Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Особенности организации следственной деятельности в рф. Чем занимается следственный комитет? Основные задачи и принципы деятельности. Принципы гласности и информационного освещения результатов деятельности Следственного комитета Российской Федерации

В Российской Федерации статья 2 Конституции РФ гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации. - Москва: Эксмо. - 2017. - С.4.. Немалую роль это играет, когда граждане становятся участниками уголовного судопроизводства, особенно на стадии предварительного расследования. Правосудие по уголовным делам имеет большую значимость. На этой стадии органы предварительного следствия напрямую затрагивают личные права и свободы граждан Российской Федерации, например неприкосновенность имущества и жилища, тайну переписки и переговоров. В соответствие с пунктом 2 статьи 80 Конституции РФ Президент РФ, является гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации. - Москва: Эксмо. - 2017. - С.23. . Законопроект, принятый в 2010 году об образовании Следственного комитета, а именно Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», является своего рода обеспечением защиты прав граждан за счет беспристрастности и объективности предварительного следствия.

Из истории образования органов предварительного расследования следует, что Следственный комитет начал функционировать, как самостоятельный независимый орган 15 января 2011 года. Положительно оценивая работу Комитета, Президент страны инициировал включение в исключительную подследственность вневедомственного следственного органа преступлений, совершённых в сфере налогообложения, тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних Берлявский, Л.Г. Следственный комитет Российской Федерации: конституционно-правовые основы организации и деятельности / Л.Г. Берлявский, В.А. Расчетов // Российский следователь. - Юрист. - Москва, 2014. ? № 5 . - С.52?55.. Следственный комитет агитирует и активно привлекает общество к оказанию помощи и содействию в расследовании преступлений через средства массовой информации.

Следственный комитет обеспечивает должное поведение в обществе в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, а так же иными актами, изданными государством. При определении правового статуса контрольных и надзорных органов государства большинство ученых характеризуют эти органы понятиями «особый» и «специфический» Шалитаев, В.Ю. Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации / В.Ю. Шалитаев // Вестник Университета. - 2014. ? № 15. - С. 324..

Основу правового статуса данного ведомства составляют Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» О Следственном комитете Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер.закон 28.12.2010 № 403-ФЗ // КонсультантПлюс: справ.правовая система / Компания «КонсультантПлюс». (дата обращения: 27.04.17) и Указ Президента Российской Федерации «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 // Российская газета. - 2011. - 14 января. . Примечательно то, что указанные нормативные документы не раскрывают в полном объеме всю суть данного органа.

Деятельность Следственного комитета регулируется нормами международного права, нормами закрепленными в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О Следственном комитете Российской Федерации», Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении», в Указе Президента РФ «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», а так же нормами Уголовно?процессуального кодекса РФ и многочисленными Приказами Председателя Следственного комитета РФ. Такой объём нормативной базы, является вполне достаточным для нормального функционирования СК РФ.

В Федеральном законе «О Следственном комитете Российской Федерации» перечислены основные задачи государственного органа. К ним относятся такие, как: регистрация и прием сообщений о преступлениях; выявление обстоятельств, которые способствовали совершению преступления; защита прав и свобод человека и гражданина; процессуальный контроль; международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства; формирование статистических отчетов и их предоставление, а так же другие.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность, реализуя полномочия в сфере уголовного судопроизводства на основе следующих принципов: своевременный доклад о результатах проделанной работы СК РФ; независимо от иных органов государственной власти осуществлять полномочия в сфере уголовного судопроизводства; предоставить условия для эффективного осуществления полномочий сотрудником СК РФ при этом, не нарушая прав граждан; указания Председателя СК РФ, доводятся до нижестоящих по должности сотрудников, а далее выполняются в строгом и четком порядке.

Следственные органы Российской Федерации сосредоточены на полном, всестороннем и объективном расследовании обстоятельств, которые способствовали совершению преступлений. Для проведения качественного расследования СК РФ осуществляет взаимодействие с органами внутренних дел, главным управлением по контролю за оборотом наркотиков, таможенными органами и иными. Бывают ситуации, когда работники следственных органов незамедлительно должны среагировать на происшествие, для этого существует строго определенная система дежурства в каждом подразделении. Все действия сотрудника СК РФ начиная от приема сообщений о преступлении, проверки, установления обстоятельств, сбор доказательственной информации и заканчивая вынесением обвинительного заключения строго регламентированы и прописаны в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Некоторые действия следователя требуют судебного решения, что своего рода является ограничением полномочий. В деятельности Следственного комитета применяется практика создания следственных групп, когда масштаб работы выходит за пределы возможностей одного сотрудника. Расследование производится в установленные сроки, если в указанный период времени производство процессуальных и иных следственных действий затруднительно, тогда следователь обязан направить соответствующее ходатайство о продлении сроков. Взаимодействовать со средствами массовой информации в целях создания обстановки нетерпимости к преступлениям и иным правонарушениям Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ от 15.01.2011 № 2 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «Консультант Плюс». (дата обращения: 27.04.17). В случае, когда происходит утечка информации, составляющей государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, сотрудники СК РФ обязаны провести проверку, а так же привлечь виновное лицо к ответственности. Решения прокурора, с которыми следователь категорически не согласен, обжалуются в порядке, установленном законодательством РФ. Преступления, попадающие под категории тяжких и особо тяжких преступлений, выносят на рассмотрение коллегий следственных органов, если это требуется для решения важных вопросов по расследованию таких дел.

Следственный комитет принимает участие в правотворческой деятельности, посредством разработки нормативно?правовых актом, которые в свою очередь подлежат государственной регистрации и опубликованию, в том порядке, как это установлено законодательством Российской Федерации. В соответствие с Приказом «О взаимодействии Следственного комитета Российской Федерации с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации» основными направлениями взаимодействия полномочного представителя Следственного комитета (далее - Следственный комитет) с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) установить: сопровождение законопроектов, связанных с деятельностью Следственного комитета или подготовленных на основе предложений Следственного комитета; участие в обсуждении законопроектов на заседаниях комитетов, комиссий и экспертных советов Государственной Думы; сбор и обобщение информации о рассмотрении законопроектов в Государственной Думе; обеспечение участия руководителей Следственного комитета в мероприятиях, проводимых Государственной Думой О взаимодействии Следственного комитета Российской Федерации с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ от 10.05.2012 № 23 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «Консультант Плюс». (дата обращения: 27.04.17). Нормы, прописанные, в Приказе обеспечивают должный уровень взаимодействия данных органов в сфере правотворчества.

Одной из особенностей деятельности СК РФ, является взаимодействие с ветеранскими организациями. В некоторых подразделениях СК РФ присутствует снижение внимания и значимости такого сотрудничества. Ветеранские организации вносят весомый вклад в деятельность Следственного комитета Российской Федерации (СК России), участвуя в работе по предупреждению и раскрытию преступлений, обучению и воспитанию сотрудников, пропаганде правовых знаний среди населения, формированию в российском обществе позитивного отношения к СК России О взаимодействии с ветеранами Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ от 02.09.2011 № 134 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «Консультант Плюс». (дата обращения: 27.04.17). Согласно нормам настоящего Приказа СК РФ активно участвует в жизни ветеранов, обеспечивая контроль нормальной деятельностью ветеранских организаций, перенимает опыт, привлекает для подготовки учебных материалов и проведения занятий, оказывает правовую помощь и защиту, освещает проблемы ветеранов в средствах массовой информации.

Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации

от 30.09.2011 г. № 137 «О Регламенте Следственного комитета Российской Федерации»1 в целях организации деятельности Следственного комитета Российской Федерации, руководствуясь ст.13 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и п.43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», был принят Регламент Следственного комитета Российской Федерации, устанавливающий общие правила организации деятельности Следственного комитета Российской Федерации Шоронов, О.В. Правовое регулирование деятельности Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс] / О.В. Шоронов // «Наука. Общество. Государство»: электрон.журн. - 2016. ? № 1. - Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru. (дата обращения: 27.04.17).

Осуществляя главные задачи предварительного следствия, Следственный комитет взаимодействует совместно с органами дознания, предварительного расследования, правоохранительными органами, экспертными учреждениями и иными структурами.

Строгие требования к срокам и качеству проводимого расследования образуют текучесть кадров, поэтому одной из стратегических задач Следственного комитета, является предупреждение такой проблемы в деятельности.

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 38 от 14 января 2011 года «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены специальные звания сотрудников Следственного комитета: Генерал юстиции Российской Федерации; Генерал?полковник юстиции; Генерал?лейтенант юстиции; Генерал?майор юстиции; Полковник юстиции; Подполковник юстиции; Майор юстиции; Капитан юстиции; Старший лейтенант юстиции; Лейтенант юстиции; Младший лейтенант юстиции Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 // Российская газета. - 2011. - 14 января. - С. 1.. Каждый гражданин, желающий стать сотрудником Следственного комитета обязан пройти вступительные испытания и принять присягу. Гражданин решивший заниматься следственной деятельностью, обязан понимать, что к сотрудникам этого ведомства предъявляются особые требования, которым нужно соответствовать. Среди таких требований выделяют: знание законодательства; владение юридическим языком, стрессоустойчивость; дисциплинированность; умение наладить контакт; ответственность; преданность делу; уважение и соответствие своему статусу.

Целью деятельности сотрудников следственных органов, является не только раскрытие тяжких и особо тяжких преступных деяний, но и их предупреждение. Не стоит относить следователя к стороне защиты или обвинения. Главной функцией сотрудника следственного органа, является установление истины по делу, так как следствие служит демократическим началам общества. Так или иначе, осуществляя свои полномочия в целях выполнения задач, стоящих перед предварительным следствием, сотрудник следственных органов ставит свою жизнь в опасность. Несмотря на эффективную работу органа, Следственный комитет несёт потери в лице сотрудников. В связи с исполнением служебных задач с 2007 года по 2014 год во всем аппарате СК РФ погибло 13 сотрудников.

Служба в Следственном комитете исключает возможность участия сотрудников в политических партиях и общественных объединениях, а так же создание таких объединений в структуре Следственного комитета. Сотрудники, осуществляющие свою служебную деятельность, не могут быть связаны решениями объединений и политических партий. Деятельность, которая осуществляется на возмездной основе, ставится под запрет. Исключение составляет научная, педагогическая и иная творческая деятельность.

Сотрудники Следственного комитета обязаны соответствовать занимаемой должности, показывать себя с профессиональной стороны и совершенствовать свои этические, а так же нравственные качества. Храня честь и достоинство, сотрудник Следственных органов завоёвывает доверие, поддержку граждан и общества.

Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, добровольно возлагает на себя обязанность соблюдать требования Присяги, верность служебному долгу, высоконравственные принципы служебной деятельности, дорожить честью представителя государственной власти О вежливом и внимательном обращении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации к гражданам [Электронный ресурс]: приказ от 15.01.2011 № 7 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «Консультант Плюс». (дата обращения: 27.04.17).

Любой гражданин, находящийся на государственной службе в системе следственных органов, должен понимать основной смысл и содержание деятельности данного органа? защита и охрана прав и свобод населения.

Согласно установленным правилам, сотрудники СК РФ должны служить примером, проявлять дисциплинированность, уважительно относится к закону, и исполнять установленные им нормы. Не выходить за рамки дозволенного, разумно распоряжаться своими полномочиями в рамках законодательства Российской Федерации. Ситуации, в которых сотрудник может подорвать свою репутацию, лучше избегать. Уважение общества и каждого человека в отдельности, а именно его чести и достоинства, не взирая на пол или национальность, является одним из важнейших критериев. Следователь не занимает сторону обвинения или защиты, поэтому его деятельность должна осуществляться беспристрастно, не допуская влияния на его чувства и эмоции. Проявление открытости и доброжелательности однозначно способствует установлению контакта с гражданами. Иначе говоря, любой представитель власти, обладающий правом носить форменную одежду, обязан быть преданным родине, бескорыстно приходить на помощь, хранить верность присяге, отстаивать права граждан, которые нуждаются в защите.

Для служащих в следственных органах не является допустимым нарушение норм и правил, прописанных в законодательных актах, кодексах, приказах и иных нормативно?правовых актах. Недопустимо неуважительное отношение к гражданам, угрозы и применение опасных для жизни и здоровья методов расследования.

Сотрудники СК РФ обязаны добросовестно исполнять свои служебные обязанности, оправдывать посредством своей деятельности, возложенные на них надежды со стороны общества и не забывать, что честь и долг превыше всего.

В целях качественного выполнения задач, стоящих перед предварительным следствием, должны совершенствоваться условия труда сотрудников и оснащение необходимыми средствами.

На службе в органах государственной власти должны находиться качественно подготовленные сотрудники. Следственный комитет не исключение, поэтому в целях отбора квалифицированных кадров и эффективной подготовки резерва, а так же нормально протекающей адаптации к предстоящей работе в следственных органах, СК РФ организует работу с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета. Перед тем, как назначить гражданина общественным помощником, проводится тщательная проверка на соответствие требованиям. Руководство СК РФ осуществляет контроль за действиями общественных помощников и качеством проделанной работы. Каждому гражданину, назначенному общественным помощником выдается удостоверение. Помощники следователя, которые показали себя с положительной стороны и качественно выполняли порученные задания, могут быть зачислены в резерв с последующим трудоустройством. Такая практика необходима для лиц, готовящихся пополнить ряды следственных органов. Она даёт возможность проверить, на сколько человек готов к такой работе психологически и сможет применять на практике свои знания.

К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо: имеющее гражданство Российской Федерации; достигшее возраста 18 лет; имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией; в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям); которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий); годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя; имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа СК России на общественных началах Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ от 04.05.2011 № 74 //КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «Консультант Плюс». (дата обращения: 27.04.17).

Деятельность, осуществляемая общественными помощниками, не оплачивается, является добровольной. Допуск на мероприятия, где присутствует риск для жизни и здоровья общественных помощников запрещен. Общественный помощник не может принимать участие в деле в качестве участника уголовного судопроизводства.

Таким образом, правовые основы Следственного комитета Российской Федерации составляют нормы, прописанные в законодательной базе, которая регулирует деятельность Следственного комитета, а так же полномочия осуществляемые сотрудниками в пределах их компетенции. Сюда следует отнести Федеральный закон «О следственном комитете РФ», Указ Президента РФ «Вопросы деятельности Следственного комитета РФ», Федеральный Конституционный закон «О чрезвычайном положении», Приказы Председателя СК РФ, Уголовно-процессуальный кодекс, нормы международного права.

Для оценки законодательной базы, было осуществлено обращение в Управление Министерства юстиции по Вологодской области с просьбой предоставить информацию о мониторинге обновления законодательной базы, регулирующей деятельность СК РФ. Такую информацию работники управления предоставить не смогли, так как мониторинг законодательства СК РФ не проводился последние 3?4 года. Поэтому автором данной работы были самостоятельно проанализированы нормативные документы, размещенные на официальном сайте СК РФ и основной Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», а именно их изменение и издание новых нормативно-правовых актов.

Нормативная база, регулирующая деятельность СК РФ, является достаточной по объему для нормального функционирования данного ведомства. Об этом свидетельствует отсутствие тенденции частого появления новых нормативных актов. Просматривая нормативную базу СК РФ, можно выявить, что наибольший объем изданных актов Председателем СК РФ приходится на первые два года существования СК РФ, как самостоятельного ведомства. За последний год работы было издано пять актов. В Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», который является основой деятельности, изменения вносятся ежегодно, но не чаще двух или трех раз в год. Следовательно, Следственный комитет не нуждается в постоянном обновлении нормативной базы, а значит, справляется с поставленными перед ним задачами и качественно выполняет свои функции.

Основными направлениями деятельности Следственного комитета РФ, являются качественное и добросовестное расследование преступлений, предупреждение новых преступлений, защита прав и свобод граждан, возмещение ущерба, соблюдение прав граждан при производстве предварительного расследования, организация процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства, сотрудничество международно-правового характера.

Историческим моментом, явилось принятие решения 15 августа 2016 года Верховным судом Российской Федерации об отмене самого первого Приказа Председателя СК РФ «Об организации процессуального контроля в РФ». Причиной стало выявление проблемы о нежелании руководителей следственных органов расследовать преступления, которые совершались следователями, находящимися в подчинении. В одном из пунктов было прописано, что жалобы граждан на действия либо бездействия следователей рассматривает руководитель, в чьем подчинении находится следователь. Получается, что рассмотрение такой жалобы возможно в одной инстанции. В то время, как Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает подачу такой жалобы руководителю вышестоящего органа и так далее, вплоть до Председателя СК РФ.

На данном этапе в этом направлении произвели работу над недочетами. В январе 2017 года подписали новый Приказ Следственного комитета РФ «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации» от 09.01.2017 № 2. В Минюсте Российской Федерации данный нормативно-правовой акт зарегистрировали 28 апреля 2017 года, который вступил в силу 13 мая 2017 года.

Рассматривая данное явление, можно сделать следующий вывод: органы государственной власти незамедлительно и в небольшие промежутки времени вносят коррективы в деятельность Следственного комитета, совершенствуя структуру органов предварительного следствия, тем самым показывая большую значимость и роль данного ведомства в Российской Федерации.

Деятельность Следственного комитета РФ регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации ".

Следственный комитет РФ (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и Президента РФ. Он является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета.

Президент РФ осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете РФ и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

Основные задачи Следственного комитета :

  1. оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью , установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  2. обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита и свобод человека и ;
  3. осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
  4. организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  5. осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  6. разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
  7. совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  8. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Принципы деятельности Следственного комитета

Следственные органы и учреждения Следственного комитета:

  1. действуют на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета;
  2. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством РФ;
  3. действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне;
  4. информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности .

Сотрудники Следственного комитета:

  • не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений , преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются;
  • в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений;
  • не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе , кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без

Учебные задачи:

  • – формирование общих теоретических знаний о Следственном комитете РФ;
  • – усвоение основных понятий, раскрывающих правовые основы деятельности Следственного комитета РФ и его органов;
  • – усвоение системы и структуры Следственного комитета РФ;
  • – усвоение основных направлений деятельности Следственного комитета РФ;
  • – усвоение правового статуса сотрудников (следователей) Следственного комитета РФ.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны :

знать

  • – основные задачи и принципы организации и деятельности Следственного комитета РФ, полномочия его органов;
  • – основные понятия, используемые в целях раскрытия правового положения, организации и деятельности Следственного комитета РФ и полномочий его сотрудников;
  • – систему органов Следственного комитета РФ;
  • – особенности государственной службы сотрудников Следственного комитета РФ;

уметь

  • – анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение Следственного комитета РФ и его сотрудников;
  • – оперировать юридическими понятиями и категориями, раскрывающими правовой статус Следственного комитета РФ и его сотрудников;
  • – анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью следственных органов РФ и сотрудников следственных органов РФ;
  • – анализировать правоприменительную практику следственных органов РФ;
  • – принимать решения, определяющие порядок деятельности следственных органов РФ и сотрудников следственных органов РФ;

владеть

  • – юридической терминологией;
  • – навыками работы с нормативными правовыми актами, регулирующими основные направления, принципы организации и деятельности, правовой статус Следственного комитета РФ;
  • – навыками анализа правоприменительной практики деятельности Следственного комитета РФ.

Ключевые слова: Следственный комитет РФ; уголовное судопроизводство; предварительное следствие; следователь; следователь-криминалист; Председатель Следственного комитета РФ; принципы деятельности; возбуждение уголовного дела; функция уголовного преследования; правовой статус; государственная служба; поощрения; увольнения; дисциплинарные проступки.

Следственный комитет РФ: цели и задачи, принципы организации и деятельности

Следственный комитет РФ – федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 1 Закона о Следственном комитете РФ). Данный орган осуществляет уголовно-процессуальную деятельность на досудебной стадии уголовного процесса, реализуя важнейшую функцию – уголовное преследование в форме предварительного расследования (в некоторых случаях и в форме дознания).

Основными задачами Следственного комитета РФ являются:

  • – оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовнопроцессуальным законодательством РФ;
  • – обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  • – осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета РФ и их должностных лиц;
  • – организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  • – осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  • – разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
  • – совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • – определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле (ч. 4 ст. 1 Закона о Следственном комитете РФ).

Кроме основного направления, связанного с осуществлением уголовного преследования в сфере уголовного судопроизводства, сотрудники Следственного комитета РФ участвуют в заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления и в рассмотрении представлений. Данное направление Следственный комитет РФ реализует в целях участия в правотворческой деятельности в сфере уголовного судопроизводства. При этом Председатель Следственного комитета РФ, его заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета РФ имеют право присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Руководители следственных органов Следственного комитета РФ, их заместители или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета РФ, а также следователи обладают полномочиями по участию в рассмотрении внесенных ими представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и рассмотрении иной информации следственных органов Следственного комитета РФ. При этом все вынесенные представления следователем должны быть в обязательном виде в течение одного месяца со дня их внесения рассмотрены и по ним приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению преступления. О результатах должно быть сообщено в письменной форме руководителю следственного органа Следственного комитета РФ (ст. 8 Закона о Следственном комитете РФ).

Другим направлением деятельности Следственного комитета РФ является его координация деятельности по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью (ст. 9 вышеназванного Закона). Данная деятельность Следственного комитета РФ рассматривается в рамках участия руководителей следственных органов Следственного комитета РФ в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах РФ, рабочих группах, представлять необходимую статистическую и иную информацию в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме того, при производстве по уголовным делам Следственный комитет РФ должен взаимодействовать с правоохранительными органами, иными органами предварительного расследования и органами дознания. Одной из таких форм взаимодействия является создание следственно-оперативной группы при производстве по уголовным делам, которые создаются в зависимости от тяжести совершенного преступления и иных обстоятельств данного взаимодействия. Нормативными правовыми актами, регулирующими данный вопрос, являются: Типовая инструкция об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств, утвержденная совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 1993 г. № 315– 16–93, МВД России от 2 августа 1993 г. № 1/3452, и указание Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета при прокуратуре РФ от 16 декабря 2008 г. № 272/49/5/206 "Об обеспечении реализации руководителями следственных органов и прокурорами своих полномочий в сфере уголовного судопроизводства".

Следующим направлением деятельности Следственного комитета РФ является участие в правотворческой деятельности (ст. 10 Закона о Следственном комитете РФ). Суть данного направления заключается в разработке и представлении в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также других документов по вопросам, относящимся к направлениям деятельности Следственного комитета РФ.

Направлением деятельности Следственного комитета РФ является также рассмотрение в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб (ст. 11 вышеуказанного Закона), которое заключается в рассмотрении заявлений и иных сообщений, в которых содержатся сведения о преступлениях. В соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета РФ от 3 мая 2011 г. № 72, сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности, подлежат обязательному принятию (приему) во всех следственных органах Следственного комитета РФ. Следователи Следственного комитета РФ обязаны рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном гл. 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ).

Международное сотрудничество также является одним из направлений деятельности Следственного комитета РФ (ст. 3 Закона о Следственном комитете РФ). В пределах своих полномочий он взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Все направления деятельности Следственного комитета РФ основываются на предусмотренных в Законе о Следственном комитете РФ следующих принципах :

единства и централизации. Согласно этому принципу Следственный комитет РФ:

представляет собой единую централизованную систему органов и учреждений, возглавляемую Председателем Следственного комитета РФ (ч. 1 ст. 5); сотрудники Следственного комитета РФ подчинены непосредственному руководителю, а также вышестоящим руководителям и Председателю Следственного комитета РФ;

реализует единые направления деятельности и выполняет единые задачи, стоящие перед его органами и учреждениями;

использует общие формы и методы, способы осуществления уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам, а также иных направлений его деятельности;

  • независимости и недопустимости вмешательства в деятельность Следственного комитета РФ. Сотрудники Следственного комитета РФ при осуществлении своих полномочий, предусмотренных соответствующими федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, независимы от кого бы то ни было, и прежде всего от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций. Кроме того, независимость Следственного комитета РФ предполагает осуществление его сотрудниками, в первую очередь следователями Следственного комитета РФ, уголовно-процессуальной деятельности несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. Нарушение этого принципа, проявляющегося в воздействии в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудников Следственного комитета РФ, в том числе и на следователей Следственного комитета РФ, с целью повлиять на принимаемое ими решение или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности, влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. Сотрудники Следственного комитета РФ не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренных законом. Уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве следователей и иных сотрудников Следственного комитета, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ч. 2 ст. 5; ч. 1,2 ст. 6);
  • гласности. Следственный комитет РФ действует гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне. Его органы и учреждения информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии следственной деятельности при производстве по уголовным делам (п. 2, 3 ч. 2 ст. 5). Кроме того, данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом РФ, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета РФ в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 ст. 6);
  • законности. Вся деятельность сотрудников Следственного комитета РФ должна осуществляться на основе закона, в первую очередь уголовно-процессуального, и в точном соответствии с ним. При этом они должны соблюдать правовые нормы, регулирующие направления деятельности Следственного комитета РФ, в том числе и ее уголовно-процессуальную деятельность. Все решения следователей Следственного комитета РФ по уголовным делам, находящимся в их производстве, должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Правовой основой деятельности Следственного комитета РФ являются Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Закон о Следственном комитете РФ и другие федеральные законы,

Положение о Следственном комитете РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации (ст. 2 Закона о Следственном комитете РФ).

Основные направления деятельности следственного комитета при прокуратуре РФ

дисциплина

«Правоохранительные органы»

Выполнил студент группы ЮС – 10

Бауфал Марк

Новороссийск 2010 г.

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) Российской Федерации был учреждён в соответствии с Указом Президента РФ от 1 августа 2007 года N 1004, получивший название "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации при прокуратуре Российской Федерации". Согласно тексту Указа, новая структура создана в целях совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, в соответствии со статьей 11 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В целях совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Указом Президента РФ был введен следственный комитет при Прокуратуре.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, а также направлен на разграничение следственных и надзорных функций органов прокуратуры Российской Федерации, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Основными задачами СКП являются:

Разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

Совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

Обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

Оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно - процессуальным кодексом РФ;

Организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

Обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Российской Федерации.

2.1. Полномочия и задачи Следственного комитета Российской Федерации.

Следственный комитет РФ является федеральным органом исполнительной власти, основной целью деятельности является, осуществление предварительного расследования по уголовным делам, отнесенным к его подследственности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Основными задачами Следственного комитета РФ являются Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утвержденный Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 572; 2012. - № 12. - Ст. 1391.:

    организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе Следственного комитета;

    разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

    совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

    обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

    оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ;

    организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

    обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

    возмещение ущерба, причиненного преступлениями.

    обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы следственных органов Следственного комитета в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

    участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих следственных органов Следственного комитета;

    организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;

    организует кадровое обеспечение следственных органов Следственного комитета, подготовку, переподготовку, повышение квалификаций и стажировку кадров; разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению правовой и социальной защиты прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета;

    осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности следственных органов Следственного комитета;

    разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепления здоровья прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета, членов их семей и пенсионеров следственных органов Следственного комитета;

    обеспечивает в системе Следственного комитета собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

    обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд следственных органов Следственного комитета;

    обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в следственных органах Следственного комитета;

    представляет в установленном порядке в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета;

    организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятия по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок;

    организует работу по комплектованию, хранению, учету и использование архивных документов Следственного комитета;

    осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и обеспечения деятельности Следственного комитета;

Согласно ст. 1 ФЗ «О Следственном комитете РФ» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет РФ осуществляет иные полномочия, установленные Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Полномочия и обязанности Следственного комитета РФ регулируются нормами УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174 - ФЗ (в ред. ФЗ от 3 февраля 2014 № 7-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921; 2014. - № 6. - Ст. 558.; ФКЗ «О чрезвычайном положении» Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. ФЗ от 7 марта 2005 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 23. - Ст.2277; 2005. - № 10. - Ст. 753.; Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии

терроризму» Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 года № 130-ФЗ) // СЗ РФ. - 2006. - № 11. - Ст. 1146; Российская газета. - № 101. - 07. 05. 2014. и другими актами.

Следственный комитет РФ в процессе своей деятельности выполняет следующие полномочия Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 572; 2012. - № 12. - Ст. 1391.:

    осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

    обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по ее совершенствованию;

    разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных

законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

    принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;

    принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

    взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

    участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

    образовывает координационные, совещательные, консультативные и экспертные советы (комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

    осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования общественности о деятельности Следственного комитета;

    организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

    учреждает в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания для опубликования нормативных правовых актов Следственного комитета, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

    обеспечивает внедрение в деятельность Следственного комитета достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в системе Следственного комитета;

    участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности, осуществляет полномочия по организации воинского учета сотрудников Следственного комитета;

    организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета, а также осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.

Взаимодействие Следственного комитета Российской Федерации с общественными объединениями, организациями и средствами массовой информации является реализацией конституционного права ознакомления с

документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы граждан.

К сожалению, общественная деятельность Общественного совета не сформулирована в задачах Следственного комитета, хотя одной из целей Общественного совета при Следственном комитете является защита прав и свобод граждан Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Следственном комитете Российской Федерации» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2012. - С. 23.. Однако, в задачах Следственного комитета не отмечено, что обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных, правозащитных, религиозных и иных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов в сфере деятельности Следственного комитета. Защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации является ключевым для разработки мер формирования государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет в целях реализации своих полномочий имеет право Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 572; 2012. - № 12. - Ст. 1391.:

    запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

    привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

    участвовать в формировании федеральных учетов, баз данных криминалистической, статистической и иной информации и вести их, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти.

    осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации.

Создание Следственного комитета РФ влечёт за собой немало новшеств

в правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности. Одно из таких новшеств касается полномочий сотрудников этого органа.

В ст. 7 ФЗ от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», предусмотрено, что сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки. При пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (п. 2 ч. 1).

На первый взгляд, появление такой нормы представляется вполне разумным. Сотрудникам следственных органов при осуществлении процессуальных полномочий порой действительно приходится действовать «в расположении» подозреваемого, обвиняемого или просто на конституционно охраняемой территории - при производстве обыска, выемки, наложении ареста на имущество и т. п. Указанная норма в такой ситуации легализовала бы процесс попадания сотрудника на подобную территорию.

Однако в приведённой норме ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» есть внутренняя несогласованность, обусловленная необоснованной попыткой соединить в одной норме различные по своей правовой природе положения. С одной стороны, гипотеза нормы недвусмысленно указывает на уголовно-процессуальный характер сферы её применения: речь идёт о её действии при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на сотрудника уголовно-процессуальным

законодательством РФ. С другой стороны, само правило поведения явно выходит за рамки уголовно-процессуальной деятельности и в большей мере характерно для полномочий силовых спецподразделений, регулируемых административным законодательством, - пресечение преступлений, преследование подозреваемых. То есть право входить даётся здесь не для производства обыска, выемки или какого-то иного следственного действия, а для того чтобы схватить подозреваемого, обезоружить его и препроводить к следователю для разбирательства и принятия процессуального решения.

Отмечая внутреннюю противоречивость приведённой нормы, следует обратить внимание на то, что реализация её на практике может повлечь

за собой негативные правовые последствия. Пресечение преступления и преследование подозреваемых - удел оперативных и силовых спецподразделений, предполагающий применение силы, спецсредств, оружия и представляющий собой исполнение процессуального решения.

Сотрудник Следственного комитета, действующий при осуществлении процессуальных полномочий, - лицо процессуальное, в силу чего всякое его действие имеет процессуальное значение. Если он действует в соответствии с законом, то результатом будут доказательства (обвинительные или оправдательные - ход дела покажет). Если он действует с нарушением закона, то результатом тоже будут доказательства, только недопустимые. Особенностью их является то, что они, в соответствии со ст. 75 УПК не имея юридической силы, исключают возможность получения допустимых доказательств и становятся основой для развала обвинения.

Представим, что сотрудник Следственного комитета, преследуя подозреваемого, настиг последнего в его жилище, при этом отобрал у него орудие преступления, оружие, наркотики. Допустим, действовал он при этом на основании п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», предусматривающего право входить в помещения и на участки граждан. А дальше? Дальше нужны доказательства виновности злоумышленника (они же, кстати, будут доказательствами правомерности действий сотрудника Следственного комитета). Где он их возьмёт? Оформит обыск или выемку? Но это будет фальсификация, он не производил этих следственных действий. Проведёт «самодопрос»? Ещё более непонятно. В итоге сотрудник Следственного комитета оказывается в процессуальной ловушке, когда всё, чтобы он ни предпринял, оборачивается недопустимостью полученных им доказательств.

Эту ситуацию можно домысливать в разных направлениях, но итог будет один: для квалифицированного доказывания вины злоумышленника надо, чтобы пресечением преступлений и преследованием подозреваемых занимались специально созданные для этого силовые спецподразделения. А

сотрудник Следственного комитета, действуя в рамках процессуальных полномочий, выяснял соответствующие обстоятельства путём производства следственных и иных процессуальных действий и получения необходимых доказательств.

Похожие публикации