Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Заявке не указана страна происхождения товара. В заявке указывают страну происхождения товара, если ее названия нет в документации. Нет страны происхождения товара

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о декларации страны происхождения товара при участии в закупках в рамках 44-ФЗ. Такая декларация необходима в том случае, если Заказчиком при проведении закупки установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (ст.14 44-ФЗ “национальный режим” и ). Национальный режим был введен на законодательном уровне для создания преимуществ производителям из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия). В этой статье мы подробно разберемся с тем, какие документы позволяют подтвердить страну происхождения товара (СПТ) и где их взять.

1. Страна происхождения товара

Давайте начнем с самого начала. Итак…

Страной происхождения товара является страна, где товар был полностью произведен или подвергнут серьезной обработке или переработке в соответствии с установленными критериями (критерии достаточной переработки).

Страна происхождения товара может быть подтверждена следующими документами:

  1. Сертификат о происхождении товара СТ-1 . Это документ, подтверждающий факт производства товара в стране-экспортере и выдается он уполномоченными органами этой страны. В нашей стране сертификат СТ-1 выдается Торгово-промышленной палатой либо одним из ее региональных подразделений. Подробнее о данном сертификате вы можете прочитать ;
  2. Декларация страны происхождении товара . Такая декларация представляет собой заявление, сделанное производителем товара, продавцом или иным лицом, которое его отправляет из страны происхождения. В заявление вносится информация, на основании которой можно определить, в какой именно стране был произведен товар.

2. Образцы деклараций страны происхождения товара для юрлица и ИП

Декларация СПТ для участия в закупках по 44-ФЗ готовится очень просто и представляет собой документ, подготовленный на фирменном бланке участника закупки. Если вы индивидуальный предприниматель, то можно обойтись и без фирменного бланка.

Декларация состоит из следующих обязательных атрибутов:

  1. Шапка , в которой указывается “Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров”;
  2. Текстовый блок следующего содержания “В целях исполнения п.6 ч.5 ст. 66, ч.4 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» “название участника ” сообщает:”
  3. Таблица , состоящая из трех столбцов: № п/п, наименование товара и наименование страны происхождения товара. В этой таблице участник декларирует СПТ предлагаемого к поставке товара. Важный момент: НСПТ должно указываться в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (постановление Госстандарта России от 14.12.2001 г. № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира»). Там нам понадобится Приложение А — Наименования стран мира в алфавитном порядке.
  4. Должность, ФИО, подпись, печать (при наличии) . Важный момент: Не обязательно распечатывать документ, подписывать, ставить на нем печать и сканировать. Можно прикрепить этот документ на электронной площадке в виде обычного файла в формате *.doc без подписи и печати, т.к. он будет подписан электронной подписью.

Готовые образцы деклараций СПТ вы можете скачать ниже:

Образец декларации для ИП — скачать

Образец декларации для юрлица — скачать

3. Нужна ли декларация или достаточно просто указать страну происхождения товара?

В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51, п.6 ч.5 ст.66, п.6 ч.3 ст.73 участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов (в конкурсах и запросах котировок — заверенные копии этих документов).

В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа № 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу № 155 перечне, является декларация участника закупки.

Однако в абзаце 2 пункта 13 приказа № 155 также сказано о том, что если участником закупки не представлена соответствующая декларация, к такому участнику просто не применяются положения настоящего приказа (т.е. преференции).

В соответствии с письмом Минпромторга России от 2 декабря 2014 г. № 07-3347 согласно постановлению № 656 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в пунктах 1-14, 28 и 43-66 перечня товаров, поименованных в приложении к данному постановлению, является сертификат о происхождении товара, то есть сертификат СТ-1, выдаваемый в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г.

Таким образом, в случае отсутствия сертификата СТ-1 в составе заявки участника, такая заявка будет отклонена даже в том случае, если в ней будет указано место происхождения товара.

Если же товар не имеет аналогов произведенных в РФ (ПП РФ от 17.07.2015 г. №719 “О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации”), то в данном случае СПТ подтверждается актом экспертизы от Минпромторга РФ.

4. Изменения в декларировании СПТ с 01.07.2018 года

С 1 июля 2018 года в 44-ФЗ вступают в силу поправки, внесенные в декабре 2017 года Федеральным законом № 504-ФЗ.

Согласно этим поправкам, если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Таким образом участник лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят.

Заявка будет отклонена лишь в том случае, если в отношении закупаемых товаров, работ, услуг установлен явный запрет, предусмотренный ст.14 44-ФЗ.

На этом моя статья подошла к концу. Буду очень рад, если данная информация помогла вам разобраться в вопросе декларирования СПТ. А если это так, то поставьте пару “лайков” и нажмите на звездочку, чтобы эту статью чаще находили в поиске другие участники закупок.



Требование к обозначению страны происхождения товара — одно из предъявляемых в обязательном порядке к первой части заявки на участие в электронном аукционе и к заявке на участие в открытом конкурсе. У желающих участвовать в торгах возникает немало вопросов, связанных с этим понятием — от того, зачем же нужна эта информация, до того — как правильно ее указать. Разобраться с деталями и тонкостями этого пункта бывает крайне непросто. Что такое страна происхождения товара Первый вопрос, на который следует дать ответ — что же понимается под страной происхождения товара? В Федеральном законе №44 это понятие не раскрывается, поэтому для того чтобы найти истину придется обращаться к разъяснениям, данным Министерством экономического развития в письме №Д28И-1889 от 30.04.2014.

Страна происхождения товара

Отклонение же таких заявок неправомерно. ⁠ «Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 г. N ОГ-Д28-6795 ⁠ … в случае указания в первой части заявки на участие в электронном аукционе одновременно нескольких стран происхождения предлагаемого к закупке товара согласно декларации о соответствии на данный товар заказчик не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе» ⁠ «Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2017 N 306-КГ17-552 по делу N А49-307/2016 ⁠ …..положения Закона о контрактной системе и Таможенного кодекса позволяют сделать вывод о том, что участник электронного аукциона не лишен возможности указать в первой части заявки одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к закупке товара, и заказчик по этому основанию не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе.

Как определить страну происхождения товара

Внимание

Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально. Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).


Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки. Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

Указание места происхождения/производителя товара

Данное обязательство предусмотрено статьей 51 и статьей 66 Закона о контрактной системе. ⁠ Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, в случае если закупка осуществляется в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ. ⁠ Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара. Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара? ⁠ Этим вопросом нередко задаются участники закупок. ⁠ При проведении конкурсов и электронных аукционов Закон № 44-ФЗ обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.

Особенности предоставления информации о стране происхождения товара по 44-ФЗ Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально. ⁠ Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.
Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара ⁠ Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

Обязательно ли указывать страну происхождения товара 44 ap

Инфо

Важно добавить, что заказчики должны соблюдать так называемый национальный режим (напомним, он применяется к товарам, которые изготовлены на территории иностранных государств). Как подтвердить страну-производителя При оформлении заявки на участие в конкурсе или аукционе необходимо указать в первой части заявки место возникновения тех или иных товаров. Во второй части нужно приложить подтверждающие документы (в том случае, если заказчиком установлено такое требование).


В большинстве случаев будет достаточно констатации самого факта. Проведение экспертизы для установления государства необходимо для продукции, которая предназначена на экспорт. Вещи отечественного производства для оборота внутри государства подвергаются сертификации (при этом также проводится экспертиза).
Проводит ее Торгово-промышленная палата. Среди сертификатов необходимо обратить внимание на сертификат формы СТ-1.

Обязательно ли указывать страну происхождения товара 44 фз

На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара. просто тут непонятно, обязательно ли указывать город… Спасибо! Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Какова ответственность за неверное указание страны происхождения товара?
  • Действителен ли протокол ГИБДД при отсутствии указания места совершения правонарушения?

Ответы юристов (4)

  • Все услуги юристов в Москве Получение электронной цифровой подписи Москва от 3000 руб. Помощь в получении банковской гарантии для обеспечения заявок по 44-ФЗ и 223-ФЗ Москва от 15000 руб.

Важно

Согласно информации, содержащейся в пунктах 88-89 этого письма, следует исходить из определения, данном в части 1 статьи 58 Таможенного кодекса РФ. Согласно ей, страна происхождения товара — это государство или несколько государств, на территории которого (которых) товар был произведен целиком или окончательно обработан. В каких закупках требуется указывать страну происхождения товара Такое требование в обязательном порядке содержится в документациях об открытых конкурсах (часть 2 статьи 51 Федерального закона №44) и электронных аукционах (часть 3 статьи 66 Федерального закона №44).


Многие участники задаются вопросом — нужно ли указывать подобную информацию в котировочной заявке.
Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:
  • в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
  • указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
  • указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно. Вместе с тем, поставщику следует указывать информацию о стране происхождения товара исключительно исходя из имеющихся у него документов.

Вместе с тем, указание нескольких стран в составе первой части заявки не означает неотражение сведений о стране происхождения товара, не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства и не влечет негативных последствий, как для заказчика, так и для участников аукциона, и соответственно, не может служить основанием для отказа в допуске заявки на участие в аукционе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе» ⁠ Тем не менее, поставщику следует указывать информацию о стране происхождения товара исключительно исходя из имеющихся у него документов. При этом рекомендуется прикладывать их копии в составе заявки даже в тех случаях, когда такое требование отсутствует.

В этом постановлении указано, что при заполнении типовых форм заявок на участие в аукционе, конкурсе, запросе предложений участники закупки начнут выбирать, где сделан товар, на электронной площадке из классификатора стран мира (ОКСМ). В этом же классификаторе прописан и цифровой код страны происхождения товара (СПТ). Например, у России — 643.

С 01.01.2020 участники указывают, где сделана каждая позиция продукции в техзадании, которую такие участники собираются поставить или использовать при выполнении работ, оказании услуг. А госзаказчики обязаны потребовать предоставить эти сведения.

Это новое правило действует для всех процедур, кроме электронного запроса котировок. В п. 2 ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ указано, что заявка должна содержать документы, которые подтверждают, где сделана продукция. А про обязанность указать государство в заявке на электронный запрос котировок в этой норме закона нет ни слова.

Вот инструкция, как правильно писать страну происхождения товара по 44 ФЗ:

  1. Определите государство по непреференциальным правилам определения страны происхождения товаров. Эти правила утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49.
  2. Убедитесь, что такое название общепринято и понятно для заказчика, если прописываете не так, как в реестре стран происхождения товара (ОКСМ). Такие выводы сделал Минфин в письме № 24-01-10/62488 от 26.09.2017.

Как определить, где произведен товар

В памятке о правилах определения места производства продукции при импорте в ЕАЭС, которая утверждена коллегией Евразийской экономической комиссии, указано, что продукция признается происходящей из конкретного государства, если она:

  1. Полностью получена или произведена в такой стране.
  2. Подвергнута достаточной переработке, если при производстве товара использовались иностранные материалы.

Вот инструкция, как определить страну происхождения товара.

Если при производстве использовали иностранные материалы, такую продукцию считают происходящей из такого государства, если выполняется одно из таких условий:

1. В результате операций по переработке или производству классификационный код товара по гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода материалов, которые использовали в производстве такой продукции по ГС.

Пример:

В государстве А при производстве «мебели» (код 9401) использовали иностранный материал «деревянные доски» (из государства Б) (код 4407).

В результате производства классификационный код иностранной продукции (4407) изменился на уровне как минимум одного из первых четырех знаков по отношению к классификационному коду произведенного товара (9401) и, следовательно, государство, откуда происходит продукция, — А.

2. Стоимость иностранных материалов не превышает 50% в стоимости произведенной продукции на условиях EXW.

Пример:

В стране происхождения товара Россия или Российская Федерация при производстве «мебели» использовали иностранный материал «деревянные доски» (из Китая). Стоимость «мебели» на условиях EXW составляет 100 долларов. А подтвержденная стоимость используемых иностранных материалов в стоимости готовой продукции составляет 45 долларов. Следовательно, доля иностранного материала равна 45% и, соответственно, не превышает 50%, критерий происхождения выполнен и место производства — Россия или Российская Федерация.

Для продукции, которая аналогична той, в отношении которой применяются меры защиты внутреннего рынка, дополнительно установлены остаточные критерии происхождения, которые позволяют более точно определить, где продукция сделана в подавляющем большинстве случаев:

1. Если при производстве использовались материалы, происходящие только из одного государства, отличного от того, в котором делали товар, то полученная продукция признается происходящей из государства, из которого происходят все используемые материалы.

Пример:

В государстве А при производстве продукта «бананы сушеные» (код 0803, стоимостью 100 долларов) используется иностранный материал «бананы свежие» (код 0803, стоимостью 80 долларов) (из государства Б). Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, произведенный продукт «бананы сушеные» происходит из государства Б.

2. Если при производстве использовались материалы, происходящие более чем из одного государства, то полученный продукт признается происходящим из государства, из которой происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного продукта на условиях EXW.

Пример:

В государстве А при производстве «смеси сухофруктов» (код 0813, стоимостью 100 долларов) используются иностранные материалы «сушеный абрикос» (код 0813, стоимостью 60 долларов) (из государства Б) и «сушеный чернослив» (код 0813, стоимостью 30 долларов) (из государства В), а накладные расходы, связанные с изготовлением смеси, составляют 10 долларов. Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, происхождение произведенной «смеси сухофруктов» определяют по стране, из которой происходит большая по стоимости часть материалов, т. е. государство Б. В остальных случаях определения происхождения (товары, в отношении которых не установлены меры защиты внутреннего рынка) при невыполнении критериев достаточной переработки происхождение товаров считают неизвестным.

Чем происхождение отличается от аналогичных терминов

Не путайте понятие страны происхождения с такими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, иногда отличается от места изготовления продукции. Так, например, продукцию делают в Китае, а торговая марка зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Как указать в заявке

Вот инструкция, как правильно указать страну происхождения товара в первой части заявки:

  1. Определите, где сделана продукция по непреференциальным правилам.
  2. Укажите страну для каждой позиции или пропишите, что все товары произведены в одном государстве.

С 29.02.2020 на электронных площадках появится функционал по выбору страны по ОКСМ. Используйте его при подачи заявки.

Вот пример:

Как подтвердить СПТ

Если заказчик установил запреты, ограничения и условия допуска иностранных ТРУ в рамках национального режима (ст. 14 44-ФЗ), участники обязаны подтвердить происхождение специальными документами. Эти документы прописаны в постановлениях правительства и приказе о нацрежиме. Такими документами могут быть:

  • специальный инвестиционный контракт;
  • годовой акт экспертизы ТПП;
  • сертификат по форме СТ-1;
  • акт экспертизы ТПП с информацией о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия.

А в приказе Минфина № 126н от 04.06.2018 от участников требуется задекларировать страну. Это значит, что достаточно указать ее в заявке. Дополнительных подтверждающих документов не требуется.

Если не приложите подтверждающие документы, товар из заявки считается иностранного происхождения автоматически.

Как прописывают СПТ в контракте

Для закупок, которые объявлены после 01.01.2020, указывайте страну происхождения в условиях контракта при его заключении и при внесении сведений об исполнении контракта в реестр контрактов.

Инструкция, как в контракте прописать страну происхождения товара, сводится к копированию информации о стране из заявки участника в проект контракта.

в первой части заявок участник написал, что страна происхождения товара: Россия, Япония, Беларусь. При этом относительно каждой позиции страна происхождения не указана. Заявку следует отклонить в данном случае?

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

20 спорных заявок: отклонить или допустить

Участник указал в заявке несуществующий ГОСТ. Комиссия заявку отклонила, оказалось, зря. Суд посчитал, что предложение корректное – участник просто опечатался в госстандарте, при этом товар описал подробно, а все характеристики отвечают документации. Читайте еще 19 примеров, которые помогут решить, отклонять заявку или нет, и избежать судов. Быстро найти свою ситуацию поможет таблица.

Не прописали товарный знак

Не отклоняйте заявку.

Участник прописал в аукционной заявке характеристики товара, а товарный знак не указал. Отклонять заявку нельзя. Первая часть аукционной заявки должна содержать указание на товарный знак, только если знак существует. В нормах Закона № 44-ФЗ, которые касаются товарного знака, есть приписка «при наличии». Поэтому суды поясняют: отсутствие товарного знака – не причина отклонять заявку участника. Примеры из судебной практики:

Нет страны происхождения товара

Отклоните заявку.

Участник электронного аукциона в заявке указал конкретные показатели товара, а наименование страны происхождения не прописал. Заявку нужно отклонить. При этом не важно, что закупаете – товары или работы, при которых подрядчик использует товары. Первая часть аукционной заявки в любом случае должна содержать название страны, где товар произвели. Вывод подтверждает административная практика:

  • решение Иркутского УФАС России от 31 мая 2017 г. № 455;
  • решение ФАС России от 29 мая 2017 г. по делу № ВП-251/17;
  • решение Новосибирского УФАС России от 2 мая 2017 г. № 08-01-110;
  • решение Московского областного УФАС России от 6 апреля 2017 г. по делу № 07-24-2977эп/17.

Требование, что участник в заявке должен указать страну происхождения товара , пропишите в документации о закупке. Иначе нарушите Закон № 44-ФЗ, а ФАС выдаст предписание отменить протокол рассмотрения заявок и внести изменения в закупочную документацию (решение ФАС России от 27 марта 2017 г. № КГОЗ-042/17).

Внимание: участник не указал страну, но по месту происхождения товара или по производителю ясно, где продукцию произвели. Тогда заявку не отклоняйте – такого мнения придерживаются судьи.

Пример: участник не указал страну, но отклонять заявку нельзя

Заказчик закупал услуги уборки электронным аукционом. В документации установил требования к товарам.

Участник электронного аукциона в заявке не прописал страну происхождения товара, но указал данные производителя. Например, по позиции «средство по уходу и техническому обслуживанию мебели» прописал адрес производства и склада: «404131, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, д. 87» ; по позиции «мешки мусорные» – наименование производителя и место происхождения товара: «396650, Воронежская область, г. Россошь, ул. 50 лет СССР, д. 78/2» .

Заявку отклонили, но суд признал действия аукционной комиссии незаконными – постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 января 2017 г. № А38-1824/2016.

Пример: участник не прописал словосочетание «страна происхождения товара»

Заказчик закупал куриные яйца аукционом.

Участник в заявке прописал: «производитель – Россия». Заявку отклонили, поскольку в заявке не было словосочетания «страна происхождения товара». Заказчик посчитал, что термины «страна происхождения товара» и «страна-производитель» не тождественны.

Суд решил, что комиссия отклонила заявку незаконно. Судья пояснил, что участник предоставил достаточно сведений, которые позволяют заказчику идентифицировать наименование страны происхождения товара. Оснований отказать участнику не было (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2016 г. № Ф10-4421/2016).

Участник перечислил несколько стран происхождения товара

Не отклоняйте заявку.

Участник в заявке указал две страны происхождения товара, например Нидерланды и Китай, или несколько стран – Сингапур, Ирландия, Россия, Бельгия, Нидерланды. Отклонять заявку нельзя. Позицию выразила коллегия Верховного суда, хотя ранее мнения судей и ФАС были неоднозначны.

Верховный суд пояснил: страной происхождения считают страну, в которой товары полностью произвели или подвергли достаточной обработке. При этом под страной происхождения может быть группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны. Страну происхождения подтверждает декларация или сертификат. Коллегия сослалась на пункт 1 статьи 58, часть 2 статьи 59 Таможенного кодекса Таможенного союза – определение Верховного суда РФ от 20 июня 2017 г. № 306-КГ17-552. Пример с аналогичным решением – постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 февраля 2017 г. № Ф09-11597/16.

В заявке не те характеристики, что на сайте производителя

Не отклоняйте заявку сразу. Сначала убедитесь, что информация на сайте официальная.

Участник прописал в заявке характеристики товара и наименование производителя. Комиссия заказчика зашла на официальный сайт производителя, сопоставила информацию и увидела, что характеристики из заявки не отвечают данным с сайта. Свяжитесь с производителем по электронной почте или телефону и уточните, актуальна ли информация на сайте, выполняет ли компания индивидуальные заказы. Если информация на сайте достоверная, а участник предлагает другие характеристики, отклоняйте заявку. Основание – заявка не отвечает требованиям документации о закупке.

Совет: запросите у производителя официальное письмо, где сказано, что информация на сайте актуальна и компания не выполняет индивидуальных заказов. Письмо послужит доказательством, если участник пожалуется в ФАС.

Пример: заказчик неправомерно отклонил заявку

Заказчик закупал экскаватор-погрузчик аукционом.

Участник в заявке указал, что поставит экскаватор-погрузчик марки «TEREX TLB 825-RM», производитель – закрытое акционерное общество «Тверской экскаватор», прописал технические характеристики товара. Аукционная комиссия ознакомилась с официальным сайтом производителя и обнаружила другие характеристики.

Комиссия отклонила участника, поскольку информация в заявке не отвечает требованиям документации. Участник пожаловался в ФАС и представил письмо компании-производителя. В письме указано, что производитель имеет техническую возможность изготовить экскаватор-погрузчик марки «TEREX TLB-825» по индивидуальному заказу с техническими характеристиками, которые прописаны в аукционной документации. ФАС и судьи приняли сторону участника – постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 января 2017 г. № А27-6066/2016.

К заявке приложили контракт и акт, суммы по которым не совпадают

Отклоните заявку.

Заказчик вправе установить в документации о закупке дополнительное требование к участникам – опыт выполнения аналогичных работ. Опыт участник подтверждает документами – копиями исполненного контракта и акта. Допустим, суммы в контракте и акте не совпадают: контракт заключен на сумму 728 250 000,00 руб., а акт стороны подписали на сумму 725 166 966,28 руб. Заявку нужно отклонить. Такого мнения придерживаются специалисты ФАС – решение ФАС России от 30 мая 2017 г. по делу № К-658/17.

Характеристики товара не отвечают требованиям документации

Отклоните заявку.

Заказчик просит в документации товары с одними характеристиками и объемом, участник предлагает другие. Например, хотите флаконы массой не менее 1 кг, а участник предлагает флаконы массой 0,9 кг. Заявку нужно отклонить, поскольку предложение участника не отвечает требованиям документации. Причем административная практика показывает – правило работает, даже если участник указал данные верно, а сам заказчик ошибся в документации. Объясню на примере.

Пример: заказчик некорректно оформил документацию о закупке

Заказчик закупал медицинские перчатки аукционом. К информационной карте сделал приложение № 2, где прописал требования.

Из таблицы видно, что участник ошибся: в графе с количеством указал цену и наоборот.

Пять участников подали заявки, в которых исправили ошибку заказчика. Таблица в заявках выглядела так.

Все пять заявок комиссия заказчика отклонила. Основание – заявка не отвечает требованиям аукционной документации. Один из участников пожаловался в УФАС. Контролеры решили, что комиссия все сделала правильно.

Специалисты УФАС пояснили: аукционная комиссия проверяет первые части заявок. Если данные заявки не отвечают требованиям, которые заказчик установил в документации, участника не допускают к торгам. Следовательно, комиссия заказчика приняла правомерное решение – законно отклонила заявку (ч. 1 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

При этом УФАС признала, что заказчик нарушил требования частей 1 и 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ – включил в документацию недостоверную информацию. Заказчик получил предписание внести изменения в документацию о закупке и продлить срок подачи заявок – решение Владимирского УФАС России от 30 мая 2017 г. по делу № Г 510-04/2017.

Пример: участник указал характеристики, которые не отвечают документации

Заказчик закупал работы вместе с товарами аукционом. Среди товаров были дверные блоки. Какие характеристики указал заказчик и что предложил участник, смотрите в таблице.

Заказчик Участник

ДГ 21-10, 21-9, 21-7 ;

высота дверных блоков не более 2071 мм ;

высота полотна двери не менее 2000 мм ;

ширина блока двери не более 970 мм ;

ширина полотна двери не менее 600 мм ;

толщина полотна не более 40 мм ;

площадь дверного полотна не более 2,01 кв. м ;

цвет должен быть белый

Блоки дверные однопольные, тип Г – с глухими полотнами, типоразмер ДГ 21-9 ;

высота дверных блоков 2071 мм ;

высота полотна двери 2000 мм ;

ширина блока двери 870 мм ;

ширина полотна двери 800 мм ;

толщина полотна 40 мм ;

площадь дверного полотна 1,6 кв. м ;

тип внешнего покрытия – ламинация;

цвет – белый

Аукционная комиссия отклонила заявку. Причина – указаны не все типоразмеры дверных блоков. Участник пожаловался в УФАС, но контролеры решили, что комиссия не нарушила закон. В документацию заказчик включил инструкцию по заполнению заявки. В инструкции сказано: «перечисление размера (типоразмера) материала, цвета краски через запятую означает, что при производстве работ используются все перечисленные размеры (типоразмеры), цвета краски и в первой части заявки предоставляются показатели в отношении каждого размера (типоразмера) материала и цвета краски». Следовательно, комиссия отклонила заявку правомерно – решение Кемеровского УФАС России от 4 мая 2017 г. по делу № 257/З-2016.

Еще примеры из административной практики:

  • решение Омского УФАС России от 12 мая 2017 г. № 03-10.1/105-2017;
  • решение Нижегородского УФАС России от 31 мая 2017 г. № 1108-ФАС52-КТ-67-09/05-17(325-ДР);
  • решение Челябинского УФАС России от 1 июня 2017 г. по делу № 308-ж/2017;
  • постановление ФАС России от 24 апреля 2017 г. по делу № К-603/16/АК132-17.

В заявке нет согласия выполнить работы

Не отклоняйте заявку.

Аукционная заявка должна содержать согласие выполнить работу или оказать услугу. Аукционную заявку участник оформляет на электронной площадке. Интерфейс площадки предусматривает, что согласие оформляют автоматически, проставив галочку в нужном окне. Наличие согласия – обязательное условие, без согласия заявку оператор электронной площадки не примет. Заявка, которую заказчик получает от оператора площадки, уже содержит согласие. Обязанность, что участник должен представить в составе заявки согласие в форме отдельного документа, нормативно не установлена. Следовательно, если участник не приложил согласие к заявке, отклонять предложение незаконно. Такие разъяснения дали специалисты УФАС – решение Хабаровского УФАС России от 21 апреля 2017 г. № 104.

Не прописали остаточный срок годности

Отклоните заявку.

Заказчик прописал в документации о закупке, что участник должен указать срок годности или остаточный срок годности товара. Участник требование не выполнил – в заявке срока годности нет. Предложение нужно отклонить. Причина – заявка не отвечает требованиям документации о закупке (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ, решение Саратовского УФАС от 21 апреля 2017 г. № 97-17/гз).

Заказчик не установил конкретный срок годности? Также отклоните заявку. Например, в документации прописали: срок годности – не менее 12 месяцев. Участник должен предложить конкретный срок годности товара без слова «не менее». Вывод подтверждает решение Иркутского УФАС России от 6 апреля 2017 г. № 209.

В заявке не конкретные параметры, а пределы значений

Отклоните заявку.

Заказчик в документации о закупке прописывает предельные значения характеристик товаров. Участник должен предложить конкретную характеристику. Если участник просто продублировал требование заказчика, заявку нужно отклонить. Допустим, заказчику нужен шкаф высотой не менее 1 м и не более 1,5 м. Участник должен предложить конкретный параметр, например: высота шкафа – 1 м (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ, решение Саратовского УФАС России от 18 апреля 2017 г. № 89-17/гз).

Пример: участник не указал конкретные характеристики товара

Заказчик закупал работы по реконструкции здания с использованием товаров. В аукционной документации заказчик установил требования к товарам и их показателям, а участник в заявке предложил свои характеристики.

Комиссия заказчика отклонила заявку, поскольку предложение участника не отвечало требованиям документации. В инструкции по заполнению заявки заказчик написал:

  • «предоставляемые участником закупки конкретные значения показателей не должны допускать разночтений или двусмысленного толкования и не должны содержать слова "от", "до", "более" (в том числе с частицей "не");
  • при одновременном использовании слов "и", "или" предпочтительным словом следует считать "и" (или знак ","), то есть, например, для интерпретации требования "10 или 15, 20 или 30" участнику необходимо сделать два выбора между вариантами "10" или "15" и вариантами "20" или "30" и дать два конкретных значения, например "10, 20"».

Участник требования инструкции не учел, следовательно, комиссия правомерно отклонила заявку (решение ФАС России от 25 мая 2017 г. № КГОЗ-142/17).

Внимание: составляйте инструкцию по заполнению заявки корректно. Если отклоните участника, который из инструкции не понял, как составить заявку, нарушите закон

Документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки, а также инструкцию по заполнению. Заказчик, который не установит в документации корректную инструкцию по заполнению заявки, нарушит пункт 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Наказание – штраф 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, решение ФАС России от 18 мая 2017 г. № ПГОЗ-119/17).

Пример: участник указал взаимоисключающие показатели, но отклонять заявку нельзя

Заказчик закупал работы и установил требования к товарам, которые участники должны использовать. Требования заказчика и ГОСТ, а также предложение участника следующие.

Заказчик ГОСТ Участник
должны быть взаимно перпендикулярны . Допускается использование камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней, закруглением лицевых и нелицевых граней или с фасками, размерами по ГОСТ 6665-91 ГОСТ 6665-91: верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны. Допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых – до 15 мм или фасками шириной до 10 мм Верхние, нижние и вертикальные грани камней взаимно перпендикулярны . Будут использованы камни с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней, закруглением лицевых и нелицевых граней, размерами по ГОСТ 6665-91

Комиссия отклонила заявку. Причина – предложение участника не отвечает требованиям документации. Данные предложения – взаимоисключающие. Участник закупки должен был предложить либо камни с перпендикулярными гранями, либо с технологическим уклоном граней. Одновременное наличие в камнях данных характеристик невозможно.

ФАС с доводами комиссии не согласилась и сослалась на инструкцию из документации. В инструкции написано:

«первая часть заявки не должна содержать фразы "предпочтительно", "допускается", "не допускается", "должно быть", "возможно", "возможен", "может быть", "требуется", "в случае", "нужен", "должна", "не может быть", "при наличии" или производные от указанных формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие либо отсутствие характеристики в товаре, указанной подобным образом, в том числе не допускается указание показателей в сослагательном наклонении».

Следовательно, заявка участника не противоречит требованиям аукционной документации. Комиссия отклонила предложение участника неправомерно – решение Краснодарского УФАС России от 12 мая 2017 г. по делу № ЭА-742/2017.

Участник не уточнил, что будет использовать новый товар

Отклоните заявку.

Заказчик закупает работы с использованием материалов электронным аукционом. В техзадании заказчик прописал, что подрядчик должен использовать новые материалы, не бывшие в употреблении. Участник в заявке прописал характеристики материалов, но не уточнил, что товары новые. Заявку нужно отклонить. Основание – участник не предоставил информацию из части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. Вывод подтверждает решение Кемеровского УФАС от 28 марта 2017 г. № 08/2695.

Не приложили к заявке опись документов

Отклоните заявку. Если участник просто приложил опись к заявке, а не подшил, также отклоните предложение.

Участник подает конкурсную заявку в письменной форме, все листы тома заявки сшивает и пронумеровывает. Заявка должна содержать опись, где перечислены все документы. Участник должен скрепить опись и документы печатью и подписать. Подпись ставит участник или уполномоченное лицо. Требование предоставить опись заказчик указывает в документации о закупке. Если том заявки на участие в конкурсе не содержит описи, заявку нужно отклонить (ч. 4 ст. 51 Закона № 44-ФЗ, решение ФАС от 25 мая 2017 г. по делу № К-631/17).

Допустим, участник приложил опись к заявке, но не сшил ее вместе с остальными документами. Отклоните заявку, поскольку предложение не отвечает требованиям закона и документации. Вывод сделали специалисты ФАС в решении от 27 февраля 2017 г. по делу № К-130/17.

Опись приложили не ко всем томам заявки

Не отклоняйте заявку.

Участник подает конкурсную заявку в письменной форме, все листы тома заявки сшивает и пронумеровывает. Заявка должна содержать опись, где перечислены все документы. Участник должен скрепить опись и документы печатью и подписать. Допустим, заявка участника состоит из нескольких томов, а полная опись, где перечислены документы, подшита только к одному тому. Суды считают, что отклонять заявку нельзя. Пример – постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 апреля 2017 г. № Ф09-1046/17.

Конкурсная заявка с ЕГРЮЛ в электронном виде

Отклоните заявку.

Заказчик и участник вправе обмениваться электронными документами. При этом документы стороны должны подписать усиленной электронной подписью и подать с использованием ЕИС. Однако функционалом ЕИС технически не предусмотрена возможность подать заявку через информационную систему. Следовательно, представлять документы в электронной форме, в том числе выписку из ЕГРЮЛ, нельзя. Если участник направил электронные документы, отклоните заявку (ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ, решение Челябинского УФАС от 6 апреля 2017 г. № 149,150-ж/2017).

Совет: в документации о закупке пропишите, что заявки на участие принимаете только на бумажном носителе. Тогда будет проще доказать, что заявка участника не отвечает требованиям документации

Например, пропишите в документации: «заявки на участие могут быть поданы только на бумажном носителе, и подача заявок через единую информационную систему технически не предусмотрена функционалом официального сайта при проведении открытого конкурса, в связи с чем представление документов в электронной форме не допускается».

Заявку подписали факсимиле

Отклоните заявку.

Заказчик проводит закупку. Участник подает заявку на бумаге, при этом подписи на документах проставлены не рукой человека, а факсимиле – с помощью механического копирования. Заявку нужно отклонить – такой вывод сделали судьи (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2017 г. № Ф02-408/2017).

Судьи пояснили: использовать во время сделок факсимильное воспроизведение подписи, электронную подпись или другой аналог собственноручной подписи можно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, правовыми актами или соглашением сторон. Закон № 44-ФЗ прямо не предусматривает возможности использовать при оформлении заявки факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или другого копирования. Судьи принимали во внимание определение понятий «подпись», «подписание документа» и «факсимиле» в ГОСТ Р 7.0.8-2013.

Копии документов не заверили

Не отклоняйте заявку, если документы сшиты вместе с описью и заверены общей подписью и печатью.

Заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам конкурса. Участник подтверждает, что отвечает доптребованиям, документами или их копиями, например контрактами и актами. Копии участник должен заверить. Об этом сказано в части 6 статьи 56 Закона № 44-ФЗ.

Допустим, участник конкурса сшил все документы вместе, пронумеровал листы, заверил печатью и подписью – этого достаточно. Заверять каждую страницу общего пакета документов, которые составляют единую заявку, не нужно. Такого мнения придерживаются судьи (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2017 г. № Ф07-1821/2017).

В заявке противоречивые сведения об учредителе

Не отклоняйте заявку, сведения об учредителе проверьте в уставе.

Опишу ситуацию на примере. Участник к заявке приложил ИНН учредителя, выписку из ЕГРЮЛ и копию устава. Судя по ИНН учредитель – Петряева М.А. В разделе «сведения об учредителях юридического лица» выписки из ЕГРЮЛ написано, что единственный учредитель – Петряев А.А.

Заказчик отклонил заявку, поскольку ИНН учредителя противоречит выписке из ЕГРЮЛ.

Суды признали, что комиссия отклонила заявку незаконно. Участник приложил к заявке копию устава. Из документа следует, что единственный учредитель компании – Петряева М.А. Устав зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ. Кроме того, участник представил копию письма из налоговой, где сказано, что сведения о Петряеве А.А. как об учредителе внесли в ЕГРЮЛ, когда регистрировали юрлицо. А с учетом особенностей Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ внести в ЕГРЮЛ изменения в части сведений об учредителях некоммерческих организаций невозможно (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2017 г. № Ф07-13998/2016).

Обеспечение заявки подтвердили незаверенной платежкой

Отклоните заявку.

Участник конкурса приложил к заявке платежку, которой подтвердил, что перевел обеспечение заявки. При этом платежка банком не заверена. Заявку нужно отклонить.

Конкурсная заявка должна содержать платежное поручение, которым участник подтверждает, что перечислил обеспечение. На платежке должна быть отметка банка, либо банк заверяет копию платежного поручения. Аналогичные требования заказчик прописывает в документации о закупке. Об этом сказано в части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ. Вывод подтверждают суды – постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2017 г. № Ф08-1531/2017.

Срок оказания услуги прописали не по форме извещения

Не отклоняйте заявку, если срок по смыслу отвечает требованиям документации, но указан в другом виде.

Опишу ситуацию на примере. В техзадании заказчик прописал начало и окончание оказания услуг в одном виде, а в заявке участник предоставил ту же информацию, но в другом формате.

Суды считают, что отклонять заявку нельзя. Срок, который участник указал в заявке, полностью отвечает сроку из документации заказчика и не противоречит правилу, по которому исчисляют период времени. Начало 01.01.2016 означает, что услугу начнут оказывать с 00 часов 00 минут 00 секунд данного дня. Конец 31.12.2016 означает, что услугу закончат оказывать в 24 часа 00 минут 00 секунд. Данный срок включает в себя время из извещения – 23 часа 59 минут 59 секунд 31 декабря 2016 года. Судьи ссылались на Закон от 3 июня 2011 г. № 107-ФЗ, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 февраля 2017 г. № Ф07-12318/2016.

Участник опечатался в ГОСТе

Не отклоняйте заявку, если участник подробно описал характеристики товара.

Участник в заявке подробно описал характеристики товара и сослался на ГОСТ, однако в цифрах к стандарту опечатался. Например, вместо ГОСТ 16731-2014 написал ГОСТ 162371-2014. Суды считают, что отклонять заявку нельзя при условии, что по характеристикам, которые описал участник, ясно, какую продукцию поставят заказчику. Характеристики из заявки должны отвечать требованиям к продукции, которые заказчик прописал в документации. Отмечу, что в приведенном примере заказчик не указал ГОСТ в документации, а просто описал характеристики товаров, которые хочет закупить. Пример – постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2017 г. № Ф08-9872/2016.

В заявке CD-диск с документами

Отклоните заявку.

Заказчик и участник вправе обмениваться электронными документами. Представлять заявку в электронном виде можно, только если возможность предусмотрена документацией. При этом документы стороны должны подписать усиленной электронной подписью и подать через ЕИС. Однако функционалом ЕИС технически не предусмотрена возможность подать заявку через информационную систему. Следовательно, представлять документы в электронной форме, в том числе на CD-диске, нельзя (ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Пример: участник приложил к заявке диск

Заказчик проводил конкурс. Участник представил бумажную заявку, в описи указал, что выписку из ЕГРЮЛ представил на CD-диске с цифровой подписью ФНС.

К заявке участник приложил копии выписок из ЕГРЮЛ, в которых указал, что сформировал документ с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа». Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом на каждом листе выписки – отметка «копия верна», подпись и печать общества. К заявкам участник приложил CD-диски.

Комиссия заказчика отклонила заявку. Суд признал, что действия комиссия правомерны – постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 марта 2017 г. № Ф10-507/2017.

Отклонять ли первую часть заявки, в которой участник указал две страны происхождения товара

Да, отклоните. Участник закупки должен указать в первой части заявки только одну страну происхождения товара. Если в сертификате происхождения или регистрационном удостоверении указана группа стран, то участник вправе указать в первой части заявки группу стран.

Такой вывод следует из части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 28 декабря 2015 года № Д28и-3730.

В первой части заявки участник должен указать одну страну происхождения в отношении одного товара или если в регистрационном удостоверении или сертификате происхождения указана группа стран, то вправе указать группу стран.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает обязанность участника указывать страну происхождения товара напротив каждой позиции товара в первой части заявки.

Таким образом, если в первой части заявки указано, что группа стран происхождения товаров Россия, Япония, Беларусь, отклонять такую заявку не следует.

Если указано несколько стран происхождения и из первой части заявки комиссия не может установить соответствующую страну происхождения каждого товара (то есть отсутствует понятие группа стран), такая заявка подлежит отклонению при условии, что в документации отсутствуют преимущества для российских товаров или ограничения для поставки иностранных товаров.

Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально.

Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.

Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара

Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Данное обязательство предусмотрено пунктом 2 части 2 и подпунктом а пункта 1 части 3 закона о контрактной системе.

Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 Закона № .

Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара.

Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара?

Этим вопросом нередко задаются участники закупок.

При проведении конкурсов и электронных аукционов закон о госзакупках обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.

Несоответствие может (и вероятнее всего будет, поскольку заказчик обязан это сделать) служить поводом для отказа в приемке товара, расторжения контракта в одностороннем порядке и включения участника в РНП.

С заявками на котировки дело обстоит иначе: в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 73, участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие товара условиям допуска и запретам, если таковые определены заказчиком в соответствии со Закона № 44-ФЗ.

Указание нескольких стран для одного товара

Время от времени при рассмотрении заявок заказчики сталкиваются с ситуацией, когда участник в качестве страны происхождения для одного товара указывает несколько разных стран. Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:

  • в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
  • указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
  • указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.

Однако в соответствии с частью 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно.

Похожие публикации