Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Основы безопасности дорожного движения. Что включает в себя понятие «обеспечение безопасности дорожного движения Требования безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте

1. Юpидические лица и индивидуальные пpедпpиниматели, осуществляющие на теppитоpии Pоссийской Федеpации деятельность, связанную с эксплуатацией тpанспоpтных сpедств, обязаны:

Соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (абзац введен Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. N 65-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 17, ст. 2032);

Оpганизовывать pаботу водителей в соответствии с тpебованиями, обеспечивающими безопасность доpожного движения;

Соблюдать установленный законодательством Pоссийской Федеpации pежим тpуда и отдыха водителей;

Создавать условия для повышения квалификации водителей и дpугих pаботников автомобильного и наземного гоpодского электpического тpанспоpта, обеспечивающих безопасность доpожного движения;

Анализиpовать и устpанять пpичины доpожно-тpанспоpтных пpоисшествий и наpушений пpавил доpожного движения с участием пpинадлежащих им тpанспоpтных сpедств;

Организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 437-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7002);

Обеспечивать соответствие технического состояния тpанспоpтных сpедств тpебованиям безопасности доpожного движения и не допускать тpанспоpтные сpедства к эксплуатации пpи наличии у них неиспpавностей, угpожающих безопасности доpожного движения;

Обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (абзац введен Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1721);

Оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 25, ст. 3268).

2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:

Допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий;

В какой бы то ни было форме понуждать водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения или поощрять за такое нарушение.

(Пункт 2 в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2319)

3. Юpидические лица, осуществляющие пеpевозки автомобильным и наземным гоpодским электpическим тpанспоpтом, с учетом особенностей пеpевозок и в пpеделах действующего законодательства Pоссийской Федеpации о безопасности доpожного движения могут устанавливать специальные пpавила и пpедъявлять к водителям тpанспоpтных сpедств дополнительные тpебования для обеспечения безопасности доpожного движения.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

Обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

Обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом;

Обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств;

Организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 437-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7002).

Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

(Пункт 4 введен Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 31, ст. 4320)

Если мы говорим о понятии «безопасность дорожного движения», то безусловно мы должны понимать, что существуют . Под правилами понимается нормативно-правовая база действующая в области обеспечения безопасности дорожного движения. У вас должно быть четкое понимание того, эти правила нужно соблюдать не для того, чтобы удовлетворить надзорный орган, контролирующий БДД, и не для того чтобы вас не привлекли к ответственности, а для того чтобы снизить риск утраты жизни и здоровья граждан.

ОСНОВЫ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Остановимся немного подробнее, что такое правила и как они выглядят. Образно можно разделить все правила на правила для физических лиц и юридических лиц.

1 Правила дорожного движения. Эти правила направлены на ваше поведение на дороге как водителя, управляющего источником повышенной опасности, то есть автомобилем. А также направлены на ваше поведение как пешехода или пассажира. То есть вы не управляете автомобилем, но являетесь участником дорожного движения. И согласно Правил дорожного движения к вам, как к пешеходу или пассажиру, также предъявляются требования. Ответственность за нарушение этих правил может накладываться на любого участника дорожного движения.
Эти правила можно рассматривать как правила безопасности дорожного движения для физических лиц и это основной документ выполнение которого напрямую влияет на количество дорожно-транспортных происшествий. Как мы знаем, контролирует их выполнение ГИБДД. 2 Правила дорожного движения для юридических лиц это большая законодательная база регламентирующая работу внутри организации. Это требования к юридическим лицам в виде Федеральных законов, Постановлений, Приказов и других документов, которые напрямую обязывают юридические лица выполнять мероприятия направленные на обеспечение безопасности дорожного движения. Как правило, это требования к персоналу, транспортным средствам и внутренним документам, отражающим планируемую и проведенную работу. Эти законы переплетаются с Трудовым законодательством и нормативными документами по охране труда в целом. Контролируют выполнение правил безопасности дорожного движения надзорные органы: ГИБДД, Транспортная инспекция, Автодорнадзор.

КАК ОТНОСИТСЯ К ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

На сегодняшний день отношение к правилам в целом такое: мы стремимся не соблюдать правила, а обойти их. Это российский менталитет. Нужно время, чтобы изменить свое отношение к правилам. К сожалению, если в нашей жизни встречается какое-то правило, то у нас в голове нет такой установки, чтобы безоговорочно его соблюдать. Мы всегда допускаем мысль, что его можно без проблем нарушить. Мы слишком зависим от мнения и поведения других. Мы очень часто видим, что если кто-то нарушил правило и это «сошло с рук», значит и я могу себе это позволить при удобном случае. Или наоборот, в каких-то ситуациях, если я не нарушу правило, то остальные могут «покрутить у виска». Но я очень надеюсь, что эта ситуация изменится. Нужны десятилетия. Приведу пример, кода-то (в лихие 90-е года) я обратил внимание на то, что почти все водители (о пассажирах и не говорю) не пристегиваются, хотя правилами это было предусмотрено всегда. Это считалось не то чтобы нормальным, а вызывающе приличным. Водитель «накидывал ремешок» только если увидел «ГАИшника» и скидывал его обратно. Пассажир вообще не знал, что это такое. И я реально помню, что если кто-то из водителей (на самом деле единицы) садился в авто и пристегивался, то на него смотрели ошалелыми глазами и «крутили у виска». А почти все инспектора ГАИ не наказывали за не пристегнутый ремень. Потому что у них это считалось за дикость. И посмотрите сейчас. У всех водителей уже «на автомате»: сел в авто — пристегнулся. И вообще даже мысли не возникает, что я поеду не пристегнутым. Я сам, если во дворе переставляю машину не пристегнутым, уже некомфортно себя чувствую.

ВЫВОД:
  • Правила безопасности дорожного движения нужно соблюдать, не важно кто вы: водитель, пешеход, пассажир, специалист ответственный за безопасность дорожного движения или руководитель организации. Важно дать себе установку и превратить соблюдение правила в хорошую привычку. Соблюдайте правила безопасности дорожного движения не смотря ни на что. Учите своих детей как правильно их соблюдать и через несколько десятилетий мы удивимся ка изменилась ситуация.

Ремарка: Безопасности дорожного движения – это понятие, которое должно пониматься и выполняться всеми людьми, без исключения, основываясь не на страхе перед наказанием, а на осознанном понимании ответственности за жизнь и здоровье, как самого себя, так и окружающих…

Что означает дорожная безопасность?

Безопасность дорожного движения – огромный комплекс мероприятий, который, в итоге, обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения. А мы с вами, все без исключения имеем прямое отношение к категории «участник дорожного движения», как водители транспортных средств, как пассажиры транспортных средств и, наконец, как пешеходы. В какой-то момент в разных ипостасях, но все и всегда.

Законодательство трактует безопасность дорожного движения как степень защищённости участников от ДТП (дорожно-транспортных происшествий) и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие классифицируется как событие, возникшее во время процесса движения по дороге любого транспортного средства, либо при его участии, во время которого произошла смерть или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений или причинён какой-либо материальный ущерб собственности.

Разновидности нанесения ущерба при ДТП: смерть, травмы (ранения), смерть вследствие травм, материальный ущерб, причинённый любому имуществу любой формы собственности.


Меры обеспечения безопасности дорожного движения

Основы безопасности дорожного движения предусматривают различные мероприятия по обеспечению дорожной безопасности. По степени влияния на безопасность движения, и предотвращения ДТП, эти меры подразделяются на активные и пассивные.

Активные меры обеспечения безопасности движения:

  • Грамотное, с учетом всех особенностей, проектирование и расположение всех, без исключения, объектов дорожной сети.
  • Изучение и своевременное предотвращение влияния конструкции дороги на вероятность ДТП.
  • Постоянное совершенствование организации, как самого дорожного движения, так и Правил дорожного движения, как основного регламентирующего документа.
  • Постоянный контроль соблюдения правил дорожного движения всеми его участниками.
  • Постоянный контроль технического состояния транспортных средств (ТО) и оборудования, которое отвечает за организацию дорожного движения (знаки дорожного движения, светофоры и т.д.)

Пассивные меры обеспечения безопасности дорожного движения:

  • Совершенствование оборудования для безопасности транспортных средств: конструктивно – усиление жесткости кузова, обустройство салонов средствами активно-пассивной безопасности – ремни, подушки безопасности и т.д.
  • Проектирование и усовершенствование приспособлений в дорожной системе для безопасности пешеходов.

Правила дорожного движения – это основной документ, который самым подробным образом описывает условия безопасного движения для всех его участников, и регламентирует каждое действие, происходящее на дороге. Поэтому, соблюдение Правил дорожного движения в 90% гарантирует безопасность дорожного движения. 10% отводится обстоятельствам непреодолимой силы: внезапное заболевание или стихийные бедствия.

Контроль соблюдения ПДД возлагается на Департамент обеспечения безопасности дорожного движения. Но никакой контроль не поможет, если только вы сами не будете заинтересованы в своей безопасности, и безопасности окружающих вас людей.

Удачи вам, любители своего автомобиля.

Какие же предъявляет законодатель к организациям эксплуатирующим транспорт в служебных целях? Конечно самый основной закон — это Федеральный закон ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения». В этом законе очень полно раскрывается сама суть понятий безопасности дорожного движения, принципы и цели. Но кроме этого требования (ФЗ-196) есть и другие требования по безопасности дорожного движения . В целом они имеют форму Федеральных законов, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации, нормативных правовых актов других, ГОСТЫ. Весь перечень нормативной базы вы можете посмотреть . Кратко об основных…

ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Федеральные законы имеют наивысший правовой вес. На основании этих законов могут быть разработаны и изданы другие нормативно-правовые документы, но никоим образом они не могут противоречить с Федеральными законами. Если есть какое-то противоречие, то это прямой путь к судебному разбирательству. Все понятия, фабулы, термины и смысл может и должен трактоваться только так как заложил законодатель и иного понимания и формирования требования «на свой лад» быть не может. Кроме ФЗ-196 есть еще ряд Федеральных законов, которые предъявляют свои требования по безопасности дорожного движения :

  • Федеральный закон от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральный закон от 30.12.2001 г. №195-ФЗ Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • Федеральный закон от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

ТРЕБОВАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Постановления Правительства РФ в области безопасности дорожного движения могут быть изданы на основе Федеральных законов или иметь самостоятельный характер, но никоим образом им противоречить не могут. Требования постановлений в области безопасности дорожного движения обязательны к исполнению. Вот основные из них:

  • Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 30.10.2006 г. № 637;
  • Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112;
  • Правила дорожного движения Российской Федерации, утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090;
  • Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090;
  • Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090;
  • Правила учета ДТП, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 г. №647.

ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ТРАНПОРТА И ДРУГИХ ВЕДОМСТВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Здесь отметим, что требования по безопасности дорожного движения формализованные в виде Нормативных актов Министерства транспорта очень сильно переплетаются с нормативными документами других областей, например, Трудового законодательства, охраны труда и здравоохранения. Перечень достаточно большой, выкладывать весь не будем, чтобы вас не пугать.

ВЫВОД:
  • Требования по безопасности дорожного движения формализованы в виде законов, постановлений, нормативных актов и имеют иерархическую структуру. Разобраться не подготовленному специалисту достаточно сложно. Причем нормативные документы перешли к нам с Советских времен и многие из них не имеют юридической силы, так как не были опубликованы. Но если нет подобного в Российском законодательстве и они не противоречат ФЗ-196 «О БДД», то суды могут принять их во внимание (есть судебная практика). Если есть желание разобраться, то мы поможем.

Похожие публикации