Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Организация управления основными действиями при тушении пожаров и проведению аср. Организация управления силами и средствами при проведении аср в различный условиях Организация управления основными действиями при проведении аср

47. Управление боевыми действиями на пожаре - целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству участников тушения пожара при ведении боевых действий.

48. Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает: оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоя-

щего Устава нештатной структуры управления боевыми действиями на месте пожара;

установление компетенции оперативных должностных лиц и их персо­нальной ответственности при выполнении поставленных задач;

планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации боевых действий по тушению пожара;

постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожа­ре;

осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применения сил и средств для его тушения, а также регистра­цию необходимой информации, в том числе диспетчером и с помощью техни­ческих средств нештатной службы управления гарнизона;

проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффек­тивности боевых действий по тушению пожара.

49. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (ес­ли не установлено иное). РТП на принципах единоначалия управляет личным составом, участвующим в выполнении боевых дейс­твий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Указания РТП обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его рас­поряжения при тушении пожара.

50. Руководителем тушения пожара с учетом требования статьи 52 БУПО является:

прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ГПС(допущенное к руководству тушением пожара в установленном порядке), если иное не предусмотренно нормативными правовыми актами или действующими соглашениями;

прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии оперативных должностных лиц ГПС).

52. Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должност­ным лицом органа управления, подразделения пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

Принятие старшим оперативным должностным лицом на себя,руководства тушением пожара обязательно, ести на пожаре не обеспечивается упраление силами и средствами.

52 1 .Подчиненность оперативных должностных лиц ГПС определяется начальником территориального гарнизона.

53. Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица неш­татной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоя­тельствах, делающих невозможным исполнение ими обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, на_e7начив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается диспетчеру и делается запись в соответствующих документах. При этом ответственность за последствия этого решения возлагается на должност­ное лицо, его принявшее.

54. РТП в зависимости от обстановки на пожаре может создавать оперативный штаб, боевые участки и сектора.

55. Оперативный штаб является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается при:

привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;

организации на месте пожара трех и более боевых участков;

необходимости детального согласования с администрацией предприя­тия действий по тушению пожара.

Работой оперативного штаба руководит его начальник, который од­новременно является заместителем РТП. В состав оперативного штаба мо­гут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла, представи­тели администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП. Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

56. Основными задачами оперативного штаба являются:

сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и диспетчеру гарнизона;

определение потребности в силах и средствах, подготовка соответс­твующих предложений для РТП;

обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

организация подготовки и обеспечение ведения боевых действий по тушению пожара;

учет сил и средств на пожаре, расстановка их по боевым участкам (секторам), ведение документации, предусмотренной приложениями 2 - 4 БУПО;

создание на пожаре резерва сил и средств;

обеспечение работы газодымозащитной службы (ГДЗС) и связи на по­жаре;

обеспечение мероприятий по охране труда личного состава на пожаре;

реализация мер по поддержанию боевой готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.

Обеспечение взаимодействиствия с аварийными, аварийно-спасательными формированиями и службами жизнеобеспечения на населенных пунктов и объектов, привлекаемыми к тушению пожара.

57. Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначает­ся: днем - красным флагом с надписью "ШТАБ", ночью - красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

58. На пожарных касках личного состава, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены знаки различия (приложение 5).

Руководитель тушения пожара и лица, входящие в состав оперативно­го штаба, должны иметь нарукавные повязки (приложение 6).

При ведении документации оперативного штаба, подготовке описаний пожаров применяются условные знаки и допускаемые сокращения терминов согласно приложениям 7, 8 БУПО.

Боевые участки

Боевые участки создаются в соответствии с решением РТП по месту ведения (периметр пожара, этажи, лестничные клетки, противопожарные преграды и т.д.) или видам (спасание, ликвидация горения и т.д.) бое­вых действий.

При создании на пожаре пяти и более БУ могут быть организованы сектора, объединяющие несколько боевых участков. Боевые действия на БУ возглавляет его начальник, в секторе - начальник сектора. Начальники БУ и секторов назначаются РТП.

Руководитель тушения пожара

60. РТП обязан:

обеспечивать управление боевами действиями на пожаре непосредс­твенно или через оперативный штаб;

устанавливать границы территории, на которой осуществляются бое­вые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных дейс­твий;

проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), вызывать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

определять решающее направление на основе данных, полученных при

разведке пожара;

производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выб­ранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огне­тушащих веществ;

принимать решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других специальных служб гарнизона пожарной охраны;

организовывать связь на пожаре с оперативным штабом, боевыми участками (секторами), участниками тушения, взаимодействующими службами, поддерживать связь с деспетчером гарнизона, периодически сообщать об изменениях обстановки, принятых решениях и отдельных приказаниях;

передовать диспетчеру гарнизона информацию по внешним признакам, адрес объекта пожара и его оперативно-тактическую характеристику площадь пожара, что горит (или горело), имеется ли угроза жизни людей и опасность развития пожара, какие силы и средства введены в действие и требуется ли их дополнительное привлечение;

докладывать старшему должностному лицу, принявшему на себя руко­водство тушением пожара, об обстановке на пожаре и принятых решениях;

обеспечивать взаимодействие со службами жизнеобеспечения (энерге­тической, водопроводной, скорой медицинской помощи и др.), привлекае­мыми в установленном порядке к тушению пожара;

составлять акт о пожаре (приложение 9).

выполнять обязанности, возлагаемые в соответствии со статьями 56, 62 - 64 БУПО на оперативный штаб, если указанный штаб на пожаре не создается.

61. РТП имеет право:

отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам и гражданам в пределах территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара;

назначать и освобождать от выполнения обязанностей должностных лиц на пожаре;

получать необходимую для организации тушения пожара информацию от администрации предприятий и служб жизнеобеспечения;

принимать решения по созданию оперативного штаба, БУ и секторов, привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара, а также изменению мест их расстановки;

определять порядок убытия с места пожара подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.

Начальник оперативного штаба

62. Начальник оперативного штаба (НШ) подчиняется непосредственно РТП. В непосредственном подчинении НШ находятся должностные лица шта­ба.

Начальник штаба на весь период боевых действий по тушению пожара должен, как правило, постоянно находиться в месте расположения штаба.

При тушении крупных пожаров НШ с согласия РТП может назначать своих заместителей, распределяя между ними обязанности по выполнению задач штаба в соответствии с требованиями Устава и делегируя им часть своих полномочий.

63. Начальник оперативного штаба обязан руководить работой штаба, обеспечивая выполнение задач, предусмотренных статьей 56 БУПО, в том числе:

готовить и своевременно вносить РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара, информации диспетчера гарнизона и других сведений предложения по организации тушения пожара, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;

организовывать доведение указаний РТП до соответствующих участни­ков тушения пожара, обеспечивать их регистрацию и контроль за исполне-

нием, ведение регламентных документов оперативного штаба;

организовывать расстановку сил и средств;

докладывать РТП и сообщать диспетчеру гарнизона оперативную ин­формацию об обстановке на пожаре;

обеспечивать сбор сведений о причине и виновниках возникновения пожара, организовывая в установленном порядке необходимое взаимодейс­твие с испытательной пожарной лабораторией и оперативной следственной группой органа внутренних дел.

64. Начальник оперативного штаба имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара, должностным лицам служб жизнеобес­печения населенного пункта, предприятия, а также должностным лицам ор­ганов внутренних дел, прибывшим на место пожара;

отдавать в случаях, не терпящих отлагательства, указания участни­кам тушения пожара от лица РТП с последующим обязательным докладом о них РТП;

требовать от участников тушения пожара и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, предприятия, а также должностных лиц органов внутренних дел, прибывших на место пожара, исполнения их обязанностей, а также указаний РТП и собственных указаний;

отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара (обрушение конструкций, взрыв и другие изме­нения обстановки на пожаре, требующие принятия безотлагательных реше­ний).

Начальник тыла

65. Начальник тыла непосредственно подчиняется начальнику опера­тивного штаба.

В распоряжение начальника тыла поступают силы и средства участни­ков тушения пожара, не выведенные на боевые позиции, в том числе ос­новные, специальные и вспомогательные автомобили, другие мобильные технические средства, а также резерв огнетушащих веществ, пожарно-тех­нического вооружения.

Для обеспечения успешной работы тыла на крупных пожарах могут назначаться помощники начальника тыла.

66. Начальник тыла обязан организовывать работу тыла на пожаре, в том числе:

проводить разведку водоисточников, выбор насосно-рукавных систем, встречу и расстановку на водоисточники пожарной техники;

сосредоточивать резерв сил и средств, необходимый для тушения по­жара;

обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ, при необ­ходимости организовывать доставку к месту пожара специальных огнетуша­щих веществ и материалов;

принимать меры к обеспечению личного состава боевой одеждой и средствами защиты органов дыхания;

организовывать своевременное обеспечение пожарной техники горю­че-смазочными и другими эксплуатационными материалами;

контролировать исполнение работ по защите магистральных рукавных линий;

организовывать, при необходимости, восстановление работоспособ­ности пожарных машин и оборудования, пожарнотехнического вооружения;

обеспечивать ведение соответствующей документации.

67. Начальник тыла имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара, задействованным в работе тыла;

требовать от участников тушения пожара и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, предприятия, а также должностных лиц органов внутренних дел, прибывших на место пожара, исполнения их обязанностей, а также указаний оперативного штаба и собственных указа­ний;

давать предложения РТП и оперативному штабу о необходимости соз­дания резерва сил и средств для тушения пожара;

отдавать с согласия РТП (НШ) указания диспетчеру гарнизона о дос­тавке к месту пожара необходимых материально-технических ресурсов.

Начальник боевого участка, сектора

68. Начальник БУ, сектора непосредственно подчиняется РТП, обес­печивает выполнение поставленных задач на соответствующем БУ и посто­янно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РТП.

Начальнику БУ подчинены участники тушения пожара, приданные бое­вому участку.

69. Начальник боевого участка (НБУ) обязан:

проводить разведку пожара, сообщать о ее результатах РТП;

обеспечивать спасание людей и имущества на БУ и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории БУ;

проводить расстановку сил и средств на БУ;

обеспечивать подачу огнетушащих веществ на боевых позициях;

организовывать пожарную связь на БУ;

запрашивать, при необходимости, дополнительные силы и средства для решения поставленных задач;

организовывать на БУ в установленном порядке работу звеньев ГДЗС;

обеспечивать выполнение правил охраны труда и доводить до участников тушения пожара информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;

докладывать РТП информацию о выполнении поставленных задач, при­чине пожара и лицах, причастных к его возникновению, принимать меры к сохранению обнаруженных на БУ возможных вещественных доказательств, имеющих отношение к пожару.

70. НБУ имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара на БУ;

отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара (обрушение конструкций, взрыв и другие изме­нения обстановки на пожаре, требующие принятия безотлагательных реше­ний);

получать необходимую для организации тушения пожара информацию от РТП, оперативного штаба, администрации предприятия и служб жизнеобес­печения;

определять порядок убытия с БУ подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Развернуть содержание

Общие основы управления силами и средствами ПО

Под организацией управления основными (главными) действиями при тушении пожаров и проведения АСР в городах и населённых пунктах принято понимать комплекс организационных мероприятий, связанных с подготовкой боевых действий пожарных подразделений.

Организация тушения пожаров включает в себя:

  • разработку оперативных документов предварительного планирования (планов и карточек пожаротушения), привлечения сил и средств, расписания выездов пожарных подразделений на пожары и т.п.

Организация тушения пожаров, как составная часть , тесно связана с организационными мероприятиями, направленными на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно отнести:

  • создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими средствами и определение им конкретных задач;
  • организация связи и взаимодействия между пожарными подразделениями, а также с другими службами города (объекта);
  • разработка документов службы, подготовки и пожаротушения;
  • материально-техническое обеспечение пожарных подразделений;
  • поддержка высокой боевой готовности пожарных подразделений.

Боевым уставом пожарной охраны определено, что тушение пожаров является составной частью системы противопожарной защиты и основным видом боевых действий, направленных на ликвидацию пожаров и снижение последствий от них.

Успех тушения пожара, может быть, достигнут не только благодаря активным и умелым действиям при ликвидации пожара, но и в результате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организации.

Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населённых пунктах направлены нас своевременное прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действие огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружениях подтверждают, что влияние фактора времени всё больше возрастает.

При организации подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта.

Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации возможных пожаров (обеспечение водой, средствами связи и сигнализации, дорогами и проездами, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т.п.), выполняются в процессе строительства и эксплуатации гражданских и промышленных зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также правилами пожарной безопасности.

При организации тушения пожаров очень важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуются минимальные силы и средства.

Время с момента обнаружения до момента тушения, т.е. время свободного развития пожара, мин, можно определить по формуле:

tсв = tобн +tв +tсл +tб/р ,

где: tобн – время с момента возникновения пожара до его обнаружения, мин; tв – время выезда пожарных подразделений, мин;

tсл – время следования на пожар, мин; tб/р –время боевого развертывания (от прибытия до выхода на боевую позицию и подачу огнетушащих средств), мин.

Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них – повседневная задача подразделений пожарной охраны.

Согласно требованиям СниП «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов» и Устава службы пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в своём районе выезда не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть может прибыть на пожар за 8-10 мин с момента вызова.

Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара на самом удаленном расстоянии от пожарной части.

Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в год снижается, стало быть при одном и том же радиусе обслуживания время прибытия к месту пожара будет возрастать.

Уже в 1986-1987 гг. средняя скорость движения пожарных автомобилей составляет: в городах 30 км/ч, в сельской местности до 40 км/ч, тенденция снижения средней скорости будет иметь место и дальше, стало быть радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 мин для первого подразделения пожарной охраны.

Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 мин в самых идеальных случаях, а в остальных – больше, т.е. более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, нежели радиус обслуживания.

В случае сосредоточения сил и средств на пожаре по повышенному номеру вызова, при организации на пожаре 2-3 боевых участков РТП становится трудно управлять их дей­ствиями, в этом случае создается на пожаре оперативный штаб.

Кроме того, штаб может создаваться на крупных и сложных пожарах, там, где действия по тушению необ­ходимо согласовывать с инженер­но-техническим персоналом и адми­нистрацией объекта, а также по ре­шению РТП в зависимости от обста­новки.

Оперативный штаб на пожаре это временно сформированный орган РТП для управления силами и средст­вами на пожаре. В состав штаба вхо­дят: начальник штаба, начальник ты­ла, а также представители взаимо­действующих служб города или насе­ленного пункта (объекта).

Задачи оперативного штаба на по­жаре и обязанности начальника шта­ба (НШ) определены в БУПО.

Основными задачами оперативного штаба являются:

  • встреча и расстановка на БУ прибывающих подразделений;
  • организация партийно-политичес­кой работы во время тушения;
  • проведение разведки пожара и сбор сведений об изменении обстанов­ки;
  • ведение учетных документов сог­ласно приложениям 1-5 БУПО;
  • создание на пожаре резерва сил и средств;
  • организация связи и взаимодейст­вия;
  • организация контрольно-пропуск­ного пункта или постов безопасности (ПБ) ГДЗС;
  • организация питания личного сос­тава при продолжительности работы более 5 ч;
  • материально-техническое обеспече­ние подразделений, работающих на пожаре.

Оперативный штаб на пожаре рас­полагается в наиболее удобном для управления силами и средствами мес­те, как правило, со стороны сосре­доточения основных сил и средств, и обеспечивается штабным столом и другими техническими средствами.

Место оперативного штаба на по­жаре обозначается днем – красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью – красным фонарем или другими свето­выми указателями красного цвета.

При работе на пожаре РТП, НШ, НТ, НБУ и связные должны иметь на левом рукаве нарукавные повязки. На пожарных касках личного состава должны быть знаки различия (при­ложение 6, 7 БУПО).

Начальник оперативного штаба (НШ) подчиняется РТП, является его заместителем, возглавляет работу штаба и несет ответственность за выполнение задач штаба.

В дежурной службе пожаротуше­ния гарнизона эту роль выполняет старший помощник руководителя по­жаротушения. Если штаб комплек­туется на пожаре (нет штатных лиц), тогда начальником штаба назначают тактически грамотных и опытных ко­мандиров.

Оперативный штаб в соответствии с рекомендациями плана пожаротуше­ния и с учетом складывающейся обстановки через средства связи или связных отдает распоряжение подраз­делениям о путях подъезда к объекту, месте установки автомобилей на во­доисточники, направлениях прокладки магистральных рукавных линий, а так­же о том, в распоряжении какого боевого участка поступают подраз­деления. Во всех случаях штаб ведет учет прибывающих сил и средств, фиксирует время прибытия, тип по­жарного автомобиля и количество боевого расчета, определяет задачу подразделению, а также боевой учас­ток, где должно находиться это под­разделение.

Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализи­руют. Форма штабного стола при­ведена в БУПО.

Если подразделения получили рас­поряжения от штаба по радио, ко­мандиры докладывают в штаб по ра­диостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются «с ходу» на водо­источники, в этом случае командиры подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить.

Важной задачей оперативного штаба является создание резерва сил и средств. Командиры подразделений резерва должны находиться при шта­бе вместе со связными, боевые рас­четы – в автомобилях или сосредото­чены в местах, определенных штабом.

Тыл – это территория, прилегающая к пожару, на которой сосредоточены силы и средства, обеспечивающие выполнение задачи. Тыл на пожаре возглавляет начальник тыла (НТ), обязанности которого определены нормативными документами.

В задачи тыла входит:

Организация разведки водоисточников;
встреча и расстановка на водоисточники пожарных автомобилей;
обеспечение бесперебойной подачи огнетушащих веществ и работы пожарной техники;
охрана магистральных рукавных линий;
обеспечение ГСМ и огнетушащими веществами, создание резерва сил и средств.
обеспечение личного состава .

В практике пожаротушения НТ часто назначают руководителя подразделения, в районе выезда которого тушат пожар, так как он может выполнить эти обязанности, зная хорошо оперативно-тактическую характеристику района, объекта. Бывают случаи, когда первый прибывший РТП, определив решающее направление на пожаре, назначает на этом направлении НУТП, а сам руководит работой тыла, встречает подразделения и направляет их на участки. Это оправдано, когда обстановка на пожаре достаточно ясна, а скорость развития пожара требует в минимальные сроки ввести в действие мобильные средства тушения.

Когда на пожаре нет оперативного штаба, значительно возрастает роль НТ: ему приходится организовывать связь и освещение на пожаре, а также взаимодействие с другими службами города или объекта.

Обязанности начальника тыла и личного состава при организации работы тыла на пожаре

Начальник тыла должен иметь планшет или справочник водоисточников и регистрировать время прибытия подразделений, а также содержание задачи. Начальник тыла использует в своей работе план или карточку пожаротушения на объектах, где должны быть предусмотрены все возможности, обеспечивающие наиболее рациональное использование ближайших водоисточников, указаны основные направления прокладки рукавных линий, вид и диаметр водопроводной сети, водоотдача, наличие пожарных вводов и т.п., сообщены условия обеспечения эффективной работы насосно-рукавной системы в зависимости от подачи насоса и напора.

Когда на пожаре работает ОШ, НТ входит в состав штаба и подчиняется НШ и РТП. Организованность в работе тыла зависит от четкости и ясности определения его задачи, следовательно, высокий уровень организации работы тыла во многом зависит от умелого управления действиями со стороны РТП. Часто на пожарах создаются условия, которые вызывают необходимость в усилении тыла.

Такими условиями могут быть:
возможность сосредоточения сил и средств на пожаре с различных правлений;
обеспечение водой от удаленных водоисточников;
использование различных видов огнетушащих веществ.

РТП в указанных случаях должен выделить в помощь начальнику тыла одного-трех человек начальствующего состава, а также необходимый транспорт и средства связи.

РТП управляет тылом через оперативный штаб и связных, выделенных из расчетов, имеющих радиостанции или телефоны. В ходе тушения пожара начальник тыла составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники, составляет необходимые сведения начальнику штаба для заполнения оперативной карточки тушения пожара (количество использованных рукавов, огнетушащих веществ и т.п.).

Одним из важнейших условий успешного тушения пожара является бесперебойная подача воды на позиции подразделений. Когда вблизи места пожара нет запаса воды, то тушение организуете подвозом воды пожарными и хозяйственными автоцистернами или подачей вод в перекачку. Если по условиям прокладки магистральной линии и количеству необходимых стволов требуется перекачка воды, то следует указать количество ступеней перекачки, расстояние между ними и место установки головного насоса. При наличии водоема необходимо указать его объем, на какое количество автомобилей рассчитан пирс или подъезд к водоисточнику, высота забора воды, способ пополнения водоема.

В этому случае успех в развертывании сил и средств, сосредоточении сил и средств для тушения пожара во многом зависит не только от четких оперативных действий пожарных подразделений, но и от организаторских, инженерных и тактических способностей командиров и в первую очередь НТ, который, оценив обстановку, должен организовать работу тыла.

Сущность и задачи управления силами и средствами при ведении АСР и основные требования к организации управления при проведении АСР в очагах аварий и катастроф

На основе познания объективных закономерностей в теории управления силами и средствами на пожаре формулируются соответствующие правила и рекомендации для практической деятельности РТП и органов управления. К ним можно отнести принципы управления силами и средствами на пожаре.

Принципы управления – это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности РТП и органов управления на всех уровнях руководства подразделениями пожарной охраны. Эти принципы не являются продуктом оторванного от жизни мыслительного процесса или плодом творения отдельных личностей, а черпаются из жизни путём познания наиболее существенных связей и отношений различных сторон управления, научного обобщения длительной практической работы РТП и оперативного штаба при решении задач управления силами и средствами в различных условиях обстановки на пожаре.

По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления, закономерностями управления и управленческой практикой. Они как бы переводят на язык практики объективные закономерности.

Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности. Свое предназначение принципы управления могут выполнить лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным закономерностям управления.

Принципы управления силами и средствами на пожаре, будучи правильно познанными и сформулированными, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность. Вместе с тем дело не только в выявлении и формулировании принципов. Надо уметь ими пользоваться, уметь воплощать их в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов управления, в организационных формах работы, методах управленческой деятельности. Задача эта непростая, требующая вдумчивости, опыта и чувства меры.

В пожарной охране принципы управления складывались (формулировались) и проверялись на практике тушения пожаров различной сложности. Сложившиеся за годы принципы управления постоянно уточнялись и проверялись в различных формах тактической подготовки и на пожарно-тактических учениях.

В настоящее время в пожарной охране руководствуются следующими принципами управления :

  • единоначалие;
  • централизация управления с предоставлением подчинённым инициативы в определении способов выполнения поставленных задач;
  • твёрдость и настойчивость в проведении принятых решений в жизнь;
  • оперативное и гибкое реагирование на изменение обстановки;
  • личная ответственность РТП за принимаемые решения, за применение подчинённых подразделений и результаты выполнения поставленных им задач;
  • научность и предвидение.

Принцип единоначалия является важнейшим организационным принципом управления силами и средствами на всех уровнях. Необходимость единоначалия в управлении подразделениями вытекает из самой природы тушения пожаров. С помощью единоначалия достигается централизация и единство действий подразделений при тушении пожара.

Сложные условия подготовки и ведения действий по тушению пожаров, их скоротечность, резкие изменения обстановки значительно повысили роль фактора времени и необходимость принятия единоличного решения и твёрдого проведения его в жизнь. Этого можно достичь лишь при жёсткой централизации прав в руках одного лица – РТП. Только РТП, наделённый всей полнотой власти, может действовать инициативно и решительно, в короткие сроки принимать решения и брать на себя полную ответственность за их практическое осуществление. Единоначалие необходимо для поддержания дисциплины и организованности в сложных условиях физического и морального воздействия на участников тушения опасных факторов пожара.

Таким образом, принцип единоначалия заключается в том, что РТП наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и несёт полную ответственность за все стороны их деятельности. Он руководит подчинёнными на основе прав, предоставленных ему законодательством Российской Федерации, положениями уставов и наставлений, приказами, другими нормативными и распорядительными документами.

РТП является не только руководителем, но и воспитателем подчинённых, он несёт ответственность за моральное состояние личного состава, за дисциплину, слаженность и организованность работы подразделений на пожаре.

Вместе с тем сложные условия подготовки и действий по тушению пожаров, большой объём задач управления и ограниченные сроки на их решение делают невозможным управление оперативными подразделениями одним лицом. РТП в своей работе опирается на оперативный штаб и другие органы управления. Это позволяет наиболее полно учесть условия обстановки, эффективно использовать опыт и знания сотрудников органов управления, их творчество и инициативу, свести до минимума возможность появления ошибок и субъективизма в оценке обстановки и в конечном счёте обеспечивает принятие научно обоснованных решений.

Таким образом, единоначалие и коллегиальность выступают вместе при ведущей роли РТП.

В управлении силами и средствами на пожаре требуется более жёсткая централизация управления, чем в других областях. Это необходимо для того, чтобы обеспечить возможность в короткие сроки принять решение и направить усилия подчиненных на достижение поставленной цели, подчинить их действия единому замыслу и плану.

Централизованное управление позволяет РТП в короткие сроки и наилучшим образом координировать действия подразделений пожарной охраны, эффективно применять пожарную технику, быстро перераспределять силы и средства с одного направления на другое, контролировать любой вопрос и в случае необходимости замыкать на себя любую инстанцию управления. При этом наиболее полно используются высокая компетентность, осведомлённость и практический опыт органа управления, его возможности в принятии обоснованных решений и в решительном проведении их в жизнь.

Вместе с тем сложные условия тушения пожаров, резкие изменения обстановки, а также высокий динамизм развития действий по тушению пожаров требуют быстрого, порой мгновенного, влияния на ход действий по тушению пожаров путём принятия подчинёнными самостоятельных решений. Поэтому подчинённым должна быть предоставлена возможность проявления широкой инициативы и творчества при решении поставленных им задач. Они должны иметь возможность принимать решения и ставить задачи подчиненным не только по указаниям вышестоящего командования, но и самостоятельно, с соблюдением установленных требований.

Следовательно, в управлении силами и средствами на пожаре должны разумно сочетаться централизация и децентрализация. Характер такого сочетания может быть неодинаков в различных инстанциях. Он зависит от состава и назначения органов управления, задач, решаемых ими, и условий обстановки на пожаре.

Наибольшая степень централизации управления будет иметь место при решении наиболее сложных задач в кризисных ситуациях, а инициатива подчинённых нацеливается главным образом на то, чтобы с наименьшими силами и наименьшим расходом материальных средств в самые короткие сроки выполнить поставленные задачи.

Сочетание централизации и децентрализации в управлении силами и средствами на пожаре находит своё выражение в распределении функций между командирами на участках тушения пожара и позициях.

Такое распределение функций даёт возможность исключить дублирование в решении одних и тех же задач, значительно сократить потоки информации, циркулирующие в системе, и повысить оперативность управления.

Органы управления не должны выполнять те функции, которые с успехом могут быть выполнены подчинёнными. Однако достичь полного совпадения функций органов управления с решением конкретных задач управления практически невозможно. В конкретных условиях обстановки требуется проявление разумной инициативы.

Должностные лица органов управления должны хорошо знать своих подчинённых, их подготовку и организаторские способности, сильные и слабые стороны. Они должны заботиться о том, чтобы подчинённые знали в положенном объёме обстановку на пожаре, замысел РТП и были способны эффективно и качественно решать возложенные на них задачи управления.

Принцип твёрдости и настойчивости в реализации принятых решений (планов) находится в тесной связи с принципом оперативного и гибкого реагирования на изменения обстановки. Оба эти принципа лежат в основе практической деятельности РТП и органов управления по руководству силами и средствами в ходе тушения. В них сочетаются, с одной стороны, стремление обеспечить неукоснительное проведение в жизнь принятого решения, с другой – необходимость своевременного принятия нового решения или внесения уточнений в ранее принятое решение и задачи подразделениям пожарной охраны, возникающие в связи с изменениями обстановки.

Реализация принципа твёрдости и настойчивости в реализации принятых решений обеспечивается способностью РТП добиваться неукоснительного выполнения подчиненными стоящих перед ними задач, на трудности и препятствия, возникающие на пути к их решению. Вместе с тем принцип оперативности и гибкости управления требует от РТП быстрого реагирования на ожидаемые или произошедшие изменения обстановки, решительного внесения необходимых уточнений в ранее принятое решение, обеспечения в короткие сроки перенацеливания усилий в интересах успешного тушения пожара.

Успешное сочетание твёрдости и гибкости в управлении силами и средствами на пожаре возможно лишь при условии постоянного знания обстановки, точного её прогнозирования, объективного анализа, правильных и обоснованных выводов для решения. При этом в любых условиях обстановки важно не только принять оптимальное решение или своевременно его уточнить, но и уметь мобилизовать подчинённых на выполнение поставленных задач.

Управление силами и средствами на пожаре – это в первую очередь управление людьми. Поэтому твёрдость и гибкость в управлении проявляется через личные качества РТП, должностных лиц органов управления. Профессиональная подготовка, уверенность в правильности действий, стойкость и выдержка в сложных условиях, высокая требовательность и чуткость к людям способны подчинить воле командира коллективы людей, максимально мобилизовать их боевые возможности, физические, интеллектуальные и духовные силы на безусловное выполнение поставленных задач даже в самой сложной обстановке на пожаре.

Наконец, в достижении разумного сочетания твёрдости и гибкости управления важную роль играет организованность в деятельности самих органов управления. В боевой обстановке, когда резко сокращаются сроки принятия решений и возрастает объём решаемых задач, нередко является недостаточной численность личного состава органов управления, нужна гибкость в получении информации об обстановке, решении в нужном объёме задач управления. Возникает необходимость в перераспределении личного состава и технических средств на УТП, организации работы сокращёнными расчётами и проведении ряда других мероприятий, направленных на достижение устойчивого управления.

Принцип личной ответственности РТП за принимаемые решения, применение подчинённых сил и результаты выполнения поставленных задач имеет важнейшее значение в управлении силами и средствами на пожаре. Объединяя в своих руках всю полноту власти, РТП несёт личную ответственность за успешное тушение пожара.

Независимо от количественного состава и уровня подготовки должностных лиц органов управления, участвующих в выработке решения, только РТП имеет право принимать решение на тушение, являющееся основой управления. Этот принцип подчеркивает, что коллегиальность обсуждения во всех обстоятельствах должна быть сведена до необходимого минимума. Она сопровождается точным установлением личной ответственности каждого должностного лица за выполнение возлагаемых на него функциональных обязанностей и подготавливаемые им данные.

Полнота выражается в том, что он облечён большими полномочиями. Его решения, приказы и указания имеют юридическую силу и должны выполняться подчинёнными беспрекословно.

Комплексное применение принципов управления подразделениями обеспечивает научность управления. Научность отражает основной путь достижения цели управления – максимальную эффективность использования тактических возможностей подразделений для успешного тушения пожаров. Научность управления базируется на прочных знаниях и умелом применении объективных закономерностей, действующих в управлении, высокой компетентности руководителей. Она выражается в глубоком понимании ими складывающейся обстановки, в принятии оптимальных решений, научной организации управленческого труда и применении наиболее эффективных методов управления.

Должностные лица органов управления должны обладать прочными знаниями, в совершенстве владеть своей специальностью.

Принятие оптимальных решений, эффективное использование имеющихся сил и средств при решении боевых задач на пожаре возможны лишь на основе глубокой, всесторонней и объективной оценки обстановки, детального анализа имеющихся сил и средств. РТП и другие должностные лица органов управления должны владеть современными методами анализа обстановки, оценки тактических возможностей пожарных подразделений, широко применяя при этом математические методы и средства оргтехники.

Научность управления подразделениями в ходе действий по тушению пожаров предполагает необходимость прогноза развития боевой обстановки, который должен опираться на достоверную информацию, всесторонний и точный расчёт с помощью современных методов моделирования и прогнозирования. Нуждается в научной организации и сам управленческий труд должностных лиц на пожаре. Особо важное значение приобретают плановость, целеустремленность и организованность в работе, правильная расстановка должностных лиц с учётом их деловых качеств, умение рационально использовать время.

Принцип прогноза находится в неразрывной связи с принципом научности руководства: он как бы дополняет и обогащает его.

По существу, прогноз заключается в способности РТП и должностных лиц оперативного штаба заранее предусматривать возможные изменения в обстановке и вероятный ход предстоящих действий по тушению пожаров. Этот принцип занимает видное место в теории и практике тушения пожаров, поскольку без него нельзя успешно бороться с огнём. Сведений о пожаре всегда недостает, а некоторые из них бывают случайными, недостаточно достоверными и даже ложными. Однако недостаток сведений не освобождает РТП от своевременного принятия обоснованного решения на тушение пожара.

В связи с повышением пожарной опасности объектов роль прогноза возрастает, а область его изменения значительно расширяется. В частности, перед РТП стоят такие новые задачи, как характер местности, оценка обстановки, скрытого развития пожара, возможности взрыва и др.

Научно обоснованное решение этих задач требует от РТП и должностных лиц оперативного штаба способности правильно анализировать обстановку, находить в ней главное, а также глубоких знаний основ тушения пожара. Умение предвидеть, таким образом, является свидетельством тактического мастерства и зрелости руководителя. Правильный прогноз немыслим без точных расчётов, хорошо налаженной разведки на пожаре, без глубокого знания пожарной техники, тактических возможностей пожарных подразделений, тактики ведения действий по тушению пожаров, так как без этого невозможно сделать оценку развития предстоящих действий, предусмотреть те трудности, которые могут встретиться при выполнении боевой задачи, наметить пути их преодоления.

Поэтому в современных условиях от степени овладения должностными лицами на пожаре методологией научного прогнозирования во многом зависит глубина анализа сложившихся условий обстановки и принятие обоснованного решения. При этом большую помощь в изучении обстановки и прогнозировании хода предстоящих действий по тушению пожаров может оказать умелое применение современных технических средств управления, математических методов исследования операций, сетевых методов планирования.

Единоначалие как принцип управления выражает единоличное руководство РТП подчинёнными подразделениями на основе прав, предоставленных ему законами государства и регламентируемых уставами и приказами вышестоящих начальников. РТП лично отвечает за эффективное тушение пожара. В его руках сосредоточены силы и средства, что даёт возможность осуществлять гибкое и твёрдое управление, эффективно использовать силы и средства в тушении пожара, обеспечивать единство воли и действий личного состава.

В управлении силами и средствами на пожаре принцип единоначалия был необходим всегда. В современных же условиях, его значение намного возросло. Оно призвано обеспечить эффективное применение новых средств борьбы с пожарами, оперативное и надежное управление силами и средствами. Наиболее полное и чёткое отражение принцип единоначалия находит в том, что только РТП несёт полную и личную ответственность за управление подчинёнными на пожаре и за успешное выполнение ими боевых задач и что только он имеет право принимать решение на тушение пожара, являющееся основой управления.

Вместе с тем это ни в коей мере не означает, что РТП при управлении силами и средствами на пожаре может игнорировать коллектив, не считаться с его мнением. Нельзя успешно руководить тем или иным процессом, не опираясь на творчество и инициативу коллектива. Отсюда возникает необходимость умелого сочетания этого принципа с инициативой и творчеством личного состава оперативного штаба и других должностных лиц органов управления.

Отметим такой важный психологический момент: сотрудник, обладающий самыми лучшими идеями, но лишённый права проявлять инициативу, постепенно утрачивает запас энергии, становится апатичным. Всякая инициатива и самостоятельность подчинённых должны быть, однако, разумными и направляться на изыскание наилучших способов и путей достижения общей цели тушения пожара, намеченной старшим начальником. На такую инициативу и самостоятельность способны только грамотные, решительные и волевые люди. Кроме того, необходимо заботиться о том, чтобы подчинённые чётко представляли себе обстановку, понимали замысел старшего начальника и получали своевременное подкрепление необходимыми силами и средствами. Без этого проявление ими инициативы и самостоятельности затруднительно, а иногда и немыслимо. В этой связи немаловажное значение имеет и стимулирование инициативы и героизма подчинённых.

Рассмотренные основные принципы управления силами и средствами пожарной охраны тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и занимают видное место в теории управления.

Сосредоточение важнейших функций управления в руках РТП предъявляет повышенные требования к его моральным и деловым качествам, профессиональной подготовленности, умению сплотить коллектив и мобилизовать его на успешные действия в любых сложных условиях обстановки.

Принцип централизации управления находится в неразрывной связи с принципом единоначалия, однако эти два принципа нельзя отождествлять.

Обычно под централизацией управления понимается объединение вышестоящей инстанцией в своих руках действий подчинённых подразделений и направление по единому плану их усилий для достижения общей цели тушения пожара. При этом старший начальник не только ставит задачи своим подчинённым, но в ряде случаев указывает им способы выполнения этих задач, а также влияет на ход действий по тушению пожаров оставленными в своем распоряжении силами и средствами.

Отсюда степень децентрализации и самостоятельности подчинённых при централизованном управлении каждый раз будет зависеть от конкретной обстановки. Однако старший начальник только тогда должен указывать подчинённому способ выполнения полученной им боевой задачи, когда это возможно по времени и действительно требуется в интересах высшей инстанции. В большинстве случаев подчинённому должна предоставляться самостоятельность в выборе способов выполнения полученной боевой задачи, тем более что он всегда имеет больше возможностей, чем старший начальник, учесть все детали конкретной обстановки и быстро реагировать на её изменения. При оснащённости подразделений мощными средствами ликвидации горения роль инициативы и самостоятельности подчинённых намного возрастает в ходе тушения пожара. Игнорирование этого факта, излишнее увлечение централизацией управления неизбежно приводят к бюрократизму и волоките, ибо старший начальник начинает втягиваться в мелочи и решать все вопросы за подчинённого, запаздывать с реагированием на изменения в обстановке и, тем самым, искусственно сдерживать действия подразделений. Кроме того, это подрывает у подчинённых уверенность в себе и приучает к пассивному ожиданию распоряжений или подсказки сверху.

Вместе с тем принципы управления изменяются в соответствии с изменениями условий и характера ведения действий по тушению пожаров, объективных связей и отношений между различными сторонами управления. В зависимости от этого некоторые принципы наполняются новым содержанием или теряют свое значение, другие приходят им на смену.

В современных условиях на формирование принципов управления оказывает влияние дальнейшее развитие научно-технического прогресса, обеспечивающего внедрение новых средств ликвидации горения и высокоэффективных систем управления, более рациональная организация работы оперативных штабов на пожаре и новые методы решения основных задач управления.

Задача теории управления силами и средствами на пожаре заключается в том, чтобы своевременно фиксировать объективные изменения, происходящие в процессах управления, вскрывать определяющие их законы и на этой основе формулировать новые принципы или уточнять содержание уже известных, чтобы поддерживать уровень управления силами и средствами на пожаре с учётом современных требований.

Понятие организации управления силами и средствами на пожаре содержит комплекс мероприятий, направленных на создание и развертывание системы управления и обеспечение эффективного функционирования на различных её этапах.

Управление силами и средствами на пожаре

Учебные вопросы:

1. Управление силами и средствами на пожаре.

2. Должностные лица на пожаре.

Управляет всеми подразделениями руководитель тушения пожара (РТП).

Под управлением подразделениями на пожаре следует понимать процесс целенаправленного воздействия (РТП, оперативного штаба пожаротушения) на личный состав пожарных подразделений и других служб с целью успешного ведения действий, связанных с непосредственным тушением пожара и проведение связанных с ним аварийно-спасательных работ.

В зависимости от обстановки личный состав решает следующие задачи:

  • спасание людей, эвакуация людей (животных);
  • эвакуация или защита имущества;
  • непосредственное введение стволов на тушение;
  • проведение работ по вскрытию и разборки конструкций и др.;
  • удаление дыма;
  • защита соседних зданий и помещений;
  • нахождение в резерве, патрулирование, оцепление.

Объективность оценки обстановки на пожаре и правильность принятия решения зависит от:

  • профессиональной подготовки РТП;
  • качества проведения разведки пожара;
  • способности прогнозировать ход развития пожара.

Если работает несколько караулов, в этом случае управляет подразделениями старший начальник, возглавляющий караул той части, в районе выезда которой возник пожар, или в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне. К управлению на отдельных участках в данном случае старший начальник может привлекать участвующий в тушении пожара начальствующий состав.

Практика показывает, что управление подразделениями более 5 отделений одним РТП будет неэффективным , так как контроль за их действиями, постановка им задач, наряду с решением других вопросов (организация работы тыла, взаимодействие с администрацией, службами города), решение вопросов, связанных с ведением разведки и передачи сообщений становиться невозможным.

На крупных пожарах для эффективности руководства:

  • разбивают пожар на участки тушения пожара (УТП) – назначают начальников участков тушения пожара (НУТП) и ставят им задачи;
  • создают оперативный штаб пожаротушения (ОШ) для управления всеми прибывшими подразделениями на пожар.

Руководство и управление подразделениями осуществляется непосредственно через:

  • (РТП);
  • начальника оперативного штаба тушения пожара (НШ);
  • начальника тыла (НТ);
  • начальников участков тушения пожара (НУТП).

Вся их деятельность должна строиться на определенных принципах, к которым относятся: оперативность, достоверность, твердость руководства (устойчивость), непрерывность, гибкость руководства, научность и предвидение возможного изменения обстановки, единоначалие.

Оперативность – заключается в решении стоящих вопросов в кратчайшие сроки и на высоком профессиональном уровне.

Достоверность – использование достоверных источников получаемой информации и личный контроль за доведением её до руководителя.

Твердость руководства (устойчивость) – выражается в принятии решения, высокой требовательности к личному составу по полноте и точности выполнения поставленных задач, способности удержать руководство в сложной обстановке, несмотря на возникающие трудности.

Непрерывность руководства – заключается в постоянном влиянии на ход действий по ТП и ПАСР, постоянном контроле над обстановкой, складывающейся на пожаре.

Гибкость руководства – заключается в умении своевременно реагировать на изменение обстановки, в способности своевременно изменить тактику и способы тушения в случае необходимости.

Научность и предвидение – заключается в анализе и возможности предвидения изменения обстановки в ходе ведения действий по ТП и ПАСР (возможность взрыва, обрушение, вскипание, распространение пожара на значительную площадь и т.д.).

Принцип единоначалия – состоит в том, что РТП на основе прав, предоставляемых ему законом, и регламентированных нормативными документами является единоначальником, т.е. человеком, несущим полную ответственность за принятое решение, успешное тушение пожара и ликвидации последствия ЧС.

Именно единоначалие в сложных условиях обеспечивает централизацию и твердость управления подразделениями пожарной охраны.

Должностные лица на пожаре

Руководство тушением пожара

Руководство тушением пожара осуществляется одним лицом – руководителем тушения пожара. Он является прямым начальником для всего личного состава пожарных подразделений, прибывших для тушения пожара

Допуск к самостоятельному руководству тушением пожара решается старшим начальником отдельно для каждого лица начальствующего состава пожарной охраны.

Приказания и команды РТП закон для всего личного состава, работающего на пожаре.

В случае сосредоточения сил и средств по повышенному номеру вызова, при организации на пожаре 2–3 участков тушения пожара, РТП решает основную задачу по организации управления силами и средствами:

  • порядок руководства работой тыла;
  • необходимость создания участков тушения пожара и их количество;
  • организация оперативного штаба и его целесообразный состав;
  • назначение, если необходимо, из числа опытных командиров ответственных за выполнение отдельных работ на пожаре.

Работа тыла на пожаре

Под тылом понимается все то, что находится за линией разветвлений или наружным периметром стен горящего объекта и имеющим отношение к тушению пожара. Тыл существует на каждом пожаре, не зависимо от его размеров и количества работающих сил и средств.

В задачи тыла входят:

  • организация разведки водоисточников;
  • встреча и расстановка на водоисточники пожарных автомобилей;
  • обеспечение бесперебойной подачи ОТВ и работы пожарной техники;
  • обеспечение горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами;
  • охрана магистральных рукавных линий;
  • защита имущества, оборудования и помещений от воды, проливаемой при тушении пожаров;
  • организация сбора ОТВ после пожара;
  • отогревание замерзших рукавов, стволов и разветвлений;
  • обеспечение при длительной работе личного состава питанием, питьевой водой, сухой спецодеждой, а также организация обогрева личного состава при работе в условиях низких температур;
  • организация восстановления работоспособности пожарной техники и ПИиО.

Участки тушения пожара .

На крупных и сложных пожарах создание УТП обеспечивает более четкое выполнение поставленных задач, контроль за выполнением приказаний РТП, взаимодействие между отдельными подразделениями, своевременное получение информации об обстановке на отдельных участках.

Принципы определения границ УТП:

  • по этажам;
  • по лестничным клеткам;
  • по противопожарным преградам или зонам;
  • по периметру горящего объекта;
  • по видам работ (спасание, тушение, защита и др.).

После локализации пожара НУТП производит:

  • ликвидацию скрытых очагов горения;
  • дополнительные вскрытия и разборку конструкций;
  • эвакуацию находящихся в помещениях материалов и уборку места пожара.
  • Участки тушения пожара упраздняются по указанию РТП.

После ликвидации пожара НУТП:

  • Докладывает РТП, (НШ) о проделанной работе на участке.
  • Уточняет расстановку сил и средств на схеме тушения.
  • Дает оценку подразделениям и командирам, работавшим на участке.

При создании на пожаре 5 и более УТП могут быть организованы сектора , объединяющие несколько участков тушения пожара и возглавляемых начальником сектора.

Оперативный штаб на пожаре

В зависимости от обстановки на пожаре для управления подразделениями РТП может организовать оперативный штаб тушения пожара.

Основные задачи оперативного штаба:

  • встреча, расстановка и распределение по участкам прибывающих на пожар подразделений и постановка перед ними задач в соответствии с решением РТП;
  • организация разведки пожара в ходе его тушения, сбор сведений и извещение РТП об изменениях обстановки в ходе тушения пожара;
  • ведение оперативных документов;
  • организация связи и освещения на пожаре;
  • обеспечение выполнения решений и приказаний РТП;
  • создание на пожаре резерва сил и средств;
  • организация взаимодействия с другими службами города (населенного пункта, объекта);
  • сбор сведений о причине пожара и причиненном ущербе;
  • создание КПП и постов безопасности ГДЗС;
  • материально-техническое обеспечение работающих на пожаре подразделений;
  • организация питания при длительных пожарах (более 5 часов) и обогреве личного состава при низких температурах.
  • восстановление работоспособности технических средств – выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарно-технического инструмента и оборудования, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования объекта при необходимости их использования для решения задач по тушению пожара.

После ликвидации УТП НШ принимает доклады от НУТП о работе на УТП. Заполняет окончательные данные о пожаре в оперативные документы, уточняет схему тушения, передает сообщение на СОО ЦУКС (ПСЧ).

ОШ ликвидируется только по указанию РТП.

Виды связи на пожаре

Связь управления устанавливается между РТП и командирами подразделений, между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальником УТП, а при необходимости с пожарными автомобилями. Для этого используются радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, мегафоны, громкоговорящие установки и другие технические средства.

Связь взаимодействия устанавливается между начальниками УТП (подразделений). Она обеспечивает взаимодействие между УТП (подразделениями). Для этого используются радиостанции, полевые телефоны, переговорные устройства и связные. При невозможности использования технических средств связи применяют сигналы управления.

—Связь информации устанавливается между РТП, оперативным штабом и СОО ЦУКС или ПСЧ по радиосвязи, телефонной и сотовой связи. Эта связь должна обеспечивать взаимную передачу информации СОО ЦУКС (ПСЧ) и подразделений, находящихся на пожаре и в пути следования об обстановке в ходе тушения, вызов дополнительных сил и средств, а также передачу требований РТП службам города. По прибытии на пожар связные поступают в распоряжение НШ.

Литература:

Основная

  1. Решетов А.П., Клюй В.В., Бондарь А.А., Косенко Д.В. Планирование и организация тушения пожаров . Пожарная тактика : Учебник . – СПб .: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС РФ, 2015.
  2. Артамонов В.С. и др. «Пожарная тактика в вопросах и ответах»: Учебное пособие. СПб .: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России , 2009.
  3. Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. «Пожарная тактика»: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. – СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2009.

Дополнительная

Реферат

Тема: Организация управления основными (главными) действиями при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ

Выполнил:

Петрозаводск 2008 год

Общие вопросы управления боевыми действиями

Управление боевыми действиями на пожаре - целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении боевых действий на месте пожара.

Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает: оценку обстановки и создания соответствующей структуры управления боевыми действиями на пожаре; установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач; планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений на боевые действия по тушению пожара; постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре; осуществление в установленном порядке учета изменение обстановки на пожаре использование сил и средств на тушение, а также регистрацию необходимой информации через диспетчера и службу управления гарнизона; проведение других мероприятий, обеспечивающих эффективность боевых действий по тушению пожара.

Управление боевыми действиями на пожаре должно базироваться на общих принципах управления к которым относятся: единоначалие , оперативность, непрерывность и др. Единоначалие, как принцип управления боевыми действиями на пожаре состоит в единстве руководства РТП на основе предоставленных ему прав Федеральным Законом о пожарной безопасности .


РТП, как единоначальник, принимает решения и добивается его выполнения, именно единоначалие в экстремальных условиях на пожаре обеспечивает централизацию и твердость управления, максимальную его оперативность.

Однако принцип единоначалия не означает, что РТП может игнорировать мнение подчиненных ему командиров, он должен сочетать высокую требовательность и принципиальность с доверием и уважением к подчиненным, постоянной заботой о них, опираться на опыт, инициативу и творчество личного состава подразделений. Принцип единоначалия находится в неразрывной связи с Централизацией управления.

Для направления боевых действий пожарных подразделений старший начальник может ставить задачи перед РТП, например, по очередности выполнения задачи, т. е. спасение людей, защиту объектов и т. п.

Оперативность управления должна обеспечивать активность боевых действий в любой обстановке. Оперативность неоднозначна торопливости и подтверждается расчетом, умением быстро разобраться в сложной обстановке. Все виды боевых действий по времени скоротечны, т. е. в короткий промежуток времени надо провести разведку пожара, собрать и проанализировать данные об обстановке, принять решение и довести его до исполнителей.

Твердость управления заключается в смелом принятии решения, высокой требовательности и точности выполнения задач. Для этого необходимы мужество, решительность, большая сила воли и самообладание, способность пойти на риск, правильно и быстро реагировать на изменения обстановки, умение организовать и мобилизовать личный состав на выполнение боевых задач. Колебание и нерешительность РТП и командиров подразделений, поспешная отмена принятых решений оказывают отрицательные действия на исполнителей.

Непрерывность - это устойчивость управления со стороны РТП или штаба, постоянное их влияние на ход боевых действий. Устойчивость управления обеспечивается постоянной связью на пожаре, своевременной информацией об обстановке.

Управлению боевыми действиями на пожаре присущи некоторые общие принципы, определяющие наиболее целесообразные действия командиров, т. е. убежденность, принципиальность и дисциплинированность, чувство нового и творческий подход к делу, умение воздействовать на подчиненных и воспитывать их.

Условия научно-технического прогресса требуют от РТП научного подхода к управлению, использованию объективных закономерностей различных наук, так как пожар порождает вокруг себя множество разнообразных и сложных проблем. Знание РТП, умение применять теорию на практике, четко и творчески выполнять требования уставов и наставлений пожарной охраны позволяют ему предвидеть (прогнозировать) обстановку на пожаре.

Значительную помощь РТП или штабу в предвидении возможных изменений обстановки на пожаре оказывают планы и карточки пожаротушения, а также планы привлечения сил и средств. Далее рассмотрим роль руководителя тушения пожара при выполнении боевой задачи, обратив особое внимание на роль первого РТП.

Руководитель тушения пожара

Непосредственное руководство тушения пожара осуществляется руководителем тушения пожара прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны* участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.


Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара и, привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества на пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжение при тушении пожара.

Руководителем тушения пожара является:

Прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ГПС, допущенное в установленном порядке, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами и действующими соглашениями;

Прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должных лиц ГПС).

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным лицом органа управления , подразделениям пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушения пожара. Принятие старшим оперативным должностным лицом на себя руководства тушением пожара обязательно, если на пожаре не обеспечивается управление силами и средствами. Подчиненность оперативных должностных лиц ГПС определяется начальником территориального гарнизона

Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица нештатной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах,

делающих невозможным исполнение или обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем обязательно сообщается диспетчеру и делается запись в соответствующих документах.

Ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.

Функциональные обязанности и права РТП

РТП обязан:

обеспечивать управление боевыми действиями на пожаре непосредственно или через оперативный штаб;

устанавливать границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий;

проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), вызывать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

определять решающее направление на основе данных, полученных при разведке пожара;

производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

принимать решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других специальных служб гарнизона пожарной охраны;

организовывать связь на пожаре;

организовывать связь на пожаре с оперативным штабом, боевыми участками (секторами), участниками тушения, взаимодействующими службами, поддерживать связь с диспетчером гарнизона, периодически сообщать об изменениях обстановки, принятых решениях и отданных приказаниях;

передавать диспетчеру гарнизона информацию по внешним признакам, адрес объекта пожара и его оперативно-тактическую характеристику,

площадь пожара, что горит (или горело), имеется ли угроза жизни людей и опасность развития пожара, какие силы и средства введены в действие и требуются ли их дополнительное привлечение;

обеспечивать выполнение правил охраны труда , доводить до участников тушения пожара информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;

обеспечивать взаимодействие со службами жизнеобеспечения (энергетической, водопроводной , скорой медицинской помощи и др.), привлекаемыми в установленном порядке к тушению пожара;

составлять акт о пожаре;

выполнять обязанности, возлагаемые в соответствии со статьями 56, 62 - 64 Устава на оперативный штаб, если указанный штаб на пожаре не создается.

РТП имеет право:

отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам и гражданам в пределах территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара;

назначать и освобождать от выполнения обязанностей оперативных должностных лиц на пожаре;

получать необходимую для организации тушения пожара информацию от администрации предприятий и служб жизнеобеспечения;

принимать решения по созданию оперативного штаба, БУ и секторов, привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара, а также изменению мест их расстановки;

определять порядок убытия с места пожара подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.

ПОЖАРНАЯ ТАКТИКА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Тема: ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ НА ПОЖАРЕ

Архангельск, 2015

Литература:

1. Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

2. Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.2002 г. «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТ РО-2002)"

Теребнев В.В., Подгрушный А.В.Пожарная тактика – М.:- 2007 г.

4. Я.С. Повзик. Справочник РТП. Москва. 2000 г.

5. Я.С. Повзик. Пожарная тактика. Москва. Стройиздат. 1999 г.

Учебные вопросы :

1. Вопрос . Управление силами и средствами на пожаре. Роль и задачи РТП в управлении силами и средствами на пожаре

2. Вопрос . Оперативный штаб на пожаре и его роль в управлении силами и средствами на пожаре. Должностные лица оперативного штаба пожаротушения.

3. Вопрос . Участки (секторы) тушения пожара.

4. Вопрос. Организация взаимодействия подразделений и служб на пожаре.

Управление силами и средствами на пожаре. Роль и задачи РТП в управлении силами и средствами на пожаре

Управление силами и средствами на пожаре предусматривает:

оценку обстановки и создание по решению руководителя тушением пожара временно сформированной нештатной структуры управления действиями на пожаре (далее - оперативный штаб пожаротушения);

установление компетенции должностных лиц оперативного штаба пожаротушения и их персональной ответственности за выполнение поставленных задач;

планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие решений по организации тушения пожара и проведения АСР;

постановку задач участникам тушения пожара и проведения АСР, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки на пожаре;

осуществление учета изменения обстановки на пожаре, применение сил и средств подразделений для его тушения и проведения АСР, а также регистрацию необходимой информации;

проведение мероприятий, направленных на обеспечение эффективности тушения пожара и проведения АСР.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (прошедшим соответствующее обучение и допущенным в установленном порядке к руководству тушением пожара).

При создании организационной структуры органов управления силами и средствами на пожаре за основу берется принцип единоначалия. Центральной фигурой управления является руководитель тушения пожара (РТП). Этот принцип, сложившийся на опыте тушения пожаров, особенно большое значение приобретает в современных условиях, когда тактико-технические действия развиваются исключительно в высоком темпе, отличаются предельной напряженностью и резкими изменениями обстановки. В этих условиях только РТП способен обеспечить централизованное управление и направить усилия подчиненных на успешное тушение пожара и проведение АСР.


Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению АСР.

Никто не вмешивается в действия руководителя тушения пожара или отменяет его распоряжения при тушении пожара и проведении АСР.

Руководителем тушения пожара является:

при работе одного караула – начальник караула или старший подразделения, прибывший на пожар во главе караула;

при работе нескольких караулов разных подразделений – старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона пожарной охраны, определяемое в соответствии с приложением к расписанию выезда, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, являющееся руководителем тушения пожара, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), а также при обстоятельствах, делающих невозможным исполнение им обязанностей руководителя тушения пожара, принимает решение о покидании им места пожара, назначив руководителем тушения пожара другое оперативное должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается диспетчеру гарнизона пожарной охраны и делается запись в соответствующих документах оперативного штаба пожаротушения.

РТП, осуществляя управление силами и средствами, несет полную ответственность за исход тушения пожара. В своей практической работе он опирается на оперативный штаб и другие органы управления (начальников участков тушения пожара, ответственных на участках действий на пожаре). Они помогают ему организовывать тактико-технические действия и постоянно управляют подразделениями в ходе тушения пожара.

РТП принимает решение, ставит задачи для исполнения подчиненным, организует взаимодействие и дает указания по организации управления всестороннего обеспечения тактико-технических действий на пожаре.

Руководитель тушения пожара :

· обеспечивает управление действиями подразделений на пожаре непосредственно или через оперативный штаб пожаротушения;

· устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия подразделений по тушению пожара и проведению АСР, порядок и особенности указанных действий;

· проводит разведку пожара, определяет его номер (ранг), привлекает силы и средства подразделений в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

· принимает решения о спасании людей и имущества при пожаре, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

· определяет решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;

· производит расстановку прибывающих сил и средств подразделений с учетом выбранного решающего направления, обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

· принимает решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других нештатных служб гарнизона пожарной охраны;

· организовывает связь на пожаре, докладывает диспетчеру об изменениях оперативной обстановки и принятых решениях;

· сообщает диспетчеру необходимую информацию об обстановке на пожаре;

· докладывает старшему должностному лицу гарнизона пожарной охраны об обстановке на пожаре и принятых решениях;

· обеспечивает выполнение правил охраны труда и техники безопасности личным составом подразделений, участвующим в тушении пожара и проведении АСР, и привлеченных к тушению пожара и проведению АСР сил, доводит до них информацию о возникновении угрозы для жизни и здоровья;

· обеспечивает взаимодействие со службами жизнеобеспечения, привлекаемыми к тушению пожара и проведению АСР;

· принимает решение о принятии мер по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки в очаге пожара и на объекте пожара для установления причины пожара;

· принимает меры по охране мест тушения пожара и ведения АСР до времени их окончания;

· составляет акт о пожаре;

· выполняет обязанности, возлагаемые настоящим Порядком на оперативный штаб пожаротушения, если указанный штаб на пожаре не создается;

· предусматривает при тушении затяжных пожаров резерв сил и средств для обеспечения успешного тушения возможного другого пожара.

РТП имеет право:

отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам гарнизона пожарной охраны, руководителям предприятий, органов власти и гражданам в пределах границ территории, на которой ведутся действия по тушению пожара и проведению АСР;

назначать оперативных должностных лиц на пожаре;

освобождать от выполнения обязанностей оперативных должностных лиц на пожаре;

получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от администрации организаций (объектов) и служб жизнеобеспечения;

принимать решения по созданию оперативного штаба пожаротушения, УТП (СТП);

принимать решения по привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара и проведение АСР, а также по изменению мест их расстановки;

определять порядок убытия с места пожара подразделений, а также привлеченных сил и средств.

Практика показывает, что каким бы подготовленным и тактически грамотным ни был РТП, он один не в состоянии руководить подчиненными на крупных и сложных пожарах. Тот РТП, который пытается все вопросы, большие и малые решать единолично, распыляет силы, теряет время и в результате не успевает сделать в срок главное. Особенно это справедливо для современных условий, когда намного увеличился объем работы по управлению силами средствами на пожаре, а время на ее выполнение резко сократилось. В этих условиях особенно проявляется необходимость умелого использования РТП в работе подчиненных органов управления. Только совместными усилиями можно в сжатые сроки всесторонне оценить обстановку, изыскать наилучшие пути использования имеющихся сил и средств и, тем самым, обеспечить успешное тушение пожара. Умение РТП опереться на оперативный штаб, способность сплотить организовать людей на решение стоящих задач составляет одно из важнейших качеств командира-единоначальника.

Похожие публикации