Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Информация как объект права, понятие и признаки. Информационное законодательство Информационное право признаки

Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. Информационное законодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. Появление информационного законодательства в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании информационных отношений и придании им качеств общественно значимых отношений.

Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников информационного права и является основной их разновидностью.

Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулированию отношений, объектом которых является информация , производные от нее продукты и связанная с ними деятельность .

Система информационного законодательства включает в себя правовые акты федеральных органов и акты органов субъектов РФ. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что Конституция РФ в пункте "и" ст. 71 относит информацию и связь к ведению Российской Федерации и в то же время защиту прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации ( пункт "б" части первой ст. 72 Конституции РФ).

Среди правовых актов федеральных органов главное место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное либо длительное действие. Признание за федеральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников информационного права позволяет сделать вывод о необходимости их более широкого использования в правотворческой деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает.

Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, являются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания. Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нормативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона.

В нормативно-правовом массиве подзаконного характера ведущую роль играют указы Президента РФ, которые являются основными актами осуществления компетенции Президента РФ, непосредственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из основополагающих принципов разделения властей.

Среди подзаконных актов в информационной сфере видное место занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указания на подобное издание либо дано конкретное поручение.

Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной компетенции. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой.

На уровне субъектов РФ применяются те же формы выражения информационного права , что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основанием для данного уровня нормотворчества является часть 4 ст. 76 Конституции РФ.

Наряду с актами законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локальные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями различных организаций. С помощью локальных актов регулируются самые различные информационные вопросы, например порядок конфиденциального делопроизводства, порядок допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, порядок организации защиты коммерческой тайны в организации и т.п.

В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются информационные отношения.

Тема 2. Понятие и система информационного права.



5. Информационное право как наука и учебная дисциплина.

1. Понятие и основные признаки информационного права.

Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как система правоотношений.

Информационное право имеет несколько аспектов:

Как направление правового регулирования общественных отношений в информационной сфере, то есть подотрасль административного права;

Как направление правоотношений в гражданском праве (как подотрасль гражданского права);

Как комплексная отрасль права.

Большинство современных исследователей информационного права больше склоняются к пониманию информационного права как комплексной отрасли права не исключая при этом существования информационного права и как подотрасли административного права, и как подотрасли гражданского права.

Информационное право как наука - это система научных знаний об информационном праве как подотрасли административного права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

Информационное право как учебная дисциплина - это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право представляет собой комплексную отрасль права. До недавних пор информационное право являлось подотраслью административного права. Выделение информационного права в подотрасль признавалось не всеми учеными и произошло сравнительно недавно. В свою очередь, как новая отрасль права, не успела в полной мере устояться.

Информационное право - новая, только лишь формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества XXI в. и в ближайшее время станет полноценной отраслью права.
Откуда появилось понятие «информационное право»? Что оно означает? Существует ли такое право вообще? А если да, то каково его содержание? На все эти и другие подобные вопросы мы попытаемся дать ответ.
На чем зиждется информационное право? Естественно, на общественных отношениях, возникающих при взаимодействии с информацией, - сложнейшем и уникальнейшем с точки зрения права объекте. К сожалению, этот объект недостаточно исследован правовой наукой. Недостаточно исследован он и информатикой - наукой, изучающей естественнонаучную сущность информации. Сегодня мало внимания уделяется правовой информатике и правовой кибернетике - наукам, изучающим информацию в правовой сфере. Думается, что комплексное исследование информации методами правовой науки и естественных наук позволит изучить ее в полной мере как объект правоотношений.
В научной литературе последних лет можно выделить целый спектр понятий, с помощью которых авторы пытаются назвать эту новую отрасль права. К таким терминам можно отнести: «программное право», «правовая информатика», «право информатики», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право», «право знать», «право на доступ к информации», «право на информацию», а также «телекоммуникационное право» и «информационное право» (см. работы А.Б. Агапова, Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, М.М. Рассолова, Ю.А. Тихомирова и многих других авторов).
Термины, определяющие содержание этой новой отрасли (или ее составных частей), одним из первых обсудил Ю.М. Батурин. Он проанализировал термины, применяемые разными авторами, - «программное право», «правовая информатика», «право информатики», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право» (в узком и широком его понимании). В последнем случае информационное право и компьютерное право рассматриваются как два множества отношений, возникающих в этих областях. В широком смысле слова информационно-компьютерное право понимается как сумма или объединение множеств отношений, составляющих «информационное право» и «компьютерное право», т.е. производное множество, в которое входят все отношения и первого, и второго множества, а в узком смысле слова информационно-компьютерное право понимается как произведение двух множеств, т.е. производное множество, в которое входят только те отношения, которые одновременно присутствуют и в первом, и во втором множестве.

2. Предмет информационного права.

Ядром предметной области информационного права яв­ляются общественные отношения. Информационные правоотношения возникают именно в рамках информационной сферы. Группы общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

1) отношения, связанные с созданием и преобразовани­ем информации (создание официальной информации, интел­лектуальной собственности);

2) отношения, связанные с хранением информации (за­щита информации, хранение информации с особым ре­жимом доступа);

3) отношения, связанные с передачей и распростране­нием информации (правовое положение средств массовой информации, распространение информации посредством использования сети Интернет и др. глобальных информа­ционных сетей);

4) отношения, связанные с потреблением информации (реализации прав граждан на информацию, отношения в сфе­ре библиотечного и архивного дела).

Таким образом, предметом информационного права бу­дут является все вышеперечисленные общественные отноше­ния, возникающие в информационной сфере, а именно общественные отношения, возникающие в процессе созда­ния, преобразования, хранения, распространения и потреб­ления информации.

3. Метод информационного права.

Под методом правового регулирования в информационном праве будем понимать способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.
Рассматривая ту или иную отрасль права, некоторые ученые утверждают, что каждая отрасль имеет свой особый метод правового регулирования. Однако, по сути дела, все отрасли права в регулятивных целях используют единые правовые механизмы, заложенные в природе права. Можно согласиться с тем, что любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования юридические возможности, выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении.
Повеление - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы. Этот способ чаще всего используется в административном праве, где большая часть норм имеет повелительный (императивный) характер.
Запрет - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой. Чаще всего этот способ применяется в уголовном праве.
Дозволение - разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Такой способ правового регулирования характерен для гражданского (частного) права, где большая часть норм построена на способе диспозитивного регулирования (равенство сторон).
В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Действительно, поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений.
Известно, что в основе гражданского права лежит метод диспозитивного регулирования, с присущими ему свойствами децентрализации и координации, в публичном - метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление властных полномочий и строгая субординация участников правоотношений.
Для метода диспозитивного регулирования , применяемого при регулировании общественных отношений в информационной сфере, характерны:
равенство субъектов правоотношений, выражающееся, прежде всего, в их свободной волевой ориентации и независимости своей воли;
самостоятельность участников правоотношений и свободное осуществление ими своих прав;
самостоятельность субъектов правоотношений в смысле ответственности по обязательствам.
Диспозитивные методы применяются в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств их обеспечения) и т.п. Как отмечалось выше, эти методы основаны на равенстве субъектов, их самостоятельности при вступлении в информационные правоотношения, самостоятельности осуществления ими своих прав, ответственности по своим обязательствам и т.п.
Методу императивного регулирования , применяемому при регулировании информационных отношений, присущи:
использование властеотношений «команда - исполнение» или «власти - подчинения» (отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон);
строгая связанность субъектов права правовыми рамками (субъекты публичного права действуют по своему усмотрению, но только лишь в пределах пред оставленных законом полномочий - «закрытый» перечень полномочий);
позитивное обзывание (обязанность действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей);
возможное запрещение каких-либо действий в порядке очерчивания возможной зоны неправомерного поведения;
сочетание убеждения и принуждения.
Императивные методы регулирования информационных отношений применяются в информационном праве:
при закреплении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий прав граждан по поиску и получению каждым информации, затрагивающей интересы личности;
при установлении порядка создания и применения государственных информационных систем и технологий с целью обработки информации определенного вида, а также и исполнения этими органами своей компетенции в этой части;
при формировании и реализации соответствующими структурами государственной политики по формированию и развитию информационного общества;
при осуществлении действий, связанных с государственной регистрацией информационных ресурсов и государственных информационных систем;
при регулировании информационных отношений в области массовой информации;
при регулировании информационных отношений в области информационной безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн;
при решении органами государственной власти и иными структурами задач в области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в информационной сфере;
другие виды деятельности государственных органов и других государственных структур или уполномоченных ими образований в информационной сфере.

4. Понятие и система принципов информационного права.

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного право позволяет формировать это права как самостоятельную отрасль.
Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.
Выделяют следующие основные принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности. Статья 2 Конституции утверждает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности. То есть ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

7. Принцип ответственности.

8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя).

9. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее овеществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

10. Принцип информационного объекта (информационной вещи), или принцип двуединства информации и ее носителя, основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем.

5. Информационное право как наука и учебная дисциплина.

Наука информационного права только лишь формируется. Исследования в области информационного права материализуются в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернет.

Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.

Основные направления:

Изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права;

Исследования особенностей и характеристик информационного права как новой комплексной отрасли права;

Исследование структуры и состава отрасли информационного права как комплексной отрасли права, изучение взаимосвязей этой отрасли права с другими отраслями права в системе российского права;

Исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления;

Изучение информационных правоотношений как отношений особого рода, исследование особенностей поведения субъектов информационных правоотношений, прав, обязанностей и ответственности лиц - участников информационных правоотношений, юридических фактов;

Изучение особенностей и юридических свойств информационных объектов, по поводу которых возникают информационные отношения;

Исследование и разработка принципов информационного права, особенностей применения методов правового регулирования информационных отношений;

Изучение источника информационного права - информационного законодательства, судебных решений, других правоприменительных актов;

Систематизация и кодификация информационно-правовых норм, объединение их в институты и подотрасли информационного права;

Разработка теоретических основ и способов формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права;

Исследование практики применения и методов повышения эффективности норм информационного права.

Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права.

Основные направления
здесь:
разработка методики обучения информационному праву, учебников и методических пособий, стандартов в области информационного права;

разработка лекционных материалов и материалов проведения семинаров и практических занятий;

разработка методологии оценки знаний в области информационного права;
проведение работ по совершенствованию процессов подготовки специалистов высшей квалификации - докторов и кандидатов наук в области информационного права.

Отличительной особенностью преподавания информационного права можно считать «внедрение» информационных технологий непосредственно в учебный процесс. Например, проведение семинарских занятий основывается в том числе и на активном использовании компьютерных технологий. При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы Гарант, Кодекс, КонсультантПлюс, ЮСИС. С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи. Компьютеры используются студентами при построении моделей структур информационного права и алгоритмов поведения субъектов правоотношений.
В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернет.

6. Система информационного права.

Система информационного права существует объективно, ибо отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса «Информационное право».

Структурно система информационного права подразделяется на две части - Общую и Особенную.

В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования деятельности в информационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информационных отношений, дается характеристика источника информационного права, системообразующих начал информационного права: правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернета как виртуальной информационной сферы.

Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы институтов: институты, содержащие нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного дела и архивного дела), и институты информации ограниченного доступа (институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных). Набор таких институтов не ограничен, не исключается их дополнение новыми институтами, например банковской тайны, служебной тайны и т. п.

Итак, система информационного права выглядит следующим образом.

Общая часть

Введение. Информационные революции. Информационная сфера. Информационное общество.

Предмет и метод информационного права. Принципы информационного права. Источники информационного права. Система информационного права.

Информационные правоотношения. Информация как объект информационных правоотношений. Субъекты информационных правоотношений. Основные информационные права. Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений.

Информационно-правовые конфликты. Юридический механизм профилактики информационных конфликтов.

Государственная информационно-правовая политика. Концепция и Доктрина информационной безопасности России.

Особенная часть

Правовое регулирование информационных отношений интеллектуальной собственности.

Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации.

Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела.

Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела и архивов.

Правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных.

Правовое регулирование информационных отношений в Интернете.

ФЗ об информации устанавливает, что информация может быть объектом частного и публичного права. Объектом публичного права она становится в силу прямого указания в НПА или в силу индивидуальных распоряжений органов государственной власти и должностных лиц наделенных соответствующей компетенцией.

В правовой практике России законодательно определяется информация как объект права в ст.128.

ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", направленный на регулирование взаимоотношений в информационной сфере, дает разъяснения по этому вопросу.

«Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.»

Признаки информации:

Является не материальным объектом (идеальным);

Независимость от конкретного материального носителя на котором она закреплена в конкретный момент времени;

Возможность обладания информацией неограниченным кругом лиц;

На информацию не распространяется право собственности;

Информация применяется правообладателем;

Режимность информации (законодательно установленный специальный правовой режим для каждого вида информации включающий в себя: возможность раскрытия и ограничения доступа к ней; статус обладателя информацией; ответственность за незаконные действия с такой информацией).

  1. Информационные права и свободы человека и гражданина.

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции РФ и ряде других законов.

Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица.

Как записано во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., каждый человек имеет право на свободу (ст.3), право на свободу мысли (ст.18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст.19).

Позднее эти права и свободы нашли отражение в ряде международных документов:

в ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, где дополнительно было указано, что свободы относятся ко всякого рода информации, идеям и способам их распространения;

в ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где в дополнение к перечисленным правам провозглашена свобода слова.

В Конституции Российской Федерации также закреплены эти права и свободы:

    право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени - ч.1 ст.23;

    право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - ч.2 ст.23;

    свобода мысли и слова - ч.1 ст.29;

    свобода массовой информации - ч.5 ст.29;

    право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) - ч.3 ст.29;

    право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом - ч.4 ст.29;

    право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - ст.33;

    свобода всех видов творчества - ч.1 ст.44;

    право на доступ к культурным ценностям - ч.2 ст.44.

    Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 26.05.1995 г., также в ст.11, 32 и 33 определяет право граждан на свободное выражение своего мнения.

Эти права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанным в ФЗ.

В п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:

    обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (в ст.12 Декларации перечисляются права и свободы других лиц: личная и семейная жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, честь и репутация);

    удовлетворение справедливых требований морали;

    общественного порядка;

    и общего благосостояния в демократическом обществе.»

Конституция РФ (ч.3 ст.17 и ч.3 ст.55) к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит:

    защиту основ конституционного строя;

    нравственности;

    здоровья;

    прав и законных интересов других лиц;

    обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в ст.56 предусматривается возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с ФКЗ.

К прямым ограничениям прав и свобод Конституция (ч.1 и 2 ст.23, ч.1 ст.24, ч.2 и 4 ст.29) относит все случаи, предусмотренные Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Из этого перечня исключено ограничение, связанное с пропагандой классовой ненависти, насилия и войны, коммерческой и профессиональной тайн, и дополнительно введены ограничения на использование информационных прав и свобод с целью пропаганды социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Также в ст.51 Конституции закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

В российском правовом поле были сформированы совсем недавно. Понятие информационного права старательно исследуют отечественные юристы. О том, что именно представляет собой рассматриваемая отрасль, будет рассказано в нашей статье.

Информационное право

Что такое информация? Согласно самому распространенному определению, это - определенная совокупность сведений и сообщений о состоянии чего-либо. В последние два десятка лет информации стали уделять особое внимание. Дело в том, что появилась возможность хранить сведения на электронных носителях, структура которых постоянно модернизируется. Однако регламентировать способы хранения, распространения и передачи информации не так уж и просто.

В России законодательное регулирование информации стало возможным совсем недавно. В была принята четвертая часть Гражданского кодекса, посвященная а также интеллектуальной собственности. На основании норм Кодекса был разработан ряд федеральных законов. В итоге система информационного права приобрела целостный предмет, методологию, принципы и содержание. Обо всем этом будет рассказано далее.

Предмет права

Что является предметом информационного права? Специалисты в области юриспруденции указывают на процедуру информатизации. Данный процесс представляет собой форму создания наиболее оптимальных условий для удовлетворения

Предмет рассматриваемой юридической отрасли имеет несколько основных направлений. Первым является изучение права. Все дефиниции и термины должны быть рассмотрены с позиций информации. Второе направление касается исследования особенностей права. Все нормы, институты и отрасли должны быть исследованы с позиций их построения и полноты. Наконец, третье касается содержания права и составления классификаций.

Некоторые юристы создают проекты Информационного кодекса РФ - закона, который мог бы собрать в себе все основные нормы рассматриваемой юридической отрасли.

Задачи информационного права

Что такое право, и почему оно регулирует все сферы общественной жизни? Правом называют совокупность норм и правил, которые устанавливает государство в целях защиты интересов и свобод человека. Подобный принцип действует и с информационной системой: люди хотят пользоваться качественными средствами связи, охранять личные сведения от посторонних, не допускать искажения информации и т. д. Во всем этом поможет правовое регулирование. Отсюда вытекает и основная задача рассматриваемой юридической отрасли: защита свобод, прав и интересов всех российских граждан.

Второй задачей является изучение и совершенствование действующих нормативных актов, а также формирование новых. В рассматриваемой отрасли должны выявляться и ликвидироваться все коллизии и пробелы. Не менее важной является и процедура оценивания действующего законодательства.

Наконец, последней важной задачей информационного права стоит назвать сотрудничество с международными инстанциями в целях совершенствования отечественного законодательства. Это даже не право, а обязанность российских законодателей: большинство межгосударственных конвенций и договоров необходимо ратифицировать.

Виды информации

Рассматривая вопрос о том, что такое информационное право, нельзя не затронуть проблему классификаций. Основной элемент юридической отрасли, информация, бывает нескольких видов.

Элементарная информация существует на уровне атомов. Биологическая формируется живыми существами, в том числе и людьми. Социальная информация затрагивает сферу человеческих отношений, а технико-кибернетическая область производного и машинного характера.

Информации присущи некоторые юридические признаки и особенности. Во-первых, это физическая неотчуждаемость. Единственным законным способом отчуждения будет передача прав на использование информации. Вторым признаком является обособленность. Это означает, что действует лишь та информация, которая используется в виде знаков и символов обособленно от производителя. Распространяемость и тиражированность являются третьим признаком, а организационная форма четвертым.

Именно по форме заполнения информация делится на следующие виды:

  • Документированная. Отражена в виде символов, знаков, букв или прочих средств отображения на материальном носителе.
  • Недокументированная. Такая информация остается за пределами юридического регулирования, так как не отражена на носителе и не зарегистрирована.

Также информация бывает правовой и внеправовой. Первая создается в результате правотворческой деятельности, бывает нормативной и ненормативной. Внеправовая информация никак не связана с юридической сферой отношений.

Информационные ресурсы

Все нормы информационного права хранятся в больших массивах документов. Такие документы составляют информационные ресурсы, качестве которых могут выступать библиотеки, архивы, банки, фонды и прочие системы.

Всем известно, что информацию необходимо постоянно генерировать. Сбор, накопление, хранение, изменение, поиск, распространение - все эти процедуры возможны только благодаря качественной работе ресурсов. В рассматриваемой области работает громадное количество субъектов информационного права. О каждом из них будет рассказано далее.

Что такое субъект? В юридической области это определенные лица, наделенные рядом обязанностей и полномочий. Субъекты реализуют свои действия для достижения объекта - конкретного имущественного или неимущественного блага. В информационном праве объектом является совокупность духовных, социальных и прочих благ, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения.

В качестве самих субъектов выступают обычные граждане, в том числе иностранные и не имеющие российского гражданства. Здесь же стоит выделить организации - библиотеки, архивы, музеи, информационные фонды, аналитические центры и многое другое. Немалую роль в сфере информационного права играют и государственные органы. В систему входят представительные, исполнительные, судебные и прочие инстанции.

Виды ресурсов

Что такое информационное право? Это громадная система, содержащая в себе различные нормы, институты, отрасли и ответвления. Информационные ресурсы как основной предмет рассматриваемой юридической отрасли бывают научно-техническими, политическими, статистическими, экономическими, социальными и многими другими. Классификацию информации можно увидеть на примере законодательства. Правовые кодексы делятся по отраслям, так же как и Федеральные законы.

Особое место в информационной системе занимают сведения с ограниченным доступом. Они делятся на государственные, коммерческие и служебные. Ограниченная информация находится под особой технической и правовой защитой.

Ресурсы в рассматриваемой системе права должны обеспечиваться рядом специальных услуг. Так, здесь следует выделить обработку информации, ее передачу, хранение и многое другое.

Методы информационного права

Юридическим методом называют совокупность способов и приемов, при помощи которых можно исследовать предмет права. В случае с информационным правом нет четкого разделения на императивные (обязующие или запретительные) и диспозитивные (позволительные) методы. Зато здесь есть большое количество специальных приемов и средств. В частности, следует выделить формально-догматический подход. Применяется он при обработке юридических догм.

Метод обращения к наукам используется для сопоставления информационного права с другими научными дисциплинами и отраслями. Например, это Гражданское право или информатика. Метод социологического исследования предполагает оценивание эффективности работы информационных норм. Немалую роль здесь играет личное наблюдение. Существует и множество других методов, специфика которых зависит от типа информации.

В учебном пособии комплексно рассматриваются основные вопросы информационного права как новой учебной дисциплины (учебного курса), ориентированной на углубление профессиональных юридических знаний в сфере правового регулирования отношений, складывающихся по поводу информации и производных от нее продуктов. Учебный материал излагается на основе новейшего законодательства. Учебное пособие предназначается для студентов, магистрантов и преподавателей юридических вузов, а также для практикующих юристов.

Из серии: Учебники и учебные пособия (Юридический Центр Пресс)

* * *

компанией ЛитРес .

Информация и право на информацию

Дополнительная литература

Ахлибининский Б. В. Информация и система. П., 1969; Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация М., 1966; Винер И. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1968; Земан И. Познание и информация М., 1966; Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966; Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие М., 1966; Черри К. Человек и информация. М., 1972; Копылов В. А. Информационное право: Учебник. М., 2002. С. 19–78; Протасов В. И. Правоотношение как система М., 1991

§ 1. Общие сведения о феномене информации

Понятие информации и смежные с ним понятия. В настоящее время мы являемся свидетелями бурного развития индустрии информации, которое обусловлено как объективными потребностями науки, техники и экономики, так и закономерностями всего общественного развития. Расширение сферы информационной деятельности, а также усиление внимания и интереса к информационной проблематике определяются спецификой современного этапа эволюции общества, ибо последнее проходит закономерную стадию развития общественных систем, но уже на качественно ином уровне. Сегодня человечество активно формирует информационное общество, прилагая усилия к развитию информационных технологий и созданию на их основе высокоэффективной информационной среды.

В основу всех информационных процессов, происходящих в обществе, положен феномен информации, природа и закономерности развития которого во многом предопределяют практику формирования и облик будущего информационного общества.

Само понятие информации, выступая в качестве центрального в ряде естественно-научных отраслей знания, продолжает тем не менее оставаться одним из наиболее спорных и противоречивых. Оно стало привлекать к себе особое внимание в начале XX в. в результате совершенствования теории связи и возрастания роли обмена различными сведениями в общественной жизни и деятельности. Первые попытки уточнить понятие информации восходят к работам Р. Фишера 1921 г. (вероятностная концепция) и Р. Хартли 1928 г. (логарифмическая мера количества информации), предвосхитившим появление классической статистической теории связи Н. Винера- К. Шеннона 1948 г. (количество информации как мера уменьшения неопределенности).

Дальнейшее развитие понятия информации, рассматриваемого в широком смысле в качестве абстракции, относящейся к определенному ряду закономерностей материального мира и его отражения в человеческом сознании, происходило в зависимости от областей научных исследований и классов решаемых задач. Получили признание определения информации, данные выдающимися учеными, стоявшими у истоков становления теории информации, как «связь, в процессе которой устраняется неопределенность» (К. Шеннон), «разнообразие» (У. Р. Эшби), «оригинальность и мера сложности» (А. Моль), «знание» (Ф. Махлуп), «всеобщая методология науки» (Л. Бриллюэн), «обозначение содержания, полученного из внешнего мира, в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» (Н. Винер).

Одновременно с развитием понятия информации предпринимались попытки осуществления ее классификации. Так, Ф. Махлуп предлагал подразделить все знания (информацию) на пять видов: практические знания, интеллектуальные знания, будничные и развлекательные знания, духовные знания, ненужные знания. Современные исследователи также обращаются к конструированию классификационных оснований информации. Например, В. Н. Лопатин вслед за другими учеными, подразделяет информацию по степени организованности, по виду носителя (форме закрепления), по функциональному предназначению (по сфере применения), по степени доступа.

Однако выработать единую объективную классификацию информации, равно как и универсальное ее понятие, которое отражало бы все многообразные стороны данного феномена, было не суждено. Видимо, прав был известный специалист в области кибернетики К. Штейнбух, утверждавший в свое время, что «мы не можем дать исчерпывающего и достаточного определения таким понятиям, как „материя“, „энергия“, „информация“».

Между тем легальное понятие информации закреплено сегодня в качестве термина, используемого в Федеральном законе «Об информации, информации и защите информации». Согласно ст. 2 названного Закона информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Из этого определения следует ряд признаков, характеризующих легальную формулу информации, но, разумеется не саму информацию.

Первым признаком следует назвать содержательность. Этот признак проявляется через отождествление информации со сведениями, которые выступают некими символами лиц, предметов, фактов, событий, явлений и процессов. Очевидно, что между сведениями и теми объектами, по поводу которых эти сведения возникли, нет взаимно однозначного соответствия. Данные сведения выступают лишь обозначением содержания, полученного из внешнего мира.

Вторым признаком будет являться независимость формы представления сведений. Он проявляется через возможность существования сведений о чем-либо в любой воспринимаемой форме: устной, письменной, визуальной, акустической и т. п. Сведения, выраженные в знаках, обычно называют данными.

В литературе приводится множество иных признаков и свойств информации, которые находятся за пределами ее легального определения. Так, Ю. И. Черняк, анализируя экономическую информацию, приходит к выводу о существовании пяти ее важнейших свойств: полезности, наличия в информации смысла, знаковой воплощенности, перерабатываемости в определенной алфавитной системе по соответствующим грамматическим правилам, способности воплощаться в различные сигналы и восстанавливаться из них. В. Н. Лопатин, выделяя основные признаки информации, принципиальные, с его точки зрения, для целей правового опосредования отношений по ее поводу, называет в их числе идеальность, неисчерпаемость, количественную определенность, нелинейность, системность, обособленность.

Термин «информация» активно используется как самостоятельно, так и для конструирования ряда родственных, смежных понятий.

Одним из основополагающих понятий в информационной сфере является понятие документированной информации. Оно представлено в качестве легального в ряде федеральных законов. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» и ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» под документированной информацией (документом) понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее индентифицировать.

Используемое законодателем понятие предполагает неразрывную связь содержательного аспекта сведений с определенной материальной формой, роль которой играют различного рода носители (бумага, лазерные диски, дискеты, магнитная пленка и т. п.). Важным элементом документированной информации выступают ее реквизиты, подлежащие, как и сами содержательные фрагменты, закреплению на том же материальном носителе. Очевидно, что документированная информация в указанном выше смысле представляет собой связанный тип информации.

Еще два понятия документированной информации (документа) содержатся в ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле» и ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». Для целей первого из названных законов под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенной для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. В данном случае законодатель сместил акцент с фиксации информации на материальном носителе как необходимого признака документированной информации на сам материальный носитель, который становится документом при условии фиксации на нем в установленном законодателем виде соответствующих сведений.

Второй закон определяет документ как материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.

Представляется, что генетически точнее понятие документированной информации (документа), содержащееся в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», которое, конечно же, не свободно от субъективных представлений законодателя, но в отличие от других лишено просчетов методологического свойства, проистекающих из-за отхода от базовых представлений о феномене информации. О чем собственно идет речь? Во-первых, о том, что информация остается инвариантной к своему носителю, а не наоборот. И, во-вторых, информация циркулирует между носителями, меняя их, но не материальные носители циркулируют между сведениями о реальных объектах материального мира. В игнорировании этих аксиом и видятся истоки «проприетаризации» информации, когда во главу угла ставится материальный носитель сведений, а не сами сведения.

Следующим важным понятием, производным от предшествующих, выступает понятие информационных ресурсов. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Это понятие дает представление о месте документированной информации в установленных формах ее организации, представляющих собой информационные системы. Информационные ресурсы, как правило, подвергаются классификации. По тематике сведений, сосредоточенных и зафиксированных в документальной информации, ресурс может содержать научную, техническую, экономическую, учебную и иную информацию.

К понятию информационных ресурсов тесно примыкает содержащееся в ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» понятие информационных продуктов (продукции), под которыми понимается документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей. По смыслу приведенного определения, информационные продукты могут существовать как самостоятельно, так и входить в состав информационных ресурсов. В том и в другом случае они могут выполнять функцию товара.

Информационные услуги – еще одно из смежных с информацией понятий. Под ними законодатель в ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» понимает действия субъектов (собственников и владельцев документированной информации) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

В федеральных законах «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене» даются определения и иным связанным с информацией понятиям. Приведем их.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационные процессы – процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.

Информационная сфера (среда) – сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Международный информационный обмен – передача и получение информационных продуктов, а так же оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации.

Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Приведенными выше понятиями, связанными с информацией, их перечень, разумеется, не исчерпывается. В специальных законах, международных договорах и иных нормативных актах содержится значительное количество терминов, так или иначе затрагивающих информационную тематику. Их мы будем касаться по мере необходимости в других разделах учебного пособия. Завершая данную рубрику подчеркнем, что все сформулированные законодателем понятия, включая и понятие информации, достаточно условны и логически не выдержаны. Это объясняется уровнем научного знания на данном этапе развития системы правового регулирования отношений, объектом которых является информация, и степенью учета этого уровня законодателем.

Уровни информации и ее юридически значимый аспект.

Проблема формирования понятия информации в юридической науке должна решаться в рамках, очерченных представлениями об этом феномене в иных областях знания, но с использованием частных категорий юриспруденции и в единстве с ними. Такой категорией является объект правоотношения. Мы не будем обращаться к анализу различных подходов в понимании объекта правоотношений, а используем для целей настоящей работы один из распространенных вариантов его употребления, а именно как материального или нематериального блага. Это позволит нам выявить характерные аспекты информации как объекта правоотношений, которые предопределяют в дальнейшем специфику ее правового режима.

Выше было показано, что понятие информации привнесено в юридическую науку и законотворческую практику, будучи освоенным и приспособленным к нуждам математики, кибернетики, теории связи, философии, социологии, психологии, биологии и ряду других отраслей знания, которые используют присущий им понятийный аппарат, выделяя те стороны и свойства информации, которые сопряжены с предметной областью соответствующей науки.

Наибольшего единства взглядов представители различных отраслей знания достигли в определении уровней, или, как их еще называют, аспектов, информации, отражающих сущность данного феномена и характеризующих его с трех точек зрения, а именно синтатики, семантики и прагматики. Иногда к анализу содержательной информации подключают еще и уровень сигматики.

На уровне синтатики (синтаксический аспект информации) информация рассматривается как совокупность знаков и отношений между ними. Синтатика интересуется исключительно формальными аспектами языка, поэтому считается, что статистическая теория связи Винера – Шеннона дает количественное описание информации именно на синтаксическом уровне.

На уровне семантики (семантический аспект информации) информация рассматривается как отношение между знаками и обозначаемыми ими объектами. Семантику рассматривают иногда как «теорию значения», поскольку информация в данном случае считается неким замещением отражаемого объекта. Теоретические основы семантики базируются на взглядах Р. Карнапа, высказанных им в 1946 г.

На уровне прагматики (прагматический аспект информации) информация рассматривается как продукт, создаваемый и используемый людьми в конкретных обстоятельствах. На прагматическом уровне решаются вопросы ценности и полезности информации, т. е. ее значение для конкретных лиц и обществ в целом.

Из всех охарактеризованных выше уровней (аспектов) информации только прагматика интересуется конкретными пользователями информационного продукта и той областью общественных отношений, участниками которых они выступают. Указанное обстоятельство позволяет заключить, что прагматический аспект информации, фиксирующий и определяющий ее полезность в сфере общественных отношений, дает нам ту искомую сторону информации, которая придает ей качество блага. В этом отношении прагматический аспект информации, в отличие от синтаксического и семантического, юридически значим, поскольку именно благо, но не отношения между знаками и обозначаемыми или отражаемыми ими объектами есть категория, имманентная понятию объекта прав.

«Объект права следует искать в благах, обеспечиваемых правом как цели, а не в установленном поведении как цели» – писал Г. Ф. Шершеневич.

Хотя в юридической науке и нет единства мнений относительно самого понятия «благо», не будем высказывать каких-либо собственных суждений на этот счет, поскольку подобной задачи в настоящем пособии нет. Согласимся с В. Н. Протасовым в том, что благо – понятие весьма относительное, а «вещи, предметы, явления материального мира не есть абсолютные блага, блага вообще. В качестве таковых они выступают лишь в том отношении, аспекте, в котором они оказываются полезными к конкретным потребностям».

Информация, данная нам в прагматическом аспекте, в полной мере отвечает критерию блага, ибо на первый план в этом случае выходит ее полезность как свойство, служащее удовлетворению публичных или частных потребностей.

Таким образом, информацию следует рассматривать в качестве объекта права в образе блага, характеризующего ее полезность для участников отношений, урегулированных правом.

Из данного положения логически вытекает вопрос о том, к какой разновидности благ следует относить информацию.

Является ли она благом материальным или нематериальным, или благом особого рода?

Ответ на него зависит, прежде всего, от взглядов на место информации среди базовых мировоззренческих понятий материи и сознания. На этот счет существует множество точек зрения, в основе которых лежит признание того, что информация – это нечто третье и оно так же реально, как материя и сознание. Наиболее авторитетным представителем подобного подхода является «отец кибернетики» Норберт Винер, высказавший в свое время мысль о том, что «информация есть информация, не материя и не энергия» и в то же время не сознание. Его оппонент Г. Клаус, наоборот, полагал, что информация – это единство материи и сознания, но не материя и сознание, взятые сами по себе.

В отечественных философских исследованиях более позднего периода аналогичную взглядам Н. Винера позицию высказывает, например, Н. И. Жуков, считающий, что возражать против тезиса Н. Винера значит «игнорировать достижения современного естествознания и философии, значит идти против логики фактов… Информация может быть как идеальной, так и материальной (но не материей)».

Разделяя приведенные выше взгляды представителей различных отраслей знания, следует признать, что благо, представленное информацией, является благом особого рода. Оно материально в том смысле, что материя способна переносить, отражать или содержать информацию и нематериально, поскольку не является особым видом материи.

Связь информации с материальными носителями. Материальная и нематериальная стороны информации, делающие ее благом особого рода, проявляют себя в ее связи с материальными носителями. Проблема существования такой связи давно занимала и продолжает занимать ученых. Наиболее корректным образом данная проблема получила свое разрешение через призму доказательств существования свободной и связанной информации. Эти понятия были введены в научный обиход Леоном Бриллюэном в 50-х годах прошлого века.

Под свободной информацией понимают информацию, которая ассоциируется с процессом познания и свободно циркулирует между различными материальными носителями. Примерами свободной информации могут служить передаваемое по радио сообщение или звуки «живой» речи человека. Свободная информация представляет собой наиболее распространенное как в науке, так и обыденном применении значение термина «информация», поскольку именно она отождествляет собой содержательный аспект, фигурируя чаще всего в качестве сведений.

Связанная информация характеризует организованность, упорядоченность какой-либо системы. Говоря иначе, это информация, прошедшая стадию опредмечивания. Примерами связанной информации являются информация генетического аппарата клетки или информация, зафиксированная в техническом устройстве в виде определенного сочетания его конструктивных элементов, а также эстетическая информация, которую несут в себе произведения скульптуры, живописи, архитектуры. Связанная информация может как объективно существовать в природе, так и являться «рукотворной». Связанная информация как «застывшая структура» фиксирует конфигурацию или количественный или качественный состав самого материального носителя, например, сплава или технического изделия.

Одновременно с понятием связанной информации сосуществуют и широко используются, в том числе и правовой наукой, понятия произведения (в широком смысле) и обозначения. Эти понятия отражают идеальное начало рукотворной связанной информации, которое проявляет себя через формальные, искусственные признаки оригинальности, новизны, и т. п. авторского замысла. Данное начало идеально в том смысле, что только в абстракции, на которую способен человек, а не в реальности можно добиться расчленения материального носителя и воплощенного в нем результата интеллектуальной деятельности. При этом произведение, техническое решение или обозначение идеальны только в гносеологическом аспекте, ибо за его пределами идеальность (нематериальность) утрачивает смысл. Хотя связанная и свободная информация рассматриваются как два качественно различных типа информации, они взаимно предполагают друг друга и могут переходить одна в другую. Промежуточное звено между связанной и свободной информацией представляет так называемая «мертвая» информация. К ней относятся не используемые в данный момент сведения, которые объективированы в знаках, чертежах, магнитных записях и иных носителях. Очевидно, что проблема связи информации с материальным носителем актуальна применительно к обеим ее типам. Данную проблему обычно рассматривают одновременно с двух точек зрения. Первая опирается на постулат о невозможности существования информации без некоторого материального носителя. Вторая – состоит в том, что информация не связана с определенным, конкретным носителем. Отсутствие жесткой связи свободной информации с конкретным материальным носителем и одновременная нуждаемость в каком-либо из них при хранении или передаче доказываются возможностью естественной перекодировки информации при смене носителей. При этом информация остается инвариантной (неизменяющейся) тому носителю, на котором она «значится» в данный момент. Это следует из весьма простого примера воспроизведения информации, записанной на дискете, на бумажный носитель. В процессе подобного воспроизведения информация проходит соответствующие последовательные преобразования, считываясь в устройстве компьютера, и выводится на принтер в форме печатного текста. Таким образом, она меняет целый ряд материальных носителей, оставаясь той же самой в содержательном плане.

Завершая изложение данного раздела, подчеркнем, что информация, если ее и рассматривать только в качестве блага, весьма многолика. Она пронизывает сферы как материального, так и идеального, проявляя себя не только в объектах материального мира, но и в идеальных продуктах интеллектуальной деятельности. Да и само право как социальный феномен является одной из разновидностей информации.

§ 2. Сущность конституционного права на информацию и его гарантии

Сущность конституционного права на информацию. Право на информацию находится в ряду важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются в Российской Федерации. Признание и гарантии права на информацию в нашей стране отражают тенденцию следования требованиям международных принципов и стандартов по правам человека. Эти принципы и стандарты нашли свое воплощение в основополагающих международных соглашениях о защите прав и свобод человека.

Согласно п. 4 ст. 29 Конституции каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Право на информацию имеет многоаспектный характер, что предполагает его дифференциацию на ряд основных юридических возможностей, которые вытекают из содержания конституционных положений и основных принципов международных соглашений.

Во-первых, возможность доступа к информации, которая реализуется через право каждого свободно искать ее и получать. Данная возможность детализирована, в частности, ст. 14, 15,24 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» в форме, устанавливающей обязанность органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц облегчить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно их касающимися, если иное не предусмотрено законом.

Во-вторых, возможность обмена информацией, которая реализуется через право ее передавать и распространять. Указанная возможность получила дальнейшее развитие, к примеру, в ст. 25 Закона РФ «О средствах массовой информации», согласно которой воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов не допускается.

В-третьих, возможность производства информации, которая реализуется через ряд нормативных предписаний о свободе творчества, разработке и производстве информационных систем, о культуре, о науке и т. п.

Указанные возможности должны осуществляться законным способом и не выходить за рамки допустимых ограничений, предусмотренных для осуществления данного права. Требования к подобного рода ограничениям содержатся, в частности, в п. 3 ст. 19 Международного акта о гражданских и политических правах, согласно которому право свободы искать, получать и распространять информацию и идеи может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Вслед за Международным актом и рядом других международных соглашений в части третьей ст. 55 Конституции РФ провозглашена возможность ограничений прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения возможны в строго установленных случаях и вводятся, прежде всего, для защиты конституционного строя страны. В соответствии с названной статьей права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на информацию отнесено к разряду основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву присущи особые свойства – неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения (естественный характер). Неотчуждаемость права на информацию в данном случае следует рассматривать лишь в контексте невозможности и недопустимости лишения этого права без опоры на закон.

Очевидно, что и принадлежность права на информацию каждому от рождения связана не только с фактом рождения, но и с наличием ряда иных предусмотренных законом обстоятельств.

Право на информацию, закрепленное в ст. 29 Конституции РФ, имея особую значимость и фундаментальный характер, тесно связано с рядом иных основных прав и свобод человека. Сказанное, прежде всего, относится к праву на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (часть первая ст. 23 Конституции РФ), праву на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть вторая ст. 23 Конституции РФ) на свободу мысли и слова (часть первая ст. 29 Конституции РФ), на свободу массовой информации (часть пятая ст. 29 Конституции РФ), праву каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ), свободу всех видов творчества и преподавания (часть первая ст. 44 Конституции РФ), праву на доступ к культурным ценностям (часть вторая ст. 44 Конституции РФ).

Конституционное право на информацию в силу предписания части первой ст. 15 Конституции РФ имеет прямое действие и поэтому не требует дополнительной регламентации в законе. Вместе с тем конституционная норма части четвертой ст. 29 предполагает, что способы его реализации раскрываются нормами специальных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, возникающих по поводу информации.

Так, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует группу отношений, связанных с формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и использованием информационных технологий, защитой информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. В этом проявляется основополагающая роль конституционного права на информацию, которое выступает в качестве базового для возникновения разнообразных форм и многочисленных способов его осуществления и реализации в тех или иных конкретных правоотношениях. Таким образом, конституционные нормы дают общее направление дальнейшему регулированию информационных отношений, а нормы отраслевого законодательства устанавливают соответствующие правовые механизмы, посредством которых и обеспечивается реализация конституционного права.

Предоставляя гражданам право на информацию (в широком смысле), Конституция РФ предполагает определенные обязанности и ответственность государства перед гражданами. Это отражается прежде всего в предусмотренных Конституцией Российской Федерации гарантиях прав и свобод человека (часть первая ст. 17) и находит свое развитие в обязанностях органов государственной власти и местного самоуправления для беспрепятственного осуществления гарантированного права.

Гарантии права на информацию. Под гарантиями в юридической науке обычно понимают систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав. Их важнейшей функцией является содействие реализации прав личности, со стороны гарантирующего их субъекта и прежде всего государства. Сегодня ответственность за содействие в реализации прав личности в том числе и реализацию права на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, солидарно ложится на государство и субъектов Федерации. Это следует из п. «б» части первой ст. 72 Конституции РФ согласно которому защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Среди гарантий права на информацию следует выделить материальные, духовные и юридические гарантии.

Материальные гарантии выражаются в единстве экономического пространства, свободе перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической, в том числе предпринимательской деятельности.

Духовные гарантии представляют собой систему духовных ценностей, основанных на общественной сознательности и включающих, в частности, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой комплекс юридических средств и способов охраны и защиты права на информацию. Они занимают особое место в системе гарантий и являются предметом заботы прежде всего государства. Российская Федерация выполняет функцию содействия реализации права граждан на информацию в первую очередь посредством правотворческой деятельности, устанавливая в федеральных законах и других нормативных правовых актах те или иные гарантии. Так, согласно ст. 13 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», определяющей гарантии предоставления информации, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Важные гарантирующие функции выполняются Президентом Российской Федерации, являющимся согласно ст. 80 Конституции РФ гарантом прав и свобод человека и гражданина и Правительством РФ которое в соответствии со ст. 114 Конституции РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.

Одним из элементов юридических гарантий права на информацию выступают меры ответственности за нарушение этих прав. Нарушение гарантированных Конституцией РФ прав на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации преследуется по закону.

Считаются, в частности, преступлением, деяния должностных лиц, связанные с неправомерным отказом в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, или предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (ст. 140 УК РФ). Законом РФ «О средствах массовой информации» предусмотрено, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом (ст. 62).

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы информационного права России (О. А. Городов, 2003) предоставлен нашим книжным партнёром -

Похожие публикации