Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Огневая полоса психологической подготовки представляет собой. Подготовка пожарных: «Огневая полоса. Занятие на огневой полосе психологической подготовки

Работа пожарных подразделений осуществляется в различной обстановке: в задымленной и токсичной среде, в условиях высоких температур, угрозы взрывов и обрушений, на высотах и в подвалах, при ликвидации стихийных бедствий и катастроф. Это обусловливает определенную специфику в деятельности пожарного, связанную с систематической работой в необычной среде и непрерывным нервно-психическим напряжением. Поэтому формирование у пожарных и руководителей подразделений пожарной охраны высоких волевых и профессионально-боевых психологических качеств является одной из важнейших задач их обучения и воспитания. Развитие волевых и морально-психологических качеств, способности трезво мыслить в сложной обстановке, умения контролировать свои действия и управлять ими, осуществляется на занятиях по ГДЗС, пожарно-строевой и физической подготовке, на пожарно-тактических занятиях и учениях. Наряду с этим для выработки и упрочения у личного состава особых качеств «психологической надежности», развития способности к максимальной мобилизации собственных возможностей в пожарной охране на протяжении ряда лет практикуется строительство огневых полос психологической подготовки пожарных и обучение на них личного состава. Огневые полосы психологической подготовки представляют собой комплексы, состоящие из различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций, связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью практически решать поставленные задачи в процессе выполнения отдельных профессиональных действий, с учетом особенностей районов выездов подразделений и охраняемых объектов.

В ходе регулярно проводимых занятий на психологической полосе пожарных формируются:

  • - нравственные качества (любовь к своей профессии, чувство долга, ответственности, чести);
  • - волевые качества (целеустремленность, решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство);
  • - профессиональные качества (физические и психологические):

характер (трудолюбие, чувства коллективизма, самостоятельность, критичность, быстрота и гибкость мышления);

  • - профессиональные ощущения и восприятия (быстрота и правильность ориентировки в задымленной зоне, чувства пространства и времени, температурные ощущения);
  • - способность в нужный момент мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи;
  • - приемы саморегуляции эмоциональных психических состояний.

При отборе снарядов психологической полосы необходимо учитывать некоторые особенности их сооружения, которые не затрагивают конкретные стороны планировочных и инженерно-строительных решений:

  • - воспроизведение наиболее специфических и вероятных экстремальных ситуаций;
  • - обеспечение максимальной психологической эффективности, психологической «закалки» (возможное варьирование последовательности преодоления препятствий и решения конкретных задач, устранения их стандартности и сохранения фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы);
  • - возможность последующего качественного разбора действий обучаемых на полосе.

Для усложнения условий прохождения психологической полосы, их быстрого изменения необходимо иметь легко трансформируемые объекты (конструкции, элементы, фрагменты): заборы, перегородки, огневые барьеры, качающиеся мосты, трубы и т.п. Целесообразно, чтобы на полосе можно было тренировать как отдельных пожарных, так и отделение и караул в целом. Если полоса делается короткой, то можно размещать учебные объекты в линию. Но целесообразно образовывать из них круг, овал, квадрат или прямоугольник с размещением в центре искусственного водоема. Приоритетность такого размещения определяется удобством организации и проведения занятий, контролем за действиями обучаемых и возможностью повторного многократного прохождения полосы, что важно для выработки выносливости у личного состава. С учётом этих критериев был выбран наиболее эффективный вариант огневой полосы психологической подготовки пожарных, в которую входит двенадцать снарядов.

Требования, предъявляемые к огневой полосе психологической подготовки пожарных:

  • 1) Психологическая полоса по возможности располагается вдали от производственных, общественных и жилых зданий. Место выбора строительства психологической полосы должно быть согласовано с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • 2) Психологическая полоса должна иметь длину 150 метров, при необходимости допускается длина до 200 метров. При отсутствии площадки такой длины психологическая полоса может иметь «Г» или «П» - образную форму;
  • 3) Территория психологической полосы должна иметь твердое покрытие и ограждение;
  • 4) Для управления процессом обучения на психологической полосе предусматривается здание с помещениями для хранения огнетушащих средств, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования, средств имитации, проведения медосмотра и измерения давления медперсоналом;
  • 5) С учетом особенностей охраняемых объектов и района выезда части допускается производить замену снарядов, схожих по функциональному назначению.
  • 6) Занятия на огневой полосе в период первоначальной подготовки проводятся согласно тематическому плану «Примерной программы специального первоначального обучения пожарных», из расчёта два часа практических занятий, без воздействия огня и дыма. Занятия на огневой полосе могут быть совмещены с занятиями по психологической подготовке;
  • 7) Занятия на огневой полосе психологической подготовки планируются планом профессиональной подготовки и тематическим планом подготовки дежурных смен на год. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к воздействию факторов, моделируемых на снарядах огневой полосы психологической подготовки, определяется с учетом срока службы, но не должно быть менее двух в году (по одной в летний и зимний периоды);
  • 8) Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействии огня и дыма - под руководством начальника подразделения или его заместителя;
  • 9) Контроль за уровнем адаптации личного состава на снарядах огневой полосы осуществляется с помощью методики - пульсометрии;
  • 10) К занятиям на огневой полосе допускаются лица, прошедшие обучение в объёме специального первоначального обучения и сдавшие зачёт, о чём делается запись в Журнале инструктажей;
  • 11) Ответственность за соблюдением правил охраны труды личным составом, при проведении занятий на огневой полосе, несёт руководитель занятий.

Схема расположения снарядов на огневой полосе психологической подготовки пожарных представлена на рисунке 3.2.


В последнее время в средствах массовой информации активно освещается применение полосы препятствий в психологической подготовке военнослужащих Минобороны России. Есть психологические полосы и в других силовых ведомствах, например - огневая полоса психологической подготовки пожарных.

Доктор психологических наук (военная психология, 1976), доктор педагогических наук (общая педагогика 1999), профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, академик Академии наук педагогического образования капитан 1 ранга Алексей Михайлович СТОЛЯРЕНКО так описывает психологическую полосу препятствий для военнослужащих внутренних войск (сотрудников Министерства внутренних дел).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ - комплекс профессионально значимых препятствий (учебных позиций), расположенных в 3—5 м друг от друга и преодолеваемых обучающимся сотрудником в едином упражнении. Он может располагаться на участке территории, в учебных помещениях или спортивном зале.

В состав психологической полосы препятствий могут входить: извилистый коридор, проход с дверями, забор, завал, лестница, подвал, подземный лаз, яма, канава с водой и перекинутым через нее бревном или качающимся мостиком, окно, дымо-огневая позиция, карниз на высоте 3—4 м, лабиринт, домик, автомашина, ров, бум и др.

Сотрудники обучаются успешно преодолевать все препятствия в кратчайший срок. Чтобы разнообразить обстановку при повторных упражнениях, наряду со стационарными применяются переносные препятствия (заборчик или стенка высотой 1—2 м, щит с оконным проемом, набросанные ветки, куча автомобильных покрышек и пр.

Учебные позиции можно располагать по прямой линии, кривой или близкой к кругу. Хорошо, когда есть две параллельные линии препятствий — это позволяет выводить на старт двух человек, между которыми возникают соревновательные отношения и повышается напряжение.

Упражнения на психологической полосе препятствий могут быть усложнены прохождением ее обучающимися без отдыха несколько раз, вдогонку (первый обучающийся стартует с опережением второго на 5—15 с), в прямом и обратном направлении, парами, группой, группой с переносом «раненого», с имитацией огня, дыма, резких запахов, газов, шумовых эффектов, криков, взрывов, яркого света в лицо и др.

Имитацией разрушений, «погибших» животных и людей (муляжи), в затрудненных условиях — в сумерки, в темноте (плохо просвечивающая повязка на глазах), при сильном ветре, дожде, снеге, гололеде, при контрастах света и темноты.

Чтобы прохождение полосы не сводилось к физическим и волевым нагрузкам и увеличивались психологические, применяются дополнительные учебные задания:

оказать первую медицинскую помощь «пострадавшему» на пути следования;

вынести из огня «пострадавшего» или имущество (тяжелые предметы);

быть бдительным и отражать нападения «противника» (на полосе в разных местах скрытно располагаются два-три помощника руководителя занятий — имитатора);

изучить обстановку по пути следования и доложить о ее особенностях по возвращении;

запоминать все мелкие детали обстановки (номера автомашин, особенности предметов на «месте происшествия», надписи и плакаты на стенах, столбах и пр., внешние данные встретившихся по пути следования лиц или вывешенных портретов).

Полезно включать периодически в маршрут прохождения полосы стрелковый тир и выполнять в нем упражнения по стрельбе (на специальном тренажере или боевыми патронами), находясь в состоянии учащенного сердцебиения и усталости.

Источник - А.М. Столяренко Лит.: Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. — М., 1987.

Как считает доктор психологических наук профессор Военного университета Минобороны России полковник Александр Григорьевич КАРАЯНИ, когда организаторы превращают отработку на психологической полосе в спортивное шоу, то у военнослужащих ФОРМИРУЕТСЯ ИЗВРАЩЁННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЕ ,

тактике действий, боевом взаимодействии, формальное отношение к полосе психологической подготовки, неверные целевые установки, заключающиеся в том, чтобы «пройти полосу в установленные сроки».

Как избежать этого вреда? А.Г.Караяни полагает, что прежде всего, необходимо проводить подобные занятия на КОНКРЕТНОМ ТАКТИЧЕСКОМ ФОНЕ, в котором есть АКТИВНЫЙ ПРОТИВНИК (видно его перемещение, слышен огонь его оружия, видны результаты этого огня), которого необходимо уничтожить. Это главная цель.

Полоса психологической подготовки является лишь одним из этапов решения этой боевой задачи. КАРТИННЫЕ ДЕЙСТВИЯ военнослужащих в ходе преодоления полосы должны наказываться, так как РЕАЛЬНЫЙ БОЙ НЕ ПРОЩАЕТ ШОУ-ПОВЕДЕНИЯ.

Военнослужащие в ходе преодоления препятствий (которые внешне похожи на реальные препятствия современного поля боя), НАБЛЮДАЮТ ЗА ПРОТИВНИКОМ (впоследствии их спросят, что они видели),

преодолевают преграды, стараясь не стать мишенью для противника (БЕГ В ПОЛНЫЙ РОСТ ДОЛЖЕН ПРИРАВНИВАТЬСЯ К РАНЕНИЮ),

прикрывают автоматом жизненно важные органы, активно взаимодействуют с сослуживцами (не забывая о противнике).

После преодоления каждого препятствия они ПЕРЕКАТЫВАЮТСЯ в сторону ближайшего укрытия, ориентируются на поле боя, ведут огонь по противнику, перекатываются вновь, вскакивают и продолжают атаку.

На одном из этапов ПСИХОЛОГ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ОКОПЕ (В БОЕВОМ СНАРЯЖЕНИИ) дает команду выполнить тот или иной ПРИЁМ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ.

Военнослужащие, лежа, укрывшись за препятствием, выполняют прием, перекатываются стреляют по противнику и продолжают атаку. ПСИХОЛОГ ФИКСИРУЕТ ОШИБКИ.

В ходе занятий возникают внезапные трудности, даются различные вводные, изменяющие порядок преодоления препятствий, что заставляет военнослужащих ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ В ОБСТАНОВКЕ НОВИЗНЫ, ВНЕЗАПНОСТИ и НЕИЗВЕСТНОСТИ.

Все, кто находится на полосе и рядом с ней, кто фиксирует результаты и ошибки, ведет съемку и т.д., - ВСЕ ОНИ УЧАСТВУЮТ В БОЕ , находятся в укрытиях, перемещаются по полю боя, укрываясь от огня противника и т.д.

После преодоления препятствий психологической полосы ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ НА СТРЕЛЬБИЩЕ, где создана тактическая обстановка в соответствии с которой отступивший ПРОТИВНИК ЗАНЯЛ АКТИВНУЮ ОБОРОНУ и оказывает сопротивление.

При таком подходе к использованию полосы психологической подготовки она позволяет РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:

1) ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ – развивать ловкость, быстроту, силу;

2) БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ – формировать образ боя, тактическое мышление, навыки тактических действий, боевого взаимодействия;

3) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ – развивать смелость, смекалку, способность принимать экстренные решения, взаимопомощь, умение регулировать психическое состояние и т.д. Безусловно, такой подход требует серьезных мысле- и трудо- затрат.

Предлагаю к обязательному просмотру организаторам психологической работы и военным психологам фрагмент фильма "Полоса препятствий", 1984 года, режиссер: Михаил Туманишвили.

В ролях: Олег Меньшиков, Римма Коростелева, Андрей Мягков,
Зиновий Гердт, Андрей Смоляков, Сергей Маковецкий, Игорь Бочкин
Песню исполняет Леонид Филатов.

Полная версия фильма "Полоса препятствий" - https://www.ivi.ru/watch/60308

Тренировка морской пехоты (эпизод из кинофильма «Ответный ход»).

Предлагаю к просмотру фрагмент фильма "Акция - полоса препятствий".

Как сообщили Интерфаксу в пресс-службе Восточного военного округа, психологическая полоса, созданная на базе учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск в Хабаровском крае, включает в себя ряд стрессовых испытаний,

таких как эвакуация из горящего танка, преодоление простреливаемого участка с проволочным заграждением, водная преграда и ближний бой с условным противником.

"Весь процесс проходит в динамике в сопровождении шумовой и дымовой имитации реального боя", - пояснили в пресс-службе ВВО.

Психологическая полоса разработана специалистами центра психологической работы Восточного военного округа с учетом специфики условий прохождения службы в танковых и мотострелковых войсках.

В 2017 году подобные полосы психологической подготовки военнослужащих созданы в двух мотострелковых соединениях округа: в городе Кяхта в Бурятии и в поселке Сергеевка в Приморском крае.

Ключевые слова: пожарный, спасатель, огневая психологическая полоса подготовки пожарных, адаптационная мобильность, педагогические условия.

Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос о необходимости формирования и развития адаптационной мобильности будущих пожарных и спасателей МЧС России. Дано определение адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии и определено, что успешным формированием и развитием адаптационной мобильности курсантов образовательных учреждений высшего образования ГПС МЧС России является огневая психологическая полоса подготовки пожарных, как одно из главных педагогических условий в образовательном процессе.

Профессиональное образование является приоритетной и системообразующей областью, которая обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности будущих пожарных-спасателей МЧС России, способных самостоятельно и оперативно решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость этой деятельности, нести ответственность за ее результаты.

В силу своей профессиональной направленности сотрудники МЧС, являются руководителями и организаторами, они обязаны быстро адаптироваться к любой нештатной ситуации, оперативно ориентироваться в новых экстремальных условиях, тем самым способствовать развитию собственной социальной адаптации.

В настоящее время среди множества проблем, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на развитие личности и профессиональных компетенций, позволяющая облегчить адаптацию выпускников к профессиональной среде и формирование мобильности курсантов в ней.

В сфере пожаротушения большое внимание уделяется формированию и развитию адаптационной мобильности пожарных-спасателей. Адаптационная мобильность курсантов пожарно-спасательной академии – интегративное, социально обусловленное профессионально-личностное образование, отражающее квалификационный и достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями па основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность .

Необходимость в адаптационной мобильности возникает при обстоятельствах, когда произошли (происходят) события, которые фактически нарушили (нарушают) привычную последовательность событий для объекта (субъекта) процесса. Огневая психологической полоса подготовки пожарных является одним из главных педагогических условий в образовательном процессе, при котором у курсантов происходит процесс формирования важных для их будущей профессий, профессиональных качеств пожарного, в том числе и адаптационная мобильность.

Огневая психологической полоса подготовки пожарных – это набор специальных снарядов, расположенных на определенной территории и предназначенных для развития у пожарных эмоционально-волевую устойчивость, адаптационную мобильность, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость, устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара, профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях, умения контролировать свои действия и управлять ими в сложной обстановке пожара или ЧС.

Определение понятия и роли адаптационной мобильности в будущей профессиональной деятельности пожарного и спасателя позволяет подойти к огневой психологической полосе подготовке пожарных как педагогическое условие, подготовки будущих специалистов в сфере пожаротушения и ликвидации последствий ЧС профессиональных взаимодействий на ее основе.

Первую группу условий мы рассматриваем как совокупность объективных и субъективных факторов, обуславливающих успешность протекания процесса подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности.

Данная группа условий реализуется на основе принятия личности курсанта, создания атмосферы доброжелательности и доверительности, взаимной ответственности и др.

Вторая группа условий обеспечивает усвоение курсантами ключевых компетенций, необходимых для реализации адаптационной мобильности при осуществлении профессиональной деятельности пожарного и спасателя. Усвоение курсанта теоретических и практических знаний осуществляется через содержание дисциплин всех блоков подготовки, через все виды практик пожарно-спасательной академии, ее целевую, содержательно-организационную оформленность и др. Реализация этого направления деятельности актуализирует основные профессиональные компетенции курсантов, способствует их пополнению и обобщению посредством построения ситуаций реальной профессиональной деятельности.

Реализация третьей группы условий обеспечивает достижение целей по взаимодействию на всех этапах профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности курсантов (это условия для обмена мнениями, постановки вопросов, согласования позиций, координации действий, коллективного анализа результатов и самого процесса совместной деятельности и др.). Формирование адаптационной мобильности курсанта пожарно-спасательной академии основывается на использовании методов инновационного обучения, широкого спектра практических занятий, а также внедрения в образовательный процесс таких методов, как выездных учений на тренировочные полигоны, пожарно-строевые занятия на огневых полосах.

Профессиональная подготовка пожарных идет более успешно, если обучение их осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным. Методы, перечисленные выше, готовят курсантов к их профессиональной деятельности.

Адаптационная мобильность курсантов формируется на протяжении всего обучающего процесса. Отталкиваясь от специфики деятельности пожарных учебный процесс строиться на развитие волевых и морально-психологических качеств, способности трезво мыслить в сложной обстановке, умения контролировать свои действия и управлять ими.

В этой связи, приведенные выше группы условий, представляют собой целостное интегративное образование, задающее логику процесса подготовки курсантов по формированию адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии, а через последовательные этапы педагогической деятельности: подготовительный, основной и заключительный.

Таким образом, формирование адаптационной мобильности курсантов является многокомпонентным, многофункциональным комплексом, и это предопределяет интегративность в создании оценочного аппарата для итогового результата подготовки специалиста, а также тех ключевых и профессиональных компетенций, которые станут основой осуществления успешной профессиональной деятельности специалиста в сфере пожаротушения.

В этой связи, каждому уровню сформированной адаптационной мобильности курсантов, соответствует огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие, стимулирующих переход к более высокому уровню ее состояния. Огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие формирования адаптационной мобильности курсантов заключаются в развитии у них устойчивой мотивации к успешной профессиональной деятельности; использовании личностно-ориентированной профессиональной подготовки курсантов; поэтапном мо- ниторинге уровней сформированное их адаптационной мобильности; корреляции содержания профессиональной подготовки и механизма оценки сформированное адаптационной мобильности курсантов с требованиями работодателей; учебно- производственном партнерстве вуза с различными гарнизонами нашей страны. Реализация заявленных условий предусматривает совершенствование адаптационной мобильности курсантов, ориентированного на формирование готовности выпускников образовательных организаций высшего образования ГПС МЧС России к профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Войков Р.А. Профессиональное становление личности./Р.А.Войков// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал),2012. №4(12). - С.3-5.

2. Зеер Э. Ф. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 90–97.

3. Маринич Е.Е., Баранов К.Г. Теоретический анализ «адаптационная мобильность» пожарных-спасателей в учебных заведениях МЧС России [Текст] //Перспективы развития науки в области педагогики и психологии./Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2016. – №3. г. Челябинск, – С. 104 – 108.

4. Методические рекомендации по организации и проведению занятий с личным составом газодымозащитной службы Федеральной противопожарной службы МЧС России. Утверждены главным военным экспертом МЧС России генерал- полковником П.В. Плат 30.06.2008, г. Москва.

Методический план

проведения занятий с личным составом дежурных смен

на огневой полосе психологической подготовки пожарных

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: Пожарно – строевая подготовка

Тема: Тренировка личного состава на огневой полосе психологической подготовки пожарных.

ЗАДАЧА: Провести тренировку личного состава дежурной смены на огневой полосе психологической подготовки пожарных.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1) развитие волевых и морально-психологических качеств; 2) выработка психологической устойчивости, необходимой при работе на пожарах, способности принимать правильные решения в экстремальных ситуациях; 3) отработка вопросов охраны труда.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: практическое.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: огневая полоса психологической подготовки пожарных.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: макеты и оборудование огневой полосы психологической подготовки пожарных, пожарный инвентарь и аварийно-спасательное оборудование. АЦ-3,0-60(4326) – 1 ед., снаряды огневой полосы психологической подготовки пожарных, рабочая рукавная линия со стволом «КУРС-8», РУПТ-1-0,4, средства имитации (факел, промасленная ветошь, нетоксичные ЛВЖ, ГЖ), медицинская аптечка.

ДАТА: ВРЕМЯ: _____________________

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ: Правила по охране труда в подразделениях ФПС ГПС (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации н)., «Рекомендации по методике проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки пожарных и её оборудованию» (Москва, 1983г.), «Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке» (Москва, 2005г.).


Развёрнутый план занятия


Вопросы, подлежащие изучению и отработке

Время мин.

Краткие методические указания

1. Подготовительная часть – 40 мин.

Выезд на огневую полосу психологической подготовки пожарных.


Сбор и выезд личного состава дежурной смены на огневую полосу психологической подготовки пожарных.

Построение, проверка боевой одежды и снаряжения, постановка задач, инструктаж по правилам охраны труда, разминка.


Построение личного состава дежурной смены, объявление темы, целей занятия, инструктаж по правилам охраны труда при проведении занятий на ОППП, проведение разминки. Опрос сотрудников по предыдущей теме занятий.

Требования правил по охране труда при проведении занятия на огневой полосе психологической подготовки.

Необходимые меры по охране труда не должны превращаться в перестраховку, мешать постоянному совершенствованию профессионального мастерства личного состава, формированию готовности правильно и смело действовать в сложной ситуации.

1. Ответственность за обеспечение требований правил охраны труда личного состава в период занятий на огневой полосе возлагается на руководителя занятий.

2. К занятиям по отработке упражнений на полосе при огневом воздействии допускаются лица, прошедшие курс обучения в объёме специального первоначального обучения и сдавшие зачёты.

3. Во всех случаях при проведении занятий на огневой полосе руководитель занятий назначает ответственного за технику безопасности из лиц начальствующего состава.

4. Все виды тренировок личным составом выполняются в боевой одежде и снаряжении, а в отдельных случаях – и в теплоотражательных костюмах.

5. Для имитации пожара в емкостях огневой полосы необходимо применять нетоксичные горючие жидкости и вещества.


7. Для быстрого оповещения людей об опасности руководителем занятий устанавливается единый сигнал.

8. Территория огневой полосы должна быть ограждена. Запрещается допуск посторонних лиц на территорию без сопровождения работников пожарной охраны .

9. Аппараты, насосы, ёмкости, трубопроводы и другое оборудование огневой полосы после занятий необходимо очищать от остатков ЛВЖ, ГЖ и промасленной ветоши.

10. Для розжига горючей жидкости на снарядах изготав­ливаются специальные факелы длиной не менее 1 метра.

11. Для контроля за обстановкой на этапах следует выставлять посты безопасности (пожарный со стволом), рукавная линия должна быть заполнена водой под рабочим давлением.

12. При преодолении препятствий огневой полосы каждый пожарный должен следить за впереди идущим товарищем и не терять его из вида.

13. Перед началом занятий руководитель обязан проверить исправность каждого снаряда огневой полосы.

14. Следует ограничивать применение ЛВЖ и ГЖ с открытым зеркалом жидкости. Целесообразно применять в качестве средств горения и задымления тряпки, ветошь и т. п. отходы, пропитанные отработанными маслами.

15. Проведение занятий на огневой полосе в ночное время запрещается.

16. Для оказания первой доврачебной помощи в случае получения пожарными травм или стрессового перенапряжения необходимо иметь аптечки со следующими медикаментами:

Настойка йодная (5 %), фуропласт, марганцовокислый калий в кристаллах, бинты стерильные и нестерильные, вата гигроскопическая, бытовая и гигиеническая, пластырь, борная кислота, жгут длиной 100 см (для оказания помощи при травмах);

Настойка валерианы, раствор аммиака (10 %), валидол и стаканчик для приёма лекарств (для оказания помощи при обмороч­ном состоянии).

Разминка.

Разминочный бег и ходьба различными способами.

Бег и ходьба обычным видом, на носках, на пятках. Сочетание ходьбы с прыжками, поворотами, остановками, бросанием и ловлей предметов.

Общеразвивающие

упражнения.


Упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, рук, туловища, ног и спины:

1) Упражнения для мышц рук и плечевого пояса – поднимание прямых рук вперёд, вверх, в стороны, назад, одновременно, поочерёдно, последовательно;

2) Упражнения для мышц туловища и шеи – наклоны головы, туловища вперёд, назад, в стороны. Круговые движения головой, туловищем, вправо и влево;

3) Упражнения для мышц ног – сгибание и разгибание ног, выпады, выпрыгивание из упора «присев», пружинящие движения в приседе, прыжки на месте и с продвижением вперёд на одной или двух ногах;

4) Упражнения для мышц спины – движение руками с одновременным наклоном туловища (назад, в сторону), круговые движения туловищем с подниманием рук вперёд, упоры «присев» и «лёжа», различные повороты.

Проверка исправности каждого снаряда (фрагмента), выставление постов безопасности (пожарные со стволами с присоединённой рабочей рукавной линией, заполненной водой или раствором пено-образователя), показ приёмов и способов преодоления каждого снаряда с помощью опытных пожарных; подробное объяснение способов быстрого преодоления зоны воздействия огня и дыма.

В целях обеспечения безопасности личного состава руководитель занятия перед проведением тренировки на огневой полосе психологической подготовки проверяет исправность каждого снаряда (фрагмента), выставляет посты безопасности (пожарные со стволами с присоединённой рабочей рукавной линией, заполненной водой или раствором пенообразователя), с помощью опытных пожарных показывает приёмы и способы преодоления каждого снаряда; подробно останавливается на способах быстрого преодоления зоны воздействия огня и дыма.

2. Основная часть – 60 мин.

Разделение дежурной смены на две подгруппы: для выполнения упражнений и их обеспечения.

Руководитель занятия разбивает дежурную смену на две подгруппы: первая выполняет упражнения, а вторая – обеспечивает их (вводит в действие средства имитации, обеспечивает безопасность, ведёт наблюдение за обучением), – потом они меняются.

Преодоление огневой полосы каждым пожарным без воздействия огня и дыма.


Руководитель занятия, убедившись в том, что личный состав усвоил приёмы и способы преодоления всех снарядов, работает на этапах уверенно и хладнокровно, переходит к преодолению огневой полосы с воздействием огня и дыма.

Порядок прохождения огневой полосы психологической подготовки:

1) лабиринт;

2) фрагмент эстакады с горловиной от ёмкости железнодорожной цистерны;

3) трап над приямком с горящей жидкостью;

4) кабельный коллектор;

5) металлическая площадка эстакады с повреждённым технологическим оборудованием;

6) мишень;

7) масляный трансформатор.

Имитация пожара на снарядах (фрагментах) огневой полосы.

При помощи второй подгруппы руководитель занятия создаёт имитацию пожара на снарядах (фрагментах) огневой полосы – поджигается промасленная ветошь, развешанная на снарядах, поджигается горючая жидкость в емкостях снарядов, лотках и противнях.

Замер частоты сердечных сокращений у личного состава перед преодолением огневой полосы с воздей­ствием огня и дыма.

В период подготовки к выполнению упражнений руководитель занятия и его помощники производят замер частоты сердечных сокращений у личного состава. При этом удовлетворительный уровень адаптации характеризуется увеличением частоты пульса не более чем на 25 % по отношению к физиологической норме (ЧСС в состоянии покоя).

Преодоление огневой полосы каждым сотрудником (в составе отделения) с воздействием огня и дыма.

Преодоление огневой полосы каждым сотрудником (отделением) дежурной смены с воздействием огня и дыма.

Отдых. Замер частоты сердечных сокращений у личного состава.

Преодоление огневой полосы с воздействием огня и дыма целиком, в максимальном темпе на время.

Преодоление огневой полосы личным составом отделений дежурной смены с воздействием огня и дыма целиком, в максимальном темпе на время.

Личный состав тренируется без использования СИЗОД.

Отработка технологии работы с ручными пожарными стволами (РУПТ-1-0,4, КУРС – 8, ОРТ-50А) по ликвидации моделируемых очагов пожара.

Тушение моделируемых очагов пожара при помощи ствола РУПТ-1-0,4 и универсального ручного пожарного ствола КУРС – 8, ОРТ-50А.

3. Заключительная часть.

Уборка пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования, приведение в порядок снарядов (фрагменты) огневой полосы психологической подготовки.

Личный состав производит уборку пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования, приводит в порядок снаряды (фрагменты) огневой полосы психологической подготовки.

Подведение итогов занятия.

Руководитель занятия объявляет результаты тренировки, оценки каждому пожарному, выдаёт задания для самостоятельной учёбы.

Возвращение дежурной смены в подразделение.

Оценка удовлетворительного уровня подготовленности пожарных

на маршрутах огневой полосы


Состав снарядов

предлагаемого маршрута

Контрольный снаряд

Частота пульса, уд./мин

Металлический фрагмент трёхэтажного дома, лабиринт, подземная открытая ёмкость с горящей жидкостью, кабельный коллектор

Подземная открытая ёмкость с горящей жидкостью

Фрагмент эстакады с горловиной от ёмкости железнодорожной цистерны

Металлический фрагмент трёхэтажного дома, лабиринт, подземная открытая ёмкость с горящей жидкостью, фрагмент эстакады с горловиной от ёмкости железнодорожной цистерны, трап над приямком с горящей жидкостью, кабельный коллектор, металлическая площадка эстакады с повреждённым технологическим оборудованием

Металлическая площадка эстакады с повреждённым технологическим оборудованием


Примечания.

Замер частоты сердечных сокращений непосредственно на маршруте огневой полосы целесообразно проводить на первых четырёх занятиях. У личного состава, участвовавшего более чем в четырёх тренировках, достаточно производить замер частоты сердечных сокращений перед выходом на огневую полосу. В случае превышения ЧСС, равной 88 уд./мин следует считать, что удовлетворительный уровень адаптации не достигнут.

1. Задание для самостоятельной работы обучаемых:

    характеристики пожарных стволов, приемы работы с пожарными стволами. требования охраны труда при проведении разведки.

Психологическая подготовка личного состава подразделений ГПС на пожарных полигонах и огневых полосах психологической подготовки пожарных проводится в условиях, максимально приближенных к реальным, возникающих при тушении пожаров.

К занятиям на полигоне пожарном или огневой полосе допускаются лица, прошедшие обучение в объеме специального первоначального обучения и сдавшие зачет, о чем делается запись в Журнале инструктажей.

Все виды тренировок выполняются личным составом подразделений ГПС в боевой одежде и снаряжении (в пожарной каске с защитным стеклом, брезентовых рукавицах), а в отдельных случаях - теплоотражательных костюмах и СИЗОД.

Руководитель занятий перед началом занятий обязан:

Проинструктировать личный состав подразделений ГПС о порядке выполнения упражнений на снаряде;

Установить единый сигнал оповещения людей об опасности;

Опросить обучаемых о состоянии здоровья;

Проверить исправность технологического оборудования полигона и снарядов огневой полосы.

Для имитации пламени разрешается применять нетоксичные огнеопасные жидкости, использовать в качестве средств горения и задымления тряпки, ветошь и т.п. отходы, пропитанные горючими жидкостями, а также нетоксичные средства имитации дыма.

Необходимо не допускать растекания горючих жидкостей на путях движения личного состава подразделения ГПС.

Наполнение оборудования и лотков нефтепродуктами разрешается производить только после их охлаждения. Розжиг горючих жидкостей на технологическом оборудовании полигона должен производится с помощью дистанционной системы разового или многоразового действия; на снарядах огневой полосы - с помощью специальных факелов длиной не менее 1 м.

Зоны огня и высокой температуры личный состав подразделений ГПС должен преодолевать быстро, не теряя друг друга из вида, не производя глубоких вдохов. Замыкает группу командир отделения или звена.

При проведении занятий около снарядов и препятствий, на которых применяется открытый огонь, выставляются посты безопасности в составе отделения на пожарной автоцистерне. От автоцистерны прокладываются рукавные линии со стволами по одной к каждому снаряду и препятствию, при этом рукавные лини заполняются водой, двигатель и насос автоцистерны должны работать на холостом ходу.

Запрещается:

Проведение занятий на полигонах и огневых полосах в ночное время;

Допуск посторонних лиц без сопровождения сотрудников ГПС.

Учебная башня

Учебная башня устанавливается на специально оборудованной площадке на дворовой территории или пристраивается (встраивается) к зданию пожарного депо. Пристроенная (встроенная) учебная башня должна соответствовать степени огнестойкости здания и иметь отдельный вход. При наличии входа в здание дверь должна быть противопожарной.

Отдельно стоящая учебная башня может быть любой степени огнестойкости.

Учебные башни должны отвечать следующим требованиям:

Вертикальная фасадная сторона учебной башни обшивается строгаными досками, является рабочей и на ней предусматривается:

По два и более оконных проема в каждом этаже (кроме первого) размером 1,1 м х 1,87 м;

Расстояние от окна до обреза стены не менее 65 см;

Ширина простенка не менее 60 см;

Ширина подоконника 38-40 см;

Высота подоконника от уровня пола 80 см (- 5 см);

Высота подоконника второго этажа от поверхности земли 4,25 м, расстояние между подоконниками 2, 3, 4 этажей - 3,3 м;

На рабочей стороне учебной башни не должно быть никаких отверстий (кроме оконных проемов) и выступающих частей, под окнами второго этажа на 5 см ниже уровня 3 ступеньки штурмовой лестницы с фасадной стороны башни набивается брусок сечением 6 x 6 см; под окнами второго этажа до земли разрешается набивать на фасадную часть листовое железо, резину, пластик или фанеру;

В каждом этаже башни должны быть площадки глубиной (от рабочей стороны) не менее 1 м 50 см, причем каждая площадка должна иметь выход на стационарную лестницу, имеющую ограждение и установленную внутри башни на одной из ее нерабочих сторон;

Учебная башня должна быть оборудована надежными страхующими приспособлениями;

Перед рабочей стороной башни в грунте устраивается предохранительная подушка толщиной не менее 1 м, шириной от фасадной стороны 4 м, выступающая за габариты башни не менее, чем на 1 м;

Предохранительная подушка указанной толщины делается из засыпки, состоящей на 50% из опилок, которая насыпается слоем толщиной 50 см на пружинистое основание, толщина основания - 50 см, между пружинистым основанием и засыпкой делается прокладка из рогож, для отвода воды из приямка делается дренаж или другое устройство, обеспечивающее сток воды, яма предохранительной подушки может быть оборудована устройством для отогревания материалов подушки в холодное время года (паропровод).

Перед проведением занятий (соревнований) на учебной башне верхний слой предохранительной подушки должен быть взрыхлен. Обновление предохранительной подушки проводится не реже одного раза в 24 месяца и оформляется актом.

Перед учебной башней устраивается площадка длиной не менее 50 м, шириной (при учебной башне на 4 ряда окон) не менее 10 м.

Учебная башня должна быть оборудована ставнями с запорами для закрывания окон, а также щитами для предохранения подушки от попадания снега.

Страхующие устройства учебных башен перед использованием необходимо подвергать проверке. Замок должен прочно удерживать веревку и после снятия нагрузки на нем не должно быть повреждений и заметной остаточной деформации.

Учебная башня обеспечивается страхующими устройствами из расчета одно устройство на один ряд окон по вертикали, которое ежегодно испытывается в установленном порядке.

При использовании учебной башни для сушки и мойки пожарных рукавов, шахта для сушки и помещение для мойки отделяются от помещений учебной башни сплошной стеной. Выход на верхнюю рабочую площадку шахты и в помещение мойки рукавов допускается через помещение учебной башни. Верхняя рабочая площадка оборудуется лебедкой для подъема рукавов, высотой 1,25 м. Шахта оборудуется пусковой аппаратурой, которая размещается внизу и на верхней площадке. Башенная сушилка должна иметь калорифер или другие приборы для подогрева воздуха. Развешивать рукава для сушки нужно равномерно по всему сечению шахты.

Крепление рукавов должно обеспечиваться приспособлениями, позволяющими простое и быстрое их закрепление и освобождение, а также исключающее самопроизвольное падение рукавов вниз.

Запрещается использовать учебные башни для хранения оборудования и различных предметов, кроме пожарных рукавов, подвешенных для сушки.

Теплодымокамера

Теплодымокамера *(29) - отдельно стоящее здание, предназначенное для проведения занятий по подготовке и адаптации личного состава подразделения ГПС для работы в непригодной для дыхания среде

ТДК строятся по проекту. Инженерное оборудование ТДК должно отвечать предъявляемым требованиям и обеспечивать безопасность газодымозащитников при проведении тренировок. ТДК может включать в себя отдельную дымокамеру и теплокамеру.

Требования к системе электрооборудования.

Система электрооборудования ТДК должна выполняться в соответствии с Правилами устройства электроустановок и включать в себя следующие виды освещения:

Рабочее (общее и местное) - 220 В;

Аварийное - 220 В;

Эвакуационное - 220 В;

Ремонтное - 36 В.

Для подключения имитаторов обстановки на пожаре в задымляемых тренировочных помещениях устанавливаются штепсельные розетки с напряжением питания 36 В.

Необходимо предусматривать аварийное освещение задымляемых помещений, включая лестничные клетки, для чего на стенах устанавливаются светильники с зеркальными лампами, которые улучшают видимость в задымленных помещениях в случае экстренной эвакуации газодымозащитников. Аварийное освещение подключается к двум независимым источникам питания.

Требования к системам задымления и вентиляции.

Задымление должно создаваться только в тренировочных помещениях. В качестве дымообразующих средств используются имитаторы и составы, не вызывающие отравления и ожоги в случае нахождения газодымозащитников в задымленных помещениях без СИЗОД.

В теплодымокамерах запрещается применять нефтепродукты, горючие пленки и полимерные материалы.

Шумовые эффекты не должны превышать допустимых норм.

Для удаления дыма из тренировочных помещений должны быть предусмотрены три обособленные системы дымоудаления, состоящие из вытяжной, приточной и аварийной установок каждая. Производительность каждой системы должна обеспечивать десятикратный воздухообмен в обслуживаемом помещении.

Аварийная принудительная вентиляция подключается к основному и независимому резервному источникам питания и должна обеспечивать снижение в помещении дымокамер *(30) углекислого газа менее 5%, а оксида углерода - менее 0,024% в течение 2 мин. с момента включения системы (*(30) Далее - "ДК").

Дополнительные требования к ДК.

Помещение для тренировок должны оборудоваться системами контроля за местонахождением газодымозащитников.

Площадь помещения для тренировок должна быть рассчитана на одновременную тренировку двух звеньев (не менее 10 м.кв. на одного газодымозащитника). Высота помещений ДК не менее 2,5 м.

Помещение для тренировок должно иметь не менее двух выходов. Над выходами с внутренней стороны устанавливаются световые указатели с надписью "ВЫХОД" включаемые с пульта управления.

Перед помещениями, предназначенными для задымления, следует устраивать незадымляемые тамбуры для исключения проникновения дыма в другие помещения здания.

Пол в ДК должен быть ровным, не скользким (бетон, асфальт и т.п.) с уклоном в сторону трапов для стока воды в канализацию. Стены и потолок выполняются из материалов, допускающих их мойку водой.

Дополнительные требования к теплокамерам.

ТК должна состоять из предкамеры и камеры, соединяющихся между собой тамбуром. В стене между ними необходимо устраивать смотровое окно. Предкамера может быть общей для дымовой и тепловой камер.

В зависимости от условий тренировки температура воздуха в ТК должна поддерживаться в пределах 30-60°C.

Подогрев воздуха в камере, как правило, осуществляется от электронагревательных печей или тепловентиляторов.

Относительная влажность воздуха в камере должна составлять 25-30% и контролироваться с помощью психометра.

Стены, потолок и полотнища дверей камеры должны иметь необходимую теплоизоляцию. Полы целесообразнее выполнять бетонными.

Тема №8


Похожая информация.


Похожие публикации