Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Теория государства и права. Курс лекций Форма правления. Форма правления: понятие, виды Теория государства и права форма правления

Тема: Форма государства

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

Студент должен:

знать:

Понятие формы государства и ее составляющих;

Признаки:

абсолютной, парламентской и дуалистической монархии;

парламентской, президентской и смешанной республик;

унитарного государства, федерации и конфедерации;

уметь:

Раскрывать содержание понятий темы, составляющих систему государственной власти, приводить соответствующие примеры.

воспитательные - способствовать воспитанию:

Профессионализма,

Чувства ответственности за порученное дело,

Самостоятельности,

Уважения друг к другу,

Дисциплинированности

развивающие :

Развивать интерес студентов к особенностям современных концепций юристов по вопросу о сущности правления, государственного и национально-территориального устройства, политического режима стран мира

Сформировать умение анализировать государства с позиции определения их формы

Обеспечение занятия:

Схема: «Форма государства»

Карточки с примерами государств с различными формами правления

Структура урока:

1.Организационный момент.

2. Индивидуальный опрос студентов.

3. Объяснение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов занятия.

7. Домашнее задание.

План занятия:

    Форма государства и ее элементы. Соотношение типа и формы государства

    Формы правления

    Формы государственного устройства

    Политический режим

I . Форма государства – это способ организации государственной власти, включающий в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» отвечает на вопросы: кто и как правит в государстве, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано с государством через различные политические образования, как осуществляется политическая власть.

Иными словами, форма государства – это его строение, на которое оказывают влияние социально-экономические, климатические, национальные, исторические, религиозные и иные факторы.

Форма правления – это организация верховной власти в государстве и порядок ее образования.

Форма правления дает ответы на вопросы: как формируются высшие органы государственной власти; какова их структура; каков срок полномочия государственных органов; каков характер взаимоотношений между гос. властью и населением?

К верховной власти относят главу государства, законодательный орган, правительство. По форме правления государства делятся на монархии и республики.

Форма государственного устройства – это способ территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями и центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их статус и взаимоотношение с центром.

Политический режим – это совокупность способов осуществления государственной власти.

Часто в рамках одного исторического типа встречаются разные формы государства. Например, для рабовладельческого типа характерны монархии (Египет, Вавилон) и республики (Римская республика, Афинское государство). Для феодального типа характерны монархии (сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Новгород, Псков, Венеция). Для буржуазного типа - демократические республики и конституционные монархии.

С другой стороны, государства некоторых исторических типов имеют формы, присущие только им. Например, сословно-представительная монархия существовала лишь в феодальных государствах, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны лишь буржуазному типу государства.

Следовательно, государства одного типа не могут воплощаться в любые формы, которые противоречат их экономике и содержанию. Так в рабовладельческом государстве невозможна демократическая республика или ограниченная монархия с парламентом, а социалистическое государство не может существовать в форме монархии.

Конкретная форма государства определяется историческим типом государства. Но она зависит и от других факторов: уровня экономического развития общества, национальных и культурных традиций, соотношения классовых сил и т.д.

Таким образом, государства определенных исторических типов должны иметь ту форму правления и тот политический режим, которые соответствуют их экономический сущности.

II . Монархия (от греч. – единовластие) – это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит монарху и передается по наследству.

Признаки монархии: бессрочность, передача власти по наследству; независимость монарха от населения (не предусмотрена ответственность монарха)

В теории государства выделяют абсолютную и ограниченную (конституционную) монархию. Последняя подразделяется на дуалистическую и парламентарную.

    Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена, т.е. отсутствует парламент и конституция. В лице монарха соединяются все ветви власти. Его действия никому не подконтрольны. (Монархии эпохи феодализма, в современном мире - Саудовская Аравия.)

    Ограниченная (конституционная монархия) - форма правления, при которой в силу конституции власть распределена между монархом и парламентом. В зависимости от объема полномочий этих двух органов выделяют:

    1. Парламентарная монархия : власть монарха значительно ограничена представительным органом. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Власть монарха является символической, т.е. он «царствует, но не правит». Главой государства является не монарх, а глава правительства. (Великобритания, Япония и др.)

      Дуалистическая монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена парламентом лишь в законодательной области. Правительство формируется монархом, который является его главой, и подотчетно ему. Кроме того, монарх имеет право «вето» (неутверждение законов) и право роспуска парламента. Парламент состоит из двух палат, при этом нижняя палата формируется выборным путем, а верхняя назначается монархом (Марокко, Иордания).

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборным органом, который избирается населением на определенный срок, и несет ответственность перед избирателями.

Признаки республики: выборность власти; срочность полномочий органов власти; зависимость от избирателей (ответственность)

Различают следующие виды республик:

1. Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Он назначает Правительство и руководит его деятельностью. В установленных законом случаях президент может распустить парламент. В то же время и парламент может отстранить президента от власти (импичмент). Примером президентской республики являются США и Мексика.

2. Парламентская республика – это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и подотчетно ему. Во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер), которое не может быть главой правительства. Обязанности главы государства ограничиваются лишь представительными функциями. Реально у власти – председатель правительства (Италия, Австрия, ФРГ)

3. Смешанная (полупрезидентская) республика – это такая форма правления, в которой сочетаются признаки парламентской и президентской республик. Характерна двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Глава государства - Президент. Он назначает главу правительства и министров и утверждает их жрешения. Парламент контролирует правительство путем утверждения ежегодного бюджета и возможностью вынесения вотума недоверия. Так в РФ президент, формально не являясь главой правительства, выполняет многие его функции. Парламент может оказывать влияние на правительство, контролируя его деятельность. Другим примером смешанной республики является Франция.

III . По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – это единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований, обладающих признаками государственного суверенитета, в котором существует единые органы государственной власти и единое законодательство (Италия, Польша, Франция и т.д.)

Признаки унитарного государства:

    Единая система законодательства. Части государства не имеют права издавать свои законы

    Единая система органов власти

    Единая денежная единица

    Единая финансовая, налоговая, кредитная система

    Единое гражданство

    Единые вооруженные силы

    Единые атрибуты государства (гимн, флаг, герб)

    Составные части государства не обладают признаками суверенитета

Большинство современных государств - унитарные. Как правило, унитарные государства небольшие по территории и имеют однонациональный состав (Франция, Япония, Эстония и т.д.). Однако есть унитарные государства с многонациональным составом (Турция, Афганистан), а некоторые из них являются очень крупными территориальными образованиями (Китай).

Федерация – это сложное, союзное государство, возникшее в результате объединения нескольких государств (субъектов), обладающих государственным суверенитетом. Субъекты федерации добровольно передают часть своих функций единому федеративному государству и имеют высшие государственные органы и законодательство. Распределение функции между субъектами и центром осуществляется на основании союзной конституции. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзного государства, другая - субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов.

В состав современных федераций входит различное число субъектов: США – 50 штатов, Канада - 10 штатов, Бельгия – 3, Бразилия – 26, Индия – 25, Россия – 89 и т.д.

Признаки федерации:

    Двойная система законодательства. Субъекты федерации имеют право издавать свои законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству.

    Двойная система органов власти, состоящая из центральных органов гос. власти и органов гос. власти субъектов.

    Единая денежная единица

    Двойная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике.

    Двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое имеет значение только внутри страны

    Единые вооруженные силы

    Субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты гос. власти, которые существуют наряду с федеральными.

    Субъектам запрещено самостоятельно осуществлять внешнеполитическую деятельность и выходить из состава федерации.

Федерации могут быть построены по территориальному (США) и по национальному (Югославия) принципу. Второй вид федерации имеет место в многонациональном государстве, и его создание определяют национальные факторы. В основе же территориальной федерации лежат географические, транспортные и иные территориальные факторы. Россия имеет смешанное территориальное устройство. Национальными государственными образованиями в составе РФ являются республики, территориальными – области, края, города федерального значения. Особый статус имеют автономные округа и область.

Один из сложных вопросов федерации связан с правом наций на самоопределение и односторонним выходом из состава федерации (право сецессии). В большинстве современных федераций конституционно это право не закреплено. Такое право Конституция СССР предоставляла союзным республикам, что явилось формальным основанием для их выхода из состава СССР в начале 90-х гг.

После Второй мировой войны возникла новая форма государственного устройства - регионалистские государства . Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы в определенной Конституцией сфере. В отличие от федерации такие образования не имеют совместной компетенции с центральными органами. Юристы рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к Федерализму.

Конфедерация – это союз независимых государств, объединившихся для достижения общих целей. Для координации действий участников конфедерации могут создаваться конфедеральные органы, компетенция которых ограничивается целью создания конфедерации. Конфедерация – неустойчивое образование, которое либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Признаки конфедерации:

1. Не имеет единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои законы

2. Нет единой системы органов власти

3. Как правило, нет единой денежной единицы

4. Нет единой финансовой системы, однако, создается Единый денежный фонд для достижения целей конфедерации

5. Отсутствует единое гражданство, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства на территорию другого

6. каждое государство сохраняет свои вооруженные силы, но для достижения целей конфедерации вооруженные силы ее членов могут быть объединены

7. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из ее состава

В последние годы в мире возникло множество иных форм объединения государств. К их числу относится Европейский Союз, который во многом схож с конфедерацией.

После распада СССР из 12 бывших союзных республик возникло СНГ. К другим специфическим формам государственного содружества относятся империи (насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо в результате иного давления – экономического, политического и т.п.) Империи (Римская, Российская, Британская) существовали в различные исторические эпохи. Для них характерны обширная территория, сильная централизованная власть, разнородный этнический и культурный состав населения.

IV . Политические режимы делятся на демократические и антидемократические .

Демократия (греч. – власть народа) была хорошо известна еще в Древней Греции и Риме. Классически образцом демократии считаются Афины. В средние века возникали демократические города-государства (Новгород, Венеция). В настоящее время демократии в чистом виде не существует. Наиболее сильно в этом плане продвинулись несколько европейских государств: Германия, Франция, Швейцария, а также США.

Под демократией понимается политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Признаки демократического режима:

    Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

    Многопартийность, т.е. легальное существование различных политических партий и движений, в том числе оппозиционных правительству

    Выборность центральных и местных органов государственной власти населением посредством прямой демократии (референдумы) и выборной демократии (реализация власти через выборные органы)

    Широкие права и свободы граждан и гарантии их исполнения

    Гласность, свобода от цензуры СМИ

    Правовой характер деятельности государственных органов

Антидемократические режимы делятся на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарный режим – это режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства.

Признаки тоталитарного режима:

    Наличие единственной партии, сросшейся с государственным аппаратом, во главе с лидером-диктатором, запрет оппозиции

    Наличие официальной господствующей идеологии (коммунизм, фашизм)

    Монопольный контроль государства над экономикой, культурой, религией,

    Права и свободы граждан носят лишь формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации

    Применение насилия, массовых репрессий

Авторитарный режим носит переходный характер между тоталитарным и демократическим режимом. Это такой режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или группой при минимальном участии народа.

    Носителем власти является один человек/группа лиц, народ отчужден от власти

    Запрещение политической оппозиции, все партии должны ориентироваться на линию, выбранную правящей партией частичный плюрализм

    Отсутствует единая идеология

    Нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни

    Права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются

Деспотический режим есть абсолютно неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении тирана и жестких методах ее осуществления. В отличие от деспотии, власть тирана устанавливается насильственным путем, часто путем государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной группировки (хунты), установившейся в результате военного переворота. Армия превращается в господствующую политическую силу, создается большое количество военных органов для политического контроля над населением, борьбы с антиправительственными движениями и т.д. Конституция заменяется актами военных властей. Политические права и свободы граждан существенно ограничиваются.

Вопросы:

    Объясните понятие формы государства.

    Что такое форма правления?

    Какие формы правления вы знаете?

    Какие существуют виды монархии?

    Какие виды республик вы знаете? В чем их отличие?

    Как связана форма правления с типом государства?

    Дайте определение формы государственного устройства.

    Какова форма государственного устройства в РФ?

    Чем федеративное устройство РФ отличается от структуры федерации США?

    Что такое сессия и почему в большинстве федераций она запрещена?

    Чем конфедерация отличается от федерации и от унитарного государства?

    Что такое политический режим?

    Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режима.

    Как вы думаете, почему тоталитарные режимы недолговечны?

Домашнее задание:

1. В современной юридической науке утвердилось мнение, что монархия есть форма правления, время которой давно прошло. Подберите аргументы, подтверждающие эту точку зрения и опровергающие ее.

2. Приведите примеры государств из истории современности, заполните таблицу:

Форма правления

Форма государственного

устройства

Форма политического режима

3. Подготовьте сообщение на тему: «Современные федерации и их субъекты»

Список учебной и дополнительной литературы:

        1. Беляева О. М. Теория государства и права в схемах. Изд-во «Эксмо», 2009. – 96 с.

          Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник.-СПб.: Юрид. ин-т, 2008

          Лазарев В.В., Липень С.В. Теория права и государства: Учебник. М. - Юрайт, 2010.

          Малько А.В., Кулапов В.Л. Теория государства и права. Учебник. М.: НОРМА, 2009, 384 с.0

          Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. - М.:Проспект, 2009. – 144 с.

          Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Изд-во «Эксмо», 2009

          Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов колледжей. - Ростов н/Д, 2007. - 523 с.

          Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебник. Изд-во: Проспект, 2010. – 752 с.

          Теория государства и права: учебное пособие для ССУЗов / авт. – сост. А.Б. Венгеров. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2011.

          Чистяков Н.: Теория государства и права. Учебное пособие. – Изд-во Кнорус, 2010.

          Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов. –М.: Омега-Л, 2008. –384 с.

              1. Авдеев Д.А. Особенности российской модели формы правления // Государство и право. 2010. № 12

                Власов В.И. Динамика развития полупрезидентской (смешанной) формы правления в России // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Вып. 9 Т. 1. 2009.

                Галиева И.Н.Некоторые вопросы формы государственного правления в России // Общество и право. Научно-практический журнал. 2008. № 1 (19)

                Гуледани И.Н., Ласкин А.А.Развитие формы правления в Российском государстве на современном этапе // Закон и право. 2010. № 4

                Князев Г.А. Конфедерации прошлого - сетевые государства будущего? // Правоведение. 2008. № 5

                Курскова Г.Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект. Монография. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

                Серегин А.В. Тоталитарные государственные режимы в условиях монархической формы правления // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 7

                Фомина Н.А. К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Вып. 9 Т. 1, 2009.

                Хоменко С.М. Политический режим как элемент формы государства: теоретико-правовые и методологические особенности исследования // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 4

                Шаблинский И. К истории рождения современной российской формы правления: взгляд с точки зрения теории сдержек и противовесов // Государство и право. 2008. № 6

Форма государства - это способ образования, организации и осуществления государственной власти.

В теории государства и права форма государства является одним из фундаментальных понятий. Форма государства - это комплексная характеристика порядка формирования, распределения и деятельности высших органов государственнойвласти. Составляющими элементами формы государства являются:

форма правления;

форма государственного устройства;

государственный режим.

Под формой государственного правления принято понимать способ образования и взаимодействия высших органов государственной власти между собой и с населением. По форме правления государства делятся на две группы: монархии иреспублики. Под монархией понимают такую форму правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследовании. Напротив, республика представляет собой такую форму правления, которая основана на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. В теории государства и права монархии делят на абсолютные и представительные, а республики - на парламентские и президентские.

Форма государственного устройства в теории государства и права трактуется как способ территориальной организации государственной власти и взаимоотношений государства в целом и отдельных его частей. По форме устройства государства делятся на унитарные и федеративные.

В теории государства и права большое внимание уделяется форме государственного режима. Под государственным режимом принято понимать совокупность методов осуществления государственной власти. Широкое распространение получило деление государственных режимов на демократические и недемократические.

Основы конституционного строя Российской Федерации: общая характеристика

Конституционный строй (в узком смысле) - установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) - совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Элементы конституционного строя РФ:

республиканская форма правления;

суверенитет РФ;

права и свободы личности;

источник власти - многонациональный народ России;

верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

федеративное государственное устройство;

гражданство РФ;

разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

организация местного самоуправления.

Основы конституционного строя РФ - основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципы конституционного строя РФ: 1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной); 2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности; 3) верховенство закона; 4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и т. д.); 5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России); 6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); 7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви); 8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской); 9) разделение властей; 10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан); 11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

Понятие и признаки государства

Теория государства и права

К разделу 2 Государство и гражданское общество

К разделу 1. Теория государства

Основная

1. Алексеев С.С. Государство и право: Учеб. пособие / С.С. Алексеев. – М.: Проспект.2006.

2. Основы права и государства: учеб. пособие/под ред. В.М. Шафирова. – Красноярск: Сибирский федер. ун-т.2007.

3. Клименко А.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М., 2002.

Дополнительная

1. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / А.М. Барнашов. – Томск, 1988.

2. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность - Государство и право, 1993, № 12.

3. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки - Государство и право, 1993, № 7.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – М., 1999.

5. Малько А.В. Теория государства и права: учеб. пособие / А.В. Малько. – М., 2000.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М., 2001.

7. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие / Г.В. Назаренко. – М., 2001.

8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов. – М., 1995.

9. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник / В.М. Сырых. – М., 2001.

10. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения / В.Е. Чиркин. – М.,1997.

1. Азаров А.Я. Права человека: новое знание А.Я. Азаров. – М,1995.

2. Башимов М.С. Институт омбудсмена в Российской Федерации и за рубежом / М.С. Башимов. – М., 1997.

3. Права человека: учебник / под. ред. Е.А.Лукашева. – М., 1999.

4. Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти / Н.Ю. Хаманева. – М., 1999.

Теория государства и права:

рабочая программа курса

для студентов, обучающихся на базе

среднего (полного) общего образования

Составители Владимир Моисеевич Шафиров, Ирина Семеновна Чехлова

Редактор Т.И. Белоусова

Подписано в печать 10.02.11 г. г. Формат 60х84/16

Бумага типографская. Печать плоская.

Усл. печ. л. 0,9 Уч.-изд. л. ______

Тираж 50 экз. Заказ

Издательско-полиграфический комплекс

Сибирского федерального университета

660041, Красноярск, пр. Свободный, 79

Отдел оперативной полиграфии

Юридического института СФУ.

660075, Красноярск, ул. Маерчака, 6

1. Понятие и признаки государства.

2. Формы государства: понятие и основные элементы


3. Функции государства

3. Функции государства

4. Право: понятие, признаки, принципы, функции

5. Реализация права: понятие, основные формы

Государство - есть особая организация политической власти общества, обладающая публичной властью, суверенитетом, располагающая специальным аппаратом, осуществляющим на профессиональной основе функции управления, имеющая возможность принимать общеобязательные веления в отношении всех граждан, проживающих на ее территории.

Государство как социальный институт обладает следующими признаками :

1) территория, в пределах которой государство безраздельно осуществляет свою власть (внутренний суверенитет);

2) население (через институт гражданства);

3) публичная власть (наличие представительных органов власти и органов местного самоуправления);

4) возможность самостоятельно выступать в международных отношениях (внешний суверенитет);

5) аппарат управления (исполнительная власть);

6) аппарат принуждения (правоохранительные органы);

9) налоги.

Можно указать и такие дополнительные признаки государства, как единый государственный язык (хотя в некоторых государствах их может быть и несколько), единая денежная единица, единая транспортная и информационная системы, а также такие внешние признаки как государственный герб, флаг, гимн.

Форма государства как совокупность его признаков показывает, какова организация власти в данном государстве, какими органами и методами осуществляется власть. Форма государства характеризуется тремя элементами:

Форма правления,

Форма государственного устройства,

Государственный режим (часто используется термин «политический режим», хотя он скорее политологический, чем правовой).

Форма правления указывает порядок формирования органов государственной власти, их взаимоотношения между собой и с гражданами. Выделяют две формы правления – монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему эту власть в порядке престолонаследия. Для монархии характерно пожизненное правление и юридическая безответственность монарха (однако имеются и «нетипичные» монархии, где монарх является выборной фигурой – Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия).

разновидности монархии – раннефеодальная и сословно-представительная (в историческом плане), абсолютная, дуалистическая и парламентарная.

Для абсолютной монархии характерно сосредоточение всей полноты власти - законодательной, исполнительной и судебной в руках монарха, представительный орган либо отсутствует, либо подконтролен монарху (Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Дуалистическая монархия характеризуется распределением полномочий между монархом и представительным органом, при этом монарху принадлежат и законодательные полномочия, разделяемые им с парламентом, и исполнительные, и судебные. Представительный орган избирается, созывается и распускается по воле монарха (Иордания, Кувейт).

В парламентарной монархии , к которой относятся большинство современных монархий, четко разделены полномочия: единственный законодательный орган – это парламент, избираемый демократическим путем, формирующий правительство и осуществляющий контроль за его деятельностью. Без одобрения парламента ни один акт монаршей власти не будет иметь юридической силы (Великобритания, Бельгия, Япония).

Республика – это такая форма правления, при которой высшие органы власти и высшие должностные лица избираются, срок их полномочий конституционно ограничен. Различают такие виды республиканской формы правления, как президентская республика, парламентская республика, смешанная республика и суперпрезиденская.

Для президентской республики характерно:

Глава государства является и главой правительства,

Правительство формируется главой государства и несет ответственность только перед ним,

Глава государства не имеет права роспуска парламента. Типичным примером президентской республики является США.

Парламентская республика характеризуется следующими основными чертами:

Президент выполняет только функцию главы государства, исполнительную же власть возглавляет премьер-министр (председатель правительства, канцлер),

Президент избирается парламентом,

Правительство формируется парламентом, который осуществляет парламентский контроль за его деятельностью; выражение недоверия одному из членов кабинета министров приводит к отставке всего правительства;

Наличие у главы государства права на роспуск парламента.

К числу парламентских республик относятся Австрия, Италия, ФРГ, Финляндия.

Характерные черты смешанной республики :

Глава государства избирается населением,

Президент формирует правительство, но оно несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом,

Президент может отправить правительство в отставку и может распустить парламент.

К суперпрезидентским республикам можно отнести Францию, Россию.

Форма государственного устройства – это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Из всех известных форм государственного устройства выделяют унитарное государство и федерацию.

Унитарное государство – это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. В унитарном государстве существуют единые представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими органами местного самоуправления. по степени зависимости местных органов власти от центральных подразделяют на централизованное (во главе местной власти стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованное (местные органы власти избираются населением).

Федерация – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Можно выделить ряд признаков, характерных для большинства федераций:

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти,

Конституция разграничивает полномочия субъектов федерации и самой федерации,

Субъекты федерации могут принимать свои конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты; они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти;

Имеется двойное гражданство;

Наличие двухпалатного парламента;

Двухканальная система налогов.

Федерации бывают территориальные и национальные .

Государственный режим означает совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующий в стране.

Традиционно выделяются два режима: демократический и антидемократический.

Характерные черты демократического режима :

Органы власти формируются демократическим путем;

Действует многопартийная система. Запрещается действие только тех партий, которые призывают к насильственному ниспровержению основ конституционного строя;

Широкий круг демократических прав и свобод гражданина в совокупности с механизмом обеспечения их реализации и защиты;

Личность надежно защищена от неправомерного посягательства на ее интересы и со стороны государства, и иных лиц.

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

} Ильин И. А. Указ. соч. С. 136. 2 Там же. С. 138.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления - монархия и республика.

Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха - источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сооловно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика - это форма правления, в которой высшая. государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых госу-

дарствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.

).

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу и перед кем - парламентом или президентом - правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (прези-дентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.



Похожие публикации