Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Федерации в системе принципов российского. Принципы федерации в россии. Конституционные принципы федеративного устройства

Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народностей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

4.Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.

5. Государственная целостность Российской Федерации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

Рассмотрим содержание этих принципов:

1. Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Этот принцип построения Российского государства формировался исторически.

Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 года, а также Преамбулы документов, составляющих Федеративный договор, подписанных представителями субъектов Федерации.

2. Равноправие наций проявляется также в конституционном закреплении положения о том, что "во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны" (ст. 5 п.4 Конституции РФ). Кроме того, согласно Конституции РФ, все субъекты имеют равный статус в Федерации, равный круг полномочий.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. Многонациональный характер, сложный исторический путь развития обусловили воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности.

Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство. После распада Союза ССР, в составе которого существовала РСФСР, являвшаяся Федерацией по действовавшей тогда Конституции, в России начались процессы суверенизации бывших автономных республик, изменения форм государственности бывших автономных областей. Кроме того, о намерении стать самостоятельными субъектами Федерации заявили края, области, города Москва и Санкт-Петербург.

Заключение Федеративного договора представляет собой создание конституционных основ Российской Федерации в новых условиях. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Россия обладает всеми признаками Федерации: наличием федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в Федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном устройстве Российской Федерации проявляется в том, что, суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности.

Многонациональный характер населения России исторически обусловил существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

Автономия - это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления определяются государственной властью Федерации.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному принципу (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа.

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории.

По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа.

В 1918 - 1992 гг. Российская Федерация строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства - автономные республики, национально-государственные образования - автономные области и автономные (до 1977 г. национальные) округа.

В 1992 г. в содержание Федеративного договора был включен Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации. Таким образом, произошло качественное обновление федеративных отношений. Бывшие административно-территориальные единицы стали полноправными и равноправными субъектами Российской Федерации. Национально-территориальный принцип был дополнен территориально-административным принципом формирования субъектного состав федерации. В этой связи характер взаимоотношении между Федерацией и субъектами значительно усложняется, так как автономные область и округа входят в состав краев и областей. Автономные образования, таким образом, являются одновременно самостоятельными субъектами Российской Федерации и входят в состав краев и областей - субъектов Федерации. Отношения между ними регулируются федеральным законом и договором между соответствующими органами государственной власти.

5. На обеспечение государственной целостности направлены положения Конституции РФ о том, что на ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74); устанавливается единая денежная единица - рубль, единая система налогов и сборов на всей территории Федерации (ст. 75); закрепляется верховенство федерального законодательства; устанавливается единая система исполнительных органов государственной власти (ст. 77).

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации. Этот принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации, суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов Федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны".

В Конституции России имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов Федерации. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (ст. 11 п.2); равный конституционный статус однопорядковых форм государственности и одинаковый порядок изменения статуса; право на пользование родным языком; распространение статьи 72, устанавливающей предмет совместного ведения Федерации и субъектов, на все виды субъектов Российской Федерации; обладание всеми субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73); равное право субъектов на законодательную деятельность (ст. 76); равное представительство в Совете Федерации (ст.95); право законодательной инициативы для каждого субъекта Федерации (ст. 104) и др.

В завершении этого вопроса необходимо отметить, что Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения. (Глава 3 Конституции РФ);

Является федеративная.

1) государственная целостность РФ; 2) единство системы органов государственной власти ; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) равноправие и самоопределение народов в РФ.

Государственная целостность РФ предполагает такое государственное устройство, при котором: 1) обеспечивается целостность и неприкосновенность территории РФ; 2) действует единое гражданство РФ; 3) устанавливается единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы – рубля; 4) гарантируется верховенство Конституции РФ и федеральных законов по отношению к нормативным актам субъектов РФ; 5) действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; 6) государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе РФ, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; 7) вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ; 8) отсутствует право выхода субъектов РФ из ее состава.

Принцип единства системы органов государственной власти тесно связан с принципом государственной целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории.

Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

Единая система органов государственной власти означает, что: 1) органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное лицо и законодательный (представительный) орган; 2) существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.

Россия – многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народов является одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантирует народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия - это федера­тивное го­судар­ство. Федеративное устройство российского государства обусловлено много­на­циональным составом насе­ления России, ее огромной территорией и неко­то­рыми други­ми факторами.
Федеративное государственное устройство не является обязательным при­знаком правового государства, которое мо­жет быть и унитарным. Но если госу­дарство признается и правовым, и федеративным, то эти характеристики не долж­ны противопоставляться друг другу. Принципы федеративно­го уст­ройства не должны противоречить принципам правово­го государства.
Федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции РФ. Однако базо­вые принципы федеративного устройства содер­жатся в гл. 1 Конститу­ции РФ «Основы кон­ститу­ционного строя». К принци­пам федеративного устройства России можно отнести следу­ющие.
· Государственная целостность Российской Федерации. Она обеспечи­ва­ется целостностью и неприкосновенностью ее территории; единст­вом экономического пространства, кото­рое не допускает установление на тер­ритории отдельных субъектов РФ таможенных границ, пошлин, сбо­ров, каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, ус­луг и финан­совых средств; верховенством Конститу­ции и федеральных зако­нов на терри­тории всех субъектов РФ; единым гражданством РФ.
Этим же принципом объясняется отсутствие у субъектов РФ права вы­хода из состава России. Конституция не предоставляет им та­кого права.
Границы между субъектами РФ могут быть изменены толь­ко с их вза­имного согласия.
· Единство государственной власти. Этот принцип характе­ризует не только федеративное устройство России, но и суверенитет РФ. Он заключа­ется в наличии системы органов и должностных лиц, как РФ, так и ее субъек­тов, составляющих в совокупности госу­дар­ственную власть.
· Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти РФ и органами государствен­ной власти субъек­тов РФ. Оно призвано обеспечить баланс жизненно важных интересов РФ в целом и ее субъектов.
Конституция РФ закрепляет этот принцип в ст. ст. 71-73, исполь­зуя при этом по­нятия «предметы ведения» и «полномочия». Под предметами ведения по­нима­ется сфера общественных от­ношений, регулирование которой отне­сено к ком­петенции фе­деральных органов государственной власти или орга­нов госу­дарст­венной власти субъектов РФ. Полномочия - это права и обязан­но­сти государ­ственных органов в осуществлении власт­ных действий.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российс­кой Федера­ции, в частности, относятся принятие и измене­ние Конституции РФ и фе­дераль­ных зако­нов; федеративное уст­ройство и территория РФ; регулиро­ва­ние и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы феде­ральных органов власти; управление федеральной собствен­ностью; фи­нансо­вое и таможенное регулирование; денежная эмиссия; внешняя поли­тика; во­просы войны и мира; оборо­на и безопасность; защита государствен­ной гра­ницы РФ; уго­ловное, уго­ловно-процессуальное, уголовно-исполни­тель­ное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессу­альное за­конодательство; стандарты и этало­ны; государственные награды и почетные звания РФ.
К совместному ведению РФ и ее субъектов, закреплен­ным ст. 72 Кон­ституции, в частности, от­носятся обеспечение соответствия Кон­ституции и федеральным законам нормативных актов субъектов РФ; разграни­че­ние го­сударственной собственности; природопользование; охрана памятни­ков ис­тории и культуры; социальная защита; установление общих принципов нало­гообложения; админис­тративное, трудовое, семейное, жилищное, земель­ное зако­нодательство; кадры правоохранительных органов.
По предметам ведения РФ принима­ются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам со­вместного ведения РФ и ее субъектов принимаются феде­раль­ные законы и в соответствии с ними акты субъектов РФ.
В случае противоречия актов субъектов РФ федерально­му закону, приня­тому по предметам ведения или полномо­чий РФ по предме­там ее со­вместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон. В слу­чае противоречия федерального закона актам субъектов РФ, принятым вне пред­метов ведения и полномочий РФ по предметам ее со­вместного ведения с субъектами РФ, действует акт субъекта РФ.
Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ве­дения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государст­венной вла­сти (ст. 73 Конституции РФ), осуществляют по ним собственное правовое ре­гули­рование (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ).
· Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с феде­ральными ор­ганами государственной власти. Оно означает, что все субъекты РФ обла­дают одинаковыми правами в сво­их взаимоотношениях с федеральными орга­нами государ­ственной власти, что в составе России не должно быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющи­ми ее субъектами.
· Равноправие и самоопределение народов РФ. Многонаци­ональный на­род России, принимая Конституцию, исходил, согласно ее преамбуле, из обще­признанных принципов равно­правия и самоопределения народов. Норма о га­рантиях прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепри­з­нанными принципами и нормами международного права включена в главу «Федеративное устройство» Конституции РФ.
Все народы России пользуются равными правами. Равно­правие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строитель­ства, в развитии культуры и других областях.
В соответствии со ст. 65 Конституции в составе РФ на­ходится субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкорто­стан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Ка­бардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкес­ская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Уд­муртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чуваш­ская Республика – Чувашия;
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодар­ский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставро­польский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Бел­городская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеров­ская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбург­ская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская об­ласть, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Статус любого субъекта может быть изменен лишь по взаимному согла­сию РФ и со­ответст­вующего субъекта.
Статус республики в составе Российской Федерации опре­деляется феде­ральной Кон­сти­туцией и Конституцией республики. Респуб­лики и составе РФ являются государства­ми (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ). Они имеют свои го­сударственные сим­волы и отли­чаются некоторыми особенностями организа­ции госу­дарственной власти (как правило, имеют президента и т.п.), вправе устанавливать свои го­сударствен­ные языки.
Статус краев, областей, городов федерального значения определяется при­нимаемыми их законодательными (предста­вительными) органами уста­вами, ко­торые по своей юриди­ческой силе равнозначны конституциям рес­публик.
Автономная область и автономные округа в своем консти­туционно-пра­во­вом статусе несколько отличаются от иных субъектов РФ. Созданные до приня­тия Конституции в целях обеспечения малочисленным народам усло­вий для их сохране­ния и развития, в настоящее время они во многом утра­тили это каче­ство. Еврейская автономная область входит в РФ непо­средст­венно. Автономные округа традицион­но входят в состав края или об­ласти. Только Чукотский авто­номный округ в 1992 г. вышел из состава Мага­дан­ской области и входит в состав РФ непосредственно.
Согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению зако­нодатель­ных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (такие законы пока не принимались). Отношения автономных окру­гов, вхо­дящих в со­став края или области, могут регулироваться феде­ральным зако­ном и догово­ром между органами государствен­ной власти автономного ок­руга и, соответст­венно, органами государственной власти края или области (ч. 4 ст. 66 Конституции РФ). Автоно­мии наравне с другими субъектами РФ представлены в Сове­те Федерации (по два представителя от каждого субъ­екта).

Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

В составе Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ находится 85 субъектов Федерации (22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, одна автономная область и 4 автономных округа).

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм:

1. Государственная целостность – неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства характеризуется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Российской Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации.

2. Единство системы государственной власти. Данный принцип характеризует как общие основы построения органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и проведение общей государственной политики.

3. Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации означает равные возможности в обладании и осуществлении прав и обязанностей. Естественно, что различные субъекты Российской Федерации обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе.

Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений.

4. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Право народов на самоопределение (т.е. на самостоятельное определение способов организации экономических, социальных, политических и духовных начал своей жизни) является общепризнанным принципом международного права, установленным в Уставе ООН (1945 г.), Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделение от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), а также предметов ведения субъектов Федерации (ст. 73 Конституции РФ).

6. Единый и равный для всех субъектов РФ стандарт основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Статья 6 Конституции РФ устанавливает, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Это значит, что субъекты РФ не вправе изменять конституционно-правовой статус человека и гражданина.

3. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
как федеративного государства

Конституционно-правовой статус Российской Федерации – это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1) Российская Федерация – суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации.

2) Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

– территории ее субъектов (сухопутная территория);

– внутренние воды – воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

– территориальное море – примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

– воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

3) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ).

4) единое гражданство Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

5) наличие высших органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ как глава государства, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ – орган исполнительной власти Российской Федерации, суды Российской Федерации.

6) единая правовая система.

7) единое экономическое пространство.

8) государственные символы Российской Федерации. Российская Федерация имеет свои флаг, герб, гимн и столицу.

9) право участия в межгосударственных объединениях. В соответствии со ст. 79 Конституции РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.


ЛЕКЦИЯ 9.

Конституционно-правовой статус субъектов
Российской Федерации

1. Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.

Федеративное устройство - форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.

3. Принципы федеративного устройства .

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:

  1. Государственная целостность РФ . Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
  2. Единство системы государственной власти . Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов . Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
  4. Равноправие и самоопределение народов . Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.
  5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими её субъектами.

4. Особенности федеративного устройства России.

Российская Федерация - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения - по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов - краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Похожие публикации