Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Решение. Методические рекомендации по проведению заказчиками республики тыва предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Способы закупки товаров, работ, услуг для ликв

Кедровский городской суд Томской области

Именем Российской Федерации

Кедровский городской суд Томской области в составе: председательствующего судьи Ситникова К.Ю., с участием:

представителя процессуального истца помощника прокурора города Кедрового Лосенкова Д.С.,

представителей ответчика Администрации города Кедрового Харенковой Т.А., Ващенко И.В.,

при секретаре Горячевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кедрового в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Кедровый» (далее – Администрация города Кедрового) о возложении обязанности провести предварительный отбор участников закупки, которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществлять поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайные ситуаций природного или техногенного характера,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Кедрового обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кедрового, в котором указывает, что прокуратурой города Кедрового проведена проверка соблюдения Администрацией муниципального образования «Город Кедровый» требований бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.

В ходе проведенной проверки установлено, в том числе, что в 2014-2015 годах администрацией города Кедрового не проводился предварительный отбор.

По выявленным фактам 18.03.2016 года Мэру города внесено представление об устранении нарушения бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.

На указанное выше представление поступил ответ от 17.06.2016 года исх. №, в соответствии с которым работа по проведению предварительного отбора приостановлена в связи.

В ноябре 2016 года прокуратурой города проведена повторная проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд. Согласно полученным объяснениям контрактного управляющего администрации города Кедрового и данным Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) администрацией города Кедрового за истекший период 2016 года предварительный отбор не проведен.

Просит обязать Администрацию города Кедрового провести предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Лосенков Д.С. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представители ответчика Администрации города Кедрового Харенкова Т.А. и Ващенко И.В. исковые требования признали, однако пояснили, что указанные в исковом заявлении требования невозможно выполнить в течение месяца, просили установить срок в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом доводов сторон, которые прокурор посчитал обоснованными, в судебном заседании уточнил исковые требования, просит установить срок проведения предварительного отбора участников закупки в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с подпунктами 8, 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Указанные выше вопросы отнесены к вопросам местного значения города Кедрового также Уставом городского округа «Город Кедровый», принятым 25.07.2005 решением Думы муниципального образования «Пудинское» № (пункты 8 и 28 части 2 статьи 8).

Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу статьи 80 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок. Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.

18.03.2016 прокуратурой города Кедрового в адрес администрации города Кедрового было направлено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В ответ на представление прокуратуры Администрация города Кедрового направила соответствующее письмо, в котором пояснила, что администрацией города Кедрового в 2014-2015 годах предварительный отбор в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не проводился. С ДД.ММ.ГГГГ на должность муниципальной службы – руководитель отдела ГО и ЧС и обеспечению была принята ФИО5, которой данная процедура по подготовке проведения предварительного отбора поставщиков была начата. В настоящее время, работа приостановлена до приема на должность сотрудника. Учитывая требования Закона № 44 –ФЗ проведения предварительного отбора, перечень поставщиков на 2017 год будет составлен в декабре 2016 года.

Непринятие Администрацией города Кедрового указанных мер может повлечь причинение вреда жизни, здоровью имуществу неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся на территории городского округа «город Кедровый», в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Право на жизнь, защиту своего имущества и здоровья граждан отнесены статьями 20, 35 и 41 Конституции Российской Федерации к важнейшим правам и свободам человека и гражданина. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

Кроме того, бездействием должностных лиц органов местного самоуправления по непринятию мер по проведению предварительного отбора нарушаются основные принципы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которые определяют смысл содержание и деятельности органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данный принцип приобретает особый смысл, поскольку коррупция как негативное явление приводит к нарушению прав граждан, к несоблюдению условий нормальной конкуренции между субъектами экономической деятельности, к дискредитации института публичной гражданской службы в государстве, особенно в условиях чрезвычайной ситуации.

Из пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

На основании изложенного, возложение на ответчика обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в сфере охраны здоровья, может быть обеспечено судебным решением.

На основании ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования. Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Ответчиком исковые требования признаны. Признание иска не противоречит закону и подлежит принятию судом.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Иск прокурора города Кедрового в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Кедровый» о возложении обязанности провести предварительный отбор участников закупки, которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществлять поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайные ситуаций природного или техногенного характера удовлетворить.

Обязать Администрацию города Кедрового провести предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Кедровский городской суд Томской области.

Судья К.Ю. Ситников

Пошаговый порядок действий котировочной комиссии при выборе претендующих участников на предварительный отбор закреплен определенными положениями. Их суть заключается в следующих пунктах.

Этапы предварительного отбора по 44 ФЗ

Прием и рассмотрение заявок

1. Главной обязанностью котировочной комиссии является просмотр всех поданных заявок на принятие участи в запросе котировок. Это должно быть сделано на протяжении десяти дней с момента истечения время подачи заявок.

2. Следующий шаг действий котировочной комиссии – это работа по составлению перечня поставщиков. Принимаются остаточные решения по каждому участнику отдельно. Списки составляются по результатам поданных и рассмотренных заявок поставщиков на предварительный отбор.

3. Отрицательное решение комиссии по определенному участнику про невключение его в список предварительного отбора, возможно, в следующих случаях:

  • если кандидатура не соответствует определенным требованиям, которые известны всем участникам;
  • если подан на рассмотрение комиссии неполный состав необходимых документов, или же в них обнаружена неправдивая информация;
  • если поданная заявка не является оформленной по всем требованиям, о которых были извещены участники предварительного отбора;
  • если претендент на роль поставщика был уже исключен членами комиссии из списка поставщиков еще в прошлых годах.

Оглашение итогов рассмотрения заявок

4. Все заключительные результаты просмотра и анализа поданных заявок на участие в предварительном отборе проходят специальное оформление, и создается протокол. Оформлением занимается котировочная комиссия, подписи оставляют все члены комиссии, а также присутствующие при вынесении решений. Это должно происходить в последний день перед сдачей результатов отбора заказчику. На следующий день заказчик обязан отправить информацию о результатах действий котировочной комиссии всем участникам, которые подавали заявки.

Оспаривание решения комиссии

5. Участник предварительного отбора, который был не включен в список возможных поставщиков, имеет стопроцентное право подать собственную жалобу по поводу этого решения комиссии. Осуществляется это в определенном порядке, который предусмотрен Федеральным законом.

Работа с поставщиками

6. Далее, уже заказчик занимается списком поставщиков, в который он обязан включить участников предварительного отбора. Этот список составляется по определенным видам товаров или услуг, по качеству выполнения каждым участником будущих договоренностей и т. д.

7. Заказчик имеет полное и безоговорочное право исключить участника предварительного отбора из списка, если он предоставил недействительные документы.

Государственные заказчики регулярно сталкиваются в потребностью в поставках какого либо товара, либо работ и услуг в максимально короткий срок. Это происходит, например, в моменты каких либо стихийных бедствий или чрезвычайных происшествий, в такие моменты государству необходимы поставки различных товаров максимально оперативно. Для удовлетворения таких потребностей проводятся запросы котировок посредством предварительного отбора, данный вид торгов описан в законе №94-Ф3 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и государственных нужд».

Так в чем же отличия такого вида закупок от всех остальных?

Самые главные отличия:

Первое: поставщик должен поставить необходимые товары, работы или услуги в максимально короткий срок, даже без предварительной оплаты

Второе: сумма запроса котировок при помощи предварительного отбора не ограничена.

Третье это срок проведения такого тендера, срок подачи ценовых предложений на такой тендер может составлять даже всего несколько часов. Для того чтобы проводить торги в такие короткие сроки и нужен предварительный отбор. Объявление о предварительном отборе публикуется в различных источниках СМИ.

Потенциальные поставщики, подавшие заявки на предварительный отбор должны соответствовать квалификационным требованиям, а также определенным критериям (например, они должны быть готовы поставить необходимое без предварительной оплаты).

По результатам предварительного отбора, из числа компаний соответствующих требованиям, составляются списки, которые обновляются ежегодно, так же путем предварительного отбора. Во время наступления случая необходимости поставить такие товары, услуги, работы, компаниям прошедшим предварительный отбор направляется уведомление с указанием времени проведения торгов, к участию в таких торгах допускаются только компании прошедшие предварительный отбор, никакие другие участвовать в них не могут.

Структура проведения предварительного отбора

Объявление о проведении предварительного отбора публикуется в различных СМИ не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения.

Такое объявление содержит:

  • - Контактные данные заказчика (наименование, адрес, e-mail и т.д.)
  • - Источник финансирования
  • - Предмет закупки, его объем и краткую характеристику
  • - Должно быть указано требование к потенциальным поставщикам - поставка товара без предварительного платежа, либо с отсрочкой (согласно ст. 50 закона)
  • - Место, время и дату проведения предварительного отбора
  • - Форму заявки на предварительный отбор.

Требования к участникам предварительного отбора.

Потенциальный поставщик, при подаче заявки на предварительный отбор, должен соответствовать следующим требованиям закона, при этом заказчик не должен выдвигать никаких дополнительных требований.

  • - Участник предварительного отбора должен соответствовать требованиям закона по поставке услуг, работ или товаров, которые являются предметом торга.
  • - В отношении участника не должно проводиться ликвидационных процедур, либо процедуры банкротства.
  • - Деятельность компании потенциального поставщика, на момент рассмотрения заявок не должна быть приостановлена.
  • - Задолженность по налогам, или каким либо другим обязательным платежам в бюджет не должна превышать 25% от стоимости активов компании.
  • - Участник предварительного отбора не должен состоять в реестре недобросовестных участников.

Подача заявки на предварительный отбор.

Заявка на участие в предварительном отборе оформляется согласно установленной в извещении форме и должна содержать следующее:

  • - Реквизиты компании, а так же полные контактные данные (наименование, адрес, телефон и т.д.)
  • - Выписку из ЕГРЮЛ (для физ. лиц ЕГРИП), полученную не раньше, чем за 6 месяцев до публикации извещения о проведении предварительного отбора.
  • - Доверенность, или иной документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени участника.
  • - Сведения и характеристики поставляемых товаров, работ, и услуг.
  • - Копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям закона, предъявляемым поставщикам на поставку услуг, товара, работ, являющихся предметом торга.

Никакие другие документы заказчик требовать не вправе.

После окончания срока подачи заявок на предварительный отбор, котировочная комиссия рассматривает заявки, и не позднее чем в десятидневный срок формирует список поставщиков прошедших предварительный отбор. При этом направляются уведомление всем участникам о включении компании в данный список либо об отказе. В дальнейшем компании, включенные в данный список, имеют возможность участвовать в таких торгах.

Поговорим о предварительном отборе по 44 ФЗ, разъяснения и определение которого можно найти в ст. 80 Закона о контрактной системе . В ней закреплено, что для срочного оказания гуманитарной помощи и устранения последствий природных и техногенных катаклизмов госзаказчики проводят запросы котировок , но не обычные, а без ограничения цены контракта. Участвовать в них могут только те поставщики, которые прошли предварительный «кастинг» на соответствие их квалификации условиям закупки с отсрочкой оплаты. Это и называется предварительным отбором.

По результатам такого отсева формируется перечень поставщиков, у них впоследствии проводятся госзакупки в форме запроса котировок.

Важное значение имеет и продукция, приобретаемая таким способом. Она должна входить в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1765-р от 30.09.2013. В него входят, например, посуда столовая и кухонная, прочие предметы домашнего обихода, мыло, моющие и косметические средства, оборудование для фильтрации или очистки жидкостей.

Порядок проведения

Госзаказчик размещает в ЕИС извещение о таком отборе. Оно включает всю необходимую информацию (ч. 5 ст. 80 44-ФЗ), а также проект контракта. Далее начинается прием заявок.

У котировочной комиссии есть 10 дней на анализ заявок, по результатам которого участники либо попадают в перечень, либо нет.

Отказы возможны в следующих случаях:

  1. Несоответствие поставщика требованиям заказчика.
  2. Несоответствие заявки извещению.
  3. Предоставленные документы содержат недостоверные или некорректные данные.
  4. Участник ранее был исключен из перечня.

Отказ заказчика внести поставщика в перечень может быть обжалован в ФАС.

Итоги публикуют в протоколе, который размещается в ЕИС, а также доводят до сведения всех, кто принял участие в процедуре.

Заказчик вносит допущенных участников в соответствии с теми товарами или услугами, которые они предлагают. Если же выяснится, что участник предоставил недостоверную информацию, то его исключат из перечня.

Предварительный отбор и предварительный квалификационный отбор: различия

Первый вариант сокращения числа участников закупки используется только при проведении запроса котировок в особых случаях, когда требуется быстрая реакция и нужный результат.

Вторую процедуру применяют в конкурсах с ограниченным участием (ст. 56 44-ФЗ), где для желающих заключить контракт устанавливают дополнительные параметры. Если участник не соответствует им, он лишается права на участие в тендере.

Также заказчики, которые работают по 223-ФЗ в Положении о проведении закупок могут зафиксировать предварительный квалификационный отбор по 223-ФЗ, как необходимое условие любой процедуры.

Таким образом, важно не путать эти определения.

Квалификационный отбор - процедура, которая проводится заказчиком (организатором, уполномоченным органом) с целью определения квалифицированных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, допускаемых к участию в последующих закупках организации - заказчика с целью заключения по результатам таких закупок договоров (контрактов) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков.

В закупочном сообществе существуют разные подходы к тому, что такое предквалификация, в том числе и в международных нормативных актах. Большинство представителей закупочного сообщества сходится во мнении, что сам по себе квалификационный отбор не является самостоятельной закупочной процедурой, так как результатом его не может являться заключение контракта, договора. Но он может быть составной частью закупочной процедурой.

Целью квалификационного отбора является формирование реестра (короткого списка) квалифицированных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, допускаемых к участию в последующих закупках организации-заказчика и заключению по результатам таких закупок соответствующих договоров.

Длинный список - это все заявки, поступившие на предварительном отборе. Короткий список - это заявки, соответствующие квалификационным требованиям заказчика.

Квалификационный отбор может быть самостоятельной процедурой или являться дополнительным элементом конкурентной закупочной процедуры и представляет собой определение соответствия участников такой процедуры требованиям и критериям, установленным заказчиком (организатором процедуры).

В любом случае квалификационный отбор проводится до подачи участниками заявок с технико-коммерческими предложениями.

При квалификационном отборе информация о его проведении сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте (в единой информационной системе) извещения о проведении такого квалификационного отбора и квалификационной документации.

Квалификация как дополнительный механизм повышения эффективности закупок

Цели использования результатов квалификационного отбора:

  1. Минимизация рисков заказчика от вероятности неисполнения заказа со стороны контрагента.
  2. Сокращение времени на конкретную процедуру закупки.
  3. Обеспечение гласности и повышение прозрачности закупки в целом.

Минимизация рисков заказчика в части осуществления своевременной закупки товаров, работ, услуг необходимого качества, обеспечивающих бесперебойную работу и развитие организации-заказчика.

Повышение надежности поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе:

  • Оценка и контроль надежности контрагентов на этапе выбора, а также на основании истории взаимоотношений с ними.
  • Выстраивание долгосрочных отношений с контрагентами.
  • Обеспечение безопасности (в т. ч. юридической) заключаемых договоров.
  • Оперативный мониторинг хода поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • Диверсификация поставок (экономически оправданное распределение однотипных заказов между несколькими контрагентами).
  • Проведение эффективной аналитики рынка.
  • Оптимизация и стандартизация процедур закупок.
  • Распределение полномочий и ответственности в сфере закупочной деятельности.
  • Централизованный контроль ключевых параметров закупочной деятельности. (Проводится открытая процедура квалифицированного отбора, на основании которого отбираются дальнейшие участники взаимодействия)

Сокращение времени на конкретную процедуру закупки:

  • Снижение затрат на обработку заявок участников закупочных процедур.
  • Сокращение числа квалифицированных специалистов, привлекаемых в состав закупочных комиссий.
  • Расширение возможностей реализации принципов единой политики заказчика в части обеспечения товарами, работами и услугами (в т. ч. технической и экономической).

Обеспечение гласности и повышение прозрачности закупки:

  • Обеспечение равноправных, справедливых, недискриминационных условий участия в закупках.
  • Развитие добросовестной конкуренции.
  • Предотвращение коррупции и иных злоупотреблений со стороны работников, задействованных в закупочной деятельности.
  • Недискриминационный выбор поставщиков и исполнителей из числа предложений рынка, наиболее соответствующих требованиям заказчика.
  • Предоставление информации о существующей единой закупочной политике организации в части обеспечения товарами, работами и услугами, а также о принципах и возможностях ее реализации.
  • Открытость закупочных процедур для всех возможных участников закупки и доступа к единому информационному пространству, отражающему ход процесса закупок.

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 №401-ФЗ, от 30.12.2012 №324-ФЗ, от 07.06.2013 № 115-ФЗ, от 02.07.2013 №160-ФЗ) не запрещает проведение предквалификационного отбора, что значит, заказчик может использовать этот метод для оптимизации процесса закупок.

Целями регулирования Федерального закона являются:

  • обеспечение единства экономического пространства,
  • создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности,
  • эффективное использование денежных средств,
  • расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия,
  • развитие добросовестной конкуренции,
  • обеспечение гласности и прозрачности закупки,
  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Принципы закупки товаров, работ, услуг, изложенные в 223-ФЗ:

  1. Информационная открытость закупки.
  2. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
  3. Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
  4. Отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Условия и основания для проведения квалификационного отбора.

Порядок подготовки и проведения квалификационного отбора должен быть определен правовым актом, регламентирующим правила закупки - Положением о закупке.

Положение о закупке, регламентирующее закупочную деятельность заказчика, должно содержать, в том числе, требования, как к самой процедуре проведения квалификационного отбора, так и условия ее применения.

Условия и целесообразность использования квалификационного отбора.

Условия использования квалификационного отбора:

  • Нет ограничения по времени;
  • Вероятно, ограничение по времени в период проведения конкретных закупок;
  • Ограничения, (в т. ч. по причине экономических, временных и организационных факторов) в возможности привлечения квалифицированных экспертов на каждую конкретную закупку.

Целесообразность использования квалификационного отбора.

Целесообразно :

  • Сложная продукция (строительство, консалтинг и т.д.).
  • Квалификация участника закупки играет ключевую роль в параметрах качества закупаемой продукции.
  • Негативный результат от привлечения неквалифицированного исполнителя превысит мнимую экономию на упрощение процедуры закупки.

*Нецелесообразно :

Простая продукция (товары, услуги, работы), широко представленная на рынке.

Условия исполнения договора не требуют от контрагента высокого уровня квалификации (услуги по уборке здания).

Ограничение по времени в период проведения конкретной закупки.

Для государственных и муниципальных нужд, перечень случаев и (или) порядок отнесения предмета закупки к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Заказчик, работающий по 223-ФЗ, такие случаи устанавливает для себя сам. Главное отразить их в положении о закупках.

Для государственных и муниципальных нужд закупочные процедуры, предусматривающие в своем составе квалификационный отбор, применяются в следующих случаях:

Если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации;

В случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Вариации и особенности применения способов квалификации

Процедуры, несущие в себе признаки квалификационного отбора участников закупок:

1.Квалификационный отбор участников закупок:

  • по предмету предстоящего договора:
  • для выполнения лицензируемых видов работ;
  • для выполнения сложных видов работ.
  • по количеству предстоящих процедур закупки:
  • для одной закупки;
  • для нескольких закупок.
  • по признакам сходства закупаемой продукции:
  • для комплекса закупок схожей продукции;
  • для комплекса закупок продукции различного характера и предназначения.

Признаки сходства закупаемой продукции.

Многоэтапная форма закупки

Конкурентная закупка в многоэтапной форме - закупка продукции, осуществляемая в два и более этапа.

Многоэтапная процедура закупки может проводиться в открытой или закрытой форме.

Многоэтапная процедура проводится при размещении заказа на технологически сложную продукцию, а также в случаях, когда заказчик не имеет возможности четко и однозначно установить требования к закупаемой продукции или к условиям заключаемого договора.

По результатам каждого этапа (кроме последнего) предусматривается возможность уточнения заказчиком условий документации о закупке (в том числе путем проведения переговоров с участниками закупки) и, соответственно, подача на следующий этап уточненных предложений участников закупки.

При проведении закупки в многоэтапной форме, как правило, применяются положения о проведении соответствующей одноэтапной закупки с учетом следующих особенностей:

  • извещение о проведении закупки готовится и размещается на официальном сайте однократно;
  • документация о закупке может выпускаться на каждый этап отдельно, либо в нее по окончании каждого из этапов могут вноситься изменения;
  • подготовка участниками заявок и их подача проводится на каждом этапе;
  • требование по предоставлению обеспечения заявок может быть установлено только на последнем этапе;
  • выбор победителя проводится только на последнем этапе;
  • процедура публичного вскрытия конвертов может не проводиться, кроме последнего этапа;
  • отборочная стадия проводится на каждом этапе, при этом:
    • отбор участников на предмет выполнения единых (общих) требований, предусмотренных закупочной документацией, проводится только на первом этапе;
    • отбор заявленных субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей) на предмет выполнения требований, предусмотренных закупочной документацией, проводится на тех этапах, на которых состав таких субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей) изменялся.
  • после проведения отборочной стадии закупочная комиссия (с привлечением представителей заказчика или организатора) вправе проводить разъясняющие протоколируемые переговоры со всеми допущенными участниками по любым требованиям и предложениям;
  • оценочная стадия с целью последующего выбора победителя проводится только на последнем этапе;
  • переторжка может проводиться только на последнем этапе;
  • выбор победителя проводится только на последнем этапе.

могут изменяться: требования к продукции или условиям договора (с соответствующим изменением критериев отбора и оценки, а также порядка оценки заявок), сроки или порядок проведения закупки.

При подготовке документации о закупке на второй и последующие этапы (или ее изменений) не могут меняться : предмет закупки, обязательные требования к участникам и соответствующие критерии отбора.

В каждом последующем этапе могут принимать участие только участники, допущенные по результатам предыдущего этапа.

Участник, не подавший заявку на каком - либо из этапов, считается отказавшимся от дальнейшего участия в данной процедуре и лишается права подавать заявку на последующих этапах.

Каждый этап завершается решением закупочной комиссии о проведении следующих этапов закупочной процедуры, либо о ее завершении. Решение оформляется протоколом, который не позднее 3 дней размещается на официальном сайте.

Особенности проведения двухэтапного конкурса для заказчиков, работающих по Федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2013. Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте (в единой информационной системе) извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования (либо единые требования и дополнительные требования) и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.

Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий (только для работающих по 44-ФЗ):

1) Конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности).

2) Для уточнения характеристик объекта необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

На первом этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия проводит с его участниками, подавшими первоначальные заявки (без указания цены) на участие в таком конкурсе, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений участников такого конкурса в отношении объекта закупки.

При обсуждении предложения каждого участника двухэтапного конкурса конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса.

На обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники.

По результатам первого этапа двухэтапного конкурса, зафиксированным в протоколе первого этапа такого конкурса, заказчик вправе уточнить условия закупки, а именно:

1)любое требование к указанным в конкурсной документации функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки. При этом заказчик вправе дополнить указанные характеристики новыми характеристиками;

2)любой, указанный в конкурсной документации, критерий оценки заявок на участие в таком конкурсе. При этом заказчик вправе дополнить указанные критерии новыми критериями только в той мере, в какой данное дополнение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки.

О любом уточнении условий закупки заказчик сообщает участникам двухэтапного конкурса в приглашениях представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе.

Изменения (уточнения) условий закупки отражаются в конкурсной документации, размещенной на официальном сайте (в единой информационной системе), в день направления приглашений участникам двухэтапного конкурса.

Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса.

Предварительный отбор участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (по 44-ФЗ)

В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.

По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем предварительного отбора.

В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.

Решение об отказе во включении участника предварительного отбора в перечень поставщиков принимается, если:

  1. участник предварительного отбора не соответствует требованиям, установленным извещением о проведении предварительного отбора;
  2. документы для проведения предварительного отбора представлены не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация;
  3. заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным извещением о проведении предварительного отбора;
  4. участник предварительного отбора исключен из перечня поставщиков, который составлен по результатам предварительного отбора, проводившегося в предыдущие годы.

В случае, если участник закупки при проведении запроса котировок в ответ на запрос о предоставлении котировок не подаст заявку на участие в запросе котировок два раза, этот участник исключается из перечня поставщиков и не может участвовать в предварительном отборе участников закупки, проводимом на следующий год для обновления перечня поставщиков.

Общий порядок проведения процедур квалификационного отбора

Квалификационный отбор может быть самостоятельной процедурой или являться дополнительным элементом конкурентной закупочной процедуры и представляет собой определение соответствия участников такой процедуры требованиям и критериям, установленным заказчиком (организатором процедуры).

В любом случае квалификационный отбор проводится до подачи участниками заявок с технико-коммерческими предложениями. ().

При квалификационном отборе информация о его проведении сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте(в единой информационной системе) извещения о проведении квалификационного отбора и квалификационной документации.

В извещении о проведении квалификационного отбора должно содержаться:

  • указание на процедуру - квалификационный отбор;
  • - а также, в случае, если квалификационный отбор не является самостоятельной процедурой, указывается способ и форма последующей закупочной процедуры;
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • наименование и адрес организатора отбора, фамилия, имя и отчество ответственного лица, его контактные телефоны, номер факса, адрес электронной почты и другая необходимая контактная информация;
  • известные на момент объявления квалификационного отбора основные сведения о закупаемой продукции, предмете договора и иных существенных условиях договора, включая место и срок поставки продукции;
  • дата начала и дата и время окончания подачи заявок на участие в квалификационном отборе, месте и порядке их подачи участниками;
  • сведения о сроках подведения итогов квалификационного отбора;
  • указание на право организатора отказаться от проведения последующей стадии закупки, если квалификационный отбор не является самостоятельной процедурой;
  • предупреждение, что в рамках последующей стадии закупки будут рассмотрены заявки только тех участников, которые успешно прошли квалификационный отбор.

Квалификационная документация должна содержать:

  • сведения о правах, которые получают участники, прошедшие квалификационный отбор;
  • способ и форму последующей закупочной процедуры, если квалификационный отбор не является самостоятельной процедурой;
  • общие условия, точные или примерные сроки и порядок проведения последующей процедуры закупки, порядок приглашения к участию в ней;
  • известные на момент объявления квалификационного отбора сведения о закупаемой продукции, предмете договора и иных существенных условиях договора, включая место и срок поставки продукции;
  • наименование и адрес заказчика (организатора отбора), фамилию, имя, отчество ответственного лица, его контактные телефоны, номер факса, адрес электронной почты и другую необходимую контактную информацию;
  • требования к участникам квалификационного отбора;
  • права и обязанности заказчика и участников (раздельно в процессе квалификационного отбора и последующих стадиях закупки), в т. ч. право организатора и заказчика проверять соответствие предоставленных участником сведений действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в заявке;
  • подробные условия и порядок проведения квалификационного отбора;
  • требования к составу и оформлению квалификационной заявки, в том числе порядку и способу подтверждения соответствия участника предъявленным требованиям;
  • порядок направления запросов о разъяснении положений квалификационной документации, срок и место их подачи, порядок ответов заказчика на такие запросы;
  • порядок подачи (представления) квалификационных заявок, срок и место их представления.

В ходе проведения процедуры заказчиком (организатором) может быть принято решение об отказе от проведения квалификационного отбора .

Решение об отказе от проведения квалификационного отбора может быть принято заказчиком в любое время вплоть до подведения его итогов.

Порядок отказа от проведения квалификационного отбора должен быть изложен в составе квалификационной документации и Положения о закупке.

Информация об отказе должна быть размещена заказчиком (организатором) квалификационного отбора на официальном сайте.

Квалификационные заявки принимаются до окончания срока, установленного в извещении о проведении закупки с квалификационным отбором.

Процедура публичного вскрытия конвертов с заявками на участие в квалификационном отборе не проводится.

Квалификационная (закупочная) комиссия рассматривает соответствие участников квалификационного отбора требованиям, установленным в квалификационной документации, на основании представленных участников заявок.

При рассмотрении соответствия или несоответствия участников квалификационного отбора требованиям, установленным в квалификационной документации, использование не предусмотренных в квалификационной документации критериев, требований или процедур не допускается.

В случае отсутствия в составе заявки, представленной участником квалификационного отбора информации или документов, предусмотренных квалификационной документацией, вследствие чего квалификационная (закупочная) комиссия не может оценить соответствие участника установленным требованиям, заказчик (организатор отбора) вправе запросить у такого участника недостающие документы, предоставив для этого минимально необходимый срок.

Если в установленный срок документы не представлены, закупочная комиссия вправе не признать такого участника квалифицированным.

По результатам квалификационного отбора составляется перечень квалифицированных участников.

При проведении последующих закупок (стадии закупки, если квалификационный отбор не является самостоятельной процедурой) ее организатор обязан пригласить всех участников, включенных в перечень квалифицированных, путем направления им одинакового письма-приглашения с приложением копии извещения.

Участник, не прошедший или не проходивший установленный отбор, исключается из числа участников последующей закупки.

Если такой участник подает заявку на участие в последующей стадии закупок, закупочная комиссия отклоняет такую заявку на том основании, что участник не соответствует установленным требованиям.

Для нескольких закупок, объединенных каким-либо однозначным классифицирующим признаком, заказчик может провести предварительный квалификационный отбор для серии закупок.

Как правило, заказчиком устанавливается срок действия результатов такого предварительного отбора.

Конкретный срок действительности результатов предварительного отбора указывается в извещении и документации по предварительному квалификационному отбору.

Результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается на официальном сайте (в единой информационной системе) в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора.

Квалификационные требования к участникам закупок

В отношении участников квалификационного отбора наряду с едиными требованиями к участникам закупок, проводимым заказчиком без предквалификации, предъявляются дополнительные требования к участникам таких закупок.

Обычно дополнительные требования к участникам квалификационного отбора применяются в отношении:

  • финансовых ресурсов,
  • материальных ресурсов,
  • кадровых ресурсов.

Дополнительные требования, применяемые заказчиками для осуществления предквалификационного отбора, не используются в последующем в качестве критерия оценки заявок при осуществлении закупочной процедуры.

В отношении каждого требования заказчик должен установить порядок подтверждения участником закупки его выполнения, перечень и состав необходимых для этого документов и сведений, включаемых в состав заявки, в т. ч. путем предоставления документов (копий документов), выданных (заверенных) государственными органами, участниками или третьим лицом.

Не следует устанавливать требования, которые не обоснованы действительными потребностями заказчика.

Установление таких требований ведет к ограничению количества участников закупки и выхолащиванию смысла квалификационного отбора как механизма повышения эффективности закупок.

Не следует устанавливать требования, по которым не будет осуществляться рассмотрение соответствия квалификации участника.

Заказчику следует избегать установления требований, которые могут быть подтверждены только декларативно.

Требования должны быть конкретными, однозначно трактуемыми, измеряемыми.

При формировании требований к предмету закупки заказчик должен стремиться формулировать такие требования не в форме конкретных технических решений, а в форме установления функциональных требований (требования к потребительским свойствам продукции).

Заказчику (организатору) следует четко разделять обязательные требования (формирующие критерии отбора) и предпочтения (формирующие критерии оценки).

Обязательным требованием является такое минимально необходимое заказчику требование, невыполнение которого означает отклонение заявки соответствующего участника закупки от дальнейшего участия в закупочной процедуре (процедурах).

Предпочтениями являются характеристики продукции, участников, их субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей) и (или) условия договора, которые в совокупности соответствуют следующим требованиям:

  • превышают минимально необходимые обязательные требования заказчика,
  • их невыполнение не может служить основанием для отклонения заявки,
  • учитывается при определении степени предпочтительности заявок при их ранжировании на стадии оценки и сопоставления в отношении заявок, прошедших квалификационную (отборочную стадию рассмотрения).

Единые квалификационные требования к участникам закупок

При осуществлении закупки заказчик, как правило, устанавливает следующие единые требования к участникам закупок:

1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.

2. Участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам процедуры закупки, в том числе:

  • быть зарегистрированным в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном в Российской Федерации порядке (для российских участников);
  • обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и если такие товары, работы, услуги приобретаются в рамках заключаемого договора.

3. Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.

5. Отсутствие у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системе Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

6. Отсутствие в реестрах недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа в лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.

7. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

8. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.

9. Соответствовать иным требованиям, установленным в квалификационной документации на основании поручений Правительства Российской Федерации либо нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Дополнительные квалификационные требования к участникам закупок

Дополнительные квалификационные требования к участникам закупок, в том числе к наличию:

  1. финансовых ресурсов для исполнения договора;
  2. на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;
  3. опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации;
  4. необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

При проведении закупки проектных, изыскательских, строительных или ремонтных работ и услуг, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, заказчику целесообразно установить требование о предоставлении участником закупки в составе заявки официального документа органа надзора за саморегулируемыми организациями (письмо в адрес саморегулируемой организации или участника закупки, выписка из реестра, иной документ), прямо подтверждающего право саморегулируемой организации выдавать свидетельства на данные виды работ.

Такие требования не должны быть ниже установленных для таких случаев Градостроительным кодексом Российской Федерации .

При проведении квалификационного отбора в отношении закупки проектных, изыскательских, строительных, ремонтных работ и услуг, заказчику целесообразно установить требование об отсутствии случаев невыполнения участниками процедуры ранее принятых договорных обязательств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, приведших к неисполнению или просрочке исполнения соответствующих договоров или государственных (муниципальных) контрактов для самого заказчика или иных заказчиков.

Сведения о каждом таком случае должны иметь документальное подтверждение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчик имеет право установить требование о наличии действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества) у частника и (или) предприятия - изготовителя товара, право на поставку которого является предметом закупки.

При этом в документации о закупке должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества (со ссылкой « либо аналог» либо «или эквивалент»), или должны быть изложены основные требования к такой системе.

Заказчик имеет право установить требование о том, чтобы участник закупки обладал профессиональной компетентностью, оборудованием и другими материальными возможностями, а также людскими ресурсами, финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения договора, надежностью, опытом, системой управления охраной труда.

В случае установления таких требований в квалификационной документации должны быть установлены четкие измеряемые параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками закупки указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие либо несоответствие участника закупки установленным требованиям.

В квалификационной документации целесообразно обязательно указать, имеет ли право лицо, с которым по результатам закупочной процедуры будет заключаться договор, привлекать при исполнении договора других субподрядчиков (поставщиков, соискателей), либо исполнение договора должно осуществляться лично лицом, с которым заключается договор.

Если заказчиком допускается привлечение участником субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), заказчик вправе указать какие виды поставок, работ, услуг должны быть выполнены лично поставщиком, а также ограничить общий объем привлечения субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей).

Квалификационные требования к субподрядчикам.

В квалификационный документации целесообразно обязательно указать, имеет ли право лицо, с которым по результатам закупочной процедуры будет заключаться договор, привлекать при исполнении договора других субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), либо исполнение договора должно осуществляться лично лицом, с которым заключается договор.

Если заказчиком допускается привлечение участником субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), и (или) если выполняемый ими объем поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг таких субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), превышает определенный заказчиком объем финансовых средств, заказчику целесообразно предъявлять к таким субподрядчикам (поставщикам, соисполнителям) требования, установленные для участников.

Если заказчиком допускается привлечение участником субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), целесообразно потребовать предоставления участником закупки в составе его заявки соответствующих подтверждающих документов в отношении заявленных субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей).

Если заказчиком допускается привлечение участником субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), целесообразно потребовать предоставления участником закупки в составе его заявки справки, подписанной таким участником, с указанием распределения видов и объемов поставок, работ, услуг между самим участником закупки и такими субподрядчиками(поставщиками, соисполнителями) и копии договора (в т. ч. предварительного или под условием) с каждым из указанных субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), подтверждающего их привлечение для исполнения указанных видов обязательств.

Постквалификация

Постквалификация является дополнительным элементом конкурентной закупочной процедуры и может проводиться в случае длительно проводимых конкурентных процедур или, когда есть основания полагать, что характеристики одного (в первую очередь участника закупки подавшего наилучшее предложение) или нескольких участников закупки (включая субподрядчиков) существенно изменились за время проведения процедуры закупки.

Постквалификация заключается в подтверждении участником закупки своего соответствия ранее выдвигавшимся квалификационным требованиям путем предоставления заказчику (квалификационной комиссии, закупочной комиссии) обновленных версий ранее поданных документов (всех либо части из них, определенных заказчиком).

Перечень этих документов должен быть одинаков для всех лиц, в отношении которых осуществляется постквалификация.

Не прохождение постквалификации , либо отказ от ее прохождения является основанием для отстранения такого участника от участия в закупочной процедуре.

Запрещается

Выдвигать на процедуре постквалификации иные квалификационные требования, нежели те, которые содержались в квалификационной документации (документации о закупке).

Постквалификация проводится в отношении участника закупки, с которым предполагается заключить договор по итогам закупочной процедуры.

Вопросы по закупкам у единственного поставщика

Вопрос : Можно ли в качестве критерия оценки квалификации участников (не повода для отклонения, а именно критерия оценки) использовать наличие положительного опыта работы с заказчиком?

Ответ : Да можно, только чтобы это не вылилось в ограничение участия остальных участников и не стало основным критерием заявок.

Вопрос : Какие критерии вообще можно указывать? Можно ли указать предоставление отсрочки оплаты, например?

Ответ : Да, конечно. Только это необходимо изначально отразить в коррекционной документации, чтобы все участники были готовы к такому развитию событий.

Вопрос : Что значит выстраивание долгосрочных отношений? Мы же вынуждены крупные закупки выставлять на торги, а не заключать договор с понравившимся поставщиком!

Ответ : Конечно же, можно проводить торги после квалификационного отбора. Но если заказчик использует реестр, то тогда проводятся закрытые торги, которые составлены на основании открытого квалификационного отбора, и тогда эту процедуру нельзя уже будет рассматривать, как классически закрытую.

Вопрос : Можно ли проводить предквалификационный отбор, если в последствии будет проводиться электронный аукцион?

Ответ : Да, можно. Положительной чертой предквалификационного отбора является то, что заказчик может проводить и другие процедуры отбора.

Вопрос : Как поступать если из квалифицированных первоначально участников остается по каким-либо причинам только один. Например, все кроме одного отказались участвовать в закрытых торгах на ранее оговоренных условиях или попали в реестр недобросовестных поставщиков.

Ответ : Во-первых, появится еще один аргумент против неквалифицированных участников отбора. Во вторых, если остался один участник, можно провести новый предварительный отбор и составить новый реестр.

Вопрос : Когда можно объявлять квалифицированный отбор, только после 01.01.2014 (мы МУП) или уже сейчас?

Ответ : Необходимо дождаться 01.01.2014 г., когда закон вступит в действие.

Вопрос : Каким образом проводить предквалификационный отбор, если положение о закупках не содержит описание такой процедуры?

Ответ : Необходимо внести такую процедуру в существующее положение о закупках и разместить информацию на соответствующем сайте, что даст заказчику полное право проводить предквалификационный отбор на законных основаниях.

Вопрос : Означает ли проведение квалификационного отбора, что с другими поставщиками, в случае необходимости, договор не может быть заключен, и этот поставщик должен пройти обязательно через квалификационную процедуру?

Ответ : Нет, заказчик может провести любую открытую процедуру не связанную с тем перечнем, который был составлен по результатам квалификационного отбора, и на основании этой открытой процедуры заключить договор с тем, у кого условия исполнения договора окажутся наилучшими.

Вопрос : Какие можно указать критерии для оценки квалификации поставщиков - опыт, трудовые, финансовые ресурсы?

Ответ : В данном случае указаны практически все ресурсы, только можно их развить и объяснить, каким образом заказчик будет оценивать квалификацию.

Вопрос : Можно ли в качестве критерия отбора указать опыт работы в годах, или опыт поставок в денежном выражении?

Ответ : Можно, только тут существуют свои минусы. Необходимо применять комплексный подход к каждому критерию.

Вопрос : Квалификационный отбор проведен, информация размещена на ООС, отбор проводился в бумажной форме. Как оформить реестр квалифицированных участников, как обеспечить возможность ознакомления с указанным реестром заинтересованных лиц? ЭТП на данный вопрос дать ответ затрудняется.

Ответ : Разослать всем участникам результаты проведенного квалификационного отбора в письменной форме. Но надо учесть, что не все сведения можно рассылать и размещать на электронных носителях.

Вопрос : Если после составления реестра квалифицированных поставщиков при проведении конкурса подает заявку поставщик не из реестра, что делать? Может отвергнуть его на основании отсутствия в реестре?

Ответ : Не допускать его к конкурсу. Так как проведение отбора на основании реестра - это уже закрытая процедура.

Вопрос : Может ли в квалификационном отборе победить один подрядчик?

Ответ : Они там не побеждают, а заказчик отбирает тех, кто соответствует определенным квалификационным требованиям. В таком случае, необходимо провести еще один квалификационный отбор, может причиной этому послужили слишком завышенные требования.

Вопрос : Может ли в реестре быть один поставщик?

Ответ : Может, тогда необходимо срочно проводить новый квалификационный отбор.

Вопрос : Устанавливается ли в документации на квалификационный отбор срок действия реестра поставщиков, прошедших предварительный квалификационный отбор? Или это определяется внутренним документом заказчика?

Ответ : Да, устанавливается. Участники отбора должны понимать, что тот, кто войдет в реестр, будет считаться квалифицированным поставщиком в течение года или трех лет. Т.е. стимул должен быть у организации.

Вопрос : Тогда получается извещение не для всех поставщиков?

Ответ : Извещение для всех, кто вошел в реестр.

Вопрос : Мы уделяем большое внимание квалификации, внося ее в техническое задание и учитывая при оценке (доля квалификации- 70-80%). Правильно ли это?

Ответ : Правильно, исходя из видов закупочной деятельности организации.

Вопрос : Как внести эту процедуру в свое положение - можно ли взять ее целиком из 44-ФЗ?

Ответ : Можно взять ее за основу и расширить в своем положении.

Вопрос : Необходимо ли размещать положение о квалификационной комиссии отдельно от положения о закупках?

Ответ : Нет, например, у многих крупных заказчиков, работающих по 223-ФЗ, есть раздел о проведении квалификационного отбора в составе положения.

Вопрос : Для автономных учреждений, работающих по 223- ФЗ, так же можно использовать двухэтапный конкурс?

Ответ : Да, можно с 01.01.2014 года.

Вопрос : Можно ли продлевать срок подачи заявок, если до дня окончания не подано ни одной заявки? В Положении о закупках не прописано данное право. Если да, то на какой срок?

Ответ : Если в положении это не прописано, то делать этого нельзя. Тем самым заказчик нарушит регламентированные процедуры, которые установлены в положении. Можно не продлевать срок подачи заявок, а объявить новую процедуру и пересмотреть квалификационные требования, выдвинутые заказчиком к соискателям (возможно они завышены).

Вопрос : При проведении последующей закупки у квалифицированных поставщиков, извещение размещается на сайте. Вправе ли Заказчик не размещать документацию о закупке на сайте, а только направлять ее поставщикам, включенным в Перечень?

Ответ : Нет, нужно размещать, если только это не закупки связанные с военной тайной.

Вопрос : Квалификационный отбор не является процедурой закупки, каким образом размещать его на официальном сайте, если нет начальной цены и конкретного предмета договора?

Ответ : Предмет договора есть. В любом случае квалификационный отбор проводится до подачи участниками заявок с технико-коммерческими предложениями

Вопрос : Какой документ оформляется при квалификационном отборе и какая информация должна быть там отражена?

Ответ : Оформляется протокол, он должен содержать следующую информацию:

  • кто признан заказчиком квалифицированным, а кто не признан;
  • обязательно должно быть подробно отражено, по каким причинам не признан той или иной участник отбора.

Вопрос : Можно ли провести предквалификационный отбор в начале года и пользоваться этим списком в течение всего года?

Ответ : Да, можно. Можно пользоваться эти списком и более года, в зависимости от того как это отражено в положении о закупках.

Вопрос : Нужно ли размещать реестр квалифицированных поставщиков на ООС, чтобы он был в свободном доступе? Или достаточно разослать только всем участникам?

Ответ : Да, нужно.

Вопрос : Если мы работаем только по 223- ФЗ, квалификационный отбор по данному закону это рекомендации или обязательная часть?

Вопрос : Какой минимальный срок подачи заявок в процедуре запроса предложений?

Ответ : Минимальный срок указывает каждая организация в положении о закупках самостоятельно.

Вопрос : Можно ли не публиковать на ООС сведения о закупках (извещение, протоколы, победители, цены), которые проводятся после квалификации? То есть достаточно ли опубликовать только сведения об итогах квалификации на ООС?

Ответ : Нет, нужно публиковать.

Вопрос : Зачем надо публиковать протокол квалификационного отбора на сайте, если реестр квалифицированных участников это документ для внутреннего употребления, и не обязывает нас покупать только у этих поставщиков?

Ответ : Нет, не обязывает, но публиковать заказчик должен.

Похожие публикации