Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Удовлетворение психологических потребностей людей — важная предпосылка преодоления религиозности. Пирамида потребностей и тупик цивилизации Потребности человека: определение и особенности

Аффилиация (от англ. affiliation - присоединять, присоединяться) - эмоциональная связь человека с другими людьми, характеризующаяся взаимным принятием и расположением; в ряде случаев термин употребляется для обозначения потребности в общении , в принятии и стремления к взаимосвязи.

Аффилиация и физическое здоровье

Американские исследователи, в течение нескольких лет проинтервьюировавшие тысячи людей, пришли к единому выводу: тесные улучшают здоровье. По сравнению с теми, у кого были слабые социальные связи, люди, которые поддерживали тесные отношения с друзьями, родными или являлись членами сплоченных религиозных и общественных группировок, оказывались менее подвержены преждевременной смерти. Утрата подобных связей повышает риск заболевания.

Финские исследователи изучили 96 000 случаев потери супруга вследствие его смерти и обнаружили, что в неделю, следующую за этим событием, удваивается риск скоропостижной смерти для вдовы или вдовца. «Они жили долго и счастливо и умерли в один день...» Похоже, в этой романтической формуле истины больше, чем вымысла.

Но если между аффилиацией и здоровьем существует связь, то по какой причине? Предположений тут высказывается множество - по большей части на уровне житейского здравого смысла возможно, те, кто имеет удовольствие состоять в тесных взаимоотношениях, ведут более упорядоченный образ жизни, лучше питаются, более организованны в своей работе и меньше подвержены вредным привычкам. Не исключено, что внимание близких людей заставляет нас больше заботиться о собственном здоровье, которому мы, предоставленные сами себе, до поры не придаем должного значения. Возможно, что поддерживающее нас сообщество помогает нам лучше оценивать события и преодолевать ситуации. Возможно, друзья и близкие помогают нам поддерживать . Когда мы задеты чьей-то неприязнью, отказом в наших притязаниях, некорректной критикой, дружеский совет, ободрение и утешение могут оказаться наилучшим лекарством. Даже если проблема не выносится на обсуждение, чуткие друзья и близкие помогают нам переключиться на что-то приятное и дарят нам ощущение того, что нас принимают, любят и уважают.

Джеймс Пенненбэйкер и Робин О"Хирон связывались с теми, чьи мужья или жены покончили жизнь или стали жертвами катастроф. Те, кто нес свое горе в , имели больше проблем со здоровьем, чем те, кто имел возможность выговориться.

Некоторые исследования сопоставляют мироощущение людей «соревновательных» индивидуалистических культур, таких как США, Канада, Австралия, с духовным миром людей коллективистских культур, таких как Япония и многие страны третьего мира. Главные ценности индивидуалистических культур - личностная автономия, неприкосновенность частной жизни и собственности, право гордиться личными достижениями. Сегодня мы, пресытившись казенным социалистическим коллективизмом, активно перенимаем эти ценности. При этом нелишне было бы иметь в виду и их издержки.

Аффилиация и душевное здоровье

Вот о чем говорят исследования. Из 800 выпускников колледжей, опрошенных Уэсли Перкинсом в начале 90-х, те, кто исповедовал ценности яппи, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех межличностным отношениям , вдвое чаще, чем их прежние соученики, называли себя глубоко несчастными.

В то же время более тесные социальные связи коллективистских культур предлагают защиту от одиночества, отчуждения и даже заболеваний, связанных со стрессом.

Другие исследования сравнивали людей с малым и с большим числом тесных межличностных отношений. Тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные переживания, дает двойной эффект. Как писал еще Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Это подтверждают и ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по изучению общественного мнения: «Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?» В сравнении с теми-кто не смог назвать никого, те, кто называл пять или более близких людей, были на 60% более склонны чувствовать себя «очень счастливыми».

Помимо этого в ряде исследований было продемонстрировано, что тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении человека в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. Кроме того, как уже указано, в известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса.

Потребность в принятии

Несмотря на то что потребность в принятии присуща человеку изначально, способы ее выражения по-разному формируются в зависимости от специфики общения с родителями и сверстниками в детстве и зависят от стиля . Накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то человек будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет склонен доверять им и высоко их ценить. Если же доминируют противоположные ожидания, то человек скорее станет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Человек, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания того и другого рода, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного внутреннего конфликта . А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность.

Для выявления этих тенденций разработано несколько диагностических методик, в частности известный опросник А. Меграбяна. Меграбяну также принадлежат интересные исследования невербальных проявлений аффилиации.

Ответ от Нариман Меметов[новичек]
Прошли столетия и эпохи. Слово «экономика» приобретало разное содержание, но суть его оставалась все той же, изменились лишь масштабы этого понятия. Теперь, говоря об экономике, мы имеем в виду не столько домашнее, сколько общественное, национальное и мировое хозяйство. Экономика-это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ. Экономика-наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов. Несравненно более сложными стали процессы производства - один из возможных видов деятельности организации или физического лица, направленный на создание конечного продукта или услуги; усовершенствовались системы посредничества - это оказание субъектом (субъектами) услуг двум или более сторонам, при этом субъект (субъекты) выполняет роль третьей стороны, и торговли -процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами. Не изменилось одно - в центре всего, что происходит, находятся конкретные люди с их потребностями, которые и являются двигателями развития цивилизаций. Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо и проявляются в зависимости от ситуационных факторов. Именно потребности во все времена заставляли людей одолевать огромные расстояния в поисках новых земель и рынков сбыта, осваивать неизведанные территории. Именно потребности были и остаются главным стимулом развития науки, техники и производства, способствуя тем самым расцвету культуры и образования и повышению уровня жизни. Каждый из нас стремится жить как можно лучше. Однако сделать это не так уж легко. Издавна эту проблему люди решали по-разному. Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического процесса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый данный момент являются ограниченными. Ограниченность ресурсов - экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Эту проблему и пытается решать экономика – наука выбора. Существует прямая зависимость между состоянием экономики и уровнем жизни населения. Уровень жизни характеризуется: Потребление на душу населения; Реальные доходы населения; Обеспеченность жильем; Социальное обеспечение. Уровень жизни - это уровень благосостояния населения, степень удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Для того, чтобы уровень жизни повышался, необходим постоянный экономический рост (увеличение реального объема производства, улучшение технических, экономических и социальных характеристик). Показателями экономического роста являются валовой национальный продукт (ВНП) , валовой внутренний продукт (ВВП) , национальный доход (НД). Валовой национальный продукт (ВНП) -Обобщающий экономический показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданный производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом. Валовой внутренний продукт (ВВП) - Обобщающий экономический показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданный производителями данной страны в течение года внутри страны. Все это еще раз доказывает правоту фразы американского писателя Л. Питера, которая звучала так: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»

Ответ от За Родину! [гуру]
Ан нет их! И не было никогда!
посмотрите это видео и ответ как бы сам придёт!


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Помогите привести аргументы!!!

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой - лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы . Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления (Durant, 1977). Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий-в-мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма» (Sartre, 1957, р. 15). Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов - мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда «жизнь есть то, что мы из нее делаем». Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди - мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр - «Я есть мой выбор».

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, - это концепция становления . Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования. Кто я? Моя жизнь имеет смысл или она абсурдна? Как я могу реализовать мою человеческую природу, даже если я навеки один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества, и о нем говорят, что он живет неподлинной жизнью (он неаутентичен).

Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными - чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «мужества быть» - уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь - свою собственную. Избегать свободы и ответственности - значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое , или «здесь-и-сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто» (Maslow, 1966, р. 45).

В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности. Как вскоре станет совершенно очевидно, его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма. Но прежде чем подробно разбирать, что представляет собой данный подход к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.

Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом. Пользуясь избитой метафорой, психологи изучали деревья, а не лес. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое , а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Эта холистическая точка зрения, сформулированная в часто цитируемом метком выражении гештальт-психологии: «Целое - больше чем и отлично от суммы его частей», с очевидностью проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.

В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.

«В хорошей теории нет такой реальности, как потребность желудка или рта, или гениталий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка... когда Джон Смит голоден, он голоден весь» (Maslow, 1987, р. 3).

Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек - нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных (например, крыс и голубей) в разработке объяснения поведения человека. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивают принадлежность людей к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное от других животных. Он полагал, что бихевиоризм и соответствующая ему философия «дегуманизировали» человека, трактуя его без малого как машину, составленную из цепочек условных и безусловных рефлексов. Поэтому изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (например, идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума.

Внутренняя природа человечества. Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Более того, Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные импульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Справедлива или нет эта точка зрения, но Фрейд мало верил в добродетель человека и с пессимизмом размышлял о его судьбе. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Возможно, вы захотите оспорить эту точку зрения, если во время вечерней прогулки в парке на вас нападут грабители. Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Именно такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всю жизнь.

Творческий потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал (Maslow, 1950). Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу (Maslow, 1987) рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Это естественно: деревья дают листья, птицы летают, люди творят. Однако он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстановить его. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Сравнительно немногие люди делают это. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Следовательно, например, могут быть творческие диск-жокеи, программисты, бизнесмены, продавцы, клерки и даже профессора колледжа!

Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах природы человека (то есть ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества.

Чтобы исправить этот недостаток, Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека - темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.

Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и 1970-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека. Хотя с тех пор популярность гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития психологии и теории личности все еще очевидно. Такие области, как консультирование, социальная работа, образование, уход за больными, управление в бизнесе и маркетинг, также подверглись влиянию идей Маслоу (Leonard, 1983).

Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться в первой четверти XX века. За это время появилось много различных концепций, от биологических до социально-экономических и философских, пытающихся объяснить природу потребностей, поэтому дефиниций этого до сих пор не «покоренного» термина существует великое множество. Остановимся лишь на тех из них, в которых отразились наиболее общие взгляды на эту проблему.

В «Толковом словаре» В. Даля потребность определяется как стремление «потреблять, расходовать, изводить, тратить на какую-то надобность, на потребу…» . Согласно С.И. Ожегову – это «надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения» .

«Краткий психологический словарь» рассматривает потребность как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

В «Большом толковом психологическом cловаре» потребность – это некоторая вещь или состояние дел, которые в случае их наличия улучшило бы благосостояние организма. Потребность, в этом смысле, может быть чем-то базовым и биологическим, или же она может включать в себя социальные и личностные факторы и происходить из сложных форм научения; это внутреннее состояние организма, который нуждается в определенном предмете.

В философской литературе термин «потребность» описывается следующим образом: «Это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Потребность предполагает нужду в предмете потребности, она реализуется в процессе ее удовлетворения. Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности организма, либо к его гибели. До реализации потребности она существует как появляющееся и усиливающееся ощущение недостатка в чем-либо, по мере реализации потребности возникшее напряжение ослабевает и угасает. Потребности рождаются с появлением новых предметов, изменяются с изменением предметов потребностей и в процессе их потребления. Для животных характерно использование данных природой в готовом виде предметов потребностей, для человека – производство предметов потребности. Развитие потребностей человека совершается в процессе и на основе развития способа производства. Специфическими для него являются социальные потребности, порожденные развитием общества. Это потребность в труде, общении с другими людьми и т.п. Биологические потребности сохраняются у человека в снятом, преобразованном виде, они не существуют совершенно изолированно от социальных потребностей и, в конечном счете, опосредуются социальным развитием. Чем более богата, разнообразна и развита жизнь общества, тем богаче, разнообразнее и более развиты потребности людей. В доклассовом обществе человеческие потребности были слабо развиты и обычно не расчленены» .



Весьма характерно, что в философско-политических, особенно социально-экономических источниках, потребители традиционно противопоставляются производителям, хотя каждый есть одновременно и то и другое. Тем не менее, в психологических изданиях последних лет все более чувствуется заметное влияние гуманистической и экзистенциальной парадигмы, поэтому и определение потребности приобретает специфический оттенок. Чаще всего она рассматривается как состояние субъекта, которое он испытывает при определенной нужде в тех или иных предметах, людях, объектах, материальных ценностях, необходимых для его экзистенции – онтологизации – существования . Обобщая различные рациональные моменты, выраженные разными авторами А.В. Ильин дает следующее определение потребности: «Потребность – это переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в его сознании нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием» .

В специальной психологической литературе последнего столетия потребность рассматривалась и как нужда (Д.Н. Узнадзе, А. Маслоу, В.С. Магун, З. Фрейд), и как предмет удовлетворения нужды (В.Г. Лежнев, А.Н. Леонтьев), и как необходимость (Б.И. Додонов, А.В. Петровский, П.А. Рудик), и как состояние (И.А. Джидарьян, В.Н. Мясищев), и как мотив (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова).

Нужда, нехватка чего-то чаще всего понимается как дефицит, и именно в таком значении она принимается за потребность. Д.Н. Узнадзе считает, что понятие потребности касается всего, что является нужным для организма, того, чем в данный момент он не обладает. При таком понимании наличие потребностей признается не только у человека и животных, но и у растений.

У человека нужда и потребность всегда тесно связаны друг с другом, но это не означает, что они абсолютно тождественны. «Потребности человека могут быть связаны не только с дефицитом, но и с избытком, поэтому и появляется потребность избавиться от чего-то лишнего. Нужда появляется как в отношении психологических раздражителей, возникающих спонтанно, без предшествующего переживания дефицита, так и в результате соблазнительности объекта, способного доставить удовольствие. Таким образом, узкое понимание нужды как дефицита с неизбежностью приводит и к ограниченной трактовке потребности как психологического явления» .

А. Маслоу называет дефициентными те потребности, неудовлетворение которых создает в организме «пустоты», которые должны быть заполнены во имя сохранения безопасности и здоровья организма. Дефициентными считаются физиологические потребности, потребности в безопасности, сопричастности, уважении, любви и признании. Постепенное устранение дефицита приводит к снятию напряжения, равновесию, самозащите, а, следовательно, к самосохранению. Однако, по мнению А. Маслоу , у человека, кроме этого, есть потребность в развитии, самосовершенствовании. Эта потребность в самоактуализации удовлетворяется через реализацию потенциальных возможностей личности. И, если дефициентные потребности удовлетворяются на основе механизма гомеостаза, который стремится привести индивида в равновесное состояние, то «бытийная» потребность в самоактуализации самым радикальным образом нарушает этот механизм. Это положение теории А. Маслоу кардинально противоречит точке зрения З. Фрейда , который считает, что удовлетворение любого влечения ведет к достижению удовольствия, покоя и равновесия.

Потребность может рассматриваться и как отражение в сознании человека того предмета, который может удовлетворить нужду. Если потребность нельзя удовлетворить, то, как психологическая реальность она не существует. Точка зрения о том, что потребность – это не только образ предмета, но и сам предмет, отражает ее обыденное, бытовое понимание. Такой взгляд на потребность приводит к тому, что именно предметы начинают рассматриваться как средства развития потребностей, в результате чего получается что, чем больше предметов окружают человека, тем больше у него потребностей. Однако речь здесь идет скорее об обогащении способов и средств удовлетворения потребностей, а не о появлении новых потребностей. Так, наличие интересных книг в домашней библиотеке у многих детей не пробуждает желание прочитать их, не стимулирует любовь к чтению; маленьких детей нередко приходится уговаривать съесть незнакомый плод.

Эти факты свидетельствуют о том, что развитие потребностной сферы человека происходит не по традиционной бихевиористской схеме «стимул-реакция» (предмет-потребность) путем предъявления ему новых предметов. Предмет может способствовать формированию новых потребностей, так как с приобретением жизненного опыта человек начинает понимать, с помощью чего может быть удовлетворена возникшая потребность. Со временем у человека образуется и закрепляется связь между потребностью и объектом ее удовлетворения. Образуются своеобразные потребностно-целевые комплексы или, как их называет А.Н. Леонтьев, «опредмеченные потребности» , в которых потребность конкретна, а цель – абстрактна. Поэтому во многих стереотипных ситуациях вслед за появлением нужды и ее осознанием сразу же всплывают ассоциации с образами предметов, удовлетворявших в прошлом эту потребность, а заодно и действие по ее удовлетворению .

Но ассоциативная связь потребности с предметом ее удовлетворения существует не всегда, например, в тех случаях, когда предмет не является характеристикой потребности и не отражает ее содержание. Человек может жевать конфету не потому, что он хочет сладкого, а чтобы перебить желание курить или прогнать сон.

Таким образом, содержанием потребности не может быть предмет ее удовлетворения.

Б.И. Додонов и П.А. Рудик рассматривают потребность как необходимость. По их мнению, это – один из побудителей активности человека. Необходимость не является потребностью в полном смысле слова, а «отражает долженствование, чувство долга» . Б.И. Додонов считает, что необходимость детерминирует зависимость организма и личности от конкретных условий существования, от факторов внешней среды, существенных для развития и сохранения себя. «Потребность – это внутренняя программа жизнедеятельности индивида, с одной стороны, отражающая зависимость от условий существования, а с другой стороны, отражающая необходимость выполнения этой программы для того, чтобы существовать» .

Итак, потребность – это заложенная в нас природой и обществом программа жизнедеятельности, поэтому Б.И. Додонов считает, что нужда не выражает суть потребности как источника активности человека; потребность есть требование от себя определенной производительной деятельности, направленной на созидание.

Точка зрения Б.И. Додонова о потребностях как инстинктах или условных рефлексах, в которых отражается зависимость поведения и жизнедеятельности организма от сформированных или врожденных программ, разделяется далеко не всеми исследователями. По мнению Д.А. Леонтьева , описание довольно поверхностных и вторичных проявлений потребностей закрывает путь к объяснению самих потребностей. Он считает, что потребность нужно определять через формы деятельности, в которых они реализуются, рассматривать их как потребность в деятельности, а не в предметах. Кроме того, Д.А. Леонтьев полагает, что критерий необходимости может быть применен к потребности только в том случае, если она необходима для сохранения и развития человека, а потребности, разрушительные для человечества с необходимостью никак не связаны. А.В. Ильин также рассматривает потребность как «соответствующее одному из модусов жизнедеятельности объективное отношение между субъектом и миром, требующее для своей реализации активности субъекта в форме его деятельности» . Следует отметить, что такой подход не является чем-то принципиально новым, он уже давно разрабатывается философами и социологами, но в этих работах фактически стирается грань между человеком как организмом и человеком как личностью.

Потребности общества и потребности личности – явления взаимосвязанные, но не тождественные. Наряду с философскими и социально-экономическими подходами, в психологии потребность может рассматриваться и как состояние. Б.Г. Ананьев , И.А. Джидарьян , В.Н. Мясищев , А.В. Петровский ; П.А. Рудик настаивают на том, что потребность – это специфическое состояние организма и личности. С этим трудно не согласиться, так как переживание нужды, само ее появление свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Взгляд на потребность как на определенное потребностное состояние критикуют болгарский философ Л. Николов и Д.А. Леонтьев. И тот, и другой считают, что удовлетворенная потребность не есть отсутствие потребности , поэтому нельзя говорить о потребностях как о потребностных состояниях. В своих работах Д.А. Леонтьев и Л. Николов рассматривают потребность как свойство организма и личности. По-видимому, в данном случае речь идет о разных понятиях, отражающих процессуальный и содержательный аспекты мотивации: «испытывать» потребность (появление и исчезновение потребности) и «иметь потребность» (организму присущи потребности). С одной стороны, потребность принимает активное участие в процессе мотивации, то есть в процессе формирования мотива, а с другой, потребность – это главная побудительная сила, детерминирующая активность человека.

А.Г. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович утверждают, что «потребность – это мотив» . Такой подход дает возможность объяснить, почему человек хочет проявить активность. В частности, С.Л. Рубинштейн полагал, что в потребности уже содержится активное отношение, направляющее человека на преобразование внешних условий с целью удовлетворения нужды. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности. А.Н. Леонтьев же считает, что отождествить мотив с потребностью не позволяет ряд обстоятельств: «во-первых, потребность может быть удовлетворена разными средствами и способами; во-вторых, мотив-потребность отделяется от идеальной цели, потому что субъективные переживания, желания не являются мотивами, так как сами по себе они не способны породить направленную деятельность; в-третьих, отождествление потребности и мотива приводит к тому, что речь идет об удовлетворении мотива, а не потребности» .

Подводя итог анализу различных точек зрения на сущность и природу потребностей, следует выделить ряд неоспоримых моментов, в которых сходятся практически все исследователи этой проблемы:

1. Потребность тесно связана с нуждой, понимаемой как нужность, желанность, а не дефицит чего-то. Однако прямая аналогия потребности с нуждой недопустима потому, что нужда организма отражает объективное состояние, а потребность личности связана с субъективным переживанием нужды.

2. Из потребности личности нельзя исключить потребностное состояние, отражающее возникновение нужды и служащее сигналом о необходимости удовлетворения возникшего желания. Это состояние является реакцией организма и личности на воздействие внешней и внутренней среды, приобретающие для человека личную значимость.

3. Возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, которая может удовлетворить эту потребность. Таким образом, потребность – необходимое звено в процессе самосохранения и развития организма и личности.

4. Необходимо различать понятия «потребность организма» и «потребность личности».

Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности принадлежности и любви .Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. Студенты, которые учатся далеко от дома, делаются жертвами потребности принадлежности, страстно желая, чтобы их признали и приняли в группе сверстников.

Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических или других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола. Слова популярных песен служат достаточным доказательством могущественного влияния потребностей принадлежности и любви в этот период жизни.

<Привязанность к родителю удовлетворяет потребность ребенка в принадлежности и любви.>

Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная ,или Д-любовь бытийная ,или Б-любовь (Maslow, 1968). Д-любовь основана на дефицитарной потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Например, отношения могут удовлетворять нашу потребность в утешении и защите - будет ли это длительная связь, совместная жизнь или брак. Таким образом, это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту любовь как любовь «бытия» другого, несмотря на его несовершенства. Она не собственническая, не назойливая и в основном касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви - всего, что позволяет человеку расти. Более того, Маслоу отвергал идею Фрейда о том, что любовь и привязанность являются производными от сублимированных сексуальных инстинктов; для Маслоу любовь - не синоним секса. Скорее он настаивал на том, что зрелая любовь подразумевает здоровые, нежные взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Когда вас не любят, появляется пустота и враждебность.

Несмотря на скудость эмпирических данных, касающихся потребностей принадлежности и любви, Маслоу настаивал на том, что их влияние на поведение потенциально разрушительно в таком меняющемся и подвижном обществе, как Соединенные Штаты. Америка стала землей кочевников (по данным переписи, приблизительно одна пятая населения меняет адреса по крайней мере раз в год), стала нацией без корней, отчужденной, безразличной к проблемам дома и сообщества, пораженной поверхностностью человеческих отношений. Несмотря на тот факт, что люди живут в густо населенных местах, они часто не общаются. Многие едва знают имена и лица людей по соседству, не вступают с ними в разговоры. В общем, не избежать вывода, что поиски близких взаимоотношений являются одной из наиболее широко распространенных социальных потребностей человечества.

Именно Маслоу утверждал, что потребности принадлежности и любви часто не удовлетворяются американским обществом, в результате чего развиваются дезадаптация и патология. Многие неохотно открывают себя для близких отношений, так как боятся быть отвергнутыми. Маслоу заключал, что есть доказательство существенной корреляции между счастливым детством и здоровьем в зрелой жизни. Такие данные, с его точки зрения, поддерживают тезис, что любовь является основной предпосылкой здорового развития человека.

Потребности самоуважения

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения .Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими. Дети, чья потребность в уважении и признании отрицается, особенно склонны низко оценивать себя (Coopersmith, 1967).

Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Следовательно, довольно рискованно строить удовлетворение потребности в уважении на мнении других, а не на собственных способностях, достижениях и аутентичности. Если наше самоуважение зависит от посторонней оценки - мы находимся в психологической опасности. Для того, чтобы быть прочным, самоуважение должно основываться на нашей действительной значимости, а не на внешних факторах, находящихся вне нашего контроля.

Очевидно, что потребности уважения в жизни выражаются очень разнообразно. Одобрение сверстников, квинтэссенция уважения для подростка, выражается в том, что он популярен и его приглашают на вечеринки, а взрослого уважают обычно за то, что у него есть семья и дети, хорошо оплачиваемая работа и заслуги в деятельности гражданских организаций. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем, в средние годы, их интенсивность уменьшается (Maslow, 1987). Тому есть две причины. Во-первых, взрослые обычно приобретают более реалистичную оценку своей действительной значимости и ценности, поэтому потребности уважения больше не являются ведущими силами в их жизни. Во-вторых, большинство взрослых уже имели опыт уважения и признания, что позволяет им двигаться к более высоким уровням растущей мотивации. Эти положения отчасти могут объяснить заявление Маслоу, что истинная самоактуализация встречается только после достижения зрелого возраста.

Похожие публикации