Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Понятия взяточничества и история его развития в российском законодательстве. Какая минимальная сумма считается взяткой в России? Понятие взятка

Почти каждому человеку в жизни доводилось встречать тех, кто не против обогатиться за чужой счёт. Коррупция или взяточничество - это одна из глобальных проблем современности, с которой сталкиваются многие страны мира, а в капиталистических - взяточничеством поражён весь государственный аппарат. Непросто выбраться из ситуации, где взяточником выступает должностное лицо или если шантажирует вымогатель, но возможно.

Определение

Взяточничество - это преступление против интересов государства, органов власти и местного самоуправления. Такая деятельность ведёт к разрушительным последствиям: отклонению в осуществлении обязанностей служащими, подрыву авторитета власти в государстве, подчинению общественных и государственных задач личным интересам.

Взяточничество - это система отношений между населением и должностными лицами, при которых люди вынуждены оплачивать услуги или работы, оказываемые уполномоченными сотрудниками организаций.

Процесс передачи материальных ценностей с целью незаконного результата может быть спровоцирован должностным лицом, и в таком случае взятка законодательно наказуема.

Взяточничество - это преследование цели бездействия или оказания благосклонности должностными лицами в определённых случаях.

Виды

Преступления взяточничества по УК РФ:

  • получение: ст. 290 УК РФ, при 100-кратной сумме взяточничества лишение свободы составляет 15 лет;
  • дача: ст. 291 УК РФ, при 70-кратной сумме взяточничества и лишением свободы на 12 лет;
  • посредничество: ст. 291.1 УК РФ - при 90-кратной сумме взятки наказание лишением свободы составляет 12 лет.

Процессы взяточничества:

  • когда деньги или другие ценности передаются давателем напрямую или через посредника;
  • через обмен услуг или действий, являющихся обязанностями служащего.
  • по способу получения: явная (передаётся после обсуждения требований и услуг) или завуалированная (передаётся в виде средств на подарок, в долг);
  • по характеру действий: мздоимство (за предложенное поведение) и лихоимство (попустительство, отступление от норм);
  • по времени дачи взяточничество: подкуп (обговоренные действия) или благодарность (после заранее обговоренных действий).

Взяточничество по предмету:

  • бумаги, представляющие ценность для получателя взяток, имущество в любом виде валюты;
  • имущество, ограниченное в обращении: наркотические вещества, оружие;
  • работы или услуги имущественного характера, включая оплату долгов, предоставление в пользование движимого или недвижимого имущества;
  • по роду деятельности давателя и получателя (деловой и тотальный подкуп).

Откат - разновидность взяточничества, при котором потребитель товаров или услуг делает выбор в пользу поставщика или компании, предоставившего ему взятку. Таким методом клиент получает "презент" от компании, а та, в свою очередь, - процент за приобретение клиента, и все стороны имеют взаимную выгоду.

После обновления УК РФ предусмотрено пресечение дополнительных разновидностей нарушений. Таковым признаётся мелкое взяточничество - в размере менее десяти тысяч рублей.

Суммы небольших размеров распространены в качестве правонарушений среди рядовых служащих, принимающих подношения за предоставление основных и дополнительных услуг, за более краткие сроки или не предусмотренные инструкцией действия, лежащие в сфере их деятельности.

Может казаться, что мелкое взяточничество не особенно влияет на общественную деятельность, но на самом деле этому подвержена наибольшая часть населения. Поэтому правонарушения подобного вида оказывают самое непосредственное влияние на авторитет власти.

Ответственность

Положения ответственности таковы, что правонарушение относительно принятия денег справедливо для лиц, наделённых властью.

Ситуации со взяточничеством могут создаваться намеренно, с целью обвинения и устранения должностного лица со служебного поста или шантажа.

При добровольном признании о действиях взяточничества виновный свободен от уголовной ответственности, и сообщение о проступке считается добровольным, независимо от мотивов. Если же постановление о взяточничестве осуществляется правоохранительными органами, то не избежать наказания.

Если была зафиксирована материальная стимуляция коммерческих или некоммерческих негосударственных организаций, имеет место коммерческий подкуп.

Если обвинение доказано, виновный несёт ответственность за взяточничество по ст. 304 УК РФ.

Коррупция оказывает отрицательное влияние на доверие к власти и на экономическое состояние государства. По УК взяточничество влечёт последствия в виде штрафа или лишения свободы для давателя и получателя, независимо от времени его осуществления.

Степень вины определяется судом, иногда наказывается лишением суммы величиной 200 тысяч рублей или дохода за три расчётных периода, исправительными работами до 12 месяцев, лишением свободы до 2 лет.

Посредник имеет возможность оправдания в зависимости от осведомлённости о передаваемых средствах. Взяткодатель может снискать невиновность, если сообщит добровольно о передаче взятки в правоохранительные органы до рассмотрения уголовного дела. Заявление необходимо подавать именно в соответствующую структуру - по освобождению от ответственности.

Если должностным лицом выдан недействительный документ, то его ответственность рассматривается как взяточничество ст. УК и нарушение деятельности. Получение вознаграждения может иметь вид премии, оплаты за труд по совместительству, но реально будут оплачены действия вне службы с использованием должностных полномочий.

Взятка или подарок?

Если взятка представляет собой ценности не денежного характера, она может быть представлена в денежном эквиваленте.

Характер взятки по размеру, согласно законодательным нормам РФ:

  • ценности стоимостью до 3000 рублей могут считаться подарками;
  • свыше 3000 до 25000 рублей - относятся к взяткам;
  • 25 000-150 000 руб. - взятка значительного размера;
  • 150 000-1 000 000 руб. - крупная взятка;
  • от 1 000 000 руб. - взятка особо крупного размера.

Подарки должностным лицам не запрещены, хотя в кодексе не указано, что называется презентом. Не имеется денежных ограничений на подарки, из чего следует, что и коробка конфет может считаться взяткой, а более дорогостоящая ценная вещь - подарком. Но не запрещена благодарность человеку, качественно выполнившему услугу.

Если перед совершением действия в качестве обязанности специалиста попросили о хорошей работе за благодарность, такую ситуацию нельзя причислить к правонарушению по делу взяточничества, как и купленный дорогостоящий подарок после совершения услуги, если со стороны должностного лица отсутствуют действия, в которых было отказано другим клиентам.

Поведение при задержании

Исходя из судебной практики взяточничества, при обвинении рекомендуется вести себя следующим образом:

  • избегать взяточничества;
  • при задержании в момент передачи, получения не соглашаться на дачу показаний, требовать присутствия адвоката;
  • не прикасаться к предмету взятки;
  • не обговаривать произошедшее по телефону;
  • отказаться от предоставленного сотрудниками правоохранительных органов адвоката;
  • сообщить следователю о наличии собственного адвоката;
  • требовать дождаться его приезда.

Защита

Государственные власти уделяют немало внимания многочисленным проблемам взяточничества. Учитывая несправедливость обвинения и серьёзность наказания, важно доказать невиновность с помощью опытного специалиста.

При наличии обвинения по делам о взяточничестве решение о наказании выносится посредством суда. Для помощи в подобной ситуации не обойтись без услуг юриста, который сумеет исключить или подтвердить наличие прямого умысла от физического лица, спровоцировавшего подобную ситуацию.

Среди других причин, требующих присутствия адвоката, является несовершенство самой государственной системы, провоцирующей граждан на дачу вознаграждения должностным лицам и не предусматривающей иных путей получения услуг, а также возможная провокация взятки со стороны сотрудников оперативных служб в отношении клиента.

Адвокат переквалифицирует правонарушение из уголовного в административное, поможет в назначении смягчённого наказания, позаботится о выявлении смягчающих обстоятельств и оправдательного приговора.

Адвокат занимается сбором многочисленных доказательств, посещает правоохранительные органы, рекомендует линию поведения в суде, наведывается к клиенту, иногда находящемуся в следственном изоляторе.

Обвинение не гарантирует, что суд даст согласие на выдвинутые заявления. Большая часть судебных практик по делам о взяточничестве не выходит за рамки деятельности оперативных сотрудников, производящих розыск. При этом существует немало нарушений, в ходе чего доказательства невиновности бывают не признаны.

Основные виды правовой помощи адвоката по взяткам:

  • консультация клиента, устная и письменная;
  • ведение интересов клиента на стадии до и в процессе суда;
  • формирование процессуальных документов (ходатайств, жалоб);
  • обжалование решений суда и следствия;
  • правовая поддержка при апелляции;
  • сбор и представление данных о невиновности, смягчающих обстоятельств.

Квалификация преступления

Особенности состава преступления:

  • деньги были переданы, но не получены (отправлены и не доставлены, помещены в ящик стола уполномоченного лица), преступление считается незавершённым, имеет место ответственность за покушение на дачу взятки;
  • дача взятки осуществляется исключительно с прямым умыслом, деньги назначаются за выполнение определённых действий в связи с обязанностями по службе;
  • лицо не осознаёт факт или неправомерность взятки, не осведомлено о намерениях взяткодателя, осуществляя действия передачи денег - курьер, сотрудник, третья сторона, то состав правонарушения отсутствует;
  • если вручение взятки было поручено подчинённому, ответственность возлагается на руководителя, а сотрудник выступает соучастником, имеют место разные уголовные характеристики взяточничества;
  • если при отсутствии полномочий оплаченные действия не обеспечены, со стороны давателя наблюдается покушение на дачу взятки, а относительно получателя - мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Взяткодатель свободен от ответственности, если добросовестно участвует в раскрытии преступления и существуют следующие основания:

  1. вымогательство взятки;
  2. сообщение о даче взятки по своей инициативе.

Ответственность, исключающая взяточничество

Получение взятки по составу не соответствует обману или злоупотреблению доверием, по ст. 159 УК РФ, представляющих собой различные действия. В норме закона понятия разделены союзом "или", поэтому одновременно к действию обвиняемого невозможно применить оба случая.

Обман - умышленное искажение правды, сознательная дезинформация с целью овладения имуществом потерпевшего, сообщение ему ложных сведений (обстоятельств) для побуждения передать имущество добровольно.

Злоупотребление доверием - действие на основе трудовых и гражданско-правовых отношений мошенника и потерпевшего для соглашения в интересах мошенника.

При мошенничестве, также исключающем взяточничество по УК, потерпевший введён в заблуждение об истинном предназначении денежных или других ценностей, под влиянием чего не осознаёт истинных намерений обвиняемого.

Действия уполномоченного наподобие доступа к печати, бланкам организации, изготовление и использование ложных документов ради собственной выгоды, не могут быть рассмотрены как взяточничество по ст. 290 УК.

Вымогательство взятки

Вся 163 статья УК посвящена вымогательству без конкретного указания на деньги, и оно выражается в намерении присвоить чужие ценности и готовности нанести вред жертве путём насилия, повреждения имущества, обнародования конфиденциальных данных.

При вымогательстве взятки уполномоченный служащий действует по собственной инициативе, используя авторитет, незаконные притязания и психическое давление, хотя взаимодействие заинтересованных лиц может происходить и на добровольной основе, с осознанием правонарушения каждой из сторон. Подобное деяние наказывается лишением свободы на 4-12 лет.

Под вымогательством взятки рассматриваются как откровенные требования вознаграждения, предоставления услуг, так и создание для этого необходимых условий. Это и увеличение сроков принятия решений (например, рассмотрения заявления о принятии земельного участка в собственность), и использование непредусмотренной степени услуг (включая открытие кредитной линии), и уничтожение ранее данных расписок и прочее. Если в дополнение ко всему должностное лицо прибегает к угрозам совершить невыгодные для взяткодателя действия, то нет разницы в том, осуществится ли подобное намерение в реальности.

Потерпевшей стороне не стоит поддаваться эмоциям, а также прибегать к скрытой аудиозаписи беседы с вымогателем - такие данные будут отвергнуты на суде.

Поведение потерпевшего при вымогательстве:

  • возможными способами отсрочить выплату;
  • подать заявление в милицию: будет разработана стратегия общения с вымогателем, деньги, предназначенные для передачи, будут помечены, а также задействуют другие методы;
  • сотрудники оперативной службы предпримут действия для видео и аудиозаписи происходящего;
  • после задержания вымогателя следует подготовиться к следственному процессу, суду, апелляции.

При вымогательстве люди чаще не решаются противостоять, но им следует понимать, что инициатор требований может появиться снова и повторить свои действия.

Заявление о вымогательстве должно содержать:

  • дату и время происшествия;
  • имя вымогателя;
  • требуемую сумму;
  • характер заявленной угрозы;
  • информацию о передаче денег;
  • требование о принятии мер.

Документ должен быть кратким, точным и касаться исключительно существующего инцидента. Составить заявление в двух экземплярах.

Важно понимать такую особенность законодательства, что виновником взяточничества будет считаться не только вымогатель, но и дающий. Однако если вымогательство доказано, то пострадавшая сторона освобождается от обвинений.

Провокация взятки

По статье 304 УК РФ предусмотрена ответственность за провокацию взятки, что выглядит как попытка передать деньги без согласия на то получателя с целью создания доказательств правонарушения искусственным способом.

Норма служит в интересах защиты должностных лиц, но оперативные ведомства применяют схемы привлечения к уголовной ответственности людей, ставших жертвами провокации. Необоснованное предъявление обвинения по вымогательству, коммерческому подкупу не может не приводить к произволу среди сотрудников органов, превышению служебных полномочий, ущемлению интересов Конституции РФ. Отследить организацию провокации ими не представляется возможным.

Создаётся модель ожидаемого преступного поведения и условия для её воспроизведения. Воплощение провокации может иметь пассивную или активную форму действия сотрудников оперативных служб - подстрекательства. К провокации следует отнести ситуацию, когда агенты правоохранительных органов нарушили границы пассивного расследования и оказали такого рода влияние на подозреваемого, которым было обусловлено совершение преступления.

Взятки в России являются видом правонарушения, ответственность за которое наступает на основании Уголовного кодекса РФ (статьи 290 и 291). Они представляют собой серьезный вид экономического преступления, который провоцирует коррупцию и злоупотребление чиновниками и руководителями крупных коммерческих организаций своих должностей и постов.

Сегодня мы постараемся максимально подробно осветить проблему дачи и получения взяток, проведем их классификацию, опишем виды наказания за подобные действия и правила поведения в случае, когда вы оказались замешаны в дело со взяткой.

Определение взятки в Уголовном кодексе

Закон считает взяткой передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (называемым взяткодателем) другому взамен совершения каких-либо действий с принимающей стороны (взяткополучателем). Чтобы взятка была квалифицирована как преступление, она должна быть дана обычным гражданином лицу, занимающему государственную или муниципальную должность.

Взяткополучатель после получения денег или иных материальных ценностей (услуг) обязуется:

  • оказать помощь в решении трудовых задач, взять на себя часть ответственности за решение производственных вопросов;
  • помочь быстро продвинуться по карьерной лестнице;
  • закрыть глаза на ненадлежащее выполнение должностных обязанностей или полностью (частично) избавить от них;
  • оказать иную помощь (в том числе незаконную) в пределах своих возможностей.

Ответственность за дачу и принятие взятки наступает в рамках Уголовного кодекса РФ и грозит серьезными последствиями, вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет.

Явные и неявные взятки

Одна из классификаций взяток связана с формой, в которой они даются:

  1. Явная взятка. В этом случае речь идет о передачи взяткополучателю определенной ценности незамедлительно или впоследствии, после заключения устного договора;
  2. Завуалированная взятка выдается не напрямую, а, к примеру, в виде снижения процентной ставки по кредиту или предоставления товаров со значительной скидкой. Завуалированная взятка маскирует незаконные действия различными поведенческими актами.

Взятка в неявной форме часто используется, когда речь идет о значительном вознаграждении. Она помогает скрыть факт передачи денег или иных ценностей.

Расширенный список завуалированных взяток выглядит следующим образом:

  • передача антиквариата взяткополучателю или продажа его драгоценностей по заведомо завышенной стоимости взяткодателю;
  • перевод денег на счет фирмы за услуги, которые никогда не оказывались;
  • снижение арендной платы;
  • организация выигрыша в лотерею или намеренный проигрыш в карты или другие азартные игры;
  • прощение крупного долга;
  • оформление фиктивной страховки;
  • оплата родственниками взяткополучателя дорогого лечения за границей;
  • передача кода доступа к электронному кошельку.

Еще одна классификация взяток связана со временем их передачи. Взятка-подкуп дается должностному лицу до совершения какого-либо действия (бездействия), а взятка-вознаграждение – после выполнения взятых на себя обязательств взяткополучателем.

Классификация взяток по их размерам

Деление взяток по размеру описано в примечании к ст. 290 УК РФ . Законом различается 3 вида взятки, в зависимости от ее величины:

  • взятка в значительном размере – от 25 тысяч рублей;
  • взятка в крупном размере – от 150 тысяч рублей;
  • взятка в особо крупном размере – от 1 млн. рублей.

Какая сумма вознаграждения должностному лицу может считаться взяткой? В Уголовном кодексе не сказано о том, каков должен быть минимальный размер взятки, чтобы по ней было заведено уголовное дело. На практике решение о возбуждении дела принимает судья. Если он посчитает, что сумма в 1000 или 3000 рублей не является серьезной, то откажет в возбуждении дела.

С материальными ценностями дело обстоит немного иначе. В ст. 575 Гражданского кодекса РФ прямо указано, что передача должностному лицу подарка считается взяткой, если его стоимость превышает 3 тысячи рублей. Значит, 3 тысячи рублей можно условно считать минимальным размером взятки.

Ответственность за дачу взятки – ст. 291 УК РФ

Вопросам передачи взяток российским и иностранным должностным лицам в любой форме (не важно, как дали взятку — из рук в руки, завуалированно или через посредников) в УК РФ посвящена отдельная . В ней описана ответственность за дачу взяток в значительном, крупном и особо крупном размере, а также за дачу «простых» взяток, передачу денег и иных материальных ценностей группой лиц и за передачу денег за совершение заведомо незаконных действий.

Простая взятка подразумевает передачу малой суммы денег (менее 25 тысяч рублей), за которую должностное лицо оказывает взяткодателю ряд услуг, не связанных с нарушением закона. К примеру, за ускоренное оформление документов. Если же от должностного лица требуется закрыть глаза на явное нарушение взяткодателем закона, то размер взятки уже не будет играть роли и наказание будет более жестким, нежели в случае с простой взяткой.

Ответственность за дачу взятки в каждом отдельном случае вы можете увидеть в таблице:

Лишение свободы
Простая взятка (ч. 1 ст. 291 УК РФ) 5х-30х До 2 лет 5х-10х До 3 лет
Взятка в значительном размере (ч. 2 ст. 291 УК РФ) 10х-40х До 5 лет 5х-15х До 3 лет
Взятка за заведомо незаконные действия (ч. 3 ст. 291 УК РФ) 30х-60х До 8 лет До 30х До 5 лет
Взятка группой лиц или в крупном размере (ч. 4 ст. 291 УК РФ) 60х-80х От 7 до 12 лет До 60х До 7 лет
Взятка в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ) 70х-90х От 8 до 15 лет До 70х До 10 лет

Избежать уголовного наказания за дачу взяток можно в случае, если добровольно заявить о ней в органы полиции и помочь полностью раскрыть преступление. Ответственности удастся избежать и в том случае, если удастся доказать факт вымогательства взятки должностным лицом.

Ответственность за получение взятки – ст. 290 УК РФ

В статье 290 Уголовного кодекса РФ рассмотрены вопросы принятия должностными лицами государственных и муниципальных органов (в том числе должностными лицами иностранных организаций) вознаграждения в виде денег, материальных ценностей или особых услуг за совершение действий (или бездействия) в пользу взяткодателя. Взятка может быть дана из рук в руки или через иных лиц, наказание будет одинаковым.

К отдельным категориям взяток, которых не было в предыдущей таблице, относятся взятки лицам, находящимся на государственной должности (в том числе в должности главы субъекта или органа местного самоуправления) и взятки, полученные в результате вымогательства.

Виды наказаний за дачу взяток различных категорий представлены в таблице:

Главное наказание – штраф в размере, кратном размеру взятки Лишение свободы Дополнительное наказание – штраф в размере, кратном размеру взятки Запрет на занятие определенной должности или лишение специального права
Простая взятка (ч. 1 ст. 290 УК РФ) 10х-15х До 3 лет 10х-20х До 3 лет
Взятка в значительном размере (ч. 2 ст. 290 УК РФ) 30х-60х До 6 лет До 30х До 3 лет
Взятка за заведомо незаконные действия (ч. 3 ст. 290 УК РФ) 40х-70х От 3 до 8 лет До 40х До 5 лет
Взятка получена лицом, находящимся на государственной службе (ч. 4 ст. 290 УК РФ) 60х-80х От 5 до 10 лет До 50х До 7 лет
Взятка получена группой лиц, при вымогательстве или в крупном размере (ч. 5 ст. 290 УК РФ) 70х-90х От 7 до 12 лет До 60х До 10 лет
Взятка в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) 80х-100х От 8 до 15 лет До 70х До 15 лет

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Подкуп осуществляется только в отношении должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций, занимающих в них высокий пост – генеральных директоров, лидеров партии, руководителей общественных и религиозных учреждений. Взятка в случае коммерческого подкупа также передается для того, чтобы обязать должностное лицо действовать в интересах взяткодателя. Главное отличие подкупа от стандартной взятки в том, что взятка всегда дается работниками государственных и муниципальных органов. Подкуп применяется только в коммерческой сфере.

Вопросам коммерческого подкупа посвящена , а подкупу организаторов и участников зрелищных конкурсов и спортивных соревнований – . В последнем случае деньги и прочие материальные ценности передаются членам жюри, судьям, участникам команд или их руководству.

Пособничество в даче или получении взятки

Посредничество в передаче взятки является прямым нарушением закона – статьи 291.1 УК РФ . Оно подразумевает действия третьих лиц, которые способствовали заключению договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, или действия по непосредственной передаче денег и иных материальных ценностей от одной стороны к другой. За посредничество наступает уголовная ответственность только в том случае, если размере взятки значителен, то есть превышает 25 тысяч рублей.

Посредников используют, чтобы облегчить процесс передачи денег и остаться участникам правонарушения в тени. Посредник играет роль курьера, который зачастую получает определенный процент от сделки. Наказание за передачу взятки суровое – от штрафа в размере до восьмидесятикратной суммы взятки и запрет на занятие определенной должности до 7 лет до лишения свободы сроком от 7 до 12 лет. Тяжесть наказания зависит от суммы взятки, при этом наказанию подлежит даже обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Что делать при вымогательстве взятки?

Вымогательством взятки является не только прямое требование передать определенную сумму денег или оказать услугу в обмен на лояльное отношение взяткополучателя, но и завуалированные косвенные намеки, которые дают понять, что проблема без взятки решена быть не может. Однако если отказ должностного лица от выполнения просьбы является законным, то это нельзя расценивать как призыв решить дело при помощи взятки.

Если должностное лицо в явной форме вымогает взятку, то следует:

  1. Записать требование дать взятку на диктофон или иное средство аудиозаписи. Хорошо, если диктофон есть уже на первом приеме у чиновника. Тогда следует просто незаметно включить его, как только разговор зайдет о взятке. В случае, если диктофона под рукой нет, можно попросить дать время обдумать предложение или сходить за деньгами, а прийти уже с необходимым техническим средством;
  2. После записи разговора следует обратиться в правоохранительные органы, вид которых зависит от должности вымогателя. При вымогательстве денег сотрудником полиции обращаются в отдел собственной безопасности ГУВД, к следователям или в ФСБ, в случае работников государственных и муниципальных структур – в полицию или прокуратуру. Если же речь идет о судьях или крупных руководителях муниципальных образований, высокопоставленных чиновниках, депутатах или губернаторах, то обращаться лучше в следственный комитет или ФСБ;
  3. Дальнейшие указания по поведению в отношении вымогателя будут получены от сотрудников МВД.

Что делать при обвинении в даче или получении взятки?

Если полиция или иные правоохранительные органы обвиняют вас в получении или даче взятки, то вначале необходимо нанять хорошего адвоката, который защитит от процедурных злоупотреблений. Что делать, если взятка была дана по причине вымогательства? Этот факт предстоит доказать любыми способами – собрать показания свидетелей, дать письменные объяснения, привлечь записи с видеокамер, аудиозаписи. Если же взятка была дана по личной инициативе, то полное содействие следствию может стать лучшим выходом. В этом случае стоит рассчитывать на значительное смягчение наказания.

При обвинении в получении или вымогательстве взятки, если этого на самом деле не было, стоит попробовать доказать факт провокации со стороны мнимого взяткодателя. Деньги могут быть просто подброшены в безобидной коробке конфет, незаметно положены в ящик стола или карман. Подброшенные деньги сами по себе не считаются взяткой, если вы не оказывали взяткодателю никаких услуг в рамках своей должности и не выказывали заинтересованности в получении материального вознаграждения.

За провокацию взятки, то есть передачу денег должностному лицу без его ведома или согласия, а также в целях очернить его или создать вид вымогательства взятки положено наказание на основании статьи 304 УК РФ . За подобные действия грозит штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы до 5 лет.

Если же взятка была получена по личному желанию и просьба взяткодателя исполнена, то не остается ничего, кроме как попытаться вместе с адвокатом найти смягчающие обстоятельства. К примеру, тяжелое материальное положение или необходимость потратить крупную сумму денег на лечение.

  • 10. Коррупционный оборот: определение и методы измерения
  • 11. Коррупция как категория нравственности
  • 12. Понятие теневой экономики. Теневая экономика и коррупция.
  • 13. Бюрократия и коррупция
  • 14. Лоббизм и коррупция
  • 15. Потери и выгоды от коррупции. Исследование р. Мертона
  • 16. Коррупция и инвестиции. Исследование п. Моро
  • 17. Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности в России
  • 18. Государственная антикоррупционная политика: определение и содержание
  • 19. Понятие противодействия коррупции: правовые и организационные аспекты
  • 20. Мвд рф: цели, задачи, реформа, функции по противодействию и борьбе с коррупцией
  • 21. Совет при Президенте рф по противодействию коррупции. Его задачи и полномочия
  • 22. Национальный план противодействия коррупции: цели, структуры (разделы), основные задачи его реализации
  • 23. Национальная стратегия противодействия коррупции: цель, задачи, основные приоритеты и положения
  • 24. Участие Общественной палаты, общественных некоммерческих организаций, предпринимательских объединений, экспертных советов, фондов в работе по противодействию коррупции
  • 25. Перечень преступлений коррупционной направленности, определенный Генпрокуратурой и мвд России (апрель 2010 г.)
  • 26. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
  • 27. Пути противодействия коррупции
  • 28. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
  • 29. Правовые основы противодействия коррупции в России
  • 30. Основные принципы противодействия коррупции
  • 31. Профилактика коррупционных деяний и преступлений: основные направления этой деятельности, организационные и правовые основы
  • 32. Произведения классиков литературы о мздоимстве и взяточничестве (Гоголь, Булгаков, Салтыков-Щедрин)
  • 33. Что такое электронное правительство? Перечень государственных услуг, оказываемых с помощью сетевых (электронных) технологий
  • 34. Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь
  • 35. Структура органов государственной власти по противодействию коррупции
  • 36. Гражданское общество как инструмент противодействия коррупции
  • 37. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Её значение для противодействия коррупции
  • 38. Независимые сми как необходимый фактор противодействия коррупции
  • 39. Опыт противодействия коррупции в Великобритании
  • 40. Опыт противодействия коррупции в сша
  • 41. Опыт противодействия коррупции в Китае
  • 42. Опыт противодействия коррупции в Сингапуре
  • 43. Генеральная прокуратура рф: задачи, функции и роль в противодействии коррупции
  • 44. Федеральный закон «о противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-фз. Его роль в антикоррупционной политике
  • 45. Антикоррупционные законы и решения в сфере малого и среднего предпринимательства
  • 46. Коррупциогенные факторы российского законодательства
  • 47. Коррупция в сфере образования
  • 48. Особенности проявления коррупции в таможенных органах
  • 49. Коррупция в правоохранительных органах
  • 51. Особенности коррупционных проявлений в сфере государственных закупок
  • 52. Проявление коррупции в сфере здравоохранения
  • 53. Особенности проявления коррупции в сфере малого и среднего бизнеса
  • 54. Коррупция в судебной системе
  • 55. Коррупция в бизнесе
  • 56. Российские показатели коррупционной ситуации
  • 57. Международные рейтинги стран мира по коррупционной емкости. Принципы составления рейтингов. Какое место занимает Россия в 2007-2011 гг.?
  • 7. Понятие и виды взяток. Взяткодатель и взяткополучатель (ст. 290, 291 ук рф)

    Взятка - принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

    Предметы - деньги, ценные бумаги, иное имущество (драгоценности, загородные дома, земельные участки, автомашины, бытовые приборы, и т.п.).

    Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости, и прочее.

    Завуалированная форма взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино и т.д.

    Если деньги и иные имущественные выгоды были предоставлены родным и близким должностного лица, он согласился с этим либо не возражал против такого предоставления выгоды и использовал свои должностные полномочия в интересах взяткодателя, действия должностного лица квалифицируются как получение взятки.

    Четыре вида взяток: «обычная» (до 25 тысяч рублей), «значительная» (от 25 до 150 тысяч), «крупная» (от 150 тысяч до миллиона рублей) и взятка в «особо крупном размере» (свыше миллиона рублей).

    Статья 290 УК РФ:

    1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

    наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

    2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

    наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

    3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

    наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

    наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

    5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

    б) с вымогательством взятки;

    в) в крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

    6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

    Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

    2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

    Статья 291 УК РФ:

    1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника -

    наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

    2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере -

    наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

    3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -

    наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:

    а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

    б) в крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

    5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

    Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

    8. Рейдерство: понятие и виды

    Рейдерство - силовое недружественное поглощение предприятия против воли его собственников, имеющих преимущественное положение в данном предприятии, и/или руководителя. Процесс, сопряженный с рейдерством, называется «рейдерский захват». К рейдерской деятельности также относят корпоративный шантаж («гринмейл»).

    Признаки и методы рейдерского захвата:

      Силовые акции, - смена охраны, взлом замков.

      Совершение сделок, не укладывающихся в логику бизнес-функционирования предприятия.

      «Гринмейл» – психологическое давление (квазизаконный метод).

      Банкротство.

      Привлечение административного ресурса (местные или федеральные власти).

      Операции с акционерным капиталом (приобретение до 15% акций - собрание собственников - смена руководства).

      Наёмное руководство.

      Внезапные изменения в составе акционеров, руководства предприятия

      Оспаривание приватизации (когда предприятие приватизируется незаконным путем);

      Через кредиторскую задолженность (рейдер скупает мелкие задолженности предприятия и предъявляет их к единовременной оплате).

    «Белое» осуществляется в рамках закона. В основном оно сводится к корпоративному шантажу, то есть созданию с помощью миноритарного пакета акций помех для нормальной работы предприятия в расчёте на то, что руководство компании выкупит этот пакет по завышенной цене, чтобы избавиться от шантажиста. Проводиться посредством, например, организации забастовок или проверок контролирующими органами. Как правило, такой вид поглощения применяется по отношению к компаниям с малоэффективным корпоративным управлением и финансовыми затруднениями. Защиту от такого вида рейдерства можно получить в судебных и административных органах.

    «Серое» рейдерство – это деятельность с нарушением гражданско-правовых норм. При этом, внешне все выглядит вполне легально, но совокупность примененных методов в целом составляет схему мошенничества. В том числе с использованием подкупа должностных лиц, подделки документов. «Серое» рейдерство очень распространено и применимо к любым компаниям. Защита от рейдерства такого рода очень сложна. Серые рейдеры редко привлекаются к ответственности, несмотря на противоправный умысел их действий, поскольку доказать противоправность умысла совокупности внешне законных действий бывает очень сложно.

    «Черное» рейдерство переступает нормы уголовного законодательства. Предполагает криминализированный, насильственный метод захвата: подкуп, шантаж, силовой вход на предприятие, подделка реестра акционеров. Такой вид рейдерства может быть применен к любой компании, но в первую очередь к компании непубличной. Защита от черного рейдерства осуществляется всеми доступными способами, в первую очередь в правоохранительной и судебной областях.

    Существуют четыре основных способа захвата предприятия:

      через акционерный капитал: рейдеры скупают 10-15 % акций, обычно этого достаточно для того, чтобы инициировать собрание собственников и принять нужное решение, например, смена руководства;

      через наемное руководство: менеджмент может просто «выводить» активы на подконтрольные рейдеру структуры или брать кредиты под залог собственности под нереальные проценты; или наемный менеджмент намеренно доводит предприятие до банкротства, далее на арене «случайно» появляется покупатель.

      через кредиторскую задолженность: если у предприятия имеется несколько мелких задолженностей, рейдер скупает их и предъявляет к единовременной оплате;

      путём оспаривания приватизации: условия для такого рейдерства создаются в тот момент, когда предприятие приватизируется незаконным путём.

    Специалисты и компании, которые занимаются противодействием рейдерству называются антирейдерами, или антирейдерскими агентствами соответственно.

    Взятка в значительном, крупном и особо крупном размере - это сколько

    Ответ на вопрос, от какой суммы взятка является совершенной в определенном размере, содержится в примечании 1 к ст. 290 УК РФ:

    • значительный размер взятки — свыше 25 000 руб.;
    • крупный — свыше 150 000 руб.;
    • особо крупный — свыше 1 000 000 руб.

    ВАЖНО! На практике нередко возникают сложности при определении размера взятки как квалифицирующего признака в случаях, когда переданная сумма составляет пограничное значение (ровно 25 000, 150 000 или 1 000 000 руб.).

    Тем не менее примечание 1 к ст. 290 УК РФ не дает повода для альтернативного толкования: взятка признается значительной, если ее размер/стоимость превышает 25 000 руб. Иными словами, взятка в размере 25 000 руб. (150 000, 1 000 000 руб.) значительной (крупной, особо крупной) считаться не может.

    См., например, частное определение Октябрьского районного суда г. Иваново от 12.04.2017 № 1-44/2017 по жалобе на действия следователя, ошибочно квалифицировавшего получение взятки в размере 25 000 руб. по ч. 2 ст. 290 УК РФ.

    Мелкое взяточничество

    Законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ УК РФ дополнен ст. 291.2, предусматривающей ответственность за получение или дачу взятки в размере или стоимостью до 10 000 руб. До вступления нормы в силу, то есть до 15.07.2016, такие действия при отсутствии других квалифицирующих признаков подпадали под первые части ст. 290 и 291 соответственно.

    Анализ всех 3 норм показывает, что выделение мелкого взяточничества в отдельный состав есть не что иное, как гуманизация уголовного закона. В частности, в отличие от ст. 290 и 291, санкция ст. 291.2 УК РФ не предусматривает в качестве дополнительного наказания штраф, кратный сумме взятки.

    Кроме того, существенно отличаются в этих статьях и размеры штрафов, установленных в качестве основного наказания:

    • ч. 1 ст. 290 УК РФ — до 1 000 000 руб.;
    • ч. 1 ст. 291 УК РФ — до 500 000 руб.;
    • ч. 1 ст. 291.2 УК РФ — до 200 000 руб.

    Учитывая, что санкции основных составов ст. 290 и 291 УК РФ в связи с введением самостоятельной ответственности за мелкую взятку не корректировались, очевидно, что с июля 2016 года положение лиц, совершающих это преступление, значительно улучшено.

    Взятка от какой суммы считается уголовно наказуемой в 2019 году

    Существует мнение, что для привлечения к уголовной ответственности за дачу или получение взятки ее размер или стоимость ее предмета должна равняться или превышать 3 000 руб. Причина, вероятно, в неправильном толковании положений ст. 575 ГК РФ, разрешающей должностным лицам принимать обычные подарки на сумму не более 3 000 руб.

    Однако такая позиция является ошибочной, так как регламентирование поведения должностных лиц не является предметом регулирования гражданского законодательства. Ст. 575 ГК РФ всего лишь устанавливает частный случай основания недействительности сделки дарения, предусмотренного ст. 169 ГК РФ (совершение сделки с противоправной целью). Тогда как передача/принятие взятки не может рассматриваться как дарение, поскольку имеет характер подкупа. Следовательно, распространять положение ст. 575 ГК РФ на правоотношения, возникающие между взяткодателем и взятколучателем, нельзя.

    Таким образом, ответ на вопрос, в 2019 году взятка от какой суммы считается преступлением, однозначен: от любой. Минимального значения просто не существует — ни сегодня, ни в предыдущие годы.

    ВАЖНО! Это подтверждает и Пленум Верховного суда в постановлении от 09.07.2013 № 24.

    Но лучшим аргументом в пользу отсутствия «взяточного минимума» является судебная практика, в арсенале которой имеется множество приговоров за взятку в сумме до 3 000 руб. (см., например, приговоры Кировского районного суда г. Махачкалы от 27.07.2016 № 1-478/2016, мирового судьи судебного участка № 371 Таганского судебного района г. Москвы от 02.03.2017 по делу № 01-0005/371/2017 и т. д.).

    Законодательного минимума относительно размера взятки или стоимости ее предмета нет. Уголовная ответственность за получение или дачу взятки наступит вне зависимости от того, о какой сумме идет речь. Разница будет заключаться только в квалификации действий виновного лица и, как следствие, степени тяжести последствий, то есть наказания.

    Похожие публикации