Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Необходимость прохождения экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза и ее виды. Экологическая экспертиза квартиры

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 8 август 2017 .
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Ключевые вопросы

Квалификация экспертов, привлекаемых для экспертизы проектной документации, и экспертов ГЭЭ

Экологическая оценка инвестиционного проекта

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 18.06.2017; далее — ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе , которая проводится в форме государственной или негосударственной экспертизы.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в т.ч. санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Федеральным законом № 174-ФЗ предусмотрена государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (далее — ГЭЭ проектной документации).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В настоящее время ГЭЭ проектной документации фактически дублирует экспертизу проектной документации объектов капитального строительства, что значительно увеличивает как сроки проведения двух независимых экспертиз, так и соответствующие финансовые затраты на их проведение.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) с 01.01.2018 ГЭЭ будет подлежать, наряду с проектной документацией вышеназванных объектов, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Федеральным законом № 219-ФЗ также внесены соответствующие изменения в ч. 5 ст. 49 ГрК РФ. Так, с 01.01.2018 при проведении экспертизы оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям не проводится.

Реализация указанных изменений в законодательстве, с точки зрения автора, приведет к дополнительным административным барьерам при экспертизе проектной документации.

Возникает естественный вопрос: почему ГЭЭ проводится исключительно в Российской Федерации, а также в некоторых странах СНГ и отсутствует в западных странах? Хотя экспертиза проектной документации там, как и в России, обязательна. Неужели в западных странах меньше заботятся о сохранении условий проживания своего населения? Конечно же нет! Они просто не такие богатые, чтобы оплачивать сразу две экспертизы.

Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня

Условия получения услуги в ОИВ

  • Кто может обратиться за услугой:

    Физические лица

    Юридические лица

    Интересы заявителей могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    За предоставление государственной услуги взимается плата в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. N 404 "Об утверждении Порядка оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 205 "Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы". Размер платы за проведение ГЭЭ не является фиксированной величиной и расчитывается в соответствии с указаниями распорядительных документов Правительства Российской Федерации. Одним из компонентов расчета размера платы является утверждаемое количество экспертов, принимающих участие в работе комиссии ГЭЭ.


  • Перечень необходимых сведений:

    Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

    Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Проект нормативно-технического или инструктивно-методического документа, паспорт государственной программы (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются для объектов государственной экологической экспертизы - проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, в том числе относящихся к природным и озелененным территориям города, утверждаемых органами государственной власти города Москвы; проектов целевых программ города Москвы, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.

    Материалы оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется для объектов государственной экологической экспертизы - проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, в том числе относящихся к природным и озелененным территориям города, утверждаемых органами государственной власти города Москвы; проектов целевых программ города Москвы, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
  • Сроки предоставления услуги

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Заключение ГЭЭ объектов регионального уровня, приказ Департамента о его утверждении и уведомление о завершении ГЭЭ (оригинал, 1 шт.)
  • Формы получения

    Через законного представителя

  • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

    Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 года N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", административным Регламентом.

    Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

    1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

    2. Требования от заявителя:

    2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия

    2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

    2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    2.4. Документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

    3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

    4. Отказа заявителю:

    4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 года N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".

    Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

    1.При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

    2.Почтовым отправлением.

    3.С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    4. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    Жалоба должна содержать:

    1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

    3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

    4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

    5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

    6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    7. Требования заявителя.

    8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

    9. Дату составления жалобы.

    Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность. Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

    Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

    Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

    Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

    1. Отказа в приеме документов.

    2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

    По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

    Решение должно содержать:

    1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

    2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

    3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

    4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

    5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

    6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

    7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

    8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

    9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

    10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

    11. Информацию о действиях, осуществляемых органами исполнительной власти города Москвы, подведомственной органу исполнительной власти организацией, предоставляющими государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).

    12. Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

    13. Порядок обжалования решения.

    14. Подпись уполномоченного должностного лица.

    Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

    К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

    1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

    2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

    3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

    4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

    1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

    2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

    4. Наличия:

    4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

    4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

    Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

    1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

    2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

    3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

    4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

    Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

    В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 административного Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

    Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

    1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

    2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

    В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры. При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

Российская Федерация

установить закладку

установить закладку

Материал актуален на 08.09.2014

Государственная экологическая экспертиза проектной документации

Следует отметить, что в отношении проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, Законом об экологической экспертизе устанавливается особый порядок проведения государственной экологической экспертизы.

Особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий

I. Представление проектной документации для проведения государственной экологической экспертизы

Проектная документация представляется заявителями (заказчиками, застройщиками или уполномоченными кем-либо из них лицами) для проведения градостроительной экспертизы и экологической экспертизы в уполномоченные органы исполнительной власти непосредственно или направляется по почте с описью вложения.

Состав, содержание и оформление разделов проектной документации должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и об экологической экспертизе, в том числе Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 , и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года N 698 .

Проектная документация для проведения градостроительной экспертизы и экологической экспертизы представляется:

В Министерство регионального развития Российской Федерации

В отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением объектов, градостроительная экспертиза которых отнесена в соответствии с указами Президента Российской Федерации к полномочиям иных федеральных органов исполнительной власти.

В Министерство обороны Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации

В отношении объектов, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, и иными объектами обороны и безопасности, которые находятся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти и градостроительная экспертиза которых отнесена в соответствии с указами Президента Российской Федерации к полномочиям этих органов

В орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации

В отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением объектов градостроительная экспертиза которых отнесена к полномочиям федеральных органов власти

Министерство регионального развития Российской Федерации в течение 3 рабочих дней с даты поступления проектной документации направляет ее:

а) в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для проведения экологической экспертизы;

б) в государственное учреждение, уполномоченное на проведение государственной экспертизы проектной документации, подведомственное Министерству регионального развития Российской Федерации, для проведения градостроительной экспертизы.

Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации в течение 3 рабочих дней с даты поступления проектной документации направляют ее для проведения экологической экспертизы:

а) в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении объектов, указанных в подпункте 7_1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" ;

б) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, - в отношении объектов, указанных в подпункте 4_1 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" .

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации , уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в течение 3 дней с даты поступления проектной документации направляет ее:

а) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, для проведения экологической экспертизы;

б) в подведомственное ему государственное учреждение, уполномоченное на проведение государственной экспертизы проектной документации, для проведения градостроительной экспертизы (при наличии такого учреждения).

II. Состав материалов, направляемых на государственную экологическую экспертизу

III. Срок проведения государственной экологической экспертизы

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, устанавливается не позднее чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые соответствуют требованиям законодательства.

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, но не должен превышать три месяца.

В нашей стране любое строительство и реконструкция зданий требует разработки и согласования с государственными органами специальной проектной документации. В отношении влияния объекта строительства на состояние окружающей среды законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.2995 № 174-ФЗ, установлено обязательное проведение профессиональной экоэкспертизы.

Что такое экологическая экспертиза проектной документации?

Экологическая экспертиза проектной документации – процедура оценки документов, подготовленных для подачи в государственные органы, экспертной комиссией, с целью выявления негативного влияния строительства или реконструкции на экологическое благополучие региона. Согласно действующему законодательству, обязанности по проведению экологической экспертизы проектной документации возлагаются на Госкомитет России по охране окружающей среды. Для реализации этой функции по всей стране работают территориальные отделения госкомитета, которые в процессе проведения экспертизы руководствуются не только федеральными, но и региональными законами.

В нашей стране установлено две формы экологической экспертизы проектной документации – государственная и общественная. Каждая из них имеет особенности проведения:

  • Государственная экологическая экспертиза. Этот тип экспертизы проводится непосредственно экспертами Госкомитета России по охране окружающей среды. По каждому объекту создается экспертная комиссия, которая дает свое заключение на основании рассмотрения и анализа проектной документации. Если прийти к единому выводу экспертам не удается и на фоне положительного решения большинства, некоторые члены комиссии придерживаются иного мнения, их аргументы обязательно указываются в заключении, в качестве дополнения. Этот факт может оказать влияние на госорганы, которые принимают решение по выдаче разрешения на строительство и реконструкцию.
  • Общественная экологическая экспертиза. Глава IV ФЗ «Об экологической экспертизе» прямо указывает на возможность проведения особой формы экспертизы – общественной. Стать инициаторами общественной экологической экспертизы могут как общественные экологические организации, так и любой гражданин Российской Федерации. В этом случае анализ проектной документации проводится специально созванной общественной комиссией. Закон при этом устанавливает ряд требований к экспертам, которые могут войти в общественную комиссию. Чаще всего общественная экспертиза проводится раньше государственной и выступает формой дополнительного влияния на государственную экспертную комиссию. Позже, во время проведения государственной экологической экспертизы, члены общественной экспертной комиссии могут входить в комиссию Госкомитета России по охране окружающей среды.

Кому необходимо проводить экологическую экспертизу проектной документации?

Согласно статьям 11 и 12 Федерального Закона «Об экологической экспертизе» обязательное проведение этого вида анализа документов предусмотрено в следующих ситуациях:

  • строительство объектов, дальнейшая эксплуатация которых предполагает опасное производство и обращение опасных отходов;
  • возведение зданий, проект которых уникален или отличается особой технической сложностью;
  • намерение вести строительные работы или проводить реконструкцию зданий, которые расположены в природных зонах, подлежащих охране на федеральном или региональном уровне;
  • строительство объектов оборонной отрасли в охраняемых природоохранным законодательством зонах;
  • строительство объектов, назначение которых – размещение или утилизация опасных отходов 1-5 класса опасности, а также выведение этих объектов из эксплуатации;
  • согласование проектов планирования земельных участков, которые планируется использовать для хранения и утилизации опасных отходов любого класса;
  • обустройство искусственных земельных насыпей на территории водоемов.

Важно отметить, что экологическая экспертиза проводится не только по факту негативного влияния на окружающую среду непосредственно процесса строительства. Дальнейшая деятельность возведенного строения, также изучается экспертами в области экологии. Например, процесс строительства завода химической промышленности, не несет вреда окружающей среде и мало отличается от процедуры возведения любого другого крупного промышленного строения. Однако, дальнейшая деятельность предприятия может сопровождаться вредными выбросами и образованием опасных отходов, что несет прямую угрозу экологическому благополучию региона. Исследуя этот вопрос, экологическая, комиссия, состоящая из экспертов, может дать отрицательное заключение.

Зачем проводить экологическую экспертизу на проектную документацию?

Главная цель экологической экспертизы – оценка влияния строительства и дальнейшей эксплуатации объекта на состояние окружающей среды. Важность этой процедуры определяется Конституцией Российской Федерации, которое устанавливает право граждан на проживание в благоприятной окружающей среде.

Положительное решение экспертизы – обязательное условие получения разрешения на строительство и реконструкцию. Без этого документа, обращаться в органы государственной власти для согласования проекта бесполезно.

Как мы работаем?

Обратившись в нашу компанию, с целью проведения экологической экспертизы проектной документации, клиент получит такие услуги наших специалистов.

Мероприятия Описание
Профессиональный анализ проектной документации Подав неполный пакет документов в экспертную комиссию, ожидать положительного решения экологической экспертизы не приходится. Именно поэтому наши специалисты начинают работу с проведения анализа и инвентаризации всех необходимых проектных документов и сбора недостающих документальных актов. Это поможет избежать негативного решения экспертов.
Организация общественной экоэкспертиы При необходимости наши специалисты организуются проведения квалифицированной общественной экспертизы с привлечением грамотных аккредитованных экспертов. Положительное решение общественной экспертизы повышает вероятность скорейшего получения разрешения на строительство или реконструкцию объекта.
Подача документов в территориальное отделение Госкомитета России по охране окружающей среды Наши профессионалы подготовят пакет документов и официальное обращение в территориальное отделение Госкомитета России по охране окружающей среды. Также помощь наших сотрудников может понадобиться заказчику при оплате экспертизы в положенном законом объеме.
Оспаривание результатов экологической экспертизы Если заказчик категорически не согласен с результатами проведенной экологической экспертизы, он имеет право обжаловать этот вывод в суде. Профессионалы компании «Экобезопасность» помогут составить грамотное исковое заявление в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд.
Наши специалисты индивидуально подходят к каждому проекту и осуществляют свою деятельность, опираясь на действующее законодательство и большой профессиональный опыт.

Стоимость

Стоимость проведения экологической экспертизы определяется в первую очередь площадью строительного объекта и его эксплуатационным назначением. В нашей компании цена такой экспертизы стартует от 50 рублей за квадратный метр. В итоговую стоимость входят такие услуги наших специалистов:

  • анализ проектной документации и изучение технологий строительства и реконструкции потенциального объекта;
  • инициирование созыва общественной экспертной комиссии и поиск аккредитованных экспертов в области природоохранного законодательства;
  • разработка комплекса мер по устранению или снижению негативного воздействия строительства на окружающую среду, если таковое имеется;
  • при необходимости, оспаривание решения экспертной комиссии в суде.

Сроки

Процедура экологической экспертизы должна быть инициирована не позднее чем через 3 дня после подачи полного пакета документов в органы Госкомитета России по охране окружающей среды. Исключение составляют только те случаи, когда экспертиза проводится на объекты, связанные с хранением, обращением и утилизацией опасных грузов всех классов опасности. В этом случае на рассмотрение документов экспертной комиссии дается до 15 дней.

Общий срок проведения экологической экспертизы составляет до трех месяцев. Продление этого срока в соответствии с законом допускается только по желанию самого заказчика и не может длиться дольше одного месяца.

Необходимые документы для процедуры

В органы охраны окружающей среды для проведения экоэкспертизы необходимо подать такие документальные подтверждения:

  • документы, содержащей материалы оценки воздействия объектов на экологическое состояние природоохранных территорий;
  • документация, подтверждающая тот факт, что искусственный земельный участок не нарушает экологического баланса местности;
  • заключение общественной экспертизы, если таковая была проведена ранее;
  • материалы, подтверждающие отсутствие претензий к строительству или капитальному ремонту, со стороны общественных организаций, граждан и органов местного самоуправления.

Особенности процедуры

У заказчика, согласно с Федеральным Законом «Об экологической экспертизе», имеется ряд прав и обязанностей, которые регламентируют его взаимоотношения с экспертной комиссией. В соответствии с этим законом заказчик обязуется предоставить экспертной комиссии полноценный пакет подлинной проектной документации, своевременно оплатить проведение экспертизы в полном объеме и проводить свою деятельность исключительно в соответствии с рекомендациями, полученными в экологическом заключении.

Кроме обязанностей, заказчик имеет и права. Так, заказчик имеет право быть уведомленным о сроках начала и окончания экологической экспертизы, а также получить все ее материалы для ознакомления и изучения. Если в ходе ознакомления у заказчика возникают замечания и пояснения, он имеет право их донести до экспертной комиссии. Если заказчик отмечает нарушения в ходе проведения экспертизы или считает экспертов предвзятыми, он имеет право обжаловать решение комиссии в суде.

Штрафы и ответственность за отсутствие экологической экспертизы

Отсутствие положительного решения экологической экспертизы означает однозначный отказ органов власти в выдаче разрешения на строительство и реконструкцию. Если же, вопреки этому факту, застройщик самовольно производит строительство, без разрешительной документации, к нему применяются санкции со стороны государства. Ответственность за такие противоправные действия предусматривается статьей 9.5. «КоАП РФ» и устанавливается в форме административных штрафов. Размеры штрафов таковы:

  • от 2000 до 5000 рублей – для рядовых граждан;
  • от 20000 до 50000 рублей – для предпринимателей и должностных лиц;
  • от 500000 до 1000000 рублей и административная приостановка деятельности на 90 дней – для юридических лиц.

Компания «Экобезопасность» — ваш надежный партнер, готовый взять на себя все хлопоты с проведения экологической экспертизы проектной документации.

(с изменениями от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4, 18 декабря 2006 г., 16 мая, 26 июня, 23, 24 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008 г., 9 апреля, 8 мая, 17 декабря 2009 г.)

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:

делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий в данной области.

2. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов имеют право:

получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Глава III. Государственная экологическая экспертиза

Федеральным законом от 16 мая 2008 г. № 75-ФЗ в статью 14 настоящего Закона внесены изменения. Изменение вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования Федерального закона № 75-ФЗ

1. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Глава VIII. Разрешение споров в области экологической экспертизы

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль

Похожие публикации