Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Полномочиями начальника подразделения дознания являются. Уголовный процесс. Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания: понятие, процессуальное положение и полномочия, взаимодействие с дознавателем

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х

правового государства, как господство в обществе права. Решения Суда о соответствии или несоответствии тех или иных правовых норм Конституции носят нормативный характер, характер, присущий нормативным правовым актам» . На наш взгляд следует согласиться с данным высказыванием и признать решение КС РФ одним из способов защиты прав и свобод личности.

В заключении хотелось бы сказать, что от того на сколько точно определяются понятия «охрана права» и «защита права», а также граница, их разделяющая напрямую зависит точность определения содержания такого понятия как «юридические средства», совокупность которых и позволяет наиболее эффективно осуществлять и государственную, и судебную, и в целом правовую защиту, и охрану субъективных прав личности .

1. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1981. Т. 1. - 523 с.

3. Ведяхин В.М., Ревина С.Н. О роли решений Конституционного Суда РФ в утверждении принципов рыночной экономики // Российская юстиция, 2008. № 4 (апрель). С.2-5.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.03.2017).

5. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1996. - 154 с.

6. Макарова З.В. Защита в российском уголовном процессе: понятие, виды, предмет и пределы // Правоведение, 2000. № 3. С. 215-227.

7. Ревина С.Н. Теоретические проблемы правового регулирования рыночных отношений в современной России: Автореф.дисс...докт. юрид. наук., Нижний Новгород, 2008. - 55 с.

8. Ревина С.Н. Теоретические проблемы правового регулирования рыночных отношений в современной России: Дисс.. докт. юрид. наук. Нижний Новгород, 2008. С.334-358.

9. Стоякин Г.Н. Понятие «защита гражданских прав» // Проблемы гражданско-правовой ответственности защиты гражданских прав. - Свердловск, 1973. С. 30-35.

10. Смирнова А.П. Соотношение понятий «охрана прав» и «защита прав» // Вестник Томского государственного университета, 2010. № 331. С. 123-125.

11.Тархов В.А. Гражданское право. - Чебоксары, 1997. - 426 с.

12. Шубина Т.Б. Теоретические проблемы защиты права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 1997. - 21 с.

© Вишнякова А.А., 2017

Т. Ю. Дербенько

студентка 3 курса ВолГУ, г. Волгоград, РФ Научный руководитель: В. Н. Перекрестов канд. юрид. наук, старший преподаватель ВолГУ,

г. Волгоград, РФ

СООТНОШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И НАЧАЛЬНИКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены полномочия начальника органа дознания и начальника подразделения дознания

со вступившими силу изменениями в УПК РФ. Приведено новое понятие «начальник органа дознания», затронуты некоторые проблемы, возникающие на практике.

Ключевые слова

Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, полномочия, сторона обвинения.

Одними из субъектов уголовно-процессуальных отношений в структуре органов дознания являются начальник органа дознания и начальник подразделения дознания. Начальник органа дознания по служебной иерархии занимает более высокое положение, чем начальник подразделения дознания. Это означает, что круг полномочий начальника органа дознания более обширнее, чем круг полномочий начальника подразделения дознания.

Тема статьи достаточно актуальна и малоизучена, поскольку в декабре 2015 года произошли изменения в Уголовно-процессуальном кодексе РФ относительно понятия и полномочий начальника органа дознания.

В соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания является должностным лицом, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель. По п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Ранее на практике стоял очень актуальный и дискуссионный вопрос о полномочиях начальника органа дознания, которые в форме отдельной статьи в УПК РФ не закреплены, а были «разбросаны» по разным статьям УПК РФ. Отсутствие единой статьи усложняло понимание правового статуса начальника органа дознания. Вскоре законодатель посчитал нужным объединить все полномочия начальника органа дознания в статью 40.2 УПК РФ. Это способствует правильному, всестороннему пониманию и разграничению полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.

Начальником органа дознания может быть одно лицо, а начальниками подразделения дознания, которые подчинены начальнику органа дознания, могут быть несколько лиц. На практике достаточно часто именно начальник подразделения дознания является одновременно и заместителем начальника органа дознания. Рассматриваемые участники уголовно-процессуальных отношений обладают организационными, контролирующими и процессуальными полномочиями. По мнению Кругликова А. П. положение начальника подразделения дознания в некоторой степени схоже с положением руководителя следственного органа . Противоположной позиции придерживается Митюкова М. А., считающая, что положение начальника органа дознания схоже с процессуальным статусом руководителя следственного органа .

Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания уполномочены поручать проверку сообщения о преступлении, рассматривать и участвовать в их проверке, принятие по сообщению решения в пределах УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий, выполнение производство дознания по уголовному делу. Начальник органа дознания может поручить проверку сообщений о преступлении дознавателю, сотрудникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и другим должностным лицам органа дознания.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания уполномочен лично проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, которые находятся в производстве органа дознания, дознавателя. Данное же право было введено в 2015 году и для начальника подразделения дознания в п. 1 ч. 3 ст. 40.1 УПК РФ: начальник подразделения дознания имеет право проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя.

Следует учесть, что согласно ч. 2 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания.

Начальник подразделения дознания в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ имеет право изымать

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований передачи. Согласно п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ только прокурор вправе отстранять дознавателя от расследования уголовного дела. Начальник подразделения дознания вправе как сам отменять необоснованные и незаконные постановления дознавателя, так и, согласно п. 4 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ, вносить ходатайство об отмене необоснованных и незаконных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела прокурору.

Начальник органа дознания вправе продлевать срок проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении до 10 суток в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ.

Начальник органа дознания уполномочен также:

Давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

Рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

Поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

Принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

Выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

Возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

Утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

Осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

К иным полномочиям начальника органа дознания можно отнести: право давать дознавателю согласие на производство следственных, процессуальных действий (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ), право решать вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны (ч. 2 ст. 147 УПК РФ). Начальник органа дознания должен в установленный прокурором срок исполнить постановление прокурора об отмене постановления органа дознания или дознавателя, которое прокурор посчитал необоснованным или незаконным (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

По результатам разбора полномочий рассматриваемых должностных лиц следует согласиться с большинством авторов, считающих, что начальника органа дознания и начальника подразделения дознания следует управомочить на отмену незаконных, необоснованных постановлений дознавателя.

В заключении стоит отметить, что произошедшие изменения можно считать существенными. Они имеют важное значение для нормальной реализации начальником органа дознания своих полномочий, законной и обоснованной процессуальной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Кругликов А.П., Дикарев И.С., Зайцева Е.А. Уголовный процесс: учебник для бакалавров / отв. ред. Кругликов А.П. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2015. - 688 с.

2. Митюкова М.А. К вопросу о процессуальных полномочиях начальника органа дознания // Сибирский юридический вестник. - 2016. - № 2. - С. 115-123.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [электронный ресурс] // Консультант Плюс: офиц. сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 09.03.2017).

© Дербенько Т.Ю., 2017

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Кальсина В.Д.

Магистр 2 года обучения Института права Башкирского государственного университета

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА РАССМОТРЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

На протяжении столетий истории государства и права, налоги и налогообложение имели важнейшее значение в вопросе поддержания работоспособности государства. Налоги составляли существенную часть государственной казны: путем налогообложения обеспечивалось стабильное снабжение государственных и иных публично-правовых институтов материальными ресурсами. Для лучшего представления понятия налога, обратимся к историческому аспекту налогов и налогообложения. Некоторое подобие налогов появились в догосударственную эпоху в виде податей и сборов, которые расходовались на содержание органов управления, содержания общинной казны, расходы которой также составляли неокупаемые отрасли племенного хозяйства и непредвиденные выплаты (помощь пострадавшим от стихийных бедствий и иных непредвиденных случаев, выкуп пленных и т.д.). Первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н.э. Они представляют собой глиняные пластинки с письменными отчетами подданных египетским царям о передаче им десятой доли имущества в виде полотна и растительного масла. С началом становления государства и права, налоги стало устанавливать государство, в лице уполномоченных органов путем издания соответствующих актов и распоряжений. Ниже мы рассмотрим необходимость налогообложения исходя из теории общественного договора. Н.А. Колоколов дает следующее определение государственный власти: "государственная власть - это метафизическая и одновременно историческая реальность, уникальные и в то же время закономерные общественные отношения, социальная природа которых заключается в потенциальной способности народа, нации, политического (гражданского) общества посредством только одним им ведомых средств речи, знаков и символов мобилизовать свои ресурсы ради достижения целей, как предопределенных на уровне инстинктов, так и поставленных людьми осознанно, разрешать проблемы и напряжение в сфере управления, а равно в наличии у общества права принимать решения и добиваться их обязательного исполнения." Учитывая огромную роль воли людей, которая, в конечном счете, выразилась в создании государства путем общественного договора , отметим немаловажный фактор необходимости налогообложения, которое создает известные условия возможности функционирования государства. Именно государство предоставляет налогоплательщику права и абсолютную защиту права собственности, возможность использовать имущество путем отчуждения некоторой его доли для финансирования деятельности государственного аппарата.

Несмотря на понимание обществом полезности налогов, налоговые споры по различным причинам являются одной из наиболее распространенных и сложных категорий дел. Формирование эффективного механизма рассмотрения налоговых споров представляет собой комплексную задачу, решение которой предполагает разработку адекватных организационно-правовых форм, которые бы обеспечивали надежную защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами. Высокая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений делает проблематику налоговых споров и механизма их разрешения актуальной также и для налогово-бюджетной политики государства. Поэтому вопросы эффективного функционирования органов рассмотрения налоговых споров требуют глубокого правового анализа и исследования. В настоящее время механизм рассмотрения налоговых споров в Российской Федерации только получает должное правовое и организационное оформление. Между тем важность его функционирования подтверждается имеющейся практикой разрешения налоговых споров в зарубежных странах, в том числе в Соединенных Штатах Америки. В этой связи дальнейшее совершенствование механизма разрешения налоговых споров в Российской Федерации невозможно без комплексного и системного изучения опыта зарубежных стран. Налоговая система США традиционно

Курсовая работа

Процессуальный статус начальника органа дознания и начальника подразделения дознания

уголовный начальник орган дознание

План

Введение

Органы дознания в уголовном судопроизводстве: понятие, значение

Процессуальный статус начальника органа дознания

Процессуальный статус начальника подразделения дознания

Заключение

Введение

Уголовное судопроизводство как сложное правовое и социальное явление представляет собой основанную на нормах уголовно-процессуального закона деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда (судьи), направленную на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказание на основе норм УК РФ, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст.ст. 6, 21 УПК РФ).

В системе государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, значительная роль на досудебных этапах принадлежит органам дознания.

Законодатель наделил органы дознания правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ), а также предусмотрел новый, ускоренный вид расследования уголовных дел в форме дознания (ст.ст. 223-226 УПК РФ), упразднив досудебную подготовку дел о преступлениях в протокольной форме.

В ст. 40 УПК РФ и ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплен перечень органов дознания, согласно которому к органам дознания отнесены органы внутренних дел и иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Впервые на законодательном уровне закреплено определение понятия «дознание». Под ним понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дознание производится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Дознание может осуществляться по уголовным делам и об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, но только по письменному указанию прокурора.

Большое значение УПК РФ придает регламентации деятельности таких субъектов уголовного преследования как дознаватель (ст. 5, 40, 41, 150, 157, 223-225 УПК РФ), начальник подразделения органа дознания и начальник органа дознания.

Начальник подразделения органа дознания является относительно новым участником судопроизводства. Его полномочия определены в УПК РФ. Они вызывают ряд вопросов при реализации на практике, что требует их законодательного урегулирования.

Досудебное производство как результат процессуальной деятельности дознавателя является базисом последующего судебного разбирательства, на основании которого устанавливается истина по уголовным делам и в итоге совершается правосудие.

Дознаватель, выполняя предписание уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК) и решая локальную уголовно-процессуальную задачу при расследовании преступления, одновременно влияет на укрепление законности, воспитание граждан в духе уважения законов. Сейчас, в период роста качественных и количественных показателей преступлений в ряде регионов России, роста нагрузки на следователей, деятельность дознавателя особенно актуальна и необходима.

Со времени действия УПК РФ процессуальное положение начальника органа дознания и начальника подразделения дознания претерпело существенные изменения, уголовно-процессуальная значимость которых находится в прямой зависимости от того важного положения, которое они занимает в ряду субъектов (участников) уголовного процесса.

Правовое положение начальника органа дознания и начальника подразделения органа дознания, его полномочия (права и обязанности), процессуальные проблемы его деятельности на досудебных стадиях уголовного процесса являются предметом настоящей курсовой работы.

Целью работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области процессуального положения начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, анализ проблемных вопросов их процессуальной деятельности.

В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи :

  • проанализировать полномочия и функции органа дознания в уголовном судопроизводстве;
  • определить содержание процессуальных полномочий начальника подразделения дознания;
  • определить содержание процессуальных полномочий начальника органа дознания.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе процессуальной деятельности следователя в сфере уголовного судопроизводства.

1. Органы дознания в уголовном судопроизводстве: понятие, значение

Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Согласно ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания относятся, во-первых, органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

В первую группу органов дознания, согласно п.1 ч. 1 ст.40 УПК, включены органы внутренних дел Российской Федерации.

Что касается деятельности создаваемых в структуре органов внутренних дел специализированных подразделений дознания, то в соответствии с ч.1 и ч.2 ст.41 УПК РФ штатные дознаватели должны быть наделены полномочиями органа дознания начальником органа дознания или его заместителем, поскольку полномочия дознавателей будут легитимны лишь после соответствующего их нормативного закрепления. В противном случае собранные ими по уголовным делам доказательства в соответствии со ст.75 УПК РФ могут быть признаны недопустимыми, не имеющими юридической силы и соответственно не могут быть положены в основу обвинения.

К органам дознания также относятся иные органы исполнительной власти, наделенные федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. При определении таких органов следует исходить из ст.13 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которой правом осуществления оперативно-розыскной деятельности наделены оперативные подразделения органов: Внутренних дел РФ; Федеральной службы безопасности; Федеральных органов государственной охраны РФ; Таможенных органов РФ; Службы внешней разведки РФ; Федеральной службы исполнений наказаний; Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.40 УПК РФ функции органа дознания по производству неотложных следственных действий осуществляют:

командиры воинских частей, соединений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона;

начальники военных учреждений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения;

начальники гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях данного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона. Также деятельность командиров воинских частей как органов дознания и дознавателей заключается в:

·принятии и проверке сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в порядке, предусмотренном ст.144 УПК РФ;

·производстве отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), до возбуждения уголовного дела;

·принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст.145 и 146 УПК РФ.

По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознаватель производит неотложные следственные действия в соответствии со ст. 157 УПК РФ. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может выполнить отдельные следственные действия, оперативно-розыскные и розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Закон (п.1. ч.3 ст. 40 УПК РФ) наделяет правом возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по факту совершения преступления на данных судах.

В соответствии со ст. 69 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) Российской Федерации капитаны морских судов, находящихся в плавании, выполняют функцию органа дознания (возбуждают уголовное дело и выполняют неотложные следственные действия) в случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Капитан или другое лицо, выполняющее по его поручению функции органа дознания, при совершении на борту вверенного ему судна преступления любым членом экипажа, пассажирами и всеми другими находящимися на судне лицами, за исключением лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, производит все неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые в условиях дальнего плавания судна могут иметь значение неотложных. Во время пребывания судна в иностранном порту капитаны дальнего плавания руководствуются общепризнанной международной нормой о том, что все находящиеся в это время на судне члены экипажа, а также пассажиры полностью подпадают под действие уголовных законов прибрежного государства, компетентные органы которого вправе применять свою юрисдикцию в отношении совершенного преступления.

Капитаны речных судов, находящихся в дальнем плавании, наделены такими же процессуальными полномочиями, что и капитаны морских судов. В соответствии с п.2 ч.3 ст. 40 УПК РФ руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч.1 ст. 40 УПК РФ, выполняют функцию органа дознания в отношении преступлений, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок. Они наделены лишь правом возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий.

Как представляется, законодатель, прямо не включив перечисленных участников уголовного судопроизводства в перечень органов дознания, возложил на них обязанность (наряду с органами дознания) в случае совершения преступления в расположении вверенного им объекта (учреждения) выполнять функции органа дознания, ограниченные возбуждением уголовного дела и производством неотложных следственных действий. Этот вывод вытекает также из определения органа дознания (п.24 ст.5 УПК), где его понятие связывается, в первую очередь, с производством дознания, чем не наделены субъекты, перечисленные в ч.3 ст.40 УПК.

В связи с этим следует прислушаться к предложению не использовать в УПК понятие «органы дознания», т.к. нет органов, специально созданных для производства расследования в форме дознания и обладающих соответствующим правовым статусом, а необходимо ввести категорию «органы, на которые возложено производство дознания», поскольку оно осуществляется структурами, для которых функция расследования является побочной.

Действительно, субъекты, перечисленные в ст.40 УПК в сугубо организационном плане далеко неоднородны, что, в конечном итоге, и определяет их юрисдикцию. В одном случае - это государственные органы, учреждения и подразделения (органы внутренних дел, иные органы исполнительной власти, органы Государственной противопожарной службы), в другом - должностные лица, руководители государственных учреждений и организаций (командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений или гарнизонов, судебные приставы различных уровней).

Здесь есть определенная закономерность, и такой подход законодателя имеет свое объяснение. Первая группа органов дознания состоит из учреждений, на которые правоохранительная функция возложена в общегосударственном масштабе. Все подразделения этих органов (учреждений) обезличенно несут на себе обязанность оперативно реагировать на сообщения о противоправных действиях и производить по ним дознание. Их уголовно-процессуальная деятельность направлена во внешнюю среду. Вторая группа органов дознания - должностные лица - руководители, указанные в ч. 1 ст.40 УПК, признаются таковыми в связи с тем, что уголовно-процессуальная функция у них возникает в связи с совершением преступлений во вверенном им учреждении (воинская часть), либо одним из подчиненных субъектов (например, военнослужащим), либо в связи со спецификой деятельности руководимого учреждения (судебные приставы выступают органами дознания по преступлениям против правосудия).

В данном случае руководитель наряду с выполнением своих основных обязанностей несет полную ответственность за состоянием законности и правопорядка во вверенном ему учреждении и подразделении или в той сфере деятельности, которую он обеспечивает. Уголовно-процессуальная деятельность этого органа дознания, когда в этом возникает необходимость, распространяется на сферу управления или обслуживания данного государственного образования. В полной мере это относится и к должностным лицам, указанным в ч.3 ст.40 УПК.

Кроме того, анализ ст. 40 УПК РФ позволяет заключить: с учетом объема полномочий указанные в данной статье участники уголовного судопроизводства подразделяются на две группы. Первую образуют те органы дознания, которые наделены правом возбуждать уголовные дела и проводить дознание в полном объеме по уголовным делам, по которым не обязательно предварительное следствие. Вторую группу составляют такие субъекты уголовно-процессуальной деятельности, которые уполномочены возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 2 ст. 40 УПК РФ).

При этом вторая группа обладает отличительной особенностью - речь идет о субъектном составе. Он существенно шире по сравнению с субъектным составом первой группы. Это обусловлено тем обстоятельством, что неотложные следственные действия правомочны осуществлять не только органы дознания, такие, как органы внутренних дел, таможенные органы, служба судебных приставов и др., но и отдельные должностные лица. Например, капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, главы дипломатических консульств и др. (ч. 2, 3 ст. 40, ст. 157 УПК РФ).

Более того, уголовно-процессуальная функция у субъектов, перечисленных в ст.40 УПК, является только факультативной, но, безусловно, она вытекает из основной их деятельности. Следует согласиться, что «для большинства органов исполнительной власти, осуществляющих дознание, выполнение этой функции не является ведущей (или одной из ведущих)».

Резюмируя вышесказанное, возможно предложить следующее определение понятия «орган дознания». Орган дознания - участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, правомочный возбуждать уголовное дело и производить по нему неотложные следственные действия, осуществлять иные процессуальные полномочия. Согласно п. 8 ст. 5 УПК РФ дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Таким образом, действующий уголовно-процессуальный закон впервые содержит формулировку данного термина, определяя его сущность только одним видом деятельности органа дознания, а именно расследование преступлений в полном объеме.

2. Процессуальный статус начальника органа дознания

Согласно п.17 ст.5 УПК начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные процессуальные полномочия, предусмотренные УПК (в ред. Федерального Закона от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ).

В системе органов внутренних дел начальник ОВД обладает статусом начальника органа дознаний, поскольку он является руководителем ведомства, которое законодатель указал в статье 40 УПК России в качестве органа дознания.

В то же время на практике нередко возникает вопрос: может ли начальник полиции пользоваться полномочиями начальника органа дознания?

При ответе на него необходимо иметь в виду, что министр внутренних дел непосредственно организует работу Министерства и руководит деятельностью органов внутренних дел. Он же устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, устанавливает обязанности других должностных лиц системы МВД России.

Кроме того, как следует из п. 17 ст.5 УПК РФ полномочиями начальника органа дознания (каковым является начальник органа внутренних дел) наделен заместитель начальника органа дознания, то есть заместитель начальника органа внутренних дел.

В этой связи полагается, что министр внутренних дел РФ своим нормативным правовым актом (например, приказом) может делегировать полномочия начальника органа дознания соответствующим руководителям, в частности, начальнику полиции, который непосредственно организует работу по раскрытию преступлений и охране общественного порядка.

Следовательно, кроме начальника ОВД статусом начальника органа дознания обладает, также начальник полиции.

Минусом законодателя является отсутствие единой нормы, регламентирующей полномочия начальника дознания.

Определить пределы уголовно-процессуальной компетенции начальника органа дознания можно исходя из текста следующих норм уголовно-процессуального закона:

на основании пункта 17 статьи 5 УПК РФ и части четвертой статьи 41 УПК РФ начальник органа дознания может давать обязательные для исполнения указания дознавателю (в частности о производстве дознания, о необходимости выполнения неотложных следственных действий и другие поручения);

на основании части третьей статьи 144 УПК России начальник органа дознания вправе продлить срок проверки заявления о преступлении до 10 суток;

на основании части четвертой статьи 225 УПК России начальник органа дознания утверждает обвинительный акт, придавая тем самым указанному документу юридическую силу итогового процессуального решения по результатам расследования преступления, произведенного в форме дознания.

Кроме того, начальник органа дознания имеет исключительное право лично расследовать уголовное дело, принимать по нему любые предусмотренные законом решения, руководствуясь нормами, адресованными как органу дознания, так и лицу, производящему дознание. Если же начальник органа дознания делегирует свое право подчиненному должностному лицу, он сохраняет за собой право контроля за действиями и решениями дознавателя.

Важное положение, регулирующее отношения начальника подразделения дознания с дознавателем, содержится в ч.4 ст.40.1 УПК РФ. Согласно данной норме указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и являются обязательными для исполнения дознавателем, однако могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. При этом обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. Дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

На практике при реализации данного установления возникают сложности. УПК РФ не содержит нормы, регламентирующей правовое положение начальника органа дознания, которому дознаватель может обжаловать указания начальника подразделения. В п.17 ст.5 Кодекса лишь уточняется, что начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, который вправе давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий и т.п.

Основные вопросы, касающиеся его полномочий по расследуемому в форме дознания делу, законодателем не разрешены. Имеет ли право начальник органа дознания осуществлять процессуальное руководство проводимым расследованием? Какие решения он может принимать по жалобе дознавателя, обжалующего указания начальника подразделения дознания?

Представляется, что с введением новой процессуальной фигуры начальника подразделения дознания следовало аналогичным образом регламентировать полномочия начальника органа дознания, в том числе его процессуальные отношения с начальником подразделения и дознавателем.

Таким образом, из выше сказанного очевидно, что, если в законе есть упоминание об органе дознания, то под этим следует понимать полномочия и обязанности начальника органа дознания, в связи с чем в сфере уголовно-процессуальной компетенции понятия «начальник органа дознания» и «орган дознания» можно признать равнозначными. Если же руководитель лично производит дознание, то он выступает в качестве органа дознания, а не дознавателя.

3. Процессуальный статус начальника подразделения дознания

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 к органам дознания относятся органы внутренних дел РФ. Полиция независимо от уровня органов внутренних дел (горрайлинорганов внутренних дел, управлений (отделов, отделений) внутренних дел на закрытых административно-территориальных образованиях, режимных и особо важных объектах УРО (8 ГУ) МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, МВД (ОВД) УРО (8 ГУ) МВД России) является структурным подразделением каждого из них.

Новым участником со стороны обвинения является начальник подразделения дознания, введенный ФЗ №90 - ФЗ от 6 июня 2007 года. Данный участник был введен в связи с проведением судебно-правовой реформы. Несмотря на однозначно позитивное значение введения указанного участника процесса, следует отметить, что предоставленные ему законом полномочия не отражают полностью его назначения. Начальник подразделения дознания выполняет с учетом предоставленных ему полномочий организационно-распорядительные функции, при этом контроль за деятельностью дознавателей носит более не процессуальный, а организационный характер. По-прежнему процессуальное руководство деятельностью органов дознания осуществляется прокурором, что, на наш взгляд, вполне обоснованно, поскольку уровень подготовки дознавателей невысок. К тому же они находятся в подчинении руководителя органа дознания, который заинтересован в высоких ведомственных показателях, а потому его интерес к деятельности подразделений дознания логичен.

Осуществление процессуального руководства дознанием со стороны прокурора является гарантом соблюдения законности, обеспечением процессуальной самостоятельности дознавателя.

Некоторые авторы полагают, что следует изменить соотношение полномочий по процессуальному руководству дознанием между прокурором и начальником подразделения дознания. По мнению Д.А. Гришина, следует наделить начальника подразделения дознания правом отмены любого незаконного решения подчиненных дознавателей, что, по его мнению, позволит максимально оперативно реагировать на нарушения законности при производстве дознания.

Однако мы не можем согласиться с данным предложением, поскольку его реализация может создать сложности при принятии решений.

При этом следует учитывать, что данное полномочие в своей сущности имеет надзорный характер, который не свойственен для: начальника подразделения дознания, а присущ органам прокуратуры.

Полномочиями начальника органа дознания в ходе производства по уголовным делам в соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ наделяются начальник органа внутренних дел, а также его заместители.

Данные должностные лица могут возложить (делегировать) исполнение обязанностей начальника органа дознания на другое лицо (начальника отдела дознания в РОВД). Но при этом они сами не утрачивают полномочий начальника органа дознания - они вправе поручать производство дознания конкретным должностным лицам своего подразделения и осуществлять контроль за действием лиц, которым они делегировали те или иные свои полномочия.

Анализируя полномочия начальника подразделения дознания, следует обратить внимание, что они подразделяются на две группы:

- полномочия, которые он осуществляет по отношению к подчиненным ему дознавателям;

Полномочия, которые он осуществляет по уголовным делам, поскольку оно осуществляется в форме дознания не только дознавателями, но и иными должностными липами, на которых возложены полномочия дознавателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ начальник подразделения по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятия по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу. Данное полномочие носит организационный характер, поскольку заключается в даче поручения дознавателю провести указанные действия;

) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи. Данное полномочие может быть реализовано в случае, когда возникает необходимость разгрузить дознавателя в связи с имеющимся у него в производстве большим количеством уголовных дел.

Анализ статуса начальника органа дознания, позволяет сделать вывод о его сходстве с процессуальным статусом начальника следственного отдела, вместе с тем начальник органа дознания к участникам процесса со стороны обвинения не отнесен. Однако бесспорно, в классификации участников процесса, используемой законодателем, начальник органа дознания примыкает к стороне обвинения, его полномочия по осуществлению процессуального руководства дознавателями определяютсязадачами, решаемыми данными должностными лицами в ходе предварительного расследования. Следовательно, деятельность начальника органа дознания направлена на быстрое и полное раскрытие и расследование преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, обеспечения соблюдения прав и законных интересов участников предварительного расследования, ограждение невиновных от неосновательного обвинения. Процессуальное положение начальника органа дознания в ходе расследования преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно, может быть охарактеризовано так - это должностное лицо:

а)отвечающее за проведение расследования в форме дознания начальник органа дознания, пользуясь полномочиями органа дознания в праве сам провести расследование уголовного дела в форме дознания),

б)поручающее проведение дознания дознавателю;

в)дающее согласие дознавателю на проведение определенных процессуальных действий;

г)контролирующее законность производства следственных ипроцессуальных действий;

д)утверждающее обвинительный акт, завершающий дознание.

Следует обратить внимание на то, что начальник подразделения дознания имеет право в соответствии с ч.2 ст. 40 УПК самостоятельно возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание, обладая при этом полномочиями дознавателя. Полагаем, что начальник органа дознания вправе поручить начальнику подразделения дознания принять уголовное дело к своему производству и провести по нему дознание. В указанном случае начальник подразделения дознания не может перепоручить производство по данному уголовному делу другому дознавателю.

К полномочиям, которые осуществляет начальник подразделения дознания по отношению ко всем лицам, наделенным полномочиями дознавателя, относятся:

) проверка материалов уголовного дела.

Данное полномочие осуществляется как в отношении уголовных дел, находящихся у дознавателей, так и в отношении уголовных дел, находящихся у лиц, наделенных полномочиями дознавателя. Это обусловлено следующим. Поскольку начальник органа дознания наделяет полномочиями дознавателя должностных лиц органа дознания в связи с необходимостью обеспечения своевременного производства по уголовным делам, находящимся в производстве подразделения дознания, то контроль над их деятельностью должен осуществлять начальник подразделения дознания. На наш взгляд, начальник подразделения дознания по результатам проверки должен иметь право изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю в случае, если установит неспособность лица производить дознание. Полагаем, что в указанном случае начальник подразделения дознания должен обращаться к начальнику органа дознания с ходатайством о снятии с должностного лица полномочий по проведению дознания и направлении его для выполнения своих непосредственных обязанностей;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования , производстве отдельных следственных действий, об избрание в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Данное полномочие может быть реализовано и в отношении дознавателя подразделения дознания, и в отношении должностного лица, наделенного полномочиями дознавателя для осуществления производства по уголовным делам в форме дознания.

Указания начальника подразделения дознания имеют обязательный характер. В случае несогласия дознаватель вправе обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору (ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ). Законодатель указал, что обжалование указаний начальника подразделения дознания не приостанавливает их исполнения. С данным положением сложно согласиться. В чем смысл обжалования, если указания следует исполнять. Рассматривать обжалование как механизм защиты дознавателя в случае наступления негативных последствий при выполнении указаний начальника подразделения дознания? Дознаватель обладает процессуальной самостоятельностью при производстве дознания. Он несет персональную ответственность за результат расследования преступления по уголовному делу. Считаем недопустимым обязывать дознавателя выполнять указания начальника подразделения дознания, если он считает это нецелесообразным.

На практике указания по расследованию уголовных дел даются дознавателям по вопросам производства следственных действий, квалификации содеянного, применения мер процессуального принуждения к участникам процесса, мер пресечения к подозреваемому. Необходимо отметить, что такие указания даются начальником подразделения дознания, который полномочиями начальника органа дознания не наделен. В силу этого указания даются преимущественно в виде устных распоряжений - при обобщении практики мы не встретили ни одного уголовного дела, в котором были бы письменные указания начальника подразделения дознания. Более того, анализ практики свидетельствует, что фактически процессуальный контроль за деятельностью дознавателей при расследовании уголовных дел осуществляется начальниками подразделений дознания - именно начальник отдела дознания осуществляет систематический контроль за законностью и обоснованностью проводимого расследования, проверяет уголовные дела, дает указания о производстве следственных и процессуальных действий, несет персональную ответственность перед руководством органов внутренних дел за работу отдела. Поскольку полномочиями начальника органа дознания начальник подразделения дознания не наделен, ему следовало бы делегировать их начальником органа внутренних дел, за исключением права утверждения обвинительного акта. Наделение начальника подразделения дознания указанными полномочиями позволило бы давать указания по расследованию преступлений дознавателям в письменной форме, устанавливать сроки их исполнения, решать вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности при ненадлежащем их исполнении, что, безусловно, положительно сказалось бы на результатах работы органов дознания.

Следует установить жесткий порядок обжалования указаний начальника подразделения дознания, который бы не нарушал процессуальной самостоятельности дознавателя и обеспечивал своевременное разрешение спорных ситуаций, возникающих в связи с необходимостью выполнения указаний начальника подразделения дознания.

Важным полномочием начальника органа дознания является его право на утверждение обвинительного акта, завершающего производство расследования в форме дознания. Право утверждения обвинительного акта принадлежит и прокурору, однако процессуальный контроль со стороны начальника органа дознания предшествует направлению уголовного дела прокурору и выступает гарантией направления в суд уголовных дел, расследованных в соответствии с требованиями закона.

Обвинительный акт по своему процессуальному значению приравнивается к обвинительному заключению - подводит итог стадии предварительного расследования, служит основой и определяет пределы судебного разбирательства, систематизирует все собранные в ходе расследования доказательства, особое значение обвинительного акта заключается в появлении с момента его вынесения обвинительного акта, возможности ознакомления обвиняемого с выдвинутым в отношении его обвинением, что позволяет определить обвиняемому направления и средства своей защиты в суде.

Поступление уголовного дела с обвинительным актом порождает необходимость выполнения начальником органа дознания ряда обязанностей, предшествующих принятию решения об утверждении обвинительного акта. Так, начальник органа дознания обязан проверить, имело ли место деяние запрещенное уголовным законом, нет ли в деле обстоятельств, влекущихего прекращение, произведено ли дознание полно и объективно, и обосновано ли обвинение имеющимися в деле доказательствами, включены ли в обвинение установленные дознанием все преступные деяния, правильно ликвалифицировано преступление, приняты ли меры обеспечения гражданского иска, выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления и какие меры по их устранению приняты дознавателем, правильно ли составлен обвинительный акт.

Законодатель не рассматривает ситуацию возвращения начальником органа дознания обвинительного акта для его пересоставления. Однако, с нашей точки зрения, начальник органа дознания в праве при наличии оснований принять указанное решение и возвратить уголовное дело дознавателю со своими замечаниями для пересоставления обвинительного акта и устранения других имеющихся нарушений, иная позиция нарушала бы требования уголовно-процессуального закона. Указания начальника органа дознания об устранении допущенных нарушений должны быть даны в письменной форме.

При этом начальнику органа дознания необходимо помнить о соблюдении процессуальных сроков производства по уголовному делу, поскольку утверждение им обвинительного акта должно охватываться сроками дознания, поэтому необходимо либо в УПК РФ предусмотреть срок для реализации полномочий начальника органа дознания, либо в порядке осуществления процессуального контроля начальник органа дознания должен установить временные границы предоставления ему уголовного дела с обвинительным актом.

При утверждении обвинительного акта начальник органадознания утверждает его своей резолюцией.

Утверждение обвинительного акта прокурором является основанием для направления уголовного дела в суд, при несоответствии обвинительного акта требованиям, предусмотренным ст. 225 УПК РФ, прокурор возвращает уголовное дело для пересоставления обвинительного акта со своими письменными указаниями. При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на 3 суток.

Таким образом, исследование полномочий начальника подразделения дознания, позволяет утверждать, что он реализует функцию процессуального контроля за деятельностью сотрудников органа дознания, осуществляющих предварительное расследование уголовных дел, по которым предварительное следствие не обязательно.

Заключение

В ходе курсовой работы нами были рассмотрены правовые статусы дознавателя и начальника подразделения дознания, определены проблемы, связанные с осуществлением их полномочий, установлены возможные пути решения спорных ситуаций. Подводя итоги, необходимо отметить, что изменения, внесенные в УПК РФ в июне 2007 года, вызвали множество споров и неоднозначных мнений, как среди указанных участников уголовного судопроизводства, так и среди юристов. Отмечаются положительные стороны в новых правовых статусах дознавателя и начальника подразделения дознания:

  1. Впервые законодательно определен правовой статус начальника подразделения дознания, и упорядочен статус иных участников дознания:
  2. Дознаватели стали более самостоятельными и независимыми в своей деятельности.

Но отмечаются также и отрицательные моменты преобразований:

  1. Прокурор продолжает следить за соблюдение законности дознавателями.
  2. Начальник подразделения дознания обладает намного меньшими полномочиями, чем руководитель следственного органа, вследствие чего это может негативно сказаться на производстве дознания.

Для устранения недочетов и пробелов законодатель должен внести ясность в правовой статус указанных лиц, избегая спорных ситуаций и определив полномочия, способствующие быстрому и наиболее эффективному предварительному расследованию.

Полагаем, что лишь четкое и единообразное применение законодательных положений в сфере уголовного судопроизводства способно обеспечить неукоснительное соблюдение прав и свобод личности в рамках уголовного процесса и, в конечном счете, законность.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ)] // [Электронный ресурс] / Российская Федерация. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: #"justify">.Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции")] // [Электронный ресурс] / Российская Федерация. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: #"justify">.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г. : одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г. (в ред. от 29.12.2010 г. № 434-ФЗ)] // [Электронный ресурс] / Российская Федерация. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: #"justify">.Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ: [принят Гос. Думой 5 июля 1995 г. (в ред. от 28.12.2010 г. № 214-ФЗ)] // [Электронный ресурс] / Российская Федерация. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: #"justify">.Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81- ФЗ (в ред. от 22.11.2010 г.). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс», 2010.

Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 11.06.2007. - № 24. - Ст. 2913.

Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 31. - Ст. 4011.

Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ // Российская газета. - 09.06.2007 г.

Приказ МВД РФ №368, ФСБ РФ №185, ФСО РФ №164, ФТС РФ №481, СВР РФ №32, ФСИН РФ №184, ФСКН РФ №97, Минобороны РФ №147 от 17.04.2007 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // Российская газета. - 2007. - 16 мая. - № 101.

Александров А.С., Ковтун Н.Н. Уголовный процесс России: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006.

Баршев Я.И. Основания уголовного судопроизводства с применением к российскому уголовному судопроизводству. - М.: Экзамен, 2001.

Безлепкин Б.Т. Настольная книга судьи по уголовному процессу. - М.: Проспект, 2008.

Безлепкин, Б.Т. Уголовный процесс России. - М.: Кнорус, 2008.

Божьев В.П. Уголовный процесс. Учебник для ВУЗов. - М.: Образование, 2008.

Болотин С.В. Орган дознания в системе уголовно-процессуальных отношений: Дисс…канд. юрид. наук. - М., 1990..

Болотов М.Ю. Дознание по делам, отнесенным к подследственности пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ. - М.: Юрайт, 2004.

Боровиков В.Б. Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного суда Российской Федерации: сборник. - М.: Норма, 2008.

Быков В.М. Дознание: новое в производстве. Комментарий к федеральным законам от 06.06.2007 № 90-ФЗ и от 05.06.2007 № 87-ФЗ. // Уголовный процесс. - 2007. - № 08.

Вандышев В.В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части. - М.: Волтерс Клувер.

Васильев Л.М. Проблемы истины в современном российском уголовном процессе (концептуальные положения): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Волгоград, 2001.

Дознание в органах внутренних дел / Под ред. А.А. Чувилева. - М.: Юристъ, 1986.

Дознание в ОВД: Учебное пособие / Под ред. А.Б. Сергеева. - Челябинск: Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2007.

Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности / Под ред. Г.П. Химичева. - М.: Экзамен, 2006.

Николаева Т., Ларкина Е. Обеспечение прав обвиняемого при производстве дознания // Уголовное право. - 2007. - № 2. -

Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1995.

Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Следственные действия в российском уголовном процессе: Учебное пособие для студентов. - СПб.: СПбГИЭУ, 2007.

Томин В.Т. Уголовный процесс. Актуальные проблемы теории и практики. - М.: Юрайт, 2009. с.

Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Юрайт, 2002.

Уголовный процесс: Учебник/ Под ред. В. Гриненко. - М.: Норма, 2006.

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник/ Под ред. П. А. Лупинской. - М.: Юристъ, 2008. - 379 с.

Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 286 с.

Якупов Р.Х. Уголовный процесс: учебник. - М.: Зерцало-М, 2007. - 628 с.

Определение по делу М. от 21.10.2008 № 862-О-О3 КС РФ // Бюллетень Конституционного Суда РФ. - 2008. - № 1. - С. 11.

Обзор законодательства и судебной практики Приморского краевого суда за 2009 год.

Похожие работы на - Процессуальный статус начальника органа дознания и начальника подразделения дознания

В настоящее время руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ) и начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ) – это участники уголовного судопроизводства, процессуальное положение которых закреплено в действующем уголовно процессуальном законодательстве. В силу положений уголовно–процессуального закона именно на данных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения возложена обязанность осуществления процессуального контроля за уголовно–процессуальной деятельностью следователей и дознавателей при производстве ими предварительного расследования по уголовным делам.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 440–ФЗ от 30 декабря 2015 года Уголовно–процессуальный кодекс РФ дополнен статьей 40.2 «Начальник органа дознания». Следует отметить, что вопрос о внесении указанного дополнения в УПК РФ достаточно активно обсуждался учеными и практиками в течение долгого времени. Поэтому введение отдельной статьи в УПК РФ, регламентирующей полномочия начальника органа дознания как самостоятельного субъекта уголовного судопроизводства, было положительно воспринято ученой общественностью и правоприменителями.

Применительно к ОВД термин «начальник органа дознания» может быть распространен исключительно на тех должностных лиц, которые либо реализуют функцию процессуального руководства и процессуального контроля за этим направлением деятельности, либо самостоятельно реализуют расследование в форме дознания. Исключительно они вправе уполномочить то или иное должностное лицо как на производство дознания, так и на осуществление иных полномочий, относящихся к сфере уголовно–процессуальных отношений. Однако безапелляционность данного вывода поставлена под сомнение как рядом нормативных новаций, связанных с реформированием ОВД в последние годы, так и теорией науки управления и, конечно, российского уголовно–процессуального права. В соответствии с новым законом о полиции, в частности, вне нормативного регулирования остался принципиальный вопрос: насколько следует считать начальником органа дознания (со всей полнотой властных его полномочий) непосредственно начальника полиции



Необходимость дополнения уголовно–процессуального законодательства нормами, раскрывающими понятие и правовой статус начальника органа дознания, уже давно обосновывалась в научной литературе. Многие ученые обращали внимание на то, что данное должностное лицо играет важную роль в проведении дознания, наделено процессуальными функциями и полномочиями, закрепленными в различных статьях УПК РФ, но при этом в разделе II УПК РФ отсутствует специальная статья, раскрывающая понятие и полномочия этого участника уголовного процесса.

Вместе с тем рассматриваемое определение не дает точного ответа на вопрос о том, кто должен выполнять функции органа дознания и осуществлять процессуальный (ведомственный) контроль.

Решение о том, кто должен осуществлять уголовно–процессуальные полномочия по конкретному делу, относится к числу управленческих. При его принятии руководитель учитывает квалификацию, опыт работы, загруженность конкретного подчиненного и другие обстоятельства. Наличие оснований для отвода данного лица принципиально ничем не отличается от других обстоятельств, которые учитывает руководитель при передаче уголовного дела конкретному дознавателю. При распределении уголовных дел между следователями и дознавателями вопрос о возможном наличии обстоятельств, препятствующих принятию данных дел к производству, ставится и решается. Таким образом, когда законодатель поручил прокурору решать вопрос об отводе дознавателя, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, он фактически без достаточного основания нарушил нормальную логику взаимодействия должностных лиц, осуществляющих расследование, и надзирающего за законностью прокурора. В соответствии с данной логикой сначала должностным лицом должно быть принято процессуальное решение, а потом у заинтересованных лиц появляется право обратиться к прокурору с жалобой, и прокурор вправе вмешаться в деятельность должностных лиц в целях обеспечения требований закона, защиты нарушенных прав, когда имеются данные о нарушении ими закона.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Руководство дознавателями, как следует из ст. 40.1 УПК РФ, осуществляют начальник подразделения дознания и его заместитель, поручая конкретному дознавателю проверить сообщение о преступлении и принять решение об отказе или возбуждении уголовного дела.

Применительно к процессуальным полномочиям такого начальника по уголовному делу после анализа диспозиции ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ можно выделить следующие:

– передавать уголовное дело другому дознавателю;

– отменять необоснованные, по его мнению, постановления о приостановлении производства дознания;

– давать указания о направлении расследования, о квалификации деяния;

– ходатайствовать перед прокурором об отмене постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку права на самостоятельную отмену такого постановления в силу УПК РФ он не имеет;

– кроме этого, он может самостоятельно возбудить уголовное дело и самостоятельно провести по нему дознание в полном объеме, поскольку он обладает всеми полномочиями дознавателя.

Руководителем начальника подразделения дознания является начальник органа дознания, который возглавляет соответствующий орган дознания, а также его заместитель, которые имеют такие же полномочия по отношению к дознавателю, уполномоченному ими на производство дознания по уголовному делу. Кроме этого, они вправе продлевать сроки сообщения о преступлении, принимать решение о производстве дознания группой, утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу (ст. 40.2 УПК РФ). Признание начальника подразделения дознания самостоятельным субъектом уголовно–процессуальных правоотношений не освобождает руководителя государственного органа, наделенного правами органа дознания, от ответственности как за общее состояние работы по производству дознания, так и за результаты работы каждого дознавателя по каждому уголовному делу и ни в коей мере не умаляет его процессуального полновластия.

Определение начальника военного учреждения как органа дознания не ставится в зависимость от статуса самого начальника. Начальник военного учреждения может быть как военнослужащим, так и относиться к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с проводимым реформированием Вооруженных Сил многие воинские должности, в т.ч. и должности начальников военных учреждений, стали комплектоваться лицами гражданского персонала. В силу указанных обстоятельств как у органов военной прокуратуры, так и у должностных лиц военных учреждений возникает вопрос о возможности и допустимости действий начальников военных учреждений как органов дознания.

Применительно к уголовно–процессуальному кодексу Российской Федерации органом дознания может быть исключительно начальник военного учреждения, отвечающего требованиям вышеприведенного определения.

При оценке того, относится ли то или иное учреждение к военному учреждению, видится правомерным такую оценку производить на основании учредительных документов, исходя из того, кто является учредителем такого учреждения.

Так, применительно к военным учреждениям в их учредительных документах (в Уставе или в Положении) обязательно должно быть отражено то, что они являются государственными, некоммерческими (исключается любая коммерческая или иная приносящая доход деятельность), и определены соответствующие задачи по обеспечению обороны и безопасности государства и (или) всестороннего обеспечения условий выполнения этих задач.

Наделение начальников военных учреждений полномочиями органа дознания, на наш взгляд, продиктовано особой значимостью выполняемых ими задач, которые носят общегосударственный характер, и необходимостью соблюдения в них строгой дисциплины и правопорядка, несоблюдение которых может привести к снижению эффективности их деятельности и к ослаблению обороноспособности государства.

Таким образом, определяющим в оценке возможности отнесения начальника военного учреждения к органу дознания является не его статус (военнослужащий либо гражданский персонал), а исключительно организационно–правовая форма и выполняемые задачи.

Отсутствие в военном учреждении офицеров не может являться препятствием для осуществления в такой организации дознания. Дознание при необходимости может проводить руководитель учреждения, как начальник органа дознания.

Но в связи с актуальностью рассматриваемой проблемы в период реформирования военной организации государства видится целесообразным в военных учреждениях, выполняющих особо значимые задачи в области обороны и безопасности государства и перешедших на комплектование исключительно гражданским персоналом, предусмотреть в штате этих учреждений должность (должности) дознавателей.

Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания, закрепленные в ст. 40.1 УПК РФ, направлены главным образом на обеспечение эффективного осуществления им процессуального руководства деятельностью подчиненных ему дознавателей и представляют собой правовые средства такого руководства. Это прежде всего средства контроля, обеспечивающие систематическое наблюдение за деятельностью подчиненных дознавателей и проверку соответствия их деятельности требованиям закона, а также средства предупреждения и устранения нарушений норм процессуального и материального права в их деятельности и средства активации деятельности дознавателей. Некоторые из них одновременно являются средствами организации деятельности дознавателей и всего подразделения дознания в целом.

Таким образом, процессуальные полномочия начальника подразделения дознания являются в целом средством управления, руководства дознанием, осуществляемым подчиненными ему дознавателями, а не только средством предупреждения нарушений законности, средствами выявления и устранения этих нарушений.

Результаты, полученные руководством при проведении им тщательного анализа возвращенных прокурором уголовных дел, необходимо рассматривать на оперативных совещаниях с руководящим составом органов, осуществляющих предварительное расследование, принимать меры организационного характера, направленные на установление должного контроля за организацией работы по расследованию преступлений, повышению качества следствия и дознания, проверки руководителями уголовных дел до их направления прокурору в порядке ч. 6 ст. 220 и ч. 4 ст. 225 УПК РФ. С целью постановки в центр внимания данного вопроса вышестоящему руководству органов предварительного расследования целесообразно обеспечить заслушивание обстоятельств производства предварительного расследования по уголовным делам, возвращенным прокурорами, с принятием мер дисциплинарного воздействия к подчиненным руководителям, не обеспечившим надлежащий процессуальный контроль за их расследованием.

Уместно развивать отдельно имеющуюся практику ежеквартального заслушивания руководителей подразделений следствия и дознания, допустивших снижение размеров возмещения вреда, причиненного совершенными преступлениями. При отсутствии положительных результатов вносить начальнику головного подразделения предложения о привлечении соответствующих руководителей к дисциплинарной ответственности.

Руководству органов предварительного расследования рекомендуется взять под личный процессуальный контроль организацию работы следователей, дознавателей по своевременной постановке на учет в ИЦ (ЗИЦ) похищенных и изъятых номерных вещей, и антиквариата, а также по снятию их с учета в случае обнаружения.

В тематике занятий с личным составом рационально считать приоритетным направлением изучение допущенных нарушений и ошибок, явившихся основанием для возвращения уголовных дел для производства дополнительного расследования. При этом тематические планы проведения занятий должны предусматривать постоянное восполнение сотрудниками ранее полученных знаний и изучение новых материалов как теоретического, так и прикладного характера, освещающих формы и методы совершенствования деятельности по возмещению причиненного преступлением вреда при производстве предварительного расследования.

Следует обеспечить обязательное доведение до всех следователей методических рекомендаций, анализов, обзоров, направляемых вышестоящими следственными подразделениями.

Необходимо осуществлять ведение соответствующего контрольно–наблюдательного дела, еженедельно отслеживать результаты работы подчиненных по данному направлению деятельности, что позволит своевременно прогнозировать эффективность принимаемых мер и контролировать ход их исполнения.

Своевременным и обоснованным видится в эпицентр деятельности возвести надлежащее качество проведения служебных проверок по каждому факту возвращения уголовных дел с непосредственным изучением их следователями контрольных подразделений и дачей должной оценки допущенным нарушениям и уровню процессуального контроля со стороны руководителей. В свою очередь, анализ следственной практики свидетельствует о том, что в настоящее время качество заключений служебных проверок по уголовным делам, возвращенным на дополнительное расследование, зачастую не отвечает предъявляемым требованиям. Сотрудники контролирующих подразделений, изучая уголовные дела данной категории, составляют формальные заключения, переписывают основания возвращения дел на доследование из постановлений прокуроров, без тщательного изучения самих дел и причин, повлекших их возвращение, в некоторых случаях не указывают и их, предоставляют нечитаемые постановления прокуроров и судов.

  • 3.Стадии уголовного судопроизводства. Отдельные производства.
  • 5.Процессуальная форма (понятие и значение).
  • 6.Процессуальные гарантии (понятие, сущность и значение).
  • 7.Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.
  • 8.Законность при производстве по уголовному делу. Сущность и значение.
  • 9.Осуществление правосудия только судом.
  • 10.Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
  • 11.Презумпция невиновности. Сущность и значение. Нормативная основа.
  • 12.Состязательность сторон. Понятие и значение. Нормативная основа.
  • 13.Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
  • 14.Свобода оценки доказательств. Сущность и значение. Нормативная основа.
  • 15.Обжалование процессуальных действий и решений органов предварительного расследования и суда.
  • 16.Виды уголовного преследования. Обязанность уголовного преследования.
  • 17.Понятие и общая характеристика участников уголовного судопроизводства, их классификация.
  • 18.Суд. Особый статус и полномочия суда в уголовном судопроизводстве.
  • 19.Прокурор. Понятие, задачи и полномочия в уголовном процессе.
  • 20.Следователь. Руководитель следственного органа. Понятие и процессуальное положение. Процессуальная самостоятельность следователя.
  • 21.Орган дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания. Начальник подразделения дознания.
  • 22.Потерпевший. Частный обвинитель. Гражданский истец. Понятие, процессуальное положение.
  • 23.Подозреваемый. Понятие, процессуальное положение.
  • 24.Обвиняемый. Понятие, процессуальное положение.
  • 25.Защитник. Понятие, процессуальное положение. Приглашение, назначение и замена защитника. Обязательное участие защитника. Отказ обвиняемого от защитника.
  • 26.Свидетель. Понятие, процессуальное положение. Свидетельский иммунитет.
  • 27.Специалист. Переводчик. Понятой. Понятие, процессуальное положение.
  • 28.Доказательственное право. Особенности уголовно-процессуального доказывания. Цель уголовно-процессуального доказывания.
  • 29.Предмет доказывания. Характеристика обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам. Пределы доказывания.
  • 31.Свойства доказательств. Относимость. Допустимость. Достоверность. Достаточность совокупности доказательств.
  • 32.Процесс доказывания. Элементы процесса доказывания.
  • 33.Показания подозреваемого и обвиняемого. Понятие, предмет, значение.
  • 34.Показания свидетеля и потерпевшего. Понятие, предмет и значение.
  • 35.Заключение и показания эксперта. Предмет экспертизы. Предмет и оценка показаний эксперта. Заключение и показания специалиста.
  • 36.Вещественные доказательства. Понятие, значение и оценка вещественных доказательств. Виды вещественных доказательств.
  • 37.Протоколы следственных и судебных действий (судебного заседания). Понятие, значение и оценка.
  • 38.Понятие, виды и значение мер процессуального принуждения.
  • 39.Задержание подозреваемого. Понятие и сущность. Основания, цели и условия задержания.
  • 40.Процессуальный порядок задержания.
  • 41.Иные меры процессуального принуждения: виды и основания применения.
  • 42.Понятие, виды и значение мер пресечения. Основания применения мер пресечения.
  • 43.Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. Характеристика, порядок применения, практика применения.
  • 44.Заключение под стражу. Сущность, цели и значение. Сроки содержания под стражей, основания и порядок их продления.
  • 21.Орган дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания. Начальник подразделения дознания.

    Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

    Полномочия (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции РФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы; 5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы РФ.

    Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

    Правомочны (по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

    Полномочия: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

    Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5, ч. 4 ст. 225 УПК).

    Полномочия: 1) уголовно-процессуальные права, реализуемые на стадии возбуждения уголовного дела (продление до 10 суток срока предварительной проверки по сообщению или заявлению (ст. 144 УПК РФ); истребование из СМИ документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении (ч.2 ст. 144 УПК РФ); право и обязанность рассмотреть вопрос о заведомо ложном доносе (ст. 147 УПК РФ), направляет руководителю следственного органа уголовное дело после производства неотложных следственных действий, а в случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч.ч. 3,4 ст. 157 УПК РФ); 2) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, реализуемые на стадии предварительного расследования (поручение о производстве неотложных следственных действий и оперативно розыскных мероприятий, (ч.1 ст. 152, ч.4 ст. 157 УПК РФ соответственно), утверждение обвинительного акта (ч.4 ст.225 УПК РФ); 3) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им при движении уголовного дела из органа дознания в прокуратуру, судебные органы и из судебных органов и прокуратуры в орган дознания (ст. ст. 306, 321 УПК РФ); 4) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им в процессе обеспечения безопасности потерпевшего, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (право и обязанность рассматривать обращения органа, осуществляющего меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо их отмене).

    Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

    Полномочия: 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения либо производство дознания по уголовному делу; 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю; 3) проверять материалы уголовного дела; 4) давать дознавателю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; 5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; 6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

    "

    К ним относятся (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти , наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ , федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции рФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта рФ , их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ , Верховного Суда рФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы; 5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы рФ.

    Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

    Полномочия:

    1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении , принятие по нему решения либо производство дознания по уголовному делу;

    2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю;

    3) проверять материалы уголовного дела;

    4) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

    5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

    6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

    Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

    Правомочны (по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

    Полномочия: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.



    Похожие публикации