Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

По способу правового регулирования данная норма является. Способы, методы, типы правового регулирования. Метод правового регулирования

В зависимости от функциональных особенностей отрасли права выделяют нормы процессуальные и материальные.

Материальное право - специфическое юридическое понятие, содержащее правовые нормы, предназначенные различными способами упорядочивать поведение субъектов права в различных сферах общественной жизни. Объектом материального права являются общественные отношения различного вида.

Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Такие нормы регулируют социальные, политические, имущественные и иные отношения. Они определяют права и обязанности субъектов права, а также содержательную характеристику правоотношений, возникающих между государством и гражданами (населением) в рамках регулятивных и охранительных правоотношений. При помощи материально-правовых норм определяются система, структура и компетенция органов государственной власти. Эти нормы образуют правовую основу, необходимую для функционирования общества и государства.

Процессуальное право - совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства).

Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Так, наряду с известными отраслями материального права существуют гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право и арбитражно-процессуальное право.

Императивные нормы - нормы права, которые не допускают законного отступления от содержащегося в ней правила поведения.

Пример № 1. Ст. 306 ТК РФ:

Об изменении существенных условий, предусмотренных трудовым договором, работодатель - физическое лицо в письменной форме предупреждает работника не менее, чем за 14 календарных дней.

Пример № 2. Ст. 50 ЗК РФ:

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

Пример № 3. Ст. 20 ВозК РФ:

Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

Диспозитивные нормы - нормы права, которые допускают законное, договорное отступление от содержащегося в ней правила поведения.

Пример № 1. ст. 33 СК РФ:

Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.



Пример № 2. п. 2 ст. 134 ГК РФ:

Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Пример № 3. ч. 4 ст. 301 ТК РФ:

Дни отдыха в связи с работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в пределах учетного периода оплачиваются в размере тарифной ставки (оклада), если иное не установлено трудовым договором или коллективным договором.

Поощрительные нормы - нормы права, закрепляющие поощрение участникам правоотношения, выполнившим определенные предписания.

Пример № l. П.п. 1 Дисципли­нарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации:

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, за образцовое руководство войсками и другие выдающиеся заслуги перед государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, за высокие показатели в боевой подготовке, за отличное освоение новых образцов вооружения и военной техники начальники от командира полка, командира корабля 1 ранга, им равные и выше, командиры отдельных батальонов (кораблей 2 ранга), а также командиры отдельных воинских частей, пользующиеся в соответствии со ст. И дисциплинарной властью командира батальона (корабля 3 ранга), имеют право ходатайствовать о представлении подчиненных им военнослужащих к награждению государственными наградами.

Пример № 2. п.п. 8 Устава о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2000 г. № 715):

Членам экипажей, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются преимущества в области социально-культурного и жилищно-бытового обеспечения.

Пример № 3. п.п. 10 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621) (с изменениями от 25 декабря 1993 г., 23 апреля 1996 г., 8 февраля 1999 г., 14 июля 2001 г.):

За особые трудовые заслуги работники представляются в установленном порядке к государственным наградам Российской Федерации.

Пример № 1. п.п. 3 Приложения к постановлению Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7 «Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»:

Под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

Пример № 2. п.п. 4 Методических рекомендаций по организации деятельности территориальных органов Минюста России по осуществлению полномочий, представленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления:

В случае получения материалов, не относящихся к компетенции Минюста России, рекомендуется направлять их в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение данных материалов.

Пример № 3. п. 6 Приложения к постановлению Минтруда РФ от 30 ноября 2000 г. № 86 «Рекомендации по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации»:

В целях обеспечения организации экспертной деятельности по условиям труда органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, рекомендуется в своих структурах образовывать самостоятельные подразделения (управления, отделы) государственной экспертизы условий труда, а также создавать исследовательские (измерительные) лаборатории по оценке условий труда, которые аккредитуются в установленном законодательством порядке и действуют в соответствии с областью аккредитации в структуре соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или вне ее.

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Методы правового регулирования

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    1. установление границ регулируемых отношений , что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    2. издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    3. наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью , позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    4. определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Правовой метод - известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

В юридической науке выделяют два основных метода правового регулирования. К ним относятся:

    • императивный (административно-правовой) метод - базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном и уголовном праве). Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.
    • диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования - построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера. Основывается на равенстве сторон правоотношения . В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

Методы правового регулирования по Н.И. Матузову

Помимо указанных выше (универсальных) методов Матузов выделяет:

    1. дозволение, обязывание и запрет , свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло (по-моему, это способы императивного метода).
    2. метод субординации и властного приказа (адиминстративное право), позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих - характерные черты указанного метода.
    3. метод поощрения свойственен в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д.
    4. метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.
    5. метод рекомендаций , обусловленный тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы - не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод свободного волеизъявления), под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленной на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д. (Т.В. Кашанина).

Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

    1. дозволение,
    2. обязывание и
    3. запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его. Например, обязанность уплатить стоимость вещи по эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого , эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Тип правового регулирования - те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования:

    • общедозволительный и
    • разрешительный.

Методы правового регулирования определяются предметом правового регулирования, т.е. многообразием соответствующих общественных отношений. Отношения в первой группе – это отношения между собственниками. Такие отношения не могут строится на основе властеподчинения. Отношения во второй и третьей группах – это отношения между властвующими и подвластными.
В соответствии с этим в теории права выделяют два основных метода правового регулирования: централизованный (императивный, авторитарный) метод и децентрализованный (автономный, диспозитивный) метод.
Метод централизованного регулирования основывается на отношениях субординации, властеподчинения. Правило поведения, которое формулируется при использовании этого метода, носит императивный и однозначный характер. Последствия его нарушения (санкция) наступает независимо от воли и желания потерпевшего. При помощи данного метода регулируются отношения между государством и частными лицами (публично-правовые отношения).
Метод децентрализованного регулирования основывается на координации отношений между субъектами, которые находятся в юридически равных отношениях. Поэтому нормы, используемые при данном методе правового регулирования, формулируется таким образом, чтобы в границах нормы субъекты могли самостоятельно договориться о правиле поведения, регулирующем их взаимоотношения. (Например, «необходимо поступать так-то, если стороны не договорились об ином»). Данный метод используется для регулирования частно-правовых отношений.
Способы и типы правового регулирования. Способы правового регулирования определяются характером сформулированного в норме правила поведения. Любое правовое правило имеет предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что оно и предоставляет субъективные права и возлагает субъективные обязанности (активные и пассивные). В зависимости от того, что в правовой норме выступает на первый план – право или обязанность - выделяют три основных способа правового регулирования: управомочивание, обязывание и запрет.
Управомочивание выражается в предоставлении субъекту определенных правомочий (субъективных прав).
Обязывание выражается в предписании совершить определенные действия (активная обязанность).
Запрет представляет собой возложение обязанности не совершать определенных действий (пассивная обязанность).
Типы правового регулирования. В теории права выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и общезапретительный (разрешительный).
Общедозволительный тип выражается в формуле: разрешено все, что не запрещено (законодательством). Регулирование по этому типу предусматривает установление только тех запретов, без которых общество не может нормально существовать. Все, что не попадает под законодательный запрет, считается юридически разрешенным (дозволенным). Такой тип регулирования доминирует в гражданском обществе, в сфере частноправовых отношений.
Общезапретительный (разрешительный) тип формулируется иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного (законодательно). Разрешается совершать только такие действия, которые прямо предписаны законодательством. Данный тип правового регулирования используется в публичном праве; на его основе должны функционировать органы государства, дабы не выходить за пределы своей компетенции.
Стадии правового регулирования.
Правовое регулирование начинается со стадии нормотворчества. Создание нормативной основы права – его первая стадия. Созданием правовых норм права могут заниматься различные субъекты – индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица, различные социальные и государственные структуры). Легитимным приоритетом в этом процессе обладает государство. Государство создает правовые нормы, которые имеют в потенции все возможности для получения приоритета правового действия. Нормы права определяют правовые возможности своих адресатов: очерчивают круг их прав и обязанностей, устанавливают правовой статус субъектов.
На второй стадии правового регулирования имеет место правовое воздействие норм на членов общества. Такое воздействие, как было отмечено выше, имеет информационный и ценностный характер. Необходимым условием для этого является доведение до сведения всех адресатов содержания правовых норм. В современных государствах это осуществляется путем опубликования тех нормативно правовых актов, в которых содержатся общеобязательные правила поведения.
Как заметил известный западный социолог Н. Луман, «ценности суть «слепые пятна», которые вооружают способностью к наблюдению и действованию». Но ценности скрыты в коммуникации. «…Самый заметный признак ценностей состоит в том, что коммуницируются они незаметно. Они предполагаются, допускаются в форме намеков и импликаций». Это означает, что правовые ценности оказывают свое воздействие на субъекта путем установления правовой коммуникации, одним из выражений которой является правовое отношение.
Именно на второй стадии правового регулирования устанавливаются так называемые общие правовые отношения, которые вытекают непосредственно из закона (в широком смысле слова) и содержанием которых являются правовые возможности (субъективные права) и правовые обязанности. Правовые действия на этой стадии носят чаще всего пассивный характер (право рассчитывать на определенное поведение и требовать соответствующего поведения – исполнение пассивной обязанности не совершать определенных действий). Таково, например, право на жизнь, или право на собственность. Но если право на жизнь на этой стадии полностью реализуется, то право на собственность реализуется лишь как наличная правоспособность (право на право быть собственником).
Реализация норм права – это осуществление тех правил поведения, которые сформулированы в правовых нормах. В зависимости от того, как сформулировано правовое правило, выделяют такие формы (способы) реализации норм права как использование, исполнение и соблюдение норм права. Использование норм права представляет собой осуществление наличных субъективных прав;
исполнение нормы права – осуществление возложенной на субъекта обязанности;
соблюдение нормы права – соблюдение установленных правовой нормой запретов.
Особой формой реализации права является применение права. (См. лекцию «Применение права»).
На третьей стадии правового регулирования правовые отношения переходят в активную форму. При наличии соответствующих юридических фактов, субъекты правоотношений используют свои права, исполняют активные обязанности, своими действиями порождают новые права и обязанности. (Например, правоспособный субъект покупает недвижимость и после ее регистрации приобретает на нее право собственности). На этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия для их реализации через правоприменительную деятельность государства.
Механизм правового регулирования (механизм действия права). Под механизмом правового регулирования понимают систему правовых средств, при помощи которых реализуются правовые цели. Если действие права есть его системное функционирование, то оно осуществляется при помощи специального механизма, который и называется механизмом действия права или механизмом правового регулирования. Как верно подметил В.С. Нерсесянц, «основная регулятивная функция механизма действия права и юридико-логический смысл действия права в целом состоят в том, чтобы наличную абстрактно-общую норму статичного права, т.е. общее правило для общего случая, надлежащим образом преобразовать в актуальную «казусную» норму, т.е. в конкретное правило для конкретного случая».
Механизм права (механизм действия права, механизм правового регулирования) состоит из следующих элементов: правовых норм, правовых (юридических) фактов, правоотношений, индивидуальных актов реализации прав и обязанностей, актов толкования права, правоприменительных актов.
Несколько упрощенная схема действия механизма права заключается в следующем: социально признанные правовые нормы устанавливают общие правовые отношения, которые затем, при возникновении определенных правовых (юридических) фактов, трансформируются в конкретные правовые отношения. Правоотношения могут возникать, изменяться и прекращаться в результате самостоятельных актов реализации прав и обязанностей субъектами. При возникновении препятствий для реализации своего права или при неисполнении какими-либо субъектами своих обязанностей к действию правового механизма подключается государство, толкуя законодательство и конкретный случай правонарушения и осуществляя правоприменительную деятельность. Действия механизма права опосредуется правосознанием субъектов права, общественным правосознанием и осуществляется в режиме законности. Результатом действия права является общественный правопорядок.

1) наряду с предметом правового регулирования используется в качестве критерия научного построения системы права. 2) совокупность способов, приемов и средств правового воздействия на общественные отношения. Выделяются императивный, диспозитивный, рекомендательный, поощрительный и другие методы правового регулирования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод - как осуществляется это регулирование. М.п.р. определяется, во-первых, способом создания прав и обязанностей участников урегулированных правом общественных отношений, характером взаимосвязей субъектов права. Так, административно-правовой (императивный) метод характеризуется созданием правоотношений власти и подчинения. Он характерен, например, для административного, уголовно-исполнительного права. Нормы этих отраслей воздействуют на общественную жизнь путем установления властных предписаний, категорических требований, предъявляемых к участникам отношений. В гражданском праве стороны правоотношения выступают как равноправные субъекты, а само правоотношение возникает путем выражения их свободной воли (диспозитивный метод). Основным методом регулирующего воздействия уголовного права является запрет совершать определенные деяния (действия или бездействия), опасные для общества, государства, отдельной личности. Кроме того, в правовом регулировании используются и другие методы: поощрительный, рекомендательный, метод гарантий и др. Метод определяется тем, на базе каких юридически значимых актов возникают правоотношения. В административном праве, например, они возникают на основе актов применения права, т.е. принимаемых полномочными органами властных актов индивидуального значения, в гражданском праве - на основе договора, заключаемого между равноправными контрагентами, в гражданском процессуальном праве - по заявлению (иску) лица или иного субъекта права, которому причинен моральный или материальный ущерб. Наконец, для М.п.р. характерны различные по содержанию и порядку назначения меры государственного воздействия, применяемые к нарушителям правовых установлений (уголовные, административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и иные санкции). М.п.р. конкретной отрасли права складывается из указанных компонентов. Различное сочетание таких компонентов создает отраслевой метод, определяет его специфику, которая отражается на всех институтах и нормах соответствующей отрасли права.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики и управления

Кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия

Практические работы

По дисциплине ПРАВОВЕДЕНИЕ

Разработчик: к.п.н. Щепеткина И.В.

Екатеринбург 2015

Практическая работа №1 «Теория государства»

Задание 1 Соотнесите страну с формой государственного правления.

Задание 2

Назовите теорию правопонимания, которую вы считаете наиболее убедительной, раскройте ее сущность, проанализируйте достоинство и недостатки, аргументируйте свой выбор.

Задание 3

В чем выражаются достоинства и недостатки президентской и парламентской республики?

Президентская республика

Задание 4

Составьте таблицу разнообразных определений государства, отобразив Ф.И.О. ученого и их определение государства.

Задание 5

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Жан Боден

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву. <…>Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях.Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды для подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это – первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве.

Вопросы:

1. Каковы способы образования государства по Ж. Бодену?

2. Какие признаки государства выделил Ж. Боден?

3. Разделяете ли вы точку зрения Ж. Бодена на признаки государства? Объясните свое суждение.

4. Как, по мнению Ж. Бодена, возникает государство?

Практическая работа №2 «Теория права»

Задание 1

Приведите (письменно) примеры правоотношения, в которых вы участвовали на протяжении трех последних дней. К какому виду они относятся? Какие юридические факты стали основанием для них и что являлось объектом каждого из этих правоотношений?

Задание 2

Используя классификацию норм (справочная информация на обратной стороне листа), а также различные нормативно-правовые акты РФ, привести примеры норм (не менее 2) по каждому из оснований классификации.

Задание 3

Докажите, что право, как особый регулятор общественных отношений, формировалось в процессе эволюции человечества от родоплеменной власти к государственной.

Задание 4

К каким отраслям права (конституционному праву, административному праву, трудовому праву, гражданскому праву, уголовному праву) относятся следующие правовые институты:

1) Институт административной ответственности;

2) Институт материальной ответственности;

3) Институт купли-продажи;

4) Институт уголовной ответственности;

5) Институт гражданства.

Задание 5

К каким видам юридических фактов относятся:
1) Разрушение дома Ивановых в г. Иркутск при урагане;
2) Хулиганское поведение Широкова в транспорте;
3) Получение высшего образования Петровой;
4) Выход на пенсию Жигалина;
5) Переход улицы на зеленый свет светофора.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Классификация правовых норм может быть осуществлена по различным основаниям:

1. По предмету правового регулирования нормы права подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные, процессуальные и т.д. Иными словами, их видовая принадлежность определяется тем, к каким отраслям права они относятся. Правовые нормы каждой отрасли права регулируют качественно однородную и относительно самостоятельную группу общественных отношений, что и обусловливает подразделение норм права на институты и отрасли права.

2.Нормы права также подразделяются на «материальные» и процессуальные .

Нормы «материального» права устанавливают права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т. д.

Нормы процессуального права регулируют отношения, связанные с осуществлением, реализацией права. Главная особенность норм процессуального права – это их процедурный характер. Нормы процессуального права призваны обеспечить специальный порядок досудебной и судебной защиты общественных отношений, урегулированных правом.

По методу правового регулирования правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы предусматривают строго обязательное выполнение субъектами правоотношений предписаний, предусмотренных в правилах поведения, т. е. не допускают никаких отклонений от содержащегося в норме предписания. Императивные нормы содержат абсолютно определенное правило, которое не может быть никем изменено. В основном это нормы административного, финансового, уголовного, некоторые нормы гражданского и трудового права.

Диспозитивные нормы оставляют определенный простор субъектам права для свободного волеизъявления, т. е. они сами могут договориться по вопросам реализации субъективных прав и обязанностей. В этих нормах содержатся относительно определенные диспозиции. Преимущественно эти нормы реализуются в гражданско-правовых отношениях.

4. По функциональной направленности правовые нормы делятся, прежде всего, на регулятивные и охранительные .

Регулятивные нормы устанавливают взаимные права и обязанности субъектов правоотношений, т.е. возможные пределы поведения субъектов права. А охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности к лицам, нарушившим субъективные права участников правоотношений.

5. По форме изложения нормы права могут быть управомочивающими («Каждый имеет право на жизнь» – ст. 20 Конституции РФ), обязывающими («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» – ст. 58 Конституции РФ) и запрещающими («Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами» – ст. 60 ТК РФ).

6. Нормы-принципы – это нормы, закрепляющие основополагающие, исходные начала права. Они не создают непосредственно прав и обязанностей, а указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. В главе 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» содержатся нормы, закрепляющие принципы организации и деятельности государственного строя в Российской Федерации. Например, ст. 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Как видим, в данной статье закреплен принцип «разделения властей».

7. Дефинитивные нормы дают определения юридических понятий и категорий таких, как преступление, наказание, штраф, сделка и т.д. Например, «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания»

Практическая работа №3 «Правомерное поведение и правонарушение»

Задание 1

Существуют различные точки зрения по причинам преступности:

1) Антропологи считают, что физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии, расстройства и другие патологии.

2) На преступность влияет воспитание человека и его окружение, социальная среда.

3) «Общество готовит преступление, преступник его совершает» (Г. Бокль, английский философ, историк). Уровень жизни предопределяет преступность в обществе. Нищета толкает человека на совершение преступления.

Попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть данные тезисы.

Задание 2

Определите вид ответственности:

1. Безработные Павел и Николай выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим.

2. Машинистка Матвеева, придя на работу 27 октября 2013 года, направилась в кассу, получила заработную плату и, не возвращаясь на рабочее место, пошла в магазин за продуктами, а затем – в парикмахерскую. К работе она приступила спустя четыре часа после начала рабочего дня. Администрация, с согласия профкома, издала приказ об увольнении Матвеевой за прогул.

3. Шахта заключила договор с тепловой электростанцией (ТЭС) о поставке ей угля для обеспечения города электричеством. Но ТЭС не смогла оплатить поставляемый ей уголь, и шахта перестала отгружать его.

4. Костырин ночью проник в продуктовую лавку и при выходе из нее был задержан работником милиции. В ходе проверки у него были изъяты 3 кг кондитерских изделий.

Задание 3

Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.

1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.

3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.

5. Подростки курили в школьном туалете.

6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.

7. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

Задание 4

Можно ли смертную казнь рассматривать как гарантированный способ защиты человеческой жизни?

Задание 5

Прочитайте статью 63 УК РФ, устанавливающую перечень обстоятельств, отягчающих наказание. Объясните, почему данные обстоятельства законодатель считает отягчающими вину лица, совершившего преступление, и устанавливает за них более строгое наказание.

Задание 6

Известный российский ученый А. А. Яковлев писал: «Точно так же, как правомерное поведение не есть результат правовой информированности, противоправное поведение отнюдь не всегда есть результат правовой безграмотности»

Согласны ли вы с его точкой зрения? Ответ обоснуйте и подтвердите примерами.

Практическое задание №4 «Основы конституционного права РФ»

Задание 1

Найти в Конституции РФ нормы, детально регулирующие конституционно-правовые отношения, а также нормы-принципы и нормы общего регулирования, которые затем получают конкретизацию в правовых актах других отраслей права.

Примером конституционной нормы, детально регулирующей общественные отношения, является ч.1 ст. 107 Конституции РФ .

Примером конституционной нормы-принципа является ч.1 ст.7 Конституции РФ.

Примером конституционной нормы общего регулирования является ч.1 ст. 8 Конституции РФ.

Задание 2

Проанализируйте рисунок 4 «Россия как федерация»

1. Объясните смысл принципов федерации.

2. Подкрепите ваши объяснения примерами.

Задание 3

Написать эссе на одну из заданных тем

Примерные темы эссе

1. Правовой и социологический смысл конституции.

2. Разделение властей – ненужное заимствование или объективная необходимость?

3. Обязательно ли в демократии всеобщее избирательное право?

4. Природа института главы государства.

5. Преимущества и недостатки полупрезидентской формы правления.

6. Зачем России парламент?

7. Парламентская дисциплина и парламентская ответственность депутатов.

8. Перспективы конституционной монархии в России.

9. Факторы нестабильности федерального законодательства.

10. Правовой смысл высшей конституционной ценности (ст.2 Конституции РФ).

11. Светский характер государства.

12. Оптимальная модель федеративного устройства в России.

13. Способы обеспечения независимости судей.

14. Смысл идеи местного самоуправления.

Задание 4

На основе Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Постановления Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. № 5-П по делу о проверке конституционности ряда положений названного Закона ответьте на следующие вопросы:

ü Можно ли наложить административный штраф на парламентария, совершившего в качестве водителя обгон с нарушением правил дорожного движения?

ü Допустим ли арест, задержание, обыск и допрос парламентария на месте совершения преступления?

ü Назовите случаи, при которых парламентарий может быть подвергнут личному досмотру.

ü В каком порядке парламентарий будет нести ответственность за хулиганские действия на заседании палаты, например, за драку с другим парламентарием, оскорбление своих коллег, обливание их водой? Если ответственность предусмотрена, какие могут быть меры воздействия?

ü Несет ли парламентарий ответственность за высказанные мнения и позиции в ходе работы палаты?

ü Можно ли возбудить в связи с действиями парламентария, не связанными с осуществлением профессиональной деятельности, уголовное или административное дело, предусматривающее судебный порядок наложения ответственности, и проводить дознание или следственные мероприятия? Допускается ли в этом случае передача дела в суд?

ü Вправе ли депутат отказаться от дачи свидетельских показаний? Если да, то, при каких условиях?

Задание 5

1. Дайте характеристику важнейших, с вашей точки зрения, конституционных принципов правосудия в РФ.

2. Какое влияние на независимость судебной власти оказывает, по вашему мнению, нестабильность политической, экономической и социальной жизни общества?

3. Утверждают, что исполнительная власть не может быть заинтересована в независимости органов правосудия. Так ли это? Аргументируйте свое мнение.

Задание 6

Президент РФ вернул без подписания принятый Государственной Думой Федеральный закон «О запрете научных исследований в области генной инженерии» в связи с тем, что он противоречит Конституции РФ.

Государственная Дума преодолела вето Президента, однако Президент вновь отказался подписывать закон, ссылаясь на нарушения процедуры, которые были допущены при повторном рассмотрении закона.

Каковы полномочия Президента в области законодательной деятельности? Обязан ли Президент в любом случае подписывать закон, если его вето преодолено Государственной Думой?

Задание 7

Нарушены ли требования закона? Изменится ли решение, если бюллетени находятся в закрытых и опечатанных ящиках?

Практическое задание №5 «Основы гражданского права РФ»

Задание 1

Определите, какие юридические факты лежат в основе приведенных ниже правоотношений:

1) кооператив взял ссуду в банке и не возвратил ее в срок;

2) гражданин обращается к акционерному обществу с требованием возместить вред, причиненный здоровью в результате наезда на него легковой автомашины, принадлежащей обществу;

3) акционер потребовал от исполнительного органа акционерного общества ознакомить его с данными бухгалтерских документов;

4) из коммерческого банка, взятого под охрану специальным подразделением «Охрана» ОВД, были похищены материальные ценности на сумму 100 млн. руб;

5) осужденный к лишению свободы гражданин выдал доверенность на сдачу в аренду приватизированной им до ареста квартиры;

6) гражданин на своем приусадебном участке обнаружил клад.

Задание 2

Составьте перечень документов, необходимых для регистрации:

1) индивидуального предпринимателя;

2) фермерского хозяйства;

3) коммерческого юридического лица.

Задание 3

Разработайте схему «Последствия отмены решения суда об объявлении гражданина умершим»

Задание 4

Выберите из предлагаемого перечня:

1) недвижимые и движимые вещи;

2) делимые и неделимые вещи;

3) простые и сложные вещи;

4) главную вещь и принадлежность;

5) изъятые из оборота и ограниченные в обороте вещи;

6) индивидуально-определенные и определенные родовыми признаками;

7) имущественные права.

Государственное унитарное предприятие; земельный участок с произрастающей на нем пшеницей; ружье; арбалет; телевизор с пультом дистанционного управления; часы; пристройка к жилому дому; квартира; автомашина; шкаф; договор залога; теплоход «Айвазовский»; ЗАО; ООО; картина художника Репина; ноу-хау; программа ЭВМ; музей; книга; упряжь верховой лошади; пшеница, снятая с вышеназванного участка; товарный знак; акция; коносамент; договор мены; замок и ключ.

Задание 5

Составьте проект доверенности на получение стипендии.

Задание 6

Составьте таблицу «Виды неустойки» с примерами правовых норм, устанавливающих неустойку каждого вида.

Задание 7

Приведите примеры на каждое основание возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотренных статьей 8 ГК РФ.

Задача 1

Петрякова, побывав в гостях у своей подруги Ждановой, обнаружила после возвращения домой пропажу кольца с бриллиантом. Петрякова не была уверена, что оставила его в гостях.

Через год Петрякова, случайно встретившись с Ждановой, увидела свое кольцо на пальце у подруги. Петрякова потребовала вернуть ее кольцо. Однако Жданова заявила, что кольцо она нашла в ванной комнате год назад после ухода подруги, никуда его не прятала, носила все это время. Жданова считает, что теперь кольцо принадлежит ей по давности и отдавать его она не намерена.

Петрякова обратилась в суд с виндикационным иском об истребовании кольца.

Дайте анализ правомерности требований Петряковой и доводов Ждановой.

Задача 2

Костырев взял в банке кредит на приобретение автомобиля. Поручителями Костырева выступили его жена и брат.

Через несколько месяцев после приобретения автомобиля Костырев умер. Банк потребовал выплаты кредита от его брата как от поручителя.

Брат Костырева платить отказался, мотивируя это тем, что договор поручительства он подписал только потому, что банк требовал двух поручителей. Умерший Костырев и его жена уверяли, что это только формальность и обещали, что бы ни случилось, погасить кредит сами. Кроме того, жена Костырева является таким же поручителем, ей по наследству достанется приобретенный в кредит автомобиль, она и должна погашать обязательство своего мужа перед банком.

Должен ли брат Костырева платить по кредиту? Обоснуйте свой ответ.

Практическое задание №6 Основы гражданского права

Задание 1

Выберите из перечня ситуации, относящиеся к предмету гражданского права:

1) совет директоров акционерного общества утвердил цену на продукцию, изготавливаемую обществом;

2) предпринимателю Сидорову по итогам конкурса был предоставлен в аренду земельный участок из состава муниципальных земель;

3) Петров по просьбе Трофимова настелил пол в доме, принадлежащем Трофимову;

4) бабушка подарила внуку ранец к началу учебного года;

5) глава администрации издал распоряжение о запрете уличной торговли на городской площади перед зданием администрации;

6) общее собрание акционерного общества приняло решение не выплачивать дивиденды по итогам года;

7) издательство отказалось от рукописи книги, предложенной автором, мотивировав свой отказ отрицательными заключениями, полученными от рецензентов;

8) глава местной администрации потребовал от редакции газеты уплаты компенсаций за ущерб, нанесенный его репутации опубликованными в газете сведениями;

9) Трофимов получил задание от директора фирмы на перевозку мебели для Сидорова;

10) Петров готовил сына Ивановых к поступлению в вуз;

11) Шубин обратился в стоматологическую клинику с просьбой о лечении больного зуба;

12) предприниматель Корольков вывесил на своем киоске объявление: «Самые вкусные фрукты по самой низкой цене».

Задание 2

Дайте определение понятия «прецедент» и ответьте на вопрос: можно ли акты судов (включая руководящие разъяснения высших судебных инстанций) Российской Федерации считать прецедентами? Аргументируйте свой ответ.

Задание 3

Составьте проект учредительного договора и устава общества с ограниченной ответственностью.

Задание 4

Определите необходимую последовательность действий для признания коммерческой информации вашего предприятия коммерческой тайной.

Задание 5

Назовите случаи, когда для возникновения гражданского правоотношения недостаточно одного юридического факта, а требуется их совокупность (фактический состав). Не менее 5 примеров.

Задание 6

Используя часть вторую ГК РФ, составьте перечень ничтожных и оспоримых сделок.

Задание 7

Ссылаясь на нормы ГК РФ, приведите примеры защиты гражданских прав следующими способами:

1) признание права;

2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

3) пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4) присуждение к исполнению обязанности в натуре;

5) самозащита права;

6) прекращение или изменение правоотношения.

Задание 8

Используя гражданское законодательство, составьте перечень объектов, относящихся к государственной (федеральной, субъекта Федерации) и муниципальной собственности (на примере своего населенного пункта).

Задача 1

Дерюгин и Скороходов, зарегистрированные в качестве предпринимателей, заключили между собой договор займа, по которому Дерюгин обязался возвратить Скороходову деньги через 6 месяцев. В установленный срок деньги были возвращены, однако Скороходов остался недоволен и потребовал уплаты процентов.

Дерюгин возражал, указывая на то, что, во-первых, в договоре уплата процентов не предусматривалась, а во-вторых, по этой причине невозможно определить размер процентов.

Как решить спор? Зависит ли решение от суммы займа и его цели?

Задача 2

2 июня Елкина приобрела в магазине зимние сапоги. Спустя несколько дней к ней пришла в гости подруга и убедила ее в том, что такие сапоги уже вышли из моды и ей следует купить более подходящие.

18 июня Елкина пришла в магазин и попросила обменять купленные сапоги на другую модель. Однако работники магазина отказались это сделать, сославшись на пропуск Елкиной установленного Законом РФ «О защите прав потребителей» 14-дневного срока.

Елкина настаивала на своих требованиях, указывая, что:

Кроме того, по ее мнению, о пропуске срока вообще говорить не приходится, так как исчисление соответствующего должно начинаться со времени наступления зимнего сезона.

Кто прав в данном споре?

Задача 3

После смерти Романова 15 июля 2011 г. осталось имущество: жилой дом, предметы домашней обстановки, денежный вклад на сумму 300 тысяч рублей, автомобиль.

В 2009 г. Романов завещал все имущество своему другу Петрову. В 2010 г. нотариус удостоверил новое завещание Романова, по которому все имущество переходит в пользу дочери от первого брака - Анастасии. Через несколько месяцев, подав заявление нотариусу, Романов отменил завещание, составленное в 2010 г.

На наследство претендуют: жена Романова - Екатерина, проживавшая с ним до его смерти, бывшая супруга – Людмила, с которой он развелся в 1990 г., дочь Анастасия и его давний друг Петров. Сын Илья умер до открытия наследства; у него остались жена Вера и двое детей (Михаил и Евгений). Другой сын, Владимир, умер после открытия наследства, не успев его принять. Вместе с ним проживали жена Нина и дочь Надежда.

Кто будет призван к наследованию и как должно быть распределено имущество?

Практическое задание №7 «Основы трудового права РФ»

Задание 1

Проанализируйте содержание принципов трудового права и приведите примеры правовых норм, в которых эти принципы нашли свое отражение. Результаты отразите в таблице.

Задание 2

Приведите по три примера нормативных актов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения:

1) конвенции МОТ;

2) федеральные законы;

3) указы Президента РФ;

4) постановления Правительства РФ;

5) нормативные акты Министерства здравоохранения РФ;

6) ведомственные нормативные акты;

7) нормативные акты субъектов федерации;

8) нормативные акты органов местного самоуправления;

Задание 3

Составить схему «Заключение, изменение и прекращение трудового договора».

Задание 4

Назовите, по каким из перечисленных ниже причин можно отказать в приеме на работу (аргументируйте свой ответ, опираясь на нормы ТК РФ):

1) достижение пенсионного возраста;

2) отсутствие согласия между родителями несовершеннолетнего на поступление последнего на работу;

3) наличие судимости в прошлом;

4) увольнение с прежнего места работы за нарушение трудовой дисциплины;

5) отсутствие российского гражданства.

6) отсутствие необходимого стажа работы;

7) наличие родственных связей (дядя поступающего на работу является главным бухгалтером данной организации);

8) отсутствие местной регистрации;

9) отсутствие специального образования;

10) беременность;

11) наличие вируса иммунодефицита человека;

12) наличие дефекта речи.

Задание 5

Укажите, кому из перечисленных работников администрация обязана предоставить отпуск без сохранения заработной платы и какой продолжительности:

1) Веселкову для сдачи вступительных экзаменов вуз;

2) Халтурину для ремонта квартиры;

3) Пьянкову для организации свадьбы друга;

4) Любимовой для подготовки к школе 7–летнего ребенка;

5) ветерану труда Краеву для работы на дачном участке;

6) инвалиду 1 группы Голобородько для отдыха;

7) Смирнову для встречи жены из роддома;

8) Колотовой для участия в похоронах двоюродной сестры, проживавшей на Украине;

9) совместителю Капустину, отпуск которого по основному месту работы продолжительнее, чем по совместительству.

Каковы правовые последствия использования отпусков без сохранения заработной платы?

Задание 6

До 33 лет Илья Муромец лежал на печи и не мог подняться, и лишь случайное стечение обстоятельств излечило его двигательный аппарат. Однако былины умалчивают, что прежде, чем стать богатырем и воином, Илья Муромец пытался реализовать себя в мирном труде.

Он обращался ко всем окрестным купцам с просьбой принять его на работу. «А трудовая книжка у тебя есть?» – спрашивали купцы. «Нет» – честно отвечал Илья. «Извини, друг. Сам понимаешь, приедут княжеские тиуны с проверкой, дадут нам по голове – терпеливо объясняли купцы. – Скажут, а почему это вы завели на него вторую трудовую книжку? Он что, до 33 лет не работал? Непорядок».

«Но клянусь, я до той недели правда не мог двигаться!» – в отчаянии кричал Илья. «Расскажи это своему адвокату», - ехидно советовали купцы.

Не сумев реализовать себя в мирной жизни, Илья взял палицу, пришел в военкомат и завербовался охранять государственную границу, где и завоевал свою славу богатыря и защитника Отечества.

Разъясните, насколько оправдан и юридически грамотен был отказ купцов завести на Илью Муромца трудовую книжку?

Задание 7

Составьте алгоритм постановки безработного на учет.

Задание 8

Дайте сравнительную характеристику видов рабочего времени, заполнив таблицу:

Задание 9

Составьте схему «Виды отпусков» (не менее 20 позиций), заполнив таблицу:

Задание10

Как Вы считаете, почему средняя зарплата «мужчин» чаще всего оказывается выше женской»?

Задача 1

Лаборантка Кропалева подала заявление об увольнении с работы 20 мая. Руководитель лаборатории предложил Кропалевой отработать еще 2 недели, в течение которых администрация лаборатории будет искать ей замену.

28 мая Кропалева попросила вернуть ей заявление, т.к. увольняться она передумала. Администрация заявление Кропалевой не вернула и в тот же день уволила ее с работы, сославшись на то, что после подачи ею заявления об увольнении на ее место в порядке перевода принята другая лаборантка.

Кропалева подала жалобу в суд, требуя восстановить ее на работе.

Средняя заработная плата до увольнения составляла 9 тыс. рублей.

Какое решение должен принять суд? Зависит ли решение от того, из какой организации была переведена новая лаборантка?

Практическое задание №8 «Основы семейного права»

Задание 1

Выпишите из СК РФ нормы права, применение которых должно осуществляться с учетом норм морали и социального общежития.

Задание 2

Определите значение родства и свойства для правового регулирования семейных отношений.

Задание 4

Раскройте основные положения применения в семейном праве сроков исковой давности.

Задание 5

Раскройте практическое и юридическое значение государственной регистрации брака.

Задание 6

Укажите, чем обусловлено в нашей стране установление семейным правом брачного возраста в восемнадцать лет.

Задание 7

В каких случаях суд вправе, в порядке особого производства, установить факт отцовства.

Задание 8

В виде таблицы отразить основания и порядок расторжения брака в суде.

Задание 9

Составить брачный договор между супругами.

Задание 10

Составьте схему «Виды прав и обязанностей супругов».

Задача 1

Сабитова предъявила иск Сабитову о расторже­нии брака. Одновременно она просила взыскать алименты на со­держание шестимесячного ребенка и на свое содержание, так как она не работает и занята уходом за ребенком,

Вправе ли суд возбудить производство о расторжении брака по заявлению жены во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка? Имеет ли право па алименты бывшая жена, занятая уходом за ребенком?

Задача 2

Котельникова обратилась к Котельникову с иском о расторже­нии брака и разделе совместно нажитого имущества. Ответчик заявил в судебном заседании, что истица в перечне вещей, под­лежащих разделу, не указала видеотехнику, мягкую мебель и ко­вер, подаренные им к свадьбе родителями Котельниковой. Однако Котельникова пояснила суду, что данные вещи являются ее приданым. Суд установил, что данные вещи были подарены молодоженам в день свадьбы в присутствии гостей, но договора дарения Котельниковой ее родители не оформляли.

Задача 3

Гражданка Рожкова обратилась в суд с иском к гражданину Рожкову о разводе и разделе общего имущества. Рассматривая спор об имуществе, суд установил, что на имя Рожкова в А-банке есть вклад в сумме 350 тыс. руб. Поскольку Рожкова в ис­ковом заявлении не просила разделить этот вклад, суд в решении о расторжении брака и разделе имущества судьбу вклада не определил.

Дайте правовую оценку решения суда.

Практическое задание № 9 «Административное правонарушение и административная ответственность»

Задание 1

Сформулируйте понятие административно-правовых отношений и назовите особенности, отличающие их от других видов правоотношений.

Какие способы защиты административно-правовых отношений предусмотрены действующим законодательством?

Задание 2

На семинаре по административному праву на вопрос, каковы особенности административно-правовых отношений, студент Грибов перечислил следующее:

1) возникают в процессе деятельности исполнительной и других ветвей власти;

2) одной из сторон данных отношений всегда выступают государственный орган или его должностное лицо;

3) носят строго вертикальный характер;

4) могут возникать по инициативе любой из сторон;

5) стороны юридически равны;

6) права субъектов административно-правовых отношений защищаются только в административном порядке.

Точен ли ответ Грибов?

Задание 3

Может ли гражданин России быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации? Кто и в каком порядке оформляет и выдает гражданам документы на въезд и выезд из страны?

Задание 4

Назовите и охарактеризуйте признаки административного при­нуждения, отличающие его от других видов государственного принуждения: уголовного, дисциплинарного, гражданско-правового.

Какие меры административного принуждения могут применять­ся в условиях чрезвычайного положения и в условиях военного поло­жения по действующему законодательству?

Задача 1

Гражданка Иванова постоянно подвергалась побоям мужа. Соседи знали об этом, и один из них, гражданин Алексеев, обратился с заявлением в полицию. В отделении полиции его заявление не приняли, обосновав это тем, что гражданка Иванова сама должна его подать от своего имени.

Законны ли действия сотрудников полиции?

Вправе ли гражданин Алексеев обжаловать данные действия? Если да, то каков будет порядок обжалования?

Задача 2

Гражданин Нефедов, отбывая административный арест в установленном законодательством порядке, решил отлучиться с места отбывания административного ареста в магазин. Это заметил дежурный по органу внутренних дел. В связи с этим он составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.25 КоАП РФ. Рассмотрев материалы дела, начальник ОВД наложил на гражданина Нефедова административное наказание в виде административного ареста сроком на пятнадцать суток.

Правомерны ли действия начальника органа внутренних дел? Каков порядок отбывания административного ареста?

Практическое задание № 10 «Уголовное преступление и уголовная ответственность ответственность»

Задание 1

Останин и Геворкян изготовляли из серебра с последующим золочением фальшивые монеты «царской чеканки» достоинством в 10 руб. Всего они изготовили 105 таких монет, большую часть которых сбыли гражданам под видом золотых.

Имеется ли в действиях Останина и Геворкяна состав преступления? Если да, то укажите родовой объект этого преступления.

Задание 2

Абдурахимов похитил у своего родственника, работника вневедомственной охраны, пистолет. Через день он с использованием пистолета совершил разбойное нападение на соседа по даче, забрав у него наиболее ценные вещи.

1.Как следует квалифицировать совершенные Абдурахимовым преступления.

2.В каком случае пистолет будет предметом преступления, а в каком - орудием преступления.

3.Назовите объекты преступлений, совершенных Абдурахимовым.

Задание 3

Игнатов и Шубин задумали похитить грузы, перевозимые в контейнерах на платформах поездов. На железнодорожном перегоне при помощи гаечного ключа и ломика они устроили крушение поезда.

Из разбитого контейнера они взяли несколько рулонов ткани и различные галантерейные товары на крупную сумму денег. Похищенное за полцены было реализовано скупщику украденного.

Укажите объекты и предметы совершенных преступлений.

Чем отличается объект от предмета преступления?

Задание 4

Снимая в частном доме комнату у престарелой Петровой, Глухов, Афанасьев, Кузьмин и Пьянков занимались заказными убийствами. Их удалось задержать только после совершения 9 преступлений. В процессе следствия выяснилось, что непосредственно убийствами занимались Афанасьев, Кузьмин и Пьянков, а наблюдал за будущими жертвами Глухов, который также разрабатывал сценарий каждого преступления, обеспечивал уход исполнителя с места происшествия.

1.Определите роль каждого из соучастников.

2.Назовите форму соучастия в их действиях.

Задание 5

14 -летний Шишкин в целях уплаты карточного долга взял из дома золотое кольцо с изумрудом, принадлежащее его матери, и отдал его шестнадцатилетнему Соснину.

1.Подлежат ли Шишкин и Соснин уголовной ответственности?

2.Каковы условия наступления уголовной ответственности несовершеннолетних, совершивших кражи у родителей?

Задание 6

Приговором суда от 16 января 2011 г. Давыдов (ранее судимый по ст. 316 УК РФ, судимость не погашена), признан виновным в совершении совместно с Иванцовым в августе 2010 года преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 175 УК РФ.

При назначении Давыдов наказания суд учел личность виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства, в том числе наличие в содеянном рецидива преступлений.

1. Ознакомьтесь со ст. 10 УК РФ. Какой закон имеет обратную силу, каковы критерии сравнения уголовных законов? Дайте характеристику критериям сравнительной тяжести уголовного закона:

а) устранение преступности деяния;

б) смягчение наказания;

в) иное улучшение положения лица, совершившего преступление.

2. Ознакомьтесь со ст.18 УК РФ. Дайте оценку приговору суда. Учтены ли судом положения ст. 10 УК РФ при назначении наказания Давыдову? Есть ли основания для принесения кассационной жалобы?

Задание 7

Серебренников зашел в продуктовый магазин самообслуживания и в торговом зале спрятал в карманы пиджака и пальто две бутылки водки «Немирофф» и две упаковки сыра по 100 г, а затем, пройдя мимо кассы, быстро вышел на улицу. Никто из находившихся в магазине покупателей не видел, как Серебренников похитил товары. Сам Серебренников был убежден, что действует тайно. Кассира на рабочем месте не было. Хищение продуктов обнаружилось через 10 минут во время просмотра видеозаписи наблюдения торгового зала службой охраны.

Какое хищение признается тайным? Какова субъективная сторона кражи и чем она отличается от субъективной стороны грабежа? Как квалифицировать действия Серебренникова? Изменится ли юридическая оценка содеянного, если будет установлено. Что перед входом в магазин Серебренников прочитал информацию об охране торгового зала с помощью видеокамер? Влияет ли стоимость похищенного имущества на уголовно-правовую оценку содеянного?

Задача 1

Борисов, являясь лежачим тяжелобольным, заключил с супругами Птюшкиными договор пожизненного содержания с правом наследования квартиры. Птюшкины хорошо ухаживали за Борисовым в течение одного месяца. Однако они хотели быстрее стать хозяевами квартиры и с этой целью перестали давать больному лекарства и кормить его. Через две недели Борисов умер.

Квалифицируйте действия супругов Птюшкиных.

Задача 2

Во дворе дома между находившимися в нетрезвом состоянии Лутковым и Зелениным произошла ссора, во время которой Лутков нанес Зеленину удар в подбородок, от чего тот упал навзничь, ударился головой об асфальт и на месте происшествия умер. Из заключения судебно-медицинской экспертизы видно, что смерть потерпевшего наступила от черепно-мозговой травмы, полученной от удара затылочной частью головы о твердую поверхность.

Судом Лутков осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ. В кассационной жалобе адвокат просил переквалифицировать действия Луткова на ч. 1 ст. 109 УК.

Чем отличается причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, от неосторожного причинения смерти?

Какое решение должен принять суд кассационной инстанции?

Практическая работа №11 «Основы экологического права»

Задание 1

Какие функции выполняет природа по отношению к человеку и обществу?

Задание 2

В чем вы видите основные причины кризисного состояния окружающей среды в нашей стране?

Задание 3

Каково представление населения об оперативности и достоверности информации об экологических проблемах в регионе, где Вы проживаете?

Задание 4

Назовите законы и иные акты, регулирующие вопросы собственности на природные объекты и ресурсы, и раскройте содержание основных положений этих актов.

Задание 5

Поясните, какие природные объекты и ресурсы могут быть переданы в частную собственность.

Задание 6

Дайте краткую характеристику действующему правовому механизму охраны окружающей природной среды.

Задание 7

Перечислите обязанности гражданина по соблюдению экологических требований при пользовании природными ресурсами (земельными участками, водными объектами, объектами животного мира, участками лесного фонда, недр, континентального шельфа).

Задание 8

Какие требования предъявляются к гражданам по повышению уровня своих знаний о природе, экологической культуры и как реализируются выполнение этих требований?

Задание 9

Раскройте сущность экологических прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ и экологическим законодательством.

Задание 10

Перечислите составы экологических правонарушений, определенных в Кодексе об административных правонарушениях РФ и в Уголовном кодексе РФ.

Задание 11

Дайте характеристику экологического вреда и его выражению (например, в утрате природой объектов и т.д.)

Задача 1

На линиях электропередач, принадлежащих ОАО «Свердловскэнерго», регулярно массово гибнут птицы по причине отсутствия специальных птицезащитных устройств.

Задача 2

На берегу водохранилища, началось строительство дачного поселка на основании разрешения на его размещение, выданного местной администрацией. Территория поселка занимает и береговую полосу водохранилища, которая должна быть доступна для общего пользования. На этой территории уже построены дома, причалы, заборы до уреза воды. Однако эти объекты не имеют соответствующей разрешительной документации, берегоукрепительные работы проведены самовольно.

В результате такого размещения перечисленных объектов нарушается право граждан на пользование водным объектом, создается реальная угроза загрязнения водного объекта, а также среды обитания объектов животного и растительного мира.

Какие органы экологического контроля вправе осуществить проверку подобных незаконных застроек. Какие меры вправе предпринять органы экологического контроля?

Задача 3

ОАО «Химмаш» на протяжении длительного времени осуществляет эксплуатацию оборудования без пылегазоулавливающих установок, вследствие чего, вероятно, имеет место значительное превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в выбросах предприятия.

Какие действия вправе и обязаны предпринять органы государственного экологического контроля, производственного экологического контроля, общественного экологического контроля?

Задача 4

К помощнику прокурора района обратился гражданин Ибрагимов с просьбой разъяснить ему порядок приобретения в собственность земельного участка для ведения крестьянского(фермерского) хозяйства.

В роли помощника прокурора района разъясните гражданину Ибрагимову установленный законодательством России порядок приобретения в частную собственность земельного участка.

Практическая работа №12 «Основы информационного права РФ»

Задание 1

Дайте перечень нормативных документов, регулирующих развитие информационной сферы.

Необходимо указать полное название документа, номер и дату принятия, дату изменений и дополнений.

Задание 2

Вывоз какой информации из Российской Федерации (дать полный ответ с указанием ФЗ и конкретных статей):

а) не ограничивается

б) ограничивается

Задание 3

Задание 4

Дайте характеристику профессиональному статусу журналиста и перечислите его права и обязанности.

Задание 5

Перечислите случаи, когда информация не признается рекламой в смысле положений Федерального закона «О рекламе».

Задание 6

Задание 7

Перечислите органы защиты государственной тайны и сформулируйте их основные функции (в виде таблицы ).

Задача 1

Юрист Чернавских, работая в адвокатской фирме «Норма-плюс» помощником генерального директора, в свободное от работы время несанкционированно получал доступ к чужим программам, базам данных и постоянно пользовался ими.

Информацию, полученную из них, Чернавских часто использовал не по назначению, продавал ее своим клиентам. При этом из-за несанкционированного проникновения помощника генерального директора в названные программы и базы данных в них стали появляться сбои. Впоследствии собственники информационных ресурсов установили причины сбоев и потребовали строгого наказания Чернавских.

Дайте правовую оценку действиям Чернавских.

Задача 2

Лакокрасочный завод г. Ярославль осуществил выброс ядовитых веществ в реку. Городские власти, получив от санэпидемслужбы города соответствующую информацию, не оповестили граждан об опасности. В результате купания в реке дети - пять мальчиков и одна девочка - получили серьезные кожные заболевания.

Задача 3

Публицист Юдин напечатал в «Независимой газете» интересную статью под названием «Неоценимый капитал России», в которой привел полученные общие сведения от некого гражданина Петрова о государственных запасах драгоценных металлов и камней, а также назвал размеры золотого запаса и валютных резервов России.

Начальник отдела Службы безопасности Загребин, прочитав в газете статью Юдина и выяснив, откуда он получил информацию, поставил перед своим руководством вопрос о привлечении к ответственности гражданина Петрова за разглашение сведений, которые относятся к государственной тайне.

Проанализируйте эту ситуацию с точки зрения норм информационного права.

Задача 4

Работница сельского почтового отделения Воронина по просьбе своей школьной подруги Морозовой регулярно подслушивала телефонные разговоры ее бывшего мужа, вскрывала и читала его письма и всю собранную информацию передавала своей подруге. Морозова же, получив неприятные сведения, устраивала сцены ревности бывшему супругу и требовала его возвращения в семью, к малолетним детям.

Однажды, случайно услышав от парней в клубе о проделках Ворониной, Морозов пожаловался на нее начальнику районного узла связи. А спустя сутки - хорошенько подумав, извинился перед бывшей женой, вернулся в семью и отказался от своей жалобы.

Имеются ли здесь нарушения законодательства о тайне связи и как должен поступить начальник районного узла связи?


Боден Жан (1530-1596) – французский политический мыслитель и философ. Выступал за прекращение религиозных войн во Франции. Был одним из руководителей партии французской буржуазии, добивавшейся единства страны путем укрепления королевской власти и установления религиозной веротерпимости в стране.

Эссе – это творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает субъективно окрашенное изложение мысли, позиции и может иметь научный или публицистический характер. Эссеистический стиль отличает образность и установка на разговорную интонацию и лексику.


Похожая информация.


Похожие публикации