Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Опасная, аварийная обстановка при дтп. Самый коварный пункт пдд Не предотвратил дтп

Во-первых, предлагаю посмотреть ролик из Краснодарского края. Тот самый, где дальнобойщик на «американке» Volvo VN спас женщину на Daewoo Matiz, выкатившуюся наперерез, а заодно встречных и попутных водителей. Превысь он скорость, ударь по тормозам чуть позже или будь его грузовик груженым, чуда бы не произошло - и «поцелуйчиком» в бампер уже не отделаться. Кстати, обратите внимание, что дальнобойщик не пытался маневрировать. Правила обязывают нас в подобной ситуации применить все меры к остановке транспортного средства. Конечно, прямого запрета на маневрирование при этом в ПДД нет, но водитель должен . Если маневр окажется неудачным, то вина ляжет на него. Так что в плотном трафике при возникновении опасности следует поступить так же, как и водитель этого грузовика: применить экстренное торможение и не пытаться объехать препятствие.

Водитель грузовика вызывает восторг еще и тем, как театрально он поприветствовал тетю, едва не ставшую виновницей крупной аварии. Классный мужик!

Не гони!

Гнал, как сумасшедший, и едва не попал в двойную аварию (с попутной и встречной машинами) этот итальянский парень на Ferrari. На огромной скорости и такой узкой дороге этот рагаццо устроил бы кашу из металла, пластика и мяса. И он просто счастливчик, что сумел вырулить. Настоящий фортунелло.

Надеюсь, что наш «герой» сделал соответствующие выводы из этой истории. Не стоит ставить рекордов скорости на дорогах общего пользования. Если у вас мощный и быстрый автомобиль, отправляйтесь на трек-дни специализированного автодрома. Благо в России таких уже немало. А вы пожали бы руку водителя на месте пассажира?

Только на зеленый

Следующий ролик с регистратора мотоциклиста, снятый на набережной возле Москва-Сити. В комментариях байкер призывает всегда осматриваться на перекрестках, чтобы не столкнуться с торопыгами, выскакивающими наперерез. Он это сделал и избежал столкновения. Водитель автомобиля, стартовавшего со светофора за байкером, опасности не увидел. Результат - авария, а вывод - нужно всегда оценивать обстановку на дороге, и не только впереди, а по всем направлениям вокруг.

А если вы иностранка на Мерседесе, не верьте, когда вам говорят, что в нашей стране можно выскакивать на перекресток на затухающий желтый и тем более . Нельзя.

Не отвлекайся

Успел уклониться от встречной Нивы, уйти на обочину и вернуться на дорогу автор следующего ролика. Как он сам признается в описании к видео, испугаться не успел и благодарит Audi за систему стабилизации и полный привод quattro. Что касается нивовода, он оказался на встречке, ковыряясь в магнитоле. Ему страшно повезло, что он по-прежнему может слушать музыку. Но если не можешь делать это не отвлекаясь от управления - сиди со своим радио дома.

Совет в этом случае простой: не отвлекаться от дороги, тем более во время обгона. Казалось бы, очевидный, но многие почему-то им пренебрегают.

Соблюдай дистанцию

Зима, сильный . Водитель машины с «шашечками» за рулем явно не первый день. Сумел не попасть в замес, выставив машину боком, и тут же ушел из-под удара сзади. Да, это еще и везение. Но не в чистом виде.

Вообще же, конечно, зимой нужно ездить на хороших зимних шинах, держать большую дистанцию и боковой интервал, а если на дорогах гололед - подумать, не стоит ли сегодня отказаться от поездки на машине. Не все же такие асы!

  • Пять правил зимней езды вы найдете по .
  • Как справиться с управлением в гололед, читайте .
  • Как вызволить машину из снежного плена, наглядно показано в нашем .

Фото, видео: YouTube.com

Когда у новичка-автолюбителя возникает вопрос, как не попасть в ДТП, советы опытных водителей могут помочь в его решении. Дело в том, что даже неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения не гарантирует отсутствие аварийных ситуаций. В дорожном движении много участников (водителей и пешеходов), а потому могут возникать непредвиденные обстоятельства. Несмотря на всю сложность обеспечения безаварийного вождения, существует ряд неписаных правил, которые позволяют снизить вероятность, а то и полностью избежать ДТП.

Общий подход

Чем отличается опытный водитель от новичка? И тот, и другой прекрасно знают ПДД, но ведут себя на дороге не одинаково. У водителя со стажем вырабатывается интуиция - он способен предугадать поведение других участников движения и пешеходов в сложных и простых ситуациях. С годами вырабатывается быстрота реакции, когда решение принимается мгновенно, на уровне рефлекса.

«Новоиспеченный» владелец приобретет со временем необходимые навыки, а в начальный период помогут некоторые рекомендации. Прежде всего, необходимо четко усвоить, что начинать движение можно только на автомобиле, находящемся в идеальном техническом состоянии. Перед выездом следует тщательно его проверить, особенно тормоза и освещение.

Садясь за руль автомобиля, следует помнить о таких основных правилах:

  1. Уверенность. Не следует себя «накручивать» своей неопытностью. Водительские права получены честно, а значит, можно смело управлять машиной, соблюдая все ПДД. Излишняя неуверенность в своих способностях создает опасность для других водителей.
  2. Физическое состояние. Не следует садиться за руль во время болезни, после приема лекарств, способных снизить реакцию, а также в состоянии повышенного возбуждения.
  3. Уважение ко всем участникам дорожного движения. Особое внимание уделяется пешеходам, велосипедистам, мотоциклистам.
  4. Внимательность. Во время движения нельзя отвлекаться от дороги. Крайне опасно пользоваться мобильным телефоном. Могут отвлекать разговоры с пассажирами и громкая музыка.

Важно понимать, что в общем движении участвуют водители разного типа. Здесь могут встретиться чрезмерно осторожные люди или лихачи, такие же неопытные водители и т.д. Надо стараться заранее предугадать поведение их и своевременно принимать собственные меры. Нельзя надеяться, что по дороге едут только опытные водители.

Как избежать аварий

Никто не застрахован от ДТП, но и считать, что оно является неизбежным злом для любого автомобилиста нельзя. Достаточно много водителей, которые десятки лет ездят без серьезных происшествий. В этом им помогают нехитрые, но эффективные правила, которые просто необходимо знать начинающим автолюбителям.

Общий поток

Многие неопытные водители боятся потока машин, который характерен для современных городов. Однако опасность представляет не большое количество автомобилей, а различие в скорости движения отдельных участников. Мнение о том, что медленное перемещение убережет от ДТП совершенно неверно, также как и попытки прижиматься к обочине. Движение с малой скоростью, вызывает необходимость маневра со стороны других водителей, что достаточно сложно обеспечивать в автомобильном потоке.

Движение близко к обочине не снижает риска аварий, а скорее наоборот. На краю дороги больше вероятность повстречать недисциплинированных пешеходов и велосипедистов, кроме того помехи создает стоящий транспорт. Вывод напрашивается простой - двигаться надо в общем потоке со средней скоростью автомобилей в нем. Другими словами, первый совет - действуй в потоке, как все.

Дистанция

Безопасная дистанция до впереди идущего автомобиля - это азбука для начинающего водителя. Ее не зря называют воздушной подушкой безопасности. Эта дистанция должна позволить своевременно остановиться при экстренном торможении. Зависит она от скорости передвижения. На мокрой дороге ее следует увеличить минимум на треть.

Неадекватные водители

На дороге можно повстречаться с самыми разными автолюбителями. Огромную опасность представляют пьяные и просто неадекватные водители. Если впереди идущий автомобиль «рысчет» по шоссе, то надо быть крайне осторожным. Такой транспорт, по возможности, надо быстрее обогнать и удалиться от него. Однако, данный вариант опасен при совершении обгона. Чаще неопытный водитель, наоборот, притормаживает, давая возможность удалиться «неадеквату за рулем».

Не менее опасны лихачи и простые автомобильные хулиганы. Не стоит соперничать с ними в скорости. Для этого контингента важно занять крайнюю левую полосу дороги, а потому не следует вылазить на нее. Лучше всего движение совершать по центральной полосе.

Зеркала

Зеркала в автомобиле установлены не для красоты. Они помогают оценить обстановку сзади и сбоку от машины. Перед совершением любого маневра следует воспользоваться ими. Особенно важно посмотреть в левое зеркало при попытке совершить левый поворот. Даже на пустынной дороге может появиться неожиданно лихач, идущий на обгон.

Поворотники

Множество аварий происходит при повороте автомобиля, его перестраивании и остановке. Достаточно часто причина вполне банальна - маневр совершался без включения поворотника. Нельзя рассчитывать, что у машины сзади отменные тормоза, а водитель обладает мгновенной реакцией. Предупредить его о маневре с помощью подфарников необходимо своевременно. Часто ДТП происходит при перестройке машины для остановки или выезде после нее без включения поворотников.

Пешеходы

В городе, независимо от скорости передвижения, большую опасность вызывают непрогнозируемое поведение пешеходов, особенно детей. Водитель должен всегда быть готовым к тому, что человек на обочине может неожиданно начать пересечение дороги, выскочить на проезжую часть, побежать. Зона повышенной опасности - остановка общественного транспорта. Пешеходы могут выскочить из-за автобуса с любой стороны, а потому при приближении к стоящему транспорту лучше перестраховаться, и снизить скорость.

К сожалению, слабой дисциплиной отличаются и другие водители. Трудно быстро остановиться, когда из припаркованного автомобиля на проезжую часть выходит хозяин или пассажир. Особо внимание «зебре». Здесь пешеход чувствует себя хозяином и может позволить себе любые действия.

Светофор

Многие автолюбители знают, сколько ДТП происходит у светофора и на перекрестке. При подъезде к нему надо сбавить скорость. Впереди едущий автомобиль может затормозить резко при переключении света или появлении недисциплинированного пешехода. Неопытный водитель часто не успевает среагировать и въезжает в него.

Подъезжать к светофору лучше всего по средней полосе, где шансов встречи с нерадивым пешеходом значительно меньше, да и среагировать проще, увидев начало его движения. Нежелательно пересекать зону светофора в числе первых или последних, т.к. повышается риск столкнуться с нарушителями. В первом случае велика вероятность «встречи» с теми, кто решил проскочить перекресток уже после переключения зеленого света, а во втором - с теми, кто слишком торопится и начал движение на желтый свет.

Вообще, совет для начинающего водителя - не следует вообще находиться на перекрестке при желтом свете светофора. Может просто не хватить опыта для оценки реальной дорожной ситуации. Лучше переждать еще один светофорный цикл.

Интуиция

Вождение автомобиля требует включения интуиции. Человек должен постоянно контролировать поведение других участников движения, предвидеть их возможные маневры. Например, небольшие метания автомобиля указывают на то, что он может начать перестройку, т.к. ему что-то не нравится впереди. Решительное выражение лица водителя в машине сзади может указывать на стремление обязательно обогнать (возможно, с нарушением ПДД).

Для неопытных водителей существует важный совет - берегитесь таксистов. В городских условиях они способны совершать умопомрачительные, непредсказуемые маневры. Для них ничего не стоит «подрезать» автомобиль, увидев потенциального клиента на обочине. Это движение следует особо опасаться.

Наиболее распространенные ситуации

Можно выделить несколько ситуаций, в которых необходимо быть особенно внимательным:

  1. Обгон. Наиболее сложный вариант - отсутствие дорожной разметки. В этом случае необходимо оценить скорость обгоняемого автомобиля и его размеры, а также расстояние до встречной машины и ее скорость. При обгоне не следует слишком сближаться с обгоняемым транспортом, чтобы не спровоцировать его водителя на резкие движения (он тоже может быть начинающим). Нельзя обгонять вместе с другим автомобилем («за компанию»). Он мешает контроль движения встречного транспорта. Не следует мешать и обгоняющему автомобилю. Более того, при возможности рекомендуется «посторониться», уступая место.
  2. Выезд на главную дорогу. Достаточно распространенное ДТП - движение следом за другим автомобилем при выезде на главную магистраль. Дело в том, что впереди идущая машина перекрывает видимость. Если она по каким-то причинам резко тормозит, то нередко приходится «въезжать» в него сзади. Лучше дождаться окончания ее маневра, и только после этого трогаться самому.
  3. Задний ход. К сожалению, у любого автомобиля при таком движении есть «мертвая зона», которую трудно контролировать, находясь за рулем. Совет - попросите знакомого или просто пешехода присмотреть за ситуацией.

Вождение автомобиля требует особого внимания и навыков. Со временем приходит интуиция и уверенность в своих силах. Однако и начинающий автолюбитель может набираться опыта на чужих ошибках и ездить без аварий. Для этого надо строго соблюдать правила дорожного движения и учитывать советы опытных водителей.

У человека, к большому сожалению, нет способности заглядывать в будущее и с помощью этого умения избегать ошибок. Опыт вождения нарабатывается только с накатом, с реально пройденными километрами. А вот понимание, откуда может грозить опасность, приходит всего за несколько часов, проведенных перед компьютером,  - благо в интернете можно найти . Мы сделали это за вас, переработав почти две с половиной тысячи записей ДТП за лето и осень текущего года в полезные советы.

Итак, как не попасть в аварию? И при выполнении каких маневров надо быть особенно внимательным?

1. Смена полосы, поворот, разворот

Первое место с весомым отрывом занимают столкновения при смене полосы движения, повороте и развороте не из крайнего положения. Сюда же отнесены столкновения с попутными машинами, идущими на обгон по встречной полосе при маневре другого автомобиля. Таковых мы насчитали 576 из 2309 просмотренных роликов, или 24,9% от общего количества. Иными словами, можно было бы избежать четверти всех ДТП, просто посмотрев в зеркало заднего вида, как этого и требуют .

Случаев, когда вторая машина оказалась в мертвой зоне или летела на околокосмической скорости, единицы. Всё остальное - результат отсутствия элементарного внимания. Не смотрите в зеркалá мельком, отмечайте все объекты и прикидывайте скорость их приближения.

Совет для : фиксируйте все автомобили с включенными указателями поворота, или внезапно снизившие скорость, или начавшие менять траекторию движения. Это сигналы того, что водитель собрался маневрировать. Преимущество у вас, но и «за того парня» тоже иногда приходится думать.

2. Выезд с второстепенной дороги

Выездов с второстепенной дороги, закончившихся столкновением, мы насчитали в нашей выборке 328 (14,2%). Около трети из них легко объяснить: в крупных городах припаркованными машинами забито всё, поэтому видимость сокращается до минимума. Выезжающим Правила предписывают в этой ситуации прибегать к помощи третьих лиц, чего, конечно, никто не делает - да и нереально это. Советуем «высовываться» на главную дорогу буквально по сантиметру, понемногу увеличивая сектор обзора. И только полностью убедившись в безопа­сности, можно ехать.

Двигающимся по главной дороге не стоит перекладывать всю ответственность на выезжающих со второстепенных дорог, улочек и проездов. Ехать на максимально разрешенной скорости по узкой улице с плохой видимостью да еще в крайнем правом ряду, вплотную к ряду припаркованных машин - не лучшее решение. Проявив элементарную осторожность, вы снизите вероятность аварии. Например, успеете посигналить, что разрешено Правилами (для предотвращения ДТП).

Оставшиеся две трети случаев невозможно объяснить с точки зрения человеческой логики. Водители умудряются не заметить единственный автомобиль на главной дороге и . Но ведь с чрезмерным усердием в тонировании стекол худо-бедно справились, в огромное количество инвалидов по зрению среди водителей поверить тоже сложно, несмотря на нынешний порядок получения медсправок, - выходит, вновь невнимательность?

Выезжайте на перекресток, только убедившись в отсутствии машин. Свободная дорога опаснее забитой транспортом, ведь на ней авария произойдет на большей скорости. Не полагайтесь на то, что автомобиль будет обязательно двигаться с ближним светом, который . И конечно, при низком слепящем солнце требуется особое внимание. То, что отлично видно вам, с другой точки может оказаться абсолютно незаметным.

3. Повороты налево и развороты

Ненамного отстали от предыдущей категории повороты налево и развороты без предоставления преимущества встречному потоку - это 306 случаев, или 13,3%. Реко­мендации здесь те же: не видим - не едем, а вначале оцениваем ситуацию, полностью остановившись. Находясь же на главной дороге, тоже думаем не только за себя, но и за чересчур резвых и не слишком внимательных. Около 15% таких столкновений происходит при мигающем зеленом или только загоревшемся . Оба, и едущий прямо, и поворачивающий, стараются проскочить и теряют бдительность.

4. Пешеходный переход

Пешеходов по-прежнему сбивают часто: 202 случая, или 8,7%. И это только в нашей выборке, основанной на записях видео­регистраторов. Реально доля таких аварий больше. Рекомендация снижать скорость и останавливаться перед зеброй могла помочь только в 54% случаев наезда. В оставшихся 46% не оставили автомобилистам ни единого шанса сохранить им жизнь или здоровье. Не в первый раз обращаемся к ГИБДД и законотворцам со страниц журнала: почти в половине случаев, которые складываются в удручающую статистику, виноваты сами пешеходы. Буквально на днях в очередной раз увеличили штраф для водителей (с 1500 до 2500 рублей), а призывать к порядку «безлошадных» никто и не думает.

5. Проезд на красный

Мы насчитали 134 ДТП (5,8%) по причине . Большая их часть - это столкновения с «долетающими» машинами. Исходя из этого, учтите: самые опасные на перекрестке - первые секунды после смены сигналов. Не спешите давить на газ, убедитесь в том, что на других направлениях автомобили прекратили движение.

Отдельная тема - . Не все водители спецавтомобилей помнят, что ПДД разрешают им отступать от требований, обязательных для всех, только при обеспечении безопасности. Далеко не всегда у таких машин, едущих с «нарушениями», включен или исправен звуковой спецсигнал (особенно это касается скорых), хотя он должен быть активен. И это еще одна причина крутить головой буквально на 360 градусов. Тем более что в наших условиях лучше не полагаться полностью на верховенство закона.

6. Экстренный маневр

Особо хочется сказать о тех, кто пытается избежать ДТП при помощи экстренного маневра. В 107 случаях (4,6% от общего количества происшествий в нашей выборке, что немало) такие водители сами стали виновниками аварии. Причем с более тяжелыми последствиями, чем могли бы быть при торможении без смены полосы, как того требуют Правила.

У людей этой профессии особый склад ума. Склонность к точным наукам еще со школы - безусловно. Высшее техническое образование - обязательно. Опыт работы в ГАИ - приветствуется. Человек в погонах - Денис Антонов, начальник отдела технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по городу Минску. Он эксперт, который знает, как случаются ДТП.

О чем пойдет речь

- Я работал в ГАИ, когда в Минске, в Главном управлении внутренних дел, создавалось направление автотехнических экспертиз. Перешел туда, - говорит Денис Антонов.

Тринадцать лет он занимается экспертизами, связанными с ДТП. То, что для обывателя бесконечный спор (кто виноват, мог или не мог, «летел» или «не летел»), для эксперта - уравнение с несколькими неизвестными.

- Наша работа - это только физика и математика. Точные науки - точные ответы на вопросы. Эксперт не может философствовать, потому что экспертиза - это один из видов доказательств. Мы либо даем ответ, либо не даем, если не можем его обосновать, - отметил собеседник.

Денис Антонов

Скорость = икс

Эксперт не дает оценку действиям участников дорожного движения - это работа следователя. Эксперт - это ученый, зацикленный на своей науке. Задаются известные параметры, остается выяснить неизвестные - решить уравнение.

- Судебно-автотехническая экспертиза назначается в порядке расследования уголовных дел для выяснения тех или иных обстоятельств, - говорит Денис Антонов. - Основной пункт, как правило, - это скорость движения транспортного средства. Насколько быстро ехал водитель, была ли у него возможность предотвратить ДТП путем применения мер экстренного торможения? А если превышение скорости все же было - находится ли оно в причинно-следственной связи с совершением аварии?

Работает это так. Сначала вычисляется скорость водителя, затем, если он не нарушал ПДД, определяется, имел он техническую возможность предотвратить ДТП или не имел. А в том случае, если транспортное средство двигалось быстрее положенного, ставится другой вопрос: была ли скорость причиной совершения аварии?

- Мы рассчитываем, мог ли водитель, двигаясь со своей скоростью, избежать происшествия. Если не мог, проводится еще один расчет: если бы водитель двигался с максимально разрешенной скоростью, смог бы он тогда среагировать и не допустить того, что произошло? В зависимости от этого и делается вывод, была ли скорость причиной ДТП, - объяснил эксперт.

Пример сложной аварии: водитель автомобиля совершает поворот налево и сталкивается с мотоциклистом, который движется в прямом встречном направлении. Кто виноват: водитель, который при повороте должен был уступить дорогу, или мотоциклист, который ехал слишком быстро?

- Мы часто сталкиваемся с такими ситуациями. По правилам водитель при повороте налево должен уступить дорогу транспортным средствам, двигающимся во встречном направлении. Нет никаких уточнений относительно скорости встречного транспорта - обязан уступить, и все, - уточняет специалист. - Но есть нюанс: а имел ли водитель возможность обнаружить встречное транспортное средство?

Могу сказать из практики: случается, что мотоциклисты значительно превышают разрешенную скорость движения - технические характеристики транспортного средства позволяют это сделать. И бывает, что другие водители физически не могут наблюдать мотоцикл либо видят его настолько далеко, что не могут правильно определить скорость. Как и указано в ПДД, водитель предполагает, что другой участник дорожного движения соблюдает правила и не нарушает скоростной режим. Так что же в итоге было причиной совершения ДТП?

Аварии, о которых говорит Денис Антонов, приводят к самым серьезным последствиям. Поэтому очень часто заключение эксперта имеет важнейшее значение.

- При этом нужно понимать, что оценку действиям каждого из участников ДТП даем не мы, а следователи. И никто не исключает необходимость соблюдать все пункты ПДД. Эксперт только устанавливает заданный параметр. В нашем случае - скорость, - добавил собеседник.

Как решается уравнение

Как определить скорость транспортного средства, если она неизвестна? Вариантов несколько.

Расчеты по видео

- С учетом имеющихся камер наблюдения, а также видеорегистраторов, которые используют сами водители, у нас есть достаточно надежный инструмент для определения скорости движения транспортного средства. И проводится немало экспертиз, когда этот параметр определяется именно по видеозаписи. Снова чистая математика: чтобы определить реальную скорость движения, нужно сделать привязку к пройденному расстоянию за определенный отрезок времени, - рассказал Денис Антонов.

Кажется, все просто, но даже при наличии видеозаписи иной раз не удается найти ответ на поставленный вопрос.

- Иногда объект в кадре находится слишком далеко, чтобы определить хоть какие-то параметры. Благо на узловых перекрестках в столице установлены камеры с достаточно высоким качеством записи, они позволяют получить необходимые сведения с высокой степенью достоверности, - замечает специалист.

Анализ деформации транспортного средства

Удивительно, но некоторые сведения о том, с какой скоростью двигалось транспортное средство, можно получить исходя из полученных им повреждений.

- Мы рассчитываем, какое влияние на элементы кузова оказывает передача импульса за счет скорости одного и другого участника ДТП. Иначе говоря, ищем ответ на вопрос, какая сила потребовалась для образования определенной степени деформации. Иногда определить скорость таким методом не представляется возможным. Краш-тесты проводятся на новых автомобилях. А как деформируется кузов старой машины? Какое у него было состояние на момент аварии? Поэтому в своих выводах мы определяем нижнюю границу возможного диапазона, поскольку можем обосновать это заключение физическими законами, - пояснил эксперт.

Речь о формулировке «Двигался со скоростью не менее...», где указывается та минимальная скорость, с которой могло двигаться транспортное средство с учетом наступивших последствий, своего конечного местоположения и т. д.

Следовая информация

Еще один признак - следовая информация.

- Следы торможения, бокового скольжения, перемещения транспортного средства после ДТП - все это обуславливается скоростью движения, - отметил Денис Антонов.

Опрос участников и очевидцев ДТП

Важный источник информации - участники и очевидцы ДТП. Причем если участники могут повести себя по-разному, так как они заинтересованы в том, к каким выводам придут следователи, то очевидцы чаще бывают беспристрастными.

- Был один случай - авария с участием мотоциклиста, - припомнил специалист. - Очевидцы утверждали, что он ехал с такой скоростью, что за его движением просто не успевали следить. Они говорили, что, по их мнению, скорость составляла более 200 км/ч. Была проведена экспертиза, и по конечному положению транспортных средств, по воздействию на них деформирующих сил специалисты сделали вывод, что скорость мотоцикла была не менее 170 км/ч. Как видите, показания очевидцев оказались достаточно правдивы.

Проведение экспертиз и следственных экспериментов

- Любое происшествие с пострадавшими - это одна, две, три экспертизы, - поясняет Денис Антонов. - Определяется техническое состояние транспортных средств, тех систем, которые влияют на безопасность (тормозная система, рулевое управление и ходовая часть). В последующем, в зависимости от обстоятельств происшествия, перед экспертами могут ставиться и другие вопросы.

Бывали случаи, когда специалисты определяли, кто находился за рулем.

- За 13 лет было многое. Вспоминается 2005 год, декабрь: автомобиль ВАЗ-2101 врезался в опору строящегося путепровода на улице Шаранговича - шестеро погибших. Еще одно ДТП: развязка МКАД и слуцкой трассы, Fiat Bravo - шестеро погибших. В тех случаях мы проводили комплексную экспертизу, определяли положение в машине каждого участника в момент происшествия, - рассказывает эксперт. - Чтобы установить, кто был за рулем, иногда приходится исключить все те варианты, которые невозможны для конкретной ситуации. Изучаются травмы, которые получили люди, опрашиваются сотрудники МЧС, которые занимались спасением пострадавших, анализируется следовая информация в салоне. Так мы приходим к выводу, кто и где мог находиться.

Также анализируется вся информация, которая может указывать на скорость транспортного средства.

- Можно ли, скажем, по стрелке прибора, которая замерла на определенном значении, судить о скорости транспортного средства в момент ДТП? С одной стороны, это один из признаков. Даже по частоте оборотов двигателя, к примеру, можно вычислить скорость. Но в то же время это лишь косвенный признак, полагаться на него безоговорочно нельзя, требуется подтверждение, - говорит собеседник.

Поэтому проводятся следственные эксперименты, во время которых воспроизводятся значимые обстоятельства произошедшего.

- Во время следственного эксперимента, если нам нужно определить скорость транспортного средства, водитель на этом же автомобиле (либо на похожем, если оригинал не восстановлен) воспроизводит свое положение на дороге и ту скорость, с которой, предположительно, он двигался в момент происшествия, - описывает процесс Денис Антонов. - Воспроизводятся также все известные параметры: погодные условия, расположение других объектов. Затем анализируются показания очевидцев: они делают свои замечания, говорят, быстрее или медленнее, на их взгляд, двигалась машина. На основании этого делаются определенные выводы.

Проведение следственного эксперимента на месте ДТП в Минске

Мог ли водитель предотвратить ДТП?

В случае ДТП с тяжелыми последствиями перед экспертами ставится вопрос о технической возможности у водителя предотвратить аварию. Пункт 87.2 ПДД обязывает водителя при возникновении препятствия или опасности для движения, которые тот в состоянии обнаружить, немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства.

Момент возникновения опасности вычисляется следственным путем. А эксперт ищет ответ на вопрос, мог ли водитель избежать наступивших последствий?

- Тот же пример с конфликтом левого поворота. Оба участника обязаны соблюдать ПДД. Один водитель должен был пропустить другого, но и другой водитель был обязан попытаться предотвратить происшествие. Я говорил о ситуации с мотоциклистами, потому что в теплое время года происходит немало подобных аварий. Другая типичная ситуация - столкновение при маневрировании. Некоторые водители, совершая маневры, привыкли смотреть только в зеркало заднего вида, однако тот же мотоцикл занимает на дороге меньше пространства. Он может находиться сзади, но в одно только зеркало его не видно, - отметил специалист.

Другая серьезная тема - ДТП с участием пешеходов. Если наезд произошел на пешеходном переходе, экспертизы для определения технической возможности у водителя среагировать не назначаются. По ПДД он обязан в таких случаях уступать дорогу. А что, если пешеход вышел на проезжую часть вне отведенного для этого места?

- Да, в этом случае часто проводится экспертиза - для того, чтобы ответить на вопрос, мог ли водитель избежать наезда, сколько времени у него было на реакцию? Большое значение имеет то, была ли у водителя возможность обнаружить опасность до момента, когда она возникла. Ребенок выходит на проезжую часть - это момент возникновения опасности? Или водитель мог наблюдать ребенка еще тогда, когда тот шел по тротуару, приближаясь к дороге? В этом случае ребенок еще не создает опасности, но водитель знает, может предположить, что пешеход выйдет на дорогу, - говорит Денис Антонов.

В экспертной практике минимальное время реакции водителя принимается за 0,6 секунды, и, в зависимости от складывающейся дорожной ситуации, это значение может только увеличиваться.

- При определении технической возможности предотвратить происшествие анализируется длина остановочного пути транспортного средства, - поясняет эксперт. - Если препятствие находилось на большем удалении, значит, водитель путем своевременного применения экстренного торможения мог предотвратить ДТП. Если же препятствие находилось на меньшем расстоянии, значит, возможности избежать аварии не было.

В то же время возможно установить, каким был бы остановочный путь транспортного средства, если бы водитель двигался с максимально разрешенной скоростью движения. Соответственно, когда в реальности этот остановочный путь длиннее, можно делать вывод о превышении скорости, что находится в причинной связи с возникновением рассматриваемого происшествия.

А ведь очень часто после ДТП вообще не остается следов, даже если водитель экстренно тормозил: большинство транспортных средств оборудованы АБС. Поэтому всегда применяется комплексный анализ, прорабатываются все возможные варианты.

Кстати, на оценку произошедшего могут повлиять многие факторы. Например, установленный предупреждающий знак.

- Нужно учитывать все обстоятельства. Скажем, если установлен предупреждающий знак «Дети», то водитель уже предупрежден о том, что на дороге может появиться ребенок, и должен предполагать, что может возникнуть опасность. Аналогичная ситуация и на дворовой территории, где по правилам пешеход имеет преимущество, - напоминает специалист.

Другое дело - появление пешехода на неосвещенном участке дороги в темное время суток. В этом случае за основу будет браться иное время реакции, ведь у водителя нет причин предполагать, что может возникнуть опасность.

- Часто ли делается вывод, что водитель не имел возможности вовремя остановиться?

- Что касается ДТП с пешеходами в темное время суток, когда наезд совершен вне перехода на неосвещенном участке дороги, я даже не вспомню, когда был сделан вывод о том, что водитель имел техническую возможность остановиться. В темноте расстояние до возникающего на дороге человека зачастую слишком невелико: водитель успевает заметить только силуэт, и обычно остановочный путь в таких ситуациях значительно превышает величину удаления автомобиля от пешехода в тот момент.

Денис Антонов говорит, что в случающихся ДТП трудно найти закономерность. Да, существует фактор сезонности: летом чаще происходят аварии с участием мотоциклов, весной и осенью, когда световой день короткий, нередко случаются наезды на пешеходов, а зимой - выезды на встречную. Но общая картина меняется год от года, и ничего предсказать невозможно.

- Даже если проанализировать один и тот же месяц в разные годы, то статистика может отличаться кардинальным образом, - отмечает собеседник. - А вот поведение водителей в экстренных ситуациях не особенно различается, разве что человек имеет специальную подготовку, знает, как реагировать в случае возникновения опасности. И физические законы как действовали раньше, так действуют и сейчас - это неизменно. Поэтому работы у экспертов и следователей меньше не становится.

Поведение за рулём и манера повседневной езды, действительно, могут сильно повлиять на вероятность попадания в - так, если Вы часто и агрессивно ускоряетесь а также часто резко тормозите , то такая вероятность значительно выше, а если Вы наизусть знаете все слепые зоны Вашего автомобиля, правильно настроили зеркала заднего вида, в том числе салонное, то вероятность попасть в ДТП сильно снижается. Давайте рассмотрим основные принципы использования машины и управления ей, чтобы узнать, как избежать ДТП.

  1. Постоянный контроль над автомобилем начинается с удобного положения за рулём, когда Вы можете добраться до всех нужных элементов управления им, и Вам не мешают посторонние предметы. Никогда не оставляйте бутылки от чего-либо под водительским сиденьем и, тем более, под ногами - если бутылка закатится под педаль тормоза и заблокирует её , результат может оказаться плачевным.
  2. Настройте зеркала машины так, чтобы Вы могли видеть максимальное пространство сзади автомобиля. Настройте боковые зеркала так, чтобы заднюю часть машины было видно лишь едва - это сократит или совсем нейтрализует слепую зону автомобиля, когда помеха не совсем сзади, а немного сбоку от Вашего автомобиля.
  3. Возьмите за привычку всегда управлять рулём обеими руками - далеко не все маневры в экстренной ситуации при угрозе ДТП можно совершить одной рукой на руле.
  4. Не пренебрегайте проблемами со зрением - если Вы плохо видите, но считаете, что видите хорошо на дороге, то знайте, что это совсем не так.
  5. Автомобиль может дать сбой и привести к аварии в ряде способов, например, при лопнувшей покрышке, изношенных тормозах , сломанном стеклоочистителе и т.д. Чтобы избежать этих неожиданных ситуаций, регулярно проверяйте и обслуживайте должным образом Ваш автомобиль.
  6. При движении в плотном потоке транспортных средств, по возможности контролируйте свою полосу движения на несколько автомобилей вперёд - не всегда это возможно, но таким образом Вы сможете избежать ДТП, заранее приняв меры, такие как торможение или объезд препятствия.
  7. Не держитесь слепой зоны других автомобилей - немного позади едущего параллельно рядом с Вашим автомобилем.
  8. Каждый автомобиль имеет слепые зоны, наиболее частые из которых пространство немного позади и сбоку от автомобиля, не видимое в боковое зеркало заднего вида, около полуметра в высоту и около метра в длину пространство сразу за автомобилем и пространство за передней стойкой кузова машины. Всегда вертите головой и знайте все слепые зоны Вашей машины. Так, если двигаться вперёд с определённой скоростью, то из-за левой передней стойки не будет видно пешехода, двигающегося относительно Вас слева направо и траекторию движения которого пересекает Ваш автомобиль.
  9. Многие ДТП происходят из-за переоценки возможностей автомобиля водителем - если, к примеру, Вы разозлились на кого-то (подрезавшего Вас, например), то не стоит сильно маневрировать и чрезмерно увлекаться педалями акселератора и тормоза - это может сыграть злую шутку с Вами.
  10. Большинство автомобильных аварий происходят из-за нарушения водителя пунктов 9.10 и 10.1 ПДД. Сделайте из этого правильные выводы!
  11. Вождение особенно опасно по ряду причин. Одна из них - это плохая видимость дороги. Два - это то время, когда водители чувствуют наибольшую усталость. Три - вечером и ночью у Вас наибольшие шансы на встречу с пьяным водителем.
  12. Плохие погодные условия, такие как лёд, снег , туман и дождь, на самом деле опасны независимо от того, какой тип автомобиля у Вас, оборудован ли он ABS и ESP или насколько хорошо Вы водите.
  13. Превышение скорости на самом деле гораздо опаснее и бесполезнее, чем Вы, вероятно, думаете: если Вы и выиграете во времени на 10%, то риск попасть при этом в ДТП увеличивается по меньшей мере на 50%. Кроме того, значительно увеличиваются (речь здесь, правда, о скоростях выше 100-110 км/ч), износ многих узлов автомобиля, в том числе покрышек, последствия попадания мелких камней и гравия на лако-красочное покрытие машины и ещё целый ряд рисков.
  14. Помните всегда, что дети не осознают опасность и потому их поведение нередко может быть непредсказуемым. Научитесь понимать и прощать ошибки других людей, особенно, детей и их родителей - мать может отвернуться лишь на мгновение, когда её ребёнок уже успеет выскочить на дорогу или вовсе убежать от неё (да-да, нередко дети бегают очень быстро), не понимая всей сути опасности. Данный пункт прямо перекликается с пунктом 10 этой статьи.
  15. Держитесь подальше автомобилей, которые едут агрессивно - нередко такие водители на самом деле никакие не профессионалы вождения, но ездить спокойно им мешает социальная нереализованность или что-то другое в их психологических отклонениях.
  16. Вы когда-нибудь проезжали на красный свет, когда сильно торопились? Знайте, что некоторые делают это очень часто просто по привычке или из-за нетерпения. Помните, что, если Вы успеваете проехать перекрёсток на жёлтый сигнал светофора, то кто-то начинает трогаться, не дождавшись зелёного - далеко не всегда Вы сможете успеть вовремя друг друга увидеть и, тем более, успеть принять всевозможные меры, чтобы избежать ДТП.
  17. Не игнорируйте боковой ветер - он, действительно, может перевернуть автомобиль и, кроме того, значительно отклонить заднюю часть - это особенно рискованно при движении на большой скорости по трассе и в летнее время перед грозой.

Похожие публикации