Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Принципы федерации в рф. Конституционное право россии. Основы конституционно-правового статуса Российской Федерации и ее субъектов


В соответствии со ст. 1 Конституции Россия - это федеративное государство. Федеративное устройство Российского государства обусловлено многонациональным составом населения России, ее огромной территорией и некоторыми другими факторами.
Федеративное государственное устройство не является обязательным признаком правового государства, которое может быть и унитарным. Но если государство признается и правовым, и федеративным, то эти характеристики не должны противопоставляться друг другу. Принципы федеративного устройства не должны противоречить принципам правового государства.
Федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции. Однако базовые принципы федеративного устройства содержатся в гл. 1 об основах конституционного строя. К принципам федеративного устройства России можно отнести следующие.
Государственная целостность РФ. Она обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установление на территории отдельных субъектов РФ таможенных границ, пошлин, сборов, каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции России и федеральных законов на территории всех субъектов РФ; единым гражданством РФ.
Этим же принципом объясняется отсутствие у субъектов Российской Федерации права выхода из состава России. Конституция РФ не предоставляет им такого права.
Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Единство государственной власти. Этот принцип характеризует не только федеративное устройство России, но и суверенитет РФ. Он заключается в наличии системы органов и должностных лиц как РФ, так и ее субъектов, составляющих в совокупности государственную власть.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Указанное разграничение проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 20.05.02)1. Оно призвано обеспечить баланс жизненно важных интересов РФ в целом и ее субъектов.
Конституция закрепляет этот принцип в ст. 71-73, используя при этом понятия «предметы ведения» и «полномочия». Под предметами ведения понимается сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов РФ. Полномочия - это права и обязанности государственных органов в осуществлении властных действий.
В соответствии со ст. 71 Конституции к ведению РФ, в частности, относятся принятие и изменение Конституции и федеральных законов; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов власти; управление федеральной собственностью; финансовое и таможенное регулирование; денежная эмиссия; внешняя политика; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; защита государственной границы РФ; уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-ис-полнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и ар-битражно-процессуальное законодательство; стандарты и эталоны; государственные награды и почетные звания РФ.
1 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176; 2002. № 21. Ст. 1915.
К совместному ведению РФ и ее субъектов, закрепленным ст. 72 Конституции, в частности, относятся обеспечение соответствия Конституции и федеральным законам нормативных актов субъектов РФ; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана памятников истории и культуры; социальная защита; установление общих принципов налогообложения; административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство; кадры правоохранительных органов.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов принимаются федеральные законы и в соответствии с ними акты субъектов РФ. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с органами государственной власти субъектов РФ. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. После принятия федерального закона акты субъектов РФ должны быть приведены в соответствие с ним.
В случае противоречия актов субъектов РФ федеральному закону, принятому по предметам ведения РФ или полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия федерального закона актам субъектов РФ, принятым вне предметов ведения РФ и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует акт субъекта РФ.
Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73), осуществляют по ним собственное правовое регулирование (ч. 4 ст. 76).
Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Оно означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе России не должно быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами.
Равноправие и самоопределение народов РФ. Многонациональный народ РФ, принимая Конституцию, исходил, согласно ее преамбуле, из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Норма о гарантиях прав
коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права включена в главу «Федеративное устройство» Конституции.
Все народы в РФ пользуются равными правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях.
В соответствии со ст. 65 Конституции в составе РФ находится 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. Статус любого субъекта может быть изменен лишь по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта.
Статус республики в составе РФ определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республики в составе РФ являются государствами (ч. 2 ст. 5). Они имеют свои государственные символы, отличаются некоторыми особенностями организации государственной власти (как правило, имеют президента и т. п.), вправе устанавливать свои государственные языки.
Статус краев, областей, городов федерального значения определяется принимаемыми их законодательными (представительными) органами уставами, которые по своей юридической силе равнозначны конституциям республик.
Автономная область и автономные округа в своем конституционно-правовом статусе несколько отличаются от иных субъектов РФ. Созданные до принятия Конституции в целях обеспечения малочисленным народам условий для их сохранения и развития, в настоящее время они во многом утратили это качество. Еврейская автономная область входит в РФ непосредственно. Автономные округа традиционно входят в состав края или области. Только Чукотский автономный округ в 1992 г. вышел из состава Магаданской области и входит в состав РФ непосредственно.
Согласно ст. 66 (ч. 3) Конституции по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (такие законы пока не принимались). Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной
власти края или области (ч. 4 ст. 66). Автономии наравне с другими субъектами РФ представлены в Совете Федерации (по два представителя от каждого субъекта).

Конституционно-правовой институт государственного устройства закреплен в главе 3 Конституции России 1993 года и носит наименование «Федеративное устройство». Федеративное устройство Российского государства – это национально-территориальная организация и структура России, форма государственных связей между Российской Федерацией в целом и ее субъектами, разграничение предметов ведения и полномочий между ними и их правовое положение.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных в главе 1 Конституции Российской Федерации.
Этими принципами являются:
– принцип единства системы государственной власти;
– равноправие субъектов Российской Федерации;
– государственная целостность России;
– единство системы государственной власти;
– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
– равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
Рассмотрим каждый из этих принципов в отдельности.

Принцип единства системы государственной власти.
Данный принцип является одним из важнейших принципов федеративного государства, прямо вытекающим из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию и закреплен в ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России должно обеспечивать единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов предполагает их точное соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72 и 76 Конституции РФ). Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции и феде­ральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Это правило действует на всей территории Российской Федерации. Предыдущая Конституция наделяла правом принятия законов только республики в составе РФ.
К числу нововведений Основного закона, делающих федеративную правовую систему более логичной, относится предоставление права всем субъектам в составе РФ издавать законы. Это не только соответствует закрепленному в Конституции РФ принципу равноправия субъектов, но и предполагает более высокие требования к качеству правотворчества краев, областей, городов федерального значения, автономных образований.
В Конституции Российской Федерации установлено важное право
(ч. 4 ст. 76 Конституции РФ) субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Такое регулирование может устанавливаться вне пределов ведения Российской Федерации и ее совместного ведения
с субъектами Федерации. Кроме того, общее положение о недопустимости противоречий принятых субъектами законов и иных правовых актов федеральным законам по предметам исключительной или совместной компетенции Федерации сочетается с новым конституционным правилом
о юридической силе нормативных правовых актов субъектов РФ в случае, если федераль­ный закон противоречит им по вопросам, не отнесенным
к ведению Федерации или совместному ее ведению с субъектами (ч. 6
ст. 76 Конституции РФ). Такого ясного признания приоритета нормативных правовых актов субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних российских конституций. Ныне, если федеральный закон противоречит нормативному право­вому акту субъекта Федерации, изданному им по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Федерации или совместному ведению, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, впервые на конституционном уровне признаются случаи, когда нормативный правовой акт субъекта Федерации обладает юридическим верховенством по сравнению с федеральным законом.
Принцип равноправия субъектов Российской Федерации
Конституция Российской Федерации 1993 года отразила то реальное соот­ношение сил, которое сложилось между Российской Федерацией и ее субъ­ектами на момент принятия. Результат этого соотношения выразился в закреплении принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации (ч. 1 и 4 ст. 5 Конституции РФ).
Эти правовые нормы, закрепляющие данный принцип, – новшество
в российском конституционном праве. Ведь до принятия Конституции полностью действовал федеративный договор, составные части которого, в частности договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенные Российской Федерацией с республиками, краями, областями, городами федерального значения, имели весьма существенные различия. Теперь все субъекты Российской Федерации поставлены в равные правовые условия. Это равноправие прежде всего определяется:
– в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Российской Федерации;
– в предоставлении всем субъектам прав в принятии законов (ст. 76 Конституции);
– в самостоятельном определении системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации (ст. 72 Конституции);
– в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания России (ст. 95 Конституции).
В то же время имеются различия в государственной организации субъектов Федерации.
Так, за республиками закрепляется право на принятие конституций, в то время как края, области принимают уставы. Однако, если исходить из конституционного принципа равноправия субъектов, то по своему содержанию конституции республик и уставы краев, областей, городов феде­рального значения, автономных областей, автономных округов должны ох­ватить одни и те же сферы регулирования, а отличия – составить исклю­чения из правила.
Только республики наделены в соответствии со ст. 68 Конституции РФ правом устанавливать свои государственные языки. Это обусловлено национально-государственной природой данных субъектов РФ и
не относится к вопросам, составляющим специфику регулирования на уровне края, области1.
В целом же конституционное значение равноправия субъектов Федерации – еще один шаг вперед на пути становления нового российского федерализма.



Принцип государственной целостности России
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Кроме того, принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации , закрепленный в ч. 3 ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.
Государственная целостность означает, что Российская
Федерация – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность – естественная черта независимых государств.
В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность.
В целях обеспечения единства и целостности России в новых истори­ческих условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов народов Правительство РФ утвердило Концепцию Государственной национальной политики Российской Федерации2.
Нельзя не отметить, что в международном и конституционном праве камнем преткновения в разрешении межнациональных конфликтов является кажущаяся несовместимость между провозглашенным
в международно-правовых пактах и конституциях правом народов на самоопределение и недопустимостью расчленения целостности или политического единства суверенных и независимых государств. Некоторые ученые высказывают мнение, что проблема соотношения указанных принципов в определенной мере решается положением декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами
в соответствии с уставом ООН», принятой ГА ООН 24 октября 1970 г.,
в которой недопустимость или нарушение территориальной целостности суверенных государств ставится в прямую зависимость от соблюдения ими в своих действиях принципа равноправия и самоопределения народов3.

Принцип единства системы государственной власти
Принцип разделения властей в Конституции РФ гласит, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Но наряду с этим в основах конституционного строя подчеркивается,
что федеративное устройство Российской Федерации основано
на единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5
Конституции РФ).
Единство государственной власти в России обеспечивается следующим:
1. Деятельность всех органов государственной власти в Российской Федерации осуществляется на основе ее Конституции, имеющей верховенство на всей территории России. К ведению Российской Федерации и ее субъектов относится в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 и ст. 77 Конституции РФ определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
2. Конституция предусматривает организационные условия, обеспечивающие единство системы государственной власти. Ч. 2
ст. 77 Конституции РФ закрепляет положение, по которому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения России и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти
в Российской Федерации.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).
4. Целям укрепления единства государственной власти и единообразного принятия федеральных законов служит положение
ч. 1 ст. 129 Конститу­ции РФ, устанавливающее, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему
с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
5. В обеспечении единства и согласованности в функционировании органов государственной власти в Российской Федерации важная роль отводится Президенту Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
6. Конституция России особое значение придает обеспечению единства действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
7. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.
8. В целях обеспечения единства власти Президент РФ наделен Конституцией РФ (ч. 2 ст. 85) правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
9. В отличие от прежних Конституций России, Конституция РФ
1993 года не предусматривает единой системы представительных органов государственной власти. Кроме этого, представительные органы в административно-территориальных единицах не входят в систему органов государственной власти, а выступают как органы местного самоуправ­ления (ст. 12 Конституции РФ).
Расширение численности субъектов Федерации до 89 после подписания федеративного договора от 31 марта 1992 года создало определенные сложности в управляемости Российским государством.
В этот период возникли массовые прецеденты нарушения федерального законодательства, в том числе Конституции РФ со стороны субъектов Федерации. Актуализировался вопрос о единстве государственной власти и единстве правового пространства. Слабая координация взаимодействия между федеральными органами государственной власти субъектов РФ обнаружила проблемы несоответствия законодательства; несогласованной политики по линии исполнительной власти; неэффективного взаимодействия между территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Федерации4.
Реализуя свои конституционные полномочия по повышению эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствованию системы контроля за исполнением их решений, Президент РФ Указом от 13 мая 2000 г. № 849 преобразовал институт полномочных представителей Президента РФ в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах
и утвердил соответствующее положение о них. Данным Указом были определены перечень и структура семи федеральных округов, охватывающих все пространство России.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации
Как и во всякой федерации, в Российской Федерации разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Мировая практика федерализма показывает: от того, как разграничены по своему существу предметы ведения между федерацией и ее субъектами, зависит роль, которую играет федеративное государственное устройство в жизни народа данного государства, то есть федеративное устройство или будет служить объективным экономическим, политическим, социальным и иным потребностям общественного развития, или будет тормозить это развитие, играть отрицательную роль в общественно-политической жизни страны5.
В Российской Федерации 31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор – Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга». Этот договор был подписан представителями всех субъектов Федерации, кроме Татарстана и Чечено-Ингушской Республики (она потом преобразовалась
в Ингушскую Республику в составе Российской Федерации и Чеченскую Республику в составе Российской Федерации). В настоящее время между органами государственной власти Татарстана и федеральными органами Российской Федерации заключен договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, в котором отражены особенности отношений с этой республикой6.
В данный момент Федеративный договор действует в той мере,
в какой соответствует нынешней Конституции РФ. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов рассматривается в ряде статей Конституции РФ. Часть 3 статьи 11
Конституции РФ устанавливает, что разграничение указанных предметов ведения и полномочий осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Данной норме не противоречит идея развития конституционных и договорных отношений между федеральными органами власти и субъектами Федерации в части разделения предметов ведения и полномочий, которая получила в свое время признание и заинтере­совала некоторые республики, края и области.
По какому же принципу проведено разделение предметов ведения
в Конституции РФ? К ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) отнесено лишь то, что необходимо и, вместе с тем, достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, распространяемого на всю ее территорию, и для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал и где бы ни находился. Надо отметить, что содержащийся в ст. 71 Конституции РФ перечень вопросов, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, является исчерпывающим. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ) отнесено то, что исходя из объективных условий существования нашего Российского государства, не может решаться только Федерацией без участия государственных органов ее субъектов. Перечень вопросов, установленный ст. 72 Конституции РФ, также является исчерпывающим.
Все то, что не указано в перечнях, содержащихся в ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также не отнесено договорами между Федерацией и ее субъектами к ведению Российской Федерации, отнесено Конституцией к ведению субъектов Федерации. Это четко определено ст. 73 Конституции РФ. Данная статья имеет принципиальное значение и
не содержит перечень предметов ведения исключительно субъектов Федерации. Конституция Российской Федерации предусматривает также возмож­ность перераспределения сфер ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами с помощью отдельных соглашений.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ такие соглашения возможны между федеральными ор­ганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъек­тов Федерации.
По вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов не исключается возможность возникновения споров.
В принципе, эти споры должны разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено ч. 1 ст. 85 Конституции РФ.
В случае же недостижения согласованного решения Президент РФ может передать рассмотрение спора на рассмотрение соответствующего суда. Кроме того, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ споры
о компетенции между органами государственной власти ее субъектов вправе решать и Конституционный Суд России.

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства РФ являются:

1. Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Данный принцип построения Российского государства формировался исторически, начиная с IX века, когда под эгидой Древнерусского государства добровольно объединились Киевское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое, Черниговское и другие княжества. Создание России знает случаи насильственного присоединения завоеванных народов, однако большинство наций и народностей вошли в Российское государство добровольно на договорной основе.

2. Суверенность и равноправие наций. Сущность этого принципа состоит в признании суверенного права всех наций и народностей на свободное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ РФ принимает свою Конституцию, “исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов”. В статье 5 Конституции РФ среди принципов, лежащих в основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Равноправие наций вытекает из закрепленного в Конституции РФ равенства граждан независимо от расы, национальности и языка, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей прямой запрет на любые формы ограничения прав граждан по данным признакам.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. РФ - исторически сложившееся федеративное государство. Россия обладает всеми признаками федерации: наличие федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т. д. Вместе с тем, РФ имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы. Унитаризм в национально-государственном устройстве РФ проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности. Многонациональный характер населения России обусловил исторически существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному признаку (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа. Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся и экономически целостной территории. По этому принципу созданы все республики в составе РФ, автономная область и автономные округа. С 1918 по 1992 г. РФ строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись только нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства - автономные республики и национально-государственные образования - автономные области и автономные округа.

5. Государственная целостность РФ. Важнейшей правовой гарантией сохранения государственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава РФ. На обеспечение государственной целостности РФ направлены положения Конституции о том, что на ее территории не допускаются установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ); установление единой денежной единицы - рубля, единой системы налогов и сборов на всей территории федерации (ст. 75 Конституции РФ); закрепление верховенства федерального законодательства; установление единой системы исполнительных органов государственной власти (ст. 77 Конституции РФ).

6. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства РФ, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Реализация этого принципа осуществляется с помощью закрепления в ст. 71 Конституции РФ предмета ведения РФ. Конституция устанавливает порядок правового регулирования по предметам ведения и полномочиям. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов федерации.

7. Равноправие субъектов федерации. Данный принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства РФ - суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: “Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны”.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

До революции 1917 года Россия существовала и развивалась, как унитарное государство. Федеративная форма государственного устройства впервые в истории России была официально закреплена «Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа», принятой в январе 1918г. Основные положения этого документа затем вошли в Конституцию РСФСР (июль 1918 г.).

Длительное время Россия находилась в составе иного государства -- СССР (1922--1991). Это была многослойная федеративная система, элементами которой являлись союзные и автономные республики. При формальном равенстве они по многим показателям своего фактического статуса были неравноправными.

Политика центра по отношению к своим регионам, как правило, строилась лишь на принципах жесткой административной подчиненности, силового налогового прессинга, остаточного формирования местного бюджета и урезанного финансирования ряда государственных программ отраслевого развития. В конце концов, такая политика потерпела крах.

После распада Советского Союза Россия оказалась в ситуации, угрожающей ее целостности. В этих условиях обострился вопрос о необходимости заключения нового Федеративного договора, который был подписан в 1992 г. Радикально не изменив своего национально-государственного устройства, Россия, тем не менее, пошла по пути постепенного, основанного на добровольности и всеобщем согласии совершенствования федеративных отношений.

В русле этого процесса Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская автономные области получили статус республик. Ряд других национальных образований, краев и областей по существу также повысили свой статус. Практически они стали административно-государственными образованиями, получив право на собственную региональную политику.

Такого рода перемены получили закрепление и дальнейшее развитие в новой Конституции Российской Федерации (1993). В соответствии с частью 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация является федеративным государством.

Современное федеративное устройство страны представляет собой разграничение государственной власти по вертикали, установление системы сдержек и противовесов в отношениях федеральных государственных органов, с одной стороны, и государственных органов субъектов Федерации -- с другой.

Российская Федерация, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции РФ состоит из равноправных субъектов РФ. Перечень субъектов РФ приведен в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ. В настоящее время (с 1 марта 2008 года) в состав Российской Федерации входят 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Часть 4 ст. 5 Конституции РФ утверждает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Федерализм выступает одной из ведущих основ конституционного строя России, допускает сочетание принципов централизации и децентрализации в условиях разнообразия субъектов РФ.

Черты, определяющие сущность российского федерализма определяются его принципами.

В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничений предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие «федеральные законы» в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т. е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы.

Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции РФ или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Часть 1 ст. 5 Конституции РФ закрепляет, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам РФ права принятия законов.

Объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов всего многонационального народа России.

Если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений, то защита будет невозможна.

Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность.

Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.

Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации.

Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории, а также единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Кроме того государственная целостность Российской Федерации обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, единым гражданством Российской Федерации, отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций.

Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. О важности территориальной целостности Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции РФ.

Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция РФ в то же время подчеркивает, что федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти (ст. 10 Конституции РФ).

Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на принадлежащие им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций. Единство системы государственной власти - одна из гарантий государственной целостности РФ. Единство системы государственной власти выражается в наличие единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию РФ и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов РФ обеспечивают единство системы государственной власти в РФ.

Необходимо отметить, что государственная власть субъектов РФ является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в РФ и распространяется на территорию субъектов РФ. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность за соблюдение Конституции РФ и законов РФ, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ.

Единство государственной власти в системе законодательных органов государственной власти обеспечивается правом участия представительных и законодательных органов субъектов РФ в федеральном законодательном процессе; правом участия местных представительных органов в законодательном процессе субъектов РФ; правом отмены Федеральным Собранием РФ по заключению Конституционного Суда РФ законов субъектов РФ, нарушающих Конституцию РФ и законы РФ; правом отмены представительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов Федерации решений местных представительных органов, нарушающих Конституцию РФ и законы РФ, конституции (уставы) и законы субъектов РФ.

Единство государственной власти в системе исполнительных органов государственной власти обеспечивается: подчинением органов исполнительной власти субъектов РФ решениям федеральных органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией и законами РФ; подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ несут конституционную ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ. Формы ответственности органов государственной власти субъектов РФ за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Вообще характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.

Конституция РФ указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий - собственно конституционный, договорный и законодательный. Конституция РФ определяет предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также полноту государственной власти субъектов РФ.

Статья 71 Конституции РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов РФ или в сферу их совместного с РФ ведения только через внесение изменений в Конституцию РФ.

Следовательно, по предметам ведения РФ к полномочиям федеральных органов государственной власти должна относиться вся полнота, прежде всего, регулятивных и контрольных полномочий.

Исключительность предметов ведения РФ выражается, прежде всего, в том, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут осуществлять по предметам ведения РФ лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.

Статьей 72 Конституции РФ также определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Конституционно федеративное устройство РФ основано на равноправии и самоопределении народов в РФ.

Федеративное устройство РФ исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

Право на самоопределение оправданно, когда конкретный народ или народы подвергаются угнетению или дискриминации по национальному признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права и пользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в том числе, если нарушается право каждого гражданина участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через избранных представителей.

Как известно, многие народы, проживающие на территории РФ, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке государственных органов РФ.

Закрепленный частью 3 статьи 5 Конституции РФ принцип равноправия народов в РФ означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Тем самым действующая Конституция положила конец претензиям руководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 68 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Серьезное внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Так, в ст. 4 Закона «О языках народов Республики Хакасия» определяется, что республика создает условия для сохранения и развития языков малочисленных народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований.

Новой формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Самоопределение в составе Российской Федерации помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации как суверенному государству.

Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются ФЗ «О национально-культурной автономии».

Данный федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в РФ, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов РФ, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

РФ, регулируя правовой статус коренных малочисленных народов, обязалась исходить из принципов и норм, содержащихся в международном праве, и заключенных ею международных договоров.

В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Наряду с федеральным законодательством в РФ действует также законодательство субъектов Федерации, регламентирующее статус национальных административно-территориальных единиц и статус родовых общин и родовых угодий малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия - это федера­тивное го­судар­ство. Федеративное устройство российского государства обусловлено много­на­циональным составом насе­ления России, ее огромной территорией и неко­то­рыми други­ми факторами.
Федеративное государственное устройство не является обязательным при­знаком правового государства, которое мо­жет быть и унитарным. Но если госу­дарство признается и правовым, и федеративным, то эти характеристики не долж­ны противопоставляться друг другу. Принципы федеративно­го уст­ройства не должны противоречить принципам правово­го государства.
Федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции РФ. Однако базо­вые принципы федеративного устройства содер­жатся в гл. 1 Конститу­ции РФ «Основы кон­ститу­ционного строя». К принци­пам федеративного устройства России можно отнести следу­ющие.
· Государственная целостность Российской Федерации. Она обеспечи­ва­ется целостностью и неприкосновенностью ее территории; единст­вом экономического пространства, кото­рое не допускает установление на тер­ритории отдельных субъектов РФ таможенных границ, пошлин, сбо­ров, каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, ус­луг и финан­совых средств; верховенством Конститу­ции и федеральных зако­нов на терри­тории всех субъектов РФ; единым гражданством РФ.
Этим же принципом объясняется отсутствие у субъектов РФ права вы­хода из состава России. Конституция не предоставляет им та­кого права.
Границы между субъектами РФ могут быть изменены толь­ко с их вза­имного согласия.
· Единство государственной власти. Этот принцип характе­ризует не только федеративное устройство России, но и суверенитет РФ. Он заключа­ется в наличии системы органов и должностных лиц, как РФ, так и ее субъек­тов, составляющих в совокупности госу­дар­ственную власть.
· Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти РФ и органами государствен­ной власти субъек­тов РФ. Оно призвано обеспечить баланс жизненно важных интересов РФ в целом и ее субъектов.
Конституция РФ закрепляет этот принцип в ст. ст. 71-73, исполь­зуя при этом по­нятия «предметы ведения» и «полномочия». Под предметами ведения по­нима­ется сфера общественных от­ношений, регулирование которой отне­сено к ком­петенции фе­деральных органов государственной власти или орга­нов госу­дарст­венной власти субъектов РФ. Полномочия - это права и обязан­но­сти государ­ственных органов в осуществлении власт­ных действий.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российс­кой Федера­ции, в частности, относятся принятие и измене­ние Конституции РФ и фе­дераль­ных зако­нов; федеративное уст­ройство и территория РФ; регулиро­ва­ние и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы феде­ральных органов власти; управление федеральной собствен­ностью; фи­нансо­вое и таможенное регулирование; денежная эмиссия; внешняя поли­тика; во­просы войны и мира; оборо­на и безопасность; защита государствен­ной гра­ницы РФ; уго­ловное, уго­ловно-процессуальное, уголовно-исполни­тель­ное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессу­альное за­конодательство; стандарты и этало­ны; государственные награды и почетные звания РФ.
К совместному ведению РФ и ее субъектов, закреплен­ным ст. 72 Кон­ституции, в частности, от­носятся обеспечение соответствия Кон­ституции и федеральным законам нормативных актов субъектов РФ; разграни­че­ние го­сударственной собственности; природопользование; охрана памятни­ков ис­тории и культуры; социальная защита; установление общих принципов нало­гообложения; админис­тративное, трудовое, семейное, жилищное, земель­ное зако­нодательство; кадры правоохранительных органов.
По предметам ведения РФ принима­ются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам со­вместного ведения РФ и ее субъектов принимаются феде­раль­ные законы и в соответствии с ними акты субъектов РФ.
В случае противоречия актов субъектов РФ федерально­му закону, приня­тому по предметам ведения или полномо­чий РФ по предме­там ее со­вместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон. В слу­чае противоречия федерального закона актам субъектов РФ, принятым вне пред­метов ведения и полномочий РФ по предметам ее со­вместного ведения с субъектами РФ, действует акт субъекта РФ.
Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ве­дения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государст­венной вла­сти (ст. 73 Конституции РФ), осуществляют по ним собственное правовое ре­гули­рование (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ).
· Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с феде­ральными ор­ганами государственной власти. Оно означает, что все субъекты РФ обла­дают одинаковыми правами в сво­их взаимоотношениях с федеральными орга­нами государ­ственной власти, что в составе России не должно быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющи­ми ее субъектами.
· Равноправие и самоопределение народов РФ. Многонаци­ональный на­род России, принимая Конституцию, исходил, согласно ее преамбуле, из обще­признанных принципов равно­правия и самоопределения народов. Норма о га­рантиях прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепри­з­нанными принципами и нормами международного права включена в главу «Федеративное устройство» Конституции РФ.
Все народы России пользуются равными правами. Равно­правие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строитель­ства, в развитии культуры и других областях.
В соответствии со ст. 65 Конституции в составе РФ на­ходится субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкорто­стан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Ка­бардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкес­ская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Уд­муртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чуваш­ская Республика – Чувашия;
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодар­ский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставро­польский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Бел­городская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеров­ская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбург­ская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская об­ласть, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Статус любого субъекта может быть изменен лишь по взаимному согла­сию РФ и со­ответст­вующего субъекта.
Статус республики в составе Российской Федерации опре­деляется феде­ральной Кон­сти­туцией и Конституцией республики. Респуб­лики и составе РФ являются государства­ми (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ). Они имеют свои го­сударственные сим­волы и отли­чаются некоторыми особенностями организа­ции госу­дарственной власти (как правило, имеют президента и т.п.), вправе устанавливать свои го­сударствен­ные языки.
Статус краев, областей, городов федерального значения определяется при­нимаемыми их законодательными (предста­вительными) органами уста­вами, ко­торые по своей юриди­ческой силе равнозначны конституциям рес­публик.
Автономная область и автономные округа в своем консти­туционно-пра­во­вом статусе несколько отличаются от иных субъектов РФ. Созданные до приня­тия Конституции в целях обеспечения малочисленным народам усло­вий для их сохране­ния и развития, в настоящее время они во многом утра­тили это каче­ство. Еврейская автономная область входит в РФ непо­средст­венно. Автономные округа традицион­но входят в состав края или об­ласти. Только Чукотский авто­номный округ в 1992 г. вышел из состава Мага­дан­ской области и входит в состав РФ непосредственно.
Согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению зако­нодатель­ных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (такие законы пока не принимались). Отношения автономных окру­гов, вхо­дящих в со­став края или области, могут регулироваться феде­ральным зако­ном и догово­ром между органами государствен­ной власти автономного ок­руга и, соответст­венно, органами государственной власти края или области (ч. 4 ст. 66 Конституции РФ). Автоно­мии наравне с другими субъектами РФ представлены в Сове­те Федерации (по два представителя от каждого субъ­екта).

Похожие публикации