, учитываются в расходной части декларации каждого в отдельности главы хозяйства в соотношении, предусмотренном в договоре о совместной деятельности.

7. Налогообложение доходов крестьянских (фермерских) хозяйств

Порядок налогообложения доходов крестьянских (фермерских) хозяйств, главы которых зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, аналогичен порядку, установленному для индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, связанных с ведением сельскохозяйственной деятельности.

7.1. Подоходный налог

Объектом налогообложения глав крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, является совокупный доход, полученный в отчетном календарном году, уменьшенный на сумму установленных Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" вычетов и льгот, а также расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от деятельности.

Учет полученных доходов и произведенных расходов, связанных с осуществлением деятельности хозяйства, производится в Книге учета доходов и расходов на основании соответствующих документов.

Книга в виде тетради, блокнота приобретается главой хозяйства и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью налоговой инспекции по месту учета. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью главы хозяйства и оттиском печати налоговой инспекции. В Книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основании первичных документов отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде.

В соответствии с пп."ш" п.1 ст.3 названного Закона в течение пяти лет (начиная с года образования хозяйства) не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности. Указанная льгота также предоставляется членам крестьянского (фермерского) хозяйства при регистрации главы хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Доходы, полученные членами крестьянского (фермерского) хозяйства от несельскохозяйственной деятельности, облагаются налогом в общеустановленном порядке.

В случае если в крестьянском (фермерском) хозяйстве не ведется раздельного учета личных доходов членов этого хозяйства, полученных от сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности, разделение общего дохода каждого члена хозяйства для целей налогообложения производится по проценту, исчисленному как соотношение общего дохода крестьянского хозяйства к доходу от несельскохозяйственной деятельности.

Вышеуказанная льгота предоставляется членам крестьянских (фермерских) хозяйств по доходам от сельскохозяйственной деятельности, полученным от такого хозяйства, которое действует как самостоятельный хозяйствующий субъект, и не распространяется на доходы, полученные от ассоциаций, кооперативов и других предприятий, учреждений и организаций.

Годом образования крестьянского (фермерского) хозяйства является год государственной регистрации хозяйства.

По истечении пяти лет после регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства налогообложение главы хозяйства производится в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей, но в декларации о доходах глава хозяйства отражает доходы, полученные хозяйством, и фактические расходы, непосредственно связанные с получением этих доходов и произведенные хозяйством в целом.

Кроме того, глава хозяйства вместе с декларацией о доходах представляет в налоговую инспекцию отчет по форме 5-КХ для правильного расчета налогооблагаемого дохода, в котором отражаются результаты деятельности крестьянского хозяйства и учитываются соответствующие хозяйственные операции, связанные с производством сельскохозяйственной продукции.

Подоходным налогом облагается совокупный годовой доход, полученный хозяйством, который представляет собой разницу между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода. Состав расходов, связанных с извлечением дохода, определяется применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552.

Налог уплачивается авансовыми платежами (15 июля, 15 августа и 15 ноября) равными долями от годовой суммы налога, исчисленной за истекший год, а по вновь образованным хозяйствам - от предполагаемой суммы дохода за текущий год. Уплата подоходного налога и авансовых платежей налога производится на основании платежного уведомления, вручаемого плательщику налоговым органом, исчислившим этот налог. В налоговом уведомлении указываются размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога.

Пересчет по фактически полученному совокупному доходу за истекший год должен быть закончен налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. На суммы доплат по подоходному налогу, выявленному по результатам камеральной проверки, налоговым органом направляется главе хозяйства требование об уплате соответствующей суммы подоходного налога и пени.

7.2. Группировка затрат по элементам

В целях упорядочения учета и в соответствии с их экономическим содержанием главам крестьянских (фермерских) хозяйств затраты следует группировать по следующим элементам:

материальные затраты;

амортизация основных средств, малоценных предметов и нематериальных активов;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

прочие затраты.

Рассмотрим подробнее составные части каждого элемента затрат.

7.2.1. Материальные затраты

Стоимость потребленных на производство продукции предметов труда (материалов) (в отличие от основных средств) полностью включается в затраты на производство продукции. В процессе производства материалы играют различную роль: одни, входя в продукт, составляют его основу, другие способствуют образованию продукта. Поэтому все материалы делятся на сырье, основные материалы и вспомогательные материалы.

В составе материальных затрат отражаются:

стоимость приобретенных материалов и сырья, которые входят в состав изготавливаемой продукции (товаров) или используются при проведении работ, оказании услуг;

стоимость покупных изделий (в том числе полуфабрикатов, комплектующих изделий, тарных материалов), используемых в процессе производства продукции (товаров, работ, услуг) и для упаковки продукции (товаров);

стоимость находящихся в эксплуатации средств и предметов труда, МБП, которые списываются в расход по мере их отпуска в производство или эксплуатацию и включаются в состав расходов путем начисления износа;

вспомогательные материалы, которые содействуют созданию продукции.

Материальные затраты следует отражать по фактической цене приобретения; их стоимость должна быть подтверждена документально.

Документами, подтверждающими материальные затраты, являются товарные чеки, счета, торгово - закупочные акты, накладные на отпуск товара с учетом кассовых чеков или корешков приходных кассовых ордеров, подтверждающих оплату данного товара, банковские документы, подтверждающие их безналичную оплату, свидетельствующие о фактически произведенных расходах.

Готовая продукция отражается по фактической стоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на ее производство.

Одним из приоритетных направлений для государства является сельское хозяйство, поэтому развитие этой сферы экономики идёт семимильными шагами. На этом основании многие трудящиеся в отраслях сельскохозяйственной направленности, а также имеющие личное хозяйство граждане, стремятся зарегистрироваться и приобрести статус Главы КФХ.

Глава КФХ называется индивидуальным предпринимателем при создании крестьянско-фермерского хозяйства единоличным участником. Когда создание происходит при участии иных членов, обязательств получать статус предпринимателя у Главы нет, однако это чревато значительными ограничениями масштабов деятельности хозяйства. Как происходит регистрация КФХ, а также преимущества и недостатки подобной организационно-правовой формы.

Граждане, объединившиеся с целью извлечения прибыли, большая доля которой (свыше 70%) сформирована сбытом произведённой с/х продукции, именуются КФХ. Подобное объединение подразумевает наличие между участниками родственных взаимоотношений и/или общих имущественных прав. Целью является совместное осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности. КФХ не относится к разряду юридических лиц (хоть на законодательном уровне закреплено право пройти регистрацию, на практике это невозможно).

КФХ возглавляет Глава (избирается с согласия всех участников), получить статус члена могут:

  • супруги с родителями, дети, ближайшие родственники (от братьев и сестёр, до бабушек и дедушек любого из супругов), но не более чем из 3-х семей;
  • любые граждане, независимо от наличия родственных связей с главой КФХ.

Обязательное условие – достижение возраста 16 лет. Предельно разрешённое количество участников – 5. Создать объединение может один человек. Главы КФХ, ведущие деятельность единолично, автоматически наделяются статусом ИП с даты государственной регистрации КФХ (согласно ч.2ст.23 ГК РФ).

Участники КФХ наделяют Главу правом представления интересов хозяйства, а также заключения сделок, выдачи доверенностей, приёма и увольнения сотрудников, организации бухгалтерского учёта. Всё имущество, используемое КФХ и принадлежащее ему, является совместной собственностью граждан-участников, если альтернативное не прописано договором о создании или законодательными актами. В перечень подобного имущества входят не только земли с/х назначения, но и любые постройки хозяйственного назначения, животные и птица, с/х техника, оборудование, ТС, инвентарь. К этой же категории можно отнести любое имущество, которое приобреталось на общие деньги.

Государство и муниципалитеты предоставляют гражданам, изъявившим желание организовать КФХ, земельные участки. Земельным Кодексом РФ обозначено, что КФХ может использовать в деятельности участки размером 1-5 га, категории «земли с/х назначения». Ограничения по размерам земли не применяются к участкам в собственности КФХ. Однако общая площадь земель, занимаемых и находящихся в собственности КФХ, не должна превышать 10% от сельхозугодий района. Ограничение относится к участкам в собственности и не оказывает влияния на арендуемые земли.

Часто объединяют определения крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) и личное подсобное хозяйство (ЛПХ).

Однако различия значительны:

  • владельцы ЛПХ не имеют отношения к субъектам предпринимательства. Осуществляется совместно проживающими лицами (обычно являются родственниками), ради удовлетворения собственных нужд. Земельный участок был приобретён в собственность или предоставлен специально для развития личного хозяйства;
  • личное хозяйство не предполагает участие членов;
  • участок, находящийся в собственности и используемый в личном хозяйстве не должен превышать 2,5 га;
  • занятия в сфере ЛПХ разрешается начинать после завершения процедуры регистрации прав на землю.

ЛПХ – это первый этап развития для фермера, КФХ же позволяет расширить границы личного хозяйства до бизнеса.

К разряду общего имущества относятся также результаты деятельности КФХ и полученные доходы. Распределение осуществляется согласно установленным соглашением правилам.

Бизнес сельскохозяйственного направления разрешён по всей стране, при условии регистрации КФХ в подразделении ФНС по месту фактического проживания главы КФХ.

Потребуется подготовить документы для регистрации, а именно:

  • паспорт избранного Главы КФХ;
  • справка с места жительства лица, осуществляющего регистрацию;
  • заявление;
  • соглашение об учреждении;
  • квитанция, подтверждающая уплату пошлины.

Заключение соглашения происходит между участниками-членами КФХ.

Документ должен включать:

  • данные каждого из участников и Главы создаваемого КФХ;
  • права и обязанности участников хозяйства;
  • принципы формирования капитала, регламент распоряжения материальными ресурсами;
  • методы распределения доходов между членами.

В соглашении важно предусмотреть регламент вступления и выхода из членов хозяйства. Если КФХ организуется одним гражданином, составление договора не требуется. При наличии оригиналов перечисленных выше документов нотариально заверенные копии предоставлять нет необходимости.

После подготовки комплекта необходимых документов, можно зарегистрировать в НИ лично, либо отправить заказное письмо с приложением описи вложений. Помимо этого есть возможность пройти процедуру регистрации через МФЦ. Также отправить заявление можно посредством Личного кабинета налогоплательщика.

Процедура занимает 5 рабочих дней. По окончании органы ФНС выдадут свидетельство о регистрации главы КФХ. Подтверждает окончание регистрации выписка из ЕГРИП, свидетельство о постановке на налоговый учёт. Дополнительно рекомендуется получить письмо Госкомстата, содержащее коды статистики.

Налоговые органы могут отказать в регистрации, если при заполнении заявления допущены ошибки, либо при выявлении недостоверности предоставленных сведений. В таком случае заявителю будет направлен письменный отказ с указанием причин такого решения. Заявителю необходимо внести корректировки в комплект документов согласно выявленным нарушениям.

Как было сказано ранее, при создании этой формы можно не регистрировать юридическое лицо (стоит сказать, не смотря на теоретическую возможность, практически это невозможно). Регулирование деятельности фермерского хозяйства, функционирующего без создания юридического лица, осуществляется нормами ГК, которые разработаны для регламентирования деятельности юридических лиц, созданных с целью получения прибыли (исключением являются случаи, которые предписаны ФЗ, нормативно-правовыми актами или иными отношениями).

Размер госпошлины 800 р. Если в регистрации отказано, вернуть уплаченные средства невозможно.

Создать КФХ может даже один гражданин, который приобретёт статус Главы. Это лицо наделяется полномочиями выступать от имени и в интересах хозяйства. Этот фактор основополагающий. Иначе говоря, появляется два субъекта: хозяйство и Глава. Это своего рода разделение функционала: на хозяйство возложена производственная и хозяйственная функция, а Глава отстаивает его интересы. Право выступать от имени хозяйства, а также предпринимательскую правоспособность Глава приобретает только после признания всеми членами хозяйства.

Чем отличается ИП от ИП ГКФХ:

  1. ИП действует в собственных интересах, от собственного лица.
  2. ИП ГКФХ отстаивает интересы хозяйства.
  3. ИП самостоятельно направляет бизнес, приобретает права и несёт ответственность. Глава КФХ действует только в рамках, установленных соглашением полномочий.

Главе КФХ запрещено вести бизнес, не связанный с интересами хозяйства и находящийся за рамками регламентированных ему полномочий, от своего имени.

Гражданский Кодекс регламентирует следующие полномочия ГКФХ:

  • организация деятельности хозяйства;
  • представление интересов и действия от имени КФХ;
  • предоставление доверенностей;
  • приём и увольнение персонала;
  • организация бухгалтерского учёта;
  • иные полномочия по соглашению.

Таким образом, участники делегируют Главе руководящие функции. Однако наличие у главы статуса ИП не означает полную имущественную ответственность последнего по долгам хозяйства. Даже если Глава является ИП, имущественная ответственность по обязательствам хозяйства разделяется между всеми членами соразмерно долям.

ГКФХ имеет право заключать сделки, которые необходимы для жизнедеятельности хозяйства. Глава не должен совершать действия, ущемляющие права и интересы КФХ.

Несмотря на многочисленные преимущества, как и любая форма организации бизнеса, КФХ имеет недостатки.

К таковым относятся:

  • необходимость использования земельного участка в строго регламентированных законом целях. Так, если назначение категории земель – с/х производство, невозможно использовать их для выгула скота;
  • если ГКФХ не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя запрещено заниматься реализацией произведённой продукции;
  • участникам разрешается быть членом только одного КФХ.

Бизнес в сфере сельского хозяйства характеризуется долгосрочной окупаемостью. Чтобы иметь возможность быстрого выхода на прибыль, необходимо тщательно анализировать собственные ресурсы и обратиться к рекомендациям экспертов. Предпочтительно приобретать землю в собственность, это поможет обезопасить бизнес от незапланированных переездов и проблем с арендодателем. При наличии достаточных ресурсов аналитики рекомендуют заняться разведением скота мясных пород, так как именно это направление относится к наиболее прибыльным. Привлечение наёмных сотрудников также позволит значительно увеличить производительность. Также требуется обратить внимание на оптовых покупателей, которые могли бы приобретать готовую продукцию в больших объёмах (рынки, магазины).

Не стоит забывать и о рисках подобного бизнеса, не связанных с социально-экономической обстановкой страны или налоговым законодательствомприродные явления. Наводнения, засуха, нашествие саранчи и прочих насекомых могут полностью уничтожить результаты бизнеса.

Преимущества КФХ

Осуществление деятельности в формате КФХ имеет преимущества:

  1. Господдержка. Поддержка КФХ – приоритетная задача государства. Для этого регулярно разрабатываются и внедряются новые программы, позволяющие развиваться сельскому хозяйству страны. Например, можно получить субсидиарную помощь на приобретение спецтехники, а также оборудования. Государство регулярно предоставляет сельхозпроизводителям крупные контракты, исполнение которых позволяет развиваться и увеличивать объёмы деятельности.
  2. Возможность реализовывать результаты труда обширному кругу покупателей. ГКФХ имеет право пройти сертификацию. Немногие покупатели готовы приобретать у ЛПХ, так как подобная покупка грозит приобретение статуса налогового агента, то есть покупателю необходимо удержать с продавца и перечислить в бюджет НДФЛ.
  3. Льготные условия налогообложения. Фермеры могут рассчитывать на получение льгот по уплате налогов – существует программа, позволяющая начинающим КФХ получить налоговые каникулы, то есть отсрочку по уплате обязательных взносов.
  4. Право использовать для ведения деятельности участки земли площадью свыше 2,5 га.
  5. Органы местного самоуправления не организуют проверок, если не было выявлено фактов нарушения законодательства.
  6. Возможность получать гранты от Фондов разного уровня.
  7. Льготные условия кредитования – хозяйства имеют доступ к недорогому банковскому финансированию. Снижение стоимость кредита достигается за счёт частичного субсидирования кредита из бюджета. Однако подобные условия распространяются только на инвестиционные кредиты, целью которых является приобретение земельных участков, оборудования, строительство.
  8. Возможность официального приёма на работу сотрудников.
  9. Простота процедуры регистрации.

Перечисленные преимущества привлекают многих фермеров перейти к официальному ведению бизнеса посредством создания КФХ.

Узнать о действующих программах поддержки можно, обратившись в Министерство сельского хозяйства в регионе осуществления деятельности. Чтобы воспользоваться той или иной программой, необходимо заявить о таком желании и следовать инструкциям специалистов Минсельхоза.

В соответствии с п.2 ст.23ГК - Глава Крестьянского фермерского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица признается предпринимателем с момента государственной регистрации Крестьянского (фермерского) хозяйства. Статус других членов Фермерского Хозяйства, кроме главы, законодательством РФ не определен. Крестьянское Фермерское хозяйство, вроде бы, регистрируется как единый хозяйствующий субъект, но не приобретающий прав юридического лица. Не признаются и предпринимателями члены Крестьянского фермерского хозяйства, кроме Главы.

ФЗ от 11 июня 2003 года №74 ФЗ «О крестьянском Фермерском Хозяйстве» рассматривает крестьянское фермерское хозяйство, по сути, в качестве организации, не являющейся юридическим лицом. Это организация:

1) создается гражданами, связанными родством или свойством. В его состав могут входить и граждане, не состоящие в родстве с Главой хозяйства. Однако максимальное количество не должно превышать 5-ти человек. Крестьянско-фермерское хозяйство создается 1-м, дееспособным лицом;

2) Фермерское хозяйство основано на членстве. Организационные и имущественные вопросы, связанные с созданием и деятельностью фермерского хозяйства, решаются в соглашении о создании хозяйства;

3) Глава фермерского хозяйства организует его деятельность, без доверенности действует от имени хозяйства, организует ведение учета и отчетности, осуществляет единолично прием на работу и увольнение;

4) Крестьянско-фермерское хозяйство осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, применяемым к коммерческим организациям, если иное не вытекает из ФЗ, регулирующих деятельность данных субъектов, других НПА или существа обязательства;

5) Крестьянское Фермерское хозяйство может быть признано сельско-хозяйственным товаропроизводителем;

6) Во взаимоотношениях с государством, органами государственной и муниципальной власти фермерское хозяйство рассматривается как самостоятельная хозяйственная единица и, следовательно, вмешательство органов власти и должностных лиц, в хозяйственную деятельность крестьянско-фермерского хозяйства не допускается.

Государственная регистрация Крестьянского Фермерского хозяйства осуществляется в порядке, применяемом как к юридическим лицам, так и к физическим лицам ИП, но в окончательном правоустанавливающем документе (о государственной регистрации) указывается правовой статус ИП.

К семинарскому занятию обязательно выучить закон «О государственных муниципальных и унитарных предприятий» «Закон об Акционерных обществах» «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» «Политику реализации данного закона (о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ) в Кировской области» «О некоммерческих организациях (обратить внимание на вопросы по обязательствам ответственности)» « Закон об Инвестиционных фондах» «Об особенностях правового статуса страховщиков» «Особенности правового положения кредитных организаций (вопроса в методичке нет, но на экзамене он будет»


Лекция №6 13.10.09

Банкротство – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Должник – гражданин, в том числе ИП или юридическое лицо, оказавшееся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течении срока, установленного законом «О несостоятельности банкротстве» №296.

Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке или иному предусмотренному ГК РФ бюджетным законодательством основанию.

Обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и/или государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях определяемых законодательством, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и/или в государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные Уголовным Законодательством штрафы.

Руководитель должника – единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с ФЗ деятельность от имени Юридического лица без доверенности.

Кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательство по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей участников должника вытекающим из такого участия.

Уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством РФ на предъявление в деле о банкротстве и в процедурах применяемых в деле о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные предъявлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве требования по денежным обязательствам, соответственно субъектов РФ, муниципальных образований.

Орган по контролю/надзору – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по контролю, надзору за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Регулирующий орган – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности/банкротства и финансового оздоровления.

Признаки несостоятельности банкротства:

1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей:

a. если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

b. и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей:

a. Если соответствующие обязательства и/или обязанность не исполнены юридическим лицом в течении трех месяцев с даты когда они должны были быть исполнены

Похожие публикации