Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Экологическое право рф. Экологическое право (конспект) Наличие специфического предмета правового регулирования, метода, принципов регулирования и осознанной общественной необходимости в самостоятельном существовании такой отрасли права позволяет рассматри

Бурное развитие человеческой цивилизации, сопровождающееся небрежным отношением к окружающей среде, привело к назреванию реальной проблемы экологической катастрофы на всем земном шаре, что ставит под угрозу само существование человека как биологического вида. Эта проблема является одной из основных в списке глобальных проблем современности, которые мировое сообщество пытается решить сообща. Современное государство определяет себе цель сберечь благоприятную окружающую среду для будущих поколений, для чего принимаются и реализуются соответствующие правовые нормы.

Так, Конституция РФ в ст. 12 закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В то же время, согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В российском праве сложилась довольно обширная совокупность норм, регулирующих взаимодействие общества и природы. Именно они и составляют отрасль экологического права РФ.

Экологическое право - это система правовых норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Экологическое право является комплексной отраслью права, так как включает не только эколого-нравовые нормы, но и правовые нормы других отраслей права.

Как и любая самостоятельная отрасль права, экологическое право имеет свои предмет и метод правового регулирования.

Предмет регулирования отрасли права составляет конкретно определенная сфера общественных отношений. Предметом регулирования экологического права являются общественные отношения в сфере взаимодействия общества с природой.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения, которые составляют предмет правового регулирования. Существует два основных метода правового регулирования, которые в разном соотношении используются во всех отраслях права: императивный и диспозитивный. Наряду с ними можно отметить и такие методы, как поощрительный - метод, предполагающий стимулирование социально полезного поведения, рекомендательный - метод, предполагающий обозначение для субъектов права наиболее предпочтительной для общества и государства модели поведения.

В отраслях публичного нрава, к которым относится и экологическое право, преобладает императивный метод правового регулирования, предполагающий невозможность отступления от установленной модели поведения, например, при установлении норм выбросов вредных веществ в атмосферу хозяйствующими субъектами.

В экологическом праве используется и диспозитивный метод, но в значительно меньшей степени, чем императивный.

Система экологического права

Систему экологического права составляют Общая, Особенная и Специальная части.

Общая часть экологического права состоит из положений, имеющих значение для всей отрасли экологического права:

  • предмет и метод;
  • система;
  • источники;
  • принципы;
  • экологические правоотношения;
  • право собственности и природопользование;
  • экологическая экспертиза;
  • экологический контроль;
  • управление экологией;
  • ответственность за экологические правонарушения. Особенная часть включает эколого-правовые режимы:
  • использования природных объектов;
  • защиты экологической системы.

Также сюда включается эколого-правовой режим охраны экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. Сюда следует отнести режим охраны и использования конкретных компонентов природной среды:

  • недропользовании;
  • водопользовании
  • лесопользование;
  • пользование животным миром;
  • несельскохозяйственное производство;
  • сельскохозяйственное производство;
  • экологические системы, в которых находятся населенные пункты.

Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.д.

Специальную часть экологического права составляют вопросы международно-правовой охраны окружающей среды, загрязнение Мирового океана, экология и космос.

Рассмотрение источников экологического права следует начать с Конституции РФ, в составе которой есть ряд положений, посвященных вопросу охраны окружающей среды и природопользования:

  • земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9);
  • владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36);
  • каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
  • каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и природными ресурсами (п. 1 ст. 72).

Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.

Основным законодательным актом, помимо Конституции РФ, в это сфере является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. No 7-ФЗ (в ред. 2009 г.).

Под природой понимается природная среда как объективная реальность, существующая независимо от человека как следствие эволюционного развития материального мира и состоящая из естественных экосистем.

Под окружающей средой в юридическом смысле понимается часть природной среды, преобразованная антропогенной деятельностью. Природа и окружающая среда создают окружающую природную среду, внутри которой живет и, действует человек.

Природные объекты – это земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, континентальный шельф, морская среда, особо охраняемые природные территории и объекты и т.п.

Земля – плодородный слой почвы. Земельный фонд РФ составляет свыше 1709,8 млн. га. Головным актом по охране земельного фонда является Земельный кодекс РФ (в ред. 2009 г.). В соответствии с ним объектами охраны и использования являются:

  • земля как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;
  • части земельных участков.

Субъекты охраны и использования земель указываются в ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений». Это граждане и юридические лица, РФ и ее субъекты, муниципальные образования. Среди них выделяются собственники земельных участков; землепользователи, т.е. лица, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; арендаторы; обладатели сервитута, т.е. лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками; кроме участников субъектами охраны могут быть контрольно-надзорные органы и их должностные лица, работники правоохранительных органов и т.п.

Земля может быть в государственной, муниципальной или частной собственности. В соответствии со ст. 387 – 398 Налогового кодекса РФ (в ред. 2009 г.) установлен порядок взимания земельного налога (относящегося к местным налогам).

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя до глубин, доступных для геологического изучения, освоения и добычи полезных ископаемых. Регулирует отношения по использованию и охране недр Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 г. (в ред. 2009 г.). Но это скорее экономический, чем экологический закон. В охране недр много сложных и почти неразрешенных проблем: захоронение токсичных и радиоактивных отходов, истощение драгоценного сырья, утилизация отвалов пород и др. Недра находятся в государственной собственности.

Для пользования недрами и содержащимися в них минеральными и гидроминеральными ресурсами необходимо получение лицензии (разрешения) в установленном законом порядке. Единственным исключением из этого правила является добыча общераспространенных полезных ископаемых (таких, например, как песок, гравий), которая производится собственниками и владельцами земельных участков свободно. Налоговым кодексом РФ (ст. 334 – 346) установлен налог на добычу полезных ископаемых.

Водными ресурсами признаются: подземные и поверхностные воды, водосборы, источники питьевого водоснабжения. Охрана природных вод регулируется Водным кодексом РФ от 16.11.95 г. (в ред. 2009г.).

Признавая различные формы собственности, т.е. частную, муниципальную и государственную, ВК РФ указывает, что первые две распространяются лишь на обособленные водные объекты. Признаком, помимо обособленности водного объекта, относящим его к муниципальной собственности, является предназначенность его для муниципальных нужд. В отношении водных объектов, которые могут находится в частной собственности граждан и юридических лиц, применяются следующие признаки – небольшая площадь и непроточность искусственных водоемов, несвязанность их гидравлически с другими поверхностными водными объектами. Остальные водные объекты находятся в собственности РФ и субъектов РФ в соответствии со ст. 36 ВК РФ.

Для осуществления права водопользования необходимо получение лицензии. В нее включаются сведения о водном объекте, о водопотребителях, водопользователе, указания на способ и цели использования водного объекта, указание пространственных границ (координат) водного объекта или его части, а при необходимости – мест забора (сброса) воды, сведения о лимитах водопользования, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям, сроки действия лицензии и требования по рациональному использованию и охране водных объектов и окружающей среды.

В РФ за пользование водными объектами, сброс сточных вод установлен водный налог (ст. 3338 – 33315 Налогового кодекса РФ).

Леса (лес) – совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Объекты лесных отношений – лесной фонд, его участки, леса, не входящие в лесной фонд и их участки, древесно-кустарниковая растительность. Охране лесов посвящен Лесной кодекс РФ от 29.01.97 г. (в ред. 2009 г.).

Лесной фонд РФ расположен на площади 1,2 млрд. га и составляет 22% мировых запасов.

Лес может находиться только в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Приватизация лесного фонда запрещена, оборот лесного фонда (купля-продажа, залог, субаренда, выкуп земельных участков) не допускается.

Лесопользование, как и иные виды пользования природными ресурсами, осуществляется по разрешительной системе в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования. Не требуется специального разрешения лишь на бесплатное пребывание граждан в лесах для отдыха (публичный лесной сервитут) и на сбор ими для личного пользования грибов, ягод, орехов и др., лекарственного и технического сырья.

Лицензия – это документ, который удостоверяет право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду) относится к специальным разрешительным документа согласно ст. 34, ч.5 ст. 81 ЛК РФ.

Лесорубочный билет – документ, дающий право (краткосрочное, до 1 года) его владельцу на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов (выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством).

Ордер выдается лесничеством на мелкий отпуск древесины на корню и является документом, удостоверяющим право его владельца на проведение отдельных видов заготовки и вывозки древе-

сины и второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.).

Лесной билет – документ, дающий право его владельцу на проведение побочного лесного пользования (сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавшего листа, камыша и др.), но не заготовки и вывоза древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством на один сезон, а на осуществление других видов лесопользования – лесхозом.

Животный мирвсе животные организмы: от низших до высших. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 г. (в ред. 2009 г.) предусматривает пять основных требований: сохранение видового разнообразия, охрана среды обитания и условий размножения, сохранение целостности сообществ, рациональное использование и регулирование численности.

В соответствии со ст. 4 данного Закона животный мир в пределах территории РФ относится к государственной собственности (федеральной или субъектов РФ).

Общими видами пользования животным миром являются охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, добыча объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства (например, отлов и транспортировка для научно-исследовательских и иных целей), использование полезных свойств жизнедеятельности и извлечение их, получение продуктов жизнедеятельности (например, получение воска и меда диких пчел), а также изучение, исследование и иное использование животных без изъятия из окружающей среды.

Право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями (например, на любительскую и спортивную охоту) либо охотничьими билетами.

Право на бесплатные любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов для личного потребления имеют все граждане РФ в водоемах общего пользования. Промышленное рыболовство, рыболовство в специальных водоемах, определенных органами рыбоохраны осуществляется на основании лицензии.

В соответствии со ст. 3331 – 3337 Налогового кодекса РФ установлены сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим данную сферу, является Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4.05.99 г. No 96-ФЗ (в ред. 2009 г.).

Важнейшим институтом охраны атмосферного воздуха является его нормирование.

Континентальный шельф – это прибрежное морское (океаническое) мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, являющееся наиболее продуктивной и производительной для хозяйственного использования, населенной живыми организмами частью акватории с определенными внутренними и внешними границами. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря, а внешняя находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Внутренние морские воды – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ.

Территориальное море РФ – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий (т.е. линий наибольшего отлива вдоль берега и т.п.). Внешняя граница его является Государственной границей РФ.

Прилежащая зона РФ – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона РФ – морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.

Правоотношения в сфере использования континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, территориального моря и прилежащей зоны регулируются Федеральными законами «О континентальном шельфе РФ» от 25.10.95 г. No 187 (в ред. 2009 г.); «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.98 г. No 191 (в ред. 2009 г.), «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 16.07.98 г. No 155 (в ред. 2009 г.).

Все ресурсы указанных объектов являются федеральной государственной собственностью. Пользование осуществляется при условии предварительного получения лицензии.

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Существует несколько их категорий:

  • государственные природные заповедники;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки;
  • ботанические сады;
  • лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Основными чертами правового статуса особо охраняемых природных территорий и объектов являются следующие:

  • их принадлежность к объектам общенационального достояния;
  • полное или частичное изъятие из хозяйственного использования;
  • установление особого режима охраны;
  • включение в объекты государственной собственности;
  • наличие особого порядка получения статуса;
  • включение в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий или в реестр (список) объектов культурного наследия;
  • установление статусных характеристик и режима охраны в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов – федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретной особо охраняемой природной территории;
  • установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

Основными законодательными актами здесь выступают Федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.95 г. No 33-ФЗ (в ред. 2009 г.), «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 27.01.95 г. No 26-ФЗ (в ред. 2009 г.), «Об охране озера Байкал» от 1.05.99 г. No 92-ФЗ (в ред. 2009 г.) и др.

Особые объекты правового регулирования: биологические ресурсы, биоразнообразие, экосистемы, безопасность человека, глобальные экологические услуги и др.

Так, после 1992 г. (подписание) и 1995 г. (ратификация) Россией Конвенции о биоразнообразии это термин (или смежные понятия) появился более чем в 100 актах федерального законодательства, а задача его сохранения предусмотрена ст. 2 Лесного кодекса РФ: « Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования», ст. 3 Водного кодекса РФ.

Биологические ресурсы – генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность либо ценность для человечества.

Природные ресурсы подразделяются на:

  • исчерпаемые (земельные, лесные, водные, минеральные, фаунистические) и неисчерпаемые (солнечные, климатические, геотермальные);
  • возобновляемые (лесные, фаунистические), относительно возобновляемые (почвенные, пресной воды) и невозобновляемые (минеральные, водные).

В одном природном объекте может быть сосредоточено несколько видов природных ресурсов. Например, лес – совокупность многих ресурсов: древесины, смол, другого технического сырья, животных и растительных пищевых продуктов, кислорода и др. Поэтому рациональное использование природных ресурсов помогает и охране природных объектов в целом.

Контроль и управление в области охраны окружающей природной среды

По Конституции РФ природопользование и охрана окружающей природной среды находятся в совместной компетенции Федерации и субъектов Федерации.

Следует принимать во внимание и деятельность межведомственных комиссий, образуемых для решения конкретных проблем, координации отдельных направлений природоохранной работы и наделяемых теми или иными полномочиями в сфере экологического управления (таких как, например, Межведомственные комиссии: по проблемам биологического разнообразия; по биотехнологии; по делам Арктики и Антарктики; по проблемам генно-инженерной деятельности и др. комиссии).

Какие же функции осуществляют вышеуказанные органы государственной власти? Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Экологический мониторинг – совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей природной среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.

Единая система экологического мониторинга создана в 1993 году. Ее задачами являются: наблюдение за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановкой Земли и околоземном космическом пространстве; оценка и прогноз изменений климата, водных ресурсов, трансграничного переноса загрязняющих веществ и т.п. Существуют различные виды мониторинга: мониторинг животного мира, атмосферного воздуха, водных ресурсов, земель, радиационный и др.

Субъекты экологического мониторинга – органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения.

Одним из важнейших источников информации являются кадастры, представляющие собой систематизированную систему сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.

Существует несколько видов кадастров: земельный (установлен Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» от 2.01.00 г. (в ред. 2009 г.)); месторождений и проявлений полезных ископаемых; водный; лесной; животного мира; особо охраняемых природных территорий; отходов; территориальные кадастры природных ресурсов и объектов.

Ведение кадастров возложено на Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы. Учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ, а рыбных запасов во внутренних водоемах – Государственный комитет РФ по рыболовству.

Чрезвычайно важное значение в сфере охраны окружающей природной среды имеет регистрационная деятельность.

Регистрация представляет собой внесение в единый по форме официальный документ (реестр, регистр, каталог, список, баланс) сведений о том или ином объекте природопользования, источнике или средстве воздействия на окружающую среду. Регистрация проводится в установленном законом порядке органами, наделенными соответствующей компетенцией. Юридическим последствием регистрации является выдача свидетельства, необходимого наряду с другими документами для осуществления деятельности.

Российским законодательством предусмотрены следующие случаи регистрации и ведения реестров (регистров):

  • Государственный реестр объектов размещения отходов и Федеральный классификационный каталог отходов (Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 г. (в ред. 2009 г.));
  • государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов, на основании которой предоставляется разрешение на их производство, применение, реализацию и т.п. (Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 г. (в ред. 2009 г.));
  • регистрация и ведение Государственного реестра опасных производственных объектов (регистрация осуществляется Госгортехнадзором; Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. (в ред. 2009 г.));
  • регистрация генно-инженерно-модифицированных организмов (ведение реестра и выдача свидетельства осуществляется Министерством промышленности, науки и технологий РФ; Федеральными законами «О государственном регулировании в области генноинженерной деятельности» от 5.06.96 г. и «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов» от 16.02.01 г. (в ред. 2009 г.));
  • государственная регистрация лекарственных средств, предназначенных для человека и животных (Федеральный закон «О лекарственных средствах» от 22.06.98 г. (в ред. 2009 г.));
  • регистр гидротехнических сооружений ведется органом надзора за их безопасностью (Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 г. (в ред. 2009 г.));
  • регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ (постановление Правительства РФ от 12.11.92 г. «О регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ»);
  • государственная регистрация недвижимого имущества и сделок с ним, учет земельных участков;
  • государственная регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облечению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов (постановление Совета Министров РФ от 22.09.93 г.);
  • государственная регистрация новых пищевых продуктов;
  • государственный реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг требованиям качества и безопасности;
  • реестр подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море РФ (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта), который ведет МЧС России.

Новыми видами обеспечения экологической безопасности деятельности, объектов, продукции также являются:

  • декларация – официальный документ, в котором субъект сам определяет показатели, параметры, направления своей деятельности и тем самым возлагает на себя обязательства по их соблюдению (например, декларация промышленной безопасности; декларация безопасности гидротехнического сооружения; декларация о соответствии пищевых продуктов, материалов и изделий, не подлежащих обязательной сертификации, требованиям нормативных документов);
  • уведомление – обязательное сообщение о произведенных действиях либо согласование планируемых юридически значимых решений и (или) действий (специфическим видом уведомлений являются подтверждения, направляемые субъектами экономической деятельности с установленной законодательством периодичностью, о неизменности производственного процесса, используемого сырья и т.п. либо о неизменности масштабов и иных показателей воздействия на окружающую среду);
  • аккредитация (добровольное заявление с последующей процедурой его легитимации Госстандартом РФ);
  • экологический паспорт предприятия – специальный обязательный документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящихся в собственности, пользовании предприятия, об их состоянии, видах воздействия и оказываемых в ходе хозяйственной и иной деятельности, мерах по защите окружающей среды.

Экологическая паспортизация в нашей стране началась с 1987 года и продолжается в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90 по сей день. Ей подлежит каждое предприятие.

Помимо экологических паспортов предприятий существуют радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий, паспорта опасных отходов, проводится паспортизация мелиорированных земель, введены в 2002 году паспорта для объектов культурного наследия, много лет уже оформляются паспорта памятников природы.

Государственная экологическая экспертиза является также действенным инструментом охраны окружающей среды. Она проверяет соответствие намечаемой хозяйственной иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

Только в течение 2008 года было рассмотрено более 70000 комплектов документации, в том числе часть из них – на федеральном уровне. Ежегодно в среднем откланяется с отрицательным заключением или отправляется на доработку пятая часть проектов.

Проведение экологической экспертизы регулируется Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 г. (в ред. 2009 г.).

Экспертиза на федеральном уровне проводится Федеральным государственным учреждением «Центр по оценке воздействия на окружающую среду и экспертизы) при Министерстве природных ресурсов РФ.

Государственная экспертиза проводится при выполнении заказчиком 2-х условий: предоставление всех материалов и предварительная оплата. Срок проведения экспертизы не должен превышать 6 месяцев. Экспертная комиссия готовит заключение.

В заключении должны быть ответы на следующие вопросы:

  • можно ли размещать объект в конкретных условиях с учетом всех обстоятельств;
  • каковы характер, степень воздействия и последствия реализации планируемой деятельности;
  • возможны ли меры по восстановлению и оздоровлению окружающей природной среды, воспроизводству ценных природных ресурсов.

Заключение может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является обязательным условием финансирования и реализации объекта экспертизы и действует в течение срока, определенного специальным уполномоченным органом. Отрицательное заключение влечет следующие последствия:

  • запрет на реализацию объекта;
  • право на повторную экспертизу после доработки проекта;
  • право оспорить заключение в арбитражном суде.

Виды экологической экспертизы:

  • государственная и общественная;
  • первичная и повторная.

Одним из наиболее масштабно применяемых средств управления окружающей средой является экологический контроль. Виды контроля: государственный, ведомственный, производственный и общественный.

Общий экологический контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией. Министерство природных ресурсов осуществляет ведомственный контроль за работой комитетов субъектов РФ, государственный – в сфере охраны окружающей среды, использования лесов, недр, вод и т.п. в отношении всех иных субъектов хозяйственной и управленческой деятельности. Минатом ведет ведомственный контроль за предприятиями атомного комплекса. Общественный экологический контроль может осуществлять в различных формах:

  • общественные слушания;
  • референдумы;
  • общественная экологическая экспертиза;
  • обращения в средствах массовой информации;
  • направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

Другими инструментами в области природопользования и охраны окружающей среды являются:

  1. экологическое лицензирование – разветвленная разрешительная система, включающая в себя совокупность органов экологического управления, обладающих полномочиями давать и аннулировать лицензии (разрешения), процессуальных порядков выдачи (изменения условий, аннулирования) лицензий, материальноправовых норм, регулирующих содержание и условия лицензий (Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8.08.01 г. (в ред. 2009 г.));
  2. экологическая стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.02 г. (в ред. 2009 г.));
  3. экологическая сертификация – специализированная деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции или иного сертифицируемого объекта предъявляемым к нему требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, в том числе по охране окружающей среды и экологической безопасности (Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.02 г. (в ред. 2009 г.));
  4. экологическое нормирование – процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элементы, что позволяет рассчитывать на непричинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам.

Экологическое нормирование один из самых сложных и интенсивно развивающихся инструментов охраны окружающей среды. Данная сфера регулируется Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. No 7-ФЗ (в ред. 2009 г.) и другими актами.

Виды нормативов:

  • нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических и биологических (микробиологических) вредных веществ: устанавливаются для оценки состояния окружающей среды и рассчитываются по содержанию этих веществ в атмосферном воздухе, водах, почве единым для всей территории РФ образом; ПДК устанавливается для каждого вредного вещества в отдельности; ПДК – такие концентрации вредных веществ, которые почти не оказывают влияния на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства;
  • нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (химических и биологических) – ПДВ – устанавливаются для определения возможного с точки зрения закона объема загрязнения атмосферного воздуха, вод, почв с учетом производственных мощностей объекта, который производит сброс (выброс), и данных о вредных последствиях по каждому источнику загрязнения; для отдельных предприятий могут устанавливаться временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов (сбросов) вредных веществ с одновременным утверждением плана постепенного снижения объемов таких воздействий на окружающую среду;
  • нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий (таких как шум, вибрация, ультразвуковое излечение и т.п.) и ПДУ радиационного воздействия (еще называют нормами радиационной безопасности – НРБ); НРБ рассчитываются в соответствии с принципами определения основного дозового предела в целях исключения всякого необоснованного облучения, снижения дозы облучения до возможно низкого уровня; в 1996 году Госсанэпиднадзором России были утверждены НРБ-96 с более жесткими ограничениями на содержание радионуклидов в объектах окружающей среды;
  • нормативы (лимиты) использования (изъятия) природных ресурсов – устанавливаются с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей самовосстановления природного ресурса или возобновления его человеком в целях предупреждения истощения природных ресурсов и нарушения экологического равновесия, а также обеспечения максимальных экономических выгод от использования природного ресурса (нормативы по отлову рыбы, отстрелу определенных видов животных и т.п.);
  • нормативы санитарных и защитных зон для охраны водоемов, источников питьевого водоснабжения и т.п.;
  • другие нормативы, например, нормативы ПДОК – предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания.

Так, в ст. 15 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2.01.00 г. (в ред. 2009 г.) сказано, что пищевые продукты должны соответствовать установленным требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья населения и будущих поколений. Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат утилизации и уничтожению.

Норматив становится юридически обязательным с момента утверждения его компетентными органами: Госсанэпиднадзором России и Министерством природных ресурсов РФ.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Ответственность за экологические правонарушения несут лица (граждане, должностные лица, юридические лица), не соблюдающие экологические законы и наносящие ущерб окружающей природной среде и человеку.

По характеру причиненного ущерба экологические правонарушения делятся на следующие группы:

  • загрязнение природной среды;
  • нерациональное использование природных ресурсов;
  • истощение ресурсов;
  • повреждение или уничтожение природных объектов;
  • разрушение природных экосистем, т.е. нарушение экологического равновесия, приводящее к их деградации.

В зависимости от причиненного ущерба к виновным в экологических правонарушениях применяются различные санкции: уголовные, административные, экономические, дисциплинарные.

Если должностные лица и граждане совершают общественно опасные деяния и посягают на установленный в России экологический правопорядок, причиняют вред окружающей природной среде и здоровью человека, то эти деяния классифицируются как экологические преступления, а виновные несут уголовную ответственность в соответствии с гл. 26 Уголовного -кодекса РФ «Экологические преступления» (ст. 246 – 262) и некоторыми другими статьями.

Виды экологических преступлений:

глава 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности»:

  • ст. 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики» (в статье упоминается радиоактивное заражение окружающей среды);
  • ст. 216 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ»;
  • ст. 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах»;
  • ст. 220 «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами»;

глава 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»:

  • ст. 236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»;
  • ст. 237 «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей» (в статье говорится о создании опасности для окружающей среды);
  • ст. 243 «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры» (в статье упоминаются среди объектов преступления природные комплексы, объекты взятые под охрану государством);
  • ст. 245 «Жестокое обращение с животными»;
  • глава 26 УК РФ «Экологические преступления»:
  • ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ»;
  • ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»;
  • ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами»;
  • ст. 249 «Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений»;
  • ст. 250 «Загрязнение вод»;
  • ст. 251 «Загрязнение атмосферы»;
  • ст. 252 «Загрязнение морской среды»;
  • ст. 253 «Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ»;
  • ст. 254 «Порча земли»;
  • ст. 255 «Нарушение правил охраны и использования недр»;
  • ст. 256 «Незаконная добыча водных животных и растений»;
  • ст. 257 «Нарушение правил охраны рыбных запасов»;
  • ст. 258 «Незаконная охота»;
  • ст. 259 «Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ»;
  • ст. 260 «Незаконная рубка лесных насаждений»;
  • ст. 261 «Уничтожение или повреждение лесных насаждений»;
  • ст. 262 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов»;

глава 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества»:

  • ст. 358 «Экоцид».

УК РФ расширил перечень наказаний за экологические преступления. Так, санкции статей гл. 26 предусматривают штрафы в различных размерах, ограничение свободы, исправительные работы, арест на различные сроки, а также лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Самыми распространенными преступлениями являются деяния предусмотренные статьями 256, 258, 260, 261 УК РФ. Наиболее тяжкими преступлениями считаются: ч.3 ст. 247 и ч.2 ст. 261; ст. 358 УК РФ. Они представляют реальную угрозу национальной безопасности.

Количество экологических преступлений по данным статистики с 1997 по 2009 год выросло более чем в 4 раза, а количество выявленных лиц, совершивших такие преступления, в 2 раза. Так если в 1997 году было выявлено 6971 преступлений в сфере экологии, то к 2004 году их уже было выявлено 30573.

Рост зарегистрированной экологической преступности наблюдается в подавляющем большинстве регионов России, особенно в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Преступность не только растет количественно, но и меняется качественно. Развиваются ее наиболее опасные организованные формы, особенно в лесной и рыбной отраслях народного хозяйства. На Нижней Волге, на Камчатке, Дальнем Востоке и в ряде других мест рыбное браконьерство порой приобретает промышленный размах. В стране сложилась криминогенная обстановка вокруг заготовки древесины. Так, только в 2002 – 2003 годах число незаконных порубок леса увеличилось с 16000 до 23000, вырос объем незаконно заготовленной древесины (в 2003 г. – 738000 м3).

Многие зарубежные инвесторы, особенно представляющие средний и мелкий бизнес, размещают на российской территории экологически вредные производства, чтобы избежать дополнительных расходов на выполнение жестких отечественных нормативов, снизить издержки и сбыть продукцию, не отвечающую требованиям безопасности: генно-модифицированные, патогенные, синтетические и иные вредные для здоровья населения товары (государственное регулирование осуществляется на основе Федерального закона «О государственном регулировании в области генноинженерной деятельности» от 5.07.96 г. No 86-ФЗ (в ред. 2009 г.)).

Россия, имея возможность обеспечить своих граждан продовольствием, ежегодно тратит около 13 млрд. долл. на закупку продуктов из-за рубежа. При этом качество ввозимой продукции, по оценкам Центра экономической конъюнктуры, крайне низкое; при ее проверках отбраковывается от 60 до 70%. В результате Россия постепенно превращается в «мировую продовольственную помойку» (Журнал «Закон», 2004, No 6, с. 67 – 71, статья Королевой М. В. и Шаровой Г.Н. «Влияние преступности, связанной с производством и сбытом товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности на экологическую ситуацию в РФ»).

К первоочередным мерам борьбы с экологической преступностью следует отнести: развитие и совершенствование законодательства, направленного на обеспечение экологического благополучия; разработку и осуществление системы современных мер обеспечения права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду (гарантии которого предусмотрены в ст. 42 Конституции РФ); усилить воздействие правоохранительной системы на сферу экологии (в том числе путем создания подразделений экологической милиции) и др.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 г. (в ред. 2009 г.).

Основаниями административной ответственности являются наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение.

Виды экологических проступков:

  • ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения»;
  • ст. 7.1 «Самовольное занятие земельного участка»;
  • ст. 7.5 «Самовольная добыча янтаря»;
  • ст. 7.8 «Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения»;
  • ст. 7.9 «Самовольное занятие лесных участков»;
  • ст. 7.11 «Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии);
  • статьи 8.1 – 8.41 главы 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования», например, статьи:
  • 8.6 «Порча земли»;
  • 8.28 «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан»;
  • 8.31 «Нарушение правил санитарной безопасности в лесах»;
  • 8.32 «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»;
  • 8.37 «Нарушение правил пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами» (нарушение правил охоты и рыболовства);
  • 8.41 «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • другие экологические проступки.

Так, в ходе совместных проверок, проведенных прокуратурой и службой по надзору в сфере природопользования МПР России, только за июнь 2004 г. выявлено более 2000 объектов, незаконно возведенных на территории Московской области. Специальные проверки одного лишь Клязьминского водохранилища, по берегам которого выявлено 182 незаконно возведенных объекта, показали превышение уровня загрязнения воды нитритами (в 2 раза), фосфатами (в 3 раза), хлоридами (в 3,5 раза), аммонием (в 10,5 раз).

Экологические правонарушения в зависимости от их видов рассматриваются: судьями, мировыми судьями, органами Государственного горного и промышленного надзора, органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы, органами Государственного ветеринарного надзора, органами Госатомэнергонадзора, таможенными органами, органами Государственного геологического контроля, органами пограничной службы РФ, органами внутренних дел и другими органами государственной власти (в соответствие со ст.23.1 – 23.58 КоАП РФ).

Основными санкциями за экологические проступки являются: административный штраф, конфискация орудий, средств совершения правонарушения, незаконно добытого. Очень редко используются иные меры административного взыскания. Например, в ст. 8.37 КоАП РФ речь идет о лишении права охоты на срок до 2-х лет. Размер штрафов тоже различается в зависимости от вида экологического проступка и правонарушителя (гражданина, должностного лица или юридического лица). Так, например, за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ) штраф на граждан накладывается в размере от 1000 до 2000 руб., на должностных лиц – от 2000 до 5000 руб., на юридических лиц – 10000 до 100000 руб.

Ежегодно в России фиксируются сотни тысяч случаев экологических проступков.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения – это самостоятельный вид юридической ответственности. Его основания, круг субъектов, перечень взысканий определяются ст. 82 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Трудовым кодексом РФ (ст. 192 – 194), иными нормативно-правовыми актами. Но в отличие от уголовного и административного законодательства более или менее систематизированный перечень экологических дисциплинарных проступков здесь отсутствует.

Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие обязательного условия – осуществления профессиональной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду. Кроме того, важным условием является выполнение конкретной трудовой функции, как части производственной или иной деятельности предприятия либо функций должностного лица. В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Взыскание за него: либо замечание, либо выговор или увольнение с работы.

В соответствии с приказом Минприроды России от 17.04.96 г. No 1076 для привлечения должностных лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной ответственности (невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранного законодательства, вытекающее из трудовой функции или должностного положения) государственный инспектор в области охраны окружающей природной среды направляет руководству юридического лица представление о наложении на виновных определенного вида дисциплинарного взыскания. В таком представлении излагаются конкретные факты экологических правонарушений.

Вероятно, число ежегодно совершаемых в стране дисциплинарных экологических проступков в несколько раз должно превышать количество административных правонарушений.

Гражданско-правовая ответственность и возмещение экологического вреда предусмотрены в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и другими нормативно-правовыми актами.

Так, в соответствии со ст. 77 – 79 Закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

В ст. 1079 ГК РФ предусматривается ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. В иных законодательных актах также содержатся нормы, предусматривающие возмещение ущерба в результате причинения вреда отдельным компонентам окружающей среды: ст. 181 Водного кодекса РФ, ст. 111 Лесного кодекса РФ, ст. 32 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно ст. 277 ТК РФ руководитель несет полную материальную ответственность за прямой, действительный ущерб, причиненный организации.

Система наказаний в российском уголовном праве

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Они помещены в УК в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний. Система наказаний, ее эффективность занимают определенное место и выполняют важнейшую роль в механизме назначения наказания - критерия оценки при выборе меры ответственности, предусматривающей выполнение ряда требований общих начал назначения, предшествующих выбору вида наказания, определение его размера или срока; принципа назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров; сложения сроков наказания различных видов и т.п.

Освобождение от наказания - отказ государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, от реального применения мер уголовного наказания к осуждённому, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда, либо от полного отбывания назначенной меры наказания.

Общая характеристика экологического права

Экологическое право как отрасль российского права. Предмет экологического права. Основные понятия.

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о его становлении и развитии, о принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, государственном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за экологические правонарушения, о правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды.


Предмет экологического права делятся на три составные части :

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

· экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

· административно-правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный) (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

· историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Природный объект представлен тремя разновидностями.

1) естественная экологическая система , которая обладает следующими свойствами:

а) объективно существующая часть природной среды;

б) имеет определенные пространственно-территориальные границы;

в) состоит из живых и неживых элементов; г) эти элементы обмениваются веществом и энергией, тем самым представляя собой функциональное целое.

Экологическая система - это единство среды обитания и населяющих ее организмов, обладающее некоторой самостоятельностью по отношению к окружающему миру, имеющее устойчивые внутренние связи.

2) природный ландшафт - это особая территория, основное качество которой заключается в том, что она не претерпела изменений в результате антропогенного воздействия и сохранилась в своем естественном виде; кроме того, характеризуется целостным сочетанием таких характеристик, как рельеф местности, почва, растительность, сформировавшихся под влиянием общих климатических условий.

3) каждый отдельный элемент экологической системы или природного ландшафта, сохранивший свои изначальные природные свойства, то есть не преобразованный деятельностью человека.

Природный комплекс представляет собой более сложное образование - совокупность нескольких природных объектов, которые объединены между собой пространственно (своим местонахождением), а также естественной функциональной связью и взаимодействием.

Окружающая среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Иными словами, компоненты природной среды - это ее основные, укрупненные составляющие.

Охрана окружающей среды определяется как деятельность, проводимая по следующим направлениям:

а) сохранение и восстановление природной среды,

б) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов,

в) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

г) ликвидация последствий такого воздействия.

Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Государственное регулирование экологопользования

Органы государственной власти и управления, осуществляющие государственное регулирование экологопользования

Органы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведом-ственной) компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов экологопользования и охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия и распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общей компетенции. Например, Правительство РФ принимает постановления по всем отраслям народного хозяйства. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов занимается лишь вопросами экологопользования и охраны окружающей среды. Если постановление Правительства РФ действует на всей территории Российской Федерации, то приказ министра по охране окружающей среды и природных ресурсов - только на тех ее участках, где сложилось неблагоприятное экологическое положение, на ликвидацию которого и направлен данный приказ.

Органы регулирования межотраслевой (межведомственной) компетенции - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Министерство здравоохранения РФ, Министерство внутренних дел РФ и другие - классифицированы в самостоятельную группу в силу того, что акты, принимаемые этими министерствами и ведомствами, имеют обязательную силу для всех иных предприятий, министерств и ведомств. Так, стандарты, принятые Госстандартом России относительно предельно допустимых вредных выбросов автомобилей, обязательны для всех машин любого класса, в том числе и для ГАИ МВД РФ, осуществляющей контроль за соблюдением этого стандарта автомобилями всех ведомств.

На федеральные органы регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов возложены следующие задачи:

1. На министерство природных ресурсов и Госкомитет РФ по охране окружающей среды - комплексное управление и регулирование в области охраны окружающей среды в РФ, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и исполь-зования природных ресурсов; координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; оценка и прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду, а также состояния и использования природных ресурсов, ведение Красной книги РФ; и пр.

2. Комитет РФ по геологии и использованию недр, который входит в Минприродных ресурсов РФ, осуществляет в установленном порядке контроль за ведением работ по геологическому изучению недр, рациональ-ным, комплексным, экологически безопасным использованием недр и их охраной, соблюдением порядка и условий пользования недрами; и пр.

3. Федеральная служба лесного хозяйства России разрабатывает ос-новные направления федеральной политики в области использования, воспроизводства, охраны лесов и развития лесного хозяйства;

4. Комитет РФ по водному хозяйству", входящий в Минприродных ресурсов РФ,

5. Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству

6. Государственный комитет РФ по рыболовству

7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружа-ющей среды (Росгидромет) осуществляет гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод, суши, морской среды, почв и пр.

Законодательное регулирование и международно-правовая охрана окружающей природной среды

Основные нормативные акты Рф и международного права, осуществляющие охрану окружающей природной среды.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999) , в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 ).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды » (2002). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды » устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Размер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2000) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998).

Одной из важнейших составных частей природоохранительного законодательства являетсясистема экологических стандартов . Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентироваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридическую ответственность.

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздрава РФ , обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзор а, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы (ОНД) Госкомэкологии, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы».

Отраслевая нормативная документация и документация предприятий по охране окружающей среды включают в себя соответственно ОСТы, СТП, руководящие документы (РД), положения и т. п.

Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах.

ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных веществ в отдельности и действует на территории всей страны.

1. Международные договоренности :

а) Конвенции в области охраны морской среды от загрязнения

б) Договора и конвенции, связанные с ядерным оружием и использованием атомной энергии в мирных целях:

в) Конвенция по международной торговле охраняемыми видами дикой фауны и флоры

г) Рамсарская конвенция по влажным зонам имеет международное значение как конвенция о местах обитания водоплавающих птиц.

д) Конвенция об охране биологического разнообразия.

ж) Венская конвенция по защите озонового слоя и Монреальский протокол относительно веществ, разрушающих озоновый слой.

Особенности регулирования отдельных видов деятельности

Основы экологического права.

Экологическое право - ϶ᴛᴏ отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является важным инструментом, используемый государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды. Взвези с резким обострением экологических проблем на современном этапе развития общества роль экологического права и в целом административно правового направления постоянно растет.

Источники экологического права.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1. Конституция. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба причинœенного его здоровью. Конституция определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов и устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране её богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны природы. Οʜᴎ составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира.

3. Указы и распоряжения президента по вопросам экологии и природопользования, правительственные природоохранные акты

4. Нормативные акты министерств и ведомств

5. Нормативные решения органов местного самоуправления

Систему экологического законодательства возглавляет федеральный закон РФ ʼʼОб охране окружающей среды от 10.01.2002 №7 РЗʼʼ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить конституции России и данному законодательному акту. В этом главном федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды:

1. Глава 1 - общие положения.

2. Глава 2 – основы управления в области охраны окружающей среды.

3. Глава 3 – права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций.

4. Глава 4 – экономическое регулирование.

5. Глава 5 – нормирование.

6. Глава 6 – оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза.

7. Глава 7 – требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

8. Глава 8 – зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций.

9. Глава 9 – природные объекты, находящиеся под особой охраной.

10. Глава 10 – государственный мониторинг окружающей среды

11. Глава 11 – контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).

12. Глава 12 – научные исследования.

13. Глава 13 – основы формирования экологической культуры.

14. Глава 14 – ответственность за нарушение законодательства.

15. Глава 15 – международное сотрудничество.

16. Глава 16 – заключительные положения.

27.11.13. Действующий ныне федеральный закон ʼʼоб охране окружающей средыʼʼ (разработан и принят в 2002 году), значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанный с охранной окружающей среды. В частности субъектам федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты области охраны окружающей среды, с учетом географических, природных, социально – экономических и иных особенностей ограничивать и запрещать хозяйственную и иную анти экологическую деятельность на своих территориях и так далее.

Земельный кодекс РФ (утвержден в 2001 году) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли.

Основные правовые функции охраны земель:

· Сохранение и повышение плодородия почв;

· Сохранение фонда сельскохозяйственных земель.

Экологическими нарушениями считаются: порча, загрязнение, засорение и истощение земли. Земельный кодекс регламентируют куплю – продажу земли и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (разработан в 1995 году) регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

В 1999 году был принят ʼʼЗакон об охране атмосферного воздухаʼʼ, а также правовые основы охраны атмосферного воздуха, отражены в законе РФ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ. Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий ПДК и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

В 1995 году ʼʼЗакон РФ о радиационной безопасности населœенияʼʼ провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ гарантируются данным законом.

В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок в виде улучшения социально – бытовых условий населœения и так далее.

ʼʼЗакон РФ о недрахʼʼ (1992 год) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.
Размещено на реф.рф
К числу эколого - правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды закон в первую очередь относит их загрязнение.

ʼʼОсновы лесного законодательстваʼʼ закрепляет требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые норма направлены на использование леса, как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и так далее.

ʼʼЗакон РФ о животном миреʼʼ. В нём содержаться эколого – правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно данному закону к эколого - правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных.

ʼʼЗакон РФ об отходах производства и потребленииʼʼ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления, с целью предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

В 1995 году были приняты ʼʼЗаконы о санитарно-эпидиалогическом благополучии населœенияʼʼ (1999ᴦ.) и ʼʼОсновы законодательства РФ об охране здоровьяʼʼ (1993ᴦ.) .

Указы и распоряжения президента РФ также затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примерами являются ʼʼУказ о федеральных природных ресурсахʼʼ и в 1996 году был принят ʼʼУказ о концепции перехода РФ к устойчивому развитиюʼʼ.

Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и так далее. Οʜᴎ считаются обязательными для других министерств и ведомств физических и юридических лиц.

Нормативные решения местных административных органов, мэрий, сельских и посœелковых советов, которые дополняют и конкретизируют действующие нормативно – правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Основы экологического права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основы экологического права." 2017, 2018.

  • - Основы экологического права

    Конституционной обязанностью граждан РФ является обязанность сохранять природу (ст. 58 Конституции РФ). Термин «сохранять» предполагает активные действия, направленные на сбережение человеческой среды обитания во всех ее проявлениях. Причем эти действия... .


  • - Тема 9. Основы экологического права РФ

    Вопросы: 1. Понятие, предмет, метод и объект экологического права 2. Экологические правоотношения 3. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды 4. Юридическая ответственность за экологические правонарушения 1. Термин "экология" возник в... .


  • - Тема 9. Лекция 14. Основы экологического права.

    1. Предмет и система экологического права 2. Объекты экологического права 3. Система федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. 1. Предмет и система экологического права. Экологическое право как отрасль права – это система правовых...

  • Введение………………………………………………………………………………………….3

    1.Понятие и определение экологического права………………………………………………4

    2. Принципы экологического права……………………………………………………………7

    3. Источники экологического права……………………………………………………………9

    4. Экологические права граждан……………………………………………………………....11

    5. Принципы и объекты охраны окружающей среды………………………………………..15

    6. Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения…………..17

    Заключение……………………………………………………………………………………...19

    Список использованной литературы………………………………………………………….20

    Введение

    Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

    Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3- 6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма.

    1. Понятие и определение экологического права

    Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:

    по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности;

    по рациональному использованию природных ресурсов;

    по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

    по обеспечению экологической безопасности.

    При этом под охраной окружающей среды принято понимать деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

    Рациональное использование природных ресурсов - это комплексное, экономически эффективное использование природных ресурсов в сочетании с требованиями охраны окружающей природной среды.

    Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее; положение при котором отсутствует угроза нанесения ущерба природной среде и здоровью населения.

    Принято считать, что формально-юридически под окружающей средой в российском законодательстве понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

    природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

    природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

    антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

    Последние годы все большее распространение и обоснование получает точка зрения, в соответствии с которой экологическое право охватывает своим регулированием все аспекты человеческого взаимодействия с материальным миром природы, окружающим людей, то есть экологические отношения. В их содержание включаются природопользование, охрана окружающей среды, сохранение уникальных произведений природы, культуры, здравоохранения, все виды воздействий на природу, искусственное восстановление благоприятного состояния природной среды, защита от неблагоприятных воздействий стихии и т.д. В таком понимании экологическое право включает правовые нормы об использовании и охране земель, их недр, вод (включая океаны, моря, подземные воды, ледники), лесов и иных составляющих растительного царства, диких животных, обитающих в состоянии естественной свободы в сухопутной и водной среде, атмосферы Земли и космического пространства со всеми ее природными компонентами1.

    Сегодня во многих государствах мира всё большее признание получает подход, в соответствии с которым обеспечение экологической безопасности является относительно самостоятельным предметом регулирования, наряду (хотя и в связи) с природопользованием и охраной окружающей среды.

    Особенности российского экологического законодательства. Новейшее российское законодательство в этом плане опережает законодательство других государств и международные документы, в которых понятие "экологическая безопасность" используется чрезвычайно редко (предметом регулирования последних, как правило, являются охрана окружающей среды, использование природных ресурсов, защита экологических прав человека и пр.).

    Такое состояние российского экологического законодательства иногда квалифицируется как неоправданное забегание вперед по сравнению с законодательством других стран, своего рода увлечение правовой риторикой, манипулирование понятийно-терминологическим аппаратом. Более того, ряд исследователей расценивает как некорректное само понятие "экологическая безопасность", прибегая примерно к следующей аргументации: отношения по обеспечению соблюдения экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, как деятельности по обеспечению их экологической безопасности, регулируются в рамках отношений по природопользованию и охране окружающей среды, и, соответственно, отсутствуют серьезные мотивы для выделения отношений по обеспечению экологической безопасности в отдельную группу общественных отношений, регулируемых экологическим правом, наряду с отношениями по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

    Такой подход имел бы свой резон, а следовательно, и право на существование, если бы речь шла об "обычном" ухудшении качества окружающей среды в нарушение установленных стандартов. Но нельзя отрицать логику и в таком подходе, который ориентирует охранительные нормы в данной сфере на некий предел, порог допустимого загрязнения. И тогда предметом охраны (хотя и условно) становится "экологическая безопасность". Условность здесь приемлема в такой же мере, в какой мы говорим, допустим, о международной безопасности или о государственной безопасности, хотя объект охраны, в строгом смысле слова, и здесь можно было бы свести к состоянию защищенности жизненно важных интересов личности, общества и т.п.

    Негативное отношение ряда авторов к такому выделению вызывает особую озабоченность в связи с тем, что его высказывают, порой, признанные авторитеты в области экологического права. Например, М.М. Бринчук делает вывод об отсутствии оснований для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы и о некорректности выделения обеспечения экологической безопасности как предмета совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации, наряду с природопользованием и охраной окружающей среды в ст.72 Конституции РФ 2. При этом делается ссылка на чрезвычайно широкий спектр мнений, высказанных в отечественной юридической литературе, относительно содержания экологической безопасности: от обеспечения экологических прав и интересов человека, исключения экологического вреда природной среде и человечеству, защиты экологических интересов личности, общества и государства до обеспечения рационального использования, воспроизводства и повышения качества окружающей среды.

    Похожие публикации