Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Что в данном перечне является нормативным актом. Нормативно-правовой акт (НПА) – ключевой источник права. Иная официальная правовая информация

Нормативно-правовой акт: понятие и виды

Нормативно-правовой акт (НПА) - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт - это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации - России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы и подзаконные акты

Закон - обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок - законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация - Россия является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем нормативные правовые акты Российской Федерации.

Конституция России.

1. Законы:

Российской Федерации

Федеральные конституционные законы.

Федеральные законы (в том числе Кодексы).

Субъекта федерации

Закон субъекта федерации

2. Указы Президента России,

3. Подзаконные правовые акты:

Постановления Правительства России.

Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

4. Локальные нормативно-правовые акты.

На уровне муниципального образования - решения муниципального образования.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. не единственный нормативный правовой акт в стране.

Помимо него издаются указы, постановления, внутригосударственные договоры и другие документы, которые прямо влияют на жизнь людей и бизнес.

После прочтения статьи вы узнаете, что такое нормативный правовой акт (это как раз расшифровка аббревиатуры НПА), и начнёте немножко разбираться в правовой иерархии.

4 признака что это НПА (нормативно-правовой акт)

Как и в случае с другими юридическими терминами, определение нормативного правового акта содержит кучу «умных» слов , в которых легко запутаться.

Разберём признаки НПА по полочкам, чтобы научиться отличать его от других источников права.

НПА - это обязательно письменный документ

Нормативный правовой акт – это текст на бумаге или в электронном виде.

В нём обязательно присутствует следующая информация:

  1. дата принятия, номер;
  2. название;
  3. кто издал;
  4. какие отношения в обществе регулирует.

Информация структурирована, разделена на статьи с частями, пунктами или абзацами. В этом ключевое отличие документа от правового обычая . Последний тоже регулирует отношения внутри общества, но необязательно выражен в письменной форме.

Официальный характер

На издание НПА требуется воля или хотя бы одобрение государства . К нормативным не относятся такие документы, как письма между организациями, наработки (проекты) ведомств.

НПА содержит правовые нормы

Подзаконные акты – это продукты правотворчества Президента и исполнительных органов власти. Это огромный массив документации, в который входят указы, постановления, инструкции, решения.

Следующая распространённая классификация НПА – территориальная.

Здесь выделяют следующие виды актов:

  1. международные (конвенции, ратифицированные государством договоры);
  2. федеральные;
  3. субъектов РФ.

К отдельной группе относятся внутригосударственные договоры. Они заключаются между РФ и субъектом РФ или между разными субъектами РФ. Пример – разграничение полномочий в экономической сфере.

В зависимости от субъекта правотворчества выделяют нормативно-правовые акты, принятые:

  1. народом – (например, конституция);
  2. госорганом;
  3. другой властной структурой, например, муниципальной.

По сроку действия бывают постоянные и временные НПА.

Также есть деление актов (например, на конституционные, уголовные, административные).

Официальное опубликование нормативных правовых актов

Когда же НПА становится обязательным в государстве? Только после их публикации . Хотя незнание закона не освобождает от , официальное опубликование нормативных правовых актов никто не отменял.

Граждане и организации должны иметь хотя бы теоретическую возможность ознакомиться с законодательством. От этого зависит, вступит документ в силу или нет.

В России есть несколько источников, где публикуются акты . Самый значимый из них – Официальный интернет-портал правовой информации. Находится по адресу pravo.gov.ru . На нём размещаются тексты всех НПА, принятых в государстве.

По общему правилу, федеральные законы становятся для всех обязательными через 10 дней после размещения в открытом доступе, а НПА Президента – 7 дней. Но встречаются исключения (например, в сфере налогов, таможни, ). Иногда в самом документе написано, когда он приобретает силу.

Итак, нормативный правовой акт – это регулятор общественной жизни. Он исходит от государства и выдвигает единые правила игры для всех.

Официальные документы в идеале должны не противоречить друг другу и издаваться строго по букве Конституции. Хотя на практике это не всегда так. Многие тексты есть в открытом доступе. Изучайте периодически хотя бы федеральные законы, чтобы знать свои права.

  • Общие положения
  • II. Виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно
  • IV. Нормативы объемов медицинской помощи
  • V. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи
  • VI. Подушевые нормативы финансирования Программы
  • Разделii. Федеральные законы Основы законодательства об охране здоровья граждан
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления в области охраны здоровья
  • Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в рф
  • Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья
  • Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
  • Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи
  • Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека
  • Раздел VIII. Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам
  • Раздел IX. Медицинская экспертиза
  • Раздел X. Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников
  • Раздел XI. Международное сотрудничество
  • Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан
  • Закон рф «о медицинском страховании граждан в рф»
  • Раздел 2. Система медицинского страхования
  • Часть 3 статьи 12 утратила силу в части создания Федерального фонда обязательного медицинского страхования Верховным Советом Российской Федерации. - Указ Президента рф от 24.12.1993 n 2288.
  • Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
  • Раздел 4. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования
  • Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования
  • Закон рф «о предупреждении распространения в рф заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции»
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медицинская помощь вич-инфицированным
  • Глава III. Социальная поддержка вич-инфицированных и членов их семей
  • Глава IV. Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей
  • Глава V. Заключительные положения
  • Закон рф «о донорстве крови и ее компонентов»
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Права, обязанности донора и меры социальной поддержки, предоставляемые ему
  • Раздел III. Организация донорства крови ее компонентов
  • Раздел IV. Заключительные положения
  • Закон рф «о трансплантации органов и(или) тканей человека
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Изъятие органов и(или) тканей у трупа для трансплантации
  • Раздел III. Изъятие органов и(или) тканей у живого донора для трансплантации
  • Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала
  • Закон рф «о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Обеспечение психиатрической помощью и социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами
  • Раздел III. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов
  • Раздел IV. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания
  • Раздел V. Контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи
  • Раздел VI. Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи
  • Разделiii. Кодексы рф (извлечения) Уголовный кодекс рф (извлечения) Раздел I. Уголовный закон (Общая часть)
  • Раздел II. Преступление
  • Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
  • Раздел III. Наказание
  • Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера
  • Раздел VII. Преступления против личности (Особенная часть)
  • Глава 16. Преступления против жизни и здоровья
  • Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
  • Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних
  • Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
  • Глава 30. Преступления против государственной власти
  • Трудовой кодекс рф
  • Раздел III. Трудовой договор
  • Раздел IV. Рабочее время
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
  • Гражданский кодекс рф Раздел I. Общие положения (граждане (физические лица))
  • Глава 28. Заключение договора
  • Глава 29. Изменение и расторжение договора
  • Семейный кодекс Российской Федерации Раздел I. Общие положения
  • Глава 1. Семейное законодательство
  • Глава 2. Осуществление и защита семейных прав
  • Раздел II. Заключение и прекращение брака
  • Глава 3. Условия и порядок заключения брака
  • Глава 4. Прекращение брака
  • Раздел III. Права и обязанности супругов
  • Глава 6. Личные права и обязанности супругов
  • Глава 7. Законный режим имущества супругов
  • Глава 8. Договорный режим имущества супругов
  • Раздел VI. Платные услуги Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями
  • Положение о предоставлении населению медицинских услуг сверх Программы государственных гарантий на территории Красноярского края
  • Раздел I изложить в новой редакции:
  • Раздел VII признать утратившим силу;
  • Разделvii. Положение о клинической ординатуре Приказ Министерства здравоохранения рф об утверждении «Положения о клинической ординатуре»
  • Для заметок
  • 660049, Г. Красноярск, ул. Вейнбаума, 26. Кмиац оИиПд
  • Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

    Законодательство государства складывается в результате из­дания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Структурным элементом системы за­конодательства является нормативно-правовой акт.

    Нормативность подразумевает, что юридические документы содержат нормы права (общие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством).

    Нормативно-правовой акт - это официальный документ, при­нятый (изданный) компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы.

    Нормативный правовой акт является официальным докумен­том постоянного или временного характера, направленным на ус­тановление, изменение содержания или отмену правовых норм. Нормативно-правовые акты общеобязательны и рассчитаны на многократное применение.

    Нормативный правовой акт принимается (издается) в опреде­ленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядке и форме органом государственной власти или органом местного самоуправления, наделенным правом принятия (издания) нормативных правовых актов (далее - правотворческий орган), по предметам своего ведения, либо на референдуме.

    Нормативный правовой акт может быть принят (издан) сов­местно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

    Такой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст, в целях удобства пользования, может иметь преамбулу, делиться на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части, абзацы и т. д. Такое строение нормативно-правового акта - результат длитель­ного развития теории и практики нормотворчества.

    В современном государстве вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанав­ливает определенную правовую систему государства.

    В Российской Федерации нормативными правовыми ак­ тами являются:

      Конституция Российской Федерации - основной закон госу­дарства;

      законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные зако­ны, федеральные законы;

      нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации;

      нормативные указы Президента Российской Федерации;

      нормативные постановления Правительства Российской Феде­рации;

      нормативные правовые акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

      нормативные указания, положения, инструкции Центрального банка Российской Федерации (Банка России);

      нормативные постановления Конституционного Суда Россий­ской Федерации;

      нормативные приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора Российской Федерации;

      конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

      нормативные правовые акты органов местного самоуправ­ления.

    Конституция Российской Федерации, законы и иные норматив­ные правовые акты федеральных органов государственной власти составляют федеральное законодательство.

    К сфере исключительного регулирования Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными за­конами относятся:

      основы конституционного строя Российской Федерации;

      права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их обеспечения, а также юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к личности;

      правовое положение общественных объединений;

      федеративное устройство Российской Федерации;

      общие принципы организации местного самоуправления;

      установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государ­ственной власти;

      основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

      порядок формирования и расходования средств федерального бюджета, федеральные налоги и сборы;

      федеральные транспорт, пути сообщения;

      оборона, оборонное производство, определение порядка прода­жи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

      порядок введения военного или чрезвычайного положения;

      безопасность, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

      порядок ратификации и денонсации международных догово­ров Российской Федерации, ратификация и денонсация таких договоров;

      судоустройство, прокуратура, гражданское, гражданское про­цессуальное, арбитражное процессуальное, уголовное, уголов­но-процессуальное, уголовно-исполнительное законодатель­ство, правовое регулирование интеллектуальной собственно­сти.

    Таким образом, по данным вопросам принимаются законы только на федеральном уровне.

    Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов Российской Федерации и основ законодательства Российской Фе­дерации.

    Кодекс Российской Федерации - это федеральный закон, при­нимаемый по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, содержащий в систематизированном виде всю или ос­новную часть правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

    Основы законодательства Российской Федерации - это феде­ральный закон, принимаемый по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обес­печивающий единообразное правовое регулирование определен­ных общественных отношений.

    На сегодняшний день ключевым законом, регулирующим от­ношения в сфере охраны здоровья граждан, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

    В целях обеспечения правопреемства законы, действовавшие на территории Российской Федерации до принятия Конституции РФ (1993 г.), с вступлением ее в силу приобрели статус федеральных законов и применяются на территории Российской Федерации до официальной отмены в части, не противоречащей Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации. Одной из тенденций развития системы законодательства Российской Федерации в последнее десятилетие является интег­рация в российское законодательство общепризнанных принци­пов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации занимают отдельное положение в системе норматив­но-правовых актов Российской Федерации и являются составной частью ее правовой системы.

    Международный договор Российской Федерации - это меж­дународное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международ­ным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой доку­ментах, а также независимо от его конкретного наименования.

    Порядок заключения, выполнения и прекращения международ­ных договоров Российской Федерации определяется Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

    Если международным договором Российской Федерации ус­тановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора (ст. 15 Конститу­ции РФ).

    Конституционный Суд РФ в пределах своих полномочий при­нимает постановления, заключения и определения, а также реше­ния по организационным вопросам.

    Нормативными являются постановления Конституционного Суда РФ о признании не соответствующими Конституции РФ нор­мативных правовых актов или их частей. Нормативные правовые акты Конституционного Суда РФ принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ "О Конституционном Суде Россий­ской Федерации".

    Субъекты Российской Федерации имеют свои конституции (ус­тавы). Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации принимаются на основе Конституции РФ и не могут ей противо­речить. Органы государственной власти субъектов РФ в пределах сво­их полномочий принимают (издают) законы и иные нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава) соответ­ствующего субъекта РФ и не могут им противоречить. Действие этих нормативных актов распространяется лишь на территории соответствующего региона.

    Органы местного самоуправления в пределах своих полно­мочий принимают (издают) нормативные правовые акты. Нор­мативные правовые акты органов местного самоуправления при­нимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава), законов и иных норма­тивных правовых актов соответствующего субъекта РФ и не могут им противоречить.

    Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, зако­ны и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления составляют законодатель­ство субъектов Российской Федерации.

    Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации составляют законодательство Российской Федерации.

    Отметим, что законодательные акты, несмотря на свое широкое нормативное содержание, не могут в полной мере осуществлять правовое регулирование всех вопросов охраны здоровья. Законы далеко не всегда указывают конкретные механизмы реализации заложенных в них норм. Именно поэтому возрастает роль право­вых актов органов исполнительной власти, которые обеспечивают выполнение законодательных норм, исходя из реальной правовой ситуации.

    К подзаконным правовым актам федеральных органов исполни­тельной власти относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, распоряжения и приказы различных федеральных министерств и ведомств.

    Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ яв­ляются важнейшими источниками права. Они служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения админист­ративно-правовых отношений, определяющих правила поведения в сфере государственного управления.

    Порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия (из­дания), вступления в силу и официального опубликования зако­нов, составляющих законодательство РФ и иных нормативных правовых актов, определяется соответственно Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 10.10.1995 № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", другими федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опублико­вания и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", указа­ми Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

    Все нормативно-правовые акты имеют определенные времен­ные, территориальные ограничения (пределы) своего существова­ния и действия, а также распространяются на определенный круг лиц. По общему правилу нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

    Пределом действия нормативного акта во времени считается период с момента вступления его в законную силу до момента прекращения его действия.

    В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

      в результате указания в тексте нормативно-правового акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

      в результате указания на иные обстоятельства, с которыми свя­зывается вступление в законную силу документа (например, "с момента подписания", "со дня опубликования" и т. д.);

      в результате применения общих правил, указанных в законода­тельстве.

    По этим общим правилам законы, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают всилу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликова­ния.

    Нормативно-правовые акты Президента РФ вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по ис­течении семи дней со дня их официального опубликования, а акты Правительства РФ - со дня их подписания.

    Акты федеральных органов исполнительной власти (например, приказы Министерства здравоохранения и социального развития) вступают в силу с момента опубликования и, как и иные акты, под­лежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (Федеральной регистрационной службе).

    Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъ­ектов РФ, нормативных актов муниципальных органов определя­ется ими самостоятельно.

    Нормативный правовой акт (его части) прекращает действовать в результате:

      истечения срока действия нормативного правового акта (его части);

      признания нормативного правового акта (его части) утратив­шим силу (прямое указание на отмену, которое может содер­жаться в акте более высокой юридической силы или в актах того же уровня);

      принятия (издания) нового нормативного правового акта равной или большей юридической силы, заменяющего ранее принятый (изданный) нормативный правовой акт (его часть). В связи с принятием (изданием) нового нормативного правового акта признаются утратившими силу все нормативные правовые акты или их части, если они противоречат положениям нового нор­мативного правового акта;

      вступления в силу в установленном порядке международного договора Российской Федерации, положениям которого проти­воречат положения ранее принятого (изданного) нормативного правового акта (его части);

    признания нормативного правового акта (его части) не соот­ветствующим (не соответствующей) Конституции РФ в уста­новленном законом порядке. Действие нормативных правовых актов, составляющих зако­нодательство Российской Федерации, распространяется на граж­дан РФ, а также на находящихся, на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено фе­деральными законами и международными договорами Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты, составляющие федеральное за­конодательство, действуют на всей территории Российской Феде­рации, если в указанных актах (актах о введении их в действие) не предусмотрено иное. Действие нормативных правовых актов, составляющих законодательство субъектов РФ, распространяется на территорию соответствующего субъекта. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления действуют на территории соответствующего муниципального образования.

    Важнейшим из подзаконных нормативно-правовых актов яв­ляется Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, впервые принятая в 1998 г. и ежегодно корректируемая Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.09.1998 № 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицин­ской помощи", указанная Программа определяет виды медицин­ской помощи, предоставляемой населению бесплатно.

    "

    Нормативно-правовой акт: понятие и виды

    Нормативно-правовой акт (НПА) - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

    Нормативный правовой акт - это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

    Нормативный правовой акт в Российской Федерации - России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

    По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

    Законы и подзаконные акты

    Закон - обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок - законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

    Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

    Нормативные договоры

    Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

    Нормативные правовые акты в Российской Федерации

    Поскольку Российская Федерация - Россия является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

    В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

    Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем нормативные правовые акты Российской Федерации.

    Конституция России.

    1. Законы:

    Российской Федерации

    Федеральные конституционные законы.

    Федеральные законы (в том числе Кодексы).

    Субъекта федерации

    Закон субъекта федерации

    2. Указы Президента России,

    3. Подзаконные правовые акты:

    Постановления Правительства России.

    Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

    4. Локальные нормативно-правовые акты.

    На уровне муниципального образования - решения муниципального образования.

    НПА - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

    1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;
    2) существует особый порядок их принятия;
    3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;
    4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;
    5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

    Нормативные-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все Нормативные-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.

    Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

    Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.

    Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты - всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковатьуже действующие нормы права.

    Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. (Пример закона - Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Устав железных дорог).

    Эта форма используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:

    1) это акт представительных (законодательных) органов государственной власти или акт, принятый всенародным голосованием (референдумом);

    2) он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.;

    3) закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса;

    4) обладает верховенством в правовой системе государства.

    Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти.

    Среди законов высшую юридическую силу имеет конституция, основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 года. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

    Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы - это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч. 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими. Этим законам присущи следующие особенности:

    1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;

    2) принимаются в особом порядке - квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при голосовании. В России, например, за федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);

    3) Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России - в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.

    Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

    В числе упомянутых в Конституции России федеральных конституционных законов, уже приняты и действуют подобные законы - о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Судебной системе РФ и др. Предстоит принять законы о чрезвычайном положении, о военном положении, о гимне, флаге, гербе России и ряд других.

    В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

    Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию.

    Действует конституционное правило, что неопубликованные законы не могут применяться.

    К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

    1. постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;

    нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ о повышении размера пенсий или пособий – это нормативный правовой акт, так рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

    3. постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

    4. нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

    Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства - правительством, местными органами государственной власти и иными органами. Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

    К подзаконным актам относятся и акты центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

    Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

    Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

    Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Определить, как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие. В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом законе. Например, новый УК РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 года, а вступил в действие с 1 января 1997 года. Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.

    Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в “Российской газете”, “Парламентской газете” или “Собрании законодательства РФ”. Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении 7 дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом. Постановление Правительства РФ вступает в силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан,- по истечении 7 дней после опубликования.

    Похожие публикации