Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Направленность структура содержание концепции уголовной политики. Понятие уголовной политики. Направления уголовной политики

Уголовная политика – это определяемая органами законодательной, исполнительной и судебной власти, политическими партиями и общественными объединениями стратегия и тактика в области борьбы с преступностью.

Криминализация – установление уголовной ответственности за деяния, которые ранее не относились к числу преступлений.

Декриминализация – исключение уголовной ответственности за деяния, которые ранее признавались преступными.

Пенализация – установление критериев, видов и пределов мер наказания за совершение преступления.

Депенализация – исключение или ограничение применения отдельных видов наказания, предусмотренных за конкретные преступления.

Гуманизация (от латинскогоhumanus – человеческий, человечный) 15 – выделение оснований и условий применения более мягкого уголовного наказания (освобождения от него) при наличии определенных условий и обстоятельств совершения преступления, учет личности виновного лица.

Либерализация (от французскогоliberalisation – касающийся свободы, свободный)23 – процесс изменения действующего уголовного законодательства, выражающийся в установлении системы средств и правил назначения наказания, не связанного с лишением свободы, в улучшении положения виновного лица при назначении наказания (выбор его видов), в ослаблении уголовной репрессии при назначении наказания и условий его отбывания. При либерализации бремя уголовной ответственности остается, но предлагаются альтернативы лишению свободы.

11. Российский уголовный закон: понятие, признаки.

Уголовный закон – это нормативно-правовой акт, принятый высшими органами государственной власти, который состоит из взаимосвязанных юридических норм, определяющих основание и принципы уголовной ответственности, деяния, признаваемые преступлениями, порядок назначения наказания за их совершение либо при наличии определенных условий основания освобождения от него.

Порядок принятия уголовного закона:

    Законодательная инициатива

    Принятие закона Государственной думой

    Одобрение советом федерации

    Подписание закона президентом

    Обнародование закона

Общие признаки уголовного закона:

    Результат правотворчества государства, состоящий из норм (правил поведения), обязательных для вех граждан и организаций.

    Принимается постоянно действующим законодательным органом государственной власти РФ – федеральным собранием. Имеет высшую юридическую силу на территории РФ.

Особенности уголовного закона:

    Уголовный кодекс РФ – это единственный источник уголовного права.

    Юридической основой уголовного закона является конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы.

    Уголовный закон имеет свои теоретическую, практическую и юридическую базы.

Теоретическая база уголовного закона – философские учения о праве и политике.

Практическая база – данные правоприменительной деятельности суда, прокуратуры, внутренних дел, исследования ученых-юристов, обобщения судебной практики.

Юридическая база – Конституция РФ и нормы международного права, ратифицированные РФ.

Многогранность уголовной политики выражена в ее направлениях. Направления уголовной политики, отражаемые и закрепляемые только в уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и некоторых других отраслях законодательства, целесообразно именоватьспециальными (конкретными), а отражаемые и закрепляемые во всех отраслях законодательства -общими (общеправовыми).

Общие и специальные направления взаимосвязаны и соответствуют друг другу. Их различие чисто теоретическое, поскольку они находятся на разных уровнях. Общие направления выражают правовую политику в целом и потому проявляются во всех отраслях права. Специальные – выражают только уголовную политику, ее особенности и проявляются лишь в отдельных (указанных выше) отраслях законодательства. В специальных направлениях уголовной политики конкретизируются общие направления правовой политики государства. Деление направлений уголовной политики на общие и специальные, хотя и условное, способствует системному их рассмотрению и усвоению.

Многочисленность и разветвленность общих и специальных направлений уголовной политики обусловливают необходимость и возможность выделения и освещения только основных из них.

Общие направления уголовной политики:

1) коренная перестройка уголовного законодательства, состоящая в приведении его в соответствие с новыми общественными отношениями;

2) формирование правового государства, в том числе в части, относящейся к уголовному праву;

3) установление оптимального соотношения уголовно-правовых и иных правовых мер борьбы с правонарушениями, обеспечивающего эффективность этой борьбы в новых социально-экономических условиях.

Специальные направления уголовной политики:

2) криминализация деяний, ранее не считавшихся преступлениями;

3) депенализация наказания, то есть отмена отдельных видов наказаний либо смягчение строгости наказаний за некоторые виды преступлений и т.д.;

4) пенализация, то есть установление более строгих наказаний, либо усиление строгости наказаний, либо отмена менее строгих видов наказаний;

5) изменение и уточнение норм Общей и Особенной частей уголовного законодательства, а в УК РФ 1996 года – еще и изменение (в сравнении с УК РСФСР 1960 г.) его структуры;

6) борьба с организованной преступностью и коррупцией*.

*В учебнике рассматриваются только те направления уголовной политики, которые вытекают из уголовного права.

Первое общее направление уголовной политики (коренная перестройка уголовного законодательства, приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями) является также направлением правовой политики в целом. Данное направление обусловлено социально-экономическими, политическими и иными изменениями, происходящими в нашей стране, и проявляется в существенных изменениях и дополнениях, вносимых в уголовное и другие отрасли отечественного законодательства, в том числе в принятии УК РФ 1996 года.

Изменения и дополнения уголовного и иных отраслей законодательства взаимосвязаны между собой. Так, переход к рыночным отношениям и их правовое регулирование нормами гражданского и смежных с ним отраслей отечественного законодательства вызвал изменения уголовно-правовых норм об ответственности за большинство преступлений в сфере экономической деятельности. В частности, в 1991-1993 гг. в период действия УК РСФСР 1960 года была отменена уголовная ответственность за такие деяния, относившиеся к группе преступлений, именовавшихся хозяйственными, как выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество, спекуляция, скупка в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице.

Вступившим в действие УК РФ 1996 г. отменена уголовная ответственность за такие виды хозяйственных преступлений, как получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочных материалов, нарушение правил торговли, нарушение государственной дисциплины цен, изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки, подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов, занятие запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности, противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов и некоторые другие. Например, частнопредпринимательская деятельность, которая до перехода к рыночным отношениям была запрещена уголовным законом, в настоящее время разрешена, одобряется и регулируется гражданскими и смежными отраслями отечественного законодательства. Уголовная ответственность установлена лишь за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), незаконную банковскую деятельность (ст. 172) и лжепредпринимательство (ст. 173). Необходимость в уголовно-правовом запрете других перечисленных видов деяний отпала по различным причинам, порожденным условиями рыночной экономики. Вместе с тем установлена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ), регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170), легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174), незаконное получение кредита (ст. 176), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177), монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179), нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181), заведомо ложную рекламу (ст. 182), незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183), подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184) и некоторые другие преступления в сфере экономической деятельности.

Признание сексуальных меньшинств и допустимости соответствующих отношений между лицами одного – мужского – пола обусловило отмену в 1993 году уголовной ответственности за добровольное мужеложество взрослых.

Данное направление уголовной политики выразилось и во многих изменениях и дополнениях уголовного законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем эти изменения и дополнения вносились не всегда своевременно. Так, Законом СССР от 14 марта 1990 года «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР»* были внесены изменения и дополнения, в частности, в ст. 10 Конституции СССР, согласно которым все формы собственности – отдельных граждан, кооперативной и государственной – обеспечивались равной защитой. В ч. 2 ст. 8 действующей Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, предусмотрено, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В уголовном законе равная охрана всех форм собственности была установлена лишь Федеральным законом РФ от 1 июля 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»**.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 12. Ст. 189.

**См. собрание законодательства Российской Федерации 1994 № 10 Ст 1109

Второе общее направление уголовной политики и правовой политики в целом (формирование правового государства) применительно к уголовной политике выражается, в частности, в установлении уголовной ответственности только за деяния, фактически представляющие общественную опасность, и в обеспечении охраны общественных отношений от преступных посягательств уголовным законом, а при невозможности этого – другим законом, но не подзаконными актами.

Установление уголовной ответственности только за деяния, фактически представляющие общественную опасность, означает исключение предвзятой, конъюнктурной оценки деяний как представляющих общественную опасность при объективном отсутствии таковой и отнесения подобных деяний к разряду преступлений. Предвзятая оценка деяния как общественно опасного имела место, например, в 1963 году при установлении уголовной ответственности за скупку для скармливания или скармливание скоту и птице хлеба и других хлебопродуктов.

Обеспечение уголовным законом либо в исключительных случаях другим законом, но не подзаконными актами, охраны общественных отношений от преступных посягательств означает следующее: во-первых, признаки составов преступлений должны определяться в диспозициях статей Особенной части и в статьях Общей части УК РФ; во-вторых, в бланкетных диспозициях статей Особенной части УК ссылки должны делаться только на законы, но не на подзаконные акты. Ссылки в бланкетных диспозициях статей Особенной части УК на другие нормативные акты, а не на законы, что наблюдается, например, в ст. 111-116, 118, 124, 143, 215, 216-219, 228 УК РФ, ведет к тому, что установление, расширение или ограничение уголовной ответственности становится прерогативой не законодателя, а исполнительных органов власти – Совета Министров, министерств и ведомств. В правовом государстве подобное положение представляется недопустимым.

Следует отметить, что установление или сохранение уголовной ответственности только за деяния, фактически представляющие общественную опасность, находит широкое отражение и закрепление в законодательстве в виде криминализации и декриминализации деяний. Вместе с тем определение признаков составов преступлений в уголовно-правовых нормах с бланкетными диспозициями лишь в законах имеет место не всегда. Например, сведения, составляющие государственную тайну, являющиеся признаком составов преступлений, предусмотренных ст. 283 и 284 УК РФ (ст. 75 и 76 УК РСФСР), в настоящее время определяются в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»*, тогда как ранее определялись в подзаконном акте.

Третье общее направление уголовной политики (установление оптимального (соглашения уголовно-правовых и иных правовых мер борьбы с правонарушениями, обеспечивающего эффективность этой борьбы в новых социально-экономических условиях) выражается в использовании в отношении деяний, ранее признававшихся преступлениями, не уголовно-правовых (или не только уголовно-правовых) средств, а средств, предусмотренных другими отраслями отечественного законодательства. Так, ранее признавались преступлениями злостное нарушение правил паспортной системы (ст. 198 УК РСФСР) и злостное нарушение правил административного надзора (ст. 198 2 этого же УК), а административными правонарушениями соответственно проживание без паспорта или без прописки (ст. 178 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) и нарушение правил административного надзора (ст. 167 этого же Кодекса). Законом РСФСР от 5 декабря 1991 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»* из УК РСФСР исключена ст. 198, а Законом Российской Федерации от 29 апреля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР»** – ст. 198 2 . В результате этих изменений злостное нарушение правил паспортной системы и злостное нарушение правил административного надзора в настоящее время не признаются преступлениями, и борьба с этими деяниями проводится не уголовно-правовыми, а только административно-правовыми средствами.

**См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 22. Ст. 789.

Прежде обман покупателей и заказчиков во всех случаях считался преступлением и за это деяние была установлена только уголовная ответственность. Законом Российской Федерации от 1 июля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю»* за указанное деяние, ставшее именоваться «обман потребителей», была предусмотрена как уголовная (ст. 156 УК РСФСР), так и административная ответственность. Последняя установлена за обман потребителей в небольшом размере (ст. 150 3 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1231.

Специальные направления уголовной политики достаточно ярко выражены как в изменениях и дополнениях, внесенных в УК РСФСР до принятия нового УК РФ, так и в различиях УК РФ и УК РСФСР, а также в изменениях и дополнениях, внесенных в УК РФ 1996 г. уже после вступления его в силу. Те и другие характеризуют тенденции развития отечественного уголовного законодательства в современных условиях.

Первым из специальных направлений уголовной политики является декриминализация, то есть отмена уголовной ответственности за деяния, ранее относимые к числу преступлений, и соответственно признание этих деяний непреступными. Данное направление обусловлено отпадением в современных социально-экономических и политических условиях общественной опасности декриминализируемых деяний. Это направление представляет собой конкретизацию первого и третьего общих направлений уголовной политики.

С 1991 года до принятия УК РФ законами о внесении изменений и дополнений в УК РСФСР и новым УК РФ декриминализировано значительное число деяний. В наибольшей степени это коснулось группы преступлений, ответственность за которые предусматривалась статьями, содержавшимися в главе 6 «Хозяйственные преступления» Особенной части УК РСФСР, и которые в основном перечислены ранее.

В период 1991-1996 гг. декриминализирован ряд преступлений, которые ранее были включены в главу 2 «Преступления против социалистической собственности» Особенной части УК РСФСР. Таковыми явились самовольное использование транспортных средств, машин либо механизмов (ст. 94"), нарушение правил пользования энергией или газом в быту (ст. 94 2), присвоение найденного или случайно оказавшегося у виновного государственного или общественного имущества (ст. 97), преступно-небрежное использование или хранение сельскохозяйственной техники (ст. 99" УК РСФСР)*.

*См.: Российская газета. 1991. 25 декабря; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 22. Ст. 789.

Исключение из числа преступлений перечисленных деяний, ранее относившихся к группам хозяйственных преступлений и преступлений против государственной или общественной собственности, вызвано отпадением их общественной опасности, что обусловлено, в частности, переходом нашей страны к рыночной экономике, поощрением частного предпринимательства, отменой тотального государственного планирования и т. п.

УК РФ декриминализированы такие деяния, как неправомерное завладение лошадью или иным ценным имуществом (ст. 148" УК РСФСР), неправомерное завладение чужим недвижимым имуществом (ст. 148 2 этого же У К) и присвоение найденного или случайно оказавшегося у виновного чужого имущества (ст. 148 4 данного УК), криминализированные Федеральным законом РФ от 1 июля 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»*.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1430; Российская газета. 1991. 25 декабря; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1993. № 22.

УК РФ декриминализированы, в частности, недонесение (ст. 88 1 , 190. УК РСФСР), нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в СССР и транзитного проезда через территорию СССР (ст. 197 1), нарушение порядка организации или проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 200 1), преступления, составляющие пережитки местных обычаев (ст. 231-236), приготовление к совершению преступлений, не являющихся тяжкими или особо тяжкими (ч. 1 ст. 15).

Исключение уголовной ответственности за названные деяния обусловлено процессом демократизации, важным направлением которого является соблюдение и обеспечение реализации прав и свобод человека в нашей стране. Этот процесс получил законодательное закрепление в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. В ст. 1 этой Декларации было записано: «Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР». Законом Верховного Совета Российской Федерации от 2 апреля 1992 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» ст. 32 Конституции РСФСР 1977 года была изложена в следующей редакции: «Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации»*. Впоследствии ст. 1 Декларации прав и свобод человека и гражданина была приведена в соответствие с цитированной статьей 32 Конституции РСФСР 1977 года. Приведенные положения Декларации и указанной Конституции явились юридическим – государственно-правовым – основанием декриминализации перечисленных деяний. Следует отметить, что в Конституции Российской Федерации 1993 года предусмотрены аналогичные положения. Так, в ч. 4 ст. 15 Конституции закреплено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», а в ч. 2 ст. 17 – что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 20. Ст. 1084. 5

Вместе с тем УК РФ декриминализированы, например, такие деяния, как нарушение законных прав профсоюзов, нарушение законодательства о труде, преследование граждан за критику, ответственность за которые была предусмотрена соответственно ст. 137, 138 и 139" УК РСФСР. Данная декриминализация может стать определенным препятствием на пути демократических реформ в России и обеспечения прав граждан Российской Федерации.

Кроме того, до принятия УК РФ были декриминализированы самовольное строительство (ч. 2 ст. 199 УК РСФСР), нарушение законов о записи актов гражданского состояния (ст. 201) и незаконное обучение карате (ст. 219 1)*. Частично декриминализированы деяния, ответственность за которые была предусмотрена ч. 1 ст. 211 и ст. 224 3 УК РСФСР**. Суть этой частичной декриминализации – в исключении уголовной ответственности за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение легкого телесного повреждения или существенного материального ущерба (ч. 1 ст. 211 УК РСФСР), и потребление наркотических средств без назначения врача (ст. 224 3).

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 22 Ст 789; Российская газета. 1991. 25 декабря.

**См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 3. Ст. 97; Российская газета. 1991. 25 декабря.

УК РФ декриминализированы самовольный захват земли (ст. 199 УК РСФСР), незаконное пользование знаками Красного Креста и Красного Полумесяца (ст. 202), незаконный подъем Государственного флага Российской Федерации или суверенной республики в ее составе на торговом судне (ст. 203), повреждение морского телеграфного кабеля (ст, 205), нарушение правил охраны линий связи (ст. 205 1). Исключение уголовной ответственности за указанные деяния вызвано небольшой степенью их общественной опасности, которая, по мнению законодателя, не соответствует степени общественной опасности, присущей преступлению.

Помимо этого. УК РФ декриминализирован ряд других деяний, признававшихся преступными по УК РСФСР.

Вторым специальным направлением уголовной политики является криминализация, то есть установление уголовной ответственности за деяния, ранее не относившиеся к числу преступлений. Криминализация вызвана тем, что в новых социально-экономических и политических условиях ряд деяний, прежде не представлявших общественной опасности, стали общественно опасными. При этом в процессе развития рыночной экономики в нашей стране в период 1991-1996 гг. в на одном этапе становились общественно опасными одни деяния, на другом – другие. Некоторые из деяний, представлявших общественную опасность на одном этапе, впоследствии ее утратили. Кроме того, была осознана и понята на уровне законодателя и соответственно зафиксирована в уголовном законе общественная опасность деяний, которые и ранее были общественно опасными, но не признавались преступлениями ввиду их скрытости от законодателя.

Важно заметить, что процесс криминализации деяний, совершенных в сфере хозяйства, находится на начальном этапе и будет интенсивно продолжаться по мере развития новых экономических условий. Возможно прогнозировать установление уголовной ответственности за такие деяния, как злостное банкротство, промышленный шпионаж, что, в частности, предлагалось в проекте УК Российской Федерации, разработанном по инициативе Министерства юстиции России*, и другие деяния.

*См.: Преступление и наказание: Комментарий к проекту Уголовного кодекса России. М.: Библиотека «Де-юре», 1993. С. 11-12, 164, 168-170, 186-187.

За рассматриваемый период (1991-1996 гг.) по УК РСФСР был криминализирован ряд деяний, посягающих на биологическую основу существования общества, основы общественной безопасности, личность, политические и иные права и свободы граждан, общественную безопасность и здоровье населения. В частности, была установлена уголовная ответственность за применение биологического оружия (ст. 67 1 УК РСФСР), разработку, производство, приобретение, хранение, сбыт, транспортировку биологического оружия (ст. 67 2), посягающие на биологическую основу существования общества; за организацию или участие в незаконных вооруженных формированиях (ст. 77 2), незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения (ст. 78 1), воспрепятствование деятельности конституционных органов власти (ст. 79 1), повреждение трубопроводов (ст. 86 1), направленные против основ общественной безопасности и государственного управления; за похищение человека (ст. 125 1), объектом которого является свобода личности любого человека, независимо от возраста, тогда как ранее существовала уголовная ответственность за похищение только ребенка; за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 140 1), организацию объединений, посягающих на личность и права граждан (ст. 143 1), которые направлены против политических и иных прав и свобод граждан; за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами и токсинами (ст. 222 1 УК РСФСР), которое посягает на общественную безопасность и здоровье населения*.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 44. Ст. 2470; 1993. № 21. Ст. 749; 1993. № 22. Ст. 789; Российская газета. 1991. 19 апреля; 1993. 9 сентября; 1995. 12 мая.

УК РФ криминализировано значительное количество деяний, посягающих на различные типы и группы общественных отношений – личность (безопасность жизни и здоровья, права и свободы человека и гражданина, нормальное развитие и воспитание несовершеннолетних), экономику (интересы службы в коммерческих и иных организациях), общественную безопасность и общественный порядок (общественную безопасность, общественный порядок, здоровье населения, интересы природы, безопасность движения и эксплуатации транспорта, интересы в сфере компьютерной информации), государственную власть (основы конституционного строя и безопасности государства, интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, интересы правосудия, порядок управления) и т.д. Например, установлена уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (частично, ст. 137 УК РФ), посягающее на права и свободы человека и гражданина; злоупотребление полномочиями (ст. 201), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202), превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203), коммерческий подкуп (ст. 204), организацию преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210), нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), пиратство (ст. 227); вандализм (ст. 214); незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237) и другие*.

*См. подробнее: Уголовный кодекс Российской Федерации: Общий комментарий. Сравнительная таблица: Научно-практическое пособие. М.: ЮрИнфоР, 1996. С. 78-80.

Установление уголовной ответственности за указанные деяния вызвано разными причинами, приведшими к возникновению общественной опасности соответствующих деяний. Основными из этих причин явились для преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 67 1 , 67 2 , 222 1 УК РСФСР 1960 года, ст. 215, 272, 273, 274 УК РФ 1996 года, – негативные результаты научно-технической революции, состоящие в изобретении и производстве биологического оружия массового поражения и других вредных для здоровья человека и окружающей среды биологических средств, атомной энергии, а также в возможности уничтожения или искажения информации, содержащейся в ЭВМ; для повреждения трубопроводов (ст. 86 1 УК РСФСР) – распространение такого средства доставки нефти, газа, нефтепродуктов, как трубопроводы; для преступлений, предусмотренных ст. 140 1 и 143 1 УК РСФСР 1960 года и ст. 137 УК РФ 1996 года,–- интенсификация процессов демократизации и охраны разнообразных прав и свобод граждан; для похищения человека – распространение случаев похищения людей, а не только детей, совершаемых с различными антиобщественными целями, и т.д.

После вступления в силу нового УК РФ криминализированы прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отклонение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215 1 УК РФ)*, а затем – невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145 1 УК РФ)**, что, на наш взгляд, отражает издержки социальной политики нашего государства конца XX века.

Третье специальное направление уголовной политики депенализации, то есть исключение отдельных видов наказаний, или снижении строгости наказаний, или ограничение применения наказания к некоторым категориям лиц, или введение новых более мягких видов наказания.

Данное направление реализовано в ряде законов Российской Федерации. Так, 18 февраля 1993 года из УК РСФСР исключены такие виды наказаний, как условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. 242 УК РСФСР), ссылка (ст. 25), высылка (ст. 26), а 29 апреля 1993 года – направление в воспитательно-трудовой профилакторий (ст. 341 этого УК)*. Ранее, 5 декабря 1991 года, отменена смертная казнь за нарушение правил о валютных операциях (ч. 2 ст. 88 УК РСФСР 1960 г.), хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах (ст. 931) и получение взятки при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 173 этого УК)**. 29 апреля 1993 года отменена смертная казнь в отношении женщин, а также в отношении мужчин старше 65 лет***. 12 июля 1992 года в УК РСФСР включена ст. 462, предусматривающая отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей****.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 360; 1993. № 22. Ст. 789.

***См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 22. Ст. 789.

****См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 29. Ст. 1687.

По УК РФ депенализация выразилась, во-первых, в установлении новой, противоположной прежней, системы наказаний, состоящей и расположении их от менее строгого к более строгому (ст. 44 УК РФ) и закреплении в ч. 1 ст. 60 УК РФ положения, согласно которому «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Во-вторых, в увеличении количества альтернативных санкций, в которых, помимо только лишения свободы, предусмотрены еще и другие более мягкие виды наказаний, например за развратные действия (ст. 135 УК РФ, ст. 120 УК РСФСР), кражу и присвоение или растрату при отягчающих обстоятельствах (соответственно ч. 2 ст. 158 и ст. 160 УК РФ, ч. 2 ст. 144 и ст. 147 1 УК РСФСР). В-третьих, в расширении альтернативности санкций, то есть в установлении за преступление большего числа видов наказаний, например за кражу, мошенничество, присвоение или растрату (соответственно ч. 1 ст. 158, 159, 160 УК РФ, ч. 1 ст. 144,147,147 1 УК РСФСР). В-четвертых, в УК РФ отсутствует норма о неприменении условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким. Введение новых видов наказаний – обязательных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста – характеризует, с одной стороны, депенализацию, когда они предусмотрены альтернативно лишению свободы, и с другой – пенализацию, если они установлены альтернативно более мягким видам наказаний.

Перечисленные изменения уголовного законодательства более или менее существенно снижают степень строгости наказания, применяемого к лицам, совершившим преступления.

Четвертое специальное направление уголовной политики – - пенализация, представляющая собой противоположность депенализации. В период 1991-1996 гг. пенализация выразилась в том, что при замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы 17 декабря 1992 года установлено пожизненное лишение свободы вместо ранее существовавшего лишения свободы на срок более пятнадцати, но не свыше двадцати лет (ст. 24 УК РСФСР)*; за уклонение от примирения (ст. 231) вместо отмененных ссылки на срок до двух лет или высылки на срок до трех лет предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет**; отменен такой вид освобождения от наказания, как условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. 53 2 УК РСФСР)***.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 1. Ст. 9.

**См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 360.

***См.: Там же.

Перечисленные новые положения уголовного закона так или иначе увеличивают строгость наказания или ухудшают условия уголовной ответственности или исполнения наказания лицам, совершившим преступления.

Значительно ярче и полнее пенализация проявилась в УК РФ. УК РФ не содержит норм об освобождении от уголовной ответственности в связи с привлечением к административной ответственности, передачей дела в товарищеский суд, с передачей на поруки, об отсрочке исполнения приговора, об отсрочке исполнения приговора военнослужащему или военнообязанному в военное время. Этим УК не сохранены такие наиболее мягкие виды наказаний, как общественное порицание и возложение обязанности загладить причиненный вред. Согласно УК РФ пожизненное лишение свободы предусмотрено в качестве наказания, назначаемого самостоятельно, а не только в порядке замены им смертной казни (ст. 57, ч. 3 ст. 59). Максимальный срок лишения свободы увеличен до 20 лет (ч. 2 ст. 56), а при его назначении по совокупности преступлений и по совокупности приговоров – соответственно до двадцати пяти и тридцати лет (ч. 3 ст. 69, ч. 3 ст. 70 УК РФ).

После вступления в силу УК РФ 1996 г. пенализированы незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ), незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ)*, похищение человека (ст. 126 УК РФ)**.

Пятое специальное направление уголовной политики – изменение и уточнение норм Общей и Особенной частей уголовного законодательства, а в УК РФ 1996 года – еще и изменение, в сравнении с УК РСФСР 1960 года, его структуры.

Наиболее существенные уточнения, внесенные в УК РСФСР, коснулись положений его Общей части об обратной силе закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния, и об исчислении штрафа. Согласно Закону РСФСР от 5 декабря 1991 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в ч. 2 ст. 6 УК включено, в частности, положение о том, что «с момента вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующие деяния, совершенные до его вступления в силу, считаются не содержащими состава преступления»*. Уточнения, вытекающие из этого положения, внесены также в ст. 56 и 57 этого УК.

Законом Российской Федерации от 20 октября 1992 года «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, связанных с порядком перерасчета штрафов» внесены уточнения в ст. 30 УК, в соответствии с которыми штраф в нормах УК исчисляется не в рублях, а в количестве минимальных месячных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации, либо в виде суммы, кратной размеру причиненного ущерба*. Этим же законом были внесены соответствующие изменения в санкции статей Особенной части УК, в которых в качестве вида наказания был установлен штраф.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N8 47. Ст. 2664.

В Общую часть УК РСФСР внесены также уточнения, вытекающие из декрими-нализации и криминализации деяний, депенализации и пенализации наказаний.

Уточнение и изменение положений Общей части уголовного права как Проявление рассматриваемого направления уголовной политики отчетливо прослеживается в УК РФ. В Общую часть этого УК включены положения о принципах уголовной ответственности и ее основании, выдаче лиц, совершивших преступление;

понятии преступления, классификации преступлений, совокупности и рецидиве преступлений, ограниченной вменяемости, признании преступлением деяния, совершенного по неосторожности, только в случае, когда это специально предусмотрено статьей Особенной части УК, двойной вине, невиновном причинении вреда, ответственности за приготовление только к тяжкому или особо тяжкому преступлению, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, физическом или психическом принуждении, обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения как обстоятельствах, исключающих преступность деяния, новых видах и системе наказаний, назначении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров, условном осуждении и другие.

За период 1991-1996 гг. изменен ряд норм Особенной части УК РСФСР. В частности, изменены диспозиции статей об ответственности за призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 70), нарушение равноправия граждан по признаку расы, национальности или отношения к религии (ст. 74), контрабанду (ст. 78), мужеложство (ст. 121), подмен ребенка (ст. 125), захват заложников (ст. 126 1), воспрепятствование осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий (ст. 132), подлог, подделку избирательных документов (документов референдума), заведомо неправильные подсчет голосов или установление результатов выборов (референдума) (ст. 133) и многих других.

В Особенной части УК РФ, который поделен на разделы и главы, изменена последовательность расположения разделов и глав. Разделы расположены в следующей последовательности: преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против государственной власти, преступления против военной службы, преступления против мира и безопасности человечества. Отечественному законодательству присуще располагать главы Особенной части УК в последовательности, соответствующей ценности охраняемых общественных отношений – от большей к меньшей. Поэтому установленная последовательность имеет целью подчеркнуть, что в Российской Федерации наибольшую ценность представляет личность, затем экономика и т.д. Вместе с тем сравнение санкций за особо тяжкие преступления показывает, в частности, что фактически наиболее ценными признаются, как и прежде, основы конституционного строя и безопасности государства, а также мир и безопасность человечества.

В Особенную часть УК РФ включены новый раздел XII «Преступления против мира и безопасности человечества», содержащий главу 34 того же названия и новые главы 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» и 28 «Преступления в сфере компьютерной информации». В частности, в главе 34 раздела XII содержатся уголовно-правовые нормы об ответственности за планирование, подготовку, развязывание и ведение агрессивной войны (ст. 353), геноцид (ст. 357), экоцид (ст. 358), наемничество (ст. 359), военные преступления (ст. 355, 356, 359 УК РФ) и некоторые другие.

Источниками перечисленных норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества являются международно-правовые нормы*. Например, нормы о планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивной войны, геноциде, военных преступлениях имеют своим источником Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского)**.

*См.: Преступление и наказание: Комментарий к проекту Уголовного кодекса России. С. 100-103. **См.: Нюрнбергский процесс: Сб. материалов: В 2 т. М., 1952. Т. 1. С. 16.

В УК РФ дифференцирована ответственность за отдельные группы и виды преступлений, в частности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправление и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, выделено в качестве привилегированного, то есть при смягчающих обстоятельствах, убийство матерью новорожденного ребенка.

Статьи об ответственности за отдельные преступления перенесены из глав УК РСФСР в другие главы УК РФ: например, статья об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг – в главу о преступлениях в сфере экономической деятельности, статьи о захвате заложника, бандитизме, массовых беспорядках – в главу о преступлениях против общественной безопасности.

В УК РФ изменены наименования и соответственно диспозиции некоторых статей. К примеру, термин «неосторожное убийство» заменен термином «причинение смерти по неосторожности», «телесное повреждение» – «причинение вреда здоровью». В УК РФ расширены перечни обстоятельств, отягчающих умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести, мошенничество, присвоение или растрату, грабеж, разбой и т.д. В Общую и Особенную части УК РФ внесены еще и многие другие изменения и уточнения.

После вступления в силу нового УК РФ внесены (помимо названных принципов) изменения и дополнения в ст. 14,24,69, 111, 134, 188, 189, 194, 198, 199, 234, 237, 249, 251, 264, 283, 348 УК РФ*, которые по содержанию к значительной степени сводятся к ранее рассмотренным направлениями уголовной политики.

Данное направление уголовной политики является конкретизацией рассмотренных ранее направлений уголовной политики.

Шестое специальное направление уголовной политики борьба с организованной преступностью и коррупцией.

В период 1991-1996 гг. это направление выразилось во включении в УК РСФСР Федеральным законом Российской Федерации от 1 июля 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»* ст. 17 1 , в которой, в частности, было дано определение организованной группы и регламентировалась уголовная ответственность ее организатора и руководителя, а также в ряд статей Особенной части этого УК (например, 144, 145,146) соответствующего квалифицирующего или особо квалифицирующего признака «совершение преступления организованной группой».

*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст. 1109.

Кроме того, в уголовное законодательство были включены отдельные новые нормы, которые могли быть использованы в борьбе с некоторыми проявлениями организованной преступности. К таковым относятся, например, упоминавшиеся нормы об ответственности за похищение человека (ст. 125 1 УК РФ), незаконное повышение или поддержание цен (ст. 154 3), незаконное предпринимательство (ст. 162 4), незаконное предпринимательство в сфере торговли (ст. 162 5 УК РСФСР).

Вместе с тем в указанный период борьба с коррупцией ограничилась лишь обозначением ее доктрины в Указе Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 года «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», согласно которому, в частности, запрещено служащим государственного аппарата «заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе; самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами»*.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст. 923.

На основании этого Указа нарушение перечисленных запретов «влечет освобождение от занимаемой должности и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством»*. Однако в законодательной сфере не были приняты законы о борьбе с коррупцией в системе государственной службы и не была установлена ответственность, в частности уголовная, за коррупцию. Это указывает на противоречивый подход к борьбе с коррупцией в системе государственной службы.

*См.; Там же.

Противоречивостью отличается и отношение к борьбе с организованной преступностью. Например, создано Главное управление по организованной преступности МВД Российской Федерации. Его начальник Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 1992 года возведен в ранг первого заместителя министра внутренних дел*. В то же время специальные службы по борьбе с организованной преступностью не оснащены всем необходимым, не создан единый банк данных и т.д.**

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 43. Ст. 2437.

В УК РФ рассматриваемое направление уголовной политики пролонгировано и выражено определеннее. Помимо совершения преступления организованной группой, ч. 4 ст. 35 этого УК предусмотрено и определено совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией). Согласно этой норме «преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданных в тех же целях». За организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем уголовная ответственность установлена самостоятельной статьей 210 УК РФ, именуемой «Организация преступного сообщества (преступной организации)» и состоящей из трех частей. В ч. 1 этой статьи предусмотрена ответственность за «создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений». Частью 2 ст. 210 УК РФ установлена ответственность за «участие в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп». В ч. 3 данной статьи предусмотрен квалифицированный вид организации преступного сообщества (преступной организации) – совершение деяния «лицом с использованием своего служебного положения».

  • Актуальные проблемы возраста уголовной ответственности
  • Американская и европейская модели антимонопольной политики
  • Амнистия и помилование. Погашение и снятие судимости. Амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности

  • Уголовно-правовая политика, содержанием которой является целенаправленное противодействие преступности, ориентирована не только на совершенствование форм и методов деятельности правоохранительных органов, но и на расширение социальной базы борьбы с преступностью. Эту базу формируют действия граждан по противодействию преступности. Данное направление уголовной политики нашло реальное воплощение в современном уголовном законодательстве, нормы которого направлены на активизацию граждан в сфере противодействия преступности.

    Уголовно-правовая политика России на протяжении многих десятилетий или не осознавалась в качестве самостоятельной проблемы, или отличалась крайней нестабильностью. Она не имела упорядоченного развития, а воспринималась как совокупность решений власти, направленных на обеспечение правопорядка, общественной безопасности и борьбу с преступностью.

    В настоящее время одним из важных направлений разработки концепции уголовно-правовой политики является преодоление «кризиса правопорядка». Население (его большая часть) испытывает чувство беззащитности перед преступностью, основанное отчасти на искаженном восприятии складывающейся криминальной ситуации, отчасти - на неверии в профессиональные возможности субъектов уголовной политики и эффективности всей системы правоохранительных органов. Крайне низкой является степень доверия населения к правоохранительным органам, в отдельные периоды она опускалась до показателей в 3-4 %.

    Концепция уголовной политики должна учитывать позицию населения, которое нередко скептически оценивает возможности органов власти, в том числе правоохранительных органов в эффективном обеспечении борьбы с преступностью. Именно с этой позицией населения нередко связано искажение реальной картины преступности. Например, по исследованиям ВНИИ МВД России, проведенным в конце 90-х г.г. прошлого столетия, около 60% потерпевших от тяжких преступлений вообще не обращались в правоохранительные органы. Очевидно, население нередко принимает меры к защите жизни, здоровья, собственности собственными силами. Это позиция в целом позитивна, если она не принимает гипертрофированных форм, например, приобретения и использования запрещенных к свободному обороту оружия и боеприпасов. В то же время создание и активное развертывание сети частных охранных структур для защиты интересов собственников, установка технических систем охраны в квартирах и подъездах позволяют сократить число посягательств имущественного характера.

    Раскрываемость преступлений в России (как в достаточной степени унифицированный показатель) на 30-40% выше, чем в большинстве европейских стран. Однако он не отражает реальной ситуации противодействия преступности, поскольку нередко достигается «приукрашиванием» статистических показателей. Типичной для правоохранительных органов деформацией является «сдвиг средств на цели» уголовной политики, когда средство - повышение раскрываемости приобретает характер цели и достигается любыми средствами. Эта тенденция не только не повышает уровня доверия населения к результативности уголовной юстиции, но и наносит серьезный ущерб их авторитету. Обманные, по сути, «игры» со статистикой искажают как картину преступности, так и оказывают негативное влияние на состояние борьбы с ней.

    Концепция настоящего времени, безусловно, должна учитывать, что она является идеологией уголовной политики переходного периода, это предполагает поиск эффективных подходов к стратегии противодействия преступности именно в данный исторический период развития государственности. Причем такая стратегия не обязательно должна быть связана с ужесточением законодательства и правоприменительной практики. Ужесточение уголовной политики кажется естественной реакцией на рост преступности. Однако, как показывает опыт европейских стран, преобладающей тенденцией в период «криминального взрыва» должно быть не ужесточение, а рациональное развитие и даже смягчение уголовной политики. Одной из причин, которые обусловливают такую, на первый взгляд, парадоксальную реакцию, являются нарастающий процесс все большей ограниченности материальных и профессиональных ресурсов, которые общество может использовать для противодействия преступности. Эти ресурсы невозможно увеличивать темпами, пропорциональными росту криминальных проявлений. Кроме того, экстенсивный путь развития дорогостоящей и громоздкой системы уголовной юстиции, при попытке его реализовать, приводит к еще более разрушительным последствиям для общества, чем сама преступность.

    Зарубежный опыт показывает, что при либерализации уголовной политики темп прироста относительного количества осужденных при возрастании количества преступлений, как и уровень судимости в период реформирования общества, (что наблюдалось в Польше, Венгрии и Молдове) был либо незначительным, либо оставался стабильным или даже уменьшился. Это достигалось: во-первых, декриминализацией части преступлений, а также расширением видов наказаний, не связанных с лишением свободы; во-вторых, использованием института условного осуждения, досрочного и условно-досрочного освобождения.

    Другое направление развития концептуальных положений уголовной политики на перспективу - депенализация, сокращение относительного количества приговоров к лишению свободы и снижение сроков лишения свободы, что, безусловно, потребует коррекции нормативного правового регулирования и развития структур исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

    Еще одной проблемной ситуацией в России является неразработанность подходов (методик) к определению приемлемого для общества уровня криминологической безопасности населения, рубежей (показателей) возможного или приемлемого уровня судимости населения, предельного наполнения мест лишения свободы и других элементов, определяющих уровень реализации уголовной политики.

    Указанные проблемные ситуации могут быть положены в основу концептуальных положений, направленных на устранение избыточности уголовной репрессии.

    Следует также принимать меры, которые позволят исключить нестабильность в развитии карательного аспекта уголовной политики, поскольку ранее периоды ужесточения карательной практики сменялись либерализацией, ослаблением репрессивной функции и даже подменой общепринятых способов государственно-правового принуждения мерами общественно-воспитательного воздействия. Такие колебания едва ли были проявлением осмысленной и последовательной политики государства в данной сфере. Скорее, это подтверждало отсутствие взвешенной научно обоснованной концепции воздействия государственных органов и общественности на негативные процессы. Естественно, что такие волюнтаристские подходы не могли привести к долгосрочному эффекту в деле борьбы с преступностью.

    Очевидно, что концепция должна предусматривать разумное сокращение карательной сферы деятельности субъектов уголовной политики. Это может достигаться расширением декриминализации деяний, применением видов наказаний, не связанных с лишением свободы, основанной на законе корректировкой следственной и судебной практики в направлении расширения возможностей для прекращения уголовных дел на всех стадиях расследования и применения мер, заменяющих уголовное наказание. Среди форм реализации данного направления уголовной политики можно указать на: применение реституции (восстановления нарушенных прав и свобод потерпевшего); расширение возможностей освобождения от уголовной ответственности и наказания; применение принудительных мер воспитательного и медицинского характера (последние, по мнению автора, должны быть вообще выведены из структуры УК, как не имеющие уголовно-правового содержания). Это не исключает осуществление также процесса криминализации.

    Еще одним из перспективных направлений уголовной политики возможно должна стать ее ориентация на восстановление правопорядка.

    В рамках программ, связанных с защитой жертвы преступления, реализуются: право на доступ к механизмам правосудия и справедливое обращение; право на реституцию, на компенсацию со стороны государства (в случае, когда ее в полном объеме невозможно получить от правонарушителя), право на социальную помощь. Необходимая материальная, медицинская, психологическая и социальная помощь должна оказываться жертве преступления по различным каналам даже в том случае, когда пострадавший по каким либо причинам не желает обращаться в правоохранительные органы. Указанное отношение к жертве преступления в своей массе формирует достаточно лояльную позицию населения к деятельности правоохранительных органов - субъектов уголовной политики.

    Таким образом, перспективным направлением уголовно-правовой политики является реализация ее субъектами, наряду с задачами борьбы с преступностью, также задач социальной поддержки и обслуживания населения. Названные концептуальные положения уголовной политики должны, по мнению автора, реализовываться постоянно и корректироваться по мере возникновения социальной потребности.

    Одной из наиболее явных глобальных угроз, которые беспокоят человечество, является преступность . Наличие этой угрозы всегда, на всех этапах развития общества и государства побуждало социум изыскивать эффективный инструментарий снижения или полного ее устранения. На решение подобной задачи были направлены интеллектуальные и материальные ресурсы. Не является исключением в этой сфере и проблема борьбы с преступностью в Российской Федерации, поскольку в современный период по не самым пессимистическим оценкам совершается не менее 5 млн. преступлений ежегодно с учетом латентной составляющей. Эти устрашающие цифры позволяют судить о масштабности того негативного социального явления, которое представляет собой преступность. Общество и государство всегда предпринимали меры для объяснения подобной ситуации, ссылаясь на целый комплекс причин, однако это объяснение мало что дает для улучшения положения. Граждане ждут от своего государства действенных и результативных акций, которые обеспечили бы эффективный контроль и противодействие преступности, ведущих к реальному понижению ее уровня до рамок естественного фона. Вот этой весьма масштабной и важной социальной задаче и должна быть подчинена уголовная политика государства.

    Современная наука и практика давно уже не ставят перед собой задач полного устранения либо искоренения преступности как опасного социального явления, поскольку весь опыт в этой сфере показывает, что такая задача современному обществу и государству явно не по силам.

    Уголовная политика - это многоаспектное, сложное понятие, в котором находит свое выражение целая гамма признаков, отражающих противоречивую сущность этого государственно-правового явления. Ее можно выразить как определенную государством стратегию и тактику в области борьбы с преступностью.

    Формальный подход к изучению уголовного права подчас приводит к тому, что за соответствующей нормой (абстракцией) обучающийся не видит ни отношений, ею регулируемых, ни, что еще хуже, тех социальных, экономических, политических и других условий, которые вызвали к жизни само появление данной нормы в уголовном праве .

    Необходимо всегда помнить, что уголовное право, уголовный закон - не самоцель и их изучение также не самоцель, а средство для достижения других, более важных социальных целей. Главная из них - предупреждение новых преступлений как наиболее надежный способ обеспечения интересов общества, государства и законопослушной части населения. Направление, содержание и формы репрессивной деятельности государства зависят от конкретных исторических условий и меняются в связи с преобразованиями, происходящими в социальной, экономической, политической, военной, культурной и других сферах жизни общества.

    Уголовная политика - составная часть политики государства в целом. В свою очередь, политика - это направление и содержание деятельности государства внутри и вовне страны. Поэтому различают внешнюю и внутреннюю политику государства. Внутренняя политика, в свою очередь, подразделяется на экономическую, социальную, военную, национальную, образовательную, культурную и многие другие. Уголовная политика является частью социально-правовой политики государства и заключается в системе руководящих идей, методов их реализации, деятельности государственных органов , направленных на борьбу с преступностью и устранение причин и условий, способствующих существованию преступности.

    Формами реализации уголовной политики являются законодательная, правоприменительная деятельность государства, а также деятельность государственных органов, научных и образовательных организаций по правовому воспитанию граждан.

    Решающее значение в предотвращении преступлений, сокращении их числа имеют политические, экономические и социальные реформы и мероприятия, повышающие жизненный уровень населения, уровень образования и содействующие развитию культуры в стране, повышению уровня общественной нравственности.

    Уголовная политика лежит в основе определения перечня составов преступлений, т. е. криминализации и декриминализации деяний, системы наказаний и т.д.

    Уголовная политика по предмету ведения существенно шире, нежели уголовное право, поскольку она определяет не только уголовно-правовые методы и средства противодействия преступности, но призвана решать профилактические проблемы. Это связано с решением не только правовых, но и социальных, организационных, идеологических, экономических и других задач. Объективно это объясняется взаимосвязью и взаимозависимостью всех процессов и явлений жизни общества как внутри государства, так и за его пределами (борьба с агрессией, геноцидом, терроризмом, захватом заложников, наркоманией, угонами воздушных судов и т.д.).

    Направления уголовной политики

    Уголовная политика как часть социальной политики государства имеет несколько аспектов:

    • моральный, поскольку преступность характеризует моральное состояние общества , его здоровый или больной социальный организм;
    • политический - характеризует крепость, устойчивость политического строя, власти . На протяжении многих веков, на примерах различных государств отмечена закономерность: чем крепче и устойчивее власть, тем она гуманнее и менее репрессивна, и наоборот;
    • правовой - влияет на правопорядок в обществе, спокойствие граждан , их дисциплину и уважение к закону и органам власти;
    • экономический - снижение преступности влечет за собой экономическую пользу и наоборот: рост преступлений причиняет огромный экономический ущерб, как в виде прямых убытков, так и в форме упущенной выгоды.

    Уголовная политика определяет направление деятельности правоохранительных органов в 3 сферах: по раскрытию преступлений и изобличению виновных; обеспечению правильного применения закона, т. е. правильной квалификации совершенного преступления и назначению справедливого наказания ; исполнению назначенного судом наказания.

    Деятельность по каждому из этих направлений имеет свою специфику по субъектам и роду деятельности (предмету правового регулирования).

    Эта специфика послужила поводом для разделения единой политики в области борьбы с преступностью на 4 составные части:

    • уголовно-правовую политику;
    • уголовно-процессуальную политику;
    • уголовно-исполнительную политику;
    • оперативно-розыскную политику.

    Эти четыре составные части уголовной политики представляют собой неразрывное единство, поскольку имеют единую цель - противодействие преступности. Те, кто полагает, что эти четыре части уголовной политики имеют самостоятельное значение, обосновывают свою позицию наличием самостоятельных отраслей права : уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного. Однако уголовная политика использует правовые инструменты в едином комплексе контроля и подавления преступных и им сопутствующих общественно опасных проявлений.

    Поэтому сейчас:

    • уголовно-правовая политика (как часть уголовной политики) представляет собой направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов в выработке общих положений уголовного законодательства, криминализации и декриминализации деяний, разработке видов и размеров наказаний в санкциях конкретных составов преступлений;
    • уголовно-процессуальная политика (как часть уголовной политики)
    • это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов по выработке и реализации процессуальных норм, обеспечивающих применение норм уголовного права на всех стадиях расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде;
    • уголовно-исполнительная политика (как часть уголовной политики)
    • это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов, направленное на исполнение наказаний, назначенных судами лицам, виновным в совершении преступлений;
    • оперативно-разыскная политика (как часть уголовной политики) - это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов, направленное на предупреждение, выявление и раскрытие преступлений.

    Общепризнанно, что уголовное право, уголовно-правовая политика занимает ведущее положение по отношению к трем другим частям и отраслям права.

    1. выработка основных направлений деятельности государства и его органов в области противодействия преступности в стране (направление главного удара, стратегия борьбы с преступностью);
    2. определение форм и методов практической реализации намеченных направлений;
    3. постановка конкретных задач по организации борьбы с преступностью (тактика противодействия преступности).

    Уголовное право - основная форма выражения, закрепления и практической реализации уголовной политики. На любой новый закон надо смотреть не только как на юридический акт, но и как на важный политический документ, выражающий новое отношение к социальным явлениям, а подчас и новое направление в уголовной политике. Кроме того, принятие нового законодательного акта, вводящего уголовную ответственность , влечет увеличение числа преступлений. И, наоборот, отмена закона уменьшает их число.

    Право более консервативно, чем политика (во всяком случае, так было изначально, до наступления периода лихорадочных изменений УК РФ). Одним из качеств права является его стабильность, так как право отражает и закрепляет существенное, повторяющееся, типичное. Без стабильности права невозможно осуществление принципа законности . Частые изменения правовых норм порождают неуважение к закону, неуверенность в его правильности, сомнения в надежности и незыблемости законности. Поэтому бывают ситуации, когда жизнь требует изменения, дополнения закона, это требование отражается в политике, поскольку она более оперативна, подвижна, а изменения в законодательстве осуществляются лишь через какое-то, иногда продолжительное время.

    По совершенствованию уголовного законодательства в теории уголовного права высказываются две точки зрения. Сторонники одной считают, что уголовное законодательство должно быть стабильным, и различного рода новшества должны вноситься в него после продолжительной практики применения действующего законодательства, научного обобщения этой практики.

    Другая позиция заключается в том, что уголовное законодательство должно быть оперативно, оно должно быстрее реагировать на обнаруженные практикой недостатки законодательства (пробелы, неточные формулировки, противоречия и т.п.), поскольку малейшее отставание закона от жизни снижает его силу, неизбежно влечет за собой ослабление законности.

    Истина же, как всегда, лежит где-то посередине: законы в основе своей должны быть стабильными и устойчивыми, поскольку частая смена юридических норм отрицательно сказывается на авторитете законодательства, создает определенные трудности в их применении. В то же время законодательство не может быть слишком консервативным. Оно должно своевременно реагировать на значительные изменения общественной жизни, на новые насущные потребности, и это тоже бесспорное положение. Строгое сочетание стабильности и гибкости - вот тот баланс, который необходимо поддерживать, чтобы законодательство наиболее действенно служило интересам народа.

    Качество работы законодателя оценивается не столько продолжительностью времени, прошедшего с момента обнаружения недочета в законодательстве, до момента его исправления, сколько тем, насколько вновь принятый (измененный) закон лучше старого регулирует уголовно-правовые отношения, содействует усилению охраны общества, насколько новая (измененная) норма органично вписывается в существующую систему законодательства .

    Критерии криминализации деяний

    При решении вопроса об отнесении конкретного вида человеческого поведения к преступлениям важнейшими критериями являются:

    1. Оценка деяния как общественно опасного (ст. 14 УК РФ);
    2. Признание деяния противоречащим морали и взглядам подавляющего большинства членов общества .
    3. Борьба с такими деяниями возможна только путем применения уголовного наказания , т.к. использование иных мер убеждения и принуждения для этой цели недостаточно и только уголовное наказание способно обеспечить достижение цели.
    4. В материальном отношении объективно возможно обеспечить реализацию принятого закона (сейчас налицо колоссальная загруженность следственных изоляторов, перегрузка в работе следственного аппарата, судей, сотрудников оперативных подразделений).

    Следует согласиться с утверждением, что «целью уголовно-правовой политики является формирование системы уголовного законодательства, адекватно отражающего содержание и динамику общественных отношений, и его эффективная реализация на практике».

    Все эти моменты необходимо учитывать при принятии нового закона. Одновременно с процессом криминализации идет и обратный процесс - декриминализация, т.е. исключение норм из УК РФ, это объясняется тем, что с изменением социального строя отпадает необходимость защищать те или иные отношения мерами уголовного права , отпадает опасность тех или иных деяний, характерная для преступления.

    Таким образом, уголовное право реализует уголовную политику государства , в законах отражается эта политика. Меняется политика, и меняются законы. Наиболее резко меняется законодательство, когда в обществе, в государстве происходят не эволюционные, а революционные изменения, преобразования.

    Концепция уголовной политики может быть определена как совокупность основополагающих идей и практических положений, основанных на Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права, которые определяют стратегические цели и оптимальные средства, задачи и ресурсы для достижения эффективного правопорядка и минимального уровня преступности. Ближайшая цель концепции современной уголовной политики - разработка задач и практических мер на основе принципов правового государства и гражданского общества, формирования позитивных явлений, подходов к сдерживанию преступности, противодействия ей путем:

    • - принятия федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства и иных нормативных правовых актов, реализуемых в сфере борьбы с преступностью и обеспечивающих оптимизацию уголовного судопроизводства;
    • - совершенствования системы государственных и муниципальных органов власти, осуществляющих обязанности по противодействию преступности, созданию оптимальных условий для реализации их полномочий, а также осуществлению системы мер, направленных на повышение эффективности такой деятельности;
    • - совершенствования научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности, их внедрение в правоприменительную деятельность и уголовное судопроизводство;
    • - оптимизации среды функционирования, смягчения тенденций нигилистического отношения населения к закону и правоохранительной деятельности, определения пределов участия граждан в противодействии преступности и иным формам правонарушающего поведения;
    • - создания финансовой и материально-технической базы для деятельности органов государственной и муниципальной власти, негосударственных организаций и населения при противодействии преступности.

    Все указанные направления и средства формирования уголовной политики должны носить правовой характер и базироваться на соответствующих нормативных правовых актах. Остановимся на некоторых положениях, характеризующих современное состояние и закономерности развития концепции уголовной политики.

    В последние годы, примерно с начала 90-х гг. прошлого столетия, многие тенденции в силу инерционности действия социальных процессов имеют место до настоящего времени, значение уголовной политики резко возросло. Дело в том, что в стабильном обществе направления, связанные с формированием и реализацией уголовной политики, находятся на втором плане решаемых государством проблем. В этих условиях уголовная политика является вспомогательной (обеспечивающей) по отношению к экономической, идеологической, социальной и другим направлениям деятельности государства. В условиях политической и социально-экономической нестабильности резко возрастает дестабилизирующее влияние преступности и уголовно-политические решения становятся одним из важных и актуальных средств стабилизации государства и общества, повышения авторитета власти.

    Причинами усиления роли уголовной политики в этих условиях являются:

    • - качественное изменение системы базовых ценностей общества с общественным развитием и переход государства к новым экономико-социальным реалиям; значительная часть населения не нашла себя в новых условиях, что порождает крайний индивидуализм, ведет к социальной апатии, к резкому падению активности участия граждан и общественных организаций в борьбе с преступностью;
    • - изменения качественного и количественного состояния преступности, которая оказывает негативное влияние на все сферы жизни общества. На несколько порядков возросли преступные доходы, они как никогда велики и оказывают негативное влияние на легальную экономику, доля которой уменьшается. Представители преступного мира стремятся получить доступ к власти и использовать ее для увеличения преступных доходов, в этих же целях активно используется сращивание, коррумпирование чиновников;
    • - дестабилизационные тенденции в экономике, социальной сфере, культуре, политике, нередко порождающие недоверие к власти и законодательный нигилизм. Кроме того, появилась часть населения, нацеленная на получение доходов любыми, в том числе противозаконными, способами;
    • - происходящие изменения внутри правоохранительных органов и некоторые критерии оценки их деятельности: не всегда продуманные сокращения, снижение профессионализма, связанное с оттоком опытных кадров из правоохранительных органов.

    Концептуальные положения уголовной политики, таким образом, формируют перспективные направления, на основе которых определяются ее задачи. Такими стратегическими задачами уголовной политики России на современном этапе являются обеспечение социально приемлемого уровня безопасности общества и населения от преступности, а на тактическом уровне - снижение темпов роста и стабилизация преступности и отдельных ее видов до минимально приемлемого уровня. По оценкам ООН, рост преступности 2-4 % в год является вполне нормальным и допустимым явлением. Конечно же, речь идет о реальных, а неискаженных статистических показателях преступности. Соответственно этим задачам надо определять оптимальный баланс стратегических и тактических целей, возможности государства и общества, определять основные направления использования средств, форм и методов борьбы с преступностью. Такой баланс в конечном счете определяется «разработанностью» правовых вопросов, уровнем организации и возможностями ресурсного обеспечения реализации уголовной политики.

    Алгоритм разработки концепции уголовной политики может быть следующим:

    • - оценка того, действительно ли возникшие новые криминальные ситуации являются проблемными, требующими первоочередного воздействия путем средств уголовной политики, например, существенный рост преступности или преувеличение фактов коррупции, терроризма, иных форм экстремизма;
    • - оценка того, действительно ли такие ситуации требуют уголовнополитического реагирования либо их можно разрешить активизацией деятельности правоохранительных органов по применению правовых средств борьбы с преступностью.

    При разработке концепции уголовной политики важное значение имеют оценки, характеризующие собственно криминальную ситуацию и деятельность правоохранительных органов. В частности, должны быть оценены:

    • - параметры (показатели) преступности в целом или ее определенных видов, которые свидетельствуют о значительном ухудшении, стабилизации или улучшении криминальной ситуации либо указывают на реальную возможность развития соответствующих тенденций;
    • - возможности, которыми на данном направлении работы располагают правоохранительные органы соответствующего уровня, выражающиеся в реальной результативности их деятельности, уровне латентности, «сдерживании» организованной преступности, коррупции, рецидива, другими важными показателями преступности, а также объемом возмещения вреда, причиненного преступлением, обеспечением справедливого наказания преступников и т. п.;
    • - факторы, связанные с криминальной ситуацией или влияющие на нее: экономическая ситуация, доля безработных в регионе, уровень решения социальных задач, ресурсного обеспечения правоохранительной деятельности, использование возможностей информационного, методического и непосредственно организационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит позитивное воздействие на преступность и факторы, ее порождающие;
    • - состояние среды функционирования, в частности, уровень правосознания населения, его отношение к деятельности правоохранительных органов, степень готовности поддержать деятельность по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью, состояние профессионального мастерства и правосознания субъектов реализации уголовной политики;
    • - государственно-политические цели и задачи, определенные Концепцией национальной безопасности, иных концептуальных документах высших органов государственной власти и закрепленные в законодательных и иных правовых актах федерального и регионального уровней как обязательные и приоритетные для участников реализации уголовной политики.

    Сопоставляя эти обстоятельства как основания для разработки концептуальных положений уголовной политики при анализе и оценке результатов деятельности за определенный период времени (полугодие, год и более), руководители правоохранительных органов получают возможность правильно оценить тенденции преступности и наметить обоснованные стратегические и тактические решения на последующий период деятельности. Обязательным является также оценка комплекса обстоятельств, которые должны стать основой для принятия новых оптимальных стратегических решений доктринального, правового или собственно управленческого уровня, а также разработки и реализации тактических решений (о средствах, формах и методах) для эффективного воздействия на преступность и оздоровления криминальной обстановки в стране или регионах.

    Директивные и организационные документы правоохранительных органов, в значительной степени основанные на анализе выявленных проблемных ситуаций, определяют основные направления деятельности с классификацией их по приоритетности. Проблемные ситуации на стратегическом уровне влияют на формирование задач уголовной политики, которые имеют долговременный характер и должны быть направлены на улучшение криминальной ситуации средствами уголовной политики.

    На уровне реализации уголовной политики для правоохранительных органов выделяются две группы приоритетов, связанные:

    • - с направлениями их деятельности;
    • - со средствами, имеющимися в распоряжении правоохранительных органов, необходимыми для реализации задач уголовной политики на данном этапе. В частности, выделяются приоритеты, связанные с информационно-аналитической базой и методическим обеспечением уголовной политики, включая единую систему соответствующих материальных носителей информации, новые параметры отчетности и аналитической работы, последовательную ориентацию на выявление реального уровня преступности и оценки эффективности воздействия на нее.

    Представляется оправданным дифференцированное определение приоритетов для следующих подсистем уголовной политики:

    • - оптимизация специальной профилактики; могут ставиться задачи восстановления на новых основах территориальной системы специальной профилактики, повышения эффективности профилактики в отношении организованной, профессиональной, коррупционной, рецидивной преступности, терроризма и экстремистских преступлений, безнадзорности, беспризорности и преступности несовершеннолетних;
    • - повышение эффективности уголовно-правового воздействия - обеспечение неотвратимости реагирования на каждое совершенное преступное деяние, дифференциация ответственности и индивидуализация наказания за совершенное преступление, обеспечение правильной квалификации преступлений, криминализация новых видов общественно опасного поведения;
    • - оптимальное уголовно-исполнительное воздействие как единый процесс в рамках реализации задач уголовной политики.

    Кроме того, дифференциация приоритетов в управлении подсистемами уголовной политики осуществляется и по направлениям борьбы с преступностью. В частности, таковыми на современном этапе являются максимальные ограничения масштабов преступности и смягчение ее последствий применительно к следующим видам и группам преступлений:

    • - посягающих на личность;
    • - посягающих на общественную безопасность и общественный порядок, прежде всего, террористической и экстремистской направленности;
    • - посягающих на экономические отношения;
    • - посягающих на малолетних и несовершеннолетних;
    • - организованных и профессиональных форм и коррупционной направленности;
    • - связанных с незаконным распространением наркотических средств и др.

    Названные приоритеты могут уточняться во времени и применительно к регионам страны.

    В современный период в сфере уголовной политики все более актуальными становятся вопросы международного сотрудничества в борьбе с международной и транснациональной преступностью.



    Похожие публикации