Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Нормы транспортного права в конституции. Транспортное право. Особенности правового регулирования трудовых отношений на морском и речном транспорте

В последнее время в нашей стране произошли изменения во многих отраслях, преобразования коснулись и транспортной системы. Изменилась ее структура, организация управления и нормативная база. Если раньше управление в нашей стране было административно-командным, то теперь все строится на рыночных отношениях. Развитие такого рода управления привело к возникновению необходимости улучшить деятельность транспорта, значительно повысить ее качество и усовершенствовать качество услуг. Транспорт и его функции определенно нужны любому государственному строю. Но при рыночных отношениях особенно. Поскольку необходимо осуществлять перемещения товаров от поставщика к покупателю, сотрудники предприятий для организации продаж часто передвигаются до места назначения, пользуясь услугами общественного транспорта. Транспортная деятельность состоит в перемещении от места отправления к месту назначения товаров и людей, а также почты. Поскольку изменения такой системы в связи с реформой государственного строя произошли, их необходимо было узаконить. Поэтому возникла целая отрасль права, которая и отвечает за все нововведения на транспорте. Каковы источники транспортного права?

Понятие транспортного права РФ

Понятие ТП – это все нормы, правила, которые регулируют деятельность по перевозкам. Законодательство прописывает их в законах и нормативных актах. Про штрафы за управление автомобилем, лицом не имеющим права расскажет .

Предмет и объект

К предмету такого права относятся любые отношения с ним связанные:

  • услуги для пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей;
  • иные функции транспорта;
  • проведение ремонта автотранспортных средств;
  • эксплуатация личного транспорта на путях сообщения общественного пользования.

Объектами такового права являются:

  • пассажиры – люди и юридические организации, которые пользуются транспортом на основании договора;
  • грузы – принимаются к перевозке на основании специальных документов (транспортных накладных);
  • процесс перевозки с момента отправки до момента прибытия на место назначения.

Те, кто отправляет груз и те, кто получает груз, являются субъектами транспортного права.

Источники

Источник права – юридическая форма, выражающая деятельность государства, при помощи которой законодатель изъявляет свою волю. Неисполнение этой воли карается законом.

Основными источниками права являются:

Законодательные акты на счет автотранспортных средств

Главной в списке является Конституция РФ, главный закон нашей страны и юридическая база для развития транспортного права.

Немалую роль среди источников транспортного права играет Гражданский кодекс РФ. Здесь представлены следующие нормы и правила:


Указы главы государства

Периодически выпускаются указы Президента об изменениях и нововведениях в транспортной деятельности. Правительство Российской Федерации и различные министерства и ведомства регулярно разрабатывают подзаконные акты, к которым относятся постановления, правила и инструкции для перевозок. Как оформить генеральную доверенность на автомобиль, с правом продажи, расскажет .

Подзаконные акты

Уставы и кодексы в транспорте тоже относятся к источникам данного права. Например, есть устав, который регулирует процесс перевозки пассажиров и грузов по железной дороге, кодекс – перевозку летающим транспортом.

Также, изданы уставы и кодексы, регулирующие деятельность морского и автомобильного транспорта. Все они являются нормативными актами, находящимися под контролем Гражданского кодекса Российской Федерации.

Главное ведомство, которому принадлежит контроль над транспортной деятельностью – Министерство транспорта . Им регулируются правила перевозок, продажи билетов, установление тарифов, выдача накладных на груз и специальных разрешений на перевозку за пределы страны, ответственность за причинение вреда и многое другое, споры.

Постановления судебных органов

Распоряжения суда, которые урегулируют споры, возникающие при перевозках, в том числе относятся к источникам транспортного права.

Деловые обычаи

Это те правила, которые действуют негласно, им нет подкрепления в нормативной документации.

Международные договоры

Источниками международного такового права признаны международные договоры. Международные договоры охватывают отдельные виды транспорта. В международных договорах прописаны правила оформления транспортных документов, ответственность перевозчика, порядок урегулирования споров.

При международных перевозках обязательна выдача специального транспортного документа.

Ответственность перевозчика в международных перевозках имеет строго определенный предел, он отвечает за несоблюдение договора в полном объеме. Так, если в процессе транспортировки утерян багаж, испорчен груз, то организация-перевозчик должна возместить материальный ущерб.

Данная деятельность занимает важное место в экономике страны. Поэтому существует множество источников транспортного права, которые необходимы для регулирования процесса перевозок, в том числе и международных, усовершенствования системы транспорта и предоставление более качественных услуг населению.

К тому же, если совсем не контролировать деятельность транспорта, не исключены постоянные нарушения, споры между грузоотправителем и грузополучателем, причинение вреда не только материального, но и нанесение ущерба жизни и здоровью пассажиров.

А так же в чём заключается характеристика источников права социального обеспечения, подробно указано в данной

Каким образом составляется

Транспортное законодательство должно постоянно совершенствоваться, чтобы споров между перевозчиками и клиентами возникало как можно меньше. Опыт предыдущих норм и правил должен учитываться при разработке новых.

  • Понятие и предмет транспортного права
    • Понятие, предмет и метод транспортного права
    • Источники транспортного права
    • Понятие системы транспортных договоров
  • Виды транспорта. Управление транспортом
  • Договор перевозки грузов
    • Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки грузов
    • Субъекты обязательств по перевозке грузов
    • Оформление договора перевозки груза
    • Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения
    • Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки
    • Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза
    • Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю
    • Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату
    • Прекращение договора перевозки груза
    • Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки
    • Ответственность грузоотправителей и грузополучателей
    • Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов
  • Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке
    • Понятие договора о подаче транспортных средств под погрузку и порядок его заключения
    • Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
    • Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку
  • Договор об организации перевозок
    • Понятие и предмет договоров об организации перевозок
    • Соотношение договора об организации перевозок и иных видов договоров
    • Виды договора об организации перевозок
    • Субъекты договора об организации перевозок. Порядок его заключения и форма
    • Содержание и исполнение договора об организации перевозок. Ответственность по договору
  • Договоры о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации подъездных железнодорожных путей
    • Понятие договоров о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации железнодорожных подъездных путей
    • Соотношение договоров о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации железнодорожных подъездных путем с договорами об организации перевозок
    • Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
    • Соглашения между транспортными организациями
    • Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
  • Договоры фрахтования
    • Понятие и сфера применения договора фрахтования
    • Права и обязанности сторон договора фрахтования. Ответственность по договору
  • Договор перевозки пассажира
    • Понятие договора перевозки пассажира
    • Порядок заключения договора перевозки пассажира
    • Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
    • Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки
    • Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
  • Договор буксировки
    • Понятие и сфера применения договора буксировки
    • Права и обязанности сторон по договору буксировки
    • Ответственность сторон по договору буксировки
  • Договор транспортной экспедиции
    • Понятие и сфера применения договора транспортной экспедиции
    • Виды договора транспортной экспедиции
    • Предмет договора транспортной экспедиции
    • Форма и содержание договора транспортной экспедиции
    • Ответственность экспедитора и клиента
    • Претензии и иски экспедитора и клиента

Источники транспортного права

Источник права - это совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы права. Свое выражение правовые нормы находят в законодательстве. Источником транспортного права является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих транспортную деятельность.

Высшим юридическим актом, регулирующим транспортные отношения, является Конституция РФ, в п. «и» ст. 71 которой указывается, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения.

Следующую ступень нормативно-правового регулирования занимает Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), в котором сосредоточены только наиболее важные правила поведения лиц, участвующих в транспортных обязательствах, носящих имущественный характер. Такое положения дел связано с тем, что соответствующие отношения традиционно регулируются транспортными уставами и кодексами, которые с 1964 г. действовали наряду с гражданскими кодексами, а до этого времени считались основными нормативно-правовыми актами в рассматриваемой сфере деятельности. По свидетельству О.С. Иоффе, ранее «...некоторые договорные институты конструировались вне рамок ГК, посредством издания специальных законодательных актов, обычно относящихся к отдельным видам или даже целым отраслям хозяйственной деятельности. Так обстояло дело, в частности, с договорами перевозки и примыкающими к ним иными транспортными договорами (буксировки, экспедиции, эксплуатации железнодорожных подъездных путей необщего пользования). Начиная с Устава железных дорог 1922 г., регулирующие их юридические нормы инкорпорируются в кодексах или уставах, приуроченных к различным видам транспорта. И только окончательно утвердившееся господствующее воззрение на перевозку как гражданско-правовой договор самостоятельного типа создало предпосылки для формирования одноименного института в Основах гражданского законодательства 1961 г. и изданных в соответствии с ними республиканских ГК 1963-1964 гг.» 1 Иоффе О.С Избранные труды по гражданскому праву. М., 2003. С. 426. .

В настоящее время п. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Из этого, в частности, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны получить статут федеральных законов. Такого статута не имеет Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее - УАТ РСФСР), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. №-12. Кроме УАТ РСФСР в настоящее время в России действуют Устав железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ) от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ), введенный в действие с 1 мая 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ, Воздушный кодекс РФ (далее - ВК РФ). Все транспортные уставы и кодексы не могут противоречить нормам ГК РФ.

Наряду с транспортными уставами и кодексами действует ряд федеральных законов, регулирующих деятельность транспорта. К таковым относятся Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-Ф3 «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон о транспортно-экспедиционной деятельности). Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и др.

По наиболее важным вопросам, не получившим детальной регламентации в федеральных законах, издаются указы Президента РФ. Примерами могут служить Указ Президента РФ от 8 ноября 1997 г. № 1201 «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации». Указ Президента РФ от 3 ноября 1992 г. № 1328 «О мерах по улучшению расчетов за перевозки грузов железнодорожным транспортом».

Правительство РФ также осуществляет законотворческую деятельность, издавая постановления и распоряжения по различным вопросам, связанным с перевозками грузов и пассажиров. Так, немаловажное значение имеют Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 172 «Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта». Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. №116 «Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта». Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования». Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования». Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения нужд юридического лица или индивидуальною предпринимателя)». Разумеется, что постановления Правительства РФ не могут противоречить указам Президента РФ, так же как последние не должны противоречить федеральным законам.

Не последнюю роль в правовом регулировании транспортной деятельности играют ведомственные нормативно-правовые акты, к которым относятся инструкции, постановления и правила по вопросам компетенции соответствующих министерств, ведомств, комитетов и иных государственных органов. Речь идет о таких подзаконных актах, как Приказ Министерства транспорта РФ (далее - Минтранс России) от 5 декабря 2002 г. № 155 «О лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте». Приказ Федеральной службы по тарифам РФ (далее - ФСТ России) от 9 декабря 2006 г. № 356T/7 «Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом на 2007 год» и др.

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вопросам транспортного права посвящен целый ряд международных конвенций. Отношения, связанные с осуществлением и обеспечением международных перевозок, могут регулироваться с применением норм Брюссельской конвенции «Об унификации некоторых правил о коносаменте» 25 августа 1924 г., Варшавской конвенции «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» 12 октября 1929 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Конвенции «О договоре международной дорожной перевозки грузов» от 19 мая 1956 г., Конвенции ООН «О кодексе поведения линейных конференций» 1974 г., Гамбургской конвенции ООН «О морской перевозке грузов» 31 марта 1978 г. 2 Россия в конвенции не участвует. См.: Закон. 2000. № 6. С. 39. Правила конвенций, участницей которых Россия не является, могут применяться только в том случае, если на них имеется прямая ссылка в соглашении сторон.

В транспортном праве, особенно в морском, большую роль играют обычаи делового оборота. Под ними понимаются сложившиеся и широко применяемые правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Так, при международных перевозках в качестве обычаев делового оборота широко используются Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» и Правила Международной Торговой Палаты 1992 г. для транспортных документов на смешанную перевозку 3 См.: Правила для транспортных документов на смешанную перевозку. ЮНКТАД/МТП. М., 1998. С 11-36. . Международной ассоциацией транспортных экспедиторов (ФИАТА) разработаны типовые правила, касающиеся уедут грузового экспедирования 4 См.: Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. СПб.. 2000. С 390-396. , которые также могут быть использованы в качестве обычаев делового оборота при наличии пробелов в отечественном законодательстве. Кроме того, правилами установлено, что они применяются и в том случае, если в договоре транспортной экспедиции имеется ссылка на них. КТМ РФ в качестве источников правового регулирования называет обычаи делового оборота (ст. 130-132). Согласно его положениям вопросы о сроке погрузки, о размере оплаты за простои разрешаются на основе обычаев, действующих в данном порту.

Некоторые авторы, на наш взгляд, ошибочно полагают, что источниками транспортного права являются судебные акты, в том числе постановления Пленумов Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда РФ 5 См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учеб, пособие. М.. 2004. С 21. (далее - ВАС РФ). С таким утверждением нельзя согласиться, ибо судья, который отходит от текста закона, становится законодателем 6 См.: Мастера афоризма. Фрэнсис Бэкон / Сост. К. Душенко. М.. 2001. С 12. . Ведь суд может только толковать законы и иные нормативно-правовые акты, но не создавать новые. Между тем постановления Пленумов высших судебных органов РФ обеспечивают единообразие судебной и иной правоприменительной практики, позволяют уяснить точный смысл законов, а потому имеют огромное значение в правовом регулировании транспортной деятельности. К таковым, например, относятся Постановление Пленума ВАС РФ от 12 ноября 1998 г. № 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации». Постановление Пленума ВАС РФ от 25 января 2001 г. № 1 «О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации. Несмотря на то, что названные постановления касаются утратившего законную силу Транспортного устава железных дорог РФ, они помогают разобраться в большом количестве дискуссионных вопросов, которые остались актуальными и при применении нового УЖТ. Кроме постановлений ВАС РФ направляет в адрес арбитражных судов инструктивные письма по отдельным вопросам правоприменительной практики. Они имеют важное значение не только для адресатов, но и для всех лиц, заинтересованных в правильном разрешении споров, вытекающих из договора перевозки и иных транспортных обязательств. В качестве такового документа можно привести Письмо ВАС РФ от 30 июня 1993 г. № С-13/ОП-210 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике.

Изложение вопроса об источниках транспортного права будет неполным, если не упомянуть о проблемах совершенствования и кодификации транспортного законодательства, которые существуют на данный момент.

Первая проблема связана с соотношением положении общей и особенной части ГК РФ, в частности с толкованием и применением ст. 400 ГК РФ, которая предполагает возможность установления законом для отдельных видов обязательств и обязательств, связанных с определенным родом деятельности, ограниченного права на полное возмещение убытков. При этом в ГК РФ не обозначены условия применения положений ст. 400 ГК РФ. В каждом отдельном случае решение этой проблемы предоставлено законодателю, который применяет предоставленное ему право, на наш взгляд, не всегда обоснованно. В современных условиях представляются рецидивом плановой экономики некоторые положения об ограничении ответственности транспортных организаций. Безусловно, транспортировка грузов и транспортные организации, которые осуществляют перевозку, продолжают играть огромную роль в экономике страны. Этим объясняется приоритетное в плане ответственности положение транспортных организаций перед их клиентурой. Вместе с тем нельзя не учитывать, что одна из наиболее мощных транспортных систем - железнодорожная отрасль - в настоящее время акционирована и переживает процесс реструктуризации. В условиях провозглашения принципа равенства сторон гражданско-правовых отношений вызывает сомнение необходимость предоставления льгот исполнителю услуг, заведомо ставящая его в более выгодное положение перед потребителем. Ведь потребитель, являясь стороной договора на оказание услуг, и без того является менее защищенным по сравнению со своим контрагентом.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является применение равных по объему мер ответственности к различным участникам имущественного оборота за однотипные нарушения. Отход от принципа равной ответственности допустим лишь при необходимости защиты слабой стороны в договоре, либо при более жестких требованиях к лицу, исполняющему обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности. Под слабой стороной в данном случае подразумевается сторона гражданского правоотношения, которая заведомо поставлена в менее выгодные условия по отношению к другой стороне и которой может быть навязана воля контрагента. Исходя из этого предоставление перевозчику ограниченной ответственности, например за несохранность перевозимого груза, не может быть признана в полной мере обоснованной. Представляется, что ГК РФ должен четко определить, в каких случаях возможно ограничение размера убытков для одной из сторон договора. Внесение продуманных и взвешенных изменений в ГК РФ является одним из приоритетных направлений действующего законодательства.

Второй проблемой является вопрос о горизонтальной иерархии договорных норм и о применении федеральных законов, которые предусмотрены ГК РФ для отдельных видов обязательств. Так, например, некоторые нормы УЖТ и ВК РФ противоречат ГК РФ. Имеются существенные противоречия в части регулирования ответственности экспедитора нормами Закона о транспортно-экспедиционной деятельности положениям ст. 803 ГК РФ.

Третьей проблемой является унификация норм транспортного законодательства и закрепление их в соответствующих статьях ГК РФ. Как верно отмечают разработчики концепции развития гражданского законодательства, наряду с объединением и укрупнением законодательных актов заслуживает внимания также проблема унификации их содержания. Особое значение этот аспект имеет для транспортного законодательства ввиду краткости норм ГК РФ о перевозках (гл. 40) и наличия системы транспортных законов об отдельных видах транспорта, которые в настоящее время обновляются. Принятые недавно новые транспортные уставы и кодексы содержат различные решения в отношении аналогичных и практически важных условий договора перевозки грузов и пассажиров (пределы ответственности перевозчика, исчисление претензионных и давностных сроков и некоторые другие). Такого рода дифференциация законодательства не должна допускаться.

Четвертая проблема связана с построением системы гражданско-правовых договоров, регулирующих отношения в сфере транспортной деятельности. Решение этого вопроса непосредственно должно повлиять на структуру ГК РФ. Исследованию этой проблемы и будет посвящен следующий вопрос рассматриваемой темы.

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.

Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

Несомненно, важный источник транспортного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации

Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40).

К числу источников транспортного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. Например, Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. N 1675 "О государственной транспортной компании "Россия", Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации".

Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы:

1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и давать по ним разъяснения.

К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Причем ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации специально подчеркивает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положением законодательства или договору, не применяются. Например, согласно ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.

Источниками транспортного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

Федеральному закону от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте".

Под источником транспортного права понимают правовую форму, которая выражается в правотворческой деятельности государства и с помощью, которой воля законодателя становится обязательной. В рамках транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные акты. Источники транспортного права включают санкционированные обычаи, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Определяет положение по отношению ко всем другим законам Конституция Российской Федерации - как основной закон нашей страны. Конституция является источником транспортного права, действует в качестве правовой основы для его развития. В то же время, Конституция содержит положения, которые непосредственно связаны с транспортом.

В Конституции Российской Федерации (статья 71) назначает федеральное управление транспорта, средств связи к ведению Российской Федерации. Это положение имеет основополагающее значение, правового регулирования транспортной деятельности.

Несомненно, важным источником транспортного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сосредоточил в отдельной главе (глава 40) правила, регулирующие основные положения, касающиеся перевозки: договор перевозки грузов и пассажиров, перевозке общественным транспортом, подаче транспортных средств, погрузка и разгрузка грузов, ответственности перевозчика, претензий и исков и так далее.

Источники права являются и транспортные уставы, и кодексы являющиеся в настоящее время в силе. Они подробно регулируют отношения, возникающие в области транспорта. Настоящий Устав Российской Федерации железнодорожного транспорта (2003), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999), Кодекс Российской Федерации по внутреннему водному транспорту (2001), Устав автомобильного транспорта (1969 г). Особенностью этих норм является то, что основные положения, содержащиеся в них, регулируются правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (глава 40).

Среди источников прав дорожного движения являются указы президента, регулирующие наиболее важные и конкретные области транспортных отношений. Например, Указом Президента РФ от 11 декабря 1996 г. N 1675 «О государственной транспортной компании «Россия», Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 «О дальнейшем развитии российского железнодорожного транспорта».

Источники транспортного права являются также правила подзаконные акты, которые можно разделить на две группы:

  • 1) решения и распоряжения правительства Российской Федерации
  • 2) инструкции, положения и правила, исходящие от министерств и ведомств. Например, решение Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 411 «О государственной поддержке транспорта в Российской Федерации в 1992 году» - правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 184 «О мерах в целях обеспечения безопасности перевозимых грузов и усиление борьбы с хищением транспорта».

Министерство транспорта Российской Федерации имеет право на согласование, утверждение в установленном порядке и издательство обязательных для всех юридических и физических лиц, работающих в транспортном секторе, правил, инструкций, норм, стандартов, положений и других нормативных актов, в том числе межведомственного характера по вопросам, входящим в его компетенцию, и давать объяснения по ним.

Источники транспортного права должны также включать в себя обычаи делового оборота. Обычаями делового оборота признается широко распространенное и широко используемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, записано ли это в любом документе (опубликовано в прессе, изложено в вступившем в законную силу решения суда по конкретному делу, содержащие аналогичные обстоятельства, и так далее). Кроме того, статья 5 ГК РФ особо подчеркивает, что обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для членов соответствующих положений отношений законодательства или договором, не будут приняты. Например, согласно ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения между сторонами вопрос о дате погрузки, размер оплаты за время простоя позволило, действует на основе обычаев, действующих в порту Транспортное право: Учебник для вузов. (3-е изд., стер.) - Егизаров В.А., Москва, 2005 - с.24.

Источники транспортного права, следует рассматривать в качестве решений Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым было предоставлено право давать указания для разъяснения, судебным органам по применению существующего транспортного законодательства, при рассмотрении судебных разбирательств.

Примером может служить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12 ноября 1998 г. N 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие транспортных правил железной дороги в Российской Федерации», в котором пленум Высшего Арбитражного суда разъясняет, каким образом, суды должны применять на практике некоторых положений транспортного права устава железных дорог Российской Федерации 1998 года.

Источником транспортного права также являются законодательные акты СССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом. Эти законы продолжают действовать на территории Российской Федерации постольку, поскольку они не противоречат существующим транспортным законодательствам.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 года N 4604-1 «О некоторых вопросах применения законодательства СССР на территории Российской Федерации», до принятия соответствующих законодательных актами Российской Федерации к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории Российской Федерации, распространяется действие устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 8 января 1969 года N 12, а высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в своем решении от 12 ноября 1998 г. N 18 (ч.2) разъяснил судам, что урегулирование споров следует учитывать, на основании Устава железных дорог СССР.

В процессе регулирования отношений в области транспорта, особенно, когда они подняли арбитражных или судебных разбирательств, важно учитывать руководство Госарбитража СССР и России Госарбитража о взаимоотношениях транспортных предприятий с клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда в своем постановлении от 15 апреля 1992 г. N 7 пояснил, что руководство по применению законодательства в разрешении споров и урегулирования доарбитражного остаются в силе на территории Российской Федерации в той степени, что они не противоречат законодательству Российской Федерации. Эти правила являются также источником транспортного права.

Транспортное право и транспортное законодательство - понятия, которые тесно связаны друг с другом, но не идентичные: если первый, набор правовых норм, второй - это набор нормативных актов. Нельзя смешивать систему законодательства с системой права, хотя и нужно стремиться к тому, чтобы система законодательства отражала правовую систему. Система нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие транспортные отношения, называют транспортным законодательством Транспортное право: Учебник для вузов. (3-е изд., стер.) - Егизаров В.А., Москва, 2005 - с.46.

Транспортное законодательство имеет определенные особенности, которые сформировались под воздействием объективных условий, а также в результате субъективных представлений законодателя о целесообразности тех или иных решений в области правового регулирования транспорта. Тем не менее, следует подчеркнуть, что перенос законодательства Российской Федерации включило все основные положения транспортного законодательства СССР. Это относится и к определению договора перевозки грузов и пассажиров, положений, касающихся ответственности за неподачу транспортных средств, утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза или багажа, регулирования отношений с перевозкой грузов в прямое смешанное сообщение. При сравнении текущего транспорта Российской Федерации с ранее действующим законодательством СССР существует определенная преемственность основных положений, регулирующих отношения в области транспорта. Это, бесспорно, имеет некоторое влияние на изучение действующего законодательства в области транспорта.

При анализе законодательства в области транспорта, следует отметить следующие отличительные особенности.

1. Транспортное законодательство является наиболее кодифицировано в российском законодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуют транспортные уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношений между перевозчиками и клиентурой, причем это законодательство постоянно совершенствуется, развивается динамично, с учетом экономического развития страны. Особенно хорошо это можно увидеть в разработке законодательства в области железнодорожного транспорта (на анализе Устава железных дорог). В период с 1920 года до сего времени было принято восемь уставов железных дорог, и если в первом Уставе железных дорог в 1920 году было всего 47 статей, Устав железных дорог в 1922 году состоял из 76 статей и более полно регулировал отношения между грузоотправителями (грузополучателями) и железной дорогой, а вот устав железных дорог в 1927 году, содержал 128 статей и подробно конкретизировал на тех положениях, которые были заложены в уставе железных дорог в 1922 г. он более подробно регулирует порядок подачи претензий к железной дороге, указывает, какие документы, должны быть прилагаемые к заявлению (этого не было в ранее принятых актах), подробно рассматривает вопрос о сроке давности иска.

Устав железных дорог в 1935 году регулировал еще более широкий круг вопросов. Он имел раздел, в котором подробно регулировалось планирование перевозки товаров, указывались, какие документы могут быть представлены в качестве основы для претензии.

Наиболее подробные отношения перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя) регулируются Уставом железных дорог 1954 года, в отличие от предыдущих уставов, он руководил прямой смешанной перевозкой грузов с участием других видов транспорта; специальный раздел был посвящен железнодорожным подъездным путям необщего пользования. Устав более точно и конкретно регулировал вопросы, которые не были в полной мере отражены в предыдущих уставах (он состоял из 228 статей).

Эта тенденция сохранилась и в Уставе железных дорог в 1964 году, в котором четко регулируют отношения между грузоотправителями (грузополучателями) с железной дорогой. Устав включает в себя ряд вопросов, которые не были ранее упомянуты в существующих законах (например, о порядке заполнения недогруза), вместе с тем. его объем несколько снизился (он состоял из 179 статей), что было достигнуто за счет четкого и конкретного языка.

Регулирование в области железных дорог 1998 отражены в содержании государственного перехода к рыночной экономике. Устав (он состоял из 148 статей), на основе рыночных отношений, не предусматривает государственного планирования грузовых перевозок. Было установлено, что перевозка грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с требованиями грузоотправителей, что, безусловно, свидетельствует о расширении их прав. По сравнению с ранее действующим Уставом, новым здесь является введение почасовой платы за использование вагонов, контейнеров за время нахождения их у грузоотправителей, грузополучателей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от последних. В 1998 году включены дискреционные правила, позволяющие железным дорогам и участникам железнодорожного транспорта решать вопросы по взаимному согласию, которые легли в основу для развития равноправных партнерских отношений. Например, железные дороги и грузоотправители могли заключать долгосрочные контракты на перевозку грузов, в отсутствие возможности грузополучателей возможности для промывки вагонов работа осуществляется по железной дороге в соответствии с подписанным соглашением. В то же время, основные положения, касающиеся договора перевозки грузов и пассажиров, транспортных средств, ответственности за нарушение обязательств, остались неизменными, что указывает на степень стабильности в отношениях, регулирующих железнодорожный транспорт.

Устав железнодорожного транспорта (2003 г.) впервые за всю историю подготовки подобных документов отразил в своем содержании, что инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжении, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, может находиться в собственности юридических лиц или индивидуального предпринимателя Транспортное право: Учебник для вузов. (3-е изд., стер.) - Егизаров В.А., Москва, 2005 - с.67. В уставе (состоящем из 130 статей) весьма подробно регулируются отношения перевозчиков и клиентуры железнодорожного транспорта, по всем положениям перевозочного процесса особо подчеркивается, что доступ перевозчиков к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в соответствии с правилами о недискриминационном доступе. Более подробно регулируются отношения, связанные с подачей заявки, четко определены основания, по которым заявка грузоотправителя не может быть удовлетворена. Впервые действие устава распространяется на владельцев железнодорожных путей необщего пользования. В то же время основные положения, связанные с подачей транспортных средств, заключением договора перевозки, ответственностью сторон за ненадлежащее исполнение своих обязательств, остались такими же, как и в предыдущем транспортном уставе железных дорог.

Подобное развитие было законодательство по воздушным, морским и речным транспортам. Уставы и кодексы, регулирующие перевозку, были приняты значительно позже, чем первые уставы железных дорог и, конечно же, учитывали опыт ранее разработанных документов.

Несколько нестандартно разрабатывалось законодательство, регулирующее автомобильные перевозки. До 1969 года не было никакого кодифицированного акта. Перевозка грузов и пассажиров регулировалась большим числом нормативных актов. В 1969 г. Был принят устав автомобильного транспорта.

  • 2. В транспортном законодательстве отражается особенности договоров, заключаемых транспортными предприятиями с большим количеством клиентов: это ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств и обязательного предъявления требований к транспортным компаниям и т.д. Таким образом, в Российском законодательстве до сих пор действуют принятые еще первыми уставами и кодексами правила об ограниченной ответственности транспортных предприятий перед клиентурой за нарушение условий договора. Обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности.
  • 3. В транспортном законодательстве, в отличие от других подотраслей гражданского законодательства, действует большое количество императивных норм, правила которых не могут быть заменены каким-либо иным условием. Особенно четко это прослеживается при анализе законодательства о железнодорожном и автомобильном транспорте (например, ст.11, 18, 20, 33, 120 ужт, ст.18, 36, 44, 52, 54, 126 уат и т.д. немало норм подобного содержания и в законодательстве о других видах транспорта).
  • 4. Транспортное законодательство в значительной степени зависит от законодательства в области международных перевозок, и это влияние является взаимным: в некоторых случаях внутреннее законодательство находит свое отражение в законодательстве, регулирующее международные перевозки. Это влияние ощущается при анализе статей Воздушного кодекса Российской Федерации и Кодекса торгового мореплавания. Например, в области торгового судоходства основным международным соглашением является Брюссельская конвенция 1924 года, протокол которой содержит положение о том, что участники конвенции могут ввести ее в действие «либо придав ей силу закона, либо включив в свое национальное законодательство правила, принятые конвенцией в форме, соответствующей этому законодательству».

В Кодексе торгового мореплавания отражены все важные положения Брюссельской конвенции (например, порядок составления коносамента и его деталей - статья 142, 144, 146 КТМ).

Нормы транспортных конвенций подлежат обязательному применению в процессе функционирования международного транспорта, во взаимоотношениях стран, заключивших соответствующую конвенцию.

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в кᴏᴛᴏᴩой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью кᴏᴛᴏᴩой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также ᴏᴛʜᴏϲᴙтся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция будет источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. При всем этом Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.

Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение будет основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

Несомненно, важный источник транспортного права - ϶ᴛᴏ Гражданский кодекс Российской Федерации, кᴏᴛᴏᴩый сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

Источниками транспортного права будут и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Стоит заметить, что они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного транспорта (1969 г.)
Стоит отметить, что особенностью данных нормативных актов будет то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40)

К числу источников транспортного права ᴏᴛʜᴏϲᴙтся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. К примеру, Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. N 1675 "О государственной транспортной компании "Россия"*(20), Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации"*(21)

Источниками транспортного права будут также подзаконные акты, кᴏᴛᴏᴩые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. К примеру, постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 411 "О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году," постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 184*(22) "О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте".

Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в т.ч. межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и давать по ним разъяснения*(23)

К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.) Причем ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации специально подчеркивает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего отношения положением законодательства или договору, не принимаются. К примеру, согласно ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на базе обычаев, действующих в данном порту.

Источниками транспортного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда, кᴏᴛᴏᴩые обеспечивают единообразие судебной практики и кᴏᴛᴏᴩым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров (об ϶ᴛᴏм более подробно см. § 2 настоящей главы)

Примером может служить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некᴏᴛᴏᴩых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации", в кᴏᴛᴏᴩом Пленум Высшего Арбитражного Суда разъясняет, как следовало применять судам на практике отдельные положения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г.*(24), постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2001 г. N 1 "О некᴏᴛᴏᴩых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" 1998 г.*(25)

Источником транспортного права будут также законодательные акты Союза ССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом. Указанные законодательные акты продолжают применяться на территории Российской Федерации постольку, поскольку они не противоречат действующему транспортному законодательству.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 г. N 4604-1 "О некᴏᴛᴏᴩых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" впредь до принятия ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих законодательных актов Российской Федерации к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории Российской Федерации применяется Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12*(26) А Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в ϲʙᴏем постановлении от 12 ноября 1998 г. N 18 (п. 2) разъяснил судам, что при разрешении споров крайне важно учитывать, что утвержденные на основании Устава железных дорог СССР Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации, Транспортному уставу железных дорог 1998 г. (далее - ТУЖД 1998 г.), Федеральному закону от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте".

В процессе регулирования отношений по перевозкам, особенно когда в связи с ними возникают арбитражные или судебные споры, важно учитывать инструктивные указания Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации по поводу отношений транспортных предприятий с клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15 апреля 1992 г. N 7*(27) разъяснил, что данные инструктивные указания по применению законодательства при разрешении споров и их доарбитражном урегулировании сохраняют ϲʙᴏе действие на территории Российской Федерации в той части, в кᴏᴛᴏᴩой они не противоречат законодательству Российской Федерации. Эти нормативные акты также будут источником транспортного права.

Похожие публикации