Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Понятие и источники права международных договоров. Понятие права международных договоров. Понятие международного договора. Кодификация права международных договоров. Соотношение международных конвенций и российского законодательства о договорах Под правом

Право международных договоров - это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок их заключения, исполнения и прекращения, определяющих участие государств в договорном процессе.

Право международных договоров - одна из наиболее древних и важных отраслей общего международного права. Она - базовая отрасль международного права, ибо посредством заключения международных договоров регламентируются отношения государств в различных сферах взаимодействия и сотрудничества. Без договоров практически невозможно дальнейшее развитие международного права.

Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления межгосударственных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Субъектами прав международных договоров являются субъекты международного права , т.е. государства, международные (межгосу дарственные) организации иборющиеся за независимость нации. Государства обладают договорной правоспособностью в силу своего суверенитета и международного права. В свою очередь, договорная правоспособность международных организаций определяется учредительными актами, принятыми в соответствии с ними решениями и резолюциями, а также практикой организации. Между тем характерной особенностью XX столетия является то, что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов международного права принимают межгосударственные организации. Это, в свою очередь, вызвало появление большого числа договоров с участием названных организаций. Хотя государства (только стран - членов ООН в 1999 г. насчитывалось 185) остаются главными действующими субъектами на мировой арене, межгосударственных (межправительственных и особенно неправительственных) организаций на порядок больше, их роль возрастает, они образуют обширную сеть, охватывающую все области и сферы современных международных отношений.

Длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи. Таким образом, до сих пор большую роль в качестве источника рассматриваемой отрасли играет международно - правовой обычай .

Первый кодификационный акт в области права международных договоров был принят в 1928 г. на конференции американских государств. Им являлась Гаванская конвенция о договорах, которая носила региональный характер, поскольку действовала лишь в Латинской Америке.

После появления Организации Объединенных Наций и создания в ее рамках Комиссии международного права кодификация права международных договоров стала одной из главных задач, поставленных перед этой комиссией. Комиссия разработала проект статей о правe международных договоров, и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968 - 1969 годах, была принята Венская конвенция о праве международных договоров (1969 г.) . (См. Файл материалов. Приложение 1). Эта конвенция (далее - Венская конвенция 1969 г.) регулирует отношения, касающиеся межгосударственных договоров: подробно регламентирует порядок заключения договоров между государствами, вступления их в силу, толкования, применения и прекращения, а также условия их действительности. Венская конвенция 1969 г. вступила в силу в 1980 году. Хотя ее участниками являются на 1999 год около 80 государств, на нее ссылаются как на общепризнанный источник норм договорного права.

Появление межправительственных международных организаций и возрастание их роли в международной жизни повлекли договорное оформление их отношений как с государствами, так и между собой. В результате не только появилось большое число таких договоров, но была выработана определенная международная практика, касающаяся заключения, действия и прекращения данной категории договоров. Это вызвало, в свою очередь, необходимость подготовки и принятия специальной конвенции. В этих целях в 1986 г. на созванной в Вене под эгидой ООН конференции была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.) ,которая, являясь результатом кодификации и прогрессивного развития международного права, содержит положения, учитывающие специфику договоров с участием международных организаций. В 1978 г. на основе проекта статей, подготовленного Комиссией международного права, была принята Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров , которая, однако, до сих пор не вступила в силу.

Таким образом, основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями от 21 марта 1986 г.

Обе конвенции констатируют сохранение обычая как источника права международных договоров, подтверждая, что вопросы, которые не нашли решения в положениях этих конвенций, будут по - прежнему регулироваться нормами международного обычного права. Следует также иметь в виду значение обычаев в связи с тем, что отдельные государства не являются участниками Конвенции о праве международных договоров, а другая названная конвенция пока не вступила в силу.

В процессе создания норм права международных договоров важное место занимают конституции и другие внутренние нормативные акты государств .Они устанавливают, какие органы и в каких случаях имеют право заключать международные договоры, определяют органы и процедуру ратификации, перечень договоров, подлежащих обязательному предварительному парламентскому одобрению и ратификации, последовательность осуществления этих актов и т.д. В отношении договоров, заключаемых международными организациями, такую роль играютих уставы и практика заключения и применения договоров. В законодательстве России этим вопросам посвящены отдельные статьи Конституции РФ, Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. (См. Файл материалов. Приложение 2) и некоторые другие нормативные акты.

В некоторых государствах действуют специальные законодательные акты в области международных договоров.Они подробно определяют внутригосударственный порядок заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров государств с другими государствами и международными организациями. Такие нормы содержатся, как правило, в конституциях либо в специальных законах.

Следовательно, к основным источникам права международных договоров можно отнести также международно - правовой обычай, конституции и другие внутренние нормативные акты государств, специализированные законодательные акты.

Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет место международных договоров в системе российского права, органы, имеющие право заключать подобные договоры, порядок ратификации международных договоров. Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации", положения которого в основном соответствуют Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., подробно регулирует такие вопросы, как порядок заключения, выполнения, прекращения и приостановления действия международных договоров, а также порядок регистрации в международных органах, хранения подлинников международных договоров и официальной публикации. Данный закон имеет и международное значение. Так, в нем определяется, кто имеет право заключать международные договоры России без предъявления полномочий, а также какие договоры подлежат обязательной ратификации.

Право международных договоров распространяет свое действие на все виды международных договоров независимо от их формы и наименования, регулируемого ими объекта, процедуры их заключения, а также от видов их участников. (см. подробнее ниже 2.1).

Хотя Венские конвенции 1978 и 1986 годов и не вступили в силу, многие их положения действуют в качестве обычных норм. Названные конвенции кодифицировали не все действующие обычные нормы в области права международных договоров. В частности, не подверглись кодификации обычные нормы, касающиеся влияния войны на международные договоры. Поэтому наравне с договорными продолжают действовать и обычные нормы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.Формирование отрасли международного договорного права

1.1 Возникновение и развитие права международных договоров

1.2 Кодификация права международных договоров

2. Общая характеристика международных договоров

2.1 Понятие и виды международных договоров

2.2 Заключение международных договоров

2.3 Действие договоров

3. Международная договорная практика Российской Федерации

3.1 Международный договор в правовой системе России

3.2 Россия и Европейские сообщества: развитие договорных отношений

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А. Договор между Хаттушилем III и Рамсесом II (Извлечение)

Введение

Актуальность темы. Тема исследования представляется в настоящее время актуальной, поскольку международные договоры играют большую роль в решении важнейших проблем, стоящих перед мировым сообществом сегодня. На современном этапе международный договор активно используется всеми государствами в целях поддержания мира и безопасности, сокращения вооружений, защиты прав человека. Велика также роль договоров в развитии социально - экономического сотрудничества, так как с их помощью регулируются важнейшие экономические, научные, технические, культурные и иные связи между государствами.

Международный договор является основным источником международного права, а источник международного права есть форма выражения и создания международно-правовых норм. Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей их сторон. Как отмечается в утвержденной Президентом России Д. Медведевым Концепции внешней политики России, главным инструментом формирования нового миропорядка является многосторонняя дипломатия См.: Концепция внешней политики россии от 12 июля 2008г. Раздел III. Часть 1//Официальный сайт Президента российской Федерации www.kremlin.ru (Посещение сайта от 16. 05. 2010). . При этом «… на смену блоковым подходам при решении мировых проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного поиска решений общих задач» См.: Концепция внешней политики россии от 12 июля 2008г. Раздел III. Часть 1//Официальный сайт Президента российской Федерации www.kremlin.ru (Посещение сайта от 16. 05. 2010). . Договорная форма закрепления международных отношений позволяет обеспечить стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связано с договорами. Необходимо отметить, что право договоров - одна из самых кодифицированных отраслей международного права.

В наши дни приобретает огромное значение соблюдение одного из важнейших принципов международного права - принципа добросовестного и неукоснительного выполнения международных договоров (pacta sunt servanda), от которого во многом зависит стабильность отношений между государствами.

Подавляющее большинство международно-правовых норм возникает из международных договоров, число которых за последнее десятилетие значительно возросло.

Преимущество международного договора перед другими источниками международного права очевидно и вытекает из его формы. Международный договор - более ясная и точная форма соглашения между государствами, которую труднее исказить путем произвольного толкования.

Возрастание роли и числа международных договоров в современном мире определяет необходимость всестороннего исследования тех правовых норм, которые регламентируют порядок их заключения, действия и осуществления и составляют право международных договоров.

Объектом исследования является право международных договоров как основа международного процессуального права.

Предметом исследования является международный договор, как основной источник международного права.

Цель исследования заключается в анализе международного договора как основного источника международного права.

Задачами исследования являются:

Рассмотрение истории возникновения, развития и становления права международных договоров;

Исследование проблем кодификации права международных договоров;

Определение понятия и видов международных договоров;

Анализ порядка заключения, действия и осуществления международных договоров;

Характеристика роли и значения международных договоров в правовой системе Российской Федерации.

Обзор правовой базы и анализ литературы. Нормативно - правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, определяющая место и роль международных договоров в правовой системе России; федеральный закон России «О международных договорах Российской Федерации» от 21 июня 1995 г., базирующийся на положениях Конституции РФ и общепризнанных нормах права международных договоров. Анализируются положения Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г., заложившие правовую основу заключения, выполнения и прекращения действия договоров.

Теоретическую базу исследования составили идеи классиков международного права Г. Гроция, Э. де Ваттеля, труды ведущих представителей отечественной доктрины международного права: Ю.Я. Баскина, Р.М. Валеева, Р.А. Каламкаряна, В.Н. Кудрявцева, И.И. Лукашука, А.Н. Талалаева, Д.И. Фельдмана, О.Н. Хлестова. Глубокий фундаментальный анализ права международных договоров в свете Венских конвенций 1969 и 1986 гг. содержится в коллективном труде ученых под руководством проф. Т.З Кудрявцева «Курс международного права» (том 4). Генезис международного договорного права показан в наиболее значимом за последние два десятилетия труде по истории международного права Ю.Я. Баскина и Д.И. Фельдмана.

На формирование концепции исследования оказали влияние работы С. Г. Восканова, Ф.А. Будуртановой, Б.К. Карбузовой, В.В. Колесник, М.П. Лозовик, В.Н. Мяснянкина, С.А. Чекунова, О.В. Черниковой, А.А. Юниса и других авторов.

Методологическую основу исследования составляют философскиеи общенаучные методы(диалектический, логический, системного анализа и синтеза), а также специальные методы (формально - юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой).

Структура исследования включает введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, глоссарий, список использованных источников, приложения.

1 . Формирование отраслей международного договорного права

1.1 Возникновение и развитие права международных договоров

Международный договор является главным источником международного права, главной формой взаимодействия государств.

Право международных договоров как система договорных и обычных юридических норм и принципов, регулирующих отношения между государствами, возникло на определенной ступени развития человеческого общества. При этом отмечают несколько периодов в его развитии:

Международные договоры в Древние века - ХIV в. до н.э. - V в. н.э.;

Международные договоры в Средние века - период феодализма - VI - ХV вв. и период перехода от феодализма к капитализму - ХVI-ХVIII вв.;

Международные договоры в Новое время - 1789-1917 гг.;

Международные договоры в Новейшее время - конец 1917 г. - настоящее время.

Международные договоры являются одними из древнейших источников международного права, которое на заре своего возникновения носило в основном обычный характер. Международно-правовой обычай был основным источником международного права в рабовладельческом обществе.

По мере того как связи между древнейшими государствами становились более тесными и постоянными, стали заключаться международные договоры. Их заключение предполагало существование уже развитой письменности. Первые такие договоры появились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., приблизительно 5 тыс. лет назад в государствах Двуречья. Древнейший дошедший до нас международный договор был заключен в первой половине ХХIII в. до н.э. между аккадским царем Нарамсином и мелкими правителями Элама Чекунов С.А. Международный договор: В прошлом и настоящем // Закон и право. - 2003. - №10. - С. 34. .

Исторические памятники указывают на существование оживленных внешних сношений между государствами Востока еще во II тысячелетии до н.э. С середины II тысячелетия до н.э. число дошедших до нас договоров становится довольно значительным. Среди них встречаются договоры союзные, о границах, о заключении браков. С возвышением Египта, активизацией его внешней политики в отношении сопредельных государств и племенных образований на юге долины Нила и в Азии заключенные им договоры приобретают первостепенное значение. Один из них, не только древнейший, но и наиболее типичный для того времени, был заключен около 1300 года до н.э. между царем Хаттушилем III (Хаттусилисом) и египетским фараоном Рамсесом II Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. - М., 1990. - С. 15. (см. Приложение А). Он послужил образцом для последующей договорной практики эпохи рабовладения.

В качестве субъектов международного права того времени выступали не сами государства, а фараоны, цари, князья, самостоятельные или зависимые правители отдельных городов. Отсюда значительное число договоров о браке, в которых самым подробным образом регулировались вопросы приданного, ранга и прав царицы среди других жен и т.п. Династические браки были тогда весьма важным политическим актом, некоторые из них действительно повлекли за собой существенные результаты. Так, брак вавилонской царевны Шуммуримат (Семирамиды) с ассирийским царем Шамши-Ададом II привел не только к установлению дружеских отношений между обоими государствами, но и к необычайному росту в Ассирии влияния вавилонской религии и культуры.

Древний Восток не знал принципа равенства субъектов международного права. К середине I тысячелетия до н.э. считались «великими» и относительно равноправными Египет, Вавилон, Митани и Хеттская держава. Позже к ним присоединилась Ассирия. При этом египетский фараон и среди них занимал особое, первенствующее положение.

Государи, считавшиеся равными, обращались друг к другу как братья: «Я благополучен, а ты, твои дома, твои жены, твои сыновья - да будут весьма благополучны». Зависимые правители и князья начинали свои письма с обращения «господин» или «отец». Вот пример: «Царю, господину моему, моему Солнцу - так говорит твой раб Робадди; к ногам моего господина, своего Солнца я припадаю семь и семь раз»Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. - М., 1990. С. 17. .

В целом международные договоры заключались по двум основным вопросам: о войне и мире, при этом союзные договоры были как оборонительные, так и наступательные.

В I тысячелетии до н.э. активную внешнюю политику вели государства Древней Индии, в частности, они устанавливали контакты с соседними странами, расположенными за пределами Индийского полуострова. Индийский исторический памятник того периода - законы Ману - упоминает о рангах дипломатических агентовЧекунов С.А. Международный договор: В прошлом и настоящем. // Закон и право. - 2003. - №10. - С. 34. - С. 35. .

Союзные и мирные договоры были двумя главными видами международных договоров Древнего мира. Их субъектами выступали не только государства, но и города, союзы государств и городов, иногда религиозные организации и даже отдельные лица. Большинство договоров были двусторонними. Процедура их заключения была сложной и обставлялась строгими формальностями, особенно договоры религиозного характера, без соблюдения которых они считались недействительными.

В Древнем Риме ритуал заключения договоров выполняли особые духовные лица - фециалы. Старший фециал убивал камнем жертвенного поросенка и произносил клятвы верности договору. Этот момент считался моментом заключения договора и одновременно вступления его в силу. Официальные лица ставили свои подписи, скреплявшиеся иногда печатью. В Греции печать применяли только независимые государства. В Древнем Китае существовал даже особый дворец договоров - Менг-Фу Чекунов С.А. Там же. С. 35. .

Какого-либо одного языка, на котором составлялись бы все древние международные договоры, не было. Договоры составлялись, как правило, в одном подлинном экземпляре, с которого делались копии и переводы. Сила международных соглашений между древними государствами обосновывалась с точки зрения религиозных предписаний. Считалось, что правители государств действовали от имени богов, покровительствовавших тому или иному народу. Боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, что должно было содействовать выполнению соглашения. Поэтому клятва, включавшая торжественное обещание соблюдать договор и призыв к божеству вмешиваться в случае нарушения соглашения становится частью норм, регулирующих поведение его участников. В связи с этим нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление и контрагент стороны, нарушившей клятву, освобождался от дальнейшего выполнения обязательств. Более того, он получал право начать против нарушителя клятвы войну См.: Тиунов О.И. Принцип соблюдения договоров в международном праве. - Пермь, 1976. - С. 7-8. . Особенно часто практиковалась отправка в качестве заложников царских детей. Именно в этот период начал складываться принцип «paсta sunt servanda» - договоры должны соблюдаться Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Указ. соч. С. 18. .

В Древней Индии была сделана первая попытка дать определение международного договора как «того, что связывает суверенов в отношениях их друг с другом».

Свое влияние на право международных договоров оказал феодальный строй. Субъектами договора наряду с государствами выступали феодалы, а позже и города, добившиеся независимости от местных феодалов. Римские папы заключали особые соглашения - конкордаты.

Вследствие развития производительных сил, роста торговли и мореплавания число договоров увеличилось, появились новые виды международных договоров: торговые, о плавании по рекам, консульские, валютные и другие. В конце ХV- начале ХVI в. вопросы торговли стали занимать все большее место в договорах между государствами. В них встречались положения чисто политического характера: о союзе, дружбе и т.п. Эти договоры назывались союзными в торговых целях Чекунов С.А. Международный договор: В прошлом и настоящем. // Закон и право. - 2003. - №10. - С. 35. .

В Средние века, как и в древности, не было общего для всех государств международного права. Существовало несколько центров международной жизни - Западная Европа, Византия, Киевская Русь, арабский Восток, Индия и Китай. В это время заключались договоры об арбитраже. Их число стало увеличиваться в период абсолютизма и разложения феодального общества. В основном феодальные договоры были двусторонними, но заключались и многосторонние, прежде всего мирные договоры. Важнейший из них - Вестфальский мирный договор 1648 г., ознаменовавший окончание Тридцатилетней войны и регулировавший отношения между государствами Европы вплоть до Французской буржуазной революции. Претерпели значительные изменения форма и структура международных договоров, их язык и другие аксессуары формы Чекунов С.А. Указ соч. С. 36. .

Договоры заключались на срок или бессрочно. Бессрочными были обычно мирные договоры. Они заключались навечно, как говорилось в договорах Руси, «пока сияет солнце и весь мир стоит» или «пока хмель не потонет и камень не поплывет».

В период абсолютизма (ХVI - ХVII вв.) феодальное государство достигает наивысшей ступени централизации; создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция. Во внешней политике решающую роль играют интересы династического порядка. Получил признание принцип суверенитета и равноправия государств. Так, Вестфальский мирный договор (1648 г.) признал суверенитет Швейцарии и Голландии, а также право всех германских князей проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, подтвердив тем самым равноправие всех государств независимо от исповедываемой религии и форм государственного устройства Чекунов С.А. Там же. С. 36. .

В период абсолютизма договорная практика получает дальнейшее развитие. Заключаются политические, союзные, мирные договоры, в торговых широко применяется условие наибольшего благоприятствования.

Буржуазные революции и национально-освободительные движения в конце XVIII - первой половине XIX в. в Европе и Америке привели к возникновению новых буржуазных отношений. Изменяется служебная роль и классовое содержание международных договоров.

Образование капиталистического мирового рынка, широкое развитие международной торговли, экономических, технических и других международных связей и средств сообщений привели к росту числа международных договоров, особенно многосторонних соглашений по вопросам связи, путей сообщений, санитарии и т.д. Усложнялось содержание торговых договоров и консульских конвенций, число их увеличивалось, возникали новые виды договоров (о правовой помощи, выдаче, патентах и авторских правах).

Таким образом, с появлением международно-правовых договоров начинает формироваться и право, регулирующее их действие. То есть право договоров формируется одновременно с международным правом в целом. Этот процесс протекал под большим влиянием римского права и, в частности, такой его отрасли, как обязательственное право. Там же была заимствована формула основного принципа права договоров «pacta sunt servanda».

1.2 Кодификация права международных договоров

Учитывая роль права договоров в функционировании международного права, можно полагать, что без кодификации этой центральной отрасли было бы трудно говорить о кардинальных успехах в кодификации международного права в целом.

История кодификации международного права договоров очень коротка, если не считать нескольких разделов, посвященных международным договорам в неофициальных кодексах международного права Д. Филда, И. Блюнчли и других юристов Талалаев А.Н. Юридическая природа международного договора. - М., 1963. - С. 182. . Наиболее крупной доктринальной кодификацией, специально посвященной праву договоров, был так называемый Гарвардский проект, опубликованный в 1935 г. Этот весьма обстоятельный труд подготовила группа юристов на базе Гарвардского университета.

Первая попытка официальной кодификации была предпринята в рамках Лиги Наций Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Международное публичное право. - М., 2007. С. 41. . Резолюцией Ассамблеи Лиги от 22 сентября 1924 г. был создан комитет экспертов из 16 юристов по прогрессивной кодификации международного права. В числе других 11 вопросов, которые, по мнению комитета, созрели для такой кодификации (гражданство, территориальные воды, дипломатический иммунитет, ответственность государств, пиратство, использование ресурсов открытого моря и др.), был и вопрос о процедуре заключения и разработки международных договоров. Однако этот вопрос не был выделен в самостоятельный и рассматривался вместе с процедурой работы международных конференций.

В комитет по кодификации входили видные юристы-международники Англии, Германии, Италии, Бельгии, Сальвадора, Японии, Чехословакии и др. На заседании первой сессии комитета, состоявшейся в Женеве 8 апреля 1925 г., был создан подкомитет для выработки предложений по праву международных договоров и международных конференций. Докладчиком по этому вопросу был назначен представитель Чехословакии. Однако доклад имел ряд недостатков, в связи с чем против него высказались многие страны (Англия, Германия, Индия, Венесуэла, Югославия) Талалаев А.Н. Юридическая природа международного договора. - М., 1963. С. 183. .

Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим наиболее устоявшиеся нормы права договоров, явилась Межамериканская конвенция о международных договорах 1928 г., состоявшая всего из 21 статьи.

Состояние права договоров оценивалось весьма критически. В Гарвардском проекте отмечалось, что «не имеется ясного и точного определения права договоров». Авторы констатировали: «Область права договоров в особой степени представляет собой поле, на котором процветают пережитки и где до сего дня очень мал прогресс в отношении установления единообразия и всеобщих стандартов». Столь же критическая оценка была дана и Секретариатом Организации Объединенных Наций (ООН): «Едва ли существует какой-либо раздел права договоров, который был бы свободен от сомнений и в ряде случаев от путаницы» Курс международного права: В 7 т. Т.4. Отрасли международного права. Отв. ред. В.Н. Кудрявцев.- М., 1990. - С. 12. .

После второй мировой войны в рамках ООН в соответствии со ст. 13 Устава ООН была образована Комиссия международного права ООН. Вопрос о праве договоров с самого начала был включен в программу работ Комиссии международного права, которая начала им заниматься в 1950 г. В работе Комиссии участвовали и советские юристы.

Потребовались многие годы для подготовки проекта статей. Только в 1968 г. для его обсуждения была создана Венская конференция по праву международных договоров, которая в 1969 г. завершилась принятием Венской конвенцией о праве международных договоров. Конвенция представляет собой кодекс права международных договоров (85 статей и приложение). Ею урегулированы все основные вопросы этой отрасли международного права. За ее пределами остались соглашения, сторонами которых являются не государства, а иные субъекты международного права, а также соглашения, заключенные не в письменной форме. Конвенция оговорила, что это не лишает такие соглашения юридической силы, а также не исключает возможности применения к ним тех норм конвенции, которые для них обязательны в силу международного права (ст. 3). В случае, если в соглашении наряду с государствами участвуют и иные субъекты международного права, конвенция применяется к отношениям государств между собой (п. «с» ст. 3) Там же. С. 13. .

Едва ли можно предполагать кодификацию норм, регулирующих действие соглашений не в письменной форме, а также соглашений с участием иных субъектов, за исключением международных организаций. Поэтому такие соглашения и в дальнейшем будут с учетом их специфики регулироваться положениями Венской конвенции как выражающими нормы обычного права. В преамбуле конвенции оговорено, что «нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции». Что же касается важнейшего вопроса о недействительности, прекращении и приостановлении действия договоров между государствами, то они могут иметь место только в результате применения положений самого договора или конвенции (ст. 42). Следует, однако, иметь в виду, что приведенное положение имеет исключение. Венская конвенция не содержит положений о влиянии войны на договоры. Между тем война, как известно, ведет к прекращению или приостановлению действия многих договоров.

Кодификация права договоров с самого начала получила широкую поддержку многих государств. Во время обсуждения проекта статей Комиссии международного права на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1963 г. представители государств отмечали, что считают кодификацию этой отрасли наиболее важной, поскольку отношения между государствами обычно основаны на договорах и поэтому необходимо, чтобы «нормы права договоров были так ясны, как только возможно». Подчеркивалось, что представленный Комиссией международного права проект означает значительное прогрессивное развитие этой отрасли, вносит далеко идущие изменения. Наука в целом давала положительную оценку процессу кодификации права договоров. Довольно высоко оценивается и сама Венская конвенция о праве договоров Курс международного права: В 7 т. Т.4. Отрасли международного права. Отв. ред. В.Н. Кудрявцев.- М., 1990. С. 13-14. . К настоящему времени в конвенции участвуют 110 стран, включая все крупные державы кроме США Хлестов О.Н. Кодификация и прогрессивное развитие права международных договоров//Московский журнал международного права. - 2009. - №1. - С. 8. .

Свой вклад в кодификацию и развитие договоров внес Советский Союз. Венская конвенция 1969 года в немалой степени отразила прогрессивные конвенции, обоснованные советской наукой. Важную роль сыграл Г.И. Тункин, который был членом Комиссии международного права и опирался на помощь и поддержку других советских ученых. В частности. Большой вклад внес СССР в подготовку статей конвенции, посвященных оговоркам к международным договорам См. об этом: Хлестов О.Н. Указ. соч. С. 12-13. .

Положительно оценив Венскую конвенцию в целом, Советское правительство тем не менее отказалось от ее подписания на том основании, что она не обеспечивала суверенного права всех государств на участие в универсальных договорах. Поступить таким образом СССР побудила прежде всего солидарность с рядом социалистических стран, которые в результате дискриминационной практики были лишены возможности участвовать во многих многосторонних договорах. Постепенно принцип универсальности утвердился в международной практике, а потому едва ли можно признать оправданным присоединение СССР к Венской конвенции лишь в 1986 г. Еще более печален тот факт, что до сих пор в конвенции не участвует значительное число государств, включая крупные, малые и развивающиеся. Между тем, как отмечали представители малых и развивающихся стран, именно для них кодификация права договоров имеет особое значение Курс международного права: В 7 т. Т.4. Отрасли международного права. Отв. ред. В.Н. Кудрявцев.- М., 1990. С.15 .

В 1978 г. на основе проекта статей, подготовленного Комиссией международного права, была принята Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров.

Появление межправительственных международных организаций и возрастание их роли в международных отношениях повлекли договорное оформление их отношений как с государствами, так и между собой. В результате не только появилось большое число таких договоров, но была выработана определенная международная практика, касающаяся заключения, действия и прекращения данной категории договоров. Это вызвало, в свою очередь, необходимость подготовки и принятия специальной конвенции. В этих целях в 1986 г. на созванной в Вене под эгидой ООН конференции была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, которая, являясь результатом кодификации и прогрессивного развития международного права, содержит положения, учитывающие специфику договоров с участием международных организаций Ю.М. Колосов, Кривчикова Э.С.. Международное право: Учебник.- М.: Международные отношения, 2008. С. 136. . Характерно, что нумерация ее статей совпадает с нумерацией Венской конвенции 1969 г., и это является удобным. Содержащиеся в конвенциях нормы в международной практике рассматриваются как авторитетное выражение обычного права и потому как подлежащие универсальному применению. Международный суд еще до вступления в силу Венской конвенции 1969 г. не раз ссылался на ее положения. Таким образом, к настоящему времени кодифицирована основная масса норм права договоров, что, несомненно, имеет серьезное значение для функционирования международного права в целом и создает широкую международно-правовую базу для дальнейшего развития международных договорных отношений. Следует обратить внимание, что юридическое содержание международно-правовых норм, лежащих в основе кодификации права международных договоров, является настолько глубоким, что и спустя сорок с лишним лет после их принятия они, базируясь на основных принципах международного права, осуществляют авангардное регулирование международных отношений.

2 . Общая характеристика международных договоров

2.1 Понятие и виды международных договоров

В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования Ю.М. Колосов, Кривчикова Э.С.. Международное право: Учебник.- М.: Международные отношения, 2008. С. 137. .

Международный договор - это прежде всего соглашение двух или нескольких государств. Наличие соглашения - это основная особенность международного договора. Данное положение не раз было отмечено Международным судом ООН Самхарадзе Д.Г. Международный договор и не участвующие в нем государства // Международное публичное и частное право. - 2004. - №4. - С. 18. .

Международные договоры могут иметь самое различное наименование (пакт, конвенция, протокол, соглашение и т. д.); юридическая сила договора не зависит от его наименования. Хотя в определении не говорится о договорах в устной форме, государства и другие субъекты международного права могут по взаимному согласию распространить на устные договоры действия положений Венских конвенций 1969 и 1986 годов.

Важнейшими элементами договорного правоотношения являются стороны. Стороной международного договора могут быть все субъекты международного права. Это означает, что заключение международного договора является реализацией принципа международного равенства государств Нешатаеева Т.Н. Международные организации и право. - М., 1999. С. 24. . Как следует из ст. 6 Венской конвенции 1969 года, «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры». В свою очередь, правоспособность международной организации заключать договоры «регулируется правилами этой организации» (ст. 6 Венской конвенции 1986 г.). Под правилами понимаются, в частности, «учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившаяся практика этой организации» (п. 1 ст. 1 Венской конвенции 1986 г.). Другими словами, если правоспособность государств относительно договоров ничем не ограничена, и они могут заключать договоры по любым вопросам, то правоспособность международных организаций заключать договоры определяется в первую очередь их учредительными актами Ю.М. Колосов, Кривчикова Э.С.. Международное право: Учебник.- М.: Международные отношения, 2008. С. 138. .

Основными сторонами в международном договоре являются государства: договором между государствами принадлежит важная роль в регулировании международных отношений и в создании норм международного права. Государство обладает высшей и универсальной правовой властью - суверенитетом Лукашук И.И. Субъекты права международных договоров: Право и международные отношения. // Государство и право. - 2004. - №11. - С. 56. . Каждое государство имеет равные суверенные права на участие в международном договоре. Если это предусмотрено в конституции федерации и на установленных ею условиях, субъект федерации может участвовать в международном договоре Чекунов С.А. Международный договор: В прошлом и настоящем. // Закон и право. - 2003. - №10. - С. 37. . Государства имеют право при подписании многостороннего договора или присоединении к нему сделать оговорку о непризнании какого-либо правительства, подписавшего многостороннюю конвенцию Международная правосубъектность / Отв. ред.: Д.И. Фельдман. - М. 1971. - С. 23. .

Исходя из принципов международного права, международные договоры должны заключаться при обеспечении равенства всех сторон, охране прав и достоинства всех государств, принимающих в нем участие, а также с учетом их интересов, при полной добровольности, демократичности и отсутствии диктата или давления одних государств на другие Черникова О.В. Международные договоры: порядок подготовки, заключения и вступления в силу//Патентная информация сегодня. - 2004. - №4. - С. 8-9. . Отражая реальное положение, международное право закрепляет основные права и обязанности государств, которыми не обладают и не могут обладать иные образования Лукашук И.И Субъекты права международных договоров: Право и международные отношения. // Государство и право. - 2004. - №11- С. 56. . Однако ряд зарубежных ученых (О. Лисицын, Х. Бликс, Д. Квигли) отмечают, что «…субъектами международного права могут быть любые образования, к которым обращена норма международного права, …которое преобразуется из права между государствами в право, которое охватывает международные организации, физических лиц, корпорации и иные негосударственные группы» Цит по: Лукашук И.И Субъекты права международных договоров: Право и международные отношения. // Государство и право. - 2004. - №11- С. 52. .

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержания от действий. Как следует из международной практики, объектом международного договора может быть любой вопрос, как относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние дела государства. Как правило, объект договора отражается в его наименовании Черникова О.В. Указ. соч. С. 15. .

Целью международного договора является то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора. Так, в преамбуле и в статье 1 Устава ООН сформулированы цели принятия Устава и создания ООН Ю.М. Колосов, Кривчикова Э.С.. Международное право: Учебник.- М.: Международные отношения, 2008. С. 138. .

Договоры могут классифицироваться по различным основаниям (см. приложение Б).

В зависимости от количества участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько (например, мирные договоры 1947 г.). К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограничением числа участников (региональные или партикулярные) Ульянова Н.Н. Общие многосторонние договоры в современных международных отношениях. Киев, 1981. С. 35. .

По возможности присоединения к договорам различают открытые и закрытые договоры. К открытым относятся такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, участие в которых зависит от согласия их участников.

По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические и т. д. Однако такое деление носит условный характер, поскольку государства являются политическими образованиями. В то же время классификация договоров по объектам облегчает учет и систематизацию договоров Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.. Международное право: Учебник.- М.: Международные отношения, 2008. С. 139 .

В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают три вида международных договоров: межгосударственные (заключаемые от имени государства), межправительственные (от имени правительства) и межведомственные договоры (от имени ведомств - органов исполнительной власти) Бирюков П.Н. Международное право: Учеб пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000. С. 115. .

Международное право не устанавливает обязательной формы договора Лукашук И.И. Структура и форма международных договоров. Саратов, 1960. - С. 74. . Участники соглашений могут выбрать по своему усмотрению форму международного договора, которая не влияет на его обязательную силу. Существуют две основные формы: письменная и устная. Преимущества письменной формы сделали ее главенствующей в международной практике. Но встречаются и устные международные договоры - «джентльменские соглашения», т.е. международные договоры или соглашения, не отмеченные в официальных документах Чекунов С.А. Международный договор: В прошлом и настоящем. // Закон и право. - 2003. - №10. - С. 37. . Встречается и такая форма международного договора, как обмен нотами и памятными записками. Распространенной формой политических договоров являются заявления и коммюнике глав государств и правительств, а также итоговые документы международных совещаний на высшем уровне. Форма договора не оказывает влияния на его действие, международное право не предписывает какой-либо обязательной формы Черникова О.В. Международные договоры: порядок подготовки, заключения и вступления в силу//Патентная информация сегодня. - 2004. - №4. - С. 15. .

По сроку действия договоры делятся на бессрочные (заключаются на «вечные времена», а фактически до того момента, когда будут отменены или заменены по соглашению сторон); срочные (в них ясно указывается момент прекращения договора); неопределенно-срочные (договоры, в которых не устанавливается время прекращения, но обычно предусматривается возможность их денонсации). Достаточно интересными представляются классификации договоров, заключаемые в рамках межгосударственных объединений с учетом специфики отношений между государствами - членами объединений Подробнее об этом: Карбузова Б.К. Особенности заключения международных договоров в праве Евросоюза. Дисс. к.ю.н. - М., 2006. - С. 144-168. .

К структуре договора относятся его составные части, такие как наименование (название) договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Название международного договора может иметь различные наименования: договор, конвенция, соглашение, пакт, устав, декларация, хартия, акт и т. д.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора и его мотивы. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.

Основная часть договора делится на статьи, некоторые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращение договоров, язык, на котором составлен текст договора и другое.

Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т.д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.. Международное право: Учебник.- М.: Международные отношения, 2008. С.140. .

Договор обычно скрепляется подписями уполномоченных лиц в порядке так называемого авторитета и печатями.

Международное право не содержит предписаний об обязательном языке договоров. Язык, на котором составляется текст договора, определяется самими договаривающимися сторонами. Многосторонние международные договоры универсального характера составляются на официальных рабочих языках ООН: английском, испанском, китайском, русском, французском, арабском.

Экземпляр текста договора на одном из официальных языков передается на хранение депозитарию (хранителю), которым может быть государство или международная организация.

В соответствии со ст. 102 Устава ООН обязательна регистрация и опубликование международного договора через Секретариат ООН. Участвуя в незарегистрированных международных договорах, нельзя ссылаться на них ни в одном из органов ООН.

Каждая страна имеет свой порядок официальной публикации международных договоров. В России вступившие в силу для нее международные договоры публикуются по представлению Министерства иностранных дел в Собрании законодательства РФ. Существует специальный порядок для опубликования и регистрации межведомственных международных договоров Чекунов С.А. Международный договор: В прошлом и настоящем. // Закон и право. - 2003. - №10. - С. 37. .

2.2 Заключение международных договоров

Договоры, в том числе и международные, заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон. Согласно Венской конвенции 1969 г. только государства заключают договор в лице своих высших органов государственной власти или управления. Предложение советской делегации о предоставлении права на заключение договоров субъектами федеративных государств было отклонено Хлестов О.Н. Указ. соч. С. 14-15. .

Необходимо отметить, что в Венских конвенциях 1969 и 1986 гг. не определено, что следует понимать под термином «заключение договора». Но, исходя из международной практики, можно сделать вывод, что процесс заключения договора включает все действия государства, начиная от переговоров и заканчивая вступлением договора в силу. Как правило, заключению договора предшествует договорная инициатива. Разработка текста договора может происходить на специально созываемых переговорных международных конференциях в рамках международных организаций Черникова О.В. Международные договоры: порядок подготовки, заключения и вступления в силу. // Патентная информация сегодня. - 2004. - №4. - С. 9. .

Для участия в заключении договора представитель государства или организация должен иметь полномочия. Высшие должностные лица (глава государства и правительства, министр иностранных дел) обладают такими полномочиями в силу занимаемого положения. Иные лица должны иметь специальные полномочия. В большинстве стран органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально уполномоченных на это лиц, которым выдаются особые документы, называемые полномочиями Там же. - С. 10. . Что касается выдачи полномочий должностным лицам международных организаций, то данная процедура регулируется внутренним право каждой организации.

От полномочий нужно отличать инструкции уполномоченным. Инструкции определяют позицию уполномоченных по обсуждаемым вопросам. Договор, заключенный в нарушение инструкций, не теряет своей юридической силы и значения Черникова О.В. Международные договоры: порядок подготовки, заключения и вступления в силу. // Патентная информация сегодня. - 2004. - №4. - С. 10. .

Основной стадией процесса заключения соглашения является выработка согласованного текста международного договора. (см. приложение В). Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках международных организаций.

Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или представляют конкретные проекты договора). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласования возможные изменения, уточнения позиций и соответственно проекта договора Международное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. - М., 2002. С. 272. . Каждая сторона выставляет свои предложения, свой проект договора. В ходе переговоров они постепенно, в результате компромиссов, взаимных уступок, согласовываются. Появляется единый согласованный текст международного договора.

Важной формой подготовки согласованного текста международного договора являются международные конференции полномочных представителей государств. На международных конференциях, как правило, вырабатываются либо мирные договоры, либо договоры, охватывающие значительное число государств.

Современная международная практика выработала и такую форму международных конференций, как совещания на высшем уровне государств и правительств заинтересованных государств. Особым видом международной конференции являются переговоры по заключению договора с участием третьих государств Лукашук И.И. Международный договор и третьи государства // Международное публичное право. - 2003. - №5. - С. 3. .

Следующей формой подготовки текста международного договора является его разработка в международных организациях. Проекты договоров, которые носят особо сложный или специальный характер, подготавливаются международными организациями, в частности органами ООН. В уставе ООН говорится, что ООН ставит перед собой цель быть «центром для согласования действий наций» в решении важнейших международных вопросов Черникова О.В. Международные договоры: порядок подготовки, заключения и вступления в силу. // Патентная информация сегодня. - 2004. - №4. - С. 11. .

За последние годы в соответствующих органах ООН были выработаны проекты ряда конвенций: договора о принципах деятельности государств в космическом пространстве; конвенций кодифицирующих международное право; договора о нераспространении ядерного оружия и т. д.

Венские конвенции о праве договоров определили три стадии заключения договоров (ст. 9-11). Первая стадия - принятие текста. Вторая стадия - установление аутентичности текста. Третья стадия -- выражение согласие на обязательность договора. Право на участие распространяется на все перечисленные стадии. Оно существует независимо от признания государства или его правительства другими участниками. Исключение составляет случай, когда ООН объявляет незаконным режим, установленный в стране в нарушение права народов и наций на самоопределение и представляющий собой режим колониального угнетения.

Рассмотрим более подробно стадии заключения международных договоров. Принятие текста договора - один из важных этапов стадии разработки текста международного договора. В Венской конвенции определение этого термина отсутствует. По мнению И. Синклера, этот термин, видимо, означает формальный акт, посредством которого «устанавливаются форма и содержание предложенного договора» Талалаев А.Н. Право международных договоров: Общие вопросы. - М., 1980. С. 67. .

Принятие текста международного договора выражается в особой процедуре голосования, посредством которой уполномоченные представители государств высказывают свое согласие с формулировками текста договора. Путем голосования, как правило, принимается текст договора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Это решение оформляется актом - резолюцией международной конференции или соответствующего органа международной организации, которая принимается большинством голосов. В последние годы голосование нередко не проводится, а применяется метод консенсуса - общего голосования (при отсутствии возражений со стороны какого-либо государства) Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право. - С. 273. .

После согласования и принятия текста договора необходимо зафиксировать, что данный текст является окончательным и не подлежит изменению со стороны уполномоченных. Это - вторая стадия заключения договора. Процедура, посредством которой принятый текст договора объявляется окончательным, называется установлением аутентичности текста. Установление аутентичности договора производится путем его парафирования (постановки под договором инициалов уполномоченных лиц), подписания, подписания «ad referendum» (подписания договора с условием последующего одобрения компетентным государственным органом), включения текста в заключительный акт конференции или в резолюцию международной организации об одобрении договора. Если после процедуры установления аутентичности договора стороны решат внести в текст изменения или дополнения, аутентичность подлежит новому установлению Бирюков П.Н. Международное право: Учеб пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000. - С. 117. .

В последние годы все чаще применяются новые методы установления аутентичности текстов договоров, прежде всего многосторонних, к которым, как говорилось, парафирование не применимо. Аутентификация текста здесь нередко принимает форму резолюции какого-либо органа международной организации или подписания текста компетентным представителем организации. Например, конвенции, принимаемые конференцией Международной организации труда (далее - МОТ), подписываются председателем и генеральным директором МОТ (ст.19 Устава МОТ).

Третьей стадией заключения договора является согласие государства на обязательность для него международного договора. Изъявление согласия может проходить в несколько этапов и выражаться в различных формах: подписание договора; обмен документами, образующими договор; ратификация; утверждение; принятие; присоединение. Способы выражения отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право. - М., 2002. С. 274. . Если обязательность определенной формы выражения согласия на обязательность договора установлена в международном договоре, то использование иной формы выражения согласия влечет недействительность договора, если государства - участники договора не согласятся сделать исключение для данного государства ввиду особых обстоятельств (война, оккупация и тп.) Лозовик М.П. Согласие государства на обязательность для него договора. Дисс. к.ю.н. - М., 2003. С. 6. .

Важнейшим способом выражения согласия государства на обязательность для него международного договора является подписание, которое до недавнего времени считалось обязательной стадией его заключения. Однако за последние десятилетия появились договоры, не проходящие стадию подписания. Например, конвенции, принимаемые МОТ, ратифицируются государствами без подписания. Тем не менее, оно остается важным этапом заключения договора и, может быть, поэтому датой заключения договоров считается день их подписания.

Подписание в одних случаях представляет собой только принятие текста договора, а в других - и принятие текста, и одновременно согласие на обязательность договора Каламкарян Р.А. Фактор времени в праве договоров. - М., 1989. С. 60. . В подписанный договор не могут вноситься изменения.

Обмен документами, образующими договор, - это упрощенная процедура его заключения. Его основные формы - обмен нотами или письмами.

Ратификация международного договора - это окончательное его утверждение высшим органом государства. В практике многих государств ратификация осуществляется главой государства, причем это может быть обусловлено согласием парламента. В России договоры ратифицируются Государственной Думой с последующим обязательным рассмотрением этого вопроса Советом Федерации. Она воплощается в двух различных актах: международном (ратификационной грамоте) и внутригосударственном нормативном акте (законе, указе и т.п.), которые соответствуют двум функциям ратификации: международной и внутригосударственной. Ратификация не является обязательной стадией заключения договора. Согласие на обязательность договора выражается ратификацией: если это предусмотрено в самом договоре или вытекает из полномочий представителя государства; если государства договорились об этом во время переговоров; если договор подписан под условием ратификации (ст. 14 Конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Ратификация происходит в различных странах в различном порядке, но этот порядок обязательно регламентируется конституциями. Проблема обязанности ратификации подписанного договора известна в международно-правовой доктрине давно. Г. Гроций отмечал, что необоснованный отказ от ратификации от ратификации подрывает дружественные отношения между сторонами Гроций Г. О праве войны и мира. - М., 1994. С. 540. . Э. де Ваттель обращал внимание, что для государства существует если не юридическая, то по крайней мере моральная обязанность ратифицировать договор Де Ваттель Э. Право народов. - М., 1966. С. 415. . Затягивание процедуры ратификации может повлиять на эффективность действие положений договора в будущем. Например, правовая судьба Лиссабонского договора о реформе Европейских Сообществ (ЕС) должна определиться лишь после завершения ратификационных процедур во всех 27 государствах - членах ЕС. Между тем с декабря 2007 г. договор ратифицировали всего 8 стран Кембаев Ж.М. Лиссабонский договор: новый этап в развитии европейской интеграции// Московский журнал международного права. - 2008. - №4. - С. 182. . Проблема обязанности ратификации может быть решена путем подписания соглашения о скорейшей ратификации адаптированного договора Кулебякин В.Н. Европейская безопасность и договор об обычных вооруженных силах в Европе// Московский журнал международного права. - 2009. - №2. - С. 82. . В целом действия государств по вопросу о ратификации должны исходить из принципа добросовестности.

Подобные документы

    Мировая договорная практика как основа формирования норм, регламентирующих порядок заключения, реализации, толкования и прекращения действия международных договоров. Создание Организации Объединенных Наций для кодификации права международных соглашений.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Понятие и виды международных договоров. Стадии заключения, действие и прекращение действия международных договоров. Определение взаимных прав и обязанностей сторон договора. Соглашения, устанавливающие правила поведения субъектов международного права.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2014

    Международное налоговое право как совокупность международно-правовых норм, регулирующих налогообложение с иностранным элементом. Характеристика Международных налоговых соглашений и договоров, действующих в правовой системе Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Характеристика этапов заключения международных правовых договоров. Подготовка текста, проведение переговоров. Процедура принятия текста двусторонних договоров и договоров с небольшим числом государств. Оговорки и ратификация в международном праве.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2014

    Договоры, их место в гражданском праве и основные виды. Договор в Гражданском кодексе. Деление договоров на виды. Характеристика отдельных видов договоров, их содержание, порядок заключения, изменения и расторжения. Момент и место заключения договора.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Общая характеристика видов международных договоров: межправительственные, межгосударственные. Знакомство с важными примерами ограниченных многосторонних договоров. Рассмотрение ключевых особенностей регистрации и опубликования международного договора.

    презентация , добавлен 29.11.2014

    Нормы законодательства России, международных договоров и обычаев, регулирующих гражданско-правовые, трудовые частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Сравнительная характеристика коллизионных норм ГК РФ и международных договоров.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2013

    Общие положения о международных договорах, их виды и признаки. Основания классификации международных договоров. Международные договоры Таможенного союза. Правопорядок в мировой торговле. Торговые договоры как разновидность международных договоров.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2016

    Определение права международных договоров. Классификация и форма международного договора. Порядок заключения международного договора. Вступление в силу, опубликование и регистрация международного договора. Оговорки и поправки к международному договору.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2011

    Анализ юридической природы международного договора как правовой основы международных отношений. Понятие международного договора во времени, пространстве и по кругу субъектов. Анализ места международных договоров в правовой системе Республики Беларусь.

Лекция 6. Право международных договоров

6.1. Понятие международных договоров

Договоры заключаются для того, чтобы конкретно и четко определить взаимные права и обязанности сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Договоры как существенный элемент и залог стабильности правопорядка, как внутригосударственного, так и международного, образуют правовую основу отношений между государствами.

Под правом международного договора понимается отрасль международного права, определяющая порядок заключения, действия и прекращения международных договоров.

Право международных договоров необходимо отличать от международного договорного права. Международное договорное право - это совокупность международно-правовых норм, содержащихся в международных договорах.

Субъектами права международных договоров являются только классические субъекты международного права: государства, нации и народы, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования.

Стороны - важнейший элемент договорных правоотношений. От состава и характера сторон зависит роль и содержание договора. С изменением состава сторон может меняться реальное содержание и значение договора. Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 г.г. предусматривают более детальное разграничение участников международных договоров с учетом стадий заключения договора. Участники договоров делятся:

- участник переговоров - субъект, который принимал участие в составлении и принятии текста договора;

- договаривающийся субъект - субъект, который согласился на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли он в силу;

- участник договора - субъект, который согласился на обязательность для него договора и для которого договор находится в силе;

- подписавшие договор - субъекты, которые не обязательно участвовали в принятии договора, но подписали его;

- необходимые участники - субъекты, которые должны обязательно участвовать в договоре, в противном случае он теряет силу.

Специфика участника договора указывает на роль и положение стороны в том или ином договоре.

Предыдущая

Право международных договоров - отрасль общего международного права, т.е. относительно автономная совокупность и система норм, в основе которых лежит единство предмета регулирования, которым в данном случае является заключение и исполнение международных договоров.

Соответствующие обычные нормы общего международного права в значительной своей части кодифицированы ныне в двух универсальных международных конвенциях - Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о договорах между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

К первой из этих конвенций примыкает также Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., о которой говорилось выше (см. гл. VIII). В свою очередь, вышеуказанные конвенции устанавливают, что они не содержат положений относительно последствий для международных договоров, возникающих из международной ответственности государств и из начала военных действий между государствами, т.е. отсылают в этой части к другим международно-правовым нормам. Иначе говоря, данная отрасль международного права - это лишь относительно автономная совокупность и система соответствующих норм, ибо все нормы международного права так или иначе взаимосвязаны.

Международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Кодификация и источники права международных договоров . Под кодификацией права международных договоров понимается приведение многочисленных норм в согласованную систему на основе общепризнанных принципов международного права. Первые попытки кодификации договорных норм были предприняты еще Лигой Наций. Однако только после создания ООН удалось разработать и принять ряд важных универсальных договоров, являющихся основными источниками права международных договоров. Комиссия международного права ООН с самого начала своей деятельности весьма активно и успешно занимается кодификацией и прогрессивным развитием права международных договоров, ею были разработаны проекты ряда международных актов, составляющих основу источников права международных договоров. Такими являются следующие конвенции:

Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Она подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международного договора для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров.

Конвенция 1969 г. является основным источником права международных договоров;

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. В этой Конвенции кодифицированы и прогрессивно развиты нормы, касающиеся правопреемства государств в отношении договоров. Она в основном регламентирует различные аспекты правопреемства в отношении многосторонних договоров, в том числе учредительных актов международных организаций, и договоров, принятых в рамках международных организаций. В Конвенции подчеркнуто значение института правопреемства как средства укрепления правовой основы международных отношений;

Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. Конвенция применяется к договорам между государствами (одним или несколькими) и международными организациями (одной или несколькими) и к договорам между международными организациями. Она применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международной организации. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, о соблюдении, применении и толковании указанных договоров и т.д. Эта Конвенция как бы дополняет Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г.

Россия и международные договоры. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В Конституции 1993 г. закреплен порядок заключения и осуществления Российской Федерацией международных договоров. Конституционные основы договорной деятельности Российской Федерации детально регламентированы в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации", принятом Государственной Думой 16 июня 1995 г. Этот закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров). Закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР.

В соответствии с Конституцией (ст. 71) заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.

Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной власти органам государственной власти заинтересованного субъекта, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предположения рассматриваются при подготовке проекта договора. Непредставление в определенный срок (как правило, не менее двух недель) ответа не препятствует внесению федеральным ведомством предложения о заключении международного договора Российской Федерации. Орган, принимающий решение о подписании международного договора, в данном случае может исключить или изменить положения проекта договора, затрагивающие полномочия субъекта, направить проект договора на согласование органом государственной власти заинтересованного субъекта или возвратить соответствующие документы федеральному ведомству с требованием обеспечить согласование с субъектом.

Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора сможет выражаться путем подписания договора, обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", иными актами законодательства Российской Федерации.

Согласие Российской Федерации на обязательность международного договора может быть выражено в отношении не всего договора в целом, а только его части, что, однако, должно быть предусмотрено в самом договоре или с чем должны согласиться другие стороны.

В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, основания и прекращения действия договора.

Эти нормы и принципы в своей совокупности и составляют особую отрасль международного права – право международных договоров , т.е. определяют участие государств в договорном процессе. Договорное право - как отрасль международного права , можно назвать базовой отраслью , ибо путем заключения договоров регулируются (регламентируются) отношения государств в различных сферах сотрудничества (международное сотрудничество и связи; внешнеэкономическая деятельность: торговля товарами, работами и услугами; вопросы мира и безопасности и др.).

Без международного договора невозможно дальнейшее развитие международного права.

Немаловажное значение в регламентации договорной деятельности государств имеет внутригосударственное законодательство.

Однако основными (исходными) источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями от 21 марта 1986 года. Венская конвенция 1978 года предусматривает правопреемство государств в отношении договоров (вступила в силу 6 ноября 1996г.). Все конвенции действуют в качестве общих норм.

Под международным договором понимается (ст.2 Венской конвенция 1969 и 1986 гг.), регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того содержится ли такое соглашение в одном, двух, или более связанных между собой документах, а так же независимо от конкретного наименования (договор о дружбе, соглашение о военном сотрудничестве, обмен нотами или письмами, пакт, устав, протокол, хартия, конвенция, собственно договор и т.д.). Сама конвенция означает- договор нескольких государств и действует в качестве общих норм.

Договорами в международном праве считаются только соглашения между субъектами международного права, соглашение между государством и транснациональными компаниями.

Договоры классифицируются: по кругу участников и по объему международного договора. По кругу участников могут быть односторонние и многосторонние, как универсальные (общие) так и с ограниченным числом участников.

Договоры могут быть закрытыми (как правило уставы международных организаций или двусторонние договоры) так и открытым и.

Законодательством РФ предусматриваются межгосударственные (от имени РФ); межправительственные (от имени Правительства) и межведомственные (министерства и ведомства РФ) договора, заключенные в пределах своих полномочий. Все они являются договорами России и создают права и обязанности России в целом.


Форма договора может быть письменной и устной (получившая название «джентельменское соглашение»). Однако договор олицетворяет собой определенную структуру, т.е. имеет форму и реквизиты: название (это может быть соглашение, протокол, конвенция, пакт, хартия, устав, нота, письмо и т.д.); преамбула (в ней формируются цели договора, объект договора); основная часть (условия, предмет договора, права и обязанности Высоких сторон, заключительные положения, подписи сторон).

Сторонами договора являются субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью: государства, межгосударственные организации, субъекты федераций – (для субъектов РФ принят ФЗ от 04.01.1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»);

Договорный процесс - процесс заключения международного договора представляет собой документ, который охватывает стадии заключения договора: от проявления инициативы до вступления его в силу и проходит определенные последовательные действия.

Сложным моментом заключения договора (длительность) определяется степенью участников идти на уступки и компромиссы, что увеличивает сроки заключения договор по времени (длительность).

Стадии заключения договора:

1. Проявление инициативы.

Назначаются представители (или создается рабочая группа) от имени субъекта международного права, которым выдаются специальные документы-полномочия с заданием на совершение каких-либо действий (ведение переговоров, принятие текста, заключение контракта о намерениях или поставках и т.д.). Этими актами (документами) могут быть указ или распоряжение Президента, постановление или распоряжение Правительства.

Аналогичными полномочиями наделяют конституции государств и Венская конвенция о праве международных договоров: глав государств; глав Правительств; министров иностранных дел; глав дипломатических представительств; представителей в международных организациях и конференциях. Следует заметить, что правом подписи договора обладают исключительно только: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министр иностранных дел РФ, федеральный министр органа исполнительной власти, остальные ведут переговоры в целях принятия текста (ст. 13,12 ФЗ «О международных договорах РФ, 1995г.).

2. Подготовка текста договора - осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях, выставках, салонах (например, Московский авиакосмический салон-2003г, где были заключены контракты на поставку авиационной техники).

3. Принятие текста договора - является необходимой процедурой. В практике международного права существуют различные формы принятия текстов. Это парафирование (скрепление инициалами уполномоченных лиц, каждой страницы договора в знак согласия с текстом) и подписание или путем голосования на конференциях 2/3 государств присутствующих и участвующих (ст. 9 Венская конвенция 1969г.).

В международных организациях текст договора прилагается к прилагаемой резолюции. В международных организациях или конференциях текст может быть принят путем консенсуса – без голосования, если нет официальных возражений стороны любого участника.

Форма окончательного принятия текста договора – подписание . Оно порождает юридические последствия т.е. дает право подписавшему государству выразить согласие на обязательность договора; обязывает государства не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.

4.Аутентичность текста договора (это требование ст.10 Венской конвенции 1969 г.), означает что данный текст является подлинным и достоверным. После того как установлена аутентичность, текст договора не подлежит изменению.

Согласие на обязательность договора выражается: в подписании договора; обмене документами, ратификации (акте официального подтверждения), утверждении, принятии, одобрении, присоединении к договору. Данные способы отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления.

Подписи, наиболее распространенная форма принятия договора (или текста) и одновременно согласие на обязательность договора.

Обмен документами (письма, ноты) означает согласие на обязательность этих положений.

Ратификация –согласие государства на обязательность договора. Ратификация осуществляется высшим органом государственной власти – парламентом, либо Президентом (в РФ это прерогатива Федерального собрания – Совета Федерации) и осуществляется в форме федерального закона (ст.4 ФЗ «О международных договорах»).

Принятый Советом Федерации федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания. Согласно российскому законодательству обязательной ратификации подлежат: права и свободы человека, о государственной границе, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе т.е. их территориальное разграничение, вопросы обороны, обеспечение мира и безопасности в т.ч. разоружение, мирные договоры о коллективной безопасности, участие России в межгосударственных союзах, международные договоры РФ в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драг. камней (ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).

Одновременно с принятием решения о ратификации международных договоров составляется ратификационная грамота. После обмена грамотами они сдаются на хранение депозитарию. Депозитарий - хранитель подлинного текста договора, т. е. аутентичного текста. Депозитарий – определяется самими участниками договора и ими могут быть: государство, несколько государств, международная организация (например ООН) или главное должностное лицо.

5. Утверждение . Упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Например, постановлением Правительства РФ от 22. 11.97. утверждено «Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств – участников СНГ» , подписанное 3.11.95 г.

6. Присоединение означает, что если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Присоединение осуществляется как правило путем депонирования ратификационной грамоты или иного документа (письмо, нота). Оно может быть выражено в форме ратификации или утверждения. Так Ливия в 2003г присоединилась к «Договору об отказе в производстве, хранении и использовании химического и бактериологического оружия».

7. Международное право признаетоговорки субъектов международного права. Под оговоркой понимается (ст.2 Венской конвенции 1969 и 1986 гг.) одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией, т.е. желание выполнить или изменить формулировку.

Оговорка, возражение против оговорки и согласие с ней должны быть сделаны в письменной форме и доведены до договаривающихся сторон.

8. Регистрация и опубликование договоров . Устав ООН (ст.102) предусматривает, что члены ООН должны при первой возможности зарегистрировать любой международный договор. Регистрация может быть произведена одной из сторон. Подлежит регистрации только вступивший в силу договор.

Законом о международных договорах РФ, регистрация возлагается на МИД РФ в Секретариате ООН. Регистрацию договоров производят и другие международные организации (ИКАО, МАГАТЭ, МОТ).

Статья 30 закона «о международных договорах РФ» указывает, что международные договоры, принятые в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию в сборнике законодательства РФ (Бюллетене международных договоров). Закон так же предусматривает создание Единой государственной системы регистрации и учета международных договоров РФ при МИДе РФ.

Похожие публикации