Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Государственное обеспечение сотрудников овд. Характеристика социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел Социальная защита сотрудников полиции

Выполнение задач, поставленных обществом перед правоохранительными органами государства, возможно при многих условиях, в том числе и при условии, когда «каждый гражданин, проходящий службу в этих органах, будет уверен, что государство гарантирует надежную защиту его прав и свобод не только как человека и гражданина, но и как представителя государственной власти, занятого опасным, тяжелым трудом, зачастую неадекватно оцениваемым населением. Иными словами, гражданин, состоящий на государственной службе, службе Отечеству, должен находиться под особой и надежной защитой государства» . Поэтому государство обязано законодательно определить цели, задачи, виды, формы и методы защиты государственных служащих, стоящих на страже прав и свобод граждан, конституционного строя, обеспечивающих оборону и безопасность России, рискуя при этом своим здоровьем и даже жизнью.

Кроме того, государство возлагает на субъектов управления правоохранительными органами задачи по обеспечению законодательно установленных мер защиты личного состава. Так, одной из основных задач МВД России является «обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства» . Работа по обеспечению социально-правовой защиты сотрудников входит в перечень основных функций, реализуемых МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте и УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также горрайорганами внутренних дел.

Если меры государственной защиты сгруппировать в зависимости от того, какие задачи они решают и какими средствами (способами), то можно выделить три вида государственной защиты сотрудников: правовая защита; обеспечение безопасности (физическая защита); социальная защита.

В широком смысле в качестве правовой защиты рассматривается правовой статус сотрудников, включающий обязанности, права и ответственность, которые они имеют не только как должностные лица, наделенные полномочиями власти, но и как граждане России. В узком смысле -- это закрепление и охрана юридическими средствами обязанностей и прав сотрудников, гарантии максимальной эффективности их служебной деятельности. Иными словами, правовая защита призвана обеспечивать режим инициативного, законного и беспрепятственного осуществления сотрудниками служебных обязанностей, придать им статус авторитетных представителей государственной власти. Меры правовой защиты можно подразделить на три группы: предоставление сотрудникам определенных прав для эффективного выполнения своих служебных обязанностей; ограничение вмешательства в служебную деятельность сотрудников; установление ответственности за действия, препятствующие выполнению возложенных на сотрудников обязанностей, за деяния, нарушающие их права и свободы.

Специальные -- это меры, обеспечивающие безопасность сотрудников и их близких родственников при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье, жилище и имущество. Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ (ст. 5-11) установлены следующие виды мер безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о сотрудниках и их близких; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности.

Перечисленные специальные меры безопасности применяются с учетом конкретных обстоятельств.

Начальник органа внутренних дел реализует меры государственной защиты сотрудников и их близких в соответствии с Временной инструкцией о порядке обеспечения государственной защиты судей должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, утвержденной приказом МВД России от 20 декабря 1995 г. № 483.

Сотрудник органов внутренних дел -- это гражданин России, исполняющий обязанности по замещаемой должности за денежное вознаграждение из средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Значит, других легальных источников к существованию у сотрудников нет и не будет, если он не станет заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, которая разрешена законом. Поэтому государство принимает определенные меры по социальной защите сотрудников органов внутренних дел.

Социальная защита -- это законодательно установленная и реализуемая на практике система мер, создающая сотрудникам и их семьям условия для достойной жизни в период прохождения ими службы, а также после ее прекращения по определенным основаниям.

Меры социальной защиты можно разделить на три группы:

1) осуществляемые в период прохождения сотрудниками службы;

2) проводимые после прекращения ими службы;

3) предпринимаемые в случае гибели (смерти) сотрудников, причинения вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества.

Меры социальной защиты сотрудников в период прохождения ими службы включает предоставление различного вида оплачиваемых отпусков и вещевое обеспечение сотрудников.

К мерам социальной защиты сотрудников после прекращения ими службы относятся: выплата единовременного пособия.

Единовременное пособие начисляется из окладов, выплачиваемых по последней должности и специальному званию на день увольнения со службы, и его размер зависит от выслуги лет в календарном исчислении.

Если сотрудники увольняются со службы по достижению предельного возраста, сокращению штатов, болезни или по ограниченному состоянию здоровья, то им выплачивается единовременное пособие в размерах:

При выслуге менее 10 лет -- 5 месячных окладов;

При выслуге от 10 до 14 лет включительно -- 10 месячных окладов;

При выслуге от 15 до 20 лет включительно -- 15 месячных окладов;

При выслуге свыше 20 лет -- 20 месячных окладов.

В случае увольнения сотрудников по другим основаниям выплачивается 40% от указанных выше размеров единовременного пособия.

Сотрудникам, награжденным в период прохождения службы государственным орденом (орденами), соответствующий размер единовременного пособия увеличивается на два месячных оклада денежного содержания.

Единовременное пособие не выплачивается сотрудникам, уволенным со службы в связи с нарушением ими условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы либо в связи с лишением специального звания.

Не подлежит выплате единовременное пособие также сотрудникам, уволенным в связи с зачислением на военную службу или на службу в органы налоговой полиции.

Потом, в эту группу входит льготное исчисление стажа. Время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел зачисляется в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях - соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел и поступившим на работу или учебу не позднее трех месяцев после увольнения, не считая времени переезда к месту постоянного жительства, время службы в органах внутренних дел засчитывается в непрерывный трудовой стаж при назначении пенсий и пособий по государственному социальному страхованию

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел, расположенных в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, и поступившим на работу в этих местностях не позднее шести месяцев после увольнения, время их непрерывной службы в органах внутренних дел в указанных местностях засчитывается в непрерывный трудовой стаж для получения надбавок к заработной плате и других льгот, установленных для рабочих и служащих в связи с работой в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями.

Сотрудники, уволенные из органов внутренних дел, при определенных условиях имеют право на пенсионное обеспечение. Органами государственной власти Российской Федерации установленыследующие виды пенсии: за выслугу лет; по инвалидности; по случаю потери кормильца.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и их семей осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и постановлением Совета Министров -- Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям».

За лицами, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе и в календарном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы МВД России, а также за плату на санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы МВД России. При этом указанным лицам ежегодно выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки, а членам семей -- в размере 25% средней стоимости путевки независимо от того, приобретена путевка или нет.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным в пунктах “б”, “в”, “е”, “ж”, “з” ст. 58 Положения о службе, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также семьям сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с исполнением законных служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда независимо от размера и принадлежности жилых помещений.

Сотрудники ОВД имеют право на медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, что регламентируется Приказом МВД РФ от 28 августа 2003 г. N 680 «Об утверждении Положения об организации в системе МВД России медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях и организованного отдыха в домах отдыха».

Определенная социальная защита установлена для работников ОВД, имеющих детей. Так, Приказ МВД РФ от 9 декабря 2004 г. N 822 «О размерах и порядке выплаты пособия сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения» утвердил инструкцию, которая предусматривает механизм реализации выплат пособий сотрудникам ОВД на содержание детей.

Также необходимо сказать о мерах социальной защиты в случае гибели (смерти) сотрудников, причинения вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества.

Как уже было сказано выше, при поступлении на службу в органы внутренних дел граждане подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов

Организация государственного личного страхования, вопросы возмещения ущерба в случае гибели или увечья сотрудника, а также порядок выплаты страховых сумм сотрудникам и их семьям регулируются и определяются соответствующим законодательством. А именно: Законом РФ «О милиции» (ст. 29); Постановлением ВС РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О порядке введения в действие Закона РФ «О милиции» (п. 6); Федеральным законом от 20 апреля 1998 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ст. 20); Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»; Инструкцией о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 16 декабря 1998 г. № 825; Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинении увечья сотруднику милиции, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции, утвержденной приказом МВД России от 31 мая 1993 г. № 260, измененной и дополненной приказом МВД России от 25 января 1994 г. № 25.

По каждому факту гибели (смерти) сотрудника или получения им телесных повреждений в связи со служебной деятельностью начальник горрайоргана внутренних дел обязан в десятидневный срок провести служебную проверку обстоятельств гибели (смерти), получения телесных повреждений. Одновременно выявляется и уведомляется круг лиц, имеющих право претендовать на поучение единовременного денежного пособия и страховых сумм. При расчете и определении порядка выплата единовременных денежных пособий возникают определенные трудности. Например, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации удовлетворила протест прокурора и отменила судебные постановления о взыскании в пользу заявителя единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания по следующим основаниям.

Согласно ст. 29 Закона Российской Федерации «О милиции» при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания.

Размер денежного содержания определен п. 6 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом МВД РФ от 15 октября 1999 г. N 805, и включает в себя месячный оклад по занимаемой должности и месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием.

Удовлетворяя заявленные требования и производя расчет пособия, суд руководствовался ст. 52 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Данная статья определяет, что денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел, помимо оклада по занимаемой штатной должности и оклада по присвоенному специальному званию, включает в себя также процентную надбавку за выслугу лет, стоимость продовольственного пайка и другие денежные выплаты, установленные Правительством Российской Федерации.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что денежное содержание, из которого исчисляется размер единовременного пособия, и денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел являются разными понятиями и включают в себя различный объем причитающихся видов платежей. Денежное содержание является составной частью денежного довольствия, поскольку включает в себя только оклад по занимаемой должности и оклад в соответствии с присвоенным специальным званием.

Таким образом, сумма единовременного пособия, подлежащая выплате заявителю в связи с его увольнением из органов внутренних дел по причине получения военной травмы, определена судом неправильно.

Судебная практика показывает, что при возмещении вреда можно столкнуться с такой проблемой, как разграничение сферы действия норм гражданского права и законодательства, регулирующего трудовые правоотношения в ОВД. «Государственная служба и трудовые правоотношения -- это разные сферы правового регулирования. Правильное определение вида правоотношений должно определять выбор надлежащих норм права» -- отмечает С.Поляков. Из-за смешения этих сфер рассмотрение дел о возмещении вреда, полученного работником милиции при исполнении обязанностей государственной службы, вызывает на практике значительные затруднения. Например, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 1996г., вынесенное в связи с рассмотрением судебными инстанциями иска Т. к УВД Хабаровского края о возмещении вреда, причиненного здоровью из-за травмы позвоночника, полученной при исполнении служебных обязанностей в период его службы в милиции, установлено, что Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» не регулирует условия и порядок возмещения вреда сотрудникам милиции в случае из гибели или увечья и в данном случае необходимо применять гражданское законодательство . Между тем в ст.29 названного Закона четко предусмотрено четыре юридических состава (условия) и соответствующие им размер компенсации получателям таковой. Условия следующие: гибель сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности (ч.2); смерть до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы; получение сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений (ч.3); причинение ущерба имуществу сотрудника милиции или его близким в связи со служебной деятельностью сотрудника милиции. В развитие положений Закона издана Инструкция «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику милиции, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции». Из определения неясны обстоятельства получения травмы истцом. Но в любом случае выглядит спорным отказ Верховного Суда РФ от применения Закона «О милиции» и применение норм Гражданского кодекса РФ и Правил возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей от 24 декабря 1992 г.

Правила и Закон «О милиции» устанавливают разные основания и порядок возмещения вреда соответственно работнику и сотруднику. Возмещение вреда по ГК РФ и Правилам -- это вид гражданско-правовой ответственности за правонарушение работодателя. Вред, причиненный личности, подлежит возмещению лицом, причинившим вред (ч.1 п.1 ст.1064 ГК РФ). Статья 1084 ГК РФ, предусматривающая возмещение вреда жизни или здоровью гражданину при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции, не содержит положений ч. 2 п.1 и п.2 ст. 1064 ГК РФ о возмещении вреда при отсутствии вины причинителя вреда. В соответствии со ст.ст.3 и 4 Правил работодатель возмещает вред, причиненный работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей, в тех случаях, когда вред причинен вследствие необеспечения работодателем здоровых и безопасных условий труда (несоблюдение правил охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и др.). Исключение составляют случаи причинения вреда источником повышенной опасности (ст.3 Правил). Служебная деятельность сотрудников милиции связана с риском для их жизни и здоровья. Но такая деятельность по признакам ст.1079 ГК РФ не может рассматриваться как источник повышенной опасности, владельцем которого является государство. Сотрудникам милиции вред чаще всего причиняется противоправными действиями физических лиц. В подобных случаях вину работодателя-государства в лице должностных лиц органов внутренних дел установить сложно. Если применять положения ГК РФ и Правил, то работодатель в таких случаях не должен нести ответственность, а сотрудник милиции вправе обратиться с иском о возмещении вреда непосредственно к причинителю, что практически лишает его возможности получить реальную компенсацию. Но в отличие от Правил ст.29 Закона «О милиции» предусматривает возмещение вреда государством при отсутствии его вины, что следует рассматривать как дополнительную гарантию осуществления служебной деятельности, а не как вид гражданско-правовой ответственности. Такая практика определения оснований возмещения вреда и выбора надлежащих норм права к несправедливому определению субъекта гражданско-правовой ответственности и размера взыскания. Во избежание двойных взысканий с одного субъекта (государственного органа, утверждения) по одному юридическому факту следовало бы в Постановлении Пленума Верховного суда РФ разъяснить порядок применения норм гражданского законодательства и норм о государственной службе в ОВД, закрепив пункт следующего содержания: При решении судами вопроса о применении гражданского законодательства или законодательства о государственной службе при возмещении ущерба, причиненного сотрудникам ОВД при исполнении обязанностей государственной службы, следует отказаться от применения правил возмещения вреда, установленных для трудовых правоотношений, и руководствоваться нормами права о государственной службе, в частности (ст.29 Закона «О милиции» и т.д.).

Характер задач, стоящих перед милицией, а также специфика используемых ею методов и средств придают милицейской деятельности весьма высокую степень конфликтогенности. Надежная правовая и социальная защищенность сотрудников милиции становится важным условием эффективности их деятельности.

Михайлюк Павел Александрович, соискатель Московского университета МВД России, следователь следственного управления при Управлении внутренних дел Западного административного округа г. Москвы.

Ключевые слова: социальная политика, социальная защита сотрудников органов внутренних дел, пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, гарантии социальной защиты, система социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

***

В статье раскрывается такая категория, как "социальная защита сотрудников органов внутренних дел", в работе исследуются направления реализации социальной политики в сфере внутренних дел. В статье рассматриваются гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, а также формулируются предложения по совершенствованию административно-правового механизма социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

***

Проблемы социальной защиты личности как никогда актуальны. Высокий уровень инфляции, низкая оплата труда значительной части населения - все это и ряд других проблем создают социальную напряженность в обществе. Практически все социальные проблемы в той или иной степени касаются и служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Многие проблемы, связанные с неудовлетворительной социальной защитой сотрудников органов внутренних дел, кроются в неэффективном административно-правовом регулировании их социальной защиты. Основополагающими нормативными правовыми актами, которые определяют режим социальной защиты сотрудников органов внутренних дел (милиции), являются Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. "О милиции" <1>, а также Положение "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" <2>. Однако многие аспекты социальной защиты сотрудников органов внутренних дел находят свое отражение во многих законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирующих режим прохождения службы в органах внутренних дел. Следует также отметить, что многие положения относительно социальной защиты личности имеют самое непосредственное отношение и к социальной защите сотрудников органов внутренних дел. Связано это с тем, что в РФ так или иначе осуществляется социальная политика.

<1> См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
<2> См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70.

Как следует из Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Названное конституционное положение имеет непосредственное отношение к проблемам социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время следует согласиться с тем, что у государства имеется социальная функция.

Как отмечает О.В. Родионова, социальная функция - это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам, с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума <3>.

<3> См.: Родионова О.В. Социальная функция современного государства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 5.

Перед тем как начать рассматривать проблему социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, представляется необходимым определить, как соотносятся между собой такие категории, как "защита" и "охрана". Данный подход представляется важным, поскольку в социальной сфере используется как один, так и другой термин. Конституция России содержит как категорию "защита", так и категорию "охрана". Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46).

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21).

В социальном законодательстве нет норм, которые раскрывали бы понятия "защита" и "охрана" применительно к социальной сфере. В этой связи данным категориям давались различные по объему определения. Под охраной субъективных прав понимаются все средства, которые обеспечивают реальное осуществление гражданами своих субъективных прав, а под защитой - средства, применяемые в случае нарушения субъективных прав граждан <4>.

<4> См.: Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968. С. 168.

О защите может идти речь только тогда, когда права и свободы оказались нарушенными или имеется реальная опасность их нарушения. Как отмечает А.А. Уваров, "необходимость в конституционных гарантиях защиты возникает тогда, когда факт нарушения (ущемления) прав человека уже имеет место либо существует угроза его нарушения. Все гарантии защиты можно условно разделить на компенсационные, пресекательные и восстановительные" <5>.

<5> См.: Уваров А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 2005. N 7. С. 83.

Охрана предполагает как предупреждение от нарушения, так и активную защиту. Защита всегда производится по отношению к правам и свободам конкретных граждан, в то время как другие средства охраны реализуются, как правило, безотносительно к конкретным гражданам <6>.

<6> См.: Новоселов В.И. Теоретические проблемы развития административно-правового положения граждан СССР в современных условиях: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1979. С. 212.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что защита есть составная часть охраны, иными словами одна из объективированных форм охраны. В научной литературе существует точка зрения о том, что термин социальная защита не отражает тех реалий, которые происходят в обществе. В связи с чем представляется более удачным и обоснованным употребление термина "административная опека" <7>. Впервые о необходимости осуществления административной опеки сказал Д.Н. Бахрах.

<7> См.: Павлова Е.В. Правовые и организационные вопросы обеспечения административной опеки: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 14.

Д.Н. Бахрах определил административную опеку как систему государственной помощи, непосредственно не связанной с трудом, службой лиц, которым она предоставляется <8>.

<8> См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 80.

Следует сказать, что социальная защита может быть рассмотрена в нескольких аспектах. В широком аспекте социальная защита - это совокупность разнообразных правовых средств, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Как отмечает Е.В. Абызыва, "социальная защита - это комплексная система мер, применяемая для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданами своих прав" <9>.

<9> См.: Абызыва Е.Р. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел (общетеоретические аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 15.

В юридической энциклопедии под социальной защитой понимается комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданами своих прав <10>.

<10> См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 526.

Т.К. Миронова социальную защиту определяет как деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия <11>.

<11> См.: Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 11.

Ю.С. Костыря социальную защиту как правовую категорию рассматривает как систему предусмотренных законодательством социально-правовых гарантий, а также деятельность соответствующих органов по их реализации, направленную на обеспечение отношений, складывающихся в правотворческой и правоприменительной практике по защите правового статуса личности <12>.

<12> См.: Костыря Ю.С. Экономические аспекты управления системой социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в современных условиях: Дис. ... канд. эконом. наук. М., 2004. С. 39.

Проблемы социальной политики в отношении сотрудников органов внутренних дел находят свое отражение в уровне их социальной защищенности. Законодательством установлен определенный объем льгот и компенсаций, формирующих правовые основы для осуществления государственных гарантий по защите прав и интересов персонала органов внутренних дел, чья деятельность в значительной степени связана с риском для жизни и здоровья. Очень часто они становятся объектом посягательства со стороны преступников <13>.

<13> См.: Социальная защита сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России // Вестник МВД России. 1996. N 6. С. 113.

В этой связи социальная защищенность сотрудников предполагает создание необходимых условий для нормальной деятельности персонала.

Основные льготы, гарантии и компенсации, установленные сотрудникам органов внутренних дел.

К социальным гарантиям, предоставляемым сотрудникам органов внутренних дел, можно отнести:

  • использование при оплате труда системы премиальных выплат;
  • установление вещевого довольствия и продовольственного пайка или его денежного эквивалента;
  • медицинское обслуживание и обеспечение лекарственными препаратами;
  • государственное страхование на случай причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также на случай заболевания или потери трудоспособности, наступившими в период прохождения службы;
  • пенсионное обеспечение за выслугу лет и право для членов семьи на получение пенсий по случаю потери кормильца <14>.
<14> См.: Колесник Н.В. Некоторые вопросы усиления социальной защищенности сотрудников милиции // Вестник МВД России. 1995. N 6. С. 100.
  • материальное обеспечение, включающее в себя денежное, вещевое и продовольственное обеспечение, а также денежные доплаты и компенсации;
  • медицинское и санаторно-курортное обеспечение;
  • государственное страхование;
  • пенсионное обеспечение.

Правительство России устанавливает виды и размеры денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел. Оно включает в себя должностные оклады, процентные надбавки за выслугу лет, оклады по специальным званиям, другие надбавки и доплаты. Выплаты денежного довольствия обеспечивают Министерство внутренних дел Российской Федерации, финансово-экономические службы министерств и управлений внутренних дел субъектов Федерации, бухгалтерии органов, подразделений и учреждений внутренних дел.

Денежные доплаты и компенсации выдаются сотрудникам органов внутренних дел за:

  • использование личного транспорта в служебных целях;
  • работу сверх установленного времени;
  • выполнение дополнительных обязанностей за временно отсутствующего сотрудника и по совместительству;
  • за квалификационное звание, знание иностранных языков, ученую степень;
  • награжденным знаком "Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации";
  • за неиспользованный отпуск;
  • преподавательскому составу - за приобретение литературы;
  • на командировочные расходы;
  • за наем (поднаем) временных жилых помещений <15>.
<15>

Кроме того, сотрудникам ежегодно, а для одного из членов семьи, проживающего совместно с ним, один раз в два года для следования к месту проведения отпуска и обратно выдаются перевозочные документы или возмещаются расходы на проезд. Сотрудникам и членам их семей, направляемым в соответствующие лечебные учреждения по льготным путевкам в санатории, дома отдыха и на туристские базы, возмещаются расходы по проезду <16>.

<16> См.: Максименко Н.Г. О социальных гарантиях, компенсациях и мерах социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих органов внутренних дел // Вестник МВД России. 2005. N 1. С. 9.

Сотрудники органов внутренних дел обеспечиваются вещевым довольствием бесплатно, за исключением отдельных предметов, которые отпускаются за плату, по нормам снабжения. Право на получение довольствия наступает при назначении сотрудника на штатную должность и со дня присвоения специального звания. Последующая выдача производится по окончании срока носки выданных предметов. Сотрудникам, выполняющим служебные обязанности в гражданской одежде, а также другим работникам по решению руководителя органа внутренних дел выплачивается денежная компенсация за предметы обмундирования, положенные по нормам <17>.

<17> См.: Касюлин В.В., Кивич Ю.В. Государственная служба в органах внутренних дел. М., 2003. С. 72.

Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел обеспечиваются за счет государства продовольственным пайком, который может выдаваться продуктами или в виде денежной компенсации в размере стоимости пайка с учетом индексации цен на продукты питания.

Продовольственные пайки не выдаются и денежная компенсация взамен пайка не выплачивается:

  • за время нахождения на лечении в военных и гражданских лечебных учреждениях, где предоставляется бесплатное питание;
  • за время нахождения в санаториях и домах отдыха России по путевкам, предоставляемым за счет государства;
  • за время освобождения от служебных обязанностей по уходу за больным ребенком по справке от врача (без сохранения денежного содержания);
  • женщинам за период после декретного отпуска, предоставляемого по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • сотрудникам, которые несут службу по совмещаемой должности.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное обеспечение лекарствами в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, санаторно-курортное обеспечение, ежегодную выплату денежной компенсации в размере средней стоимости путевки, а члены семей (муж, жена, несовершеннолетние дети) - компенсацию в размере 50% средней стоимости путевки <18>.

<18> См.: Демидов А. Актуальные проблемы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации // Право и жизнь. 2007. N 116 (11). С. 118.

Серьезные государственные гарантии предоставляются семьям в случае гибели сотрудника, связанной с осуществлением служебной деятельности, либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения или заболевания, полученного в период прохождения службы. В этом случае семье и иждивенцам сотрудника в равных долях выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания.

В качестве дополнительных гарантий по защите жизни и здоровья осуществляется обязательное государственное личное страхование сотрудников. В случае гибели или смерти застрахованного в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы, страховая сумма составляет 25 окладов денежного содержания на каждого члена семьи. При установлении инвалидности первой, второй, третьей групп выплаты составляют соответственно 75, 50, 25 окладов денежного содержания, а при получении тяжелого или легкого увечья (ранения, контузии, травмы) - 10 и 5 окладов денежного содержания.

Кроме того, учитывая особые условия прохождения службы, работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 суток без учета времени проезда к месту проведения отпуска и обратно. В зависимости от стажа (после 10, 15, 20 лет службы) предоставляется дополнительный отпуск соответственно 5, 10, 15 суток <19>.

<19> См.: Касюлин В.В., Кивич Ю.В. Указ. соч. С. 72.

Организация обязательного государственного личного страхования, вопросы возмещения ущерба в случае гибели или увечья сотрудника органов внутренних дел, а также порядок и условия выплаты единовременных пособий и страховых сумм сотрудникам и их семьям регулируются и определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Среди них Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" <20>. Дополнительное социальное страхование, возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника органов внутренних дел вследствие катастроф, а также при защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <21>.

<20> См.: Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1474.
<21> См.: Демидов А. Актуальные проблемы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации // Право и жизнь. 2007. N 116 (11). С. 118.

Кадровые подразделения органов внутренних дел в случае гибели или смерти сотрудника в результате катастрофы, несчастного случая, стихийного бедствия, насилия, связанного с его служебной деятельностью или исполнением служебных обязанностей, сообщают в Департамент кадрового обеспечения МВД России сведения о семье и родственниках погибшего, находившихся на его иждивении. Следует сказать, что, несмотря на определенные изменения в действующем законодательстве, установлен определенный объем льгот и компенсаций, формирующих правовые и социальные основы для осуществления государственных гарантий в механизме защиты прав и законных интересов сотрудников органов внутренних дел.

Социальная защита сотрудников органов внутренних дел - это система социально-юридических гарантий, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел является объективно необходимым элементом в правовом положении сотрудников органов внутренних дел. От улучшения социальной защиты сотрудников органов внутренних дел зависит эффективность правоохранительной деятельности органов внутренних дел <22>.

<22> См.: Порощук С.Д. К вопросу социально-правовой защиты личности // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел. М., 1994. С. 68.

На наш взгляд, социальная защиты сотрудников органов внутренних дел - это состояние, при котором сотрудник органа внутренних дел, а также члены его семьи защищены государством и могут спокойно реализовывать свои права в социально-культурной сфере, могут нормально удовлетворять свои духовные и материальные потребности.

Библиографический список

  1. Абызыва Е.Р. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел (общетеоретические аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.
  3. Демидов А. Актуальные проблемы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации // Право и жизнь. 2007. N 116 (11).
  4. Колесник Н.В. Некоторые вопросы усиления социальной защищенности сотрудников милиции // Вестник МВД России. 1995. N 6.
  5. Касюлин В.В., Кивич Ю.В. Государственная служба в органах внутренних дел. М., 2003.
  6. Костыря Ю.С. Экономические аспекты управления системой социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в современных условиях: Дис. ... канд. эконом. наук. М., 2004.
  7. Максименко Н.Г. О социальных гарантиях, компенсациях и мерах социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих органов внутренних дел // Вестник МВД России. 2005. N 1.
  8. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.
  9. Новоселов В.И. Теоретические проблемы развития административно-правового положения граждан СССР в современных условиях: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1979.
  10. Порощук С.Д. К вопросу социально-правовой защиты личности // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел. М., 1994.
  11. Павлова Е.В. Правовые и организационные вопросы обеспечения административной опеки: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
  12. Родионова О.В. Социальная функция современного государства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.
  13. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России // Вестник МВД России. 1996. N 6.
  14. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997.
  15. Уваров А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 2005. N 7.
  16. Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968.

Социально-правовая защита сотрудников органов внутренних дел – это гарантированная государством совокупность социально-правовых норм, средств и методов, обеспечивающих стабильные условия функционирования системы органов внутренних дел, права и законные интересы ее сотрудников.

Правовая защита сотрудников, как деятельность государственных органов и должностных лиц системы МВД России охватывает две группы вопросов:

1) правовую защиту сотрудников органов внутренних дел как представителей закона и государства;

2) защиту прав и законных интересов личности сотрудника при прохождении государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел.

Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции закреплены в главе 8 Федерального закона «О полиции», Федеральном законе от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», главе 9 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации.

Правовая защита сотрудника органов внутренних дел как представителя государственной власти включает в себя следующие институты (гарантии):

1. Обязательность исполнения законных требований сотрудника полиции. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Невыполнение законных требований сотрудника полиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

Так, статьей 19.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовно-правовая ответственность граждан за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство сотрудников полиции (ст. ст. 317, 318, 319 УК РФ).



Кроме того, для преодоления противодействия сотрудник полиции вправе применить в установленных законом случаях физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. При этом сотрудники полиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных Федеральным законом «О полиции» случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

2. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции предусмотрены статьей ст. 24 Федерального закона «О полиции». Суть их состоит в следующем:

Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 23 Федерального закона «О полиции» основания для его применения.

Попытки лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют сотруднику полиции право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 23 Федерального закона «О полиции».

3. Распространение на деятельность сотрудника полиции положений законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния сотрудника полиции. На деятельность сотрудника полиции распространяются нормы уголовного законодательства Российской Федерации о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, об обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения.

4. Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника. Статьей 30 Федерального закона «О полиции» установлено, что сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

5. Оценка показаний сотрудника полиции по делу о преступлении или административном правонарушении наравне с иными доказательствами. Показания сотрудника полиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

Защита прав и законных интересов личности сотрудника как представителя государственной правоохранительной службы при ее прохождении в органах внутренних дел включает в себя:

1. Государственную защиту жизни, здоровья и имущества сотрудников органов внутренних дел.

Государственной защите в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» подлежат: следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров.

Обеспечение государственной защиты состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных указанным Федеральным законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (далее – меры государственной защиты), применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

В целях реализации предусмотренных в настоящей статье мер безопасности могут проводиться оперативно-разыскные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности».

Применение и осуществление мер безопасности в отношении должностных лиц органов внутренних дел, а также их близких возлагается на органы внутренних дел.

2. Право сотрудников на разрешение споров реализуется в порядке, установленном статьей 72 закона о службе в органах внутренних дел.

Так, сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд.

Сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Кроме того, в соответствии со ст. 52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки.

3. Право сотрудника полиции на судебную защиту его прав и свобод. Судебная защита иных, принадлежащих сотрудникам органов внутренних дел прав и свобод, связанных с их служебно-правовым статусом, гарантируется им, как и всем гражданам Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. В частности, обжалование неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права сотрудников органов внутренних дел, осуществляется также в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4867-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

4. Право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) (ст. 31 Федерального закона «О полиции»).

Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел, по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Им запрещается проводить забастовки сотрудников органов внутренних дел.

Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления в должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, лишения специального звания либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят рекомендательный характер.

5. Восстановление на службе в органах внутренних дел. (ст. 74 закона о службе в ОВД).

Сотрудник органов внутренних дел, признанный в установленном порядке, незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в органах внутренних дел либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.

Основанием для восстановления сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел является решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо вступившее в законную силу решение суда.

Сотрудник органов внутренних дел, подлежащий восстановлению на службе в органах внутренних дел, с его согласия может быть назначен на равнозначную должность в органах внутренних дел.

Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, время вынужденного прогула засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на дополнительный отпуск, ежемесячную надбавку за стаж службы (выслугу лет), пенсию за выслугу лет и на иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания.

Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.

Гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел –

это деятельность федеральных и местных органов власти, руководства и служб ОВД (кадровой, финансовой, медицинской, хозяйственно-бытовой) по реализации материальных социальных прав и интересов сотрудников.

Гарантии социальной защиты в соответствии с главой 8 Федерального закона «О полиции» и Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает в себя следующие основные институты:

1. Денежное довольствие сотрудников.

2. Пособия и другие денежные выплаты в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы в органах внутренних дел.

3. Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения.

4. Предоставление жилого помещения в собственность.

5. Предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма.

6. Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений.

7. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.

8. Медицинское и санаторно-курортное обслуживание.

9. Пенсионное обеспечение сотрудников и членов их семей.

Рассмотрим кратко пенсионное обеспечение сотрудников и членов их семей. В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах (ст. 14):

а) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 13 Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел: за общий трудовой стаж 25 лет 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим систему социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел является - Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российский Федерации».

Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников органов внутренних дел, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Членами семьи сотрудника считаются:

1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;

2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция от 23.11.2015, с изм. от 14.12.2015) //СПС Консультант Плюс

Основным средством материального обеспечения и стимулирования сотрудников органов внутренних дел является денежное довольствие, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания.

Сотрудникам, направляемым в служебную командировку, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел, так же имеют право на дополнительные выплаты. (См. Приложение 3)

При переезде сотрудников на новое место службы в другой населенный пункт (в том числе на территорию и с территории иностранного государства) в связи с назначением на иную должность, или в связи с зачислением в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, срок обучения в котором составляет более одного года, или в связи с передислокацией органа (подразделения) сотрудникам и членам их семей производятся выплаты:

1) подъемного пособия - в размере одного оклада денежного содержания на сотрудника и одной четвертой части оклада денежного содержания на каждого члена его семьи, переехавшего в населенный пункт по новому месту службы сотрудника, либо в близлежащий от нового места службы населенный пункт, либо в другой населенный пункт в связи с отсутствием жилого помещения по новому месту службы сотрудника;

2) суточных - на сотрудника и каждого члена его семьи, переезжающего в связи с переводом сотрудника на новое место службы, в размере, определяемом Правительством Российской Федерации для командированных сотрудников за каждый день нахождения в пути.

Сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, не нарушающих установленной дисциплины, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция от 01.01.2016 N 317-ФЗ)

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на единовременные социальные выплаты, например, такие как «единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения».

Сотрудники, имеющие специальное звание полковника полиции и выше, уволенные со службы в органах внутренних дел в этих специальных званиях, а также сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров.

Сотрудник имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом, а также изделиями медицинского назначения в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. См.: Рагузина О.В. Законодательство Российской Федерации о социальной защите сотрудников органов внутренних дел // Правовая культура: научный журнал. - 2007. С.67

Пенсионное обеспечение является важнейшей сферой правового регулирования социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Он определяет категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, устанавливает виды пенсий, а также условия, дающие право на получение того или иного вида пенсий. (См. Приложение 4)

Сотрудники органов внутренних дел приобретают право на пенсию по государственному обеспечению:

1) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную законом выслугу на службе в органах внутренних дел;

2) по инвалидности, если они стали инвалидами при наличии условий, предусмотренных законом.

В случае гибели или смерти лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и органах уголовно-исполнительной системы, их семьи при наличии условий, предусмотренных законом, приобретают права на пенсию по случаю потери кормильца. Семьи умерших пенсионеров имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

Сотрудникам органов внутренних дел и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, проходившие службу в органах внутренних дел:

1) имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в органах внутренних дел 20 лет и более;

2) уволенные со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет служба в органах внутренних дел. См.: Костенников М.В., Куракин А.В., Михайлюк П.А. Организация социальной защиты… с.12

Пенсия за выслугу лет не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии. Пенсии за выслугу лет, назначаемые сотрудникам, являющимся инвалидами, увеличиваются.

Право на государственную пенсию по инвалидности имеют сотрудники органов внутренних дел, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Пенсия по инвалидности устанавливается в следующих размерах:

1) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов, III группы - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия;

2) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.01.2016) // СПС Консультант Плюс

Влияние социально-экономических и социально-политических факторов развития общества на жизнедеятельность органов внутренних дел более всего проявляется через уровень денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, розничных цен на товары и услуги. Соотношение этих показателей и отражает реальный уровень жизни сотрудников органов внутренних дел. Социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел - совокупность мер политического, экономического, социального, административного и правового характера, устанавливаемых и применяемых государством, направленных на обеспечение нравственного, материального и физического благополучия сотрудников не только в период прохождения сотрудниками службы, но также после прекращения ими службы и в случае гибели (смерти) сотрудников, причинения вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества, а также создание надлежащих условий для эффективного выполнения ими возложенных обязанностей.

Социальная защита сотрудника органов внутренних дел

Для построения демократического и социального государства, необходимо полностью обеспечивать правовые и социальные основы общества. Многие процессы, проходящие в Российской Федерации, показывают стремление к новому этапу в развитии общественных отношений, к новому способу построения отношений между государством и обществом, обществом и личностью, государством и личностью. В этой непростой цепочке, государство обязано защищать права и свободы гражданина. Естественно, все это затрагивает все социальные слои и группы. Вниманием не обделены и государственные служащие, в том числе и сотрудники отделения внутренних дел.

Следует сказать, что кадровая ситуация в органах внутренних дел влияет на эффективность оперативно – служебной деятельности МВД России. На фоне всех проходящих событий, я заметила, что есть разрыв между уровнем материального обеспечения сотрудников и их уровнем социальной защиты. Рост преступности, внутренние конфликты сопровождаются возрастающей нагрузкой на личный состав органов внутренних дел. Это приводит и к текучести кадров, и к отсутствию резерва на замещение вакантных должностей.

Данные обстоятельства побуждают нас рассматривать социальную защиту сотрудников ОВД как одну из острых проблем на сегодняшний день. Для того, чтобы понять сущность и значение социального обеспечения сотрудников внутренних дел, необходимо рассмотреть основные меры и механизмы реализации социальной защиты в МВД.

Социальная защита состоит из совокупности конкретных мер, которые достаточно разнообразны: правовые, экономические, социальные, организационные. Меры осуществляются органами государственной власти, а осуществляются ведомствами, где находятся на службе сотрудники. Цель устанавливаемых мер – это обеспечение как физического, так и материального и нравственного благополучия сотрудников, их членов семей, детей, а так же, создание необходимых условий для эффективного выполнения их обязанностей.

По сути, социальная защита сотрудников внутренних дел, это право на материальную компенсацию в случае смерти сотрудника, причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровью (инвалидность), уничтожения его имущества в связи со служебной деятельностью.

Сотрудник ОВД выполняет определенные нормативно – служебные обязанности и получает за это вознаграждение в виде денежного содержания из средств федерального бюджета или из средств субъекта Российской Федерации. Согласно ФЗ от 7 февраля 2011 года № 3 – ФЗ «О полиции», Оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Следует заметить, что сотруднику запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а так же работать по совместительству на предприятиях, не входящих в систему МВД РФ, за исключением научной, преподавательской деятельности. Получается, что иных источников существования у сотрудников ОВД нет, и поэтому государство должно принимать меры по социальной защите сотрудников не только в период прохождения ими службы, но и после ее прекращения по определенным основаниям. Получается, что меры социальной защиты можно разделить на группы: в период прохождения службы, после прекращения службы и в случае смерти, причинения вреда здоровью или повреждения имущества.

Для создания условий эффективного выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел в многочисленных нормативных актах, действующих на территории Российской Федерации, устанавливаются для них отдельные социальные льготы, привилегии и компенсации, которые касаются: подоходного налога, денежного довольствия и других выплат в связи со службой в органах внутренних дел; продолжительности службы (выслуги лет); обязательное личного страхования, обеспечения жилой площадью; оплаты жилищно-коммунальных услуг (участникам боевых действий); отпусков; продолжительности рабочего дня во вредных условиях; санаторно-курортного обслуживания; приобретения (льготного) билетов на все виды транспорта (командировка, отпуск, новое место службы); увольнения из органов внутренних дел; медицинского обслуживания; использования личного автотранспорта в служебных целях; содержания детей в дошкольных учреждениях; отдельных категорий сотрудников (награждение особыми знаками, работающих в отдельных подразделениях и службах, беременных женщин и матерей и др.); семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также сотрудников, получивших увечья и телесные повреждения в результате участия в боевых действиях, вооруженных конфликтах, мероприятиях по ликвидации последствий катастроф.

Значимая гарантия социальной защиты - обеспечение денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел. Одной из главных задач реформирования органов внутренних дел является формирование достойного денежного довольствия, которое будет соответствовать сложным, рискованным условиям полицейской службы. Согласно приказу МВД России от 31 января 2013 г. № 65 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации состоит из должностного оклада и оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат. Сотрудникам устанавливаются 8 дополнительных выплат:

1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;

4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;

6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе;

7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время;

8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в размере от 10 до 40 процентов в зависимости от стажа службы.

Материальная помощь сотрудникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и представившим подтверждающие документы, выплачивается в размере до двух окладов денежного содержания в год.

Сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсию, устанавливается в зависимости от стажа службы в ОВД ежемесячная доплата от 25 % до 50 % суммы пенсии, которая могла быть им назначена.

Гарантией социальной защиты сотрудников правоохранительных органов является также предоставление компенсаций за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни, за работу в ночное время; возмещение ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего сотруднику органов внутренних дел или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью; выплата компенсаций в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения им службы, после увольнения (ухода в отставку), вследствие нанесения ему телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его профессиональной деятельностью; другие меры материального стимулирования или компенсации (возмещения) нанесенного ущерба.

Таким образом, в Российской Федерации государством предусмотрен комплекс мер по обеспечению социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, предусматривающих оказание правовой, материальной, финансовой, социально-бытовой и иной помощи и защиты.

На примере Нижнего Новгорода, можно проанализировать работу по обеспечению социальной защиты личного состава и членов семей сотрудников, осуществляемую в Главном Управлении внутренних дел Нижегородской области. Можно сказать, что руководство Управления внутренних дел делает все возможное для того, чтобы облегчить положение нуждающихся в социальной помощи сотрудников. Побывавших в «горячих точках» сотрудникам предоставляют материальное стимулирование, оказывают психологическую помощь; членам семей погибших сотрудников при исполнении служебных обязанностей оказывают помощь при погребении, материальную помощь, помогают решить жилищный вопрос и вопросы трудоустройства неработающих членов семьи, для детей проводятся мероприятия по оздоровлению, предоставляют путевки в санатории и детские лагеря, так же оказывают помощь в решении бытовых проблем, увековечивании погибших; ветеранам и пенсионерам оказывается помощь в реабилитации после серьезных болезней, материальная помощь к памятным датам. О нуждах сотрудники отделения социальной работы узнают не только из прошений, просьб, которые оставляют, например, вдовы погибшего сотрудника, но и из выездов, производимых 2 раза в год, где члены семьи заполняют некоторые документы. Это комплексное обследование социально – бытовых условий семей сотрудников, погибших при исполнении обязанностей и анкета для социологического обследования. Вопросы, задаваемые в них, носят общий характер: ФИО членов семьи, вопросы про жилую площадь, про бытовые условия, естественно вопросы про здоровье и необходимость в лечении, в путевках в санаторий, вопросы про образование, так же вопросы, касающиеся выплат, пособий: вовремя ли, в каком размере, есть ли с этим проблемы.

Итак, рассматривая социальную защиту сотрудника внутренних дел, можно сказать, что это комплексное мероприятие, являющееся важнейшей задачей государства. Эти меры должны осуществляться посредством поддержания на высоком уровне социальных, экономических, общественных, политических и правовых условий обеспечения социальных гарантий и материальных компенсаций сотрудникам с учетом их трудных, зачастую специфических условий труда, связанных с риском для жизни.

Социальная работа в органах внутренних дел Российской Федерации должна постоянно усовершенствоваться, улучшаться. Она должна в полной мере обеспечивать надежную социальную защиту и создавать условия для роста благосостояния сотрудников, их семей, полноценного отдыха.

Отделение организации социальной работы

ОМПО УРЛС ГУ МВД России по Нижегородской области

Похожие публикации