Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Усиление безопасности в образовательных учреждениях. Организация безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях. Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений: организационному, информ

Концепция безопасности образовательного учреждения - это система взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением его всесторонней и надежной безопасности. Она может быть представлена в виде некой виртуальной модели, помогающей понять, что собой представляет система безопасности образовательного учреждения, т.е. ее эффективность, реальность, гуманность, демократичность, техническая оснащенность, экономическая целесообразность и т.д.

Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать природу возникновения опасностей и угроз, определять конкретные параметры элементов системы безопасности учащихся и персонала, механизмов, путей и способов защиты их от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (см. рис. 1).

Согласно Закону РФ «О безопасности» первейшим принципом любой системы безопасности должна быть законность4. Этот принцип предусматривает, что все действия по обеспечению безопасности должны носить законный характер, не в коей мере не ущемляющий права и свободы граждан. В Конституции РФ подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

Рис. 1.

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»5.

Важное значение при обеспечении безопасности образовательного учреждения имеет и принцип гуманности, предусматривающий приоритет интересов личности человека, и прежде всего ребенка, перед другими факторами при защите от опасных и чрезвычайных ситуаций различного генеза. Главное правило здесь заключается в том, чтобы как можно чаще говорить с детьми о подстерегающих их опасностях, даже самых, казалось бы, маленьких и незначительных проблемах безопасности, которые у них возникают. Однако необходимо соблюдать и другие важные правила:

  • - самым лучшим способом обучения учащихся безопасному поведению является личный пример педагогов и всего персонала учебного заведения;
  • - обучая учащихся правилам безопасного поведения, ни в коем случае нельзя их запугивать.

При формировании системы обеспечения безопасности образовательного учреждения нельзя игнорировать и такие принципы, как демократичность, предполагающих учет мнения учащихся, родителей, персонала, органов правопорядка; тесное взаимодействие со специалистами и различными службами безопасности; рациональность и экономичность; организованность; непрерывность; плановость; контроль;предвидение и упреждение; системность и целостность, предполагающие комплексный охват всех элементов системы обеспечения безопасности образовательного учреждения как единого целого.

Все указанные принципы обеспечения безопасности образовательных учреждений не умозрительные правила, выдуманные в кабинетах и учебных аудиториях, а важнейшие составляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих принципов заключается в том, что они задают систему координат, в рамках которой, даже не подготовленный специально учитель или сотрудник образовательного учреждения, может достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите учащихся от опасностей и угроз. Эти принципы становятся критериями для выбора того или иного варианта решения, связанного с обеспечением безопасности, или отдельного элемента ее системы.

Наряду с принципами важное место в системе безопасности образовательного учреждения занимают цели ее обеспечения, основными из которых являются:

  • - защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • - обеспечение нормального учебного процесса и функционирования образовательного учреждения;
  • - снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • - улучшение качества жизнедеятельности и безопасности учащихся, педагогов, персонала (недопустимость гибели, снижение травматизма, усиления охраны труда, здоровья, окружающей среды, сохранности имущества и т.д.).

Из сформулированных целей вытекают задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения:

  • - формирование готовности персонала, педагогов и учащихся к опасным и чрезвычайным ситуациям и к противодействию им, что достигается изучением видов опасностей и способов их преодоления;
  • - раннее выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;
  • - обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • - правовое, организационное и техническое обеспечение системы безопасности;
  • - формирования навыков безопасного поведения при возникновении опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • - формирование культуры безопасности учащихся, педагогов и всего персонала образовательного поведения.

Значение вышеперечисленных принципов, целей и задач обеспечения безопасности образовательного учреждения заключается в том, что, правильно сформулированные и осознанные, они становятся установкой для педагогов, персонала и учащихся, являясь определенной гарантией их адекватных опасностям действий. Более того, указанные принципы, цели и задачи практически полностью совпадают с содержанием преподавания основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях, что очередной раз подчеркивает актуальность этой дисциплины.

Рассмотрев в концептуальном контексте принципы, цели и задачи обеспечения безопасности образовательных учреждений, перейдем к содержанию и механизму функционирования системы их безопасности.

Система безопасности образовательного учреждения имеет определенный набор элементов, который включает опасности и угрозы, объекты и субъекты безопасности, нормативные документы, ресурсы, организацию, средства защиты, приемы и навыки безопасного поведения и т.д.

Источниками потенциальных опасностей и угроз образовательным учреждениям могут выступать самые различные факторы социальной, техногенной и природной среды, о чем уже шла речь ранее. Знания о возможных опасных и чрезвычайных ситуациях, способах их раннего выявления и противодействия - важнейшее условие эффективности системы безопасности образовательного учреждения.

Объектами безопасности здесь выступают: учащиеся, педагоги, персонал, а также материальные, интеллектуальные, духовные ценности и окружающая среда, без которых невозможен нормальный учебно-воспитательный процесс и жизнедеятельность образовательного учреждения.

Субъектами безопасности образовательных учреждений являются: их руководство, персонал, охрана, различные службы обеспечения жизнедеятельности, спасения и помощи, родители, учащиеся. Самым непосредственным образом безопасность их обязаны обеспечивать администрация района, города или иного населенного пункта, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохранения и пр.

Многочисленность субъектов обеспечения безопасности не всегда является благом, так как в момент возникновения опасной или чрезвычайной ситуации нередко возникает эффект «семи нянек», когда никто толком не знает за что отвечает и какую конкретно помощь необходимо оказать. Чтобы как-то урегулировать этот вопрос, а также в целях повышения эффективности системы безопасности образовательных учреждений, сразу же после теракта в Беслане, было рекомендовано ввести в них должность заместителя директора по безопасности. Однако этот вопрос в большинстве регионов РФ до сих пор остается открытым.

Нормативные акты (Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, распоряжения, указания, инструкции, а также планы, рекомендации, памятки местной администрации и т.д.) призваны регулировать вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Так, например, в образовательных учреждениях Москвы и некоторых других городов в соответствии с указаниями органами образования в каждом образовательном учреждении должен быть собственный паспорт безопасности, согласованный с правоохранительными органами, противопожарными и другими службами МЧС.

Важное значение имеют финансовые, кадровые, информационные, энергетические и иные ресурсы обеспечения безопасности образовательных учреждений, а также технические средства обнаружения и ликвидации опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Весьма велика роль и организационных мер, которые включают распределение функциональных обязанностей по обеспечению безопасности как в обычной обстановке, так и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Вот, например, какие меры, по мнению специалистов, должны принять администрация и преподаватели образовательных учреждений в случае экстремальных ситуаций:

  • - ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию, установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи;
  • - ежедневно обходить территорию образовательного учреждения;
  • - периодически проводить инспекции складских и подсобных помещений;
  • - тщательно подбирать и проверять персонал;
  • - регулярно проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов и МЧС инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных происшествиях;
  • - в случае обнаружения подозрительных предметов незамедлительно сообщить о них в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений любых силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС, Прокуратуры и др.);
  • - не допускать самостоятельного обезвреживания взрывчатых устройств;
  • - в случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.

Принципиальное значение имеют и навыки безопасного поведения и владения различными средствами противодействия учащихся, педагогов и персонала в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Это, пожалуй, самый главный элемент системы безопасности образовательного учреждения, тот самый человеческий фактор, без которого эта система нефункциональна. Реализация этого фактора предполагает серьезное отношение учащихся, да и всех субъектов безопасности образовательного учреждения, к проблемам безопасности.

Методы и формы формирования навыков безопасного поведения могут быть самые различные. Конечно, прежде всего, они должны реализовываться в процессе занятий по основам безопасности жизнедеятельности. Однако необходимо помнить, что безопасность учащихся это задача всех субъектов образовательного учреждения (педагогов, персонала, родителей, правоохранительных и иных органов, в том числе и самих учащихся), поэтому каждое занятие, каждое мероприятие в образовательном заведении, отношения детей и родителей, их взаимоотношения между собой должны рассматриваться в контексте привития детям и подросткам навыков безопасного поведения. Хорошим подспорьем здесь могут быть занятия по психологии выживания в различных экстремальных ситуациях, физическая подготовка, да и просто доверительные беседы по различным вопросам обеспечения безопасности (бытовой, транспортной, игровой и пр.). Все это не требует высоких финансовых, энергетических, интеллектуальных затрат. Главное здесь - адекватное отношение к проблемам безопасности со стороны всех без исключения педагогов, всего персонала образовательного учреждения.

Только упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности образовательного учреждения образуют ее эффективность и надежность. Неправильное сочетание или неадекватность реагирования отдельных элементов этой системы могут привести к самым негативным последствиям. Однако необходимо помнить, что в системе безопасности, да и в окружающей среде есть такие элементы, которыми трудно или вообще невозможно управлять, оказывать на них необходимое влияние в интересах безопасности, регулировать их (стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия, социальные катаклизмы и т.д.) Здесь много зависит от знаний специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности, от их учения анализировать и прогнозировать подобные экстремальные ситуации, от выбора адекватных средств воздействия на молодежь и окружающую среду с целью снижения негативных последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Эффективным средством объединения всех элементов системы безопасности образовательного учреждения, обеспечения взаимодействия различных ее звеньев, включения и рационального использования ресурсов учебного заведения, охраны, милиции, МЧС, технических и иных средств является внедрение современных информационных технологий. Так, в некоторых, как правило, в частных, учебных заведениях устанавливается охранное оборудование слежения и управления безопасностью с программным обеспечением нового поколения, позволяющим надежно обеспечивать пропускной режим, противопожарную безопасность, режим безопасности в аудиториях, коридорах и подсобных помещениях. Но, к сожалению, такие системы очень дорогие и доступны далеко не всем образовательным учреждениям.

Весьма ответственным шагом является инициатива ряда субъектов РФ по введении в школах должности заместителя директора по безопасности, Так, например, введение такой должности в Екатеринбурге оценено специалистами положительно, так как количество правонарушений резко сократилось.

Эта инициатива вполне соответствует Закону РФ «О безопасности», где подчеркивается: «Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере»6. Следовательно, нормативными актами, регулирующими введение в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя директора по безопасности могут являться: распоряжением главы администрации субъекта, приказ начальника управления образования и приказ директора образовательного учреждения.

Исходя из методологических принципов подхода к решению проблем обеспечения безопасности, заместитель директора образовательного учреждения по безопасности с учетом фактического финансового состояния и технического оснащения данного учреждения, условий организации учебного и воспитательного процесса и других особенностей призван решать следующие задачи.

  • 1. Своевременно выявлять угрозы и опасности образовательному учреждению (учащимся, преподавателям, персоналу, родителям, посетителям; личному имуществу, материальным, интеллектуальным и духовным ценностям учреждения; личной и служебной информации; техническим средствам связи, сигнализации и информации).
  • 2. Немедленно информировать о них директора и других субъектов безопасности (пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры, участкового милиционера, руководителей охранного предприятия, скорую помощь).
  • 3. Сдерживать распространение опасностей, их продвижение к образовательному учреждению в целях увеличения времени на эвакуацию людей, материальных и иных ценностей и организацию подготовки к отражению и ликвидации.
  • 4. Самостоятельно с помощью охраны учреждения или во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, пожарными и подразделениями МЧС принимать необходимые меры к нейтрализации и ликвидации возникших опасностей.
  • 5. Документировать явления и процессы, относящиеся к важным событиям в жизни образовательного учреждения в контексте его безопасности, как в ходе его повседневного функционирования, так и в случаях реализации угроз и опасностей и осуществления мероприятий по противодействию им.

Реализация указанных задач должна способствовать совершенствованию системы безопасности образовательных учреждений и оказанию помощи правоохранительным органам в их расследовании.

Конечно, говорить о какой-то единой системе безопасности для всех образовательных учреждений России нереально. Ситуация в различных ее регионах имеет свою специфику. Так, одних (в районах с суровыми климатическими условиями и сельской местности) могут преобладать опасности природного характера, в других (в местах скопления опасных производств) - техногенные или экологические, в третьих (в крупных городах, экономически неблагополучных регионах) - криминогенные, а нередко и все сразу. Однако примерная система безопасности образовательного учреждения, не претендующая на универсальность, может быть представлена в следующем виде (см. рис. 2).

Обеспечение безопасности образовательного учреждения Петров Сергей Викторович

1.6. Система безопасности ОУ и ее элементы

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Рассмотрим подробнее основные элементы системы безопасности ОУ.

Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

администрация района, правоохранительные органы;

органы управления образованием, органы здравоохранения.

Физическая защита здания ОУ:

освещение зданий, периметров и территорий;

ограждения, запоры, решетки на окнах;

барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

Охрана ОУ:

вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

организация охраны и режима;

пакет документов по организации охраны;

организация обучения сотрудников охраны;

организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

Технические средства охраны и безопасности ОУ:

Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация;

системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

системы видеонаблюдения;

системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

Финансовое и ресурсное обеспечение:

оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

энергетические и иные ресурсы.

Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления:

согласование мер по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб;

распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами;

обмен информацией;

совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;

организация совместного контроля работы ЧОП в ОУ.

Воспитательная работа с учащимися:

обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС;

уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»;

проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;

проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.

Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;

организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ОУ;

повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;

привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.

Персонал ОУ:

подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;

комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);

номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.

Методические документы по безопасности ОУ:

плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

Психологическое обеспечение:

методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;

методики психологической реабилитации;

тренинги, ролевые игры.

Кадровые и социально-бытовые меры (рассмотрены в главе 4).

Режим, обстановка, культура безопасности (рассмотрены в главе 4).

Органы управления образованием и взаимодействие с ними (рассмотрены в главе 3).

Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними (рассмотрены в главах 9 и 10).

К элементам системы безопасности ОУ относятся также:

жители прилегающих дворов, кварталов;

шефские и близлежащие предприятия;

арендаторы;

иные объекты.

Со всеми этими лицами и организациями следует вести постоянную работу.

Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента – это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности. Эффективность этих элементов во многом определяется качеством преподавания курсов БЖ и ОБЖ.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

В системе безопасности ОУ, как и в окружающем мире, всегда есть элементы, процессы и явления, не поддающиеся регулированию и управлению (например, природные, гормональные процессы). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.

Постоянное совершенствование системы безопасности, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖ;

способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Общая система безопасности ОУ должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:

твердое знание законов и правил поведения;

умелое использование средств безопасности;

самоконтроль и дисциплина;

хорошая связь с правоохранительными органами;

взаимопомощь товарищей по работе;

нормальные отношения в семье и с окружающими.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

2.8.3. Элементы устройства Устройство, показанное на электрической схеме рис. 1, представляет собой генератор импульсов ВЧ на транзисторе VT1 и повышающем трансформаторе Т1. При замыкании контактов кнопки SA1 транзистор VT1 взаимодействуя с первичной обмоткой трансформатора

Из книги автора

Фотоэлектрические элементы Фотоэлектрические элементы, известные обычно как солнечные элементы, вырабатывают электрическую энергию под действием солнечного света. Стандартные солнечные элементы являются крайне маломощными: при разности потенциалов порядка 0,7 В они

Из книги автора

Гальванические элементы Гальванические элементы являются батареями одноразового использования. Здесь мы рассмотрим класс батарей, имеющих напряжение на элементе порядка 1,5 В. Батареи сконструированы таким образом, что после отработки своей емкости они должны быть

Из книги автора

Н.2 Элементы стиля В таблице Н.1 приведены элементы стиля и их рекомендуемые значения по умолчанию.Таблица Н.1 - Элементы стиля и их значения Язык Английский Орфографический словарь Словарь Маквайра Руководство по грамматике и использованию стиля «Руководство по

Из книги автора

Двоичная система счисления – идеальная система для ЭВМ Мы уже говорили о том. что в нервных сетях действуют законы двоичного счисления: О или 1, ДА или НЕТ. Какими особенностями отличается двоичная система? Почему именно её избрали для ЭВМ?Мы принимаем как должное счёт до

Из книги автора

Основные элементы ЭВМ Логические операции счета в двоичной системе могут выполнять электромагнитные реле. Первые вычислительные машины состояли из большого числа электромагнитных реле, которые своими контактами или размыкали электрическую цепь, что соответствовало 0

Из книги автора

Биогенные элементы Вопросы контроля качества воды внесли в понятие биогенных элементов широкий смысл: к ним относят соединения (точнее, компоненты воды), которые, во-первых, являются продуктами жизнедеятельности различных организмов; во-вторых, являются «строительным

Из книги автора

Фильтрующие элементы – картриджи Основной частью любого картриджного фильтра является фильтрующий элемент, с помощью которого и производится очистка воды. Конструкция сменных элементов картриджных фильтров, а также их размеры были разработаны в 60-х годах фирмами Millipor

Из книги автора

Вопрос 1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России: понятие, структура и содержание Информатизация социально-политической, экономической и военной деятельности страны и, как следствие, бурное развитие информационных систем

Из книги автора

2.3. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России В современном мире информационная безопасность становится жизненно необходимым условием обеспечения интересов человека, общества и государства и важнейшим, стержневым, звеном всей

Из книги автора

35. Элементы электронных цепей ИП Зачем нужны электронные устройства в ИП (измерительных приборах)? Для самых различных целей: от усиления слабых сигналов датчиков до преобразования или генерирования сигналов самых различных форм и частоты.При их изготовлении используют

Из книги автора

Конструктивные элементы крыши Итак, любая крыша состоит из несущих элементов и кровельного покрытия. Несущие элементы, как правило, представляют собой балки – конструктивные элементы вытянутой формы (у которых длина намного превышает ширину и высоту поперечного

Из книги автора

5.1.2. Соединительные элементы такелажа Для соединения элементов такелажа друг с другом и опорой применяются соединительные элементы (табл. 5.4).Таблица 5.4Соединительные

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая. Решить проблему обеспечения жизнедеятельности, безопасности образовательных учреждений и реально почувствовать достижимость конечного результата возможно программным методом.

Программный метод решения проблемы - это создание различных программ, позволяющих сосредоточить (сконцентрировать) финансовые, материальные, организационные ресурсы, привлечение средств разных источников и направление их целевым (адресным) путем на решение наиболее значимых, конкретных проблем образовательных учреждений в оптимальные сроки .

Для решения какой-либо проблемы применяется концепция, то есть система взглядов, руководящих идей или принципов. Концепция безопасности ОУ может быть представлена в виде виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем безопасности ОУ.

Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности ОУ, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.

Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий. Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности в ОУ определяют главную идею концепции безопасности и являются критериями выбора того или иного решения, варианта отдельного элемента системы безопасности. На основе действующего законодательства и опыта управления ОУ эти принципы можно сформулировать следующим образом.

1) Гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения. К сожалению, не всегда действия педагогов отвечают этому принципу, что вызывает ответную реакцию и повышает риск происшествий в ОУ.

2) Законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55).

3) Демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка, коллектива работников и обучаемых, а также специалистов. Иногда мнение, оценки и предложения одного опытного специалиста не совпадают с мнением большинства учащихся; переубеждать их в таких случаях следует демократичными методами.

4) Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами. Для этого следует постоянно поддерживать как официальные, так и личные контакты.

5) Рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных стендах и папках для проверяющих. Разумеется, стоимость мер безопасности может существенно различаться, причем самые дорогие - не всегда самые лучшие. Как говорил один специалист, правильно проинструктированная бабушка-вахтер порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.

6) Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ - непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза.

7) Планирование и контроль.

8) Предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков: «пока гром не грянет - мужик не перекрестится».

9) Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.

10) Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и, в первую очередь, знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.

Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

Защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;

Обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;

Снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;

Улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

Формирование готовности к опасностям и к противодействию им.

Изучение видов опасностей, способов их преодоления;

Раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;

Обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

Экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;

Формирование навыков правильного поведения при опасностях;

Формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Основными элементами системы безопасности ОУ являются:

1) Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

Руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

Администрация района, правоохранительные органы;

Органы управления образованием, органы здравоохранения.

2) Физическая защита здания ОУ:

Освещение зданий, периметров и территорий;

Ограждения, запоры, решетки на окнах;

Барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

Шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

3) Охрана ОУ:

Вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

Организация охраны и режима;

Пакет документов по организации охраны;

Организация обучения сотрудников охраны;

Организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

План совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

4) Технические средства охраны и безопасности ОУ:

Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

Системы видеонаблюдения;

Системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

5) Финансовое и ресурсное обеспечение:

Оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

Средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

Средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

Средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

Энергетические и иные ресурсы.

6) Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления.

7) Воспитательная работа с учащимися.

8) Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

9) Персонал ОУ: подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

10) Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

11) Методические документы по безопасности ОУ.

12) Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

13) Психологическое обеспечение:

Методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;

Методики психологической реабилитации;

Тренинги, ролевые игры.

14) Кадровые и социально-бытовые меры.

15) Режим, обстановка, культура безопасности.

16) Органы управления образованием и взаимодействие с ними.

17) Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними.

18) Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

19) Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

20) Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

21) Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента - это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность организации безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

Постоянное совершенствование системы безопасности и ее организации, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

Повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖД;

Способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

Создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

", организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации.

— наличие периметрального ограждения и освещения территории;

— обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

Охранять учебные заведения могут сторожи, "чоповцы", а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД (ОВО), которых школа привлекает на платной договорной основе. При этом частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность, а ее специалисты должны пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника, выдаваемое органами внутренних дел.

Безопасность в образовательном учреждении

В последнее время возникла острая потребность в усилении мер по обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений. Вопросы безопасности с каждым годом обсуждаются все чаще, появляется огромное количество нормативной документации и различных правовых актов в области обеспечения безопасности, постоянно растут требования, предъявляемые к различным объектам, по обеспечению их безопасности. Не исключением из общего правила стали общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного и дошкольного образования.

Из личного опыта автора, можно сказать, что наряду с широким обсуждением вопросов обеспечения безопасности в средствах массовой информации, активной пропагандистской деятельностью различных министерств и ведомств у многих людей складываются достаточно стереотипные и устаревшие понятия о том, что же такое безопасность.

Существует ряд различных определений термина безопасность, в данной статье под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (в рамках данной статьи под интересами личности понимаются интересы участников образовательного процесса в УДОД).

Обозначим и такое понятие как объекты безопасности, к ним относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В действительности, практически в любой области человеческой деятельности, да и просто в повседневной жизни мы сталкиваемся с вопросом безопасности: безопасность жизнедеятельности, безопасность дорожного движения, пожарная безопасность, электробезопасность, безопасность персональных данных, экономическая безопасность, безопасность труда и т.д.

Таким образом, следует отметить, что занимаясь обеспечением безопасности в образовательном учреждении руководителю предстоит решить задачу не только физической охраны учреждения, но и целый ряд разного рода вопросов так или иначе связанных с обеспечением безопасности, поскольку безопасность, в данном случае, является комплексом мер и решений организационного, технического, образовательного, воспитательного характера направленных на защиту образовательного учреждения, сотрудников и обучающихся от различного рода внутренних и внешних угроз не только в стенах учреждения, но и за его пределами, а так же на прогнозирование, выявление и оценку угроз безопасности, усиление, совершенствование, разработку способов выявления, предупреждения и устранения угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявлений.

Обеспечить безопасность образовательного учреждения невозможно без хорошо организованной службы безопасности, которая должна представлять собой полноценное структурное подразделение, в составе которого работает множество специалистов. Только когда вопрос безопасности является актуальным для всех, тогда можно добиться успехов в данном направлении и свести к минимуму риск возникновения различных чрезвычайных происшествий. Именно такая задача должна стать приоритетной для руководителя образовательного учреждения, равнодушия со стороны участников образовательного процесса быть не должно!

Изучив необходимую нормативно-правовую базу и особенности работы в образовательном учреждении, автором была разработана структура службы безопасности, изображенная на схеме 1. Данная структура основывается на основных направленностях работы заместителя директора по вопросам безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность», а именно: антитеррористическая защищенность, пожарная безопасность, охрана труда и техника безопасности, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, комплексная безопасность учреждения (более подробно указанные направленности описаны в разделе 3).

Перейдем к рассмотрению структуры службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» более подробно.

Структура службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность»

В общем виде структура службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» изображена на схеме № 1.

Непосредственным (линейным) руководителем всех структурных подразделений и сотрудников, входящих в службу безопасности, является заместитель директора по вопросам безопасности. Далее расположены остальные структурные единицы, составляющие службу безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность», к ним относятся: антитеррористическая группа; штаб ГО и ЧС; комиссия комплексной проверки знаний и аттестации сотрудников по вопросам ОТ и ТБ; комиссия по проверке комплексной безопасности учреждения.

В представленной схеме просматриваются три уровня организации службы безопасности: административно-управленческий; вспомогательный; исполнительский (в схеме каждый уровень обведен пунктирной линией).

В рамках данной статьи, не будет рассматриваться каждая структурная единица отдельно, так как на любом из уровней организации службы безопасности может быть различное количество структурных единиц и все зависит от конкретных условий, вместо этого рассмотрим уровни организации службы безопасности.

Административно-управленческий уровень

К административно-управленческому уровню относится заместитель директора по вопросам безопасности и в рамках предложенной структуры является единственным звеном данного уровня. В компетенцию структурных единиц административно-управленческого уровня входит непосредственное принятие управленческих решений в области обеспечения безопасности, организация работы сотрудников исполнительского уровня и координация деятельности структурных единиц вспомогательного уровня, а также планирование деятельности данных структурных единиц, взаимодействие с другими структурными подразделениями для решения различных задач, связанных с обеспечением безопасности ОУ. Заместитель директора по вопросам безопасности непосредственно подчинен директору ОУ.

Вспомогательный уровень

Структурные единицы вспомогательного уровня создаются на основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актов с целью исполнения требований установленных данными документами, так же могут создаваться инициативно, по мере необходимости.

Создание структурных единиц вспомогательного уровня обуславливается необходимостью получения объективного суждения о целесообразности и способах организации различных видов работ, по обеспечению безопасности, об уровне подготовленности персонала учреждения (усвоение программы пожарно-технического минимума, аттестация неэлектротехнического персонала на группу допуска по электробезопасности и др.), об эффективности различных мероприятий по вопросам обеспечения безопасности.

В результате получения такого объективного суждения создаются условия для принятия более точного и рационального решения, на административно-управленческом уровне, включающего в себя интересы всех участников образовательного процесса.

У каждого структурного подразделения вспомогательного уровня должен быть свой руководитель, назначенный приказом по учреждению, либо выполнение функций руководства данными подразделениями может быть возложено непосредственно на заместителя директора по вопросам безопасности.

Исполнительский уровень

Деятельность структурных единиц данного уровня непосредственно направлена на реализацию мер и решений по обеспечению безопасности образовательного учреждения и участников образовательного процесса, принятых на административно-управленческом уровне.

На исполнительском уровне организована деятельность, обеспечивающая безопасность учреждения в режиме рабочего времени (вахтовые дежурные), вне рабочего времени (сторожа), и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера (нештатные аварийно-спасательные формирования).

Сотрудники данного уровня обеспечивают исполнение установленных требований безопасности в образовательном учреждении, первыми сталкиваются с различными чрезвычайными ситуациями в работе и применяют все доступные им средства для устранения последствий этих ситуаций. В своей работе руководствуются указаниями заместителя директора по вопросам безопасности.

Взаимодействие структурных единиц

В предложенной схеме исключена возможность взаимодействия структурных единиц вспомогательного и исполнительского уровня между собой как в пределах одного уровня, так и между уровнями. Это связано с тем, что линейным руководителем всех структурных единиц является заместитель директора по вопросам безопасности, что исключает возможность отдавать распоряжения и самостоятельно принимать управленческие решения другим структурным единицам.

При необходимости разрешения какой-либо ситуации, целесообразность привлечения структурных единиц более низкого уровня рассматривается заместителем директора по вопросам безопасности, за исключением тех случаев, когда участие структурных единиц регламентировано требованиями федеральных законов и других нормативно-правовых актов. Если такое решение не принято, то рассмотрение данной ситуации остается в компетенции заместителя директора по вопросам безопасности.

Основные функциональные направления работы заместителя директора по вопросам безопасности

Данный раздел посвящен рассмотрению роли заместителя директора по вопросам безопасности в представленной структуре службы безопасности учреждения, как линейного руководителя - главной функциональной единицы системы обеспечения безопасности учреждения.

Если говорить обобщенно, то основной задачей заместителя директора по вопросам безопасности является управление службой безопасности учреждения. Однако понятие управление носит достаточно широкий характер, что не позволяет, в полной мере, описать весь спектр задач заместителя директора, поэтому, создается необходимость в более детальном рассмотрении данного раздела.

Для наглядности функциональные направления работы заместителя директора по вопросам безопасности изображены на схеме 2, схема имеет многоуровневую структуру, в которой каждое функциональное направление занимает определенный уровень, в соответствии с его приоритетом. Функциональные направления одного уровня имеют одинаковый приоритет.

Работа заместителя директора по вопросам безопасности основывается на следующих функциональных направлениях деятельности: анализ; прогнозирование; планирование; организация; контроль; взаимодействие. Непосредственно из указанных функциональных направлений, в свою очередь, складываются все функциональные обязанности заместителя директора по вопросам безопасности.

Как было сказано выше, каждое функциональное направление имеет соответствующий приоритет. Это означает, что работа заместителя директора по вопросам безопасности должна быть построена именно с учетом этого приоритета.

Отмечу, что в предложенной схеме функции взаимодействия, несмотря на приоритет нижнего уровня, могут оказывать существенное влияние на деятельность более высокого уровня приоритета.

Анализ деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения

Анализ деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения относится к функциональным направлениям первого уровня приоритета.

Анализ деятельности является важной управленческой функцией, позволяющей определить текущее состояние службы безопасности учреждения и выявить перспективные направления ее дальнейшего развития.

Очень важно проводить анализ деятельности систематически, так как полученные результаты представляют собой крайне полезную информацию и непосредственно влияют на другие виды деятельности и работу по обеспечению безопасности в целом.

Прогнозирование и выявление приоритетных направлений деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения

Наряду с анализом, к функциональным направлениям первого уровня приоритета относятся прогнозирование и выявление. Указанные виды деятельности регламентированы Федеральным Законом от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Сведения, полученные в результате функциональной деятельности данного направления, могут стать основанием для улучшения работы службы безопасности, усовершенствования службы безопасности и материально-технической базы учреждения.

Так же как и анализ, прогнозирование и выявление влияет на функциональные направления более низкого уровня приоритета.

Планирование деятельности

Планирование деятельности является одной из первоочередных функций управления службой безопасности и относится к приоритету второго уровня. Планирование представляет собой процесс прогнозирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения.

Задачи планирования заключаются в выявлении перспективных направлений в работе службы безопасности учреждения, формирование целей и стратегии развития службы безопасности, определение первоочередных задач и действий для их решения, необходимых затрат и результатов.

Отметим, что планирование деятельности должно осуществляться не только по работе заместителя директора по вопросам безопасности в целом, но и отдельно по направленностям работы, рассмотренным выше (антитеррористическая защищенность, пожарная безопасность, охрана труда и техника безопасности, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма ).

Организация деятельности структурных единиц и сотрудников службы безопасности

Одинаковый приоритет с планированием занимает деятельность по организации работы структурных единиц, составляющих службу безопасности учреждения.

В данном контексте под организацией понимается процесс, результатом выполнения которого является постановка конкретных задач для структурных единиц, составляющих службу безопасности и, в свою очередь, активизация деятельности, направленной на решение этих задач, указанных структурных единиц.

Несмотря на приоритет второго уровня, от качественного выполнения данной функции напрямую зависит функционирование всей службы безопасности в целом. Поэтому стоит уделить особое внимание указанному направлению работы.

Контроль деятельности структурных единиц и сотрудников службы безопасности

Под контролем деятельности понимается процесс проверки соответствия выполнения поставленных перед сотрудниками и структурными единицами задач планам работы, а также отслеживания качества выполнения указанных задач, следовательно, необходимость в контроле деятельности возникает только в том случае, когда перед сотрудниками и структурными единицами поставлены четкие задачи, определены сроки, правила и нормы их выполнения.

Контроль деятельности относится к приоритету третьего уровня, это обусловлено не тем, что роль функции контроля в управлении службой безопасности имеет второстепенное значение, а тем, что для ее реализации необходимо наличие результата (положительного либо отрицательного) выполнения функций, имеющих более высокий уровень приоритета.

Взаимодействие с другими организациями и структурными подразделениями

Функция взаимодействия представляет собой совместную деятельность, с другими организациями или структурными подразделениями учреждения, направленную на решение поставленных задач в области обеспечения безопасности.

Взаимодействие может быть внешним (внешние организации) и внутренним (структурные подразделения учреждения). Результат взаимодействия может оказывать существенное влияние на функциональные направления деятельности более высокого уровня приоритета, в зависимости от характера взаимодействия.

Необходимость взаимодействия может возникать по различным внутренним и внешним причинам (в целях исполнения требований федеральных законов, контролирующих органов или в результате возникновения ЧС).


Функциональные обязанности заместителя директора по вопросам безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность»

Похожие публикации