Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Уведомление налоговой о смене регистратора акционерного общества. Изменения в егрюл о реестродержателе зао. Смена регистратора ценных бумаг

ЗАО подало документы на преобразование в ООО. В этот же день передали реестр, реестородержателю. Требуется ли уведомлять налоговую? Где выше штрафные риски?

Ответ

Вносить изменения в ЕГРЮЛ о реестродержателе ЗАО требуется. Штраф за непередачу реестра акционеров профессиональному регистратору превышает штраф за непредоставление в ЕГРЮЛ сведений о реестродержателе АО.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Изменения в ЕГРЮЛ необходимо вносить тогда, когда изменяются содержащиеся в нем сведения . Обычно вносить изменения в ЕГРЮЛ приходится в связи с изменением сведений о директоре (изменением его паспортных данных, сменой директора и т. п.), изменением видов экономической деятельности. В отдельных случаях изменение сведений в ЕГРЮЛ может быть связано с внесением изменений в учредительные документы общества (устав), об этом подробнее см. Как внести изменения в учредительные документы АО . Поскольку с этим сталкиваются все компании, юристу нужно знать, как это делать.

Как подготовить и представить документы на регистрацию

Чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ, необходимо подать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р14001 *, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Приказ об утверждении форм).

Такое правило установлено в пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее — Закон о государственной регистрации.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

В случае, если руководство акционерного общества приняло решение о смене регистратора с которым заключен договор на ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, эмитенту необходимо осуществить некоторый порядок действий, предусмотренный действующими нормативными актами РФ. В данной статье мы постарались описать самый распространенный порядок действий, которые необходимо предпринять представителям и руководству эмитента! В помощь прохождения данной процедуры мы также подготовили бланки документов, которые могут Вам в этом помочь!

  1. Получите у нас проект именных ценных бумаг.
  2. Уточните у возможность заключения договора на ведение реестра ;
  3. Примите решение о передаче функции ведения реестра в АО «Новый регистратор». Если иное не предусмотрено уставом общества - созовите Совет директоров (правление) общества, на котором необходимо принять решение о передаче функции ведения реестра АО «Новый регистратор»(); В случае если в вопрос об утверждении регистратора не отнесен к компетенции Совета директоров (правления), решение об утверждении регистратора принимается общим собранием акционеров () или решением единственного акционера (). Срок проведения указанного мероприятия законодательно не ограничен.
  4. Подпишите договор на ведение реестра владельцев именных ценных бумаг с АО «Новый регистратор».
  5. Направьте Предыдущему реестродержателю уведомление о расторжении договора на ведение реестра и заверенную копию протокола органа принявшего решение о смене регистратора (из п.3). Уведомление должно содержать требование о передаче реестра в рабочий день, следующий за истечением 45 дней с даты получения регистратором уведомления и заверенной копии протокола заседания Уполномоченного органа эмитента, содержащего решение о расторжении договора с этим регистратором, если иной срок не предусмотрен договором на ведение реестра. Уведомление вместе с заверенной копией Протокола должно быть подано в Предыдущий реестродержатель в виде оригинала и вручено под роспись на копии либо направлено заказным письмом с уведомлением о вручении. Указанная копия прошивается, опечатывается печатью эмитента, на ней ставится подпись лица из п.3. Срок направления уведомления: после п.3 и не позднее 45 дней до предполагаемой даты передачи или в срок предусмотренный договором на ведение реестра.
  6. Получите информацию от Предыдущего реестродержателя о дате передачи реестра . Если необходимо Эмитент подписывает с Предыдущим реестродержателем дополнительное соглашение, в котором определяется дата расторжения договора и передачи реестра, место составления. Срок: по истечению двух недель после даты направления Эмитентом уведомления о дате передачи реестра
  7. Направьте акционерам Сообщение о замене держателя реестра. С требованиями к составу и способам направления сообщения акционерам Вы можете ознакомится по следующей ссылке - . Срок: не более 2 рабочих дней с даты заключения договора на ведение реестра.
  8. Направьте в Самарский филиал АО «Новый регистратор» уведомление о дате передачи реестра от Предыдущего реестродержателя. Срок: После получения информации от Предыдущего реестродержателя о дате передачи реестра.
  9. Процедура передачи реестра осуществляется в срок не более трех рабочих дней и оформляется актом приема - передачи. Акт приема-передачи подписывается уполномоченными представителями передающей стороны, принимающей стороны и эмитента. Представитель эмитента (кроме директора)должен иметь доверенность на подписание акта приема-передачи (). С момента подписания акта приема-передачи договор на ведение реестра вступает в силу.
  10. Направьте акционерам Сообщение о дате начала ведения реестра новым держателем реестра аналогично порядку в п.7. Срок: не более 2 рабочих дней со дня начала ведения реестра новым держателем реестра.
  11. В течение 3-х рабочих дней после подписания акта (п.9) эмитент обязан известить ФНС об изменении реестродержателя. Заполняется форма 14001, лист И, подпись единоличного исполнительного органа эмитента заверяется нотариально, гос.пошлина не взимается ().

02.11.2011

Замена регистратора может быть для эмитента как вынужденной, например, в силу аннулирования лицензии регистратора, так и добровольной В последнем случае решение о замене регистратора является следствием естественного стремления эмитента к наиболее выгодным условиям сотрудничества, которые может предложить другой регистратор. В этом случае, при отсутствии встречного согласия прежнего регистратора на прекращение договорных отношений, единственным способом прекратить действие договора на ведение реестра является его одностороннее расторжение эмитентом. В настоящей статье мы проанализируем порядок смены регистратора именно в результате одностороннего расторжения эмитентом договора на ведение реестра.

Когда возникает необходимость поменять регистратора, эмитенты чаще всего задаются вопросами: каковы сроки, цена и риски такой процедуры?

Сроки осуществления процедуры замены регистратора

До недавнего времени единственным нормативным актом, подробно регламентирующим процедуру смены регистратора, являлось Положение о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 24.06.1997 г. № 21 (далее - Положение ФКЦБ). Однако 13 мая 2011 года вступило в силу Положение о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 23.12.2010 г. № 10-77/пз-н (далее - Положение ФСФР), которое, в свою очередь, не отменило действие Положения ФКЦБ. Таким образом, эмитентам и регистраторам следует руководствоваться обоими нормативными актами, при этом Положение ФКЦБ должно применяться в части, не противоречащей Положению ФСФР.

В соответствии с п. 2.2 Положения ФСФР, передача документов и информации системы ведения реестра от предыдущего регистратора новому регистратору осуществляется, в том числе, в случае принятия уполномоченным органом эмитента решения о смене регистратора. В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 65 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО), расторжение договора с регистратором относится к компетенции совета директоров . Таким образом, одним из первых и необходимых условий является принятие советом директоров соответствующего решения. Если в обществе не сформирован совет директоров, то указанное решение принимается общим собранием акционеров (п. 1 ст. 64 Закона об АО).

Предстоящее прекращение договора на ведение реестра (далее - Договор) обязывает эмитента совершить ряд предусмотренных Положением действий.

Так, согласно п. 2.4 Положения ФСФР, эмитент, принявший решение о расторжении Договора, обязан в письменной форме уведомить об этом регистратора. При этом уведомление должно быть подписано единоличным исполнительным органом эмитента. Положение ФСФР (в отличие от Положения ФКЦБ) обязывает эмитента приложить к такому уведомлению копию протокола (выписку из протокола) заседания совета директоров эмитента, содержащего решение о расторжении договора с регистратором. Уведомление о расторжении прекращает действие Договора в рабочий день, следующий за истечением 45 дней с даты получения уведомления и копии протокола заседания совета директоров эмитента, содержащего решение о расторжении Договора, если иной срок не предусмотрен Договором (п. 2.4.1 Положения ФСФР) .

Далее, эмитент обязан заключить договор на ведение реестра с новым регистратором в срок не позднее чем за 15 дней до даты прекращения действия предыдущего договора на ведение реестра (п. 11 Положения ФКЦБ). Однако санкций за несоблюдение 15-дневного срока не предусмотрено.

После заключения Договора эмитент, обязанный осуществлять раскрытие информации в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ), должен опубликовать уведомление о смене регистратора на странице в сети Интернет, на которой он осуществляет раскрытие информации, в срок не более 3 рабочих дней с даты заключения договора на ведение реестра . Несоблюдение указанной обязанности влечет за собой административный штраф в размере от 700000 до 1000000 рублей (ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Обращаем внимание, что существует некое противоречие между Положением ФКЦБ (пп. 9, 15) и Положением ФСФР. В этой связи отметим, что в настоящее время не применяются пп. 9, 15 Положения ФКЦБ, устанавливавшие обязанность эмитента публиковать уведомление в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров и (или) письменно уведомлять зарегистрированных лиц о прекращении действия договора на ведение реестра и о начале процедуры замены регистратора в срок не позднее чем за 25 дней до даты прекращения действия договора.

Процедура передачи документов и информации системы ведения реестра осуществляется в срок не более 3 рабочих дней и оформляется актом приема - передачи (п. 2.9 Положения ФСФР). При этом передача реестра должна быть завершена в день расторжения Договора с прежним регистратором (абз. 21 п. 3 ст. 8 Закона о РЦБ), что подтверждается судебной практикой .

Новый регистратор должен приступить к ведению реестра в рабочий день, следующий за днем подписания акта приема-передачи (п. 2.11 Положения ФСФР).

К вопросу о цене передачи реестра новому реестродержателя

Передача реестра акционерного общества, особенно если количество его акционеров исчисляется десятками или сотнями тысяч, сопряжена не только с организационными, но и материальными затратами. Кроме того, прежний регистратор отнюдь не заинтересован в потере крупного клиента, что на практике приводит к попыткам некоторых регистраторов получить от эмитента соответствующее возмещение, например, посредством заградительных тарифов. Такие требования регистраторы формально обосновывают необходимостью компенсации понесенных ими расходов, связанных с передачей реестра .

Действительно, законодательством предусмотрена возможность возмещения расходов регистратора, связанных с передачей реестра и хранением документов системы ведения реестра в течение установленных законодательством сроков . Условия о стоимости и порядке определения стоимости таких расходов должны быть закреплены в договоре на ведение реестра (п. 1.1 Положения ФСФР).

Возможность возмещения расходов регистратора основана на применении к договорным отношениям между регистратором и эмитентом положений гражданского законодательства о договоре возмездного оказания услуг, а именно п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с которым заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Но при этом следует помнить о следующем: сложившаяся к настоящему моменту судебная практика позволяет сделать вывод, что расходы регистратора, связанные с передачей реестра, могут быть возмещены только при условии их доказанности (документального подтверждения) и обоснованности . На практике регистратор и эмитент подробно прописывают в договоре на ведение реестра указанные аспекты. В частности, вариантом, который поможет избежать судебного порядка взыскания расходов, является внесение в договор на ведение реестра положений о предварительном утверждении эмитентом сметы расходов регистратора, связанных с передачей реестра.

Нужно заметить, что законодательство запрещает регистратору отказаться от совершения действий по передаче реестра в том случае, если эмитент нарушает свои обязательства по возмещению регистратору расходов, связанных с передачей реестра (п. Положения ФКЦБ, письмо ФСФР России от 29.06.2010 № 10-ВМ-04/14817 «Об удерживании системы ведения реестра»).

Риски, связанные с процедурой смены регистратора

1. В первую очередь нужно отметить, что регистратор прекращает прием любых документов, связанных с реестром, за 3 рабочих дня до даты прекращения договора на ведение реестра и прекращает проведение операций в реестре в день прекращения договора на ведение реестра (п. 2.13 Положения ФСФР). Этот аспект необходимо учесть при планировании корпоративных действий. 2. При передаче реестра новому регистратору существуют риски потери части информации, составляющей систему ведения реестра. Это обусловлено следующим: состав документов и информации, составляющей систему ведения реестра, подлежащих передаче регистратору, определен п. 2.10 Положения ФСФР. В частности, установлено, что передаче подлежит регистрационный журнал за период ведения реестра реестродержателем в виде электронного документа. При этом требования к электронному документу устанавливает саморегулируемая организация. В настоящий момент требования к формату электронных документов утверждены решением совета директоров Профессиональной Ассоциации Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (далее - ПАРТАД) от 07.05.1998 г. (протокол № 6/98). Стандарты ПАРТАД от 1998 г. морально устарели и, в частности, не учитывают структуру банковских счетов, открытых в ОАО «Сбербанк России» (наименование банка, БИК, корреспондентский счет, расчетный счет, лицевой счет). Также в формате ПАРТАД невозможна передача специальных признаков, если регистратор ведет специализированный учет, например, по подразделениям. Учитывая вышеизложенное, очевидно, существуют риски потери части информации, составляющей систему ведения реестра.
В целях минимизации рисков эмитентам целесообразно заключать с регистратором соглашения, в которых, помимо других условий, также определяется формат и состав полей передаваемых списков.

3. Следует помнить о рисках, связанных с текущим размещением ценных бумаг эмитента. В соответствии с п. 8.3 приложения 4 (4) к Стандартам эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 г. № 07-4/пз-н (далее - Стандарты), в п. 8.3 решения о дополнительном выпуске ценных бумаг указываются данные о регистраторе эмитента, которому эмитент будет выдавать передаточные распоряжения.

В соответствии с п. 2.5.3 Стандартов эмитент после государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и до окончания срока размещения ценных бумаг эмитент в целях изменения условий размещения ценных бумаг вносит в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или проспект ценных бумаг изменения и/или дополнения.

Данные о регистраторе являются одним из аспектов условий размещения. Соответственно, при смене регистратора в период размещения ценных бумаг необходимо приостановить эмиссию и внести в решение о выпуске и проспект соответствующие изменения. Невыполнение указанных действий приведет к противоречию между положениями решения о выпуске и фактическими условиями размещения, что может отразиться на регистрации отчета об итогах выпуска.

4. Риски, связанные с передачей реестра, могут возникнуть в связи с текущими процедурами добровольного или обязательного предложений, предусмотренными главой XI.1 Закона об АО. Закон об АО предусматривает направление добровольного, обязательного предложений о приобретении ценных бумаг эмитента в установленных случаях. Форма указанных предложений установлена Положением о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденным приказом ФСФР России от 13.07.2006 г. № 06-76/пз-н. В частности, п. 6.3.5 указанной формы содержит поле для указания сведений о лице, направляющем добровольное (обязательное) предложение, подлежащие указанию в распоряжении о передаче приобретаемых ценных бумаг. В данном поле указывается номер лицевого счета, а также наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра. При замене регистратора происходит изменение данных о приобретателе, что не будет учтено в направленном добровольном или обязательном предложении и может существенно затруднить передачу акционером своих ценных бумаг в пользу приобретателя, направившего обязательное (добровольное) предложение.

Кроме того, пункты 6.3.2, 6.3.3 указанной формы содержат поля для указания почтового адреса, по которому должны направляться заявления о продаже приобретаемых ценных бумаг, а также адреса, по которому заявления о продаже ценных бумаг могут представляться лично. Зачастую для облегчения реализации процедур добровольного (обязательного)_предложений привлекается регистратор. Соответственно, в указанных полях указывается адрес регистратора, по которому могут направляться заявления о продаже ценных бумаг.

Таким образом, в случае замены регистратора неизбежен риск поступления соответствующих заявлений в адрес предыдущего регистратора. Нельзя гарантировать, что регистратор оперативно передаст информацию о поступивших заявлениях и сами заявления новому регистратору или приобретателю ценных бумаг. Это, в свою очередь, может повлечь риски, связанные с нарушением законодательных сроков для осуществления отдельных действий в рамках процедур добровольного (обязательного) предложений.

Данные риски могут быть минимизированы путем рассылки акционерам эмитента уведомлении об изменении адреса для направления заявлений и (или) сведений о приобретателе, которые необходимы для передачи ценных бумаг в его пользу.

В дополнение к вышеуказанному, считаем необходимым отметить общие риски, связанные со сменой поставщика услуг по ведению реестра. Законодательно они не отражены, но, как показывает практика, могут серьезным образом повлиять на деятельность общества:

Ухудшение качества и увеличение сроков предоставления услуг в период с момента принятия решения о замене регистратора до передачи реестра новому регистратору;

Выставление необоснованных счетов за передачу реестра в качестве заградительных барьеров;

Повышение активности мошенников (рейдеров) в последние дни до передачи реестра, и, как следствие повышение риска незаконного списания ценных бумаг с лицевых счетов акционеров.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время процедура замены регистратора достаточно подробно регламентирована на законодательном уровне. Тем не менее, для эмитента будет не лишним озадачиться вопросом возможного расставания с регистратором еще до того, как возникнет такая необходимость. Для этого при заключении с регистратором договора на ведение реестра целесообразно уделить особое внимание таким важным моментам, как: порядок и сроки одностороннего расторжения договора по инициативе эмитента, стоимость (порядок определения стоимости) расходов регистратора, связанных с передачей реестра, а также порядок возмещения таких расходов.

Судебная практика по вопросу

Постановление ФАС Московского округа от 28.09.2001 № КГ-А41/5274-01 по иску о признании права на ведение реестра именных ценных бумаг;

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.09.2010 по делу № А75-11428/2009 по иску о взыскании задолженности по договору за передачу реестра владельцев именных ценных бумаг новому регистратору;

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.10.2009 по делу № А43-32962/2008-25-843 по иску регистратора о взыскании задолженности по договору за оказанные услуги по формированию документов системы ведения реестра акционеров для передачи другому регистратору и услуги по хранению документов;

Постановление ФАС Московского округа от 30.08.2010 № КГ-А40/9539-10 по делу № А40-116385/09-62-814 по иску регистратора о взыскании с акционерного общества денежной суммы в размере, составляющем стоимость понесенных истцом расходов по передаче другому реестродержателю информации и документов по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг ответчика, а также услуги по хранению оставшихся у истца документов ответчика, связанные с расторжением по инициативе ответчика заключенного между сторонами договора на оказание услуг по ведению и хранению реестра владельцев именных ценных бумаг;

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 № 09АП-352/2010-ГК по делу № А40-116387/09-83-804 по иску регистратора о взыскании с акционерного общества стоимости расходов по передаче информации и документов, составляющих систему ведения реестра акционерного общества и услуг по хранению оставшихся у регистратора документов;

Постановление ФАС Московского округа от 01.07.2010 № КГ-А40/6266-10 по делу № А40-116380/09-57-569 по иску регистратора к открытому акционерному обществу о взыскании долга за оказанные услуги по договору на ведение реестра.


Не так уж давно ЗАО составляли определенную часть корпоративного ландшафта, намекая на то, что компания - непростая. В большинстве случаев, не считая времён приватизации, выбор организационно-правой формы был связан с имиджем. Ко всему прочему, бремя содержания ЗАО не вызывало сожалений о таком выборе.

Прошли времена, Центральный Банк стал мегарегулятором, его политика в отношении акционерных обществ стала весьма жесткой. Первый звонок раздался со вступлением в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в редакции которого Гражданский Кодекс (а именно - пункт 2 статьи 149) отныне обязывал акционерные общества без различия передать реестры владельцев ценных бумаг в ведение лицензированных реестродержателей.
Пункт 5 статьи 3 вышеупомянутого закона дал отсрочку - до 01 октября 2014 года включительно, именно до этой даты все акционерные общества должны были передать реестры реестродержателям. Но не все успели, знали, помнили об этом, поэтому до сих пор есть определенное количество ЗАО и непубличных АО, которые эту обязанность до сих пор не совершили. И если вы решили исправить эту оплошность - эта статья для вас. Ниже мы рассмотрим способ заполнения формы 14001 о внесении в ЕГРЮЛ сведения о реестродержателе.

Заявление простое и легко заполняется. Прежде всего - титульный лист. Нумеруем лист, указываем ОГРН, ИНН и полное фирменное наименование организации на русском языке. Указываем причину представления заявления - внесение изменений в сведения о юридическом лице.

Это наш главный лист - в нём мы сообщаем о выбранном реестродержателе. Как видно, представляемая информация очень краткая - ОГРН, ИНН и наименование. Хотя в листе есть возможность указать в качестве реестродержателя самого заявителя, это уже будет противоречить законно.

Последующие четыре листа - традиционные и неизменные листы на заявителя. В нашем случае им будет руководитель организации.



В инспекцию ФНС ничего, кроме этого заявления (с, разумеется, нотариально удостоверенной подписью руководителя), не представляется. Исключение - если заявление представляется представителем, понадобится нотариальная доверенность. Как и любые другие заявления на регистрацию, это заявление можно представить в налоговую:
- лично;
- с помощью представителя;
- по почте;
- электронно, с использованием ЭЦП руководителя.

Согласно п. 1 ст. 44 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (ФЗ «Об АО»), АО обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров с момента государственной регистрации. Ведет реестр акционеров специализированная организация (регистратор), имеющая соответствующую лицензию. Между регистратором и АО заключается договор на оказание услуг по ведению реестра акционеров АО.

Особенности оформления заявления в налоговую о смене регистратора

Смена регистратора АО может происходить, если истек срок действия договора по ведению реестра акционеров или на основании решения совета директоров о расторжении договора с прежним регистратором (подп. 17 ст. 65 ФЗ «Об АО»). Если в АО число акционеров-владельцев голосующих акций менее 50, то решение о смене регистратора может принимать общее собрание акционеров (абз. 2 п. 1 ст. 64 ФЗ «Об АО»).

Для смены регистратора нужно:

  • определиться с кандидатурой нового регистратора;
  • провести заседание совета директоров (наблюдательного совета) (ст. 68 ФЗ «Об АО»);
  • заключить с новым регистратором договор на оказание услуг по ведению реестра акционеров;
  • направить сообщения о смене регистратора владельцам акций.

Прежний регистратор должен передать новому реестр акционеров АО.

Чтобы внести в ЕГРЮЛ сведения о новом держателе реестра акционеров, в ФНС необходимо предоставить заявление по форме № Р14001. Документ должен быть удостоверен подписью руководителя постоянно действующего исполнительного органа АО, а также заверен у нотариуса. К заявлению о смене регистратора акционерного общества необходимо приложить протокол общего собрания о передаче реестра специализированному реестродержателю.

Похожие публикации