Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Понятие административной ответственности за экологические правонарушения. Административные экологические правонарушения. Виды экологических правонарушений

Наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством. Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и ответственности за их совершение посвящена специальная глава (гл. 7 ) Кодекса об административных правонарушениях.

Административная ответственность, в отличие от дисциплинарной, наступает не только для должностных лиц и граждан, но и для юридических лиц .

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает за совершение административных правонарушений следующие виды административных взысканий:

1. Предупреждение;

3. Возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты );

7. Административный арест.

При этом предусмотрено (ст. 25 Кодекса ), что возмездное изъятие и конфискация предметов, имеющих важное значение в сфере охраны окружающей природной среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве основных и дополнительных административных взысканий, тогда как другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В Законе «Об охране окружающей среды» предусмотрены следующие виды экологических правонарушений, влекущих административную ответственность:

1. Несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

2. Невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;

3. Нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;


4. Загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

5. Порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

6. Нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

7. Невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

8. Неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

9. Нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

10. Несоблюдение экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

11. Превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер полагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Правом применения этих мер наделены специальные комиссии при исполнительных органах власти, органы внутренних дел, должностные лица контрольно- надзорных органов. Меры административной ответственности применяются без обращения в суд и по упрещенной процедуре. Штрафные санкции наиболее четко и активно применяются за нарушение водного законодательства

Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд . Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда.

Привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещения вреда ; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РСФСР и экологическим законодательством. Так, в ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не только формулируются составы административных правонарушений, но и определяются субъекты административной ответственности, а также размеры административных штрафов, которые могут быть наложены на правонарушителей.

Обсуждается вопрос о концентрации правового регулирования административной ответственности в КоАП РСФСР, как это сделано в отношении уголовной ответственности в Уголовном кодексе. Однако применительно к административной ответственности существующая практика представляется предпочтительной по ряду причин. Первая связана с наличием существенных пробелов в экологическом законодательстве. Пока не оформлены в виде правовых многие экологические требования - как материальные, так и процессуальные. Их нормативное закрепление в активно развиваемом законодательстве будет требовать постоянного внесения изменений и дополнений в КоАП РСФСР. Пользование таким кодексом будет затруднено. Вторая причина касается удобства для субъектов экологического права, которым адресованы законы в области природопользования и охраны окружающей среды. Из текста одного акта они могут узнать об экологических требованиях, которые должны соблюдать, и об административной ответственности, которую будут нести в случае их нарушения. Если будет принято решение о регулировании административной ответственности исключительно Кодексом об административных правонарушениях, то с учетом пробелов в экологическом законодательстве и перспектив его развития составы административных правонарушений должны, очевидно, быть сформулированы в более общем виде - например, нарушение требований экологической экспертизы, нарушение требований экологической сертификации, нарушение правил обращения с отходами производства и потребления и т.п.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица, что является новацией данного Закона. Применяется административная ответственность только при наличии вины правонарушителя.

В ст. 24 КоАП РСФСР установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например права охоты; исправительные работы, административный арест.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, определены в ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды», в ст. 125 ЗК РСФСР, некоторых иных актах законодательства об окружающей среде. В КоАП РСФСР эти виды правонарушений содержатся в двух главах: административные правонарушения, посягающие на социалистическую собственность (гл. 6) и административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры (гл. 7). В соответствии с Кодексом административная ответственность применяется за:

  • · нарушение права государственной собственности на недра (ст. 46); на воды (ст. 47); на леса (ст. 48); на животный мир (ст. 48 1);
  • · самовольную добычу янтаря (ст. 46 1);
  • · бесхозяйственное использование земель (ст. 50);
  • · порчу сельскохозяйственных и других земель (ст. 51);
  • · несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 52);
  • · самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 53);
  • · уничтожение межевых знаков (ст. 54);
  • · нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов(ст.55);
  • · нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 56);
  • · незаконную выдачу лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 1);
  • · нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 2);
  • · нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 3);
  • · нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 57);
  • · нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 57 1);
  • · невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями (ст. 58);
  • · нарушение правил водопользования (ст. 59);
  • · повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации (ст. 60);
  • · незаконное использование земель государственного лесного фонда (ст. 61);
  • · нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст.62);
  • · незаконную порубку и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение и повреждение лесных культур и молодняка (ст.63);
  • · уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64);
  • · осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65);
  • · нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины (ст. 66);
  • · повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда (ст. 67);
  • · самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 68);
  • · сбор дикорастущих плодов, орехов и ягод с нарушением установленных сроков (ст. 69);
  • · ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса (ст.70);
  • · повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 71);
  • · засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72);
  • · уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда (ст. 73);
  • · уничтожение полезной для леса фауны (ст. 75);
  • · нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст. 76);
  • · выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (ст. 77);
  • · ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха (ст. 78);
  • · нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу (ст. 79);
  • · выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80);
  • · эксплуатацию автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 81);
  • · несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов (ст. 82);
  • · нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха (ст. 83);
  • · невыполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха (ст. 84);
  • · нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру (ст. 84 1);
  • · нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных (ст. 84 2);
  • · нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу (ст. 84 3);
  • · уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст. 84 4);
  • · невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации (ст. 84 5);
  • · незаконную передачу минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации (ст. 84 6);
  • · нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром (ст. 85);
  • · нарушение правил китобойного промысла (ст. 86).

В КоАП РСФСР определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл.15), и подведомственность таких дел (гл.16). Дела об экологических правонарушениях рассматриваются преимущественно судами (судьями), органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами РФ.

Так, согласно ст. 202 КоАП РСФСР судьи рассматривают дела об экологических правонарушениях, предусмотренных ст. 46 1 , 49, 49 1 , 56 1 -56 3 , 57 1 , 84 5 , 84 6 Кодекса.

Органы государственного горного надзора в соответствии со ст. 211 КоАП РСФСР рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 46, 55, 56 (за нарушения, совершенные в процессе разработки полезных ископаемых), ст. 56 2 .

Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 77-83 (нарушения санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха) и ст. 84 (невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный санитарный надзор).

Вопросы подведомственности дел об экологических правонарушениях решен в КоАП недостаточно последовательно, без полного учета места специально уполномоченных органов в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды. Так, Госкомэкология РФ, на которую возложено осуществление государственного экологического контроля, в соответствии со ст. 219 2 Кодекса вправе рассматривать лишь дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 56 1 , 56 2 , 57 1 и 84 5 , т.е. связанные с охраной минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Закон «Об охране окружающей природной среды» подчеркивает: привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

Ответственность за различные экологического типа предусмотрена законом. К этим нарушениям относится не только вред окружающей среде, но и нерациональное использование природных ресурсов.

Вне зависимости от гражданства, правонарушителями могут быть как физические, так и юридические лица. За экологические правонарушения законодательством предусмотрены различные виды ответственности, одним из которых и является административная .

За экологические правонарушения несется административная ответственность

За экологическое правонарушение принимают любое действие, равно как и бездействие, не соответствующее существующим эколого-правовым нормам. В действительности такие действия являются небезопасными или вредными и нарушают установленные порядки экологической безопасности.

Предусмотренные правила регулируют использование ресурсов природы и созданы с целью защиты окружающей среды. За все действия или бездействия, по причине которых отмечается изменение состояния природной среды, предусмотрены определенные наказания.

Различают четыре вида ответственности за экологические правонарушения, каждый из которых установлен законом:

В зависимости от объекта, по отношению к которому было произведено неправомерное действие, экологические правонарушения делят на земельные, водные, лесные и горные. Состояние природного объекта, которое подверглось изменению в результате экологического преступления, является одним из критериев, используемым для определения тяжести противоправного действия. Таких состояний три:

  1. порча
  2. нанесение ущерба
  3. уничтожение

В зависимости от того, какое отношение имеет правонарушитель к природным ресурсам, можно выделить три вида экологических нарушений:

  • произведенные владельцем природных ресурсов
  • произведенные пользователем этих ресурсов
  • произведенные лицом, которое не относится к ранее выделенным подгруппам

Для установления правонарушения используют специальную экологическую . Ее целью является предупреждение и определение различных негативных влияний на безопасность окружающей среды. Результаты экспертизы определяют юридическую ответственность правонарушителя за то или иное экологическое нарушение.

На государственном уровне такая экспертиза может быть проведена исключительно представителями федеральной исполнительной власти. В частности, экологической подлежат все проекты градостроительной документации. Если в ходе проверки будет обнаружено какое-либо несоответствие с установленными законодательством нормами, на нарушителя будет наложена правовая ответственность.

Экологические правонарушения — это различные действия или бездействия, предпринятые лицом-нарушителем, в результате которых состояние некоторого природного объекта нарушается. Для определения наличия и тяжести экологических нарушений используют специальную экспертизу.

Классификация административных экологических правонарушений

За экологические правонарушения несут и юридическую ответственность!

Юридическая ответственность за каждое произведенное правонарушение подразумевает некоторое наказание. Таким образом, юридическая ответственность несет в себе четыре основополагающих цели:

  • превентивную — помогает избежать повторного нанесения вреда экологии
  • стимулирующую — склоняет нарушителя и других лиц к должному соблюдении законов в будущем
  • компенсационную — восстанавливает нанесенный природе
  • карательную — определенным образом наказывает лицо, которое совершило правонарушение

В число административных правонарушений, по причине которых наносится вред экологии, входит до сорока видов экологических правонарушений. На практике их разбивают на три группы:

  1. несоблюдение требований экологии
  2. несоблюдение правил и процедуры эксплуатации природных объектов и ресурсов
  3. нанесение вреда или полное разрушение объектов и ресурсов природы

Каждая из этих групп включает характерные экологические правонарушения. Среди преступлений первой группы можно увидеть:

  • нарушение эколого-правовых норм в процессе планирования проектов; при техническом и экономическом обосновании проектов; при проектировании и возведении строений и других объектов, а также введении их в эксплуатацию
  • нарушение санитарных и экологических норм в процессе работы с различными отходами или другими небезопасными веществами
  • несоблюдение методики использования пестицидов и агрохимикатов
  • препятствование государственному проведению экологических проверок

Вторая группа нарушений включает:

  1. несоблюдение правил по сохранению недр и и гидроминеральных ресурсов
  2. несоответствующее установленным нормам использование недр
  3. нерациональное осуществление геологических исследований недр
  4. несоответствующее закону предоставление в пользование и порядок эксплуатации участков земли на территории, которая относится к водоохранной зоне

Третья группа состоит из таких нарушений:

  • порча земельных ресурсов
  • незаконная вырубка леса или другое нанесение ущерба деревьям и кустарникам
  • ликвидация мест обитания животных

За все эти нарушения могут применяться различные меры наказания. В некоторых случаях, если нарушение относительно легкое, нарушитель может обойтись одним лишь предупреждением, но с ростом тяжести, меняется и величина наказания.

За любое нарушение регулируемых законом норм и правил, нарушителя ждет соответствующее наказание.

Административная ответственность

За экологические правонарушения — штраф!

Административная ответственность за экологические правонарушения назначается в тех ситуациях, когда нарушение законных норм происходит без состава преступления. Ее применяют по отношению к физическим лицам-предпринимателям, а также юридическим лицам. Административная ответственность заключается в следующем:

  • изъятие средств, с помощью которых было совершено правонарушение
  • изъятие лицензии на использование ресурсов природы и предпринимательство, которое связано с использованием экологии
  • возмещение нанесенного природе ущерба

Регулирование административной ответственности проводится при помощи нескольких рычагов. Одним из них является Кодекс об административных правонарушениях, а другим — специальное законодательство субъектов РФ. Это законодательство состоит из различных установленных правовых актов, включающих в себя описание возможных экологических правонарушений и возможные способы привлечения этих лиц к ответственности.

Для того, чтобы можно было применить административную ответственность, экологическое правонарушение должно содержать определенные признаки, должна быть доказана правонарушителя, а также должна существовать установленная законом норма, в зависимости от которой определяется состав нарушения и то, как следует наказать нарушителя.

Следует обратить внимание, что административная ответственность за экологические правонарушения отличается некоторой специфичностью:

  1. она наступает исключительно за те нарушения, которые отмечены в законодательстве как административные
  2. в качестве нарушителей могут выступать любые лица
  3. применение ответственности возлагается на уполномоченный орган или должностное лицо
  4. использоваться она должна в порядке, установленном процессуальным законодательством
  5. в качестве наказания применяются исключительно предусмотренные нормы, если нарушение незначительно, то возможно освобождение от нарушения
  6. ответственность отличается в зависимости от правонарушителя

Административная ответственность определена законодательством и применяется исключительно в установленном порядке.

Административная ответственность за экологические правонарушения — один из типов ответственности, который применяется по отношению к лицу, которое каким-либо образом нарушило установленные законом нормы по защите окружающей среды. В зависимости от состава правонарушения применяются различные варианты наказания .

Мнение юриста-эксперта:

Забота об экологии, это забота о нашем будущем и будущем наших детей. Видимо поэтому, законодатель предусмотрел ответственность за экологические правонарушения, вплоть до уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ содержит такую статью. Называется она «Незаконная рубка лесных насаждений» (ст.260). Это как раз о том, что будет, если перед новым годом, сходить в лес, и принести елочку домой.

А будет вот что. Если елочку оценят, и стоимость ее окажется более 5000 рублей, то можно в суде заполучить штраф от 500 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 2-х лет. Очень даже немало получается. В нашей статье изложен более полный перечень различных видов ответственности. Но с конкретными правонарушениями, предусматривающими административную и уголовную ответственность, можно ознакомиться, изучив содержание статей кодексов.

Предприятия за нарушение экологических норм платят огромные штрафы, миллионы рублей. Но экологическая обстановка меняется медленно. Одних наказаний, видимо недостаточно.

Обоснование: глава 26 УК РФ (18 статей), глава 8 КоАП РФ (46 статей).

Об юридической ответственности за нарушение экологического законодательства — в видеоматериале:

Административная ответственность за экологические правонарушения применяется компетентным органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом.

Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц. Перечень административных экологических правонарушений дается в ст. 84 Закона об охране окружающей природной среды, отраслевом природоресурсном законодательстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, где они в основном группируются в главе «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры».

В своей совокупности административно-наказуемые экологические нарушения по видам составляют одиннадцать групп:

загрязнение окружающей природной среды;

превышение предельно допустимых биологических, радиационных, физических и иных вредных воздействий;

нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;

несоблюдение экологических требований при складировании, переработке, уничтожении, захоронении промышленных и бытовых отходов, радиоактивных, химических и иных вредных веществ;

нарушение правил транспортировки, хранения, применения химических средств;

нарушение установленного порядка добывания, сбора, заготовки, продажи, приобретения, ввоза и вывоза за границу объектов животного и растительного мира, природного сырья, ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

порча, повреждение, уничтожение природоохранных территорий и комплексов, а также естественных экологических систем;

невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

невыполнение требований государственной экологической экспертизы и предписаний специальных государственных органов экологического контроля;

незаконное расходование бюджетных средств государственных экологических фондов на цели, не связанные с охраной природной среды;

нарушение правил охраны природно-заповедных объектов и особо охраняемых территорий.

За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

Административные взыскания делятся на основные и дополнительные. Основными являются такие, которые заключают в себе основную карательно-воспитательно-предупредительную функцию и не могут назначаться в дополнение к другим видам взысканий. Дополнительные выполняют вспомогательные функции в достижении целей наказания. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных административных взысканий. Другие взыскания, перечисленные выше, могут применяться только в качестве основных.

Орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить в качестве дополнительного только то административное наказание, которое названо в статье нормативного акта, устанавливающего ответственность за конкретное административное правонарушение. Например, в качестве дополнительного взыскания конфискация предусмотрена в санкции ст. 85 КАП РСФСР об ответственности за нарушение правил охоты, рыболовства и осуществления других видов пользования животным миром.

Лишение права охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным источником существования в связи с их трудовой деятельностью.

Предприятия, учреждения, организации, предприниматели -- физические лица привлекаются к административной ответственности за экологические правонарушения в случаях. если нарушение связано с процессом производственной иле иной хозяйственной деятельности.

Должностные лица подлежат ответственности за несоблюдение требований экологического законодательства, обеспечение и выполнение которых входит в их служебные обязанности.

По действующему законодательству к должностным лицам могут быть применены лишь два вида административных взысканий -- предупреждение и штраф. Поскольку противоправное поведение должностных лиц в силу выполняемых ими функций может причинить больший вред, нежели административные правонарушения других лиц, то Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливается в отношении должностных лиц повышенная административная ответственность в виде штрафа от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной в РФ.

Отраслевым природоресурсовьш законодательством предусматриваются иные размеры штрафа. Так, в ст. 29 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указывается, что за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере:

На должностных лиц -- не более суммы трехмесячного дохода;

На работающих граждан -- не более суммы месячного дохода;

На неработающих граждан -- не более 50 рублей.

Другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специального законодательства о прохождении службы и дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях -- административную на общих основаниях.

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за экологические правонарушения, совершаемые в области использования природных резервов и сохранения окружающей среды. В соответствии с законами и нормами права, они выделены как самостоятельные правонарушения и преступления.

Понятие

Экологические правонарушения или преступления – это действия или бездействия, которые противоречат установленным требованиям эколого-правовых норм. На практике это выражается как виновное противоправное экологически небезопасное или вредное действие, которое посягает на установленные порядки в сфере экологической безопасности пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.

Экологические правонарушения характеризуются нанесением экологического вреда при осуществлении противоправных действий.

Суть понятия отражается в том, что правонарушителем были предприняты какие-либо действия или бездействия в отношении факторов, которые повлекли за собой изменения состояния природной среды, а также совершение правонарушений, определенных экологическим законодательством.

Понятие экологического правонарушения по своему содержанию определяет некие противоправные действия, за которые должны следовать наказания. За подобные нарушения, в соответствии с законом, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

Виды экологических правонарушений

Выделяют 3 вида экологических правонарушений. Это:

  • Совершенные законными владельцами природных ресурсов.
  • Совершенные природопользователями.
  • Совершенные лицами, не принадлежащими ни к одной из этих подгрупп.

Следующим критерием является состояние объектов природы, по отношению к которым были выявлены экологические правонарушения. Это:

  • Порча.
  • Уничтожение.
  • Нанесение ущерба.

По объекту посягательства виды экологических правонарушений различают на: горные, земельные, водные, лесные.

Классификация

Если в составе правонарушения выделяются объекты посягательства группы однородных правонарушений, имеет место следующая классификация:

  • Противоправное уничтожение и нанесение повреждений природным ресурсам, таким как загрязнения, засорение вод, уничтожение площадей лесов, существенное повреждение сельскохозяйственных угодий.
  • Нарушение и игнорирование правил передачи в собственность природных ресурсов, связанных с возможностью нанесения ущерба по отношению к окружающей среде. К таким нарушениям относится внедрение в эксплуатацию технических конструкций и предприятий, наносящих урон окружающей среде.
  • Бездействие или невыполнение установленных правил сохранения природных ресурсов.
  • Умышленное использование различных природных ресурсов в собственных корыстных целях. Например, сбор дикорастущих редких растений.

Состав преступления

В состав экологического правонарушения входят такие действия:

  • Засорение или истощение подземных вод и источников, нанесение им вреда, повлекшее за собой изменение их природных качеств. Особенно, если оно несет в себе опасность для животного и растительного близлежащего окружения.
  • Нарушение норм допустимых выбросов в атмосферу разнообразных вредных веществ или неправильная эксплуатация технических устройств и сооружений, повлекшая за собой загрязнение или изменение свойств воздуха.
  • Загрязнение морей и водных источников вследствие сброса веществ и материалов, которые имеют вредоносное воздействие на состояние здоровья человека или других живых ресурсов.
  • Отравление или загрязнение земельных площадей вредоносными продуктами хозяйственной деятельности вследствие неправильного использования и применения удобрений или ядохимикатов, а также возникшие вследствие неаккуратной их транспортировки.
  • Уничтожение или нанесение ущерба естественному или искусственно созданному лесному фонду в результате неправильного или неаккуратного обращения с огнем или другими источниками потенциальной опасности.
  • Незаконная вырубка леса или уничтожение отдельных видов растительной их части, совершенные в значительных размерах, нарушающие общий баланс природной среды.
  • Незаконная охота или истребление животных, нанесение ущерба в крупных размерах, а также с применением транспортных средств или взрывчатых веществ, отравляющих газов, применяемых в отношении фауны лесов и заповедников.
  • Незаконный вылов рыбы или морских млекопитающих, а также растительности, если они влекут за собой нанесение крупного ущерба и производятся с использованием самоходных транспортных средств, химических или взрывчатых веществ.
  • Производство лесоповала, сооружение незаконных строительных конструкций (дамб, мостов), если они повлекли за собой массовую гибель рыбы и других существ водной среды.
  • Производство вредных для окружающей среды отходов, их неправильная транспортировка и хранение, а также утилизация с помощью выброса в окружающую среду.
  • Незаконное или неаккуратное обращение с материалами радиоактивного воздействия.
  • Нарушение норм безопасности и санитарных правил, которые установлены действующим федеральным законодательством.

Ответственность за экологические правонарушения

Правила, установленные действующим законодательством в отношении предотвращения, выявления и пресечения нарушений в области сохранения природы, являются также способом контроля. Ответственность за совершение экологических правонарушений назначается в ходе судебных разбирательств или может быть определена контролирующими службами.

Экологический контроль производится не только государством и подразделяется на несколько видов:

  • Государственный.
  • Производственный.
  • Общественный.
  • Муниципальный.
  • Общий.

Каждый из этих видов контроля производится в целях:

  • Наблюдения физическими и юридическими лицами за соблюдением экологического законодательства и его норм.
  • Соблюдения всех предоставляемых требований и нормативных документов.
  • Обеспечения экологической сохранности и безопасности природного окружения.

Таким образом, экологический надзор представляет собой одно из средств управления охраной природного окружения и:

  • осуществляется специальными органами и лицами экологической инспекции от имени государства;
  • носит над- и вневедомственный характер;
  • является одной из функций экологического управления государством;
  • связан с применением различных мер административного принуждения.

Виды ответственности за экологические правонарушения

Государственный контроль осуществляется на основе правовой базы специальными государственными органами, имеющими полномочия и призванными обеспечивать регулярный и систематический экологический надзор.

Производственный контроль осуществляется с целью обеспечения, исполнения хозяйственных процессов или производственной деятельности, а также различных мероприятий, направленных на охрану природного окружения и рациональное расходование его ресурсов. Субъекты хозяйственной деятельности предоставляют сведения об организации органам исполнительной власти, которые проводят регулярные проверки в установленном законодательством порядке. Производится такой контроль экологической службой юридического лица, которая действует точно в соответствии с буквой закона и функция которого направлена устранение отрицательных последствий производственной деятельности организации. К предприятию и его руководителям применяется уголовная или административная, а к работникам – дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

Муниципальный контроль производится на вверенной территории местными органами самоуправления в установленном законом порядке, в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Юридическая ответственность

Виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарная, административная или материальная, а также в случае с преступлениями – уголовная. Привлечение к любому из видов такой ответственности не освобождает субъекта от возмещения нанесенного вреда и других видов денежных взысканий и компенсаций.

Субъектами, привлекаемыми к уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности, могут являться только физические лица. Тогда как административная ответственность за экологические правонарушения, а также гражданско-правовая наступает для физических и юридических лиц.

По действующему законодательству, привлечены к ответственности могут быть лица, достигшие 16-ти лет. В соответствии с гражданским судопроизводством, несовершеннолетние несут ограниченную ответственность начиная с 15 и до 18 лет. А по наступлению совершеннолетия – полную.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает в случае совершенного оконченного преступления и не может быть присуждена за попытку его совершения или подготовку, а также покушение на преступление, если оно не было окончено.

Перечень преступлений

В соответствии с Уголовным кодексом, наказанию подлежат такие экологические преступления:

  • Нарушение правил безопасного использования микробиологических агентов или токсинов, повлекших за собой причинение вреда состоянию здоровья людей, распространение различных эпидемий, а также тяжких последствий, в том числе наступление смерти человека.
  • Отклонение от норм ведения ветеринарной деятельности, повлекшее за собой распространение эпизоотий или другие тяжкие последствия, носящие характер эпидемии и охватывающие целые поголовья на больших территориальных участках.
  • Нарушение правил, которые установлены в охране рыбных запасов, повлекших за собой массовую гибель популяции рыбы или других водных существ, а также значительное уничтожение их кормовых запасов.
  • Уничтожение местообитаний животных и организмов, которые занесены в Красную книгу.
  • Нарушение установленного режима территорий или объектов, находящихся под охраной, и причинение существенного ущерба этим природным ресурсам.
  • Нарушение установленных правил как следствие осуществления производственной деятельности или выполнения других работ, повлекших за собой изменение радиационного уровня и причинение ущерба здоровью людей или к массовому уничтожению популяций животных и других организмов.
  • Нарушение способов и правил хранения, утилизации вредных соединений и отходов, которые способны нести угрозу для людей или природной среды и влекут загрязнение и отравление, причинившее вред состоянию здоровья человека или приведшее к массовому уничтожению животных. А также если они были совершены в зонах с чрезвычайной экологической ситуацией или бедствием и повлекли за собой смерть человека либо массовые эпидемии.
  • Загрязнение водных ресурсов, повлекшее причинение ущерба рыбным запасам, животному и растительному миру, а также близлежащим лесным или хозяйственным угодьям, особенно если был нанесен вред состоянию здоровья человека или наступила его смерть.

  • Загрязнение атмосферы путем выброса в воздух отравляющих веществ, повлекшее за собой тяжкие последствия.
  • Порча земли, которая повлекла значительное причинение ущерба природным ресурсам, животным и людям, проживающим на этих территориях.
  • Нарушение установленных правил охраны и пользования недрами земли, включающее незаконную добычу ископаемых или нарушение правил для их использования или строительства, наносящего необратимый ущерб окружающей среде.
  • Незаконная охота, направленная на причинение крупного ущерба или истребление популяций животных, птиц, а также производимая на территории заповедников или заказников.
  • Незаконная вырубка деревьев и кустарников, приведшая к исчезновению или к угрозе исчезновения отдельных видов.
  • Уничтожение лесных насаждений и массивов в результате неосторожного использования огня.

Наступление административной ответственности

Административная ответственность за экологические правонарушения наступает в соответствии с совершением противоправных действий преднамеренно или по неосторожности.

К правонарушителям административного производства применяются наказания в виде штрафа, предупреждений, конфискации, изъятия орудия и лишения специальных прав физических лиц на осуществление определенного вида деятельности, в связи с которым был нанесен ущерб.

Перечень нарушений полностью соответствует уголовно наказуемым преступлениям с тем отличием, что административные экологические правонарушения не нанесли вреда состоянию здоровья человека или не привели к уничтожению растительных и животных ресурсов, но, тем не менее, нанесли существенный ущерб или были направлены на достижение определённых уголовных правонарушений, но не были осуществлены в полной мере.

Экологическая экспертиза

Для выявления и установления нарушений и преступлений создается экологическая экспертиза, которая направлена на предупреждение и выявление неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Юридическая ответственность за экологические правонарушения наступает по результатам ее проведения.

Государственную экспертизу может производить только федеральная исполнительная власть. Все виды градостроительной документации различных проектов, вне зависимости от их назначения и применения, должны проходить обязательную экологическую экспертизу, в соответствии с пунктами федерального закона "Об экологической экспертизе". В случае выявления несоответствий наступает правовая ответственность за экологические правонарушения.

Экспертиза экологической обстановки основывается на принципах:

  • Выявления потенциальных экологических опасностей для природной среды от любой намечаемой хозяйственной и иных видов деятельности.
  • Обязательности проведения экспертизы до начала принятия решений по строительству и реализации проекта, на которую она направлена.
  • Комплексности оценки взаимодействий или наступивших последствий для природы от хозяйственной или других видов деятельности.
  • Обязательности учета требований, предоставляемых во время проведения экологической экспертизы, и их реализации.
  • Достоверности и полноты предоставляемой информации.
  • Независимости экспертного мнения экологической экспертизы.
  • Научной точности и обоснованности сделанных выводов и законности предоставленных заключений по результатам проведенной экологической экспертизы.
  • Гласности результатов.
  • Несения ответственности участниками экспертизы за ее организацию и качественное исполнение.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения может наступать вследствие заключения экспертизы при выявлении нарушений действующих норм и правил. В зависимости от того, какие именно нарушения были допущены, определяется способ и вид присуждаемой ответственности.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в виде вынесения строгого выговора, замечания в личное дело. А также увольнения должностного лица или работника организации.

Вопросы сохранения окружающей среды, а также флоры и фауны должны стать заботой не только контролирующих органов, но и каждого человека в отдельности. Особенно это касается хозяйственных объектов и предприятий, осуществляющих свою деятельность на вверенных территориях. Забота об окружающей среде не ограничивается заботой о собственном приусадебном участке. Во время осуществления своей профессиональной деятельности никогда не нужно забывать о том, что, сохраняя окружающую среду, мы дарим будущее нашим детям.

Похожие публикации