Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Бюджетные учреждения могут осуществлять закупки. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами. Выходные данные сборника

Произошедшее в 2014 году усовершенствование общефедеральной политики закупок изменило деятельность, в первую очередь, бюджетных организаций. В соответствии с нормами Федерального Закона №44, государственная структура имеет право выступать в качестве заказчика по государственному контракту, придерживаясь оснований и положений данного нормативного акта.

Одним из наиболее жестких правил, касающихся участия государственных организаций, является создание соответствующего внутреннего положения, в котором прописываются механизмы, порядок и ряд нормативных процедур, связанных с реализацией закупки.

Положение казенных учреждений по 44-ФЗ

Возможность реализовывать закупки путем участия в электронных аукционах в качестве заказчика для государственных учреждений прописана во 2 части 15 статьи Федерального Закона "О контрактной системе". В ней же указано, что главнейшее условие этого участия - наличие соответствующего Положения, содержащего в себе:

  • состав и порядок мероприятий, направленных на подготовку нормативной процедуры государственной закупки;


  • перечень способов определения поставщика ;

  • условия и основания, на которых применяются конкретные процедуры;

  • процедуры исполнения, заключения и расторжения договоров , а также контроль над ходом их исполнения;

  • ряд иных мероприятий и процедур, связанных с закупочной деятельностью.

Для того чтобы участвовать в закупках в соответствии с Положением, его необходимо разместить на едином информационно портале - после этого организация получает право легитимно проводить закупки в течение всего отчетного периода.

Средства для закупок казенных учреждений по 44-ФЗ о контрактной системе

Закупки могут осуществляться только на средства, полученные от:

  • грантов, выданных безвозмездно в адрес юридических и физических лиц, по государственным программам;

  • государственных субсидий;

  • исполненных контрактов и оплат за проведенные услуги или поставки

  • от оказания услуг на коммерческой основе физическим и юридическим лицам.

После принятия Федерального закона №44-ФЗ государственные структуры в сфере образования получили возможность совершать закупки у единственного поставщика при условии, что:

  • закупка проводится в целях сохранения и популяризации культурного наследия и развития системы образования;

  • сумма договора не более 400 тысяч рублей;

  • годовая сумма закупок данной организации у единственного поставщика не превышает 20 млн руб. и 50% от общего объема одновременно.

Вы хотите получить еще больше информации о 44-ФЗ для казенных учреждений? Посетите обучающие семинары-практикумы Учебного центра «Бико»..

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Закупки по списку
28.11.2016

С 1 января 2017 года госзаказчики должны будут указывать в извещении наименование предмета закупки в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг (ТРУ). Однако в конце ноября месяца ситуация с каталогом остается туманной: эксперты сомневаются, что с 1 января он увидит свет.

Рынку закупок нужен естественный отбор ЭТП
26.05.2015

В интервью пресс-службе ГК BiCo директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок Алексей Ульянов рассказал об отборе ЭТП, антимонопольной политике, а также о результатах работы НАИЗ за 1 квартал 2015 года.

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2014, N 1

<*> Анализ основных новаций Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

С 01.01.2014 процесс осуществления закупок бюджетными учреждениями регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). При этом одновременно признается утратившим силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Рассмотрим основные нововведения, которые вносит Закон N 44-ФЗ в процесс осуществления закупок государственными учреждениями. К важнейшим новациям Закона N 44-ФЗ следует отнести:

  • появление антидемпинговых мер;
  • перевод закупок за счет внебюджетных источников под действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ);
  • необходимость обоснования всех закупок учреждения;
  • расширение критериев оценки заявок участников торгов и т.д.

Согласно новым правилам бюджетные учреждения вправе не учитывать требования Закона N 44-ФЗ, если закупки проводятся:

  • за счет грантов, полученных от граждан и организаций на безвозмездной и безвозвратной основе (если грантодатель не поставил других условий);
  • для приобретения товаров (работ, услуг) согласно контракту, по которому бюджетное учреждение является исполнителем;
  • за счет средств, полученных от другой приносящей доход деятельности (за исключением средств обязательного медицинского страхования).

Для того чтобы бюджетное учреждение смогло применять положения Закона N 223-ФЗ, учреждению до окончания 2013 г. нужно было принять положение о закупке и разместить его на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru). В остальных случаях, в том числе при размещении заказа за счет средств субсидий, бюджетные учреждения должны соблюдать требования Закона N 44-ФЗ (ч. 1 - 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Также по новым правилам автономные учреждения должны соблюдать требования Закона N 44-ФЗ при проведении закупок за счет средств бюджета, выделенных на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ должна быть создана единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок, которая будет обеспечивать:

  • формирование, обработку, хранение и представление данных участникам контрактной системы;
  • контроль за информацией о закупках (с 01.01.2016);
  • использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;
  • подачу заявок в электронной форме на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и открытие доступа к таким заявкам.

Сведения и документы, которые должна содержать ЕИС, установлены ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, субъекты РФ (муниципальные образования) вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, которые должны быть интегрированы (связаны) с ЕИС (ст. 4 Закона N 44-ФЗ).

Новая контрактная система государственных закупок предусматривает применение антидемпинговых мер, поскольку при снижении участником конкурса или аукциона цены на 25% и более к нему предъявляются следующие требования:

  • если начальная (максимальная) цена контракта больше 15 млн руб., то при подписании контракта участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, которое в полтора раза превышает размер, указанный в документации (но не менее чем в размере аванса);
  • если начальная (максимальная) цена контракта меньше или равна 15 млн руб., то при подписании контракта участник может предоставить на выбор обеспечение исполнения контракта, которое в полтора раза превышает размер, указанный в документации (но не менее чем в размере аванса), или информацию, подтверждающую его добросовестность (в частности, информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение трех контрактов без применения к участнику неустоек) (ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Основные требования Закона N 44-ФЗ будут вступать в силу постепенно. Так, с 01.01.2015 для проведения закупок заказчики должны составлять:

  • план закупок на срок действия закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который должен содержать:

идентификационный код закупки:

цель закупки;

сроки (периодичность) планируемых закупок;

информацию об обязательном общественном обсуждении закупки;

  • планы-графики в соответствии с планами закупок, в которых будут отражены:

идентификационный код закупки;

способ и обоснование определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

дату начала закупки;

размер предоставляемого обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;

информация о банковском сопровождении контракта.

При этом закупки, не предусмотренные планами-графиками, заказчик провести не сможет (ст. ст. 16, 17, 21 и 114 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, с 01.01.2015 заказчику нужно будет обосновывать все закупки в процессе формирования плана закупок и плана-графика. Обоснованию подлежат:

  • объект закупки;
  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • способ определения поставщика (ст. 18 Закона N 44-ФЗ).

Важной новацией Закона N 44-ФЗ является необходимость создания заказчиком контрактной службы, если совокупный годовой объем закупок, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 млн руб.

Если совокупный годовой объем закупок менее 100 млн руб., заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупок (включая исполнение каждого контракта), - контрактного управляющего.

Сотрудники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Функции и полномочия контрактной службы (контрактного управляющего) приведены в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.

По новым правилам с 1 января 2014 г. бюджетные заказчики обязаны проводить закупки в размере не менее чем 15% годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком у субъектов малого предпринимательства и у социально ориентированных некоммерческих организаций, которые ведут деятельность, предусмотренную п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Исключение составляют закупки для обеспечения обороны и безопасности государства, а также в области использования атомной энергии.

При закупках у данных субъектов начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. (ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Одним из главных отличий Закона 44-ФЗ от утратившего силу Закона N 94-ФЗ является расширение критериев оценки заявок участников торгов. Если ранее фактически единственным критерием оценки заявки являлась цена контракта, то с нового года устанавливаются следующие критерии оценки заявок:

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (использование результатов работ);
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации, специалистов и иных работников с необходимым уровнем квалификации.

Документацией о закупке (за исключением аукциона) должно быть установлено не менее чем два критерия, один из которых - цена. Исключение установлено для следующих случаев:

  • при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеприведенных критериев оценки заявок. Он может установить критерии по своему усмотрению. Кроме того, заказчик может не применять установленные величины значимости критериев;
  • если заключается контракт жизненного цикла (предусматривает закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара, созданного в результате выполнения работы объекта), заказчик вправе в качестве критерия установить стоимость жизненного цикла товара. Такой критерий включает в себя расходы на закупку товара (выполнение работы), последующие обслуживание и эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию (ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

В Законе N 44-ФЗ уточнены правила обеспечения заявок при проведении закупок бюджетными учреждениями. Обеспечение может быть предоставлено путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Обеспечение на участие в электронных аукционах осуществляется только путем внесения денежных средств.

Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., то размер обеспечения составляет 1% от такой цены. Если же закупка проводится с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, размер обеспечения заявки не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены контракта (ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

По новым правилам заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем:

  • за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе;
  • за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (ст. 36 Закона N 44-ФЗ). Данные сроки значительно сократились, что предоставляет бюджетным учреждениям больше возможностей для отмены ранее заявленных торгов.

В Законе N 44-ФЗ тщательно прописан механизм формирования начальной (максимальной) цены контракта. Так, установлены следующие методы определения начальной (максимальной) цены контракта:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод (если законодательно предусмотрены предельные цены);
  • тарифный метод (если цены подлежат госрегулированию);
  • проектно-сметный метод (на строительные и ремонтные работы и на работы по сохранению объектов культурного наследия);
  • затратный метод (если невозможно применить другие методы).

Однако метод сопоставления рыночных цен является приоритетным. Использовать другие методы можно в случаях, определенных Законом N 44-ФЗ (ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Важно отметить, что в Законе N 44-ФЗ установлены правила описания объекта закупки. В частности, описание должно носить объективный характер, должны быть использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология. Документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, а также информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара. Полные правила формирования описания объекта закупки приведены в ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

С 01.01.2014 расширены способы проведения закупок бюджетными учреждениями. В целом все закупки делятся на два вида: конкурентные и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В свою очередь, конкурентные способы помимо уже установленных Законом N 94-ФЗ (запрос котировок, открытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме, закрытые конкурс и аукцион) дополняются следующими видами:

  • конкурсом с ограниченным участием;
  • двухэтапным конкурсом;
  • закрытым конкурсом с ограниченным участием;
  • закрытым двухэтапным конкурсом;
  • запросом предложений (ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

В случае проведения открытого конкурса общий срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать 20 дней начиная с даты вскрытия конвертов. В случае проведения конкурса на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок, но не более чем на 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).

По результатам открытого конкурса контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней начиная с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все его экземпляры заказчику в течение 15 дней начиная с даты получения от заказчика проекта контракта. При уклонении победителя от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки, и заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер (ст. 54 Закона N 44-ФЗ).

В случае проведения электронного аукциона согласно правилам Закона N 44-ФЗ заказчик должен разместить в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., то заказчик размещает извещение не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 2, 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ).

Важные изменения Закон N 44-ФЗ вводит в процедуру закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Так, по новым правилам закупка товара (работы, услуги) возможна на сумму, не превышающую 100 000 руб. без проведения торгов, если совокупный годовой объем таких закупок не превышает 5% от размера средств от общего объема закупок по плану-графику и составляет не более чем 50 млн руб. в год. Напомним, что согласно Закону N 94-ФЗ размещение заказа без проведения конкурсных процедур было возможно в случае, если сумма поставок одноименных товаров (работ, услуг) в течение квартала не превышает 100 000 руб.

С 01.01.2014 закупка товара (работы, услуги) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 000 руб., возможна (при соблюдении обязательных условий):

  • государственными (муниципальными) образовательными учреждениями и учреждениями культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
  • другими государственными (муниципальными) учреждениями: зоопарками, планетариями, парками культуры и отдыха, заповедниками, ботаническими садами, национальными парками, природными парками, ландшафтными парками, театрами, учреждениями, осуществляющими концертную деятельность, телерадиовещательными учреждениями, цирками, музеями, домами культуры, дворцами культуры, клубами, библиотеками, архивами.

При этом совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50% средств от общего объема закупок по плану-графику и 20 млн руб. в год (ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, Законом N 44-ФЗ исключена возможность заключения договора с единственным поставщиком по оказанию услуг энергоснабжения и купли-продажи электроэнергии - закупку можно проводить путем запроса предложений (п. 1 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

С 01.01.2014 заказчик обязан устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в следующих размерах:

  • от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки;
  • от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее размера аванса (если он предусмотрен контрактом) - в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб.;
  • в размере аванса - в случае если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Размер обеспечения увеличивается в полтора раза в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта (с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ). Если же участником закупки является казенное учреждение, то указанные выше требования об обеспечении не применяются (ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Контрольные функции за исполнением Закона N 44-ФЗ осуществляют:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России);
  • контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (Рособоронзаказ);
  • уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа;
  • Казначейство России;
  • финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата) - в целях установления законности расходования бюджетных средств (ч. 1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, Законом N 44-ФЗ введены положения по проведению ведомственного контроля в сфере закупок (ст. 100 Закона N 44-ФЗ), контроля, проводимого заказчиком (ст. 101 Закона N 44-ФЗ), общественного контроля (ст. 102 Закона N 44-ФЗ). Также с 01.01.2014 введено понятие "аудит в сфере закупок".

С 01.01.2014 ст. 98 Закона N 44-ФЗ вводит новое понятие - аудит в сфере закупок, который будут осуществлять следующие органы:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы субъектов РФ;
  • контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Список литературы

  1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 году // Налоги и финансы. 2011. N 1. С. 6 - 10.
  2. Беспалов М.В. Анализ практики применения в строительной отрасти Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на примере Тамбовской области // Налоги и финансы. 2011. N 2. С. 38 - 41.
  3. Беспалов М.В. Развитие предпринимательской деятельности на основе построения эффективной налоговой политики в условиях нестабильной экономики // Финансы и кредит. 2009. N 43. С. 45 - 53.
  4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
  5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
  6. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
  7. URL: http://budget.lgl.ru.
  8. URL: http://www.consultant.ru.
  9. URL: http://www.garant.ru.

М.В.Беспалов

Кандидат экономических наук,

заместитель главного бухгалтера

Тамбовский государственный университет

Бюджетное учреждение осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Правомерно ли осуществление закупки на основании Закона N 44-ФЗ, если расходуются исключительно средства от приносящей доход деятельности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки, финансируемые исключительно за счет средств от приносящей доход деятельности, в соответствии с требованиями N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого закона, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи. В силу Закона N 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных N 223-ФЗ и правового акта (положения о закупке) закупки за счет средств, поименованных в данной части. При этом решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в Закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном N 44-ФЗ, или в соответствии с N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году ( Закона N 44-ФЗ).
С одной стороны, приведенные положения могут рассматриваться как исключающие возможность осуществления бюджетным учреждением, разместившим в установленном порядке положение о закупке, закупок за счет средств от приносящей доход деятельности в порядке, предусмотренном N 44-ФЗ. С другой стороны, как видно из формулировки Закона N 44-ФЗ, эта норма предусматривает не обязанность, а именно право бюджетного учреждения, разместившего в установленном порядке положение о закупке, осуществлять закупки за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с этим положением и N 223-ФЗ. В этом смысле Закона N 44-ФЗ, на наш взгляд, может пониматься как исключающая возможность изменить в течение года решение о принципиальной возможности (невозможности) осуществления заказчиком закупок на основании N 223-ФЗ. Ни указанные выше законы, ни иные нормативные акты не содержат положений, устанавливающих запрет на осуществление бюджетными учреждениями, применяющими N 223-ФЗ, закупок за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с требованиями N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Архангельской области от 02.07.2015 N 04-05/3989). В связи с этим и ответственности за осуществление в подобной ситуации бюджетным учреждением закупки в соответствии с положениями N 44-ФЗ исключительно за счет средств от приносящей доходы деятельности законодательством не предусмотрено. Более того, из положений N 44-ФЗ следует, что закупки, финансируемые частично из бюджетных, а частично из внебюджетных средств, должны осуществляться именно в соответствии с этим законом, на что неоднократно обращали внимание представители Минэкономразвития РФ (смотрите письмо от 31.10.2014 N Д28и-2261, письмо от 04.03.2016 N Д28и-545, вопросы 2-4 в письме от 06.06.2016 N Д28и-1484).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ) осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Для этого бюджетному учреждению необходимо:

1) принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ. Такое решение целесообразно оформить приказом;

2) утвердить и разместить в единой информационной системе (ЕИС) положение о закупках для нужд заказчика согласно требованиям Закона № 223-ФЗ.

Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году (ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Однако стоит еще учитывать, если годовой объем закупок у вас превышает 1 млрд. рублей, то на основании п. 8.1. ч.8 Закона № 223-ФЗ:

в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, или неразмещения указанного отчета в единой информационной системе, положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия,

осуществляющие закупки

Унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 , ч. 2.1 ст. 15 44-ФЗ). Исключение составляют федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Перечень таких предприятий утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ.

В то же время унитарные предприятия вправе проводить закупки по Закону № 223-ФЗ в следующих случаях (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ):

– предприятие осуществляет закупку за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, и субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если грантодатели не определили иные условия;

– в ходе исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, предприятию требуется привлечь иных лиц для поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), необходимого для исполнения предусмотренных контрактом обязательств (исключением является исполнение предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

– государственное или муниципальное унитарное предприятие, являющееся аптечной организацией, проводит закупку без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Для осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ заказчику нужно до начала года принять и разместить в ЕИС положение о закупке (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Для осуществления закупок в 2017 г. ГУП и МУП, являющиеся аптечными организациями, вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки до 01.09.2017 (ч. 12 ст. 8 Закона № 223-ФЗ, ч. 42 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Автономные учреждения, осуществляющие закупки

Автономные учреждения являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, в следующих случаях:

– закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ);

– государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

В первом случае к закупкам не применяются положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся особенностей исполнения контрактов (ч. 1 ст. 1 , ч. 4 ст. 15 данного Закона).

Подпишитесь на обновления RSS заголовков от:
Создано FeedBurner

Данный материал завершает цикл статей, в которых обозреваются и анализируются изменения, привносимые в жизнь бюджетных учреждений Законом о контрактной системе. По новым правилам, бюджетные учреждения могут использовать для закупок как бюджетные, так и внебюджетные средства. В последнем случае бюджетные учреждения приобретают право осуществлять закупки так же, как это сейчас делают автономные учреждения, а именно в соответствии с Законом N 223-Ф3 (ст. 15 Закона о контрактной системе). Рассмотрим права и обязанности бюджетного учреждения при осуществлении таких закупок.

Обязанности бюджетного учреждения

Следование законодательству и другим правовым актам

При осуществлении закупок товаров, работ и услуг бюджетное учреждение должно руководствоваться Конституцией РФ, ГК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также утвержденным в учреждении локальным нормативным актом — положением о закупке.

Следование определенным принципам

При осуществлении закупок бюджетное учреждение должно руководствоваться следующими принципами:

информационная открытость закупки;

— равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (например, нарушением этого принципа может быть недопущение к участию в закупке индивидуальных предпринимателей);

— целевое и экономически эффективное расходование денежных средств (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (примером нарушения этого принципа может быть закупка каких-то товаров, назначение и характеристики которых не связаны напрямую с осуществлением уставной деятельности учреждений, — скажем, закупка кресел из крокодиловой кожи);

— отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (например, если от участников закупки требуется, чтобы они обладали «деловой репутацией», и нет каких-либо уточнений, что подразумевается под этим понятием, то данное требование может считаться неизмеряемым).

Рассмотрим более подробно такой принцип, как информационная открытость закупки. Информацию о своих закупках бюджетное учреждение должно размещать на официальном сайте www.goszakupki.gov.ru в разделе «223-ФЗ». При этом Закон N 223-ФЗ устанавливает следующие требования:

  1. Положение о закупке должно размещаться на сайте не позднее чем через 15 дней после утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  2. На сайте должен размещаться план закупки учреждения товаров, работ и услуг на срок не менее чем 1 год (ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  3. По конкретной закупке на сайте должна размещаться информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, разъяснения, протоколы, составляемые в ходе закупки. Если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор на сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  4. Изменения, вносимые в извещение или документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются на сайте не позднее чем в течение 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений, предоставления разъяснений. Если проводятся торги и изменения в извещение или документацию о закупке внесены позднее, чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, то срок подачи заявок должен быть продлен. Причем со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений до даты окончания подачи заявок такой срок должен составить не менее чем 15 дней (ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  5. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются на сайте не позднее чем через 3 дня со дня их подписания (ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  6. Извещение о проведении конкурса или аукциона должно размещаться на сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания приема заявок (ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
  7. Ежемесячно (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем) бюджетное учреждение обязано размещать на сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров:

— заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг;

— заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

  1. Информация должна размещаться бюджетным учреждением на сайте в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ.

Прочие обязанности

Согласно Закону N 223-ФЗ у бюджетного учреждения имеются следующие обязанности:

1) предусматривать в своем положении о закупке применение таких способов закупки, как конкурс и аукцион (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

2) не предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Например, если документация о закупке не требует того, чтобы заявка участника закупки имела сквозную нумерацию и была прошита нитками, то учреждение не имеет права отказывать в участии в закупке на основании того, что заявка не оформлена таким образом;

3) осуществлять закупку установленного перечня товаров, работ и услуг (например, автомобилей, услуг по уборке зданий и т.д.) в электронной форме;

4) направлять в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ст. 5 Закона N 223-ФЗ);

5) не размещать в Интернете сведения о закупке, составляющие государственную тайну, если такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке товаров, работ, услуг, по которым Правительством РФ принято отдельное соответствующее решение.

Права бюджетного учреждения

Закон N 223-ФЗ предоставляет бюджетному учреждению при осуществлении закупок следующие права:

1) предусматривать в своем положении о закупке иные (помимо конкурса и аукциона) способы закупки. Например, такими способами могут быть запрос предложений, конкурентные переговоры, запрос цен, сравнение цен, закупка у единственного поставщика — последний способ напрямую упоминается в законе. При этом в положении о закупке должен быть обязательно определен порядок осуществления закупки тем или иным способом;

2) устанавливать требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

3) дополнительно размещать информацию об осуществлении закупок на собственном интернет-сайте (ч. 7 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);

4) не размещать в Интернете сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб.; в случае если годовая выручка учреждения за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., можно не размещать в Интернете сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Права участника закупки

Закон N 223-ФЗ наделяет участника закупки следующими правами:

1) обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) бюджетного учреждения при закупке товаров, работ, услуг (ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

2) обжаловать в ФАС действия (бездействие) бюджетного учреждения при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

— неразмещения на официальном сайте положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей размещению на этом сайте, или нарушения сроков такого размещения;

— предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

— осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений федерального законодательства о закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Извещение о закупке

В соответствии с Законом N 223-ФЗ извещение о закупке, размещаемое на официальном сайте, должно содержать:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Документация о закупке

Документация о закупке является еще одним информационным блоком, размещаемым на официальном сайте. Она должна содержать:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дату начала и дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Положение о закупке

В соответствии с Законом N 223-ФЗ утверждать положение о закупке в автономном учреждении должен его наблюдательный совет, а вот в отношении бюджетного учреждения в этом законе ничего не говорится. Однако основываясь на формулировках Закона о контрактной системе, можно сделать вывод, что в бюджетном учреждении такой документ должен утверждаться руководителем учреждения.

Закон N 223-ФЗ устанавливает, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке. По сути, содержание положения о закупке должно состоять из двух смысловых блоков: первый блок должен фактически повторять те требования, которые содержатся в самом законе, а другой — излагать те позиции, которые упомянуты в законе, но раскрытие которых отдано на откуп самим заказчикам.

Первой частью должна быть преамбула, которая помимо ссылки на закон, в соответствии с которым разрабатывается положение о закупке, должна определять функцию данного документа — регламентация закупочной деятельности бюджетного учреждения и соблюдение требований к закупке, в том числе порядка подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условий их применения, порядка заключения и исполнения договоров, а также иных связанных с обеспечением закупки положений. Кроме того, рекомендуется указать в преамбуле изложенные в законе принципы осуществления закупок.

Вторая часть положения должна касаться способов закупки. Здесь должны быть перечислены все способы закупки, которые бюджетное учреждение может использовать в своей закупочной деятельности, а также условия их применения — например, стоимость закупки, при которой применяется тот или иной способ.

В третьей части речь должна идти об участниках закупок. Возможность участия в закупках как можно более широкого круга поставщиков является одной из целей Закона N 223-ФЗ, поэтому в положении о закупке обязательно нужно изложить информацию, которую определяет закон в отношении возможных участников закупки: какие к ним могут предъявляться требования и какие у них есть права. Отдельное внимание следует уделить вопросу, установит ли бюджетное учреждение требование о том, что участником закупки не может быть лицо, включенное ранее в реестр недобросовестных поставщиков.

Четвертая часть положения может отражать порядок осуществления закупок. Здесь рекомендуется ориентироваться на описание процедур применения тех или иных способов закупки, которые приведены в федеральном законодательстве о закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако важно помнить: в Законе N 223-ФЗ не содержится каких-либо требований, что при создании положения о закупке необходимо руководствоваться законодательством о закупках. Поэтому, копируя данные описания, необходимо подходить к ним критично, переносить в положение то, что является целесообразным, уместным и реалистичным с точки зрения установленных принципов закупки и реальных условий функционирования бюджетного учреждения, и отказываться от того, что таковым не является. Например, учреждение может само решить, в каких случаях решение о выборе поставщика должно приниматься комиссионно, а в каких — нет. Скажем, комиссионное решение может быть целесообразно при проведении конкурса, где заявки потенциальных поставщиков оцениваются по разным критериям, в том числе сложным — таким, например, как качество услуги или товара, — и где оценка критерия может потребовать учета мнения разных специалистов. А при запросе котировок или аукционе, где единственным критерием является цена, комиссионное решение может быть излишним. Наконец, в этом разделе следует указать и сами критерии, по которым будут оцениваться заявки участников закупки. Если при аукционе и запросе котировок единственным критерием является цена предложения, то, например, при конкурсе критерии оценки заявок должны быть сформулированы таким образом, чтобы оценка равным образом учитывала качество товаров, работ и услуг, сроки поставки, квалификацию и опыт работы поставщика, а также иные значимые факторы. В данной части, руководствуясь соображениями целесообразности и реалистичности, следует указать четкие сроки тех или иных процедур, связанных с осуществлением закупок (например, срок заключения контракта после подведения итогов конкурса или аукциона или любые сроки, связанные с осуществлением закупки другим способом).

В пятой части документа необходимо прописать порядок заключения и исполнения договоров — сроки их согласования и заключения, те или иные обязательные требования к содержанию договоров, определение лиц, ответственных за контроль за исполнением договоров поставщиками, и т.д.

Наконец, шестая часть документа должна касаться информационного обеспечения осуществления закупок. Здесь рекомендуется изложить позиции, касающиеся информационного обеспечения осуществления закупок, которые содержатся в рассматриваемом законе. Если бюджетное учреждение будет размещать информацию о закупке не только на официальном сайте, но и на своем собственном интернет-сайте, то здесь необходимо указать, что такое размещение будет иметь место. Если считается целесообразным размещать на сайте (сайтах) какую-то дополнительную информацию кроме той, которая предусмотрена законом, это тоже должно быть отражено в данном разделе.

План закупок

План закупок должен формироваться бюджетным учреждением в соответствии с Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требованиями к форме такого плана.

В плане закупки бюджетное учреждение вправе не отражать сведения о закупке товаров (работ, услуг), если их стоимость не превышает 100 тыс. руб. Также учреждение имеет право не включать в план закупок сведения о закупке товаров (работ, услуг) стоимостью менее 500 тыс. руб., если годовая выручка учреждения за отчетный финансовый год составила более 5 млрд. руб. Кроме того, в план закупки не включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, сведения о которой не составляют государственную тайну, но по которой принято решение Правительства РФ не размещать сведения о ней на официальном сайте. Сведения обо всех других закупках бюджетного учреждения подлежат включению в план.

План закупки формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами РФ, локальными актами, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг). Обратим внимание, что к локальным актам могут быть, например, отнесены распорядительные документы руководителя бюджетного учреждения о подготовке плана, определении сроков его подготовки и ответственных за его подготовку должностных лиц.

План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. Иными словами, планирующиеся закупки должны группироваться по месяцам или кварталам — например, в октябре учреждение планирует осуществить такие-то закупки, в ноябре — такие-то и т.д. Для самого учреждения при составлении плана удобнее, конечно, использовать более широкую поквартальную разбивку, так как в условиях слабой предсказуемости точных сроков появления у учреждения средств на ту или иную закупку при месячной разбивке может возникнуть необходимость постоянно вносить в план изменения, касающиеся сроков закупки. Однако следует отметить, что утвержденная табличная форма плана не позволяет реализовывать поквартальную разбивку, поскольку требует указания конкретного месяца осуществления закупки (см. ниже).

Корректировка плана закупки может осуществляться в следующих случаях:

1) изменение потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора. Иными словами, корректировать план закупок необходимо, когда появилась потребность в новых товарах (работах, услугах), исчезла потребность в уже заложенных в план, изменились объемы потребности, сроки приобретения, необходимые сроки поставки и т.д.;

2) изменение более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленное в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки. Соответственно, если изменение стоимости составляет менее 10%, то новая стоимость должна обозначаться бюджетным учреждением лишь в извещении и документации о конкретной закупке, а цифры в плане закупок могут оставаться прежними;

3) иные случаи, установленные положением о закупке и другими документами заказчика. Например, таким случаем может быть внесение дополнений в план по причине превышения стоимости какой-то закупки 100 тыс. руб. — теперь ее следует отразить в плане.

В случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, изменения в план закупки этих товаров (работ, услуг) вносятся не позднее размещения на официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. То есть изменения в плане закупок, размещенном на официальном сайте, должны появляться по крайней мере одновременно с размещением на этом же сайте извещения о проведении конкурса или аукциона на эти товары (работы, услуги) в соответствии с измененными параметрами.

Сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки бюджетным учреждением проекта плана закупки определяются самим учреждением с учетом установленных требований. Названные сроки и порядок, лица, ответственные за такую подготовку, могут быть определены отдельным распорядительным документом руководителя учреждения. Проект плана закупок лучше готовить после появления в бюджетном учреждении проекта государственного или муниципального задания и проекта плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год (период), так как эти документы являются содержательным основанием для определения, какие товары (работы, услуги) могут понадобиться учреждению, в каком объеме и сколько денег учреждение сможет потратить на их приобретение. Утверждать план закупок имеет смысл уже после утверждения вышеперечисленных документов.

При составлении плана закупок необходимо заполнять конкретную табличную форму следующими сведениями:

1) наименование, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты заказчика, его ИНН, КПП и код ОКАТО;

2) порядковый номер планируемой закупки, который формируется последовательно с начала года;

3) предмет планируемого договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с ОКВЭД с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и ОКДП с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг;

4) минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренные планируемым договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости);

5) единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и их код по ОКЕИ;

6) сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении. Данные сведения должны приводиться с учетом единиц измерения товаров (работ, услуг), указанных в предыдущем пункте;

7) регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по ОКАТО;

8) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

9) планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);

10) срок исполнения договора (год, месяц);

11) способ закупки. Здесь необходимо ориентироваться на правила выбора способа закупки, установленные в положении о закупке;

12) закупка в электронной форме («да», если применяется, или «нет», если не применяется).

В случае если период исполнения договора превышает срок, на который утверждается план закупок (то есть речь идет о долгосрочном договоре), в план закупок включаются сведения по этой закупке на весь период ее осуществления до момента исполнения договора.

Наконец, следует помнить, что заказчик составляет план закупок в виде единого документа в электронном формате, который может обеспечить возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускает возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы просмотра. Иными словами, план должен оформляться не в виде отсканированного изображения в графическом файле, а оптимально — оформляться в виде документа в формате Microsoft Word, Microsoft Excel или аналогичном.

Похожие публикации