Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Форма гу 22 образец заполнения. Порядок составления коммерческого акта. Данный документ может быть составлен в случае

19.1. Выявленные в процессе перевозки коммерческие неисправности багажа и грузобагажа оформляются актами общей формы ГУ-23 (ГУ-23 ВЦ) или коммерческими актами формы ГУ-22. Коммерческие акты формы ГУ-22 составляются для удостоверения обстоятельств:

несоответствия наименования, массы, количества мест багажа или грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе, с фактически прибывшим багажом или грузобагажом;

повреждения (порчи) багажа или грузобагажа и возможные причины такого повреждения;

обнаружения багажа или грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без багажа или грузобагажа

возвращения перевозчику похищенных багажа или грузобагажа.

19.2. Первые экземпляры коммерческих актов прикладываются к перевозочным документам, при этом в перевозочном документе делается отметка о составлении коммерческого акта, которая заверяется подписью ответственного работника подразделения.

Образец бланка «Коммерческий акт» формы ГУ-22 представлен на рис. 24 приложения 2 к настоящей Инструкции.

19.3. Акт общей формы ГУ-23 (ГУ-23 ВЦ) составляется в случаях, предусмотренных правилами составления актов. Акт общей формы ГУ-23 ВЦ оформляется на автоматизированных рабочих местах.

19.4. Акт общей формы подписывается лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, но не менее чем двумя лицами.

19.5. Нумерация актов общей формы ведется отдельно от нумерации коммерческих актов. По указанию руководителя подразделения или его заместителя за каждым объектом и подразделением станции (вокзала) закрепляется строго определенная порядковая нумерация с учетом ее в особой книге, находящейся в багажной кассе (товарной конторе) станции (вокзала). С 1 января каждого года нумерация актов должна начинаться с первого номера.

19.6. Вторые экземпляры актов общей формы выдаются пассажирам и отправителям, получателям грузобагажа по их требованию, а также в случаях, когда акт составляется как основание для взыскания нанесенных железной дороге убытков.

19.7. Экземпляры всех составленных актов должны находиться в подразделении (станции, вокзале) в одном деле (папке) с приложенными к ним перепиской и материалами расследования.

19.8. Акт общей формы составляется при задержке подачи (передачи) вагонов к местам погрузки (выгрузки), а также при задержке в уборке (приеме) по причинам, зависящим от грузополучателей и грузоотправителей.

19.9. Акты общей формы составляются в случаях отказа или уклонения грузополучателей (грузоотправителей) от подписи памяток приемосдатчика, ведомостей подачи и уборки вагонов, учетных карточек и др. На указанных документах в этих случаях делается отметка о составлении акта.



19.10. Вместе с одним экземпляром неподписанного документа акт общей формы высылается заказным письмом руководителю организации, представитель которого отказался подписать документ или передается пассажиру. Почтовая квитанция на отсылку письма руководителю организации вместе с копией этого письма и актом общей формы подшивается к экземпляру неподписанного документа.

19.11. Ни одна из сторон не имеет право отказаться от подписи акта общей формы. При несогласии с содержанием акта каждая сторона может изложить свое мнение. В случае отказа от подписи акта представителей грузоотправителя (грузополучателя) акт подписывается лицами, участвующими в его составлении. При этом в акте делается отметка о предъявлении акта на подпись представителю грузоотправителя (грузополучателя) и об его отказе от подписания акта. Эта отметка вторично заверяется подписями лиц участвующих в составлении акта.

19.12. При обнаружении почтово-багажных вагонов с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения или сохранности перевозок, акт общей формы составляется в трех экземплярах, один из которых первый направляется в службу предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях железной дороги, а второй - хранится в делах станции, третий – перевозчику. При составлении в этих случаях коммерческого акта, акт общей формы составляется в четырех экземплярах, и четвертый экземпляр прилагается к коммерческому акту.

19.13. В случаях обнаружения в пути следования хищений, недостач и повреждений багажа (грузобагажа) акт общей формы составляется в трех экземплярах, из которых первый экземпляр следует с перевозочными документами на станцию назначения, второй направляется перевозчику, а третий остается в делах подразделения, составившего акт.

Образцы актов общей формы форм ГУ-23 и ГУ-23ВЦ представлены на рис. 25-26 приложения 2 к настоящей Инструкции.

Коммерческий акт – юридический документ, имеющий доказательное значение для определения ответственности за утрату, порчу и повреждение грузов. Он позволяет разграничить ответственность за утрату, порчу и повреждение груза. Коммерческий акт составляют на бланках (форма ГУ-22) с типографской нумерацией и регистрируют в книге учёта бланков строгой отчётности

Коммерческий акт должен удостоверять следующие обстоятельства:

Несоответствие наименования, массы или числа мест груза в натуре данным, которые значатся в документах;

Порчу и повреждение груза;

Разъединение груза и документов;

Возвращение дороге похищенного груза или багажа;

Несвоевременную подачу груза на подъездной путь станцией, т.е. если груз не подан в течение 24 ч после документального оформления выдачи в товарной конторе (составляется по требованию получателя).

При отклонении качества груза от нормы и массы от величины, указанной в накладной, составляется коммерческий акт (обязательно присутствие работника дороги, ответственного за перевозку скоропортящихся грузов).

В случае составления коммерческого акта на порчу груза начальник поезда обязан представить станции для проверки рабочий журнал, выдать заверенную своей подписью выписку с указанием режима обслуживания вагона в пути и представить начальнику станции выгрузки личное объяснение по обстоятельствам погрузки и перевозки груза. В коммерческом акте указывают фактическое качественное состояние и температуру продуктов, способ перевозки (охлаждение, отопление, утепление), состояние изотермических вагонов, температурный режим рефрижераторных вагонов, способ укладки груза (навалом, подвесом, шахматная, вертикальная и др.) и другие обстоятельства, могущие характеризовать причины порчи или изменения массы груза. Никаких предположений и выводов о причинах неисправности перевозки и виновности сторон, участвовавших в ней, вносить в акт не допускается. При неисправности составляют технический акт. К коммерческим прикладывают удостоверения о качестве или сертификаты, выданные при отправлении груза, выписку из журнала температур при перевозке в рефрижераторных вагонах, документы характеризующие порядок обслуживания груза в пути следования, и все другие документы на основании которых можно установить причины порчи груза.

В акт могут быть внесены в зависимости от обстоятельств сведения о вагонах, пломбах и отметках в накладной, массе, роде упаковки, количестве мест, указанных в документах и оказавшихся в действительности, описание фактов повреждения и порчи, заключения экспертизы, отметки станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции.

В коммерческом акте должны содержаться:

Точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности грузоотправителя (отправителя) или железной дороги. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, дают точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных;

Данные о том правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из таких нарушений допущено.

По своей структуре коммерческий акт состоит из семи разделов: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. При оформлении случаев несохранности перевозок скоропортящихся грузов в вагонах с машинным охлаждением в разделе "Д" акта должны быть указаны: способ погрузки груза; род и состояние тары; место размещения испорченного груза; исправен ли кузов вагона; соблюдение температурного режима; сведения о наличии следов порчи груза;

способ утепления вагона при перевозке в зимний период.

Отметка о проведенной экспертизе для определения причины несохранности груза и размеров причинённого ущерба делается в разделе "Е" акта. При несогласии с заключением эксперта начальник станции делает об этом оговорку с указанием мотивов.

В разделе «Ж» делается отметка станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции.

По всем случаям несохранных перевозок, подлежащих оформлением коммерческим актом, начальник станции в тот же день по телеграфу даёт оперативное донесение. Порядок выдачи и адресования оперативных донесений при обнаружении фактов хищения, повреждения или недостачи мест либо массы груза, повреждения или утраты при пожарах и крушениях регламентирован инструкцией.

В случае неисправной перевозки скоропортящихся грузов к акту прилагают контрольные сведения на вагон, в котором осуществлялась перевозка.

Объективное изложение обстоятельств и наличие всех необходимых документов, позволяющих сделать правильное заключение о том, что послужило причиной порчи или утраты груза и какая из сторон (дорога, отправитель, получатель) ответственна за это.

Коммерческие акты составляют на каждую отправку по письменному рапорту заведующего грузовым двором, складом или приемосдатчика на бланках установленной формы в трех экземплярах до выдачи груза получателю в день обнаружения неисправности или во всех случаях не позднее следующих суток. Каждый коммерческий акт должен иметь печатную нумерацию и штемпель станции, составившей его.

Подписывают коммерческий акт начальник станции или его заместитель и лица участвующие в проверке груза (заведующий грузовым двором, приемосдатчик), а также получатель, а при отсутствии получателя (для защиты его интересов) – не менее чем три лица (включая начальника станции или его заместителя).

Первый экземпляр акта направляют на расследование в службу контейнерных перевозок и коммерческой работы своей дороги, второй выдают получателю по его требованию в трехдневный срок, третий хранят на станции.

К первому экземпляру коммерческого акта об утрате, порче, повреждении и недостаче грузов прикладывают снятые с вагона пломбы (ЗПУ).

Если обнаружены течь, порча или подмочка груза при неисправном состоянии кузова вагона, то осмотрщик вагонов или вагонный мастер должен составить в день обнаружения неисправности и не позднее дня составления коммерческого акта акт о техническом состоянии вагона , копия которого остается на станции, а первый экземпляр прилагается к первому экземпляру коммерческого акта. Его подписывают представитель вагонного депо и дежурный по станции.

Кроме этого к коммерческому акту прилагают следующие документы:

Подлинный вагонный лист;

Копии коммерческого акта попутной станции;

Копии сертификатов и качественных удостоверений;

Копии фактур;

Копии счетов;

Копии актов экспертизы;

Выписку из рабочего журнала рефрижераторного подвижного состава;

Натурный лист поезда;

Копии оперативных донесений и др.

При разногласиях в оценке состояния груза грузополучатель или станция может потребовать проведение экспертизы в случае снижения качества или утраты груза, а также по другим причинам. Экспертиза скоропортящихся грузов должна проводится представителями бюро товарных экспертиз, инспекторами по качеству или ветеринарно-санитарного надзора с обязательным участием работника станции не позднее 24 часов с момента вскрытия вагона в присутствии начальника станции, его заместителя или начальника грузового двора.

Эксперт определяет размеры убытка и причины порчи груза, на которые составлены коммерческие акты. В его заключении должно быть указано: качество груза до его порчи или повреждении, степень повреждения или порчи груза, на сколько процентов понизилась стоимость груза вследствие его порчи, пригодность для использования по прямому назначению, причину порчи и другие сведения. По результатам экспертизы составляется акт.

Рассмотрение коммерческих актов по международным перевозкам и пересылка этих актов иностранным железным дорогам проводятся службами контейнерных перевозок и коммерческой работы пограничных железных дорог. Составление коммерческих актов в этом случае, расследование по ним и хранение производиться в соответствии со Служебными инструкциями.

На данный момент процесс перевозки грузов различного типа должен соответствующим образом оформляться документально.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Причем существует достаточно обширный перечень бумаг наличие которых строго обязательно в соответствии с определенными законодательными нормами. На данный момент одним из обязательных таких актов является коммерческий.

Он составляется в нескольких экземплярах, позволяет отразить большое количество и применяется для решение обширного перечня различных задач. Причем требуется использовать именно унифицированный формат такого акта.

В противном случае такой документ может быть признан недействительным на юридическом уровне. Как следствие – станет проблематично применять его по его основному назначению.

Общие аспекты

В законодательстве достаточно подробно перечислены все случаи составления коммерческого акта. Процесс при кажущейся своей простоте связан с большим количеством самых разных особенностей, нюансов.

Все они обозначены в законодательных нормах. Предварительное ознакомление с нормативными документами позволит избежать возникновения большого количества самых разных проблем.

Особенно важен такой акт в случае если в процессе транспортировке или же после получения возникли сложности.

Возмещение вреда, рассмотрение страхового случая будет невозможно при отсутствии коммерческого акта при перевозке автотранспортом, другими средства.

Основные вопросы, рассмотреть которые нужно будет заранее:

  • что это такое?
  • назначение документа;
  • законные основания.

Что это такое

Под термином «коммерческий акт» подразумевается специальный формат, являющийся юридическим основанием для несения ответственности за невыполнение условий договора.

Важно помнить, что все транспортные компании, а также частные перевозчики обязаны составлять специальный договор. Именно такое соглашение подразумевается.

Также существует достаточно обширный перечень самых разных правил, связанных с хранением такой документации. С ними нужно разобраться заранее.

Так как в случае обнаружения нарушения определенными контролирующими органами велика вероятность наложения штрафа. Также не стоит терять акт. Это может попросту привести к невозможности решения каких-либо задач.

Назначение документа

В РЖД, автомобильных грузовых и других перевозках данный акт используется для:

Именно по причине широкого использования данного документа следует внимательно отнестись к его формированию.

Так как в противном случае возможность разрешить всевозможные конфликтные, спорные ситуации между грузоперевозчиком, получателем и другими сторонами будет утрачена.

Особого внимания заслуживает использования данного документа в финансовой отчетности. Нередко всевозможные акты и рассматриваемый в том числе применяются для ухода от налогов, реализации коррупционных схем.

Потому стоит избегать допущения ошибок. Так как таковые или же представление неверной информации может быть воспринято налоговой службой как попытка уклониться от налогов.

Что станет причиной наложения достаточно существенного штрафа. Также необходимо помнить, что обязательно соблюдение основных правил составления подобного документа.

В противном случае такой акт попросту будет признан недействительных, юридически ничтожным. Как следствие – будет недопустимо применять его в суде как одно из доказательств.

Аналогичным образом обстоит дело с иными органами надзорного типа. Нужно заранее разобраться с тем, каково правовое назначение.

Законные основания

На сегодняшний день существует достаточно большое количество различных законодательных актов, которые регулируют вопрос составления коммерческого акта.

Но при этом в первую очередь необходимо будет ориентироваться именно на СМГС. Данная аббревиатура расшифровывается как

Соглашение о международном грузовом сообщении. Причем документ данный разработан ещё в середине XX века, действует до сих пор под современной редакцией.

Основными разделами, в которых затрагивается вопрос составления акта рассматриваемого типа, являются следующие:

Также СМГС включает в себя достаточно обширный перечень самых разных дополнительных документов.

В приложения, с которыми также нужно будет по возможности разобраться, отражено следующее:

приложение №1 Отражены основные правила осуществления перевозки грузов
приложение №1.1 Рассмотрен образец составления
приложение №1.2 Образец ведомостей для платформы, в котором реализуется процесс транспортировки
приложение №1.3 Представлен пример составления ведомости для контейнера нестандартного типа
приложение №1.4 Как должно выглядеть удостоверение, которое выдается проводнику груза
приложение №1.5 Представлен полный перечень всех легко воспламеняющихся грузов
приложение №1.6 Как необходимо составлять акт при вскрытии груза в случае осуществления административного контроля
приложение №1.7 Как составляется акт коммерческого типа, основные характеристики документа
приложение №2 Издается отдельным документом, он включает в себя основные правила, соблюдение которых необходимо при осуществлении перевозки опасных грузов различного типа
приложение №3 Отражены все технические условия, связанные с расположением, а также креплением груза в конкретном случае
приложение №4 Основные правила транспортировки вагона в случае если таковой по какой-то причине принадлежит третьему лицу
приложение №6 Представляет собой стандартное руководство по накладной типа СМГС/ЦИМ

Обозначенный выше нормативный документ позволяет установить прямое железнодорожное сообщение фактически со всеми странами, которые граничат с Российской Федерации.

Прежде, чем приступать к составлению коммерческого акта, необходимо разобраться с правилами перевозки. Образец документа рассматриваемого типа представлен в указанном выше НПД.

Если будут иметь место отличия от перечня рекомендаций, содержания – акт попросту будет признан недействительным.

Правила составления коммерческого акта подразумевают в первую очередь соблюдение специального формата. При этом необходимо помнить о некоторых существенных нюансах.

В первую очередь нужно будет предварительно разобраться со следующими вопросами:

  • обязательные реквизиты;
  • в скольких экземплярах нужно;
  • в каких случаях составляется;
  • какое количество участников комиссии подписывает;
  • заполненный образец.

Оптимальным решением будет установить автоматизированное приложение для составления актов данного типа.

Таким образом возможно будет существенно сократить время, требуемое на составление, а также избежать различного рода типичных в таком случае ошибок.

Шаблон документа при помощи ПК возможно заполнить полностью автоматически, с минимальными затратами времени и сил.

Обязательные реквизиты

В акте рассматриваемого типа потребуется в обязательном порядке отразить специальные реквизиты. На данный момент таковыми являются следующие:

  • полное наименование организации-получателя, а также поставщика и отправителя;
  • точный юридический адрес обоих указанных выше лиц;
  • действительные контактные данные для связи.

Обозначенные выше реквизиты исполняют не только формальную функцию для обозначения участников сделки по какого-либо определенного груза.

Но также позволяют применять для проведения различных судебных заседаний. Важно отразить всю представленную информацию максимально достоверно.

Так как в противном случае документ опять же будет признан попросту недействительным. Причем вне зависимости от того, в каком именно случае он составляется, вне зависимости от вида транспорта.

В скольких экземплярах нужно

Перечень информации, представляемый в данном акте, регламентирован. Составление документа должно осуществляться в строгом соответствии с определенными требованиями.

При этом экземпляры данного документа в обязательном порядке должны быть распределены следующим образом:

Но важно помнить, что не обязательно будет составлять данный документ именно только лишь в трех экземплярах. Иногда случается, что доставка в одном контейнере осуществляется груза сразу нескольким различным юридическим, физическим лицам.

В таком случае потребуется составить данный документ в количестве не меньшем чем указано выше плюс акты для остальных участников .

Фактически, количество экземпляров регламентируется именно соглашением между поставщиком/получателем.

В каких случаях составляется

Главной особенностью такого коммерческого акта является то, что далеко не во всех случаях его необходимо будет составлять. Перечень ситуаций, когда он необходим, отражается в ст.№18 СМГС.

Данная статья гласит, что такой акт потребуется составить в случае, если установлено возникновение следующих обстоятельств:

Груз по какой-то причине был испорчен Его качество ухудшилось, масса снизилась – причем причины возникновения подобного явления какой-либо роли не играют (акт все равно должен быть составлен)
Сведения, указанные в накладной на конкретный груз Не соответствуют фактическим данным – опять же степень такого рода расхождений полностью не важна (данные о месте назначения, получателе являются неточными, количество грузовых мест или их нумерация неправильная, иное)
Какая-либо накладная в любой форме вообще отсутствует по данному грузу Либо нет в наличии отдельных листов такой накладной (либо имеет место обратная ситуация – сама накладная в наличии, но груз по какой-то причине вовсе отсутствует)
При отсутствии, недостаче специальных приспособлений для транспортировки какого-либо груза Полный перечень таких приспособлений обязательно должен быть указан в накладной

Также существует перечень дополнительных ситуаций, когда составление такого рода акта также обязательно требуется.

К таковым на данный момент относится следующее:

Имеется важный нюанс, связанный с составлением такого акта. Он должен быть обязательно сформирован только лишь в случае если обозначенные выше ситуации имели место с момента получения груза транспортной компании до его сдачи получателю.

Если же какая-либо обозначенная выше ситуация имело место до или же после – составлять такой акт необходимости нет.

Какое количество участников комиссии подписывает

Ещё один важный момент – количество подписантов под данным актом, оно должно соответствовать установленному на законодательном уровне. В противном случае документ попросту не будет действительным.

Например, если происшествие имело место на железнодорожной станции, то подписантами должны являться следующие :

  • начальник станции;
  • должностное лицо, осуществляющее надзор за механизированным процессом погрузочно/разгрузочных работ;
  • начальник грузового района;
  • ответственный за контейнерную площадку;
  • приемосдатчик.

Имеются определенные нюансы касательно подписантов именно в зависимости от способа, который осуществляется транспортировка конкретного груза. Стоит данный вопрос обязательно проработать заблаговременно, заранее.

Заполненный образец

Если опыт составления такого документа по какой-то причине полностью отсутствует, то стоит обязательно ознакомиться с верно составленным образцом.

На данный момент стандартной унифицированной формой является .

Она должна включать в себя следующую информацию:

Полное наименование самого документа А также дата его составления
Проставляется штемпель Отметка о регистрации акта
Обозначается номер Коммерческого акта
Раздел А Содержит полный перечень всех сведений о конкретном вагоне, ЗПУ, а также все сделанные в накладной отметки
Составляется специальная таблица В ней отражается информации по поводу проведенной проверки
Раздел Б Что значилось по документом о конкретном грузе
Раздел В Отражается информации по поводу того, что в действительности оказалось
Раздел Г Включает в себя подробное описание груза
Раздел Д Обозначается точное количество недостачи или же излишков груза
Раздел Е Какие выводы сделала экспертиза
Раздел Ж Отметка о станции назначения груза
В нижней части документа опять проставляется подпись Начальника станции, а также проставляется специальный штемпель
Указывается дата

Возникающие нюансы

Процесс составления документа данного типа имеет множество самых разных нюансов. К основным вопросам, изучить которые стоит заранее, можно отнести:

На железнодорожном транспорте

При необходимости составления такого акта на железной дороге необходимо будет приложить к нему некоторые другие дополнительные документы.

Перечень таковых опять же отражается в СМГС. Причем все документы, составление которых требуется, обозначены в этом НПД. Там же имеются примеры таких документов.

Перевозки грузовым автомобильным транспортом

Перевозка грузовым автомобильным транспортом регламентируется законодательством. Но при этом единый формат коммерческого акта не устанавливается.

Практическое занятие № 41

Составление и регистрация коммерческого акта (ф. ГУ-22)

Цель: ознакомиться с порядком составления коммерческого акта(ф. ГУ-22).

Задание:

1. Изучить Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в части «Правила составления коммерческого акта» .

2. Изучить порядок регистрации коммерческих актов.

3. Разобрать заполненный коммерческий акт на реальную несохранную перевозку.

4. Составить коммерческий акт на несохранную перевозку и зарегистрировать его в Книге регистрации коммерческих актов формы ГНУ-

Исходные данные: Оформить коммерческий акт и зарегистрировать его по следующим исходным данным:

Акт общей формы № 1/100
Станция Красноярск Крас. ж. д.
Поезд на перегоне №2470
Настоящий акт составлен ВОХР Александров П.Р.
в присутствии следующих ЛОВД Козлов А.Л.
лиц: Приёмосдатчик Шевцова Р.Т.
Приёмосдатчик Попкова М.С.
Перевозчик ОАО «РЖД»
Станция отправления Москва - тов. Окт.ж.д.
Станция назначения Комсомольск-на-Амуре Д - Вост.ж.д.
Отправка № ЭТ 165345
Дата составления 10.06.12
Вагон, контейнер № 55295455, контейнер №515369755
Наименование груза Моющие средства
Описание обстоятельств, По прибытию поезда №2470 у контейнера
вызвавших составление №515369755 было обнаружено в стене справа
акта: проруб 700х400 мм. Есть доступ к грузу, короб-
ки разорваны. Стоит дверями к правому борту.
Между контейнером и бортом вагона имеется
свободное пространство 1500х600 мм. Вагон
отцеплен на ком.проверку, сдан под охрану.
Отправитель Волошин С.В.
Получатель Волошин С.В.
Подписи: ВОХР
ЛОВД
Приёмосдатчик ОАО «РЖД»
Приёмосдатчик ОАО «РЖД»

При коммерческом осмотре было обнаружено:



ЗПУ не имеют следы вскрытия

Вагон (контейнер) в техническом отношении оказался неисправным

По документам значатся моющие средства общей массой 5000 кг навалом в коробках в 5-тонномконтейнере – 3 коробки туалетной воды Чарли, 1 коробка лак для ногтей, 1 коробка освежитель воздуха «Морская свежесть», 6 коробок пустых и т.д.

В том числе повреждённые: 1 коробка тушь, 1 коробка крем, 1 коробка тени, 62 тюбика помада, 12 флаконов шампунь «Яблоко», 1 коробка зубная паста «Мятная», 6 коробок пустых.

Описание повреждения: 1 коробка тушь оторвана верхняя часть, 1 коробка открытые клапана, контрольные ленты нарушены, 1 коробка крем оторван один клапан, 1 коробка тени разорвана боковая часть, 62 тюбика помада на корпусах имеют сколы, царапины, вмятины, загрязнения, 12 флаконов шампунь «Яблоко» имеют загрязнение, потёртости и др.

РАЗДЕЛ Д – на основании акта общей формы ст.Красноярск производилось снятие 2-хЗПУ и ком. проверка контейнера 515369755 в присутствии ст. пр. сд. Григорьевой, ст.пр.сд. Сакович, оперативной группы ЛОВД, ВОХР Варыгиной А.Н.

Для перевозки легкогорючего груза контейнер не оборудован. В контейнере передние ряды от дверных створок загружены до полной вместимости. Задние ряды напротив проруба имеют выемки, груз в контейнере загружен коробками, полиэтиленовыми упаковками разных размеров. Согласно накладной значится навал груз моющие средства. Фактически в контейнере оказалось парфюмерно-косметическая продукция. Груз погружен в нарушении статьи ___ УСТАВА. Количество мест в накладной не указано, контейнерный вкладыш отсутствует. Фактически в контейнере оказалось 342 коробки и 68 полиэтиленовых упаковок исправные, 6 коробок разорваны – пустые, 3 коробки разорваны, 13 коробок с открытыми клапанами, 24 флакона, 17 упаковок, 66 тюбиков россыпью. Контейнер технически неисправен, на правой боковой стенке проруб прямоугольной формы 700х400 мм на расстоянии 165 мм от задней стенки и 840 мм от нижнего обвязочного бруса. Края проруба рваные, вогнуты наружу. Проруб свежий. Груз изъять возможно. Груз из контейнера 515369755 перегружен в контейнер 519337073, опломбирован ЗПУ Клещ 60СЦ с оттиском П1472316 РЖД. Следует до станции назначения.

Краткие теоретические сведения

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:
- несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная);
- повреждения (порчи) груза и возможных причин такого повреждения;
- обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
- возвращения перевозчику похищенного груза;
- непередачи перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.
Коммерческий акт составляется:
- при выгрузке грузов в местах общего пользования - в день выгрузки груза, в необходимых случаях - в день выдачи груза грузополучателю;
- при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;
- в пути следования груза - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем подпункте сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.
Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов.
В случае составления коммерческого акта при перевозке продовольственных и скоропортящихся грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата качества или удостоверения о качестве, заверенная на основании подлинного документа печатью и подписью уполномоченного представителя перевозчика.
При составлении коммерческого акта о порче продовольственных и скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных рефрижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья (далее - АРВ-Э), курсирующих с обслуживающей бригадой, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о температурном режиме в пути следования из рабочего журнала (форма ВУ-85), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью уполномоченного представителя перевозчика. При этом в коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой исходя из показаний приборов рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э.
В случае составления коммерческого акта при перевозке животных и грузов, подконтрольных органам Госветнадзора, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сертификата).
В случае составления коммерческого акта при перевозке подкарантинных грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов.
При выдаче с участием перевозчика однородных грузов, которые перевезены отдельными отправками навалом или насыпью и прибыли за данные календарные сутки от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, выявленная недостача, превышающая норму естественной убыли массы таких грузов и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов, либо выявленные излишки, составляющие разницу между массой грузов, определенной на железнодорожной станции (далее - станция) отправления, и массой грузов, определенной на станции назначения, с учетом значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов могут оформляться одним коммерческим актом.
Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются, как правило, одним коммерческим актом.
В коммерческом акте должны содержаться по каждой отправке: номер вагона, род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств (далее - ЗПУ) и нанесенная на ЗПУ информация, число мест и масса груза, указанная в перевозочных документах и оказавшаяся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указываются масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. В этом случае перечень и коммерческий акт подписывают лица, участвующие в выдаче груза, и уполномоченные представители перевозчика.
Коммерческий акт составляется перевозчиком в трех экземплярах на бланке, предусмотренном настоящими Правилами, и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений на пишущей машинке путем впечатывания на бланке формы ГУ-22 или компьютере на автоматизированных рабочих местах и подлежит строгому учету.
Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции назначения, распределяются следующим образом:
- второй экземпляр коммерческого акта выдается грузополучателю по его требованию;
Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции отправления или на попутной станции, распределяются следующим образом:
- первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления;
- второй экземпляр коммерческого акта прилагается к перевозочному документу и следует до станции назначения;
- третий экземпляр коммерческого акта остается на хранение в делах перевозчика.
О составлении коммерческого акта на станции отправления или на попутной станции делается отметка на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" с указанием номера коммерческого акта, даты его составления и в связи с чем он составлен. Эта запись удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
О составлении коммерческого акта на станции назначения отметка на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается по требованию грузополучателя.
При перевозках грузов с использованием накладной в электронном виде коммерческий акт может составляться в электронном виде. Порядок хранения и направление коммерческого акта, составленного в электронном виде, определяются перевозчиком в соответствии с договором об обмене данными и документами в электронном виде. На основании данных такого коммерческого акта в электронную накладную вносятся отметки, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.
Коммерческие акты, составленные в электронном виде на станции отправления и на попутной станции, прикладываются к электронной накладной.
В случаях, когда в накладной имеется отметка о составлении коммерческого акта на попутной станции, а при перевозочных документах, прибывших с грузом, его не оказалось, перевозчик по результатам выдачи груза на станции назначения должен составить новый коммерческий акт.
Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от наличия или отсутствия соответствующей отметки в накладной), не может служить причиной его непризнания.
Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции, и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то перевозчик обязан, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе "Ж" коммерческого акта, составленного на попутной станции, отметку следующего содержания: "При проверке груза, выданного "__"___г., разницы против настоящего акта не оказалось".
В случае несоответствия сведений, имеющихся в коммерческом акте, составленном на попутной станции, и данных проверки груза на станции назначения составляется новый коммерческий акт. При этом на станции назначения грузополучателю коммерческий акт, составленный на попутной станции, не выдается, кроме коммерческого акта, составленного на попутной станции, из которого усматривается ответственность грузоотправителя.
Если в пути следования был составлен коммерческий акт, удостоверяющий обстоятельства, за которые несет ответственность грузоотправитель, то перевозчик на станции назначения обязан выдать грузополучателю коммерческий акт, составленный на попутной станции, независимо от выдачи коммерческого акта, составленного перевозчиком при выдаче груза на станции назначения. В этом случае копия коммерческого акта, составленного на попутной станции, хранится в делах перевозчика.
В случае проведения экспертизы грузов в соответствии с правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте о такой экспертизе должна быть сделана отметка в разделе "Е" коммерческого акта.
Коммерческий акт подписывают грузополучатель или его уполномоченный представитель (по доверенности на право подписания коммерческого акта), если он участвует в проверке груза, и перевозчик.
Коммерческий акт регистрируется в книге учета коммерческих актов перевозчика.
В случае проверки массы тары вагона представителем перевозчика, не участвовавшим при взвешивании массы вагона с грузом, в разделе "Д" коммерческого акта указываются фамилии представителей перевозчика, участвовавших во взвешивании массы вагона с грузом и проверке массы тары вагона. При этом коммерческий акт подписывается уполномоченным представителем перевозчика, участвовавшим в проверке массы тары вагона.
При выгрузке и одновременной выдаче груза грузополучателю коммерческий акт подписывается уполномоченными представителями грузополучателя и перевозчика.
При выгрузке вагонов перевозчиком на места общего пользования на склады и на площадки станций, в случае, когда выдача груза производится после выгрузки, коммерческий акт подписывается только уполномоченным представителем перевозчика.
В случае выдачи груза со склада или площадки станции при наличии несоответствия данных, имеющихся в коммерческом акте, составленном при выгрузке груза из вагона, перевозчиком составляется новый коммерческий акт.
При составлении коммерческого акта снятые с вагона, контейнера запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ) используются в следующем порядке:
- при наличии обстоятельств, по которым усматривается ответственность перевозчика или взаимная ответственность перевозчика и грузоотправителя, пересылаются, погашаются, направляются на экспертизу в порядке, установленном перевозчиком;
- при составлении коммерческого акта по обстоятельствам, при которых усматривается ответственность только грузоотправителя, ЗПУ грузоотправителя, снятые с вагона после признания их исправными и подписания коммерческого акта грузополучателем, погашаются в порядке, установленном перевозчиком. При этом в коммерческом акте в графе "При акте приложены" против пункта 1 "б" делается отметка "ЗПУ погашены".
По требованию грузополучателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.
Выдача коммерческого акта представителю грузополучателя производится при предъявлении доверенности, а в случае, если грузополучателем является физическое лицо, - паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица. При получении коммерческого акта уполномоченный представитель грузополучателя расписывается на оборотной стороне коммерческого акта на экземпляре, остающемся в делах перевозчика, с указанием даты и номера доверенности или документа, удостоверяющего личность.
В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов - в течение одних суток с момента выдачи грузов или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов - в течение одних суток со дня получения заявления.
Представители перевозчика и грузополучателя, участвующие в составлении коммерческого акта, обязаны подписать коммерческий акт. При несогласии с содержанием коммерческого акта представители перевозчика и грузополучателя вправе изложить в нем особое мнение.

Если коммерческий акт выдан грузополучателю на недостачу груза, не прибывшего по основной накладной, то при прибытии этого груза по досылочному документу перевозчик при предъявлении грузополучателем накладной на основную отправку и выданного ему коммерческого акта в накладной и во всех экземплярах коммерческого акта в разделе "Ж" должен сделать отметку о том, что недостающий груз по данной отправке прибыл по досылочному документу (с указанием его номера). Кроме того, в отметке указываются номер вагона (номера вагонов), наименование станции, на которой оформлена досылка, дата оформления досылки и дата выдачи недостающего груза. По прибытии последней части груза, указанной в коммерческом акте как неприбывшая, грузополучатель должен вернуть перевозчику коммерческий акт для хранения в его делах.
В случае, если на станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.

Порядок выполнения

1. Изучить и описать порядок составления коммерческого акта и обстоятельства, для удостоверения которых составляют коммерческий акт(использовать Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом).

2. Составить коммерческий акт и зарегистрировать его в Книге регистрации коммерческих актов формы ГНУ-2, используя рапорт приемосдатчика.

3. Ответить на контрольные вопросы и оформить отчет по работе.

1. Ответы на контрольные вопросы.

2. Заполненные коммерческий акт (ф. ГУ-22), Книга регистрации коммерческих актов ф. ГНУ-2.

Контрольные вопросы

1. Поясните, в каких случаях и в какие сроки составляется коммерческий акт.

2. Поясните, какая информация содержится в коммерческом акте, кто его подписывает.

3. Назовите, что прикладывается к коммерческому акту.

4. Опишите порядок регистрации коммерческого акта.

Это документ строгой отчетности, для которого установлен определенный порядок. Его составляют согласно утвержденным правилам. Данный документ удостоверяет обстоятельства, дающий основания для привлечения к ответственности имущественного плана как транспортную компанию, так и пассажира, отправителя и получателя грузов, багажа.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Данный вид документа используют транспортные предприятия, предприятия по грузоперевозкам, пассажирским перевозками, в том числе, почта, железные дороги, авиалинии, автобусные станции, все службы доставки грузов.

Образец

Коммерческий акт № 34 о порче груза 21.12.2014 года

Банки трехлитровые, в палетах, весом 200 кг, 20 палет.- Объявленная ценность 20000 руб. (двадцать тысяч рублей 00 коп.). – Ценность груза по документам 25000 руб. (двадцать пять тысяч рублей 00 коп.) – Упаковка - производственные упаковочные пакеты.

Фактическая дата 21.12.2014 года, время перевозки 4 часа 20 минут Расчетная дата 21.12.2014 года, время перевозки 4 часа 20 минут

Пункт назначения г. Кукушинск, склад ТОВ «Дороги рая» №10 Пункт отправления г. Мушинск, склад ТОВ «Дороги рая» №1

Грузовая накладная № 17 от 17.12.2014 года Грузополучатель ТОВ «Дуки-Буки», г. Кукушинск, ул. Воды, 44 Грузоотправитель ТОВ «Шмаки-Драки», г. Мушинск, ул. Грибов, 22

Акт составлен менеджером Пупкиным В.С. Перевозчик ТОВ «Дороги рая»

Банки трехлитровые, в палетах, весом 200 кг, 20 палет, в том числе поврежденных 4 палета. Упаковка не вскрыта, пломбы не сорваны.

К Акту прилагаются фото поврежденных палет с трёхлитровыми банками. При выгрузке в пункте назначения были выявлены разбитые балеты с трёхлитровыми банками в количестве четырех штук.

Причина порчи груза - оторванный трос крепления на выше обозначенных палетах. Акт экспертизы не составлен.

Сумма заявленных получателем груза претензий равна 4000 рублей (четыре тысячи рублей 00 коп.).

Менеджер Пупкин В.С. Грузчик Кошкин А.Д. Заведующий грузового терминала Собок С.С. Получатель груза по доверенности Тютюка М.Н

Составлен 12.2014 года

Важно! Коммерческий акт может быть составлен только в случае порчи груза или багажа с момента принятия груза на отправку и до фактической выдачи получателю.

В каких случаях необходим?

Данный документ может быть составлен в случае:

  1. Если фактические данные не соответствуют данным , которые указаны в документации перевозчика в отношении массы, наименования, количества мест грузов и багажа.
  2. Если произошли повреждения груза , багажа и установлены или не установлены возможные причины данного факта.
  3. Выявление груза, багажа без положенных перевозочной документации , или наличие такой документации без груза или багажа.
  4. Возвращение перевозчику украденного груза , багажа.
  5. Не переданные перевозчиками грузы на железные дороги общественного пользования согласно установленным 24 часам от оформления документации о его выдаче (акт составляется только согласно требованию получателя багажа).

Коммерческий акт может быть составлен при:

  1. Выгрузке багажа, груза. В местах общественной выгрузки непосредственно в день выгрузки, в редких случаях - в процессе выдачи груза, багажа получателю или пассажиру.
  2. Выгрузке багажа в местах не общественного пользования. Должен быть составлен в день выгрузки сразу в нее момент или позже.
  3. В пути следования. В момент когда были обнаружены обстоятельства, предусматривающие составление коммерческого акта.

Правила составления

  1. Документ должен быть составлен в 2-х экземплярах , без наличия помарок и исправлений, с применением электронных пишущих машин. Копии актов заверяются надлежащим образом.
  2. Обязательно наличие подписей перевозчика или доверенного им лица, и собственника груза, если тот присутствует при проверке.
  3. Перевозчик обязан предоставить требуемый владельцем груза, коммерческий акт не позднее трех рабочих дней. Если такое не было сделано, владелец груза подает специальное письменное заявление о данном факте. Ответ также должен быть выдан в три дня.
  4. Если акт составляется о скоропортящихся продуктах , обязательно необходимо приложить к первому экземпляру сертификат качества или другой аналогичный документ.
  5. Данный акт регистрируется в книге по учету коммерческих актов.
  6. Акты выдаются только при наличии документа, удостоверяющего личность - физические лица, и для юридических лиц - наличие доверенности на данный груз или багаж.

В документе должна быть отображена следующая информация:

  1. Описание фактического состояния груза или багажа и процесс выявления его несоответствия.
  2. Данные о правильности погрузки, размещения и закрепления груза или багажа.
  3. Зафиксированные нарушения требований к погрузочно-разместительным действиям и крепления багажа или груза;

Реквизиты акта:

  • название документа;
  • номер, дата и место, где составлен акт;
  • номер и дата накладной;
  • названия пунктов отправки и доставки груза;
  • сведения об отправителе и получателе;
  • результаты проверки груза;
  • несоответствия;
  • экспертиза;
  • подписи лиц, составляющих акт;

Основными лицами, которые заинтересованы в надлежащей доставке груза в целости и сохранности являются транспортные компании и собственник груза.

Дабы избежать ситуаций с повреждением груза и связанных с ними дальнейших осложнений, рекомендуем:

  1. На этапе заключения договора перевозки груза , сделать подробные письменные записи по претензии перевозчику (экспедитору или собственнику), при наступлении выше обозначенных ситуаций.
  2. Тщательный контроль за отслеживанием и правильностью заполнения полного пакета документов для перевозки груза и его комплектации.
  3. В случае высокой стоимости груза , или если перевозки имеют регулярный характер, заключить договор с сюрвейером, который лично удостовериться в комплектности, качестве крепления грузов, проведет анализ технического состояния транспортного средства перевозчика.
  4. После, предоставить специальный рапорт , который будет отличным подспорьем при судебной тяжбе.
  5. Тщательно проверять груз при получении с применением фотоаппарат или видеокамеры.
  6. Настаивать на составлении коммерческого акта , если произошла порча груза.
  7. Если ответственные лица отказываются от составления коммерческого акта , требуйте письменных пояснений данного отказа, привлеките пару свидетелей и собственноручно составите акт.

Основной совет - не экономьте, страхуйте свои грузы и багаж, тогда ваша экономия будет более очевидной, особенно, в случае наступления ситуации, которая требует составления указанного акта.

Похожие публикации