Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Развитие права в первой мировой войне. Развитие права в годы первой мировой войны. Право России в годы I Мировой войны

Война вызвала необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов, направленных на приспособление государственного аппарата к военным условиям. Ряд изменений был внесен в административное, финансовое, гражданское, трудовое и уголовное право.

4.1 Административное законодательство

Новым явлением стала административная юстиция - прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно- хозяйственных отношений и связей.

В день объявления войны царским указом было введено Временное положение о военной цензуре. Органы цензуры предусматривались как в местностях театра военных действий, так и вне их. Министру внутренних дел было предоставлено право запрещать во время войны сообщение в речах и докладах, произносимых в публичных собраниях, сведений, касающихся внешней безопасности России, состояния ее вооруженных сил. В районе военных действий военную цензуру осуществляли штабы главнокомандующих армиями и военных округов. В местностях, не входивших в район театра военных действий, органами военной цензуры были Главная военно-цензурная комиссия при главном управлении генерального штаба, местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры. Наряду с органами военной цензуры сохранялся прежний административный надзор как за типографиями, так и за книжными магазинами. В Положении о военной цензуре подчеркивалось, что военные и административные власти осуществляют параллельный надзор за произведениями печати и публичными собраниями. Большая роль в обнаружении нарушения постановления отводилась жандармам и полиции. Виновные в нарушении Положения о цензуре должны были привлекаться к судебной ответственности и подлежали заключению в тюрьму.

24 июля 1914г. был издан Указ, согласно которому все местности Российской империи, не находившиеся на осадном и военном положениях или на положении чрезвычайной охраны, объявлялись в состоянии чрезвычайной охраны с расширением прав губернаторов и военных властей в местном управлении.

Указ 28 июля 1914г. устанавливал правила, которыми Россия руководствовалась во время войны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. Въезд их в Россию допускался с особого в каждом случае разрешения соответствующих властей.

4.2 Гражданское право

В области гражданского права издается большое количество указов, положений и других актов, диктуемых условиями военного времени. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов, а также различных видов промышленного сырья. Все промышленные предприятия обязывались в первую очередь выполнять военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.

Были внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности. Вводилась гужевая и автомобильная повинность.

Был издан ряд указов о приостановлении взысканий по векселям в местностях, объявленных на военном положении; военнообязанным, призванным в действующую армию, разрешалось расторгать договоры найма квартир.

Просроченные заклады этих лиц не могли продаваться с аукциона до конца войны. Было введено страхование морских судов, грузов и фрахта от военной опасности.

Некоторые изменения претерпело и социальное законодательство.

Так, в 1915г. правительство выделило значительные суммы на оказание помощи беженцам; для членов семей лиц, призванных на военную службу с государственных предприятий, устанавливались денежные пособия, уплачиваемые в полном размере только в том случае, если на иждивении находились жена и более пяти детей.

4.3 Финансовое законодательство

Ужесточалось финансовое законодательство.

Были увеличены прямые и косвенные налоги, повышен налог на землю и наследство, на зрелища, повышены косвенные налоги на товары первой необходимости - сахар, спички, керосин, введены налоги на лиц, освобожденных от воинской повинности.

В ноябре 1916г. было принято постановление о введении продовольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой.

Расчет за изымаемые продукты производился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых. Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки.

Таким образом, бремя новых налогов ложилось в основном на плечи трудящихся. Кроме того было принято постановление о расширении правительственного надзора над банками коммерческого кредита.

4.4 Трудовое законодательство

Значительные изменения были внесены в трудовое законодательство. Сокращалось время отдыха рабочих, увеличивался рабочий день в промышленности. Во время войны широко применялся принудительный труд, в частности, производилось прикрепление к заводам военнообязанных.

В период войны царизм, проводивший политику содействия буржуазии и защиты ее интересов, ликвидировал ту незначительную нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась, хотя и формальным, ограничением эксплуатации. В 1915 г. Советом министров было издано Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы, а через некоторое время был опубликован перечень работ, на которые могли привлекаться женщины и дети, не достигшие 15 лет, в каменноугольной промышленности. Хотя это законодательство касалось лишь предприятий, выполнявших военные заказы, фактически им пользовались все капиталисты. И кроме того, в то время на предприятиях, выполнявших заказы военного ведомства, работало подавляющее большинство рабочих.

4.5 Уголовное законодательство

Ужесточалось уголовное законодательство. Законом от 14 ноября 1914г. военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию (вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока).

Ужесточалась уголовная ответственность за дезертирство. Указом 12 января 1916г. виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы на срок от 4 до 20 лет или бессрочно либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.

В 1912г. был утвержден новый закон об ответственности за шпионаж, значительно расширивший понятие шпионской деятельности, усиливший ответственность за нее. Закон устанавливал специальный случай выдачи государственных секретов - сообщение об изобретениях, касающихся вооруженных сил или военных сооружений.

Право- это не более чем ориентир, который добровольно признает общество. К1917 г. право не успело трансформироваться в правовое поведение людей. Подавляющей массе населения этот ориентир был просто не нужен, поскольку оно привыкло к иным регуляторам- обычаям и религии. Использование в ходе изучения данного периода, прежде всего, правовых источников означает ошибочное завышение уровня развития страны. На самом деле в начале XX в. значительные слои России оставались на добуржуазном уровне развития, что требует внимания к обычаям и традициям.

Война внесла определенные изменения в государственный механизм и право Российской империи, однако они не были принципиальными и даже сколько-нибудь существенными. Вновь созданные государственные и полугосударственные органы лишь дополняли сложный бюрократический аппарат, часто работавший на холостом ходу.

Государственный аппарат и развитие права в период Первой мировой войны (1914-1917 гг.)

19 июля (1 августа) 1914 г. Германия объявила войну России. Таким образом, Российская империя была вынуждена вступить в войну в союзе с Англией и Францией против стран Тройственного союза (Германии, Австро-Венгрии и Италии). В условиях войны возникла необходимость сконцентрировать все имевшиеся в стране ресурсы для эффективного их использования в целях обеспечения обороноспособности страны. Еще 16 июля 1914 г. Николай II утвердил «Положение о полевом управлении войск в военное время», в соответствии с которым руководство войсками было возложено на Ставку верховного главнокомандующего. При ней учреждался штаб. Однако сохранение Генерального штаба Вооруженных сил требовало больших усилий по координации его деятельности с вновь созданным штабом Ставки верховного главнокомандующего. В стране вводилась также военная цензура и устанавливался перечень сведений, содержавших государственную тайну.

В 1914 г. были внесены изменения в «Военно-полевой устав», согласно которым уточнялся круг судебных учреждений, имевших право выполнять свои обязанности в районах военных действий, изменялся также порядок дознания и предварительного следствия. В нем подчеркивалось, что в районах, переведенных на военное положение, осуществлять правосудие имели право только военно-окружные суды и Главный военный суд. Кроме того, в случае необходимости в таких регионах разрешалось учреждать военно-полевые суды, юрисдикция которых распространялась и на дела гражданских лиц, независимо от их подданства. Данные меры применялись на большей части территории страны, так как в годы Первой мировой войны в 50 губерниях объявлялось военное положение, а в остальных - чрезвычайное положение.

Введение военного положения предполагало передачу управления губернией в руки военного командования, которому предоставлялись следующие права: определять порядок въезда и выезда из губернии; проводить реквизиции; запрещать вывоз имущества и средств, необходимых для обеспечения воинских частей и т.д.

В период Первой мировой войны действовала Государственная дума четвертого созыва, в которой абсолютное большинство имели представители буржуазных и помещичьих партий. Они поддержали царское правительство по вопросам ведения войны и существенного увеличения военного бюджета. Тем не менее император пользовался предоставленным ему правом и созывал заседания Государственной думы достаточно редко, решая большинство важных вопросов путем издания указов.

Буржуазия, пытаясь усилить свое влияние на деятельность правительства, добилась создания военно-промышленных комитетов, об учреждении которых было объявлено в мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли. Общее руководство их деятельностью осуществлял Центральный военно- промышленный комитет. В целом в стране было образовано 78 военно-промышленных комитетов. Их деятельность регулировалась «Положением о военно-промышленных комитетах», принятым в августе 1915 г. В нем подчеркивалось, что их главной задачей является содействие государственным органам управления в вопросах снабжения армии и флота военным снаряжением и продовольствием. К их ведению относилось распределение военных заказов между военными и промышленными предприятиями страны.

Однако принятые меры были недостаточными. Для эффективной мобилизации всех ресурсов необходимо было предпринять более активное вмешательство государства в экономику страны и усилить механизмы ее регулирования. Решение этих задач было возложено на Особые совещания, об учреждении которых было объявлено в 17 августа 1915 г. Они создавались для оперативного руководства отдельными отраслями хозяйственной деятельности правительства, связанными, прежде всего с решением важнейших вопросов по обеспечению обороны государства.

Были созданы следующие Особые совещания, представлявшие собой высшие правительственные учреждения: 1) Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне (возглавлял военный министр); 2) Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны (возглавлял министр торговли и промышленности); 3) Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу (возглавлял министр земледелия); 4) Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов (возглавлял министр путей сообщения); 5) Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по устройству беженцев (возглавлял министр внутренних дел). Руководили деятельностью Особых совещаний министры, которые были подотчетны непосредственно императору.

В состав Особых совещаний входили представители правительства, других высших органов власти, а также крупной буржуазии и интеллигенции. Так, Особое совещание по обороне включало председателей Государственного совета и Государственной думы, высших чиновников министерств, по 9 членов от Государственного совета и Государственной думы, представителей Центрального военно-промышленного комитета и Всероссийских земского и городского союзов.

Особые совещания осуществляли контроль за деятельностью фабрик и заводов, распределяли государственные заказы и контролировали их выполнение. Кроме того, им предоставлялось право отстранять руководителей предприятий от занимаемой должности и даже закрывать частные учреждения. В местных органах власти Особые совещания были представлены их комиссиями и уполномоченными, которым в губерниях и уездах поручалось решать все вопросы, относившиеся к компетенции конкретного Особого совещания.

Однако стремление буржуазии воздействовать на политику царского правительства не ограничивалась только государственно-промышленными органами и учреждениями, она пыталась использовать для этого и общественные организации. Так, в 1914 г. на съезде представителей земств был создан Всероссийский земский союз, а на съезде представителей городов -Всероссийский городской союз. В 1915 г. эти организации учредили Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор), который в начале участвовал лишь в организации лечебных учреждений для раненых, заботился об инвалидах, а затем стал принимать участие в обеспечении воинских частей снаряжением и продовольствием.

В период Первой мировой войны вносились соответствующие изменения в действовавшие нормативные правовые акты, о некоторых из них уже говорилось ранее. Изменения коснулись прежде всего сферы экономики, где широкое распространение получил принцип государственного регулирования, обусловленный необходимостью более жестко контролировать надлежащее исполнение государственных заказов, более четко регламентировать поставки сырья и других материалов, необходимых для обеспечения обороны страны. Кроме того, были увеличены прямые и косвенные налоги. В 1916 г. были приняты законы о подоходном налоге и налоге на военную прибыль, которые вводились в действие с января 1917 г.

Были внесены также изменения в правовые акты, затрагивавшие социальную сферу. Это было связано с необходимостью выделения из бюджета страны значительных средств на оказание помощи беженцам, членам семей, призванных на военную службу с государственных предприятий, и т.д. В то же время приостанавливались действовавшие ранее ограничения на введение сверхурочных работ, использование женского и детского труда.

В годы войны подверглось также изменениям уголовное, процессуальное и судебное право. Значительно увеличивались наказания за самовольную отлучку и уклонение от службы в армии, за дезертирство, за причинение умышленного членовредительства и др. Расширялся состав преступлений, за которые вводилась уголовная ответственность. Теперь сокрытие товаров и сырьевых ресурсов, неисполнение договора или государственного заказа в предусмотренный срок влекли за собой уголовную ответственность соответствующих должностных лиц. Значительно повышалась и уголовная ответственность за взятки. Изменения в процессуальном и судебном праве были вызваны чрезвычайными обстоятельствами войны и касались в основном вопросов расширения подсудности и изменения режима судопроизводства в военно-полевых судах (ускоренный порядок рассмотрения дел, отсутствие защиты, невозможность обжалования приговора и т.д.).

Таким образом, в начале XX в. в России произошли кардинальные изменения в системе государственной власти и управления, связанные с учреждением Государственной думы, преобразованием Государственного совета в высшую палату парламента, изменением статуса Совета министров и т.д. Эти изменения были обусловлены развитием революционного движения, поражением России в русско-японской войне 1904-1905 гг. и революцией 1905-1907 гг. Однако утверждать в полной мере об учреждении в России конституционной монархии в данный период было бы преждевременно, так как статья 87 «Основных законов Российской империи» 1906 г. фактически сохранила за императором неограниченные властные полномочия.

Изменения, произошедшие в годы Первой мировой войны (1914- 1917 гг.), были вызваны чрезвычайными условиями военного времени и направлены на необходимость повышения обороноспособности страны, укрепления армии и флота, а также обеспечения их военным снаряжением и продовольствием.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Назовите особенности политического и социально-экономического развития России конца XIX - начала XX в.
  • 2. Каким образом изменилось правовое положение основных сословий?
  • 3. Какие изменения были характерны для буржуазии и рабочего класса?
  • 4. Охарактеризуйте основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина.
  • 5. Когда была образована Государственная дума и каков был порядок ее формирования?
  • 6. Какие изменения были внесены в структуру, порядок формирования и компетенцию Государственного Совета?
  • 7. Как изменился статус Совета министров России?
  • 8. Дайте краткую характеристику «Основных законов Российской империи» от 23 апреля 1906 г.
  • 9. Какие изменения вносились в деятельность судебных и карательных органов в период революции 1905-1907 гг. и в годы Первой мировой войны?
  • 10. Охарактеризуйте структуру и полномочия Особых совещаний.
  • 11. Какие изменения были внесены в уголовное и процессуальное право в годы Первой мировой войны?

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914-1917)

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными группировками крупных государств - Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антантой (Англия, Франция и Россия). Обе преследовали захватнические цели, особенно воинственно были настроены германские империалисты.

Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы ее господствующих классов входили захват принадлежавших Турции Константинополя и проливов из Черного моря в Средиземное, отторжение от Австро-Венгрии Галиции, овладение Турецкой Арменией. Русская армия провела ряд успешных операций. Однако хозяйственно-политическая отсталость страны, обнаружившийся в первые же дни недостаток вооружения и снаряжения обусловили многочисленные неудачи и поражения, огромные человеческие потери.

Господствующие классы России надеялись обеспечить себе в ходе войны высокие прибыли путем захвата новых территорий, рынков сбыта, источников сырья и выгодных военных поставок, а также отвлечь трудящихся от революционной борьбы. Стремление к достижению этих целей определяло внутреннюю и внешнюю политику царизма и активную поддержку буржуазией и помещиками ведения войны. Они развернули широкую пропагандистскую кампанию, стремясь убедить массы, что война носит оборонительный характер и ведется ради защиты своего Отечества и братьев-славян. Шовинистические настроения в начале войны охватили все слои буржуазии, помещиков, значительную часть интеллигенции, студенчества, даже крестьянства.

Во всех этих странах буржуазные партии призывали народ поддерживать войну. Почти все западные социалистические партии, вопреки интересам трудящихся, тоже выступили за ведение войны. Большевики были единственной организацией, которая активно боролась против войны, в том числе с трибуны Государственной думы, за что их фракция была подвергнута репрессиям.

Война тяжело отразилась на экономике страны. Народное хозяйство стало разрушаться. Отвлечение рабочей силы в армию вызвало значительное сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства. В свою очередь экономический кризис отрицательно отразился на боеспособности царской армии. Первая империалистическая война усилила революционную борьбу в стране.

В России, как и в других воюющих странах, возникла революционная ситуация. Обострение ее вызывалось нуждой и бедствиями народных масс, гибелью тысяч и тысяч солдат на фронтах. Бедственное положение рабочего класса и крестьянства усугублялось ужесточением политического режима, а в национальных районах России и национальным гнетом. В широких народных массах все больше росло недовольство войной и политикой царизма. В стране нарастал революционный подъем. На заводах и фабриках непрерывно вспыхивали забастовки. С начала войны по февраль 1917 г. произошло 2,5 тыс. забастовок, в которых приняли участие более 2,5 млн человек. Обнищание и разорение, вызванные войной, активизировали выступления крестьян против помещиков и кулаков.

Подъем революционного движения в стране ярко свидетельствовал о назревании новой буржуазно-демократической революции. Царское правительство и буржуазия искали выход из сложившейся ситуации. Чтобы предотвратить революцию, царизм начал тайные переговоры с Германией о сепаратном мире. Буржуазия России, поддержанная англо-французскими и американскими империалистами, стремилась выйти из революционного кризиса путем смены царя, что дало бы ей возможность взять власть. Оба этих заговора были разрушены разразившейся в феврале 1917 г. второй российской революцией.

История отечественного государства и права: Шпаргалка Автор неизвестен

34. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ПРАВА В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

С вступлением России в 1914 г. в Первую мировую войну усилилось значение таких военных органов управления, как Ставка верховного главнокомандующего. Военное министерство и Главный штаб. Чрезвычайные полномочия были предоставлены и Совету министров.

С 1915 г. из представителей промышленности и торговли были созданы военно-промышленные комитеты, осуществлявшие посредничество между казной и промышленностью. Они распределяли военные заказы, регулировали сырьевой рынок, контролировали внешние закупки, рынок труда и транспорт. В к. июля 1915 г. прошел первый съезд представителей военно-промышленных комитетов. Функции комитетов были закреплены специальным законом, принятым в том же году. В состав Центрального военно-промышленного комитета входили представители от Совета торговли и промышленности, Всероссийских земского и городского союзов, городских дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи. При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда.

Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916 г. начали создаваться особые совещания по обороне, состав этих органов утверждался императором и Гос. думой. В целях объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла был создан спец. надведомственный орган – Особое совещание министров Первая мировая война потребовала от правительства вмешательства в договорно-хозяйственные связи. Был введен мораторий (замораживание договоров) к вексельным отношениям.

В к. 1914 г. ряд оборонных заводов был переведен под контроль государства на основе принудительных гос. заказов на оборонную продукцию. Гражданско-правовая свобода по поставкам сырья и материалов была фактически ликвидирована. В дальнейшем были запрещены сделки с представителями др. стран на все категории товаров и сырья.

Правительство шло на максимальное ограничение частноправовых сделок на топливо и ряд др. особо дефицитных товаров. Разрабатывались законопроекты о гос. монополии в ряде отраслей экономики.

Губернии переводились на военное и чрезвычайное положение. Создавались военно-полевые суды. Были установлены угол, ответственность за нарушение военной повинности и смертная казнь за умышленное членовредительство с целью уклонения от военной службы. Усилена угол, ответственность за пьянство, взятки и спекуляцию, преднамеренное повышение цен на продовольствие, уклонение от гос. заказов, прежде всего оборонного характера.

Угол, ответственность устанавливается за сокрытие товаров и сырья, за нарушение запретительных законов в торговле и промышленности иностранными подданными.

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Экономика России в период первой мировой войны Первая мировая война оказала чрезвычайно сильное влияние на экономическое развитие России. Размах боевых действий, потребность армии в военном снаряжении превзошли любые прогнозы. Расчеты на скоротечный характер войны,

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутриполитическое развитие России в период первой мировой войны Вступление России в мировую войну первоначально оказало стабилизирующее влияние на внутриполитическую ситуацию. Патриотический подъем охватил весьма широкие слои населения. Волна забастовочного

Из книги Рожденная контрреволюцией. Борьба с агентами врага автора Иванов Андрей Александрович

Глава 1 Становление отечественной военной контрразведки в период Первой мировой

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Развитие событий до начала первой мировой войны На правящую партию возлагалась ответственность за выработку необходимых законов, а также создание условий для выполнения данных прежде обещаний. Но несмотря на то что правительство партии «Венстре» имело солидное

Из книги Сионистское движение в России автора Маор Ицхак

Часть третья Сионизм в период после смерти Герцля и до первой мировой

автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 13. Экономика России в период Первой мировой войны Первая мировая война оказала чрезвычайно сильное влияние на экономическое развитие России. Размах боевых действий, потребность армии в военном снаряжении превзошли любые прогнозы. Расчеты на скоротечный характер

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 14. Внутриполитическое развитие России в период Первой мировой войны Вступление России в мировую войну первоначально оказало стабилизирующее влияние на внутриполитическую ситуацию. Патриотический подъем охватил весьма широкие слои населения. Волна забастовочного

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

47. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Существенно меняется система источников норм советского права. В 1918 г. в РСФСР в ходе правоприменения запрещаются ссылки на дореволюционное законодательство.Важным толчком в развитии советского права стало принятие

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть2 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

Дипломатические маневры России после окончания Первой мировой войны В последние дни войны, когда поражение Германии стало очевидным, советская дипломатия предприняла ряд шагов с целью прекращения интервенции. Ее обращения к президенту США В. Вильсону 24 октября и

Из книги Чешские легионы в Сибири (Чешское предательство) автора Сахаров Константин Вячеславович

I. Тени мировой войны Истребление на войне цвета воюющих наций - Идеологическая сторона жертвы - Извращение ее на мирной конференции - Предоставление России интернациональному коммунизму - Отделение России от Германии - Причины этого - Роль России в мировой войне -

Из книги История Франции в трех томах. Т. 2 автора Сказкин Сергей Данилович

Великая Октябрьская Революция в России. Окончание первой мировой войны Придя к власти, 76-летний Клемансо в первой же своей речи в палате заявил: «Я выступаю перед вами с единственным помышлением о ничем не ограниченной войне. Всех пораженцев - к военному суду! Никакой

Из книги Украинский Брестский мир автора Михутина Ирина Васильевна

Глава 1. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ВЫХОД РОССИИ ИЗ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Россия не может воевать. – Владимир Ленин – Лев Троцкий: переговоры с противником ради мира или для начала революционной войны? – Разведочная и демонстрационная стадия переговоров о перемирии. –

Из книги Дорогой славы и утрат. Казачьи войска в период войн и революций автора Трут Владимир

Приложение 8 Общие потери русской армии в период Первой мировой войны (по состоянию на 1 сентября 1917 г.)* «Россия в мировой войне 1914-1918 гг. (в цифрах). – М., 1925. – С. 34. Трут В.П. Казачество в период Первой мировой войны. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 72. Приложение 4.Кроме этого, к 1

Из книги А. С. Попов и советская радиотехника автора Шамшур Владимир Иванович

Русская радиотехника в период первой мировой войны Благодаря аппаратуре, выпущенной радиотелеграфным заводом радиосвязь на основном морском театре - Балтийском море - стояла на достаточно высоком уровне. Все искровые станции старого типа были заменены новыми

С началом войны была издана серия правовых актов, направленных на приспособление государственного аппарата к военным условиям.

Были внесены изменения в административное законодательство.

В день объявления войны царским указом было введено Временное положение о военной цензуре. Органы цензуры предусматривались как в местностях театра военных действий, так и вне их. Министру внутренних дел было предоставлено право запрещать во время войны сообщение в речах и докладах, произносимых в публичных собраниях, сведений, касающихся внешней безопасности России, состояния ее вооруженных сил. Виновные в нарушении Положения о цензуре должны были привлекаться к судебной ответственности и подлежали заключению в тюрьму.

24 июля 1914 г. был издан Указ, согласно которому все местности Российской империи, не находившиеся на осадном и военном положениях или на положении чрезвычайной охраны, объявлялись в состоянии чрезвычайной охраны с расширением прав губернаторов и военных властей в местном управлении.

Указ 28 июля 1914 г. устанавливал правила, которыми Россия руководствовалась во время войны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. Въезд их в Россию допускался с особого в каждом случае разрешения соответствующих властей.

В области гражданского права издается большое количество указов, положений и других актов, диктуемых условиями военного времени. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов, а также различных видов промышленного сырья. Все промышленные предприятия обязывались в первую очередь выполнять военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.

Ужесточалось финансовое законодательство. Были увеличены прямые и косвенные налоги, повышен налог на землю и наследство, на зрелища, повышены косвенные налоги на товары первой необходимости - сахар, спички, керосин, введены налоги на лиц, освобожденных от воинской повинности.

В ноябре 1916 г. было принято постановление о введении продовольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых. Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки.

Значительные изменения были внесены в трудовое законодательство. Сокращалось время отдыха рабочих, увеличивался рабочий день в промышленности, допускалось применение женского и детского труда в промышленности и на транспорте. Во время войны широко применялся принудительный труд, в частности производилось прикрепление к заводам военнообязанных.

Ужесточалось уголовное законодательство. Законом от 14 ноября 1914 г. военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию (вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока).

Ужесточалась уголовная ответственность за дезертирство. Указом 12 января 1916 г. виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы на срок от четырех до 20 лет или бессрочно либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.

Похожие публикации