Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

III. Федеральное собрание РФ - общая характеристика. Федеральное собрание К каким органам относится федеральное собрание

Избрание 12 декабря 1993 г. Федерального Собрания РФ открыло новую страницу в развитии парламентаризма в России. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом России, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Наличие двухпалатной структуры Федерального Собрания отражает федеративный характер государственного устройства России.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Кандидатуры для наделения полномочиями представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем фракцией или группой депутатов численностью не менее 1/5 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий из числа трех кандидатур, предложенных им при выдвижении на должность руководителя высшего исполнительного органа.

Члены Совета Федерации, таким образом, представляют интересы своей территории и ее населения.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы нс может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он не может также находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Все депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы отличается от правового статуса гражданина наличием неприкосновенности, которой они обладают в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания па месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается Государственной Думой, а члена Совета Федерации, соответственно, Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

Палаты Федерального Собрания различает ряд признаков: особенности представительской природы палат, рассмотренные выше; различный порядок их формирования и неодинаковая компетенция палат.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. На тридцатый день после избрания Государственная Дума собирается на свое первое заседание, которое открывает старейший по возрасту депутат. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Палаты Парламента заседают раздельно, при этом заседания являются открытыми. Каждая из палат принимает регламент - нормативный акт внутреннего пользования, определяющий порядок деятельности палаты, парламентские процедуры, осуществление законодательного процесса, вопросы депутатской этики и другие внутренние вопросы деятельности палаты и ее комиссий и комитетов. В случаях, предусмотренных регламентами палат, они могут проводить закрытые заседания. На совместные заседания палаты могут собираться для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат Парламента имеет свою внутреннюю структуру. Совет Федерации из своего состава избирает Председателя и его заместителей, а Государственная Дума, соответственно, из числа депутатов избирает Председателя и его заместителей. Председатели палат и их заместители ведут заседания палат и ведают внутренним распорядком палаты. Из своего состава палаты образуют комиссии и комитеты, которые проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Комитеты и комиссии палат не представляют собой самостоятельные государственные органы. Это органы палат, являющиеся одной из форм организации работы депутатов и способствующие более полному осуществлению прав и обязанностей депутатов. В них проходит подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, рассматриваются иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

В составе Председателя Государственной Думы, руководителей фракций и депутатских групп действует Совет Государственной /[умы. Он осуществляет предварительную подготовку организационных решений по вопросам деятельности этой палаты, разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию, составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы, которые образуются, как правило, по политическим признакам и охватывают депутатов-единомышленников, придерживающихся одной политической ориентации.

Компетенция Федерального Собрания РФ характеризует положение этого законодательного органа в системе органов государственной власти России. Основу ее составляют полномочия в сфере законодательной деятельности и парламентского контроля. Палаты Федерального Собрания РФ обладают различной компетенцией.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • - утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • - утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
  • - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории;
  • - назначение выборов Президента РФ;
  • - отрешение Президента РФ от должности;
  • - назначение на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей;
  • - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

По указанным вопросам Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • - дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • - решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБР;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • - объявление амнистии;
  • - выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума по указанным вопросам принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов.

Законотворческая деятельность Парламента сосредоточена в Государственной Думе. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Процесс законотворчества по-иному называется законодательным процессом и состоит из ряда последовательных стадий, каждая из которых представляет собой определенный этап деятельности над законопроектом. Таким образом, законодательный процесс - это конституционно определенный порядок внесения законопроекта, его обсуждения, принятия и опубликования.

Внесение законопроекта (законодательная инициатива) осуществляется в соответствии со ст. 104 Конституции РФ только субъектами, наделенными правом законодательной инициативы, которое принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Если они касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государств, а также предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, то могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. На этом первая стадия законодательного процесса заканчивается.

На второй стадии законодательного процесса осуществляется обсуждение законопроекта в комиссиях, комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы. Оно происходит в трех чтениях. Обычно заслушивается доклад, содоклад по обсуждаемому законопроекту, проводятся прения, высказываются предложения и замечания.

Принятие закона происходит путем тайного или открытого голосования депутатов Государственной Думы. При этом федеральные законы принимаются простым большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, а федеральные конституционные законы - квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. При этом обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. Федеральные конституционные законы одобряются не менее чем 3/4 голосов от общего числа Совета Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После этого федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации, не одобрившим представленный закон, Государственная Дума может преодолеть решение Совета Федерации повторным голосованием. Закон считается принятым, если за него проголосовало нс менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Окончательно принятым закон считается после полписания его Президентом РФ, который в течение 14 дней с момента поступления закона вправе отклонить его, т.е. применить "право вето"; в этом случае палаты Парламента вправе преодолеть "вето" при повторном голосовании квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Заключительной стадией законодательного процесса является опубликование закона в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" в официальных изданиях, которыми являются "Собрание законодательства Российской Федерации", "Российская газета" и "Парламентская газета". Официальным опубликованием считается также первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru .

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, как уже указывалось выше, в случаях острых разногласий между законодательной и исполнительной ветвями власти, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В то же время Конституция РФ устанавливает гарантии стабильной деятельности Государственной Думы, которая не может быть распущена в течение года после ее избрания (за исключением ситуации с трехкратным отклонением представленных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства РФ); с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Вариант - 1

1.

1) на-ли-чие си-сте-мы за-ко-но-да-тель-ства

2) рав-но-пра-вие и ра-вен-ство граж-дан перед за-ко-ном

2.

3.

4. Пра-ви-тель-ство РФ

1) раз-ра-ба-ты-ва-ет и при-ни-ма-ет за-ко-ны 2) управ-ля-ет фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью

5.

6.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7.

разделении власти

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8.

1) вер-хо-вен-ство за-ко-на;

2) на-ли-чие ор-га-нов и струк-ту-ры прав-ле-ния;

3) го-су-дар-ствен-ный су-ве-ре-ни-тет;

4) си-сте-ма раз-де-ле-ния вла-стей.

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9.

ФАКТЫ

ВИДЫ ДЕ-МО-КРА-ТИИ

А) ре-фе-рен-дум о при-ня-тии про-ек-та Кон-сти-ту-ции

Б) уча-стие в вы-бо-рах в Гос-ду-му

1) пря-мая де-мо-кра-тия

10.

(А) Сло-жив-ша-я-ся в стра-не М. пра-во-вая си-сте-ма не от-ра-жа-ет стрем-ле-ние об-ще-ства к пра-во-во-му го-су-дар-ству. (Б) Вся по-ли-ти-че-ская власть в стра-не со-сре-до-то-че-на в руках пре-зи-ден-та. (В) Ему под-чи-ня-ют-ся пра-ви-тель-ство и пар-ла-мент.

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

11. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

12.

2) Доля тех, кто счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства, среди 40-лет-них ниже, чем среди 60-лет-них.

3) Среди 40-лет-них опро-шен-ных доля тех, кто счи-та-ет, что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан, выше доли тех, кто счи-та-ет, что права че-ло-ве-ка выше ин-те-ре-сов го-су-дар-ства.

4) Оди-на-ко-вые доли 40-лет-них опро-шен-ных счи-та-ют, что ин-те-ре-сы го-су-дар-ства важ-нее прав че-ло-ве-ка и что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан.

5) Наи-мень-шие доли опро-шен-ных каж-дой из групп не ин-те-ре-су-ют-ся этой про-бле-мой.

Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

Вариант - 2

1.

1) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та 2) де-я-тель-ность пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

3) на-ло-го-об-ло-же-ние граж-дан 4) вер-хо-вен-ство за-ко-на

2.

3.

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4.

1) раз-ра-бот-ка и при-ня-тие за-ко-нов 2) управ-ле-ние фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью

3) ре-ше-ние во-про-сов граж-дан-ства РФ 4) вве-де-ние чрез-вы-чай-но-го по-ло-же-ния

5.

А. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние — пар-ла-мент Рос-сии — со-сто-ит из двух палат.

Б. К пол-но-мо-чи-ям

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8.

1) тай-ное го-ло-со-ва-ние граж-дан;

2) граж-да-не вы-ра-жа-ют одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го−либо ре-ше-ния, за-ко-на;

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9.

ПРИ-ЗНА-КИ

ФОРМЫ ПО-ЛИ-ТИ-ЧЕ-СКО-ГО

УЧА-СТИЯ РФ

Б) один граж-да-нин имеет один голос

Д) одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го-либо ре-ше-ния

1) толь-ко вы-бо-ры

2) толь-ко ре-фе-рен-дум

10.

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ние

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

11. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

(А) Учёные на-зы-ва-ют пра-во-вым такое го-су-дар-ство, в ко-то-ром обес-пе-че-ны и за-щи-ще-ны права и сво-бо-ды че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на. (Б) Но всё же такое го-су-дар-ство пока толь-ко остаётся иде-а-лом для че-ло-ве-че-ства. (В) За-чат-ки пред-став-ле-ний о пра-во-вом го-су-дар-стве воз-ник-ли еще у фи-ло-со-фов Древ-ней Гре-ции.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ния

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

2003 г., %

2013 г., %

об-ра-ще-ния к вла-стям

об-ра-ще-ния в суд

об-ра-ще-ния в СМИ

уча-стие в ми-тин-гах,

де-мон-стра-ци-ях

уча-стие в за-ба-стов-ках,

ак-ци-ях про-те-ста

го-тов-ность взять-ся за

ору-жие, пойти на

бар-ри-ка-ды

не участ-вую

1) В стра-не П. на-блю-да-ет-ся вы-со-кий уро-вень по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти.

2) В 2013 году треть опро-шен-ных была го-то-ва взять-ся за ору-жие и ис-поль-зо-вать си-ло-вые ме-то-ды вли-я-ния на власть.

3) В 2003 году каж-дый де-ся-тый опро-шен-ный ука-зал, что не ис-поль-зу-ет ука-зан-ные формы по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

4) Об-ра-ще-ние к вла-стям опро-шен-ные на-зва-ли наи-бо-лее дей-ствен-ной фор-мой по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

5) К 2013 году роль СМИ в по-ли-ти-че-ском Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

Вариант - 3

1. Что яв-ля-ет-ся от-ли-чи-тель-ным при-зна-ком пра-во-во-го го-су-дар-ства?

1) рав-но-пра-вие и ра-вен-ство граж-дан перед за-ко-ном

2) на-ли-чие си-сте-мы за-ко-но-да-тель-ства

3) функ-ци-о-ни-ро-ва-ние пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

4) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та

2. Выс-шим ор-га-ном за-ко-но-да-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся

1) Пра-ви-тель-ство РФ 2) Фе-де-раль-ное Со-бра-ние РФ

3) Об-ще-ствен-ная па-ла-та 4) Кон-сти-ту-ци-он-ный Суд

3. Президент РФ избирается сроком на:

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4. Что от-но-сит-ся к пол-но-мо-чи-ям Пра-ви-тель-ства Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

1) раз-ра-бот-ка и при-ня-тие за-ко-нов 2) ре-ше-ние во-про-сов граж-дан-ства РФ

3) управ-ле-ние фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью 4) вве-де-ние чрез-вы-чай-но-го по-ло-же-ния

5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

А. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся гла-вой го-су-дар-ства.

Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Фе-де-раль-ном Со-бра-нии РФ?

А. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние яв-ля-ет-ся пред-ста-ви-тель-ным и за-ко-но-да-тель-ным ор-га-ном РФ.

Б. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние РФ со-сто-ит из двух палат.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния?

А. Но-си-те-лем су-ве-ре-ни-те-та и един-ствен-ным ис-точ-ни-ком вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся её мно-го-на-ци-о-наль-ный народ.

Б. Рос-сий-ская Фе-де-ра-ция обес-пе-чи-ва-ет це-лост-ность и не-при-кос-но-вен-ность своей тер-ри-то-рии.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8. В при-ве-ден-ном спис-ке ука-за-ны черты сход-ства по-ня-тий «го-су-дар-ство» и «пра-во-вое го-су-дар-ство» и черты от-ли-чия. Вы-бе-ри-те и за-пи-ши-те в первую ко-лон-ку таб-ли-цы по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт сход-ства, а во вто-рую ко-лон-ку — по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт от-ли-чия:

1) вер-хо-вен-ство за-ко-на;

2) на-ли-чие ор-га-нов и струк-ту-ры прав-ле-ния

3) си-сте-ма раз-де-ле-ния вла-стей

4) го-су-дар-ствен-ный су-ве-ре-ни-тет

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между при-зна-ка-ми и фор-ма-ми по-ли-ти-че-ско-го уча-стия граж-дан РФ, к ко-то-рым они от-но-сят-ся: к каж-до-му эле-мен-ту, дан-но-му в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те эле-мент из вто-ро-го столб-ца.

ПРИ-ЗНА-КИ

ФОРМЫ ПО-ЛИ-ТИ-ЧЕ-СКО-ГО

УЧА-СТИЯ РФ

А) ор-га-ни-за-ция ра-бо-ты участ-ков для го-ло-со-ва-ния

Б) одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го-либо ре-ше-ния

В) го-ло-со-ва-ние за кан-ди-да-та на пост Пре-зи-ден-та РФ

Г) уста-нов-лен-ная за-ко-ном пе-ри-о-дич-ность про-ве-де-ния

Д) один граж-да-нин имеет один голос

1) толь-ко вы-бо-ры

2) толь-ко ре-фе-рен-дум

3) и вы-бо-ры, и ре-фе-рен-дум

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

10. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

(А) Вся по-ли-ти-че-ская власть в стра-не со-сре-до-то-че-на в руках пре-зи-ден-та. (Б) Ему под-чи-ня-ют-ся пра-ви-тель-ство и пар-ла-мент. (В) Сло-жив-ша-я-ся в стра-не М. пра-во-вая си-сте-ма не от-ра-жа-ет стрем-ле-ние об-ще-ства к пра-во-во-му го-су-дар-ству.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

11. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

(А) Ны-неш-няя Кон-сти-ту-ция нашей стра-ны была при-ня-та на об-ще-го-су-дар-ствен-ном ре-фе-рен-ду-ме. (Б) При-ня-тие этого до-ку-мен-та спо-соб-ство-ва-ло раз-ви-тию де-мо-кра-тии в нашей стра-не. (В) Одна из глав Кон-сти-ту-ции по-свя-ще-на пра-вам и сво-бо-дам че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

12. В стра-не Z был про-ведён опрос со-вер-шен-но-лет-них граж-дан о том, какой под-ход к про-бле-ме прав че-ло-ве-ка яв-ля-ет-ся более пра-виль-ным. Ре-зуль-та-ты опро-са по двум воз-раст-ным груп-пам (в % от числа от-ве-чав-ших) пред-став-ле-ны в диа-грам-ме.

Най-ди-те в при-ведённом спис-ке вы-во-ды, ко-то-рые можно сде-лать на ос-но-ве диа-грам-мы, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) Наи-боль-шая доля опро-шен-ных в воз-расте 40 лет счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства.

2) Оди-на-ко-вые доли 40-лет-них опро-шен-ных счи-та-ют, что ин-те-ре-сы го-су-дар-ства важ-нее прав че-ло-ве-ка и что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан.

3) Наи-мень-шие доли опро-шен-ных каж-дой из групп не ин-те-ре-су-ют-ся этой про-бле-мой.

4) Доля тех, кто счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства, среди 40-лет-них ниже, чем среди 60-лет-них.

5) Среди 40-лет-них опро-шен-ных доля тех, кто счи-та-ет, что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан, выше доли тех, кто счи-та-ет, что права че-ло-ве-ка выше ин-те-ре-сов го-су-дар-ства.

Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

Вариант - 4

1. Что от-но-сит-ся к от-ли-чи-тель-ным при-зна-кам пра-во-во-го го-су-дар-ства?

1) на-ло-го-об-ло-же-ние граж-дан 2) де-я-тель-ность пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

3) вер-хо-вен-ство за-ко-на 4) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та

2. Выс-шим ор-га-ном ис-пол-ни-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся

1) Фе-де-раль-ное Cобра-ние Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции 2) Кон-сти-ту-ци-он-ный суд Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

3) Про-ку-ра-ту-ра Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции 4) Пра-ви-тель-ство Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

3. Государственная дума РФ избирается сроком на:

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4. Пра-ви-тель-ство РФ

1) управ-ля-ет фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью 2) раз-ра-ба-ты-ва-ет и при-ни-ма-ет за-ко-ны

3) утвер-жда-ет су-деб-ные ре-ше-ния 4) ре-ша-ет во-про-сы предо-став-ле-ния граж-дан-ства

5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о го-су-дар-ствен-ной вла-сти РФ?

А. К пол-но-мо-чи-ям за-ко-но-да-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции относится об-ра-ще-ние с еже-год-ны-ми по-сла-ни-я-ми к граж-да-нам го-су-дар-ства

Б. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние — пар-ла-мент Рос-сии — со-сто-ит из двух палат.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

А. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся гла-вой исполнительной власти.

Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о раз-де-ле-нии вла-стей в пра-во-вом го-су-дар-стве?

А. Раз-де-ле-ние вла-стей яв-ля-ет-ся при-зна-ком, ха-рак-тер-ным толь-ко для рес-пуб-ли-кан-ских го-су-дарств.

Б. Прин-цип раз-де-ле-ния вла-стей за-клю-ча-ет-ся в разделении власти на законодательную, исполнительную и представительную.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8. Срав-ни-те вы-бо-ры и ре-фе-рен-дум. Вы-бе-ри-те и за-пи-ши-те в первую ко-лон-ку таб-ли-цы по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт сход-ства, а во вто-рую ко-лон-ку — по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт от-ли-чия:

1) граж-да-не вы-ра-жа-ют одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го−либо ре-ше-ния, за-ко-на;

2) тай-ное го-ло-со-ва-ние граж-дан;

3) го-ло-со-ва-ние за кан-ди-да-тов на го-су-дар-ствен-ные долж-но-сти;

4) пра-вом го-ло-са об-ла-да-ют толь-ко со-вер-шен-но-лет-ние граж-да-не.

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между фак-том по-ли-ти-че-ской жизни и видом де-мо-кра-тии: к каж-до-му эле-мен-ту, дан-но-му в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те эле-мент из вто-ро-го столб-ца.

ФАКТЫ

ВИДЫ ДЕ-МО-КРА-ТИИ

А) уча-стие в вы-бо-рах в Гос-ду-му

Б) ре-фе-рен-дум о при-ня-тии про-ек-та Кон-сти-ту-ции

В) вы-бо-ры главы по-ли-ти-че-ской пар-тии

Г) де-ле-ги-ро-ва-ние пред-ста-ви-те-ля от ини-ци-а-тив-ной груп-пы на за-се-да-ние му-ни-ци-паль-но-го со-бра-ния

1) пря-мая де-мо-кра-тия

2) пред-ста-ви-тель-ная де-мо-кра-тия

За-пи-ши-те в стро-ку от-ве-тов вы-бран-ные цифры под со-от-вет-ству-ю-щи-ми бук-ва-ми.

10. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

(А) Ре-дак-ция жур-на-ла опро-си-ла чи-та-те-лей: «Сло-жи-лось ли в стра-не пра-во-вое го-су-дар-ство?» (Б) Более по-ло-ви-ны чи-та-те-лей дали от-ри-ца-тель-ный ответ. (В) Воз-мож-но, это свя-за-но с тем, что в стра-не не-ред-ки на-ру-ше-ния прав че-ло-ве-ка.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ние

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

11. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

(А) За-чат-ки пред-став-ле-ний о пра-во-вом го-су-дар-стве воз-ник-ли еще у фи-ло-со-фов Древ-ней Гре-ции. (Б) Учёные на-зы-ва-ют пра-во-вым такое го-су-дар-ство, в ко-то-ром обес-пе-че-ны и за-щи-ще-ны права и сво-бо-ды че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на. (В) Но всё же такое го-су-дар-ство пока толь-ко остаётся иде-а-лом для че-ло-ве-че-ства.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ния

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

12. В го-су-дар-стве П. в 2003 и 2013 годах были про-ве-де-ны опро-сы об-ще-ствен-но-го мне-ния, в ходе ко-то-рых ре-спон-ден-там пред-ла-га-лось от-ве-тить на во-прос: «Какие формы по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти вы ис-поль-зу-е-те?» Ре-зуль-та-ты опро-са (в % от числа от-ве-чав-ших) пред-став-ле-ны в таб-ли-це.

2003 г., %

2013 г., %

об-ра-ще-ния к вла-стям

об-ра-ще-ния в суд

об-ра-ще-ния в СМИ

уча-стие в ми-тин-гах,

де-мон-стра-ци-ях

уча-стие в за-ба-стов-ках,

ак-ци-ях про-те-ста

го-тов-ность взять-ся за

ору-жие, пойти на

бар-ри-ка-ды

не участ-вую

Най-ди-те в при-ведённом спис-ке вы-во-ды, ко-то-рые можно сде-лать на ос-но-ве

таб-ли-цы, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) В 2013 году треть опро-шен-ных была го-то-ва взять-ся за ору-жие и ис-поль-зо-вать си-ло-вые ме-то-ды вли-я-ния на власть.

2) В стра-не П. на-блю-да-ет-ся вы-со-кий уро-вень по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти.

3) Об-ра-ще-ние к вла-стям опро-шен-ные на-зва-ли наи-бо-лее дей-ствен-ной фор-мой по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

4) В 2003 году каж-дый де-ся-тый опро-шен-ный ука-зал, что не ис-поль-зу-ет ука-зан-ные формы по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

5) К 2013 году роль СМИ в по-ли-ти-че-ском уча-стии граж-дан по-вы-си-лась.

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее.

Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

  1. Совета Федерации (в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, другой – исполнительной власти);
  2. Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности:

  1. принцип императивного мандата, т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетности перед ними;
  2. принцип «свободного мандата», т. е. свободного волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица.

Федеральное Собрание РФ – это:

  • коллегиальный орган, состоящий из представителей населения;
  • высший законодательный орган в РФ (акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой).

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ:

  1. порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ;
  2. Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы;
  3. Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением;
  4. выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов. Федеральное Собрание РФ осуществляет:

  1. распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением);
  2. контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях:

  1. трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;
  2. объявления вотума недоверия Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Федеральное Собрание (Парламент) - высший представительный законодательный орган государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов Российской Федерации. Каждый субъект представлен двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется. По должности в него входят: глава представительной власти субъекта федерации и глава исполнительной власти субъекта федерации (например, мэр г.Москвы и Председатель Московской городской думы). Совет Федерации на постоянной основе не работает.

Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Государственная Дума избирается на 4 года. Срок полномочий Совета Федерации не определен.

Федеральные законы принимает Государственная Дума. Обычные текущие законы Дума принимает простым большинством голосов (50 процентов плюс I голос от общего количества депутатов). Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством - двумя третями голосов депутатов.

Текущая работа Государственной Думы осуществляется в Комитетах и комиссиях, где идет разработка законопроектов.

Обсуждение закона на заседании палаты называется чтением. Чтобы быть принятым закон должен пройти не менее двух чтений.

Помимо законодательной работы Государственная Дума обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, назначает Председателя Центрального Банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека, Председателя счетной палаты и половину состава ее аудиторов (счетная палата состоит из аудиторов, осуществляющих финансовые проверки расходования статей бюджета).

В Совете Федерации также формируются комитеты и комиссии. Он обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц, назначает Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ, Заместителя Председателя Счетной Палаты и вторую половину ее аудиторов.

Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. При этом ряд законопроектов, касающихся финансов, вопросов войны и мира и т.п. (ст. 106 Конституции РФ), обязателен к рассмотрению в Совете Федерации. По рассмотренным законопроектам верхняя палата обладает также как и Президент правом отлагательного вето, может вернуть законопроект в Государственную Думу.


Вето преодолевается квалифицированным большинством в Государственной Думе или путем создания согласительной комиссии, после чего законопроект вновь голосуется в Совете Федерации. В отношении тех законопроектов, рассмотрение которых право, а не обязанность Совета Федерации, двухнедельное молчание палаты считается согласием, и законопроект направляется на подпись Президенту.

Совет Федерации утверждает Указы Президента РФ о введении на территории РФ либо ее части чрезвычайного или военного положения, а также ратифицирует (утверждает) и денонсирует (отменяет) международные договоры Российской Федерации.

6.3. Правительство Российской Федерации

Согласно Конституции РФ и федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года Правительство России осуществляет исполнительную власть РФ и возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, Однако, это не исключает решающей роли Президента РФ в сфере исполнительной власти, поскольку решения Правительства РФ могут быть отменены Президентом России, так как именно он формирует Правительство РФ. Тем не менее, основным органом исполнительной власти все же является Правительство России, поскольку это орган общей компетенции, осуществляющий непосредственное оперативное руководство хозяйственной и иными сферами жизни страны.

Правительство РФ - это коллегиальный орган. В него входят Председатель Правительства РФ, его Заместители и федеральные министры. Непосредственно возглавляет и организует работу Правительства РФ его Председатель.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента России и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, оно может уйти в отставку: по инициативе Президента РФ или по собственной инициативе. Освобождение oт должности Председателя Правительства РФ влечет одновременно отставку всего Правительства РФ. Наряду с коллективной отставкой может выйти в отставку и отдельный член Правительства РФ, также либо по своей инициативе, либо по инициативе Президента РФ.

Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 1.3 закона «О Правительстве».

Согласно им Правительство Российской Федерации:

1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3) разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

4) обеспечивает в России единую финансовую, кредитную, денежную политику; осуществляет управление федеральной собственностью;

5) разрабатывает федеральные программы и реализует единую политику в сферах экономического развития, здравоохранения, науки, образования, культуры, социального обеспечения и т.д.;

6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности;

7) обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

8) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы,

Правительство РФ осуществляет и иные полномочия; конкретные полномочия Правительства РФ в различных сферах перечислены в ст. ст. 14-22 Закона «О Правительстве».

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Похожие публикации