Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Что такое политические права человека? Политические права и свободы определение

группа основных конституционных прав гражданина, обеспечивающих возможность участия индивида в общественно- политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Гарантируют участие гражданина в организации и деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непосредственной демократии (избирательные права; право петиций; народная инициатива и др.); а также в общественно-политических сферах жизни общества (свобода слова и печати; свобода собраний, шествий и манифестаций; право на объединение и др.). Фундаментальные документы по правам человека универсального и регионального характера (Всеобщая декларация прав человека 1948, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 и др.) устанавливают каталог основных прав и свобод человека, закрепляя основополагающие международно-правовые стандарты в этой сфере. Признавая универсальный характер прав человека, с о временное мировое сообщество утверждает такие общепризнанные П.п. и с. индивида, как свобода слова и выражения мнений, свобода мирных собраний, шествий и демонстраций, свобода союзов и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством, право на обращение и др. Фактическая реализация основных П.п. и с. человека и гражданина возможна при помощи норм национального права, которые должны не только закреплять политические права и свободы, но и предусматривать эффективные механизмы и процедуры их правовой защиты. Особенность политических прав состоит в том, что они в ряде случаев предоставляются только гражданам конкретного государства. В дореволюционной России не были развиты либерально-демократические традиции, поэтому политические права и свободы человека и гражданина были крайне ограничены. Система власти, бесправное положение подавляющего большинства населения, законодательное закрепление сословных и национальных различий предопределили не только отсутствие гарантий прав и свобод личности, но и укоренение вековых традиций подавления человеческой индивидуальности. В послереволюционной России в условиях административно-командного режима антиличностная направленность государственности была сохранена. При наличии таких факторов, как однопартийная диктатура, массовые репрессии и господство единой идеологии, П.п. и с. личности были ограничены классовым подходом, приоритетом интересов государства над интересами личности. Тоталитарное государство поглотило гражданское общество, подавило личность, превратив ее права в фикцию. Советские конституции с формально-юридически провозглашенными в них П.п. и с. граждан служили лишь декорацией авторитарного режима, прикрытием диктаторских методов управления страной. Первая Конституция РСФСР 1918 лишила права голоса «представителей эксплуататорских классов». Последующие советские Конституции (1936 и 1977), упразднившие классовые ограничения в политических правах, носили тем не менее сугубо декларативный характер. Конституция РФ 1993 отразила кардинальные перемены, произошедшие в жизни российского общества, в его политике, экономике, духовной сфере. Она закрепила широкий набор П.п. и с. гражданина (ст. 29-33). Важное место в системе этих прав занимает право гражданина участвовать в управлении делами государства. Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их свободного волеизъявления на выборах и референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Реализация этого права тесно связана с другими видами политических прав - правом избирать и быть избранным, правом участвовать в референдуме, правом на равный доступ к публичным функциям и должностям, правом на участие в отправлении правосудия. Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) признается только за гражданами РФ; иностранные граждане и лица без гражданства им не обладают. К числу политических прав граждан относится избирательное право (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ). Избирательные права граждан наряду с их личным участием в деятельности выборных органов государственной власти и местного самоуправления являются не только выражением суверенитета и воли народа, но и важной формой его реального участия в политическом процессе. Одним из политических прав является равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции). Данная конституционная норма конкретизируется Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995. Устанавливая новые принципы организации государственной службы и основы положения государственных служащих, закон запрещает введение прямых или косвенных ограничений или преимуществ как при поступлении на государственную службу, так и при ее прохождении. Следует особо остановиться на таком важнейшем политическом праве, как свобода мысли и слова, реализация которого является одной из основных гарантий соблюдения других прав личности. Данная свобода является существенным фактором самовыражения и развития человека, раскрытия человеческой индивидуальности, утверждения своеобразия и уникальности каждой личности. Фундаментальный принцип свободы выражения мнений состоит в том, что каждый человек вправе свободно высказывать и публиковать все, что его разум или совесть диктуют ему в виде истины. Какое-либо насильственное воздействие на человека с целью принудить его к выражению своих мнений или отказу от них, как и воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению или отказу от распространения информации недопустимо. Идейный плюрализм, т е. богатство и разнообразие политических, экономических, нравственных и иных идей и ценностей, способствует внедрению в политическую жизнь общества основополагающих демократических принципов. Следовательно, свобода мысли и слова, равно как и свобода публичных дискуссий по граждански значимым проблемам, есть базовая основа и форма существования демократического общества, одно из главных условий для его прогресса. Свобода выражать свое мнение - это наиболее универсально признанное основное право человека. Это право зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека в следующей формулировке: каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19). Регламентирующие свободу мысли и слова статьи основополагающих документов международно-правового характера (ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) разработаны по образцу указанной ст. 19 Всеобщей декларации прав человека. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права Конституция РФ провозглашает право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 19). К числу положений, гарантирующих это право, относятся, в частности, запрет любых видов принуждения индивида к выражению своего мнения (ч. 3 ст. 29); право гражданина на свободный поиск, получение, производство и распространение информации любым законным способом (ч. 4 ст. 29). Свобода мысли и слова включает право каждого человека придерживаться своего мнения и публично выражать свои мыли, идеи и убеждения, как и распространять их любыми законными способами без вмешательства со стороны государственных органов; право на создание и использование органов массовой информации, позволяющее материализовать свободу выражения мнений; право на доступ к информации, имеющей общественное значение или затрагивающей личные интересы граждан. Свобода выражения мнений неотделима от свободы информации. Принцип свободы информации выражается в самостоятельной деятельности средств массовой информации, в отсутствии контроля официальных властей за содержанием, выпуском и распространением печатной, аудиовизуальной и иной продукции. Конституция РФ гарантирует свободу массовой информации и запрет цензуры (ч. 5 ст. 29). Закон «О средствах массовой информации » 1991 запрещает цензуру массовой информации, т е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается также создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации. Вместе с тем право на свободное выражение мысли и слова не может рассматриваться как абсолютное и неограниченное. В силу того что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и ответственность, оно сопряжено с определенными ограничениями при условии, что эти ограничения должны быть установлены законом. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах (ч. 3 ст. 19) предусматривает такие законные ограничения, которые необходимы для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Из указанной статьи непосредственно вытекают положения ст. 20 Пакта о гражданских и политических правах, согласно которой должны быть законодательно запрещены всякая пропаганда войны, всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Как указано в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, осуществление свободы выражения своего мнения может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Законодательство РФ конкретизирует условия возможного ограничения свободы слова и выражения мнений. Конституция РФ запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). Конституционные запреты противоправных деяний подкрепляются системой норм уголовного и гражданского права. Федеральный закон устанавливает ответственность вплоть до уголовной за публичные призывы к насильственному захвату или удержанию власти, насильственному изменению конституционного строя (ст. 280 УК РФ), развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК РФ), за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства (ст. 282 УК РФ), за разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ). Закон «О государственной тайне» 1993 содержит подробный перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, в частности, сведений в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Уголовно наказуемы неправомерный отказ должностного лица в предоставлении гражданину информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, либо предоставление неполной или заведомо ложной информации, равно как сокрытие или искажение информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Определенные правовые ограничения свободы слова диктуются и необходимостью защиты чести и достоинства гражданина. В соответствии с законом любое заинтересованное лицо вправе требовать по суду не только опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, но и возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением таких сведений. Большинство современных конституций закрепляет такие формы политической активности граждан, как демократические свободы мирных собраний, митингов, демонстраций и проч. Конституция РФ закрепляет право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Указ Президента РФ от 25 мая 1992 «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» регламентирует механизм его реализации и необходимые гарантии. Право на проведение публичных мероприятий предоставляется только гражданам России. Право на объединение в общественные организации обеспечивает участие индивида в общественно- политической жизни. Данное право, именуемое также свободой союзов и ассоциаций, выступает как право на образование любого объединения в рамках требования закона. Юридической основой образования и деятельности общественных объединений в РФ является гарантированное Конституцией право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства; исключением являются политические партии, право на создание которых и на участие в деятельности которых имеют только граждане России. Следует указать также право на обращение как конституционное политическое право граждан. Это право является формой политического участия в решении государственных и общественных дел либо средством защиты и восстановления законных прав и интересов граждан. Его суть и содержание усматриваются в возможности гражданина обратиться к компетентным государственным органам в письменной форме с требованием, предложением или жалобой. Граждане РФ имеют право обращаться непосредственно, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции), на что власти обязаны в установленном порядке реагировать. Субъектом этого права являются не только граждане, но и государственные и общественные организации и должностные лица. Реализация П.п. и с. сопровождается определенными правовыми ограничениями, призванными исключить злоупотребление рассматриваемыми правами. Подобные ограничения необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Кроме того, законом могут быть введены ограничения на осуществление ряда политических прав (например свободы мирных собраний и демонстраций, свободы ассоциаций) некоторыми категориями граждан (в частности, лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления). Общие основания этих ограничений в Российской Федерации указаны в Конституции РФ (ч. 3 ст. 55): права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ограничения прав и свобод личности допустимы лишь в строго установленных случаях и только в рамках федерального законодательства. Подобные предусмотренные законом ограничения прав и свобод человека необходимы для общего блага в интересах нормального развития общества, государства и личности. Законодательство РФ налагает запрет на создание и деятельность общественных объединений в противоправных целях. Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. УК РФ предусматривает уголовную ответственность за создание незаконного вооруженного формирования или участие в нем; за создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, как и за участие в его деятельности. Практическое утверждение системы юридических механизмов защиты П.п. и с. человека и гражданина является важнейшей предпосылкой формирования и развития гражданского общества и правового государства, укрепления связей между гражданином и государством. Н.С. Колесова

Политические права и свободы человека и гражданина имеют свои особенности : они связаны с обладанием гражданством государства; служат отражением суверенитета народа; и выражаются в праве граждан участвовать в управлении делами государства.

К политическим правам и свободам относятся следующие права.

· Право участвовать в управлении делами государства
(ст. 32 Конституции РФ) выражающееся в следующем:

¨ участие граждан в референдуме, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (так называемое непосредственное участие);

¨ воздействие на деятельность представительных (законодательных) органов власти всех уровней через своих представителей (депутатов);

¨ равный доступ граждан к государственной службе;

¨ участие в отправлении правосудия – привлечение граждан в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

· Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ) предоставляет гражданам РФ возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложение в любой орган государственной власти или местного самоуправления вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение.

· Право на общественные объединения (ст. 30 Конституции РФ) принадлежит каждому человеку, то есть и граждане РФ и неграждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации (исключением будут являться иностранные граждане, военнослужащие и работники прокуратуры). При этом российское государство гарантирует свободу общественных объединений, а также добровольность вступления или пребывания в нем. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может являться условием занятия должности в государственной организации и служить основанием для иного ограничения прав и свобод человека.

· Право на собрания (ст. 31 Конституции РФ) – граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

4.4. Социально-экономические права и свободы человека
и гражданина

К социально-экономическим правам и свободам человека и гражданина в Российской Федерации относятся следующие.

· Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), которое в сочетании с правом частной собственности формирует правовой базис рыночной экономики, исключающий монополию государства на организацию хозяйственной деятельности.


· Право частной собственности , зафиксированное ст.ст. 35, 36 Конституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливаются две важнейшие юридические гарантии права частной собственности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, и во-вторых, принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

· Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, право на труд и защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответствии с предусмотренными трудовым законодательством нормами.

· Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но делом общественным, требующим государственной поддержки. В учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с малолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разрабатываются основы семейной политики в стране.

· Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.

· Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет человеку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В тоже время, право на жилище отнюдь не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий. В настоящее время центр тяжести в осуществлении права граждан на жилище перемещен с государственного обеспечения на самообеспечение людей – за счет собственных средств, ипотечных кредитов и т. д.

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность, гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для населения профессиональной фармацевтической помощи.

· Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

· Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность получения дошкольного, основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Гарантируется также бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

· Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В тоже время государство противостоит творческой деятельности, направленной на пропаганду насилия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религиозной или классовой нетерпимости.

Политические права тесно связаны с личными правами, которые наполняют их конкретным содержанием. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием; являются способом привлечения граждан к политическому народовластию.

1. Свобода слова - это юридически определённая возможность высказывать вслух в обществе мнение, суждения, взгляды и концепции. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом. Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения - не только этического и культурного, но и юридического. Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

2. Право на информацию. Зачастую отождествляется со свободой слова. Подразумевает право свободно получать и распространять информацию, доступ к которой не ограничен законодательством.

3) Право на объединение - право на создание общественных объединений, в том числе профсоюзов. Можно отметить явно положительный момент: п.2 ст.30 Конституции РФ говорит о том, что нельзя принуждать вступать в какое-либо общественное объединение. Если общественное объединение не регистрируется, оно не имеет никаких прав.

4) Право на манифестацию. Право собираться мирно и без оружия и проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т.д. Регламентируется ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

5) Право на участие в управлении государственными делами. Оно реализуется в 2-х формах: непосредственная форма и опосредованная (т.е. через представителя).

6) Право на участие в отправлении правосудия - право участвовать в качестве присяжных заседателей.

7) Право на петиции. – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.

Политические права и свободы включают:

    • право на объедине­ние,
    • право на проведение собраний, митингов и демонстраций,
    • право на участие в управлении делами государства,
    • право избирать и быть избран­ным и др.

Особенности политических прав и свобод:

    1. большинство политических прав и свобод принадлежат только гражданам государства;
    2. могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими лицами (например, создание политических партий);
    3. в своей совокупности они определяют правовой статус человека как участника общественно-политических отношений.

Подробнее

Некоторые авторы, в частности Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин основное отличие политических прав и свобод от личных прав и свобод видят в том, что если личные права и свободы принадлежат каждому человеку, независимо от обладания гражданством РФ, то "политические права и свободы (ст. 30-33 Конституций РФ) связаны с обладанием гражданства государства". Аналогичную точку зрения высказывают Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго.

Однако право на объединения, которое всеми без исключения авторами отнесено к политическому, принадлежит не только гражданам России, но и гражданам иностранных государств и лицам без гражданства , что прямо закреплено в ст. 1 Федерального закона "Об общественных объединениях" (1995 г.). Поэтому представляется более правильным положение М.В. Баглая о том; что "в отличие от личных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства".

Эта особенность обусловлена тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве, которому не безразлично в чьих руках будет находиться вся полнота власти.

Специфика политических прав и свобод состоит еще и в том, что они могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими лицами (например, создание политических партий).

И, наконец, главное, что характеризует политические права и свободы, - это то, что в своей совокупности они определяют правовой статус человека как участника общественно-политических отношений.

Право участвовать в управлении делами государства

Субъектом власти народа является народ, выступающий как единое целое, как совокупность граждан. И народ действительно осуществляет свою государственную власть непосредственно (референдум и свободные выборы) и через представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Что же касается участия в управлении делами государства, то субъектом этого участия выступает не народ в целом как ассоциация, как носитель и источник власти, а отдельный гражданин как член сообщества которое именуется народом. Это участие в управлении делами государства также может осуществляться непосредственно (путем реализации субъективного права каждого гражданина участвовать (или не участвовать) в проведении референдума, в выборах депутата , голосовать (или не голосовать) "за" или "против").

Помимо участия в референдуме и выборах, к непосредственной форме участия в управлении делами государства относятся:

    1. обращения отдельных граждан или их групп с предложениями, заявлениями, жалобами в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностным лицам;
    2. личное участие в митингах, демонстрациях ;
    3. работа в государственных органах;
    4. участие в отправлении правосудия в качестве судьи или присяжного заседателя и т.д.

Наряду с непосредственными формами участия в управлении делами государства есть и представительные формы участия отдельных граждан в управлении делами государства, такие, например, как участие через избрание депутатов (которые выступают от имени и по поручению своих избирателей), через органы общественной самодеятельности (уличные, квартальные комитеты, родительские комитеты и т.п.).

Провозглашая равный доступ граждан к государственной службе , Конституция РФ (ч. 4 ст. 32) и Федеральный закон "Об основах государственной службы в РФ" (1995 г.) не допускают каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, национальности, языка, места жительства, принадлежности к религиозному или общественному объединению при поступлении на государственную службу.

Право на равный доступ граждан РФ к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо из указанных признаков. Это право нельзя понимать буквально, то есть так, что любое лицо может занимать любую должность в государственном аппарате. Более того, законы предусматривают целый ряд ограничений при занятии тех или иных должностей в государственных органах.

Основания для отказа в принятии на государственную службу

Основаниями для отказа в принятии на государственную службу могут быть:

  • признание судом недееспособным;
  • лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;
  • наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий;
  • наличие близкого родства с государственными служащими при непосредственном подчинении или подконтрольности;
  • по другим основаниям, установленным законом.

Для предотвращения фактов случайного назначения на государственные должности некомпетентных, неквалифицированных людей следует шире использовать не только образовательный ценз, но и такую форму контроля, как сдача экзаменов авторитетной комиссии, способной оценить профессиональные знания и другие способности, необходимые для успешного выполнения служебных полномочий. При этом работу указанных комиссий следует организовывать в открытом режиме, с привлечением независимых экспертов, что позволит исключить предвзятость при проведении экзаменов, и, как следствие, назначение на должности госслужбы "нужных" людей.

Предусмотренное Конституцией РФ право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) означает возможность участия в отправлении правосудия в качестве профессиональных судей, присяжных заседателей, участников судебных процессов. Конечно, Конституция РФ приводит далеко не полный перечень форм участия граждан в управлении делами государства. Здесь широкое поле для инициативы как со стороны государства, так и со стороны граждан. Но очень важно в этом вопросе избежать формализма.

Право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

Конституция РФ закрепляет за гражданами РФ право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Обращения являются важнейшей формой участия граждан в общественно-политической жизни страны. Будучи одним из способов участия граждан в управлении делами государства, обращения граждан, с одной стороны, укрепляют связь государственного аппарата с населением, а с другой - способствуют усилению контроля со стороны граждан за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Формы обращений в государственные органы и органы местного самоуправления:

    1. предложения;
    2. заявления;
    3. жалобы;
    4. ходатайства.

Предложение - это обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав . Оно направлено на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц (например, предложение в Государственную Думу принять закон о повышении пенсий или предложение, адресованное администрации города, изменить расписание городского транспорта и т.д. и т.п.).

Заявление - обращение по поводу реализации принадлежащего гражданину права (на получение жилья, пенсии и т. п.).

Жалоба - обращение по поводу нарушения принадлежащего гражданину права или законного интереса с требованием о восстановлении нарушенного права (например, жалоба на грубость инспектора ГИБДД, на приговор суда и т.д.).

Ходатайство - обращение с просьбой о предоставлении того или иного статуса (беженца, вынужденного переселенца и т.д.).

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан РФ, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Право на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие публичные манифестации

В статье 31 Конституции РФ записано: "Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование".

Цель таких действий - коллективное обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки внутренней и внешней политики органов государственной власти, а также других общественно-политических сил или протеста против них, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности. Это право тесно связано с реализацией права на свободу слова в специфических формах, которые определены в ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Проведение упомянутых выше публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Часть норм данного закона тем или иным образом ущемляет ряд конституционных прав граждан.

Право на объединение

Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ и является одним из важнейших элементов гражданского общества, создающих реальные условия для решения многих общественных проблем без вмешательства государственной власти.

Общественные объединения призваны выражать и отстаивать интересы отдельных групп населения. И в этом смысле государству противостоит множество самостоятельных общественных объединений".

Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Порядок реализации гражданами своего конституционного права на объединение регламентирует Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Деятельность отдельных видов общественных объединений регулируется специальными законами, например:

    • Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
    • Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и др.

Право граждан на объединение включает:

    1. право на добровольной основе создавать общественные объединения;
    2. право вступать (или не вступать) в уже существующее общественное объединение;
    3. право свободного выхода из общественных объединений.

Право на объединения имеют как российские граждане, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства . Исключение составляют политические общественные объединения (политические партии), право на создание и участие в которых имеют только граждане России.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно - путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Подробнее

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Учредители общественного объединения - физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Гарантируя свободу деятельности общественных объединений, Конституция РФ вместе с тем запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).

Однако, такие основания для ограничения, как «подрыв безопасности государства» или «разжигание социальной розни», дают простор для вольных интерпретаций и предоставляют возможность для субъективизма и злоупотреблений со стороны работников госаппарата, от которых зависит реализация законодательства об общественных объединениях, что мы и наблюдаем в последнее время в России. Так, достаточно тому или иному общественному объединению выступить против скопления огромных богатств в руках "олигархов" или иным образом затронуть интересы крупного капитала, лоббирующего законы в Госдуме РФ, чтобы попасть в категорию тех, кто разжигает социальную рознь. Это, в свою очередь, позволяет требовать ликвидации этой партии или общественного объединения, с чем никак нельзя согласиться.

Особенности правового статуса общественных объединений:

    1. это объединения самостоятельные;
    2. это формирования добровольно объединившихся лиц;
    3. это целевые сообщества людей, объединившихся для удовлетворения конкретных потребностей и интересов;
    4. это объединения формальные (т.е. они формально оформлены - имеют устав, определенные цели, задачи и т.д.);
    5. это сообщества с постоянным характером деятельности и равенства оснований для вступления и пребывания в них их членов (участников);
    6. объединения, чья деятельность имеет общественно полезный характер (не является незаконной).

Подробнее

Во-первых, общественные объединения - это объединения самостоятельные. Они не являются структурными, функциональными или специализированными ячейками более широких объединений. Правда, общественные объединения могут входить в состав иных негосударственных объединений, но при этом они не утрачивают своей самостоятельности и сохраняют статус юридического лица, широкое внутреннее самоуправление, собственные программы и устав, право на самостоятельное определение направлений своей деятельности. Именно самостоятельность отличает общественные объединения от вспомогательных подразделений, создаваемых при других негосударственных объединениях или органах государственной власти (общественных комитетах, комиссиях и т.п.).

Во-вторых, общественные объединения - это формирования добровольно объединившихся лиц. Члены общественных объединений в любое время могут выйти из них. Общественные объединения не могут создаваться по указанию органов государственной власти или местного самоуправления.

В-третьих, общественные объединения - целевые сообщества людей, т.е. людей, объединившихся для удовлетворения посредством совместной деятельности конкретных потребностей и интересов (научных - Академия естественных наук, творческих -Союз художников, Союз писателей и т.д.). Наличие совместных целей отличает их от других людских сообществ, образуемых стихийно для достижения индивидуальных целей (совокупность зрителей в театре, на стадионе и т.д.).

В-четвертых, общественные объединения - объединения формальные, т.е. они формально оформлены - имеют устав, определенные цели, задачи, имеются отношения власти - подчинения и т.п. Формальная основа деятельности отличает общественные объединения от неформальных союзов: дружеских кругов, поклонников театра, завсегдатаев ресторана и т.п.

В-пятых , общественные объединения - это сообщества с постоянным характером деятельности и равенства оснований для вступления и пребывания в них их членов (участников). Равенство участников отличает общественные объединения от таких образований, члены которых изначально выполняют строго заданные роли и не могут свободно ими обмениваться (семья).

В-шестых, общественные объединения - объединения, чья деятельность имеет общественно полезный характер. Данное качество означает, что деятельность общественных объединений не противоречит действующему законодательству, но не более того.

Общественные объединения вовсе не обязаны сверять свою деятельность и отстаиваемые ценности с официальной политической линией государства и господствующими в обществе ценностными установками. Но общественно полезный характер деятельности общественных объединений отличает последние от объединений криминальных, мафиозных.

Для создания общественного объединения не требуется предварительного разрешения какого-либо органа государственной власти или местного самоуправления. Они создаются по инициативе их учредителей. Учредителями общественных объединений могут быть и юридические лица - общественные объединения.

Организационно-правовые формы общественных объединений:

Особенности каждой из этих форм определены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Подробнее

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается вформирований имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Органами общественной самодеятельности являются уличные, домовые, родительские комитеты и т.п.

Различаются общественные объединения и в зависимости от территории их сферы деятельности:

    1. общероссийские (осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
    2. межрегиональные (осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
    3. региональные (осуществляют свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ);
    4. местные (осуществляют свою деятельность в пределах территории одного органа местного самоуправления).

Кроме того, образованное в России общественное объединение признается международным, если в иностранных государствах создается и действует хотя бы одно из его структурных подразделений (организация, отделение, филиал или представительство).

Правовой статус политических партий

Политическая партия - это объединение граждан по их политическим взглядам и интересам, стремящееся к осуществлению своих целей путем участия в политической жизни страны, в выборах, посредством оказания влияния на государственную власть.

Через партии осуществляется организованное участие в политической жизни страны всех социальных слоев общества, демократическая конкуренция в борьбе за власть, формирование ее органов.

Характерные признаки политической партии

Деятельность политических партий регулируется Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли , участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия - общественное объединение граждан. Таким образом, в основе политической партии лежит право человека на объединение, т.е. объединение и политическую партию можно соотносить как общее и особенное.

Партия - некоммерческое объединение граждан. В Федеральном законе от 25 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" этот признак общественных объединений присутствует как основополагающий.

Партия - объединение граждан, имеющих целью достижение политической и государственной власти.

Партия - объединение граждан на основе общих взглядов и идей. У каждого гражданина есть собственное мировоззрение, точка зрения на те или иные факты, действия и т. д. Чтобы создать политическую партию, некая совокупность граждан с общими взглядами и идеями, касающимися политической, государственной власти, объединяется для воплощения в жизнь этих замыслов и идей. Этот признак можно назвать организующим, поскольку проявляется он на стадии создания политической партии, когда граждане обмениваются своими взглядами, вырабатывают общие идеи по поводу участия в политической жизни и "завоевания" государственной власти теми или иными методами.

Деятельность политической партии свободна, т.е. она не должна никем и ничем ограничиваться, кроме, естественно, случаев, установленных законом.

Деятельность политической партии законна. Этот признак корреспондирует с признаком свободы деятельности партий в том плане, что политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Учредителями, членами и участниками политической партии могут быть только граждане РФ.

Кроме того, существуют и специальные ограничения. Например, в Федеральном конституционном законе РФ "О Конституционном Суде РФ" устанавливается запрет для судей Конституционного Суда на участие в деятельности политических партий, в Законе РФ "О прокуратуре РФ" - для прокурорских работников, в Законе РФ "О Центральном банке" фиксируется ограничение прав на участие в политических партиях членов Совета директоров Центрального банка.

Осуществление гражданами права на объединение в политические партии тесно связано с избирательным процессом , поскольку именно партии становятся его основными участниками: формируют мировоззрение избирателя, выдвигают кандидатов, финансируют избирательные кампании, после выборов формируют различные органы государственной власти и местного самоуправления.

В отличие от личных прав и свобод, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права и свободы, как правило, принадлежат только гражданам данного государства и часто реализуются в обществе, коллективе, объединениях граждан. Они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве; характеризуют положение личности в политических отношениях; являются способом привлечения каждого гражданина к народовластию (участие в осуществлении как государственной власти, так и местного самоуправления).

К основным политическим правам и свободам, закрепленным непосредственно в Конституции РФ, относятся:

  • – свобода мысли и слова (ст. 29);
  • – право на объединение (ст. 30);
  • – право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий (ст. 31);
  • – право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства (ст. 32);
  • – право граждан Российской Федерации на обращения (ст. 33).

Большинство политических прав и свобод в Российской Федерации принадлежит только гражданам России. Конституция непосредственно предоставляет каждому, включая иностранцев и лиц без гражданства, лишь два вида политических прав и свобод: свободу мысли и слова и право на объединение.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Конституции РФ в Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова .

Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, через определение его отношения к окружающей действительности или внешнему миру. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне.

Гарантирование Конституцией РФ каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования и выражения собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопустимость какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.

Свобода слова – это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими публичными средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется в международных правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как право на участие в выборах, на петицию, на образование; свобода совести, творчества и др.

Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека, которая, однако, не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей, может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.

В Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

Свобода мысли и слова гарантируется тем, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Другой гарантией является конституционное и законодательное закрепление свободы СМИ (ч. 5 ст. 29 Конституции, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации"). Свобода мысли и слова связана и с другими правами и свободами, возможность реализации которых создает институционально-организационные условия для надлежащего осуществления свободы выражения мнений и убеждений. Это право на объединение, проведение публичных мероприятий, участие в управлении государственными и общественными делами и др.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение , включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. При этом свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Право граждан на объединение включает в себя следующие правовые возможности:

  • 1) создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;
  • 2) вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них;
  • 3) беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Таковы суть и содержание права на свободу объединения или, как принято формулировать в международно-правовых актах и зарубежных конституциях, права на свободу ассоциации. В России данное право может осуществляться по общему правилу по достижении 18 лет, применительно к профсоюзам, молодежным общественным объединениям – с 14 лет, а в отношении детских объединений – с 10 лет.

Право на объединение, согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, принадлежит в Российской Федерации каждому, следовательно, не только российским гражданам. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами России могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ. Так, они не вправе быть членами политических партий.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые общественные объединения регистрируются в предусмотренном Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 32-ФЗ "Об общественных объединениях" порядке, суть которого заключается в отсутствии необходимости получения для создания общественных объединений предварительного разрешения от государства, не имеющего права ограничивать законные цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю правомерную деятельность. Общественные объединения самостоятельно разрабатывают свои уставы и только затем регистрируют их в Минюсте России и его органах. Минюст России контролирует законность целей и задач общественных объединений, а финансовые органы – источники их доходов.

Конституция РФ и российское законодательство содержат определенные ограничения в организации и деятельности общественных объединений. Так, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В Конституции РФ отражена одна из важнейших гарантий права на объединение – принцип добровольности в создании и деятельности общественных объединений, закрепленный в ч. 2 ст. 30, согласно которой никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Участие или неучастие в общественных объединениях – личное дело каждого. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными.

В ст. 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от принадлежности к общественным объединениям. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения). Особенности каждой из этих организационно-правовых форм раскрываются в Федеральном законе "Об общественных объединениях".

Конституция РФ закрепляет право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий . В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Закрепленное в Конституции РФ право предоставляет гражданам широкие возможности для выражения и обмена мнениями и убеждениями по самым разнообразным вопросам жизни государства и общества. Публичные мероприятия широко используются гражданами, партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем, а митинги и пикетирование – профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления органам государственной власти и местного самоуправления требований, касающихся в особенности улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Публичные мероприятия имеют существенное значение при проведении предвыборных кампаний.

Реализация рассматриваемого права является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, права на создание объединений, на участие в управлении делами государства. Проведение публичных мероприятий – одно из средств укрепления связи государственных органов и органов местного самоуправления с населением, изучения общественного мнения.

Порядок проведения публичных мероприятий на территории РФ установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", который под публичным мероприятием понимает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Законодательство РФ содержит также дефиниции отдельных видов публичных мероприятий.

Собрание это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право неразрывно связано с принципом народовластия – одной из основ конституционного строя – и подразумевает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в политические отношения. Таким образом преодолевается отчуждение гражданина от государства. В свою очередь гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого комплексного политического права является целый ряд других прав, изложенных в ст. 32 Конституции РФ.

Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Другая форма участия граждан в осуществлении народовластия – опосредованная, т.е. через своих представителей, избираемых в органы законодательной власти (Государственную Думу, законодательный орган субъекта РФ и др.), органы местного самоуправления.

Если обладание большинством прав и свобод в Конституции РФ не обусловлено обязательным наличием у лица российского гражданства, что следует из формулировок "каждый имеет право", "каждому гарантируется", то право участвовать в управлении делами государства признается только за гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства этим правом не обладают. Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитывая характер данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти.

Право на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства раскрывается через систему конкретных прав. В Конституции РФ непосредственно сформулировано, что граждане Российской Федерации имеют следующие права:

  • а) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32);
  • б) участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);
  • в) равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32);
  • г) участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32).

Все перечисленные права являются всеобщими для граждан Российской Федерации, и последние участвуют в их осуществлении на равных основаниях.

Так, согласно ст. 5 Закона № 67-ФЗ об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме лишь граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (п. 3 ст. 32 Конституции РФ и п. 3 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

В действующем федеральном законодательстве установлено общее правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства не обладают избирательными правами и правом на участие в референдуме. Вместе с тем федеральный закон допускает исключение в отношении иностранных граждан. В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на равный доступ к государственной службе . В Российской Федерации основополагающими актами в данной сфере являются Федеральные законы от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"; от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Развивая конституционные нормы, федеральное законодательство определяет, что при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в предусмотренном законом порядке.

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным для государственных служащих. Реализация этого права зависит, таким образом, не от указанных выше обстоятельств, а от способностей и профессиональной подготовки гражданина. В целях обеспечения права граждан на равный доступ к государственной службе предусмотрено проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей.

При этом устанавливаются ограничения доступа к государственной службе в случаях признания гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; близкого родства или свойства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственным соглашением; отказа от предоставления сведений о полученных доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения.

Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия . Данное право реализуется, прежде всего, через институты присяжных и арбитражных заседателей. Данные институты регулируются Федеральными законами от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".

Имеются и другие, общественные, формы реализации права граждан участвовать в отправлении правосудия.

В Российской Федерации действует главный принцип: отвечая необходимым требованиям, гражданин может стать профессиональным судьей.

Мировые судьи – наиболее близкая к населению судебная инстанция, которая рассматривает уголовные дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, а также определенные категории дел, вытекающих из семейно-правовых, имущественных, трудовых, земельных отношений, и дела об административных правонарушениях. Статус мировых судей определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и принятым на его основе Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", другими федеральными законами. Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Закрепленное право является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственными и муниципальными органами, участия граждан в управлении делами государства. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа за их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией.

Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.

Положения ст. 33 Конституции РФ конкретизируются в Федеральном законе от 2 февраля 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Выделяется три вида обращений: предложение, заявление и жалоба.

Предложение рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, реализуя право на обращение свободно и добровольно. При этом осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

В отношении жалоб по делам, связанным с осуществлением правосудия по гражданским, арбитражным и уголовным делам, а также по делам, рассматриваемым по правилам конституционного судопроизводства, действует специальное законодательство. Так, особенности подачи и рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях регламентированы в КоАП РФ. Свои особенности имеет порядок разрешения жалоб, установленный в гражданском и уголовном процессуальном законодательстве. В ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и п. 3 ч. 1 ст. 3, ст. 96–100 Закона о Конституционном Суде РФ закреплено, что Конституционный

Суд РФ рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Жалобы, заявления, предложения и иные обращения граждан рассматривает также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, статус которого регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Похожие публикации