Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Суть объединение структур ФТС и ФНС: как это происходит. Как я генерил XML-статформу для таможни и про объединение ФТС с налоговой Налоговая служба и таможенные органы объединение

Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил до мая 2018 года определиться с созданием единого фискального органа, сославшись на опыт ряда стран, где таможенная служба объединена с налоговой. Об этом чиновник заявил, выступая на коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС). По словам главы ФНС Михаила Мишустина, такая инициатива не обсуждалась в ходе недавней встречи с президентом.


По словам Игоря Шувалова, до вступления страны в новый политический цикл - до мая 2018 года - следует определиться с решением о создании единого фискального органа. «Во многих странах он существует, я к этому постоянно и налоговые органы, и наших таможенников подвожу»,- заявил первый вице-премьер в ходе выступления на коллегии ФНС.

Объединение ФНС с Федеральной таможенной службой (ФТС) обсуждается уже несколько лет. Службы долгое время обеспечивали примерно равные по объему поступления в бюджет. Однако с началом цифровизации процессов в ФНС налоговые поступления в бюджет существенно опережают таможенные сборы. В 2016 году ФТС обеспечила 4,4 трлн руб. поступлений в бюджет, ФНС - 6,9 трлн руб. Согласно проекту бюджета на 2018–2020 годы эта разница увеличится еще больше. В 2018 году сборы ФТС планируются на уровне 4,8 трлн руб., а сборы ФНС - 9 трлн руб, к 2020 году - 5 трлн руб. и 9,8 трлн руб. соответственно.

По словам Игоря Шувалова, «если это будет лучше и понятнее для государства, которое получит совершенно стабильный доход через администрирование этой службы, и лучше для граждан и юридических лиц, такое решение следовало бы принять в мае».

Как заявил журналистам глава ФНС Михаил Мишустин, на встрече c президентом Владимиром Путиным в понедельник тема создания единого фискального органа не обсуждалась. «ФТС не известно, было ли обсуждение этого вопроса в правительстве или администрации президента. Если было - то представители службы на него не приглашались»,- сказали “Ъ” в службе. По словам же заместителя главы Минфина Ильи Трунина, правительство пока не готовит конкретных документов по реализации этой инициативы. Сейчас, считает замминистра, следует обсуждать выстраивание сквозных механизмов взаимодействия ФНС и ФТС, когда информация с момента таможенного декларирования транслируется в налоговый орган, что, в свою очередь, помогает выявить «потерю» таможенной, а затем и налоговой стоимости.

Татьяна Гришина, Татьяна Едовина


Как идет реформа ФТС

Федеральная таможенная служба в августе отчиталась перед представителями бизнеса о первых шагах проводимой службой реформы администрирования. Речь шла о сервисах, упрощающих предоставление таможне разрешительных документов, таких как «личный кабинет» участника ВЭД. Впрочем, пока автоматизация обмена данными между ведомствами не спасает предпринимателей от дополнительных проверок. Среди особо проблемных была названа ситуация с валютным контролем при экспортно-импортных сделках.

К маю 2018 года правительство должно определиться с вопросом объединения налоговой и таможенной служб. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии ФНС . Для многих чиновников, присутствовавших в зале, это оказалось неожиданностью, пишут «Ведомости».

Идея не новая: последний раз такая дискуссия закончилась в 2015 году решением создать единую информационную систему двух служб и передать ФТС и ФНС под кураторство Минфина . В чем смысл объединения налоговиков и таможенников?

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «ФНС за последние годы реально стала оцифрованной, понятной потребителю. Каждый человек, если он это захотел, получил личный кабинет, он понимает, когда и сколько платить налогов. Более того, информационные системы ФНС очень сильные, проникающие в каждую пору экономической жизни. С этой точки зрения ничего технологически нового в расчетах, которые ведет Федеральная таможенная служба , нет. Безусловно, у нее должны оставаться пограничные пункты, переходы и остальная инфраструктура, но штаб управления потоками, которые контролирует ФТС, практически тот же самый, что и у ФНС. В этом смысле мне объединение кажется очень логичным. Отдельно хочу сказать очень добрые слова в отношении руководителя ФНС Мишустина. Он понятен всем предпринимателям, и в этом залог успеха потенциального слияния. Идея сокращения бюрократического аппарата витает в воздухе. Хочу напомнить, что в процентном отношении бюрократический аппарат, который мы сейчас содержим, вдвое, если не вчетверо больше, чем в Советском Союзе. В Советском Союзе люди за 70 лет общения друг с другом поняли, что это гиря, которая невыносима. Поэтому практически каждые четыре года Госплан СССР вместе с ЦК КПСС в приказном порядке сокращали аппараты на 10%. Сегодня они разрослись до неимоверных размеров, а дальше я не буду говорить вам про „мигалки“, 13-е зарплаты, социальные пакеты. Это практически невыносимо. Если бизнесу правила понятны - а с ФНС они сейчас понятны абсолютно, если доверие есть - а оно возникает, безусловно, бизнес будет только аплодировать и в воздух чепчики бросать».

Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «На первом этапе, я думаю, это принесет некоторые негативные результаты, как у нас всегда бывает, когда происходят управленческие перестройки, наблюдается шатание и негативная турбулентность. Но, в принципе, если они организуют, а я думаю, в течение полугода возможно организовать работу, то с точки зрения администрирования налогов это может дать положительный эффект. Сейчас же проблема не только в том, что не хватает средств, а не хватает именно административных функций по сбору налогов. Даже при существующей ситуации можно собирать больше на 10-15%, даже на 20%. Но процесс администрирования иногда проводится слабо. Поэтому я бы не сказал, что данное объединение прямо сейчас решит какие-то проблемы по сбору средств, но если организационно все пройдет удачно, то это может дать позитивный вклад в бюджет страны».

Против объединения ФНС и ФТС выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Как говорил в октябре в интервью изданию руководитель ФТС Владимир Булавин , некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.

О cоздании единой информационной базы служб ФНС И ФТС, рассказали главы ведомств на совместном заседании коллегий. Таким образом снимается вопрос о физическом объединении двух ведомств. Обмен данными о нарушениях налогового законодательства, долгах по таможенным платежам, о таможенных декларациях создает полное досье на деятельность бизнесменов и позволит выявить деятельность фирм-однодневок.

Уже сейчас ведомства активно обмениваются данными своих баз, в том числе благодаря созданию электронных таможен, которые будут расположены на госплощадях. Это исключает непосредственный контакт декларанта и должностного лица. В планах ФТС создать 8 электронных таможен и 8 центров электронного декларирования.

Сведения о рисках в отношении налогоплательщиков включены в алгоритмы автоматического категорирования участников ВЭД. Все данные включены в систему автоматического категорирования участников ВЭД по степени благонадежности. Например, в электронном досье участника ВЭД, применяется информация из системы управления рисками налоговой службы. Налоговые службы направили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства. В 2018 году таможенники направили в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Налоговые и таможенные органы должны продолжить совместную работу по улучшению качества администрирования и ликвидировать административные барьеры для добросовестного бизнеса. Перед ФТС стоит задача по увеличению до конца года количества пользователей сервиса «единый лицевой счет», не менее чем в два раза. При этом, доля уплачиваемых платежей пользователями должна составлять не менее 50% от общей суммы. Игорь Ребельский, учредитель компании VIGTrans, логистический оператор и таможенный брокер, прокоментрировал нововведения с точки зрения бизнеса: "Сейчас многие процессы таможня пытается автоматизировать, например, единый лицевой счет, это очень правильно и удобно". К сожалению, на практике не редкость техничсекие сбои при переносе данных о денежных средствах со счетов региональных таможен на ЕЛС. Технические сбои при декларировании товаров в момент перехода участника ВЭД на ЕЛС.

По словам главы ФТС Владимира Булавина, дальнейшая работа будет направлена на построение единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей на основе современных цифровых технологий. Это позволит выставить барьеры для недобросовестных предпринимателей и сделать максимально незаметной деятельность ведомств для законопослушного бизнеса. Глава налоговой службы добавил, что в результате повысилась результативность скоординированных с ФНС России контрольных мероприятий.

Дата публикации: 20.09.2018 14:00

В ЦВЗ «Манеж» состоялось совместное заседание коллегий ФНС России и ФТС России, посвященное вопросу взаимодействия двух ведомств.

«Перед нашими ведомствами стоят серьезные задачи по обеспечению доходов бюджетов всех уровней, сокращению числа низкоэффективных проверок, обеспечению полной готовности к администрированию страховых взносов по всем направлениям налогового администрирования: учет платежей, контрольная, судебно-правовая, прогнозно-аналитическая работа», - завершил свой доклад руководитель ФНС России.

О выполнении задачи по формированию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей, поставленной перед ФНС России и ФТС России в 2015 году Президентом, рассказал Первый заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов РФ Антон Силуанов . «Основной акцент в этой работе мы сделали на интеграции цифровых платформ ведомств, направленной на устранение информационных разрывов, возникающих в точках пересечения налогового и таможенного администрирования, которыми пользовались недобросовестные налогоплательщики и участники внешнеэкономической деятельности. Сегодня данная задача выполнена - мы это видим в цифрах повышения эффективности налогового и таможенного администрирования, а также в росте поступлений в бюджет», - отметил он.

Об ускорении развития экономики страны за счет сотрудничества налоговой и таможенной служб рассказал руководитель ФТС России Владимир Булавин . Он отметил, что создание единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей и применение риск-ориентированного подхода способствует уменьшению количества проверок и числа фирм-однодневок, а также обелению экономики в целом. «Дальнейшее взаимодействие налогового и таможенного ведомств основано на внедрении передовых технологий и практик», - завершил свое выступление он.

Мэр Москвы Сергей Собянин подчеркнул, что решения, принятые на коллегии доходообразующими ведомствами прямо отражаются на жизни города. Он также отметил, что налоговое администрирование, которое проводит ФНС России, обеспечивает 20-30% налоговых поступлений - это означает полное обеспечение развития глобальных проектов, улучшающих инфраструктуру столицы.

В заседании также приняли участие заместитель Министра финансов РФ Илья Трунин , Председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Андрей Макаров , Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин , Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Константин Носков .

Как сообщают «Известия», ссылаясь на собственный источник в правительстве, принципиально передача полномочий таможенного ведомства налоговому уже произошла после смены руководителей ФТС. В данный момент налоговая служба подготовила предложения по модели объединения систем ФНС и ФТС, они находятся на дальнейшем рассмотрении у министра финансов Антона Силуанова, которому предстоит принять решения обо всех нюансах данного процесса.

По словам начальника Главного управления информационных технологий ФТС Дмитрия Данилина, подготовка конечно механизма по объединению ведомств должна завершиться не позднее октября, после чего будет дан старт на полную интеграцию, которая произойдёт в 2017 году. Разработанный механизм должен позволить достигнуть необходимого уровня межведомственного информационного взаимодействия, которое крайне необходимо для осуществления всех функций возложенных на ведомства, а также для проведения совместных мероприятий.

В конце июля новым главой ФТС стал экс-полпред Владимир Булавин, перед ним были поставлены задачи по повышению эффективности работы таможенных органов, в плане сборов причитающихся доходов в бюджет государства. Так как ранее Минфин указал, что таможенная служба работала не эффективно. А в июльском докладе Счётной палаты указано, что поступление доходов в бюджет снизилось более чем на 30 процентов, в свою очередь долги по уплате таможенных платежей возросли на 0,5 миллиарда рублей. При этом таможенные службы предоставили безосновательные льготы по уплате НДС и тратили бюджетные средства без достижения результата.

Комментирует Наталья Лайша, эксперт компании СКБ Контур:

Объединение двух фискальных ведомств в рамки единой структуры Минфина России само по себе уже стало резонансным решением. И конечно же, теперь требуется новый формат взаимодействия как между самими федеральными службами, так и непосредственно с участниками внешнеэкономической деятельности, которые одновременно являются еще и налогоплательщиками.

Поэтому унификация законодательства и создание единой информационной базы данных, которая объединит все сведения о ввозимых и вывозимых товарах, кажется естественной закономерностью происходящих событий.

Для участников внешнеэкономической деятельности процесс интеграции информационных потоков давно очень актуален и востребован. Хочется верить, что годами лежащая на поверхности «бумажная проблема» подготовки документов для подтверждения налогоплательщиками права использования нулевой ставки НДС при экспорте товаров таким образом тоже будет решена.

Со стороны налогоплательщика главной новеллой ожидается возможность для налогового инспектора самостоятельно отслеживать фактический вывоз товаров с таможенной территории и проводить сверку сведений, влияющих на обоснованность применения налоговой ставки 0%. Потенциально это исключит необходимость представления налогоплательщиком бумажных таможенных документов в налоговые органы.

Единое хранилище информационных данных даёт открытый доступ обоим ведомствам к сведениям, необходимым для осуществления ими контрольных функций и, что самое важное - глобально сокращает издержки бизнеса. Отсюда значительно ускоряются процессы перемещения товаров, а это то, к чему бесконечно стремится наша экономика.

Похожие публикации