Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Правовое регулирование нотариальных действий в современной россии. Правовое регулирование обеспечения деятельности нотариуса У становление правомерности отказа в регистрации сделок

План………………………………………………………………………………..2

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Понятие нотариат, его история

1.1 Понятие нотариата……………………………………………………..4

1.2История возникновения нотариата……………………………………6

Глава 2Правовые основы нотариальной деятельности

2.1 Нотариальная деятельность…………………………………………...9

2.2 Правовые источники нотариального производства………………...17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...20

Введение

В последние годы в деятельности нотариата произошли определенные перемены. В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства, выходу в экономические пространства возникла необходимость реформирования нотариата. В 1993 году был принят новый закон о нотариате "Основы законодательства РФ о нотариате", который официально утвердил в стране частный нотариат. Отныне в одном экономическом пространстве существуют два нотариуса: государственный и частный. Разница между ними лишь в том, что государственный нотариус передает всю пошлину за совершение нотариальных действий государству и получает от него гарантированную заработную плату, нотариус, занимающийся частной практикой взимает тариф, который остается у него полностью (за исключением выплат налогов и других выплат, предусмотренных законом).

1.1 Понятие нотариата

Защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций в Российской Федерации возложена на различные органы, к которым относится и нотариат.

Термин «нотариат» многозначен и обозначает одновременно, во-первых, систему органов и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций), наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий, во-вторых, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность, в-третьих, учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

Уникальность института нотариата (имеется в виду нотариат латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, современный нотариат России позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. В настоящее время, можно с уверенностью сказать, что нотариат - это один из основных элементов современной правоохранительной системы государства, призванный, в первую очередь, обеспечивать защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, укреплять правопорядок и законность путем правильного, единообразного и своевременного совершения нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и юридических обязанностей, предупреждение возможного нарушения этих прав в будущем.

Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является продолжением, детализацией функции Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции РФ. С другой стороны нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте.

К нотариусу, как представителю юридической профессии, выполняющему публично-правовые функции, предъявляются очень высокие профессиональные и моральные требования. Этика – это основа практической деятельности нотариусов и доверия, которое оказывают им граждане. В ней заключены такие фундаментальные ценности как беспристрастность, честность, конфиденциальность и ответственность. Нотариус должен избегать ситуаций, связанных с конфликтом интересов, а также соблазном использовать каким-либо образом известную ему информацию о частной жизни граждан. Соблюдение нотариусами определенного свода этических правил является условием жизненности и выживания профессии. Для нотариуса соблюдение этических правил и ограничений является обязательным в силу их статуса, объема и характера получаемой информации, значимости решаемых вопросов.

Согласно ст. 1 «Основ законодательства РФ о нотариате», нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией России, Конституциями республик в составе России, данными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. При этом нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

1.2 История возникновения нотариата

Возникновение нотариата неразрывно связано с развитием гражданского оборота, необходимостью содействовать его субъектам в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. Нотариат возник как институт гражданского права, призванный защищать частную собственность и обеспечивающий бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. Исторически нотариат является составной частью правовой системы любой страны, так как осуществляемые нотариусом функции объективно необходимы и востребованы обществом.

Нотариат как институт имеет свою историю возникновения и развития, восходящую к времени Республики в Древнем Риме. Уже в тот период у римлян существовал особый институт должностных лиц (писцов), в функции которых входило оформление письменных распоряжений, даваемых магистрами и судебных формул, выносимых преторами. Лица, выполнявшие эти функции назывались "нотариусами" (notarii) от слова "notta" что означало стенографический знак, который применялся писцами для скорости записей, которые они вели.

Было две категории писцов: состоявшие на государственной службе и на содержании частных лиц. Состоявшие на государственной службе (scribae) избирались магистратом пожизненно, из римских граждан, не лишенных при этом гражданской чести. Они изготавливали публичные документы, вели общественные счета, делали выписки и выдавали копии с этих документов, а также готовили декреты и распоряжения магистрата и хранили их. Писцами, состоявшими на службе частных лиц (exceptores et notarii), были, как правило, работающие по найму, вольноотпущенные и рабы. Они исполняли писарские функции по усмотрению своего хозяина. Возникла и третья, особая категория лиц, занятых оформлением правовых документов и материалов - табеллионы (tabellio).

Табеллионы занимались составлением для всех желающих юридических актов и судебных бумаг - за вознаграждение и под контролем государства. Свои функции они могли отправлять только в конторах. Акты составлялись на гербовой бумаге из папируса, подписывались сторонами и свидетелями, удостоверялись подписью табеллиона, после чего опечатывались. Для придания документу, составленному табеллионом, характера публичного акта его необходимо было внести в судебный протокол, после чего спор о подлинности этого акта становился невозможным. Свои функции табеллионы осуществляли в специально отведённых помещениях на улицах городов и только в исключительных случаях - на дому.

Табеллионом мог стать только свободный римский гражданин, обладающий правовыми знаниями, «абсолютной честностью», принятый в корпорацию табеллионов и утверждённый в должности префектом города (позднее при Юстиниане необходимо было официальное разрешение заниматься этой профессией). Принадлежность к корпорации подразумевала, что они не состояли на службе государства и частных лиц. Но государство осуществляло контроль за деятельностью табеллионов. Например, табеллионы занимались составлением юридических актов и судебных бумаг для граждан за плату, размер которой устанавливался государством.

Институт нотариата был учреждён римской церковью. Следы его возникновения ведут к концу II - началу III века. Слово «нотариат» происходит от лат. notta - знак, который используется для скорости записи. В эпоху гонений христиан нотариусы тем же способом записывали всё, что говорили мученики и исповедники веры перед своими судьями, и передавали это в назидание верующим. Благодаря стенографическим записям нотариусов церковь получила богатый материал для своей истории в первые века. В то время нотариат уже являлся вполне организованным учреждением с иерархическим расчленением и ясно обозначившимися формами деятельности. Несколько позже деятельность нотариусов получила законодательную регламентацию и широко распространилась в крупнейших городах Италии, а далее уже и в Европе.

В России первое упоминание о нотариате содержалось в Псковской судной грамоте (XV век). Она содержала положение, согласно которому отдавалось предпочтение письменному акту перед всеми другими (появление письменных доказательств указывает на существование института нотариата). Так, например, ст. 14 Псковской судной грамоты предъявляла к завещанию определённые формальные требования: оно должно было быть составлено в письменном виде и храниться в архиве Кремля. Оформление завещаний, как и других сделок, производилось княжим писцом, но в этой статье содержалась ссылка на то, что документы могли удостоверяться и другими лицами. Кроме того, ст. 50 указывала на то, что на документ должна быть наложена княжеская печать, для чего необходимо было обратиться в архив Троицкого собора либо непосредственно к князю. К числу единоличных органов, удостоверяющих сделки (такие, как дарственные, завещания), Псковская судная грамота относила и попов. Дальнейшее развитие этот институт получил в Белозерской таможенной грамоте 1497 года, где ст. 9 закрепляла состав органов, исполняющих функции, аналогичные нотариальным., устанавливая примитивные формы участия государства при заключении сделок. Так, например, при совершении таких сделок, как купля-продажа лошадей, должны были присутствовать наместники, удостоверяющие факт заключения такой сделки, взимая при этом определённую плату. Следующий шаг в развитие нотариата в России внёс Судебник 1550 года («Царский Судебник»). По этому нормативному акту удостоверение таких сделок, как договоры займа, возлагалось на судебные органы.

1. Правовые источники нотариальной деятельности

Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет немаловажное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора правовой нормы, которой следует руководствоваться при совершении того или иного нотариального действия.

1) основным источником любой отрасли российского права выступает Конституция Российской Федерации. В ней закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8), недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17), равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23); право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования (ст. 35); свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36), и иные права. Одной из центральных по значимости является норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт;

2) федеральные законы. К ним в первую очередь относятся Основы законодательства РФ о нотариате, принятые Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, в том числе совершение отдельных нотариальных действий. Статья 333.24 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совершение нотариальных действий. Гражданский кодекс РФ закрепляет случаи нотариального удостоверения сделок, определяет существо конкретных нотариальных действий;

3) законы субъектов РФ Так как согласно ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения, то по вопросам нотариата может осуществляться правовое регулирование субъектами РФ;

4) нормативные акты Президента РФ Например, Положение о консульском учреждении РФ от 5 ноября 1998 г., Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»;

5) постановления Правительства РФ К их числу можно отнести: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг», устанавливающее, что нотариусы при наличии у них оснований полагать, что сделки или финансовые операции, совершаемые их клиентами, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу;

6) акты федеральных органов исполнительной власти Указанные акты принимаются по целому ряду вопросов, в том числе и в случаях, прямо указанных в Основах законодательства РФ о нотариате. Так, немаловажны для нотариальной деятельности Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г., Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ от15 марта 2000 г. № 91, также Приказ Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах»;

7) согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяется Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция от 22 января 1993 г.) и другие международные соглашения и договоры.

2. Финансовое обеспечение нотариальной деятельности

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, а также другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ. Государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета РФ. Таким образом, предоставленные помещения, ремонт, оплата коммунальных услуг, обеспечение оргтехникой и канцелярскими товарами, мебелью, выплата заработной платы нотариусам и сотрудникам нотариальной конторы – все это оплачивается из бюджета. Сюда же относится возмещение ущерба, нанесенного гражданам в результате незаконных действий нотариуса.

Нотариус, занимающийся частной практикой, взыскивает тариф, равный государственной пошлине, установленной ст. 333.24 НК РФ. В иных случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Все расходы, связанные с совершением нотариальных действий и обеспечением сохранности документов, он оплачивает из взимаемого нотариального тарифа; оплачивается: аренда помещения, коммунальные платежи, канцелярские товары, страховые взносы, взносы в нотариальную палату, заработная плата сотрудникам нотариальной конторы, подоходный налог, взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Клиенты нотариуса обязаны оплатить государственную пошлину до совершения нотариальных действий.

Налоговым кодексом РФ, к примеру, установлены следующие размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий государственными нотариусами:

1) за удостоверение доверенностей на совершение сделок, требующих нотариальной формы, – 200 рублей;

2) за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, – 200 рублей;

3) за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций – 500 рублей;

4) за удостоверение соглашения об уплате алиментов – 250 рублей;

5) за удостоверение брачного договора – 500 рублей;

6) за удостоверение договоров поручительства – 0,5 % суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 200 рублей и не более 20 000 рублей;

7) за удостоверение соглашения об изменении или о расторжении нотариально удостоверенного договора – 200 рублей;

8) за удостоверение завещаний, за принятие закрытого завещания – 100 рублей;

9) за вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания – 300 рублей;

10) за совершение исполнительной надписи – 0,5 % взыскиваемой суммы, но не более 20 000 рублей;

11) за принятие мер по охране наследства – 600 рублей;

12) за совершение протеста векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта и за удостоверение неоплаты чека – 1 % неоплаченной суммы, но не более 20 000 рублей;

13) за выдачу дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти, – 100 рублей.

Причем, за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза.

Льготы для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством о государственной пошлине, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий, составлении проектов документов, выдаче копий и выполнении технической работы как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и нотариусами, занимающимися частной практикой. От уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом;

2) инвалиды I и II группы – на 50 % по всем видам нотариальных действий;

3) физические лица – за удостоверение завещаний имущества в пользу РФ, субъектов РФ и (или) муниципальных образований;

4) общественные организации инвалидов – по всем видам нотариальных действий;

5) физические лица – за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании:

а) жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;

б) имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина РФ по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям. К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами;

в) вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством РФ об интеллектуальной собственности, пенсий.

Наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическими расстройствами, над которыми установлена опека, освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях независимо от вида наследственного имущества;

6) школы-интернаты – за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких школах;

7) воинские части, организации Вооруженных сил РФ, других войск – за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба и иные категории граждан и организаций.

Современное законодательство о нотариате представляет собой целый комплекс разноотраслевых нормативно-правовых актов, в центре кᴏᴛᴏᴩого, находится Конституция Российской Федерации.

Все основные правовые принципы статуса нотариата, его цели и задачи следуют из Конституции РФ.

Именно в Основном законе закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, недопустимость осуществления прав и ϲʙᴏбод с нарушением прав и ϲʙᴏбод других лиц, равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования; ϲʙᴏбода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если ϶ᴛᴏ не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц; право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д.

Анализируя Конституцию РФ как источник нотариального права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения деятельности нотариата, и специальные, конкретно определяющие основополагающие принципы развития нотариата.

Общие нормы провозглашают, прежде всего, что Россия – демократическое, правовое государство. Это положение и будет отправной точкой для деятельности нотариата.

Характеристика Российской Федерации как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в т.ч. при подготовке и принятии решений о нотариате и нотариальном процессе, должны превалировать принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Особенно актуальным ϶ᴛᴏ будет в условиях борьбы за создание нового законодательства о нотариате, когда многие выступают с политическими заявлениями о том, что России не нужен латинский нотариат, настаивают на огосударствлении нотариата, что было присуще советской правовой системе.

Как мы уже отметили, систему нотариального права составляет четкая иерархия нормативно-правовых актов во главе с Конституцией. Наряду с Основным законом ϶ᴛᴏ ряд кодифицированных и иных законодательных актов, подзаконные и ведомственные нормативные акты. Изучим их более подробно, но прежде обратимся к разграничению полномочий Российской федерации и ее субъектов в области правового регулирования организационных основ нотариата.

С учетом федеративного устройства России Конституция РФ определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст.71) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст.72) в области прав человека и гражданина. Так, в ведении Федерации находятся регулирование и защита прав человека и гражданина. Нотариат же, согласно пп. «л» п.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении.

Отдельные исследователи, стоят на позиции необходимости включения нотариата в исключительное веденье РФ. Так, Т.Калиниченко отмечает: важно определить на федеральном уровне предоставление права субъектам Федерации осуществить переход на единую организационную форму нотариата, исходя из того, что нотариус имеет отношение ко всему комплексу гражданско-правовых отношений, регламентированных ГК РФ и ГПК РФ. Это может быть достигнуто путем распространения норм ст.71 Конституции РФ на нотариат и нотариальный процесс, кᴏᴛᴏᴩые должны определить исключительные полномочия Федерации по вопросу о нотариате и нотариальном процессе, предусмотрев систему федерального нотариата, обеспечивающего специальный федеральный статус нотариуса, включающий не только уровень его федеральных нотариальных полномочий, но и систему ответственности нотариусов и их сообществ, контроля государства за осуществлением нотариального процесса и т. д. .

По нашему мнению, достаточным будет уже действующее законодательное закрепление. Единственное, что крайне важно добавить – идеальным вариантом разграничения полномочия Российской Федерации и ее субъектов будет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее соглашение. Примером такого разграничения будет Соглашение от 27 мая 1996 г. N 12 между Правительством Российской Федерации и администрацией Иркутской области о разграничении полномочий в сфере нотариата, адвокатуры и подготовки юридических кадров. В нем четко расписаны полномочия «центра» и субъекта, что исключает возникновение проблем и противоречий на практике.

Центральным кодифицированным актом, регулирующим основы нотариата, будут Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.) (далее по тексту – Основы)

Наряду с основами крайне важно выделить следующие кодифицированные акты:

Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.);

Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г);

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) и др. законодательные акты.

Среди нормативных актов направленных на регулирование организационных основ нотариата отдельно крайне важно выделить подзаконные нормативные акты: указы президента РФ и постановления правительства РФ. Стоит заметить, что они не должны противоречить вышеназванным законам. Исключая выше сказанное, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные основам нотариата, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Таким образом, ϶ᴛᴏ:

Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов";

Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-I "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";

Постановление Президиума ВС РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР".

Наряду с законодательными и подзаконными нормативными актами крайне важно выделить и ведомственные акты.

В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно ϶ᴛᴏму акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, ϲʙᴏбоды и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При ϶ᴛᴏм акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Таким образом, среди ведомственных нормативных актов необходимо выделить:

Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах";

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Стоит сказать - положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности"

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса"

Стоит сказать - положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97);

Приказ Минюста РСФСР от 16 октября 1991 г. N 152/13-3-23 "Об утверждении Инструкции о порядке приϲʙᴏения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР";

Приказ Минюста РФ от 19 августа 1976 г. N 32 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР";

Письмо МНС РФ от 29 ноября 2002 г. N ММ-6-09/1846@ "О государственной регистрации нотариальных палат".

Письмо ПФР от 1 октября 1997 г. N ЛЧ-16-28/7063 "О нотариусах, занимающихся частной практикой"

Письмо Минюста РФ от 13 мая 1997 г. N 09-11-1924-96 О неправомерности отказа нотариусов совершать исполнительные надписи на документах, представляемых ломбардами; и др.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования крайне важно выделить и материалы судебно-арбитражной практики. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не будет источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как ϶ᴛᴏ принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. По϶ᴛᴏму важно обозначить обзоры арбитражной практики по делам, связанным с основами нотариата. В виду того, что таких обзоров в природе не существует, выделим, в качестве примера, постановления по конкретным делам:

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 1995 г. N С4-7/ОП-84 О подведомственности арбитражным судам споров с участием физических лиц, являющихся частными нотариусами;

Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 28 мая 1993 г. N С-13/ОСЗ-169 "В связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 марта 1981 г. N 1 "О практике применения cудами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении" (в ред. от 21 декабря 1993 г.) (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г.).

Отдельно крайне важно остановиться на таком источнике правового регулирования основ нотариата, как решения Конституционного суда РФ.

В качестве примера можно выделить:

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2002 г. N 188-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кувшиновой Маргариты Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 120-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Руппель Светланы Карловны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"

Необходимо отметить, что названные определения Конституционного Суда Российской Федерации окончательны и обжалованию не подлежит, что по юридической силе приближает их к Основному закону страны.

В заключение рассмотрения вопроса правового регулирования основ организации нотариата, хотелось бы акцентировать внимание на необходимости дальнейшего совершенствования института нотариата. Так, крайне важно принятие федеральных законов "Об обязательном страховании профессиональной ответственности нотариусов", "О нотариальном тарифе" и ряда изменений и дополнений в действующие Основы.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года.

Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г. – с.37.

Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г. – с.38.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 11 марта 1993 г. - N 10. - Ст. 357.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 августа 1998 г. - №31. - Ст. 3824.

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - №32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 января 1996 г. - N 5. - Ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 декабря 2001 г. - N 49. - Ст. 4552.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 июня 1996 г. - №25. - Ст. 2954

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 января 1996 г. - N 1. - Ст. 16.

Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 июля 2002 г. - N 30. - Ст. 3036

Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Российская газета. - 13 марта 1993 г.

Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 20 мая 2002 г. - N 20.

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Стоит сказать - положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - N 8. - 2000 г.

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - N 7. - 2000 г.

Стоит сказать - положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97) // Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1997 г. - №7.

Приказ Минюста РСФСР от 16 октября 1991 г. N 152/13-3-23 "Об утверждении Инструкции о порядке приϲʙᴏения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР" // Сборник основных нормативных правовых актов о федеральной юстиции. - 2002 г. - том4.

Письмо ПФР от 1 октября 1997 г. N ЛЧ-16-28/7063 "О нотариусах, занимающихся частной практикой" // Финансовая Россия. - №38. -1997 г.

Письмо Высшего арбитражного суда РФ от 28 мая 1993 г. N С-13/ОСЗ-169 "В связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. - N 7. - 1993 г.

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 марта 1981 г. N 1 "О практике применения Судами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении" // Сборник постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации. – М.: Юридическая литература. – 1994.

Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 22 июля 2002 г. - N 29. - Ст. 3007.

При совершении юридических действий нотариусу непосредственно становятся известны многие факты частной жизни человека, без знания которых невозможно осуществление полномочий. Гражданин вынужден предоставить документы, в которых могут содержаться сведения, составляющие врачебную или банковскую тайну, либо сведения, которые нежелательно предавать огласке. Поэтому тайна нотариального действия призвана обеспечивать неприкосновенность частной жизни индивидуума.

Рассматривать ее можно двояко - как обязанность нотариуса и как элемент информационных ресурсов, относящихся к категории с ограниченным доступом.

В Российской Федерации нотариус, впервые назначаемый на должность, приносит присягу: "Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку" (ст.14 Основ о нотариате).

Тайна нотариального действия - профессиональная тайна. В отличие, например, от банковской и врачебной тайн, она не способствует установлению доверительных отношений, а является только гарантом неприкосновенности частной жизни, поскольку лицо, обратившееся к нотариусу, должно предоставить те или иные факты, касающиеся его личной жизни (в противном случае нотариальное действие не будет произведено)[ Кудинов О. А. Нотариат в Российской Федерации. М., 2008. С. 104.].

Главная особенность нотариата и заключается в том, что в его лице государство опосредованно выражает свою волю. Как судья провозглашает решение от имени Российской Федерации, так и нотариус выступает от имени государства, а не от себя лично. Подобная близость к судебным органам и способствует тому, что проводится аналогия между судом и нотариусом, судебными и нотариальными актами и т. д.

Гарантии нотариальной деятельности направлены на то, чтобы отделить нотариуса от сторон гражданских правоотношений, обратившихся к нему, обозначить его как носителя публичной власти и независимого арбитра.

Гарантии нотариальной деятельности - это юридически значимый механизм обеспечения рассматриваемой деятельности, неукоснительно реализуемый на основе конституционного закрепления права гражданина на квалифицированную юридическую помощь как на законодательном, так и на правоприменительном уровне[ Плетнев М. Ю. Нотариат. М., 2006. С. 57.].

Статья 5 Основ законодательства РФ о нотариате предусматривает следующие гарантии нотариальной деятельности:

Беспристрастность;

Независимость;

Руководство только Конституцией РФ и законом (Основы о нотариате более подробно определяют правовую базу деятельности: "Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами");

Нотариальную тайну.

Особенностью нотариальной деятельности является то, что нотариус непосредственно не создает материальных ценностей. Предмет его труда - информация, а характер труда - умственный. Но одним из признаков нотариальной службы выступает возмездность. Это означает, что законодательство устанавливает порядок оплаты нотариальной деятельности. Он различается в зависимости от того, в какой форме она осуществляется - работа в государственной нотариальной конторе или частная практика.

Согласно ч. 5 ст. 23 Основ о нотариате государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета. Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, являются служащими, получающими зарплату, или, как сейчас принято говорить, "бюджетниками".

Зарплата нотариуса состоит из должностного оклада, устанавливаемого в зависимости от разряда Единой тарифной сетки (присваивается руководителем органа юстиции), надбавки за классный чин и других надбавок (за руководство нотариальной конторой, руководство стажерами и т. д.). Несмотря на то, что в регионах нотариусам присваивают, как правило, максимальный разряд ЕТС (в частности, в Архангельской области - 14-й разряд, в высшем учебном заведении такой разряд присваивается доценту), заработная плата государственного нотариуса значительно отличается от дохода, что получает практикующий юрист в других сферах (прокуратура, суд, адвокатура, частная юридическая практика и т. д.). В некоторых регионах намечается тенденция к увеличению числа государственных нотариусов, что обусловлено такими обстоятельствами, как увеличение числа лиц с высшим юридическим образованием, снижение заработков частнопрактикующих нотариусов, криминализация частного бизнеса[ Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. М., 2008. С. 151.].

Ни одна система публичных органов не может быть эффективной на все сто процентов. Вполне возможна ситуация, когда нотариус будет злоупотреблять собственными полномочиями, нарушать действующее законодательство. Не исключено, что он может и ошибиться в процессе рассмотрения сложившейся правовой ситуации. Как форму реагирования на нарушение нотариусом правовой нормы действующее законодательство устанавливает меры ответственности.

Ответственность нотариуса должна отвечать следующим двум интересам - защите прав граждан, обратившихся к нему (восстановительная и предупредительная функции), и наказанию лица, посягнувшему на нарушение закона. Цели применения мер ответственности - частная превенция (воспитание правонарушителя) и общая превенция (воспитание других нотариусов). Ничто не порождает полное беззаконие так, как безответственность. Это справедливо и в отношении нотариальной деятельности. Тем более что она затрагивает права и свободы граждан и может повлечь причинение серьезного ущерба. Поэтому механизм применения мер ответственности должен быть четким и эффективным.

Ответственность подразделяется на виды. Общая классификация включает в себя административную, дисциплинарную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В соответствии со ст. 17 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке[ Черемных И. Г. Теоретические основы независимого нотариата России. М., 2006. С. 169.]. В случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, его деятельность может быть прекращена судом. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет ответственность в установленном законом порядке. В случае непредставления либо несвоевременного представления в налоговый орган определенных сведений, нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

  • Введение

правовой нотариальный сделка недвижимость

Актуальность темы исследования. Последние годы характеризуются возросшим интересом со стороны теоретиков и практиков к реформированию российского нотариата. Уверенность в неизбежности изменений возрастает с появлением каждого нового акта, посвященного данному процессу, начиная с Концепции проекта закона «О нотариате и нотариальной деятельности» (в нескольких вариантах) и заканчивая проектом федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности».

Объективная необходимость готовящегося реформирования объясняется в основном наличием ряда нерешенных проблем, приобретших неустранимый имеющимися средствами характер, а также качественно новым пониманием нотариата как одного из важнейших институтов отечественной юстиции.

Фундаментальное реформирование отношений собственности явилось объективным фактором современного выделения роли и значимости института нотариата.

Цель исследования - характеристика нотариальной деятельности в сфере недвижимости как объекта правового регулирования. В соответствии с данной целью сформулированы исследовательские задачи:

1. Определение общих направлений правового регулирования нотариальной деятельности при удостоверении сделок с недвижимостью с учётом понимания сделки и требований к порядку их заключения в категориях гражданского законодательства.

2. Анализ специальных направлений правового регулирования нотариальной деятельности при удостоверении сделок с недвижимостью, в том числе - проверки законности нотариально удостоверенных договоров.

1.Общие вопросы правового регулирования нотариального удостоверения сделок с недвижимостью

1.1 Понятие сделки в гражданском законодательстве и требования к её нотариальному удостоверению

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность нотариусов, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (с посл. изм. и доп.) (далее - Основы). Их принятие было закономерным явлением в связи с зарождением имущественного оборота, объективной необходимостью защиты частной собственности, вовлечением в гражданский оборот недвижимости, земли и иного дорогостоящего имущества. Основы о нотариате пошли по пути учреждения свободного нотариата, т.е. ввели институт свободных нотариусов - независимых представителей государства.

Сделки, касающиеся недвижимости, а также некоторые другие виды сделок подразумевают их официальное удостоверение (регистрацию). В ряде случаев эту функцию выполняют государственные органы. Однако не все сделки требуют обязательной государственной регистрации или нотариального удостоверения. В то же время, при совершении сделки физическим или юридическим лицом зачастую необходимо нотариальное удостоверение сделки в качестве гарантии ее исполнения Калиниченко Н.Г. Конституционные основы деятельности нотариата //Рос. юстиция 2011. - №7. С. 40 .

Согласно Гражданскому кодексу РФ, сделкой являются действия с целью установления, изменения или прекращение прав и обязанностей. Как гласит ст. 163 ГК РФ, нотариальное удостоверение сделки - это совершение на документе удостоверительной надписи нотариуса либо должностного лица, обладающего правами совершать такие действия.

В общих чертах, нотариальное удостоверение сделки обязательно в двух случаях:

1. Случаи, определенные законом (ГК РФ);

2. Случаи, не требующие заверения по закону, но оговоренные соглашением сторон.

В частности, нотариальное удостоверение сделок необходимо при заключении:

Договор об ипотеке,

Договор ренты и пожизненного содержания с иждивением,

Брачный договор,

Соглашение о выплате алиментов,

Завещаний,

Доверенностей на транспортные средства (на управление или генеральные доверенности),

Доверенность на совершение сделок, подлежащих нотариальному заверению,

Доверенность (согласие супруга) на совершение сделок другим супругом в части недвижимого имущества,

Оформлений наследственных прав при отсутствии споров,

Закладные на заложенное имущество,

Договора перевода долга, а также уступки требования по ранее нотариально удостоверенной сделке,

Соглашение между сторонами по вопросу обращения заложенного имущества без привлечения суда,

Соглашение о расторжении или изменении ранее удостоверенного нотариально договора Романовский Г.Б. Нотариальная контора - офис или субъект правоотношений //Нотариус. - 2011. - №4. С. 37 .

1.2 Виды сделок с недвижимостью, требующие нотариального удостоверения, и порядок совершения нотариальных действий при их удостоверении

Совершение сделок, в особенности сделок, касающихся недвижимого имущества, предпочтительно заверять нотариально. Гражданское право предполагает, что все, что не запрещено - разрешено. Данный принцип распространяется и на нотариальное заверение сделок, не подлежащих обязательному удостоверению согласно ГК РФ.

В соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью является обязательным лишь для небольшой группы следующих договоров:

договоров ипотеки (залога недвижимости) - в соответствии со ст.332 ГК РФ;

договоров ренты - в соответствии со ст.584 ГК РФ.

Несоблюдение нотариальной формы для указанных типов договоров с недвижимостью в соответствии со ст.165 ГК РФ влечет их недействительность. Такие договоры считаются ничтожными.

Для всей остальной массы сделок с недвижимостью нотариальное удостоверение не требуется, за исключением случая, когда в силу п.2 ст.163 ГК РФ стороны пришли к взаимному соглашению о нотариальном удостоверении сделки, хотя бы по закону для сделок данного вида это и не требовалось.

Так, в силу ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости сегодня должен быть заключен в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Нотариальная форма для такого договора не является обязательной и может быть ему придана лишь по взаимному соглашению сторон. Аналогичные требования Гражданский кодекс РФ предъявляет к форме иных сделок с недвижимостью: мена, дарение, аренда и т.п. Все они также могут быть заключены в простой письменной форме.

Вместе с тем, представляют интерес соображения, которыми руководствовался законодатель, когда устанавливал обязательную нотариальную форму для определенных (ипотека и рента) сделок с недвижимостью.

Здесь прежде всего следует сказать о том, что участие нотариуса в оформлении сделок с недвижимостью во всех странах (и Россия не является в этом исключением) определяется важностью обеспечения стабильности оборота недвижимости, являющейся в принципе основой экономических отношений в обществе. Стабильность оборота недвижимости в данном случае достигается реализацией нотариусом своих полномочий, когда, удостоверяя сделку с недвижимостью, нотариус принимает на себя всю полноту ответственности за ее юридическую действительность. В результате нотариального удостоверения письменным сделкам с недвижимостью придается особый характер бесспорных доказательств. Именно в особой «повышенной» доказательственной силе договоров, прошедших нотариальное удостоверение, и состоит основной отличительный характер нотариальной формы сделки от простой письменной формы сделки.

Поскольку задачей нотариуса является обеспечение прав и защиты законных требований граждан, нотариальное заверение сделки позволит получить больше гарантий. И если сделка не подлежит обязательному нотариальному заверению, в случае возникновения споров, при нотариально заверенном документе будет наложено взыскание по принципу «исполнительной надписи». На практике это означает, что возникшие споры могут быть разрешены без обращения в суд. При этом принудительное взыскание будет осуществлено посредством наложения исполнительной надписи на нотариально заверенный ранее документ при обращении к нотариусу. В конечном итоге данные действия позволяют значительно сэкономить средства на урегулирование споров. Нотариально оформленные сделки позволяют гражданам обрести уверенность и защищенность.

Квалифицированный нотариус берет на себя обязанность по проверке законности сделки, удостоверяется в правах сторон, проверяет личность граждан, принимающих участие в сделке, а также их способность на заключение сделки (правовую и физическую), подвергает проверке принадлежность предмета сделки. Кроме того, в рамках совершения сделки нотариус может предоставить необходимую правовую консультацию, проводит подготовку документации в соответствии с действующим законодательством, разъясняет права и обязанности, а также возможные последствия действий или бездействия в отношении сделки Шахбазян А.А. Правовая природа удостоверительной деятельности нотариуса //Нотариус. 2011. № 5. С. 6 - 7. .

При обращении в нотариальную контору по вопросу удостоверения сделки, действует принцип «в одно окно». Этот принцип означает, что, если для проведения сделки необходимо предоставление организациями или учреждениями дополнительных документов, нотариус истребует их самостоятельно, обеспечивая интересы лица, обратившегося к нотариусу.

Еще одним преимуществом нотариального удостоверения сделок является то, что запись о совершении соответствующей сделки заносится в регистрационный журнал, а нотариально заверенные документы хранятся в архиве нотариальной конторы длительный срок. В случае утери документов гражданин может в любое время обратиться в нотариальную контору для получения дубликата.

Необходимо отметить, что, если заключаемая сделка должна быть по закону нотариально удостоверенной, однако не была оформлена с соблюдением нотариальной формы, такая сделка признается ничтожной (недействительной).

2.Порядок проверки законности нотариально удостоверенных договоров в сфере недвижимости

2.1 Определение правомерности государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Идея о том, что нотариально удостоверенные сделки с недвижимостью не должны подвергаться дополнительной проверке регистратором либо должны проверяться «по сокращенной программе», существовала в нотариальном сообществе начиная с 1994 г. Этой идее активно сопротивлялись регистраторы, при этом в качестве основного аргумента звучало то, что закон возлагал на них ответственность за действительность зарегистрированных прав независимо о того, удостоверена сделка нотариально или нет.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в течение 16 лет своего действия не делал какого-либо различия между порядком правового исследования договоров, совершенных в простой письменной форме, и нотариально удостоверенных договоров. Все они в соответствии со ст. 13 этого закона были объектом правовой экспертизы документов, проверки законности сделки, в том числе установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.

Теперь абзац третий п. 1 ст. 13 Закона о регистрации звучит иначе и относит к компетенции регистратора: «правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Аналогичные изменения внесены и в абзац одиннадцатый п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, в которой из состава правовой экспертизы нотариально удостоверенных сделок также исключена проверка законности сделки.

Следствием вышеуказанных изменений стало введение в Закон о регистрации положения о том, что «при государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, не несут ответственность за законность сделки» (абзац четвертый п. 1 ст. 31 Закона о регистрации).

Итак, с одной стороны, сделки, удостоверенные нотариально, не подлежат проверке на законность регистратором, а с другой стороны, с регистратора снята ответственность за законность сделки. Законность удостоверяемой им сделки проверяет нотариус, он же несет ответственность (прежде всего материальную) за удостоверение незаконной сделки.

Единственное понятие, подлежащее в этом случае максимально точному определению, - понятие законности сделки. Без этого споры между нотариусами и регистраторами, заложниками которых будут участники сделок, не прекратятся, а процесс оформления прав на недвижимость по нотариально удостоверенным сделкам не упростится.

Попробуем найти ответ на этот вопрос в законодательстве. Статья 163 ГК РФ содержит положение о том, что «нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение». Хотя определение понятия законности сделки здесь отсутствует, но из этой формулировки можно однозначно заключить, что в эту проверку входит проверка права сторон на совершение сделки. Статья 54 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате включает норму о том, что «нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона». Из этого можно заключить, что нотариус несет ответственность за соответствие закону содержания удостоверяемой сделки.

Более подробно порядок деятельности нотариуса при установлении сделок с имуществом регламентируют Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации. Пункт 10 Рекомендаций предписывает нотариусам при удостоверении сделок с имуществом проверять:

принадлежность этого имущества на праве собственности или ином вещном праве;

наличие сособственников;

наличие обременений, запрещения отчуждения или ареста данного имущества.

Пункт 11 Рекомендаций при совершении сделок с недвижимым имуществом требует от нотариуса проверять документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Пункты 15-18 Рекомендаций говорят о необходимости проверки наличия согласия на совершение сделки, когда необходимость такого согласия и запроса такого согласия предусмотрена законодательством (п. 2 ст. 295, п. 1 ст. 297, п. 2 ст. 250, п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 37, п. 4 ст. 292 ГК РФ, ст. 35 Семейного кодекса РФ). Вполне очевидно, что все правила служат этой цели: не будет законной сделка, если отчуждение производится лицом, не имеющим вещного права на её предмет; наличие сособственников ставит вопрос о соблюдении правил п. 2 ст. 250 ГК РФ); наличие или отсутствие согласия влияет на решение вопроса о праве лица на совершение сделки; незаконным может быть совершение сделки при наличии ареста, запрещения; наличие обременения предполагает его обязательное указание в договоре, а в некоторых случаях требует согласия на сделку (например, иногда при ипотеке).

На основании Закона о регистрации также непросто установить, что именно относится к проверке законности сделки, а что составляет иные аспекты правовой экспертизы документов. Из новой формулировки гг 1 ст. 13 Закона о регистрации можно заключить, что правовая экспертиза, по общему правилу, включает в себя проверку законности сделки, а кроме того, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления. Из такой формулировки следует вывод, что для нотариально удостоверенных сделок из правовой экспертизы исключается только проверка законности сделки, а все остальные элементы правовой экспертизы присутствуют.

Таким образом, правовая экспертиза нотариально удостоверенной сделки включает в себя:

а) установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами,

б) установление других оснований для отказа в государственной регистрации,

в) установление оснований для приостановления государственной регистрации.

Приходя к такому выводу из текста новой редакции п. 1 ст. 13 Закона о регистрации, мы исключили для себя иное толкование этой нормы, которое могло бы заключаться в том, что нотариально удостоверенные сделки вообще не подлежат правовой экспертизе. Во-первых, такое толкование не вытекает из текста анализируемой нормы. Если бы ее авторы имели в виду исключение правовой экспертизы для нотариально удостоверенных сделок и невозможность отказа в их регистрации, они так бы и написали: «Нотариально удостоверенные сделки не подлежат правовой экспертизе». Однако это означало бы невозможность отказа в регистрации прав на основании таких сделок, что абсолютно не соответствовало бы стабильности гражданского оборота.

2.2 У становление правомерности отказа в регистрации сделок

Законодательство разграничивает проверку законности и иные элементы правовой экспертизы, в особенности, в отношении установления противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами. Очевидно, что с этой целью регистратор должен обратиться к реестру для проверки, является ли лицо, осуществляющее распоряжение имуществом (продавец, даритель, арендодатель и пр.), обладателем вещного права на него на момент регистрации, т.е. фактически проверить законность сделки с точки зрения права одной из сторон на ее совершение, что уже было сделано нотариусом при удостоверении сделки (он проверил правоустанавливающие документы и запросил выписку из ЕГРП3). Из этого можно заключить, что данный вид проверки не включается в проверку законности сделки в смысле п. 1 ст. 13 Закона о регистрации. Это вполне соответствует и реальной практике регистрации, поскольку могут существовать ситуации, когда после выдачи выписки из ЕГРП, но до удостоверения договора собственник объекта уже произвел отчуждение объекта другому лицу, о чем нотариусу не было известно.

Теперь обратимся к деятельности по установлению других оснований для отказа в государственной регистрации. Нужно отметить, что закон не исключает для нотариально удостоверенных договоров применения каких-либо оснований для отказа в регистрации, установленных ст. 20 Закона о регистрации, как это сделано для случаев государственной регистрации по требованию судебного пристава-исполнителя (п. 1.1 ст. 20 Закона о регистрации) или на основании судебного решения (п. 1 ст. 28 Закона о регистрации). Вместе с тем исключение правовой экспертизы нотариально удостоверенных договоров, безусловно, должно сокращать перечень возможных причин отказа в регистрации, иначе такое изменение закона не имело бы никакого смысла.

Последовательное рассмотрение оснований отказа, перечисленных в ст. 20 Закона о регистрации, приводит к выводу, что нотариальное удостоверение договора и проверка его законности нотариусом не может полностью исключить применение большинства оснований отказа. Так, например, нельзя исключить обращение в Росреестр за регистрацией перехода права на морское судно на основании нотариально удостоверенного договора (абзац 2 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации), с заявлением о регистрации права на основании нотариально удостоверенного договора может обратиться лицо, не имеющее соответствующих полномочий (абзац 3 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации) и т.д. Нужно отметить, что ряд оснований отказа сформулирован весьма неудачно, в связи с чем на практике они очень редко применяются.

По статистике, наиболее часто используемым основанием для отказа является абзац 4 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации: «документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства6. Поскольку в этом основании речь идет о соответствии законодательству, логично предположить, что если в отношении договора нотариусом проведена проверка его законности, то любые несоответствия договора законодательству должны быть исключены. Нужно отметить, что данный абзац на самом деле содержит два различных основания для отказа - несоответствие закону по форме и несоответствие закону по содержанию. Начнем с формы. Применительно к нотариально удостоверенным договорам важно прежде всего соблюдение требований к нотариальной форме их удостоверения. Разумеется, большинство нотариально удостоверенных договоров не имеет нарушений требований к форме их нотариального удостоверения. Однако значит ли это, что регистратор, видя перед собой договор, исполненный на бланке нотариуса, не может и не должен проверить соблюдение всех правил нотариального удостоверения? Ведь нельзя исключить, что на представленном на регистрацию экземпляре по технической ошибке может отсутствовать печать нотариуса либо может быть использована неправильная форма удостоверительной надписи. Как представляется, регистратор может и должен проверять данные обстоятельства, поскольку при описанных нарушениях договор не может считаться нотариально удостоверенным, что, в свою очередь, должно исключать применение к нему правил рассмотрения нотариально удостоверенных договоров.

Кроме того, сам Закон о регистрации содержит определенные общие требования к форме документов, которые сформулированы в ст. 18: в установленных законодательством случаях документы должны быть скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц; тексты документов должны быть написаны разборчиво, не иметь подчисток либо приписок, зачеркнутых слов, не могут быть исполнены карандашом, а также иметь серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание. С учетом этих требований вполне можно представить, что после нотариального удостоверения договора в него могут быть внесены неоговоренные исправления, сделаны подчистки и приписки, а сам договор может быть порван и измят настолько, что однозначно истолковать его содержание нельзя. Таким образом, следует признать, что отказ в регистрации права на основании нотариально удостоверенного договора возможен как в связи с нарушениями нотариальной формы договора, так и в связи с нарушением общих требований к форме документов, установленных ст. 18 Закона о регистрации.

Установим, может ли регистратор, не имеющий права проверять законность сделки, отказать в регистрации права по данному основанию. Для ответа на этот вопрос требования к содержанию можно разделить на две группы. Первая группа относится к сведениям, которые в обязательном порядке должны содержаться в правоустанавливающих документах. Эти требования перечислены в ст. 18 Закона и Правилах ведения ЕГРП7. В частности, в ст. 18 указано, что правоустанавливающие документы должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП, содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права. Кроме того, они должны включать наименования юридических лиц без сокращения, с указанием их места нахождения, а также полностью написанные фамилии, имена, отчества и адреса места жительства физических лиц. В правилах ведения ЕГРП эти требования конкретизируются (см. п. 18 Правил и др.). Как представляется, при несоответствии нотариально удостоверенного договора этим требованиям регистратор вправе и должен отказать в регистрации. Отсутствие в договоре необходимых для внесения в реестр сведений технически исключает возможность регистрации, поскольку данные в ЕГРП должны вноситься именно из правоустанавливающего документа. Если в нотариально удостоверенном договоре отсутствуют необходимые данные о лице, приобретающем право, либо об объекте недвижимости, то в регистрации права может быть отказано в связи с несоответствием договора по содержанию требованиям законодательства.

Вторая группа требований к содержанию относится собственно к смыслу документа, к содержанию закрепленного в нем волеизъявления лица или нескольких лиц. Видимо, именно в этой сфере компетенция регистратора должна быть ограничена фактическим запретом на проверку законности договора. Можно сказать, что закон освобождает регистратора от анализа соответствия законодательству условий договора, одновременно снимая с регистрирующего органа ответственность за несоответствие закону условий нотариально удостоверенных договоров, прошедших регистрацию.

Разумеется, может возникнуть вопрос о том, что делать регистратору, если он все же выявил нарушение закона в содержании условий нотариально удостоверенного договора? Для ответа на этот вопрос обратимся к ст. 168 ГК РФ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ. В ней говорится о том, «что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки». А в п. 2 этой статьи указывается, что ничтожной может быть только «сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц». Как известно, новая редакция данной статьи кардинально отличается от предыдущей, в соответствии с которой «сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения».

Представляется, что с учетом замены презумпции ничтожности на презумпцию оспоримости сделки, не соответствующей требованиям закона, должен быть существенно изменен подход к правовой экспертизе сделок регистратором. Само по себе несоответствие закону условий договоров, представленных для регистрации прав, не должно быть основанием отказа в отношении как нотариально удостоверенных договоров, так и договоров, совершенных в простой письменной форме. Только в том случае, когда условия договора противоречат закону и одновременно посягают на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, в регистрации права может быть отказано в связи с несоответствием содержания договора законодательству.

С учетом рассмотренных изменений в Закон о регистрации п. 1 ст. 13 этого закона следует рассматривать как прямой запрет регистратору проверять условия договора на соответствие закону. Конечно, возможно и иное решение данного вопроса - установление обязанности регистратора отказать в регистрации права, если, по его мнению, несоответствие нотариально удостоверенного договора закону влечет ничтожность этого договора. Однако такое соотношение компетенции нотариуса и регистратора обязательно приведет к спорам между ними о том, в какой степени несоответствие закону условий договора влечет ничтожность последнего, что негативно отразится на участниках сделок. В конечном итоге это может свести на нет правовое значение положения об исключении проверки законности нотариально удостоверенных договоров регистратором и привести к ситуации, когда регистратор будет проводить деятельность, от ответственности за результаты которой он освобожден.

Однако нужно иметь в виду, что такой запрет не исключает выявления ситуаций, когда нотариально удостоверенный договор нарушает права и интересы третьих лиц. Но при выявлении таких обстоятельств вполне могут и должны использоваться иные основания для отказа. Так, например, если выяснилось, что к моменту поступления договора на регистрацию отчуждатель перестал быть собственником объекта, то должно быть использовано основание для отказа, предусмотренное абзацем 11 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации - «имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами». В случае, если в договоре не указаны обременения имущества, в том числе и возникшие после его составления, применению подлежит абзац 7 - «лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий».

Заключение

Анализ законодательства о нотариате позволяет утверждать, что ограничение законодателем обязательного участия нотариуса в оформлении сделок с недвижимостью договорами ипотеки и ренты в сравнении с советским периодом, когда все сделки в сфере недвижимости с участием граждан оформлялись нотариально, представляется не совсем оправданным. Особенно отчетливо ограничение обязательного участия нотариуса в оформлении сделок с недвижимостью видно на фоне формирования и активного развития рынка российской недвижимости, вовлечения все большего количества объектов недвижимости в гражданский оборот. Принятие Земельного кодекса РФ и разработка федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения только в значительной степени способствуют этому процессу.

Сложившееся противоречие между активным расширением оборота недвижимости и законодательным ограничением обязательного участия нотариуса в оформлении сделок с недвижимостью, придающего сделкам гарантированную юридическую силу, требует своего разрешения.

Новая редакция п. 1 ст. 13 Закона о регистрации исключает из состава правовой экспертизы, проводимой регистратором в отношении нотариально удостоверенных договоров, проверку их законности.

В законодательстве отсутствует определение проверки законности договоров и соотношения этого понятия с понятием правовой экспертизы, что неизбежно вызовет трудности в применении данной нормы. Для минимизации этих трудностей должны быть приняты нормативные акты, дающие ответы на возникающие вопросы. До принятия этих актов вопросы могли бы решаться совместными документами Росреестра РФ и Федеральной нотариальной палаты.

Запрет на проверку законности нотариально удостоверенных договоров означает невозможность отказа в регистрации права, возникающего на основании такого договора, в связи с:

а) несоответствием законодательству содержания условий договора;

б) отсутствием необходимых согласий на совершение сделки;

в) несоблюдением правил отчуждения объекта, в отношении которого имеется право преимущественной покупки.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.): в ред. закона Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета. 1993. № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 4 - ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3301.

3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1 // Российская газета, № 49, 13.03.1993

4. Андреев В.К. О различии нотариального удостоверения сделок и государственной регистрации // Российская юстиция. - М.: Юрист, 2013, № 1. - С. 8-9

5. Бакирова Е.Ю. Нотариальное удостоверение сделок с жилыми помещениями // Нотариус. 2010. № 4.

6. Казаневич И.Л. Проблемы реформирования нотариата в Российской Федерации // Нотариус. - 2011. - №2. - С. 15-18.

7. Калиниченко Н.Г. Правовая природа нотариальных процедур: теоретический аспект // Нотариальный вестник. 2009. № 6. С. 10 - 11.

8. Калиниченко Н.Г. Конституционные основы деятельности нотариата //Рос. юстиция 2011. - №7. С. 39 -45.

9. Романовский Г.Б. Нотариальная контора - офис или субъект правоотношений // Нотариус. - 2011. - №4. С. 37-40.

10. Шахбазян А.А. Механизм нотариального удостоверения сделки //Нотариус. 2011. № 4. С. 2 - 3.

11. Шахбазян А.А. Правовая природа удостоверительной деятельности нотариуса // Нотариус. 2011. № 5. С. 6 - 7.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Обязательность нотариального удостоверения сделок с земельными участками. Особенности действия и значение нотариального акта удостоверения земельных правоотношений. Содержание последствий нотариального удостоверения сделок с земельными участками.

    реферат , добавлен 29.12.2016

    Характеристика деятельности нотариальной системы Республики Беларусь. Место осуществления и правовое регулирование нотариальной деятельности. Компетенция и принципы деятельности государственного и частного нотариуса, условия удостоверения сделок.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2010

    Расчет рыночной стоимости квартиры до и после перепланировки. Сравнительный анализ помещений до и после перепланировки. Оформление документов для нотариального оформления и регистрации сделок с недвижимостью. Проведение сделок с объектами недвижимости.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2016

    Порядок осуществления регистрации сделок с недвижимостью, положительные стороны нотариальной формы. Виды договоров сделок по недвижимости, особенности договоров по дарении, мене, ренте, приватизации и аренде. Структура договора и требования к нему.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2011

    Характеристика сделки в гражданском праве: условия ее действительности и государственная регистрация. Содержание, основные участники и правовое регулирование соглашения купли-продажи недвижимости. Особенности и стороны договора дарения недвижимости.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2011

    Особенности процесса осуществления удостоверения доверенностей, завещаний нотариусом. Роль нотариата по отношению к гражданско-правовым сделкам. Сделки, удостоверяемые в нотариальном порядке. Формы сделок. Сделки, не требующие нотариального удостоверения.

    реферат , добавлен 05.01.2009

    Теоретический анализ межотраслевого подхода в правовом регулировании сделок с недвижимостью. Рассмотрены правовое регулирования сделок с недвижимостью. Разработаны теоретические основы механизма обеспечения сделок с недвижимостью и раскрыта его структура.

    дипломная работа , добавлен 01.07.2008

    Оценка недвижимости, ее цели, задачи и назначение. Нормативно-правовая база оценки недвижимости. Обзор системы государственной регистрации объектов недвижимого имущества, прав на имущество и сделок с ним. Правовое регулирование рынка недвижимости в РФ.

    реферат , добавлен 24.09.2015

    Экономическая природа, форма, специфика арендных отношений в современной России и в Москве, механизмы, стимулирующие их развитие, правовой механизм реализации. Государственное нормативно-правовое регулирование договора и права аренды недвижимости.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2011

    Понятие и признаки сделки в юридической литературе, характеристика ее видов и форм. Перечень случаев обязательного оформления сделки в письменной форме и ее нотариального удостоверения. Особенности, виды, условия и последствия недействительности сделок.

Похожие публикации