Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Правовые термины и дефиниции. Значение информационное право в большом юридическом словаре Термины по информационному праву

Формирующийся межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения в области создания, использования, перемещения и защиты информации (информационных ресурсов). Выделение И. п. из общего массива законодательства обусловлено усиливающимися процессами информатизации современного общества и ростом важности информационных отношений, которые требуют специального комплексного регулирования. Понятие "И. п." шире, чем компьютерное право, т.к. в сфере первого находится информация в любом виде, а не только в электронном.


Смотреть значение Информационное Право в других словарях

Право — нареч. уверенье в истине чего-либо, сокращенно пра, истинно, воистину, ей-ей, справедливо, уверяю. , меня там не было! -слово не бывал я там. ж ну не был! кур. | сущ. ср. данная........
Толковый словарь Даля

Право...1 — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: право (1*) (правомочный, правоотношение, правопреемство, правоспособный и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Право...2 — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: правильный (правописание, правопроизношение и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Право...3 — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: правый (2*) (правосторонний, правофланговый и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Агентство (информационное) — Учреждение, собирающее материалы о политических, экономических событиях, событиях в научной и культурной жизни и снабжающее ими почать, радио и телевидение.
Политический словарь

Активное Избирательное Право — - право избирать выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах. В абсолютном большинстве стран мира принадлежит........
Политический словарь

естественное Право — - концепция принадлежности человеку от его природы и природы общества совокупности всеобщих, универсальных, неотъемлемых и неизменных прав и свобод, не зависящих........
Политический словарь

Избирательное Право — 1) Совокупность норм, определяющих принципы и условия участия граждан в выборах представительных органов власти. 1) Право граждан избирать эти органы власти (активное........
Политический словарь

Информационное Агентство — – организация, осуществляющая сбор и оперативное распространение информации.
Политический словарь

Информационное Общество — - термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности,........
Политический словарь

Международное Право — - правовая система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств. Источниками международного права являются международные договоры........
Политический словарь

Пассивное Избирательное Право — - право избираться в выборные государственные органы и органы местного самоуправления (т.е. право быть зарегистрированным в качестве кандидата, проводить наравне с........
Политический словарь

Право — - совокупность общеобязательных правил, регулирующих общественное поведение, либо установленных, либо санкционированных государством. Термин «право» используется........
Политический словарь

Право Выбора — - декларируемое в демократических государствах естественное право каждого человека осуществлять свободный выбор представителей в органы государственной власти.........
Политический словарь

Право И Политика — - понятия, раскрывающие содержание двух взаимосвязанных сфер общественной жизни. Право - система социальных норм, регулирующих общественные отношения, поведение людей........
Политический словарь

Право Избирательное — - совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами........
Политический словарь

Право На Доступ К Информации — – право каждого свободно искать информацию и получать ее от органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления,........
Политический словарь

Абсолютное Право — См.
Право абсолютное
Экономический словарь

Авторское Право — особые законодательно определенные права авторов произведений науки, литературы, искусства на распоряжение и использование созданных ими творений. Согласно авторскому........
Экономический словарь

Авторское Право (право На Воспроизведение) — В юридической практике и в страховании профессиональной ответственности: исключительное
право по
закону, которое предоставляется уполномоченным государственным........
Экономический словарь

Авторское Право - Copyright — Доступная авторами и создателям правовая
форма защиты их произведений от незаконного использования или притязаний на
владение (имущественных исков) со стороны........
Экономический словарь

Агентство, Информационное — -
организация, осуществляющая
сбор и оперативное распространение информации.
Экономический словарь

Административное Право — См. Право административное
Экономический словарь

Аккредитация На Право Поверки Средств Измерений — регистрация уполномоченной государственной организацией права компании на выполнение поверочных работ.
Экономический словарь

Активное Избирательное Право — - в конституционном праве -
право избирать в выборные государственные
органы и
органы местного самоуправления, а т.ж. участвовать в референдумах. В настоящее........
Экономический словарь

Акции Привилегированные, Дающие Право На Участие В Прибылях — PARTICIPATING PREFERRED STOCKSСм. АКЦИЯ ПРИВИЛЕГИРОВАННАЯ
Экономический словарь

Акции, Дающие Право На Доход В Виде Дивиденда Или Процента — акции, дающие право акционеру на получение дивиденда и процента от прибыли АО, полученной от всех инвестиций компании.
Экономический словарь

Англо-американское Право — - см.
АНГЛОСАКСОНСКОЕ ПРАВО.
Экономический словарь

Англосаксонское Право — -
система английского частного
права, действующая в Англии, а т.ж. (в более или менее чистом виде) в бывших английских
колониях: США, Австралии, Ирландии, Канаде........
Экономический словарь

Арбитражное Процессуальное Право — - в ряде государств (в т.ч. и в РФ) - самостоятельная
отрасль
права,
совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в
процессе рассмотрения........
Экономический словарь

информационное право

совокупность правовых норм, охраняемых государством, возникающих в сфере производства, преобразования и потребления информации. Право является информационной системой, следовательно, информационное право изучает и информационную сущность права. В информационном обществе резко возрастает роль права как главного механизма регулирования общественных отношений. Однако информационное общество развивается такими стремительными темпами, что право отстает от его потребностей, и потому многие общественные отношения, уже действующие в информационной сфере (в первую очередь в информационных сетях, например Интернет , и в условиях применения других информационных технологий), остаются неурегулированными.

Лавинообразно нарастающие потребности информационного общества в правовом регулировании возникающих в нем общественных отношений приводят к формированию новой комплексной отрасли права, называемой ныне информационным правом. Особенности структуры и содержания информационного права определяются особенностями основных составляющих это право элементов.

Обоснованным является утверждение , что в эпоху персональных компьютеров и сетевых информационных технологий информационная сущность процессов управления в социальных системах приобретает все большее значение. И это положение должно быть включено в объект исследования всех социально ориентированных наук, включая как общую теорию права, так и отдельные его отрасли. Кстати, в современном понимании законотворческие процессы в своей реализации все более приближаются к виду специальных информационных технологий. А в правоприменительной сфере некоторые отрасли права, например то же административное право или таможенная и налоговая деятельность, уже просто немыслимы без компьютерных технологий ведения соответствующих документальных массивов.

Стремительно развивающаяся тенденция перехода к информационному обществу придает особую актуальность исследованиям информационного содержания социальных процессов, попадающих в сферу интересов права, а формы представления, движения, использования соответствующей информации необходимо активно включать в совокупность объектов правовых исследований. Именно здесь заложено обоснование объективности выделения информационного права в самостоятельную комплексную отрасль.

Таким образом, информационное право включает в себя многие правовые проблемы административного права, фокусируя их в плоскости регулирования информационных отношений, которые становятся иногда для административного права специфическими и недоступными для разрешения собственными средствами.

В последние годы в связи с развитием машинных информационных технологий в сфере социального управления происходит своеобразное вытеснение многих вопросов информационного обеспечения из сферы, традиционно принадлежащей административному праву. Основой таких процессов является нарастающая дифференциация процессов информационного обеспечения принятия решений в сфере государственного управления (использования баз и банков данных, "ситуационных комнат" и т.п.). Одним из основополагающих принципов информационного обеспечения для сферы государственного управления в демократизирующемся обществе становится требование "информационной прозрачности" административной системы. Таким образом, вся процедура информационного обеспечения административной системы перемещается в область информационного права.

Для достижения цели формирования новой цивилизации необходимо ликвидировать разрыв в области информационных технологий, изменить методы взаимодействия между государствами в целях продвижения социального прогресса. Чтобы достичь этой цели нужно построить новые правила поведения и новые правила взаимоотношений между субъектами. Практика правового регулирования информации как предмета правовых отношений позволяет сделать вывод о том, что этот вопрос не может быть урегулирован в одной из так называемых классических отраслей права.

Поскольку ведущим звеном в развитии информационного права является его нормативная часть, то первостепенное внимание должно быть уделено дефинициям, оформленным как системообразующие термины и определения в целях формирования правовой ткани нормативного правового акта.

В книге "Информатика в терминах и определениях российского законодательства" (под ред. профессора В. А. Никитова ) систематизировано более 700 терминов и их определений, присутствующих в законодательстве. Такая работа была проделана впервые. Это весьма полезный труд. Однако на практике продолжает действовать принцип, по которому почти в каждом законе устанавливаются свои термины и их толкование. Это опыт практики американской. Во многих учебных и практических пособиях по информационному праву авторы считают своим долгом дать перечень терминов, выбранных ими в соответствии с рассматриваемой проблемой. Это лишь подчеркивает значение выработки единых понятий как для науки, так и для нормотворческой и правоприменительной практики.

Два вопроса заслуживают особого внимания в теме правовых дефиниций в информационном праве. Первый связан с выявлением сугубо правовых терминов, имеющих отношение к сфере регулирования информационного права. Он касается отбора тех правовых определений, которые необходимы и без которых правовое регулирование не будет эффективным. Имеется в виду та ситуация, когда в правовые дефиниции попадают термины и внеправового характера. Многие термины, касающиеся предметной области информатики, социологии попадают в сферу правового регулирования потому, что теория и социальная информатика не дали прочной основы в терминологическом срезе своих дисциплин. Нет и теории информации, информатизации как направлений и сфер социальной деятельности. Потому многие термины, без которых не может обойтись регулятивная функция, становятся по определению правовыми. Образуется перекрестная система использования дефиниций в разных направлениях информатики. Социальная информатика использует правовые дефиниции, а правовая – социальные.

Например, такие определения, как "документ", "документированная информация", "информатизация", "информационная безопасность", в строгом смысле не являются правовыми дефинициями. Это предметы и области деятельности, в которых совершаются правовые отношения. Но отсутствие устоявшихся понятий этих выражений в системной, информационной, управленческой практике, в документалистике и т.д. вынуждают законодателя вводить их в число правовых дефиниций. В результате возникают ситуации, когда документалист, архивист и юрист разговаривают на разных языках и когда включенные в закон дефиниции мало помогают делу. Так, определение термина "архив" в информатике не может и не должно включать его трактовку как учреждение или подразделение. Но это было сделано в одном определении в Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 07.07.1993 № 5341-1 и сохранилось в Федеральном законе от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".

В этом смысле и определение самой информации в законах могло бы быть более емким. Напомним, что в Законе об информации термин "информация" определяется как сведения, сообщения, данные. Поиск истины в этом направлении, очевидно, должен завершиться такой формулировкой, которая бы исключила использование одного и того же термина в смежных законах с различным содержанием его дефиниции.

Задача информационного права обеспечить разграничение общих социальных терминов и понятий, терминов и понятий, используемых в пауке "Информатика ", и выработать такие правовые понятия дефиниции, которые раскрывают смысл и содержание правовых методов регулирования правоотношений в информационной сфере.

Второй вопрос связан с учетом разнообразия правовых дефиниций. Правовые дефиниции являются стержнем тезаурусов, навигаторов и словарей в информационно-поисковых системах. Поэтому к их выбору и определению следует относиться очень внимательно и в конечном счете добиваться их унификации, своеобразной стандартизации в рамках права. В настоящее время большее внимание уделяется предметным дефинициям и меньшее – дефинициям функционально-целевого характера, определениям действий, которые и составляют содержание регулируемых отношений.

Сравнение словарного состава в законе Великобритании "О свободе информации", принятом в 2000 г., и проекте закона Российской Федерации о праве на информацию позволило сделать ряд наблюдений относительно используемой терминологии. Приведем фрагмент работы о приемах структурного и логического анализа при подготовке проекта нормативного правового акта с применением программного комплекса "ЮСИС" в части названных источников.

На основе технологии работы с текстом закона, предложенной системой "ЮСИС" Юридического информационного агентства Intralex, для экспертной оценки текстов названных актов были избраны следующие параметры:

  • 1) предмет отношений;
  • 2) субъекты отношений;
  • 3) содержание (цели) действий субъектов, функционально-целевая сфера активности субъектов права, порождающая юридические факты;
  • 4) глагольные формы (юридической терминологии), определяющие содержание юридических предписаний.

По этим терминологическим стволам путем выборки терминов составлены: словарь предметов отношений, словарь субъектов отношений, словарь действий акторов (субъектов) по сфере регулирования закона. Словари терминов позволили выделить базовые термины и их сочетания с другими словами, характеризующими юридическое содержание правовой нормы – регулирующей ее части .

В общем перечне терминов по предмету отношений, формирующих словосочетания, насчитывается 49 слов (33 по проекту российского закона и 16 не пересекающихся с русским проектом слов по тексту закона Великобритании). Есть и одиночные слова: право (права), компетенция, процедура, контроль, правомочие, порядок, правила, условия, средства, расходы и др.

Словарь терминов, означающих действия (общее число их – 54, из них 9 совпадающих по обоим источникам анализа, 22 оригинальных в тексте проекта российского закона и 23 оригинальных в законе Великобритании).

Общими являются такие термины, как: искать, предоставлять, сбор, создание, соблюдение, представление, предотвращение, ответ, услуги, нарушение, накопление (сбор).

Оригинальными для российского документа являются: реализация, передача, получение, производство, распространение, хранение, оформление, изменение, согласие, обращение, спасение, соблюдение, обеспечение, обслуживание, отказ, отчетность, уведомление.

Оригинальными в английском законе оказались такие термины, как: нанесение ущерба, оборона, обработка, объяснение, просмотр, пересмотр, рассмотрение, издание, разглашение, злоупотребление властью, расследование, рекомендации, решение, уничтожение, изъятие из доступа, принятие мер, сборы, финансирование и т.д.

Анализ только на этом уровне позволяет сделать вывод, что проект российского закона употребляет преимущественно термины, относящиеся к позитивным действиям субъектов, реализующих свое право. Он мало уделяет внимания негативным действиям, создающим угрозу или формирующим правонарушение, а также не предусматривает в полном объеме действий органов и иных субъектов, обязанных в силу закона создавать определенные условия для реализации его целей и, следовательно, ослабляет регулятивное значение акта. Сравнение позволило сформулировать предложения об обогащении палитры действий участников отношений к проекту федерального закона "О праве на информацию".

В проекте Правил подготовки документов, связанных с разработкой законопроектов федеральными органами исполнительной власти, который обсуждался в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, дано определение слова "термин". Под термином понимается "слово (или словосочетание) однозначно означающее содержание понятия предмета, явления, процесса". Предложено различать термины общеправовые, межотраслевые, отраслевые. Сформулированы правила работы с терминами. Норма-дефиниция должна содержать определения новообразуемого правового понятия, используемого в тексте закона. Правовая дефиниция понимается как определение правового понятия, отражающего существенные, главные признаки того или иного правового предмета, явления. Мы бы отметили недостаток внимания к терминам, означающим действия как субъектов, к которым обращен нормативный акт, так и действия самого законодателя, его приемы выражения степени и формы предписаний.

Многообразен перечень видов правовых норм . Он включает: нормы-дефиниции; нормы-принципы; разрешающие, обязывающие, запрещающие нормы; нормы-стимулы; бланкетные нормы, отсылочные, нормы-санкции. Представляется, что описанное направление работы с нормативными актами может существенно дополнить научные разработки по подготовке проектов нормативных правовых актов, известные по публикациям Ю. А. Тихомирова, С. В. Полениной, А. С. Пиголкина и др. Особенно это актуально сейчас, когда в Совете Федерации разрабатываются проекты федеральных законов "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" и "О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов", которые уже представлены в Государственную Думу.

Как видно из рассмотренного выше примера сравнительного анализа однонаправленных законов России и Великобритании, нормы-дефиниции и опорные поисковые слова и их сочетания – не одно и то же. Они могут в известной мере совпадать, но поисковый инструментарий значительно шире и складывается не только из норм-дефиниций. Следует иметь это в виду при проектировании нормативных правовых актов и в процессе поиска и применения таких актов.

В ходе проектирования разработчик с учетом концепции акта выбирает из уже существующих словарей термины, необходимые для его цели, отделяет от них базовые понятия для своего акта и дополнительно формулирует те дефиниции, которые в уже действующие словари не вошли. Следует согласиться с мнением, что лучше всего давать новые дефиниции в базовых законах, вокруг которых будут формироваться развивающие нормативные правовые акты. Лучше всего, когда по каждому институту отрасли права имеется базовый закон, в котором сосредоточены основные дефиниции данного института.

Учитывая, что дефинитивная часть информационного права только формируется, важно провести инвентаризацию терминов в уже действующих законах и наметить перспективное распределение терминов недостающих с учетом планов подготовки проектов законов в данной области. Другими словами, этим процессом также надо управлять.

Таким образом, правовые дефиниции и образуемые на их основе ключевые поисковые слова и словосочетания являются важнейшей частью инструментария составителей нормативных правовых актов, органов, принимающих и издающих такие акты, а также организаторов и персонала информационно-поисковых, аналитических и экспертных систем, обслуживающих интересы и потребности различных категорий пользователей, и, наконец, самих пользователей, которые при наличии техники имеют широкие возможности самостоятельно общаться с информационными системами. Практические занятия по курсу информационного права при внимательном отношении к теме правовых дефиниций и терминологии в актах по информационному законодательству помогут сделать весьма любопытные наблюдения об отсутствии установок на соблюдение единства терминов даже по одному и тому же предмету правового регулирования.

  • См.: Информатика в терминах и определениях российского законодательства / под ред. В. А. Никитова. М.: Славянский диалог, 2000.
  • Методика этой работы см.: Бачило И. Л. Информационное право. Основы практической информатики. М., 2001. С. 65–71.


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО - формирующийся межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения в области создания, использования, перемещения и защиты информации (информационных ресурсов). Выделение И.п. из общего массива законодательства обусловлено усиливающимися процессами информатизации современного общества и ростом важности информационных отношений, которые требуют специального комплексного регулирования. Понятие "И.п." шире, чем компьютерное право, т.к. в сфере первого находится информация в любом виде, а не только в электронном.

  • - Институт, в юриспруденции - понятие, означающее совокупность юридических норм, обнимающих одно или несколько связных юридических отношений. Эти отношения, не будучи произвольными образованиями законод...
  • Притязание - Притязание (претензия, Anspruch) - технико-юридическое понятие, вводимое некоторыми немецкими юристами (в первый раз Виндшейдом) для более точного определения состава юридического отношения (см.). Каж...
  • АКЦИОНЕР - АКЦИОНЕР - совладелец предприятия или организации, созданных в виде акционерного общества, владеющий акциями, подтверждающими размер его вклада в уставный капитал акционерного общества и дающими право...
  • ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. ...
  • Архивное право - Архивное право - понятие, создавшееся в средние века, тесно связанное с ленным землевладением и заключавшее в себе право землевладельца, имеющего архив как совокупность документов, полученных от власт...
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ понятие,используемое в конституционном праве чаще всего в широком смысле: охватывает отраженные в конституции основы устройства общества и государства, характер политических от...
  • ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio - ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio разъяснение, изложение, истолкование, представление, уведомление) примерно до 40 х гг. XX в. понятие И. было синонимичным понятиям "данные", "сведения", "сообщения", "с...
  • КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО - КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО 1) составная часть гражданского права. совокупность норм права.регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ. В этом смысле по...
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО - МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО система правовых норм. обеспечивающих воздействие государства на общественные отношения путем их прямого, непосредственного правового регулирования. От М.п. принято отличать проце...
  • ПРОБЕЛ В ПРАВЕ - ПРОБЕЛ В ПРАВЕ полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может норм...
  • ЖИТЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ - ЖИТЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ (англ. everyday concept) - традиционно понимается как несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения слова, а потому ограниченно...
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права. Понятие Гс несколько шире, чем...
  • ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО - ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Основной раздел Г.п. право собственности. Значителен раздел "Об...
  • ИМЕННЫЕ ЭМИССИОННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ - ИМЕННЫЕ ЭМИССИОННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ эмиссионные ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществ...

Похожие публикации