Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Обоснование закупки у единственного поставщика. Закупка у единственного поставщика обоснование выбора Образец обоснования закупки у единственного поставщика пример

Мы писали ранее. Также обратите внимание на статью о . В нашей статье затронем тему обязательного обоснования, а также приведем пример и образцы, которые помогут в работе.

Когда необходимо обосновать

Перечень случаев, когда госконтракт можно заключить с единственным исполнителем, установлен в ст. 93 Закона о контрактной системе. Договор должен содержать о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения исполнителя контракта, а также расчет и объяснение цены при осуществлении следующих закупок (ч. 3 и 4 ст. 93 ФЗ № 44):

  • по мобилизационной подготовке;
  • печатных или электронных изданий;
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме вследствие или других чрезвычайных ситуаций;
  • поставка культурных ценностей;
  • произведений литературы и искусства.

От работника требуется «доказать» уникальность выбранного исполнителя или товара (работы или услуги) или возникновение непредвиденной ситуации. При этом законодательно сумма контракта не ограничивается. Пользуясь этим правилом, ряд регионов России создали специальные учреждения и наделили их соответствующими полномочиями. Это позволяет им подпадать под действие п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 и осуществлять заказ товаров без проведения конкурсных процедур, тем самым существенно сокращая временные затраты. Как правило, это заказ лекарственных средств и медикаментов.

Документ с объяснением цены должен быть неотъемлемой частью договора, расчет должен быть прописан в самом договоре либо оформлен в виде приложения и подписан обеими сторонами. В то время, как отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика оформляется отдельным документом и подписывается только представителем заказчика.

Требования к документу

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования заказа у прямого подрядчика. Однако в документе необходимо отразить:

  • соответствие выбранного исполнителя ;
  • причины, по которым невозможно провести госзакупку иным способом.

Приобретение товаров или работ у единственного, выбранного самим заказчиком, поставщика – быстрый и простой способ обеспечить нужды государственного или муниципального учреждения. Возможность проведения такой процедуры предусмотрена статьей 24 44-ФЗ. При этом заказчик обязан отчитаться перед контролирующими органами и обосновать выбор именно такой методики закупки.

Когда допускается проведение такой закупки

Полный перечень ситуаций, при которых заказчик может закупить необходимые товары или услуги у одного поставщика приведен в статье 93 44-ФЗ. Среди всех случаев чаще всего применяются следующие:

  1. Приобретение товаров и услуг у организаций, которые относятся к разряду естественных монополий и отвечают нормам статьи 147-ФЗ.
  2. Закупка материальных ресурсов или работ на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.
  3. Приобретение услуг водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и тому подобные.
  4. Закупка материальных ценностей и услуг предназначенных для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий.
  5. Приобретение печатных изданий в том случае, если эксклюзивные права на издание принадлежат только одной компании.
  6. Посещение культурно-массовых мероприятий, музеев, зоопарков и так далее.
  7. После признания закрытой процедуры по определению поставщика несостоявшейся.

В этих и других перечисленных в законе случаях заказчик может провести закупку у выбранного поставщика. При этом ему придется составить отчет и обосновать свой выбор.

Когда необходимо обосновывать закупки и когда это делать не обязательно

К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. В нем указывается причина выбора такой закупки, вывод о невозможности или нецелесообразности использования других способов, а также обоснование цены контракта. Такое правило устанавливается частями 3 и 4 статьи 93 44-ФЗ. Оно справедливо для всех перечисленных случаев:

  1. Работы, связанные с мобилизационной подготовкой.
  2. Услуги, которые могут быть предоставлены исключительно органами исполнительной власти либо организациями, которые находятся в их ведомстве.
  3. Приобретение МТР или услуг предназначенных для ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи.
  4. Закупка объектов культурного наследия.
  5. Поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе.
  6. Приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов.
  7. Поставка электронных или печатных изданий.
  8. Заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей.
  9. Услуги по управлению многоквартирным домом.
  10. Ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.

Более полный список таких ситуаций можно найти в 93 статье 44-ФЗ. В этих случаях контрактный управляющий обязан сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.

Чем обосновать выбор

Заказчик обязан в отчете указать причину, по которой он выбрал именно такой способ закупки. Чаще всего применяются следующие обоснования:

  • Отсутствие конкурентов у выбранной компании.
  • Срочность проведения закупки.
  • Нецелесообразность поставки товаров или услуг поставщиками из других регионов.
  • Отсутствие заинтересованности со стороны других участников рынка.
  • Реализация дополнительной закупки.

Причина прописывается в отдельном документе и визируется только представителем заказчика.

Пример составления отчета

Унифицированной формы для составления такого отчета не существует. Каждая организация разрабатывает ее индивидуально. Рассмотрим правила оформления подобного документа на примере закупки специализированной компьютерной системы, предназначенной для расчета НМЦК. Отчет должен будет состоять из следующих пунктов:

  1. Способ закупки: у единственного поставщика в соответствии с частью 1 статьи 94 44-ФЗ.
  2. Цена контракта.
  3. Обоснование выбранного способа. Закупаемое программное обеспечение должно проводить расчет в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными правительством РФ. В результате анализа рынка других аналогичных программ, полностью удовлетворяющих заявленным требованиям, выявлено не было.
  4. Обоснование цены. Стоимость контракта определена методом сопоставления действующих на данный момент цен на рынке на аналогичные товары. Аналогичными признаются товары, имеющие схожие основные признаки. Так как аналоги закупаемого программного обеспечения отсутствуют, то цена определена путем организации затратного метода, регламентируемого статьей 22 44-ФЗ.
  5. Обоснование прочих условий договора. Срок поставки в 3 дня определяется, исходя из потребностей заказчика. Так как программа реализуется с использованием сети интернет, ее доставка до потребителя не потребует значительных затрат времени.
  6. Дата составления документа, подпись представителя заказчика, печать.

В случае нарушения заказчиком порядка предоставления отчета — ему грозит наказание. Контролирующие органы накладывают штраф в установленной сумме. Составление такого отчета помогает предупредить применение коррупционных схем и проведение необоснованной закупки у афилированного поставщика.


О выборе поставщика неконкурентным способом мы писали ранее. Также обратите внимание на статью о способах выбора победителя по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В этой статье затронем тему обязательного обоснования, а также приведем пример и образцы, которые помогут в работе.

Когда необходимо обосновать

Перечень случаев, когда госконтракт можно заключить с единственным исполнителем, установлен в ст. 93 Закона о контрактной системе. Контракт должен содержать отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения исполнителя контракта, а также расчет и объяснение цены при осуществлении следующих закупок (ч. 3 и 4 ст. 93 ФЗ № 44):

  • по мобилизационной подготовке;
  • печатных или электронных изданий;
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме вследствие аварии или других чрезвычайных ситуаций;
  • поставка культурных ценностей;
  • закупка произведений литературы и искусства.

От работника контрактной службы требуется «доказать» уникальность выбранного исполнителя или товара (работы или услуги) или возникновение непредвиденной ситуации. При этом законодательно сумма контракта не ограничивается. Пользуясь этим правилом, ряд регионов России создали специальные учреждения и наделили их соответствующими полномочиями. Это позволяет им попадать под действие п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 и осуществлять заказ товаров без проведения конкурсных процедур, тем самым существенно сокращая временные затраты. Как правило, это заказ лекарственных средств и медикаментов.

Документ с объяснением цены должен быть неотъемлемой частью контракта, расчет должен быть прописан в самом договоре либо оформлен в виде приложения и подписан обеими сторонами. В то время как отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика оформляется отдельным документом и подписывается только представителем заказчика.

Требования к документу

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования заказа у прямого подрядчика. Однако в документе необходимо отразить:

  • соответствие выбранного исполнителя требованиям ФЗ № 44;
  • обоснование НМЦК;
  • причины, по которым невозможно провести госзакупку иным способом.

Закупки у единственного поставщика

Наши партнеры

Закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика подразумевает такой способ закупки, при котором заключить контракт (договор) предлагается только одному поставщику (подрядчику, исполнителю). Этот способ закупки не является конкурентным, поскольку при нем не осуществляется так называемая процедура выбора поставщиков из нескольких претендентов. В статье рассмотрим, в каких случаях согласно Федеральному закону N 44-ФЗ*(1) государственные (муниципальные) образовательные учреждения вправе осуществлять закупку у единственного поставщика и каковы особенности применения данного способа закупки.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика

Случаи, при которых заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика, перечислены в п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ. Отметим наиболее распространенные из них, которые могут возникнуть в деятельности образовательных учреждений:

1) закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (пп. 1);

2) закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн. руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб.

Указанные ограничения годового объема закупок не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений (пп. 4);

3) закупка товара, работы или услуги государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 000 руб. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн. руб. (пп. 5);

4) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) (пп. 8);

5) заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (пп. 29);

6) закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (пп. 9);

С учетом обозначенных разъяснений закупка хозяйственных товаров на сумму, не превышающую 100 000 руб., через подотчетных лиц осуществляется без проведения торгов, то есть путем закупки у единственного поставщика на основании пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Могут ли государственные образовательные учреждения, осуществляющие закупки у единственного поставщика на основании пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ на сумму до 400 000 руб., одновременно применять пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ при совершении у единственного поставщика другой закупки на сумму до 100 000 руб.?

На основании пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму до 400 000 руб. могут только определенные виды государственных муниципальных учреждений, в том числе образовательные учреждения, при условии, что годовой объем таких закупок у этих учреждений не должен превышать 50% их совокупного годового объема закупок и составлять не более 20 млн. руб.

В то же время любые учреждения, в том числе учреждения образования, могут осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму до 100 000 руб. на основании пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ при условии, что годовой объем таких закупок не превышает 2 млн. руб. или 5% совокупного годового объема закупок и не более 50 млн. руб.

Таким образом, государственные (муниципальные) образовательные учреждения вправе совершать закупки у единственного поставщика как на основании пп. 5, так и на основании пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ с учетом ограничений, установленных указанными подпунктами (письма Минэкономразвития РФ от 25.05.2015 N Д28и-1363, от 29.01.2015 N ОГ-Д28-1629, от 31.12.2014 N Д28и-2896, от 22.07.2014 N Д28И-1377).

Необходимо провести срочные работы по капитальному ремонту здания. Может ли учреждение заключить контракт на выполнение таких работ с единственным подрядчиком на основании пп. 9 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ (закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие обстоятельств непреодолимой силы)?

Как было указано выше, в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров (работ, услуг), необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно).

Обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным поставщиком на основании указанного подпункта, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости (Определение ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13).

Рассматривая различные споры о правомерности заключения договоров с единственным поставщиком в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, суды обращают внимание на следующее: если у заказчика существует возможность прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени, то это является основанием для признания контракта, заключенного с единственным исполнителем, недействительным (Письмо Минэкономразвития РФ от 09.12.2014 N Д28и-2780).

Таким образом, если необходимость проведения срочных ремонтных работ возникла в связи с какой-либо аварией, иной чрезвычайной ситуацией, что подтверждает документ, выданный органами МЧС либо иными государственными (муниципальными) органами, то заключение договора с единственным поставщиком правомерно.

Если же заказчик знал заранее, что здание находится в аварийном состоянии, требующем капитального ремонта, неудовлетворительное состояние здания не является следствием обстоятельств непреодолимой силы. Следовательно, в такой ситуации заказчик не имеет права заключать договор с единственным подрядчиком. Выбор подрядчика должен быть осуществлен с применением конкурентных способов (решения Арбитражного суда Красноярского края от 04.03.2015 N А33-21425/2014, Воронежской области от 12.11.2014 N А14-10136/2014).

Особенности заключения контракта с единственным поставщиком по результатам закупки, признанной несостоявшейся

В отдельных случаях конкурентные способы определения поставщиков (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок) могут быть признаны несостоявшимися. Например, когда подана только одна заявка на участие в таком конкурсе (аукционе, запросе котировок), соответствующая требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям, указанным в документации о закупке (п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 71, п. 1 ст. 79 Федерального закона N 44-ФЗ).

В этих случаях заказчик заключает контракт с единственным поставщиком. Причем это уже является не правом заказчика, а его обязанностью.

Особенности процедуры закупки по итогам конкурса (аукциона, иной конкурентной закупки), признанного несостоявшимся, определены в пп. 25 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ. Данным подпунктом, в частности, предусмотрено, что в отличие от общей процедуры закупки у единственного поставщика в указанных случаях заказчику необходимо согласовать заключение контракта с органом власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе (ЕИС) соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком заключается в срок:

а) не более чем 20 дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных п. 4 и 5 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ, – с даты размещения в ЕИС соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся;

б) установленный ст. 70 и п. 13 ст. 78 Федерального закона N 44-ФЗ – в случаях, предусмотренных соответственно п. 1-3.1 ст. 71, п. 1 и 3 ст. 79 Федерального закона N 44-ФЗ.

– ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;

– размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ).

Обоснование закупки у единственного поставщика


В соответствии с п. 3 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ для заключения контракта с единственным поставщиком заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта (п. 4 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ).

Предусмотренные выше требования Федерального закона N 44-ФЗ об обосновании закупки распространяются на отдельные случаи осуществления закупки у единственного поставщика, закрепленные в пп. 3, 6, 9-14, 17, 18, 22, 23, 27, 30-32, 34, 35, 37-41, 43 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Стоит отметить, что при наиболее распространенных случаях осуществления закупки у единственного поставщика, предусмотренных пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ (закупки до 100 000 руб. и закупки до 400 000 руб.), заказчик не обязан обосновывать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и иные существенные условия контракта.

Подводя итог, отметим, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является неконкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя). То есть при таком способе закупка осуществляется без проведения торгов.

Данный способ закупки является наиболее простым и быстрым, но его использование связано с высоким риском различных злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (например риск сговора с поставщиком). Именно поэтому случаи использования такого способа закупки четко регламентированы Федеральным законом N 44-ФЗ. Их закрытый перечень приведен в п. 1 ст. 93 данного закона.

*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

эксперт журнала «Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Дорогие друзья, ждем Ваши вопросы и комментарии! Вы спрашиваете — мы отвечаем!

Последние новости, аналитика

Особенности установления инвалидности лицам с психическими расстройствами на основании количественной системы оценки степени выраженности нарушений функций организма человека

Введение. В структуре инвалидности по классам болезней среди взрослого и детского населения Омской области психические расстройства и расстройства поведения в [. ]

Анализ первичной, повторной инвалидности и потребность в технических средствах реабилитации при злокачественных новообразованиях

Ключевые слова. Злокачественные новообразования, группа инвалидности, локализация, технические средства реабилитации.

Аннотация. Статья посвящена инвалидности и техническим средствам реабилитации у пациентов [. ]

Актуальные вопросы реабилитации инвалидов с утратой конечности. Значение протезирования и альтернативных способов восстановления мобильности

За оказанием протезно-ортопедической помощи обращается лишь часть инвалидов после ампутации конечности. Вместе с тем все инвалиды с утратой конечности нуждаются [. ]

Вопросы организации эндопротезирования крупных суставов

При заболеваниях и травмах крупных суставов, в основном тазобедренного и коленного, сопровождающихся болевым синдромом и контрактурой, возникает выраженное ограничение жизнедеятельности [. ]

Зарубежные подходы к измерению качества жизни

Качество жизни является комплексной социально-экономической категорией, отражающей материальные, социальные и духовные отношения в обществе, предпосылкой и результатом государственного управления, основным [. ]

/ Отчет об обосновании закупки у ед.поставщика

к Контракту от «___» _______________ 2014 № __________

об обосновании закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

1. СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ:

Адрес электронной почты

Номер контактного телефона

2. ОБОСНОВАНИЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНЫХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ):

Способ определения поставщика

Осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Случай осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) согласно части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ

Пункт 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ

Обоснование использования способа определения поставщика

Право заказчика на выбор способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) предусмотрено частями 1, 5 статьи 24 Закона 44-ФЗ.

Возможность осуществления закупки товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей прямо предусмотрена пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Нецелесообразность использования конкурентных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) вызвана следующими причинами:

сумма закупки составляет 15 000 рублей 00 копеек, что не превышает предельное значение 100 тыс. рублей, установленное пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;

сумма закупки входит в совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществлять на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;

на обучение направляется небольшое число слушателей – сотрудников заказчика (1 чел.) и цена контракта незначительна, в связи с чем, возникает риск отсутствия заинтересованности у потенциальных исполнителей контракта в подаче заявки на участие в закупке и, соответственно, риск отсутствия заявок;

длительность сроков проведения конкурентных способов закупки (от 2 недель до 2 месяцев), что затянет сроки получения дополнительного профессионального образования в сфере закупок;

высокий риск привлечения к образовательному процессу неквалифицированного исполнителя в случае проведения запроса котировок или электронного аукциона, предусматривающих выбор победителя только по ценовому критерию.

3. ОБОСНОВАНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА:

Существенное условие контракта

Предмет контракта и его краткое описание

Оказание платных образовательных услуг по программе повышения квалификации дополнительного профессионального образования «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд».

Продолжительность обучения: 144 академических часов.

Форма обучения: очная.

Данные услуги необходимы для повышения профессионального уровня, совершенствования профессиональной компетенции и получения новой компетенции, необходимой сотрудникам заказчика для профессиональной деятельности в сфере закупок в соответствии с требованиями статей 9, 38 и 39 Закона № 44-ФЗ.

Подразделение выбирает основание для заключения прямого договора (выбирает подпункт пункта 12.10.1 Положения о закупке — см. таблицы)

  • Шаг 2

    Подразделение выбирает Исполнителя по договору и осуществляет Исполнителя, направленную на проявление должной осмотрительности при выборе Исполнителя, в случае, если Исполнитель не включен в (используя )

  • Шаг 3

    Подразделение направляет (в случае, если цена договора превышает 500 тыс. руб.) по электронной почте в Дирекцию по закупкам (направляется директору Т.М.Обернибесовой). В соответствии с законодательными нормами, каждое изменение в план закупки , вносимое в течение года подразделениями, в течение 3 рабочих дней проходит согласование акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"

  • Шаг 4

    Подразделение готовит пакет документов в соответствии с выбранным основанием (см. перечень и формы документов в таблицы)

  • Шаг 5

    Подразделение отправляет на рассмотрение проекты документов (СЗ, ТЗ или проект договора, обоснование цены) по электронной почте в Дирекцию по закупкам (документы направляются директору Т.М.Обернибесовой)

  • Шаг 6

    Закупке присваивается номер, и закупка направляется в работу работнику Отдела закупок (ОЗ) - ответственному за закупку

  • Шаг 7

    Ответственное лицо ОЗ работает с подразделением по доработке документов (переписка ведется по электронной почте)

  • Шаг 8

    При необходимости подразделение дорабатывает документы

  • Шаг 9

    Документы доработаны; ответственное лицо ОЗ направляет в подразделение по электронной почте согласие на заключение договора

  • Шаг 10

    Подразделение передает ответственному лицу ОЗ оригиналы подписанных руководством подразделения документов на закупку - заявку на закупку: СЗ (с визой ПФУ, подтверждающей наличие средств, источник финансирования и статью расходов), ТЗ (или проект договора, завизированный руководителем на первой странице), обоснование цены договора

  • Шаг 11

    Подразделение получает от ответственного лица ОЗ два оригинала договора для организации их подписания Заказчиком и Исполнителем (один оригинал с проштампованными страницами - это договор Заказчика - НИУ ВШЭ, второй оригинал без штампов - это договор Исполнителя)

  • Шаг 12

    Подразделение получает визы руководителя подразделения, ПФУ, УБУ в штампе, который ставится на обороте страницы договора - оригинала НИУ ВШЭ, где указаны полные реквизиты сторон

  • Шаг 13

    Подразделение регистрирует договор в ПФУ (комната К-402) в журнале регистрации договоров и присваивает номер договору)

  • Шаг 14

    Подразделение передает два оригинала договора на подписание лицу, которое подписывает договор от имени НИУ ВШЭ и проставляет печать на подпись этого лица (дата на договоре не ставится)

  • Шаг 15

    Подразделение передает два оригинала договора на подписание Исполнителю - лицу, которое подписывает договор от имени фирмы-Исполнителя, и проставляется печать на подпись этого лица (дата на договоре не ставится)

  • Шаг 16

    Подразделение передает два оригинала подписанного договора в ОЗ; ответственное лицо ОЗ ставит текущую дату в оригиналах договора, делает копию договора и передает оригиналы договора подразделению

  • Шаг 17

    Подразделение передает в ПФУ лицу, курирующему подразделение, оригинал договора с проштампованными страницами (оригинал НИУ ВШЭ)

  • Шаг 18

    Подразделение передает Исполнителю оригинал его договора

  • Нужно ли составлять отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и в каких случаях?

    Ответ

    Как составить план‑график 2020 по новым правилам

    План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.

    Да, отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик делать обязан.Готовить отчет не нужно, если заключаете контракты по пунктам 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 и 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такие правила установлены в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и подтверждены письмом Минэкономразвития России от 20 мая 2016 г. № ОГ-Д28-6396.

    Когда заказчик должен обосновать закупку у единственного поставщика

    Чтобы закупить товары, работы, услуги у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать в отчете:невозможность или нецелесообразность других способов закупки;цену контракта;другие существенные условия контракта.Требование обосновывать закупку не распространяется на контракты, которые стороны заключили по пунктам 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 и 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика

    Чтобы обосновать закупку у единственного поставщика, подготовьте и разместите в ЕИС отчет. Документ составляет работник контрактной службы или контрактный управляющий в произвольной форме. Подписывает отчет руководитель или уполномоченное лицо заказчика.

    Готовить отчет не нужно, если заключаете контракты по пунктам 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 и 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такие правила установлены в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и подтверждены письмом Минэкономразвития России от 20 мая 2016 г. № ОГ-Д28-6396.

    Что включить в отчет

    В обоснование включите:цель закупки товара, работы, услуги;описание объекта закупки ;цену контракта;условия контракта и преимущества контрагента;причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;

    • вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком;
    • ссылки на нормы законов и подзаконных актов.

    К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.В качестве причин, по которым невозможно провести конкурентную процедуру, укажите, например:Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить торги нецелесообразно.Нерентабельность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Это касается случаев, когда поставщик - единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.Отсутствие конкуренции. Например, поставщик - монополист либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.Отсутствие заинтересованности. Укажите такую причину, если есть документально подтвержденные сведения о том, что поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.Распродажа. Если заключаете контракт с поставщиком, который объявил распродажу по ценам ниже рыночных, и такое предложение действует ограниченное время.Когда разместить отчет в ЕИССоставьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт. Закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в части 3 статьи 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете.

    Кроме того, в Законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета. Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать.Внимание: если заказчик не разместит отчет в ЕИС, ему грозит штраф в размере 50 000 руб.Такая ответственность предусмотрена в части 3 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Как разместить отчет в ЕИС

    Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru. В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета - «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система. Подпишите отчет электронной подпись ю уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте. Документ отобразится на странице перечня ваших отчетов.

    Понятие неконкурентной закупки. Почему поставщик называется «единственным»?

    Специалисты по госзакупкам традиционно уделяют очень много времени обсуждению закупок у единственного поставщика. Это связано с тем, что они выбиваются из общего правила и необходимо соблюдать принципы 223-ФЗ. Но, по мнению многих, принципы не соблюдаются. Можно рассмотреть каждый из них.

    • Информационная открытость. Эта норма соблюдается. Никаких исключений нет. Порядок информационного обеспечения такой же, как и при конкурентной процедуре.
    • Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции. Как доказать, что при заключении договора с единственным поставщиком нарушается принцип равноправия? Все эти слова требуют доказательств.
    • Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств. Эта цель положена в принятие самого 223-ФЗ.
    • Сокращение издержек заказчика . Прямая закупка может свидетельствовать о сокращении издержек. Проблема в том, что юридические составы (заключение договора, сама процедура) имеют большие разночтения. Связать их сложно. Выбор единственного поставщика может стать эффективным методом. Воспринимать такую процедуру как исключение из правил не стоит.
    • Отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

    О чем закон 223-ФЗ? Он не о том, как проводить закупки и какие закупки стоит проводить. Он о том, что заказчик должен принять правовые акты (положение о закупке и иные), в этом правовом акте локального характера должны быть урегулированы 3 блока вопросов:

    1. Порядок подготовки и проведения процедур закупки
    2. Способы закупки, условия их применения
    3. Порядок заключения и исполнения договоров

    В нем написано одно, а на практике происходит другое. Многие заказчики забывают включить третий блок. Часто есть несоблюдение закона. По заключению договоров нужно прописать, в каком случае заказчик обязан и в каком случае он вправе заключить договор, предлагается ли договор участнику, занявшему 2 место и действия по несостоявшейся процедуре (заключается договор или нет). Исполнение договоров: хороший пример Положения у группы компаний «Газпром»: «Договоры, заключенные в результате закупки, должны исполняться в соответствии с их условиями, требованиями законов и Гражданского кодекса РФ». Одной этой фразой можно соблюсти эти требования. Закон не регулирует, каким образом проводить закупку.

    В судебной практике были случаи, когда один из потенциальных участников закупки отправился в Арбитражный суд Оренбургской области и попытался признать недействительными отдельные пункты Положения о закупке конкретного заказчика Оренбургской теплогенерирующей компании. Позиций было очень много и потенциальный заказчик решил, что это ограничение конкуренции. Суд решил, что, согласно 223-ФЗ, обязанностью заказчика является размещение на официальном сайте ЕИС Положения о закупке. Заказчик выполнил эту обязанность. Также должны быть расписаны способы закупки и условия их применения. Таким образом, заказчиком был соблюден закон. Что здесь можно оспаривать? Здесь все отдано на усмотрение заказчика.

    Закон не предусматривает, какой процент конкурентных закупок должен быть исполнен. Также нет ограничений в случае единственного поставщика. Есть рекомендация заключать не более 30% договоров с единственными поставщиками.

    Также не нужно относиться к закупке у единственного поставщика как исключению из правил еще и по той причине, что в 223-ФЗ упомянуты 3 способа закупок: конкурс, аукцион и закупка у единственного поставщика.

    С самого начала применения 223-ФЗ появляется нездоровый интерес к таким закупкам со стороны государственных органов. Например, попытки выявить коррупциогенные факторы через проверку Положений. Они:

    • выявляются в ходе антикоррупционной экспертизы,
    • представляют собой положения НПА (проектов НПА),
    • касаются деятельности органов государственных власти и местного самоуправления.

    В практике Чувашской республики было дело, когда прокуратура опротестовала Положение о закупке, ссылаясь на то, что при закупке у единственного поставщика наблюдается широта дискредитационных полномочий генерального директора ГУПа. Это беззаконие со стороны прокуратуры. Коррупциогенные факторы выявляются, но вопрос в объекте этой экспертизы. Если посмотреть в закон об антикоррупционной экспертизе, то можно увидеть, что проверке должны подвергаться нормативно-правовые акты и проекты нормативно-правовых актов. Положение о закупке ни тем, ни другим не является. Это локальный акт, наряду с правилами трудового распорядка. Именно поэтому антикоррупционной экспертизе он не подлежит. Второй момент: коррупциогенные факторы относятся только к действиями органов государственной власти и местного самоуправления. Отдельные юридические лица проверке также не подлежат.

    Коррупциогенные факторы — это нормы, которые могут быть применены по-разному в разных ситуациях. Смысл их выявления заключается в том, чтобы у чиновника не было свободы усмотрения при применении норм. То есть нужно, чтобы в разных ситуациях он применил бы ее единообразно.

    Другое направление проверок: описание случаев этой закупки. Например, у заказчиков в Положении не предусмотрены ценовые диапазоны. Можно назвать это несоответствие принципам статьи 3 223-ФЗ. Третий сценарий: когда выносится предупреждение о возможном нарушении законодательства. Обжаловать это в судебном порядке невозможно и неизвестно, что нужно делать с такой закупкой. Так как никаких ограничений заказчику не выносится, то нарушить закон при составлении Положений нужно еще постараться.

    Способы закупки заказчик описывает самостоятельно. 223-ФЗ устанавливает 2 способа закупки: конкурс или аукцион. Но закон не устанавливает, что и когда проводить. Сама процедура законом не регламентирована.

    Существуют наиболее распространенные способы закупки. Часто говорят, что под закупки у единственного поставщика маскируются другие виды закупок. Например, когда в Положении указывается прямая закупка, прямой выбор, неконкурентная закупка. Доля прямых закупок не свидетельствует о том, что такие закупки не эффективны.

    Можно ли обойтись без закупок у единственного поставщика? Нет, это невозможно. Это объективная реальность.

    Как все происходит в контрактной системе по 44-ФЗ? Там очень много случаев закупок у единственного поставщика: 46% от всего объема закупок. По результатам мониторинга закупок, почти 30% закупок проводится у единственного поставщика. Эти цифры говорят о том, что обойтись без прямой закупки невозможно. Если есть услуги субъектов монополии, коммунальные службы и так далее: без закупок у единственного поставщика здесь не обойтись.

    Важно обратить внимание на то, что конкурентная закупка имеет серьезный недостаток. Ее успешность зависит не от того, кто ее объявляет, а от тех, кто на нее приходит и как себя ведут участники. Если компания является авторитетом, то ей нет смысла приходить на конкурентную закупку. Есть риск, что заявки на такой вид закупки никто не будет подавать. Также есть риск, что на нее подадут заявки те участники, которые и не собираются исполнять этот контракт: они могут запросить аванс и исчезнуть. Это так называемое «конкурсное рейдерство».

    На этом фоне закупка у единственного поставщика более конкретная и честная. Исключить такую процедуру просто глупо. Конечно, с закупкой у единственного поставщика могут наблюдаться злоупотребления правом. Это, к примеру, может быть ситуация, когда компания все закупки проводит у единственного поставщика. Также с помощью таких закупок заказчик может полностью игнорировать закупки в электронной форме. Этому можно воспрепятствовать. Был принят в первом чтении законопроект, который это запрещает.

    В Постановлении Правительства №616 существует исключение: даже если товар попал в электронный перечень, но в Положении о закупке прописано наоборот (например, транспортное средство), то электронная форма не соблюдается. Это не нарушение, а одна из форма злоупотребления. Закон не устанавливает процент закупок в электронной форме.

    Что же такое закупка у единственного поставщика или единственного источника? Ни в одном нормативном акте в настоящее время нет определения. Оно было только в 94-ФЗ: «При размещении заказа у единственного поставщика заказчик предлагает заключение контракта только одному поставщику» . Понятие не связано с тем, что он действительно один. Здесь не фигурирует низкоконкурентный рынок. Вопрос лежит в плоскости договорного права. В конкурентной закупке осуществляется поиск контрагента путем приглашения различных участников. По результатам закупки составляется протокол и по сути объявляется имя единственного поставщика. Ему предлагаются условия договора потому что участник известен заказчику. С наличием или отсутствием конкурентного рынка данное понятие никак не связано.

    Как видит эту ситуацию ФАС России?

    Сейчас многие органы власти пишут типовые требования к закупкам. Но закон не говорит о том, что кто-то может давать типовые требования. Известно только, что каждый заказчик может устанавливать свои требования в Положениях. Типовые документы не прошли регистрацию в Министерстве юстиции РФ, хотя это просто необходимо. Органы власти занимаются тем, что не входит в их полномочия. Что же написано в таких требованиях?

    Авторы положений предусмотрели случай закупки, который есть в 94-ФЗ: «Закупка одноименный товаров, работ, услуг на сумму не более 100 000 рублей в квартал». Компании с выручкой в миллиарды рублей не могут соблюдать такие требования. Такие лимиты давно не устанавливаются. Также авторы таких положений пишут, что они не обязательны к применению, но рассылают письма с требованиями предоставить отчетность: каким образом они соблюдают типовое положение. Но юристы знают, что любой нормативно-правовой акт должен пройти как минимум процедуру обнародования. Иначе кому-либо вменять его несоблюдение будет неправомерно.

    • При установлении в положении о закупке права заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) рекомендуется предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.
    • Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.
    • В положении о закупке целесообразно предусмотреть обязанность обоснования необходимости заключения заказчиком договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), начальной (максимальной) цены договора и выбора им конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым заключается такой договор.

    Аварийная закупка: это может быть не только чрезвычайная ситуация или воздействие непреодолимых сил. Необходимо расшифровать понятие «воздействие обстоятельств непреодолимой силы». Но есть перечень того, что не является непреодолимой силой. Принято считать, что это социальный форс-мажор (забастовки, теракты и подобное), природный форс-мажор (наводнения, землетрясения и подобное), а также юридический форс-мажор (принятие нормативных актов). Таким образом катализируются условия закупки у единственного поставщика. В таких обстоятельствах необходимо составлять акт и оценивать ущерб.

    Открытая конкуренция при закупке у единственного поставщика отсутствует. Но заказчик определяет победителя по определенным критериям, поэтому конкуренция сохраняется. 223-ФЗ не требует обоснования цены, но все заказчики в локальных документах предусматривают порядок и методику обоснования цены. Закупка у единственного поставщика проводится с целью экономии на проведении процедуры, поэтому обоснование делать целесообразно. но не обязательно в Положении о закупке.

    По наблюдениям юристов, заказчики часто включают это в Положение о закупке. Но это не обязательно и остается на усмотрение заказчика.

    Информационное обеспечение закупки у единственного поставщика точно такое же же, как и у любой другой закупки. Сейчас существует законодательная инициатива, которая призывает отмену извещения о закупке у единственного поставщика. Извещение носит уведомительный характер. И поскольку это процедура прямого заключения договора, то протокол и прочая информация занимают маленький объем. Это не является нарушением. Когда нужно выкладывать извещение о закупке, то есть когда нужно продемонстрировать открытость процедуры? Закон этого не регулирует. Предписание идет в плане конкурса и аукциона.

    Отчетность. Существует ежемесячная отчетность и она представляет собой коллизию законодательства. Кому она нужна? Эта отчетность не дает представления о картине закупочной деятельности заказчика. Дело в том, что после предоставления отчетности договор может быть расторгнут и статистика будет некорректной. Только факт показывает статистику удовлетворения потребностей заказчика. Существует реестр договоров и необходимо размещать все договоры в ЕИС.

    Примерные случаи закупки у единственного поставщика

    • Закупки до определенной суммы
    • Срочная потребность в товарах, работах, услугах
    • Проведение дополнительной закупки
    • Процедура закупки была признана несостоявшейся
    • Закупка услуг субъектов естественной монополии
    • Закупка определенных видов услуг (финансовые, образовательные и др.)

    Обойтись без закупок у единственного поставщика невозможно. С позиции ФАС России такую закупку целесообразно делать для низкоконкурентного рынка и для срочных закупок. Целесообразно ли использовать ценовые диапазоны? Да, это нигде не регламентировано, но учитывая практику, можно поставить ценовые диапазоны на все способы закупок.

    Дозакупка — это особая ситуация. Ее не стоит использовать слишком часто. Она происходит в случае, если договор уже заключен, но заказчику нужно больше. Классический случай — стройка. Она может быть как изменение договора. Есть дозакупка, которая необходима после закрытия первого договора. Можно прописать в Положении: «Если смена поставщика нецелесообразна, то закупка дополнительного объема производится у данного поставщика как у единственного».

    К единственному поставщику относятся еще и услуги. Можно провести анализ деятельности заказчика и определить период, когда ему тяжело проводить конкурентные закупки (когда по статистике они наиболее часто признаются несостоявшимися). Необходимо заключать договор на возмещение затрат.

    Процедура закупки признана несостоявшейся. Здесь существует 2 подхода:

    1. Когда заказчик при наличии одной заявки заключает с ее обладателем договор. В данном случая на выход единственного поставщика не получается.
    2. Когда конкурс или аукцион не состоялся, то протокол является основанием для заключения договора с единственным поставщиком как единственным участником конкурса или даже каким-то другим.

    Обжалование неконкурентной закупки

    Проведение закупки у единственного поставщика часто признается нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Однако предписания не выдаются, так как договор «разрушить» в административном порядке нельзя. Процедура закупки у единственного поставщика имеет в результате договор. Расторгнуть его могут только стороны или суд. На уровне административного порядка сделать ничего нельзя. Но зачем публикуются такие предписания, непонятно.

    Эта статья говорит о том, что нельзя давать преимущество одним участникам торгов, а других ставить в дискриминационное положение. В ней не сказано о претендентах на контракт, а здесь названы определенные виды закупок.

    Практика разношерстная и отношения к букве закона имеет мало. Существует 3 точки зрения:

    • ФАС (см. выше)
    • Счетная палата. Несоблюдение 223-ФЗ: определение единственного поставщика решением руководства, единственный поставщик — дочерняя корпоративная структура, все закупки у единственного поставщика. Все это не нарушение закона, но влечет за собой негативную оценку в отношении расходования средств.
    • Суды. Оспаривание закупки: противоречивый подход. Оспорить закупку у единственного поставщика невозможно (дело № А76-21718/2014) . Закон требует от заказчика продемонстрировать, как он будет покупать: способ закупки и условия его применения. Больше ничего от заказчика закон не требует. Следовательно, оспорить такую закупку невозможно. Как определить заинтересованное в оспаривании лицо? Нужно понять, зачем лицо обращается в суд. В суде обычно ищут защиты нарушенных прав. Если в исковом заявлении не написать, каким образом удовлетворение иска восстанавливает нарушенные права, то суд отклонит такой иск. Заказчик должен доказать и обосновать, что договор может быть исполнен только одним поставщиком и никаким другим (дело № А60-47219/2014) . Кому заказчик должен обосновывать и доказывать? Есть хозяйствующий субъект с потребностями. Он эту потребность удовлетворяет открытым способом. Заключение договора идет одномоментно, поэтому оспорить его невозможно.

    Вопросы участников

    Можно ли в Положении о закупке установить лимит закупки у единственного поставщика до 600 000 рублей?

    Ответ: Да, можно. Никаких границ по ценовым диапазонам закон не устанавливает. Все зависит от объемов выручки.

    Информация о закупке у единственного поставщика размещается только в Реестре договоров и Реестре закупок?

    Ответ: Что такое «Реестр закупок» неизвестно, но в Реестре договоров размещается сам договор, а извещение публикуется в ЕИС.

    Правомерно ли требования вышестоящего руководства проводить закупки (аукцион) на ремонт кровли дошкольного образовательного учреждения, если в Положении прописано, что работы и материалы для капремонта можно закупать у единственного поставщика? Также обязывают проводить аукцион на закупку продуктов питания, хотя по Положению можно закупить у единственного поставщика? Как быть в этой ситуации? Опыта проведения конкурентных процедур нет.

    Ответ: Ответ на вопрос зависит от формулировки, которая содержится в Положении. Если написано, что «заказчик может или вправе осуществить закупку у единственного поставщика в следующих случаях:», то можно требовать проведения аукциона. Здесь двоякий ответ. Часто у заказчиков требуют отчет о том, что провести конкурентную процедуру невозможно или нецелесообразно. Если написано, что «закупка у единственного поставщика осуществляется в следующих случаях:», то можно настаивать на проведении неконкурентной процедуры.

    Можно ли с помощью операторов электронной торговой площадки размещать информацию о закупке у единственного поставщика?

    Ответ: Нет, это невозможно. Информацию необходимо размещать самостоятельно.

    Способ простой закупки считается неконкурентным и можно ли его приравнять к единственному поставщику?

    Ответ: Вмешаться в волеизъявление заказчика никто не имеет права. Если заказчик размещает данный способ, то это норма. Это остается на его усмотрение.

    Если конкурентных закупок не проводилось, все закупки у единственного поставщика по Положению. Чем это грозит?

    Ответ: Это ничем не грозит. Главное, чтобы было точное соответствие с Положением.

    Был запрос предложений и закупка не состоялась: не подано ни одной заявки. Положением предусмотрена закупка у единственного поставщика. В течение какого времени нужно внести изменения в Положение, извещение и заключить договор? Можно ли использовать другой договор поставщика, изменить условия своего договора? Можно ли повысить начальную (максимальную) цену несостоявшегося запроса предложений, если цены изменились?

    Ответ: В План закупок в данном случае изменения вносить не обязательно. Закупка в Плане есть, меняется лишь способ закупки. Также не установлено количество дней между протоколом и фактическим заключением договора с единственным поставщиком. Можно ли изменить договор? Да, можно. Так как с признанием запроса предложений несостоявшимся это само основание для проведения закупки у единственного поставщика. А это уже другая процедура. Начальную (максимальную) цену договора изменить можно, если это не запрещено Положением.

    Можно ли в Положении о закупке установить лимит закупки у единственного поставщика до 700 000 рублей?

    Ответ: Можно.

    МАОУ СОШ. Распоряжается казначейскими бюджетными средствами, работа только по 223-ФЗ. Чем это грозит?

    Ответ: Ничем. Работа идет правильно. Муниципальное учреждение работает по 223-ФЗ за исключением капобъектов по 44-ФЗ.

    Нужно ли издавать приказы для внесения изменения в план закупок?

    Ответ: Да. Сам по себе план имеет юридическую силу, когда он утвержден уполномоченным лицом. Должен быть определенный акт.

    Будет ли выходить «Аукционный вестник»?

    Ответ: А он и не прекращал выходить. Он выходит каждую пятницу с 2012 года.

    В Положении о закупке предусмотрены закупки у единственного поставщика до 500 000 рублей. Нарушается ли законодательство и могут ли быть штрафные санкции?

    Ответ: Нарушений нет.

    Положение о закупке по 223-ФЗ необходимо каждый год выкладывать на сайт?

    Ответ: Скорее всего, вопрос задает сотрудник бюджетного учреждения. В обычном случае Положение утверждается один раз, в него позже вносятся изменения. На сайте отражены все версии, старое положение. Его менять можно много раз. А бюджетные учреждения о своем режиме закупок выносят решение один раз в год. Менять его нельзя. Это решение поддерживается собственником. В конце года принимается новое решение с публикацией нового Положения.

    Если закупается товар/услуга на сумму 3/5/7 тысяч рублей и он необходим для оперативного решения рабочих проблем. то мало кто из поставщиков участвуют в торгах. В таких случаях оптимально закупать у единственного поставщика?

    Ответ: Да, это та негативная сторона конкурентной закупки. Она зависит от поведения поставщиков. Мелкая закупка должна проходить в облегченном режиме. Если стремиться к конкуренции во всем, то можно потерять экономию.

    Будет ли считаться уходом от проведения закупки, если договор заключается каждый квартал на одноименный товар до 100 000 рублей с единственным поставщиком?

    Ответ: Возможно обвинение в дроблении закупки. Возникает вопрос: могла ли компания прогнозировать, что товар/услуга понадобиться в течение года? Но такие обвинения могут быть предъявлены только в судебном порядке.

    По Положению в закупках у единственного поставщика фигурирует одноименная продукция по номенклатурной группе «продукция до 200 000 рублей в квартал». Надо ли утверждать перечень одноименной продукции или можно ориентироваться по кодам ОКДП 2? Как быть с термином «злоупотребление правом»? Закупки у единственного поставщика по письму мэра с последующей практикой в ФАС.

    Ответ: Злоупотребление правом — бездонная пропасть. Нужно понимать, что оно применительно к закупке это объект судебного рассмотрения. ФАС может инициировать разбирательство.

    В ходе внутренней проверки было выявлено, что при закупках у единственного поставщика не были оформлены протоколы. Работники, которые должны были их оформить, уволены. Как правильно оформить эти протоколы?

    Ответ: Никак. Во-первых, нет ли в Положении ремарки о протоколах? Во-вторых, попытка выложить протоколы на сайт будет рассматриваться как признание вины и это будет размещение информации с нарушением срока. В таких случаях можно сидеть тихо. Есть административный состав, но нужно, чтобы это кто-то выявил в рамках давности 1 год.

    Кинопрокатная организация. Сумма проката открывается только уже после проката фильма. Обычно все суммы более 100 000 рублей. Публикуется извещение о закупке и договор. Договором является акт выполненных услуг по факту совершения закупки. Законно ли это? Должна организация внести в Положение о закупке то, что прокатная сумма вносится в ЕИС уже по факту?

    Ответ: Да, система не дает провести закупку, которой нет в плане. Можно указать примерную прогнозируемую прокатную плату, а потом внести изменения в цену. И это касается не только проката. Изменение цены указано в законе.

    Прокатная плата считается закупкой? Так как деньги проходят транзитом. Кинотеатры перечисляют 55%, организация перечисляет 50%. Остается 5% на хозяйственную деятельность.

    Ответ: Надо смотреть договор. Если он агентский, то может быть указано, что 5% — сумма агентского вознаграждения.

    Можно ли вносить изменения в опубликованное Положение о закупках и как?

    Ответ: Да, можно. Необходимо открыть положение о порядке размещения информации. Необходимо размещать старую редакцию, документ с перечнем изменений и уже новый документ Положения о закупках. На это отводится 15 дней с момента утверждения изменений до размещения на сайте.

    Договор не подписан, идут судебные разбирательства. Как публиковать это на сайте?

    Ответ: Договора нет, публиковать ничего не нужно. Можно действовать по решению суда. Суд, возможно, укажет на ретроспективу применения договора.

    Отчетность. Договоры, заключенные по результатам закупок, должны включать в себя договоры с единственным поставщиком. При автоматическом расчете в ЕИС такие договоры отражаются как договоры, заключенные по результатам закупки у единственного поставщика, а договоры, заключенные по результатам закупок, не суммируются. ?

    Ответ: Договоры с единственным поставщиком должны суммироваться.

    По коммунальным услугам договор с объемами должен каждый год быть новый?

    Ответ: По договоренности с контрагентом.

    Обязаны ли размещать договоры с единственным поставщиком в Реестре договоров? Например, монополистами. Сумма договора не превышает 100 000 рублей.

    Ответ: Нет, не обязаны.

    Федеральная бюджетная организация. Закупки проводятся по 44-ФЗ. но на данный момент появились внебюджетные средства и закупки по 223-ФЗ. В 2011-2012 году работа по 223-ФЗ проводилась, была электронная площадка. Необходимо ли заново регистрироваться на 223-ФЗ, создавать новое Положение, новую ЭЦП или есть возможность внести изменения в Положение?

    Ответ: Скорее всего, работа по 223-ФЗ проводилась в 2012 году. Можно реанимировать свое положение, но почему проводятся закупки по 44-ФЗ?

    Правомерно ли прописать в Положении заключение о рамочных договорах без суммы на объемы и периоды как закупки с единственным поставщиком? Договор на услуги банка по эквайрингу. Сумма по такому договору превысит 100 000 рублей.

    Ответ: Неправомерно. Есть специальный вебинар по рамочным договорам по 223-ФЗ.

    Надо ли по 2 коммерческих предложение на каждую закупку у единственного поставщика? В каком нормативном акте это указано и предусмотрены ли штрафные санкции за отсутствие коммерческих предложений?

    Ответ: Ни в каком нормативном акте это не указано. Это можно регулировать Положением о закупках.

    Муниципальное учреждение культуры. Работа по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Имеет ли учреждение право делать закупки из целевых пожертвований организации в соответствии с 223-ФЗ у единственного поставщика?

    Ответ: Нет, пожертвования — это 44-ФЗ. На 223-ФЗ переводятся гранты, как исполнитель по госконтакту и так далее.

    При выезде тренера и спортсменов на соревнования компенсацию на поезд, питание и проживание можно ли считать отдельными договорами с единственным поставщиком согласно авансовому отчету?

    Ответ: Да.

    Государственное бюджетное учреждение. Имеет ли оно право проводить грант до 400 000 рублей как закупку у единственного поставщика?

    Ответ: Да. Гранты могут даваться под конкретный исполнителей.

    Единственный поставщик, контрагент, определяется при каждом руководителе. Так возможно?

    Ответ: Да. Но целесообразно, чтобы должностные лица писали докладные записки с обоснованием.

    Похожие публикации