Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Определения предмета регулирования конституционного права российской федерации. Проблема определения предмета конституционного права. Кпрф лекции плотников обзорные в феврале

КПРФ Лекции Плотников обзорные в феврале

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ­ственной власти.

С консти­туционного права начинается формирование всей системы нацио­нального права, всех отраслей, и в этом его системообразую­щая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связа­но с политикой и политической системой. Властные отноше­ния соприкасаются не только с индивидуальными проявлени­ями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объедине­ния, которые путем выборов участвуют в формировании ор­ганов государственной власти, а затем в функционировании этих органов.

Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Конституционное право призвано закреплять осно­вы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современ­ная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения. В де­мократическом государстве это право непрерывно развивает­ся, испытывая влияние политической динамики и влияя на эту динамику. Это особенно характерно для современной Рос­сии, в которой многие демократические институты еще не окрепли.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что КП регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни.

Другая особенность предмета КП состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.

В одних сферах жизни общества нормы КП регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. В других сферах жизни общества предметом КП охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего отношения, связанные с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества, т.е. те, посредством правового регулирования которых обеспечивается единство, целостность, управляемость общества как единой социальной системы. Таким образом, предметом КП являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими.


Предмет КП охватывает две основные сферы общественных отношений:

1) охраны прав и свобод человека (отношения между чело­веком и государством): т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

2) устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества;

Разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами;

Основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

Итак, можно сделать следующий вывод. Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления

На предшествующих этапах развития России данная отрасль и одноименная наука обозначались термином «государственное право». В настоящей работе термины «государственное право» и «конституционное право» рассматриваются как синонимы. Некоторые ученые считают эти понятия неидентичными, имеющими различное содержание.

Термин «конституционное право» имеет многогранное значение и употребляется для обозначения отрасли права, отрасли науки права, учебной дисциплины.

Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенную область общественных отношений. Нормы права, создающие эту отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками и, вместе с тем, отличаются от норм других отраслей права.

Конституционное право как наука - это совокупность научных знаний, теорий, обобщающих данную область общественных отношений и представляющих собой самостоятельную отрасль правовой науки Российской Федерации. Это значит, что предметом науки государственного права является не только нормативный материал, но и реальное претворение в жизнь государственно-правовых норм.

Что касается конституционного права как учебной дисциплины, то ее можно охарактеризовать как систему знаний о государственном праве как отрасли права и как науки права. Объектом конституционного права как учебной дисциплины являются раскрытые наукой и регулируемые отраслью права общественные отношения, а также систематизация имеющихся данных.

И отрасль права, и отрасль науки, и учебная дисциплина государственного права Российской Федерации в качестве своего общего объекта имеют один и тот же круг общественных отношений, благодаря чему носят одно и то же наименование. Вместе с тем, в каждой из указанных трех разновидностей, государственное право имеет свой объект, свою функцию. Поэтому предмет отрасли государственного права составляет регулирование определенного круга общественных отношений, которые отличаются существенными особенностями, что и предопределяет особое место государственного права в правовой системе российского государства.

Следовательно, для того, чтобы определить понятие государственного права как отрасли права, необходимо, прежде всего, выявить его предмет, т.е. ту область общественных отношений, которая регулируется нормами государственного права. Одна отрасль права отличается от другой отрасли именно предметом правового регулирования.

Общественные отношения, регулируемые нормами государственного права, весьма сложны, многочисленны и многообразны по своему конкретному содержанию. Поэтому и в современной науке государственного (конституционного) права общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права, рассматриваются по-разному, что свидетельствует об отсутствии единства в понимании предмета государственного (конституционного) права. В то же время преобладающей является позиция тех авторов, которые утверждают, что предметом государственного (конституционного) права являются отношения, складывающие во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр., а далее следует утверждение о том, что нормы данной отрасли права регулируют лишь «определенный слой отношений в указанных сферах. К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер».

Наряду с отмеченной авторской позицией широкого понимания предмета государственного (конституционного) права, имеются авторы, которые понимают предмет данной отрасли права в более компактной формулировке. Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и гражданина и учреждающие в этих целях определенную систему государственной власти.

Все общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, следует подразделить на две группы: 1) общественные отношения, складывающиеся в областях, составляющих основные элементы государства, которыми, как известно, являются народ, территория и власть; 2) общественные отношения, имеющие основополагающее значение для тех сфер, в которых они складываются. Сложность определения предмета конституционного права: «При таком подходе нужна интуиция опытного, если не гениального государствоведа, чтобы правильно определить первую группу от второй».

Можно выделить и группу авторов, которые при определении предмета государственного (конституционного) права используют так называемую трехуровневую систему организации общественных отношений, относящихся к данной отрасли права. Так, «…предмет конституционного права можно определить как совокупность общественных отношений, определяющих:

  • 1. Основы конституционного строя (основы государственного и общественного строя, закрепленные в качестве таковых положениями Конституции РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и политико-территориальное устройство страны;
  • 2. Отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России (населением субъектов Российской Федерации) государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии), а также создания и функционирования образуемых в этих целях выборных органов государственной власти;
  • 3. Основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание процесса реализации политических прав и свобод граждан».

На позиции использования трехуровневой системы организации общественных отношений, относящихся к предмету конституционного права, говорится: «…определение предмета конституционного права России в современный период следует проводить с учетом функционального назначения данной отрасли…».

Наряду с общими для всех отраслей права функциями, «…конституционное право осуществляет и такие только ей присущие государственно-правовые функции как учредительная, государствообразующая, координирующая». Названные и подчеркнутые автором точки зрения функции, действительно определяют специфику конституционных норм. Однако, те государственно-правовые нормы, которые находятся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы государственного (конституционного) права, такими свойствами не обладают. Поэтому предложенное функциональное назначение государственного (конституционного) права не может быть признано удачным. Опираясь на свою исходную позицию, И.А. Конюхова говорит, что современное конституционное право Российской Федерации можно было бы определить как ведущую фундаментальную отрасль публичного права, которая объединяет в единую систему конституционно-правовые нормы, устанавливающие:

  • - основы общественного строя;
  • - основы взаимоотношений личности и государства;
  • - отношения по организации и осуществлению публичной (общественной и государственной) власти».

В наиболее общем виде, научные дискуссии разворачивались и разворачиваются в настоящее время вокруг двух основных проблем:

Во-первых, споры разгорались вокруг того, как подойти к определению самого обобщенного понятия и функционального назначения отрасли государственного права. Такими определениями в науке советского государственного права были: «в советском государственном праве выражаются общественные отношения, связанные с организацией советского государства и его органов власти»; что эти общественные отношения складываются «в связи с осуществлением государственной власти», «возникающие в процессе осуществления государственной власти», «по поводу осуществления государственной власти», «составляющие основы полновластия советского народа» и др.;

Во-вторых, из рассмотренных нами позиций ближе других к сущностному ответу на поставленный вопрос о функциональном назначении государственного права подошли авторы учебника «Конституционное право России» Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин. Но их утверждение о том, что нормы данной отрасли права регулируют лишь определенный слой политических, экономических, социальных, духовных и пр. общественных отношений, которые они называют базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер, ответа на поставленный вопрос не дают. А в чем же их функциональное предназначение? И.А. Конюхова также не дает ответа относительно функционального назначения данной отрасли права;

В-третьих, отдельные авторы при определении круга общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли вводят в оборот термины, которые в полном объеме в современной науке государственного права не используются. Так, Дмитриев Ю.А. и Конюхова И.А. вводят в оборот термин, который был характерен для науки советского государственного права, а именно «основы общественного строя». А что такое общественный строй? Современная наука государственного права ответ на этот вопрос не дает.

Что касается Ю.А. Дмитриева, то он, к сожалению, не совсем корректно отнесся к содержанию понятия «основы конституционного строя». В представленном им определении основы конституционного строя это «…основы государственного и общественного строя, закрепленные в качестве таковых положениями Конституции РФ, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации». Вместе с тем следует отметить, что основы конституционного строя устанавливаются только Конституцией РФ и никак конституциями и уставами субъектов РФ. Основы конституционного строя едины для всего государства и не могут быть скорректированы кем бы то ни было (ст. 16 и ст. 135 Конституции РФ).

Итак, что же следует понимать под предметом правового регулирования государственного (конституционного) права. Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо выполнить два условия:

  • 1) установить круг и характер тех общественных отношений, которые регулируются нормами государственного (конституционного) права;
  • 2) определить ограничительную линию, отделяющую общественные отношения, регулируемые нормами государственного права, от других видов общественных отношений, регулируемых нормами других отраслей права.

Предмет правового регулирования государственного (конституционного) права по сравнению с другими отраслями права отличается существенными отношениями, которые отражают строго определенную сторону социальных связей, складывающихся в государстве и обществе. Нормы государственного (конституционного) права устанавливают и закрепляют устройство российского государства.

Устройство государства - это целый комплекс социальных, экономических национальных, идеологических и правовых отношений. Государственное (конституционное) право, разумеется не в состоянии своими нормами регулировать все такого рода отношения, да это и не входит в его задачу.

Поэтому из всего многообразия общественных отношений, складывающихся в государстве и обществе, нормы государственного (конституционного) права определяют для себя те, которые:

Во-первых, закрепляют организационно-правовые основы конституционного строя Российской Федерации и на базе их принципов определяют основы правового положения гражданина и человека, федеративное устройство, а также основные принципы построения и взаимодействия властей в государстве. Тем самым основы конституционного строя представляют собой головной политико-правовой, а это одновременно и головной государственно-правовой институт, который имеет своей целью: установить содержание концепции, которая формирует единые подходы к пониманию сущности всех определяющих государственно-правовых институтов нашего государства и общества на уровне Федерации, ее субъектов и местного самоуправления;

Во-вторых, определяют основы правового положения гражданина и человека в государстве и обществе. Правовое положение гражданина и человека в той или иной степени определяется и нормами других отраслей права. Однако значимыми для государственного (конституционного) права являются отношения, определяющие принадлежность лица к российскому гражданству, принципы, закрепляющие положение гражданина и человека в государстве и обществе, его основные права, свободы и обязанности. Именно эти группы общественных отношений являются исходными для всех остальных областей общественных отношений между личностью и государством. Слово «основы» в данном случае выполняет роль той линии, которая отграничивает общественные отношения государственно-правового характера от общественных отношений в данной сфере, но урегулированных нормами других отраслей права;

В-третьих, характеризуют устройство российского государства с точки зрения его национально-государственной, национально-территориальной и административно-территориальной организации. В данном случае нормы государственного права закрепляют федеративную организацию России, т.е. из каких частей состоит Российская Федерация, кто является ее субъектом, особенности правового положения субъектов Федерации и характер их взаимоотношений с Федерацией. Государственно-правовые нормы закрепляют также предметы исключительного ведения собственно Федерации, а также закрепляют основные принципы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами и предоставляет субъектам Федерации право самостоятельно определять предметы исключительного их ведения и административно-территориальное устройство;

В-четвертых, именно нормы государственного (конституционного) права устанавливают систему государственных органов Российской Федерации и ее субъектов и органов местного самоуправления, а также основные принципы их организации и деятельности. Это позволяет и государственным органам субъектов Российской Федерации, и органам муниципальных образований самостоятельно вводить в соответствующие системы органов определенные свойства, связанные с историческими особенностями их развития и национальной самобытности;

В-пятых, государственная власть и самоуправление в Российской Федерации осуществляются народом не только через систему государственных органов и органов местного самоуправления. Государственная власть и самоуправление в Российской Федерации осуществляются также народом непосредственно, используя формы прямой демократии, а именно, референдум и свободные выборы. Поэтому общественные отношения, складывающиеся в процессе непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, регулируются нормами государственного (конституционного) права и потому также являются составляющей частью предмета правового регулирования данной отрасли права.

Таким образом, анализ содержания основных компонентов, составляющих устройство Российской Федерации, подтверждает действительность нашего первоначального утверждения о том, что общественные отношения, регулируемые нормами государственного права, весьма сложны и многообразны. Установив содержание и специфику предмета правового регулирования, можно дать следующее определение понятия конституционного права Российской Федерации как отрасли права:

Конституционное право Российской Федерации - это отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, юридически закрепляющих устройство Российской Федерации, т.е. основы его конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления и формы непосредственного народовластия.

К определению предмета конституционного права, необходимо подходить особенно аккуратно, проявляя точность, так как в этой области (отрасли), ведется речь о возможных гарантиях свободы граждан, что в свою очередь должно проявляться в минимуме ограничений при существующей охране. То есть власть должна проявляться в минимуме ограничений, и при этом иметь только самый необходимый минимум полномочий, направляя при этом деятельность во благо и интересы людей.

Рассмотрим более подробно общественные отношения, которые являются предметом конституционного права .

· Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества.

В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

· Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без его взаимосвязей с государством и гражданином. Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон его жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права.

Естественно, все эти разнообразные отношения между людьми играют неодинаковую роль в формировании тех общезначимых социальных связей, на которых основывается единство общества и которые составляют его сущность как целостной системы.

Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

· Поскольку одной из основ конституционного строя России является федерализм, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами.

Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ей субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России.

· Как отмечалось выше, целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре.

Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

Отношения, которые возникают между гражданами и государством, помимо конституционного права, регулируются также и иными отраслями права (административным, трудовым и др.). Однако конституционное право является «фундаментом» всего, заключает в семе основополагающие нормы, из которых затем и складываются основные права и возможности человека. В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает этому пониманию.

Сложность регулирования отношений человека и государства заключается в том, что должны быть учтены не только понятия и показатели свободы человека, но и его обязанности перед государством и другими членами данного государства.

Ведь свобода не означает абсолютное допущение любых действий, так как это может приводить к печальным и неконтролируемым последствиям в силу злоупотребления обществом данными понятиями.

К тому же конституционное право не только дает права, но и провозглашает правовые гарантии, способствует учреждению такого государства, которое возьмет под свою ответственность все обязанности по устройству благополучия своего населения, что в сущности и формируется в устройство государственной власти.

Через права свободного человека впоследствии складываются все взаимоотношения в обществе и формы устройства жизни, весь общественный порядок: социальные отношения, экономическая система, формы власти и формы собственности, трудовое право и так далее.

И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные устои, такие как: равная защита всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. Отсутствует раздел об основах общественного строя, однако во многих статьях устанавливаются экономические и социальные функции государства, которые направлены к одной главной цели: содействие к сохранению прав и свободы граждан страны, то есть эти требования устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям.

Таким образом, государство оставляет право за гражданами, быть абсолютно свободными в выборе своих идеалов при достижении благополучия и счастья.

Важным моментом является то, что становление государственной власти подразумевает не только учреждение органов государственной власти, но и определяет порядок взаимодействия между органами таким образом, чтобы при своем функционировании они образовывали единую систему, работающую как один организм, а также все органы власти должны находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, чтобы содействовать раскрытию роли государства в обществе.

И свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Нахож­дение баланса власти и свободы составляет главнейший смысл конституционного права .

Значение конституционного права:

  • эта отрасль права имеет ве­дущий характер в системе права . С конституционно­го права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может раз­виваться, если она не находит опоры в конституционных прин­ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо­лее противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения со­прикасаются не только с индивидуальными проявлениями свобо­ды человека, но и с коллективными действиями людей через по­литические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда ост­рый интерес к развитию конституционного права со стороны са­мых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институ­тов и норм.

Предмет конституционного права

Уяснение предмета необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит - составить поня­тие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей. Определение предмета конституци­онного права требует большой точности, поскольку в этой отрас­ли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограничен­ной, имея только самый необходимый набор полномочий в инте­ресах людей.

Особенность предмета конституционного права как отрасли права

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр., правовой статус личности), в других - предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений (прежде всего отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений).

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

  1. охраны прав и свобод человека (отношения между челове­ком и государством);
  2. устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых скла­дываются правовой статус человека, его основные права и свобо­ды . В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степе­ни отвечает этому пониманию.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, - сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей че­ловека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы преду­предить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гаран­тии, способствует учреждению такого государства, которое берет на себя обязан­ность создать условия для благополучия людей; в сущности, это­му подчинено все устройство государственной власти.

Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация эко­номики, политическая система, социальные отношения и т. д. И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные ус­тои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.).

В Конституции 1993 г. нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и со­циальные функции государства , подчиненные главной цели - охране и содействию реализации прав и свобод человека. Таким обра­зом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же граждан­ское общество в главном остается свободным от государственно­го регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизнен­ных идеалов и собственных путей к счастью.

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламента­цию широкого круга отношений между ними. Органы государст­венной власти, несмотря на различие их задач и разделение пол­номочий, должны составлять единую целостную систему и нахо­диться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Кон­ституционное право составляет исходную точку развития власт­но-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государст­венных органов, но при отсутствии внутреннего единства спо­собно породить разлад в их действиях, конституционные кризи­сы и хаос в государственной жизни.

Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.

Метод конституционного права

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов.



Похожие публикации