Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Что такое социально опасное положение семьи. Понятие семьи, находящейся в социально-опасном положении. В Российской Федерации существует аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в РФ; уполномоченные по правам ребенка работают и в некоторых субъектах РФ.

Что такое СОП?

СОП - социально опасное положение. В настоящее время термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» принято рассматривать и понимать как:

1) медицинский - семья, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.

2) социально-административный - семья, условия и уровень жизни которой расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей.

3) психолого-педагогический - семья, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

В каких случаях семья ставится на учет в СОП?

1. Неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий)

2. Отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие жилья, несоответствие жилья сонитарно-гигиеническим требованиям и т.д.)

3. Отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни)

4. Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, воровство, проституция)

5. Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку)

6. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с детским садом, невнимание родителей к успехам, успеваемости и свободному времяпрепровождению ребенка)

7. Семьи, в которых дети совершили правонарушения и антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Завершение индивидуальной программы работы с состоящим в СОП ребенком осуществляется на основании улучшения жизненной ситуации ребенка.

Параметрами снятия с учета семей и несовершеннолетних из СОП являются 5 показателей:

· защищенность права на жизнь, безопасность;

· защищенность права на образование;

· защищенность прав на медицинское обслуживание;

· защищенность права на достойную жизнь, общение и развитие;

· отсутствие рецидива неблагополучия.

Специалисты, работающие с неблагополучными семьями, различают три степени неблагополучия : раннее неблагополучие, трудная жизненная ситуация и социально опасное положение.

Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально опасного положения) - это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность. Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход. Достаточно одного вмешательства или разовой помощи. Но из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем.

Показатели неблагополучия семьи, по которым семья ставится на учет в СОП

1. Социально-экономические : длительная безработица одного (обоих) родителей, нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства; длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток; расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению; отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей, необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями; задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно- коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам; частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2. Медико-санитарные: антисанитария жилья, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами; отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления; алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер; неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм; бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи; несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка; противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические : родители имеют статус лиц без определенного места жительства; устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка); выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей; родители или один из них посещает деструктивную секту; родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические: полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку; устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций; непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации; систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия; насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами; повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

Своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют:

Органы опеки и попечительства

Комиссии по делам несовершеннолетних

Комитеты, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции:

Организации здравоохранения

Организации жилищно-коммунального хозяйства

Отдел образования

Учреждение образования

Иные государственные органы и организации в пределах своей компетенции.

К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;

вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;

являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

В Федеральном законе № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1. закреплено понятие семьи, находящейся в социально опасном положении, под которой понимается семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Семья, находящаяся в социально опасном положении (далее “СОП”), семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Потенциальный риск может реализоваться в неблагоприятных для воспитания детей экономических и психологических условиях, конфликтах, алкогольной и наркотической зависимости членов семьи, жестоком обращении внутри нее, прежде всего по отношению к детям.

В понятии «семья, оказавшаяся в социально опасном положении». большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина :

Медицинский - это семьи, где наблюдаются медико- биологические отклонения у членов семьи. ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи;

Социально-административный - семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития;

Психолого- педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Основными критериями отнесения семей к этой категории являются :

  • - неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • - отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);
  • - отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
  • - вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
  • - жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
  • - отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка).

Одним из типичных вариантов поведения в социально неблагополучной семье является оставление без попечения несовершеннолетних и членов семей, не способных к самостоятельному существованию, ”выталкивание” детей на улицу, склонение или побуждение их к асоциальному образу жизни.

В семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения.

Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях (родители бросают своих детей на воспитание своим престарелым родителям, отказываются от их содержания, воспитания и обучения); происходит деградация семей (пьют, ведут аморальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.) дома таких семей становятся “притонами”, где собираются группы людей без определенного места жительства и рода занятий, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.д.

Понятие несовершеннолетнего. находящегося в социально-опасном положении закреплено в Федеральном законе от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где под несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении понимается лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия

Технологическая основа организации работы с семьями «категории группы риска» предполагает определение наиболее актуальных социальных проблем в данной области. Выявление «проблемных зон» необходимо для четкого определения степени развития риска территориальной единицы (села, района, поселка), актуальности социального запроса, определения форм и методов работы.

В соответствии с анализом ситуации риска, были определены следующие «проблемные зоны» в работе с семьями :

  • 1. Алкоголизм родителей или детей;
  • 2. Отсутствие работы у одного или обоих родителей;
  • 3. Положение мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев;
  • 4. Насилие в семье;
  • 5. Нарушение детско- родительских отношений;
  • 6. Безнадзорность детей и подростков.

Исходя из вышеуказанных проблем, нами предлагается общий алгоритм работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении, а также модификации технологий работы соответственно каждой из определенных проблем.

В практике работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, специалистам пришлось столкнуться с двумя "специфическими" для данной категории проблемами: социальной дезадаптацией несовершеннолетних и социальной дезадаптацией семьи.

Выделяют следующие показатели и причины социальной дезадаптации семьи :

  • 1. Неопределенность гражданского статуса членов семьи характеризуется отсутствием у взрослого или несовершеннолетнего какого-либо документа, подтверждающего его гражданский статус или дающего право на получение установленных законом льгот и пособий (паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение пенсионера, удостоверение инвалида, справка об обучении в общеобразовательном учреждении, прописка и т.п.). В связи с тем, что у трудоспособных членов семьи нет возможности устроиться на работу (так как нет прописки), они вынуждены довольствоваться временными заработками. Основными причинами неопределенности гражданского статуса является утеря, порча или несвоевременное оформление документа.
  • 2. Малообеспеченность. Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (подтверждается справкой о доходах семьи).

Основными причинами малообеспеченности являются низкооплачиваемая работа, безработица одного или нескольких членов семьи, неоформленность социальных льгот, пособий, субсидий.

  • 3. Безработица. Отсутствие постоянного источника дохода взрослых трудоспособных членов семьи (подтверждается справкой о постановке на учет в качестве безработного и фактологически). Причины безработицы: сокращение штатов по месту работы, увольнение, отсутствие специального образования, стажа работы и т.д. Распространенное явление у вышеуказанной категории семей - несформированность у взрослых ее членов мотивации на трудоустройство, т.е. желания трудиться.
  • 4. Неудовлетворительные жилищные условия. Отсутствие постоянного жилья, его ветхое состояние, несоответствие жилой площади установленным нормам, несоответствие санитарно-гигиенических условий установленным требованиям: сырость, грязь, прогнившие полы, провалившиеся потолки, изломанные печи (подтверждается справкой, актом или заключением ЖЭУ, СЭС). Косвенные показатели проблемы: неудовлетворительные жилищные условия ведут к заболеваниям как родителей, так и детей; из-за неудовлетворительного состояния жилищных условий дети не хотят жить дома ("... не хочу жить дома, потому что там неуютно, сыро, грязно").
  • 5. Алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, когда наблюдается регулярное употребление алкоголя, наркотиков; клиенты состоят на учете в наркологическом диспансере (подтверждается медицинской справкой). Как правило, в таких семьях происходят драки, ругань, собираются компании, возникают ссоры и т.д. В таких семьях дети растут с психическими отклонениями; у них отмечают тяжелое поражение нервной системы, проявление признаков умственной отсталости. Причиной наркомании, токсикомании, алкоголизма являются наследственные или приобретенные (социальные или психологические) факторы.
  • 6. Нарушение здоровья. Наличие хронических заболеваний, инвалидность одного из родителей, часто или длительно болеющие члены семьи (подтверждается документально медицинской справкой или фактологически). Причиной нарушения здоровья является врожденная патология, инвалидность, нерациональное питание, алкоголизм, неудовлетворительные жилищные условия.
  • 7. Семейная дезадаптация. Нарушение взаимоотношений между членами семьи, постоянные деструктивные конфликты между родителями, между родителями и детьми (подтверждается фактологически). Частые конфликты в семье приводят к нарушению психического состояния всех ее членов, что особенно сказывается на несовершеннолетних.

Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей.

8. Духовно - нравственная деградация семьи- утрата семейных ценностей, традиций, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации на здоровый образ жизни, неумение организовать семейный досуг, нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья.

Следует отличать семью в СОП от семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально-опасного положения) - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность. Такая ситуация обычно кратковременна, имеет выход. Порой достаточно разового вмешательства и разовой помощи. Но из нерешённых трудных ситуаций складывается социально-опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем.

Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении- это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО – ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

1.1. Семья в социально – опасном положении: причины и факторы формирования

1.2. Нормативно правовые основы организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении

1.3. Институционально – технологические основы социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении

ГЛАВА 2. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗУЕВКОГО КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО – ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ……..…..

2.1. Характеристика семей находящихся в социально – опасном положении Зуевского района

2.2. Анализ кейсов по организации социального сопровождения семей находящихся в социально – опасном положении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Семейное неблагополучие – это сложный социально – психологический феномен. Его трудно измерить экономическими категориями, и оно не сводится только к уровню материальной обеспеченности, жилищно-бытовым условиям жизни семьи. Причины и факторы, ведущие к формированию ситуации семейного неблагополучия, весьма разнообразны. Оно может быть обусловлено системой ценностей, отношений, разностью семейных образов жизни. Так или иначе, это проявляется в изменении качества семейных отношений.

На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как семья в социально – опасном положении, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в семье в социально – опасном положении.

Социально – опасное положение семей порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности.

Проблема семей, находящихся в социально – опасном положении, существовала всегда и эта проблема имеет несколько причин: изменение социально – экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям и детей к родителям, ослабевает воспитательная функция. Чаще всего семьи не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специалистов.

Многофакторность влияния на изменение качества семейных отношений определяет проблему семейного неблагополучия, как комплексную, требующую участия в ее разрешении специалистов разных ведомств и организации.

В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем, здесь значительно больше. Многие социальные работники полагают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с семьями, находящихся в социально – опасном положении. Однако это не так. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у семей, находящихся в социально – опасном положении, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе.

Актуальность исследования работы по организации сопровождения семей в социально – опасном положении в социальной сфере обусловлена тем что, социальный работник, то есть человек, который непосредственно контактирует с клиентом (в нашем случае с семьями в социальном – опасном положении), должен владеть современными методиками и технологиями по изучению, устранению и предотвращению проблем данных семей.

Проблема исследования: каково содержание деятельности социальных служб по социальному сопровождению алгоритм организации сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении.

Объект исследования: организация социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении.

Предмет исследования: содержание деятельности «Зуевского комплексного центра социального обслуживания населения» по сопровождению семей, находящихся в социально – опасном положении.

Цель исследования: обобщить опыт деятельности «Зуевского комплексного центра социального обслуживания населения» по организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении.

Гипотеза исследования : содержание деятельности «Зуевского комплексного центра социального обслуживания населения» по организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении выделяют следующие компоненты:

− ранее выявление и постановка на учет семей, находящихся в социально – опасном положении на межведомственной основе;

− определение причин семей, находящихся в социально – опасном положении.

Задачи исследования :

1. Раскрыть понятие, причины, и факторы семей в социально опасном положении.

2. Изучить нормативно – правовые и институциональные основы организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении.

3. Охарактеризовать семьи, находящиеся в социально – опасном положении Зуевского района

4. Проанализировать кейсы по организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении.

Для решения задач и подтверждения гипотезы была использована теоретическая база исследования: изучением данной проблемы занимались следующие отечественные ученые: Т. И. Шульга М. И. Буянов, Л. И. Алексеева, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, В.М. Целуйко, В.М. Шакурова, Ю. В. Василькова, В. И. Дубровина и другие.

Основные направления социальной работы с неблагополучной семьей и ее социальные проблемы рассматриваются в работах П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой, Т. И. Шульги.

Способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, рассматривает в своих работах Н.Ф.Басов.

Методологическая база исследования: теоретические – анализ социально-психологической литературы, обобщение, эмпирические – метод анализа документов, кейс – стади.

Практическая значимость исследования : исследование состоит в том, что проанализировав 10 кейсов семей, находящихся в социально – опасном положении Зуевского района, выявлены основные причины и факторы социально – опасного положения данных семей.

Новизна исследования : разработанные рекомендации по социальному сопровождению семей, находящихся в социально – опасном положении, могут улучшить работу специалиста «Зуевского комплексного центра социального обслуживания населения» по сопровождению данных семей.

База исследования : КОГАУСО «Зуевский комплексный центр социального обслуживания населения».

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые включаю пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Теоретические основы организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении1. 1. Семья в социально – опасном положении: причины и факторы формирования

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры, выполняющий многие социальные функции, семья играет роль в общественном развитии. В семьях сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей .

Семья – это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной [Пембертон К., Ричман Б. Предоставление социальной помощи на местном уровне. Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. – 76с.с.69 ].

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. [ФЗ 120]

«Зуевским комплексным центром социального обслуживания населения», были выявлены признаки определения семей, находящихся в социально – опасном положении

1. Неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей:

− отсутствие у детей необходимой одежды по сезону;

− отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом;

− отсутствие условий, в том числе санитарно-гигиенических для воспитания детей;

− отсутствие ухода за ребенком;

− отказ от лечения детей;

− оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться.

2. Наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей (злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление наркотических средств без назначения врача, попрошайничество, проституция и другие).

3. Вовлечение детей в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств без назначения врача, употребление одурманивающих веществ и другие).

4. Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку).

5. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование и воспитание или к совершению ребенком противоправных деяний (за исключением малозначительных) вследствие виновного противоправного поведения родителей и иные признаки.

Беличева С. А. выделила следующие факторы семей в социально – опасном положении:

− медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);

− социально – экономические (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);

− социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);

− социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);

− криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи).

Тетерский С. В. выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:

− семьи беженцев, вынужденных переселенцев;

малообеспеченные семьи;

− семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;

− семьи воспитывающие детей инвалидов;

неполные семьи;

− семьи военнослужащих срочной службы;

− семьи безработных;

− семьи военнослужащих – контрактников;

− семьи проживающие в неблагополучных регионах;

− семьи, где родители долго не получают заработную плату [51. Социальный педагог №3: Народное образование, 2010- 134 с.с.156 ]

Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально – педагогическая помощь.

М. А. Галагузова выделила основные причины семей в социально опасном положении:

− семья имеет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

− родители или законные представители не выполняют обязанности по воспитанию несовершеннолетних;

− родители или законные представители не выполняют обязанности по содержанию несовершеннолетних;

− родители или законные представители не выполняют обязанности по обучению несовершеннолетних;

− родители или законные представители жестоко обращаются с детьми;

− родители или законные представители вовлекают несовершеннолетних в занятия бродяжничеством и попрошайничеством;

− родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками, принимают наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества;

− отсутствует постоянное место жительства семьи;

− семья проживает в антисанитарных условиях.

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав разработаны основания, по которым семьи, могут быть признаны находящимися в социально опасном положении:

Наличие в семье ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

Привлечение родителя (законного представителя) несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию;

Совершение родителем (законным представителем) несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение;

Привлечение родителя (законного представителя) несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Появлению семей в социально – опасном положении способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений [. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / Под научной редакцией С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. – 228 с., с.89 ]

В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жесткости и насилия по отношению к детям в семьях с социально – опасном положении. Насилие может принимать физическую и психологическую формы. Физическое насилие в семье проявляется в избиении ребенка, нанесение ему ожогов, испытании голодом и другими. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиваниями. [Вестник социальной работы. № 1-2, 2001. – Ярославль, 2001. – 47 c.]

Все перечисленные факторы играют значительную роль в формировании и развитии семьи. Социальный работник должен устранять данные воздействия на семью. Необходимо тесное сотрудничество с такими семьями, и особенно с их детьми. Если специалист займется устранение этих факторов, то его деятельность будет давать результат [30. Ребенок. Семья. Общество. – г. Арзамас, 2001. – 64 с.]

Изучив и проанализировав собранную информацию о семьях, находящихся в социально – опасном положении, можно выделить общие для всех семей, находящихся в социально опасном положении, особенности, это [Овчинникова К.А., Иванова Ж.Н. Методика "кейс-менеджмент" в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении // Межведомственные подход в области профилактики семейного неблагополучия: Краевая конференция: Тезисы докладов (Красноярск, 28 октября 2013 года). - Красноярск, "ЛИТЕРА-принт". - С.124 - 133.с.126]:

1) отказ родителей от сотрудничества c органами системы профилактики по вопросам воспитания и образования ребенка;

2) уклонение от исполнения родительских обязанностей;

3) конфликтность всех членов семьи, их агрессивное отношение к окружающим;

4) отсутствие надзора за несовершеннолетними;

5) злоупотребление спиртными напитками (жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами.)

В таких семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, совершают правонарушения.

За последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, дети из таких семей уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.

Для семей, находящихся социально – опасном положении, разрабатывается и применяются на практике нормативно-правовые основы, который законодательно на государственном и муниципальном уровнях регулируют взаимоотношения в данных семьях. Для решением проблем семей, находящихся в социально – опасном положении существуют учреждения социального обслуживания, которые ведут активную работу с данными семьями.

Нормативно правовые основы организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении

За последнее десятилетие система социальной защиты населения претерпела существенные качественные изменения. На момент становления социальная работа ограничивалась предоставлением социальных выплат и льгот престарелым и инвалидам. В настоящее время система социальной защиты населения представляет многогранную службу по обеспечению нормальной жизнедеятельности пожилых, инвалидов, детей, семей с детьми; включает широкий перечень мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поддержку семьям, находящимся в социально – опасном положении.

Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Появляются целые направления работы, которые связаны с развитием самой социальной сферы, а также направленной на обеспечение благополучного и перспективного будущего жителей. [Официальный сайт «Перспективное детство Югры» [электронный ресурс]].

В настоящие время в Российской Федерации функционирует разветвленная сеть учреждений социальной защиты населения, которые осуществляют социальное обслуживание семей и детей, находящихся в социально – опасном положении.[учебник Семьеведение Е. И. Холостова, О.Г. Прохорова, Е. М. Черняк ]

Существуют учреждения социального обслуживания, которые занимаются решением проблем семей, находящихся в социально – опасном положении: комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям, психолого-педагогической помощи населению, экстренной психологической помощи, социальной реабилитации детей-инвалидов, специализированные учреждения для несовершеннолетних и другие учреждения в соответствии с их уставами или положениями:

1) предоставляют социальные услуги семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально – опасном положении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении, а так же семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Гражданско-правовое положение семей, находящихся в социально – опасном положении в Российском законодательстве регулирует: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс, Семейный Кодекс, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение семьи, находящейся в социально – опасном положении. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и от 29 декабря 2006 г. № 256 – ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Семейный кодекс РФ в 7 статье Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство. Определяется, что неблагополучные семьи так же являются частью социума, следовательно, их права и обязанности такие же как у всех остальных семей [1.Конституция Российской Федерации. - М: Изд-во Проспект, 1994. - 62 с. ].

В России в основе семейного права лежит Семейный Кодекс Российской Федерации. В нем прописаны основные положения прав и обязанностей родителей и детей. Статья первая, Семейного кодекса Российской Федерации гласит: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства» [Семейный кодекс РФ].

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Например, если семья малоимущая, государство должно обеспечить благоприятные условия для выхода из этой ситуации: компенсация расходов на оплату коммунальных услуг; государственная социальная помощь; единовременная помощь для выхода семьи на самообеспечение; единовременная помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации; ежемесячное пособие на ребёнка. Исходя из этого, можно сделать вывод, что государство всячески старается обеспечить гражданам достойную жизнь, но все же не все аспекты продуманы достаточно тщательно.

Другим значимым нормативным актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьей и детьми, является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций работающих с семьей. . Данный Федеральный закон определяет, что такое семья – одна из важнейших ценностей, как индивида, так и общества в целом её нужно охранять и заботиться о её процветании. Следовательно, если семья попадёт в социально – опасное положение, то социальные службы обеспечат ей выход из сложившейся ситуации и реабилитацию.

Проект Арзгирского муниципального района Ставропольского края от 06 мая 2011 г. № 188 административного регламента по предоставлению государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально – опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей». Данный проект разработан с целью повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной услуги, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при осуществлении государственной услуги.

Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей», разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей», создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при осуществлении государственной услуги, и определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при оказании помощи семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации.

Социальный патронаж - это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и оказания необходимых услуг, которые предоставляются семьям с несовершеннолетними детьми и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или находящимся в социально опасном положении, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно преодолеть ее, в течение срока, необходимого для преодоления данной ситуации.

Государственная услуга «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» включает в себя предоставление следующих услуг:

− выявление несовершеннолетних, или семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;

− содействие в разработке индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации и организация постановки на учет семей с несовершеннолетними;

− социально-бытовые услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

− социально-экономические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

− социально-медицинские услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

− социально-правовые услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

− социально-педагогические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

− социально-психологические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу.

Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья, находящаяся в социально опасном положении, определена как семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Основные принципы, направления, формы и методы государственной политики в области семейной политики, защиты прав и интересов детей регулируются также Федеральными законами от 24 июля 1998 г. № 124 –ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации » и от 29 декабря 2006 г. № 256 –ФЗ « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей ».

В целях организационно-правового обеспечения реализации комплекса мер по защите прав и интересов детей 26 марта 2008 г. Президентом РФ был подписан Указ № 404 « О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Указ направлен на создание названного фонда в целях реализации комплекса мер по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Осуществление полномочий учредителя фонда от имени Российской Федерации возложено на Минздравсоцразвития Российской Федерации.

Основной целью деятельности Фонда является содействие разработке и практической реализации мер по поддержке семей с детьми и детей, находящихся в социально – опасном положения осуществляемых в соответствии со стратегическими целями и основными направлениями демографической и семейной политики РФ.

Постановление правительства Москвы от 26 июня 2007 г. № 513 – ПП «О стратегии развития Москвы на период до 2025 года». Одним из приоритетных направлений реализации Стратегии является адресная помощь детям из социально неблагополучных семей, призванная помочь семьям в воспитании детей и оказать и оказать содействие родителям в выполнении своих обязанностей. Речь идет не только о финансовой поддержке, но и о решении социальных проблем, такие как обеспечение семей жильем, организация отдыха и оздоровления детей.

С помощью реализации этих мер государство заботиться о снижении социальной напряженности в обществе, сокращении разрыва в качестве жизни бедный и обеспеченных семей.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что в России достаточно развито нормативно-правовое обеспечение, и учреждения социального обслуживания населения по решению проблем семей, находящихся в социально – опасном положении, но требуются конкретизации в разработке и принятии новых проектов и программ. Их реализация позволит вывести на качественно новый уровень систему жизнеобеспечения общества со стороны государства, будет способствовать решению социальных проблем в комплексе с динамикой развития экономического потенциала страны и, что немаловажно, окажет содействие активному вовлечению самих граждан и их объединений в решение вопросов дальнейшего социального развития.

Благодаря нормативно-правовому обеспечению, по решению проблем семей, находящихся в социально – опасном положении, разрабатываются и реализуются на практике инновационные методы, формы и технологии социальной работы с такой категорией населения. Практика работы социальных служб и специалистов с семьей показывает, что только при условии осознания членами семьи своих проблем, нацеленности их на положительные изменения в семейной ситуации, системности и комплексности социальной помощи со стороны учреждений и специалистов можно достичь положительного результата в социальной работе по выводу семьи из социально – опасного положения.

Или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (ст. 1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»**). См. также .


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Социально опасное положение семьи" в других словарях:

    Социально опасное положение семьи - в РФ положение семьи, имеющей детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или)… … Энциклопедия права

    Социально опасное положение - совокупность факторов и условий, вызывающих неблагоприятное социальное положение семьи или гражданина, внутрисемейные конфликты, противоправное поведение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих… … Официальная терминология

    Социально опасное положение несовершеннолетнего - обстановка в семье ребёнка, подростка, представляющая опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, например, вследствие тяжёлого заболевания родителей, их алкоголизма, отсутствия заботы … Педагогический терминологический словарь

    - (англ. individual prophylactic/preventive activity) в законодательстве РФ о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном… … Большой юридический словарь

    Индивидуальная профилактическая работа - (англ. individual prophylactic/preventive activity) в законодательстве РФ о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном п … Энциклопедия права

    СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… …

    ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - (Great Britain) гос во в Зап. Европе, расположено на Британских о вах. Офиц. назв. В. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland); часто всю В. неточно именуют Англией (по назв … Советская историческая энциклопедия

    ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ - историческое развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен,… … Русская история

    НОРВЕГИЯ - (Norge) гос во в Сев. Европе, расположенное в зап. части Скандинавского п ова. Граничит с Швецией, Финляндией и СССР. Площ. 324 тыс. км2 Нас. 3,7 млн. ч. (1965). Гос. языков два норв. риксмол (букмол) и новонорвежский (лансмол, нюнорск). Гос.… … Советская историческая энциклопедия

    Явлинский, Григорий Алексеевич - Григорий Алексеевич Явлинский … Википедия

Марина Гусева
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении

Организуя работу с неблагополучными семьями , необходимо четко определить понятие «семья , оказавшаяся в социально опасном положении ».

Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина :

1. Медицинский : в семье , находящейся в социально опасном положении наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи , ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи .

2. Социально-административный : условия и уровень жизни семьи расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития.

3. Психолого-педагогический : в семьи нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи , что ведет к личностной деформации членов семьи .

Мы придерживаемся следующего определения : «семья , находящаяся в социально опасном положении » - это семья , имеющая детей, , а также семья , где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями отнесения семей к этой категории являются :

неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

отсутствие условий для жизни детей и личного примера родителей в процессе их воспитания (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни родителей, отсутствие у них работы , жилья и т. д.);

вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, совершение преступлений и правонарушений и т. д.) ;

жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребёнку) ;

отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с ДОУ, которое посещает ребёнок, невнимание родителей к успехам и неудачам в обучении, воспитании и развитии ребёнка).

Однако, не менее важен патронаж семьи «группы риска» , в которой велика вероятность нарушения семейных ролей, функций семьи . Именно данная категория на начальном этапе может являться главным объектом работы . Профилактика способна предупредить негативные тенденции в развитии семей, «выровнять» ситуацию на стадии, когда в семье еще «все нормально» .

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении , а также по их социально -педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных , правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями , находящимися в социально опасном положении .

Деятельность по раннему выявлению семейного неблагополучия в ДОУ осуществляется в соответствии со следующими основными принципами :

Принцип законности предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и Ярославской области в работе с совершеннолетними и неблагополучными семьями .

Принцип демократизма.

Принцип гуманного обращения с несовершеннолетними и их родителями.

Принцип поддержки семьи и взаимодействия с ней с использованием различных форм, методов и приёмов.

Индивидуальный подход к исправлению родителей несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации через осуществление реабилитационного процесса с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка и семьи , в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях.

Принцип комплексности, который предполагает реализацию системного подхода в работе с неблагополучными семьями и воздействие на них с учётом всех аспектов : правовых, экономических, социальных , медицинских, психологических и педагогических.

Обеспечение сферы ответственности конкретных исполнителей, закрепление за ними определённого круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных задач.

Принцип сотрудничества ДОУ с другими ведомствами и организациями – межведомственного взаимодействия : управлением образованием администрации г. Переславля-Залесского, комиссией по делам несовершеннолетних и защитой их прав, органами опеки и попечительства и др. по выявлению семейного неблагополучия и дальнейшей профилактической работой с семьёй .

Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности ребёнка, приводит к росту социально -средовой дезадаптации детей. В результате страдает не только семья , но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом, т. е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную . Именно поэтому необходимо организовать работу по выявлению и профилактике семейного неблагополучия на более ранней стадии развития кризиса – I ступени общего образования – этапе дошкольного образования, включающую систему тесного сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса, а также другими ведомствами и организациями. При этом с одной стороны, взаимодействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой - цели, задачи и содержание взаимодействия определяют индивидуальную профилактическую работу с учетом специфики категории конкретной семьи .

Организация работы с неблагополучными семьями

Организуя совместную работу по раннему выявлению неблагополучных семей и их дальнейшей реабилитации, коллектив ДОУ ставит перед собой следующую цель : создать благоприятные психолого-педагогические условия на базе детского сада для эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса в рамках раннего выявления семейного неблагополучия.

В соответствии с вышесказанным, сформулированы три связанные между собой задачи «раннего вмешательства» :

1. Систематическое отслеживание статуса и состояния семьи , динамики ее межличностных и социальных отношений в процессе осуществления деятельности по раннему выявлению неблагополучных семей.

2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников.

3. Создание специальных социально -психологических условий для преодоления семейного неблагополучия (консультирование родителей, осуществление образовательной деятельности с детьми в ДОУ, оказания помощи и поддержки семье в целом или тем ее членам, которые имеют проблемы психологического, физического или социального характера (индивидуальный план мероприятий по реабилитации семьи , индивидуальная работа с воспитанником ).

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье :

социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи , вредные условия работы родителей особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

социально-демографические (неполная, многодетная семья , семьи с

повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и

престарелыми родителями);

социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными

отношениями супругов, родителей и детей, деформированными

ценностными ориентациями);

психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни,

семейное насилие, наличие судимых членов семьи , разделяющих традиций и

нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия , но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная , многодетная, малообеспеченная.

Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска . Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующий, воспитатели и общественный инспектор) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ . Выявляются социально -бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи , образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей . С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, социальная диагностика , посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Похожие публикации