Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Система арбитражных судов РФ. Структура арбитражной системы РФ. Картотека арбитражных дел: казнить нельзя, помиловать? Вас рф картотека арбитражных

Арбитражный суд - официальный государственный орган, действующий на территории РФ и осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 118 Конституции РФ судебная власть в РФ осуществляется только судами народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. В ряде случаев (по соглашению сторон) дела, отнесенные к ведению арбитражных судов, могут разрешаться третейскими судами, в том числе международными коммерческими арбитражами, органами административной юрисдикции

Основные функции арбитражных судов в РФ
. разрешение споров, возникающих в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
. ведение учёта и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;

Основные задачи арбитражных судов в РФ
. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, Вы можете бесплатно проверить Компанию или ИП на участие в судебных арбитражных делах*.

В карточке Юридического лица или Индивидуального предпринимателя, полученной при поиске по ИНН/ОГРН/Наименованию или ФИО, содержится открытая официальная информация об участиях организации в Арбитражных судебных делах. Для получения карточки воспользуйтесь строкой поиска:

На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС бесплатно для всех Пользователей представлена информация об арбитражных делах ЮЛ/ИП.

Каждый из Пользователей портала может найти арбитражный процесс (суд) по ИНН или ОГРН организации.

ЮЛ или ИП может участвовать в арбитражном процессе в качестве Истца, Ответчика или 3-ей стороны.

«Истец» - участник гражданского процесса, в защиту субъективных прав и (или) охраняемых интересов которого возбуждено гражданское дело. Истец обращается в судебные органы с заявлением или жалобой.

«Ответчик» - участник гражданского процесса, привлекаемый в качестве предполагаемого нарушителя прав истца. Термин применяется к стороне процесса только при существовании спора.

Обращаем Ваше внимание: проверка на участие в арбитражных делах – один из самых важных пунктов при проверке Контрагента. Компания, часто выступающая в качестве Ответчика, скорее всего, не выполняет свои обязательства, или находится в финансовом кризисе. Также, это может означать начало банкротства компании.

Желаем Вам плодотворной, комфортной работы на портале, используя поиск судов (арбитражных процессов) Юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей по ИНН/ОГРН на портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ!

* Информация по судебным делам представлена на портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС в справочном режиме. Точную официальную информацию Вы можете получить на официальном сайте Арбитражного суда http://www.arbitr.ru.

Информация об арбитражных судах Суд по интеллектуальным правам --- Арбитражные суды округов -- АС Волго-Вятского округа АС Восточно-Сибирского округа АС Дальневосточного округа АС Западно-Сибирского округа АС Московского округа АС Поволжского округа АС Северо-Западного округа АС Северо-Кавказского округа АС Уральского округа АС Центрального округа --- Арбитражные апелляционные суды -- 1-й ААС 2-й ААС 3-й ААС 4-й ААС 5-й ААС 6-й ААС 7-й ААС 8-й ААС 9-й ААС 10-й ААС 11-й ААС 12-й ААС 13-й ААС 14-й ААС 15-й ААС 16-й ААС 17-й ААС 18-й ААС 19-й ААС 20-й ААС 21-й ААС --- Арбитражные суды субъектов федерации -- АС ПСП АC Пермского края в г. Кудымкар АС ПСП АС Архангельской обл. в Ненецком АО АС Республики Крым АС города Севастополя АС Республики Адыгея АС Республики Алтай АС Алтайского края АС Амурской области АС Архангельской области АС Астраханской области АС Республики Башкортостан АС Белгородской области АС Брянской области АС Республики Бурятия АС Владимирской области АС Волгоградской области АС Вологодской области АС Воронежской области АС Республики Дагестан АС Еврейской автономной области АС Забайкальского края АС Ивановской области АС Республики Ингушетия АС Иркутской области АС Кабардино-Балкарской Республики АС Калининградской области АС Республики Калмыкия АС Калужской области АС Камчатского края АС Карачаево-Черкесской Республики АС Республики Карелия АС Кемеровской области АС Кировской области АС Республики Коми АС Костромской области АС Краснодарского края АС Красноярского края АС Курганской области АС Курской области АС Липецкой области АС Магаданской области АС Республики Марий Эл АС Республики Мордовия АС города Москвы АС Московской области АС Мурманской области АС Нижегородской области АС Новгородской области АС Новосибирской области АС Омской области АС Оренбургской области АС Орловской области АС Пензенской области АС Пермского края АС Приморского края АС Псковской области АС Ростовской области АС Рязанской области АС Самарской области АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области АС Саратовской области АС Сахалинской области АС Свердловской области АС Республики Северная Осетия-Алания АС Смоленской области АС Ставропольского края АС Тамбовской области АС Республики Татарстан АС Тверской области АС Томской области АС Тульской области АС Республики Тыва АС Тюменской области АС Удмуртской Республики АС Ульяновской области АС Хабаровского края АС Республики Хакасия АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры АС Челябинской области АС Чеченской Республики АС Чувашской Республики - Чувашии АС Чукотского автономного округа АС Республики Саха (Якутия) АС Ямало-Ненецкого автономного округа АС Ярославской области


В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

«Мой арбитр: картотека арбитражных дел» – база судебных решений, содержащая информацию обо всех делах арбитражных судов РФ любого уровня. Использование КАД и сервиса «Мой арбитр» частично автоматизирует систему арбитражного судопроизводства с соблюдением принципа открытости и гласности путем опубликования судебных решений и возможности подачи документа в электронном виде.

« Мой арбитр» предполагает как использование юристами картотеки на сайте, так и в других сервисах и программах, куда данные поступают автоматически. Например, полностью синхронизирована с базой арбитражных дел.

Функционал КАД и системы «Мой арбитр»

На 2018 год в КАД. арбитр содержится более 23 млн. судебных дел. Ежедневное пополнение картотеки создает обширную судебную базу, необходимую в юридической практике, а открытый доступ обеспечивает возможность работы с документами любого лица.

Функционал сервиса:

  • Доступ к информационной базе, содержащей более 23 млн. дел.
  • Поиск конкретного дела при помощи фильтров: судья, участники, дата и номер дела, наименование судебного органа.
  • Отслеживание движения документации по делу с помощью индивидуальной карточки дела.
  • Подача в электронном виде жалоб, исков, ходатайств и т.д.
  • Расчет госпошлины и задолженности при помощи встроенных калькуляторов.
  • Сервис «Электронный страж», позволяющая добавлять дела или участников в карточку отслеживаемого дела.
  • Предоставление информации о дате и месте судебного заседания по конкретному делу.
  • Проверка подлинности судебного акта, представленного в форме электронного документа с электронной подписью.

Инструкция по работе с КАД

Работа с сервисом «КАД арбитр: картотека арбитражных дел» подразделяется на несколько частей:

  • Поиск дела в картотеке. Для поиска конкретного дела воспользуйтесь фильтрами, расположенными в левой части основного окна. Популярный способ – поиск по участнику или по номеру дела. В качестве участников указываются как физические лица и ИНН, так и наименование юрлица либо ОГРН. После завершения поиска сервис предоставит доступ к индивидуальной карточке, где указаны все решения, принимаемые по искомому делу.

Важно: при поиске по участнику дела либо по фамилии судьи без указания номера дела, сервис выдаст все дела, где фигурирует указанное лицо. Поэтому искать конкретное дело целесообразнее по номеру.

Если номер дела неизвестен, воспользуйтесь дополнительными фильтрами для детализации поиска: укажите категорию дела (гражданское, административное, дело о банкротстве, либо судебное поручение), укажите дату, наименование суда и участников дела.

  • Поиск дела в Банке решений. В этом разделе для поиска присутствуют дополнительные фильтры: поиск по тексту решения и категории спора. В «Банке» пользователь получает доступ к конкретному решению, а не к полной карточке дела.

Работа с сервисом «Мой арбитр» для подачи документов

Для доступа к электронному документообороту требуется зарегистрироваться в системе «Мой арбитр» либо войти через портал «Госуслуги». Таким же образом осуществляется работа с «Электронным стражем».

  • Подача электронной документации осуществляется в двух вариантах: путем сканирования существующего бумажного документа либо подачей электронного документа.

Важно: для подписи электронного скана потребуется простая или квалифицированная ЭП. Подпись электронного документа осуществляется только усиленной квалифицированной ЭП.

Судебная реформа поставила под угрозу существование электронных сервисов, которые внедрял и развивал ВАС РФ. К ним относится «Картотека арбитражных дел» (www.kad.arbitr.ru), которую активно используют в работе не только юристы. Картотека обеспечивает удобство ознакомления с судебными актами по конкретным делам и является одним из реальных проявлений гласности и прозрачности правосудия. О других причинах значимости этого сервиса, а также о том, есть ли шанс его сохранения — в нашей статье.

В 2013 г. Президент России сообщил о проведении судебной реформы, включаю­щей в себя в том числе объединение Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ. Процесс был стремительным, результат не заставил себя долго ждать, и уже 5 августа 2014 г. ВАС РФ завершил свою работу. Его функции (правда, в несколько видоизмененном процессуальном формате) передали Верховному суду РФ. Эта ситуация вызвала громкий общественный резонанс в профессиональной среде. Многие юристы, а также представители бизнеса отнеслись к реформе с изрядной долей критики.

В чем дело?

Пессимистичный настрой, в частности, объяснялся тем, что «за основу» взят ВС РФ, а не более прогрессивный ВАС РФ. Причем «прогрессивность» высшей инстанции для арбит­ража выражалась не только в активном продвижении новых идей по наиболее болезненным и требующим решения вопросам, толковании законодательства и высказывании час­то неординарных правовых позиций по конкретным делам, становившихся прецедентными. Есть и другой успешно реа­лизованный проект ВАС РФ, весьма значимый в современном мире, — это внедрение и развитие автоматизированных технологий в арбитражном процессе. Так, за несколько лет для многих юристов стало привычным отслеживание движения дела в Интернете, подача до­кумен­тов в электронном виде, получение неограниченного доступа к арбитражной судебной практике.

Если отношение к активности ВАС РФ в части толкования права было противоречивым (одни не скрывали своего негативного отношения, считая это подменой законотворческой дея­тельности, которой не должны заниматься суды, другие, напротив, видели только плюсы: унификация практики, возможность более четко квалифицировать ту или иную ситуацию), то работа системы «Электронное правосудие» вряд ли у кого-то вызывала нарекания (за исключением, разумеется, недовольств при неизбежных технических сбоях, носивших частный характер).

Внедрение системы автоматической публикации всех судебных решений, принятых судами, в открытом и бесплатном доступе на едином портале системы «Электронное правосудие» является одним из важнейших достижений ВАС РФ. Эта система, в частности, включает «Картотеку арбитражных дел» (www.kad.arbitr.ru), «Банк решений арбитражных судов» (http://ras.arbitr.ru/), «Календарь судебных заседаний», «Мой арбитр» и др.

Норма права

Информационная система «Картотека арбитражных дел» (КАД) — информационная система, обеспечивающая автоматический централизованный сбор информации о движении судебных дел из арбитражных судов и их представление в сети Интернет. В КАД размещается в полном объ­еме вся информация о судебном деле, а также тексты всех судебных актов, за исключением текстов судебных актов, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. КАД является основным мес­том размещения текстов судебных актов арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет.

Информационная система «Банк решений арбитражных судов» (БРАС) — информационная система, обеспечивающая представление судебных актов, завершающих рассмотрение судебных дел.

<…> Использование судами сис­тем автоматизации является обязательным.

(абз. 4, 5, 8 п. 7 Инструкции по делопроизводству в арбит­ражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утв. постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 100).

Одна из подсистем «Электронного правосудия» — «Картотека арбитражных дел» (КАД, картотека) — удобный инструмент, ставший привычным в работе юриста. Так, по картотеке можно найти любой судебный акт, вынесенный по любому делу, рассмотренному любым арбитражным судом. Кстати, им пользуются не только юрис­ты, но и представители бизнеса, в частнос­ти, чтобы узнать информацию о своих контрагентах.

Реформа и слияние двух судов создали угрозу существованию этой системы. Дело в том, что у судов общей юрисдикции есть своя система — ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru). Поэтому появились предположения о том, что картотеку интегрируют в эту систему, существующий архив перенесут туда, а новые судебные акты будут размещаться непосредственно в ней. В этой системе тоже есть функция поиска по делам и судебным актам. Однако ее работа, к сожалению, далека от совершенства: поиск может занимать значительное количество времени, его результаты не всегда корректны, многие судебные акты и дела в ней отсутствуют: суды размещают их нерегулярно. На фоне отлаженной работы судов по размещению информации в КАД работа ГАС «Правосудие» значительно проигрывает.

В апреле 2013 г. ­ВЦИОМ опуб­ликовал результаты оценки «Картотеки арбитражных дел» и ГАС «Правосудие» представителями юридического сообщества. Оценка происходила по ряду критериев, в частности: удобство пользовательского интерфейса, доступность сайта, качество системы поиска и сис­тематизации данных, полнота и оперативность обновления информации. Результаты опроса показали, что оценки критериев качества работы КАД выше, чем портала ГАС «Правосудие». Отмечается, что эксперты были единодушны во мнении, что система арбитражных судов кардинально превосходит систему судов общей юрисдикции в плане раскрытия информации. В качестве основной причины недостаточной эффективности информационной сис­темы судов общей юрисдикции они называют организационный и человеческий характер. По мнению экспертов, сайты районных, городских и других судов общей юрисдикции обновляются очень редко и неполно либо информация на них вообще не публикуется (источник информации — официальный сайт www.wciom.ru).

Что было…

В Интернете и прессе периодически возникала различная информация о сроках действия КАД. Версии отличались: некоторые предполагали, что картотека завершит свое существование одновременно с ВАС РФ и его официальным сайтом, другие утверждали, что она проработает до конца 2014 г., ссылаясь на слова начальника управления информатизации ВАС РФ, говорили о том, что договоры поддержки технической системы будут действовать до 2015 г.

5 августа 2014 г., одновременно с ВАС РФ, прекратил работу и его официальный сайт (www.arbitr.ru) в привычном для пользователей виде. Тогда же произошел сбой в работе системы КАД (страница не открывалась или же открывалась, но в карточку дела пользователь зайти не мог). Многие пользователи, обсуждавшие это в профессиональных группах и на интернет-порталах, предполагали, что это «начало конца». Кроме того, начались сбои в работе сервиса «Мой арбитр» при направлении до­кумен­тов в электронном виде. Все ситуации в итоге разрешились. На день написания статьи картотека работает. Но вопрос о том, сохранится ли «Картотека арбитражных дел» в будущем, все еще остается открытым. Простыми обсуждениями в кулуарах и на интернет-площадках дело не ограничилось. Инициативные юристы пошли дальше.

Для сохранения электронной «Картотеки арбитражных дел» на сайте РОИ (www.roi.ru) в октябре 2014 г. была создана инициатива для голосования за сохранение КАД (номер инициативы — 23Ф15406). В описании инициативы отмечается, что система электронного доступа к правосудию служит удобным подспорьем в работе юристов, является качественной базой для формирования единства правоприменительной практики, обеспечивает реа­лизацию принципа гласнос­ти судопроизводства. При этом скорость работы системы и актуальность информации достигли высокого уровня, а за три года работы системы ею воспользовались более 19 млн пользователей. На момент подписания статьи за инициативу отдано 2803 голоса, что составляет всего 2,8% от числа голосов, необходимых для передачи (для рассмот­рения этой инициативы рабочей группой (на федеральном уровне необходимо 100 000 голосов)). Предлагаемое решение — внести в федеральное законодательство изменения, направленные на сохранение и поддержание работоспособности КАД, а также создать аналогичную картотеку судов общей юрисдикции.

… и что будет?

На этой неделе, 27 января 2015 г., на сайте Правительства РФ (www.government.ru) появилась обнадеживающая информация, позволяющая думать, что картотека все же не будет уничтожена. Правительство РФ в целом поддержало проект федерального закона № 546601-6 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (о системе «Элект­ронное правосудие»), внесенный в Госдуму РФ на рассмот­рение 16 июня 2014 г.

В пояснительной записке к законопроекту перечислены функции основных электронных сервисов, а также сделана ссылка на упомянутое выше исследование ­ВЦИОМ, которым КАД признана идеальным порталом для публикации судебных актов, существенно превосходящим по полноте и актуальности информации, качеству и удобству поиска, интерфейса и работы систему ГАС «Правосудие», используемую судами общей юрисдикции. Кроме того, в пояснительной записке подчеркивается, что система «Электронное правосудие» во многом не имеет аналогов и за рубежом, что подтверждает передовые позиции России в области информатизации госуправления, сферы правосудия.

С целью сохранения достижений ВАС РФ предлагается внес­ти в АПК РФ изменения, предусматривающие:

  • обязательность опубликования на официальных сайтах судов, а также в картотеке рассматриваемых арбитражными судами дел и банке решений арбитражных судов в Интернете судебных актов арбитражных судов, Судебной коллегии Верховного суда РФ и Президиума Верховного суда РФ, для чего дополнить ст. 15 АПК РФ ч. 4;
  • право участников судопроизводства подавать любые до­кумен­ты в арбитражные суды, а также в ВС РФ с помощью специальной системы подачи до­кумен­тов в суды в электронном виде (сейчас эта система называется «Мой арбитр»);
  • обязательность отражения любых изменений в судебном деле в картотеке дел в Интернете, рассматриваемых арбитражными судами, а также возможность получения информации о движении дела в судах (включая ВС РФ) с помощью автоматизированной рассылки информации по электронной поч­те (сейчас эта система называется «Электронный страж»).

Правительство РФ в отзыве указывает ряд замечаний к законопроекту. Но ключевая идея проекта о том, что электронные сервисы ВАС РФ, включая «Картотеку арбитражных дел», нужны и в новых реалиях, поддержана без сомнений.

Экономические споры, то есть те, в которых участвуют различные хозяйствующие субъекты, в России могут разрешаться при содействии арбитражных судов. В чем заключается специфика их работы? Какие нормативные акты регулируют деятельность арбитражей?

Задачи арбитражных судов

Рассмотрим для начала то, какие задачи решает судебная система арбитражных судов РФ. Их специфика определена отдельным федеральным нормативным актом — АПК РФ. В соответствии с данным Кодексом, система арбитражных судов РФ решает задачи, связанные с разрешением, как мы отметили выше, экономических споров — тех, в которых участвуют хозяйствующие субъекты: индивидуальные предприниматели, различные хозяйственные общества, иностранные компании.

Деятельность соответствующих судебных учреждений регулируется АПК и другими источниками права, в частности об арбитражных судах. В перечень задач, которые решают рассматриваемые учреждения, входят:

  • защита прав и интересов лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, а также государственных и муниципальных органов власти в сфере бизнеса;
  • обеспечение доступности арбитражного правосудия для различных хозяйствующих субъектов;
  • справедливое решение споров в рамках разумных сроков;
  • укрепление института права, законности, а также предупреждение правонарушений в области хозяйственной деятельности;
  • стимулирование уважительного отношения граждан и организаций к закону;
  • деятельности судов, стимулирование развития между хозяйствующими субъектами партнерских отношений;
  • общения.

Нормативное регулирование системы арбитражных судов

Рассмотрим теперь более подробно то, какими нормативными актами регулируется система арбитражных судов РФ. Основополагающий источник права, на который должны опираться в своей деятельности арбитражи, как, впрочем, и любые учреждения, граждане и организации, — Конституция РФ. Конкретно порядок определяется главным законом государства, а также:

  • ФКЗ «О судебной системе»;
  • ФКЗ «Об арбитражных судах»;
  • АПК РФ;
  • иными федеральными законами, сфера действия которых распространяется на деятельность арбитражей.

АПК РФ устанавливает норму, в соответствии с которой в РФ применяются положения международного договора, в случае если в нем установлены иные правила, чем те, что зафиксированы в законодательстве. На судебных заседаниях должны применяться только действующие положения законодательства. В случае если та или иная норма в рамках процессуального права, которая требуется для оценки результатов тех или иных правоотношений в рамках заседания, отсутствует в законодательстве, то система арбитражных судов РФ обязана ориентироваться на принцип аналогии права. То есть рассматривать спор в контексте схожих норм законодательства, которые регулируют смежные сферы правоотношений.

Рассмотрим теперь то, что представляет собой арбитражный суд РФ как самостоятельный правовой институт. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах».

Арбитражные суды как самостоятельный правовой институт

В соответствии с отмеченным источником права, арбитражи являются федеральными судами. В систему соответствующих учреждений входят:

  • окружные арбитражные суды (они также являются кассационными);
  • апелляционные судебные учреждения;
  • суды первой инстанции субъектов РФ;
  • специализированные суды.

Ранее самым высоким по рангу учреждением в рамках соответствующей системы являлся Высший арбитражный суд Российской Федерации. Однако в 2014 году законодатель осуществил реформу, по результатам которой функции ВАС РФ перешли в ведение Верховного суда РФ. Рассмотрим более подробно особенности данных изменений в регулирующих нормах права.

Судебная реформа 2014 года

Итак, в начале 2014 года законодателем были инициированы поправки:

  • в ФКЗ «О Верховном суде»;
  • в ФКЗ «О судебной системе».

В соответствии с ними, как мы отметили выше, функции ВАС РФ после вступления соответствующих поправок в силу в августе 2014 года переходили в ведение ВС РФ. Был установлен особый порядок формирования состава судей в рамках ВС РФ, получившего новые полномочия.

Данная реформа, в соответствии с которой Высший арбитражный суд Российской Федерации был фактически упразднен как самостоятельный институт права, вызвала довольно много критики. Как посчитали эксперты, те компетенции, которыми изначально обладал ВС РФ, не так просто перенести на уровень другого государственного института. В связи с этим, по мнению специалистов, может снизиться качество рассмотрения дел в рамках арбитражных процессов.

Так или иначе, системы состоялась. Любой арбитражный суд РФ осуществляет свою деятельность с учетом того, что самые высокие полномочия при решении экономических споров сейчас имеет ВС РФ.

Рассмотрим теперь особенности осуществления функций конкретными разновидностями арбитражных судов, которые обозначены нами выше: окружными, апелляционными, выполняющими роль учреждений первой инстанции, которые работают на уровне субъектов РФ, а также специализированными. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «О судебной системе».

Окружные суды: особенности выполнения функций

Итак, система арбитражных судов РФ включает учреждения, которые осуществляют свои функции на уровне округов. Данные арбитражи также являются кассационными. Можно отметить, что они рассматривают споры на уровне первой инстанции. Нужно отметить, что арбитражи округов, в соответствии с законодательством, являются вышестоящими по отношению к таким учреждениям, как:

  • апелляционный арбитражный суд;
  • учреждения, выполняющие функции на уровне субъектов РФ.

При этом оба типа организаций должны располагаться на территории соответствующего округа, если иные нормы не определены в Федеральном конституционном законе. Аналогично полномочия, алгоритм формирования, а также порядок организации деятельности окружных арбитражей устанавливаются на уровне ФКЗ.

Апелляционные суды

Собственно, апелляционный арбитражный суд как самостоятельный правовой институт также присутствует в рамках соответствующей системы. Его полномочия опять же устанавливаются на уровне ФКЗ РФ. В пределах своей компетенции данные учреждения могут рассматривать дела по новым или вновь возникшим обстоятельствам.

Арбитражи в субъектах РФ

Примеры соответствующих учреждений — арбитражный суд края или области, которые формируют отдельный субъект РФ. Основные полномочия данных организаций связаны с осуществлением правосудия на уровне первой инстанции, а также по новым или вновь появившимся обстоятельствам.

Субъектом РФ считается и Таким образом, есть арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга. Его функции и полномочия соответствуют учреждениям, о которых идет речь. Арбитражный суд Московской области будет осуществлять свою деятельность независимо от столичного. То же самое можно сказать о Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Арбитражный суд Санкт-Петербурга решает споры, возникшие между хозяйствующим субъектами, которые ведут свою деятельность на территории города. Арбитраж в Ленинградской области будет рассматривать дела с участием фирм, представляющих соответствующий регион.

Арбитражный суд области или иного типа субъекта РФ осуществляет свою деятельность в порядке, который, как и в случае с предыдущими учреждениями, определяется на уровне Федеральных конституционных законов.

Еще один тип арбитражей — это специализированные суды. Они также имеют статус федеральных. Рассмотрим особенности их деятельности подробнее.

Специализированные арбитражи

Собственно, специализированные федеральные суды необязательно могут быть арбитражными. Вполне возможно, что они выполняют функции, связанные с рассмотрением административных и гражданских дел, которые в общем случае находятся в компетенции Однако при необходимости они могут выполнять функции специализированных арбитражей. Порядок их формирования, как и в случае с другими учреждениями, такими как окружной, апелляционный, арбитражный суд республики, края или области, определяется на уровне ФКЗ.

Суд по интеллектуальным правам

Пример специализированного арбитража — Суд по интеллектуальным правам. Данная организация рассматривает споры, связанные с реализацией прав. При этом одновременно имеет полномочия для осуществления правосудия на уровне первой, а также кассационной инстанций.

Итак, мы рассмотрели основные сведения о системе арбитражных судов РФ, какие именно учреждения в ней представлены. Полезно будет изучить некоторые нюансы работы данной системы. В частности то, как назначаются судьи в арбитражах. Для этого вновь обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах», а также к дополняющим его правовым актам.

Назначение судей в арбитражах

Назначение председателей, их заместителей, а также судей во всех типах учреждений осуществляется в соответствии с положениями:

  • ФКЗ «О судебной системе»;
  • законом РФ «О статусе судей».

Главное условие, при котором гражданин получает назначение в арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга, областной, краевой, окружной, — это получение согласия от квалификационной коллегии. В свою очередь, данный орган также принимает решения об освобождении судей от должности. При этом они могут обжаловаться в Дисциплинарной коллегии ВС РФ.

Финансирование деятельности арбитражей

Следующий аспект деятельности арбитражей, который мы изучим — финансирование. Оно осуществляется за счет федерального бюджета РФ. Финансирование судов осуществляется ВС РФ с учетом позиции Судебного департамента. Таким образом, обеспечение деятельности рассматриваемых учреждений осуществляется централизованно. Арбитражный суд Московской области, столицы, округа использует средства федерального бюджета.

Численность и структура арбитражей

Рассмотрим также то, каким образом законодательством РФ регулируется численность и структура рассматриваемых учреждений. Можно отметить, что соответствующие показатели устанавливаются бюджетным законодательством, поскольку, как мы отметили выше, деятельность арбитражей финансируется за счет государственного бюджета. При этом численность и структура конкретных судебных учреждений, таких как арбитражный суд Санкт-Петербурга, Москвы, области, края, определяются ВС РФ в пределах, установленных бюджетным законодательством.

Аппарат арбитражного суда

Еще один аспект деятельности рассматриваемых учреждений, который полезно будет изучить, — функционирование аппарата. Данный орган отвечает за организационное обеспечение работы арбитража. Руководит соответствующим аппаратом председатель конкретного арбитражного суда. Основные задачи, решаемые данным органом:

  • досудебный прием лиц, которые участвуют в спорах;
  • прием и выдача различных документов, осуществление их проверки;
  • содействие работе судей в рамках их подготовки к рассмотрению споров;
  • ведение учета различных дел;
  • исследование и обобщение формирующейся судебной практики;
  • подготовка различных предложений по внесению необходимых поправок в законодательство;
  • информационная, а также справочная работа;
  • статистический учет в рамках основной деятельности;
  • материально-техническое обеспечение учреждения;
  • организация исполнения изданных судом актов.

Деятельность аппарата суда регулируется специальным положением. Утверждает его Судебный департамент при ВС РФ. В целях рассмотрения особых вопросов, которые возникают в рамках рассмотрения тех или иных дел, в его аппарате собирается группа советников, которые обладают необходимой квалификацией для решения поставленных задач. Общее количество сотрудников аппаратов рассматриваемых учреждений, не считая персонала, занимающегося охраной, обслуживанием зданий, ведением транспортного хозяйства, определяется бюджетным законодательством.

Структура и численность аппарата арбитража устанавливаются председателем суда при условии согласования с Судебным департаментом в ВС РФ с учетом показателей, определенных на уровне бюджетного законодательства. Сотрудники аппарата суда могут иметь статус гражданских служащих. Их права и обязанности устанавливаются отдельными федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в целях оптимизации системы правового регулирования деятельности государственных служащих. Права и обязанности сотрудников аппарата суда, не имеющих статуса госслужащих, регулируются ТК РФ.

Резюме

Итак, мы изучили особенности системы арбитражных судов РФ. Таковые представлены 4 основными разновидностями: окружными, апелляционными, судами субъектов РФ, а также специализированными арбитражами.

Деятельность соответствующих учреждений регулируется на уровне федерального законодательства. С 2014 года наибольшей компетентностью в арбитражной системе обладает Верховный суд РФ. Он же отвечает за формирование состава судей в конкретных учреждениях, в пределах тех показателей численности кадров, которые устанавливаются бюджетным законодательством. Оно, в свою очередь, определяет то, как будет финансироваться система арбитражных судов РФ.

Рассматриваемые учреждения решают экономические споры с участием предпринимателей, хозяйственных обществ, органов власти. Организация деятельности арбитражей осуществляется учрежденным в них аппаратом.

Похожие публикации