Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

КП РФ как учебная дисциплина. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. кпрф - отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической Кпрф как отрасль

Понятие, роль и предмет и метод КПРФ как отрасли российского

КП - одна из отраслей системы производства РФ. Как и любая другая отрасль права, КП представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, охраняющих права и свободы человека и гражданина и упреждающих в этой связи систему органов государственной власти. Исходя из вышеизложенного, смысл КП заключается в нахождении баланса между властью в государстве и свободой человека, и поскольку КП регулирует столь важную, сложную, наиболее конфликтную сферу общественных отношений, то оно неизбежно приобретает ведущий характер в системе отраслей права РФ. С КП начинается формирование всей системы национального права, всех его отраслей. Ни одна отрасль права в РФ не может развиваться, если она не находит опоры или поддержки в КП, а тем более противоречит им. Ведущая роль КП проявляется и в том, что КП теснее всех других отраслей права, связана с политикой и политической системой. Власть и свобода в государстве соприкасаются не только в индивидуальном проявлении свободы одного человека, но и через коллективные действия людей, через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании, а затем в функционировании государственных органов. Отсюда острый интерес к развитию КП со стороны самых различных политических сил.

Как и любая отрасль права, КП имеет свой предмет, т.е. это же общественные отношения, которые регулируются нормами КП. По сравнению с другими отраслями, предмет КП имеет свои особенности:

1. КП регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах
жизнедеятельности общества и государства, экономической, политической,
социальной, культурной и др., тогда как другие отрасли права воздействуют на
общественные отношения в какой-либо одной сфере социальной жизни.
Например, предметом гражданского права является только имущество и тесно
связанные с ним личные неимущественные отношения.

2. Особенностью предмета КП является и то, что нормы КП регулируют не все
подряд общественные отношения, а лишь определенный слой, наиболее
важные, главные общественные отношения в каждой из таких сфер. Они
являются системообразующими, составляющими целостность общества через
отношения подобного рода. Возникают такие понятия, как государство, народ,
граждане, власть, демократия. Переходя непосредственно к вопросу о предмете,
необходимо уяснить, что предмет КП охватывает две основные сферы
общественных отношений:

А) отношения между человеком и государством по поводу установления, соблюдения и охраны прав и свобод человека и гражданина


Б) отношения по устройству государства и государственной власти, т.е. властеотношения.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. В КП эти методы многообразны и зависят от характера предмета правового регулирования. Выделяют два основных метода:

Императивный - это метод властных предписаний, субординации, основанный на
запретах власти и ответственности

Диспозитивный - метод равноправия сторон, метод координации, основанный на
дозволении.

В свою очередь эти методы подразделяются на следующие способы воздействия:

Дозволение - применяется преимущественно к регулированию правового статуса
личности и гражданина и к определению компетенции государственных органов

Обязывание - этот способ воздействия касается организации государственной
власти и исполнения долга гражданина перед государством

Запрещение - относится к действиям, нарушающим права и свободы человека и
гражданина и посягающим на государственные или общественные интересы.

В целом конституционно-правовые методы и способы воздействия на общественные отношения основываются на властно-императивных началах. Диспозитивный же способ используется реже. Особенностью КП-х отношений являются, достаточно часто встречающиеся, неравенства сторон участников КП-х отношений, подразумевающих подчинение одной стороны другой.

КПРФ - отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

КП - самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

1) собственный предмет правового регулирования;

2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права - совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает:

2) институты.

Конституционно-правовой институт - совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Институты конституционного права:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) система органов, государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. Наука конституционного права - совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права:

1) сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники;

2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права;

3) практика реализации норм данной отрасли;

4) история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Методы науки конституционного права:

1) исторический;

2) сравнительно-правовой;

3) системный;

4) статистический;

5) конкретно-социологический и др.

Конституционное право РФ тесно связано с другими, отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Гражданское право не менее тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое является основным для гражданских правоотношений.

Конституционное право России связано и с другими отраслями права РФ:

С трудовым - в Конституции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда;

С административным - конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим –

Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, их особенности, виды.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные пра­вила, установленные или санкционированные государством, обеспе­ченные государственным принуждением или его угрозой и регулирую­щие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.

Особенностями конституционно-правовых норм являются:

а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого рода общественных отношений, связанного с конституционным устройством;

б) широта охвата многими из них ре­гулируемых сфер и проблем;

в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясня­ющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы;

г) значи­тельно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяс­нения и др.;

д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, ко­торый широко используется в конституционном праве лишь при опре­делении прав и свобод человека;

е) высшая юридическая сила боль­шинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций;

з) особый поря­док и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

1. Так, по характеру (степени определенности) предписаний: импера­тивными, когда в них правило поведения предписывается повелитель­но, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возмож­ность выбора того или иного поведения.

2. По их назначению в механизме правового регулирования консти­туционно-правовые нормы принято делить на материальные и процес­суальные. Если первые отражают содержание действий и тем самым отвечают на вопрос о том, что именно регулируется, то вторые - формы и процедуры правового регулирования, тем самым отвечая на вопрос о том, как осуществляется такое регулирование.

3. По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на: а) обязывающие б) запрещающие в) дозволяющие .

4. По времени своего действия конституционно-правовые нормы под­разделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего дей­ствия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положе­ния).

5. По территориальным масштабам их действия такие нормы разде­ляются на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действу­ют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автоно­мий, муниципальных образований и др.

6. По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые со­держатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обыч­ном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответ­ствовать конституции.

7. Это - нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъ­яснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др.

38. Законодательные органы государственной власти субъектов Федерации

Законодательный (представительный) орган государственной вла­сти субъекта Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской 220 Федерации, избираемым населением соответствующего субъекта. Все основные?ы организации деятельности законодательных (пред­ставительных) органов субъектов Федерации регламентированы в их конституциях, уставах и законах.

Наименование органа представительной власти и количество де­путатов (представителей), включая работающих на штатной оплачива­емой основе, определяются органами государственной власти респуб­лики, края, области, города федерального значения, автономной обла­сти, автономного округа самостоятельно с учетом исторических, национальных и других условий и традиций. Например, областная Дума (Саратовская, Воронежская, Московская, Костромская области и т.д.), Народное Собрание (Республика Дагестан, Карачаево-Черке­сия, Ингушетия), Законодательное Собрание (Алтайский край, Ир­кутская, Кемеровская, Нижегородская области и т.д.), Народный Ху­рал (Республика Бурятия и Калмыкия), Законодательный султан (Эвенкийский автономный округ) и др.

В основном парламенты субъектов Федерации однопалатные, со­стоят не более чем из 50 депутатов. Они избираются на основе всеоб­щего, равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии сроком не более чем на 5 лет.

Законодательный (представительный) орган государственной вла­сти субъекта является правомочным, если в его состав избрано не ме­нее двух третей от установленного числа депутатов.

Порядок работы законодательных (представительных) органов субъектов Федерации определяется их регламентом. Обычно они из­бирают из своего состава Председателя и его заместителей, которые руководят работой этого органа.

Органы представительной власти субъектов Федерации являются постоянно Действующими, хотя и работают в сессионном порядке. Для предварительного рассмотрения и подготовки?ов, относящихся к ведению этих органов, из числа депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты).

Можно выделить следующие основные направления деятельности законодательного (представительного) органа субъекта Федерации:

принятие конституции (устава) субъекта и поправок к ним;

осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;

иные полномочия, установленные российской Конституцией и законодательством.

Обязательным является принятие законов субъектов Федерации по таким важным?ам, как: бюджет; основы организации и деятельности законодательного органа государственной власти; порядок прове­дения референдума и выборов в законодательный орган субъекта Федера­ции, а также выборов высшего должностного лица субъекта; порядок дея­тельности органов местного самоуправления и процедура их избрания; программы социально-экономического развития субъекта; налоги и сбо­ры; порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Феде­рации; административно-территориальное устройство субъекта и по­рядок его изменения; схема управления и структура высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта Федерации. По иным?ам данный законодательный орган принимает постановления. В 1995-1999 гг. законодательные органы большинства субъектов Феде­рации издали от 150 до 200 законов.

Правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта обладают депутаты, высшее должностное лицо члена Федера­ции, представительные органы местного самоуправления. Кроме того, такое право может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории дан­ного субъекта Федерации, в соот с его Конституцией (Уста­вом).

Проект закона субъекта Федерации рассматривается законодатель­ным органом субъекта Федерации не менее чем в двух чтениях. Законы субъекта Федерации принимаются большинством голосов от установ­ленного числа депутатов, а Конституция (устав) субъекта Федерации, поправки к ним - большинством не менее двух третей голосов.

Принятый законодательным органом закон направляется для об­народования высшему должностному лицу субъекта Федерации, кото­рый обязан его либо подписать, либо отклонить в срок, который не должен превышать четырнадцати календарных дней с момента по­ступления закона. В случае отклонения закона высшим должностным лицом субъекта («наложения вето») депутаты большинством не менее двух третей голосов могут преодолеть данное решение. Затем высшее должностное лицо субъекта Федерации обязано подписать и обнаро­довать региональный закон.

Особую роль в деятельности законодательного органа государст­венной власти субъекта Федерации играют контрольные функции, за­ключающиеся в проверке соблюдения и исполнения принятых им за­конов, исполнением бюджета и соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью республики, края, области, города фе­дерального значения, автономной области, автономного округа.

Законодательный орган государственной власти субъекта испол­няет свои полномочия в течение всего срока, на который он избирает­ся, однако федеральный закон специально предусматривает случаи до­срочного прекращения полномочий этого законодательного органа. В случае досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Федерации назначаются внеочередные выборы, кото­рые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий.

Исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации

Исполнительные органы государственной власти субъекта Федера­ции в пределах ведения России и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов входят в единую (общероссийскую) систему исполни­тельной власти. Единство этой системы предполагает большую структурно-функциональную схожесть органов исполнительной власти как федеральных, так и региональных, повышенную степень организацион­но-правового взаимодействия и определенную соподчиненность. На основании положений ст. 78 Конституции РФ федеральные органы ис­полнительной власти и органы исполнительной власти субъектов при взаимном соглашении могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

В соот с конституционным принципом разделения госу­дарственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, действующим не только на федеральном, но и на уровне субъектов Фе­дерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации осуществляет свои полномочия самостоятельно.

В субъекте Федерации устанавливается система органов исполни­тельной власти, возглавляемая руководителем высшего исполнитель­ного органа государственной власти субъекта Федерации (его высшим должностным лицом).

Наименование органа исполнительной власти республики, края, области, города федерального значения, автономной области, авто­номного округа и его главы устанавливается соответствующим пред­ставительным (законодательным) органом субъекта: Правительство (Бурятия, Дагестан, Саратовская область и т.д.), Кабинет министров (Татарстан, Башкортостан), Администрация (Тамбовская, Иркутская области и т.д.). Также различны наименования должностей руководи­телей исполнительной власти субъектов Федерации: Президент (Рес­публики Адыгея, Бурятия, Тыва и т.д.), Глава Республики (Республика Коми), Председатель Правительства (Хакасия), Губернатор (Тверская, Ленинградская области, город Санкт-Петербург и т.д.), Глава админи­страции (Костромская, Новгородская области и т.д). В ряде регионов допускается двойное название: «Глава администрации (губернатор) области» (Ростовская, Омская, Калининградская и т.д), «губернатор (глава администрации) области» (Самарская, Нижегородская). И лишь в Москве - городе федерального значения высшее должност­ное лицо именуется мэром.

В случае если Конституция (Устав) субъекта предусматривает нали­чие высшего должностного лица субъекта Федерации, то данное лицо по должности одновременно возглавляет данный высший исполнитель­ный орган государственной власти. Высшее должностное лицо субъекта Федерации избирается гражданами РФ, проживающими на территории субъекта Федерации, на основе всеобщего, равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Срок его полномочий состав­ляет не более 5 лет и не может превышать двух сроков подряд.

В задачи органов исполнительной власти субъекта Федерации вхо­дят исполнение Конституции РФ и федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ, законодательства субъ­екта Федерации, разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития региона, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Основными полномочиями высшего исполнительного органа го­сударственной власти субъекта Федерации являются: осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка и борьбе с преступностью; разработка и представление на утверждение законодательному органу бюджета и обеспечение его исполнения; формирование иных органов исполнительной власти субъекта Федерации; распоряжение и управление собственностью субъекта Федера­ции; заключение договоров с федеральными органами исполнитель­ной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;

осуществление иных исполнительно-распорядительных функ­ций и полномочий, возложенных на них Конституцией РФ, федераль­ными законами, указами Президента, решениями Правительства РФ и правовыми актами законодательных органов субъектов Федерации.

Одной из важнейших обязанностей исполнительной власти явля­ется предоставление отчета в установленном порядке по определен­ным?ам (исполнение бюджета, реализация программ социаль­но-экономического развития субъекта Федерации) законодательной власти.

Источники КПРФ.

Источники конституционного права – это правовые акты, в которых находят свое закрепление нормы к.п.

К источникам к.п. относятся только действующие в настоящее время нормативные правовые акты.

1. Основным источником является КРФ, нормы, установленные в Конституции, носят учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательны.

Конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты не могут противоречить ей.

2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы ФЗ.

ФКЗ принимаются по вопросам КРФ, предусмотрен более жесткий порядок принятия ФЗК по сравнению с ФЗ

  • 3. Указы и другие нормативные акты Президента
  • 4. Постановление палат Федерального Собрания
  • 5. Постановление правительства
  • 6. Декларации
  • 7. Конституции республик в составе РФ и уставы других субъектов РФ
  • 8. Договоры

Наука КПРФ: понятие, предмет, система и источники.

КП выступает одновременно и отраслью правоведения и государствоведения. Предмет КП как науки: т.к. это отраслевая наука, то она имеет своим предметом изучение КП как отрасли права, раскрывает его место в системе др. отраслей права, формирует его осн. понятия, ~ оперируют современным конституционным законодательством. Занимается исследованием конституционно-правовых норм, анализом их источников и анализом процессов, связанных с реализацией ПН. К предмету КП относят и конституционно-правовые отношения с их спецификой. Выявляет эффективность деятельности КПН, предлагает науч. рекомендации, связанные с дальнейшим развитием КП в целом и конституц. закон-ва. Также КП изучает практику гос мех.

Задачи КП как науки.

  • 1) Научное обоснование формирования в России новой отрасли права как КП.
  • 2) Второй блок проблем связан с понятием, формальным содержанием Конституции.
  • 3) КП как наука - это система взглядов, принципов, идей, представлений юридических, политологич., государствоведч. знаний, выраженных через научные понятия и категории, дефиниции о КПН, и регулируемых ими обществ. отношениях, охватывающих основы организации современного российского общ-ва и гос-ва, принципы конституционного строя, основы правового положения личности, орг-ции и формы осуществления гос власти РФ.

Понятие и предмет КПРФ как отрасли права. Место КП в системе российского права.

КП – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конст. строя, регулирующих отношения между гос-вом и человеком, устройство гос-ва, организацию гос. власти.

Предмет КП – это совокупность общест. отношений, составляющих:

1. Основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, культурной и духовной жизни;

2. Отношения между личностью и гос-вом (основы правового статуса), охрана прав и свобод человека и гр-на;

3. Отношения, складывающиеся между центральной властью и властью S-тов РФ;

4. Устройство гос. власти, отношения между различными видами органов гос. власти, а также между органами гос. власти и МСУ.

КП Рос. права, определяющая развитие (сокращение) норм, инс-тов и отраслей, регулирующих правовые отношения в жизни гос-ва и общества.

Ведущее значение КП в национальной правовой системе определяется:

1. нормы К-ции являются исходными для всех отраслей права,

2. регулированием законодательной деят-ти, принятием законодательных норм;

3. ведущее значение КП - фиксирование основных прав и свобод человека и гр-на.

4. закрепление деят-ти органов гос. власти и МСУ,

15 статья К-ции РФ части 4 определяет, что в правовую систему входят общепризнанные принципы, нормы м/народ. права и международные договоры. При возникновении противоречий между принципами, нормами м/народ. права и К-цией, ведущее положение занимает К-ция.

Конст.-пр. нормы: понятие, особенности, виды. Конст.-пр. инс-ты.

Нормы КП – это формально определенные правила поведения участников правовых отношений, имеющие общий характер, адресованные широкому кругу S-тов права и рассчитанные на многократное применение.

Особенности норм КП:

3. По кругу S-тов, кому направлены эти нормы (гос-во, народ, нация, През-т, Прав-во).

4. Характер предписаний носит обобщенный характер, выражается в принципах, задачах, целях в установлении целостных систем.

5. По структуре нормы содержат в основном гипотезу и диспозицию, санкции прим-ся реже.

Виды норм КП.

По территории действия нормы делятся на : общефед.; республиканские; региональные; местные;

По форме выражения предписаний нормы делятся на: нормы управомачивающие; нормы обязывающие; нормы запрещающие.

По юр. силе : К. РФ;Фед. конст. законы;Фед. законы;К-ции (уставы) S-тов РФ;Законы S-тов РФ;Закон о поправках к К-ции;Декларации;Регламенты палат;Нормативные акты главы гос-ва (указы и распоряжения); Постановления Прав-ва; Нормативные акты Конст. Суда РФ;Акты органов МСУ;Общепризнанные нормы и принципы м/народ. права;Международные договоры; Договор об образовании РФ; Договор РФ и ее S-тов;Договоры S-тов между собой.

По функциям, механизму правового регулирования нормы делятся : нормы принципы; нормы задачи; учредительные нормы; нормы констатации.

По методу правового регулирования нормы бывают : императивные; диспозитивные.

По особенности выполняемой роли : материальные; процессуальные.

Конст. инс-т – это обусловленная общностью регулируемых общест. отношений, имеющих единый предмет регулирования.

Конст. инс-ты обусловлены объективными закономерностями политического, экон., социального и культурного развития гражданского общества, и составляют основу КП как отрасли права.


Конст.-пр. отношения: понятие, особенности, виды.

Правоотношения – это общест. отношения, урегулированные нормами права. Они состоят из объекта, S-та и содержания (права и обязанности S-тов, которые они приобретают).

К S-там относятся:

1. физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы);

2. общности людей (народ страны, народ S-тов, население);

3. ассоциации граждан (общест. объединения, в том числе в форме политических партий, общест. организаций, профсоюзов, религиозные объединения);

5. государственно-территориальные образования (S-ты РФ, части территории и т.д.);

6. органы гос. власти (центральные, региональные);

7. высшие должностные лица;

8. депутаты (парламентов, законодательных собраний и т.д.);

9. различные избир. объединения (комиссии).

Объект конст. правоотношений – это то, на что направлено правоотношение (гос. территории;

материальные ценности; поведение людей; деят-ть органов гос-ва; личные неимущественные отношения.

Основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения яв-ся юр. факт – это закрепленное в законе событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Источники КПРФ как отрасли права.

Источники КП – исходящие от гос-ва или признаваемые им официально документальная форма выражения и закрепления норм права, придание им юридического общеобязательного значения. К ним относятся:

1. К-ция РФ;

4. К-ции (уставы) S-в РФ;

5. Законы S-в РФ;

6. Закон о поправках к К-ции;ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вст-я в силу поправок к К-ции РФ»

8. Регламенты палат;

9. Нормативные акты главы гос-ва (указы и распоряжения);

10. Постановления Прав-ва;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов МСУ;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права;

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее S-в;

17. Договоры S-в между собой.

КП это системообразующая отрасль Рос. права, определяющая развитие (сокращение) норм, инс-тов и отраслей, регулирующих правовые отношения в жизни гос-ва и общ-ва.

Ст. 15: 1. К-ция РФ имеет высш. юр. силу, прям. действие и прим-ся на всей тер-рии РФ. Законы и иные прав. акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К-ции РФ.

2. Органы гос. власти, органы МСУ, долж. л., гр-не и их объединения обязаны соблюдать К-цию РФ и законы.

3. Законы подлежат офиц. опубл-ю. Неопубл. законы не прим-ся. Любые норм. пр. акты, затрагивающие права, св. и обяз-ти человека и гр-на, не могут прим-ся, если они не опуб-ны официально для всеобщего сведения.

4. Общеприз. принципы и нормы м/народ. права и м/народ. договоры РФ яв-ся составной частью ее прав. системы. Если м/народ. договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то прим-ся правила м/народ. договора.

Похожие публикации