Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Закон о земельных участках новые изменения. Новый закон о земле. Дальнейшие этапы межевания

С 1 января 2018 года введен запрет на проведение регистрационных действий с земельными участками, границы которых не узаконены. Изменения распространяются на наделы, предназначенные для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Действительно ли граждане могут лишиться земельных участков, принадлежащих им по праву собственности, но не занесенных в ЕГРН? Удастся ли этого избежать, проведя межевание?

Специалисты сервиса «КТОТАМ.ПРО» отвечают на эти и другие вопросы в данной статье.

Запрет на распоряжение участком: ограничивается ли право собственности?

Главное изменение в законе о кадастре в 2018 году - запрет на распоряжение участком, информация о котором не внесена в ЕГРН. Сведения в базу реестра вносятся при условии, что в отношении земельного надела кадастровым инженером проведено межевание.

Имея на руках свидетельство о собственности, владелец не сможет ни обменять, ни подарить, ни провести иных регистрационных сделок с имуществом. Фактически законодатель ограничивает его право собственности.

Цель нововведений - постепенное уточнение границ и сбор информации о земельных участках, расположенных на всей территории РФ.

Могут ли государственные органы изъять участок?

Невыполнение обязанности по проведению процедуры межевания может стать причиной для изъятия участка, НО только в случае признания его бесхозным. Как планируется применять это нововведение на практике?

Земельные наделы в судебном порядке могут быть признаны бесхозными при условии, что они удовлетворяют следующим требованиям:

  • территория не состоит на кадастровом учете,
  • право собственности на нее не зарегистрировано (либо собственник от него отказался).

Вынесение судебного решения о признании участка бесхозным - основание для его постановки на учет и передачи в собственность того муниципального образования, на котором он располагается. Рассматриваемое изменение ограничивает права фактических собственников, т.е. граждан, владеющих землей без свидетельства собственности и других документов.

Как провести межевание? Поэтапный порядок

Во избежание конфликтов с органами местного самоуправления, недопущения признания участка бесхозным или ограничения права собственности, рекомендуется провести процедуру межевания в установленном порядке.

Этапы проведения межевания:

  1. Обратитесь к кадастровому инженеру для заключения договора подряда, на основании которого будет проведено межевание. Специалист согласует границы с соседними участками и выдаст межевой план.
  2. Обратитесь в МФЦ для написания заявления (по типовой форме, бланк выдается в отделении центра) и сдачи межевого плана. Проверка документов занимает от 3 до 14 дней, после чего вносятся изменения в ЕГРН.

Мы рекомендуем вам ответственно подойти к выбору геодезической компании, оказывающей услуги по установлению и фиксации границ. Перед подписанием внимательно изучите положения договора подряда. Итоговый план межевания предоставляется заказчику в электронном или бумажном виде.

Чтобы в дальнейшем полноценно распоряжаться земельным участком и совершать в его отношении регистрационные действия, потребуется получить стандартную или расширенную кадастровую выписку из ЕГРН.

Что с дачной амнистией?

Дачная амнистия становится недоступной для участков, отведенных под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Теперь для регистрации права собственности на жилой дом с 1 марта 2018 года нужно сдавать разрешение на ввод в эксплуатацию.

Упрощенный порядок регистрации земельных участков сохраняется до 2020 года. Обратите внимание: дальнейшего продления дачной амнистии не предвидится - законодатель планирует постепенное прекращение упрощенной регистрации наделов и жилых построек.

Другие изменения в кадастровом законодательстве

Кроме возложения на владельцев участков обязанности по проведению межевания, в 2018 году принят ряд других поправок. Они распространяются на налоговые правоотношения с земельными наделами, а именно:

  • Оценка земель будет производиться государственными учреждениями, при этом полученный результат будет максимально приближен к рыночной стоимости. Напоминаем, что ранее оценкой могли заниматься частные компании и эксперты.
  • Устанавливается возможность собственников земли обращаться с иском в суд, если они не согласны с установленной госучреждением кадастровой стоимостью. Введение судебной защиты - возможность снизить размер уплачиваемого налога в случае явного несоответствия.

Кадастровая стоимость земельного участка указывается в первом разделе выписки из ЕГРН.

Преимущества и недостатки нововведений в законе о кадастре

Прогнозы и оценка экспертов

Эксперты полагают, что механизм обязательного установления границ участков разработан для упрощения регистрации права собственности и приведения земельного дела «в порядок». Кроме того, отсутствие межевания время от времени приводит к спорам между соседями, разрешаемым в судебном порядке.

Что касается оценки наделов, то многие эксперты считают, что изменение методики расчета является необходимой и безотлагательной мерой. При этом местные власти должны стараться реализовывать комплексный подход для того, чтобы стимулировать экономическое развитие региона.

Одно из основных преимуществ введения изменений - муниципальное образование сможет использовать денежные средства для повышения уровня качества жизни в регионах, при этом не потребуется согласовывать расходы с федеральными государственными органами.

Вместе с тем ожидается существенный рост уровня судебных споров, причиной которых является признание участка бесхозным. О том, как сложится дальнейшая судебная практика и встанет ли суд на сторону фактических собственников, пока можно только предполагать.

Как узнать, зафиксированы ли границы вашей земли?

Чтобы уточнить, можете ли вы проводить сделки с земельным участком, запросите расширенную выписку из ЕГРН. Она содержит сведения о местонахождении границ надела, если ранее эти сведения были зафиксированы в базе.

Запросить документ вы можете в Росреестре или МФЦ, но более быстрое и легкое оформление кадастровой выписки доступно на online-портале «КТОТАМ.ПРО».

Здесь для получения стандартной или расширенной выписки из ЕГРН достаточно 30 минут. Пользователю необходимо указать кадастровый номер территории и оплатить государственную пошлину (250 руб.).

Ранее учтенные – это земельные участки, кадастровый учет или государственный учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.07г.

№221-ФЗ (далее Закон о кадастре), т.е. до 1 марта 2008г. Проходя процедуру межевания земельного участка, целью которой является внесение в государственный кадастр недвижимости (далее ГКН) сведений об уникальных характеристиках Вашего участка (в частности координатах поворотных точек границ участка и его площади), Законом о кадастре предусмотрена возможность уточнения площади земельного участка с соблюдением ряда требований:

Новое в земельном законодательстве

Нормы земельного права являются одними из самых сложных в российском праве. Они постоянно реформируются, однако ситуация с землей от этого проще не становится. За год (начиная с июля прошлого года) внесено существенное количество поправок и новаций в земельное законодательство РФ. Рассмотрим наиболее существенные из них.

22 июля 2008 г. был принят Федеральный закон N 141-ФЗ, внесший поправки в ряд нормативных актов, регулирующих земельные отношения. Он так и называется — "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений" (далее — Закон N 141-ФЗ). Кроме того, принят еще ряд законов, о которых речь пойдет ниже, внесших поправки с 1 января и 14 марта 2009 г.

Понятие "земельный участок"

Одним из существенных новшеств в земельном законодательстве является введение в Земельный кодекс гл. I.1 "Земельные участки", в которой даются новое определение земельного участка и базовые понятия земельного права, в том числе основания возникновения земельных участков и порядок их образования.

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Ранее границы описывались и удостоверялись в установленном порядке.

Остановимся более подробно на вопросе определения границ земельного участка, поскольку исходя из определения, данного в ЗК РФ, можно сделать вывод, что в случае если границы не определены в установленном законом порядке, часть земной поверхности нельзя считать земельным участком. Соответственно, в отношении такой земельной поверхности нельзя осуществлять вещные права, предусмотренные гражданским законодательством (продавать, сдавать в аренду, вносить в залог и т.д.).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее — Закон N 221-ФЗ) описание местоположения границ объекта недвижимости (земельного участка) входит в состав сведений государственного кадастра недвижимости.

В соответствии со ст. 38 Закона N 221-ФЗ границы земельного участка также отражаются в межевом плане. В п. 7 данной статьи указано, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, "то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части" (данное уточнение внесено Законом N 141-ФЗ).

Таким образом, определение границ неразрывно связано с определением координат характерных точек границ. Установление порядка определения характерных точек границ земельных участков отнесено к полномочиям Минэкономразвития России (п. 5.2.23 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437). При этом немаловажным моментом при определении границ является согласование границ земельного участка с лицами, обладающими смежными земельными участками (ст. 39 Закона N 221-ФЗ).

Согласно Закону N 141-ФЗ п. 9 ст. 38 Закона N 221-ФЗ изложен в новой редакции: "При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка".

Новая глава Земельного кодекса закрепляет перечень оснований образования земельных участков. Так, согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе (ст. 11.4 ЗК РФ), объединении (ст. 11.6 ЗК РФ), перераспределении земельных участков (ст. 11.7 ЗК РФ) или выделе из земельных участков (ст. 11.5 ЗК РФ), а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Каждая из указанных статей регламентирует тот или иной вид образования земельного участка. При этом обособленно стоит образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, за исключением случаев:

  1. раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения;
  2. образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
  3. образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о ее развитии и заключен соответствующий договор;
  4. перераспределения земельных участков;
  5. иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Стоит особо обратить внимание на косвенно упомянутые в ст. 11.3 ЗК РФ иные способы образования земельных участков помимо тех, что указаны в Земельном кодексе отдельными статьями (ст. ст. 11.4 — 11.7).

Косвенно упоминаются:

  • образование земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
  • образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о ее развитии и заключен договор;
  • иные предусмотренные федеральными законами случаи.

Таким образом, можно сделать вывод, что перечень оснований образования земельных участков не является исчерпывающим.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В этом случае применяется порядок, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Образование земельных участков может происходить в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков на основании решения суда.

Хотя Закон N 141-ФЗ и устанавливает порядок, способы образования земельных участков, а также предусматривает правовые последствия проведения указанных действий, остаются вопросы, ответы на которые, возможно, со временем даст правоприменительная практика. Так, например, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию (ст. 30 ЗК РФ). Однако, поскольку процесс образования земельного участка представляет собой создание нового объекта недвижимости, непонятно, является ли данное формирование как комплекс проводимых мероприятий вариантом образования участка либо одновременно с формированием необходимо оформлять образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки могут быть образованы, в том числе, путем выдела из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В то же время в ст. 11.5 ЗК РФ (о выделе земельного участка) отсутствуют положения, регулирующие выдел из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Отказ от собственности или бесхозяйные участки

Одним из важнейших нововведений является упрощение процедуры отказа от земельного участка, принадлежащего на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Ранее данная процедура была предусмотрена ст. 53 ЗК РФ (с дополнениями, внесенными Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ).

Существенно изменилась сама процедура отказа собственника от принадлежащего ему земельного участка. В новой редакции п. 2 ст. 53 ЗК РФ установлены порядок и последствия отказа от права собственности на земельный участок.

Отказ представляет собой одностороннюю сделку, которая осуществляется путем подачи собственником участка заявления об отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

В отличие от ранее действовавшего положения, согласно которому отказ лица от принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение такого права, измененный Законом N 141-ФЗ порядок потребовал внесения соответствующих изменений и в Гражданский кодекс РФ.

Так, изменения внесены в ст. 225 ГК РФ. Теперь бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Это нововведение с учетом дополнений, внесенных в Земельный кодекс, имеет чрезвычайно важное значение: исключается возможность правового режима бесхозяйной недвижимой вещи в отношении земельного участка, от права собственности на который собственник отказался. Земельный участок более не может быть бесхозным.

В п. 3 ст. 18 ЗК РФ закреплено положение, которое устанавливает, что в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью города. В других субъектах РФ он становится собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Таким образом, теперь заявление подается не в исполнительный орган власти, а в регистрирующий орган, что, с одной стороны, уменьшает количество инстанций, которые необходимо пройти, а с другой стороны, экономит время "отказника".

Кроме того, отныне земельный участок не может длительное время находиться без собственника, поскольку подлежит немедленному закреплению в собственность города или района, в котором он находится.

Лесопарки больше не являются землей для отдыха

Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены очередные поправки в Земельный кодекс (в частности, в ст. 86 о пригородных зонах).

В состав земель для отдыха (рекреационного назначения) перестали входить земли пригородных зеленых зон, а также лесопарки.

Рекреация означает восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища — на лоне природы или во время туристской поездки, связанной с посещением интересных для обозрения мест, в том числе национальных парков, памятников природы.

Таким образом, пригородные зоны и лесопарки перестали входить в состав земель особо охраняемых территорий.

Полномочия Правительства

С 1 января 2009 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ. Эти изменения касаются, в том числе, полномочий Правительства РФ в области земельного контроля, которые ранее отражались в Земельном кодексе РФ. Ранее были установлены следующие полномочия Правительства РФ:

  • определение порядка установления цены на земельный участок (п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ);
  • определение порядка организации и проведения торгов по продаже земельных участков и права на заключение договора аренды на них (п. 4 ст. 38 ЗК РФ);
  • определение периодического печатного издания, в котором должно публиковаться сообщение о проведении аукциона по продаже земельных участков либо приобретении права аренды на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (п. 9 ст. 38.1 ЗК РФ);
  • установление формы предупреждения, которое выносится виновному лицу при нарушении земельного законодательства (п. 3 ст. 54 ЗК РФ);
  • определение порядка осуществления государственного мониторинга земель (п. 4 ст. 67 ЗК РФ);
  • определение порядка осуществления государственного земельного контроля (п. 2 ст. 71 ЗК РФ);
  • определение порядка представления сведений лицом, использующим земельный участок (п. 2 ст. 73 ЗК РФ).

Теперь эти функции будет выполнять уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти.

Соответствующие изменения были внесены и в Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве". Полномочия Правительства РФ, ранее предусмотренные этим Законом, перешли к органу исполнительной власти, который будет уполномочен Правительством РФ.

Порядок приобретения земельных участков

Существенные изменения внесены в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее — Закон N 137-ФЗ). Речь идет о новой редакции абз. 2 п. 1 ст. 2 и новом абз. 3 этого же пункта. Данные изменения и дополнения заметно облегчают положение коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей как покупателей государственных земельных участков, являющихся собственниками зданий, строений и сооружений, если эти здания были возведены на земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.

Статья 3 Закона N 137-ФЗ дополнена тремя новыми пунктами — п. п.

Самозахват земли: как оформить прирезку к участку в собственность

2.3, 2.4, 2.5, которые уточняют правовой режим предоставления государственных и муниципальных земельных участков государственным и муниципальным учреждениям, а также учреждениям, созданным государственными академиями наук. Таким субъектам земельные участки теперь не могут предоставляться на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.

Однако поскольку на момент принятия данного правила многие государственные и муниципальные, а также созданные государственными академиями наук учреждения уже являются арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, законодатель ввел для них специальное регулирование арендных отношений, исключающее возможность передачи таких земельных участков в субаренду, в перенаем, а также передачи арендных прав в залог и внесения арендных прав в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевых взносов в производственные кооперативы.

Объединение Росрегистрации, Росземкадастра и Агентства геодезии и картографии

Принятие Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", вступившего в силу с 1 марта 2008 г., привело к отмене Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Коль создается Единый реестр государственного кадастра недвижимости, необходимо, чтобы все соответствующие функции выполнял один орган. В связи с этим с 25 декабря 2008 г. Указом Президента РФ были упразднены Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральное агентство геодезии и картографии. В результате в структуре федеральных органов власти был создан орган, который объединил почти все полномочия в отношении объектов недвижимого имущества.

Предполагается, что объединение указанных ведомств будет проходить поэтапно в течение двух лет начиная с 1 января 2009 г. Реорганизация ведомств связана с тем, что накоплен большой негативный опыт обращения с недвижимостью: многочисленные жалобы населения; отсутствие электронных карт, которые позволили бы регистрировать сделки с недвижимостью; развитие системы кадастрового учета и перерегистрации сделок практически буксует на месте. Это видно на примере так называемой дачной амнистии: граждане, несмотря на внесенные в законы поправки, ходят от одного ведомства к другому и не могут зарегистрировать свое имущество, которым владеют уже долгое время.

Объединение трех ведомств позволит сократить бюрократические процедуры, связанные с регистрацией недвижимости. При этом при внедрении новой системы учета и регистрации прав на недвижимое имущество старую систему ломать не будут.

Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ (Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").

Во исполнение Указа Президента РФ в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Единый государственный реестр юридических лиц 23 марта с.г. внесена запись о полном и сокращенном наименовании Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В переходный период функции одной структуры будут временно исполнять различные органы. Так, к примеру, до 1 января 2010 г. кадастровый паспорт на здание, строение, помещение можно будет получить только в БТИ, а для проведения сделок с землей необходимо получить кадастровый план. Вот и получается что на сегодняшний день система "одного окна" пока не работает. И гражданам, как и прежде, приходится ходить по инстанциям для оформления прав на строения и земельные участки.

Огромное количество законов о внесении поправок говорит о том, что российское законодательство несовершенно. Надо учитывать и еще одну российскую особенность: к сожалению, не всегда у нас на практике работает тот или иной порядок, предусмотренный законом. Насколько жизнеспособными окажутся рассмотренные выше нововведения и поправки в земельное законодательство, покажет правоприменительная практика.

Е.Абрамов

Юрисконсульт

Департамента консалтинга

ЗАО АК "АРТ-Аудит"

Если Ваш земельный участок не является ранее учтенным объектом недвижимости, то ответ однозначен: ЗАКОННЫМ ПУТЕМ – НИКАК!

В виду того, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду за плату (бесплатное предоставление земли осуществляется только отдельным категориям граждан), можно сделать вывод, что расширение участка просто невозможно, возможно только новое предоставление (и в любом случае – за деньги).

Ну а теперь об исключении из правила, то есть о «ранее учтенных объектах недвижимости».

Ранее учтенные – это земельные участки, кадастровый учет или государственный учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.07г. №221-ФЗ (далее Закон о кадастре), т.е.

С 1 марта площадь участка можно расширить законным путем

до 1 марта 2008г. Проходя процедуру межевания земельного участка, целью которой является внесение в государственный кадастр недвижимости (далее ГКН) сведений об уникальных характеристиках Вашего участка (в частности координатах поворотных точек границ участка и его площади), Законом о кадастре предусмотрена возможность уточнения площади земельного участка с соблюдением ряда требований:

  1. Уточнение возможно только в случае, когда кадастровые сведения о земельном участке не соответствуют нормативным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (п.3 ст.25 и п.4 ст.27 Закона о кадастре).
  2. Уточненная площадь земельного участка, не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка (определяется нормативными Актами органов власти), или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади по документу (ч.1 п.5 ст.27 Закона о кадастре).
  3. Соблюдение процедуры согласования местоположения границ, установленной законом (ст.39 Закона о кадастре).
  4. Соблюдение требования п.9 ст.38 Закона о кадастре, согласно которому при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (графические материалы). В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет, позволяющие определить местоположение границ земельного участка (заборы).

Таким образом, если при подготовке Межевого плана кадастровый инженер, руководствуясь Вашими первичными документами и материалами, а также фактической ситуацией местоположения границ земельного участка определит, что площадь земельного участка подлежит уточнению, а Ваши соседи не будут иметь претензий к тому, как установлен забор по смежной границе и согласуют эту границу, то площадь Вашего фактически используемого участка может быть увеличена до 10% от площади по документу, без решения органов власти о предоставлении земли.

Других способов бесплатного увеличения площади земельных участков, кроме как уточнение ранее учтенных участков, действующим Законодательством не предусмотрено.

Частной собственностью в России считаются участки, которые выкуплены физлицами или организациями в законодательно установленном порядке.

Прирезок к участку по новому Земельному закону

Те землевладения, которые не являются собственностью граждан, организаций и муниципалитетов, принадлежат государству. К примеру, земля в коттеджных поселках – собственность компании-застройщика или выкупивших участки лиц, а собственность Ленинградской области – земля водного и лесного фондов, а также прочие участки, не передававшиеся в частную собственность.

Выкуп земли в собственность означает, что владелец участка может распоряжаться им по личному усмотрению, то есть может свободно реализовывать свои права на землю – продавать ее, дарить, передавать по наследству или оставлять в залог. При этом земля в собственность в России может продаваться только в том случае, если участок идентифицирован, то есть ему присвоен кадастровый номер.

Если вам необходима земля в собственность, Санкт-Петербург и Ленинградская область представляют собой один из наиболее благоприятных районов для вложения денежных средств. Главное – правильно оформить сделку.

Продажа земли, находящейся в собственности физлиц и компаний, предполагает подписание договора купли-продажи и последующее оформление новым владельцем права собственности на участок. Продажа земли, находящейся в муниципальной собственности, выполняется на основании торгов. Для выкупа земли у органов местного самоуправления необходимо оставить заявку на участие в аукционе, где предлагается конкретное землевладение, либо самостоятельно инициировать проведение торгов относительно интересующего вас надела.

Продажа земли в собственность осуществляется частными лицами и организациями, а также муниципальными органами. Существует и упрощенный порядок приобретения земельных участков. Так, покупка земли в собственность может быть осуществлена по кадастровой стоимости без проведения торгов, если на участке присутствуют здания и сооружения. Собственники таких зданий и сооружений обладают преимущественным правом выкупа землевладения, в том числе, если участок был ранее взят в аренду или передан в бессрочное пользование. Также особый порядок выкупа установлен и для земель сельскохозяйственного назначения, арендуемых фермерами или предприятиями сельскохозяйственной отрасли.

Посмотреть участки от УК Северная долина

Один из наиболее распространенных способов распоряжения земельной недвижимостью – продажа земли. Частная собственность при этом передается во владение покупателю на основе соглашения купли-продажи по договорной стоимости. При этом стоит отметить, что продажа земли, находившейся в собственности менее 3 лет, подлежит налогообложению, причем налог платят как физлица, так и организации. Многие продавцы таких участков пытаются сэкономить на налогах, указывая в договоре заведомо заниженную сумму. Для покупателя это крайне невыгодная ситуация, поскольку в случае расторжения соглашения возврату будет подлежать только прописанная в нем сумма. Это следует учитывать при покупке земли, дабы не стать жертвой мошенничества.

Куплю землю в собственность

Многих российских граждан интересует вопрос о том, можно ли купить землю в собственность и как это реализовать на практике. Вариантов купить участок существует несколько. Вы можете подобрать подходящий участок среди множества предложений от частных лиц и компаний и заключить договор купли-продажи, оформив сделку в установленном порядке. В случае если вас заинтересовал участок, принадлежащий муниципалитету, и вы решили – куплю землю в собственность – обратитесь с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления, где вам либо разъяснят порядок приобретения надела, либо откажут в передаче земли на законных основаниях.

Межевание земельного участка

Проводя разные операции с находящимся в собственности земельным участком его владельцу приходиться сталкиваться с такой задачей – межевание земельного участка. Это это за процедура и для чего она нужна?

Межевание – это комплекс действий, заключающихся в установлении или восстановлении и закреплении границ, определение площади и местоположения земельного участка. Юридическое оформление полученных результатов.

Земля в собственность в России

Приобретение земельных участков в собственность.

Что необходимо знать для заключения сделки в России.

Насколько благоприятна Ленинградская область для вложения денежных средств?

Приватизация садового участка

Под приватизацией земельных и садовых участков подразумевается процедура приобретение государственных земель в частную собственность. Законом закреплено положение в котором говориться о том, что владельцы объектов недвижимости, находящихся на государственных и муниципальных землях в обязательном порядке должны их приватизировать или взять в аренду у государства. Законом также оговаривается, что собственники таких земельных участков имеют преимущественные права на приватизацию.

Бесплатное получение земельных участков от государства по новому Земельному кодексу

Многих интересует, можно ли бесплатно получить в собственность земельный участок от государства, кто имеет право на такое получение и что для этого необходимо сделать. Кроме того, с вступлением в силу масштабных изменений в Земельный кодекс, введенных Федеральными законами от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ, N 224-ФЗ, от 29.12.2014 N 487-ФЗ, особенно актуальным стал вопрос: остались ли в новом Кодексе соответствующие положения, позволяющие гражданам реализовать свои права на бесплатное получение земли в определенных случаях. На этот, и некоторые другие вопросы, мы постараемся ответить в рамках настоящей статьи.

В новую редакцию Земельного кодекса введены статьи 39.5 «Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно» и 39.19. «Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно».

В соответствии с ними, право бесплатного получения в собственность земельного участка из государственных или муниципальных земель имеют, помимо прочего следующие категории лиц:

1. некоммерческие организации граждан, созданные для ведения садоводства и огородничества — в отношении участка земель общего пользования, образованного из ранее предоставленного данной организации земельного участка;

2. гражданин - по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 4 ст. 39.5, пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ), при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием.

3. гражданин - по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях на срок не более чем шесть лет при условии, что гражданин использовал земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по установленной законом специальности (пп. 5 ст. 39.5, пп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ). Перечень муниципальных образований и специальностей устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

4. гражданин в чьем фактическом пользовании находится земельный участок, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (п.4 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

5. граждане, имеющие трех и более детей - в определенных законами субъектов РФ случаях.

При этом каждый субъект РФ устанавливает свои критерии признания семьи многодетной. Например, в г. Москве на основании ст. 2 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60, многодетной признается семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей, в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы, до достижения младшим из них возраста 16 лет, а учащимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18 лет.

Среди многодетных семей отдельно выделяются многодетные малообеспеченные семьи — это семьи, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Москвы в расчете на душу населения.

Предоставление земельного участка в собственность бесплатно этим лицам осуществляется однократно, независимо от количества оснований, предусматривающих такое предоставление.

6. Граждане, которым такое право предоставлено иными федеральными законами и законами субъектов РФ.

К таким лицам относятся:

  • Ветераны ВОВ и участники горячих точек, а также члены их семей, утратившие трудоспособность. Здесь действует закон «О ветеранах», принятый в январе 1995 года. Данная категория льготников имеет право на бесплатное получение земельных участков не только под строительство жилья, но и под сады и огороды, а также на получение земель под сенокосы и пастбища.
  • Военнослужащие. Данная категория лиц может претендовать на бесплатные наделы по месту прохождения службы, при условии, что фактический срок контрактной службы составляет не менее десяти лет. Такими же правами наделены контрактные военнослужащие при увольнении в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или попавшие под сокращение штата, если срок выслуги минимум 15 лет. В этом случае военнослужащему предоставляется земельный надел по месту службы или по другому предпочтенному месту жительства.
  • Сотрудники ОВД, прослужившие более 15 лет. Льготное предоставление земельных участков также распространяется на сотрудников ОВД, перешедших на службу в уголовно-исполнительную систему.
  • Граждане, подвергшиеся радиоактивному облучению (Чернобыльская АС).
  • Герои труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, Герои Советского Союза и др.
  • В установленных законом случаях право на бесплатное получение земли также могут иметь граждане, поставленные на учет, как нуждающиеся; дети, потерявшие родителей (сироты), инвалиды, одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, работники бюджетной сферы, работающие по трудовому контракту, молодые специалисты, направленные по трудовому контракту работать в сельскую местность и др.

В общих чертах порядок действий по приватизации земельного участка можно описать следующим образом:

  1. Подготовка пакета документов для предоставления земельного участка (п. 1, п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ). В зависимости от оснований предоставления земельного участка, список необходимых документов может отличаться. Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
  2. Предоставление собранных документов в уполномоченный орган: в зависимости от того, находится ли испрашиваемый участок в государственной или муниципальной собственности, заявление нужно подавать в администрацию муниципального образования, орган государственной власти субъекта РФ или в территориальное управление Росимущества.
  3. Уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления. Принятое решение направляется заявителю (п. 7 ст.

    Порядок присоединения земельного участка к основному без проведения торгов

    39.15 ЗК РФ).

  4. Постановка приватизируемого участка на кадастровый учет: если земельный участок предстоит образовать или уточнить его границы, необходимо осуществить выполнение кадастровых работ в отношении участка (за счет заявителя), подготовку межевого дела, после чего участок можно будет поставить на кадастровый учет.
  5. Получение решения уполномоченного органа о предоставлении участка в собственность бесплатно: в соответствии с п. 16 ст. 39.15 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка.
  6. Регистрация права собственности заявителя на земельный участок.

Хотелось бы отметить, что на настоящий момент практика применения нового законодательного регулирования еще не сложилась, что не позволяет сделать однозначных выводов о том, как вышеуказанные процедуры применяются на практике.

Поскольку отдельные случаи предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно во многом урегулированы непосредственно законодательством субъектов РФ, каждый раз при рассмотрении конкретной ситуации необходимо уточнить, не имеется ли оснований для приватизации земельного участка данным лицом.

назад

Основные тонкости заключены в актах законодательства, так что, вам не составит труда их отыскать. Скачать образец заявления о регистрации права собственности на земельный участок можно здесь Мы рассмотрим необходимый для сдачи пакет документов и действия на примере общего случая. Итак, для прохождения регистрации, во-первых, соберите следующий пакет документов:

  • кадастровый паспорт;
  • документ, свидетельствующий о переходе к вам права собственности на объект;
  • передаточный акт;
  • удостоверение личности нового и прежнего хозяина (только нового, в случае, если собственностью владеют впервые);
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • заявление для прохождения регистрации.

An error occurred.

Поэтому сразу узаконивайте все процедуры по межеванию, а потом передавайте все отмеченные данные в Росреестр. Без межевания регистрации Росреестру подлежат только лишь следующие участки земли:

  • если земельный участок предназначен для личного, подсобного хозяйства, садоводства или индивидуального гаражного или жилищного строительств;
  • если у вас в наличии есть документы, выданные вам ранее без необходимости межевания;
  • если право возникает у вас в случае переоформления права бессрочного пользования участком земли.

Однако, необходимо отметить, что данные основания выступает в качестве исключений только до 01.01.2018.

После указанной даты для осуществления дарения, продажи, обмена собственности, вы должны будете пройти межевание.

Закон о земельном кадастре с 1 января 2018 года

Жанна Александрова Юрисконсульт отдела правового обеспечения сделок с недвижимостьюООО Интерцессия специально для ГАРАНТ.РУ В июле 2015 года на смену действующему Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним был принят новый закон, который с 1 января 2017 года (за некоторыми исключениями) будет регулировать все процедуры регистрации недвижимости. Оправдают ли новые правила ожидания правообладателей, пока непонятно.

Рассмотрим основные нововведения Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости (далее – Закон № 218-ФЗ). Один за двоих В рамках нововведений будет создан единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединит в себе все сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (ГКН) и в едином государственном реестре прав (ЕГРП) (ст.

Регистрация земли

После получения ответа, получите выписку о записи из единого государственного реестра недвижимости в день, который вам назначат. В случае, когда регистрации должен подлежать не только земельный участок, но и имущество, находящееся на нем, после получения положительного ответа относительно регистрации земли, подайте документы для регистрации и имущества.

Перераспределение земельных участков — что нужно знать о прирезке к участку по закону в 2018 году

  • удостоверение личности;
  • выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт или план;
  • декларация, заверенная у нотариуса по всем постройкам на земельном участке;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Это все, что вам необходимо знать о действиях по стандартной кадастровой регистрации. Как провести межевание земельного участка Наконец узнаем о процедуре межевания (о процедуре обозначения в кадастровой карте графически).

Новые изменения в законе о земельных участках 2018 года

С начала 2018 года для того, чтобы иметь возможность распоряжаться участком по собственному усмотрению, то бишь, продавать его, дарить, передавать по наследству, вы должны встать на учет в ЕГРН и, плюс ко всему, отметиться в кадастровой карте, то есть, осуществить так называемое межевание. Изменения в законе об ускоренном изъятии земельных участков Ни для кого не является большим секретом, что призвание средств массовой информации является раздувание даже, казалось, бы ничем не примечательной новости в масштабный апофеоз, который по факту представляет из себя всего лишь поправки в законодательстве, введение в силу которых продиктовано развитием общества.

Внимание

Информационные ресурсы, направленные на получение максимально возможных рейтингов, активно публикуют данные о лишении права собственности на участки земли. Главным образом, упоминая эту тему, СМИ указывают на 251-ый Закон 2015 года.

О новом законе о государственной регистрации недвижимости

Такой гражданин также обязан оформить указанный земельный участок, но в качестве основного документа ему разрешается предъявить любую бумагу (Свидетельство, Договор и пр.), подтверждающую право собственности на возведённое на участке строение. Если же владелец дома однажды подавал данные о нём в Единый государственный реестр недвижимости, предоставлять что-либо в ЕГРП ему не нужно.

Владельцам дачных хозяйств необходимо помнить, что земельное законодательство претерпевает серьёзные изменения, а права собственности гражданина сегодня требуют подтверждения с использованием официальных документов. Уже 1 января 2017 года чиновники получат на руки нормативную базу, которая позволит им изымать незарегистрированные в установленном порядке земельные участки.

Глава i. общие положения

С 1 января следующего года вступает в действие запрет на распоряжение земельными участками, по которым не определено местоположение границ. Владельцы земельных наделов, которые своевременно не сделают межевание участков, лишатся возможности продавать или дарить свои участки.

При этом наличие права собственности не будет влиять на принцип действия данной нормы. Провести межевание обязаны также владельцы участков, которые поставили наделы на кадастровый учет до 2008 года (когда данная процедура была не обязательной).

После успешного прохождения процедуры межевания собственник надела получает кадастровую выписку. Согласно оценкам экспертов, более половины участков, которые находятся на кадастровом учете, остаются с неуточненными границами.

В том числе данная ситуация связана с упрощенной процедурой регистрации, зафиксированной в «дачной амнистии».

Собственники могут лишиться земельных участков с 1 января 2017 года

Однако, как нам известно, на дворе 2017 и 251-ый Закон утратил свою актуальность с появлением в прошлом году ФЗ под номером 361. Законодательство претерпело ряд изменений в категории права собственности на недвижимое имущество, как следствие, обновленный 361-ый ФЗ включает в себя нововведения в сфере экономики, в частности, институт кадастровой регистрации. Наиболее ярко выраженное обновление законодательства произошло на примере ФЗ под номером 221, принятый еще в далеком 2007 году и, определяющий государственный кадастр. Ряд изменений было введено в законную силу в содержание 218-ого ФЗ, который, на секундочку, регулирует процесс регистрации недвижимости документально. О том, какие изменения были внесены в вышеуказанное законодательство, рассмотрим далее.

Закон о регистрации земельных участков

После сдачи документов геодезическая компания приступает к составлению, непосредственно, самого плана межевания, который впоследствии сдается в кадастровую палату, которая после осуществления межевания предоставляет новый паспорт на участок. Перед обращением к геодезистам соберите пакет документов, состоящий из:

  • паспорта;
  • доверенности (при обращении в геодезическую компанию не собственника имущества, а его представителя);
  • правоустанавливающие документы, то есть, документы, подтверждающие переход права собственности от одного лица к другому;
  • кадастровый план или кадастровая выписка на земельный участок;
  • документы на имущество, дополнительно требующиеся для регистрации кадастром земельного участка или выписку из БТИ, в случае отсутствия имущества кроме земли.

Кадастровую выписку и паспорт закажите онлайн через официальный сайт Росреестра.

Закон о государственной регистрации земельного участка

С 1 января 2018 года вступают в действие очередные изменения, зафиксированные в законе о земельном кадастре. Собственникам земельных участков необходимо пройти процедуру оформления в ЕГРП.

В противном случае право собственности перейдет к местным властям, что чревато серьезными проблемами. Содержание

  • 1 Закон о земельном кадастре: нововведения с 1 января 2018 года
  • 2 Последствия для владельцев участков

Закон о земельном кадастре: нововведения с 1 января 2018 года Власти продолжают вносить изменения в правовое поле, направленные на упорядочение отношений в земельной сфере. Чиновники намерены минимизировать количество неузаконенных участков, что положительно отразится на налоговых поступлениях. Помимо легализации земельных наделов, власти планируют зафиксировать существующие границы участков, внося соответствующие изменение в государственный кадастр.

С 1 января 2018 года вступают в действие очередные изменения, зафиксированные в законе о земельном кадастре. Собственникам земельных участков необходимо пройти процедуру оформления в ЕГРП. В противном случае право собственности перейдет к местным властям, что чревато серьезными проблемами.

Власти продолжают вносить изменения в правовое поле, направленные на упорядочение отношений в земельной сфере. Чиновники намерены минимизировать количество неузаконенных участков, что положительно отразится на налоговых поступлениях. Помимо легализации земельных наделов, власти планируют зафиксировать существующие границы участков, внося соответствующие изменение в государственный кадастр.

С 1 января следующего года вступает в действие запрет на распоряжение земельными участками, по которым не определено местоположение границ. Владельцы земельных наделов, которые своевременно не сделают межевание участков, лишатся возможности продавать или дарить свои участки. При этом наличие права собственности не будет влиять на принцип действия данной нормы. Провести межевание обязаны также владельцы участков, которые поставили наделы на кадастровый учет до 2008 года (когда данная процедура была не обязательной).

После успешного прохождения процедуры межевания собственник надела получает кадастровую выписку. Согласно оценкам экспертов, более половины участков, которые находятся на кадастровом учете, остаются с неуточненными границами. В том числе данная ситуация связана с упрощенной процедурой регистрации, зафиксированной в «дачной амнистии».

Механизм «дачной амнистии» был разработан для упрощенной регистрации земельных наделов. В том числе амнистией воспользовались собственники, у которых не было полного пакета правоустанавливающих документов. При этом межевание участков при постановке на кадастровый учет являлось необязательным, что станет проблемой с 1 января 2018 года. Собственникам, которые воспользовались упрощенной процедурой без межевания, придется до конца текущего года зафиксировать границы своих земельных наделов.

Чиновники подчеркивают, что принятые нововведения позволят навести порядок в земельной сфере. Отсутствие межевания приводит к частым спорам между соседями, которые приходится решать в судебном порядке. Рядовые собственники земельных наделов, которые не пройдут процедуру межевания, могут лишиться своих участков.

Последствия для владельцев участков

Отсутствие межевания или регистрации участка в ЕГРП может стать основанием для потери права собственности. Судебная инстанция может признать подобный земельный надел «ничейным». В таком случае распоряжаться участком смогут местные органы власти.

После соответствующего решения суда «бывший» собственник земельного участка не сможет продать, обменять или подарить свой надел. Также право собственности на подобный участок не может передаваться по наследству.

Помимо обязательного межевания с 2018 года, собственникам земельных участков необходимо учитывать другие изменения в кадастре, которые останутся актуальными в следующем году. В первую очередь это касается оценки участков, на основании которых будет рассчитываться размер налога.

В следующем году оценку участков будут осуществлять госучреждения. При этом стоимость надела будет максимально приближена к рыночной, подчеркивают чиновники. Ранее оценкой наделов могли заниматься контрактники, которые представляли независимую сторону. Представители госаппарата будут заинтересованы в максимальной оценке участка, подчеркивают эксперты. В некоторых случаях рядовым собственникам придется отстаивать свои интересы в судебном порядке. В противном случае налоги будут рассчитываться от стоимости, зафиксированной в государственном кадастре.

Переход на кадастровую стоимость приведет к увеличению бюджетных поступлений. Экономический кризис и снижение цен на нефть привело к резкому росту дефицита бюджета. В том числе под ударом оказались бюджеты регионов, которые зависели от величины налоговых поступлений.

При определении кадастровой оценки учитываются различные факторы, которые помогают максимально приблизиться к рыночной стоимости. У регионов остается право использовать дифференцированный подход при определении ставки налога. В результате местные власти получили инструмент, который позволяет увеличить доходы бюджетов.

Со следующего года собственников земельных наделов ожидают очередные нововведения, которые могут ограничить права владельцев. Проблемы ожидают владельцев, которые своевременно не зафиксируют границы участков в земельном кадастре. В таком случае суд может признать землю «ничейной», а экс-владелец потеряет право распоряжаться своим участком.

Переход на кадастровую стоимость положительно отразится на доходах местных бюджетов. В 2018 году кадастровую оценку будут проводить исключительно госучреждения. Если собственник земельного надела считает кадастровую стоимость завышенной, то придется оспаривать оценку в судебном порядке.

Смотрите видео об обязательном межевании до 2018 года:

  • 25.9.2017
  • 244044

Новый дачный закон и сопутствующие ему подзаконные акты, вдвое увеличат обязательные траты дачников и усложнят процедуру регистрации домов на садовых участках. При этом обещанного решения вопроса прописки в садовых домиках так и не случилось. Опрошенные порталом сайт эксперты рассказывают о том, как изменится жизнь дачников 1 января 2019 года и что надо успеть сделать до этой даты.

Основные положения закона « О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд » № 217-ФЗ (от 29.07.17) заработают с 1 января 2019 года (нормы закона, касающиеся водяных скважин, уже вступили в силу, но об этом ниже). Ещё на этапе обсуждения проекта закона представители Госдумы неоднократно заявляли, что в законе будут чётко прописаны правила регистрации построек в садах и огородах, а также зафиксирована возможность прописки на дачных участках. Ничего этого в итоговом варианте закона нет. Сегодня даже авторы законопроекта говорят, что основное его нововведение - чисто формальная смена терминов плюс уточнение сугубо процедурных вопросов по членству в садовых товариществах, голосованию и т.д.

Людмила Воробьева

ведущий специалист общественной приемной Союза садоводов России

Новый закон упразднил большинство типов объединений садоводов. Оставлены только две формы: садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ). Особо подчеркну, что нет никаких сроков, в течение которых существующие объединения дачников-садоводов должны провести собственное переименование. Все товарищества и иные объединения могут существовать со своими учредительными документами сколь угодно долго. Если дачное или садоводческое объединение будет вносить изменения в свои бумаги, то оно автоматически переименовывается в СНТ. Объединение огородников - соответственно в ОНТ.

Следует уточнить, что только на землях садовых товариществ может быть разрешено строительство капитальных домов (в которых, соответственно, можно прописаться).

Как зарегистрировать жилой дом по новому закону

Как ранее рассказывал портал сайт, только на участке категории «земли населенных пунктов» с разрешённым использованием «индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС) или «личное подсобное хозяйство» (ЛПХ), а также на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - «дачное строительство».

Новый закон принципиальных изменений в описанный расклад не вносит. Согласно 217-ФЗ на огородных земельных участках (на территории ОНТ) можно возводить только хозяйственные постройки, предназначенные для хранения инвентаря и урожая. Строить жильё - временное или капитальное - нельзя. Хозяйственные постройки на землях ОНТ регистрировать не надо.

А вот на садовом земельном участке (на территории СНТ) согласно 217-ФЗ можно возвести «садовый дом» для сезонного проживания либо «жилой дом» - капитальное строение в котором возможна прописка. При этом в п.2 ст.23 нового закона говорится, что в СНТ капитальный дом можно построить, только если эта земля включена в «территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие предельные параметры такого строительства». То есть возможность строительства капитального дома будет зависеть не только от разрешённого вида использования земель, но и от генплана, утвержденного муниципалитетом.

Как замечают юристы, норма о возможности капитального строительства только в соответствующих зонах (Ж-1, Ж-2 и т.д.) имеется и в ныне действующем дачном законе 66-ФЗ, но фактически она не работает. Муниципалитеты и регистрирующий орган ориентируются в основном на статус земли и разрешённое использование. Более того, если указанная норма действительно заработает, то строительство на садовых участках станет вообще невозможным. Ведь для таких участков пока не существует градостроительных регламентов. Впрочем, есть надежда, что необходимые изменения в сам закон или подзаконные акты будут внесены до вступления в силу 217-ФЗ.

При этом все эксперты сходятся в одном - владельцам построенных и зарегистрированных домов опасаться нечего.

Людмила Бурякова

руководитель общественной приемной Союза садоводов России

Вступление нового закона в силу никак не скажется на постройках, уже прошедших регистрацию. Их статус никак не изменится. Впрочем, как и сегодня, так и после вступления закона в силу собственникам надо регистрировать все капитальные строения (которые стоят на фундаменте). Регистрируются даже необлагаемые налогом жилые дома площадью мене 50 кв. м. Всё что не поставлено на кадастровый учёт находится вне правового поля. Правда, если раньше стоимость регистрации была 200-400 рублей, то с 1 января 2017 года из-за необходимости оформления технического плана объекта (через БТИ или кадастрового инженера) стоимость регистрации жилого дома на садовом участке выросла до 8-12 тыс. руб.

Вступление в силу нового дачного закона ещё несколько удорожает и усложнит процедуру регистрации жилого дома в СНТ.

Владимир Воронов

юрист, эксперт по загородной недвижимости АН «Линк»

Самое интересное в новом законе - это то, что для постановки на кадастровый учёт жилого дома, возведённого на землях сельскохозяйственного назначения, нужно будет предъявлять разрешение на строительство (п. 4 ст. 45 закона 217-ФЗ вносит изменения в ст. 51 Градостроительного кодекса). Сейчас достаточно иметь технический план на дом (его составляет БТИ или кадастровый инженер). Поэтому тому, кто строит сегодня жилой дом на садовом участке, посоветую зарегистрировать дом сейчас - пока не требуется разрешение на строительство.

Следует отметить, что необходимость в разрешении на строительство формально возникает даже раньше вступления в силу 217-ФЗ. В марте 2018 года завершается действие « » и разрешение на строительство становится обязательным для регистрации дома, построенного на дачном участке (на землях сельскохозяйственного назначения).

Наталья Царегородцева

Проблема в том, что сегодня ни один орган не выдаёт разрешения на строительство на землях сельскохозяйственного назначения. В районных и городских администрациях такие бумаги дают только для земель ИЖС. Садоводы, которые сегодня начинают строительство оказались в безвыходной ситуации. Они вынуждены вести работы без разрешения на строительство. Но когда стройка завершится, уже закончится «дачная амнистия» и/или вступит в силу 217-ФЗ. То есть в Кадастровой палате для регистрации дома уже будут требовать разрешение на строительство. И не факт, что дачник сможет получить эту бумагу, ведь дом то у него уже построен без разрешения. А значит дом (построенный в соответствии со всеми закона ми и требованиями) не удастся зарегистрировать (поставить на кадастровый учёт). Остаётся, впрочем, надежда, что муниципалитеты и законодатели в ближайшие месяцы разработают механизм, позволяющий вывести дачника из описанной ситуации.

Ранее портал сайт для постановки на кадастровый учёт и регистрации права собственности на частный дом на землях ИЖС. Скорее всего, после вступления в силу нового дачного закона, эта инструкция станет актуальной и для садоводов, строящихся на сельской земле.

Надежда Локтионова

В законе 217-ФЗ особо оговорено, что на землях огороднических некоммерческих товариществ (ОНТ) запрещено любое жилищное строительство. Там можно будет возводить только хозяйственные постройки. Однако сегодня есть товарищества огородников на землях которых на законном основании возведены жилые домики. Если владельцы таких домов ещё их не зарегистрировали, то им надо поспешить. Если успеть узаконить жильё на огородной земле до вступления закона в силу, то оно сохранит свой официальный статус и в дальнейшем. Но повторюсь, речь идёт только о постройках, возведённых в соответствии с законом.

Как прописаться в садовом доме по новому закону

Авторы закона 217-ФЗ неоднократно заявляли, что их закон позволит навести порядок в вопросе прописки в доме, построенном на садовом участке. В частности говорилось, что сегодня прописаться на даче можно только по решению суда, который должен признать дом капитальным, пригодным для постоянного проживания. С принятием нового закона прописка в жилом доме на землях СНТ будет само собой разумеющимся делом… Однако в окончательной редакции нового дачного закона ничего о прописке не говорится.

Наталья Царегородцева

председатель Свердловского отделения Союза садоводов России

В новом законе нет регламента по прописке (регистрации) граждан в жилых домах, возведённых на садовых участках. Остаётся только надеяться, что это будет учтено в дополнительных актах.

Почему новый закон удвоит обязательные траты садоводов

С вступлением в силу 217-ФЗ все взносы садоводов должны будут проходить через расчетный счет. Передача налички на руки председателю товарищества - запрещена. Только перевод безналом через банковского операциониста, через банкомат или интернет-банк.

Надежда Локтионова

юрист, председатель Союза садоводов Екатеринбурга

Новый закон заставляет садоводов и огородников переходить на безналичный расчет. Люди этого боятся. Им придётся платить комиссию за перевод. Кроме того, в таких условиях председатель уже не сможет вести дела сам. Придётся нанимать бухгалтера на зарплату, а значит, расходы товарищества возрастут. Расчёты показывают, что после 1 января 2019 года размеры членских взносов удвоятся. В некоторых товариществах размер членских взносов (без целевых) может достичь 20 тыс. руб. в год.

При этом, как замечает Надежда Локтионова, дополнительно расходы дачников увеличит рост налогов. Он не привязан к новому дачному закону, но фактически вырастет параллельно с вступлением в силу 217-ФЗ.

Надежда Локтионова

юрист, председатель Союза садоводов Екатеринбурга

В конце 2018 года дачники получат налоговые уведомления с новыми суммами. Если сегодня земельный налог для дачных, садовых и огородных участков рассчитывается по ставке 0,15%, то в следующем году расчёт будет по ставке 0,3%.

Закон позволит перевести садовые участки в земли ИЖС

Согласно п. 12 ст. 54 закона 217-ФЗ, если садовое товарищество находится в границах населённого пункта и все дома в нем признаны жилыми, то собственники через обращение в местную администрацию добиться изменения статуса земель, на которых стоит СНТ, на земли населённых пунктов с разрешённым использованием ИЖС. В таком случае СНТ преобразуется в товарищество собственников жилья и живет по нормам Жилищного кодекса.

Впрочем, эксперты замечают, что, во-первых, без соответствующих подзаконных актов описанная схема работать не будет, а во-вторых, перевод «дачной» земли в статус ИЖС в разы увеличит размер земельного налога. Для сравнения: предельная ставка налога на садовые земли 0,3% кадастровой стоимости, а на земли ИЖС - 1,5%. Следовательно, если садоводы смогут прописаться в своих домах, то переходить из СНТ в ТСЖ им нет смысла.

Единственная норма 217-ФЗ вступившая в силу

С момента опубликования нового дачного закона (2 августа 2017 года) в силу вступили только нормы, касающиеся водяных скважин. Благодаря им теперь стало понятно, в каких случаях владельцу необходимо лицензировать свою скважину.

Алмаз Хафизов

заместитель директора ГУП «Экосистема»

Лицензия на водяную скважину не нужна, если выполняются четыре условия: 1) скважина принадлежит физическому лицу; 2) скважина пробурена не на централизованный водоносный горизонт (информацию об этом можно получить в минэкологии); 3) скважина используется только в личных целях; 4) из скважины поднимается менее 100 кубометров воды в сутки. То есть фактически в лицензии нуждаются только скважины, принадлежащие товариществам. Личные скважины лицензировать не надо.

По отношению к новому закону большинство садоводов заняли выжидательную позицию. Конкретные выводы и мнения они берегут до выхода подзаконных актов и появления судебной практики по применению 217-ФЗ.

Похожие публикации