Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию для младших школьников. Конспект открытого мероприятия по правовому воспитанию «Викторина-конкурс «Я имею право План мероприятий по правовому воспитанию учащихся

Занятие 1 «Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»

Учебные вопросы:

1. Понятия «защита населения в чрезвычайных ситуациях», «мероприятие по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» .

2. Комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий по защите населения и территорий, проводимых заблаговременно в режиме повседневной деятельности.

3. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Первый учебный вопрос

. Понятия «защита населения в чрезвычайных ситуациях», «мероприятие по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» .

Под защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях понимается комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий, проводимых с целью устранения или снижения до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей, а также ущерба, нанесенного пострадавшим территориям при угрозе возникновения или возникновении ЧС различного характера в мирное и военное время.

При этом под населением понимается все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а под территорией – все земельное, водное и воздушное пространство в пределах РФ или ее части, включая объекты производственной или социальной сферы, а также окружающая среда.

Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС – это совокупность организационных действий, направленных на решение какой-либо задачи по предупреждению или ликвидации ЧС, выполняемых органами управления, силами и средствами РСЧС различных уровней и подсистем. Они проводятся как в условиях повседневной деятельности, так и при угрозе ЧС и их возникновении.

Мероприятия, проводимые в процессе повседневной деятельности объектов экономики и территорий, имеют целью предупреждение ЧС и максимальное снижение ущерба и потерь при их возникновении. Заблаговременное их проведение позволяет компенсировать внезапность и скоротечность развития большинства ЧС, а отсюда – и крайне ограниченное время на организацию защиты населения.



С возникновением ЧС организуются и проводятся мероприятия по защите населения, территорий и ликвидации ЧС, объем и содержание которых определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся в распоряжении соответствующих органов управления РСЧС сил и средств.

Риск и степень опасности могут быть существенно уменьшены за счет заблаговременного проведения комплекса организационных, инженерно-технических и медико-профилактических мероприятий, разработка которых осуществляется на основе данных Государственной экологической экспертизы и прогнозирования ЧС для конкретного региона.

Мероприятия по защите населения и территорий и ликвидация ЧС при их возникновении (в чрезвычайном режиме) организуется и проводится на основе выводов из оценки фактической обстановки в очаге ЧС и прогнозирования ее развития.

Второй учебный вопрос

. Комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий по защите населения и территорий, проводимых заблаговременно в режиме повседневной деятельности

I. Правовые мероприятия

Одним из важнейших условий обеспечения безопасности жизнедеятельности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих производственную, хозяйственную или иную деятельности общества.

Правовые мероприятия включают разработку, принятие таких документов и руководство ими в своей деятельности органами исполнительной власти, органами управления РСЧС и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий.

К правовым документам относятся : 1. Законы РФ (субъектов РФ); 2. Указы Президента; 3. Постановления Правительства. 4. Руководящие документы территориальных органов исполнительной власти

Законы РФ: в первую очередь, такие важнейшие, как Законы «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», Кодексы законов по охране окружающей среды; Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, директивы и указания в области защиты населения региональных, территориальных и местных органов РСЧС.

К нормативно-техническим документам , регламентирующим вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в ЧС (ГОСТы), санитарные правила и нормы (СанП и Н), нормы радиационной безопасности (НРБ), строительные нормы и правила (СН и П).

Санитарные нормы содержат требования по различным видам производственной и хозяйственной деятельности, требования к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почве), к качеству питания. В них оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать на людей.

Нормы радиационной безопасности регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергнуться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на загрязненной радиоактивными веществами местности и в быту.

Строительные нормы и правила устанавливают требования к строительным материалам, конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность зданий и сооружений для людей и природной среды.

В целях заблаговременной подготовки населения и обеспечения его активного участия в действиях в условиях различных ЧС в «Законе о защите населения и территорий от ЧС» разработаны права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС.

ст. 18 Граждане имеют право:

Ø на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;

Ø в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти (органов местного самоуправления и организаций), предназначенное для защиты от ЧС;

Ø быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

Ø обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

Ø участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

Ø на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

Ø на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;

Ø на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;

Ø на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

Ø на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.

“Нет прав без обязанностей,
нет обязанностей без прав”.
К.Маркс

  1. Познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, историей создания.
  2. На примере литературных произведений показать права детей, обсудить поведение и поступки персонажей.
  3. Формировать у детей представления о значимости соблюдения прав и обязанностей в жизни каждого.
  4. Воспитывать правовое самосознание учащихся.

Ход проведения

Учитель: Все вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились и главные вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют права и на что не имеют?

Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга “Всеобщая декларация прав человека”, в которой записано, что люди должны делать, чтобы жить в мире и в согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

Однажды, в 1989 году взрослые приняли Конвенцию о правах детей. Правительства разных стран подписало это соглашение и обещало его выполнять.

Основной идеей данного документа является мысль о том, что дети имеют право на особую защиту и помощь, что семье для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей должны быть предоставлены защита и содействие, а ребенку для полноценного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семье, в атмосфере любви и понимания.

Конвенция признает тот факт, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, очень важно учитывать особенности культуры и традиций каждого народа.

Вы, возможно удивитесь: какие права могут быть у ребенка? Да, дети имеют права! Право на самом деле нечто такое, что вам положено. Одна из статей Конвенции гласит, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Затем ребенку дается право на получение имени и гражданства. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

Можно назвать несколько отличительных черт прав человека.

  • Их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям.
  • Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству.
  • Права нельзя отобрать – никто не может лишить прав другого человека ни по какой причине.
  • Чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни – права человека являются “неделимыми”

Давайте мы с вами узнаем о правах ребенка на примере литературных произведений.

1. “Папа Карло купил “Азбуку” и отправил сына в школу. А он вместо того, чтобы идти в школу продал свою азбуку и пошел в театр. Правильно он поступил?

Все дети имеют право на бесплатное обучение и должны учиться, чтобы стать грамотными.

2.
“Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок.
Ну, а если вдруг у Оли,
Или Коли, или Пети
Заболит живот иль ухо,
Или насморк одолеет,
Или голова болит,
Приходите, приходите…
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!”

Каждый ребенок имеет право на медицинский уход.

3. “Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры”.

Каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности.

Учитель: В нескольких статьях Конвенции идет речь о праве на собственное мнение и на свободное мышление. Также есть статья, которая запрещает все формы физического и психологического насилия, грубого обращения.

Человек растет, обретает жизненный опыт. Но помимо прав существуют и обязанности. Так обязанность родителей состоит в том, чтобы воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, дать образование. Также и у вас, ребята есть обязанности. И ваша главная обязанность – учиться, чтобы стать грамотными, получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

К сожалению, права детей очень часто нарушаются. Дети подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых. Но государство позаботилось о том, чтобы таких взрослых наказывали по закону.

А как же это происходит, ученики 4класса на примере русской народной сказки “Гуси-Лебеди” вам это покажут.

Суд над нарушителями “Гусями…”

Действующие лица:

  • Баба Яга – ответчица
  • Сестрица Аленушка
  • – свидетель
  • Яблонька
  • – свидетель
  • Молочная речка с кисельными берегами
  • – свидетель
  • 1-2-3
  • – гуси
  • 1-2-3
  • – присяжные
  • Судья
  • Адвокат Бабы Яги
  • Прокурор

Судья: Слушается дело о похищении Бабой Ягой маленького мальчика. Похищение совершили по ее поручению Гуси-Лебеди. Сначала заслушаем свидетелей.

Сестрица Аленочка: Я тоже чувствую себя виноватой. Родители мне наказывали, чтобы я смотрела за братцем. Глаз с него не спускала. А я ушла играть к подружкам и забыла про все. Я была уверена, что с братцем Иванушкой ничего не случится, потому что в нашей деревне живут хорошие и добрые люди.

Родители: Мы слышали, что Гуси-Лебеди пошаливают, детей, оставленных без присмотра крадут. Мы надеялись, что Аленушка не оставит братца без присмотра. Мы и предположить не могли, что Баба Яга осмелится на такое преступление.

Печка: Я много раз видела, как Гуси-Лебеди, пролетая надо мной, уносили из других деревень то девочку, то мальчика. Что потом случилось дальше, я не знаю.

Яблонька: Я тоже видела, что Гуси-Лебеди крали детей.

Судья: А почему вы не сказали Аленушке, в какую сторону понесли Гуси ее братца?

Печка: Я и не знала, просто мне было приятно, что Аленочка съела мой ржаной пирожок.

Яблонька: Благодаря своим высоким ветвям я проследила, куда полетели Гуси и где опустились. Но я не захотела показывать путь этой дерзкой девчонке. Вот когда она отнеслась ко мне повежливее, то я их вместе с братцем спрятала от Гусей-Лебедей.

Молочная речка с кисельными берегами: Мои молочные волны добегают до самой избушки, где живет Баба Яга, и я знала, что пока туда не прибежит Аленушка, ее братцу ничто не угрожает. Знала я, что она сама найдет путь к Бабе Яге.

Судья: И все-таки этим свидетелям я хотел бы сделать замечание: когда речь идет о преступлении, особенно по отношению к маленьким детям, нужно не ждать, когда вас вежливо попросят, а самим спешить на помощь.

1-й Гусь: Вот нас обвиняют, что мы совершили страшный поступок: утащили чужого ребенка.

2-й Гусь: Первый Гусь правду сказал. Мы – подневольные. Но, замечу я, что ничего плохого Иванушке мы не сделали, наоборот, всю дорогу рассказывали ему сказки, старались, чтобы ему было удобно лететь.

3-й Гусь: Хотя мы народ и подневольный, но все же мы не позволили бы Бабе Яге съесть Иванушку. Мы думали, что он нужен ей, чтобы скрасить свою жизнь.

Судья: Но вот свидетели сказали, что вы, Гуси-Лебеди, и раньше детей уносили.

Гуси-Лебеди: Это не мы, это прежние гуси, а нас только наняли. Нас нужда заставила пойти на службу к Бабе Яге. Корма для нас в лесу не стало - экологическая обстановка стала неблагоприятной.

Баба Яга: Я человек старый, немощный. Гуманитарной помощи не получаю. Вот Гуси, мои верные слуги, мне только помогают. Где мне, дремучей старухе, знать, что я нарушаю закон тем, прошу утащить маленького мальчишку или девчушку? Ведь я родилась в глухом лесу и всю жизнь прожила среди хищных зверей и птиц, а у них свои законы, свои обычаи. Вот по этим законам я и живу. И не к лицу каким-то маленьким школьникам учить меня уму-разуму. Старость надо уважать.

Адвокат Бабы Яги: Баба-Яга – законопослушная лесная жительница. Один из лесных законов: кто успел, тот и съел. Возможно по человеческим законам Баба Яга ведет себя жестоко. Но, может быть она просто хотела попугать безответственных родителей, которые оставили двух маленьких детей без присмотра? К тому же с Иванушкой ничего страшного не случилось. А потому и нет никакого преступления. На нет и суда нет.

1-й присяжный: Я думаю, что полностью оправдать Бабу Ягу нельзя. Она заставила поволноваться Аленушку. А что было бы с ее родителями, если бы к их приезду она не нашла братца?

2-й присяжный: Не могу согласиться с адвокатом. Незнание законов не освобождает человека от ответственности, в том числе и Бабу Ягу.

3-й присяжный: Я предлагаю наказать не только Бабу Ягу, но и Гусей-Лебедей, которые ей помогали. Нельзя ради горстки зерен заниматься такими преступными делами. Они – соучастники преступления.

Прокурор: Баба-Яга к счастью, не успела довершить свой замысел. Поэтому и нам не стоит лишать ее жизни, приговаривать к высшей степени наказания. Попробуем ее перевоспитать – придумаем для нее доброе дело, чтобы она могла себя проявить с хорошей стороны. Какие будут предложения? (Ответы детей)

Заключительная часть.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с таким важным документом, как Конвенция о правах ребенка. Этот документ имеет очень большое значение в жизни ребенка. Конвенция призвана защищать детей от обид и произвола со стороны взрослых. Мы должны сплотиться. Если бы взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, то они бы сделали больше к осуществлению прав ребенка.

(Учащиеся читают стихи)

1-й учащийся.

Мы граждане, но все же дети,
Бывает для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете
Чтоб знали мы права и отстояли честь.

2-й учащийся.

Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.

3-й учащийся.

Пятьдесят четыре – ни много, ни мало
Много есть законов для счастья детей,
Чтоб нарушений меньше стало
На планете нашей всей.

4-й учащийся.

Главное право на жизнь и свободу,
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье.

5-й учащийся.

Социальную защиту и леченье.
На счастливое детство и радостный смех,
На творчество и дальнейший успех!

6-й учащийся.

Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый – вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?

7-й учащийся.

Не бойся, с тобою семья,
Учитель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей
Помогут они, держись веселей.

8-й учащийся.

До 18 лет права твои
Охраняют взрослые люди, они
Готовы тебя поддержать всегда.
Теперь ты понял?

9-й учащийся.

В общем – да!

Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча.

Программное содержание:

  • В интересной и занимательной форме знакомить детей с основами человеческих прав, отражённых во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки героев сказок.
  • Уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.
  • Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки и ситуаций из реальной жизни.
  • Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
  • Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Словарная работа: «Конвенция о правах ребёнка», неприкосновенность, жюри, права, обязанности, девиз.

Материал: Конверт, в котором находится свидетельство о рождении. Мешочек, в котором находится «сердечко». «Букварь», домик, иллюстрации к сказкам, ножницы, трафареты – символы: красные сердечки, эмблемы команд: «солнышко» и «капелька», ручки, ТСО.

Предварительная работа: Беседа с детьми о правах, знакомство с символами прав. Рассматривание дидактического материала «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях). Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха — цокотуха». Мамин – Сибиряк «Серенькая шейка». Русские народные сказки «Маша и медведь», «Морозко», «Гуси — лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Золушка».

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку «Вместе весело шагать», становятся полукругом. Коммуникативная игра «Добрый день».

Мы с вами познакомились с одним замечательным документом, который защищает права ребёнка. Кто помнит, как он называется?

Дети: «Конвенция о правах ребёнка».

С самого рождения дети имеют права. Какие же это права? (ответы детей).

В современном мире каждый человек должен знать свои права и вы, дети, в том числе. Соблюдать их и не нарушать.

Сегодня у нас не совсем обычное занятие, необычное потому, что оно будет проходить в виде викторины – конкурса на тему: «Я имею право».

Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Вы будете соревноваться по командам. У нас будет две команды: «Солнышко» и «Капелька».

Жюри будет оценивать ваши ответы, и после выполнения заданий будут вручаться символы — «сердечки». В конце конкурса – викторины жюри подсчитает у каждой команды «сердечки» и мы узнаем победителя.

Жюри просим занять свои места.

А теперь прошу команды занять свои места.

I – команда: «Солнышко».

Почему вы выбрали себе такое название?

«Солнышко ласкает и обогревает, всем в жизни помогает».

Наш девиз: «Есть права и у меня, хоть я маленький пока».

Кто у вас капитан? (Ответы детей).

II – команда: «Капелька».

А вы, почему выбрали такое название?

«Капелька это вода, а вода для жизни всем нужна».

Наш девиз: «Права детей не нарушать, их надо соблюдать».

А у вас кто капитан?

Итак, приступаем к выполнению заданий.

I задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».

Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено.

а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).

г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).

С этим заданием команды справились.

II задание: «Волшебный сундучок» (вношу под музыку).

У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.

а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».

б) А ещё здесь есть «волшебный мешочек». Что же в нём находится?

Достаю и показываю «сердечко».

Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).

Что значит забота? Кто заботится о вас?

в) Показываю «букварь». Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?

За правильный ответ команде «сердечко».

г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).

За правильный ответ команде «сердечко».

III задание: «Домашнее задание» (Сценки, проблемные ситуации).

Команда «Капелька»: «Айболит и Бармалей»

Айболит лечит зверей. Вбегает Бармалей пугает зверей, хватает доктора Айболита и привязывает его к пальме. Звери просят пожалеть их, отпустить доктора Айболита, чтобы он их полечил. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

Команда «Солнышко»: Семья готовится обедать.

Родители накрывают на стол, дети играют. Родители говорят детям, чтобы они шли обедать, дети играют. Папа берёт детей за руки и тащит их. Дети не хотят идти, он их наказывает, ставит в угол. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

IV задание: «Чья команда дружней и быстрей справится с заданием».

Даю картинки: иллюстрации из сказок. Написать, кто нарушил право, и кто его восстановил.

Какое право нарушено дети говорят устно.

«Собери картинку»: собрать из частей право и назвать его.

Чья команда быстрее выполнит задание, получит «сердечко».

Жюри подсчитывает количество «сердечек» у каждой команды. Определяем победителей, выясняем, что победила «дружба». Жюри вручает каждой команде коробочки конфет сердечком.

Итог: Играя, с помощью заданий мы закрепили ваши права. Каждый из вас теперь хорошо знает свои права и никогда их не нарушит. Когда вы вырастите и будите взрослыми, помните, что все люди и маленькие, и большие имеют свои права.

Викторина – конкурс завершается под песню «Солнечный круг».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

МБОУ «СОШ №21» г.Элиста РК

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Составил: Классный руководитель 9 «а» класса

МБОУ «СОШ №21» г.Элиста РК

Поштариков Андрей Анатольевич

Игра «Знатоки права»

(внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов)

Цель: Формирование правовой культуры у учащихся.

Задачи: Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

В мероприятии участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие учащихся и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.

Мероприятие проходит в классе или актовом зале в форме конкурса. Аудитория оформляется плакатами с «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.

План мероприятия

Конкурс 1 «Приветствие»

Конкурс 2 «Что бы это значило?»

Конкурс 3 “Гражданин России”

Конкурс 4 «Всякая всячина»

Конкурс 5 «Конкурс капитанов»

Конкурс 6 « Права человека»

Конкурс 7 “Правовой статус ребёнка”

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Конкурс 9 В шутку о серьезном

Конкурс 10 Сказка ложь, да в ней намек

Конкурс 11 «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

Конкурс 1 «Приветствие»

Первый конкурс-приветствие команд. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка - 5 баллов.

Жюри, подведите итоги

Конкурс 2 «Что бы это значило?»

Разминка. Командам по очереди задаются вопросы по правовой тематике из цикла «Что бы это значило?» в шуточной форме. Оценка - 1 балл за верный ответ.

Если вы не обнаружили ключа от двери под ковриком… (Значит вы его туда не клали, т. к. это опасно).
2. Инспектор ГИБДД не берет штраф за превышение скорости… (Вы ее не превысили)
3. Вас признали виновным в совершении преступления… (Вам минимум 14 лет)
4. Школьник выражался нецензурно в общественном месте… (Значит он мелкий хулиган, ст 20. 1 КоАП)
5. Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании здания школы… (И заплатили его родители штраф…)
6. Вы решили подарить дом своим родным…(Значит вы хорошо зарабатываете и дееспособны)
7. Вы - гражданин….(Значит вы свободны!)
8. Вы не можете без согласия родителей выехать из страны…(вы еще ребенок, т к вам не исполнилось 18 лет)

Жюри, подведите итоги

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей.

Обязанности:

1. Соблюдать законы.
2. Платить налоги .
4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6. .
7.
.

Конкурс 4 «Всякая всячина»

Конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 9 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше». Жюри фиксирует правильные ответы.

Вопросы команде №1 «….»:

Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум)

Кто является главой Российской Федерации? (Президент)

Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)

Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо)

К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? (Район)

В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)

5. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации (Декларация)

Государственным языком на всей территории России является…(Русский), а на территории Республики Калмыкия ….. (Калмыцкий и Русский)

Вопросы команде №2 «….»:

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)

2. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)

3. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18 лет)

4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …(Народ)

6. Процедура вступления в должность главы государства называется…(Инагурация)

7. Защита отечества для гражданина России является…(Почетной обязанностью)

8. К исполнительной ветви власти относится…(Правительство)

9. Государственным языком на всей территории России является…(Русский)

Жюри, подведите итоги конкурса и огласите их.

Конкурс 5 «Конкурс капитанов»

Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 10 секунд.

1.* Вопрос капитану команды «……»:

Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия -только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Щвейцария- в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?.... (женщинам было предоставлено избирательное право).

2.* Вопрос капитану команды «…..»:

В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?.....(курильщики).

3.* Вопрос капитану команды «……»:

Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?....(«закон»).

4.* Вопрос капитану команды «……»:

Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался?...(Гражданский кодекс).

Конкурс 6 « Права человека»

Объявляем условия четвертого конкурса, посвященного правам человека.

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции. Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Текст контрольного листа

Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………

(личную неприкосновенность)

Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-

зования)

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

ку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)

Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

……..(жизнь и личную неприкосновенность)

Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-

зоваться учреждениями культуры)

что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)

воспользовались правом…..(уехать из своей страны и вернуться на родину)

Слово жюри…

Конкурс 7 “Правовой статус ребёнка”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Время на обсуждение командой каждого пункта задания - 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов (за каждый правильный ответ - 1 балл).

1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет /.

2. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3. Может быть членом кооператива, акционерного общества / с 16 лет /.

4. Имеет право на получение паспорта. / 14 лет /.

5. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) / с 14 лет /.

6. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей / с 14 лет /.

7. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами / с14 лет /.

8. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии / с10 лет /.

9. Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки / с 6лет/.

10. Вправе посещать школу / с 6 лет /.

11. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов / с рождения /.

12. Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Слово жюри…

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

К оманде предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача - воспроизвести фразу полностью и точно. Время на выполнение - 3 минуты. Правильный ответ - 2 балла.

Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)

Закон суров, но / это закон

Высший закон - / благо народа

Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)

Обязанность без права есть / рабство /; право без обязанности - / анархия

Свобода есть право делать все, что / дозволено законом /” (Монтескье, философ)

Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /

Конкурс 9 В шутку о серьёзном

Пока команды работают письменно, мы проводим конкурс для болельщиков. Называется он «В шутку о серьёзном». За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку.

Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «черт побери».

У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: билета.

Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».

Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.

Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: Буратино.

«Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.

Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику.

Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: шапка.

Конкурс 10 Сказка ложь, да в ней намек

Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Внимание!

1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка)

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (« Волк и семеро козлят»).

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»)

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»)

Жюри подводит итоги.

Конкурс 11 «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

По словесному портрету назвать имя и фамилию сыщика. За правильный ответ команды получают по 2 балла.

Задание 1. « Национальность - бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов. (Эркюль Пуаро).

Задание 2. « Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед, подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. Он живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент - скрипка. (Шерлок Холмс)

Задание 3. Он почти не известен за границей, он был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за черной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов)

Задание 4. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него - пустяк. (Джеймс Бонд)

Жюри подводит итоги.

Наш конкурс по правовым знаниям подошел к концу, попросим членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласит общий счет, назвав команду победительницу.

Спасибо!

Задания по карточкам

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания -15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1. Соблюдать законы.
2. Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6. Сохранять природу и окружающую среду .
7.
Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государственными.

Задания по карточкам

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания -15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1. Соблюдать законы.
2. Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6. Сохранять природу и окружающую среду .
7.
Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государственными.

Конкурс 6 « Права человека»

Текст контрольного листа

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………………………………………………………………………….

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на………………………………………………………………………………

Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на………………………………………………………………………………

Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-

ку папы Карло нарушили его право на ………………………………………………………………………………………..

Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись

На работу к попу, воспользовался своим правом на…………………………………………………………………………….

Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя

Берендея, нарушил его право на………………………………………………………………………….

В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на

…………………………………………………………………………………………..

Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право……………………………………………………………………………………..

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,

что является покушением на право Буратино……………………………………………………………………………..

Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они

воспользовались правом……………………………………………………………………………………

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Команде предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача - воспроизвести фразу полностью и точно.

1.“Чтобы быть свободным, нужно

/ подчиняться законам /” (античная мудрость)

2. “Закон суров, но

/ это закон /!” (древнеримское изречение)

3. “Высший закон -

- / благо народа /” (древнеримское изречение)

4. “Право ребенка быть тем, /

/ кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)

5. “Обязанность без права есть / рабство /;

право без обязанности - / анархия /” (Г.Ламене, богослов, философ)

6. “Свобода есть право делать все,

что / дозволено законом /” (Монтескье, философ)

7. “Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется

/ наилучшему обеспечению интересов ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)

8.“Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих

/ уважение человеческого достоинства ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Запишите фразы

7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________8.___________________________________________________________________________

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Запишите фразы

1.___________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________6._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.___________________________________________________________________________

Открытое мероприятие по правовому воспитанию, с участием юридического лица – Алейник Оксаной Вадимовной (ООО «ЮКЦ» ЮрФирм, юрист).

Цель : ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь общества; ознакомить учащихся с основными правами и свободами Декларации прав человека; проанализировать типичные правонарушения; способствовать формированию у подростков правовой культуры, воспитанию уважения к правам и свободам личности.

Задача : воспитание законопослушного гражданина, ответственного за свои поступки.

Оборудование: персональный компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской, карточки, памятки; иллюстрации к сказкам (слайды), DVD кассета с записью музыкальных отрывков из мультфильмов, карточки с заданиями.

Ход:

I . 1. Беседа «Права человека»
Здравствуйте ребята и гости! Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.

«Вот вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши, да слышит!»

Ребята, какое смысловое значение имеет эта притча, для чего мы её прослушали?

– Мы прослушали притчу для того, чтобы вы задумались над сказанным, чтобы те слова, которые вы сегодня услышали и услышите, упали на добрую землю, сохранились в вашем сердце и принесли свои плоды.

Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназначенность. И только узаконенный приоритет прав человека может полноценно реализовать себя, выстроить свою собственную жизнь. Демократия невозможна без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.

Известно, что с рождения каждый человек имеет права, которые прописаны в государственных документах таких как: - Конституция России.
- Семейный кодекс.
- Основы законодательства об охране здоровья граждан.
- Федеральный закон об образовании.
- Конвенция прав ребёнка.

Права человека

Права человека

Закон

2. А сейчас, ребята, мне бы хотелось предоставить слово работнику юридической компании, юристу Алейник Оксане Вадимовне (беседа юриста с детьми).

3. Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк» …. в старину существовали сословия в обществе. Одни люди жили в достатке и богатстве, а другие в бедности и бесправии. Они вынуждены работать на самых тяжелых работах, ходить в самой плохой одежде, чтобы выжить. И у них не было никаких прав. Только право работать на господ. Но у этих бедняков были дети и семьи… и рассказывая своим детям сказки, они передавали через них все свои горестные страдания и наделяли героев сказок качествами характера и благами, которых сами не имели.
В одних сказках рассказывали, как добрый герой освободил всех жителей от злого духа, которого боялись. В других рассказывали о том, что богатырь побил сказочное чудовище, которое похищало девушек и детей. Хоть и считается сказка выдумкой, но в ней очень часто отражаются реальные события и преподносятся уроки доброты, честности, справедливости.
Давайте вместе подумаем и попробуем объяснить смысл слова « СКАЗКА?» Сказка – это… удивительные истории о добре или зле, о положительных и отрицательных героях, написанные автором или народом, в которых отражались особенности того времени, в которое они были написаны…

Что можно узнать и чему научиться у сказок?

О реальных и выдуманных событиях;
- об уроках добра и зла;
- об обычаях и нравах народов;
- о сказочных персонажах;
- получить хорошее настроение.

4. «Продолжите предложения, дополнив термины и понятия, которые используются во Всеобщей декларации прав человека».

Схватив крысу Шушару за хвост…(Буратино нарушил её право на личную неприкосновенность).
- Говорящий Сверчок посоветовал Буратино воспользоваться правом … (на получение бесплатного образования).
- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право… (наслаждаться искусством).
- Напавшие на Буратино ночью кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги и лишить, таким образом… (принадлежащего его имущества).
- Сыщики доберманы – пинчеры подвергли Буратино произвольному аресту, а дежурный бульдог приказал утопить его в пруду без установления … чего? (без установления судом виновности Буратино).
- Буратино лишил черепаху Тортилу принадлежащего ей имущества, силой отняв у неё золотой ключик (не силой, а обманом).
- Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину (не было никакой Страны Дураков, выдумки героев, чтоб забрать у Буратино деньги).
- Папа Карло жил очень бедно и не имел никакой защиты от безработицы. Молодцы справились и с этим заданием!

Права человека – с точки зрения мировоззренческого подхода,- это система ценностей, философская концепция, т.е. защита справедливости и человеческого достоинства.

Права человека – это нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, устанавливаемые и охраняемые государственной властью.

Закон нормативный акт, документ, принятый высшим органом государственной власти и установленным Конституцией порядком.

Самое главное право человека – право на жизнь. Так было не всегда! В Древней Спарте каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его со скалы вниз.

В какой сказке А.С.Пушкина и у какого героя нарушается право на жизнь?

а) «Сказка о золотом петушке»

б) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

в) «Сказка о попе и работнике его Балде»

Каждый ребенок имеет право на защиту от разлучения с родителями. Вспомните сказки (народные или авторские), в которых дети были насильно разлучены с родителями.

Каждый ребенок имеет право на заботу и попечение родителей. Вспомните название известной сказки С.Маршака, в которой маленькая девочка зимой оказалась в лесу и с ней произошли чудесные приключения. Как нарушается данное право ребенка в сказке?

Каждый ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. В какой сказке Ш.Перро нарушено это право?

Каждый ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя в нем хозяином. В какой английской сказке про трех животных это право нарушается?

Каждый ребенок имеет право не быть как все, имеет право быть индивидуальностью. В какой сказке Г.-Х.Андерсена это право нарушено?

Подведение итога данного раздела мероприятия:

    Никто не имеет права обижать человека, унижать его и жестоко наказывать.

    Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права.

    Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и защите.

    У каждого ребенка есть право иметь собственное мнение и право говорить то, что он думает.

    Никто не может заставить человека вступить в какую-то организацию, если он этого не хочет.

    Ребенок имеет право на собственное жилье.

    Ребенок имеет право на попечение родителей.

    Каждый ребенок имеет право на жизнь.

    Каждый ребенок имеет право на защиту от разлучения с родителями.

    Каждый ребенок имеет право не быть как все, быть индивидуальностью.

    Каждый ребенок имеет право получить образование.

«Сказочная эстафета»

(приглашаются по 1 участнику от команды)

Первый игрок : Иванушка из сказки конек-горбунок.
Участник сгибается по пояс. Кладёт мяч или надутый шарик себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его необходимо придерживать рукой, оставаясь при этом в полусогнутом состоянии.

Второй игрок : Баба-Яга, ступа и мела.

Участник встает одной ногой в ведро, а в другой держит швабру. В таком положении надо пройти всю дистанцию.

Третий игрок : Емеля из сказки «По щучьему велению», сани самоходы.

Участник садится на санки и проходит дистанцию.

Задача командам: Узнать какое сказочное средство передвижения изобразили участники, и назвать владельцев данного транспорта?

Игра с командами

Вопросы командам (готовится «Сказочная эстафета»)

1. Какие виды сказочного транспорта вы знаете? (Печка, избушка на курьих ножках, сапоги-скороходы, Сивка-бурка, Серый волк, Конек-Горбунок, сани-самоходы, летучий корабль, ковер-самолет, ступа, помело и т.д.)

2. Назовите сказки, где участвуют бабушки («Красная Шапочка», «Курочка Ряба», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Снегурочка»)

3. Назовите числа, наиболее распространенные в сказках. Назовите также эти сказки. («Три толстяка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «12 месяцев», «Белоснежка и 7 гномов»)

«Сказка ложь, да в неё намёк»

(приглашаются по 2 участника от команды)

Задание: Разгадать загадки сказочных героев , угадать кто они?

    «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, что во мне кто-то поселился… Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…» (Теремок)

    «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти! Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь…» (Сапоги, сказка «Кот в сапогах»)

    «Нам не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать». (Часы, сказка «Золушка»)

    «Для меня очень вредно находиться в воде. Спасибо этому любопытному мальчишке. Если бы не он и не Черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?» (Золотой ключик)

    «Я, конечно, готова выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта». (Рыбка, «Сказка о золотой рыбке»)

    «Я осталась жива только благодаря этой маленькой, хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!» (Ласточка, сказка «Дюймовочка»)

Игра с командами

(показ слайдов)

Вопросы к командам : Определите какие статьи Декларации прав человека были нарушены героями сказок? (готовится «Сказка ложь, да в неё намёк»)

Вопрос 1.

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу, –

Говорит мудрец в ответ.

Плюнул царь: "Так лих же: нет!”

Старичок хотел заспорить,

Но с иным накладно вздорить;

Царь хватил его жезлом

По лбу; тот упал ничком…”

Какие права нарушил царь Дадон?

Вопрос 3.

Вопрос 2. Из какой сказки этот фрагмент? рисунке?

Какие права здесь нарушены?




Вопрос 4.

Из какой сказки эта иллюстрация?

Нарушение какого права изображено на

рисунке?


Вопрос 5.

Как называется эта сказка?

Какое право было нарушено ведьмой?


Вопрос 6.

Какими правами воспользовались

герои этих сказок?

Вопрос 7. Нарушение какого права изображено на рисунке?

Вопрос 8.

Какие права нарушил Иван царевич?

Конкурс капитанов.

На сцену выходят капитаны команд. Им предстоит поработать следователем. Капитаны вы с помощью подсказок должны определить о ком идёт речь.

1. Он очень отважный полицейский.

2. Его партнёр – человек.

3. Он –породистый пёс.

(Комиссар Рекс)

1. Он –герой защитник будущего.

2. Он – необычный персонаж.

3. Он – мутант.

(Черепашка – ниндзя)

1. Он – круглобокий.

2. Его очень любят дети.

3. Он ушёл от бабушки.

(Колобок)

«Юридическая консультация»

(приглашаются по 2 участника от команды)

Участникам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

3. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

6. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип « от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплаты труженика. Труженик устроил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде».)

«Азбука права»

(приглашаются по 2 участника от команды для решения кроссворда)

1. Ребенок имеет право на… (слово из 11 букв)
2. Правила поведения людей для совместной и общественной жизни, охраняемые государством? (слово из 5 букв)
3. Кто является человеческим существом до достижения 18 летнего возраста? (слово из 7 букв)
4. У каждого человека при решении некоторых вопросов есть свое… (слово из 6 букв)
5. Это право ребенок получает с момента рождения? (слово из 3 букв)

Игра с командами

(готовится «Азбука права»)

Вопрос - Какие волшебные слова мы знаем и постоянно используем? (вопрос для всех)

Конкурс: Что ж, раз вы все так хорошо знакомы с вежливыми словами, тогда по моей вежливой команде, выполняйте задания. Готовы?
Пожалуйста, поднимите правую руку вверх, а теперь левую, похлопайте, пожалуйста….. ущипните соседа слева… .

Подведение итогов игры.

Награждение команд в номинации

« Знатоки права», «Юридическая консультация», «Следователи».

II. Тесты.

- А теперь, дорогие ребята, мы вместе с Оксаной Вадимовной подготовили для вас тесты, в которых вы должны выбрать правильные ответы. Обсуждение предлагаем провести в группах и выступить представителю от каждой группы. Победителями будут ребята той группы, которые быстрее найдут правильные ответы.

Tecт l

    Что такое Конституция?
    а) книга о приключениях.
    б) основной закон России.
    в) название шоколада.

    В каком возрасте начинается административная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) с рождения
    .

    Чем занимается УК РФ?
    а) защитой отношений между людьми.
    б) регулированием отношений между преступником и государством.
    в) оба варианта подходят.

    Кто подлежит призыву на военную службу?
    а) только мужчины.
    б) мужчины и женщины.
    в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.

    Ребенок – это человек...
    а) который ходит в школу;
    б) не достигший 18 лет;
    в) достигший 18 лет.

Тест 2

    Что тако закон?
    а) документ, который регулирует права людей.
    б) правило поведения.
    в) наказание за преступление.

    В чем цель наказания?
    а) посадить человека в тюрьму.
    б) предотвратить новые нарушения закона.
    в) наградить правонарушителей.

    Правонарушение – это…
    а) нарушение закона;
    б) нарушение распорядка дня;
    в) нарушение режима питания.

    Какие документы необходимы для устройства на работу?
    а) паспорт или свидетельство о рождении.
    б) трудовая книжка.
    в) все перечисленные выше документы.

    Конвенция о правах ребенка была принята
    а) 20 ноября 1989 года;
    б) 100 лет назад;
    в) 20 ноября 2002 года.

Тест 3

    Сколько статей в нашей Конституция РФ?
    а) 100 статей.
    б) 137 статей
    .
    в) их в ней вообще нет.

    2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
    а) охраной общественного порядка;
    б) охраной порядка, прав и свобод человека;
    в) охраной домов.

    В чем заключается значение свободы?
    а) в уважении прав других людей.
    б) это возможность делать то, что хочешь.
    в) оба варианта подходят.

    Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
    а) да.
    б) нет.
    в) может, только с разрешения родителей.

    Ребенок, совершивший преступление...
    а) виновен в любом случае;
    б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
    в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.

Тест 4

    Могут ли законы РФ противоречить Конституции РФ?
    а) могут.
    б) не могут.
    в) могут, если необходимо.

    Защитой прав детства в основном занимается:
    а) комиссия по делам несовершеннолетних;
    б) директор детского сада;
    в) полиция.

    Правонарушение делится на два вида:
    а) проступок и поступок;
    б) проступок и преступление;
    в) преступление и действие.

    Уважительной причиной неявки по повестке в Военный комиссариат считается:
    а) медицинская справка, подтверждающая неявку по болезни;
    б) неразделенная любовь;
    в) похищение инопланетянами.

    Заботиться о ребенке должны:
    а) родители;
    б) родители и государство;
    в) звери.

Тест 5

    В РФ кто пользуется правами и свободами?
    а) все граждане РФ.
    б) только пенсионеры.
    в) все живое в нашей стране.

    Что грозит водителю за проезд на красный сигнал светофора?
    а) арест.
    б) штраф.
    в) поселение.

    Преступление – это...
    а) особо опасный проступок;
    б) добрый поступок;
    в) не очень опасный проступок.

    С какого возраста законом разрешается поступать на работу?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) возраст не ограничен
    .

    Все дети Земли равны...
    а) в правах;
    б) по росту;
    в) по количеству игрушек.

Тест 6

    С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
    а) с 18 лет.
    б) с 7 лет.
    в) с 20 лет.

    Что обязан сделать полицейский при задержании несовершеннолетнего?
    а) сообщить начальству.
    б) сообщить его родителям.
    в) сообщить классному руководителю.

    С какого возраста начинается уголовная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 14 лет в особых случаях.
    в) с 18 лет
    .

    Какой документ при приеме на работу заключается обязательно?
    а) завещание.
    б) трудовой договор.
    в) договор о дарении вещи.

    Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
    а) дети-инвалиды и дети, лишенные семьи.
    б) дети в возрасте с 15 до 18 лет.
    в) все дети имеют такое право.

Тест 7

    Из каких частей состоит власть в РФ?
    а) законодательная, исполнительная, судебная.
    б) законодательная, исполнительная
    в) власть едина.

    Что рассматривает Уголовный Кодекс РФ?
    а) преступления.
    б) проступки.
    в) хорошие поступки.

    Запрещается вовлечение детей в...
    а) преступление;
    б) игру;
    в) поход.

    Сколько раз в год проходит призыв на военную службу?
    а) 2 раза.
    б) 1 раз.
    в) призыв объявляется по необходимости.

    Ребенок имеет право на:
    а) жизнь;
    б) общение с родителями;
    в) защиту от голода и болезней

Тест 8

    Защита Отечества – это...
    а) долг и награда;
    б) обязанность;
    в) долг и обязанность
    .

    Вовлечение детей в распитие спиртных напитков...
    а) запрещено;
    б) полезно;
    в) не наказывается.

    Что такое дееспособность?
    а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия.
    б) способность иметь права и обязанности.
    в) так по-другому называется право на труд.

    Ребенок свободен...
    а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его;
    б) выбирать религию;
    в) оба варианта
    .

    Какой самый распространенный вид наказания?
    а) предупреждение.
    б) вызов в полицию.
    в) штраф.

Тест 9

    Если преступление совершено во время самообороны, то:
    а) человек несет уголовную ответственность и наказание;
    б) освобождается от них;
    в) несет наказание.

    Кто обладает правоспособностью?
    а) все граждане с 18 лет.
    б) все граждане с рождения до смерти.
    в) никто не обладает
    .

    Спор с родителями – это...
    а) возможность выразить свое мнение;
    б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга;
    в) желание доказать другим свою правоту.

    Что такое альтернативная служба?
    а) это обязанность для любого гражданина.
    б) это право гражданина по убеждениям или по вере не служить в армии.
    в) это возможность уклониться от службы в армии.

    Какой основной международный документ закрепляет права детей?
    а) Конституция РФ.
    б) Устав школы.
    в) Конвенция о правах ребенка.

III. Подведение итогов. Награждение грамотой. Раздача памяток.

ПАМЯТКА «Я ИМЕЮ ПРАВО…»

Сказать «Я имею право…» означает:

    Ты знаешь, что такое закон и право;

    Ты знаешь, что такая возможность в законе записана;

    Ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;

    Ты знаешь, что если тебе кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь (имеешь право) привлечь его к суду.

ПАМЯТКА «ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА»

    Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

    Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушитель права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их.

    Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав – к произволу.

ПАМЯТКА «ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Примечание: Для расчёта штрафов: 1 МРОТ = 10 руб. (МРОТ – минимальный размер оплаты труда) .

Для учащихся:
1. Антонов В.В. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека»
2. Шабельник Е.С., Е.Г.Каширцева «Ваши права»
3.Шабельник Е.С. «Права ребёнка»

Похожие публикации