Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Контрольная работа по русскому языку. Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение. Как произошли крылатые фразы? Крылатые выражения плотников, моряков и других Формулировка задания может быть такой

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.

2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

5) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.


Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста?

Во-первых

Наоборот

Иными словами

На месте пропуска в предложении следует употребить словосочетание «Иными словами».

Корректно:

(2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; (иными словами) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

Ответ: иными словами.

Ответ: инымисловами

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ФУНКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ФУНКЦИЯ , -и; ж.

1) В философии: явление, зависящее от другоro и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.

2) В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желёз.

4) Роль, значение чего-н. (книжн.). Ф. синтаксиса.

5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные ф. Ф. профкома.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В предложении текста слово ФУНКЦИЯ употреблено в значении «4) Роль, значение чего-н. (книжн.). Ф. синтаксиса.»

Ответ: 4.

Ответ: 4

Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.

Пояснение (см. также Правило ниже).

На месте пропуска в предложении следует употребить частицу «именно».

Корректно:

(2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; (именно) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

Ответ: именно

Ответ: именно

Правило: Задание 25. Средства связи предложений в тексте

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называются текстом (от лат. textum - ткань, связь, соединение).

Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь, причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д. Целью задания 23 является определение типа связи между предложениями.

Формулировка задания может быть такой:

Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий)

Или: Определите вид связи между предложениями 12 и 13.

Помните, что предыдущее - НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным может быть ответ 11, если это предложение связано с 10-м тем, которым указано в задании. Ответов может быть 1 и больше. Балл за успешное выполнение задания задание - 1.

Перейдём к теоретической части.

Чаще всего мы используем такую модель построения текста: каждое предложение сцепляется с последующим, это называется цепной связью . (О связи параллельной скажем ниже). Мы говорим и пишем, соединяем самостоятельные предложения в текст по несложным правилам. Вот в чём суть: в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте .

Всё типы связи принято делить на лексические, морфологические и синтаксические . Как правило, при соединении предложений в текст могут быть использованы одновременно несколько видов связи . Это существенно облегчает поиск искомого предложения в указанном фрагменте. Остановимся детально на каждом из видов.

23.1. Связь при помощи лексических средств.

1. Слова одной тематической группы.

Слова одной тематической группы - это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.

Примеры слов: 1) Лес, тропинка, деревья; 2) здания, улицы, тротуары, площади; 3) вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата

Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно.

2. Родовидовые слова.

Родовидовые слов - слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.

Примеры слов: Ромашка - цветок; берёза - дерево; автомобиль - транспорт и так далее.

Примеры предложений: Под окном всё так же росла берёза . Как много воспоминаний связано у меня с этим деревом ...

Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок .

3 Лексический повтор

Лексический повтор - повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.

Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в повторе . Повтор того или иного члена предложения - главная особенность цепной связи. Например, в предложениях За садом находился лес . Лес был глух, запущен связь строится по модели «подлежащее - подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего; в предложениях Физика есть наука . Наука должна пользоваться диалектическим методом - «модель сказуемое - подлежащее»; в примере Лодка причалила к берегу . Берег был усыпан мелкой галькой - модель «обстоятельство - подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова лес и наука стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово берег имеет разные формы. Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.

В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений:

Вот исчезает с карты Отечества Аральское море .

Целое море !

Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.

Рассмотрим примеры. Дополнительные средства связи мы пока не берём во внимание, смотрим только на лексический повтор.

(36) Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но , очень страш­но». (37) Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но .

(15) Как пе­да­го­гу, мне до­ве­лось встре­чать мо­ло­дых людей, жаж­ду­щих яс­но­го и чёткого от­ве­та на во­прос о выс­ших цен­но­стях жизни. (16) 0 цен­но­стях , поз­во­ля­ю­щих от­ли­чать добро от зла и вы­би­рать луч­шее и до­стой­ней­шее.

Обратите внимание : разные формы слов относятся к другому виду связи. Подробнее о различии см. в пункте о формах слова.

4 Однокоренные слова

Однокоренные слова - слова с одинаковым корнем и общим значением.

Примеры слов: Родина, родиться, рождение, род; рвать, обрыв, разорваться

Примеры предложений: Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.

Хоть я и понимал, что отношения нужно разорвать , но не мог этого сделать сам. Этот разрыв был бы очень болезненным для нас обоих.

5 Синонимы

Синонимы - слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.

Примеры слов: скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование

Примеры предложений: На прощание она сказала, что будет скучать . Я знал, что тоже буду грустить по нашим прогулкам и разговорам.

Радость охватила меня, подхватила и понесла... Ликованию , казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!

Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз тоже , об этой связи пойдёт речь ниже.

6 Контекстные синонимы

Контекстные синонимы - слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию).

Примеры слов: котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица

Примеры предложений: Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.

Я догадался, что она студентка . Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.

Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор. Но наряду с таким способом связи используются и другие, что облегчает поиск.

7 Антонимы

Антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.

Примеры слов: смех, слёзы; горячий, холодный

Примеры предложений: Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие смеха . Но слёзы душили меня, и я быстро вышел из комнаты.

Слова её были горячими и обжигали . Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ...

8 Контекстные антонимы

Контекстные антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте.

Примеры слов: мышка - лев; дом - работа зелёный - спелый

Примеры предложений: На работе этот человек был серой мышкой . Дома же в нём просыпался лев .

Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.

Обращаем внимание на неслучайное совпадение терминов (синонимы, антонимы, в том числе контекстные) в этом задании и заданиях 22 и 24: это одно и то же лексическое явление, но рассматриваемое под разным углом зрения. Лексические средства могут служить для связи двух стоящих рядом предложений, а могут и не быть связующим звеном. При этом они всегда будут средством выразительности, то есть имеют все шансы быть объектом заданий 22 и 24. Поэтому совет: выполняя задание 23, обращайте внимания на эти задания. Больше теоретического материала о лексических средствах вы узнаете из правила-справки к заданию 24.

23.2. Связь при помощи морфологических средств

Наряду с лексическими средствами связи, используются и морфологические.

1. Местоимение

Связь при помощи местоимений - это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.

Что необходимо знать:

Местоимения - это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.

По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:

1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);

2) возвратное (себя);

3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются также формы личных : его (пиджак) , её (работа) , их (заслуга).

4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);

5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной);

6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);

7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);

8) отрицательные (никто, ничто, ничей);

9) неопределённые (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).

Не забывайте, что местоимения изменяются по падежам , поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого» - это формы местоимений.

Как правило, в задании указано, КАКОГО разряда должно быть местоимение, но это необязательно, если в указанном периоде нет других местоимений, выполняющих роль СВЯЗУЮЩИХ элементов. Нужно чётко осознавать, что НЕ ВСЯКОЕ местоимение, которое встречается в тексте, является связующим звеном .

Обратимся к примерам и определим, как связаны предложения 1 и 2; 2 и 3.

1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои....

Во втором предложении местоимений два, оба личные, я и её . Какое из них является той скрепочкой , которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение я , то что оно заменило в предложении 1? Ничего . А что заменяет местоимение её ? Слово «школу » из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения её .

В третьем предложении местоимений три: они, какие-то, мои. Со вторым связывает только местоимение они (=этажи из второго предложения). Остальные никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют . Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение они .

В чём практическая важность понимания этого способа связи? В том, что можно и нужно употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных и числительных. Употреблять, но не злоупотреблять, так как изобилие слов «он», «его», «их» порой приводит к непониманию и неразберихе.

2. Наречие

Связь при помощи наречий - это связь, особенности которой зависят от значения наречия.

Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.

Наречия - это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.

В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:

Времени и пространства : внизу, слева, рядом, вначале, издавна и подобные.

Примеры предложений: Мы приступили к работе. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется параллельной связью.

Мы взобрались на самую вершину горы. Вокруг нас были только вершины деревьев. Рядом с нами проплывали облака. Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.

Указательные наречия . (Их иногда называют местоименными наречиями , так как они не называют, как или где происходит действие, а лишь указывают на него ): там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так и подобные.

Примеры предложений: Прошлым летом я отдыхала в одном из санаториев Белоруссии . Оттуда практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете. Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.

Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем. Так прошло три года. Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.

Возможно использование и других разрядов наречий , например, отрицательных : В школе и в вузе у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и нигде не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.

3. Союз

Связь при помощи союзов - самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.

Связь при помощи сочинительных союзов : но, и, а, зато, также, или, однако и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан. Поэтому следует повторить материал о союзах.

Подробно о сочинительных союзах рассказано в специальном разделе

Примеры предложений: К концу выходного дня мы невероятно устали. Но настроение было потрясающее! Связь при помощи противительного союза «но».

Так было всегда...Или это мне так казалось.. .Связь при помощи разделительного союза «или».

Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.

Связь при помощи подчинительных союзов: ибо, так что . Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения.

Примеры предложений: Я был в полном отчаянии...Ибо не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью. Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.

Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать. Так что оставалось одно: найти работу. Союз «так что» имеет значение следствия.

4. Частицы

Связь при помощи частиц всегда сопутствует другим видам связи.

Частицы ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же вносят дополнительные оттенки в предложение.

Примеры предложений: Позвоните родителям, поговорите с ними. Ведь это так просто и одновременно сложно - любить.. .

Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.

После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме. Даже кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки. Вот на чьи руки опереться бы мне... Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.

5. Формы слова

Связь при помощи формы слова состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных

  • если это существительное - числе и падеже
  • если прилагательное - роде, числе и падеже
  • если местоимение - роде, числе и падеже в зависимости от разряда
  • если глагол в лице (роде), числе, времени

Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.

Примеры предложений: Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе.

Я был знаком с сыном капитана . С самим капитаном судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.

Обратите внимание : в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах;

«форм слов» - и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.

В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.

Информация для учителя.

Рассмотрим в качестве образца сложнейшее задание реального ЕГЭ 2016 года. Приводим полностью фрагмент, опубликованный на сайте ФИПИ в «Методических указаниях для учителей (2016 год)»

Затруднения экзаменуемых при выполнении задания 23 вызывали случаи, когда условие задания требовало различения формы слова и лексического повтора как средства связи предложений в тексте. В этих случаях при анализе языкового материала следует обратить внимание обучающихся на то, что лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей.

Приводим условие задания 23 и фрагмент текста одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.:

«Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения».

Ниже приведено начало текста, данного для анализа.

– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Предложение 15 связано с предложением 14 с помощью личного местоимения «он» (Ярцев).

Предложение 16 связано с предложением 15 с помощью форм слова «лесник» : предложно-падежной формы, управляемой глаголом, и беспредложной формы, управляемой именем существительным. Эти словоформы выражают разные значения: значение объектное и значение принадлежности, и использование рассматриваемых словоформ не несёт стилистической нагрузки.

Предложение 17 связано с предложением 16 при помощи форм слов («на озере – на озеро»; «Берга – Берг» ).

Предложение 18 связано с предыдущим при помощи личного местоимения «он» (Берг).

Верный ответ в задании 23 данного варианта – 10. Именно предложение 10 текста связано с предыдущим (предложение 9) с помощью лексического повтора (слово «он» ).

Необходимо отметить, что среди авторов различных пособий нет единого мнения, что считать лексическим повтором - одно и то же слово в разных падежах (лицах, числах) или в одной и той же. Авторы книг издательства «Национальное образование», «Экзамен», «Легион» (авторы Цыбулько И.П., Васильевых И.П. , Гостева Ю.Н., Сенина Н.А.) не приводят ни одного примера, при котором слова в различных формах считались бы лексическим повтором.

При этом очень сложные случаи, при которых слова, стоящие в разных падежах совпадают по форме, рассматриваются в пособиях по-разному. Автор книг Сенина Н.А видит в этом формы слова. И.П. Цыбулько (по материалам книги 2017 года) видит лексический повтор. Так, в предложениях типа Я видел море во сне. Море звало меня у слова «море» разные падежи, но при этом несомненно есть та самая стилистическая задача, о которой пишет И.П. Цыбулько. Не углубляясь в лингвистическое решение этого вопроса, обозначим позицию РЕШУЕГЭ и дадим рекомендации.

1. Все явно не совпадающие формы - это формы слова, не лексический повтор. Обратите внимание, что речь идёт об одном и том же языковом явлении, что и в задании 24. А в 24 лексические повторы - это только повторяющиеся слова, в одинаковых формах.

2. Совпадающих форм в заданиях на РЕШУЕГЭ не будет: если и сами лингвисты-специалисты не могут в этом разобраться, то выпускникам школы это не под силу.

3. Если на экзамене попадутся задания с подобными трудностями, смотрим на те дополнительные средства связи, которые помогут определиться с выбором. Ведь у составителей КИМов может быть своё, отдельное мнение. К сожалению, так может быть.

23.3 Синтаксические средства.

Вводные слова

Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.

Конечно, необходимо знать, какие слова являются вводными.

Его приняли на работу. К сожалению , Антон был слишком амбициозен. С одной стороны , компании нужны были такие личности, с другой - он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.

Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте.

(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.

Определим, как связаны предложения в этом тексте.

Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения её , которое заменяет имя Маша в предложении 1.

Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова она/ её : «она» - это форма именительного падежа, «её» - это форма родительного падежа.

Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции , и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.

Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:

Сжать эту информацию в одно предложение самому;

Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;

Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:

а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;

б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично ;

в) слишком краткой.

Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами . Та же информация. Те же факты. Но - другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые - деепричастными оборотами и т. п.

Таким образом, мы получим два верных высказывания.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Часть 1. Вариант № 1 Ответами к заданиям 1–24 являются слово, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов. словосочетание, Прочитайте текст и выполните задания 1–3. (1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2) Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; <...> фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, 1. содержащаяся в тексте? 1) Важнейшая функция фразеологизмов ­ выражение отношения к тому, о чём говорится. 2) Фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления 3) Очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться. 4) Владение фразеологизмами способствует украшению публичного выступления и воздействует на слушателей. 5) Фразеологизмы обогащают приёмы ораторского искусства. Ответ: ____________________ 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? однако наоборот во­первых иными словами лишь Ответ: ____________________ 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВАМИ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СРЕДСТВО, ­а, ср. Орудие 1) Прием, способ действия для достижения чего­н. Простое с. Всеми средствами добиваться чего­ н. Все средства хороши для кого­н. (ничем не брезгует кто­н. для достижения своих целен, успеха; неодобр.). 2) деятельности. Средства передвижения. Средства зашиты. 3) Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики (во 2 знач.). Лекарственные средства. С. от кашля. Перевязочные средства. Косметические средства. 4) мн. Деньги, кредиты.Оборотные средства. Отпустить средства на что­н. для осуществления какой­н. (предмет, совокупность приспособлений) 1 5) мн. Капитал, состояние. Человек со средствами. Жить не по средствам (тратя больше, чем позволяют доход, состояние). Ответ: ____________________ 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. мЕстностей диспансЕр исчерпАв тамОжня знАчимый Ответ: ____________________ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. СЫТАЯ лошадка мотнула головой и с ходу взяла рысью. Иногда шорох усиливался и становился очень ЯВСТВЕННЫМ, иногда затихал и прекращался совершенно. Нам выдали огромные РЫБНЫЕ сапоги. Мох, лишайники покрывали остров, местами прорываясь пятнами обнажённого КАМЕНИСТОГО грунта. Настроение после УДАЧНОГО боя было приподнятое. Ответ: ____________________ 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ИХ интересы ЗАЕЗЖАЙ завтра с ТРЕМЯСТАМИ солдатами состоялись ВЫБОРА пара НОСКОВ Ответ: ____________________ 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Только на десятый день по приезду Карташев увиделся с сестрой. Б) Лошадей, запряжёнными в косилку, гоняла Наталья. В) В картине «Берёзовой роще» Куинджи сумел создать образ лучезарного, сверкающего дня Г) Ухватившись рукой за ветку, у меня появилась возможность подтянуть лодку. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 2 Д) Фронт, какой бы поначалу страшный ни был, означало новый этап в жизни солдата. 5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 6) неправильное построение предложения с косвенной речью 7) ошибка в построении предложений с однородными членами А Б В Г Д Ответ: ______________________________________ 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. расст..лать осв..жающий вент..ляция приб..рёт несг..раемый Ответ: ____________________ 9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. без..нтересный, пост..мпрессионизм о..давать, на..кусить и..пепелить, бе..вкусный сверх..нтересный, под..грать пр..сладкий, пр..одолимый Ответ: ____________________ 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. опрометч..вость вежл..вый настра..вать милост..вый сердц..вина Ответ: ____________________ 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. выдава..мый предлож..нный поруч..нный задерж..шься заглян..шь Ответ: ____________________ 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 3 (НЕ)ШЕЛОХНУВШИСЬ, застыли выбеленные дождями сухие стволы камчатской березы. Каждый колокольчик (НЕ)БОЛЬШЕ спичечной головки, а как пахнет! Для местных мальчишек море было (НЕ)КУРОРТНОЙ экзотикой, а повседневным бытом. (НЕ)СМОТРЯ НА бессонную ночь, я на редкость хорошо себя чувствую. И в воздухе, ещё тёплом со стороны поля и (НЕ)ОСТЫВШЕМ после душного дня, стоял приятный хлебный запах цветущей ржи. Ответ: ____________________ 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своему твёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому. От выступления докладчика и ОТ(ТОГО), что будет сказано в прениях, можно ждать много интересного, (ПО)ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ следует сказать, что и Пушкину, и Грибоедову удалось психологически верно изобразить дворянское общество своего времени, (В)ЧАСТНОСТИ московское дворянство. Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО(БЫ) смысл его возвышался над ним (НА)ПОДОБИЕ шпиля. На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось. Ответ: ____________________ 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Под елями то там, то здесь вздымались бугры муравьи(1)ых куч, похожие на броше(2)ые на землю меховые шапки, давно отжившие свой срок, выгоревшие на солнце, только вместо меха топорщились коричневые хвоинки да мелкие веточки, принесё(3)ые лесными труже(4)иками. Ответ: ____________________ 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Цветы тонко и нежно пахнут свежестью реки и сеном. 2) Телеграмма была не только загадочной но и обнадеживающей. 3) В течение секунды Седлецкому удавалось увидеть и струи дождя и мокрые крыши домов и чёрный бурлящий каньон в низине. 4) То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель то закрякает дикой уткою. 5) Несколько последних лет капитан Иван Дмитриевич Котлов дни своего рождения проводил или в море или в далеких чужеземных портах. Ответ: ____________________ 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Неуклюжие и нахальные шмели (1) свалившись (2) с размаху в озёра (3) кружились и гудели (4) тщетно взывая о помощи. Ответ: ____________________ 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны 4 стоять запятые. Достоевский очень гордился тем, что изобрёл, или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык, глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя». Ответ: ____________________ 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Длинный обеденный стол (1) вокруг (2) которого (3) разместились двенадцать стульев в полотняных чехлах (4) покрыт белоснежной скатертью. Ответ: ____________________ 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ночью температура сильно понизилась (1) но (2) так как (3) в дровах не было недостатка (4) то мы спали хорошо. Ответ: ____________________ Прочитайте текст и выполните задания 20–25. (1)Нет ничего прекрасней кустов шиповника! (2)Помните ли вы их, милый читатель? (3) Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. (4)Мимо деревьев, кустов, птиц, детских лиц, провожающих нас взглядом где­то на пороге ворот... (5)Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке ­ видим ли мы её? (6)Утка опрокидывается головой вперёд в воду ­ замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой? (7)Её нет! (8)Где она? (9)Она плывёт под водой... (10)Подождите, она сейчас вынырнет! (11)Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. (12)Вынырнув, она делает движения головой, чтобы стряхнуть воду, и кажется, будто она утирается после купания всем небом! (13)Как редко мы останавливаем внимание на мире! (14)Вот я и позволяю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. (15)В тот день он показался мне особенно красивым. (16)Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своем пути. (17)Что же и в самом деле самое прекрасное из того, что я видел на земле? (18)Как­то я хотел ответить на этот вопрос, что самое прекрасное ­ деревья. (19)Может быть, это и правда деревья? (20)Некоторые из них действительно прекрасны. (21)Я помню сосну на каком­то холме, пронёсшемся мимо меня в окне вагона. (22)Она была чуть откинута назад, что было великолепно при её высоте, была освещена закатом ­ причём не вся, а только в своей вершине, где ствол стал от заката румяным, а хвоя глубоко зелёной... (23)Этот ствол уходил косо, как уходит лестница, в небо. (24)Эта хвоя ­ венец ­ темнела в синеве и как бы ходила там, образуя круг. (25)Я запомнил на всю жизнь это дерево, которое, по всей вероятности, и сейчас ещё стоит на том же холме, всё так же откинувшись... (26)Я часто гуляю один, и тем не менее моя связь с некоей станцией не нарушается. (27)Очевидно, при каждом моём шаге с тех пор, как я явился в мир, мною заведует внешняя среда, очевидно, солнце, которое движет мною, и является моей вечной заряжающей станцией. (28)Что же это ­ солнце? (29)Ничего не было в моей человеческой жизни, что обходилось бы без участия солнца, как реального, так и метафорического. (30)Что бы я ни делал, куда бы я ни шёл, во сне ли, бодрствуя, юным, старым, ­ я всегда был на кончике луча. (По Ю. Олеше) 5 20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Автор несколько лет не видел кустов шиповника. 2) Автор часто ходит гулять до станции (и обратно). 3) Автор напоминает читателю о кустах шиповника, потому что люди редко обращают внимание на неброскую красоту природы. 4) Автор ощущает нерасторжимую связь с миром природы. 5) Автор считает самым прекрасным деревом сосну. Ответ: ____________________ 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 22­24 содержат описание. 2) В предложениях 1­3 содержится рассуждение. 3) Предложения 13­16 содержат повествование. 4) Предложения 26­29 содержат рассуждение. 5) В предложении 18­20 содержится повествование. Ответ: ____________________ 22. Из предложения 30 выпишите антонимы (антонимическую пару). Ответ: ____________________ 23. Среди предложений 18­21 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________ Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите цифры, соответвующие этим буквам последовательно без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 24. «Заинтересовать читателей помогают автору такие синтаксические средства, как (А) _____ (предложения 8 ­ 9) и (Б)_____ («мимо деревьев, кустов, птиц, детских лиц...» в предложении 4). (В)_____ («утирается всем небом» в предложении 12 и «на кончике луча» в предложении 30) и (Г) _____ (например, «чудесных вещей») подчёркивают поэтическое отношение автора к миру». Список терминов: 1) вопросно­ответная форма изложения 2) разговорная лексика 3) эпитеты 4) метафоры 5) фразеологизм 6) ирония 7) синтаксический параллелизм 8) анафора 9)ряд однородных членов предложения А Б В Г 6 Ответ: ____________________ Часть 2. 25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Ответы: 1) 34 2) иными словами 3) 1 4) исчерпав 5) рыбацкие 6) выборы 7) Б 4 В 5 Г 1 Д 2 А 3 34512 1) Только на десятый день по приезду Карташев увиделся с сестрой. ­ неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) Лошадей, запряжёнными в косилку, гоняла Наталья. ­ нарушение в построении предложения с причастным оборотом 3) В картине «Берёзовой роще» Куинджи сумел создать образ лучезарного, сверкающего дня. ­ нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) Ухватившись рукой за ветку, у меня появилась возможность подтянуть лодку. ­ неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Фронт, какой бы поначалу страшный ни был, означало новый этап в жизни солдата. ­ нарушение связи между подлежащим и сказуемым 8) освежающий 9) пресладкийпреодолимый 10) сердцевина 11) задержишься 12) несмотряна 13) чтобынаподобие 14) 23 7 15) 245 16) 134 17) 1234 18) 14 19) 14 20) 25 21) 124 22) юнымстарым 23) 20 24) А 1 Б 9 В 4 Г 3 8

ВАРИАНТ 13

Часть 1

Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последова­тельность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, за­пятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кпе - точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средства­ми языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; (...) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного высту­пления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содер­жащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.

2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к то­му, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необхо­димо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

5) Знание значений фразеологизмов и умение использовать их в речи помогают воздей­ствовать на умонастроение собеседника.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Во-первых, Наоборот, Иными словами, Лишь Напротив,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФУНКЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) пред­ложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФУНКЦИЯ, - и; ж.

1) В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.

2) В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3) Работа, производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желёз.

4) Роль, значение чего-н. (книжн.). Ф. синтаксиса.

5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные ф. Ф. профкома.

Ответ:_________________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

убралА / оптОвый / закупОрить / дозИровать / кУхонный

Ответ:_________________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову . Запишите подобранное слово.

За годы обучения в консерватории мой друг не раз становился лауреатом и ДИПЛОМАТОМ крупных международных музыкальных конкурсов.

КОНСКИЕ волосы в культуре индейцев издавна используются в чёрной и белой магии как для защиты от злых сил, так и для их привлечения.

В обработке КОСТЯНЫХ поделок мастера используют специальные мелкие железные пилки.

Скажите, что лежит в основе СРАВНИТЕЛЬНОЙ характеристики двух литературных героев?

Международная группа учёных нашла в одной из пещер зуб, который является свиде­тельством того, что существовала уже в КАМЕННОМ веке.

Ответ:_________________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВУМЯСТАМИ тетрадями ОБОИХ учениц ПОЛОЖИ на стол золотые КУПОЛА алых ЛАМПАСОВ

Ответ:_________________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в кото­рых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую по­зицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Встретив дуб, душевное состояние Андрея Болконского улучшилось.

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) Мы можем лишь предполагать, какие жизненные обстоятельства повлияли на формирование характера Печорина, по ка­кой причине он оказался на Кавказе.

B) неправильное построение пред­ложения с оборо­том

3) Тарас встретил своих сыновей и уезжает с ними в Запорожскую Сечь.

Г) нарушение видовременной соот­несённости глагольных форм

4) Белинский говорил, что «Герой нашего времени» — целостное произведение, хотя оно и составлено из отдельных повестей и рассказов.

Д) ошибка в построении сложнопод­чинённого предложения

6) Печорин, узнав об отъезде Веры, бросается в погоню.

7) Максим Максимыч заметил о том, что Пе­чорин был отчаянным храбрецом.

8) По прилёту в Париж мы отправились к Эйфелевой башне.

9) Печорин утверждает, что я стал орудием в руках судьбы.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Вы­пишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..ллекция / выск..чить / заг..реть / погл..тить / с..реневый

Ответ:_________________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..амурский, пр..рывистый / ар..ергард, об..ект / бе..радостный, ра..цвела / пр..родина, пр..бежка

воз..меть, без..мянный

Ответ:_________________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

уживч..вый / надоедл..вый / недоум..вать / наста..вать / невид..мый

Ответ:_________________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

развлека..мый / колебл..шься / неприемл..мый / утрач..нный / выгон..шь

Ответ:_________________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Ученые обнаружили никем (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЙ участок перуанского Мачу - Пикчу — древнего города, находящегося на вершине горного хребта на высоте 2450 метров над уровнем моря.

2) Только совершенно (НЕ)ЗАИНТЕРЕСОВАННОМУ взгляду русская природа кажется бедной.

3) Всех возмутил ничем (НЕ)ОПРАВДАННЫЙ поступок Кости.

4) Статья о творчестве известного поэта (НЕ)ОТРЕДАКТИРОВАНА.

5) (НЕ)ДОБРЫЙ, а злой взгляд и кривая ухмылка собеседника поразили меня.

Ответ:_________________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Рас­кройте скобки и выпишите эти два слова.

Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца. (НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду. Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по ве­черам.

(ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.

ЧТО(БЫ) жить в гармонии с собой и с миром, (НА)ЗЛО нельзя отвечать злом.

Ответ:_________________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Я до сих пор вижу дуги с узорами, писа(1)ыми масля(2)ой краской, золоче(3)ую уп­ряжь коней с лебеди(4)ыми шеями, которые на масле(5)ой неделе наперегонки мчат нас по деревенской улице.

Ответ:_________________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился отдохнуть в старом зимовье.

2) И стар и млад весело отплясывали на городской площади.

3) Чтение сего письма не только возбудило во мне разные чувствования но и жестоко оскорбило.

4) Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев из-за тёмного леса.

5) На востоке тускло забрезжило и первые петухи неуверенно закричали неуверенно и хрипло.

Ответ:_________________________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Человек (1) по-доброму относящийся к другому (2) может быть настроен на его бла­годарность (3) и (4) не дождавшись её (5) начать сердиться.

Ответ:_________________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Язык — это (1) несомненно (2) наиболее стабильный инструмент управления и оче­видный носитель общественного сознания. В целом (3) наш язык остаётся (4) по - прежнему (5) «великим и могучим».

Ответ:_________________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_________________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

При матери я крепился (1) не жаловался (2) и не плакал (3) но (4) когда она стала уезжать (5) не выдержал (6) и с рёвом погнался за машиной.

Ответ:_________________________________.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее сло­во. Выпишите это слово.

Если смотреть на окружающее глазами, ослеплёнными тёмным мраком невежества и неверия, мир покажется бессмысленным и неправильным.

Ответ:_________________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщика, лауреа­та нескольких международных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и почти ничего не читает. (2)Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? (3)Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художником, ушла из жизни!

(4)Он сам стал читать двенадцатилетнему сыну. (5)Но сын не улавливал того очаро­вательного перемигивания многих смыслов, которое даёт настоящий художественный текст и в который автор благодарного читателя. (6)Неужели телевизор и ком­пьютерные игры победили? (7)И нельзя же все время читать ему вслух. (8)Георгия Анд­реевича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! (9)Более того, он был уве­рен, что его успехи в физике каким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами. (10)Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, ко­торый охватывал его при чтении. (11)А ведь счастье этого состояния он испытал до фи­зики. (12)Книга была первична.

(15)На даче отец с сыном играли в . (16)Из-за язвительных насмешек посто­янно выигрывавшего сына отец вдруг понял, что он, хотя и физик высокого класса, ника­ким у сына не пользуется. (17)Нужно завоевать авторитет. (18)Но как это сде­лать?

(19)Спорт — единственное, что увлекает мальчика кроме телевизора и компьютерных игр.(20)Он должен через спорт завоевать авторитет у сына. (21)Он должен переиграть его в бадминтон.

(22)На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:

(23)— Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!

(24)— Ты у меня выиграешь... — презрительно ответил сын. — (25)Папа, у тебя крыша поехала!

(26)— Но ты согласен на условия?

(27)— Конечно!

(28)Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, на­пружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.

(29)То и дело слышалось шлепанье ракеткой по волану. (30) весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие.

(31)Если бы Пушкин прожил ещё хотя бы десять лет, вероятно, могла быть совершенно другой... (32)Удар!

(33)Вся русская культура расположена между двумя фразами: пушкинской: подите прочь, какое дело поэту мирному до вас! (34)И толстовской: не могу молчать! (35)Удар!

(36)Задыхаюсь! (37)3адыхаюсь! (38)Нельзя было почти всю жизнь работать по четырна­дцать часов! (39)Удар!

(40)Выражение «тихий Дон», кажется, впервые упоминается у Пушкина в «Кавказском пленнике»... (41)Если бы не перечитывал сыну, никогда бы не вспомнил... (42)Удар!

(43)Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит челове­чества. (44)Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспира... (45)Удар!

(46)Сын, не замечая необычайной сосредоточенности отца, пропустил достаточно много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперёд. (47)Но при счёте десять — пять в пользу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.

(48)Шквал сильных ударов посыпался на отца. (49)Но почти все удары, сам удивляясь себе, отец изворачивался брать и посылать обратно. (50)Он дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможенное уважение. (51)Однако сын порядочно загнал его своими подачами. (52)Сердце колотилось во всю груд­ную клетку, он был весь мокрый от пота. (53)Но чем трудней ему было, с тем большей само­отдачей он шёл к победе. (54)В каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным.

(55)Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать.

— (56)Эта ракетка соскальзывает с руки, — крикнул он, — я пойду возьму запасную.

(57)И побежал домой. (58)Отцу показалось, что эта передышка в две-три минуты спасла его. (59)Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал кон­цы от пережитого напряжения.

(60)Отец слегка отдышался. (61)Сын прибежал с новой ракеткой, и они продолжили игру. (62)И хотя эта ракетка была ничуть не лучше прежней, сын стал бить по волану с та­кой размашистой силой, словно стремился не просто выиграть у отца, а вытолкнуть его из жизни.

(63)Сын опять загнал отца, но вдруг споткнулся, наступив на шнурок незавязанного кеда.

(64)Он занялся своими шнурками, а отец в это время старался отдышаться, иначе от переутомления он сам мог грохнуться.

(65)Через минуту отец выиграл, на два очка опередив сына, и вдруг почувствовал всем своим существом, что сын проникся к нему уважением...

*Фазилъ Абдулович Искандер — русский и абхазский писатель и поэт. Книги Искан­дера переведены на десятки языков мира.

21. Какие из высказываний могут служить иллюстрацией к поставленной проблеме текста? Укажите номера ответов.

1) Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет. (Конфуций)

4) Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета. (Ф. Бэкон)

Ответ:_________________________________.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера отве­тов.

1) В предложениях 5-7 представлено повествование.

2) Предложение 44 поясняет суждение, высказанное в предложении 43.

3) Предложение 21 является выводом, обобщающим суждения, содержащиеся в пред­ложениях 19-20.

4) Предложение 55 содержит эмоционально-оценочное суждение о том, о чём говорится в предложении 54.

5) В предложениях 9-12 содержится описание.

Ответ:_________________________________.

23. Из предложений 26-29 выпишите один фразеологизм.

Ответ:_________________________________.

24. Среди предложений 50-56 найдите такое(-ие), которое(-ые) связаны с предыдущим(-и) при помощи союза и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:_________________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, ис­пользованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соот­ветствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответст­вующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, на­чиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

25. «Георгию Андреевичу в его возрасте очень сложно было выдержать темп игры, задан­ный сыном, и такое средство, как (А)___(предложе­ния 36-37), отражает его реальное физическое состояние. Однако (Б) ___(предложение 54) помогает понять, с какой самоотдачей отец старался завоевать авто­ритет, победив сына. Решительное противостояние Георгия Андреевича не могло не удивить мальчика, и троп (В)___«комически-заторможенное уважение» (предложение 50) рисует начало зарождения этого чувства. Сын не мог и поду­мать, что его отец чуть жив от усталости: в лексике (Г)___(предложение 59) точно характеризует самочувствие Георгия Андреевича».

Список терминов:

1) градация

2) развернутая метафора

3) инверсия

4) восклицательное предложение

6) олицетворение

7) фразеологизм

9) сравнение

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два приме­ра-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для по­нимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргу­ментируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оцени­вается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписан­ный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Похожие публикации