Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Что значит территориальное устройство. Формы правления и государственного устройства. Смотреть что такое "Территориальное устройство" в других словарях

Подразумевает способ его административно-территориальной организации. Такое государство может иметь единые органы правления или же складываться из множества территорий, каждая из которых будет подчинена собственному локальному правительству, имеющему широкие полномочия.

Унитарная форма государственно-территориально устройства

Унитарная форма имеет достаточно широкое распространение. Такое государство характеризуется единством всех правительственных органов, правовой системы и конституции, которые распространяются без каких-либо ограничений или оговорок на территорию всей страны. Такими странами являются Швеция, Италия, Польша, множество и Азии.

Федеративная форма государственно-территориально устройства

В противовес унитарной, федеративная форма подразумевает достаточно сложное образование, которое включает в свой состав единицы, менее масштабные своих размеров и юридической международной значимости. Входящие в него субъекты могут именоваться по-разному: штаты, земли, кантоны, эмираты, провинции и так далее. Но неизменно федеративная форма государственно-территориально

устройства предполагает, что такие - локальные - субъекты передают часть собственного суверенитета в пользу центральных правительственных органов. Таким образом, здесь фактически существует два уровня высший - федеральный, власть которого распространяется на всю страны, и власть территориальных субъектов федерации - она распространяется лишь в пределах земель каждого субъекта. Подобным образом и законы могут разделяться на те, которые подлежат обязательному выполнению лишь в пределах ограниченных территорий субъектов (как в американских штатах), и на всеобщие - федеративные. Федеративная форма государственно-территориально устройства преобладает, как правило, в странах, этнически неоднородных (Бельгия), странах, возникшим путем объединения ранее независимых территорий (как Швейцария, Германия, США), а также имеющих очень масштабную территорию или большое количество населения (например, по этой причине в России тоже федеративная устройства).

Характерные особенности федеративного устройства:

  1. Государство состоит из множества отдельных субъектов, которые имеют свои властные органы.
  2. Парламенты обязательно являются двухпалатными, поскольку одна из палат является общефедеральной, а другая состоит из представителей земель. Впрочем, следует отметить, что двухпалатный парламент может функционировать и в унитарном государстве, не обязательно являясь признаком именно федерации.
  3. Во многих федерациях существует понятие локального для республик и общего.
  4. Внешнеполитические сношения в таких странах являются исключительной прерогативой центральных органов правления.

Различают следующие формы территориального устройства:

1) унитарная (простая форма ) – единое госуд-во, составные части которого не обладают суверенитетом; в нем сущест­вует единая система высших органов и единая система законода­тельства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Особенности:

1. Все органы формируются по единой системе

2. Единая территория

3. Единое гражданство

4. Одноканальная налоговая система

5. Единые ВС

6. Единое законодательство

Унитарные государства бывают :

Строгоцентрализованные децентрализованные

По составу

Автономии бывают: территориальные (административные, политические), национально-территориальные (в состав Дании входит Гренландия), корпоративные, персональные (малая народность имеет право формировать законосовещательные органы), областные (в составе регионалистских гос-в) – гос-во, состоящие из одних автономий (Испания - каталонцы, баски, орагонцы, итальянцев нет как таковых)

2) федеративная (сложная ф.) - союзное государство, части которо­го (субъекты) обладают некоторыми признаками суверенитета, реализуемого при условии сохранения целостности страны. Особенности:

1. Двухуровневый гос. аппарат: федеральный и региональный

2. Территория складывается из ее субъектов

3. Двухуровневое законодательство



4. Единое гражданство

5. Двухканальная налоговая система (2 боюджета)

Виды Фед. по составу субъектов:

Национальные (субъект состоит из нац-х образований – Бельгия)

Территориальные (по географ. признаку – США)

Смешанные (террит. и нац-е субъекты – Россия)

В настоящее время в мире существуют 24 федеративных госу­дарства.

3) конфедерация (сложная ф.) – союз (как правило временный) суверенных гос-в, созданный на добровольной основе для достижения политических, экон-х и военных целей(форму объединения, государств, сохраняю­щих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения кото­рых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Особенности:

1. Отсутствует единый гос аппарат

2. Нет единой территории

3. Нет единой налог. системы

4. Нет единого гражданства

5. Нет единых ВС

Кон­федерация представляет собой непрочные государственные обра­зования и существует сравнительно недолго: они либо распадают­ся (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные го­сударства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815- 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения - содружество государств . Примером может яв­ляться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.


Унитарное государство

Форма территориального (государственного) устройства - это элемент формы госу­дарства, характеризующий территориальную организацию власти (распределения власти в центре и на местах)

унитарная (простая форма ) самая распространенная – единое госуд-во, составные части которого (администр. единицы) не обладают суверенитетом, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Особенности:

2. Все органы формируются по единой системе

2 Единая территория

3 Единое гражданство

4 Одноканальная налоговая система

5 Единые ВС

6 Единое законодательство

Виды унитарных гос-в: по степени централизованности :

Строгоцентрализованные (нет местного самоуправления – Тайланд), децентрализованные (функции местного госуд. управления осущ. органы местного самоуправления, крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы – новая Зеландия), относительно децентрализованные (сочетание местного управления и местного самоуправления – Франция)

По составу : однородные (все админ. единицы обладают одинаковыми полномочиями) и неоднородные – единицы с привилегиями (автономии)

Автономии бывают:

административно-территориальные - может быть и так, когда автономные образования входят не напрямую в унитарное государство, а в состав административно-территориальных единиц, в наименовании административно-территориальной единицы отражаются чаще всего географический фактор, название главного города соответствующей территории. Административно-территориальные единицы не имеют признаков государства или государственного образования, хотя и могут обладать значительной самостоятельностью в решении вопросов жизни соответствующей территории.

Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти. (Вспомним, что одним из признаков государства является территориальная организация государственной власти). То есть это элемент формы государства показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства, как соотносятся между собой составляющие ее элементы.

Различают следующие виды форм государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация.

Унитарное (от лат. unitas – единство) государство – это простое, единое государство, составные части которого являются административно-территориальными образованиями, не обладающими политической властью, признаками суверенитета.

К признакам унитарного государства относятся:

· единство и однородность территории;

· деление страны по административно-территориальные единицы (районы, края, округа и т.д.);

· отсутствие на территории государства частей, обладающих статусом государственного образования;

· единая конституция;

· единый законодательный, исполнительный и судебный органы;

· единое гражданство;

· единая правовая система.

В рамках унитарного государства могут быть автономные образования, пользующиеся определенной самостоятельностью, но политической властью они не обладают.

К унитарным государствам относятся большинство современных государств.

Федеративным (от лат. foederatio – союз, объединеие) является государство, представляющее собой форму политико-территориального или национально-государственного устройства - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Если в унитарном государстве составляющие его части являются административно-территориальными образованиями, то здесь - образованиями политическими, то есть осуществляющими политическую власть. Следовательно, в отличие от унитарного государства здесь имеются и общие (федеральные) органы власти, и ораны власти отдельных субъектов федерации.

Признаки федерации:

· территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые в то же время не обладают полным суверенитетом;

· субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза);

· верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам;

· субъекты федерации имеют собственные высшие законодательные, исполнительные и судебные органы, осуществляющие власть в пределах своей компетенции;

· высший законодательный орган имеет двухпалатную структуру. При этом одна из палат представляет интересы субъектов федерации;

· организация государственной власти и система органов федерации определяется Конституцией страны и федеральным законодательством.

Государственные образования, входящие в состав федерации, (субъекты федерации) могут называться по-разному: штаты, провинции, земли, кантоны, республики и т.д. Иногда в одном и том же государстве, например, в России, субъекты имеют различное наименования (республики, края, области).

Федерации организуются по различным основаниям. Они могут быть как территориальными, так и национальными.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения субъектов по территориальному принципу. В этом случае компетенция субъекта федерации определяется лишь территорией, на которую распространяется ее власть. По территориальному принципу построены большинство федераций (США, Мексика, Бразилия, ФРГ и т.д.).

В национальных федерациях субъекты объединяются на основе проживания в них национальностей. По этому принципу были образованы СССР, Югославия, Чехословакия. С учетом национальных моментов построены федерации Бельгии, Канады, Индии, Нигерии.

Трудно отдать приоритет той или иной форме федерации, однако, как показывает исторический опыт, создание и управление национальной федерацией сложнее, ибо национальный вопрос порождает массу проблем в государственной организации. Неслучайно распались социалистические федерации, основанные по национальному принципу (СССР, Югославия, Чехословакия).

Отдельные федерации образованы по смешанному принципу (территориальному и национальному). Таким образом организована, например, Российская федерация.

По своему статусу, положению субъектов федерации бывают симметричными , в которых все субъекты имеют одинаковый статус (таковы, например, Австрия, Австралия, ФРГ), и асимметричные , для которых характерно неравенство положения субъектов (Российская Федерация, Швейцария).

Различны и способы образования федераций. По этому основанию различают договорные и конституционные . В первом случае образование Федерации происходит путем объединения политических образований в единый союз (единое суверенное государство) путем договора. Во втором случае факт образования федерации закрепляется законодательно, конституционным путем. Примером договорной федерации является, например, СССР (Договор 1922 г.), в конституционном порядке образовалась федерация США (Конституция 1787 г.).

Особой формой государственного устройства является конфедерация. Конфедерация (от лат. Cofoederatio – сообщество) представляет собой союз государств, каждое из которых обладает суверенитетом. Однако их союз имеет характер не международно-правовой, а именно как государственно-правовой , так как государства – члены конфедерации объединяются для совместного осуществления ряда направлений государственной деятельности и функций. Для осуществления этих функций они имеют единые (совместные) органы, решения которых обязательны для их граждан. Члены конфедерации в полной мере сохраняют свою самостоятельность, ограничение их суверенитета касается лишь тех сторон деятельности, которые стали предметом добровольного объединения.

Конфедерации имеют следующие признаки, позволяющие отличить их от федерации:

· непрочность связей, объединяющих членов конфедерации:

· временный характер объединения. Как правило, с достижением целей союз прекращает свое существование;

· отсутствие единой территории;

· отсутствие единого гражданства;

· конфедерация не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы;

· акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения органами государств, входящих в конфедерацию;

· право свободного выхода из союза;

· незначительный круг вопросов совместного ведения;

· армия состоит из воинских контингентов – участниц союза, бюджет конфедерации складывается из добровольных взносов участников.

Конфедерация – относительно редкое государственное образование. В разное время конфедерациями были: Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1787 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., с 1958 по 1961 г. существовала конфедерация Сирии и Египта - Объединенная Арабская Республика. В настоящее время конфедераций в мире нет. Последняя конфедерация Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии) , созданная в Африке в 1981 г. , распалась в 1988 г.

Конфедерацию как форму государственного устройства следует отличать от межгосударственных образований - содружеств и сообществ.

Содружество – союз самостоятельных, суверенных государств созданных в целях сохранения и развития существующих связей . Таково, например, Британское Содружество. После распада британской колониальной системы члены последней объединились для сохранения существующих экономических, политических, юридических связей. При образовании они объединялись общим главой британской империи – монархом Великобритании. Члены Содружества являются самостоятельными государствами, одни имеют собственных президентов (Индия, Пакистан), в других – главой государства считается британский монарх, представленный в данной стране генерал-губернатором (Австралия, Канада, Ямайка и др.). Определенные особенности имеет Содружество Независимых Государств (СНГ). В его состав входят 12 государств, бывших республик СССР. Оно имеет свою парламентскую ассамблею, Совет глав государств, Совет глав правительств. Однако достаточно эффективным образованием его признать пока нельзя.

Другой сходной формой межгосударственного объединения является сообщество. Это, как и Содружество - союз самостоятельных, суверенных государств, объединившихся для решения общих (экономических, социальных, политических) вопросов. Таковым, является, например Европейский союз, объединяющий 27 стран Европы. Бывшие ранее самостоятельными, они объединились для решения прежде всего экономических вопросов (Европейское экономическое сообщество – ЕЭС). Затем объединению подлежали вопросы политические, военные, социальные. Сегодня после ряда дополнительных соглашений интеграция в Евросоюзе значительно возросла. Союз имеет Европарламент, члены которого избираются прямым голосованием избирателей. Среди органов Союза есть Совет министров, Европейский Суд, другие органы, введена единая денежная единица (евро), между членами Союза ликвидированы таможенные посты и т.д. Иногда в дискуссиях речь идет о создании Соединенных штатов Европы и избрании единого президента, но пока до этого еще далеко.

Указанные объединения следует отличать от международных организаций, в которые входят суверенные государства, действующие от своего имени при решении каких-либо общих вопросов. Примерами могут служить Североатлантический альянс (блок НАТО), Организация государств-экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства, наконец, самая глобальная - Организация Объединенных Наций (ООН).

Особым видом государственного устройства выступает империя - объединение под началом жесткой централизованной власти национальных и территориальных образований на основе отношений «центр-провинция», «метрополия-колония». Хотя в беллетристике выражения «империя» используется достаточно широко («имперское мышление», «империя зла» и т.д.), особенности этой формы исследованы недостаточно. Можно выделить следующие особенности:

· объединение большой по площади территории;

· наличие сильной централизованной власти;

· асимметричные отношения господства и подчинения между центром и провинциями;

· этнически и культурно разнородный состав населения;

· наличие правящей элиты, стремящейся к дальнейшей территориальной, экономической и политической экспансии;

· наличие общей политической идеи, обладающей приоритетом над интересами различных социальных групп.

В разное время имперский характер был присущ Древнему Риму, Византии, России и др.

Третьим элементом формы государства является форма политического режима.

1. Понятие государственно-территориального устройства

Под государственно-территориальным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая соотношение государства в целом (центральной власти) с его составными частями (регионами). Различают две формы государственно-территориального устройства - унитарную и федеративную.
Унитарное государство - это единое, целостное государство, административно-территориальные единицы которого (области, округа и т. д.) не обладают политической самостоятельностью (не имеют статуса государственных образований)34. Федеративное государство - объединение государственных образований в единое союзное государство, субъекты которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) обладают ограниченным суверенитетом35.

2. Конституционно-правовой статус РФ

Россия до революции 1917 г. представляла собой унитарное государство, в состав которого входили ряд автономий с большим объемом полномочий, в частности Польша и Финляндия. В 1918 г. она впервые была провозглашена федеративным государством. После распада СССР в 1991 г., Россия сохранила свое федеративное устройство. Последние изменения в составе Российской Федерации произошли в июне 1992 г., когда Верховный Совет России образовал на части территории бывшей Чечено-Ингушской АССР Ингушскую республику (с 1996 г. - Республика Ингушетия). В 1993 г. Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании, окончательно закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области и 10 автономных округов36.
Федеративное устройство нашего государства обусловлено двумя основными факторами: первый - Россия - это многонациональное государство и второй - большая территория и численность населения.
На сегодняшний день правовой основой существования российской государственности являются три основных документа: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративный договор от 31 марта 1992 г. и Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.
Конституционно-правовой статус России отличается рядом важнейших признаков.
1. Российская Федерация является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, самостоятельно и независимо осуществляющим свои внутренние и внешние функции. Территория РФ включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространства над ними. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство включает высоту до 100 километров.
В соответствии с законом, недра в границах территории РФ, включая подземное -пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, различные ресурсы, являются государственной собственностью и по сложившейся традиции входят в понятие государственной территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Отделение какой-либо части территории России, включая ее субъекты, противоречит конституции и нормам международного права. РФ определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы. Режим государственной границы установлен Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации".
2. В Российской Федерации устанавливается единое общегосударственное гражданство. С 1992 г. действует Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации". В некоторых субъектах РФ, таких как республики, может устанавливаться собственное гражданство, однако гражданство республик неотделимо от российского. Республиканское гражданство носит производный характер. Это означает, что: а) человек не может получить гражданство той или иной республики, не являясь гражданином РФ, б) утрата гражданства Российской Федерации, автоматически означает утрату имеющегося республиканского гражданства.
3. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой системы права, включающей в себя:
- федеральные нормативно-правовые акты;
- нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
- нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
К системе права РФ относятся также нормативно-правовые акты бывшего СССР, но лишь те, которые не противоречат Конституции и законодательству РФ. Законодательные акты СССР действуют до момента принятия соответствующих законодательных актов РФ. Ядром всей системы права выступает Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ).
В соответствии с ее нормами, составной частью системы права РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также ратифицированные международные договоры РФ. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.
4. В России действует единая система государственной власти, построенная на принципе разделения властей и с учетом федеративного устройства государства. Главой государства выступает Президент РФ. Исполнительная власть представлена Правительством РФ, Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган в стране. Конституционный суд РФ, Верховный суд и Высший арбитражный суд РФ осуществляют высшую судебную власть в РФ. Все акты федеральных органов государственной власти, принятые в пределах их ведения, являются обязательными на всей территории страны.
В субъектах РФ также действует система органов государственной власти, образуемая ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, установленных Федеральным законом43.
5. В России как федеративном государстве разграничиваются предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Статья 71 Конституции закрепляет предметы исключительного ведения РФ, статья 72 закрепляет предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Все другие полномочия вне пределов ведения федерации (ст. 71) и совместного ведения федерации и субъектов федерации (ст. 72) относятся к исключительному ведению субъектов РФ (ст. 73, так называемая остаточная компетенция). Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции как федерации, так и ее субъектов. Между РФ и ее субъектами могут заключаться договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.
6. Федеральная собственность - один из элементов конституционного статуса РФ. Исключительно к федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, и др.
7. Федерация имеет единую денежную и кредитную систему. Денежной единицей является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Организация денежного обращения также возлагается на Центральный банк РФ, который планирует объем производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание резервных фондов и т. д. Расчеты на территории РФ осуществляются в рублях, запрещается проведение расчетов в иностранной валюте, введение и эмиссия других денег не допускается.
8. Российская Федерация имеет единые Вооруженные силы, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности страны. Верховным главнокомандующим является Президент РФ. Решение об использовании Вооруженных сил РФ за пределами страны принимается Советом Федерации.
9. Россия обладает правом внешних сношений с иностранными государствами. Федерация обладает правом неограниченного участия в межгосударственных объединениях и организациях, системах коллективной безопасности, а также правом заключать международные и межгосударственные договоры и соглашения.
10. На всей территории РФ государственным языком является русский. Это означает, что он изучается в образовательных учреждениях, на нем издаются официальные документы, ведется работа во всех органах государственной власти, местного самоуправления и судах. Однако государство признает равные права всех языков народов России на их сохранение и развитие44.
11. Российская Федерация имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Их описание и порядок официального использования определяются федеральным конституционным законом45. Конституция устанавливает, что столицей РФ является Москва, статус которой определяется федеральным законом о статусе столицы РФ46.

3. Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Российская Федерация состоит из двадцати одной республики, шести краев, сорока девяти областей, двух городов федерального значения, одной автономной области, десяти автономных округов. Конституционно-правовой статус субъектов федерации устанавливается Конституцией РФ, Федеративным договором, федеральными конституционными законами, конституциями республик, уставами других субъектов федерации, договорами о разграничении предметов ведения и компетенции, иными правовыми актами. Статус субъекта РФ включает в себя совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности. Его статус также зависит от принадлежности к определенному виду субъектов.
Профессор А. Е. Козлов выделяет три разновидности субъектов РФ: 1) республики, имеющие статус государства; 2) политико-территориальные образования: края, области, города федерального значения; 3) национально-территориальные образования: автономная область и автономные округа47.
В соответствии со ст. 5 Конституции, все субъекты РФ между собой равноправны, однако фактически существуют субъекты с различными статусами. Так, республики, в отличие от всех иных субъектов федерации, объявлены государствами, имеющими конституцию, собственную столицу, республиканское гражданство. В то же время существуют субъекты РФ, которые "вынуждены" располагаться на одной и той же территории (практически все автономные округа): самостоятельные субъекты федерации входят в состав краев и областей, т. е. других самостоятельных субъектов России.
При этом конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется рядом общих признаков.
Во-первых, у субъектов РФ существует своя правовая система, включающая в себя конституцию (в республиках), уставы (в других субъектах федерации), законы и подзаконные акты. Правовая система субъекта федерации является частью общегосударственной правовой системы. Однако правовые акты по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также по предметам ведения субъектов РФ, в рамках представленной им компетенции, принимаются ими самостоятельно.
Во-вторых, субъекты РФ обладают своей территорией в пределах административных границ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены по их взаимному согласию.
В-третьих, субъекты РФ обладают собственной системой государственных органов, основывающейся на общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом,48 а также на принципе разделения властей.
В-четвертых, субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью, они вправе осуществлять международные и внешнеэкономические отношения, однако не имеют права требовать дипломатического признания. Международная деятельность субъектов РФ координируется федеральными органами государственной власти
В-пятых, субъекты РФ обладают своей собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
По общему правилу статус субъекта может быть изменен, в соответствии с федеральным конституционным законом, по взаимному согласию РФ и субъекта РФ. Не влечет изменения статуса субъекта изменение его названия, если оно не связанно с изменением вида субъекта. Конституцией также предусмотрена возможность образования в составе РФ нового субъекта и принятия в ее состав нового субъекта.

Понятие государственно-территориального устройства, классификация его форм.

Унитарное государство (признаки, виды унитарных государств, территориальная автономия в унитарном государстве, её сущность, виды).

3. Федеративная форма государственно-территориального устройства (признаки, виды федераций, юридическое и фактическое разграничение компетенци между федерацией и её субъектами, федеральный контроль и федеральное принуждение).

Понятие государственно-территориального устройства, классификация его форм

Государственно-территориальное устройство означает:

· как организована территория данного государства, из каких частей она состоит;

· каково их правовое положение;

· каково соотношение и взаимосвязь между органами публичной власти, существующими в территориальных структурах государства с центральными органами государственной власти.

Говоря о территориальном устройстве государства следует знать, что под территорией государства понимается пространство, на которое распространяется его власть. Составными частями территории являются: суша, водная акватория и воздушное пространство над ними.

В настоящее время существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная. От федерации как формы государственно-территориального устройства следует отличать конфедерацию – представляющую собой форму межгосударственного союза, то есть международно-правовое объединение суверенных государств.

Государства, составляющие конфедерацию, сохраняют свой суверенитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах. Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении государств – членов в тех пределах, которые определены конфедеративным договором. Сейчас элементами конфедерации обладают: Сербия и Черногория, а также Босния и Герцеговина, состоящая из мусульманско-хорватской федерации с таким же названием и Республики Сербской. Конфедеративные элементы имеются у некоторых союзов. К ним относятся: Союзное государство Белоруссии и России, Европейский Союз, имеющие общие органы, решения которых обязательны для государств – членов.

Унитарное государство

Самой распространенной формой государственно-территориального устройства является унитарная.

Для этой формы государственно-территориального устройства характерны следующие основные признаки:

· единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

· единая система высших органов государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны и не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов;

· единое гражданство, никакие территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут;

· единая система права. Все органы управления в территориальных единицах обязаны применять нормативные акты центральных органов государственной власти. Собственная нормоустанавливающая деятельность территориальных органов управления носит исключительно подчиненный характер;

· единая судебная система осуществляющая правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы территориальных единиц – это звенья единой централизованной судебной системы;

· территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, а также территориальные автономии. И те, и другие не обладают политической самостоятельностью. Создаваемые в них органы управления в той или иной степени подчинены центральным органам государственной власти. Их правовой статус определяется нормами единой общегосударственной системы права.

Небольшие унитарные государства не имеют административно-территориального деления.

Наиболее распространенный тип административно-территориального деления – трехзвенный, то есть, область, район, община. Имеются страны с двухзвенным делением (Болгария): область, община, а также с четырехзвенным (Франция): регион, департамент, район, община.

Унитарные государства принято классифицировать в зависимости от степени централизации на:

· централизованные;

· относительно децентрализованные;

· децентрализованные.

В централизованных унитарных государствах административно-территориальные единицы управляются назначенными центральными органами государственной власти чиновниками. Выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави).

Относительно децентрализованные унитарные государства отличаются тем, что в административно-территориальных единицах на уровне области, департамента кроме назначенных из центра префектов, комиссаров с подчиненным им аппаратом существуют избранные населением муниципальные органы: мэры, советы.

Префекты и комиссары обладают большими административными полномочиями, могут вмешиваться в дела муниципального управления. Такая система сложилась во Франции, Нидерландах и др.

В децентрализованном унитарном государстве в административно-территориальных единицах нет назначенных центральной властью чиновников управляющих этими единицами. Управление осуществляется выборными органами (Великобритания, Канада).

Должностные лица, как правило, избираются населением или советами.

В децентрализованном государстве контроль государственного правительства осуществляется через бюджетное и финансово-кредитное регулирование.

Унитарные государства, состоящие только из административно-территориальных единиц, именуются простыми (Чехия, Египет).

Унитарные государства, состоящие как из административно-территориальных единиц, так и из территориальных автономий, а также имеющих в своем составе территории с особым статусом, либо колонии, именуются сложными.

В некоторых децентрализованных унитарных государствах существует территориальная автономия, которая означает конституционно-закрепленное внутреннее самоуправление части территории государства.

Территориальная автономия может быть основана на этнических признаках, на особенностях культуры, традиций, быта, населения, проживающего в конкретной местности. В местах компактного проживания этнических групп, а также групп населения, отличающихся другими особенностями, создаются автономные области, округа, районы.

В зависимости от объема прав, предоставляемых местным органам, различают две основные формы территориальных автономий:

· политическая автономия;

· административная автономия.

Политическая автономия имеет определенные признаки государственности, поэтому она имеет и другие названия: государственная или законодательная автономия. В такой автономии население избирает парламент, имеющий право законодательствовать по местным вопросам.

Перечень этих вопросов устанавливается конституцией либо отдельным законом. Сама возможность образования политической автономии предусматривается в конституции унитарного государства, детальное регулирование всех вопросов политической автономии осуществляется в статуте, который разрабатывается законодательным органом автономии и утверждается парламентом страны (например, в Италии и Испании), либо в общегосударственном законе (Финляндия, Дания). Ряд субъектов политической автономии имеют конституции (Автономная Республика Крым, Нахичеванская автономная Республика)

Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегиальный орган, избираемый парламентом автономии. Таковым является Исполнительный совет в Северной Ирландии, джунты в автономных областях Италии, либо его председатель, являющийся, например, в автономной Корсике главой исполнительной власти.

Органы исполнительной власти политической автономии имеют двойное подчинение: парламенту автономии и центральному правительству. Как правило, в политической автономии есть назначенный из центра губернатор, но полномочия его ограничиваются контрольными функциями.

За центральной властью унитарного государства сохраняется право вмешательства в деятельность органов власти политической автономии. По Конституции Испании Правительство с согласия Сената может принудить автономные сообщества «к исполнению своих обязанностей». В Италии допускается роспуск центральной власти законодательного органа автономной власти в случае нарушения им конституции и по соображениям национальной безопасности.

Объем полномочий, предоставляемых автономным образованиям в рамках политической автономии, иногда бывает гораздо шире, чем у субъектов федерации, таких как земли в Австрийской Республике. Находящиеся в составе Дании автономные Гренландия и Фарерские острова, реализуя свои автономные права, провели референдум на своей территории о пребывании в ЕС и по его результатам объявили о выходе из Сообщества.

Отличие политической автономии от федерации заключается в основном в том, что субъекты федерации – это государства. Они принимают свою конституцию сами, и парламент федерации ее не утверждает. В отличие от автономных образований, субъекты федерации, как правило, имеют свои суды и гражданство.

В то же время Конституция унитарной Азербайджанской Республики объявляет Нахичеванскую Республику автономным государством в составе Азербайджана. Конституция этой автономии принимается ее парламентом и не утверждается парламентом Азербайджана.

В отличие от политической автономии административные автономные образования не имеют парламентов и не обладают правом принятия собственных законов. В то же время права представительных органов власти такой автономии шире, чем в обычных административных единицах. Прежде всего, они могут участвовать в разработке акта, определяющего правовой статус этой формы автономии, а также принимают собственные нормативные акты.

Администрация и суды могут использовать кроме государственного языка местный язык. На этом языке может вестись преподавание в учебных заведениях, вещание в СМИ. Из коренных жителей автономии формируются ее органы власти. Наибольшее число административных автономных образований создано в Китае – более 150. Причем, здесь существует три ступени автономии:

· низовое звено – автономный уезд;

· среднее звено – автономный округ;

· наиболее крупные автономные образования именуются автономными районами, например, Синьцзян – Уйгурский, Тибетский.

В мире имеются государства, которые в своих конституциях установили прямой запрет на образование территориальной автономии. Так, согласно ст.2 Конституции Болгарии «Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования».

Федеративное государство

Второй основной формой государственно-территориального устройства является федеративное государство.

Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государств, государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

3.1. Эта форма государственно-территориального устройства обладает следующими характерными признаками:

· территория федеративного государства не представляет собой в политико-административных отношениях единого целого. Она состоит: из территорий субъектов федерации; в ряде федераций также из территорий не имеющих статуса субъектов (в Индии наряду с 26 штатами – субъектами федерации имеются 7 союзных территорий, не являющимися субъектами);

· государства и государственные образования, составляющие федерацию не обладают государственным суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой как в сфере внутренних, так и в сфере внешних отношений (лишь Конституция Швейцарии (ст.3) устанавливает, что «Кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу»);

· за исключением Конституции Эфиопии 1994 года все остальные конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права сецессии, то есть права на выход из федерации;

· субъекты федерации, как правило, наделяются учредительной властью, то есть правом принятия собственной конституции. Наделение субъектов федерации учредительной властью закрепляется в федеративных конституциях, устанавливающих наряду с этим принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям. Этот принцип соблюдается и в тех случаях, когда в отдельных субъектах федерации конституции были приняты до вступления в федерацию. Таковы, например, конституции штата Массачусетс 1780 года, штата Нью-Гэмпшир 1783 года принятые за несколько лет до Конституции США. В то же время субъекты федерации в Канаде, Венесуэле своих конституций не имеют. В Индии из 26 только один штат обладает конституцией;

· субъекты федерации наделяются в пределах, установленной для них компетенции правом издания законов. Эти акты действуют только на территории субъектов федерации и должны соответствовать федеральному законодательству. Принцип приоритета федерального законодательства является всеобщим для всех федераций. Соответствующие нормы установлены в федеральных конституциях. Например, ст.31 Конституции Германии постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»;

· субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституции федерации и ее субъектов определяют порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации;

· формальным признаком федерации является наличие двойного гражданства. То есть каждый гражданина субъекта федерации является одновременно гражданином федерации. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств. В то же время конституции Малазийской федерации, Индии признают только федеральное гражданство. Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства большинство государствоведов считают неким символом, поскольку этот институт на практике, как правило, никаких последствий не порождает;

· признаком федеративного устройства государства является бикамерализм, то есть двухпалатная структура федерального парламента. Исключение из этого правила – однопалатные парламенты Венесуэлы и Танзании. Если нижняя палата парламента является органов общефедерального представительства и избирается по территориальным избирательным округам, то верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Существует два принципа представительства субъектов федерации в верхней палате:

· равное представительство;

· неравное представительство.

При равном представительстве каждый субъект независимо от численности населения посылает в верхнюю палату одинаковое число депутатов.

Так, в Сенате Конгресса США – по два сенатора от каждого штата.

Принцип равного представительства приводит на практике к преобладающему влиянию в верхней палате малонаселенных субъектов федерации. Согласно неравному представительству федеральные конституции устанавливают представительство субъекта федерации в зависимости от численности населения в нем. Конституция Германии установила, что земли с населением менее 2 млн. человек имеют в Бундесрате – 3 голоса, землям, имеющим более 2 млн. населения предоставляется 4 голоса, свыше 6 млн. – 5 голосов. В Индии норма представительства штатов в совете штатов колеблется от 1 до 34. По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (Сенаты Австралии, Мексики) и назначаемые (Бундесрат Германии, Сенат Канады);

· отличительной чертой федерации является и то, что ее субъекты обычно имеют свои государственные символы: герб, флаг, гимн, столицу;

· для всех федераций характерно, что для изменения ее состава и границ ее субъектов необходима воля как федерации, так и ее субъектов.

3.2. Виды федеративных государств

Большинство федераций в мире основано на чисто территориальном принципе (это Австралия, Австрия, Бразилия, Германия, США).

В ряде федераций ее субъекты образованы с учетом национального состава населения, т.е. этнического, религиозного, языкового факторов.

Так, в Канаде 9 провинций англоязычные и одна – Квебек франкоязычная. По языковому фактору сформированы 3 субъекта федерации в Бельгии.

Отдельные федерации (Индия, Малайзия) построены как по территориальному, так и по национально-территориальному принципам.

Современные федерации с определенной долей условности подразделяются на договорные и конституционные. К первым можно отнести ОАЭ, Танзанию, сформировавшиеся из независимых суверенных государств. Субъекты таких федераций обладают более высоким конституционным статусом, чем субъекты конституционных федераций, например, штаты в Мексике.

В Конституционных федерациях (Индия, Канада) субъекты обычно не имеют конституций, при изменении границ мнение субъектов федерации хотя и учитывается, но имеет консультативный характер.

Федеративные государства в зависимости от их структуры подразделяются на: симметричные и ассиметричные.

Симметричные федерации состоят только из однопорядковых субъектов федерации (Австрия, Германия, Швейцария).

Ассиметричные федерации состоят либо из разнопорядковых субъектов (Босния и Герцеговина), либо наряду с субъектами федерации имеют в своем составе – не субъекты: союзные территории в Индии, свободно присоединившиеся государства в США (Пуэрто-Рико).

3.3. При федеративной форме государственно-территориального государства наиболее сложной проблемой является юридическое и фактическое разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами.

Прежде всего, это относится к принципам определения объема предметной компетенции федерации и ее субъектов, их представительных органов.

Установление принципов разграничения компетенции имеет громадное значение в силу того, что от этого зависит конституционный статус субъекта федерации, а также характер отношений между федерацией и ее субъектами.

В конституционном законодательстве зарубежных федераций вопросы компетенции закрепляются несколькими способами. И в зависимости от способов конституционного регулирования вопросов компетенции все федеративные государства можно разделить на несколько групп.

Бразилия, Танзания, Австралия, США, конституции которых закрепляют вопросы, отнесенные к исключительной компетенции федерации. Все остальные вопросы, так называемая остаточная компетенция, составляют компетенцию субъектов федерации. Ряд федераций, например, США дополняют эту схему так называемым принципом «подразумеваемых полномочий», означающим, что все вновь возникающие предметы правового регулирования относятся только к компетенции федерации. В таких федерациях лишь в процессе применения конституции постепенно сложилась сфера совместной компетенции, нашедшая правовое основание в толковании конституции органами конституционного контроля.

В Аргентине, Канаде и других федерациях конституции устанавливают две сферы компетенции: 1) федерации; 2) ее субъектов. Конституции одних федераций (Канада) не названные в них полномочия относят к полномочиям федерации, другие федерации (ФРГ) относят их к ведению субъектов федерации.

Такие федерации как Индия и Малайзия в своих конституциях устанавливают трехзвенную систему разграничения полномочий.

Первую группу составляют вопросы, относящиеся к компетенции федерации.

Вторая группа – это вопросы совместной компетенции федерации и ее субъектов.

Третья группа – перечень предметов ведения субъектов федерации.

Причем, в случае издания главой государства акта о введении на территории субъекта федерации чрезвычайного положения, эти полномочия переходят к федерации, парламент которой вправе принимать законы по любым вопросам, отнесенным к компетенции субъекта.

Четвертый способ разграничения предметов ведения именуется «Австрийской моделью». Он предусматривает несколько вариантов их распределения.

Первый содержит перечень предметов ведения законодательной и исполнительной деятельности, по которым является исключительной компетенцией федерации.

Второй заключается в том, что законодательствование по таким вопросам как гражданство, жилищное обеспечение и др. относится к ведению федерации, а исполнительная деятельность к ведению субъектов федерации.

Третий вариант состоит в установлении федерацией общих принципов в таких сферах как трудовое право, земельные отношения, а субъекты федерации издают конкретизирующие законы и осуществляют исполнительную деятельность.

Четвертый вариант «австрийской модели» - это установление исключительной компетенции субъектов федерации.

В рассмотренной модели разграничения предметов ведения перечисленные варианты задействованы в комплексе.

3.4. Федеральный контроль и федеральное принуждение

Федеральные конституции и федеральные законы, обладающие верховенством над актами субъектов федерации побуждают федеральную власть осуществлять федеральный контроль за соблюдением федеральной конституции и федеральных законов субъектами федерации. Он осуществляется конституционными и иными судами, парламентом и исполнительной властью.

В то же время в большинстве федераций существуют также и чрезвычайные способы федерального контроля, которые именуются федеральным принуждением.

К ним относятся:

· а) введение чрезвычайного положения на территории субъектов федерации;

· б) президентское правление в субъектах;

· в) федеральное управление;

· г) институт федеральной интервенции;

· д) приостановление собственного управления субъекта федерации;

· е) резервирование законов субъекта федерации на усмотрение главы государства;

· ж) федеральное законодательное замещение.

Конституции некоторых федераций, например, Австрии, не предусматривают возможности и меры федерального принуждения, но и в этих федерациях глава государства с согласия парламента федерации может распускать законодательный орган субъекта федерации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение формы государственно-территориального устройства.

2. Чем отличается федерация от конфедерации и унитарного государства?

3. Какова разница в конституционно-правовом статусе субъекта

федерации и субъекта политической автономии?

4. Каковы модели разграничения компетенции между федерацией и

субъектами федерации?

5. Каково соотношение административной автономии и местного

самоуправления?

6. Что означает институт федеральной интервенции?



Похожие публикации