Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Правовое регулирование бизнеса. Основы гражданско-правового регулирования бизнеса. Правовая защита в условиях конкуренции

Реферат

Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Введение

1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ

1.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности

1.2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности

1.3 Понятие, предмет, метод, система и источники гражданского права

2. Хозяйственные договоры. Основные виды и особенности

2.1 Принципы и порядок заключения хозяйственных договоров

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Предпринимательская деятельность и складывающиеся в связи с ее осуществлением общественные отношения.

Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, международного, гражданского, административного, трудового, финансового, экологического, земельного и др. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право» (хозяйственное право).

Особо важное значение, в таком регулировании имеют конституционные гарантии предпринимательства. Согласно Конституции РФ (ст. 34) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Тем самым на конституционном уровне установлена необходимая предпосылка свободного предпринимательства - всеобщая предпринимательская правоспособность граждан. Кроме того, признавая право частной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, Конституция РФ закрепляет важнейшую экономическую гарантию предпринимательской деятельности (ст. 35, 36).

И все же основная роль в регулировании предпринимательства принадлежит нормам гражданского и административного права. Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения. Нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т. д. При этом гражданское право является основой частноправового регулирования предпринимательской деятельности, а административное - публично-правового. Ведущая роль в механизме правового регулирования предпринимательства принадлежит нормам частного права, и в первую очередь гражданского.

Это и не удивительно, если вспомнить характеризующие предпринимательскую деятельность признаки, организационную и экономическую независимость, инициативность, осуществление на свой риск, направленность на получение прибыли.

Актуальность темы - изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на систему государственного регулирования в области производства продукции, работ, услуг, и их качества. В данное время активно осуществляется процесс реформирования системы законодательства в сфере правового регулирования.

Целью работы является определение основных направлений развития основ правового регулирования в сфере производства и реализации продукции и связанных с ними процессов.

В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи:

Рассмотрены понятие и признаки предпринимательской деятельности;

Рассмотрено правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ;

Рассмотрено понятие хозяйственный договор;

Указанны основные виды и особенности хозяйственных договоров.

Рассмотрены принципы и порядок заключения хозяйственных договоров.


1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ

1.1 П онятие и признаки предпринимательской деятельности

В условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг расширяется сфера предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг гражданами и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном порядке.

Это определение, отражает шесть признаков предпринимательской деятельности:

Ее самостоятельный характер;

Осуществление на свой риск, т. е. под собственную ответственность предпринимателей;

Цель деятельности - получение прибыли;

Источники прибыли - пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг;

Систематический характер получения прибыли;

Факт государственной регистрации участников предпринимательства.

Отсутствие любого из первых пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской. Для квалификации деятельности как предпринимательской необходим и шестой (формальный) признак. Однако в некоторых случаях деятельность может быть признана предпринимательской и при отсутствии формальной регистрации предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

Знание всех легальных, т. е. основанных на формуле закона, признаков предпринимательской деятельности необходимо и при наличии государственной регистрации предпринимателя, поскольку она может быть осуществлена с нарушением закона. В некоторых случаях в качестве предпринимателей регистрируются лица, не способные самостоятельно осуществлять подобную деятельность (недееспособные), нести самостоятельную имущественную ответственность или не имеющие цели систематического получения прибыли. В таких случаях регистрация может быть признана по суду недействительной, и если допущенные при создании юридического лица нарушения закона носят неустранимый характер, оно может быть ликвидировано.

1.2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Необходимо различать предпринимательскую деятельность и деятельность предпринимателей. Предприниматели не только заключают договоры, отвечают за их нарушение, но и привлекают наемных работников, платят налоги, таможенные пошлины, несут административную и даже уголовную ответственность за совершение противоправных деяний. Деятельность предпринимателей не может быть ни привилегией, ни бременем какой-либо одной отрасли права, а также некоего комплексного «предпринимательского кодекса». Она регулируется и охраняется нормами всех отраслей права - как частного (гражданского, трудового и т. п.), так и публичного (административного, финансового и т. п.).

Разноотраслевые нормы о деятельности предпринимателей предусматривают, например, федеральные законы от 14 июня 1995 г. № 88- Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и от 29 декабря 1995 г. № 222 - Ф3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», а также Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». В них, в частности, предусматриваются:

Порядок выдачи патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - субъектов малого предпринимательства;

Льготы на предоставление им кредитов;

Однако это не означает, что все отрасли права в равной мере регулируют также саму предпринимательскую деятельность. Поскольку содержание предпринимательской деятельности прежде всего и главным образом составляют имущественные отношения юридически равных субъектов, т. е. то, что регулируется гражданским правом, можно говорить о гражданско-правовом регулировании предпринимательской деятельности на базе гражданского кодекса и иного гражданского законодательства. Это, естественно, требует усвоения основных положений гражданского права и учета на этой базе особенностей гражданско-правового регулирования предпринимательских отношений как разновидности гражданско-правовых отношений.

Предпринимательское право отражает основные аспекты гражданско-правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.


1.3 Понятие, предмет, метод, система и источники гражданского права

Гражданское право - это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданскому праву как ведущей отрасли частного права присущи свои предмет, метод, система и источники.

Предметом гражданского права служат имущественные и личные неимущественные отношения. Имущественными являются отношения собственности и другие вещные отношения, отношения, связанные с исключительными правами на результаты умственного труда (интеллектуальная собственность), а также отношения, возникающие в рамках договорных и иных обязательств. Связанными с имущественными признаются такие отношения личного характера, как, например, отношения авторства на произведения науки, литературы, искусства, изобретения и другие идеальные результаты интеллектуальной деятельности.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где предпринимательская деятельность регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права. Так дает определения предпринимательству юридический словарь.

Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему -проблему собственности. Термин “собственность” и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.

Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.

Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон “Об акционерных обществах”, новые редакции законов “О Центральном банке Российской Федерации”, “О банках и банковской деятельности”, установившие современные основы регулирования банковской системы страны, федеральные законы о международных договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных актов.

Для развития конкуренции, как одного из главных направлений становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ “О государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)” определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и разработка программ демонополизации и развития конкуренции. Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:

наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей - хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма - монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,

наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.

Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь стремясь ограничить круг регулируемых цен.

Первый проект Закона «О естественных монополиях» был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. Уже в августе правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Госдуму.

По Закону «О естественных монополиях», сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.

Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Зарубежные опыт регулирования показывает, что главным в такого деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.

В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степенью независимости: члены их правлений, назначенные на продолжительный срок, не могли быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда; предусматривался запрет на совмещение должностей членами правлений, владение акциями регулируемых компаний и т.п. Однако в окончательной редакции многие прогрессивные положения, заимствованные из многолетней практики регулирования в зарубежных странах, были либо смягчены, либо изъяты, что ставит под вопрос возможность принятия решений, в достаточной степени защищенных от влияния различных политических сил.

К 1995 г. была сформирована только одна система регулирующих органов, действовавшая вне рамок отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 г. для регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей сообщения, Минсвязи). Так, МПС получило разрешение ежемесячно индексировать тарифы на перевозки с учетом роста цен на основные виды продукции, потребляемые его предприятиями. Минэкономики и Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния отрасли.

Тем не менее, даже в электроэнергетике до 1995 г. не были зафиксированы правовые основы регулирования. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью естественных монополий был значительно ослаблен в связи с преобразованием многих предприятий в акционерные общества, где начали доминировать отраслевые интересы. При этом федеральное правительство, сохранив контрольные пакеты акций в своих руках, недостаточно активно включилось в механизм корпоративно-акционерного управления.

Упрощенные схемы государственного регулирования естественных монополий, основанные на индексировании тарифов (цен) и не сопровождаемые тщательной проверкой обоснованности издержек и инвестиционной деятельности, позволяли монополистам легко обходить ограничения, которые ставили на их пути квазиорганы регулирования (департамент цен Минэкономики, Федеральная энергетическая комиссия). Важнейшими причинами создавшегося положения являлись: отсутствие необходимой законодательной базы; неопределенность статуса регулирующих органов, их зависимость как от правительства и министерств, так и от регулируемых субъектов; недостаток финансовых средств и квалифицированных кадров.

Многие дела, возбуждаемые территориальными управлениями ГКАП России по фактам нарушений Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в 1994-1995 гг., были связаны с действиями предприятий-естественных монополистов. Были выявлены многочисленные случаи завышения тарифов, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей, включения в договоры дополнительных условий (участие в строительстве производственных объектов, передача жилых помещений, предоставление материальных ресурсов).

К январю 1996 г. были приняты три указа Президента о создании государственных служб по регулированию естественных монополий в ТЭК, связи и транспорте. В марте-апреле были опубликованы постановления правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их персонала. Однако на конец мая был назначен руководитель только одной службы - Федеральной энергетической комиссии. Назначение на этот пост заместителя министра топлива и энергетики является компромиссом правительства с регулируемыми субъектами.

Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.

С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих субъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)" - один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые "правила игры" и для промышленных гигантов, и для мелких магазинчиков.

Новый Закон о банкротстве (от 26 октября 2002 г №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”) не закрывает всех лазеек для финансовых махинаций, но ликвидирует самые вопиющие из них.

Прежняя редакция российского Закона о банкротстве была крайне противоречивой, и по сути способствовала созданию в России настоящей индустрии заказных банкротств. Новый закон не закрывает всех лазеек для фиктивных банкротств, не решает проблемы судебного произвола, он не "разруливает" ситуацию, когда предприятие попадает под банкротство по вине государства, которое не платит заводу за заказанную им продукцию. И все же этот закон - несомненный шаг вперед, которого все ждали.

Главное - теперь обанкротить предприятие станет гораздо тяжелее, а сама процедура будет более сложной, многоступенчатой, подконтрольной.

Банкротство перестает быть "выстрелом в висок", когда, нажав на спусковой крючок, то есть запустив процедуру банкротства, ты уже не можешь ничего исправить.

Вместо вышибания денег - финансовое оздоровление.

Что такое вообще банкротство? Это когда предприятие не может рассчитаться со своими долгами, даже если продаст все свое имущество. В нашей неустоявшейся экономике зачастую нельзя с ходу понять, дошло ли предприятие на самом деле "до ручки". Поэтому к процедуре собственно банкротства относится только конкурсное производство. Все остальные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление) являются по сути предбанкротными.

По прежнему закону банкротство мог объявить любой, кому предприятие задолжало, и он не может получить с него свой долг. То есть банкротство решало совсем другие задачи - не ликвидацию севшего на мель и "засоряющего" экономический горизонт предприятия, а удовлетворение того или иного конкретного должника. Закон был написан не для оздоровления экономики в целом, а для пользы конкретных хозяйствующих субъектов. Процедуру банкротства можно было начать, если должник 3 месяца не мог отдать долг в размере более 500 МРОТ. За эти мизерные долги можно было поменять собственника на любом огромном предприятии. Новый закон устанавливает четко фиксированную сумму в сто тысяч рублей. Изменение суммы долга роли не играет. Важно, почему именно не платит должник. Чтобы это выяснить, прежде, чем начинать банкротство, должен быть пройден судебный порядок взыскания долга. Суд применяет весь арсенал методов: арест и распродажу имущества, запрет на осуществление сделок, не прибегая к банкротству.

В новом законе впервые появляется фигура государства-кредитора: если вы должны казне, она вместе с другими кредиторами потребует своего сполна. Прежний закон не давал государству права голоса в процессе о банкротстве - представителям государства можно было лишь присутствовать на собраниях кредиторов и в арбитражном процессе, без права голоса. С другой стороны, старый закон требовал, чтобы претензии государства удовлетворялись едва ли не в первую очередь. В этом было серьезное противоречие, источник путаницы и злоупотреблений. Новый закон уравнивает права государства и всех прочих кредиторов: они наравне и участвуют в собраниях, и получают свое.

Вообще, полностью меняется облик "очереди", в которой "стоят" кредиторы, чтобы получить с должника свои деньги. В старом законе было так: сначала покрывались судебные издержки, потом - в порядке убывания - текущие платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, залоговые требования, обязательные платежи в бюджет, иные обязательства. Новый закон дает другую последовательность: судебные издержки, текущие платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, иные обязательства.

Специальные режимы банкротства - как правило, более мягкие - старый закон вводил для градообразующих предприятий. Кроме того, есть отдельный закон о предприятиях ТЭК. В новом законе появляются спецрежимы банкротства для субъектов естественных монополий и предприятий ВПК. Интересный вопрос, можно ли будет по новому закону банкротить целые города и области. Сегодня его пытаются решить в рамках комиссии Дмитрия Козака (администрация Президента РФ), поскольку он тесно связан с проблемой местного самоуправления. Пока договорились до того, что, коли регион окажется неплатежеспособен, может быть введено прямое управление им из федерального центра.

Хотелось бы, чтобы в законе были четче прописаны принципы, по которым можно отделить временного должника от действительно неплатежеспособного. Мы предлагаем такой критерий: предприятие не может покрыть свои обязательства в течение трех месяцев ликвидными активами. Под ликвидными активами надо понимать деньги, ценные бумаги, "дебиторку", уплаченный, но не возвращенный, НДС, товарные запасы.

Новый закон, как и старый, оставляет место произволу конкурсных кредиторов и судей. Нужны четкие правила - на основании показателей финансовой отчетности должника.

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Лицензирование предпринимательства - сравнительно новое явление в российском законодательстве, однако в применении лицензионного механизма наметились определенные правовые проблемы. Их решение становится условием его эффективного функционирования.

Государственное лицензирование предпринимательства до недавнего времени и было основным элементом такого регулирования. Чиновники обладали очень удобным механизмом: всегда можно проверить, как работают лицензированные фирмы, быстро пресечь нарушения - предупреждением, приостановлением или отзывом лицензии. В то же время лицензирование, устанавливая лишние бюрократические барьеры на пути предпринимателей, уменьшает, как показала практика, число участников рынка, а значит, ослабляет конкуренцию. Это опасно для экономики, особенно в условиях практически полного отсутствия общественного контроля за деятельностью бюрократической машины. Конечно, действия чиновника можно обжаловать в суде, и тот очень часто встает на сторону предпринимателя. Однако далеко не всегда бизнесмены осмеливаются затевать разбирательство. Судебного решения иногда приходится ждать довольно долго, а за это время чиновники могут парализовать деятельность строптивца.

Но у гослицензирования есть и другой недостаток: возможность его использования для устранения конкурентов. Предприниматели, сумевшие поладить с надзирающими органами, инициируют проверки конкурентов либо для получения закрытой информации, либо просто чтобы их разорить.

Сейчас под закон о лицензировании подпадают только те виды предпринимательской деятельности, "осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием". Кроме того, теперь лицензия выдается на срок не менее пяти лет (по старому закону - не менее трех). Уточняются полномочия лицензирующих органов, процедуры выдачи, переоформления и отзыва лицензии. Наконец, новый закон вводит исчерпывающий, значительно более короткий, чем в старой редакции, перечень лицензируемых видов деятельности.

Однако произошло неожиданное: многие профессиональные участники рынка, которых коснулась отмена лицензий, относятся к ней отрицательно. Основной мотив: на рынок хлынет поток непрофессионалов и откровенных жуликов, которые будут демпинговать и сделать качественную работу невыгодной. Особенно недовольны риэлтеры, хозяйствующие на рынке недвижимости. Появление на нем новых участников, выпргнувших «как черти из табакерки», может привести к снижению цен на услуги, обману граждан.

Но авторы реформы вовсе не отказываются от администрирования в сфере предпринимательства. Снятие барьеров на входе в рынок компенсируется контролем за деятельностью непосредственно на рынке - вводятся новые для России механизмы регулирования предпринимательской деятельности. Так, вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Им предусмотрена административная дисквалификация участников рынка, нарушающих закон - запрет осуществлять определенную деятельность или занимать определенную должность на срок до трех лет. Применить такую санкцию может только суд.

Следует также заметить, что никто не отменял обязательную и добровольную сертификацию товаров, работ или услуг, а также определенные квалификационные требования, предъявляемые к участникам рынка. Например, хотя производство строительных конструкций и материалов теперь лицензироваться не будет, потребитель всегда сможет узнать о качестве стройматериалов по соответствующему сертификату.

Возникают вопросы и с применение нового закона. После его вступления в силу вышло распоряжение правительства, в котором конкретно распределялись уровни лицензирования (федеральный, региональные). Однако соответствующих нормативных документов (Положений) о порядке лицензирования того или иного вида предпринимательской деятельности нет (за исключением туристического и строительного бизнеса) до сих пор нет.

Система лицензирования была неплохо отработана на региональном уровне. Требовалось лишь дополнить ее Федеральным лизинговым центром, что позволило бы более эффективно и оперативно решать возникающие вопросы. Государственный контроль за бизнесом должен быть. А что касается снятия с его пути административных барьеров, то почему, например, не ввести упрощенный порядок регистрации и оформления частных предприятий по методу так называемого "единого окна", когда в одном месте предпринимателю выдаются все необходимые документы (в том числе и лицензии)?

  • ? Необходимость государственного регулирования, «провалы рынка».
  • ? Задачи государственного регулирования.
  • ? Методы прямого и косвенного регулирования.
  • ? Инструменты государственного регулирования.
  • ? Правовое регулирование бизнеса.

Как было отмечено в параграфе 1.1, важнейшим условием успешной предпринимательской деятельности является рыночная свобода, т.е., с одной стороны, свобода зарабатывать, но с другой - это свобода рисковать, инвестируя в новые бизнесы и продукты. Рыночная свобода обеспечивает развитие национальной экономики и позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы экономики. Здесь уместно вспомнить о метафорической «невидимой руке рынке», описанной Адамом Смитом еще в XVIII в. в его классическом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (А. Смит, 1776). Эта «рука» за счет интеграции и обеспечения интересов отдельных участников рынка обеспечивает максимизацию общественного богатства.

К сожалению, рыночные механизмы иногда дают сбой, а рыночная свобода время от времени превращается в источник проблем. Такие ситуации экономисты называют «провалами рынка». Суть этого явления состоит в том, что в определенных условиях рациональное (т.е. направленное на повышение собственной выгоды) поведение участников рынка не обеспечивает достижения эффективного (с точки зрения максимизации общественного блага) распределения ресурсов. Например, такие ситуации могут возникать при ограничениях конкуренции (монополия, олигополия и т.п.) или как внешние эффекты (экстерналии) деятельности, которые являются следствием бесплатности некоторых благ. Такие эффекты проявляются в ходе производства и (или) потребления таких общественных благ, как, например, загрязнение окружающей среды в ходе предпринимательской деятельности. Кроме того, рыночные механизмы крайне ненадежно работают в условиях неопределенности и недостатка информации, когда участники рыночных отношений не могут оценить риски и выгоды и, следовательно, не могут обеспечить эффективное взаимодействие, отказываясь от сделки, что может привести к возникновению общественных потерь (например, если речь идет о долгосрочных инфраструктурных проектах), а также в ряде других случаев.

Во многом именно реакция на «провалы рынка» обусловила необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности.

В основе регулирования лежит стремление государства устранить или сгладить возможные негативные последствия предпринимательской деятельности для общества или, наоборот, стимулировать эту деятельность там, где это необходимо для развития национальной экономики.

Обратимся к истории становления государственного регулирования. Регулирование предпринимательской деятельности со стороны власти существовало с незапамятных времен. Так, традиционно регулировался доступ к природным ресурсам, устанавливались стандартные меры объема и веса. Однако целостные концепции государственного регулирования были впервые разработаны и применены для предприятий естественных монополий. С самого начала такого регулирования его целями стали обеспечение экономической эффективности услуг предприятий естественных монополий для потребителей, а также надежности и доступности их услуг.

История государственного регулирования нового времени ведет отсчет с середины XIX в., когда в 1844 г. в Англии был принят Закон «О железных дорогах». Он регламентировал деятельность железнодорожных компаний и преследовал цели, которые в настоящее время стали классическими целями государственного регулирования как такового. Так, этот закон позволял парламенту страны регулировать прибыль железнодорожных компаний, обязывал соблюдать интересы малоимущих граждан, регламентировал доставку почты, перевозку полиции и войск.

Закон, принятый в отношении деятельности Национальной электрической ассоциации США в 1897 г., вводил «исключительное» лицензирование в электрической отрасли и государственный контроль за «справедливыми» ценами и прибылями в рамках Национальной электрической ассоциации. Аналогично затем было введено регулирование в отношении предприятий других отраслей, определенных в настоящее время как естественно-монопольные.

Уже в первых нормативных актах, касающихся регулирования деятельности естественных монополий, отчетливо видны два направления регулирования: антимонопольное и регулирование «справедливых цен и прибыли» при условии обеспечения доступа к услугам естественных монополий. По мере формирования представлений о естественной монополии как о единственной организации, предоставляющей услуги на данной территории, регулирование окончательно формируется как механизм установления цен на услуги.

Необходимо отметить, что цели регулирования значительно шире, чем просто установление цен предприятий естественных монополий, а часть из этих целей труднодостижима исключительно методами контроля цен.

Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере электроэнергетической отрасли.

Так, в сфере экономической безопасности государственное регулирование направлено на обеспечение бесперебойной поставки электрической энергии в объемах, необходимых для работы предприятий, жилищно-коммунального хозяйства, государственного управления, осуществления охраны правопорядка, поддержания обороноспособности страны и т.д.

В целях устойчивого экономического развития государственное регулирование должно обеспечить возможность покупки электрической энергии субъектами хозяйственной деятельности в необходимых количествах и на условиях, позволяющих реализовать предпринимательскую деятельность, а также повышать эффективность использования электроэнергии. Поскольку электроэнергетическая отрасль является системообразующей отраслью народного хозяйства, основной целью является территориальное развитие и обеспечение территориальной целостности национальной экономики. Государственное регулирование в данном случае призвано обеспечить такую конфигурацию инфраструктуры, при которой создаются условия развития как самих территорий, так и находящихся на них предприятий.

Таким образом, одним из главных вопросов государственного регулирования является соблюдение баланса между общественно-значимыми целями и интересами субъектов регулируемой отрасли. Причем в данном контексте к интересам предприятий-монополистов может быть отнесена конкурентоспособность на рынке труда и капитала, а также получение прибыли в интересах собственников имущества этого предприятия.

Исходя из теоретических предпосылок о том, что государственное регулирование - это в основном реакция на «провалы рынка», а также опираясь на опыт функционирования систем государственного регулирования, можно сформулировать задачи, которые должна решать система государственного регулирования предпринимательской деятельности.

К таким задачам относятся:

  • 1) минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов:
    • - защита жизни и здоровья граждан,
    • - охрана окружающей среды;
  • 2) защита конкуренции и создание финансовых и правовых условий эффективного функционирования рыночного механизма:
    • - обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности,
    • - поддержание конкуренции на рынке и защита от злоупотребления рыночной властью, когда конкуренция отсутствует или ограничена,
    • - поддержка и развитие малого предпринимательства,
    • - защита прав предпринимателей от оппортунистического поведения отдельных институтов государства или их представителей;
  • 3) обеспечение макроэкономической стабильности и развития внешней торговли:
    • - выравнивание экономических циклов,
    • - обеспечение устойчивости национальной валюты и финансового рынка,
    • - обеспечение нормального уровня занятости населения,
    • - поддержание и развитие конкурентных преимуществ страны;
  • 4) обеспечение производства и распределения общественных благ в необходимом количестве;
  • 5) обеспечение социальной защиты тех социальных групп общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым;
  • 6) обеспечение адекватной информацией участников рынка об условиях и прогнозах функционирования этих рынков для обеспечения согласования интересов общества и рыночных агентов;
  • 7) регулирование профессионального поведения в ряде профессий (врачи, адвокаты, нотариусы и т. п.) и принципов саморегулирования.

Упомянутые задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности показывают, что государственное регулирование оказывает влияние на очень широкий спектр взаимоотношений между бизнесом и обществом, причем, как видно из этого списка, предприниматели сами отчасти нуждаются в государственном регулировании, обеспечивающем стабильность и прогнозируемость рыночных условий.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности - деятельность государства по установлению правил ведения хозяйственной деятельности на тех или иных рынках, направленных на реализацию государственной экономической политики и защиту общественных и частных интересов, а также по обеспечению контроля за соблюдением установленных правил.

В таких отношениях государство в лице его уполномоченных органов выступает субъектом регулирования, а экономические агенты (организации и физические лица), на которых распространяется данная система регулирования, являются объектами регулирования.

В рамках обеспечения реализации задач государственного регулирования государство может использовать различные методы и инструменты.

Рассмотрим классификацию методов регулирования. Методы обычно подразделяют на методы прямого регулирования и методы косвенного регулирования.

Методы прямого регулирования можно так же определить, как административно-распорядительные методы, поскольку они основаны на силе власти и полномочиях государства на принуждение к тому или иному поведению. В отличие от них методы косвенного регулирования основаны в основном на использовании экономического стимулирования к оптимальному для общественных интересов поведению экономических агентов.

Каждому из упомянутых методов будет соответствовать свой набор инструментов регулирования.

Так, в частности, в качестве инструментов прямого регулирования предпринимательской деятельности органы государственной власти используют:

  • ? определение порядка создания, ликвидации, реорганизации и банкротства коммерческих организаций;
  • ? установление обязательных требований по достаточности капитала и резервов;
  • ? административные ограничения и запрет производства отдельных видов продукции (услуг) без специального разрешения (лицензии);
  • ? техническое регулирование, обеспечивающее определение нормативных требований к продукции (услугам). Для этих целей применяются технические регламенты и сертификация продукции;
  • ? нормативные требования к деятельности организаций, включающие требования по обеспечению безопасности труда, охране окружающей среды, пожарной безопасности и т.п.;
  • ? антимонопольное регулирование, предусматривающее как регулирование степени концентрации и монополизации на различных рынках, так и регулирование деятельности, включая ценообразование естественных монополий;
  • ? регулирование ценообразования в предусмотренных законом случаях;
  • ? государственное субсидирование и иные виды прямого государственного финансирования;
  • ? регулирование товарных потоков (государственный заказ; квотирование);
  • ?управление государственной собственностью;
  • ? государственное предпринимательство.

Не менее разнообразны и инструменты косвенного регулирования предпринимательской деятельности. К таким инструментам, в частности, ОТНОСЯТСЯ:

  • ? налоговая политика, включая системы налоговых льгот, преференций и специальных режимов налогообложения;
  • ? таможенная политика и, в частности, размер таможенных пошлин;
  • ? денежно-кредитная политика, определяющая, в частности, доступность и стоимость кредитов для экономических агентов;
  • ? амортизационная политика, определяющая скорость возмещения в себестоимости выпускаемой продукции (услуг) первоначальной стоимости основных средств, что влияет на формирование инвестиционных ресурсов предприятий;
  • ? политика регулирования в сфере экспортно-импортных операций. Применяется, как правило, совместно с инструментами таможенной политики, но включает также и неэкономические методы регулирования (запрет импорта или экспорта отдельных товаров

Прогнозирование социально-экономического и технологического развития, использование инструментов стратегического управления и планирования. Такие инструменты позволяют экономическим агентам получать информацию о направлениях развития общества и учитывать ее в своей деятельности.

Рассматривая вопрос государственного регулирования предпринимательской деятельности, следует обратить внимание на особое значение правового регулирования предпринимательской и даже шире - правового регулирования экономической деятельности. Необходимо отметить, что применение любых методов регулирования, хоть прямых, хоть косвенных, основывается на системе правового регулирования деятельности как органов государственной власти, так и юридических и физических лиц, участвующих в экономических отношениях, причем их права и ограничения должны быть закреплены в нормативных правовых актах. Нормативные акты в правовой системе РФ существуют в определенной иерархии, основанной на юридической силе этих актов (рис. 2.6). Наивысшей юридической силой обладает Конституция РФ.

Рис. 2.6.

Так, Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в от. 12 определяет, что деятельность по производству лекарственных средств относится к числу лицензируемых. На основании этого закона Правительство РФ приняло постановление от 06.07.2012 № 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств». В свою очередь, Министерство промышленности и торговли РФ приказом от 07.06.2013 № 877 утвердило Административный регламент Министерства промышленности и торговли РФ по предоставлению государственной услуги по лицензированию производства лекарственных средств для медицинского применения.

В целях обеспечения действенности государственного регулирования государство в лице органов государственной власти осуществляет широкий спектр контрольно-надзорных полномочий, направленных на выявление нарушений требований законодательства и принуждение субъектов экономических отношений к соблюдению этих требований.

В соответствии с определением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля):

«... осударственный контроль (надзор ) - деятельность уполномоченных органов государственной власти <...>, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями».

Необходимо отметить, несмотря на то, что весьма часто контрольнонадзорную деятельность государства рассматривают в совокупности, все же существует некоторая разница в понятиях «надзор» и «контроль». Так, в частности, надзорная деятельность (административный надзор), которую осуществляют отдельные федеральные органы исполнительной власти в случаях, предусмотренных законом, сосредоточена в основном на наблюдении за точным и своевременным исполнением требований нормативных актов. Полномочия надзорных органов весьма широки и включают получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрацию и учет; выдачу разрешений (лицензий).

Контроль же как более широкое понятие включает еще функции анализа целесообразности тех или иных действий и полномочия по корректировке действий, признанных не соответствующими требованиям нормативных актов (корректировка отчетности, доначисление налогов и т.п.).

В частности, к контрольным функциям государства следует отнести налоговый контроль, таможенный контроль, валютный контроль, контроль за экономической концентрацией (антимонопольный контроль) и др. Соответствующие контрольные полномочия Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной антимонопольной службы и ряда других федеральных органов исполнительной власти основываются на ряде самостоятельных федеральных законов.

Административный надзор в Российской Федерации уполномочены осуществлять специальные федеральные органы исполнительной власти, в частности, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти, например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и ряд других федеральных органов исполнительной власти, а также в предусмотренных законом случаях органы власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Упомянутые органы власти, в частности, реализуют следующие надзорные ПОЛНОМОЧИЯ:

  • ? промышленный надзор (обеспечение промышленной безопасности и организация эксплуатации опасных производственных объектов);
  • ?строительный надзор (организация и проведение строительных работ);
  • ? банковский надзор;
  • ?санитарно-эпидемиологический надзор (обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения);
  • ? страховой надзор;
  • ? государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • ? государственный ветеринарный надзор;
  • ? государственный пожарный надзор;
  • ? государственный энергетический надзор (обеспечение энергоэффективности, а также обеспечение безопасности гидротехнических сооружений);
  • ? государственный атомный надзор (обеспечение радиационной безопасности);
  • ? государственный фитосанитарный надзор (обеспечение карантина растений, безопасности зерна и обращения пестицидов и агрохимикатов);
  • ? государственный надзор в сфере природопользования;
  • ? государственный надзор в сфере образования;
  • ? государственный метрологический надзор (обеспечение единства измерений);
  • ? государственный надзор за обеспечением экологической безопасности;
  • ? государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ? государственный надзор за обеспечением авиационной безопасности;
  • ? государственный надзор в области охраны здоровья граждан;
  • ? государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия);
  • ? государственный финансово-бюджетный надзор;
  • ? государственный надзор в области связи;
  • ? административно-технический надзор (обеспечение порядка и благоустройства при содержании и ремонте объектов, находящихся в населенных пунктах).

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также рядом других законодательных актов, например, Налоговым кодексом РФ, определен порядок проведения контрольно-надзорных действий, а также права и обязанности как самих федеральных органов исполнительной власти, так и контролируемых субъектов.

Таким образом, государство сначала устанавливает публичные правила ведения деятельности экономических субъектов, а затем контролирует их соблюдение. За нарушение установленных для организаций правил в той или иной сфере предприятия и их руководители могут быть привлечены к административной, а иногда и уголовной ответственности.

Обсуждая вопросы государственного регулирования, следует упомянуть о потенциале саморегулирования в различных сферах хозяйственной деятельности. Важно отметить, что саморегулирование в соответствии с определением Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О само- регулируемых организациях» (далее - Закон о саморегулируемых организациях): «...самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил».

Из этого определения следует, что государство в ряде сфер деятельности (например, в сфере регулирования профессионального поведения и др.) может доверить функцию регулирования самим субъектам хозяйствования.

Для реализации этой функции формируется институт саморегулирования в рамках конкретной сферы деятельности, «в рамках которого группой экономических агентов создаются, адаптируются и изменяются легитимные (не противоречащие установленным государством) правила, регулирующие хозяйственную деятельность этих агентов, и объекты регулирования имеют возможность легитимно управлять поведением регулятора (контролера)» . Саморегулирование реализуется различными способами, но наибольшее распространение получили специализированные саморегулируемые организации (СРО). Их деятельность, в частности, регулируется упомянутым выше Законом о саморегулируемых организациях.

Следует отметить, что во многих случаях даже в саморегулируемых организациях целесообразно участие представителей государства и иных ключевых стейкхолдеров. Механизм регулирования может представлять собой комбинацию элементов саморегулирования и государственного регулирования. Это особенно важно, например, в отраслях естественных монополий с учетом уровня хозяйственной и социальной значимости и важности для благосостояния потребителей продукции естественных монополий.

Кроме того, следует упомянуть, что ключевым фактором эффективного саморегулирования является конкуренция на рынке, поскольку именно механизм конкуренции создает условия для выявления нарушений и эффективного наказания, потому что создает альтернативу для потребителя.

В настоящее время в Российской Федерации саморегулирование осуществляется в оценочной деятельности, аудите, строительстве и арбитражном управлении. Кроме того, существенные элементы саморегулирования реализованы в электроэнергетике (Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»), где на принципах саморегулирования действует некоммерческое партнерство «Совет рынка».

Глоссарий

«Провалы рынка» - суть этого явления состоит в том, что в определенных условиях рациональное (т.е. направленное на повышение собственной выгоды) поведение участников рынка не обеспечивает достижение эффективного (с точки зрения максимизации общественного блага) распределения ресурсов.

Методы прямого регулирования - или административно-распорядительные методы, основаны на силе власти и полномочиях государства на принуждение к тому или иному поведению.

Методы косвенного регулирования агентов - основаны в основном на использовании экономического стимулирования к оптимальному для общественных интересов поведению экономических агентов.

Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Саморегулирование - самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Дайте определение понятия «провалы рынка». Почему именного они вызывают необходимость государственного регулирования? Приведите примеры положительных и отрицательных экстерналий.
  • 2. Назовите основные задачи государственного регулирования.
  • 3. Опишите методы прямого и косвенного регулирования. Приведите примеры.
  • 4. Назовите инструменты прямого и косвенного государственного регулирования. Приведите примеры.
  • 5. В чем заключается правовое регулирование бизнеса?
  • 6. Что понимается под саморегулированием? В каких сферах существует саморегулирование в России?
  • Крючкова П.В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулированиярынков: дис. д.э.н. М. : Моек. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2005.

Многие из нас хотели заниматься бизнесом, но в 90 годы это понятие было тесно связано с бандитизмом и криминалом. Отсюда появился страх и чувство незащищенности при данном виде занятости. Но в наше время криминал отошел в сторону, и сейчас повсеместно осуществляется грамотное правовое регулирование и защита бизнеса. Поэтому данный вид деятельности на современном этапе в плане законодательного регулирования является довольно безопасным.

Определение

Сущность правовой защиты бизнеса заключается в обеспечении законных прав предприятия, а также в гарантии соблюдения прав и обязанностей сотрудников, управляющего состава и конкурентов. Вся эта деятельность должна вестись при минимальных затратах компании на осуществление данных процессов, а также на службы, которые занимаются правовой защитой.

Осуществление процесса защиты

Юридическая служба безопасности должна осуществлять постоянный мониторинг функционирования предприятия, а также проверку текущий деятельности юридического и финансового характера. Для предупреждения ненужных финансовых трат нужно следить за соблюдением нормативных и законодательных актов государства, под юрисдикцией которых ведется бизнес.

Направление защиты

Сама защита прав малого бизнеса должна идти как на внутренние факторы, так и на внешние.

  • Внутренними факторами можно считать недоработки в юридической сфере работы предприятия, что может повлечь за собой финансовые потери различного характера. К таким обстоятельствам можно отнести плохую квалификацию юридического отдела, незнание всех аспектов деятельности предприятия и законов рынка. Также сюда можно отнести финансовые ошибки отдела (плохо составленный план развития), неправильно составленную бухгалтерскую отчетность или ошибки в налоговых и социальных выплатах.
  • Внешние. К этой группе факторов относятся отношения с различными контрагентами бизнеса, поставщиками, конкурентами и государством. Здесь имеется опасность нарушения законодательства в отношениях с государством, ошибки и неточности в договорах поставки или деловых отношений, а также некорректные отношения с конкурентами. Поскольку многие предприятия готовы на все, велика возможность подвергнуться черному пиару от конкурентов. Также важно следить за соблюдением антимонопольного законодательства.

Правовое регулирование бизнеса государством

В конституции Российской Федерации отмечается, что любой человек может заниматься предпринимательской деятельностью в рамках текущего законодательства. Также департамент защиты бизнеса обеспечивает:

  • Обеспечение равных прав при регистрации юридического лица и невозможность отказа по причинам нецелесообразности.
  • Равенство любых юридических лиц в правах, независимо от размеров, сферы деятельности и форм организации.
  • Одинаковые права на выход на рынок, а также к трудовым, финансовым и материальным ресурсам.
  • Обеспечение открытой, честной конкуренции и недопущение образований монополий.
  • Соблюдение международных правил и законов предпринимательской деятельности.

Обеспечение защиты при договорах

В условиях предпринимательской деятельности всегда возникает потребность взаимодействия фирмы с другими участниками рынка. Чаще всего это делается в виде договоров с другими юридическими и физическими лицами или государством. В документации всегда прописываются обязанности и права всех участников. Также существует определенная опасность, которая возникает при нарушении условий договора. Для обеспечения экономической защиты бизнеса от этой опасности может потребоваться юридическая помощь. Договора могут заключаться на обязательства, связанные с имуществом (договора аренды, купли-продажи, лизинга), а также на обязательства, связанные с оказанием услуг и любой творческой деятельности.

Подготовка договора

Всю подготовительную деятельность можно разделить на три этапа:

  • Подготовка. На этом этапе важно определить все основные моменты вашего будущего договора, его важность, преимущества и недостатки. В гражданском кодексе Российской Федерации прописан пункт о том, что никто не может принудить предпринимателя к заключению соглашения, это является свободным решением. Основной деятельностью на данном этапе также является сбор информации о будущем партнере. После этого проводится анализ надежности будущего участника договора и потенциальные риски для возможной защиты интересов бизнеса. На данном этапе также нужно предусмотреть возможный разрыв соглашения и его потенциальные последствия.

  • Процесс формирования договора. На данном этапе проводится формирование самого документа. В нем обязательно должны быть прописаны: предмет вашей сделки, его цена, условия оплаты и поставки. Обязательно присутствие юридических адресов компании, их реквизиты и подписи сторон. Составление договора лучше всего доверить специалистам.
  • Подписание договора. В зависимости от характера сделки, соглашение может быть заключено как в устной, так и в письменной форме. Некоторые сделки требуют нотариального заверения. Предприниматель обязан выполнить все условия договора, которые в нем прописаны. В случае невыполнения условий, бизнесмены нарушают закон защиты малого бизнеса и попадают под гражданско-процессуальный меры. Это не распространяется на факторы, которые не зависят от предпринимателя, сюда можно отнести стихийные бедствия.

Последствия нарушения обязательств

В случае невыполнения своих обязанностей стороны могут решить все по обоюдному согласию или обратится в суд. К первому случаю можно отнести бракованную продукцию, которую покупатель просто возвращает поставщику, а тот ему поставляет более качественную. Ко второму случаю можно отнести ситуацию, в которой поставщик не согласен с виной по продукции, и покупатель вынужден обратится в суд. В случае судебного разбирательства, чаще всего, суд выносит решение выплатить неустойку по просроченным обязательствам. Это предусматривается или законом, или договором.

Правовая защита в условиях конкуренции

Самое большое бедствие для любого предпринимателя - это "нечестная игра" фирм, которые занимаются аналогичной деятельностью. Законодательством многих стран, в том числе, Российской Федерации не допускается монополизации рынка и создания условий недобросовестной конкуренции. В законе предусмотрено около 5 видов нарушений подобного типа, но на деле их гораздо больше. В случае обнаружения предпринимателем случая ущемления прав, он имеет право обратиться в Антимонопольную службу с доказательством нарушения закона. Если его жалобы подтвердятся, то предприниматель может обратится в суд за взысканием убытков, причиненных ему в следствии конкуренции. Важное значение имеет защита от конкурентов не только материальных ценностей, но и интеллектуальной и трудовой собственности. К таковым можно отнести патенты, изобретения, новые технологии товарные знаки и новые образцы продукции, а также ценные рабочие кадры.

Гражданские права бизнесмена

Гражданские права предпринимателей в Российской Федерацией предусмотрены ст.12 ГК РФ, которая включает в себя:

  • Признание права.
  • В случае утраты прав или их нарушения, восстановления прав предпринимателя.
  • Оспаривание сделок, договоров, а также постановлений местного самоуправления.
  • Возмещение убытков, получение компенсаций, неустойки и морального вреда.
  • Прекращение различных правоотношений, в случае нарушение закона или прав одной из сторон.

Формы защиты прав

  • Юрисдикционная. При юридической защите бизнеса, предприниматель обращается в законодательные или судебные органы, которые предпринимают меры для восстановления прав юридического лица и возмещения возможных убытков. Предприниматель может обратится с иском, жалобой или заявлением.
  • Внеюрисдикционная. В данном случае предприниматель решает вопрос защиты своих интересов самостоятельно, без обращения в государственные органы. Стороны договора лично решают вопрос возмещения убытков и выплаты неустойки.

Неустойка является очень популярным вариантом возмещения убытков. Ее размер определяется степенью убытков, понесенных потерпевшей стороной, а также она может быть заранее прописана в договоре и не зависеть от допущенных убытков. Это чаще всего делается в случаях, когда нарушены сроки заключенного договора. Как вариант, потерпевшая сторона может потребовать выполнить больший объем работы, чем предусмотрено в договоре.

Намного сложнее защита малого бизнеса в сфере интеллектуальной собственности. Спорные ситуации происходят тогда, когда несколько фирм претендуют на одно и тоже изобретение, товарный знак или патент. В данном случае суд должен разобраться, кто первым зарегистрировал данную собственность, как свою. Такие споры чаще всего решаются в юрисдикционной форме. Если по причине незаконных действий пострадала репутация фирмы, то нарушитель может оплатить моральный ущерб, принесенный юридическому лицу.

Одним из вариантов защиты является восстановление прав собственности. В таком случае все имущество и собственность возвращается из незаконного владения первоначальному владельцу.

Защита прав предпринимателя идет не только в случаях взаимодействия с другим юридическим лицом. Популярным средством защиты является пресечение нарушений прав органами местного самоуправления. Часто юридическая служба прибегает к возможности отмены акта государственного органа, в случае, если он нарушает права юридического лица. Если орган местного самоуправления издает акт, который мешает свободному доступу предпринимателя к различным видам ресурсов, предприниматель может обратится в антимонопольную службу, и через суд этот документ могу признать недействительным.

Для защиты своих интересов предприниматель может обратится в суд общей юрисдикции или в арбитражный. Это зависит от характера претензии.

Виды судов

Арбитражный суд занимается делами, связанными с расторжением, изменением или прекращением договора, с верным признанием собственности всех форм, а также вопросами о возмещении различного рода убытков. Дела могут рассматривается в арбитражном суде городов, краев, республик и других регионов.

Суд общей юрисдикции рассматривает дела, связанные с нарушением законов и прав предпринимателя со стороны третьих лиц.

Дело в суде может подаваться как самим юридическим лицом, так и представителем. Чаще всего оно рассматривается в течении двух месяцев, но в случае сложных ситуаций срок может быть увеличен. Если от имени юридического лица действует представитель, то ему необходима доверенность, а если адвокат или адвокатская контора, то необходим ордер юридической консультации.

После рассмотрения дела, суд принимает решение, которое реализуется в течении 1 месяца после его принятия, в исключительных случаях этот срок могут продлить. Такое происходит в случаях, если виновная сторона не успевает реализовать неустойку в установленный судом срок.

Т.Б. Фабричная

канд. юрид. наук, доцент, кафедра права, философии и социальных дисциплин, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

А.А. Королев

студент, факультет экономики и права, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается правовое регулирование предпринимательской деятельности. Особое внимание посвящено вопросам, связанным с действием на территории РФ принципа свободы предпринимательской деятельности и принципа единства экономического пространства, правовому статусу предпринимателей.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предприниматели, Гражданский Кодекс РФ, принцип свободы предпринимательской деятельности, принцип единства экономического пространства, свобода экономической деятельности.

T.B. Fabrichnaya, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch

A.A. Korolev, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch

LEGAL REGULATION OF BUSINESS

Abstract. The article deals with the legal regulation of business activity. The special attention is devoted to the issues that are connected with the principle of freedom of business activity and the principle of unity of economic space both functioning on the territory of the Russian Federation, the legal status of businessmen.

Keywords: entrepreneurship, entrepreneurs, Civil Code, the principle of freedom of entrepreneurial activity, the principle of unity of economic space, freedom of economic activity.

Предпринимательская деятельность согласно части 1 статьи 2 Гражданского Кодекса РФ - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке . В Российской Федерации действует принцип свободы предпринимательской деятельности, который может быть ограничен только для защиты декларированных прав и свобод, конституционного строя, и принцип единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности. Регулирование государством предпринимательства нужно, во-первых, для обеспечения публичных прав государства и общества, во-вторых, для организации наилучших условий развития предпринимательства .

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без регистрации в государственных органах, является не законной. Регистрация регулируется ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 2001 года. Этим законом предусмотрен единый регистрационный порядок юридических лиц вне зависимости от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация производится уполномоченным органом исполнительной власти. Сведения о юридических лицах хранятся в Едином государственном реестре юридических лиц .

Субъектами предпринимательской деятельности являются граждане, как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Также субъектами могут быть иностранные граждане, апатриды и иностранные юридические лица, в частности с иностранными инвестициями.

С предпринимателями в отношения, которые регулируются гражданским законодательством, на равных помимо граждан и юридических лиц могут вступать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. К ним применяются нормы, определяющие участие в гражданских правоотношениях юридических лиц.

Элементы правового статуса граждан (физических лиц), которые являются индивидуальными предпринимателями:

1) правоспособность

2) дееспособность

3) местожительство.

Основными же правами предпринимателя являются:

1) Открывать счет в банке и расплачиваться в безналичной форме

2) Участвовать в имущественной деятельности

3) В судебном порядке оспаривать деятельность других лиц

4) Использовать обычаи делового оборота

5) В соответствии со ст. 310 ГК РФ возможность закреплять в договоре односторонний отказ и изменение обязательств

6) В соответствии со ст. 315 ГК РФ досрочно исполнять обязательства

7) В соответствии со ст. 428 ГК РФ использовать договор присоединения

К основным обязанностям предпринимателя относятся:

2) В соответствии со ст. 309 ГК РФ выполнение обязанности по договору

3) Заключение трудовых договоров, выплата заработной платы работникам, оплата налогов, сборов

4) Соблюдение закона РФ « О защите прав потребителей»

5 Заявление о банкротстве

В статье 401 ГК РФ указаны особенности ответственности предпринимателей. Они заключаются в том, что предприниматель от ответственности может освободиться только по условию непреодолимой силы . Следовательно, предприниматели несут ответственность без учета вины.

Систематическое извлечение прибыли от оказания услуг, продажи товаров, осуществляемая с несением собственных рисков, гражданином РФ является предпринимательской деятельностью. Осуществление такой деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя запрещено. Но, на наш взгляд, данные критерии определения деятельности как предпринимательской весьма не однозначны. В частности «систематическое извлечение прибыли» может трактоваться по-разному в зависимости от того, в каком периоде времени оценивается систематичность. Понятно, что ежедневное извлечение прибыли будет расценено как предпринимательская деятельность. Но если прибыль извлекается от продажи товара не постоянно, один раз в несколько месяцев или лет? Расценивать любое, хоть с малейшей системностью, извлечение прибыли как предпринимательскую деятельность было бы не разумно, так как это закроет возможность для изготовления каких-либо предметов или оказание услуг в мелких объемах на дому. Выходом из данной ситуации нам представляется уточнение критерия систематичности.

Как правило, занятие незаконной предпринимательской деятельностью выражается в виде продажи продукции, не обладающей сертификатом и лицензией; оказание услуг по реставрации технически сложных товаров бытового назначения; осуществление сдачи в аренду квартирных помещений на длительное время; реализация товаров на неконтролируемых, спонтанно возникших «рынках» и др.

Занятие незаконной предпринимательской деятельностью ведет к административной,

уголовной, налоговой ответственности.

Наименьшая степень ответственности наступает при административном воздействии. Она закреплена в статье 14.1 КоАП РФ и определяет три вида правонарушения: нарушение правил лицензирование, отсутствие лицензировании, работа без регистрации. Предоставление услуг или реализация товаров без лицензии считаются более тяжкими правонарушениями, чем отсутствие регистрации предпринимательской деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей .

Если незаконные занятия предпринимательской деятельностью были зафиксированы неоднократно, то для правонарушителя может наступить более серьезная ответственность, вплоть до уголовной. Незаконная предпринимательская деятельность в Уголовном кодексе закреплена в статье 171. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев. Размер наказания при этом увеличивается при совершении его организованной группой или с извлечением дохода в особо крупном размере .

Кроме этого за незаконную предпринимательскую деятельность грозит и налоговая ответственность. Она закреплена в статьях 116, 117 Налогового кодекса РФ. Статьей 116 Налогового кодекса РФ предусмотрено наложение штрафа за несвоевременную подачу заявления о постановке на учет в ФНС. За просрочку в 90 дней необходимо заплатить штраф 10 тыс. рублей .

В 117 статье Налогового кодекса РФ установлен размер штрафа за ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет - 20% от суммы полученного дохода, но не менее 20 тыс. рублей в первые 90 дней, 40% дохода, но не менее 40 тыс. рублей, в период по прошествии 90 дней с момента начала ведения деятельности .

Если же извлечение прибыли не является основной целью деятельности лица, то оно не рассматривается в качестве предпринимателя, а его деятельность не является предпринимательской.

Также стоит заметить, что малый и средний бизнес важен для государства. Российская Федерация стремиться поддержать его. Это нашло свое отражение в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" .

В нем указываются критерии отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства к категориям в зависимости от численности работников (микропредприятие - численность до 15 человек; малое предприятие - до 100 человек; среднее предприятие - от 100 до 250 человек)

Данным законом устанавливаются меры поддержки малого и среднего бизнеса: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка внешнеэкономической деятельности, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в области инноваций и промышленного производства и др. В числе же основных методов поддержки можно выделить введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам,

установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд. Это очень правильные и нужные меры государства, особенно в данный момент. Комплекс этих мер позволит стимулировать в России собственное производство, что в итоге должно привести к переходу на собственные материалы и комплектующие, а в последствии - и на полное импортозамещение.

В завершение хотелось бы пожелать усовершенствования законодательства в плане критериев определения предпринимательской деятельности. В частности уточнения критерия «систематичности». А также хотелось бы отметить, с нашей точки зрения, правильную позицию государства в области поддержки малого и среднего предпринимательства, что приведет к развитию собственного производства, импортозамещения и создаст конкуренцию для иностранных производителей путем усовершенствования производства и создания его в тех отраслях, где его не было. Развитие предпринимательства в России является одной из мер обеспечения экономической безопасности страны.

Список литературы:

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N бЗ-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Радченко С.Д. Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. -493 с.



Похожие публикации