Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Фз о регистрации прав на недвижимость. Закон “О государственной регистрации недвижимого имущества” (218-ФЗ): Какие изменения вступили в силу. Создание единого государственного электронного регистра

А.Д.Шут, специалист отдела технической поддержки пользователей Программного центра

1. Закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с изменениями и дополнениями (внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ ), вступивший в силу с 01.01.2017 года. Порядок вступления в силу закона № 218-ФЗ установлен в статье 72, согласно которой:

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года , за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68настоящего Федерального закона.

    Ч асть 4 статьи 66 (об о тветственности органа регистрации прав ) и статья 68 (о к омпенсации за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости ) настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года .



2. Предисловие.

Указанный закон № 218-ФЗ призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации . Предполагается формирование Единого государственного реестра недвижимости , который объединит данные кадастрового учета и данные ЕГРП. Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее теперь будет исключительно Росреестр и его территориальные органы.




3. Новое в Законе № 218-ФЗ.

Сведения о едином недвижимом комплексе теперь будут внесены в кадастр недвижимости.

Согласно статье 133.1 Гражданского Кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Обращаем Ваше внимание на то, что на сегодняшний день технические планы на ЕНК как на машино-места не принимаются Росреестром, так как XML-схема не утверждена.


4. Заявления о ГКУ И ГРП.

Заявления о государственном кадастровом учете и госрегистрации прав подаются лицами, указанными в статье 15 закона:

Одновременно государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению :

    собственника объекта недвижимости

    лица, которому выдано разрешение на создание искусственного ЗУ либо иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

    собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости

    собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости

    кадастрового инженера, при наличии нотариальной доверенности

Обратите внимание, что кадастровые инженеры в 2017 году получают приостановки из-за несоответствия отправленных документов данным требованиям.


В соответствии с пунктом 3 статьи 14 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с :

  • прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости
  • образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).




При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению:


    собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости

  • собственника объекта недвижимости или лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничение или обременение возникают независимо от момента их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости
  • собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости

    кадастрового инженера, при наличии нотариальной доверенности




В соответствии с пунктом 5 статьи 14 государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:



Такие заявления и необходимые документы можно будет представить в бумажном виде - лично или по почте, равно как и в форме электронных документов (с помощью программного модуля "Заявление о ГКУ" платформы "Полигон Про" или через портал Росреестра).

5. Подача заявления.

Отныне место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Обращаться можно в любое подразделение Росреестра, отправлять заявления или подать документы лично через любой МФЦ.


Новый закон устанавливает единственный случай отказа в приеме документов о кадастровом учете и госрегистрации прав - не установлена личность заявителя, обратившегося с заявлением .


6. Сроки кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Статья 16 Закона устанавливает сроки осуществления государственного кадастрового учета 5-7 рабочих дней, государственной регистрации прав 7-9 рабочих дней, 10-12 рабочих дней в случае осуществления кадастрового учета и регистрации прав одновременно. Как видно, общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.


7. Приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав.

Статья 26 Закона устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В первоначальной редакции Закона статья 26 содержала 51 основание, а сейчас в данной статье содержится 55 оснований приостановления.

Наиболее частые в 2017 году приостановления связаны с нарушением 2 части, в которой указано "если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо " и с нарушением 8 части, в которой указано "если представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами" пункта 1 статьи 26.

Также, на сайте Консультант Плюс размещен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно данному проекту предлагается:

    расширить перечень оснований для государственной регистрации прав

    расширить перечень лиц, по заявлениям которых государственный кадастровый учет осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав и без одновременной государственной регистрации прав

    не распространять действие Закона "О государственной регистрации недвижимости" на объекты археологического наследия

    включить в Единый государственный реестр недвижимости список координат пунктов геодезической основы

  • включить в кадастр недвижимости сведения об ограничении оборотоспособности земельных участков, предоставленных гражданам на территории субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе

8. Выписка из ЕГРН вместо свидетельства

Согласно новым правилам, установленным Законом № 218-ФЗ кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.


9. Условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение

Статья 68 Закона № 218-ФЗ содержит положения об условиях компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН.

Компенсация за единственно пригодное для постоянного проживания жилое помещение выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано.

Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Однако, обращаем внимание на то, что положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу лишь с 1 января 2020 г.


Хотелось бы привести пример: В начале 2017 года нам стало известно, что житель Ленинградской области решил проверить сведения, содержащиеся с ЕГРН по многоквартирному дому, в котором живет. Как оказалось, информация о 4 собственниках квартир отсутствует в сведениях, содержащихся в ЕГРН. Но все собственники имеют на руках документы, подтверждающие собственность. Данное дело было передано в суд, но информации о завершении дела, к сожалению, у нас нет. Как мы полагаем, сведения о собственниках квартир была утеряна при объединении баз данных.

На смену федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в июле 2015 года был принят федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» .

Новый закон, вступивший в силу в части большинства положений с 1 января 2017 года, направлен на регулирование всех государственных процедур регистрации различных объектов недвижимости, включая квартиры. Согласно пп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ к видам объектов недвижимости , сведения о которых должны вноситься в кадастр недвижимости и подлежащие государственной регистрации, относятся:

  • жилое и нежилое помещение (в том числе квартира, жилой дом, комната и др.);
  • земельный участок;
  • здание;
  • сооружение;
  • машино-место;
  • объект незавершенного строительства;
  • единый недвижимый комплекс;
  • предприятие в виде имущественного комплекса (или в ином).

С 2017 года в регистрации недвижимости изменилось следующее :

Документы по итогу регистрации при желании заявителя могут быть доставлены по указанному адресу с помощью курьерской службы. Данная услуга платная.

Что даст новый закон о регистрации прав на недвижимость

Новый закон о регистрации прав на недвижимость создает единый правовой механизм для проведения процедуры регистрации прав на объекты недвижимости, включая в данную систему:

  • кадастровый учет;
  • прием и обработку данных;
  • хранение документации;
  • выдачу официально зарегистрированных сведений.

Вступление в силу нормативно-правового акта должно упростить процесс регистрации. Сведения, запрашиваемые из ЕГРН, будут предоставляться за более короткий промежуток времени в сравнение с тем периодом, который был предусмотрен ранее.

Объединение кадастровой палаты и единого государственного реестра способствует качественному улучшению функционирования регистрационной системы. Реестр прав ведется исключительно в электронном формате , данные, которые были занесены в базу, нельзя изъять или удалить.

Вступившие в силу нововведения направлены на повышение уровня гарантий прав участников рынка недвижимости, изменения позволяют сэкономить время заявителей и обеспечить эффективность работы регистрационных органов в Российской Федерации.

Плюсы и минусы

Процесс внедрения нововведений был сопряжен с рядом негативных аспектов :

Несмотря на некоторые проблемы, возникшие в связи с принятием закона, его создание направлено на улучшение процесса регистрации , в частности:

  • снижение рисков и понижение уровня мошенничества на рынке недвижимости;
  • уменьшение объемов бумажного документооборота;
  • повышение электронного взаимодействия государственных органов;
  • создание комфортных условий регистрации;
  • сокращения сроков проведения данной правой процедуры.

Объединение Росреестра и кадастровой палаты в 2017 году

С 1 января 2017 года вступили в силу законодательные нововведения, которые касаются объединения кадастровой палаты и государственного реестра прав на недвижимое имущество (Росреестр).

Данное слияние организаций повлекло следующие изменения :

  1. Создание общей системы по учету и регистрации недвижимости - Единого реестра.
  2. Замена ранее существовавшей аббревиатуру ЕГРП, которая расшифровывалась, как Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на ЕГРН , то есть Единый государственный реестр недвижимости.
  3. В состав Единого госреестра входят блоки, которые до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ относились к ведению кадастровой палаты и содержались в реестре прав, а именно:
    • реестр прав на недвижимость (сведения о правах, о наличии обременений и ограничений на них, о основаниях их возникновения, изменения, перехода и прекращения);
    • кадастр недвижимости (включает в себя основные и дополнительные сведения);
    • кадастровые карты;
    • реестровые дела;
    • книги учета документов;
    • реестр границ.
  4. С июля 2016 года свидетельство о праве собственности было отменено, вместо него выдавалась выписка из ЕГРП, которая, в свою очередь, теперь заменена выпиской из ЕГРН или же сделка удостоверяется регистрационной надписью на правоустанавливающем документе.

  5. Записи объединенного Росреестра подлежат хранению в специальной электронной базе данных , с высоким уровнем безопасности и при соблюдении процесса многократного резервного копирования.

Создание Единого реестра недвижимости позволяет осуществлять одновременную подачу заявлений на регистрацию права и кадастровый учет, что должно способствовать экономии времени для граждан и повышению удобства проведения операций с недвижимостью.

Основные цели объединения кадастровой палаты и реестра прав заключаются:

  • укрепление гарантий зарегистрированных правомочий собственников имущества;
  • минимизация угрозы мошеннических действий;
  • снижение рисков при проведении операций на рынке недвижимости.

Единый государственный реестр подразумевает под собой систематизированный свод достоверных сведений и данных об объектах недвижимости в текстовой и графической формах.

Где с 1 января 2017 оформлять кадастровый паспорт?

Изменения в законодательстве о регистрации недвижимости, вступившие в силу с начала 2017 года, не содержат в себе понятия кадастрового паспорта , при этом на практике данный документ все еще имеет место быть, и объекты недвижимости подлежат обязательному кадастровому учету.

Однако выдача не предусмотрена, в настоящее время его заменяет выписка из ЕГРН, которая содержит в себе все необходимые сведения.

Размер платы за предоставление соответствующей выписки составляет (см. таблицу):

Важно то, что кадастровый учет объектов недвижимости ввиду законодательных нововведений проводит Росреестр . В кадастр вносятся основные и дополнительные данные о недвижимости:

  • вид объекта;
  • кадастровый номер и дата его присвоения;
  • местоположение и количество этажей;
  • номер здания или помещения и др.

Документы, необходимые для постановки на кадастровый учет могут быть поданы гражданином в любые отделения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости .

Нужен ли кадастровый паспорт для регистрации права собственности

Для регистрации права собственности необходимо собрать определенный перечень документов , среди которых можно выделить:

  • Свидетельство о праве на наследство.
  • Решение судебного органа, вступившее в законную силу.
  • Договоры купли-продажи, дарения.
  • Распоряжения муниципальных и государственных органов.
  • Выписка из ЕГРН и др.

Среди вышеуказанного списка нет кадастрового паспорта, так как действующее законодательство не содержит обязательного требования относительно его наличия при регистрации права собственности. Все необходимые сведения, содержатся в выписке ЕГРН.

При этом постановка объектов недвижимости на кадастровый учет является необходимым условием для оформления правомочий владения.

Сведения об объектах недвижимости, в текстовых и графических формах, содержащиеся в ЕГРН, воспроизводятся путем составления кадастровых карт . Данные карты бывают двух видов:

  1. Дежурные - предназначены только для использования специализированным регистрирующим органом.
  2. Публичные - доступны неограниченному кругу лиц.

Кадастровые карты формируются в электронном виде и подлежат размещению на официальном сайте для бесплатного просмотра без направления запроса.

Что такое выписка из ЕГРН и зачем она нужна?

Выписка из ЕГРН является главным документом, который подтверждает право собственности гражданина на недвижимое имущество (аббревиатура ЕГРН расшифровывается как Единый государственный реестр недвижимости ).

Соответствующий документ заменяет выдававшиеся ранее выписку из ЕГРП и кадастровый паспорт, а также включает в себя:

  • Текстовую часть (таблица с данными по объекту недвижимости).
  • Графическую часть, которая идентична с кадастровым паспортом объекта.

Орган регистрации прав осуществляет внесение данных об объектах недвижимости в Единый государственный реестр.

Можно выделить определенные виды выписок ЕГРН:

  1. Об объекте недвижимости.
  2. Об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
  3. О переходе прав на объект недвижимости.
  4. О правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.
  5. О дате получения органом регистрации прав заявления и документов для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и иные.

Данная выписка формируется из определенной совокупности документов в отношении одного объекта недвижимости, которые объединены в реестровое дело . Оно ведется в электронном виде, а в целях хранения его дублируют на бумажный носитель.

Сроки оформления

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ определены конкретные сроки регистрации прав и кадастрового учета. Данные временные периоды являются более сокращенными в сравнении с теми, которое существовали ранее и составляют :

  • 7 рабочих дней с даты получения органом регистрации (Росреестр) заявления и документов, необходимых для осуществления регистрации права (9 рабочих дней при подаче документов в МФЦ).
  • В течение 5 рабочих дней осуществляется постановка объекта недвижимости на кадастровый учет в органах регистрации (7 рабочих дней - через МФЦ).
  • Десять дней - срок, при одновременном кадастровом учете и регистрации права в органах Росреестра, и 12 рабочих дней в случае, если документы приняты в отделениях МФЦ.
  • 5 рабочих дней должна занимать регистрация, проводимая на основании судебного акта, вступившего в законную силу.
  • В течение трех дней осуществляется государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенной сделки и/или свидетельства:
    • о праве на наследство;
    • о праве собственности на долю в общем имуществе.

      При подаче документов на регистрацию в МФЦ по сделке, удостоверенной нотариусом , срок регистрации - пять рабочих дней.

  • В период семь рабочих дней регистрируется при приеме документов в МФЦ. В случае направления документов через регистрирующий орган срок сокращается на два дня.

Для приостановки регистрации на основании распоряжения должностного лица установлен срок в 3 месяца (п. 2 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ), а по решению заявителя - до 6 месяцев (п. 1 ст. 30 ранее указанного закона).

Можно ли подать документы на регистрацию недвижимости в другом городе?

Экстерриториальный принцип подачи заявления означает:

  • Документы, необходимые для оформления прав на объект недвижимости, граждане могут подать в любых отделениях уполномоченных на регистрацию органов государственной власти.
  • Заявители не связаны правовой необходимостью обращаться именно в то регистрационное учреждение, где находится сам объект недвижимости.
  • При подаче заявления на регистрацию отсутствуют ограничения, связанные с местом жительства гражданина или нахождением юридического лица, а также с пределами регистрационного округа.

При направлении сведений, используя экстерриториальный принцип, регистрацию сделок, обременений и ограничений прав, производит орган по месту расположения недвижимого имущества .

Гражданин Д. решил зарегистрировать право собственности на земельный участок, расположенный в Калининградской области и полученный им по наследству. Сам наследник проживает в городе Самара. Для оформления документов гражданин Д. обратился в ближайшее отделение МФЦ, где ему разъяснили порядок и сроки проведения регистрации прав.

Уполномоченное должностное лицо осуществило прием документов, в подтверждении чего гражданину Д. была выдана расписка с описью принятых сведений и с указанием точной даты того, когда регистрация будет завершена.

Регистратор в пункте приема создал копию полученных документов в электронном формате и направил сведения в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка. В день указанный в расписке гражданин Д. получил выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности, с надписью: «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта».

Регистратор, который принимает документы, обязан произвести проверку представленных сведений на соответствие действующим нормам права, а также убедиться в отсутствии причин для возврата документации без рассмотрения.

Вопрос

Ответственность за неверно указанные сведения в выписке ЕГРН

15 января 2017 года мною для оформления обязательной государственной регистрации права собственности на квартиру были направлены документы в Росреестр. В указанные сроки я забрала выписку из ЕГРН. А при подробном рассмотрении документа я заметила, что моя фамилия написана неверно. Обратившись к регистратору, я получила отказ на исправление ошибки. Подскажите, кто в данном случае несет ответственность за неправильность оформления документа?

Ответ

За упущения в проделанной работе, а именно:

  • необоснованные промедления;
  • отказ в приеме документов;
  • технические ошибки, допущенные в записях ЕГРН,

предусмотрена ответственность регистрирующего органа . Ущерб, который причинен уполномоченным органом власти, подлежит возмещению за счет средств казны. Росреестр вправе взыскать оплаченную сумму ущерба с конкретного должностного лица.

Вам стоит направить жалобу на руководителя соответствующего регистрационного отделения, в случае неудовлетворения Ваших требований в добровольном порядке, Вы имеет полное право обратиться в судебные органы.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 26.07.2019 N 248-ФЗ ), вступившими в силу с 23.01.2020 года (ред 29).

Порядок вступления в силу закона № 218-ФЗ установлен в статье 72 .

Предисловие

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступил в силу с 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений, вступающих в силу со 2 января 2017 года и с 1 января 2020 года ).

Указанный закон № 218-ФЗ призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации. Предполагается формирование Единого государственного реестра недвижимости, который объединит данные кадастрового учета и данные ЕГРП. Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее теперь будет исключительно Росреестр и его территориальные органы.

Новое в Законе № 218-ФЗ

Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости

Глава 3. Государственный кадастровый учет недвижимого
имущества и государственная регистрация прав
на недвижимое имущество

Глава 4. Внесение сведений в Единый государственный реестр
недвижимости в порядке межведомственного
информационного взаимодействия

Глава 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр
недвижимости в уведомительном порядке

Глава 6. Особенности осуществления государственного
кадастрового учета отдельных видов недвижимого имущества и
государственной регистрации отдельных видов прав
на недвижимое имущество

Глава 7. Исправление ошибок, содержащихся в Едином

Глава 8. Предоставление сведений, содержащихся в Едином
государственном реестре недвижимости

Глава 9. Государственный регистратор прав

Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного
кадастрового учета недвижимого имущества и государственной
регистрации прав на недвижимое имущество, ведении единого
государственного реестра недвижимости, предоставлении
сведений из единого государственного реестра недвижимости

Глава 11. Заключительные и переходные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

ЕГРН – относительно новое понятие, которое подлежит применению в сфере регистрации недвижимости с 1 января 2017 года. С этого момента вступил в силу новый федеральный закон – ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» .

Этот нормативный акт пришел на смену сразу двум популярным законам – ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Причины кардинального изменения существующего порядка регистрации недвижимости лежат на поверхности этого процесса. Те, кто из вас за последний год пытались совершить регистрационные действия со своей собственностью, с большой вероятностью столкнулись с огромным количеством барьеров на своем пути. Основной из них – необходимость кадастрового учета и регистрации прав в двух различных реестрах.

И несмотря на то, что ведение этих реестров возложено на один государственный орган (Росреестр РФ), при подаче документов на регистрацию прав требовали предоставления кадастрового паспорта, а при необходимости кадастрового учета объекта – выдавали приостановки для предоставления документов из реестра прав, подтверждающие сведения о недвижимости.

Сейчас два реестра, со сведениями о кадастровом учете и правах на недвижимость, объединили в один – Единый государственный реестр недвижимости, или ЕГРН.

Со вступлением нового федерального закона №218 необходимость совершения двух последовательных процедур регистрации отпадет. На смену ЕГРП и кадастру пришел новый реестр – ЕГРН, в котором будет отражена информация об объектах, как по кадастру, так и по правам на них.

Остались вопросы?

Задайте их специалисту по телефону

7 978 744 30 11

До 1 января 2017 года технические характеристики недвижимости содержались в государственном кадастре, который с 2013 года ведет Кадастровая палата (структура Росреестра). Эту функцию она получила от органов БТИ Ростехинвентаризации. Регистрацию прав проводили отделения Росреестра – УФРС по районам города и регионам.

Если вам необходимо было зарегистрировать новый объект недвижимости, то сначала вы должны были его поставить на учет в Кадастре (путем подготовки технического плана и заполнения декларации), а потом – зарегистрировать свои права в другом подразделении УФРС по регистрации прав, подав документы в многофункциональный центр.

Срок кадастрового учета составлял 10 рабочих дней вне зависимости от вида регистрационных действий, срок регистрации прав – 10 рабочих дней. К этому сроку необходимо было приплюсовывать время на пересылку документов из МФЦ в госорганы. Это время было нерегламентированно и могло быть от 4 до 10 дней. Быстрее было подать документы на регистрацию посредством электронного функционала сети Internet, но в этом случае неподготовленному пользователю сложно было разобраться с порядком подготовки документов, электронной подписью и доверенностью на представителя, подходящей для этой процедуры.

Также, существование двух реестров можно было проследить на официальном сайте Росреестра, где в режиме «онлайн» вы просматривали сведения об объекте – по кадастру и ЕГРП. За последнее время мы сталкиваемся с большим количеством ошибок, которые вызваны, к примеру, наличием объекта и его правообладателей в ЕГРП и отсутствием сведений о нем в Кадастре.

Выход из такой ситуации может быть разный. По закону и здравой логике, необходимо произвести учет ранее учтенного объекта, однако в различных территориальных отделениях Кадастровой палаты «рекомендовали» устранять такие разночтения по-разному.

Новым законом №218 «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается ведение единого реестра, что, соответственно, приведет к единообразному подходу при проведении регистрации недвижимости.

Структура ЕГРН

Структура ЕГРН определена следующая:

  • Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
  • реестр прав и ограничений (обременений).
  • реестр информации о границах особых зон (реестр границ).
  • реестровые дела.
  • кадастровые карты.
  • книги учета документов.

Каждый элемент ЕГРН хранится теперь в особом режиме: реестры недвижимости, карты и книги учета – в электронном виде. В виде документов на бумаге и на электронных носителях подлежать хранению реестровые дела. Время хранения указанной информации неограниченно, и она не подлежит уничтожению. Все сведения о недвижимости строго охраняются законом и органами Росреестра РФ, который является оператором ЕГРН.

Кадастр недвижимости с 2017 года

Кадастр недвижимости включает в себя два вида сведений об объектах:

1. Основные – это характеристики объектов, которые их индивидуализируют и определяют, как обособленную вещь (этажность, вид и пр.).

2. Дополнительные – характеристики объекта, которые могут быть изменены из вне – к примеру адрес объекта недвижимости, кадастровая стоимость и пр.

Реестр прав на недвижимость с 2017 года

В настоящее время права на недвижимость и смежные с ними категории определены в законе следующими формулировками:

  1. Права на объекты.
  2. Ограничения прав на недвижимость.
  3. Обременение прав на объекты.
  4. Сведения о сделках с недвижимостью.
  5. Дополнительные сведения, не влияющие на права.

Сведения о правах на недвижимость в свою очередь так же определены законом №218-ФЗ. К ним относятся: вид права на объект недвижимость, момент его регистрации, номер; информация о правообладателе; основания права; виды обременений и ограничений зарегистрированных прав; основания обременений (ограничений); информация о держателях обременений; основные сведения о сделках с объектом недвижимости.

Среди дополнительных сведений об объектах в реестре прав следует выделить информацию о зарегистрированных в жилых помещениях собственника объекта лицах, которые находятся под опекой или попечительством, а также – несовершеннолетних членах его семьи, которые остались без попечительства.

В свете запланированных изменений законодательства, которые будут затрагивать вопросы регистрации по месту жительства/пребывания несовершеннолетних, это нововведение закона №218 выглядит вполне логично. Напомним, что в настоящее время рассматривается законопроект, ограничивающий возможность выписки несовершеннолетних из жилых помещений, при отсутствии у их законных представителей в собственности иного недвижимого имущества, в которое может быть зарегистрирован ребенок.

Реестр границ объектов

В разделе, содержащим информацию о границах территорий, которые подразумевают особые условия использования, внесена следующая информация: информация об индивидуальных характеристиках зон (обозначения, виды, адреса и пр.), границы территорий, сведения о государственных органах, в чем ведении находится установление местоположения зон с особыми условиями использования, сведения об актах органов государственной власти, установивших статус особых территорий, информация об ограничениях в использовании особых зон и территорий.

Реестровые дела

Реестровые дела – это один из разделов ЕГРН. В нем содержатся документы об объектах недвижимости, которые являются основанием для сведений о нем в других разделах ЕГРН (кадастре недвижимости, реестре прав и пр.). Все эти документы хранятся в органах Росреестра в электронном виде. Если в органы учета соответствующая документация от заинтересованных лиц и органов государственной власти предоставляется в бумажном формате, сотрудники Росреестра обязаны переформатировать их в электронный вид.

Кадастровые карты

Это карты, которые составлены на картографической основе и несут в себе информацию, отраженную в ЕГРН:

  1. Публичные кадастровые карты;
  2. Дежурные кадастровые карты.

С информацией, содержащейся на публичной кадастровой карте, каждый желающий вправе ознакомиться на официальном сайте Росреестра:

Новый закон о регистрации недвижимости

Как мы уже писали, ЕГРН объединит два существовавших реестра, которые содержат всю информацию об объектах недвижимости в РФ.

Новым законом также вводится новый порядок регистрационных процедур. Он распространятся в большей степени на саму процедуру, а не на перечень документов для её совершения.

Так, регистрация прав с принятием нового закона, составляет 7 рабочих дней. Кадастровый учет – 5 рабочих дней. И если раньше собственник совершал эти процедуры исключительно поочередно, то с 01 января 2017 года эти процессы можно объединить в один. При этом общий срок не превысит 12 рабочих дней.

Сроки рассчитываются исходя из момента получения органом регистрации документов из МФЦ. В новом законе №218 предусмотрен строгий срок регистрационных действий для случаев обращения заинтересованных лиц в МФЦ – срок увеличивается на 2 рабочих дня. До 01 января 2017 года это время не было регламентировано и официально не ограничивалось.

Отдельные сроки в новом законе прописаны для сделок, заверенных нотариусами и отправленными от них на регистрацию – 3 рабочих дня, а также – заявления о регистрации прав и ограничений по судебным актам – также 3 рабочих дня.

В тексте нового закона мы увидели большое количество упоминаний о МФЦ. Это связано с тем, что полномочия по приему и выдаче документов для регистрации недвижимости сейчас переданы от УФРС отделениям Многофункциональных центров.

Из нового также можно выделить ответственность регистраторов и органов регистрации при совершении ошибок и неисполнении своих функций надлежащим образом. Установлено, что при совершении нарушений своих обязанностей, собственник может потребовать от органа регистрации оплаты его ущерба.

Примером может быть нарушение договорных обязательств по передаче недвижимости покупателю, если привязка этого момента была предусмотрена к дате регистрации договора купли-продажи.

Установлено также ограничение размера компенсации при утрате прав на недвижимое имущество собственника по ошибке регистратора и гос органа – до 10 000 000 рублей.

Также законом №218 установлено, что Российская Федерация вправе потребовать регрессной компенсации от виновного лица понесенных расходов на компенсацию убытков потерпевшему. Право требования может быть направлено: органу госвласти или местного самоуправления, если негативные последствия были следствием незаконного акта органа власти; кадастровому инженеру, если по его вине были внесены некорректные сведения об объекте; к иным лицам, если их действия стали причиной нарушения законных прав собственников недвижимости.

Этот порядок вступает в силу с 01.01.2020 года. Новым законом предусматривается ответственность нотариусов за ошибки, которые они совершают при оформлении сделок с недвижимостью. Уже с 01.02.2014 года нотариусам предоставлены полномочия по оформлению таких сделок и эти документы не проходят проверки сотрудниками Росреестра.

Заказать консультацию

Выписка из ЕГРН в 2017 году

Выписка из ЕГРН – документ, который будет содержит объединенную информацию об объекте. В том числе:

  • информация об объекте (включая кадастровую стоимость);
  • если объект – земельный участок, то все объекты, которые на нем расположены;
  • право на объект, правообладатели, основания возникновения собственности или обременений;
  • обременения объекта;
  • информация о притязаниях на объект со стороны иных лиц.

Срок предоставления выписки из ЕГРН с 01.01.2017 года составляет 3 рабочих дня. Учитывая срок на передачу запроса от лица в МФЦ, а затем – Росреестр – 5 рабочих дней.

Новым федеральным законом №218 предусмотрен перечень лиц, помимо собственников, которые вправе получать по запросам более полную информацию об объектах недвижимости. Этот список утвержден ст. 62 ФЗ №218.

Напомним, что уже с середины 2016 года при подаче документов для регистрации права собственности на объекты недвижимости, заинтересованные лица не получают Свидетельства о регистрации прав на объекты. Органами Росреестра выдаются выписки из ЕГРП (теперь – из ЕГРН) о проведении регистрационных процедур.

Стоимость выписки из ЕГРН в 2017 году

Стоимость выписки из ЕГРН с 01.01.2017 года будет зависеть от лица, которое ее заказывает и формы этого документа.

Для физических лиц и органов государственной власти в бумажном формате стоимость выписки из ЕГРН за один документ на один объект недвижимости составит 750 рублей, для юридических лиц это будет стоить 2200 рублей. Электронная выписка из ЕГРН с 2017 года будет стоить для физлиц и органов госвласти 300 рублей, для организаций 600 рублей.

Полный перечень тарифов за предоставление сведений об объектах недвижимости и иной информации из реестров представлен в Приказе Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291 (ред. от 09.12.2016) «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2016 N 42937).

Как видно из перечня информации, кадастровые сведения об объекте в выписке отсутствуют, поэтому при необходимости предполагается заказ Кадастрового паспорта с графической составляющей (чертежом объекта).

Вступление в силу закона о ЕГРН

Федеральный закон №218 «О государственной регистрации недвижимости» вступил в силу с 01.01.2017 года. Отдельные его положения начнут действовать с 01.01.2020 года (ст. 66, 68). Все подготовительные мероприятия для полноценного использования новой нормативной базы, должны были быть разработаны Правительством РФ до 1 января 2017 года.

По логике, документ, поданный на регистрацию, сначала должен пройти кадастровый учет, затем регистрацию. Однако, если в заявлении некорректно заполнены сведения о координатах объекта, будут ли регистраторы в это же время проверять полноту сведения для регистрации прав? Или при обнаружении первой ошибки, будет выдана первая приостановка, а если будут ошибки еще – приостановки будут выдавать каждый раз заново? Вопрос актуален еще и тем, что новый закон уменьшает срок приостановки для устранения выявленных нарушений. А отказ означает аннулирование оплаченной государственной пошлины.

Таким образом, вопросы право применения нового федерального закона 218 будут понятны после начала его применения.

В соответствии с действующим законодательством РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Иными словами, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, и собственники вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации, при этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе. Государственная регистрация в отношении объекта недвижимого имущества считается проведенной с момента внесения сведений о таком объекте в государственный реестр.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляется кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являются два федеральных закона - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости) и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации). В соответствии с этими законами кадастровый учет недвижимости осуществляется путем внесения сведений об объектах недвижимого имущества в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), а государственная регистрация прав и ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения сведений о правах и ограничения (обременениях) в отношении объектов недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

Однако в ближайшем будущем в сфере регистрации недвижимости произойдут ощутимые изменения.

Так, с 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

Здесь обратим внимание на основные моменты рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации.

О Едином государственном реестре недвижимости

Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных выше законов или внесении в них изменений. Возможно предположить, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

Итак, в соответствии с новым Законом будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в ГКН и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений на недвижимое имущество (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вестись ЕГРН будет в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время КГН и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем, последние имеют приоритет.

Сведения о едином недвижимом комплексе

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и государственная регистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат государственной регистрации.

Обязанность кадастрового учета

и регистрации прав возложена на Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Федеральная кадастровая палата Росреестра.

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и государственной регистрации не предусмотрено.

Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;

Орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра.

Новеллой в Законе является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юридическое лицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении государственной регистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о регистрации запрещен.

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

В настоящее время заявление о государственной регистрации прав может быть возвращено, в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;

7 рабочих дней - для государственной регистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и государственной регистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и государственной регистрации срок государственной регистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для государственной регистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если государственная регистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок государственной регистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о регистрации причинами приостановления, в частности, являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и государственной регистрации будет отказано.

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке. Так, сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации составят:

Три месяца - по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя на три месяца.

Согласно новому Закону кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки - специальной регистрационной надписью на документе, выражающей содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и государственной регистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент государственная регистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о государственной регистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

Федеральная миграционная служба РФ - информацию об изменении сведений о физическом лице (гражданине);

Федеральная налоговая служба РФ - информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами. Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 01.01.2020.

Александр Князев,

главный специалист-эксперт

отдела регистрации прав

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.



Похожие публикации