Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут. Штраф за нарушение пожарной безопасности. Обязательные указания органов ГПН

Гражданского кодекса РФ под собственностью понимается принадлежность лицу прав владения, пользования и распоряжения имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Основной нормой права, предусматривающей наступление уголовной ответственности, является ст. 219 Уголовного кодекса РФ "Нарушение правил пожарной безопасности". Пунктом 1 ст. 219 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека; п. 2 той же статьи - за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека; п. 3 ст. 219 Уголовного кодекса РФ- за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Кроме этого, есть ряд смежных норм права. Так, п. 2 ст. 167 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом. В соответствии со ст. 168 Уголовного кодекса РФ уголовную ответственность влечет уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом в соответствии со ст. 261 Уголовного кодекса РФ также влекут наступление для виновных лиц уголовной ответственности.

Помимо этого, ряд статей Уголовного кодекса РФ могут повлечь уголовную ответственность как за нарушение требований пожарной безопасности, так и нарушение иных требований, в зависимости от конкретных обстоятельств. Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба; квалифицированный ее состав - за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека; особо квалифицированный состав - за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. В соответствии со ст. 218 Уголовного кодекса РФ уголовную ответственность влечет нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, а также незаконная пересылка этих веществ по почте или багажом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

Основания и порядок привлечения к уголовной ответственности регламентированы

Пожарная безопасность – комплекс мер, направленных на минимизацию риска возникновения пожаров. Нарушение правил пожарной безопасности с высокой вероятностью спровоцирует возникновение пожара, вследствие чего может быть нанесен ущерб имуществу других людей, жизни и здоровью граждан, а также охраняемой законодательством экологической системе.

Государством предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Существует 3 вида ответственности, которую могут понести граждане за совершение указанного правонарушения: дисциплинарная, административная и уголовная.

Кто несет ответственность

Ответственность за нарушение правил несут все категории граждан, которые находятся в зоне действия правил и возложили на себя обязанность их соблюдать.

Сюда относятся собственники имущества, а также лица, уполномоченные им распоряжаться, лица, ответственные за соблюдение правил, прописанных в нормативных документах по пожарной безопасности (арендаторы и арендодатели). Не должны уклоняться от ответственности должностные лица в пределах своей компетенции, в частности руководители федеральных и местных органов управления.

Во время введения противопожарного режима, ответственность несут любые лица, нарушившие специальные правила, введенные на время действия режима.

Дисциплинарная

К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены исключительно должностные лица. Суть дисциплинарного наказания, как правило, состоит в вынесении выговора, замечании, либо увольнении по соответствующей статье. Наиболее подходящую меру пресечения определяет работодатель.

К дисциплинарной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности привлекаются сотрудники, которые не соблюдали соответствующие правила при исполнении рабочих обязанностей. С перечнем правил и возлагаемыми на него обязанностями по поддержанию пожарной безопасности работник должен быть предварительно предупрежден, пройдя обязательный инструктаж.

Административная

К административной ответственности привлекают в связи со следующими правонарушениями:

  • нарушение правил;
  • несоблюдение требований к водоснабжению и наличию первичных средств пожаротушения;
  • несоблюдение требований к эвакуационному плану, обустройству путей эвакуации, расположению и работе средств тушения пожара, наличию противодымовой защиты, извещателей;
  • нарушение, ставшее причиной повреждения или уничтожения чужой собственности, нанесения легкого или среднего вреда здоровью граждан;
  • нарушение, ставшее причиной нанесения тяжкого вреда здоровью или смерти граждан (для юридических лиц);
  • не включение информации о показателях пожарной опасности в документацию при производстве или поставке товаров;
  • отсутствие проходов и проездов к строению;
  • нарушения на железнодорожном, морском, водном и воздушном транспорте;
  • повторное совершение указанных правонарушений.

За указанные правонарушения предусмотрены такие виды наказания, как предупреждение, штраф, административное приостановление деятельности. Последняя мера наказания применяется только в отношении юридических лиц и ИП.

Диапазон штрафов для граждан, не исполняющих служебные обязанности – от тысячи до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц размер минимального штрафа – 6000, а максимального – 50 000 рублей. Предприниматели при нарушении важных пунктов правил вынуждены заплатить от 30 до 50 тысяч рублей. Также возможна приостановка их деятельности на срок до 90 суток для исправления выявленных инспектором ошибок.

Для юридических лиц предусмотрены наказания в виде взыскания штрафа размером от 90 до 500 тысяч рублей (до 1 миллиона рублей при нанесении тяжкого вреда здоровью либо смерти сотрудника вследствие пожара) и приостановления деятельности на срок до 90 дней. Конкретный размер штрафа определяется в зависимости от тяжести административного правонарушения.

При первом нарушении инспектор на свое усмотрение может выдать предупреждение и через некоторое время провести повторную проверку или сразу назначить меру наказания. При повторении одного и того же правонарушения меры наказания ужесточаются.

Перечисленные виды правонарушений и меры наказания указаны в статьях 11.16, 14.1, 177, 179, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7, 19.19, 19.20, 19.26, 20.4 КоАП РФ.

Уголовная

К уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности ответственные лица могут быть привлечены за осуществление следующих преступлений:

  • нарушения, повлекшие повреждение или уничтожение чужой собственности;
  • умышленное уничтожение или повреждение чужой собственности путем инициации пожара из хулиганских побуждений;
  • то же деяние, совершенное по неосторожности;
  • то же деяние, повлекшее крупный ущерб;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее причинение крупного вреда здоровью граждан;
  • нарушение, ставшее причиной смерти человека;
  • нарушение, ставшее причиной смерти более чем одного человека.

За совершение указанных преступлений предусмотрены такие меры наказания, как штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, обязательные, исправительные и принудительные работы, арест, ограничение и лишение свободы. Данный вид ответственности применяется только в отношении к гражданам, должностным лицам, ИП и собственникам организаций, но не в отношении юридических лиц (организаций).

Максимальный размер штрафа составляет 120 тысяч рублей, срок отработки обязательных работ – 360 часов, исправительных – 3 года, принудительных – 5 лет. Максимально возможный срок ареста в соответствии с законодательством – 6 месяцев, а ограничения свободы – 3 года. При особо тяжких последствиях нарушения (нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть человека) указанные меры наказания не применяются. Наиболее суровым наказанием является лишение свободы на срок до 7 лет. Оно может дополнительно совмещаться с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Состав указанных преступлений и определенные меры наказания указаны в статьях 167, 168, 219 УК РФ.

Нарушения в лесах

Статьей 8.32 КоАП РФ отдельно предусмотрены меры наказания за нарушение правил в лесах. В список дел, запрещенных кодексом, входит поджигание «горючих материалов» (сухие ветки, листья, трава) в лесу и на участках, примыкающих к нему. Также нельзя осуществлять запрещенные действия, введенные во время объявления противопожарного режима. Если такие действия станут причиной нанесения тяжкого вреда здоровью, наказание ужесточается.

Многие согласятся, что пожары в нашей стране далеко не редкость. Только недавно страна отошла от последствий чуть ли не самого страшного пожара за последние годы. Это вскрыло целую серию нарушений, допущенных теми людьми, кто отвечает за пожарную безопасность на различных объектах. Проблема пожарной безопасности является достаточно актуальной в настоящее время для нашей страны. Регулярно происходят возгорания, которые несут материальный и физический ущерб людям. Некоторые из них заканчиваются фатально, то есть приводят к человеческим жертвам. И в таких ситуациях нужно понимать, кто несёт ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, и какое наказание предусматривает закон для подобных деяний.

Наказание за нарушение правил пожарной безопасности.

Постараемся детально рассмотреть вопрос обязательной ответственности на нарушение пожарной безопасности (ПБ). Разберём детально виды ответственности, актуальные статьи законодательных документов и не только. Далеко не всегда ситуация разрешается с помощью . Порой, помимо штрафа, нарушителя привлекают по уголовной статье, и он отвечает по всей строгости закона. Всё же нарушение противопожарного режима несёт потенциально высокую угрозу для здоровья и жизни людей. В зависимости от конкретной ситуации, при неисполнении требований ПБ и последствий, которые повлеки за собой несоблюдение противопожарных норм, применяются соответствующие виды ответственности.

Виды обязательной ответственности

Многие владельцы и руководители объектов вспоминают об имеющемся у них нарушении, непосредственно связанном с пожарной безопасностью, в двух основных ситуациях:

  • если пожар произошёл, либо чуть не случился в связи с теми или иными обстоятельствами;
  • если на объект пришёл инспектор, который нашёл ряд замечаний и выписал нарушителю штраф.

Практика наглядно показывает, что реальный уровень ответственности за нарушение ПБ в стране крайне низкий. Далеко не все тщательно подходят к вопросу обеспечения объекта эффективными и функционирующими системами защиты, оборудованием пожаротушения и пр. Но всё же когда пожар происходит, появляется риск воспламенения, либо просто инспектор указывает на имеющиеся недостатки, приходят мысли о возможной собственной ответственности за подобные нарушения. Ответственность, связанная с противопожарной безопасностью, бывает трёх видов:

  • административной;
  • уголовной;
  • дисциплинарной.

В лучшем случае нарушители хотят отделаться за нарушения штрафами, либо какими-то дисциплинарными взысканиями. Но тут уже всё зависит от конкретной ситуации и тех последствий, которые повлекли за собой правонарушения в этой сфере. Уделим особое внимание всем видам ответственности. Это позволит осознать, что нужно обязательно руководствоваться официальными правилами по организации противопожарной защиты, а также придерживаться установленных норм. В противном случае наказания, в том числе и уголовного, будет не избежать.


Уголовный вариант ответственности

Если объект не соответствует пожарным нормам, тогда на подозреваемого могут завести уголовное дело. Это достаточно распространённые случаи, которые регулирует УК РФ. Уголовная ответственность наступает в тех ситуациях, когда:

  • происходит умышленное, то есть или существенное повреждение различного имущества;
  • уничтожение и повреждение, совершённое по причине неосторожности;
  • нарушения подобного характера влекут за собой возможный тяжкий вред здоровью пострадавшим, а также смерть людей.

Все эти вопросы регулируются тремя основными статьями Уголовного кодекса РФ. А именно:

Для разъяснения каждой конкретной ситуации обратимся к нюансам указанных законодательных актов.


Статья 167

Регулирует вопрос наказания в случае умышленного повреждения, а также уничтожения различного чужого имущества. Здесь возможны такие меры наказания:

  1. Штраф. Размер выплат, которые должен осуществить обвиняемый, составляет не больше 40 тысяч рублей. Либо объём выплат определяется, исходя из дохода за период не больше трёх месяцев.
  2. . При вынесении такого приговора обвиняемого направляют на работы, которые продолжаются до 360 часов.
  3. Исправительные работы. В этой ситуации длительность наказания составляет до 1 года.
  4. Принудительные работы. При квалификации деяния как более тяжкого могут быть назначены принудительные виды работ на 2 года максимум.
  5. Арест. Предельный срок ареста не превышает 3 месяцев.
  6. Лишение свободы. Здесь человек может полностью лишиться свободы на 2 года, но не более.

Если же аналогичные правонарушения были совершения в связи с , то есть человек поджог, взорвал или любым иным способом по неосторожности спровоцировал гибель людей, а также имели место иные возможные тяжкие последствия, тогда здесь есть два варианта, согласно статье 167:

  • лишение свободы сроком до 5 лет;
  • принудительные работы продолжительностью не более 5 лет.

Эта статья регулирует вопрос ответственности граждан и должностных лиц в случае нарушения ими правил ПБ.

Статья 168

Здесь Уголовный кодекс рассматривает вопросы уничтожения, а также существенного повреждения имущества, которые произошли . Если вы повредили или уничтожили чужое имущество и спровоцировали нанесение крупного ущерба по причине собственной неаккуратности или неправильного обращения с пожароопасными источниками, тогда приготовьтесь:

  • оплатить денежный штраф в сумме до 120 тысяч рублей (либо объём дохода за период до 1 года);
  • выполнить обязательные работы в течение 480 часов;
  • заняться исправительными работами сроком до 2 лет;
  • получить ограничения свободы максимум на 1 год;
  • направиться на принудительные работы на 1 год;
  • лишиться свободы сроком на 12 месяцев.

Здесь указаны максимальные меры наказания. Потому при вынесении приговора по каждому конкретному делу сроки и штрафы могут варьироваться.

Статья 219

Здесь УК рассматривает несколько основных ситуаций, а также несение соответствующей ответственности. Если преступление совершил человек, под юрисдикцией которого была пожарная безопасность, и это привело по причине неосторожности к нанесению тяжкого вреда здоровью людей, применяются следующие варианты наказаний:

  1. Денежные выплаты, размер которых составляет не более 80 тысяч рублей. Либо объём выплат определяют, исходя из доходов обвиняемого за период, не превышающий 6 месяцев.
  2. Ограничивают свободу на срок не более 3 лет.
  3. Направляют на принудительные работы продолжительностью до 3 лет. Параллельно человек лишается права занимать некоторые должности и вести определённые виды деятельности. Этот период также ограничивается 3 годами. Но подобная санкция не является обязательной.
  4. Лишают свободы. Предельный срок здесь составляет 3 года. Дополнительно обвиняемый лишается права занимать некоторые должности и осуществлять определённые виды деятельности сроком не больше 3 лет. Эта мера применяется также не в обязательном порядке.

Если пожарные нормы были нарушены, и в результате по неосторожности это повлекло за собой , тогда статья 168 применяет в отношении обвиняемой стороны несколько иные санкции. А именно:

  1. Человек отправляется на принудительные работы. Максимальный срок подобного наказания составляет 5 лет, но не более. Дополнительно, но необязательно, обвиняемого также лишают права занимать некоторые должности и осуществлять определённые виды профессиональной деятельности. В случае применения этой дополнительной меры её продолжительность составляет не больше 3 лет.
  2. Виновный человек лишается свободы. В этой ситуации предельный срок такого наказания составляет 5 лет. Как и в предыдущем случае, применяют дополнительные санкции в виде лишения права занимать некоторые должности и выполнять определённые функции в рамках своей профессиональной деятельности. Предельный срок составляет 3 года.

Также статья предусматривает несколько вариантов наказаний для тех случаев, когда нарушение правил ПБ стало причиной гибели по неосторожности от 2 человек и более. Если по отношению к обвиняемому применяется этот раздел статьи, тогда возможны:

  • принудительные виды обязательных работ, их продолжительность не может превышать 5 лет;
  • лишение свободы, максимальной мерой наказания здесь считается тюремное заключение – обвиняемый отправляется за решётку максимум на 7 лет.

В дополнение в двум пунктам возможного обвинительного приговора может применяться дополнительная санкция. Она предусматривает лишение человека возможности занимать определённые должностные позиции, а также осуществлять некоторые виды деятельности. Предельный срок этого дополнительного наказания составляет 3 года. Но оно применяется не в обязательном порядке.

Административные варианты ответственности

Далее будет рассмотрена возможная административная ответственность в случае нарушения противопожарных правил, норм защиты и предотвращения пожароопасных ситуаций. При наложении административных санкций часто отталкиваются от статьи 20.4 действующего Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации. Эта законодательная норма предусматривает варианты ответственности в случае нарушения предъявляемых требований пожарной безопасности. Исключениями из статьи являются нарушения на следующих объектах:

  • леса;
  • железнодорожный транспорт;
  • морской транспорт;
  • внутренний водный транспорт;
  • воздушный транспорт.


Если при квалификации нарушения прибегают к этой статье Административного кодекса, тогда по отношению к обвиняемой стороне могут применяться такие варианты санкций:

  • вынесение предупреждения, либо денежные выплаты, размер которых составляет от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • если лицо должностное, тогда штраф увеличивается до 6 – 15 тысяч рублей;
  • если обвиняемое лицо имеет юридический статус, объём денежных взысканий возрастает до пределов от 150 до 200 тысяч рублей;
  • когда нарушение происходит в условиях повышенного или особого противопожарного режима, тогда для граждан, должностных и юридических лиц размер денежного штрафа составляет 2 – 4, 15 – 30 и 400 – 500 тысяч рублей соответственно.

Существует ряд отдельных нарушений ПБ, за которые для соответствующих лиц может последовать обязательная административная ответственность. Если пожарные инспекции и иные уполномоченные ведомства их обнаружат, возможно не только наложение штрафа за определённые нарушения требований пожарной безопасности, но и применение дополнительных, более жёстких санкций. Рассмотрим основные ситуации и варианты наказания при несоблюдении правил ПБ и их нарушении:

  1. Если здания, различные сооружения, строения не были оснащены обязательными первичными средствами, обеспечивающими пожаротушение. Для обычных граждан предусмотрен денежный штраф, размер которого составляет 2 – 3 тыс. рублей. Если наказывается должностное лицо, штраф повышают до 6 – 15 тыс. рублей. В случае, когда предпринимательскую деятельность ведён гражданин без образования юридического лица (далее применяется сокращение ИП), наказание составляет 20 – 30 тысяч. Для юридических лиц суммы наиболее внушительные и равняются 150 – 200 тысячам рублей.
  2. Если нарушены обязательные противопожарные требования в отношении путей эвакуации, аварийных выходов и специальных систем, обеспечивающих автоматическое пожаротушение и активацию сигнализации (оповещение, управление эвакуационными мероприятиями) в зданиях, сооружениях и строениях. Для подобных правонарушений предусматривается денежное взыскание с виновной стороны. Ими могут выступать обычные граждане, должностные лица, ИП и юридические лица, для которых предусмотрены санкции в объёме 3 – 4, 15 – 20, 30 – 40 и 150 – 200 тыс. рублей соответственно.
  3. Если правонарушение имеет рецидивирующий характер, то есть совершается повторно. Тут для граждан, должностных лиц, ИП и юридических лиц законом об административных правонарушениях предусмотрено взыскание суммы в размере 4 – 5, 20 – 30, 40 – 50 и 200 – 400 тыс. рублей соответственно. Либо уполномоченные органы могут приостановить деятельность на срок, не превышающий 90 дней.
  4. Когда нарушения ПБ влекут за собой возникновение пожаров и в результате повреждение чужого имущества, а также причинение вреда здоровью средней и лёгкой степени тяжести, применяются несколько иные санкции, но всё же в виде денежных взысканий. Граждане, должностные лица, и юридические лица выплачивают по 4 – 5, 40 – 50 и 350 – 400 тыс. рублей. Если же обстоятельства оказались аналогичными, но вред классифицирован как тяжкий, либо погиб человек, тогда юридическое лицо заплатит минимум 600 тысяч рублей (максимальное взыскание равно 1 миллиону), либо же его деятельность будет приостановлена на срок до 90 дней.
  5. Если производители и поставщики не выполняют своих обязанностей в виде обязательного включения в техдокументацию данных о веществах, материалах, изделиях и оборудовании касательно их пожарной опасности, не указывают правила безопасного обращения при наличии соответствующего требования. В такой ситуации должностные и юридические лица обязуются выплатить штрафы в размере 15 – 20 и 90 – 100 тыс. руб. соответственно.
  6. В ситуациях, когда были нарушены требования ПБ относительно обеспечения подъезда к всевозможным сооружениям и зданиям, прохода и полноценного проезда, тогда на граждан налагается административный штраф, равный 1,5 – 2 тыс. рублей. На должностное и юридическое лицо накладывают также финансовую санкцию, но уже в размере 70 – 100 и 120 -150 тыс. рублей соответственно.
  7. Если нарушения ПБ касаются морского, воздушного, внутреннего водного и железнодорожного транспорта. Здесь КоАП предусматриваются отдельные варианты ответственности за нарушения актуальных действующих правил пожарной безопасности. Обычные граждане и должностные лица обязуются выплатить суммы в виде штрафа, объём которых соответствует сумме в 1,5 – 2 тыс. для первых, и 4 – 5 тыс. руб. для вторых. Этот вопрос регулируется статьёй 11.16 действующего КоАП РФ.
  8. Нарушения, совершаемые в лесах. Тут вопрос административной ответственности регулируется статьёй 8.32 КоАП. Наказание зависит от конкретной ситуации, но не предусматривает более жёстких мер, нежели денежные взыскания. Для всех возможных сторон обвинения (граждане, должностные лица и юридические лица) предусмотрены штрафы в 1,5 – 5, 10 – 50 и от 500 тысяч до 1 млн. рублей соответственно. Здесь следует отметить, что в случае с правонарушениями в лесах все индивидуальные предприниматели, то есть ИП, приравниваются по степени своей ответственности к юридическим лицам.

Несоответствие объектов требованиям ПБ далеко не всегда карается действительно строго. Всё же когда речь идёт об ущербе здоровью, жизни и даже о смерти людей, а существующие в противовес им денежные взыскания не выглядят достаточно суровым наказанием. Но пока никаких изменений в административном кодексе на этот счёт вносить не собираются.

Варианты дисциплинарной ответственности

Наиболее лёгкие последствия от нарушений противопожарной безопасности следуют при применении дисциплинарных взысканиях. Многие считают справедливым, когда человек, не справившийся со своими должностными обязанностями, пишет заявление об увольнении. Но сколько бы заявлений не писали люди, вопрос пожарной безопасности не перестаёт быть актуальным. В своём заявлении ответственное лицо может добровольно отказаться от занимаемой должности. При этом не всегда к подобным действиям принуждают. Если говорить о дисциплинарной ответственности, то ей подвергаются лица, занимающие определённые должности, непосредственно связанные с пожарной безопасностью. Они могут нарушать:

  • регламент;
  • приказы;
  • правила;
  • инструкции;
  • общепринятые нормы и пр.


Если дисциплинарная ответственность наступает, тогда мера наказания во многом зависит от руководства организации или предприятия, где произошёл соответствующий инцидент. Руководство может ограничиться:

  • заявлением на увольнение;
  • объявлением выговора;
  • лишением премии;
  • взыскание заработной платы и пр.

Тут уже всё зависит от каждой конкретной ситуации и тех последствий, к которым привели действия, либо бездеятельность ответственного за пожарную безопасность человека.

Ответственные лица

Напоследок важно заглянуть в Федеральный закон, который рассматривает вопрос пожарной безопасности. Это статья под номером 38. В этой статье приводится перечень тех лиц, которые могут нести ответственность в случае нарушения норм, правил и инструкций по обеспечению пожарной безопасности. К таковым относятся:

  • владельцы и собственники имущества;
  • уполномоченные владением, пользованием и распоряжением имуществом граждане (руководство различных организаций, съёмщики квартир, арендаторы и пр.);
  • лица, которые несут непосредственную ответственность за гарантии пожарной безопасности в соответствии с занимаемой должностью;
  • руководство местного самоуправления;
  • руководители органов исполнительных властей;
  • должностные лица, действующие в рамках своей компетенции.


Исходя из всего сказанного ранее, можно с уверенностью говорить о том, что в определённых ситуациях ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности достаточно серьёзная. Потому крайне важно чётко выполнять свои служебные обязанности, придерживаться установленных ном и правил, а также не забывать о личной ответственности.

За несоблюдение противопожарного режима в России предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Последствия привлечения к ней имеют не только имущественный, но и личный неимущественный характер. Как не допустить негативных факторов нарушения требований пожарной безопасности? Кто ответственен за пожарную безопасность в случае заключения договора аренды и сколько времени есть на обжалование незаконных предписаний органов государственного пожарного надзора? На эти вопросы ответим в нашем обзоре.

Ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности на объектах защиты

Начнем издалека: каковы же источники ответственности за несоблюдение требований ПБ?

Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон «О пожарной безопасности»), - это состояние защищенности личности, имущества и общества от пожара. Для сохранения этого состояния в государстве разработаны специальные технические и социальные условия, контролируемые уполномоченными органами.

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции, имуществу, зданиям, сооружениям, транспорту, оборудованию) излагаются в Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Статья 5 этого документа предусматривает существование на каждом объекте защиты систем обеспечения пожарной безопасности, среди которых:

    системы предотвращения пожара;

    системы противопожарной защиты;

    комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В сфере пожарной безопасности права и обязанности возникают не только у граждан, но также у физических лиц-предпринимателей, юридических лиц и их должностных лиц.

В частности, статья 37 Закона «О пожарной безопасности» обязывает руководителей организаций выполнять законные требования должностных лиц органов ГПН, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, вести соответствующую документацию, обучать своих работников, создавать и обеспечивать подразделения пожарной охраны.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, закрепленные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, на уполномоченных должностных лиц организации возлагают организацию производства и содержания территорий зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов для обеспечения пожарной безопасности.

Ответственность же за нарушение требований пожарной безопасности, согласно статье 38 Закона «О пожарной безопасности» возлагается на собственников имущества, его пользователей, ответственных за обеспечение ПБ и должностных лиц организаций в пределах их компетенции.

Нарушение государственного противопожарного режима приводит к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

В рамках дисциплинарной ответственности, согласно трудовому законодательству, работнику грозит замечание, выговор или увольнение.

Минимальная административная ответственность за правонарушения в этой сфере для должностного лица - 6–15 тыс. рублей, предпринимателя - 20–30 тыс. рублей, юридического лица - 150–200 тыс. рублей, эксперта при проведении аудита ПБ ненадлежащего качества или ложной оценки пожарного риска - 15–20 тыс. рублей, либо дисквалификация от года до 3-х лет. За халатность в отношении пожарной безопасности, повлекшую причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, в КоАП РФ для юридических лиц предусмотрен штраф от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей и приостановление деятельности.

Физические лица, ответственные за соблюдение требований пожарной безопасности, в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей, согласно статье 291 Уголовного кодекса РФ, могут быть ограничены в свободе, направлены на принудительные работы и лишены свободы до 7 лет с запретом заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.

В результате, ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности в организациях затрагивает и интересы предприятия (поскольку допускает существенные штрафы и приостановление деятельности для юридического лица) и интересы его руководителей (предполагает негативные личные имущественные и неимущественные последствия для физических лиц).

Ситуация усугубляется, когда лицо не имеет возможности лично контролировать противопожарный режим, например, принадлежащее на праве собственности помещение сдается во временное пользование организации, к которой лицо не имеет отношения. Как избавить себя от риска ответственности за нарушение ПБ в условиях предоставления недвижимости в аренду? Об этом пойдет речь ниже.

Арендодатель или арендатор: на кого и в каких случаях возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

Отношения, возникающие в условиях предоставления недвижимого имущества в аренду, регулируются Гражданским кодексом РФ. Согласно статье 606, имущество во временное пользование за плату передается от арендодателя нанимателю на основе договора аренды. По общему правилу, условия этого договора определяются сторонами в индивидуальном порядке. Гражданским кодексом императивно регулируются лишь существенные условия соглашения: его предмет (совокупность информации, позволяющей идентифицировать помещение) и размер арендной платы. Вопросы же возложения ответственности за пожарную безопасность законодательно в ранг существенных не возведены, соответственно, согласовываются в добровольном порядке. Принцип свободы договора, применяемый в гражданских правоотношениях, утверждает, что, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой закона, оно определяется обычаями, применимыми к отношениям сторон.

Таким образом, стороны договора аренды могут, но не обязаны определять субъекта и объем ответственности за пожарную безопасность в договоре.

С точки зрения, арендодателя, безусловно, выгоднее это условие выдвинуть в ранг существенного и закрепить в установленной форме. В такой ситуации положения статьи 38 Закона «О пожарной безопасности»:

«ответственным за нарушение требований пожарной безопасности (…) являются собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом»,

и нормы статьи 5 Технического регламента:

«собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты (…) на законном основании (…) должны в рамках реализации мер пожарной безопасности (…) разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности»

Именно он, соответственно, будет обязан обеспечивать полноту и достоверность сведений в декларации пожарной безопасности, и исполнять законные требования государственных инспекторов пожарного надзора.

Такое утверждение подкреплено судебной практикой. В частности, Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 года, подчеркнул, что существенным является то, кто именно (арендодатель или арендатор) взял на себя ответственность по обеспечению требований пожарной безопасности. Для иллюстрации Верховный Суд РФ привел закрепленное в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации обязательство по утверждению инструкции о мерах пожарной безопасности. Фактически, если эта инструкция утверждена руководителем арендатора, то он и ответственен за пожарную безопасность, и, соответственно, несет ответственность за ее нарушение.

Выявление нарушений требований пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора

Выявление нарушений требований пожарной безопасности согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», возложено на государственных инспекторов по пожарному надзору уполномоченных государственных органов.

С 2016 года в России осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности. Она затрагивает, в том числе, и сферу пожарной безопасности. Реформа акцентирует внимание на профилактике как основном действующем механизме обеспечения противопожарного режима в стране. Внедрение риск-ориентированного подхода предполагает сокращение проверок субъектов хозяйствования (минимум на 30–50 %) за счет классификации их по уровню риска потенциального причинения вреда.

Риск-ориентированный подход предусматривает определение категории конкретного объекта по заранее установленным критериям и проведение плановых проверок с периодичностью, определенной для каждой категории. Так, например, для категории высокого риска установлена периодичность один раз в 3 года, а для категории умеренного риска - один раз в 10 лет. При этом, для объектов низкой категории риска плановые проверки не предусмотрены.

Проведение проверок субъектов хозяйствования регламентировано, в том числе, Административным регламентом исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644. В этом документе определена четкая последовательность действий органов государственной власти при проведении проверки. В частности, закреплены такие полномочия:

    осуществлять анализ сведений по документам о правообладании объектом защиты;

    визуально осматривать помещения;

    отбирать образцы для исследования;

    опрашивать лиц;

    истребовать документы;

    проводить экспертизы.

Окончание проверки ознаменовывается составлением акта. В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности проверяющий выдает предписание об устранении нарушений или предписание по устранению несоответствий. Предписание содержит сведения о правообладателе объекта защиты, перечень установленных нарушений и сроках их устранения. Невыполнение требований органов государственного пожарного надзора в установленный срок влечет привлечение лиц к ответственности, предусмотренной законом.

Возникает вопрос, как быть, если правообладатель не согласен с результатами проверки? Можно ли их обжаловать и какие последствия это будет иметь?

Обжалование предписания по устранению недостатков, обнаруженных при проверке ПБ в организации: порядок, сроки, приостановление исполнения предписания

Порядок осуществления проверок органами государственного пожарного надзора регламентируется также Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот документ тщательно регулирует отношения между органами государственного власти и субъектами хозяйствования во избежание нарушения прав последних.

Одним из возможных вариантов поведения юридического лица или предпринимателя в случае несогласия с результатами проверки и, соответственно, предписанием об устранении выявленных нарушений, закон называет возражение. Порядок реализации этой формы защиты уточнен в Административном регламенте. Пункты 128 и134 Административного регламента разъясняет, что для обжалования решения органа государственного пожарного надзора, необходимо в течение 15 дней с момента его принятия в письменном виде обратиться, на выбор:

    к руководителю органа, выдавшего распоряжение о проверке;

    к руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора.

Срок рассмотрения такой жалобы - 15 рабочих дней со дня регистрации. Важно, что при обжаловании предписания в досудебном порядке, описанном выше, его действие не приостанавливается. Это означает, что выражение несогласия не убережет лицо от возможной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания органа государственного пожарного надзора, предусмотренной частью 12 статьи 19.5. КоАП РФ.

Второй возможный вариант поведения субъекта, несогласного с предписанием - обратиться в суд. Это закреплено, в частности, статьей 219 КоАП РФ. Судебная практика свидетельствует о том, что делать это необходимо в административном порядке. Срок такого обжалования - 3 месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, т.е. с даты ознакомления с предписанием. Преимуществом судебного обжалования является возможность суда, согласно части 2 статьи 85 КоАП РФ, приостановить действие оспариваемого решения.

Гарантия положительных результатов проверки состояния пожарной безопасности на объекте - полная готовность к ней. Важно иметь не только необходимую документацию и оборудование, но и обеспечить готовность персонала к правильным действиям в случае возникновения пожара. Один из возможных вариантов решения этой проблемы - обращение в коммерческую организацию, предоставляющую лицензированные услуги в сфере пожарной безопасности. Лидерами рынка в этой области являются компании, обеспечивающие комплексную безопасность объекта: они берут на себя ответственность за все процессы, начиная от проектирования систем пожарной охраны, заканчивая их обслуживанием и ремонтом.

Соблюдая закон, мы оберегаем себя от множества негативных последствий. Даже если мы не согласны с логикой установленных правовых положений, их следует исполнять. Законы совершенствуются, и мы - вместе с ними. Попытки саботажа, как показывает опыт, заканчиваются плачевно. Поэтому, вместо того, чтобы сгоряча вступать в разбирательства или игнорировать законодательство, следует подумать о том, что мы реально можем сделать для того, чтобы защитить себя и общество от разрушительных пожаров.

Альянс «Комплексная безопасность» работает на российском рынке с 2000 года. За это время компания заработала позитивную репутацию среди многих клиентов крупного, среднего и малого бизнеса. Альянс специализируется на проектировании, монтаже и техническом обслуживании систем противопожарной защиты. Приоритетными направлениями деятельности компании также являются технический аудит, подготовка объектов защиты к взаимодействию с контролирующими органами, тендерное сопровождение объектов, бюджетирование, в том числе, на стадии технико-экономических обоснований.

Похожие публикации