Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Практические работы по бжд. Методичка БЖД. Методическое пособие практические занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности расстояние между строками

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для специальностей:

230113 «Компьютерные системы и комплексы»

230115 «Программирование в компьютерных системах»

210723 «Сети связи и системы коммутации»

090303 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем »

210709 «Многоканальные телекоммуникационные системы»

280703 «Пожарная безопасность»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Предисловие

Практическая работа № 1 «Оценка опасности аварии с выбросом АХОВ»

Практическая работа № 2 «Оценка радиационной обстановки»

Практическая работа № 3 «Первичные средства пожаротушения и порядок их использования»

Практическая работа № 4 «Первая доврачебная помощь при ранениях и травмах»

Практическая работа № 5 «Подготовка инженерных сооружений для защиты населения»

Практическая работа № 6 «Организация получения и использования средств индивидуальной защиты»

Практическая работа № 7 «Расчет сил и средств для выполнения аварийно-спасательных работ»

Практическая работа № 8 «Составы военнослужащих, воинские звания. Взаимоотношения между военнослужащими»

Практическая работа № 9 «Военно-учетные специальности, соответствующие профилю подготовки колледжа , их вооружение и оснащение. Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы»

Практическая работа № 10 «Огневая подготовка»

ПРЕДИСЛОВИЕ


Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Государственного образовательной учреждения среднего профессионального образования «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» по специальностям СПО 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230115 «Программирование в компьютерных системах», 210723 «Сети связи и системы коммутации», 090303 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»,210709 «Многоканальные телекоммуникационные системы», 280703 «Пожарная безопасность»в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной, заочной и заочной с элементами дистанционных технологий формы обучения.

Методические указания созданы в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы, необходимо внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе необходимо выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической работе необходимо выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу необходимо найти время для ее выполнения или пересдачи.

1. Студент должен прийти на лабораторное занятие подготовленным к выполнению лабораторной работы.

2. После проведения лабораторной работы студент должен представить отчет о проделанной работе.

3. Отчет о проделанной работе следует выполнять в журнале лабораторных работ на листах формата А4 с одной стороны листа.

Оценку по лабораторной работе студент получает, если:

· студентом работа выполнена в полном объеме;

· студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

· отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы ;

· студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную оценку и выше.

Зачет по выполнению лабораторных работ студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой лабораторных работ после сдачи журнала с отчетами по работам и оценкам.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Практическая работа № 1

«Оценка опасности аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ»


Учебная цель: Ознакомиться с методикой оценки опасности аварии с выбросом аварийно химически опасными веществами (АХОВ) для жилого района.

Учебные задачи:

1. Ознакомиться с исходными данными для оценки последствий аварии с выбросом АХОВ.

2. Научиться определять глубину зоны заражения в соответствии с методикой.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

знать:

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации.

Обеспеченность занятия:

1. Учебно-методическая литература:

И др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176с.

Микрюков жизнедеятельности. – М.: КНОРУС, 2010. – 288 с. – (Среднее профессиональное образование)

Новиков безопасность. - М. 2002, - 336 с.

2. Калькулятор.

3. Карандаш простой.

4. Чертежные принадлежности: линейка, транспортир.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Понятие об АХОВ

Растет ассортимент применяемых в промышленности, сельском хозяйстве и быту химических веществ. Некоторые из них токсичны и вредны. При проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовые поражения людей, животных, приводят к заражению воздуха, почвы, воды, растений. Их называют аварийно опасными химическими веществами (АХОВ). Определенные виды АХОВ находятся в больших количествах на предприятиях, их производящих или использующих в производстве. В случае аварии может произойти поражение людей не только непосредственно на объекте, но и за его пределами, в ближайших населенных пунктах.

Крупными запасами ядовитых веществ располагают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и

Вариант 1 .ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

При работе с ПК

Методические указания к практической работе

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Ознакомление с различными факторами, оказывающими влияние на работоспособность при работе сПК, и с их нормированием.

Оценка негативных факторов, влияющих на работоспособность при работе с ПК (личное рабочее место).

ЗАДАЧА.

В данной работе на примере рабочего места пользователя ПК необходимо оценить негативные факторы, влияющие на Вашу работоспособность.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Работа с видеотерминалом персонального компьютера (ПК) по степени нарастания общего утомления оператора стоит в одном ряду с такими профессиями, как водитель городского автобуса. У пользователей ПК возникают частные жалобы на головные боли, резь в глазах, боли в шейном и поясничном отделе позвоночника и др. Статические данные говорят о неблагоприятном течении беременности у женщин профессионально работающих за компьютером.

Основными повреждающими здоровье при работе за компьютером, как и при любой сидячей работе, являются следующие неспецифичные (т.е. не связанные именно с работой за компьютером) факторы:

    Длительная гиподинамия. Любая поза при длительной фиксации вредна для опорно-двигательного аппарата, кроме того, ведет к застою крови во внутренних органах и капиллярах.

    Нефизиологическое положение различных частей тела.

    Длительно повторяющиеся однообразные движения. Здесь вредна не только усталость тех групп мышц, которые эти движения выполняют, но и психологическая фиксация на них (образование устойчивых очагов возбуждения ЦНС с компенсаторным торможением других ее участков). Хотя наиболее вредны именно повторяющиеся однообразные нагрузки. Через усталость они могут вести к физическому повреждению суставов и сухожилий. Наиболее известен в среде пользователей РС тендовагинит запястных сухожилий, связанный с вводом информации посредством мыши и клавиатуры.

    Ну и, наконец, долгое пребывание в замкнутом, а еще хуже - душном и прокуренном помещении.

Световое, электромагнитное и прочее излучение в основном монитора - а вот это специфический повреждающий фактор при работе с компьютером

Состояние здоровья оператора определяется тремя составляющими трудового процесса: характером работы, имеющимся оборудованием, состоянием окружающей среды

ХАРАКТЕР РАБОТЫ

оператора ПК отличается:

1. повышенной нагрузкой на зрительный анализатор

продолжительная работа с объектами различения малого размера;

2. интеллектуальной нагрузкой

необходимость быстрого принятия решений, творческая деятельность, постоянное восприятие и оценка новой информации, высокая степень сложности задания;

3.эмоциональной нагрузкой –

степень ответственности за выполняемое задание, дефицит времени, значимость ошибки;

4.монотонность трудового процесса –

многократное повторение однообразных действий, длительность сосредоточенного наблюдения;

5. гиподинамией

длительным пребыванием оператора в одной позе без активных движений.

ПРИМЕНЯЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

    видеодисплейный терминал (монитор)

Качество представляемой зрительной информации зависит от следующих параметров:

Яркость экрана;

Контраст объектов с фоном;

Отсутствие мерцаний, бликов, деформаций изображений.

Для создания благоприятных условий работы необходимо соответствие нормативам интенсивности электромагнитных полей и рентгеновского излучения, заряда статического электричества.

Условия безопасности должны обеспечиваться обеспечиваются наличием двойной электроизоляции корпуса и мерами по исключению поражения человека стеклянными осколками при разрушении колбы электроннолучевой трубки.

2. Клавиатура, мышь и подставка для бумаг , располагаемые в

удобном для оператора месте и соответствующие требованиям эргономики.

3. Процессор , отвечающий требованиям электробезопасности.

4. Рабочая мебель :

Двухуровневый стол с основной столешницей и

площадкой для расположения клавиатуры;

Динамическое кресло, позволяющее регулировать положение оператора, в пространстве;

Подставка для ног способствующая снижения напряжения мышц ног и улучшению кровообращения.

СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    достаточная площадь и объем помещения, где установлен компьютер (площадь не менее 6 м 2 , объем помещения не менее 20-24 м 3)

    показатели микроклимата рабочего помещения:

Температура воздуха 23-25С,

Относительная влажность 40-60 %,

Подвижность воздушной среды ≤0,2 м/с

    параметры световой среды рабочего места и рабочей поверхности:

Наличие естественного и искусственного освещения;

Освещенность экрана монитора 100-200 лк,

Освещенность горизонтальной поверхности стола 300-500 лк;

Отсутствие прямой и отраженной слепящей блескости источников света;

Отсутствие пульсации освещенности;

    уровень шума и вибрации рабочих мест в пределах норм (уровень звука ≤50 дБА);

ЗРИТЕЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Для повышения работоспособности человека, в первую очередь, необходимо обеспечить комфортные условия для работы глаз, т.к. основной поток информации о внешнем мире поступает через зрение (~ 90%).

Восприятие информации для пользователя ПК с экрана дисплея отличается от привычного чтения с бумаги по нижеследующим причинам:

1. При работе с дисплеем пользователь во многом зависит от положения дисплея в пространстве, тогда как при чтении печатного текста легко найти положение листа для наиболее комфортного восприятия информации.

2. Экран, выполнен из стекла, обладает зеркальным иил смешанным отражением, является источником света и считается прибором активного контраста. При чтении с листа бумаги мы имеем дело с диффузно отраженным текстом, т.е. с пассивным контрастом, который в малой степени зависит от интенсивности освещения и угла падения потока света на бумагу;

3. Текст на бумаге является неизменным, а текст на экране периодически обновляется в процессе сканирования электронного луча по поверхности экрана. Достаточно низкая частота обновления (f<60 Гц) вызывает мерцание изображений. При частоте обновления превышающей 80 Гц операторы не замечают мерцания, однако, зрительная система человека испытывает повышенную нагрузку.

Чтобы условия труда оператора были благоприятными, снизились нагрузки на зрение, плечевой пояс и позвоночник

рабочее место должно соответствовать требованиям :

    оптимальным является строго вертикальное или слегка

наклоненное расположение дисплея, при этом уменьшаются блики на экране;

    самая верхняя используемая строка на экране должна

располагаться на горизонтальной линии взгляда, так снижается напряженность шейных мышц;

    подставка для ног и подлокотники кресла способствуют

меньшему напряжению мышц ног и рук и создают условия для лучшего кровообращения.

    надо хотя бы раз в час устраивать перерывы, походить, размяться.

При работе с текстовой информацией наиболее благоприятным для зрительной работы оператора являются нижеследующие условия:

    стиль шрифта

В обычных случаях рекомендуется, как правило, прямой шрифт. Курсив может быть использован для выделения отдельных мест. Надписи, спецификации, инструкции и т.д. могут быть выполнены готическим, спартанским, каллиграфическим шрифтами (узкие, средние и полужирные варианты).

    размер шрифта

Кегль (высота шрифта) 10 пунктов предпочтительнее, но допустимы кегли от 9 до 12 пунктов (1 пункт = 0,376 мм)

    расстояние между строками

Не менее высоты шрифта

для многоцветного представления информации рекомендуется использовать одновременно не более 6 цветов. При этом цвет символов и цвет фона не должны быть дополнительными цветами (пары дополнительных цветов: красный-зеленый, синий-оранжевый, желтый –фиолетовый).

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Московской области

« Губернский колледж»

Безопасность жизнедеятельности

для студентов очной формы обучения

Серпухов 2017г.

Введение

Реализация программы обеспечит компетентность будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности как неотъемлемой части их профессионализма в период вступления в самостоятельную жизнь.

Пояснительная записка

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений , необходимых в последующей учебной деятельности и жизни.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с измерительными приборами, средствами индивидуальной защиты, учебным тренажером для реанимационных действий , работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

В результате изучения учебной дисциплины в области жизнедеятельности студент должен знать:

    принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

    основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

    основы военной службы и обороны государства;

    задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

    способы защиты населения от оружия массового поражения

    меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

    организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;

    основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

    область применения получаемых знаний при исполнении обязанностей военной службы;

    порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;

Уметь:

    организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

    предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

    использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

    применять первичные средства пожаротушения;

    владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности;

    оказывать первую помощь пострадавшим

Данная дисциплина базируется на знаниях умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин и в процессе изучения прослеживается теснейшая ее связь с этими дисциплинами.

Перечень практических работ

п/п

Тема практической работы

Изучение классификации чрезвычайных ситуаций

Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы

Применение первичных средств пожаротушения

Выявление роли и места ГАПОУ МО «Губернский колледж» в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Решение ситуационных задач по ФЗ №65 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны

Применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК)

Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики

Организация хранения и использования средств индивидуальной защиты

Организация мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях чрезвычайной ситуации

Выявление правовой основы и главных направлений обеспечения национальной безопасности России

Выполнение основных мероприятий по противодействию терроризму

Определение роли Вооружённых Сил РФ как основы обороны государства

Определение правовой основы военной службы

Выявление порядка подготовки военных кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации

Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО

Отработка порядка приема Военной присяги

Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов

Оказание реанимационной помощи

Оказание первой помощи пострадавшим

Практическая работа № 1

I .Тема. Изучение классификации чрезвычайных ситуаций

II . Цель. Закрепление теоретических знаний о классификации ЧС и приобретение практических умений в составлении памяток поведение населения в ЧС

III . Задачи.

1. Заполнить таблицу «Классификация ЧС»

2. Составить памятки поведения населения в ЧС

IV . Время выполнения 2ч

V . Оборудование. Учебник Э.А. Арустамова стр.16-47, лист А4, карандаши, линейка, тетради для практических работ

VI . Задание

1.Прочитайте текст

2. Заполните таблицу «Классификация ЧС»

3. Прочитайте текст

4. Составьте памятки поведения населения в ЧС

VII Контрольные вопросы.

  1. Что означает ЧС?

    Перечислите ЧС по природе возникновения.

    Перечислите ЧС по масштабам распространения последствий.

    Перечислите ЧС по причине возникновения.

    Перечислите ЧС по скорости развития

    Перечислите ЧС по ведомственной принадлежности.

    Дайте характеристику ЧС природного происхождения.

    Дайте характеристику ЧС техногенного характера.

VIII Литература.

Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для среднего профессионального образования / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 9-е – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 173 с.

Практическая работа № 2

I .Тема. Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы.

II . Цель. Закрепление знаний по техногенным катастрофам, приобретение практических умений работать с разными источниками, составлять глоссарий.

III . Задачи.

1.Изучить разные источники интернет-сайтов.

2. Научиться составлять глоссарий по разным источникам

IV . Время выполнения 2ч.

V . Оборудование. Видео – фильм, компьютер, проектор, тетради для практических работ, распечатанный материал из разных источников. (Приложение1)

VI . Задание.

1.Просмотр видео - фильма

2. Изучить материалы нтернет-сайтов

3. Составить глоссарий по теме

VII Контрольные вопросы.

1.Что такое техногенная катастрофа?

2. Что такое взрыв?

3. Что такое пожар?

4. Причины техногенных катастроф.

VIII Литература Интернет-сайты:

ному материалу. Работать в паре. (Приложение 13)

Опорная схема представляет собой словесно - графическое отображение учебного материала , логически разделенного на основные и второстепенные элементы .

Применяя устно – графическое изложение материала учащийся взаимодействует с другими членами коллектива при выделении главных элементов схемы , ее второстепенных частей , выстраивании между ними логических взаимосвязей , проявлении творческой инициативы . Это позволяет ориентироваться в изученном материале , так как ученик сам участвует в процессе получения информации . В результате изучения той или иной темы учащийся придумывает форму схемы и заполняет её.

VII Контрольные вопросы.

1. Виды военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны РФ.

2. Порядок подготовки для поступления в военные образовательные учреждения.

3. Проведение профессионального отбора среди кандидатов для поступления в военно–учебные заведения.

4. Предметы (дисциплины), по которым проводятся вступительные экзамены.

VIII . Литература.

    Порядок подготовки и поступления в военные образовательные учреждения

    ,

Практическая работа № 16

I .Тема. Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО

II . Цель. Закрепление теоретических знаний об основных видах вооружения, военной техники, специального снаряжения состоящих на вооружении ВС РФ, приобретение практических навыков разборки, сборки автомата Калашникова, стрельбы из пневматического оружия.

III . Задачи.

    Познакомиться с основными видами вооружения.

    Научиться разбирать, собирать автомат.

    Научиться стрелять из пневматического оружия.

IV . Время выполнения 4ч

V . Оборудование. Видеофильм, проектор, компьютер, тир, автомат, пневматическое оружие, тетради для практических работ.

VI . Задание.

1. Просмотреть видеофильм (Приложение 14)

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Разборка, сборка автомата.

4. Записать в тетрадях порядок разборки, сборки автомата.

5. Стрельба из пневматического оружия.

VII Контрольные вопросы.

    Характеристика нового русского автомата.

    Что планируется в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020г?

VIII . Литература.

Практическая работа № 17

I .Тема Отработка порядка приема Военной присяги.

II . Цель. Закрепление теоретических знаний о порядке приема Военной присяги, заучивание Военной присяги наизусть.

III . Задачи.

    Закрепить теоретические знания о порядке приема Военной присяги.

    Выучить слова Военной присяги наизусть

IV . Время выполнения 2ч.

V . Оборудование. Презентация, видеофильм, проектор, компьютер, индивидуальные карточки со словами присяги, тетради для практических работ.

VI . Задание.

    Просмотреть презентацию.

    Просмотреть видеофильм (Приложение 15)

    Записать слова присяги в тетрадь для практических работ

    Рассказать присягу наизусть

VII Контрольные вопросы.

    Что такое присяга?

    Расскажите слова присяги наизусть.

VIII . Литература.

Принятие присяги (видео)

Практическая работа № 18

I .Тема Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов.

II . Цель. Закрепление знаний о героизме, войсковом товариществе и приобретение практических умений при работе с учебником.

III . Задачи.

    Изучить материал учебника.

    Составить тезисный конспект

    Ответить на контрольные вопросы.

IV . Время выполнения 2ч.

V . Оборудование.

VI . Задание.

2. Составить тезисный конспект.

3. Ответить на вопросы.

VII Контрольные вопросы.

    Назовите основные понятия и определения патриотизма российского гражданина и воина.

    В чем выражается воинский долг военнослужащих ВС РФ?

    Каково значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений?

    Что такое присяга?

    Каким законом утвержден текст ныне действующей военной присяги?

    В каком Уставе описана процедура приведения к военной присяге?

VIII . Литература.

    Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 10 класса / А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В. А. Васнев. – М. : Просвещение, 2008. – 161 с.

Практическая работа № 19

I .Тема. Оказание реанимационной помощи.

II . Цель. Закрепление теоретических знаний по проведению реанимационной помощи, приобретение практических умений искусственной вентиляции легких, непрямого массажа сердца.

III . Задачи.

1.Составить алгоритм проведения реанимации.

2. Научиться проводить искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца на тренажере.

IV . Время выполнения 2ч.

V . Оборудование. Учебник ОБЖ, тренажер-Гоша, тетрадь для практических работ, ситуационные задачи

VI . Задание.

1.Изучить материал учебника стр.136-141

2. Составить алгоритм реанимационной помощи.

3. Проведение реанимационной помощи на тренажере - Гоша.

4. Решение ситуационных задач.

VII Контрольные вопросы.

1.Что означает терминальное состояние?

2.Сколько терминальных состояний знаете?

3.Опишите терминальные состояния.

4.Признаки клинической смерти.

5.Этапы реанимации.

6.Назовите способы искусственной вентиляции легких.

VIII Литература

1. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 10 класса / А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В. А. Васнев. – М. : Просвещение, 2009. – С 136 141.

Практическая работа № 20

I .Тема. Оказание первой помощи пострадавшим

II . Цель. Закрепление теоретических знаний оказания помощи при кровотечениях, переломах, профилактике осложнений ран, приобретение практических умений наложения повязок, закрутки, шин.

Задачи.

1. Решить ситуационные задачи.

2. Научиться останавливать кровотечение при помощи закрутки.

3. Научиться накладывать повязки на голову, руки, ноги.

4. Научиться накладывать шины

IV . Время выполнения 2ч.

V . Оборудование. Ситуационные задачи, учебник БЖД, закрутки, бинты, шины.

VI . Задание.

1.Решить ситуационные задачи.

2. Изучить материал учебника БЖД стр. 248-266. Ответить на контрольные вопросы письменно.

3. Работа в парах: наложить закрутку, наложить повязки на руку, голову, ногу, наложить шину при переломе голени.

VII . Контрольные вопросы.

    Дайте формулировку кровотечению.

    Перечислите виды кровотечений.

    Что такое асептика?

    Что такое антисептика?

    Перечислите виды ран.

    Какие способы остановки кровотечений существуют?

    Назовите виды переломов, перечислите признаки переломов.

    Как оказать помощь при открытом переломе?

    Как оказать помощь при закрытом переломе?

VIII Литература

1. Фефилова, Л. К. Оказание экстренной медицинской помощи в ЧС [Текст] Учебно-методическое пособие / Л.К. Фефилова, Н. Ф.Королева. Кемерово, 2008. С. 128-134.

2. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г.Я. Ястребов; под редакцией Б.В. Карабухина. Изд. 3 –е. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. – С. 248-266

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Г.А. Аверьянов, И.А. Екимова, Н.Е. Петровская, М.В. Тихонова, В.И.Туев

Методические указания для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра радиоэлектронных технологий и экологического мониторинга (РЭТЭМ)

УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой РЭТЭМ, д.т.н.

В.И. Туев «___» ________2012 г.

Безопасность жизнедеятельности

Методические указания для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов очного и заочного обучения всех направлений и специальностей

Аверьянов Г.А., Екимова И.А., Петровская Н.Е., Тихонова М.В., Туев В.И. Безопасность жизнедеятельности. Методические указания для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов очного и заочного обучения всех направлений и специальностей. – Томск:

Методические указания по безопасности жизнедеятельности предназначены для всех специальностей изучающих курс «Безопасность жизнедеятельности». Включает сборник задач по безопасности жизнедеятельности, описание занятий по оказанию первой неотложная медицинской помощи, оценке уровня радиации, алгоритмизации безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера.

© Томский государственный университет систем управления и

радиоэлектроники (ТУСУР), 2012

Введение

(семинаров)

2.1 Темы для самостоятельной работы

Задачи для практических занятий и самостоятельного решения

3.1 Ответы к задачам

Тестовые вопросы для самоконтроля

4.1 Ответы к тестам

Перечень вопросов для экзамена

Перечень вопросов для зачета

Индивидуальные задания

Практическое занятие «Первая неотложная медицинская помощь»

Практическое занятие «Оценка уровня радиации»

10. Практическое занятие «Алгоритмы безопасного поведения при

угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера»

Заключение

Список литературы

Интернет-источники

Глоссарий

Введение

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от негативных факторов во всех сферах жизни человеческой деятельности.

К формированию учения о безопасности жизнедеятельности привели ряд причин. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является, прежде всего, продолжительность жизни. В настоящее время в России по сравнению с предыдущими годами происходит значительное сокращение продолжительности жизни (особенно у мужчин). Это связано с низким уровнем дохода на душу населения, ухудшением медицинского обслуживания, несоблюдением норм здорового образа жизни, деградацией среды обитания, снижением требований безопасности на производстве. Численность населения существенно сократилась за последние годы, так как наблюдается низкая рождаемость и высокая смертность. Высокая смертность обусловлена некоторыми причинами, и одна из которых – высокий уровень травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) третье место занимает травматизм после сердечнососудистых и онкологических заболеваний. Причем от травматизма погибают молодые трудоспособные люди. Одно из первых мест занимает также детская смертность. Высокая смертность среди взрослого населения обусловлена внешними факторами (дорожно-транспортные происшествия, пожары, травматизм на производстве и т.д.).

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о недостаточном уровне обеспечения безопасности жизнедеятельности. Поэтому основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности» – это формирование представлений, получение знаний направленных на сохранение здоровья и жизни населения, формирование культуры безопасности.

Большое влияние на наше здоровье оказывает состояние среды обитания. Качественное состояние среды обитания достигается рациональным обращением с ресурсами, использованием объектов техносферы в соответствии с нормами по безопасности и экологичности. Кроме того, каждый человек должен соблюдать личную безопасность: это соблюдение правил и норм охраны труда, здоровый образ жизни, безопасность в быту и т.д. В свою очередь государство должно обеспечивать коллективные меры безопасности: безопасные условия деятельности и быта, эффективную систему мер предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Эффективная профессиональная деятельность также непосредственно связана с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Таким образом, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» − это общепрофессиональная дисциплина, обязательная при подготовке высококвалифицированных специалистов, деятельность которых связана с

сокращением вредного влияния промышленного производства на окружающую среду и направлена на создание экологически ориентированной индустрии.

Обучение студентов технического Вуза направлено на изучение разделов дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), связанных с дальнейшей профессиональной деятельностью. Самостоятельное изучение дисциплины БЖД, как часть комплексного самообразования студентов, является необходимой составляющей в подготовке современных инженеров способных обеспечить нормальное функционирование системы «человек − техника − среда обитания» − сложного динамического комплекса с множеством прямых и обратных связей, которые, в общем виде, представляют совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.

Приступая к изучению дисциплины необходимо детально проработать методические указания и материал, указанный в списке литературы. Кроме литературы, указанной в списке, студентом могут использоваться другие информационные источники, в том числе Интернет-ресурсы при помощи поисковых систем.

Цель занятий: познакомить студентов с основами безопасности жизнедеятельности, основными понятиями, закономерностями безопасного функционирования технических систем, с задачами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», с ее основными разделами, с выводами, которые находят применение в различных областях практической деятельности. Кроме того, основополагающим в процессе проведения практических занятий является формирование представлений о безопасной профессиональной деятельности, направленной на защиту человека от негативных факторов производственной среды и защиту персонала в условиях чрезвычайных ситуаций.

- изучение негативных факторов производственной и бытовой среды и методов защиты от них;

- изучение нормативных документов в области безопасности жизнедеятельности;

- изучение алгоритма действий в случае чрезвычайных ситуаций;

- изучение правил оказания первой медицинской помощи и методов снижения производственного травматизма.

Материальное оснащение занятий: Учебные и методические пособия;

учебники; тесты, расположенные в компьютерной сети ТУСУРа. Два учебных класса, оборудованных плакатами по основам промышленной безопасности.

Учебные видеофильмы: десять фильмов по ЧС и основам БЖД («Стихийные бедствия», «Пожарная безопасность», «Оружие массового поражения», «Транспортировка пострадавших в походных условиях» и др.). Фотоальбом на СD-диске: «Последствия техногенных аварий и катастроф».

Для проведения практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» помимо традиционных форм обучения, характерных для Высшей школы (лекции, практические и лабораторные занятия) курс должен сопровождаться активными формами обучения. При изучении тем:

«Охрана труда » − ситуационные задачи и их решения, анализ конкретных ситуаций (или кейс-метод);

«Безопасность АЭС » − диспуты, деловые и ролевые игры; «Психология безопасности » − круглый стол;

« Принципы оказания первой неотложной медицинской помощи при несчастных случаях» − диалог, работа в малых группах;

« Алгоритмы безопасного поведения» − проблемный метод и метод проектов.

Во время практических занятий по данному курсу необходимо обсуждать и анализировать чрезвычайные ситуации разного характера, произошедшие в городе, в стране и мире. Студенты должны занимать в обсуждении активную

позицию, излагать свое видение причин этих чрезвычайных ситуаций, предлагать пути выхода. При проведении практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» используются те методы обучения, которые позволяют наиболее полно освоить программу дисциплины.

Предполагается создание студентами презентаций и слайд-шоу для лучшего усвоения знаний по предлагаемому курсу и целенаправленного применения их на практике. Также необходимо побуждение студентов к исследовательской деятельности.

Контроль усвоения студентами пройденных тем на семинарских занятиях осуществляется через вопросы и задания, а также с помощью тестирования. Баллы, полученные студентами во время практических занятий, учитываются при сдаче экзамена или зачета. Критерии оценки студента во время практических занятий: активность индивидуальной работы в группах, наличие теоретических знаний, понимание основных понятий, умение применять теоретические знания при решении практических задач, умение мыслить самостоятельно.

1.1 Основные вопросы, рассматриваемые на практических занятиях

Раздел 1. Основные положения и принципы обеспечения безопасности.

1. Основные понятия и определения.

2. Квантификация опасностей.

3. Типы рисков.

4. Концепция приемлемого риска.

5. Методологические основы управления безопасностью.

Вопросы для самоконтроля:

1. Безопасность как ключевая потребность.

2. Проблема безопасности в современных условиях.

3. Предмет дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

4. Цели и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности».

5. Методы и средства обеспечения БЖД.

6. Вскройте различия терминов «авария», «катастрофа» и «стихийное бедствие».

7. Какие, по Вашему мнению, причины развития аварий и катастроф? Является ли «человеческий фактор» одной из главных причин ЧС?

8. Раскройте понятие «риск».

9. Перечислите основные типы рисков и дайте их характеристику.

10. Поясните сущность концепции приемлемого риска.

Раздел 2. Негативные факторы воздействия в системе « человек − среда обитания».

1. Опасность, признаки и источники ее формирования.

2. Виды негативных факторов производственной и бытовой сред.

3. Безопасность и ее виды.

Вопросы для самоконтроля:

1. Виды негативных воздействий в системе «человек – среда обитания».

2. Что такое опасность? Поясните признаки и источники ее формирования.

3. По каким параметрам можно классифицировать негативные факторы?

4. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной и бытовой сред.

5. На основании какого документа опасные и вредные производственные факторы (ОВПФ) подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические?

6. Что относится к физическим ОВПФ?

7. Что относится к химическим ОВПФ?

8. Что относится к биологическим ОВПФ?

9. Что относится к психофизиологическим ОВПФ?

10. Приведите примеры природных, техногенных, антропогенных, социальнополитических и экологических негативных факторов.

11. Раскройте понятие «безопасность».

12. Какие виды безопасности Вы знаете?

Раздел 3. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности.

1. Эргономика.

2. Психология безопасности деятельности.

3. Анализаторы человека в производственной деятельности.

4. Типы анализаторов человека.

5. Классификация основных форм деятельности человека.

6. Классификация условий труда.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает эргономика?

2. Дайте определения средствам отображения информации и сенсорному полю.

3. В чем заключается задача эргономики?

4. Виды совместимости в эргономике.

5. Что часто лежит в основе аварийности и травматизма?

6. Какие группы компонентов различают в психической деятельности человека?

7. Перечислите виды психических процессов.

8. Что определяет общее понятие «человеческий фактор»?

9. Назовите виды психических состояний.

10. Поясните процесс гипермобилизации.

11. Что можно отнести к особым психическим состояниям?

12. Какие бывают стрессовые состояния?

13. Раскройте термин «анализатор».

14. Типы анализаторов человека в производственной деятельности.

15. Что выступает в качестве датчиков сенсорных систем организма?

16. Перечислите основные виды деятельности человека.

17. Охарактеризуйте физический труд.

18. На какие категории подразделяется физическая тяжесть работы?

19. Перечислите показатели динамической нагрузки.

20. Перечислите показатели статической нагрузки.

21. Что можно отнести к механизированным формам физического труда?

22. На какие типы подразделяются формы умственного труда?

23. Поясните классификацию условий труда.

24. Чем характеризуются экстремальные условия труда?

25. Напряженность работы и факторы её характеризующие.

26. Функциональное состояние оператора как комплекс различных функций и качеств человека в его трудовой деятельности.

Раздел 4. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда.

4.1. Освещение.

4.1.1. Нормирование освещения.

4.1.2. Инфракрасное излучение.

4.1.3. Ультрафиолетовое излучение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные виды производственного освещения Вы знаете?

2. Перечислите виды естественного освещения.

3. Какие системы искусственного освещения применяются в производственных помещениях?

4. Допускается ли применение одного местного освещения на производственных рабочих местах?

5. Что характеризует показатель ослепленности?

6. Критерием чего является коэффициент пульсации?

7. К какому диапазону длин волн относится видимое излучение?

8. Какой параметр нормируется при использовании естественного освещения?

9. Какие параметры нормируются при использовании искусственного освещения?

10. В зависимости от каких параметров определяется нормируемое значение освещенности на рабочем месте при использовании искусственного освещения?

11. В зависимости от каких параметров определяется нормируемое значение КЕО при использовании естественного освещения?

12. Какие приборы используются для измерения и контроля освещенности на рабочих местах?

13. Влияние на организм ИК- и УФ-излучений.

14. Перечислите средства индивидуальной и коллективной защиты от инфракрасного и ультрафиолетового излучений.

4.2. Микроклимат.

4.2.1. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что относится к параметрам, характеризующим микроклимат производственных помещений?

2. Чем характеризуется холодный период года?

3. Чем характеризуется теплый период года?

4. В каких случаях устанавливаются допустимые величины показателей микроклимата в производственных помещениях?

Похожие публикации